Нет ни одного человека, который бы родился с правами. Умение водить машину – навык, получаемый уже в осознанном возрасте. Более того – нужно учиться не только рулить, но и не испытывать страха при этом. Как не бояться водить машину? Что необходимо сделать, чтобы почувствовать себя на дороге уверенно и безопасно?

Как не бояться ездить за рулем: изучение правил дорожного движения

Первое, что нужно сделать новичкам, – заучить ПДД. Недостаток опыта может неплохо компенсироваться знаниями. Чем меньше сомнений в правильности поведения на дороге, тем увереннее чувствует себя водитель.

По сути, ему остается только следовать правилам. Не придется колебаться касательно того, в какой ряд перестроиться или где можно припарковаться. Все действия согласно инструкции, а значит, переживать нет смысла. Со временем необходимость постоянно контролировать происходящее исчезнет, уступив место проработанному автоматизму.

Как перестать бояться ездить за рулем: получение опыта

Знания – это база. Но без опыта ни один обладатель автомобиля не может считаться полноправным водителем. Придется преодолевать себя и хотя бы понемногу «выезжать в свет». Начинать следует с малого:

  • съездить в ближайший магазин;
  • проехаться по знакомым улицам;
  • остановиться на пустой парковке и т. д.

На первых порах достаточно накатать некоторое количество километров, после которых страх перед вождением не исчезнет, но уменьшится. Придет понимание того, что езда на машине по степени сложности не особо отличается от ходьбы по улицам (пешеходам ведь тоже нужно смотреть по сторонам, правильно переходить дорогу, избегать опасностей). Нужно лишь привыкнуть к другому типу восприятия: сквозь окно автомобиля все видится несколько иначе, чем глазами идущего пешком.

Когда основные ситуации вождения будут проработаны на практике, можно пробовать более сложные «маневры»: парковку между машин, повороты на перекрестке, обгоны и т. д. Не всегда обучение получится постепенным, так как обстоятельства на дороге непредсказуемы. Но достаточно намеренно не встревать в потенциально рискованные ситуации, чтобы минимизировать риск столкновения с неприятностями, которые пока что «не по плечу».

Как научиться не бояться ездить за рулем: «пассажирская поддержка»

Абсолютно все нервничают, в первый раз садясь за руль. И хороший вариант для новичков – хотя бы несколько дней поездить с пассажиром рядом. Лучше всего, если это будет инструктор, который сможет подсказать, подстраховать, помочь быстро принять решение. Но необязательно нанимать специального человека на «роль» пассажира. Допустимо посадить в авто просто друга или родственника. Главное – выбирать того, кто не имеет склонности к:

  • истерикам;
  • нравоучениям;
  • панике.

Желательно, чтобы пассажир просто ехал, не пытаясь комментировать происходящее без лишней на то надобности. Задача «попутчика» – оказать моральную поддержку начинающему водителю. Присутствие рядом другого человека автоматически повышает уровень уверенности. Это как с путешествиями: всегда комфортнее перемещаться по городам и странам в компании знакомого, чем вступать на новые земли в полном одиночестве.

Водитель, ощущая рядом дружеское плечо, не будет столь сильно переживать из-за возможных ошибок. Даже если новичок что-то сделает неправильно, за него есть кому заступиться. По этой причине хорошо в качестве пассажира выбирать внушительно выглядящего человека, который, к примеру, сможет легко отбить нападки другого недовольного участника дорожного движения.

Как перестать бояться водить машину: страховка

Страховка нужна. И не стоит останавливаться на дешевой, покрывающей самый минимум. Лучше заплатить больше, но быть уверенным в том, что ошибки и недоразумения, случившиеся на дороге, есть кому оплатить. Естественно, это не дает разрешения игнорировать ПДД: наоборот, требуется вести себя по всем правилам – тогда страховая компания не сможет оспорить необходимость выплат.

Наличие страховки снижает уровень напряженности. Человек понимает, что его «провалы» не станут слишком сильным ударом для семейного бюджета. А чем меньше беспокойства, тем выше уверенность и тем меньше вероятность что-то сделать не так.

