Сознайтесь, не раз вас посещали эти мысли, когда вы шли мимо стройплощадки. Ведь интересно было бы забраться в кабину экскаватора, который в этот момент тащит ковш, полный гравия. Там, наверно, куча рычагов непонятного назначения… Или вы мысленно представляете себе, что вон тот кран однажды помог бы вам вытащить из глубокого кювета целый автобус и спасти находящихся в нем несчастных сирот. Но… вы не знаете, как управлять краном. Нет, можно, конечно, почитать руководство по эксплуатации, но время для спасения сирот будет упущено! Так что на этот случай мы собрали для вас подходящие инструкции. Этой информации, конечно, недостаточно для получения сертификата на управление подобной техникой, и если вы решите без спросу порулить краном или экскаватором, вас, скорее всего, сдадут в полицию. Но если у вас все-таки окажется в распоряжении минут десять, и за это время вам понадобится разрушить планы злодеев (или погрузить пару палет на задний двор своего дома), вы будете знать, как это сделать.

Башенный кран Liebherr 316 EC-H Litronic

Подключите питание, повернув красный переключатель на задней стене кабины. Теперь сядьте лицом к панели управления. Слева сзади будет красная кнопка запуска всех систем. Нажмите ее, и в ответ начнет мигать расположенный рядом зеленый индикатор. Джойстики по правую и левую руку снабжены индуктивными датчиками и могут работать, только если вы обжимаете рукоятки ладонями. Правый джойстик отвечает за движения крюка вверх-вниз. Движение вперед — и трос с крюком поедет вниз, движение назад — начнет подниматься. Чтобы трос двигался очень медленно, нажмите кнопку, расположенную под большим пальцем. А если кран стоит на рельсах, его можно передвигать движениями вправо-влево того же джойстика. С помощью левого джойстика мы перемещаем крюк вдоль стрелы: вперед (от себя) — назад (на себя). Движения влево-вправо будут соответствовать поворотам стрелы.

Бонус для героя Большинство кранов умеют поворачивать стрелу с максимальной скоростью 0,6 об/мин, но этого вполне достаточно, чтобы злодей, которого вы подцепили на крюк, летел со скоростью около 50 км/ч. Сорвется с крюка — и улетит в вечность!

Вилочный погрузчик с ДВС Toyota 8-Series

Как и в обычном автомобиле, правая педаль — это газ, средняя — тормоз, левая — сцепление. Плавно отпустите сцепление, нажмите газ, и погрузчик покатится вперед. Рычаг слева от руля — стояночный, или экстренный, тормоз. Покидая кабину, не забудьте потянуть рычаг на себя. Обязательно пристегните ремни. Погрузчики иногда «клюют носом», и, чтобы этого избежать, на корму обычно ставят противовес в виде массивных чугунных брусков. Рукоятка селектора направления слева на рулевой колонке имеет три положения: вперед (от себя), назад (на себя) и нейтральное (даже при нажатии газа машина не едет). Справа три рычага. Ближайший к рулевой колонке управляет подъемом-опусканием вилки. Тот, что правее, — наклоном вилки, чтобы можно было подцеплять груз снизу. Если есть еще один рычаг, с его помощью можно варьировать расстояние между зубьями вилки с учетом ширины груза.

Калифорнийский канатный трамвай

Такие трамваи (например, в Сан-Франциско) передвигаются, прицепляясь к тросу (канату), а тот, в свою очередь, движется внутри специального желоба со скоростью 15 км/ч. Рычаг, находящийся в центре кабины, как раз и активирует захват, который жестко связывает вагон с канатом и приводит трамвай в движение. Но прежде чем трос может быть захвачен, его необходимо приподнять из желоба. Для этого кондуктор выходит из вагона и поднимает специальный рычаг, который вмонтирован прямо в дорожное полотно. Рычаг называется gypsy (англ. «цыган»). Теперь можно тянуть рычаг захвата на себя, а затем плавно трогаться, постепенно отпуская педаль тормоза. Чтобы остановить трамвай, медленно отпустите рычаг захвата и приведите в действие тормоза — либо нажатием педали тормоза (в этом случае колеса блокируются стальными тормозными башмаками), либо приведением в действие рельсового тормоза. Рельсовый тормоз — это набор деревянных планок, которые прижимаются к рельсам движением правого рычага. При необходимости аварийного торможения можно задействовать «стоп-кран» — слотовый тормоз: им управляет левый рычаг с красной рукоятью. Когда этот тормоз приводится в действие, в желоб, по которому движется кабель, опускается 40-см металлический клин. Повторное использование стоп-крана без ремонта невозможно.

Экскаватор John Deere 2106 LC

На правом подлокотнике расположена ручка зажигания. Поверните ее до упора и удерживайте, пока не заведется двигатель. Слева от сидения найдите рычаг с красной рукояткой. Когда он поднят, ничего не работает, так что придется его опустить. Педали и соединенные с ними рычаги управляют гусеницами, на которых передвигается экскаватор. Чтобы левая гусеница поехала вперед, нажмите левую педаль или двиньте вперед рычаг. Для заднего хода потяните рычаг на себя. То же самое касается правой гусеницы и соответствующей педали/рычага. При движении одной гусеницы экскаватор выполнит поворот. Для более точного управления гусеницами (например, при въезде на автоприцеп) используйте только рычаги. Ручка справа управляет стрелой. Движение ручки вперед заставит стрелу подниматься, а назад — опускаться. Работая ручкой влево-вправо, можно зачерпывать землю ковшом и высыпать содержимое. Левая ручка управления руководит движениями «рукояти» — балки между стрелой и ковшом. Движение на себя заставит «рукоять» приблизиться к кабине, а от себя — отведет ее вперед. Движения влево-вправо дают возможность поворачивать кабину и рабочее оборудование относительно гусеничного шасси.

