Моторный отсек современного легкового автомобиля представляет собой сложную и запутанную для простого обывателя систему последовательно работающих механизмов, электрических сетей и жидкостных линий. Сердце любой машины - её двигатель. В наше время высоких мощностей, малых объемов и крошечных габаритов его работа невозможна без качественной системы отвода теплоты в окружающую среду. Воздушные системы охлаждения постепенно изживают себя, а вот жидкостные, наоборот, с каждым годом все больше и больше совершенствуются. Новые мощные моторы получают улучшенные механизмы для повышения мощности, снижения расхода топлива и повышения класса экологичности двигателя внутреннего сгорания. А каждая такая деталь, как правило, выделяет при своей работе значительные порции теплоты, которую также необходимо отводить из подкапотного пространства, во избежание перегрева, разложения масла и последующего выхода из строя самого двигателя.

Почему не вода?

Для того чтобы разобраться, чем отличается тосол от антифриза, необходимо сначала понять, зачем вообще использовать эти жидкости. Ведь самый простой и бюджетный вариант - это набрать воды из-под крана и залить её в систему. И ведь всё верно. У воды, как у теплоносителя, способного переносить киловатты из одной среды в другую, самый высокий коэффициент удельной теплоёмкости, равный 4,2 кДж/кг*ºС. И ведь многие так и делают, особенно в летний период. Однако у воды есть огромный недостаток, который сводит на нет полезный эффект от её использования. При переходе через нуль градусов Цельсия вода замерзает, расширяясь при этом и разрывая шланги, арматуру, в том числе и рубашку двигателя, полностью размораживая систему. Поэтому даже те, кто летом льёт в систему воду, стараются заранее, ещё до наступления ночных заморозков, её дренировать, заменив на жидкость с более низкой температурой замерзания.

Другие варианты

Рассолы

Не те рассолы, которые остаются в стеклянной банке после солёных огурцов, а так называемые растворы соли (сокращённо: рассолы) входят в состав многих охлаждающих жидкостей. Моногликоли - основной и практически единственный подвид рассолов, которые используются в автомобильных системах охлаждения. Моноэтиленгликоль (или сокращенно MEG) в чистом виде представляет собой прозрачную жидкость, без запаха, немного сладковатую на вкус. Употребление внутрь чистого этиленгликоля, даже в небольших количествах, неминуемо приводит к летальному исходу. Да и в чистом виде его используют редко. Разведение его водой в пропорции 60 % (и 40 % воды) даёт максимально низкую температуру начала кристаллизации раствора (около -50 ºС). И здесь кроется основной ответ на вопрос, чем отличается тосол от антифриза. В состав тосола входит MEG, а в состав антифриза - нет. Антифриз - это карбоксилатная жидкость. А вот монопропиленгликоль практически не используется в таких системах, хоть он и менее ядовит. Сказывается его высокая стоимость на рынке.

Тосол

Тосол был разработан советскими инженерами автозавода ВАЗ в 60-70 гг. XX века. В те времена уже применяли различные незамерзающие жидкости, например «ПАРАФЛЮ», но указом сверху было поручено разработать собственную технологию. Для этого в Тольятти даже создали специальный «Отдел Технологии Органического Синтеза», сокращенно ТОС. Эта аббревиатура плюс суффикс «-ол» как аналог большинства других химических элементов (этанол, метанол) и легли в основу названия новой марки охлаждающей жидкости. В её составе, кроме воды и этиленгликоля, присутствуют специальные неорганические присадки и антивспениватели. После выхода этой охлаждающей жидкости на рынок в советских автомобилях стали повсеместно использовать тосол. Цена его была на порядок ниже конкурентов, а функцию свою он выполнял исправно. Сейчас стоимость литра тосола варьируется от 100 до 250 рублей, в зависимости от компании производителя и розничной сети.

