13.02.2018

Бизнесмен Михаил Опенгейм из года в год выигрывает ралли классических автомобилей L.U.C Chopard – причем на самой древней из машин-участниц. о том, как ретро-автомобили участвуют в гонках, а также о другой страсти г-на Опенгейма – галерее современного искусства Artstory – в его интервью My Way.

Как получилось, что вы полюбили ретро-автомобили и стали участвовать в ралли?

Сначала я случайно познакомился со старыми машинами – до этого мне и в голову не приходило, что ретро-автомобили – это такая тема. Однажды мы с трехлетним сыном гуляли вдоль Москвы-реки. Проходила водная «Формула-1», и я встретил там знакомого, который стоял возле каких-то странных авто 1950–1960-х годов: кадиллаки, мерседесы и другие. Как оказалось, его пригласили продемонстрировать состоятельным клиентам, что такое старые машины, ретро-автомобили. Он предложил нам прокатиться. Мы с удовольствием сели на заднее сиденье Bentley 1962 года и поехали – медленно, с дымком...

Наверное, народ очень удивлялся?

Ну, все вокруг этих машин ходили. Они же очень красивые. Для меня ретро-автомобили – это шедевры дизайнерского искусства. После этого случая я решил, что надо бы поинтересоваться – может, есть машины, куда можно посадить всю семью и с открытой крышей в воскресенье покататься по Москве. Стал наводить справки, поехал в одну компанию, в другую. Где-то через год купил трехсотый Mercedes Roadster – очень красивая машина, моя любимая. На ней я впервые поучаствовал в ралли. Что это такое, я не знал, но меня пригласили, сказали, что еще нужен штурман (ко-пилот) и что он должен хорошо считать. У меня нашелся такой знакомый. Правда он житель Берлина, а надо было более-менее ориентироваться в Москве. Потому что, выезжая на старте, ты не знаешь, где будет финиш. Есть некая дорожная книга, по которой нужно ехать позиция за позицией – в такую-то минуту быть в такой-то точке. Сходу мы заняли «тридцать-какое-то» место, с тремя часами штрафа – это очень много. И тогда я начал интересоваться, как научиться ездить хорошо. Оказалось, есть преподаватели, которые готовят штурманов, пилотов и т.д.

То есть ретро-автомобили – целая индустрия?

Ретро-автомобили – это, скорее направление сервиса. Мы немного позанимались, но товарищ уехал к себе в Берлин. В итоге я пригласил своего сотрудника. Мы хорошо подготовились и выиграли трехдневную гонку – буквально после пары месяцев занятий. Наши более опытные соперники не поверили, что все чисто, и долгое время пытались мне приписывать, что я чуть ли не подкупаю судей. Пытались мою машину смотреть – но мне скрывать нечего было.

На ретро-автомобили не ставятся видеорегистраторы?

Естественно, на ретро-автомобили не ставят никаких регистраторов. На таких машинах стараются даже фары включать пореже, чтобы не сажать аккумулятор. Перед стартом проводится специальная техническая проверка – люди же могут, например, поставить современный мотор, а это нечестно. Чем старше машина, тем сложнее ею управлять. Поэтому есть некий поправочный коэффициент, зависящий от года выпуска, – он уравнивает шансы на победу. В первый сезон у нас было пять соревнований. Два мы провалили, а три успешно прошли.

Это было в Москве?

И в Москве, и в Питере. Потом оказалось, что есть соревнования на скорость, а не только на точность. И для них нужны другие машины – я купил Mini 1960-х годов, диапазон ралли расширился. Но меня очень манило такое соревнование, как «Mille Miglia» в Италии. Эта гонка проходит три с половиной дня по непростым дорогам, в том числе по серпантинам. Место старта и финиша – город Брешиа. Началась «Mille Miglia» в 1927 году и длилась до войны, потом – с 1947-го по 1957-й – и была возобновлена уже в 1970-х. Сейчас участвовать в этой гонке могут только модели тех марок машин, которые участвовали в ней исторически.

Пилот тоже должен иметь какие-то заслуги?

Нет, главное – машина. Чем она интереснее для итальянцев, тем больше шансов туда попасть. Для них же это главное автомобильное событие. Я дважды пытался туда попасть, но удалось только тогда, когда купил «правильную» машину. В 1930 году она участвовала в «Mille Miglia», причем победила в своем классе.

Что это за модель?

Это OM 665 SS MM Superba. До войны выпускалось очень много марок, о которых мы ничего не знаем. В первой гонке «Mille Miglia» 1927 года участвовали именно машины OM, выпущенные в Брешии. Я не ожидал, что гонка будет такой тяжелой физически. Около 15 часов в сутки за рулем. Спать удавалось в среднем два-три часа в день. Исторически это была гонка на скорость – кто быстрее проедет 1000 миль. Но сейчас нельзя организовать гонку на скорость, потому что перекрыть всю Италию невозможно. Мы едем по дорогам общего пользования, но есть так называемые спецучастки, на которых проводятся допсоревнования – они и решают исход гонки. У тебя есть нормативы, ты должен, допустим, пройти один участок за 28 с, второй – за 19, третий – за 1 мин 50 с и т.д. Причем пройти их мгновение в мгновение. Погрешность в 0,1 с – и уже никаких шансов. Для сравнения, победите-ли из 75 спецучастков девять-десять проходят в нули.