Как научиться не бояться водить машину: ознакомление с маршрутом

На начальном этапе «знакомства» со своей машиной рекомендуется заранее предусматривать возможные сложности. Необходимо отметить на карте начальную и конечную точку маршрута, после чего проложить между ними оптимальный путь. Не обязательно он должен быть самым коротким: новичку важнее простота и безопасность.
Самые «переживательные» люди могут даже пройти пешком предполагаемый маршрут, чтобы собственными глазами увидеть потенциальные трудности и осмыслить, как их лучше избежать. Возможно, после такой прогулки захочется поменять путь и поехать на автомобиле другой дорогой: нет ничего плохого в изменении маршрута. Естественно, пешее «предварительное путешествие» возможно только в случае, если путь не слишком долгий.

Как не бояться водить машину: примирение с неизбежностью вождения

Права получены, автомобиль есть – значит избежать езды за рулем не получится. Ведь посещение автошколы было не просто способом скоротать время. И придется реализовать цель своего обучения – сесть за руль, чтобы:

  • ездить на учебу или на работу;
  • забирать ребенка из садика или из школы;
  • возить продукты и большие сумки из магазинов;
  • кататься за город на пикники;
  • путешествовать по миру и т. д.

Наличие автомобиля освобождает человека, дарит ему кусочек личного пространства даже на оживленной дороге (о чем пассажиры общественного транспорта не могут и мечтать). Получение прав – лишь первый шаг. Вторым станет езда на автомобиле. Сесть за руль придется так или иначе, но вот сделать это после длительного перерыва гораздо сложнее, чем сразу по окончанию автошколы.

Страх вождения нормален, если человек готов с ним бороться. Боязнь уменьшается уже спустя несколько дней активной езды. Главное – преодолеть себя в самом начале.

Не бывает бесстрашных людей. Многие люди чего-то да боятся. Список фобий огромен и состоит из десятков различных по силе и направленности страхов. Но есть один из видов фобий, который напрямую связан с автомобильной жизнь и который не дает спокойно жить некоторым водителям делая их заложниками своих коварных сетей. Поговорим мы сегодня о страхе вождения.

Если ваше беспокойство за рулем управляет вами, мешая нормально наслаждаться вождением, то вам будет полезно прочитать эти простые советы, которые смогут помочь в преодолении страха от вождения.

1. Как возникают фобии.

Фобии могут носить генетический характер, хотя страх перед вождением вряд ли имеет такую причину. Однако если у вас есть дети и они видят ваше беспокойство при вождении автомобиля, то вполне возможно со временем ваш страх автомобилей перейдет и им, создав площадку для настоящей фобии.

Страхи также основываются на переживании или наблюдении чего-то пугающего, свидетелем чего был человек. После чего одна из естественных защитных функций человеческого организма создаст барьер, отгораживающий этого человека от возможного повторения подобной ситуации.

Фобии вождения могут развиваться постепенно или быстро и могут возникнуть в следующих ситуациях:

Вы были свидетелем или участником аварии


Когда вы учились водить, вы попадали во множество провокационных ситуаций, в которых другие участники движения могли оскорблять или кричать на вас, задевая ваши чувства и понижая собственную самооценку


Вы были жертвой или виновником агрессивного поведения на дороге


Вас приводит в отчаяние дорожная обстановка современного мегаполиса


Вы совершили пугающее или опасное путешествие, которое не переросло в экстремальное происшествие, но могло бы и вызвало у вас крайнюю степень беспокойства. В пример, вождение по глубокому снегу, вождение по "черному льду", объезд внезапно появившегося перед машиной препятствия, которое вы чудом объехали (выбежавший олень или другие животные), езда в тумане, при сильном дожде, смоге и в других сложных условиях


И наконец вас пугают истории и новости о серьезных авариях.

2. Стремитесь распознать симптомы фобии в себе.

Когда человек страдает от фобии, он может испытывать целый ряд эмоциональных и физический ограничений, некоторые из которых могут быть крайне неприятными и изнурительными.

Основные реакции включают в себя:

Полный отказ от определенного вида деятельности. Человек вообще не в состоянии водить машину или не может заставить себя сдать на права или ездить на автомобиле как пассажир. Крайняя степень страха.


