Замена масла в механической трансмиссии - комплекс мероприятий, требующий от исполнителя покупки качественного состава, умения сливать и заливать рабочую жидкость, а также проверять ее уровень, после завершения работ. Рассмотрим эти моменты подробнее.

Какое масло лучше подойдет для механической КПП?

Главным критерием качества трансмиссионного масла является его способность покрывать пленкой сцепляющиеся и зубчатые элементы устройства, защищая их от негативных воздействий. Благодаря этой особенности, повышается прочность и износостойкость коробки передач, возрастает ее ресурс.

При выборе рабочей жидкости для МКПП, многие автовладельцы интересуются, в чем отличия масла для двигателя и трансмиссии автомобиля. Однозначного ответа не существует. Если верить производителям, то применение моторного масла для механической коробки передач допускается, но только для машин с передним приводом. Это обусловлено наличием цилиндрических шестерней у МКПП, что сводит риск зацепления к минимуму.

Главное отличие между маслом для двигателя и жидкостью для трансмиссии заключается в степени вязкости. У моторного масла этот параметр ниже, в чем легко убедиться, если взболтать, поочередно, два упомянутых выше состава. В свою очередь, трансмиссионная жидкость отличается большей густотой.

Не удивительно, что первым этапом, при замене масла в МКПП, является выбор подходящего состава, с учетом степени вязкости.

Эксплуатационные характеристики масла для МКПП

Существует несколько классов трансмиссионного масла:

  • GL-1 - масло, изготовленное на минеральной основе, в котором отсутствуют присадки.
  • GL-2 - рабочая жидкость, в составе которой присутствуют жирные присадки.
  • GL-3 - состав с противозадирными присадками.
  • GL-4. В это масло, кроме противозадирных, включаются противоизносные и другие типы добавок.
  • GL-5 - состав, в котором присутствует широкая группа присадок, защищающих от износа, задиров и других проблем.

При выборе подходящего класса трансмиссионного масла, стоит ориентироваться на многие параметры - тип МКПП, привод (передний, задний), назначение и прочие. Смазывающие жидкости, относящиеся к классам GL-1, GL-2 и GL-3, применяются в механических коробках передач старых автомобилей. Что касается GL-4 и GL-5, то они отличаются большей универсальностью и применяются в различных автомобилях:

  • GL-4 подходит для МКПП машин с передним приводом.
  • GL-5 заливаются в трансмиссии автомобилей с задним приводом. Также эти жидкости применяются для мостов.

Стоит отметить существование класса GL-6, но сегодня он не используется, ведь GL-5 отличается лучшим качеством.

Параметр вязкости трансмиссионного масла

Как отмечалось выше, для замены масла в МКПП, должен применяться продукт с соответствующими параметрами вязкости. Если в обозначении трансмиссионного масла стоит буква «W», то это свидетельствует о возможности его применения зимой. «W» расшифровывается, как Winter - зима. Если в названии буква отсутствует, значит, данная рабочая жидкость для трансмиссии должна применяться только летом.

Опыт эксплуатации показал, что автовладельцы чаще отдают предпочтение всесезонным маслам, которые имеют следующие обозначение - SAE 80W-90 (один из примеров). Эта особенность объясняется тем, что сезонную рабочую жидкость приходится сливать раньше, чем она отрабатывает ресурс. Это влечет дополнительные расходы и затраты времени со стороны автовладельца.


Таблица вязкости моторных масел (по SAE)

Как убедиться, что уровень масла в МКПП нормальный?

Для проверки уровня масла в МКПП, действуйте так:

  1. Дождитесь, пока коробка передач остынет, после поездки (достаточно 3-4 часов простоя). Проверку уровня необходимо осуществлять только «на холодную».
  2. Поставьте транспортное средство на строго горизонтальном участке. Лучший вариант - производить проверку на смотровой яме или эстакаде.
  3. Найдите заливное или контрольное отверстие в КПП. Отыскать его несложно, если ориентироваться на размеры шляпки болта.
  4. Очистите картер около отверстия коробки передач.
  5. Выкрутите пробку с помощью ключа.
  6. Убедитесь, что уровень масла в норме. Если рабочей жидкости достаточно, то, после откручивания пробки, она будет вытекать из КПП. При отсутствии течи, опустите кусок чистой проволоки или палец в отверстие, для определения уровня.