Танк M1A1 Abrams

Влезьте в танк через круглый люк и займите место водителя в глубине корпуса. Заведите двигатель, поместив главный переключатель питания в положение «включено» и удерживая пусковой переключатель несколько секунд. Слева находится приборная панель с показаниями тахометра и уровня топлива. Нажмите левую педаль, чтобы привести в действие тормоз, затем сдвиньте вправо рычаг, находящийся справа на уровне груди, чтобы снять танк со стояночного тормоза. Переключатель в центре Т-образной колонки прямо перед вами — это селектор режимов АКПП. Поставьте его в положение D. Теперь выкрутите рукоятки на себя, как на мотоцикле. Танк начнет движение. Но будьте внимательны — рукоятки газа очень чувствительны. Чтобы повернуть налево — поверните на себя левую рукоять. Сделайте то же самое с правой рукоятью для правого поворота. Тяните осторожно — из-за высокой чувствительности инструментов управления боевая машина может повернуть слишком резко.

Бонус для героя Максимальная скорость танка всего лишь 67 км/ч, так что если нужно быстро смыться, танк не лучший вариант.

Правильное управление краном обеспечивает плавное, без рывков и раскачивания, перемещение груза, а также точную остановку его над заданным местом. При этом сокращается время рабочего цикла, повышается производительность крана и обеспечивается безопасность обслуживающих груз такелажников и монтажников.


Механизмами башенного крана управляют из кабины крана. Кроме того, у ряда кранов одним или несколькими механизмами можно управлять с выносного пульта при монтаже и демонтаже кранов.

Управление из кабины. Направление движения рукояток, рычагов или маховиков контроллеров и командоконтроллеров, установленных в кабине крана, как правило, соответствует направлению вызываемых ими движений (рис. 125).

Рис. 125. Направление движения рукояток командоконтроллеров в унифицированной кабине кранов КБ

Включение машинистом рукояток в направлении от себя соответствует опусканию груза (стрелы) или повороту вправо, а включение рукояток на себя - подъему груза (стрелы) или повороту крана влево. Кабина крана поворачивается вместе с башней, поэтому движение крана вперед и назад может не совпадать с положением кабины относительно строительной площадки. В связи с этим при работе на кранах с поворотной кабиной рекомендуется условно принимать начальным любой из торцов кранового пути, чтобы движение крана от него соответствовало направлению «Вперед», а к нему - направлению «Назад».

В зависимости от конструкции крана и схемы электропривода управление механизмами кранов различных типов имеет свои особенности. Подробные сведения об управлении приводятся в Инструкции по эксплуатации, прилагаемой к крану заводом-изготовителем.

При управлении краном следует соблюдать ряд положений, общих для кранов любого типа.

Механизмы крана можно переключать с прямого хода на обратный только после полной остановки. Внезапное переключение механизма без остановки вызывает большие динамические нагрузки на кран и может привести к поломке механизма и даже к аварии крана.

Если необходимо быстро остановить несколько механизмов для предотвращения аварии или несчастного случая, то следует отключить аварийный выключатель. При этом отключится линейный контактор и электродвигатели будут отсоединены от питающей сети.

Запрещается использовать конечные выключатели для остановки механизмов крана, за исключением случаев проверки работы конечных выключателей перед началом смены.

Использовать выносной пульт для управления краном при перемещении грузов запрещается, так как при управлении с пульта режимы работы электропривода не соответствуют нормальным режимам при управлении из кабины. Кроме того, при переключении управления на выносной пульт в схеме крана закорачивается часть защитных устройств: максимальные реле, конечные выключатели, сигнализация.

Не разрешается применять для плавной посадки груза незарегистрированные в паспорте крана самодельные растормаживающие устройства с ручным или ножным управлением.

Включать механизм следует плавно, с выдержками на каждом положении контроллера. Не допускается резкий перевод рукоятки управления из нулевого в последнее положение, если в схеме не предусмотрен ступенчатый разгон под контролем реле времени.

Малые (посадочные) скорости механизмов следует использовать кратковременно и только для точной установки груза. Работа на малой скорости в течение длительного времени снижает производительность крана, а в ряде случаев (например, привод с тормозной машиной) приводит к перегреву и быстрому выходу из строя электрооборудования.

Характер управления определяется схемой электропривода крана, однако одна и та же схема требует разных приемов управления для механизма поворота или передвижения, грузовой или стреловой лебедки. Так, при обычном регулировании скорости двигателя путем ступенчатого изменения пускорегулирующего реостата в роторной цепи скорость подъема груза или стрелы увеличивается при переводе рукоятки контроллера от нулевого к последнему положению, а при опускании груза или стрелы скорость на первых положениях контроллера будет больше, чем на последнем положении. Это явление не распространяется на некоторые схемы привода (двухдвигательная лебедка, привод с тормозной машиной, система г-д постоянного тока), в которых первые положения спуска соответствуют малой (посадочной) скорости, получаемой специальным регулированием.