Антифризы

Название пошло от английского слова antifreeze (против замерзания, незамерзающий). С появлением на рынке доступных по стоимости антифризов у советского обывателя возник резонный вопрос: можно ли смешивать антифриз с тосолом. Ведь рабочую жидкость из системы сливать было жалко, а доливать теплоноситель приходилось регулярно, особенно на отечественных двигателях того времени. И ответ на этот вопрос - категорическое «нет». Технология изготовления и состав жидкостей, как и говорилось выше, абсолютно разные, и их совместная работа будет приводить к повреждениям системы охлаждения и частым вскипаниям во время работы двигателя. Температура кипения тосола и антифриза различаются: 105 ºС против 115 ºС. Такой температурный глайд будет негативно сказываться на работе дисперсной смеси. Карбоксилаты не смешиваются с MEG, образуя коллоидный раствор с выпадением осадка. В критические моменты работы системы этот осадок может выпадать на стенки трубопроводов, сужая проходное сечение и приводить к закипанию жидкости.

Что лучше: тосол или антифриз

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но следует помнить, что семейство тосолов разрабатывали под наши, советские автомобили. Иномарки требуют к себе повышенного внимания, и именно для них в Европе были созданы антифризы. Однако в настоящее время отечественные автомобили производят из большого числа импортных деталей, да и страну постепенно заполняют корейские и китайские модели, двигатели которых оптимизированы под любой теплоноситель. И хотя в сервисе вам, скорее всего, ответят утвердительно на вопрос о том, можно ли смешивать антифриз с тосолом, профессионалы советуют этого не делать. Подумайте о ресурсе жидкости. Тосол меняют через 30-50 тысяч километров, а антифризы - через 240-250 тысяч. Смесь из двух жидкостей придется менять с интервалом тосола, иначе машина начнёт закипать. Да и на вопрос, чем отличается тосол от антифриза, любой продавец в магазине вам ответит, что в первую очередь ценой. Цена последнего в два-три раза выше.

Мифы

Ходят мифы, что отличить две жидкости друг от друга можно по их цвету. Однако это далеко не так. Так же, как и антифриз, тосол тоже бывает синего, красного и зелёного цвета. Ещё одно заблуждение, мол, можно смешивать две жидкости одного цвета, развенчивается выводом из первого мифа. Две синие жидкости могут оказаться, мало того, что разными по составу присадок, так ещё и изготовлены могут быть по разным технологиям.

Идентификация

Тогда как отличить тосол от антифриза? Ответ на этот вопрос можно найти лишь на шильдике канистры. Все остальные факторы, а именно: цвет, запах, консистенция, прозрачность, вязкость, и уж тем более вкус - не дадут вам точного ответа на этот вопрос. В крайнем случае можно связаться с автодилером и узнать, какую жидкость для заливки рекомендует завод-изготовитель. Скорее всего, она и будет залита в систему. Профессиональный сервисмен также расскажет вам, чем отличается тосол от антифриза и каковы будут последствия их смешивания. Ну а если не удалось найти ни одной зацепки, проще слить загадочную жидкость, промыть систему водой, залить новый теплоноситель, а себе на будущее оставить записку, что же всё-таки у вас используется в системе.

все автомобилисты знают, что без охлаждающей жидкости далеко не уедешь, и вместе с тем бытует мнение, что можно использовать жидкости разных марок для заливки, страшного ничего не произойдет.
Так ли это? Попробуем разобраться.

Предназначение хладагентов: защита от кипения, замерзания и коррозии, предотвращение перегрева двигателя

Главная составляющая любого механизма - двигатель, который обладает способностью во время работы разогреваться и требует охлаждения, а во время низких температур перестает работать от замерзания. Сохранению двигателя в рабочем состоянии способствуют охлаждающие жидкости.
Основным свойством хладагента является защита системы охлаждения от кипения, замерзания и коррозии, предотвращение перегрева двигателя и других механизмов во время работы. Качественная охлаждающая жидкость значительно продлит сохранность и работу передвижного средства. Поэтому при ее выборе и покупке будьте внимательны.
В качестве охлаждающих жидкостей используют антифриз или тосол. В чем различие и схожесть этих охладителей?
Сходство - в их использовании. Различие - в составе и действии на двигатель.