Физические реакции на вождение автомобиля. Потливость, головные боли, дрожание губ, учащенное сердцебиение, тошнота, сухость в горле и другие неприятные симптомы, при вождении автомобиля


Чувства сюрреализма или подмены, как-будто не вы находитесь за рулем, а какой-то другой человек или будто вас включили и вы выполняете определенные автоматические функции. В наиболее опасной форме эти чувства могут сопровождаться мыслями о том, что бы свернуть на встречную полосу движения, под автомобиль, с чувством о том, что вы не можете остановить себя от этого.

Также может быть чувство того, что автомобиль за рулем которого вы находитесь неисправен. Что по вашему мнению он в любой момент может опрокинуться, слететь в кювет, у него могут отвалиться колеса и так далее. Зачастую такие водители чрезмерно оттормаживаются используя тормоза в самых неподходящих дорожных ситуациях.

Вы планируете поездки гораздо дольше чем это требуется, ища маршруты с минимум сложных поворотов, развязок, автомагистралей и большого скопления машин.

Вы будете спорить с человеком который попросил вас его подвести, делая все, чтобы не делать этого.

Крайне трудно заниматься самокопанием и успешно решить и преодолеть страхи самостоятельно. Особенно в том случае, когда фобии развились и преследуют вас в течении долго времени. В таких случаях проще всего обратиться за помощью к профессионалу.

Обратитесь к врачу. Обсудите с ним свои чувства дискомфорта и страха. Профессионал сможет определить есть ли у вас фобии и проведет курс терапии, перепрограммировав ваше отношение к автомобилям.

Выберите терапию из предложенных психологом, которая наиболее комфортна для вас и которая не приносит вам неприятных ощущений. Есть смысл пообщаться с человеком уже прошедшим курс, чтобы посмотреть какие результаты он может дать. Но этот человек должен быть довольно чутким, фобии легко усугубить.


Говорите о страхе. Выкладывайте все начистоту. Ваши чувства, переживания вам от этого станет легче, а врачу будет проще подобрать нужный курс реабилитации.

Посетите курсы экстремальной подготовки водителей. Научившись виртуозно управлять автомобилем вы получите уверенность и спокойствие.

4. Избегайте черного и белого.


Постарайтесь убедить себя, что когда вы находитесь в автомобиле вы не будете притягивать к себе никаких аварий. Обычно люди рассуждают следующим образом, когда они находятся на улице, то шанса попасть в ДТП у них почти нет, но когда они садятся в автомобиль они, по их мнению, начинают притягивать неприятности и происшествия.

Не стоит себе давать такие установки если о чем-то думать достаточно долго, то есть немалый шанс, что это может произойти. За рулем нужно быть внимательным и осторожным, но не нервным и чересчур настороженным. Для безопасной езды нужно быть:

а) Внимательным

б) Бодрым и выспавшимся

в) Соблюдать ПДД

г) Не отвлекаться от дороги

Исполняя эти пункты можно свести риск аварии к минимуму.

5. Научитесь уменьшать напряженность.


Когда вы напряжены и нервничаете, вы ограничиваете доступ информации и ее восприятие мозгом. Для расслабления за рулем и снятия стресса стоит слушать мелодичную, спокойную музыку которая вам по душе. Или создавать комфортную обстановку в автомобиле любыми другими способами (которые не будут отвлекать вас от дороги).

Если у вас не получается самостоятельно расслабиться, обратитесь за помощью к терапевту для получения в этом практики

Если вы страдаете от приступов паники, постарайтесь научиться контролировать их. Контроль над беспокойство принесет пользу вождению автомобиля в общем и безопасности в частности.

6. Возвращение к вождению.


Если вы давно не ездили, то для того чтобы вновь почувствовать автомобиль и научиться безбоязненно его водить, вам нужно будет неспеша начать ознакомление заново.

Сядьте в автомобиль и ознакомьтесь со всеми приборами, кнопками и т.д. еще раз. Пощелкайте настройки, отрегулируйте все под себя, чтобы вам было удобно.