«Я дважды пытался попасть на гонку классических автомобилей «Mille Miglia», но удалось только тогда, когда купил «правильную» машину»

Побеждают в основном итальянцы?

В основном. Они этим бредят. У них примерно 60 соревнований в год, поэтому мы не можем быть равными соперниками. Хотя результат, который мы показали с моим ко-пилотом на первой же гонке – 16-е место среди четырехсот участников, – самый высокий за все время участия российских экипажей. Те, кто в теме, нас тут встречали как национальных героев.

В чем особенности вождения старых машин?

Понятно, что они без гидроусилителя руля, без вакуумных усилителей тормозов, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Многие – просто открытые. В принципе, поездив, и зная скорости, которые показывали гонщики 1920–1930-х, я понял, что это были очень смелые люди, покруче космонавтов. Любой вылет такой машины с дороги – это смерть сразу. Ни подушек, ни ремней безопасности – ничего не было. Деревянный кузов на металлической раме, обшитый металлом. И средняя скорость на дистанции – больше 100 км/ч.

Когда вы садитесь за руль, вы нацелены на победу?

Конечно. Если это гонки на скорость, то там адреналин серьезный. Да и в гонках на точность волнение тоже присутствует. В Москве я со своими штурманами много где побеждал. В ралли Chopard, например, четыре раза. Последние годы ездил на Renault EF 1914 года, и эта машина полностью проходила всю дистанцию. Интересно, что у нее нет тормозных колодок на колесах – только на карданном вале. Чем сильнее жмешь на педаль, тем сильнее сжимаешь этот вал, и тем больше шансов остановиться. Но на спуске, на скорости, затормозить невозможно, просто не хватает физической силы. А так как у машины всего лишь 12 л. с., то и в горку она не очень умеет забираться. Приходилось выходить и толкать.

Что для вас ретро-автомобили?

Конечно, это кайф. И даже больше! Когда купил первую машину, Mercedes 1953 года, я понял, что это еще и некая машина времени. Потому что волей-неволей ты испытываешь те же ощущения, которые испытывали люди, сидевшие за рулем этой машины, когда она была но-вой. Трогая этот руль, нажимая эти педали, переключая эти передачи, которые не хотят переключаться, ты как бы перемещаешься в то время.

Давайте переключимся на другую тему. Сегодня вы известны и как коллекционер и основатель галереи Artstory. Как появилось это ваше увлечение?

Как обычно, случайно. Первые картины были приобретены лет 20 назад – просто возникла потребность украсить помещение. А потом, попав на одну-вторую выставку, я заинтересовался современными художниками. Почему современными? Потому что однажды я неудачно купил картину известного русского авангардиста, которая оказалась подделкой. Я понял, что это очень рискованно – покупать картины умерших художников, особенно если они известные. Но оказалось, что и ныне живущие неплохо пишут. Во всяком случае, мне многое нравилось. Я стал знакомиться с художниками, что-то покупать. И так встретился с Люсинэ Петросян – известным коллекционером в Москве. Она начала мне активно помогать, предлагать какие-то варианты. А потом, по ходу нашей с ней совместной работы, пришла идея сделать свое собственное выставочное пространство.

Что-то послужило толчком?

«Мы ставим перед собой в первую очередь не коммерческие, а просветительские задачи и всегда пытаемся рассказать некую историю»

А так как у Фейгина был 110-летний юбилей, мы хотели приурочить выставку к этой дате. Съездили в Русский музей, обратились в Третьяковку – но ничем это не закончилось. И тогда мы задумались о том, чтобы сделать свою площадку. Нашли помещение на Старопименовском, 14, отремонтировали его и осенью 2014 года открылись проектом «Время Движения», представили советских художников-кинетистов из практически забытой сегодня группы «Движение». И в том же году успели выставить Фейгина. Люди, посещавшие нашу галерею и знавшие творчество Фейгина, говорили, что получилось ничуть не хуже его посмертной выставки в Пушкинском музее.

Вы показывали только вашу личную коллекцию или привлекали другие собрания?

Показывали личную и еще немного «добирали». У нас не было задачи похвастаться, мы хотели достойно представить художника.

Другие ваши проекты так же строятся? Вы не замыкаетесь только на вашей коллекции?

У нас разные проекты. Бывает, мы делаем выставку художника, и большинство работ принадлежит ему. Хотя среди экспонатов есть и наши. Мы выставляем только то, что нам нравится, – это наш принцип.

А что вам нравится?

Первый критерий – творчество художника должно трогать, вызывать эмоции, во всяком случае, во мне и Люсинэ. Повезло, что мы с ней совпадаем в этом плане. Как правило, нам нравятся одни и те же вещи. У нас много любимых художников: Наталья Нестерова, Лев Табенкин, Маша Кулагина, Олег Целков. Сейчас проходит выставка Володи Мигачева – считаю, это мастер не ниже всемирно известного Ансельма Кифера. Володя очень много ездит по России, смотрит, как живут люди. Его, безусловно, волнует тема исчезающих деревень, и он очень талантливо ее отражает, со всей своей болью или, наоборот, радостью от того, что видит все-таки и позитивные изменения. Считаю, если есть внутренняя потребность что-то коллекционировать, то стоит приобретать именно работы таких вот людей, – которые творят только потому, что не могут этого не делать. За три года существования галереи мы сделали большое количество выставок, издали массу книг, у нас бесплатный вход. Можно сказать так: делая в галерее то, что нам самим очень нравится, мы еще и исполняем свой гражданский долг.

