– СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА НА ОСНОВЕ ПОЛИАЛЬФАОЛЕФИНОВ (ПАО)

Моторное масло - это смесь базового масла и пакета присадок. Понятно, что качество масла напрямую зависит от качества каждой составляющей. Базовое масло ответственно за ряд важнейших качеств уже готового моторного масла.

Многие производители масел часто выдают за «синтетику» гидрокрекинговые масла – высокоочищенные минеральные масла, сдобренные синтетическим пакетом присадок. Гидрокрекинговую основу, вдвое до роже минеральной, получают высокотемпературным разложением тяжелых фракций нефти в присутствии водорода. По вязкостным свойствам масла на этой базе не намного опережают обычную "минералку", что не мешает некоторым называть крекинг синтезом и писать на этикетках слово "Synthese".

Основную часть масел производят компании, занимающиеся добычей нефти. И ту самую минеральную основу, которая в процессе производства образуется в огромных количествах. Когда, весь мир ездил на «минералке», проблемы не было. По мере совершенствования ДВС, повышались требования и к маслу – в результате сегодня качественная «синтетика» востребована как никогда. Куда в этой ситуации производителю девать минеральную основу? Вот и рождаются гидрокрекинговые масла под вывеской «синтетика».

Серия моторных масел MOTUL 8100 , включает в себя 100% синтетические масла, изготовленные на основе полиальфаолефинов (ПАО). Технология изготовления синтетических масел на основе ПАО предполагает синтез молекулы с определенными свойствами на базе конденсата газов при химическом производстве. Смысл в том, что после конденсации в таких продуктах отсутствуют сера, фосфор, тяжелые металлы и прочие компоненты, образующие нагар, пленки и другие загрязнения двигателя. Поэтому отпадает необходимость вводить в масло пакет нейтрализующих присадок, снижающих эти эффекты. Не менее важным фактором является высокая «экологичность» продукта – масла 8100 выдерживают жесткие экологические стандарты ЕВРО 4,5,6.

Таким образом, ПAO – это синтетические базовые жидкости, которые используются в смазочных материалах высшей категории, полученные путем строго контролируемой химической реакции альфа-олефина, обеспечивающие стабильность, эксплуатационную надежность и высокую эффективность при низких температурах.

Есть несколько важнейших характеристик моторного масла, которые четко показывают преимущество масел на основе полиальфаолефинов по отношению к продуктам из минеральных и гидрокрекинговых базовых масел.

Температура замерзания. 100% синтетические масла на основе ПAO имеют низкую температуру замерзания даже без добавления депрессорных присадок и имеют температуру предела текучести до -50 градусов.

Холодный запуск. Моторные масла с формулой PAO позволяют завести двигатель при экстремально низких температурах, при этом износ двигателя при холодном пуске минимизируется.

Испаряемость . Низкая испаряемость и, как следствие, снижение расхода масла. Благодаря отсутствию молекул малого размера масла с PAO позволяют значительно снизить испаряемость (уход масла на угар), особенно в автомобилях с большим объемом двигателя.

Устойчивость к окислению и термическая стабильность. Это еще одна очень важная характеристика моторного масла. Полиальфаолефины синтезированы в лабораторных условиях и имеют более однородный состав, а значит, и большую стабильность заданных свойств. Масла с полиальфаолефинами, благодаря устойчивости к окислению и термической стабильности позволяют увеличить интервал замены масла до 30 000 км, конечно, если это обусловлено производителем двигателя.

Экологичность и защита катализаторов выхлопной системы . Экологические нормативы заставляют производителей автомобилей разрабатывать все более сложные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов. Соответственно используемое масло и топливо должны соответствовать современным системам очистки выхлопных газов. Полиальфаолефины призваны не только улучшать экологические характеристики моторного масла, но и защищать катализатор выхлопной системы автомобиля.

