› ГБО 2 поколения

Всем интересующимся доброго времени суток.
Очень часто в последнее время стали задаваться вопросы на тему ГБО 2 или 4. От неосведомленности люди слушают разные мнения и не интересуются глубиной своего-же вопроса.
Так вот, специально искал статью, которая "разобьет лед" между всеми недопонимания.

Я, как владелец ГБО 2 поколения, выступаю в защиту именно этого устройства. Прошу ознакомиться очень внимательно и сделать выводы.

Газовое оборудование 2 поколения на инжекторных двигателях

Газовое оборудование второго поколения идеально подходит для установки на карбюраторные моторы, но это никак не означает, что оно не годится для установки на инжектор. Напротив, бывают случаи, когда установка гбо 2 поколения лучший выбор для инжекторного двигателя. Это конечно не правило и бывает лишь в ряде исключений.

Описание и принцип работы

На карбюраторных двигателях подача газа осуществляется по тому же принципу как и бензина, через карбюратор. На инжекторных двигателях бензин в двигатель поступает через форсунки и подать газ через эти же форсунки не представляется возможным. Но в то время когда вышли в свет двигатели с точечным впрыском бензина, еще не было газового оборудования, повторяющего работу инжектора. Выход был один, подавать газ перед дроссельной заслонкой. Все бы ничего, но по сути такое переоборудование делает из инжекторного двигателя карбюраторный. Как известно в инжекторных моторах устанавливаются впускные коллекторы большого объема с ресиверами запаса воздуха. Так вот при работе на газу эти ресиверы наполнены газо-воздушной смесью, которая может воспламенится.

Этот факт наложил некоторые особенности на установку гбо 2-го поколения на инжектор. В частности пришлось позаботиться о защите от взрывов во впускном коллекторе (обратные хлопки). Перед смесителем газа нужно устанавливать антихлопковый клапан, чтобы защитить от взрыва расходомер воздуха (ДМРВ) и корпус воздушного фильтра с гофроканалом. В основном для этих целей применяются смесители с интегрированным антихлопковым клапаном, но есть варианты и с раздельными узлами.

Так как подача бензина управляется блоком управления при помощи электроники, то и отключать бензин, при работе на газу, можно электроникой. Для этого может подойти даже обычное электромагнитное реле, которое отключит в нужный момент подачу питания на бензиновые форсунки. Если автомобиль не оснащен системой самодиагностики, то вариант с реле будет работать без нареканий, но если в штатном ЭБУ есть система диагностики узлов, контроллер увидит обрыв цепи бензиновых форсунок и перейдет в аварийный режим работы. При этом на табло загорится лампа “check engine”. В разных системах аварийный режим работы протекает по разному, в некоторых системах он проходит без каких-либо изменений, а в некоторых вплоть до полной остановки двигателя. Для борьбы с этой проблемой используется устройство, которое называется “Эмулятор работы инжектора”. Данное устройство выполняет 2 функции:

Отключение бензиновых форсунок, при работе на газу
Создание видимости для штатного ЭБУ, что бензиновый инжектор работает в своем штатном режиме.
Важно! Не отключайте бензонасос при работе на газе. Это приведет к преждевременному выходу из строя всей системы питания автомобиля. Бензонасос, топливные магистрали, бензиновые форсунки и регуляторы давления должны омываться и охлаждаться бензином. Если этого не будет они пересохнут и выйдут из строя. В бензобаке всегда должен быть бензин! Прогрев холодного двигателя нужно производить только на бензине!
Есть еще одно устройство во втором поколении гбо на инжекторе, которого нет на карбюраторе, это эмулятор работы лямбда-зонда. На инжекторных двигателях есть возможность управлять количеством топлива, занимается этим штатный блок управления. По своим заводским таблицам и на основании показаний информационных датчиков компьютер регулирует подачу топлива в двигатель. Лямбда-зонд является одним из информационных датчиков. Он показывает в каком состоянии находится смесь, бедная или богатая. Если смесь бедная компьютер подает большее количество топлива, если богатая, напротив урезает. Но при работе на газовом оборудовании второго поколения у ЭБУ нет возможности управлять количеством газа. Из-за этого могут быть проблемы. Дело в том что нормальная работа двигателя контролируется постоянным смещением Лямбда из богатого состояния в бедное. На традиционном гбо этого получить невозможно, потому что газовый редуктор выдает всегда одинаковое кол-во газа, заданное при регулировке. Лямбда при этом показывает одно состояние, а ЭБУ пытается его изменить. Когда система видит, что нет реакции на изменение подачи топлива, выводится сообщение, в виде горящей лампы ЧЕК, о том, что датчик Лямбда зонда не исправен и контроллер переводит автомобиль в аварийный режим. Эмулятор работы Лямбда зонда, при работе на газу, разрывает цепь между ЭБУ и датчиком, и посылает свои показания на контроллер. Сигнал этот меняется из бедного состояния в богатое и обратно. Пожалуй это все особенности принципа работы второго поколения ГБО на инжекторных двигателях.

Инструкция пользования

В отличии от ГБО на карбюраторе, на инжекторе отключение бензина происходит в считанные секунды, поэтому переключение с бензина на газ производится без всяких ожиданий. Обычно переключатель вида топлива для инжекторных моторов оснащен тремя положениями:

Бензин (работа на бензине);
Газ (работа на газу);
Автоматический режим. Служит для удобства, двигатель заводится на бензине, а при достижении определенных оборотов (устанавливается на переключателе) переходит на газ.
Третий режим удобен тем, что во время эксплуатации, практически не требуется вмешательства человека в управление. Допустим, когда двигатель холодный, в автоматическом режиме заводится мотор на бензине, стоя на месте ждем небольшого (примерно 35-40 градусов Цельсия) прогрева и начинаем движение, при подъеме оборотов авто переходит на газ. Более никаких действий не требуется, авто эксплуатируется в штатном режиме. Что касается перехода на бензин перед длительной стоянкой, то этого на инжекторе не требуется.

Неисправности 2-го поколения гбо на инжекторах

Проблема Возможные причины Методы поиска Способы устранения в случае соответствия
ДВС не работает на газу, не заводится либо заводится плохо Не поступает газ Проверить выход мультиклапана гбо на подачу газа Отремонтировать, в случае невозможности ремонта, заменить
Проверить выход с газового клапана Продуть магистраль, заменить фильтр, заменить клапан газа
Проверить выход редуктора Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, заменить
При проверки подачи газа, газ должен выходить в жидкой фазе (белый густой туман)!
Неправильное кол-во газа выдаваемое в мотор Нарушена регулировка гбо Произвести регулировку
Вышел из строя редуктор Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, заменить
Нарушена герметичность впускной системы Устранить подсос воздуха
Одновременно с газом подается бензин Проверить бензоклапан Отремонтировать либо заменить
Неисправен эмулятор работы инжектора Отремонтировать либо заменить
Обмерзает газовый редуктор Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости Низкий уровень охлаждающей жидкости Долить тосол либо антифриз до уровня
Забиты каналы Прочистить каналы
Нарушена герметичность газовых клапанов При остановленном двигателе из редуктора выходит газ Произвести ремонт клапанов либо заменить последние
Недостаточный прогрев двигателя Неисправна система охлаждения автомобиля Прогреть двигатель до нужной температуры
Обратится в сервис для ремонта
Неустойчивая работа двигателя на холостом Неисправна система холостого хода на карбюраторе Проверить работу двигателя на холостом при работе на бензине Произвести ремонт карбюратора
Нарушена регулировка редуктора Выполнить регулировку
Наполнение редуктора газовым конденсатом Слить конденсат из редуктора
Двигатель не развивает обороты после холостого хода, провалы в работе. Недостаточное кол-во газа. Забиты мультиклапан, магистраль, фильтр. Проверить и устранить затор
Перебои в воспламенении топлива Неисправность в системе зажигания автомобиля Проверить свечи зажигания, высоковольтные провода и катушку зажигания
Наблюдаются обратные хлопки во впускном коллекторе Перебои в воспламенении топлива Неисправность в системе зажигания автомобиля Проверить свечи зажигания, высоковольтные провода и катушку зажигания
Бедная газо-воздушная смесь Подсос воздуха во впускной коллектор Найти причину подсоса и устранить
Не правильная регулировка ГБО Произвести регулировку
Неисправность в системе газораспределения Сбиты метки на ремне (цепи) ГРМ Установить по меткам
Нарушены зазоры между клапанами и седлами в двигателе Произвести регулировку зазоров
* если вы не нашли нужной проблемы, опишите свою проблему в комментариях

Типичная схема установки ГБО на инжектор

1. Мультиклапан 2. Эмулятор работы инжектора 3. Смеситель газа 4. Газовый редуктор 5 Газовый клапан 6. Переключатель вида топлива 7. Баллон для пропан-бутана
Электрическая схема подключения газового оборудования на инжекторный двигатель

Схема подключения газобаллонного оборудования на инжекторных авто отличается друг от друга. Это связано с определенным типов двигателей и типом оснащения. Основным электрическим узлом в схеме является переключатель газ-бензин и он устанавливается в обязательном порядке независимо от типа двигателя. Вот его схема.