Вы мыслите вашу галерею как просветительский проект?

Безусловно. Мы отличаемся от других галерей. В том числе и тем, что ставим перед собой в первую очередь не коммерческие, а просветительские задачи. И подходим к ним со всей серьезностью. И если, например, мы выставляем какого-то художника, то нам всегда интересно показать, как он развивался, с чего начинал, к чему пришел. Мы всегда пытаемся рассказать некую историю. Собственно, поэтому мы и Artstory.

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в .

Текст: Людмила Буркина

Были крупнейшими поставщиками труб и остаются крупнейшими строителями инфраструктуры для «Газпрома», известно давно. Но, как оказалось, крупнные поставщики оборудования, комплектующих и расходных материалов для газового концерна связаны с людьми из окружения Ротенбергов. За неполные три года они поставили «Газпрому» оборудования, спецтехники и комплектующих как минимум на 234 млрд руб., выяснили «Ведомости», изучив результаты газпромовских конкурсов.

Это сопоставимо с выручкой компании Ротенбергов от трубного бизнеса.

«Среди подрядчиков “Газпрома” в первую очередь бросаются в глаза строители и поставщики труб. Но мало что слышно о тех, кто поставляет для “Газпрома” газопромысловое, нефтехимическое, буровое оборудование и спецтехнику, всевозможные вентили, клапаны и задвижки, т. е. трубопроводную арматуру и расходные материалы. А это сотни миллиардов рублей», - отмечает работающий с «Газпромом» предприниматель. А ведь в этом сегменте присутствуют крупные игроки, продающие «Газпрому» оборудование, приобретенное у российских заводов-производителей, отмечает он. И в отличие от строителей и трубников эти игроки не привлекают к себе внимания, поскольку действуют не через одну крупную компанию, а через несколько фирм-поставщиков, формально никак не связанных друг с другом.

На самом деле связь есть, выяснили «Ведомости».

Кто поставляет

Изучив информацию о закупках «Газпрома», которые шли через его централизованного поставщика - «Газпром комплектацию», с 2010 г., т. е. за весь доступный срок, можно увидеть, что в конкурсах на поставку оборудования, расходных материалов и спецтехники для корпорации есть постоянные участники, соревнующиеся между собой. Среди них легко выделить лидеров. Например, большинство конкурсов на поставку газопромыслового, бурового оборудования и спецтехники (29 из 35 в 2010 г. и семь из девяти в 2011 г.) выиграла фирма «Газтехника», созданная в июле 2010 г. А в значительной части конкурсов по поводу поставок нефтехимического оборудования и трубопроводной арматуры (43 из 60 и 17 из 23 соответственно) побеждали фирмы «Нефтегазкомплект», ТК «Нефтехимгаз», «Центр промышленного снабжения и комплектации» (ЦПСиК) и ТД «Нефтехиммаш».

Правда, результаты конкурсов за этот период приведены на сайте дочерней компании «Газпрома» - «Газпром комплектации» без указания стоимости закупок. Сколько денег «Газпром» тратит на комплектующие, оборудование и технику - видно начиная с 2012 г., когда на сайте «Газпрома» и электронной площадки Газпромбанка стала публиковаться конкурсная документация. К этому времени часто побеждать в конкурсах стали зарегистрированные в 2012 г. компании - «Промгазмаш», ТСК «Промтехногаз», «Спецгазагрегат», «Спецгазтрейд» и «Химтехномаш». Так, зарегистрированный в январе 2012 г. «Спецгазагрегат» в сентябре - ноябре того же года победил в шести конкурсах на поставку оборудования для компрессорных станций «Южного коридора» и еще двух конкурсах на газоперекачивающие станции и комплектующие общей стоимостью 23,5 млрд руб. А «Промгазмаш» к 2014 г. вырвался в явные лидеры, получив за неполные три года подряды почти на 67 млрд руб. Интересно, что некоторые из победителей предыдущих лет в 2014 г. были ликвидированы, несмотря на миллиардную выручку (подробнее о выигранных подрядах и финансовых показателях компаний - см. ).

Обойти удачливых поставщиков не могли даже компании, близкие к топ-менеджерам «Газпрома». Так, подольская НПК «Ойлгазмаш», принадлежавшая бывшему члену правления «Газпрома» Богдану Будзуляку и фирме Антона Шайхутдинова, сына замначальника департамента «Газпрома» Александра Шайхутдинова, поставила «Газпрому» оборудование для компрессорных станций «Южного коридора» через «Промгазмаш», который в начале 2014 г. выиграл конкурс на эту поставку объемом 2,22 млрд руб.