MOTUL не просто производит масла эталонного качества, MOTUL предлагает решения, уникальные для каждой модели двигателя. При использовании масел MOTUL не двигатель подстраивается под масло, а масло подстраивается под конкретный двигатель и технологии. Эти масла ориентированы на увеличение межсервисного пробега, и на новом исправном двигателе интервал замены масла может достигать 30 000 км. Это не удивительно – в маслах на основе ПАО нет загрязняющих двигатель компонентов. Гидрокрекинговые масла подобного результата не покажут никогда, не говоря уже о том, что «синтетика» от MOTUL выдерживает высочайшие механические, термические и химические нагрузки, возникающие в двигателе при высоких оборотах и тяжелых режимах работы.

100% синтетические моторные масла MOTUL серии 8100 предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, в том числе с турбонаддувом и впрыском. Широкий ассортимент MOTUL 8100 позволяет подобрать оптимальное масло для конкретной модели автомобиля.

Использование полностью синтетических моторных масел, позволяет содержать двигатель в чистоте, что особенно важно для современных высокофорсированных двигателей.

Преимущества ПОА-синтетики

Первыми, кто в полной мере оценил работу моторных масел на базе ПОА-синтетики, были автогонщики. Во время соревнований двигатель может выработать свой ресурс за одну гонку: пилот его никак не жалеет, стараясь выжать из форсированного мотора все, на что он способен. И тут как нельзя кстати пришлись особые свойства масел данного типа, которые мы еще не затрагивали в нашем рассказе. Перечислим их.

Высокие антифрикционные свойства;
Экономия топлива из-за снижения трения;
Устойчивость деталей двигателя к температурным перегрузкам;
Низкий расход масла на угар;
Высокая стойкость к окислению в процессе эксплуатации.
Все это позволяло выжать из двигателя максимум и при этом доехать до финишной черты.

Из спортивных «конюшен» ПОА-синтетика начала перекочевывать и на гражданские машины, пока не была незаметно вытеснена НС-синтетикой.

Обратный переход от НС-синтетики к ПОА-синтетике возможен уже с нового уровня понимания того, что пользователь приобретает от этого перехода. Ведь помимо указанных выше качеств, актуальных для мотоспорта, простой пользователь получает еще несколько преимуществ в повседневной эксплуатации машины. Вот они:

Стабильность химических свойств, в течении всего периода использования;
Чистота двигателя за счет высоких моющих свойств;
Уверенный запуск двигателя при низких температурах;
Удлиненный межсервисный интервал.
Явно есть за что бороться.

Масло для перфекционистов?...

Когда разговариваешь со специалистами масляной индустрии по вопросам полностью синтетических моторных масел (это еще одно общеупотребительное название ПОА-синтетики), все говорят о том, что позиционируют этот продукт как масло для перфекционистов и любителей погонять. Принимая их мнение, я в глубине души испытывал какой то диссонанс, и во время подготовки статьи, наконец, смог его отрефлексировать. Я понял, что не согласен с ними. Не согласен, прежде всего, с таким сужением целевой аудитории. Конечно, если ты любишь погонять, без ПОА-синтетики не обойтись. Но это не только масло для любителей покупать самое дорогое.

ПОА-синтетика - продукт для бережливых!

Поясню свою позицию. ПОА-синтетика дороже НС-синтетики, но не намного -примерно на 30%.При этом оно почти двукратно превосходит ее по термостабильности, без учета дополнительных положительных свойств. Это позволяет защитить двигатель и избежать его повышенного износа, увеличить межсервисный пробег и, конечном итоге, получить лучшее состояние двигателя во время эксплуатации. Это приводит к экономиикак на возможном сервисном обслуживании, так и на топливе. Причем применение ПОА-синтетики особенно актуально для современных теплонагруженных двигателей, у которых еще и конструктивно заужены масляные каналы. Ведь забился канал, и двигателю «крышка». При применении полностью синтетического масла подобное развитие событий исключено.

Как купить ПОА-синтетику?