Состав охлаждающих жидкостей

Антифриз - производится зарубежными производителями по карбоксилатной технологии и состоит из смеси воды, этиленгликоля, различных присадок. Используемые присадки разрабатываются на основе солей органических кислот или карбонатов. Присадки в составе антифриза делятся на 4 группы:

  1. карбоксилатные, имеют наиболее длительный срок эксплуатации (5 лет и более), обеспечивают высококачественную защиту от коррозии и кавитации, поддерживают оптимальную температурную среду для работы двигателя.
  2. гибридные, в составе присадок кроме органических соединений, содержат небольшой процент неорганических - фосфатов, нитритов, силикатов. Добавление неорганических соединений снижает срок службы антифриза до 3 лет.
  3. лобридные, в составе присадок содержат минеральные соединения и органические ингибиторы коррозии.
Антифриз характеризуется как антипенный и антикоррозийный состав и рекомендуется для марок автомобилей зарубежного и отечественного производства.


Антифриз характеризуется как антипенный и антикоррозийный состав и рекомендуется для охлаждения двигателей всех марок автомобилей
Тосол - это тот же антифриз, но отечественного производства. Технология изготовления традиционная. В составе - вода, этиленгликоль и присадки. В отличие от антифриза, присадки разработаны на основе неорганических кислот. Тосол изначально предназначен для использования в автомобилях отечественного производства. Не выносит нагревания выше +150С.
Охлаждающие жидкости, изготовленные по традиционной технологии, в составе своих присадок содержат соединения фосфора, бора, нитратов и нитритов, амины в различных комбинациях. Состав присадок ограничивает время эксплуатации жидкостей 2 годами.

Эксплуатационные характеристики антифриза и тосола

Водители-практики с большим стажем работы рекомендуют использовать в качестве охладителя антифриз и приводят следующие преимущества его применения :
  • антифриз отличается высокой стабильностью своих качественных показателей,
  • имеет отличную совместимость с пластиками,
  • длительный срок использования. Замена антифриза производится после пробега 250 тысяч км,
  • во время работы не создает защитный слой, который ухудшает теплопередачу, не наблюдается никаких отложений в радиаторах,
  • охлаждающая жидкость стабильно работает при высоких температурах. Комплектующие узлы хорошо защищены от воздействия высоких температур,
  • обеспечивает защиту водяному насосу, чем продлевает срок его службы,
  • максимально защищает от кавитации гильзы цилиндров,
  • состав антифриза отличается экологической чистотой ингибиторов коррозии.
Единственный недостаток антифриза - это его высокая стоимость, но остальные качества свидетельствуют о том, что экономия на стоимости может обернуться большими неприятностями. Прежде чем покупать ту или иную охлаждающую жидкость, внимательно ознакомьтесь с ее составом и свойствами.


Замену тосола нужно производить уже при пробеге 30-40 тысяч км, так как он теряет свои антикоррозионные свойства
Тосол по своим эксплуатационным характеристикам отличается от антифриза:
  • он утрачивает свои свойства при работе в диапазоне высоких температур. Он не способен обеспечить полноценную защиту узлов и деталей при температуре более +105С,
  • неорганические соединения присадок в виде соединений азота, бора, фосфора, амины и силикаты ограничивают положительные качества охлаждающей жидкости. Изменить качество присадок можно, только изменив технологию приготовления тосола,
  • замена тосола нужна уже при пробеге 30-40 тысяч км, так как он теряет свои антикоррозионные свойства, в охлаждающей системе начинают формироваться различные отложения,
  • присадки, используемые в тосоле, препятствуют разрушению резиновых и алюминиевых .
В настоящее время преимущества на стороне антифриза, и задача водителя научиться их различать, чтобы не приобрести контрафакт под названием антифриз.