Кто управляет поставщиками

Все победители газпромовских конкурсов, попавшие в поле зрения «Ведомостей», принадлежат разным кипрским компаниям, которыми, в свою очередь, владеют разные офшоры с Британских Виргинских островов. Но кое-что общее у этих поставщиков есть: их директора работали в российском представительстве финансово-промышленного холдинга «Газкомплектсервис лтд» (ФПХ «Газкомплектсервис лтд»). В 2005 г. его головная структура «была прописана» на Сейшельских островах, а с 2009 г. - на Британских Виргинских островах. Представительство «Газкомплектсервиса» в Москве в свое время было зарегистрировано по адресу Национального союза ветеранов дзюдо, созданного с участием некоммерческого партнерства Аркадия Ротенберга, а возглавлял представительство президент этого союза Павел Бальский, впоследствии вошедший в руководство «СМП банка» Ротенбергов.

По подсчетам «Ведомостей», сотрудники «Газкомплектсервиса» возглавляли 11 компаний, участвовавших в газпромовских конкурсах (правда, регулярно побеждали только 10 из них), с общей выручкой за 2010-2013 гг. в 294 млрд руб. - почти такой же была выручка у принадлежавшего Ротенбергам поставщика труб СЕТП .

При звонке в «Промгазмаш», «Промтехногаз», ТД «Нефтехиммаш» и «Спецгазтрейд» секретари компаний соединяли корреспондента «Ведомостей» с приемной Михаила Опенгейма, который по состоянию на конец 2013 г. являлся заместителем главы представительства ФПХ «Газкомплектсервис лтд».

Опенгейма его знакомые называют человеком из окружения Ротенбергов. У бывших сотрудников представительства и тех, кто пытался устроиться туда на работу, сложилось впечатление, что ФПХ «Газкомплектсервис» связан одновременно со «Стройгазмонтажом» и компанией Lenhart Global, управляющей недвижимостью. Соискатели объясняют это тем, что собеседования по трудоустройству в «Газкомплектсервис» проходили в «Стройгазмонтаже» или Lenhart Global. И бывшие сотрудники ФПХ, и соискатели полагают, что три компании образуют единый холдинг, в котором за недвижимость отвечает Lenhart Global, за строительство - «Стройгазмонтаж», а за поставки «Газпрому» - ФПХ «Газкомплектсервис». А так как последний является представительством иностранной компании и не может сам быть поставщиком, то делегирует эти функции российским фирмам, которые и участвуют в газпромовских конкурсах, считают они.

В материалах Федеральной антимонопольной службы «Стройгазмонтаж» и Lenhart Global указаны как аффилированные структуры.

Правда, представители Ротенбергов и «Стройгазмонтажа» решительно опровергают какую-либо связь с упомянутыми поставщиками, ФПХ «Газкомплектсервис лтд» или Lenhart Global. Бывший сотрудник ФПХ «Газкомплектсервис», а ныне гендиректор одного из упомянутых поставщиков «Газпрома» тоже говорит, что все поставщики работают отдельно и никак не связаны ни со «Стройгазмонтажом» Ротенбергов, ни с Lenhart Global, ни с ФПХ.

Знакомый Ротенбергов предполагает, что газпромовские поставщики могут быть связаны с людьми из окружения Ротенбергов - управленцами, которые давно работают вместе с ними и которым просто удобно проводить собеседования по месту своей основной работы. Этих людей он не называет. Но в команде Ротенбергов немало людей из ФПХ «Газкомплектсервис». Когда структуры Аркадия Ротенберга в 2008 г. купили у «Газпрома» пять строительных и производственных компаний, которые затем составили основу группы «Стройгазмонтаж» , в советы директоров этих компаний вошли Опенгейм, финансовый директор ФПХ Инна Вайншельбойм, директор департамента Валерий Ершов, директор юридического департамента Ирина Воробьева, помощник руководителя Андрей Зубков, замдиректора департамента Сергей Евстифеев, директор департамента Наталия Ковалева, менеджер Илья Бунятов. Некоторые из этих сотрудников продолжили работу в «Стройгазмонтаже» Ротенбергов. Воробьева в 2008 г. стала исполнительным директором по правовым и экономическим вопросам. Зубков - руководителем аппарата директора «Стройгазмонтажа». А отдел по подбору руководящих сотрудников «Стройгазмонтажа» и «Газкомплектсервиса» возглавляла Анастасия Деева. С сентября 2014 г. гендиректором «Стройгазмонтажа» стал Андрей Кириленко, бывший топ-менеджер ФПХ «Газкомплектсервис» и гендиректор одного из удачливых поставщиков «Газпрома» - ТК «Нефтехимгаз».

Контролируют ли бизнес по поставке оборудования, спецтехники и комплектующих для «Газпрома», суммарная выручка которого за четыре года приблизилась к 300 млрд руб., только топ-менеджеры Ротенбергов? Опенгейм не ответил на переданную через секретарей просьбу прокомментировать ситуацию, а сотрудник его приемной отказался сообщить адрес электронной почты для отправки запроса, так как, по его словам, Опенгейм сам решает, какой адрес кому лучше предоставить.

Ранее представитель «Газпрома» говорил, что компания осуществляет закупки на конкурентной основе, а источник в компании отмечал, что у «Газпрома» нет полномочий проводить какие-либо расследования относительно поставщиков, но требования к ним высоки.