Выехав на дорогу проедтесь по простому маршруту. Можно потренироваться для начала на площадке для учеников. Привыкнув к малому вы сможете выезжать на дорогу, постепенно увеличивая расстояние пройденное на автомобиле. Регулярно делайте перерывы., например, 10-ти минутный перерыв после каждых 5 минут езды. Отмечайте для себя, что хорошо в вашем вождении, а что нет. Акцентируйте внимание на проблемных моментах.

Привыкнув к окрестностям возле своего дома вы будете готовы к более дальним путешествиям.

Следующим этапом будет выезд на автомагистрали, и другие скоростные загруженные трассы. Ездите лучше с напарником, который может найти нужные съезды по маршруту, не отвлекая вас от дороги.

7. Используйте утверждения при вождении.


Можно попробовать убедить себя в том, что ситуация под контролем и в порядке. Используйте следующие утверждения:

Я еду осторожно, не превышая скорость. Осторожная езда- безопасная езда.

Вождение это естественное, повседневное действие.

Я не езжу быстро. Я еду по правой полосе с такой скоростью, с какой мне удобно.

Если я пропущу нужный поворот, не буду паниковать и рисковать. Я поеду до следующего и там безопасно развернусь.

Я спланировал эту поездку от начала, до конца. Я знаю, что делаю и уверен в себе и своих действиях.

8. Настройте автомобиль для комфортной и безопасной езды.


Есть целый список вещей, которые нужно настроить для улучшения безопасности:

Правильно настройте зеркало заднего вида в салоне автомобиля

Проверьте боковые зеркала, помните 50-60% информации вы получаете посредством зеркал

Отрегулируйте сидение. Крайне важный аспект. Удобная посадка очень сильно влияет на безопасность вождения и его удобство.

Следите за состоянием автомобиля. В случае какой-либо поломки как можно скорее исправьте ее. Исправный автомобиль- безопасный автомобиль.


Это основные 8 советов могут помочь вам в преодолении проблемы или как минимум в поиске путей ее решения. Помните лишь одно, ключь к решению проблем лишь в ваших руках и не бывает безвыходных ситуаций, все решаемо.

Удачи!

Статья о том, как побороть в себе страх вождения автомобиля, психологические приемы для преодоления фобии, рекомендации психологов и специалистов. В конце статьи - интересное видео!


Содержание статьи:

Эта неприятная проблема может стать камнем преткновения не только для начинающих водителей, но и для тех, кто уже водит машину не один год, а значит имеет за плечами внушительный стаж. Ведь причиной возникновения страха вождения автомобиля становится не только отсутствие практического опыта, но и участие в аварии. И в том, и в другом случае становится сложно заставить себя сесть в автомобиль и спокойно поехать по оживлённым городским улицам.

Бытующее мнение, что эта проблема в основном возникает у представительниц слабого пола, не имеет под собой основания. Мужчины также могут быть подвержены этой боязни, с которой порой приходится бороться на протяжении нескольких лет. В таких случаях даже самая незначительная поездка может стать «каторгой». И тут складывается такая ситуация, что и признаться вроде неудобно, но ничего сделать с собой не получается.

Почему возникает проблема боязни управления автомобилем


Поводов для появления боязни может быть много, а потому рассмотрим только те, которые встречаются чаще всего.

Самым удивительным является то, что, по мнению специалистов, часто причиной страха могут быть родственники, сотрудники или знакомые. Ведь именно от них чаще всего исходят ужасные рассказы о последствиях внезапных поломок, аварий, заносах на дороге, покрытой льдом. У некоторых людей под воздействием этих рассказов, повторяемых многократно, вырабатывается условный рефлекс – машина становится потенциальной опасностью.

И если произошло проникновение этой мысли в подкорку мозга, то для избавления от неё придётся приложить много умственных усилий и накатать большое количество километров.


Ещё одной причиной может стать обучение у неопытного инструктора. У этой причины имеется два аспекта. Первый – некачественное разъяснение пунктов Правил дорожного движения, второй – неправильная организация обучения навыкам вождения. Как первый, так и второй варианты можно назвать «минами замедленного действия», несущими в себе потенциальную опасность.