Вопрос, кажущийся банальным в эпоху победившего капитализма, но актуальный при совершении покупки. Как простому потребителю найти на «развалах» магазинов именно полностью синтетическое масло, а не масло изготовленное по технологии гидрокрекинга?

К сожалению, мы можем констатировать, что это непростая задача. Российское потребительское законодательство не различает эти два типа синтетики в отличие, например, от немецкого. Сайты производителей масел на своих страницах рассказывают обо всем, что угодно, кроме как о том, какое базовое масло используется. Информацию о базе масла приходится искать также как и сведения о составе пищевых добавок в продуктах– то есть читать текст, написанный мелким шрифтом на этикетке.

Приведем несколько простых рекомендаций, как самостоятельно разобраться с надписями на канистре с маслом. Так, Европейские производители масел, как правило, делают ссылку в спецификации на масло,что оно сделано по НС-технологии (гидрокрекинг) или пишут, что масло "НС-synthetic". Вэтоже время как японские,корейские и американские производители масел смело называют свои, по сути, минеральные или гидрокрекинговые масла 100%-ной или FULL SYNTHETIC. Реально разобраться, какое же масло находится в канистре, можно только сложным лабораторным путем. Но есть несколько мелочей, на которые можно обращать внимание при выборе масла:

Если масла произведены в Германии, то надписи «vollsynthetisches» обычно достаточно, так как Германия единственная страна, где законодательно определено понятие синтетического масла.
Если на этикетке написано «НС-synthetic» или «НС», это масла, выпущенные на основе гидрокрекинга, и не являются ПАО синтетикой.
Если масла идут в градации 0W-, то их основа в большинстве случаев синтетическая.
Настоящие синтетические масла не могут стоить дешевле 450 рублей за литр. Масла на основе ПАО от компании BARDAHL (Bardahl 10W60, Bardahl 0W40, Bardahl 5W30 Technos Exceed, Bardahl 5W40 Technos Exceed)

Пао масло является видом моторного синтетического масла, которое создается путем синтеза газов и нефтепродуктов. Пао масло – это синтетический продукт абсолютно искусственного происхождения. Его получение полностью зависит от углеводородов полиальфаолефинов, соединяясь, они образуют жидкое масляное вещество.

Синтетические ПАО масла устойчивы в разных температурных условиях, даже при минус 50°.

Полиальфаолефины и их характеристики

Известно, что это синтетические углеводородные соединения. Получить их можно путем химических реакций, таких как определенная температура, атмосферное давление, кратность. Происходит этот процесс с помощью растворов и катализаторов. Это соединения, полученные путем синтеза олигомеров и децена, еще их называют полимерами. Такой состав позволяет использовать продукт в диапазоне разных температур. Материалом или сырьем для полиальфаолефиновых смазок служат линейные углеводороды или децены. Получение такого рода веществ происходит на специальных фабриках и заводах в ходе длительных химических процессов. При разработке используются ряд олигомеров, из которого путем дистилляции получают базовую жидкость. Она имеет прозрачный цвет и не содержит никаких примесей в своем составе. Такое базовое вещество является хорошей синтетикой. В ней не содержатся линейные парафины, что снижает температуру застывания до низких показателей. Она может работать при показателях ниже 50°.

Вернуться к оглавлению

Свойства ПАО масел

При добавлении определенных присадок или модификаторов вязкости можно изменить такие показатели для придания определенных характеристик. В полученном базовом материале отсутствуют примеси. Такие качества делают моторную синтетику очень устойчивой к окислению в работе при разных температурах, например, ПАО выдерживает температуру от +150° и до -50°, не теряя своих свойств. Сложность такого химического процесса обуславливает высокую ценовую категорию данного продукта при продаже.

Моторное полиальфаолефиновое вещество среди синтетики занимает лидирующие позиции благодаря своим совершенным свойствам.