Как мы видим, электрическая схема переключателя видов топлива на инжекторных двигателях не особо отличается от карбюраторного типа, а управление другое. Здесь уже нет переходного режима, а вместо него появился “Автомат”. В этом режиме мотор стартует на бензине, а при достижении определенных оборотов (порог оборотов задается потенциометром сбоку переключателя) переходит на газ. Что касается коричневого провода, то на схеме показано его подключение в виде намотки на высоковольтный провод и к клемме импульса катушки зажигания. Приоритет здесь нужно отдавать второму варианту. Почему?

Это надежно (спираль вокруг высоковольтного провода может попросту размотаться)
Простота замены высоковольтных проводов
Четкий и правильный сигнал для переключателя
Эмулятор работы инжектора, схема подключения

На схеме также изображен бензиновый клапан, однако в большинстве случаев на инжекторных моторах, его установка практически не возможна. Гораздо проще и правильней отключать бензин электроникой. Тут есть два варианта, как это сделать. Как уже говорилось выше, системы впрыском топлива могут оснащаться самодиагностикой, в таком случае отсекание бензина нужно производить с помощью специального устройства “Эмулятор работы инжектора”. Вот его схема.

Эмулятор работы инжектора

Основной жгут проводов подключается в разрыв бензиновых форсунок. Таким образом он контролирует состояние цепи. При работе на бензине, цепь замкнута, а при работе на газу цепь размыкается и пускается через нагрузочные резисторы, тем самым не показывая ЭБУ обрыв проводов. Эмулятор подбирается по количеству форсунок двигателя, обычно это 2, 4, 6 форсуночные модели. Управлением для включения эмулятора служит провод от переключателя гбо, который подключен к газовому клапану, в тот момент когда клапан газа открывается, самая пора отключать бензин (обычно это синий провод, но бывают и исключения). Черный провод подключается к массе авто. Также на эмуляторе инжектора есть регулировка времени задержки отключения бензина, так как газ не может молниеносно добраться до цилиндров мотора. Регулируется данная задержка экспериментальным путем.

Реле для отключения бензина

Если в системе отсутствует самодиагностика, отсекание бензина можно произвести обычным автомобильным реле. Данное решение будет единственным возможным, при установке гбо на двигатель, где бензиновые форсунки управляются двумя проводами, либо установке на двигатель с моноинжектором.

Проверить есть или нет самодиагностика просто! На работающем двигателе нужно отключить разъем бензиновой форсунки и посмотреть загорится лампа “Check Engine” или нет. Если таковая лампа не загорается, то и самодиагностики в автомобиле нет. Есть исключения, но они настолько редки, что и говорить о них не стоит.
Вот схема отключения бензина, при помощи реле.

Схема реле для отключения бензиновых форсунок

Реле используется пяти-контактное. Контакты 87а и 30 нормально замкнуты, при подачи питания на 86 контакт они размыкаются и питание на форсунки не идет. Как правило, бензиновые форсунки управляются минусом, поэтому сколько бы ни было форсунок установлено на двигателе, провод питания на них идет один, а потом расходится на все форсунки. Нужно только найти где он расходится и разорвать общий, либо разорвать все плюсовые провода и подключить их по данной схеме параллельно. Есть еще один вариант подключения, с использованием 4-контактного реле, в котором контакт 87а отсутствует. Тогда провод +12Вольт к форсунки разрывается и концы подключаются на контакты 87 и 30. На 86 контакт реле подключается провод питания бензо-клапана (желтый). При положении переключателя в бензиновом режиме на желтом проводе есть +12В, реле включается и замыкает контакты 87 и 30, без питания данные контакты разомкнуты. Минус такого подключения в том, что с отключенным переключателем вида топлива двигатель не заведется, потому что цепь бензиновых форсунок будет разорвана. В первом варианте двигатель заведется даже если демонтировать всю проводку гбо.

Эмулятор работы Лямбда Зонда

Также в электрической схеме подключения инжекторного автомобиля может присутствовать эмулятор работы Лямбда-Зонда (Датчик кислорода). По датчику кислорода компьютер регулирует подачу топлива в двигатель. При работе на втором поколении бензиновый контроллер не участвует в регулировании количества газа, подаваемого в мотор. Поэтому показания ДК не реагируют на его попытки изменить качество смеси в ту или иную сторону. После таких показаний, контроллер делает вывод о неисправности ДК, переводит работу двигателя в аварийный режим и зажигает лампу Check Engine на табло приборов.

Схема подключения эмулятора Лямбда Зонда

Эмулятор работы Лямбда Зонда, при работе на бензине, замыкает цепь сигнального провода на датчик кислорода и система управлением подачи топлива работает в штатном режиме. При работе на газу, цепь сигнального провода датчика кислорода разрывается и эмулятор посылает на бензиновый компьютер “правильный сигнал”. Таким образом ЭБУ автомобиля не видит реального сигнала с датчика кислорода и думает, что качество топливной смеси в норме. Включается эмулятор при появлении +12В на синем проводе, поэтому подключать его нужно к плюсовому проводу газового клапана. Тип сигнала для каждого ЭБУ может отличатся, поэтому на эмуляторах есть всяческие настройки выходного сигнала, но это не тема данной статьи.

2 года

Газобаллонное оборудование второго поколения рекомендуется устанавливать на карбюраторные двигателя, однако установка ГБО 2 поколения на инжектор также не запрещена. Некоторые инжекторные ДВС, второе поколение ГБО "принимают" лучше, чем какие-либо другие, однако это, скорее, исключение из правил, нежели закономерность.

Подача газа на ГБО 2 поколения происходит по тому же принципу, что и подача бензина - через карбюратор. На двигателях с инжектором бензин поступает в мотор при помощи форсунок, поэтому подать газ через те же форсунки просто невозможно! Однако с появлением двигателей с впрыском топлива, ГБО на авто еще не было, которое могло бы повторить работу инжектора, решением стал вариант подачи газа посредством дроссельной заслонки (ДЗ). Это решение безусловно заслуживает уважения, однако в таком виде мы просто получаем не инжекторный, а карбюраторный мотор. Как вы знаете, в инжекторных ДВС впускные коллекторы имеют достаточно большие объемы с ресиверами запаса воздуха. Дело в том, что при переходе на газ эти ресиверы наполняются газо-воздушной смесью, при этом существует очень высокая вероятность воспламенения этой смеси.

Эта особенность наложила свой отпечаток на второе поколение ГБО . Была разработана специальная система, которая предотвращала вероятность взрыва во впускном коллекторе (обратные хлопки). Так был изобретен специальный "антихлопковый" клапан, который устанавливают перед смесителем газа, это позволяло защититься от взрыва датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), а также корпуса воздушного фильтра. Как правило, для этих целей используются смесители со встроенным антихлопковым клапаном.