Как отличить тосол от антифриза


Говорят, тосол похож на подсолнечное масло, а антифриз больше похож на воду
  • Принято считать, что тосол разных марок окрашен в разные цвета, включая светло- и темно-синий, розовый, зеленый, а антифриз практически бесцветен (сегодня встречаются и окрашенные антифризы). Естественно, при покупке обратите внимание на цвет жидкости, это поможет отличить тосол от антифриза по цвету. Помните, что цвет не влияет на качество охлаждающей жидкости. Цветность может быть отличительным признаком компании-производителя.
  • Этиленгликоль по своей природе имеет сладкий вкус, он сохраняется и в охлаждающих жидкостях. Сладкий привкус этиленгликоля не поможет определить, тосол или антифриз продают придорожные умельцы подделок. Можно только отличить от воды с солями - раствор будет безвкусный или слегка солоноватый. Помните, что охлаждающие жидкости ядовиты! Не увлекайтесь апробированием на вкус.
  • Практики говорят, что тосол похож на подсолнечное масло, жирный и медленно высыхает. Антифриз больше похож на воду.
  • Чтобы четко определить, что вы покупаете - тосол или антифриз, покупку необходимо делать на СТО или в специализированных центрах и магазинах, которые сотрудничают с производителями охлаждающих жидкостей и несут ответственность за качество проданного товара.
  • Покупая товар, обратите внимание на емкость. Фирменные емкости имеют определенную форму с выдавленными данными, аккуратно приклеенной этикеткой с указанием изготовителя, даты изготовления, состава и срока эксплуатации.
  • Проверьте герметичность упаковки, прозрачность жидкости, отсутствие осадка.
  • Встряхните емкость с жидкостью: быстрое оседание пены свидетельствует о качестве товара.

Как правильно заменить тосол антифризом

Если охлаждающая жидкость выработала свой ресурс, самое правильное - полностью ее слить и заменить другой.
Допускается долив охлаждающей жидкости при ее выработке только в случае, если вы пользовались постоянно одной и той же маркой от одного производителя. Система охлаждения и двигатель стоят намного дороже жидкости. Поэтому, если необходимо залить охлаждающую жидкость, а тем более с заменой тосола на антифриз или наоборот, необходимо :
  • поставить машину с небольшим уклоном передней части вниз,
  • слить отработанный тосол из блока цилиндров, радиатора и бачка,
  • промыть систему охлаждения раствором дистиллированной воды со специальной очистительной смесью. Для промывки заливаем раствор смеси в систему, плотно закрываем крышки. Включаем двигатель и печку на полную мощность. Двигатель работает, пока не откроются все клапаны, и жидкость не омоет все участки,
  • сливаем отработанный раствор и повторяем промывку еще 2-3 раза,
  • заливаем 2/3 объема приемника антифризом и при открытой крышке радиатора запускаем двигатель. Этим приемом изнутри выгоняются воздушные пробки. Передняя часть машины при этой процедуре должен быть несколько поднят вверх. Глушим мотор и заливаем антифриз до верха, плотно закрываем крышку.


Если охлаждающая жидкость выработала свой ресурс, самое правильное - полностью ее слить и заменить другой
Читайте внимательно этикетку на емкости. Если вы купили концентрат антифриза, то перед заливкой его нужно развести дистиллированной водой в пропорции, указанной на этикетке.
Чтобы дольше сохранить систему охлаждения в рабочем состоянии, не смешивайте антифриз с тосолом и даже две марки тосола. Но, если так хочется, то проверьте жидкости на совместимость. В отдельной посуде слейте вместе две испытуемые жидкости и размешайте их.
Если образовался хлопьевидный или гелеобразный осадок, жидкости ни в коем случае нельзя использовать вместе. Если внешне ничего не изменилось, все равно не рискуйте. Смесь может при любой температуре изменить свои свойства и вывести систему охлаждения из работы.