Вернуться к оглавлению

Преимущества данного продукта

  • устойчивость работы в разных температурных условиях, даже может быть ниже 50°;
  • из-за экономного расхода смазки сокращается интервал между сменами смазочных веществ в двигателе, что отлично экономит время и затраты на сервис, еще не испаряется, не коксуется в деталях;
  • цвет и качество долго сохраняют свои свойства и чистоту двигателя;
  • отсутствие углеводородов приводит к хорошей термостабильности, что позволяет защищать двигатель от преждевременного износа;
  • хорошая смазка при работе приводит к экономичному расходу топлива;
  • отсутствие в составе металлов и серы защищает механизмы двигателя от повреждения коррозией.

Такое наличие положительных факторов указывает на отличное качество и полезность материла для любых видов авто. Синтетические масла, состоящие из ПАО, самые выносливые и скоростные. Первыми его стали использовать автогонщики. Они стали применять моторную смазку для соревнований, т. к. гонки являются сложным испытанием для машины, и ПАО в этой работе показывает самые лучшие результаты. Популярность к такого рода смазкам пришла в 2003 году и они стали пользоваться большим спросом у автолюбителей. Рост заводов, производящих материалы из полиальфаолефинов, растет по сегодняшний день. Пао масло отлично поддается смешиванию с различными минеральными материалами и присадками, что дает возможность получать качественные полусинтетические моторные смазки.

К недостатки можно отнести то, что некоторые виды химических присадок не растворяются в них.

Они не совместимы с эластомерами, что вызывает при смешивании потерю эластичности.

На сегодняшний день рынок моторной синтетики просто заполнен Пао продуктами, их легко отличить от других видов смазок. Американское общество автомобильных инженеров разработало стандарты моторных масел, которые различают все жидкие смазки по типам вязкости и температурным режимам. Можно просто взглянуть на этикетку товара на вязкость состава и с легкостью определить Пао материал. У него будут довольно низкие показатели морозоустойчивости температурных режимов, например, 20W-50, где показатель 20 означает, что эта смазка будет работать при +20°, а морозоустойчивость до -50°. Эти показатели двух температурных режимов являются всесезонными.

Вернуться к оглавлению

Виды синтетических ПАО

  1. Geartech от фирмы Aimol состоит из синтетики на основе полиальфаолефинов. Применяется для двигателей и редукторов, работающих при экстремально низких температурах и в суровых условиях. Цена одного литра от 300 руб. К положительным свойствам Geartech можно отнести:

  • диапазон работы в разных температурах;
  • окислительная и термическая стабильность;
  • долгий срок эксплуатации;
  • совместимость с другими минеральными смазками;
  • совместимость с различными красками, уплотнителями;
  • поддерживает долговременно чистоту работы системы;
  • низкий коэффициент трения;
  • обеспечивает хорошие антикоррозийные качества.
  1. Продукт Synthoil от фирмы Liqui Moly. Это компания по выпуску моторных синтетических материалов. Моторное Synthoil полностью синтетический продукт, изготовленный из полиальфаолефинов. Рекомендуется для использования в дизельных и бензиновых двигателях легковых авто, также для спортивных машин. Synthoil является всесезонным. Цена за литр 500 руб. Synthoil имеет ряд положительных свойств:
  • может работать в многоклапанных моторах;
  • защищает мотор от износа и коррозии;
  • работает при низких температурах, имеет средний уровень вязкости;
  • обладает термически окислительной стабильностью. Моторное вещество Synthoil выпускается в различных степенях вязкости например 5W-40, 15W-30, 5W-50.

Характеристика моторного масла Kixx PAO.