Если водитель не понял до конца значения того или иного правила, он может проехать под запрещающим знаком и попасть в аварийную ситуацию. Езда с неопытным или недобросовестным инструктором, в качестве которых очень часто выступают родственники или знакомые, сами не имеющие соответствующих навыков, также чревата негативными последствиями, поскольку такой инструктор не в состоянии дать надлежащих объяснений последовательности действий при возникновении определённых ситуаций.

Очень большое влияние на начинающего водителя могут оказывать во время движения члены семьи. Постоянно звучащие команды типа: «не гони, тормози, поворачивай, не обгоняй» и тому подобные уже через двадцать минут могут вызвать состояние ступора. Появляется дрожь в руках, сильно снижается самооценка и возникают сложности с контролем за окружающей обстановкой.

Что делать, чтобы избавится от фобии


Имеется несколько прекрасных методов, позволяющих избавиться от страха вождения автомобиля. Однако наличие положительного результата всецело зависит от водителя, страдающего от фобии. Никому не под силу выполнить переключение визуального тумблера в голове человека, чтобы заставить его поступать определённым образом в каждой конкретной ситуации. Поэтому следует спокойно сесть и постараться понять, в чём заключается причина страха и только потом садиться за руль.

Перед началом движения следует произвести проверку технического состояния автомобиля, и делать это необходимо перед каждым выездом:

  • убедиться в достаточном количестве топлива в баке автомобиля, охлаждающей и тормозной жидкостей в соответствующих бачках и масла в двигателе;
  • проверить давление в шинах и подкачать их в случае необходимости;
  • убедиться в исправности тормозов;
  • проверить уровень заряженности аккумулятора.
Далее необходимо создать себе комфортные условия для езды, приведя в наиболее удобное положение сидения, а также зеркала бокового и заднего вида. Также следует уделить внимание обуви - она должна быть удобной и мягкой.
  • За руль желательно садиться как можно чаще. Для этого необходимо использовать любой повод, даже если нужный объект находится совсем близко, как, например, школа ребёнка или супермаркет;
  • Не получается добиться полного сосредоточения в процессе движения в часы «пик»? Не следует делать из этого трагедию. Можно подобрать оптимальное время, когда поток автомобилей не очень интенсивен, и несколько раз проехать по необходимому маршруту. При этом следует обращать внимание на наличие дорожных знаков, дорожной разметки, рекомендации по выбору скоростного режима, расстановку светофоров. Целью таких поездок является доведение до автоматизма всех движений при преодолении конкретного маршрута;
  • В этих поездках следует наметить план действий при совершении таких манёвров, как повороты, развороты в обратную сторону, парковка рядом с магазинами, банком или бизнес-центром. И всё это привязать к конкретному маршруту;
  • Потренироваться в выполнении движения задним ходом, при этом будет очень хорошо, если получится выполнять этот маневр, ориентируясь по боковым зеркалам;
  • Очень хорошо помогает преодолевать страх прослушивание любимой музыки. Единственное противопоказание в этом случае - слишком большая громкость звука, которая помешает услышать возможные сигналы от сотоварищей по движению;
  • Не следует суетиться на дороге и подстраиваться под режим движения других водителей. Самым оптимальным вариантом является нахождение для себя оптимального скоростного режима движения. Он должен быть таким, чтобы была возможность отслеживать дорожные знаки и оперативно выполнять их предписания;
  • На стекле обязательно надо устанавливать знак «У», чтобы информировать других водителей об отсутствии у вас надлежащего опыта.
В случае поломки автомобиля не следует паниковать - нужно выполнить следующие действия:
  • включить аварийные огни;
  • на расстоянии, установленном ПДД, выставить знак «Аварийная остановка»;
  • позвонить знакомым или в службу эвакуации для буксировки автомобиля.