Следующая задача - определить актуальность замены масла в МКПП. Если после выкручивания пробки, жидкость не течет, то это свидетельствует о снижении уровня ниже допустимого. В чем может быть причина? Чаще всего, это происходит, из-за ухудшения герметичности, за которую отвечают сальники коробки передач. Если последние деформированы и не справляются со своей задачей, их необходимо поменять. В этом случае, вместе с заменой масла в МКПП, придется поставить и новые сальники.

Существует и другой вариант. Если после выкручивания пробки, жидкость хлынула из отверстия, то это свидетельствует о нормальном уровне рабочей жидкости в коробке передач. Чтобы убедиться в актуальности замены масла, необходимо оценить его состояние. Черный цвет состава или неприятный запах свидетельствуют о необходимости удаления старой жидкости. Замена масла в МКПП должна быть произведена и через 60 000 км.

Учтите, что доливка рабочей жидкости здесь не подходит, ведь в этом случае, происходит разбавление старого и нового составов.

Процесс замены масла в МКПП

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Найдите сливное отверстие, которое расположено снизу поддона картера. Перед его выкручиванием, подготовьте емкость для старого масла. На полный слив жидкости уходит 10-15 минут. Используйте это время для подготовки к дальнейшей работе.
  2. Подготовьте медицинскую грушу, шприц плунжерного типа или обычный на 16 «кубов». Эти инструменты можно приобрести в аптеке. Если заливное отверстие находится в неудобной позиции, подсоедините к нему резиновую трубку.
  3. Возьмите грушу или шприц (в зависимости от того, что удалось найти), после чего заполните коробку передач новым маслом.
  4. Как только рабочая жидкость достигнет верхнего края, остановите подачу.
  5. Закрутите пробку.

Учтите, что запрещено смешивать масла, которые имеют различные классы и основания. Идеальным вариантом является заполнение такой же рабочей жидкости, которая была залита ранее.

Выше рассмотрен алгоритм частичной замены масла в МКПП. Понятие «частичная» свидетельствует о том, что на стенках картера коробки передач остается старая рабочая жидкость. Второй путь - полная замена масла в МКПП. В этом случае, потребуется промывка узла, для удаления старой жидкости, после чего производится заливка нового масла. Недостаток последнего варианта заключается в том, что его возможно осуществить только на СТО.

Присадки для масла

Для улучшения эксплуатационных характеристик и повышения качества масла, производители добавляют специальные присадки. Одна из них - Liqui Moly Getriebeoil-Additiv. Эта присадка обеспечивает антифрикционный эффект, способствует замедлению износа двигателя, а также уменьшению температуры трения. Применение масла с такой присадкой обеспечивает плавность работы МКПП и мягкость переключения скоростей.

Добавление рабочей жидкости с Getriebeoil-Additiv в старые коробки передач обеспечивает сглаживание зубцов, а также повышение эффективности их работы. При этом МКПП работает более плавно.

Важно знать, в каком соотношении нужно смешивать присадки с маслом для трансмиссии. Производитель рекомендует размешивать 20 мл добавки на 1000-2000 мл масла для МКПП.

Присадка обеспечивает следующий эффект:

  • Повышает стойкость к износу, уменьшает трение в КПП.
  • Увеличивает четкость работы КПП.
  • Сохраняет свойства масла, при продолжительной перегрузке.
  • Повышает надежность механизма.
  • Уменьшает шумность коробки передач.

Судить о качестве и эффективности присадки можно по отзывам реальных пользователей. Автовладельцы отмечают, что, в результате использования присадки Getriebeoil-Additiv, в МКПП снижается уровень шума, и появляется плавность в переключении скоростей. Отмечается универсальность присадки (совместимость с различными маслами), а также незначительная задержка эффекта (результат виден через 100-500 км). Негативные же отзывы связаны с тем фактом, что присадка слабо работает в изношенных трансмиссиях.