  1. Продукт Kixx PAO является синтетическим моторным веществом, изготовленным на основе синтетических базовых жидкостей с применением различного рода присадок. Рекомендуется использовать для работы в бензиновых и дизельных моторах, также используется в работе легковых, грузовых и спортивных авто. Цена за 1л в России 500 руб. Характеристики:
  • состав позволяет контролировать поток материалов в поршневые кольца, при этом затраты сводятся к минимуму;
  • хорошая смазывающая способность, обеспечивает большой диапазон температур, при этом сохраняя срок службы двигателя;
  • в масляном продукте присутствуют противокоррозийные присадки, которые сохраняют механизмы долгое время;
  • уменьшение вредных выбросов и долговременное использование фильтров и катализаторов;
  • поддерживает низкотемпературные свойства,
  • пао материал обладает свойствами низкой летучести, что сохраняет долгий срок службы масла и увеличивает интервалы его замены.
  1. Серия масел Mobil представляет собой синтетические полиальфаолефиновые масла. Предназначены для использования в бензиновых и дизельных моторах. Стоимость 1 л 900 руб. Общие характеристики:
  • увеличенный температурный диапазон, масло является всесезонным;
  • легкий пуск двигателя даже при очень низких температурах;
  • поддерживает отличную вязкость и не испаряется;
  • предоставляет защиту всем деталям и механизмам от ржавчины и износа, при смазывании деталей такой моторкой можно быть уверенным, что внутри не появятся отложения;
  • экономный расход;
  • не загрязняет окружающую среду.

Все рассмотренные синтетические ПАО продукты являются лидерами среди потребителей и продаж в России и Европе. Такие виды масел используются как для иномарок класса люкс, так и для грузовых машин, которые осуществляют длительные перевозки в различные регионы с разными температурными условиями. ПАО являются всесезонными, что очень удобно для использования в работе. Новейшие разработки присадок к таким видам смазок только улучшают их качество и позволяют смазке не только отлично работать, но и полностью защищать двигатель от перегрузок, коррозии, износа. Масла, созданные из полиальфаолефинов, пользуются большим успехом у автолюбителей, которые используют для своих машин качественные синтетические смазки. Цена на них в России высокая, но качество оправдывает себя. Поэтому если вы хотите надежно защитить свою машину, то выбирайте для нее качественные и самые лучшие смазывающие вещества из полиальфаолефинов.

Любое моторное масло - это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.

Первая группа - обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.

Вторая группа - улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, - они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.

Третья группа - базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное - и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.

Четвертая группа - Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа - полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО - это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов - этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО - высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик - около 225 °C.

Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, - это базовое масло на основе эстеров.

Эстеры - полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы - это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Самая крутая группа - пятая, из которой мы и взяли три эстеровых масла, каждое со своими изюминками .

Cupper SAE 5W-40 Full Ester

Самое эстеровое, если можно так сказать: по заявлению производителя, содержит до 80% эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими (фр. laquer - покрывать) компонентами.

XENUM WRX 7.5W40

Эстеровое с микрокерамическими присадками на основе нитрида бора. Вообще-то, нитрид бора - мощный абразив, но тут используется очень мелкая фракция, которая, как утверждается, являет собой аналог твердой смазки в зонах трения. Отметим нетрадиционный, «дробный» класс по SAE и немалую цену.

KROON Oil Poly Tech 10W-40

Здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров - полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах. Примерная цена - 5000 рублей за 5 литров.

В компанию к эстерам взяли любопытную парочку из третьей и четвертой групп.

ТОТЕК Астра Робот 5W40

RAVENOL HCS 5W-40 API SL/SM/CF

Эту гидрокрекинговую синтетику примем за точку отсчета. Цена смешная.

Задача испытаний - посмотреть, как работают эти масла в идентичных условиях стендовых испытаний: чего ждать и на что надеяться? При этом мы не будем сравнивать между собой масла четвертой и пятой групп: соревнуются не они, а принципы развития направлений современного «маслостроения».

ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД

Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту деталей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний, обеспечивающих идентичные условия работы для каждого продукта. Методика обкатанная.

Сердце исследовательской установки - стендовый двигатель на базе ВАЗ‑2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гусеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз».

В таких условиях каждое масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков‑прогревов у нас было значительно меньше.

По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние - в частности, степень износа.