Антифризом называют все растворы, которые не замерзают при низких температурах. К ним также относятся жидкости, которые охлаждают машинный мотор. Тосол является брэндом антифриза, который был разработан еще в годы существования Советского Союза. Но дело в том, что он не имеет авторских прав, поэтому любой желающий производитель может назвать свой охлаждающий раствор тосолом.

Появилась информация, что тосол подходит только для наших моторов, а антифриз – для иностранных. По этой причине многие компании стали именовать свои продукты антифризом. На деле же при выборе между антифризом и тосолом важен единственный индекс – утверждение этого брэнда охлаждающего раствора производителем автомобиля. Эту информацию можно отыскать в сервисной книжке к автомобилю или на сайте его производителя. Многие автолюбители считают, что можно отличить тосол от антифриза по цвету жидкости. Но это не так. Эти жидкости являются прозрачными, однако каждый производитель может добавить туда краситель любого цвета. Многие компании даже производят одну и ту же марку тосола и антифриза, но с с разными цветами.

В рекламных брошюрах часто встречается информация, что тосол и антифриз нашего производства можно применять для моторов многих иностранных машин. Это обман. К примеру, антифризы для автомобилей BMW и Opel являются разными по своему содержанию и свойствам. Запомните: ни один брэнд охладительного раствора не может предназначаться для двух моторов одновременно.

Показатель вспенивания охлаждающей жидкости связан с производителем. У отечественных марок вспенивание является небольшим, по сравнению с импортными. Последние часто не соответствуют нашему ГОСТу, но это вовсе не означает, что они некачественные. По мнению специалистов, ГОСТ уже давно устарел и нуждается в обновлениях. Поэтому если производитель автомобиля рекомендует марку охлаждающего раствора, которая не отвечает ГОСТу, ее также можно применять.

Смешивать марки тосолов и антифризов строго запрещено. В каждом из них содержатся компоненты, которые при соединении могут повредить элементы мотора. Если вы хотите сменить марку охладительного раствора, смените ее полностью. Перед этим хорошо промойте систему охлаждения очищенной водой. Приготовьте некоторое количество жидкости той же марки. Возможно, раствора не хватит и придется долить. Но за неимением антифриза вы также можете долить дистиллированную воду.

Качественный тосол или антифриз должен иметь сертификат качества. По вашему требованию продавец обязан показать вам его. Также качественную жидкость выдает крепкая канистра и пробка. Хороший тосол или антифриз не должны быть мутными или содержать осадки. Кроме того, при взбалтывании пена должна оседать буквально за три секунды.

Определяем, какая охлаждающая жидкость залита

Как известно, охлаждающая жидкость является важным расходным элементом в системе любого автомобиля. Поэтому выбор хладагента является приоритетной задачей при его замене. Сегодня мы расскажем вам, как определить - «Тосол» или антифриз залит, и в чем заключаются различия между этими веществами.

Многие опытные автолюбители знают, что оптимальная и эффективная работа мотора транспортного средства обеспечивается качественной залитой охлаждающей жидкостью. Если расходный материал действительно добротный, то он может продлить ресурс эксплуатации комплектующих элементов двигателя, а также обеспечить их нормальную работу.

Антифризы и «Тосолы» разных производителей, дистиллированная вода

Как же быть, если вы не знаете, какая именно охлаждающая жидкость (далее - ОЖ) залита в вашем авто? Определить это не так легко, как кажется на первый взгляд.

Зачем автомобилисту это знать?