Для механизмов поворота, передвижения крана и грузовой тележки характерно увеличение скорости при переводе рукоятки из первого положения в последнее независимо от направления движения механизма.

Управление с выносного пульта. Управление механизмами с выносного пульта производят только при монтаже и наладке крана, когда машинист не может находиться в кабине управления.

Рис. 126. Выносной пульт управления крана К.Б-401А: 1 - кнопки S25, S26 управления механизмом передвижения, 2 - кнопки S24, S23 управления механизмом поворота, 3 - кнопки S28, S27 управления стреловой лебедкой, 4-6 - кнопки SI9, S20, S21, S22 управления грузовой лебедкой, 7 - аварийный выключатель S10

Выносной пульт представляет собой металлическую коробку (рис. 126), в которой помещены аппараты управления (кнопки, аварийный выключатель и т. п.), связанные с электрооборудованием крана многожильным кабелем длиной 18-20 м.

В зависимости от электрической схемы у разных типов кранов с выносного пульта можно управлять всеми механизмами либо частью механизмов крана. Включение аппаратов выносного пульта при управлении механизмами должно производиться только в той последовательности, которая разрешена Инструкцией по эксплуатации крана.

В электрических схемах кранов предусмотрена блокировка, исключающая возможность одновременного управления из кабины и с пульта. Эта блокировка обычно выполняется с помощью универсального переключателя, переключающего цепь управления на кабину ил выносной пульт.

Грузоподъемные крановые механизмы любого типа управляются или из специальной кабины рабочим крановщиком, или с земли оператором. В последнем случае работа всех крановых механизмов контролируется при помощи проводного или дистанционного пульта.

При правильном управлении краном должно обеспечиваться его плавное (без рывков) движение, равномерное перемещение и точная остановка в месте приёма – выгрузки груза. Именно правильное управление всеми крановыми системами, к которым относятся механизмы передвижения самого крана и стреловой тележки, механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы, обеспечивает заданную производительность и гарантируют безопасность работы.

Управление из кабины проводится или при помощи рычагов командоаппарата или специальной рукояткой, напоминающей ручку управления истребителем или обычный игровой джойстик.

При рычажном управлении, направление движения рычага соответствует направлению перемещения груза. Скоростные режимы перемещения груза не регулируются. Исключение составляют некоторые образцы портальных, башенных строительных и специализированных монтажных кранов. Управление крановыми механизмами, несмотря на общий для всех их принцип работы, зависит от типа и модели крана и имеет свою специфику.

Все тонкости и нюансы управления приводятся в инструкции по эксплуатации. Кроме того, за рычаги грузоподъёмного устройства никогда не будет допущен человек, не имеющий специальной профессиональной подготовки. Однако существуют ряд общих требований к обеспечению работы грузоподъёмных средств всех типов, которые должен знать и выполнять каждый оператор.

Реверсивное переключение любого механизма можно проводить только после окончания перемещения груза или крановой конструкции. Если не соблюдать это требование, то переход рабочего режима из прямого в противоположный вызывает значительные динамические нагрузки. Динамические (инерционные) нагрузки – наиболее частая причина обрыва грузового каната и нарушения работоспособности крановых агрегатов и узлов. При возникновении аварийной ситуации отключение механизмов должно проводиться аварийным выключателем, который отсоединяет от электросети не только привод крановых устройств, но и всю систему управления, включая командоаппараты.

Остановка крана при помощи путевых выключателей недопустима. Некоторые строительные монтажные башенные краны имеют специальный режим «точной установки», при котором скорость опускания (подъема) имеет пониженное значение. Использование этого режима рекомендуется в строго оговоренных случаях – при установке блока или изделия на свое место с повышенной точностью.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ С ЭЛЕКТРОННЫМИ СИСТЕМАМИ

1. Во время проведения ремонта или замены элементов электронных систем на автомобиле аккумуляторная батарея должна быть отключена;

4. Замеры напряжения в системе необходимо производить только соответствующими измерительными приборами! Входное сопротивление измерительного прибора должно составлять не менее 10 МОм;

5. Разъемы электронного блока управления следует отсоединять и подсоединять к блоку только тогда, когда ключ выключателя стартера и приборов находится в положении «выключено»;

6. Не допускается эксплуатация автомобиля с сопротивлением цепи между «минусом» АКБ и разъемом электронного блока более 3 Ом;

7. При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо;

Отсоединить все разъемы электронного блока;

Отсоединить аккумуляторную батарею, сняв наконечники плюсовых и минусового кабелей аккумулятора с клемм АКБ;

Наконечники плюсовых и минусового кабелей аккумулятора электрически соединить между собой.

При этом главный выключатель электропитания автомобиля, отключающий «плюс» аккумуляторной батареи, должен быть включен (его контакты должны быть замкнуты). Заземление сварочного аппарата необходимо подключить как можно ближе к месту сварки. При проведении сварочных работ на кабине заземление подключать только к кабине, а при сварке на шасси автомобиля - только к шасси;

9. При проведении покрасочных работ электронные компоненты системы можно подвергать нагреву в сушильной камере до температуры 95°С в течение непродолжительного времени (до 10 минут), а при температуре в сушильной камере не более 85°С до 2 часов. При этом аккумуляторы необходимо отсоединить.

10. Смену предохранителей, контрольных ламп и отсоединение/присоединение кабелей и других устройств коммутации производить только при отключенном питании (аккумуляторе) автомобиля. При замене предохранителя обязательно использовать предохранитель того же номинала.