Учитывая тот факт, что подача топлива в инжекторных силовых агрегатах выполняется под руководством электроники, а именно - электронного блока управления, то и отключение/переключение подачи топлива стало возможным посредством электроники. Достаточно обыкновенного электромагнитного реле, при помощи которого можно отключить подачу питания на форсунки в необходимый момент. В случае наличия в автомобиле системы самодиагностики, реле будет работать как "часы", но если в родных мозгах (ЭБУ) имеется система диагностики узлов, то контроллер, обнаружив обрыв цепи в бензиновых форсунках, сообщит об ошибке и перейдет в аварийный режим работы, скорее всего вы увидите на панели красную надпись " ", которую так боятся все автомобилисты. Каждая система имеет свои отличия, поэтому и аварийный режим работы у каждой будет свой, у одних все проходит спокойно, у других - это может вызвать полную остановку двигателя. Решением данного вопроса стал так называемый "эмулятор работы инжектора", который выполняет две функции: первое - отключает бензиновые форсунки в случае перехода двигателя на газ, и второе - создает видимость для штатного блока управления, что якобы инжектор функционирует в нормальном режиме.

и важные примечания!!!

  • Во время работы на газу не отключайте топливный насос, это может привести к преждевременной неисправности всей системы питания. Вся топливная система: бензонасос, форсунки, топливные магистрали, а также регуляторы давления, должны охлаждаться при помощи бензина, в противном случае возникнет пересыхание и выход из строя вам гарантирован.
  • В баке всегда должно быть топливо.
  • Прогревать мотор необходимо исключительно на бензине!

И это еще не все отличия инжекторного , от карбюраторного. Устройство под названием эмулятор лямбда-зонда также неотъемлемая деталь этой установки. Как мы уже говорили, в инжекторных движках ЭБУ управляют подачей и дозировкой топлива. Дозировка и все расчеты производятся по заводским таблицам, а также с учетом данных, которые поступаю от датчиков. И одним из таких датчиков данные которого учитываются при формировании топливно-воздушной смеси, является лямбда-зонд. Этот датчик следит за состоянием выхлопа, по которому он определяет бедная смесь или богатая. В зависимости от показаний этого датчика компьютер обогащает или обедняет топливную смесь. Но, как вы понимаете, в случае с вторым поколением ГБО , ЭБУ не может повлиять на состояние смеси, он не в состоянии увеличить или уменьшить подачу газа. В результате возникают перебои в работе двигателя. Если смесь не меняется на панели появляется "страшный" знак "Чек Энджин", который сообщает о том, что лямбда-зонд неисправен, после чего двигатель переходит в режим аварийной работы. Эмулятор лямбда-зонда является той самой палочкой выручалочкой, которая разрывает цепь между ЭБУ и датчиком, и отправляет свои данные в ЭБУ.


Газовое оборудование 4 поколения применяется на автомобилях с инжекторной системой впрыска. Вся работа зависит от показаний датчиков, включенных в управление мотором ВАЗ 2110. Использовать четвертое поколение на карбюраторных двигателях в теории можно, но на практике очень проблематично. Необходимо обеспечить наличие и полноценную работу множества датчиков. В инжекторных системах они установлены, поэтому требуется только лишь произвести подключение оборудования к ним. А теперь давайте рассмотрим все плюсы и минусы, а также основные компоненты и принцип работы ГБО 4 поколения.

Положительные стороны использования ГБО

Если сравнивать газовое оборудование 4 поколения с предыдущими, то можно выделить несколько основных особенностей, присущих только ему:

  1. Минимальный расход газа, так как для работы используется микроконтроллерная система управления.
  2. Потери мощности значительно снижаются – максимум 2%. Во втором поколении, которое устанавливалось повсеместно на карбюраторные моторы, потери могли составить и 20, и 30 процентов.
  3. В случае установки ГБО 4-го поколения можно достичь норм токсичности выхлопных газов Евро-4.
  4. В газобаллонном оборудовании ранних поколений имелся один большой недостаток – хлопки, которые происходили при воспламенении скапливающегося газа. Но газовое оборудование 4 поколения (установка его если произведена согласно всем правилам) лишено этого недостатка.
  5. Бортовая сеть EOBD полностью поддерживает работу с электронным блоком систем газобаллонного оборудования 4 поколения.
  6. Минимизация риска неверного монтажа системы ГБО. Все соединения производятся разъемами, они разные и промаркированы. Спутать их не сможет даже ребенок.
  7. Цена комплекта для установки системы ГБО с системой управления на микроконтроллерах немного выше более ранних версий газового оборудования, работающего по показаниям только лишь лямбда-зонда.

Отрицательные качества

Недостатки тоже имеются, несмотря на все потрясающие плюсы. Основным можно назвать низкую теплоту сгорания газовой смеси. Следовательно, при снижении температуры уменьшается и мощность мотора ВАЗ 2110. Например, для первых поколений этот показатель был равен примерно 30%. Для ГБО 4-го и 5-го значительно меньше – максимум 2%. Конечно, если мощность двигателя 100 л. с., потеря в 2 или даже 3 лошадки не будет ощущаться. А вот экономия на топливе окажется весьма существенной.


Чтобы снизить падение мощности на ГБО ВАЗ 2110, необходимо установить позднее зажигание – не более пяти градусов. Но о целесообразности такого можно говорить много. Разумно так поступать, если двигатель функционирует на 98-м или хотя бы 95-м бензине. В этом случае при смене топлива (переход с газа на бензин и обратно) не требуется вносить корректировки в УОЗ. Конечно, можно установить октан-корректор, но это устройство не сможет работать на некоторых автомобилях.

И самый главный недостаток – большой баллон в багажнике. Конечно, можно поставить тороидальный, но тогда возникнет другая проблема – нужно куда-то прятать запасное колесо. Для автомобилей типа «Нива» это не проблема – запаска снаружи стоит. А вот для легковых будет проблематично ездить без запаски. Конечно, имеются наборы для проведения быстрого ремонта бескамерных колес. Занимают они очень мало места в бардачке и могут выручить в трудную минуту. Но с полноценным колесом все же спокойнее.

Основные компоненты газового оборудования

Только что упоминали о самом простом и большом элементе – баллоне. Простым он только кажется, на самом же деле он намного сложнее. В зависимости от типа используемого газа (пропан или метан) требования к емкости различные. В одном случае максимальное давление не выше 20 Атм, в другом – около 200. Конечно, качество металла, толщина стенок баллона, наличие (и особенности) армирования – везде будут наблюдаться отличия, причем существенные.

Требования к баллону для хранения газа:

  1. Высокая надежность.
  2. Прочность изделия.
  3. Герметичность.

Обязательно нужно иметь разрешение на использование баллона. Выдачей его занимаются специалисты, имеющие лицензию на проведение технического осмотра и оформление заключения.

Очень важную роль во всей системе играет редуктор. Обратите внимание на то, что в пятом поколении его нет, вместо него используется специальной конструкции насос. Это устройство позволяет снизить давление топлива до рабочего. Конструкции бывают различного типа – с одной, двумя или тремя ступенями понижения давления. Невозможно снизить его со 150 Атм. до 8-ми, например, используя всего одну ступень. В этом случае будет наблюдаться высокое поглощение тепла извне. Никакой подогрев не спасет.

Топливопровод в ВАЗ 2110 имеет свои особенности, его необходимо регулярно проверять на наличие повреждений, проводить диагностику. Это часть системы газового оборудования 4 поколения, которая нуждается в обязательном осмотре специалистами. Обратите внимание на то, что магистраль высокого давления должна проверяться чаще, нежели низкого. От редуктора идут шланги к газовым форсункам. Последние работают по тому же принципу, что и бензиновые, даже в общих чертах конструкции схожи.

Как работает ГБО 4-го поколения на ВАЗ 2110?

Работа бензиновых и газовых форсунок немного отличается. Дело в том, что газ имеет иное агрегатное состояние (в отличие от бензина). Следовательно, он будет несколько иначе поступать в камеры сгорания. Нужно немного на большее время открывать форсунки для подачи топлива – за эталонное значение берутся бензиновые. Умножив этот параметр на 1,2 (примерно, вычисляется точное значение путем калибровки), получите время открытия форсунок для впрыска газа.