Как правило, автомобилисты знают, что залито в их охладительные системы. Но это в том случае, если речь идет о постоянном владельце авто. На самом деле причин, по которым автомобилист хочет узнать, что именно залито в расширительный бачок его авто, может быть очень много. К примеру:

  • Транспортное средство было недавно куплено - было бы логично узнать, какой хладагент залит в систему и когда он менялся в последний раз.
  • В системе охлаждения автомобиля возникли неполадки - плохо работает печка, периодически закипает двигатель. В некоторых случаях эти последствия могут быть причиной некачественной расходной жидкости. Тогда автомобилисту будет интересно знать, какой расходный материал залит в его авто, чтобы впредь никогда им не пользоваться.
  • Система охлаждения работает превосходно в течение долгого времени, в общем, нет никаких недостатков. В этом случае водителю тоже будет интересно узнать, что залито в систему - «Тосол» или антифриз, чтобы в дальнейшем заливать именно эту ОЖ.

Розовая охлаждающая жидкость в расширительном бачке

Основные различия между этими ОЖ

В чем же заключаются различия между традиционным антифризом и «Тосолом»? В первую очередь стоит отметить, что «Тосол» - это та же охлаждающая жидкость только отечественного производства. История того, как на постсоветском пространстве автомобилисты стали называть любой антифриз «Тосолом», уходит на несколько десятилетий.

Тогда при Советском Союзе на авторынке продавался единственный вид хладагента и он назывался «Тосолом». Отсюда это и пошло. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что главным различием российского «Тосола» от любого другого хладагента является синий цвет. Однако это далеко не так. Цвет расходного вещества зависит исключительно от красителя, который в него добавляют, но ни на какие эксплуатационные характеристики он не влияет. Так что мнение о том, что синий цвет - главное различие между «Тосолом» и антифризом, ошибочное.

Долив дистиллированной воды в расширительный бачок

Состав

Собственно, эксплуатационные характеристики и состав вещества - это главное различие между ними. В составе ОЖ отечественного производства входит этиленгликоль и дистиллированная вода. Кроме того, в составе «Тосола » также присутствуют дополнительные присадки на основе солей неорганических кислот. В частности, речь идет о фосфатах, силикатах, нитритах и нитратах.

В основе любого антифриза присутствует этиленгликоль и дистиллят, а также пропиленгликоль и спирт. Но ключевую роль здесь играют именно органические присадки. Их состав особенно ценен для расходного вещества, поскольку данные присадки увеличивают антикоррозийные и антипенные свойства материала.

Характеристики

«Тосол». В результате того, что на поверхности металлических компонентов охлаждающей системы появляется защитный слой, толщина которого зачастую не превышает 0.5 мм, это отражается на теплопередаче. Именно из-за этого может вырасти расход бензина, а ресурс мотора транспортного средства будет сокращаться. На практике хладагенты отечественного производства теряют свои свойства уже спустя 30-40 тысяч километров пробега.

Залив зеленой охлаждающей жидкости в расширительный бачок транспортного средства

Поскольку в составе «Тосола» могут присутствовать фосфаты и силикаты, эта ОЖ может образовывать гели и осадки на стенках охладительной системы. Образование отложений в системе впоследствии может привести к засорению радиатора и, соответственно, выходу его из строя.

Антифриз. Качественный хладагент образовывает защитный слой только на тех компонентах системы, которые более подвержены коррозии. Кроме того, теплопередача не нарушается, а значит для деталей двигателя использование такой ОЖ более безопасно.

Как определить, что залито?

Как же узнать, какой расходный материал залит? Как сказано выше, по одному только цвету определить никак не получится. Ровно так же, как и понять это по вкусу. Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф . Да и нужно быть осторожным при «дегустации» - химические вещества, входящие в состав ОЖ, чрезвычайно ядовиты.

Кипение двигателя - результат эксплуатации некачественного расходного материала

Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?

  • На ощупь и запах. Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
  • По устойчивости к морозу. Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет - то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
  • Совместимость расходного материала с водопроводной водой. Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
  • Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности. Но для этого вам понадобится ареометр - специальный прибор для проверки плотности ОЖ. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.

Проверка плотности охладительной жидкости при помощи специального прибора ареометра

Есть еще один, так сказать, гаражный способ определения.