11. Не допускается короткое замыкание выводов электронного блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.

12. Не допускается производить размыкание - смыкание контактного разъема электронного блока управления при включенном источнике питания.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ КАМАЗ

Функции автоматического поддержания постоянной скорости «Круиз-контроль»;

Выполнение функций ограничения максимальной скорости или ограничения скорости по желанию водителя.

Система содержит:

Электронный блок управления,

Электромагнит рейки ТНВД;

Втягивающий электромагнит;

Датчики (см. рис. Установка датчиков на двигателе ):

Датчик частоты вращения кулачкового вала ТНВД;

Датчик температуры охлаждающей жидкости;

Датчик температуры топлива;

Датчик давления и температуры наддувочного воздуха;

Переключатель круиз - контроля/ограничения скорости;

Переключатель режима диагностики двигателя;

Кнопку вспомогательной тормозной системы;

Педаль подачи топлива;

Датчик педали тормоза;

Датчик стояночного тормоза;

Клапан аварийного останова двигателя;

Датчик педали сцепления. Расстояние между датчиком педали сцепления 1 и педалью сцепления 2 должно составлять 1,5±0,5 мм, при необходимости расстояние следует регулировать гайкой 4 (см. рис. Установка датчи ка педали сцепления) .

Установка датчика педали сцепления: 1 - датчик педали сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - кронштейн педали сцепления; 4 - гайка

Кроме основных режимов работы (управление подачей топлива, вспомогательным тормозом) система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля.


Установка датчиков на двигателе: 1 - датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 2 - датчик частоты вращения кулачкового вала ТНВД; 3 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 - датчик температуры топлива; 5 - датчик температуры и давления наддувочного воздуха; 6 - жгут системы управления двигателем, 7 - электромагнит рейки ТНВД; 8 - втягивающий электромагнит; I - к электронному блоку управления

Быстрый прогрев двигателя;

Быструю прокачку тормозной системы;

Лучшее управление переменной мощностью на выходном валу в режиме отбора мощности (возможность установки различных значений холостых оборотов двигателя в зависимости от режима работы или применяемого типа коробки отбора мощности (например, для одной коробки отбора мощности 1000 мин -1 , для другой 1200 мин -1 и т.д.)).

Регулирование оборотов холостого хода двигателя производится на неподвижном автомобиле.

Регулирование оборотов холостого хода может осуществляться как педалью подачи топлива, так и рычагом круиз-контроля, расположенным на рулевой колонке (см. рис. Кабина ). Функции рычага круиз-контроля (в отдельных комплектациях автомобилей) могут осуществлять переключатель регулирования холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения 13 и переключатель установки/сброса 14 (см. рис. Щ иток приборов »).

В отличие от регулирования педалью, рычаг круиз-контроля и переключатели 13 и 14 фиксируют заданные обороты холостого хода (см. таблицу Регулирование холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения).

Поддержание установленной скорости движения «Круиз-контроль»

В режиме круиз-контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим может активизироваться при скорости автомобиля не менее 25 км/ч.

Управление режимом круиз-контроля может осуществляться с помощью рычага круиз-контроля, расположенного на рулевой колонке или, в отдельных комплектациях автомобилей, переключателем регулирования холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения 13 и переключателем установки/сброса 14 (см. таблицу

Активация режима круиз-контроля происходит при верхнем фиксированном положении переключателя круиз-контроля/ограничения скорости 12 (см. рис. Щиток приборов и Таблицу переключателей на щитке приборов ф. «ИКАР-ЛТД»),

После поворота выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, установленное значение скорости круиз-контроля стирается.

Во избежание возможных повреждений автомобиля и для личной безопасности не рекомендуется использовать режим круиз-контроля в следующих случаях:

- на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями и т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;

На скользких дорогах.

Режим ограничения скорости движения

В режиме ограничения скорости движения можно установить требуемое предельное значение скорости движения. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/ч.

Управление режимом ограничения скорости может осуществляться с помощью рычага круиз-контроля, расположенного на рулевой колонке или, в отдельных комплектациях автомобилей, переключателем регулирования холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения 13 и переключателем установки/сброса 14 (см. таблицу Регулирование холостых оборотов/ скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения).

Активация режима ограничения скорости движения происходит в среднем или нижнем фиксированных положениях переключателя круиз-контроля/ограничения скорости 12.

После поворота выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, установленное значение скорости стирается.

Рычаг круиз-контроля

Переключатель регулирования холостых оборотов/ скорости круиз - контрол; режима ограничения скорости движения 13* переключатель установки/ сброса 14*

Регулирование холостых оборотов

Для увеличения частоты вращения коленчатого вала

Потяните рычаг круиз-контроля вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемых оборотов холостого хода

Нажмите переключатель 13 в верхнее положение и удерживайте его до достижения желаемых оборотов холостого хода

Для уменьшения частоты вращения коленчатого вала

Потяните рычаг круиз-контроля вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемых оборотов холостого хода

Нажмите переключатель 13 в нижнее положение и удерживайте его до достижения желаемых оборотов холостого хода

Возврат к предустановленной частоте вращения

Производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), воздействием на педаль сцепления или тормоза, либо воздействием на кнопку вспомогательной тормозной системы

Производится нажатием переключателя 14 в нижнее положение, воздействием на педаль сцепления или тормоза, либо воздействием на кнопку вспомогательной тормозной системы.