За правильную работу всей системы отвечает блок управления ВАЗ 2110, который контролирует показания со всех датчиков. Отличительная особенность газового оборудования 4 поколения (цена комплекта составляет примерно 20-25 тыс. руб.) – это возможность автоматического перехода с газа на бензин и наоборот.

Схема газобаллонного оборудования и принцип работы ГБО
известны не всем, тем не менее, каждый водитель должен иметь хотя бы общее
представление о данной тематике. На деле всё гораздо проще, чем может
показаться. Итак, смесь пропана и бутана, то есть, сжиженный нефтяной газ из
баллона под давлением поступает в газовую магистраль. Нужно заметить, что
расход нефтяного газа из баллона осуществляется с помощью мультиклапана, через
который тоже происходит заправка благодаря выносному заправочному устройству.
Таким образом, по газовой магистрали нефтяной газ, находящийся в жидкой фазе,
попадает в клапан-фильтр, где газ очищается от смолистых включений и
всевозможных взвесей. Задача клапана-фильтра заключается не только в очистке
газа, но и в перекрытии его подачи при переходе на бензин или выключении
зажигания.

После тщательной очистки, нефтяной газ поступает в
редуктор-испаритель по трубопроводу. Здесь, в испарителе, давление поступившего
газа снижается с шестнадцати атмосфер до единицы. Разумеется, интенсивное
испарение газа приводит к охлаждению редуктора, который по указанной причине
соединён с системой водяного охлаждения мотора. Нужно заметить, что циркуляция
тосола предупреждает замерзание редуктора и мембран. Далее, под воздействием
разрежения, которое создается во впускном коллекторе мотора, газ из редуктора,
через дозатор по шлангу с низким давлением поступает в смеситель, который
установлен между дроссельными заслонками карбюратора и воздушным фильтром. К
слову, установка указанного смесителя заменяется тем, что осуществляется
непосредственная врезка в карбюратор специальных газовых штуцеров.

Необходимо знать, что на приборной панели установлен
специальный переключатель разновидностей топлива, с помощью которого можно
управлять режимами работы, то есть, на бензине или на газе. Если выбрать
позицию «БЕНЗИН», то переключатель открывает электромагнитный бензиновый
клапан, при этом отключая электромагнитный газовый клапан. Если же выбрать
вариант «ГАЗ», то переключатель поступает наоборот, то есть, открывает газовый
клапан, отключив при этом бензиновый. Благодаря светодиодам на приборной
панели, можно выяснить – какая разновидность топлива применяется в данный
момент. Некоторые переключатели могут быть оснащены указателем уровня горючего
в баллоне. Нужно уточнить, что для данной функции мультиклапан должен быть
снабжён сенсором уровня топлива.

На инжекторных автомобилях, в которых установлено
газобаллонное оборудование третьего поколения, для отсечения подачи бензина
применяется эмулятор форсунок, вместо используемого ранее бензоклапана. При
подаче газа указанный эмулятор только имитирует, подражает работу бензиновых
форсунок, в целях предупреждения перехода штатного компьютера в аварийный
режим. Также по данной причине необходимо установить эмулятор лямбда-зонда. А в
системах ГБО уже четвёртого поколения газ, через газовые форсунки, подаётся
непосредственно во впускной коллектор. Данные газовые форсунки имеют
собственный электронный блок управления, синхронизирующий работу со штатным
контроллером. Кроме того, электронный блок управления выполняет функции
эмулятора. В принципе, не всё так сложно, и приложив немного усилий, можно
разобраться в ГБО.

Описание основных узлов комплекта газобаллонного оборудования

Известно, что редуктор-испаритель обеспечивает подогрев
указанной смеси из бутана и пропана, осуществляет испарение и снижение
показателя давления до определённой величины, примерно до атмосферного
давления.

Необходимо знать, что газовый редуктор был специально
разработан для малолитражных автомашин, у которых объём двигателя составлял 1,6
литра. Таким образом, компактный газовый редуктор довольно легко помещался в
подкапотном пространстве автомашины. Данный редуктор может иметь любое,
электронное или вакуумное, управление.

Специально для перекрытия газовой магистрали, во время
работы мотора на бензине или при стоянке, существует электромагнитный газовый
клапан, который, как правило, оснащён фильтром, предназначенным для очищения
топливной смеси.

В чём заключается задача электромагнитного бензинового
клапана?! В карбюраторных автомашинах данное устройство закрывает подачу
бензина, если двигатель работает на газу. А в инжекторных автомашинах указанную
функцию осуществляет эмулятор форсунок.

Необходимо помнить, что переключатель видов топлива, как
правило, устанавливается на приборной панели, в автомобиле. Иногда,
устанавливаются переключатели со специальными светодиодами, которые показывают
уровень газа в баллоне.

Мультиклапан, который состоит из заправочного и расходного
клапана, заборной трубки и указателя уровня газа, монтируется на горло баллона.
При аварийном повреждении главной газовой магистрали, специальный скоростной
клапан предупреждает аварию, перекрывая утечку газа.

Указанный мультиклапан помещается в венткоробку, которая в
свою очередь прикреплена на горловину баллона. Таким образом, в случае
аварийного повреждения, при утечке газа из баллона, венткоробка отводит пары
наружу из багажного отделения.

Заправочное устройство разработано выносным в целях
безопасного подсоединения заправочного шланга во время заправки баллона газом.
Как правило, заправочное устройство врезается в задний бампер.

Что касается ёмкости для сжиженного нефтяного газа, то
наиболее распространёнными вариантами являются цилиндрические и тороидальные
баллоны, которые представлены в виде ниши под «запаски». Нужно помнить, что
правила техники безопасности требуют, чтобы баллоны были заполнены не больше,
чем на 80% от полного объёма.

Газ вместо бензина

Немало автомобилистов задаются вопросов – что же в итоге
меняется в автомашине при установке ГБО (газобаллонного оборудования)?! Ответ
на данный вопрос несколько лаконичен – в автомобилях практически ничего не
меняется, лишь с оговоркой о том, что в разрыв главной топливной магистрали
устанавливается электромагнитный клапан, предназначенный для отключения подачи
бензина. Таким образом, становится понятно, что газовое оборудование становится
всего лишь дополнением к остальным штатным узлам и элементам, которые не
подвергаются каким-либо изменениям. В конечном результате, после установки
газобаллонного оборудования автомашина может работать на двух разновидностях
топлива – бензине и газе.

Вновь возникает вопрос – чем лучше газовое топливо в отличие
от бензина? В данном случае, речь идёт не только о стоимости газового топлива,
из-за которой собственно и устанавливает ГБО. Итак, преимущества газа:

  • при работе двигателя на газе не бывает детонации, что
    необходимо предупреждать на бензине, нужно знать, что октановое число более 100,
  • газ практически не воздействует на масло на стенках
    цилиндра, не смывает, и лучше чем бензин перемешивается с воздухом, способствую
    равномерному сгоранию, разумеется, при этом цилиндры и поршни мотора служат
    дольше,
  • газ гораздо меньше образует нагара,
  • выхлоп менее вредный,
  • при газе масло можно менять реже, так как, масло теряет
    свойства медленнее.

Если с положительными сторонами газа стало немного понятнее,
то отрицательные стороны ещё предстоит выяснить. Итак, недостатками
использования газа являются:

  • необходимо периодически сливать из редуктора конденсат,
  • газовый баллон занимает в багажном отделении довольно много
    места, конечно, существуют тороидальные баллоны, однако, такой вариант
    достаточно дорогое удовольствие,
  • газобаллонное оборудование повышает общий вес автомобиля
    на 20-40 килограмм,
  • двигатель на газе практически невозможно завести в мороз,
  • воздушный фильтр придётся менять в три раза чаще,
  • и последнее, слишком большие очереди на заправочных
    станциях.

Как устроено и работает ГБО?