МУЧЕНИЯ ГИДРОКРЕКИНГА

Первым в стендовый мотор залили масло, призванное задать начальный уровень отсчета. Это НС-синтетика RAVENOL HCS 5W‑40. Все было нормально, но через 130 моточасов после начала испытаний вязкость вывалилась за верхний предел, определяемый заявленным классом по SAE (16,3 сСт), что всегда приравнивается нами к формальному отказу. Пробег (в пересчете) - чуть больше 11 000 км. Резкое увеличение вязкости и определило заметное ухудшение характеристик двигателя: мощность снизилась на 3%, расход топлива увеличился на 7%.

ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?

Четвертую группу базовых масел в нашем тесте представляло «самое» синтетическое моторное масло - «ТОТЕК Астра Робот 5W40». И, надо признать, весьма успешно. На фоне гидрокрекингового масла были четко видны преимущества полной синтетики на базе ПАО.

Во‑первых , это ресурс. Условные 15 000 км масло проработало легко, его параметры остались в пределах заданных. Темп старения даже в предложенных жестких условиях оказался заметно более низким, чем у масел «младших» групп. И моторные характеристики в конце испытаний не слишком отличались от начальных.

Во‑вторых , это масло удивило своими низкотемпературными свойствами: -54 ºС - такова температура замерзания! Высокий индекс вязкости (под 170) обеспечивает хорошую вязкостно-температурную характеристику, гарантирующую оптимальную работу масла как при высоких температурах в нагруженных режимах, так и при холодном пуске.

Угар за весь цикл испытаний был минимальным. Сказалась малая летучесть, что косвенно подтверждается самой высокой температурой вспышки среди всех масел этой группы. А также результатами замеров токсичности отработавших газов: выход остаточных углеводородов заметно меньше, чем при работе мотора на других маслах, - нетопливная, то есть масляная, составляющая токсичности заметно уменьшилась. Откуда знаем, что именно масляная? Оттуда, что топливная составляющая при одном и том же бензине и одинаковых регулировках дает разницу только в пределах погрешности.

Уровень загрязнений в двигателе характерен для синтетик: невелик, но все-таки заметен.

МЕДЬ В МАСЛЕ

Первым представителем пятой группы было масло Cupper 5W40 Full Ester. Новый оригинальный пакет присадок, содержащий медь, должен обеспечивать металлоплакирующие свойства. Что это означает? На рабочих поверхностях деталей будет формироваться тонкая медная пленка, сглаживающая шероховатости, а также защищающая узлы трения от задира и износа. Положенные 15 000 км масло выдержало. После вскрытия двигателя увидели, что поверхности цилиндров стали напоминать шпон карельской березы - и цветом, и рисунком. Это и есть медь. А взвешивание деталей вообще повергло в шок: на вкладышах подшипников вместо убыли наблюдалось устойчивое увеличение массы! Минимальное, на уровне нескольких миллиграммов, - но увеличение! Неужели медь из масла перешла на рабочие поверхности вкладышей? И еще одно чудо: щелочное число в свежей (до испытаний) пробе масла составило всего около 3 мг КОН/г вместо привычных 6–10 КОН/г. Ошибка? Перемерили несколько раз - всё верно! И после испытаний оно снизилось лишь чуть-чуть. Вот что дает сочетание эстеровой основы и металлоплакирующего пакета присадок. С кольцами обошлось без чудес, но темп износа реально меньше, чем на эталонной гидрокрекинговой синтетике.

Ресурс похуже, чем у масла «ТОТЕК Астра Робот» на базе чистых ПАО, но значительно лучше, чем у эталонного «гидрокрекинга». Оно и понятно: присадки работают интенсивно, но их немного - поэтому ресурс масла не может быть бесконечным. Но напоминаем: условные 15 000 км масло честно отработало.

ЭСТЕРОВОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ

«Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело - в максимальных режимах и, что выглядит странным для непрофессионалов, в режиме холостого хода. В первом случае на все детали действуют максимальные нагрузки, которым должно противостоять масло. Во втором - нагрузок нет, но и скорость относительного движения деталей, заставляющая их «всплыть» на слое масла, очень мала. Потому работает не все масло, а в основном его присадки.

Но без дегтя не обошлось.

Во‑первых , скорость старения этого масла из эстеровой группы оказалась заметно выше, чем у масла Cupper, - Xenum проиграл даже маслу ТОТЕК из группы ПАО. Цикл испытаний выдержан, но запас ресурса по его окончании был минимальным. По нашему мнению, это следствие более жестких условий работы масляной пленки в присутствии микрочастиц керамики. Очаговые локальные температуры в зонах трения, где работают твердые микрочастицы, могут повышаться, а это неизбежно портит базу масла.

Во‑вторых , низкотемпературные свойства этого масла тоже оказались не ахти. Впрочем, нестандартные «7.5» в классификации по SAE ничего другого и не обещали. И еще. После того как пробы масла некоторое время постояли на полочке, в них обнаружился плохо смываемый осадок! Даже долгое взбалтывание пробы не удаляло его с донышка бутылки. Чудес не бывает: керамика - тяжелая, долго удержать ее в объеме масла невозможно. Конечно, осадка было немного, но от него как-то не по себе. Успокаивает лишь тот факт, что масло на нашем рынке присутствует не первый день, но никаких связанных с ним «страшилок» вроде бы не обнаружено.

Отметим, что цвет проб менялся интенсивно. Изначально масло напоминало по цвету кефир: белое-белое. Через 40 моточасов оно уже стало похоже на обычное масло - темное, но осадок все равно был белесым. Нитрид бора, однако.

«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ

Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым именем - KROON Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное - при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.

Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.

Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, всё тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики. А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания - под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10W‑40 по SAE.

МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО

Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия.

Во‑первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже самый современный мотор.

Во‑вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке третья группа. И каждое из рассмотренных масел имеет свои плюсы при единственном минусе - высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2–4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей.

Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. По нашим сведениям, тот же Xenum очень любят гонщики. Cupper с его медью до сих пор кажется чем-то необъяснимым, но ведь выдержал же! К маслу ТОТЕК нет никаких вопросов. А полиалкиленгликолевое масло KROON Oil Poly Tech вообще расходится на ура. Короче, используйте смело - конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.

Xenum WRX 7.5W40

Цена, руб. от 6000

Объем, л 5

KROON Oil Poly Tech 10W‑40

Ориентировочная цена, руб. 5000

Объем, л 5

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Производителей базовых масел и присадок - единицы, а потому разнообразию конечных продуктов взяться неоткуда. Испытанные нами масла выпускают малыми объемами. На таких продуктах отрабатывают новые решения. Kroon Oil - бывшая дочка «Шелла», XENUM часто используется в автоспорте, Cupper и ТОТЕК - новинки российского производства. Отнести масло к той или иной группе бывает сложно: производитель не афиширует его состав. Основная часть - НС-масла, остальные, примерно поровну, - дешевые минералки (популярны за океаном и на Ближнем Востоке) и так называемые полные синтетики.

Выбор масла для современного водителя — дело непростое: хочется и бюджет сэкономить, и продукт приобрести качественный. Сегодня эксперты дают вполне конкретные рекомендации по выбору масла, и опытные автомобилисты, разумеется, к ним прислушиваются. Остается, по сути, выбрать только производителя, но сделать это оказывается не так легко, как кажется на первый взгляд. Тот, кто уважает и ценит своего железного коня, стремится приобрести для него «корм» элитного класса — синтетическое масло. Но зачастую внутри яркой канистры с подписью FULL SYNTHETIC оказывается совсем не та жидкость, которую ожидал увидеть заботливый автолюбитель. Проблема в том, что в российском законодательстве пока не предусмотрена градация масел, а на современном рынке существует 4 разновидности данного вида продукции. Как же разобраться в этом вопросе и не разочароваться в своей покупке?