Регулирование скорости круиз-контроля

При достижении нужной скорости движения (скорости круиз-контроля)

Приведите переключатель, находящийся на рычаге круиз - контроля, в положение «Память» («MEMORY»)

Установленная таким образом скорость будет поддерживаться автомобилем без воздействия на педаль подачи топлива

Для увеличения скорости круиз - контроля

Потяните рычаг вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемой скорости круиз - контроля

Нажмите переключатель 13 в верхнее положение и удерживайте его до достижения желаемой скорости круиз - контроля

В случае необходимости временно увеличить скорость движения автомобиля, нажмите на педаль подачи топлива. После отпускания педали автомобиль автоматически понизит скорость до установленной скорости круиз - контроля

Для уменьшения скорости круиз - контроля

Потяните рычаг вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемой скорости круиз - контроля

Нажмите переключатель 13 в нижнее положение и удерживайте его до достижения желаемой скорости круиз - контроля

Выключение режима круиз - контроля

Производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы

Производится нажатием переключателя 14 в нижнее положение, при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы

Регулирование режима ограничения скорости движения

Установка порога ограничения скорости движения (при достижении нужной скорости)

Приведите переключатель, находящийся на рычаге круиз-контроля, в положение «Память» («MEMORY»)

Нажмите переключатель 14 в верхнее положение

Для повышения достигнутого ранее порога ограничения скорости движения

Потяните рычаг вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемого порога ограничения скорости движения

Нажмите переключатель 13 в верхнее положение и удерживайте его до достижения желаемого порога ограничения скорости движения

Для понижения достигнутого ранее порога ограничения скорости движения

Потяните рычаг вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемого порога ограничения скорости движения

Нажмите переключатель 13 в нижнее положение и удерживайте его до достижения желаемого порога ограничения скорости движения

Выключение режима ограничения скорости движения

Происходит при воздействии на переключатель, расположенный на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы

Происходит при нажатии переключателя 14 в нижнее положение, при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы

* - Переключатели, выполняющие функции рычага круиз - контроля при его отсутствии (в зависимости от комплектации автомобиля).

Режим диагностики двигателя

Режим диагностики двигателя служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности - блинк-кодов (см. Таблицу кодов неисправностей (Блинк-кодов)).

Включение режима диагностики двигателя осуществляется переключателем диагностики двигателя, расположенным на щитке приборов.

После включения зажигания лампа диагностики двигателя, расположенная на щитке приборов, загорается на 3 с. Если лампа диагностики продолжает гореть, или она загорается при работе двигателя, это означает, что в системе управления двигателем произошла неисправность. Информация о данной неисправности хранится в электронном блоке и может быть прочитана с помощью диагностического прибора или с помощью лампы диагностики. После устранения неисправности лампа диагностики гаснет.

Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием переключателя режима диагностики в верхнем или нижнем положениях более 2с. После отпускания переключателя режима диагностики лампа диагностики промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первая цифра блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (вторая цифра блинк-кода).

При следующем нажатии на переключатель ре жима диагностики будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.

Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов из памяти блока управления при нажатом переключателе режима диагностики включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, после этого удерживайте переключатель режима диагностики еще около 5с.

Таблица кодов неисправностей (Блинк - кодов)

Описание ошибки

Блинк- код*

Ограничения

Что делать

Неисправность педали газа

n max =1900 об/мин

Проверить подключение педали газа. Обратиться в сервисный центр

Неисправность датчика атмосферного давления (датчик встроен в электронный блок управления)

N max ≈300 л.с.

Физическая ошибка датчика атмосферного давления

Неисправность датчика сцепления

n max 1900 об/мин

Проверить датчик сцепления.

Можно продолжать движение.

Не пользуйтесь функцией круиз-контроля.

Неисправность основного датчика частоты вращения двигателя (коленчатый вал) (см. рис. Ус-тановка датчиков на двигателе )

n max =1600 об/мин

Проверить состояние и подключение соответствующих датчиков частоты вращения двигателя. Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Неправильная полярность или перестановка датчиков частоты вращения

n max =1800 об/мин

n max =1900 об/мин

Неисправность вспомогательного датчика частоты вращения двигателя (кулачковый вал) (см. рис.

n max =1800 об/мин

Неисправность главного реле включения электронного блока управления

нет

Проверить главное реле и его подключение. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр.

Неисправность ТНВД

21,22,

24-26

Несоответствие положения педали газа и педали тормоза

N max ≈200 л.с.

Проверить педаль газа, возможно, ее заклинило. Срочно обратиться в сервисный центр!

Плохой контакт датчика положения рейки (датчик встроен в исполнительный механизм ТНВД)

Возможно, двигатель не запустится.

Проверить контакт штекера ТНВД. Срочно обратиться в сервисный центр!

Неисправность датчика педали тормоза

N max ≈200 л.с.

Проверить датчик педали тормоза и тормозное реле.

Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

29,

51-53,

81-86,

Возможно, двигатель не запустится.

Срочно обратиться в сервисный центр!

Неисправность датчика температуры наддувочного воздуха

N max ≈300 л.с.

Проверить датчик температуры наддувочного воздуха.

Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Физическая ошибка датчика температуры наддувочного воздуха

Неисправность датчика давления наддувочного воздуха

N max ≈250 л.с.