Слишком много комиссий

Сложным был путь к газпромовским поставщикам и у пермской компании «Искра-турбогаз», которая была не чужой для бывших газпромовцев. «Искра-турбогаз» - поставщик газоперекачивающего оборудования, среди его владельцев значилась, в частности, датская Eurotransgaz Scandinavian Holding, президентом которой с 2009 по 2011 г.. был бывший член правления «Газпрома» Богдан Будзуляк. Он же возглавлял совет директоров «Искра-турбогаза».

В прошлом году в Пермском крае налоговики обнаружили, что в 2010-2011 гг. «Искра-турбогаз» заключил агентские соглашения с белизской компанией Martinex Trade Corp, а затем - с английской фирмой Eurotransgaz Corporation LLP в рамках контрактов на поставку газоперекачивающих агрегатов в адрес «Газпрома». Как сообщала «Новая газета» , «Искра-турбогаз» выплатил за агентские услуги только в 2011 г. более 2 млрд руб. Эти деньги ушли уже на счет британской компании, сменившей в соглашении белизскую фирму.

Белизская компания, зарегистрированная в день соглашения, должна была найти рынки сбыта для «Искра-турбогаза». За это ей причиталось вначале 8% от суммы контрактов, а затем и 19,5%. Ровно в день подписания соглашения с «Искра-турбогазом» - 8 сентября 2010 г. - белизская фирма нашла первого покупателя продукции: победителя газпромовских конкурсов ЦПСиК. В декабре 2010 г. нашелся еще один покупатель оборудования для «Газпрома» - ТД «Нефтехиммаш». Обе компании в 2011 г. поставили 47 газоперекачивающих агрегатов производства «Искра-турбогаза» для компрессорных станций «Северного потока» и газопровода Ямал - Европа. Налоговики выяснили, что у «Искра-турбогаза» и раньше были деловые отношения с ЦПСиК и ТД «Нефтехиммаш», поэтому в справедливости агентских выплат они усомнились. По материалам налоговой проверки в Пермском крае было возбуждено уголовное дело.

Офшоры не для всех

«В прошлом году в Послании я говорил о задачах по деофшоризации экономики. Ещё одна тема, <...> к которой считаю необходимым вернуться и сегодня. Почему? Прямо скажу, результаты пока мало заметны», - сообщил Владимир Путин Федеральному собранию в 2013 г. Ополчившись на офшоры, президент заметил, что этим иностранным компаниям нельзя будет пользоваться мерами господдержки. Им «должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием», - отрезал Путин.

«Видимо, некоторым нельзя, а некоторым - можно. Все зависит от того, насколько интересы государства соответствуют интересам компаний, пользующихся офшорными схемами», - размышляет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

В минувший четверг, 19 сентября, на трассе Moscow Raceway состоялось историческое, во всех смыслах этого слова, событие - первые в России кольцевые гонки на исторических автомобилях Moscow Classic Grand Prix 2013, организатором которых выступила московская компания «Старое Время», лидер российского рынка услуг по импорту и обслуживанию исторических автомобилей, при поддержке event-агентства «Автоэкзотика», более известного широкой публике по организации одноименного автомобильного шоу.

П ри подготовке к проведению мероприятия организаторам пришлось преодолеть немало трудностей, ведь в нашей стране, в отличие от Европы или Америки, практически отсутствует собственный опыт проведения кольцевых гонок на исторических автомобилях, не хватает подготовленных автомобилей и пилотов. И, тем не менее, на старт парных гонок (по одному кругу каждый с каждым, наподобие велосипедных гонок преследования на треке, когда старт участникам дается из двух равноудаленных точек) вышли 24 экипажа на специально подготовленных ретромобилях, разделенных в зависимости от возраста и места производства на пять зачетных групп:

  • Veteran (автомобили, выпущенные до 1945 года);
  • Oldtimer (1946 - 1970 г.г.);
  • Youngtimer (1971 - 1980 г.г.);
  • Mini (автомобили марки MINI, произведенные до 1990 года);
  • Sovtrans (отечественные автомобили не старше 1980 года выпуска).

С амым старым автомобилем, принявшим участие в гонках, стал Aston Martin 15/98 Sports Tourer 1938 под управлением Михаила Опенгейма, которому удалось победить в зачете Veteran. Пересев потом в Lotus Elan 1964 года, Михаил сумел также опередить всех конкурентов в категории Oldtimer и стать в итоге абсолютным победителем Летнего Гоночного Кубка компании «Старое Время» 2013 года, состоявшего в этом году из 3-этапов.

П редставляем призеров гонок во всех категориях:

Veteran 1. Опенгейм Михаил (Aston Martin 15/98 ST 1938) 2. Смирнов Александр (MG TA 1938)

Oldtimer 1. Опенгейм Михаил (Lotus Elan 1964) 2. Кашин Григорий (Chevrolet Camaro SS 1968) 3. Ильин Александр (Jaguar ХК 140 1956)

Youngtimer 1. Тюрин Михаил (Porsche 911 ST 1971) 2. Душкин Вячеслав (Datsun 280 Z 1977) 3. Гергоков Евгений/Попов Владимир (Audi Quattro 1978)

Mini 1. Смирнов Александр (Austin Mini 1964)

Sovtrans 1. Гергоков Евгений/Попов Владимир (ВАЗ 2105 1979) 2. Попов Владимир/Гергоков Евгений (ВАЗ 2103 1975) 3. Могилевский Лев (Москвич 408 1968).