Что такое настоящее синтетическое масло?

Синтетическое масло в его первоначальном значении — это продукт, синтезированный из легких молекул углеводородов ПАО, обладающий однородным молекулярным составом без примесей сложных углеводородов и парафинов, а также рядом уникальных физико-химических свойств. Технология производства такого моторного масла достаточно сложная и дорогостоящая, поэтому долгое время этот продукт был доступен только в профессиональном гоночном сегменте. Позднее синтетическое масло попало и на российский рынок, однако его на полках уже дожидался «однофамилец» — синтетическое масло, изготовленное по принципу гидрокрекинга HC.

В чем особенность синтетики, полученной с помощью гидрокрекинга?

HC-синтетика доступнее ПАО-синтетики по цене, зато требует более частой замены: в городских условиях это каждые 10 тысяч километров пробега. Технология гидрокрекинга подразумевает очищение базового минерального масла от вредных примесей и разрушение длинных молекулярных цепочек основы продукта. То есть масло синтезируется не из более легких углеводородов, а из более тяжелых. Свойства его, конечно, несравненно лучше, чем у обычного минерального, но до синтетического из углеводородов ПАО ему еще далеко.

Опытные водители уже заметили ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться, если имеешь дело с таким «бюджетным» маслом. Неутешительная статистика последних лет зафиксировала выход из строя огромного количества автомобилей в зимнее время года из-за желирования (гелирования) моторного масла, изготовленного по технологии гидрокрекинга. Лабораторные исследования ряда независимых компаний показали, что после пробега в 3-5 тысяч километров масло в двигателе меняет химический состав и застывает при температуре -5С. Производители винят в этом использование некачественного топлива, журналисты, напротив, — масло. Однако экспериментальным путем одной из нефтяных компаний было выяснено, что искусственное введение несвойственных маслу парафинов в объеме 6% приводит к загустению 5w40 (масло на основе гидрокрекинга НС), а вот на 0w40 и 0w30 (синтезированных из ПОА) никак не влияет.

Как найти качественную синтетику?

Первое, на что следует обратить внимание, — это место производитель масла. На сегодняшний день Германия является единственной страной, где законодательством закреплен тип синтетического масла. Так, выбирая немецкую канистру с надписью vollsynthetisches, можно быть уверенным в том, что приобретаешь качественный продукт. Другие страны-производители относятся к маркировке масел более лояльно: если европейские страны хотя бы ставят на товаре помету НС-synthetic, то Япония, Корея и США под видом синтетики с удовольствием продадут вам гидрокрекинговые, полу-синтетические (с минимальной долей синтетики 10%), а то и вовсе минеральные масла. Остается надеяться только на себя и внимательно изучать на упаковке все то, что написано самым мелким шрифтом.

Другой выход — это использование проверенной продукции. Так, немецкая компания Liqui Moly с полувековой историей и непоколебимой репутацией, известная автолюбителям более чем 110 стран мира, предлагает широкий выбор синтетических моторных масел.

Серия Synthoil — это:

  • 100% синтетическая база из углеводородов ПАО;
  • высочайшая стойкость по отношению к окислению;
  • стабильность при низких температурах запуска;
  • устойчивость к температурным перепадам и перегрузкам;
  • забота о чистоте и защите двигателя;
  • высокий уровень антифрикционных свойств;
  • экономия топлива благодаря сниженному трению;
  • небольшой расход масла на угар;
  • стабильный химический состав;
  • длительный межсервисный интервал.

Выбирая масло для своего автотранспорта, водитель прежде всего должен определиться с тем, чего хочет: сэкономить денежные средства или получить качественный продукт, который будет служить долго. Нужно помнить, что от HC-синтетики таких же эксплуатационных свойств, как от ПАО-синтетики, ожидать не следует. Мониторинг современной автохимии показал, что настоящие синтетические масла не могут стоить дешевле 500 рублей за литр.







Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png