Видео: Замена масла в МКПП на Рено Логан, Сандеро, Ларгус, Логан2, Сандеро2

Если видео не показывает, обновите страницу или

Трансмиссионное масло – важный и необходимый компонент в каждом автомобиле. Благодаря ему, обеспечивается правильная работа коробки передач. Процесс проверки или замены масла не сложный, но требует особого внимания.


Содержание статьи:

В автомобиль могут быть установлены 2 вида коробки передач: автоматическая и механическая. В данной статье речь пойдет о втором типе КПП. Именно такой вид коробки передач чаще всего встречается на базовых комплектациях или же стандартный для автомобилей.

Понятие и принцип работы МКПП


МКПП – это специальный механизм, с помощью которого водитель меняет степень вращательного движения маховика двигателя. Таким образом, водитель меняет передачи, каждая из которых приспосабливает движение к определенным условиям.

МКПП состоит из несколько важных деталей. В первую очередь это картер (корпус коробки передач), в которое заливается масло. Далее следуют синхронизаторы, основная задача которых обеспечить стабильную скорость. Следующее немаловажное устройство рычаг, с который переключает передачи и его механизм. В зависимости от валов существуют трехвальные и двухвальные МКПП. Первый устанавливают в грузовые автомобили, второй тип в легковые.

Неисправности МКПП


Прежде всего основные технические неполадки МКПП связаны с утечкой масла. Причиной этого чаще всего является недостаточное крепление прокладок, сальников или корпуса. В этом случае требуется уплотнить вышеназванные детали. Лучше всего проверять уровень масла после каждого 10000 км пробега, даже если нет утечки. Недостаточное количество масло может привести к поломке всего механизма коробки передач.

Бывают случаи, когда передачи выключаются без какого-либо управления или слышен шум при работе коробки передач. Здесь поломка касается шестерен или синхронизаторов. Для того, чтобы устранить проблему изношенные детали необходимо заменить. Еще одна неисправность связана с тем, что включение коробки передач вызывает трудность. Здесь речь идёт о неисправности самого механизма переключения передач.

Процедура проверки масла


Прежде чем начать проверку масла, следует поставить автомобиль на ровную поверхность, чтобы иметь возможность легко осмотреть коробку передач. Следует соблюдать осторожность при измерении масла, оно не должно попадать на горячие детали иначе это может грозить загоранием.

Есть два способа проверки масла. Первый подразумевает использование щупа. Обычно он находится сбоку или сзади от двигателя. В этом случае необходимо вытащить щуп, вытереть его и затем снова опустить примерно на 10 минут. Затем снова вытащить его и внимательно осмотреть конец щупа, на котором расположена отметка. Если высота масла находится на минимуме или ниже требуется долить его.

После этого, следует опять опустить его обратно, подождать пару минут и снова проверить уровень масла. Желательно заливать его так, чтобы он немного превышал максимальную точку, но важно не заливать его полностью иначе устранить последствия будет гораздо труднее. После проделанной процедуры следует опустить щуп и закончить процесс проверки.

Во втором случае автомобиль устанавливается на специальное инженерное сооружение эстакаду или загнать в специальную яму. Для того, чтобы проверить масло необходимо взять небольшую палку и найти отверстие куда заливают масло. Если отверстие позволяет, можно проделать всю процедуру пальцем. Так будет гораздо удобнее.


Перед работой следует очистить отверстие. Затем аккуратно выкрутить пробки. Далее необходимо засунуть туда палец и таким образом проверить уровень масла. Если же оно находится ниже минимальной отметки следует залить трансмиссионное масло, как и в случае измерения масла щупом. Для удобства можно использовать шприц, после чего необходимо вытереть остатки масла и закрутить пробки.

Эксплуатация МКПП


Прежде всего учитывается 3 фактора. Самое главное проверять масло и не допускать его утечку. Необходимо внимательно следить за корпусом КПП, так как обычно он хрупкий и легко может повредиться.