П обедителями Летнего Кубка компании «Старое Время» 2013 по результатам 3-х этапов стали:

  1. Опенгейм Михаил (Lotus Elan 1964)
  2. Ильин Александр/Петухов Игорь (Jaguar XK 140 1956)
  3. Смирнов Александр/Назаркин Сергей (Jaguar XK 150 1959).

О рганизаторы Moscow Classic Grand Prix с оптимизмом смотрят в будущее, считая, что на фоне роста интереса россиян к исторической технике, а также появлением в России трасс международного уровня и ростом популярности автоспорта, будет расти интерес и к гонкам на исторических автомобилях. В следующем году, помимо гонок Moscow Classic Grand Prix 2014 на трассе Moscow Raceway, которые будут посвящены 100-летнему юбилею отечественных кольцевых гонок, организаторы планируют провести также и зимнее мероприятие для исторических автомобилей на трассе Тушинского аэродрома.

коллекционеры Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян. Фото: Майи и Владимира Опара.

В октябре 2014 года в Старопименовском переулке д.14 открылась галерея ARTSTORY, в основу которой легли произведения из собрания Михаила Опенгейма и Люсинэ Петросян, в большинстве своем относимые к так называемой "второй волне" авангарда или неофициальному искусству.

В коллекции ARTSTORY находятся произведения различных авторов, включая таких как: Евгений Рухин , Николай Ситников, Ольга Булгакова , Леонид Пурыгин, Анатолий Зверев , Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова. За последние 3 года галерея представила московской публике насыщенную выставочную программу, в том числе с привлечением произведений из крупных частных коллекций и музейных собраний.

сайт побеседовал с коллекционерами о том, как создавалась галерея и какие ориентиры в искусстве актуальны ее создателям по сей день.

сайт: Расскажите пожалуйста о том, как давно вы начали собирать коллекцию, и с чем это решение было связано? Кого вы привлекали в качестве экспертов или какие другие факторы были для вас определяющими в подборе собрания?

Михаил Опенгейм: Самую первую картину, я приобрел больше 20 лет назад, но коллекционером стал гораздо позднее.

Критериями покупки тех или иных работ, для меня всегда было одно: нравится или не нравится произведение искусства. Чье бы ни было мнение или совет, для меня особо роли не играло.


Вход в вашу галерею традиционно бесплатный, 3 года назад вы открыли это пространство в том числе для того, чтобы показать людям вашу коллекцию. Повлияла ли деятельность галереи и выставки, которые вы делаете, на ваше собственное видение коллекции и понимание ее дальнейшего развития? Обращаете ли вы внимание на современных авторов и если да, то какими критериями оперируете?

М.О.: Мы открыли галерею как раз в то время, когда многие закрывались и ощущался дефицит достойных выставочных пространств. Мы хотели иметь свою качественную площадку на которой художники, творчество которых нам близко, могли бы показывать людям своё творчество. И этому принципу мы следуем до сих пор.

Люсинэ Петросян: Мы обращаем внимание то что сделано с душой, вне зависимости от возраста автора либо произведения.

Главный критерий - это эмоция, которая остаётся после увиденного.



Василий Шульженко. "Писательские дачи". 2013. Холст, масло.

Безусловно, мы очень ценим в нашей истории искусства имена, которые входят в ваше собрание. Но насколько инвестиционно оправдано коллекционирование неофициальных художников. Их время на рынке уже сейчас или еще предстоит?

Л.П.: Мы не рассматриваем себя как инвесторов в искусство и никогда не рассматривали. Никто не может знать, что нас ждет впереди. Коллекционер должен в первую очередь руководствоваться тем, что он чувствует, приобретая картину, а не кажущейся инвестиционной привлекательностью. На наш взгляд, пока у нас нет сложившегося арт-рынка со всеми его механизмами.

М.О.: Этот вопрос опять же находится в области инвестирования, и он не про коллекционирование.Потому что коллекционирование, - это покупка того, что тебе действительно нравится и без чего ты не хотел бы оставаться. А расстаться с такой вещью даже на пике популярности художника всегда жалко.

Каждый коллекционер хочет иметь у себя шедевры. Вопрос лишь в том, что является шедевром, а что нет, и у каждого на это может быть свой взгляд.



"Коллекция историй - 2" выставка к 3-х летию галереи ARTSTORY. Фрагмент экспозиции.

Если отбросить инвестиционные моменты, конечно, собрав вашу коллекцию, вы стали владельцами кусочка истории, что, безусловно, очень важно. Большинство художников из вашей коллекции начали работать в период брежневского застоя и перестройки, какие истории их произведения рассказывают нам сегодня и какие уроки мы можем из этого вынести?

Л.П.: Я считаю, что нам с Михаилом повезло, потому что многие из тех художников, кого мы любим, - живы. У нас есть возможность с ними общаться и получать от этого удовольствие. Потому что огромное значение имеет твое личное отношение к автору, хотя творческая составляющая все-таки находится на первом плане. Всегда приятно, когда автор оказывается не просто большим художником, но еще и достойным человеком.