Имеется несколько психологических хитростей, позволяющих побороть страх вождения, обойти стресс и снизить чувства дискомфорта во время нахождения за рулём:
  1. Появилось чувство, что происходит сбой дыхания с ритма? Ничего страшного - для исправления ситуации существует полезное дыхательное упражнение. Необходимо выполнить десять очень глубоких вздохов, после чего вновь переходить на нормальное дыхание. Если не помогло с первого раза, то упражнение надо повторить;
  2. Не надо избегать езды на автомобиле. Нужно гнать от себя мысли о том, что добраться до места можно быстрей, воспользовавшись маршруткой или метро. Даже в том случае, если это действительно так, следует заставить себя сесть в машину и доехать до необходимого места за рулем;
  3. Необходимо находить эффективные мотиваторы, типа: «Не хочу находиться в зависимости от городского транспорта, ограничивая себя передвижением по проложенным маршрутам», «Я могу доказать всем и себе, в том числе, что мне это по силам», «Освоив передвижение на автомобиле, я смогу больше времени находиться на природе», ну и ещё что-то подобное.
  4. И еще один важный совет, может, даже самый главный – надо уметь посмеяться над собой. Если вы научитесь рассказывать окружающим о своих дорожных приключениях в юмористическом стиле, они (в смысле, дорожные приключения) постепенно перестанут вас пугать.
Видео о том, как преодолеть страх вождения автомобиля:

Мечта, наконец, стала реальностью: в вашем гараже красуется новый мощный внедорожник, а из бумажника соблазнительно выглядывает водительское удостоверение. Вы гордо садитесь в салон своего четырехколесного друга и осознаете: вам страшно выехать на дорогу и стать частью гудящего, хаотического потока бессердечной железной массы, и перебороть свое состояние – невозможно.

Ваш страх – иррациональный, нелогичный, неуправляемый берет под контроль ваши мысли и поведение. Безумная тревога так и шепчет: «Может, лучше ты махнешь на метро?». И мозг не может сделать выбор: поддаться наваждению и убежать от страха или постараться преодолеть волнение? Попытки перебороть страх, идя на таран: сесть и поехать, несмотря на трясущиеся руки и выпрыгивающее из груди сердце, для водителя автомобиля чреваты трагедией. Сегодня мы поговорим о том, как побороть страх вождения и не стать жертвой панической тревоги.

Шаг 1. Изучаем свой страх

Для начал признаем, что боязнь вождения автомобиля – вовсе не надуманная проблема, а реальная задача, требующая скорейшего разрешения. Обвинять себя и упрекать, величая себя «трусом» – нелогично и бесперспективно, ведь страх – естественная человеческая эмоция, проявлявшаяся еще у наших предков, убегающих от разъяренного мамонта.

Страх – позитивное и крайне важное ощущение, призванное мобилизовать ресурсы организма для достижения привычного комфорта в изменившихся условиях жизни. Однако патологическая тревога, возникающая даже при отсутствии реальной угрозы, не поддающаяся пониманию и контролю, – деструктивное чувство, затрудняющее жизнь современного человека. Давайте разберемся, откуда пускает корни страх автомобиля, и о чем он нас информирует.

Основной соратник боязни управлять авто – страх смерти. Наше подсознание умело рисует броскую картину, что именно экипаж нашей машины станет жертвой какого-нибудь ДТП с плохим исходом. Еще один спутник состояния – боязнь быть покалеченным в аварии. Мы можем тревожиться не за себя, а волноваться за безопасность пассажиров, мы страшимся стать виновником увечья близкого человека. Некоторые тревожные особы переживают, что собьют пролетающую птичку, перебегающего щенка или лишат жизни другого человека. Другие волнуются за свое материальное положение, которое пошатнется из-за необходимости ремонта транспорта.

Причин для возникновения таких предубеждений множество, и в большинстве случаев они все родом из детства, а установить истинные обстоятельства зарождения страхов и перебороть их – тяжелая и кропотливая работа опытного психотерапевта.

Цель на этом этапе: признать, что страх существует, понять, что тревога не является исключительно нашим персональным ощущением, а присуща многим людям.

Шаг 2. Украшаем монстра

Как правило, все люди, испытывающие боязнь вождения, убеждены в том, что непременно произойдет несчастный случай. Мы, страшащиеся вождения, ориентированы на печальный исход. Сейчас нам предстоит неприятная задача: нарисовать в воображении картинку самых страшных последствий езды. Мы должны задействовать все наши каналы ощущений: визуальный, слуховой, сенсорный, осязательный, обонятельный, двигательный. Мы можем представить голоса взволнованной толпы, наш дискомфорт, смущение, неловкость.