Для этого устанавливают специальное защитное оборудование. И наконец, при вождении воитель должен аккуратно, не спеша и без резких движений переключать передачи. Только в таком случае МКПП прослужит долго и будет бесперебойно работать.

Стоимость ремонта

Цена механической коробки передач колеблется в пределах $400. Трансмиссионное масло бывает разных типов и соответственно цена на них разная. Например, 1 л минерального трансмиссионного масла будет стоить до $30. В свою очередь цена полусинтетического или синтетического трансмиссионного масла будет варьироваться в пределах от $20 или $50.

Видео о замере масла в МКПП:

Вы задаетесь вопросом «Как проверить масло в коробке?». Ответ на этот вопрос очень прост и мы рассмотрим его чуть ниже.

Коробка передач — это второй по значимости агрегат, после двигателя, который обеспечивает движение автомобиля. Поэтому нужно следить за состоянием КПП, знать когда, через какое количество километров ваша коробка будет нуждаться в замене данной жидкости.

Также нужно понимать, что в коробку передач необходимо заливать только трансмиссионное, которое отличается от масел, предназначенных для двигателей и других агрегатов. обеспечивает ее долгую и безотказную работу:

  • облегчает работу механических деталей;
  • отводит тепло;
  • убирает остатки коррозии и микрочастицы из мест износа.
Механическая пятиступенчатая коробка переключения передач

[ Скрыть ]

Какой объем должен быть в КПП?

Автомобили разных марок и моделей отличаются в своей конструкции, соответственно есть различия и в строении коробок. В разные модели разных автомобилей заливают разное количество масла. Найти однозначный ответ на вопрос «какой объем масла должен быть в коробке?» можно лишь ознакомившись с мануалом или инструкцией по эксплуатации автомобиля, либо выяснив это на СТО. При замене стоит помнить, что существуют различия по своим составам и видам. Всегда следует покупать с небольшим запасом (0,5 — 1 литр), чтобы была возможность доливки при утечке во время замены.

Виды масел

Для коробки передач существует три вида:

  1. синтетическое;
  2. полусинтетическое;
  3. минеральное.

Синтетическое

Считается самым современным, оно хорошо очищено и обогащено присадками, которые максимально защищают механизмы от коррозии. В основном оно заливается в автоматические коробки передач или в механические коробки автомобилей высокого класса. В АКПП его стоит менять каждые 50 тыс. км. пробега. В механических — каждые 60-70 тыс. км. пробега. По стоимости данный вид самый дорогой, но и самый хороший. Но это не означает, что его можно заливать в коробки старых автомобилей: они могут быть просто не рассчитаны на такое!


Масло льющееся из бутылки

Полусинтетическое

Полусинтетическое используется в большинстве бюджетных иномарок, во всем ряде 10-го семейства АВТОВАЗ-а (Lada Kalina, Priora). Оно содержит ряд химических присадок, которые защищают шестерни, синхронизаторы и другие механические детали от износа. Производить замену такого масла стоит каждые 40-50 тыс. км. пробега. Самый большой плюс — соотношение цены и качества.

Минеральное

Минеральное используется в мостах и КПП заднеприводных автомобилей. Например, во всей линейке классики АВТОВАЗ-а или подобных автомобилей, а также в некоторых грузовых автомобилях. Минеральное очищено меньше всех остальных, соответственно, быстрее деградирует и требует замены довольно часто — каждые 35-40 тыс. км. пробега.

Как проверить уровень в коробке передач?

Проверить уровень масла в коробке современных автомобилей достаточно просто. Для этого в коробке есть щуп, на котором имеется две отметки «mах» и «min».


Метка максимального уровня и метка минимального уровня на щупе

Отметка «max» обозначает максимальный уровень, а «min» — минимальный. Количество должно быть такое, чтобы уровень на щупе был близок к показателю «max». Также обратите внимание на цвет и понюхайте его. Вытрите щуп белой тряпкой, и оцените состояние вязкой жидкости. Если цвет сильно темный, близок к черному, то стоит задуматься о замене. Если щуп пахнет гарью, то это означает, что масло потеряло свои свойства, и выгорает при работе.