М.О.: Главный урок, - это то, что художественные произведения могут быть актуальны вне зависимости от времени их создания. То есть искусство - вечно.

Напоследок, расскажите какую-нибудь самую запоминающуюся историю, приключившуюся в рамках вашей собирательской деятельности?

Л.П.: У нас, конечно, накопилось немало интересных историй, потому что мы работаем с творческими людьми. Ну, вот, к примеру, была у меня была незабываемая история с Наттой Конышевой. Когда-то я делала выставку с участием ее работ. До открытия оставались считанные минуты, приехало телевидение, и пришла Натта Конышева. Я очень обрадовалась увидев ее и подумала, что она хочет дать интервью.

Вместо этого она достала фломастер из сумки и стала рисовать на уже не принадлежавшей ей работе. Я была в шоке, пыталась увести Натту от картины, но это было бесполезно.

Натта Конышева. «Дама с Единорогом в метро». Оргалит, масло, 55х61 см.

В результате картину пришлось снять с выставки, и спрятать от автора, желающего ее переписать…

Более 100 произведений из коллекций Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма экспонируются сейчас в галерее ARTSTORY на выставке «Коллекция историй - 2». Составить собственное мнение о тех или иных работах и коллекции в этой ее части, попытаться отгадать арт-квест подготовленный специально к проекту (среди призов обещают картины!) - можно до 10 января 2018г. Вход свободный (18+).

В преддверии нового выставочного сезона Cultobzor.ru взял интервью у владельца и сооснователя Галереи ARTSTORY М.Д.Опенгейма.

Михаил Давидович, что для Вас мир искусства – бизнес, объект для инвестиций, приятный отдых, образ жизни, что-то еще?

Точно не бизнес, и точно не инвестиции. Скорее сейчас это именно образ жизни. В любой сфере бизнеса есть шкала риска, так вот в современном искусстве уровень этого риска просто запредельный. Поэтому никому не могу посоветовать выбрать именно рынок современного искусства как поле для инвестиций.

Тем более в России, в нынешней совершенно неопределенной ситуации, когда никто не знает что будет завтра, а уж тем более послезавтра. Рынка произведений искусства в России нет как такового, я его могу охарактеризовать как «блошиный» – настолько здесь его объем ничтожный и случайный.

Разница в отношении к изобразительному искусству в России и в Европе колоссальная, желание приобрести картину идёт, дай бог, двадцать пятым по списку приоритетов, если вообще у человека есть такая потребность. А откуда она могла взяться, если жить где-нибудь в хрущовке или в коммуналке, где на стене в лучшем случае висит картинка из журнала?

Культура восприятия произведений искусства не может появиться массово и сразу, это долгий процесс, на который уйдет несколько поколений. И пусть этот процесс произойдет хотя бы на уровне бытовых привычек, например, человек съездил заграницу, увидел в гостинице в номере репродукции картин, ему понравилось, возможно, у него возникнет желание что-то купить. Это всё будет накапливаться при нормальной ситуации в стране.

Далее, в России нет принятой заграницей модели отношений художник – галерея – покупатель. Галереям чрезвычайно сложно вести одного определенного художника, приобретать эксклюзивные права, вкладываться в него. Каждый хочет получить выгоду здесь и сейчас, и обычно всё это сводится к схеме «случайный покупатель» – «случайный художник». Выстроить цивилизованный рынок на такой модели невозможно.

Поэтому, повторюсь, искусство для меня – это образ жизни, это то, что по-настоящему нравится.

Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – основатели Галереи ARTSTORY

А что Вам нравится? Какие фамилии Вы могли бы назвать?

Художников, которые нравятся, много. Это мой любимый Моисей Фейгин, это Наталия Нестерова, это Олег Целков, особенно ранние произведения. В последнее время меня очень увлекло творчество Леонида Пурыгина. Мне интересен Владимир Мигачёв, который является художником нашей галереи и выставку которого мы провели в свой первый сезон. Планируем и новую его экспозицию.

Намеренно называю очень разных художников, потому что для меня главное – чтобы картины чем-то зацепили, не оставили равнодушным. Это главное, что привлекает моё внимание и вызывает интерес к творчеству художника, желание приобрести его работы.

Выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» в Галерее ARTSTORY

Охватывает ли Вас азарт коллекционера, когда не спишь ночами и стремишься любой ценой приобрести понравившуюся картину?

Спокойствие оно бывает внешнее и внутреннее. Внешне, как видите, я всегда спокоен. Что касается внутреннего азарта… Я всегда внимательно изучаю цены, слежу за творчеством интересующих меня мастеров, знаю ситуацию на рынке. И не вижу необходимости переплачивать втридорога.

И хочу отметить такой момент – я могу купить, например, даже на блошином рынке, картину неизвестного художника, но если она мне лично нравится, чем-то зацепила, то она принесет мне больше эстетического удовольствия, нежели работа художника с раскрученным именем, но чуждого мне по взглядам на искусство.

Я не гонюсь за именами, у меня есть ясное и четкое понимание, что и когда нужно делать, кого мне нужно приобретать.