  1. Возьмите металлическую пластину или любое другое изделие из железа. Также вам понадобится какая-либо вещь из резины (идеально подойдет кусочек патрубка охладительной системы).
  2. Из расширительного бачка своего авто возьмите немного ОЖ в резервуар и поместите в него металлическую и резиновую детали.
  3. Подождите 10-20 минут. Как известно, российский «Тосол» образовывает защитную пленку на всех без исключения элементах системы, а значит как на металлических деталях, так и на резиновых деталях. Антифриз же считается более «умным» веществом, и защищает только те элементы, которые более подвержены образованию коррозии. То есть он будет защищать только металлические компоненты.
  4. Теперь достаньте обе детали из резервуара и внимательно проверьте их на ощупь. Если вы почувствуете, что пленка образовалась на обоих элементах, то в вашем расширительном бачке залита ОЖ российского производства. Если же пленочку вы чувствуете только на металлической детали, то в системе вашего транспортного средства залит антифриз.

Антифриз закипел и вспенился в расширительном бачке

Более точно определить, что именно залито в системе, никак не получится. Стопроцентный правильный ответ может дать только заключение экспертов в лаборатории. Если вы недавно приобрели авто и не знаете, какая ОЖ в нем залита, то мы посоветуем вам сразу же заменить ее на ту, которую рекомендует производитель машины. Лучше один раз немного потратиться на замену хладагента, чем потом отдавать немалые деньги за ремонт всей системы.

от Сергея Масольда «Как отделить ОЖ от воды?»

http://avtozam.com

Можно ли смешивать тосол с антифризом в системе охлаждения авто? Этот вопрос занимает умы автомобилистов на протяжении многих лет – с самого первого момента, когда на рынке появились различные типы охлаждающей жидкости для двигателя.

Мы попытаемся разобраться в этом, а заодно и рассказать, чем отличается тосол от антифриза. В преддверии зимы данная информация, хочется верить, станет полезным подспорьем для автолюбителей нашей страны.

Откуда появились понятия «тосол» и «антифриз»

Начнем мы, пожалуй, с истории появления антифриза и тосола в нашей стране.

Как известно, во времена Советского Союза на большинстве автомобилей в системе охлаждения использовалась обычная вода. Она вполне неплохо справлялась со своими «обязанностями», то есть, эффективно охлаждала силовой агрегат авто.

Однако в зимнее время года использование воды оказывалось сущей проблемой для водителей. Имея низкую температуру замерзания и высокий коэффициент расширения при превращении в лед, вода грозила разрушить блок цилиндров, не говоря уже о патрубках системы охлаждения.

Этот фактор вынуждал автовладельцев сливать воду при стоянке, вновь заполняя систему перед поездками, либо добавлять в нее этиленгликоль, благодаря которому температура замерзания воды становилась ниже.

Собственно говоря, именно такая смесь и стала прообразом современных антифризов. Кроме того, использование этиленгликоля позволяло избежать появления коррозии на чугунных головках блока цилиндров, что также способствовало популярности данного метода.

Говоря об истории, стоит сразу сказать, что тосол и антифриз – одно и то же понятие. По сути, антифриз – заимствованное слово, обозначающее незамерзающую жидкость, то есть, тот же тосол является одной из разновидностей антифриза.

Видео — тосол и антифриз в чем разница:

Соответственно, когда в Советском Союзе появились более современные модели автомобилей (на тот момент это были «Жигули»), институту «ГосНИИОХТ» было доведено задание разработать и внедрить в производство более эффективный хладагент, устойчивый к низким температурам и при этом нейтральный к деталям из алюминия, который широко применялся в более современных двигателях.

Проверенный временем этиленгликоль в данном случае показал себя неэффективно, вызывая бурную коррозию деталей.

Сотрудники института решили задачу довольно просто – они внедрили в состав проверенного антифриза на основе этиленгликоля особые присадки, которые защищали алюминиевые детали от активного воздействия основного рабочего вещества. Полученный состав доказал свою эффективность и начал производиться советской промышленностью под торговой маркой «Тосол».