Как долить?

Если при проверке уровня вы обнаружили, что объем близок к отметке «min», или ниже нее, а менять масло еще не время, значит нужно его долить и выяснить причину его расхода или утечки. Во многих авто процесс доливки достаточно прост. Если коробка оснащена заливочной пробкой, которая, как правило, находится сверху и к ней легко добраться, то стоит лишь открутить ее и долить необходимое количество жидкости.


Заливная пробка в КПП

Если же КПП пробки не имеет, то доливать можно через отверстие щупа. Для этого вооружитесь обыкновенным большим медицинским шприцем, с помощью которого набирайте масло, и впрыскивайте его в отверстие. В автомобилях, которых нет ни щупа, ни заливочной пробки, необходимо доливать масло через отверстия датчиков. Как правило, это датчик скорости либо датчик заднего хода. При доливке, главное, не переборщить, так как избыток смазывающей жидкости может привести к быстрому выходу из строя коробки передач.

Видео «Замена масла в коробке и мосту»

На примере ВАЗа 2106, вы увидите как можно провести замену жидкости в КПП с помощью шприца.

А вы умеете проверять и доливать жидкость в КПП? Поделитесь своим опытом с нашими читателями, в отзывах!

Вопрос:
В инструкции говорится, что каждые 30тыс. км. надо проверять уровень масла в коробке передач и при необходимости долить. А как определить надо ли доливать или нет? И куда заливать. Коробка - 5 ст. мех.
Отправлено: Vectra CD, 16 Марта 1998 в 10:18:15

Ответы:
Для проверки уровня масла в коробке сделай щуп из проволоки в форме буквы "Г". Его короткую ногу (длина должна быть 20-25 мм) вставляешь в отверстие для заливки масла (оно располагается где-то сбоку на коробке, естественно машину надо поднять и смотреть снизу), выкрутив из него предварительно пробку, потом щуп вынимаешь и смотришь. Если машина выпуска после 90 г.,то масла должно быть залито по это самое отверстие, если до 90 г. - уровень должен быть на 15 мм ниже отверстия. Перед тем как делать выводы, убедись что машину ты поставил ровно и без перекосов.
Отправлено: Al, 16 Марта 1998 в 13:32:38

Залезли мне наконец-то в коробку, не во всю конечно, а пальцем и сказали маслица надо бы долить. Отсюда вопрос надо если пальцем не достали, а палочкой?
И главное - что туда лить? Позвонил на Донскую (это в Москве) говорят есть 300р. за литр, настоящее, а я не знаю что там было. Машина из Литвы. Можно совместить масло? Или обязательно то-же лить что было? И есть ли там сливная пробка я не нашел. Машина Вектра ц20не мех. кор. Спасибо, Юрий.
Отправлено: parphen, 14 Февраля 2000 в 18:18:41

Ну нету там сливной дырки...Не предусмотрено. По мануалу масло в коробку только доливается. Если машина до 89 года - то на 15 мм. ниже среза заливного болтика (тогда можно и палочкой, а лучше проволочкой, изогнув ее буквой Ге), если позже - то ровно под срез.
Доливать лучше родное. Но если то что есть соответствует рекомендациям опеля, то можно смешивать. Родное спроси у Кутая, он его раздает стаканами. Гыыыыы;-)).
Дмитрий.

От автора сайта…

Всё очень просто. Откручиваете картер КПП и сливаете всё масло…. Ждёте….

После слива масла ставим крышку картера на место… прокладку менять не обязательно…

И через сапун-наполнитель (который оказывается отвинчивается ключом на 13) заливаем 3-и литра масла (для КПП F16) и всё! Говорят минеральное лучше. Но я заливал полусинтетику и всё окей. J

После завинчиваем сапун-наполнитель.

1. Подтекание масла из сальников
лечится заменой соответствующего сальника.


Сальник привода
Это сальники внутренних ШРУСов-слить масло, извлечь соответствующий привод из КПП (метод рассматривать не буду), извлечь старый, поставить новый. Перед установкой привода на место-обязательно заменить стопорное кольцо на внутреннем ШРУСе во избежание рассоединения привода от КПП на повороте при движении.