Следует заметить, что схема и принцип работы ГБО являются
более простыми, чем бензиновая система. Итак, газ хранится в специальном
газовом баллоне, который установлен в багажном отделении. В данном случае, нет
необходимости в таком устройстве как бензонасос, так как газ поступает в
редуктор под давлением. Температура в редукторе меняется благодаря охлаждающей
жидкости, поступающей из охлаждающей системы. Здесь же газ испаряется, и в
паровой форме, то есть, в газообразном виде, поступает через дозатор в
смеситель. Следует заметить, что смесителем называется железная деталь, которая
устанавливается перед дроссельными заслонками. Из названия становится понятно,
что именно в смесителе газ перемешивается с воздухом, то есть, здесь готовится
рабочая смесь. Если смеситель занимается смесеобразованием, то дозатор –
является регулировочным устройством. Итак, электромагнитный клапан,
предназначенный для отключения подачи газа, расположен как раз перед
редуктором. Далее, переключатель видов топлива выводится в автомобильный салон,
как правило, ставится на штатное место. Переключатель может фиксироваться в
трёх положениях – «бензин», «газ» и «ничего». Разумеется, при выборе положения
перекрываются два или один клапана. Таким образом, при полном выключении
зажигания – закрыты оба клапана. И при пропадании искры, некоторые системы
отключают подачу газа.

Как правильно эксплуатировать автомобиль на газе?

Из всего, что было сказано выше, следует вывод – необходимо
заводиться на бензине. Конечно, можно завести автомобиль на газе, однако,
мембраны редуктора могут выйти из строя быстрее. Проще всего переключаться на
газ на ходу, примерно по такой схеме действии – переключатель следует перевести
на нейтральное положение на участках дорог без пробок, собак и светофоров.
Здесь следует подождать, и когда бензин выработается из поплавковой камеры
карбюратора и мотор попытается заглохнуть, необходимо переключиться на режим
«газ». Перед длительной или ночной стоянкой рекомендуется использовать данный
алгоритм действий, просто переключиться на «бензин». Конденсат из редуктора
необходимо сливать регулярно, приблизительно один раз за 1000 километров
пробега, либо раз в 2-3 заправки. Операция по сливанию конденсата довольно
проста – необходимо всего лишь отвинтить деталь (винт или гайку) и слить
конденсат из редуктора. Конечно, после операции, нужно завинтить «штучку»
обратно. О расположении отвинчивающейся детали на редукторе можно узнать у
установщиков, которые также могут объяснить правила регулировки системы.

Что и как регулировать?

С помощью винта на редукторе можно регулировать холостой
ход, а вот количество-качество топливной смеси — на дозаторе, расположенном
перед смесителем. Впрочем, дозатор может быть расположен иначе. Тем не менее,
здесь бояться нечего, особенно, если можно регулировать холостой ход. На самом
деле, регулировка ГБО гораздо проще, чем регулирование систем при использовании
бензина. Кроме того, холостой ход рекомендуется выставить на 20% выше
положенного, так как при работе с газом двигатель более чувствителен к погодным
условиям, к таким параметрам как влажность и давление. Таким образом, о
регулировке карбюратора можно забыть, как и угол опережения зажигания, который
можно уже не трогать, при условии, что он был поставлен заранее. Так или иначе,
но невозможно добиться того, чтобы угол опережения зажигания был правильным во
всех режимах работы мотора, который был разработан для работы на бензиновом
топливе. Не следует забывать, что если зажигание будет слишком ранним, то можно
спровоцировать детонацию при переключении на бензин.

А оно не рванет?

Этот вопрос терзает тех, кто немного знает о ГБО и не
забывает о безопасности. В принципе, рвануть может – но сначала утечка будет
вонять так сильно, благодаря пропану, что только мёртвые не заметят. Итак, при
появлении запаха, следует немедленно остановиться и перекрыть вентили на
баллоне, далее, можно передвигаться на бензине и по возможности скорее выяснить
причину утечки, и устранить поломку.

Что обычно ломается?

В принципе, ломаться практически в ГБО нечему, как не
странно. Тем не менее, в первую очередь может беспокоить электрическая часть –
клапаны, далее – резиновые элементы и диафрагмы в редукторе, хотя они могут
прослужить минимум три или четыре года.

Сколько стоит оборудование?

Не секрет, что цены постоянно меняются, под влиянием
инфляции и других обстоятельств, и главный вопрос заключается в сроке окупаемости,
который составляет примерно от 15000 до 30000 километров
пробега. Таким образом, прежде чем устанавливать ГБО, следует тщательно
подумать и ответить на два простых вопроса: есть ли время стоять в очередях на
газ и можно ли смириться с потерей части багажного отделения?!

Классификация газовых систем питания

В настоящее время газовые системы можно классифицировать по
принципу работы, и разделить на четыре основных поколения.

ГБО 1 поколения

Газобаллонное оборудование первого поколения представлено в
виде механических систем с вакуумным управлением, устанавливающиеся на
бензиновые карбюраторные автомашины.

ГБО 2 поколения

Газобаллонное оборудование второго поколения – это
механические системы, которые дополнены специальным электронным дозирующим устройством.
Последняя деталь работает по принципу «обратная связь» с лямбда-зондом (датчик
содержания кислорода). Как правило, ГБО второго поколения устанавливаются на
автомашины, которые оснащены инжекторным мотором и каталитически
нейтрализатором выхлопных газов.

ГБО 3 поколения

Газобаллонное оборудование третьего поколения представлено в
виде системы, которая обеспечивает синхронный впрыск газа
дозатором-распределителем, управляемым электронным блоком. Здесь газ подаётся
во впускной коллектор благодаря механическим форсункам, открывающимся за счёт избыточного
давления в магистрали.

ГБО 4 поколения

Газобаллонное оборудование четвёртого поколения – это
системы распределённого последовательного впрыска с электромагнитными
форсунками, управляемыми улучшенным, усовершенствованным электронным блоком.
Здесь газовые форсунки, как и в ГБО третьего поколения, устанавливаются на
коллекторе, как раз у впускного клапана цилиндра.

Следует заметить, что газобаллонное оборудование первого и
второго поколений имеют массу недостатков, и в настоящее время, не отвечают
требованиям ЕЭК ООН, то есть, действующим сегодня стандартам. Впрочем,
токсичность ОГ (отработавших газов) автомашин, которые оснащены данными
системами, соответствуют нормативам ЕВРО-1, действовавшими до 1996 года. В
принципе, в отдельных случаях ОГ приближается нормативам ЕВРО-2. Именно по
указанной причине производители ГБО разработали новые системы – третье и
четвёртое поколение. Сегодня ГБО последних двух поколений получают всё большее
распространение.

Газовые системы в Европе

Нужно заметить, что газобаллонное оборудование с
распределённым впрыском конструктивно сложнее, чем другие системы ГБО, отсюда
вывод – стоят они дороже. Впрочем, указанное оборудование имеет ряд преимуществ
по сравнению с остальными механическими системами. Итак, преимущества ГБО с
распределённым впрыском:

  • более точное дозирование подачи газа,
  • экономичный расход топлива,
  • снижение токсичности ОГ до стандартов ЕВРО-3 и ЕВРО-4,
  • снижение мощности мотора всего лишь на 2-3%, тогда как у
    ГБО первого и второго поколений этот показатель составляет 5-7%,
  • отсутствие всевозможных режимов обеднения смеси, что могло
    бы привести к резкому повышению температуры клапанов (впускных, выпускных), и
    как результат – к выходу этих деталей из строя,
  • наконец, исключение «хлопков» — эффекта, который возникает
    при воспламенении топлива во впускном коллекторе, что могло бы привести к
    разрушению датчиков массового расхода воздуха, а также корпуса воздушных
    фильтров и других деталей.