А теперь меняем это изображение на противоположную картину. Мы едем за рулем уверенно, соблюдаем все правила, мы собраны и сосредоточены, мы ловкие и юркие. Нас ничто не отвлекает, не раздражает, нам комфортно. Мы без проблем достигаем своей цели, удачно находим место для парковки, нас благодарят попутчики, мы добрались вовремя. Мы спокойно выходим из автомобиля.

Стараемся зафиксировать изображение, ощутить эмоции, услышать свои мысли. Необходимо как можно чаще в воображение воссоздавать приятную атмосферу.

В упражнении шла речь о создании верной установки: мы заменили наше ожидание неудачи уверенностью в успехе, мы постарались перебороть свою тревогу мысленно и нацелились на удачную поездку.

Помните: личность, которая стремится к успеху, ведет себя в критической ситуации иначе, чем та, которой движет желание избежать позора и неудачи.

Шаг 3. Одолеваем свой страх на практике

Наш жизненный опыт, солидные знания, отработанные практические навыки существенно влияют на реакции в конкретных проблемных ситуациях и помогают перебороть панику. А нерациональные формы поведения: психомоторное возбуждение, сильный страх, паническое бегство возникают, когда наших умений оказывается недостаточно.


Вывод прост: чтобы перебороть в себе тревогу, необходимо в совершенстве владеть навыками вождения автомобиля.

Поэтому, несмотря на испытываемое беспокойство, начинаем заводить дружбу с железным конем: постепенно, с комфортом, не доводя себя до истерических рыданий. На первых порах закрепления азов езды желательно, чтобы в салоне автомобиля присутствовал надежный попутчик – уравновешенный, рассудительный, опытный, который сможет придать вам уверенности и решительности.

Выбираем малолюдные загородные трассы, осваиваем езду по бездорожью, ездим по деревенским дорогам: чтобы побороть боязнь, мы должны убедиться на личном опыте, что стать умелым водителем – реально и несложно. Постепенно привыкаем к дорожным знакам, разметке, присутствию другого транспорта.

Чтобы избавиться от волнений, необходимо регулярно посылать себе позитивные подкрепления, хвалить себя за каждое преодоленное препятствие. Отмечаем малейшую нашу победу: пропущенного пешехода, своевременное торможение на мигающем зеленом, удачный поворот. Не забываем, что гарант безопасности на дороге – безукоризненное знание и строгое соблюдение всех установленных правил. Поэтому перечитать ПДД будет нелишним.

Шаг 4. Повышаем собственную самооценку.

Верный путь, чтобы избавиться от беспокойства и перебороть ярость, связанную с откровенным хамством других автовладельцев: стать на голову выше тех, кто кричит, ругается, подрезает. Развиваем свои позитивные качества, произнося аффирмации (подбадривающие выражения). Каждый может составить свой список утверждений, либо прибегнуть к следующим внушениям:
  • Я ценный человек, достойный уважения.
  • Я обладаю способностями совладать с любым стрессом.
  • Я верю, что все мои начинания дадут отличный результат.
  • Я с успехом преодолеваю собственную злость, незнание и страхи.
  • Я проявляю все свои достоинства.
  • Я ценю в себе уникальность.
  • Я доверяю себе без ограничений.
  • Я умная и цивилизованная личность.
  • Я умею сдерживать свои амбиции, готов перебороть злость и неприязнь.
  • Я всегда вовремя и верно реагирую на опасность.

Не стоит впадать в панику, если на первых порах не все получается идеально. Даже если ваше авто заглохло на светофоре, и соседние машины истошно сигналят, не обращайте внимания на реакцию окружающих и не делайте резких движений.

Постарайтесь расслабиться: представьте свой любимый цвет радуги, постарайтесь увидеть его образ, наделите его красочными свойствами. Например: оранжевый, он лучистый, подвижный, он дарит энергию, концентрирует внимание. Погрузитесь на несколько секунд в состояние релаксации, тогда вам точно удастся побороть свою неуверенность и тревогу от вождения автомобиля.

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png