Собственно говоря, полученный состав оказался не только удачным, но и единственным в Советском государстве антифризом. По этой причине название конкретного типа антифриза превратилось в имя нарицательное.

Соответственно, после появления на рынке антифризов других брендов их мир разделился для рядовых автомобилистов на «Тосол» и остальные марки. Само собой, что и восприятие людей сильно изменилось – считалось, что использовать тосол можно лишь в отечественных авто, а его качество находится на весьма посредственном уровне и уж никак не сравниться с антифризами известных марок.

Каковы отличия современных охлаждающих жидкостей

О «Тосоле» мы немного рассказали. Как вы уже поняли, он также является антифризом определенного химического состава.

Однако это вовсе не значит, что все антифризы по своему составу – суть один и тот же тосол. Дело в том, что основным различием между антифризами различных типов выступает его химический состав, в котором главную роль играют присадки, обеспечивающие защиту внутренних частей системы охлаждения от возникновения коррозии.

Видео — классификация антифризов:

В частности, целый ряд в свои новые авто заливают антифриз неизвестного состава и, нередко, весьма низкого качества.

Как уже говорилось, тосол отличается собственным химическим составом, который очень часто может «пересекаться» с таковым у целого ряда антифризов зарубежного производства. По этой причине определить самостоятельно состав залитого в систему охлаждения антифриза практически невозможно.

Видео — замена антифриза, промывка системы (Рено Меган.1,4. 16V K4J 750):

В таких случаях можно посоветовать сразу менять расходники: масло в картере двигателя, а также тормозную жидкость. Конечно, такая замена несколько накладна с финансовой точки зрения, однако она поможет вам избежать возможных проблем при необходимости долива.

Кроме того, неизвестно, что до вас заливал в систему охлаждения предыдущий владелец авто и не допускал ли смешения антифризов с разными свойствами.

К слову, перед заливом в систему новой охлаждающей жидкости, имеет смысл произвести ее промывку. Это позволит удалить несливаемый остаток старой ОЖ и очистить радиатор и патрубки от возможных нерастворимых отложений.

Допустимо ли смешивание фирменных антифризов?

Наряду с вопросом о том, можно ли смешивать антифриз и тосол в системе охлаждения автомобиля, водители нередко спрашивают и о том, стоит ли допускать смешивание различных антифризов от крупных производителей.

Здесь действуют все те же принципы, которые мы обозначили в отношении смешивания тосола с антифризом.

Видео — как произвести замену охлаждающей жидкости (тосола или антифриза) на автомобилях ВАЗ 2110, 2115:

Дело в том, что антифризы от различных поставщиков могут иметь как аналогичный химический состав, так и весьма сильно различающийся. То есть, в случае, если вы хотите смешать составы для постоянного использования, вам следует тщательно изучить состав антифриза по указаниям на канистре и подбирать антифриз с аналогичными свойствами.

Ели же такой возможности нет, то смешивать составы можно лишь в крайней ситуации, после чего производить замену охлаждающей жидкости в системе.

Выводы

Как видим, смешивание тосола и антифриза является вполне допустимым, однако с рядом оговорок. Делать это можно лишь в случае, когда для долива нет возможности приобрести оригинальных антифриз, используемый в системе охлаждения вашего автомобиля.

Кроме того, после подобного смешивания систему следует промывать и производить полную замену ОЖ.

При этом нужно четко понимать, что само название «Тосол» является лишь именем нарицательным, а вовсе не обозначением какого-либо особого антифриза. Само собой, что если в автомобиль залит антифриз аналогичного состава, но импортного производства, то долив отечественной жидкости никак не повлияет на ее эксплуатационные свойства.

По этой причине приучите себя заранее изучать состав антифриза по указаниям на этикетке и подбирать охлаждающую жидкость с аналогичным набором химических компонентов. Это позволит избежать возможных хлопот и даст возможность подобрать антифриз с требуемыми параметрами по доступной цене.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png