Проверить датчик давления наддувочного воздуха.

Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Неисправность модуля управления круиз контроля

нет

Проверить подключение рычага круиз контроля. Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Данная ошибка появляется также из-за одновременного нажатия нескольких управляющих элементов рычага круиз- контроля.

Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

N max ≈300 л.с.

n max =1900 об/мин

Проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Физическая ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости (см. оис. Установка датчиков на двигателе)

Неисправность датчика температуры топлива (см. оис. Установка датчиков на двигателе)

n max =1900 об/мин

Проверить датчик температуры топлива. Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Физическая ошибка датчика температуры топлива

Неправильный сигнал с многоступенчатого входа

нет

Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр.

Превышение максимально допустимой частоты вращения двигателя

После полной остановки двигателя возможен новый запуск

Если превышение произошло из-за неправильного переключения передач с высшей на низшую: проверить двигатель; если двигатель в порядке можно заводить двигатель и продолжать движение.

Если двигатель самопроизвольно увеличил частоту вращения, двигатель не заводить! Срочно обратиться в сервисный центр!

Ошибка сигнала скорости автомобиля

n max =1550 об/мин

Проверить подключение тахографа к электронному блоку управления.

Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр.

Превышение бортового напряжения

нет

Проверить зарядку аккумуляторной батареи.

Некорректно законченный рабочий цикл электронного блока управления

нет

Данная ошибка появляется из-за выключения массы ранее 5с после выключения зажигания либо прерывания питания электронного блока управления. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Неисправность CAN линии

61-76

нет

Проверите подключение CAN линии к другим CAN устройствам (ABS, АКПП и тд.). Можно продолжать движение.

Обратиться в сервисный центр

* - Первая цифра блинк-кода - количество длинных вспышек лампы диагностики; вторая цифра блинк-кода - количество коротких вспышек лампы диагностики

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ CUMMINS С ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ

1. Перед проведением дуговой сварки все подсоединения, ведущие от аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем, должны быть отсоединены независимо от того, где именно в автомобиле они находились.

2. Во время процесса сварки, нельзя подсоединять к каким бы то ни было датчикам, элементам электропроводки или к блоку управления двигателем, расположенному на двигателе, провода для замыкания на землю.

3. К детали, на которой осуществляется операция сварки, необходимо подсоединить кабель для заземления сварочного аппарата длиной не более 0,61 м.

4. Выполнять сварочные операции на двигателе или на компонентах, смонтированных на двигателе, не рекомендуется.

5. На время выполнения операций окраски в электростатическом поле, подсоединения аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем должны быть сняты. Перед тем, как выполнять окраску автомобиля, отсоедините как положительный, так и отрицательный аккумуляторные провода от батареи.

6. При отсоединении аккумуляторной батареи автомобиля положительный провод должен всегда отсоединяться первым.

7. Все электрически сочленяемые разъемы до начала окраски должны быть подсоединены. Не подсоединенные разъемы необходимо замаскировать на время процесса окраски.

8. На время проведения окрасочных работ следует замаскировать табличку с техническими данными на блоке управления двигателем. После окончания окраски все маскировочные материалы надо удалить.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ CUMMINS

Электронная система управления двигателем обеспечивает:

Выполнение требований EURO-3;

Функции автоматического поддержания постоянной скорости «Круиз - контроль»;

Возможность контролировать работу двигателя;

Возможность увеличения средней безопасной скорости движения;

Улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;

Выполнение функций ограничения максимальной скорости.

Система содержит:

Электронный блок управления (ЭБУ) - центр управления электронной системой двигателя;

Датчик частоты вращения коленчатого вала;

Датчик давления/температуры воздуха впускного коллектора, подсоединен к коллектору всасываемого воздуха и контролирует давление и температуру в коллекторе;

Датчик температуры охлаждающей жидкости, установлен на головке блока цилиндров около термостата;

Датчик давления масла, установлен на двигателе в корпусе масляного фильтра;

Датчик давления топливной рампы, обеспечивает данные давления топлива для ЭБУ с целью управления регулятором давления и для расчета дозирования топлива;

Нагреватель топлива;

Переключатель круиз - контроля;

Переключатель режима диагностики;

Кнопку вспомогательной тормозной системы. Использование вспомогательной тормозной системы возможно лишь при движении со скоростью не ниже 30 км/ч;

Контрольную лампу диагностики двигателя;

Контрольную лампу неисправности двигателя;

Контрольную лампу ожидания пуска двигателя, после загорания которой двигатель запускать не рекомендуется;

Педаль подачи топлива;

Датчик педали сцепления (см. подраздел « Электронная система управления двигателем КАМАЗ »);

Датчик педали тормоза;

Датчик стояночного тормоза.

Кроме основных режимов работы (управление подачей топлива, вспомогательным тормозом) система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля.

Регулирование холостых оборотов

В режиме холостого хода регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять:

Быстрый прогрев двигателя;

Быструю прокачку тормозной системы.

Регулирование оборотами холостого хода двигателя производится на неподвижном автомобиле.

Для регулирования оборотов холостого хода, который предусмотрено проводить между 600 и 800 об/мин, используется переключатель установки/сброса 11 (см. рис. Щиток приборов ): каждое кратковременное нажатие переключателя в верхнее положение увеличивает обороты холостого хода на 25 об/мин, а кратковременное нажатие в нижнее положение - уменьшает на 25 об/мин.