Особенности национальной установки и работы с ГБО

Необходимо понимать, что установка газобаллонного
оборудования на автомашину, особенно который оснащён инжекторной системой, как
и правильная эксплуатация ГБО имеет множество нюансов. Хотя, здесь следует
начать с установки газобаллонного оборудования. Если подходить к вопросу со
всей серьёзностью, скрупулёзно и мелочно, то установка газобаллонного
оборудования, которую производят практически везде, является в корне
неправильной. Дело в том, что газ, как и бензин, должен дозироваться
максимально точно, с учётом потребности двигателя. На деле же наблюдается
принудительная подача газа, под давлением. Далее, при установке рассекателя
(устройство подачи газа) внутри дроссельного патрубка, либо как переходник,
сечение канала по забору воздуха уменьшается или сужается в два раза. После
такой «модификации» можно забыть о нормальной работе двигателя даже на бензине,
не говоря уже о газе. Кроме того, на всё это также оказывает влияние хлопушка,
которая ставится перед датчиком массового расхода воздуха. Необходимо понимать,
что принудительная остановка топливных форсунок и бензонасоса во время работы
на газе, блок управления получает неправильную информацию, в результате чего
начинает работать в «неправильном» режиме.

Перед установкой газобаллонного оборудования рекомендуется
проверить систему зажигания – катушки зажигания, наконечники свечей,
высоковольтные провода и свечи. Таким образом, система зажигания должна быть в
исправном состоянии, абсолютно рабочей. После установки газобаллонного
оборудования настоятельно рекомендуется провести регулировку редуктора и подачу
газа по всем специальным приборам. Однако, на этих процедурах установка ГБО не
заканчивается. Если речь идёт об автомобиле с инжекторной системой, то
необходимо произвести коррекцию угла опережения зажигания. Важно понимать, что
для газа и бензина кривые угла – разные, и в данном случае, нельзя обойтись
обычным подъёмом. Как правило, для решения задачи необходимо установить
программу в контроллер управления системой зажигания. Впрочем, более правильным
решением является установка 2-ухрежимной программы «газ-бензин», которая
автоматически переключается с учётом того, на каком топливе работает мотор. В
противном случае, если отбросить все указанные рекомендации, минимум, что можно
получить — это затруднённый пуск двигателя в холодное время года, большой
расход газа и бензина, плохую тягу и массу других неприятностей.

При постоянной работе двигателя на газе, топливные форсунки
засоряются грязью, в итоге, работа двигателя на бензине, учитывая все
«прелести» установки газобаллонного оборудования, становится отвратительной. Не
следует также забывать о том, что при установке ГБО необходимо чаще уделять
внимание клапанному механизму, который нуждается в постоянной регулировке. В
конечном результате, неудачное стечение обстоятельств, допустим, резкое нажатие
педали акселератора во время работы на газе, может привести к хлопку во
впускном коллекторе. В итоге, последствия такого «поворота» сюжета могут быть самыми
разнообразными – начиная от выхода из строя датчика массового расхода воздуха,
заканчивая разорванным в мелкие клочья корпусом воздушного фильтра с гофром и
ДМРВ. Совершенно очевидно, что последствия могут быть неприятными, и такой
«хлопок» обойдётся в копеечку – от 50 до 250 долларов. Тогда возникает вопрос –
где же та обещанная экономия на топливе?!

Классификация газовых систем

В принципе, ассортимент газобаллонных систем, представленных
сегодня на рынке, можно разделить на две большие группы.

а) Газобаллонные системы подразделяются по принципу
смесеобразования:

инжекторные системы либо с центральным, либо с
распределённым по цилиндрам впрыском газового топлива,

— традиционные эжекторные системы.

б) Газобаллонные системы подразделяются по способу поджига
топлива:

— газодизельные системы,

— системы, снабжённые электроискровой системой зажигания.

Теперь, можно более детально рассмотреть каждый из
представленных вариантов газобаллонных систем.

Следует остановиться на группе рычажно-мембранных
газобаллонных системах с внешним смесеобразованием. Согласно терминологии
бензиновых двигателей, указанные системы разработаны по принципу карбюратора.
Таким образом, принцип работы классический – в специальном устройстве или
смесителе смешиваются воздух и газ, полученная смесь всасывается далее во
впускной коллектор, благодаря создаваемому разрежению. Конечно, западные
компании существенно усложняют классические механические системы, в целях
улучшения и усовершенствования системы. Хотя, можно перечислить, что конкретно
используют в этих целях западные производители:

  • Введено регулирование количества подаваемого топлива как
    по лямбда-зонду, так и во впускном коллекторе. Сигнал с лямбда-зонда
    обрабатывается специальным электронным блоком. В данном случае, не только
    измеряется температура мотора, газа и воздуха, но поддерживается уровень
    токсичности в необходимых пределах.
  • Наблюдается поддержание стабильных оборотов при холостом
    ходе, благодаря регулированию подачи газа и воздуха при помощи дополнительных
    устройств (шиберных, лопастных) с электроприводом. Таким образом, в электронный
    блок управления получает информацию касательно частоты вращения коленчатого
    вала мотора.
  • Существует возможность предупреждения разрушения мотора в
    период обратной вспышки, благодаря введению в систему предохранительного
    клапана.

К сожалению, даже введение новых электронных регулировок в
классические механические системы не устранило основные недостатки, которые
заключаются в отсутствии возможности дозировки газа, в высокой инерционности
газового потока, в высоком содержании несгоревших углеводородов и в низкой
надёжности регуляторов давления. Тем не менее, наличие новшеств существенно
стабилизировали работу этих систем, которые смогли сохранить относительно невысокую
стоимость, в чём и заключалась привлекательность для потребителей изначально.
Следует заметить, что жёстких проверок по поводу токсичности и выхлопных газов
не было, всё же считается, что такие меньше загрязняют атмосферу. Кроме того,
все указанные специальные устройства, так называемые «антихлопины», всего лишь
предохраняют мотор от полного разрушения, но не устраняют проблему.

Инжекторные системы, осуществляющие центральный впрыск газа
и имеющие микропроцессорный блок управления, по техническим характеристикам
занимают своего рода промежуточной положение между распределительными и
традиционными эжекторными системами подготовки газовой смеси. Данные системы
обладают следующими преимуществами:

  • система осуществляет дозирование газа, которое не зависит
    от внешних факторов (снижение плотности газа в условиях повышенной температуры,
    засоренный воздушный фильтр и др.);
  • стабильность параметров, не меняющихся во времени, высокие
    энергетические характеристики;
  • при установке газобаллонной системы производится
    минимальная доработка элементов двигателя, в сравнении с распределенной
    инжекторной системой;
  • имеется возможность корректировки состава газовоздушной
    смеси согласно данным лямбдазонда (если имеется трехкомпонентный
    нейтрализатор).

Однако, система не лишена недостатков, которые приведены
ниже:

Инжекторные системы с распределенным впрыском газа (ИРС) – в
настоящее время являются наиболее лучшими системами подачи газа в двигатель.
Данные системы позволяют получить превосходные характеристики газового мотора.
Практически все ИРС оснащаются сильными микропроцессорными блоками управления,
которые позволяют:

12:12 - 28.12.2016

Авария произошла в начале мая. Водитель автомобиля «Тойота Авенсис» двигался по шоссе в направлении Масленникова, и 27 летний автомобилист на «девятке» ехал в том же направлении. В аварии погиб пассажир отечественного авто 22 летний парень, и девушка 29-летняя с многочисленными тяжелыми травмами была срочно госпитализирована. В следствии выяснилось что водитель иномарки перестроился на третью полосу

11:11 - 28.12.2016

ДТП произошло около 8 вечера на ул. Печорской. Водитель ваз-2110 выехал на встречную полосу движения и не справившись с управлением совершил столкновение с автомобилем «лада приора». В аварии пострадала девушка 27 лет. И сразу была госпитализирована на скорой помощи в больницу. Водитель десятки отказался проходить медосвидетельствование на состояние опьянения. Второй водитель был трезв.