Сальника механизма выбора передач
Отсоединить кулису КПП (трубу под днищем, что идет от рычага переключения передач), отпустив хомут и сняв ее с шарнира механизма выбора, задрать в сторону бензобака чехол на кулисе, выкрутить конический болт S10 (не потерять, замена на обычный недопустима), выбить держатель сальника (из него торчит шток механизма выбора) из КПП. После замены сальника вытереть от масла-грязи его посадочное отверстие и сам держатель, намазать герметиком и поставить обратно, слегка обстучав молотком. Пытаться ставить в него 2 сальника - бесполезно, внутренняя часть держателя на конус и 2-й сальник там просто не держится.

Сальник первичного вала КПП (самый гнусный сальник, необходимость замены возникает обычно в мороз и сильный дождь)
Снять КПП, выжимной подшипник, отвернуть 3 болта S10 направляющей выжимного подшипника и извлечь сальник подручными средствами. Запрессовать новый на глубину не более 3.5 мм от плоскости направляющей специальной оправкой, либо подходящей трубой (максимально подходящей по наружному диаметру сальника). С первого раза может и не получиться, покупайте сразу пару этих сальников.

Подтекание масла из стыка картера сцепления и картера КПП
можно попробовать устранить подтяжкой гаек привалочной плоскости картеров, если нет-то только вскрытием КПП и применением герметика по плоскости. Прокладку поставить обязательно, либо регулировать вновь натяжение подшипников дифференциала (для продвинутых пацанов).

наверх

2. «Выбивание» передач

Происходит из-за нескольких причин:
а) повреждение (разрывы) либо ослабление резиновых опор двигателя, из-за чего происходит сильная раскачка силового агрегата при движении, сбросе и подаче газа. Опоры можно проверить со 100% уверенностью только отсоединив их от силового агрегата и взяв <на излом>. Трещины и разрывы - подлежат замене в сборе. Ремонт возможен только при наличии спецоснастки. Кувалда, лом и матерь к ним не относятся. Второй способ диагностики, также дающий практически 100% результат-это если при резком сбросе и последующем резком нажатии газа "парные" передачи выпадают(1+2,3+4,5+6),то также виновата одна из опор двигателя. Чаще всего задняя, прикрученная к КПП.
б) износ зубьев передач и муфт синхронизаторов. Причины возникновения-неправильная регулировка троса сцепления, <недожатие> педали сцепления при переключении передач. Диагностика износа зубьев - это когда опять-таки если при резком сбросе и последующем резком нажатии газа выпадает, но одна из передач.
Замена только при вскрытии КПП.
в) износ (ослабление) пружин сухарей синхронизаторов и пружин фиксаторов штоков переключения передач. Первые можно заменить только при вскрытии КПП, вторые без него, но слив масло.
г) износ механизма выбора передач-только замена при вскрытии КПП

наверх

3. Затрудненное переключение передач

а) износ блокирующих колец синхронизаторов-шестерня включаемой передачи не тормозится кольцом и переключение передачи идет с ударом в КПП.
б) неправильная регулировка троса сцепления.
в) мал уровень масла в КПП из-за утечки. Идет общий износ всех деталей
г) неправильная регулировка кулисы на шарнире КПП.
Если не устранить причину регулировочно-доливочными методами, кроме (а), дефект постепенно прогрессирует и в конце концов приводит к ремонту КПП


наверх

4. Шум КПП при работе двигателя на холостом ходу или при движении автомобиля .