Выставка Владимира Титова «Последний маргинал» в Галерее ARTSTORY

Еще одно Ваше увлечение – это старинные автомобили, Вы участвуете и не просто участвуете, а побеждаете в различных престижных гонках. Это проявление страсти к скорости, к ярким эмоциям, к риску?

Первоначально в основе всего этого лежала красота. Классические ретро-машины удивительно красивы, они обладают тем, чего напрочь лишены изделия современного автопрома – стилем, элегантностью, эксклюзивностью.

Автомобили класса luxury той блестящей эпохи сродни произведениям искусства – настолько они уникальны в своей индивидуальности. Тогда никто не ломал линию кузова просто ради лучшей аэродинамики. В салоне главной была не эргономика, а роскошь, не показная, а подлинная, внутренний аристократизм в характере каждого автомобиля.

Потом уже ко мне пришло понимание, что на этих машинах можно и ездить, можно участвовать в гонках, и, честно признаюсь, выходя на старт, стараюсь если не выигрывать, то приезжать в призах. Но, еще раз хочу подчеркнуть, первоначальным стимулом была красота.

Здесь у меня напрашивается сравнение этих роскошных автомобилей с вашими выставками. Любой проект галереи ARTSTORY – отточен, выверен, эксклюзивен и безумно интересен.

Не буду скрывать, в душе я перфекционист, в основе всего того что я делаю, лежит очень простой принцип – если делать, то хорошо, иначе лучше вообще ничего не делать. И я благодарен всем сотрудникам галереи за понимание и поддержку этого принципа.

Поэтому мы сидим перед выставками ночами напролет, вызывая справедливые нарекания наших близких. Поэтому мы можем всей галереей на два дня перед сдачей каталога, как это было перед выставкой Фейгина, уехать под Тверь и на полиграфическом комбинате каждую страницу поштучно принимать к тиражу, выверяя цвет и все детали.

Зачастую бывает так – приходишь на какую-то выставку, видно, что вложены большие деньги, что участвуют хорошие художники, а целостности нет, проект не состоялся. Есть просто набор отдельных произведений.

Я же подхожу к разработке концепции любого проекта нашей галереи с одним очень простым вопросом – с каким впечатлением должен уйти зритель с выставки.

А потом уже от желаемого нами результата мы по цепочке начинаем придумывать, что для этого нужно сделать – выбор произведений, архитектура экспозиции, каталог, всё, что должно по нашему мнению сопровождать выставку.

На открытии выставки «Война участвует во мне…»

Прошел первый, очень важный и трудный выставочный сезон галереи. Какое получилось лицо у ARTSTORY, какое место она заняла на арт-карте Москвы, удалось ли достичь тех целей, которые Вы ставили перед собой, открывая галерею?

Лицом галереи, и прекрасным лицом, является её директор и сооснователь Люсинэ Петросян, без которой просто ничего бы не было.

Какое место мы занимаем, как мы воспринимаемся в арт-сообществе – наверное, нам изнутри трудно об этом судить. Мы просто честно и качественно делаем свою работу, как мы её понимаем. Но мы, мне кажется, можем гордиться и ставить самим себе на будущее в пример такие реализованные нами проекты, как выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» и экспозиция «Война участвует во мне…» к 70-летию Победы.

Нашей целью было создать своего рода галерею-клуб, что бы ARTSTORY стал местом, в котором уютно всем любящим искусство. Поэтому вход на выставки у нас свободный, и это принципиальная позиция – наши выставки должны быть доступны для всех. Мы проводим лекции, мастер-классы и творческие вечера. Творческая атмосфера и пространство любви к изобразительному искусству – вот что такое в моём понимании наша галерея.

Творческий вечер «Василий Ситников и его «Академия художеств» в Галерее ARTSTORY

С каким выставочным планом ARTSTORY начинает свой второй сезон?

Уже 9 сентября открывается ретроспективная выставка известного московского художника-графика Бориса Маркевича. Сюрпризом, который мы подготовили для наших посетителей, является издание книги рассказов Михаила Зощенко с иллюстрациями художника.

Книга должна была выйти в 1971 году, но … В последний момент была дана команда сверху «не пущать». И вот через 44 года мы восстанавливаем тончайшую и точнейшую линию Зощенко –Маркевич.

Следующая экспозиция представит избранные произведения из коллекции галереи. К выставке мы готовим своего рода энциклопедию с обширным биографическим и искусствоведческим материалом по каждому из наших художников. Это будет академическое издание объемом около четырехсот страниц!

Далее планируем выставку Льва Табенкина, на которой представим неизвестные ранее полотна художника 1980-х годов, которые мы привезли из Америки, где они пролежали почти тридцать лет в свернутом виде. Многие из них нам пришлось тщательно реставрировать, но это потрясающие работы, я уверен, что эта выставка станет большим событием и откроет Льва Табенкина современным зрителям с совершенно незнакомой стороны.

Мы запускаем новую версию сайта, готовим программы мастер-классов и образовательных лекций. В планах ряд проектов в поддержку молодых художников. И мы всегда рады видеть всех любителей искусства в стенах нашей галереи!

Рабочий момент. Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – обсуждение будущей экспозиции



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png