11:11 - 28.12.2016

Злоумышленники угоняли только автомобили премиум-класса после чего готовили для продажи в других регионах. За одну неделю с 9 по 16 декабря Красноглинского района были угнаны 3 автомобиля черный Lexus RX350 и две Toyota Land Cruiser 200 белого и черного цветов. Владельцы машин обратились в полицию с заявлениями об угонах. По фактам преступлений было возбуждено уголовное

21:21 - 20.09.2016

Словацкая компания AeroMobil официально заявила о своей готовности представить в 2018 году первый серийный летающий автомобиль AeroMobil 4.0. Прием заявок компания планирует принимать уже в следующем году. Своими действиями словацкие инженеры, при финансировании бывшего директора Aston Martin Дэвида Ричардса, обогнали главных конкурентов из США — компанию Terrafugia с их аэромобилем TF-X, разработка которого началась в начале 2016 года.

11:11 - 20.09.2016

Крупный немецкий автобренд Audi начал дорожные тестирования «заряженной» версии RS5, которая получила 3-литровый V-образный турбо-двигатель мощностью 450 лошадиных сил. Официальная презентация новой Audi RS5 состоится в марте 2017 года на Женевском автосалоне. Новинка будет отличаться от предыдущих моделей наличием широкого переднего бампера, крупных воздухозаборников и сниженным весом.

10:10 - 20.09.2016

Компания Infiniti в рамках специального мероприятия, приуроченного 10-летию присутствия на авторынке России, официально презентовала сразу четыре новинки: Q30, QX30, QX60 и Q60. Первые три уже поступили в дилерские центры РФ и выставлены на продажу, модель Q60 должна подойти чуть позже. По прогнозам аналитиков Infiniti Q30 должна стать флагманом продаж на российском рынке. Автомобиль получит 2 версии, базовая

10:10 - 28.11.2016

Сегодня, 28 числа, на улице Кирова воспламенился автомобиль Лада Приора. Авто не подлежит восстановлению, так как сгорел полностью. На место пожара прибыло 2 расчета, которым без проблем удалось ликвидировать пламя. В данный момент причины пожара неизвестны, рассматривается вариант короткого замыкания в электропроводке, около шести человек помогало тушить пламя.

› ГБО на инж.

Всем интересующимся доброго времени суток.
Очень часто в последнее время стали задаваться вопросы на тему ГБО 2 или 4. От неосведомленности люди слушают разные мнения и не интересуются глубиной своего-же вопроса.
Так вот, специально искал статью, которая "разобьет лед" между всеми недопонимания.

Я, как владелец ГБО 2 поколения, выступаю в защиту именно этого устройства. Прошу ознакомиться очень внимательно и сделать выводы.

Газовое оборудование второго поколения идеально подходит для установки на карбюраторные моторы, но это никак не означает, что оно не годится для установки на инжектор. Напротив, бывают случаи, когда установка гбо 2 поколения лучший выбор для инжекторного двигателя. Это конечно не правило и бывает лишь в ряде исключений.

Описание и принцип работы

На карбюраторных двигателях подача газа осуществляется по тому же принципу как и бензина, через карбюратор. На инжекторных двигателях бензин в двигатель поступает через форсунки и подать газ через эти же форсунки не представляется возможным. Но в то время когда вышли в свет двигатели с точечным впрыском бензина, еще не было газового оборудования, повторяющего работу инжектора. Выход был один, подавать газ перед дроссельной заслонкой. Все бы ничего, но по сути такое переоборудование делает из инжекторного двигателя карбюраторный. Как известно в инжекторных моторах устанавливаются впускные коллекторы большого объема с ресиверами запаса воздуха. Так вот при работе на газу эти ресиверы наполнены газо-воздушной смесью, которая может воспламенится.

Этот факт наложил некоторые особенности на установку гбо 2-го поколения на инжектор. В частности пришлось позаботиться о защите от взрывов во впускном коллекторе (обратные хлопки). Перед смесителем газа нужно устанавливать антихлопковый клапан, чтобы защитить от взрыва расходомер воздуха (ДМРВ) и корпус воздушного фильтра с гофроканалом. В основном для этих целей применяются смесители с интегрированным антихлопковым клапаном, но есть варианты и с раздельными узлами.

Так как подача бензина управляется блоком управления при помощи электроники, то и отключать бензин, при работе на газу, можно электроникой. Для этого может подойти даже обычное электромагнитное реле, которое отключит в нужный момент подачу питания на бензиновые форсунки. Если автомобиль не оснащен системой самодиагностики, то вариант с реле будет работать без нареканий, но если в штатном ЭБУ есть система диагностики узлов, контроллер увидит обрыв цепи бензиновых форсунок и перейдет в аварийный режим работы. При этом на табло загорится лампа “check engine”. В разных системах аварийный режим работы протекает по разному, в некоторых системах он проходит без каких-либо изменений, а в некоторых вплоть до полной остановки двигателя. Для борьбы с этой проблемой используется устройство, которое называется “Эмулятор работы инжектора”. Данное устройство выполняет 2 функции:

Отключение бензиновых форсунок, при работе на газу
Создание видимости для штатного ЭБУ, что бензиновый инжектор работает в своем штатном режиме.
Важно! Не отключайте бензонасос при работе на газе. Это приведет к преждевременному выходу из строя всей системы питания автомобиля. Бензонасос, топливные магистрали, бензиновые форсунки и регуляторы давления должны омываться и охлаждаться бензином. Если этого не будет они пересохнут и выйдут из строя. В бензобаке всегда должен быть бензин! Прогрев холодного двигателя нужно производить только на бензине!
Есть еще одно устройство во втором поколении гбо на инжекторе, которого нет на карбюраторе, это эмулятор работы лямбда-зонда. На инжекторных двигателях есть возможность управлять количеством топлива, занимается этим штатный блок управления. По своим заводским таблицам и на основании показаний информационных датчиков компьютер регулирует подачу топлива в двигатель. Лямбда-зонд является одним из информационных датчиков. Он показывает в каком состоянии находится смесь, бедная или богатая. Если смесь бедная компьютер подает большее количество топлива, если богатая, напротив урезает. Но при работе на газовом оборудовании второго поколения у ЭБУ нет возможности управлять количеством газа. Из-за этого могут быть проблемы. Дело в том что нормальная работа двигателя контролируется постоянным смещением Лямбда из богатого состояния в бедное. На традиционном гбо этого получить невозможно, потому что газовый редуктор выдает всегда одинаковое кол-во газа, заданное при регулировке. Лямбда при этом показывает одно состояние, а ЭБУ пытается его изменить. Когда система видит, что нет реакции на изменение подачи топлива, выводится сообщение, в виде горящей лампы ЧЕК, о том, что датчик Лямбда зонда не исправен и контроллер переводит автомобиль в аварийный режим. Эмулятор работы Лямбда зонда, при работе на газу, разрывает цепь между ЭБУ и датчиком, и посылает свои показания на контроллер. Сигнал этот меняется из бедного состояния в богатое и обратно. Пожалуй это все особенности принципа работы второго поколения ГБО на инжекторных двигателях.

Инструкция пользования

В отличии от ГБО на карбюраторе, на инжекторе отключение бензина происходит в считанные секунды, поэтому переключение с бензина на газ производится без всяких ожиданий. Обычно переключатель вида топлива для инжекторных моторов оснащен тремя положениями:

Бензин (работа на бензине);
Газ (работа на газу);
Автоматический режим. Служит для удобства, двигатель заводится на бензине, а при достижении определенных оборотов (устанавливается на переключателе) переходит на газ.
Третий режим удобен тем, что во время эксплуатации, практически не требуется вмешательства человека в управление. Допустим, когда двигатель холодный, в автоматическом режиме заводится мотор на бензине, стоя на месте ждем небольшого (примерно 35-40 градусов Цельсия) прогрева и начинаем движение, при подъеме оборотов авто переходит на газ. Более никаких действий не требуется, авто эксплуатируется в штатном режиме. Что касается перехода на бензин перед длительной стоянкой, то этого на инжекторе не требуется.