Тут можно написать целый трактат, что и как. На большинстве сервисов сразу говорят <О, парень, это-выжимной!>. Да, щас! Отсоедините трос сцепления от вилки выключения сцепления и отведите вилку в сторону генератора. Если звук не пропал, то первая причина этого звука-шум опорных подшипников в КПП, чаще всего задние роликовые первичного и вторичного вала. Попробуйте залить более густого масла класса GL-4 или GL-4/GL-5, а не моторного.
Вполне возможно, что звук устранится. Но не факт:-((((
Вторая причина-люфт демпфера(центральной муфты, которой диск надевается на первичный вал) ведомого диска и демпферных пружин ведомого диска(диска сцепления).
Третья причина-чрезмерный люфт нажимного(выжимного) подшипника на направляющей втулке выключения сцепления.
Четвертая причина-шум трущихся зубьев шестерен передач и первичного вала из-за несоответствия допусков при изготовлении деталей, либо вследствие износа. Износ может быть как естественным, так и вызван манерой езды.
Пятая, часто встречающаяся причина - утечка масла из КПП, которой не замечает водитель. Из пятой причины может следовать первая+четвертая.
Это - без комментариев. Смотрите выше, постепенно это заканчивается сначала п.1 ,потом п.4, если раньше еще КПП не <словит клина>.
Пункты N1 и N3 не влияют ни на что, кроме имиджа, который, как известно-ничто....
Пункт N1 можно стопроцентно устранить установкой подшипников импортного производства, но их стоимость будет сравнима со стоимостью новой КПП (порядка $200 за комплект подшипников от шведской фирмы SKF)

наверх

5. Удар в КПП на ходу, при трогании с места после переключения передачи и добавлении газа

Самое неприятное повреждение. Звук возникает из-за износа оси шестерен сателлитов в дифференциале. Стальную ось диаметром 12-15 мм. перетирает в местах, где на ней находятся шестерни сателлитов, потом она ломается, сателлиты и обломки оси выпадают из коробки дифференциала и попав под шестерню дифференциала, пробивают картер КПП и картер сцепления. Клинический случай.

Шестерни любого редуктора подвержены интенсивному износу, поэтому смазка МКПП позволяет повысить эксплуатационный ресурс и снизить расходы на обслуживание. Трансмиссионные масла классифицируются несколькими спецификациями, имеют не одинаковую маркировку и состав, поэтому пользователь должен иметь хотя бы минимальную информацию о смазке механической КПП.

Назначение смазки редукторов

Коробка переключения передач является самым крупногабаритным редуктором в трансмиссии авто. Благодаря ступенчатому изменению передаточного числа водитель получает возможность совместить два диапазона – частоту вращения колес в интервале 50 – 1500 мин -1 и обороты коленвала ДВС 800 – 8000 мин -1 . В зависимости от типа передачи, шестерни редуктора смазываются следующими способами:

  • цилиндрические – масляная ванна с погружением тихоходных колес на треть диаметра, быстроходных на глубину h = 5m;
  • конические – картерное смазывание с погружением нижнего зуба шестерни в масло целиком;
  • планетарные – быстроходная ступень погружена в масляную ванну на всю глубину внутреннего зуба.

Сливное отверстие должно иметь диаметр больше 20 мм, а уклон дна картера быть в пределах 3 градусов. Заливная пробка обычно расположена на уровне зеркала масляной ванны, что позволяет обходиться без щупа.

Информация, какое масло заливать в механическую коробку передач, актуальна при ремонте сопряженных с КПП узлов и агрегатов (например, замена сцепления) при выработке ресурса самой смазки.

Редуктор традиционно относится к агрегатам с высокими эксплуатационными нагрузками. Кроме того, производители легковых авто используют различные конструкции зубчатых передач в не одинаковых моделях машин, поэтому периодичность замены масла в МКПП указана в мануале в обязательном порядке.

Пользователю следует учесть, что замена масла в МКПП имеет нюансы:

  • при минимальном бюджете ТО (заливка минерального масла) увеличатся эксплуатационные затраты, так как снизится ресурс смазки;
  • при покупке дорогостоящей синтетики, наоборот, повысятся начальные вложения, но срок службы такого масла выше, периодичность замены больше, чем в предыдущем случае;
  • полусинтетика обладает рациональным соотношением качества и стоимости смазки.

Существуют зимние, всесезонные и летние масла, позволяющие подобрать смазку для неодинаковых эксплуатационных условий.