Поддержание установленной скорости движения «Круиз - контроль»

В режиме круиз - контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим может активизироваться при скорости автомобиля не менее 48 км/ч. Для управления режимом используются переключатель круиз - контроля 12 и переключатель установки/сброса 11 (см. рис. Щиток приборов ).

При необходимости произвести обгон можно превысить установленную скорость путем нажатия педали подачи топлива. После отпускания педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.

При наборе нужной скорости при фиксированном среднем или нижнем положении переключателя 12 для активации режима круиз - контроля, необходимо привести переключатель 11 в нажатое верхнее положение. Переключатель 11 запоминает скорость движения. Дальнейшее управление автомобилем производится при отпущенной педали подачи топлива. В нажатом нижнем положении переключатель 11 сбрасывает установленное значение скорости.

Увеличение и уменьшение фиксированной скорости производите с помощью переключателя установки/сброса 11: для плавного увеличения скорости движения в режиме круиз - контроля удерживайте переключатель 11 в верхнем положении, для плавного уменьшения - в нижнем положении. Кратковременным нажатием на переключатель 11 вверх скорость движения увеличивается ступенчато с шагом 1,6 км/ч., вниз - уменьшается с шагом 1,6 км/ч.

Режим круиз - контроля дезактивируется и переводится в режим ожидания в следующих случаях:

При нажатии на педаль тормоза;

При включении стояночного тормоза;

При нажатии на педаль сцепления;

При снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя ниже 1000 об/мин;

При снижении скорости движения автомобиля ниже 48 км/ч.

После поворота выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, установленное значение скорости круиз - контроля стирается.

Во избежание возможных повреждений автомобиля и для личной безопасности не рекомендуется использовать режим круиз - контроля в следующих случаях:

На извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;

- на скользких дорогах.

Режим диагностики двигателя.

Режим диагностики двигателя служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности - блинк-кодов.

При повороте ключа зажигания в положение 1 ЭБУ выполняет диагностику и контроль состояния двигателя - загораются контрольные лампы неисправности двигателя, аварийного состояния двигателя ожидания пуска двигателя, расположенные в блоке контрольных ламп на панели приборов.

Лампы горят приблизительно в течение двух секунд, после чего гаснут в указанном порядке, одна за другой.

В случае возникновения неисправности, одна из оставшихся ламп будет продолжать гореть, определяя тип выявленной неисправности:

Горит контрольная лампа неисправности - необходимо провести обслуживание автомобиля, но автомобиль может оставаться в рабочем режиме;

Горит контрольная лампа аварийного состояния двигателя - существуют проблемы в работе двигателя, в этом случае автомобиль не должен эксплуатироваться до устранения неисправности.

Таким же образом контрольная лампа неисправности и контрольная лампа аварийного состояния двигателя оповещают о неисправностях в режиме работы работающего двигателя.

Для определения вида неисправности необходимо провести принудительную диагностику двигателя. Для управления режимом принудительной диагностики двигателя используются переключатель диагностики двигателя 13 и переключатель установки/сброса 11.

При положении ключа зажигания в положении «I» включите режим диагностики двигателя нажатием в среднее или нижнее положение переключатель диагностики двигателя 13. Загораются контрольные лампы неисправности и аварийного состояния двигателя, нахо дящиеся в блоке контрольных ламп на панели приборов. Если не обнаружено неисправностей в работе двигателя, то лампы горят непрерывно.

При наличии неисправности контрольная лампа аварийного состояния двигателя начнет выдавать код неисправности (блинк-код), который может быть трех-и четырехзначным. Коды неисправностей считываются визуально по вспышкам контрольной лампы, а тип неисправности определяется по таблице световых мигающих кодов (в сервисном центре). После высвечивания кода загорается контрольная пампа неисправности двигателя, сообщая о том, что посылка данного кода неисправности закончена (см. рис. Пример мигания кон трольных ламп при выдаче кода неисправности 143 ).

Пример мигания контрольных ламп при выдаче кода неисправности 143: I - вспышки контрольной лампы неисправности двигателя (цвет - оранжевый); II - вспышки контрольной лампы аварийного состояния двигателя (цвет - красный)

Высвечивание неисправности продолжается до тех пор, пока для показания последующего и предыдущего кодов ошибок не будет использован переключатель установки/сброса 11, который в нажатом верхнем положении выдает следующий по порядку код ошибок, в нажатом нижнем положении - предыдущий код ошибок.

Режим диагностики остается активным до тех пор, пока не будут выключены переключатель диагностики или двигатель. После считывания световых кодов необходимо устранить неисправности и очистить память ЭБУ. Для этого необходимо:

Повернуть ключ зажигания в положение I;

Три раза нажать на педаль подачи топлива;

Повернуть зажигания в положение «0».

При этом все неактивные коды неисправностей стираются из электронного блока. Для того чтобы убедиться, устранены ли все неисправности и никаких блинк-кодов в памяти ЭБУ нет, необходимо еще раз провести диагностику. Если после стирания в памяти ЭБУ остались какие-либо коды, это означает, что данные неисправности присутствует в данный момент и стереть код можно только после устранения самой неисправности.

Более полная диагностика системы производится при помощи специальной диагностической аппаратуры на станции ТО.