Неисправности 2-го поколения гбо на инжекторах

Проблема Возможные причины Методы поиска Способы устранения в случае соответствия
ДВС не работает на газу, не заводится либо заводится плохо Не поступает газ Проверить выход мультиклапана гбо на подачу газа Отремонтировать, в случае невозможности ремонта, заменить
Проверить выход с газового клапана Продуть магистраль, заменить фильтр, заменить клапан газа
Проверить выход редуктора Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, заменить
При проверки подачи газа, газ должен выходить в жидкой фазе (белый густой туман)!
Неправильное кол-во газа выдаваемое в мотор Нарушена регулировка гбо Произвести регулировку
Вышел из строя редуктор Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, заменить
Нарушена герметичность впускной системы Устранить подсос воздуха
Одновременно с газом подается бензин Проверить бензоклапан Отремонтировать либо заменить
Неисправен эмулятор работы инжектора Отремонтировать либо заменить
Обмерзает газовый редуктор Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости Низкий уровень охлаждающей жидкости Долить тосол либо антифриз до уровня
Забиты каналы Прочистить каналы
Нарушена герметичность газовых клапанов При остановленном двигателе из редуктора выходит газ Произвести ремонт клапанов либо заменить последние
Недостаточный прогрев двигателя Неисправна система охлаждения автомобиля Прогреть двигатель до нужной температуры
Обратится в сервис для ремонта
Неустойчивая работа двигателя на холостом Неисправна система холостого хода на карбюраторе Проверить работу двигателя на холостом при работе на бензине Произвести ремонт карбюратора
Нарушена регулировка редуктора Выполнить регулировку
Наполнение редуктора газовым конденсатом Слить конденсат из редуктора
Двигатель не развивает обороты после холостого хода, провалы в работе. Недостаточное кол-во газа. Забиты мультиклапан, магистраль, фильтр. Проверить и устранить затор
Перебои в воспламенении топлива Неисправность в системе зажигания автомобиля Проверить свечи зажигания, высоковольтные провода и катушку зажигания
Наблюдаются обратные хлопки во впускном коллекторе Перебои в воспламенении топлива Неисправность в системе зажигания автомобиля Проверить свечи зажигания, высоковольтные провода и катушку зажигания
Бедная газо-воздушная смесь Подсос воздуха во впускной коллектор Найти причину подсоса и устранить
Не правильная регулировка ГБО Произвести регулировку
Неисправность в системе газораспределения Сбиты метки на ремне (цепи) ГРМ Установить по меткам
Нарушены зазоры между клапанами и седлами в двигателе Произвести регулировку зазоров
* если вы не нашли нужной проблемы, опишите свою проблему в комментариях

Типичная схема установки ГБО на инжектор

1. Мультиклапан 2. Эмулятор работы инжектора 3. Смеситель газа 4. Газовый редуктор 5 Газовый клапан 6. Переключатель вида топлива 7. Баллон для пропан-бутана
Электрическая схема подключения газового оборудования на инжекторный двигатель

Схема подключения газобаллонного оборудования на инжекторных авто отличается друг от друга. Это связано с определенным типов двигателей и типом оснащения. Основным электрическим узлом в схеме является переключатель газ-бензин и он устанавливается в обязательном порядке независимо от типа двигателя. Вот его схема.

Как мы видим, электрическая схема переключателя видов топлива на инжекторных двигателях не особо отличается от карбюраторного типа, а управление другое. Здесь уже нет переходного режима, а вместо него появился “Автомат”. В этом режиме мотор стартует на бензине, а при достижении определенных оборотов (порог оборотов задается потенциометром сбоку переключателя) переходит на газ. Что касается коричневого провода, то на схеме показано его подключение в виде намотки на высоковольтный провод и к клемме импульса катушки зажигания. Приоритет здесь нужно отдавать второму варианту. Почему?

Это надежно (спираль вокруг высоковольтного провода может попросту размотаться)
Простота замены высоковольтных проводов
Четкий и правильный сигнал для переключателя
Эмулятор работы инжектора, схема подключения

На схеме также изображен бензиновый клапан, однако в большинстве случаев на инжекторных моторах, его установка практически не возможна. Гораздо проще и правильней отключать бензин электроникой. Тут есть два варианта, как это сделать. Как уже говорилось выше, системы впрыском топлива могут оснащаться самодиагностикой, в таком случае отсекание бензина нужно производить с помощью специального устройства “Эмулятор работы инжектора”. Вот его схема.

Эмулятор работы инжектора

Основной жгут проводов подключается в разрыв бензиновых форсунок. Таким образом он контролирует состояние цепи. При работе на бензине, цепь замкнута, а при работе на газу цепь размыкается и пускается через нагрузочные резисторы, тем самым не показывая ЭБУ обрыв проводов. Эмулятор подбирается по количеству форсунок двигателя, обычно это 2, 4, 6 форсуночные модели. Управлением для включения эмулятора служит провод от переключателя гбо, который подключен к газовому клапану, в тот момент когда клапан газа открывается, самая пора отключать бензин (обычно это синий провод, но бывают и исключения). Черный провод подключается к массе авто. Также на эмуляторе инжектора есть регулировка времени задержки отключения бензина, так как газ не может молниеносно добраться до цилиндров мотора. Регулируется данная задержка экспериментальным путем.

Реле для отключения бензина

Если в системе отсутствует самодиагностика, отсекание бензина можно произвести обычным автомобильным реле. Данное решение будет единственным возможным, при установке гбо на двигатель, где бензиновые форсунки управляются двумя проводами, либо установке на двигатель с моноинжектором.

Проверить есть или нет самодиагностика просто! На работающем двигателе нужно отключить разъем бензиновой форсунки и посмотреть загорится лампа “Check Engine” или нет. Если таковая лампа не загорается, то и самодиагностики в автомобиле нет. Есть исключения, но они настолько редки, что и говорить о них не стоит.
Вот схема отключения бензина, при помощи реле.

Схема реле для отключения бензиновых форсунок

Реле используется пяти-контактное. Контакты 87а и 30 нормально замкнуты, при подачи питания на 86 контакт они размыкаются и питание на форсунки не идет. Как правило, бензиновые форсунки управляются минусом, поэтому сколько бы ни было форсунок установлено на двигателе, провод питания на них идет один, а потом расходится на все форсунки. Нужно только найти где он расходится и разорвать общий, либо разорвать все плюсовые провода и подключить их по данной схеме параллельно. Есть еще один вариант подключения, с использованием 4-контактного реле, в котором контакт 87а отсутствует. Тогда провод +12Вольт к форсунки разрывается и концы подключаются на контакты 87 и 30. На 86 контакт реле подключается провод питания бензо-клапана (желтый). При положении переключателя в бензиновом режиме на желтом проводе есть +12В, реле включается и замыкает контакты 87 и 30, без питания данные контакты разомкнуты. Минус такого подключения в том, что с отключенным переключателем вида топлива двигатель не заведется, потому что цепь бензиновых форсунок будет разорвана. В первом варианте двигатель заведется даже если демонтировать всю проводку гбо.

Эмулятор работы Лямбда Зонда

Также в электрической схеме подключения инжекторного автомобиля может присутствовать эмулятор работы Лямбда-Зонда (Датчик кислорода). По датчику кислорода компьютер регулирует подачу топлива в двигатель. При работе на втором поколении бензиновый контроллер не участвует в регулировании количества газа, подаваемого в мотор. Поэтому показания ДК не реагируют на его попытки изменить качество смеси в ту или иную сторону. После таких показаний, контроллер делает вывод о неисправности ДК, переводит работу двигателя в аварийный режим и зажигает лампу Check Engine на табло приборов.

Схема подключения эмулятора Лямбда Зонда

Эмулятор работы Лямбда Зонда, при работе на бензине, замыкает цепь сигнального провода на датчик кислорода и система управлением подачи топлива работает в штатном режиме. При работе на газу, цепь сигнального провода датчика кислорода разрывается и эмулятор посылает на бензиновый компьютер “правильный сигнал”. Таким образом ЭБУ автомобиля не видит реального сигнала с датчика кислорода и думает, что качество топливной смеси в норме. Включается эмулятор при появлении +12В на синем проводе, поэтому подключать его нужно к плюсовому проводу газового клапана. Тип сигнала для каждого ЭБУ может отличатся, поэтому на эмуляторах есть всяческие настройки выходного сигнала, но это не тема данной статьи

3 дня назад Пожаловаться

2 года



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png