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ

Система защиты двигателя контролирует четыре параметра двигателя: уровень охлаждающей жидкости, температуру охлаждающей жидкости, давление масла и температуру воздуха во всасывающем коллекторе, а также дефорсирует двигатель в случае выхода за пределы допустимого диапазона одного или нескольких из упомянутых параметров.

Система защиты двигателя может уменьшить крутящий момент, снизить частоту вращения двигателя и, возможно, привести к останову двигателя.

Нагреватели решеток

Электрические нагреватели решеток, расположенные во впускном коллекторе, применяются для облегчения пуска и снижения задымленности в условиях холодной погоды.

Предусмотрены два этапа режима работы при нагреве всасываемого воздуха:

Предварительный нагрев (после включения замка зажигания перед проворачиванием коленчатого вала);

Последующий нагрев (сразу же после успешного пуска двигателя).

Продолжительность времени включения нагревателей решетки зависит от температуры окружающей среды. Продолжительность предварительного нагрева возрастает при снижении температуры.

Контрольная лампа ожидания пуска двигателя, расположенная в блоке контрольных ламп автомобиля на панели приборов, горит в течение всего времени включения нагревателей решетки для указания водителю, что приступать к проворачиванию коленчатого вала нельзя. Во время проворачивания коленчатого вала для обеспечения возможности использования максимального тока для стартера нагреватель всасываемого воздуха выключается.

Этап последующего нагрева начинается после успешного пуска двигателя. Продолжительность цикла последующего нагрева возрастает при снижении температуры.

Блокировка стартера

Электронная система управления двигателем защищает электродвигатель стартера и маховик от повреждения в результате нежелательного включения. Электронный блок управления контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя и допускает включение стартера только в случае неработающего двигателя.

Управлять автокраном нелегко, но довольно интересно. Тот, кто хоть однажды видел профессиональный конкурс машинистов, наверняка был восхищён тем, как профессионал закрывает крюком спичечную коробку, не помяв её. Каждый машинист имеет свои наработки, и о них непосвящённым людям он не рассказывает.

Однако знание азов работы машиниста автокрана интересно и полезно даже нанимателю техники для погрузо-разгрузочных или строительных работ.

В строительстве обычно используют для укладки фундамента. Погрузо-разгрузочные работы ведутся либо вручную, либо с применением техники. Первый метод так и называется - ручной, второй - механизированный. Последний обязателен для грузов массой более 50 кг, а также для подъёма грузов на высоту, превышающую 2 м.

Если кран используется на стройке, то перед тем, как приступить к работе, машинист автокрана должен прочитать проект строительно-монтажных работ. Если же предстоят погрузо-разгрузочные работы - то осмотреть площадку, на которой они будут проводиться. Если рядом с рабочей площадкой (менее чем в 30 м) находится линия электропередач, машинисту потребуется наряд-допуск, позволяющий начать работу.

Использовать разрешается только автокран с ещё не выработанным ресурсом. Эксплуатировать списанные краны технически запрещено.

Перед началом работ машинист производит осмотр ещё не запущенной машины, проверяя её техническое состояние. Затем оператор запускает кран на холостой ход, чтобы убедиться в исправности механизмов.

Место, где проходят работы, должно быть хорошо освещено. Если рабочая зона находится в сильном тумане или идёт снег, что не позволяет крановщику хорошо различать груз и жесты стропальщика, работу прекращают до изменения погодных условий. Таким же образом крановщик поступает в случае грозы или сильного ветра.

В зимнее время работы на автокране можно производить только при допустимой техпаспортом машины минусовой температуре. Существует у кранов и ограничение по влажности воздуха. Обычно, если температура воздуха выше 25°С, влажность его не должна превышать 80%.

Если работу сопровождают более жёсткие климатические условия (например, тропические или Крайнего Севера), то потребуется специальная модель автокрана.

Автокран должны обслуживать, как минимум, два человека: машинист и стропальщик. В некоторых фирмах полагают, что это всё может выполнять и один человек. Но допускать этого нельзя, поскольку машинист не должен отлучаться от пульта управления. Только, находясь в кабине, он может контролировать ситуацию.

В функции стропальщика входит закрепление грузов для подъёма. Для этого он использует специальное приспособление - стропы. Каждый стропальщик проходит профессиональное обучение, человека «с улицы» никто не возьмет крепить тяжёлые опасные грузы. Наоборот, чем опытнее стропальщик, тем лучше. Ведь, закрепляя иные «неформатные» грузы, иногда приходится применять инженерную мысль!

С грузом массой 5-10 тонн справляется один стропальщик. Если груз весит 40-50 тонн, то застропить его одному человеку уже физически невозможно. В отдельных случаях могут понадобиться усилия трёх и более стропальщиков, например, если работе препятствуют тяжёлые климатические условия или груз весит до 100 тонн. Закреплённый груз обязательно должен принять устойчивое положение. Если о весе груза информации нет, то стропят и перемещают его, только определив фактическую массу.

Подъёмы, опускания, переносы груза, торможения выполняют плавно, без рывков. Поднятый и двигающийся груз должен находиться, как минимум, на полметра выше предметов, которые встречаются на его пути.

Существует расхожий стереотип о том, что на стройке неминуемо происходят несчастные случаи. Однако риск есть в любой технической работе - например, в судостроении, ремонте автомобилей и даже при монтаже электрической проводки жилого дома. Поэтому, в любой работе требуется соблюдение техники безопасности.

Московские мастера-2015. Машинист автокрана

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png