Таким образом, масло в МКПП решает несколько задач одновременно:

  • смазка и снижение трения зубчатых передач;
  • отвод тепла от пар трения;
  • удаление металлических опилок с поверхностей изнашивающихся деталей редуктора;
  • защита шестеренок и зубчатых колес от окисления и коррозии.

Стоимость 3 л трансмиссионной смазки значительно ниже, чем замена коробки МКПП или поломка зубчатой передачи во время движения.

Режимы работ МКПП

В силу эксплуатационных условий редуктор авто должен обеспечивать 1 – 2 низшие передачи, заднюю скорость и несколько высших передач. Большие передаточные значения (5/1 – 3,5/1) используются на низших передачах. При этом трансмиссия внедорожника достигает силового диапазона 9 единиц, у легковых машин ограничена значением 6 единиц. Тяговое усилие на низших передачах максимальное, но машина не может развить большую скорость.

Передаточные отношения средних передач находятся в диапазоне 2,5/1 – 1,5/1. Снижается шум двигателя на тех же скоростях. Эти передачи считаются «короткими», сильно утомляют водителя, так как требуют частого переключения в изменившихся условиях движения.

Высшие передачи достигают передаточное число, близкое к 1/1, то есть валы вращаются с одинаковыми угловыми скоростями. Это удобно на трассе при движении с постоянно высокой скоростью транспортного средства.

В классических КПП обычно используются 3 вала – первичный, промежуточный и вторичный. В блоках шестерен зубчатые колеса косозубые для снижения шума. Помимо шестеренок в коробке имеются синхронизаторы, кулачки и муфты включения.

Для КПП с синхронизаторами старой конструкции используется бюджетное масло для механической коробки передач с маркировкой GL-4. Для большинства современных авто производители указывают масло гипоидное GL-5.

Внимание: Попытка улучшить качество смазки в коробке отечественного ВАЗа с большим пробегом приведет к прямо противоположному эффекту – работа синхронизаторов нарушится, так как пленки от этих трансмиссионных смазок обладают разными свойствами.

Менять масло следует либо на СТО,сотрудники которых подобных ошибок не допускают, либо придерживаться требований, прописанных в мауале по эксплуатации машины.

Трансмиссионная смазка считается расходным материалом, после определенного пробега ее компоненты начинают разрушаться, а внутри накапливается металлическая стружка и сторонние примеси, модифицирующие добавки разлагаются. Именно поэтому замена масла в механической коробке передач должна быть своевременной и технически грамотной.

Выбор смазки для механической КПП

По международной системе API, разработанное американским институтом нефти, масло для МКПП маркируется буквами GL. Из шести существующих классов в механических КПП используются только GL-3 и GL-4 модификации. Однако в коробках с гипоидными передачами эксплуатируется масло GL-5.

Обозначение Состав Назначение
GL-1 нет противозадирных присадок, только базовое масло передачи без синхронизаторов
GL-2 противоизносные модификаторы для КПП не подходят
GL-3 2,7% противоизносных присадок для МПП со спирально-коническими зубчатыми колесами
GL-4 4% противозадирных модификаторов для МКПП с синхронизаторами
GL-5 6,5 присадок, в том числе противозадирных для коробок без синхронизаторов
GL-6 больше 7% серофосфоросодержащих добавок только для гипоидных передач

В отечественном стандарте ГОСТ трансмиссионные масла обозначаются ТМ. В маркировке используются две цифры через дефис:

В механические коробки заливают ТМ-3 – ТМ-5 для температурных режимов в пределах 150 градусов.

Кроме того, трансмиссионная смазка имеет классификацию вязкости по SAE, разработанной американским обществом инженеров. В системе SAE существует семь классов:

  • четыре зимних с маркировкой W;
  • три летних без маркировки;
  • несколько всесезонных с двойной маркировкой.

Например, трансмиссионное всесезонное масло для МКПП маркировки 75W90 имеет одновременно характеристики зимней трансмиссионной смазки 75W и летней 90.

Ведущими производителями КПП General Motors и Ford дополнительно разработаны собственные обозначения для трансмиссионных смазок АКПП. Компания ZF выпускает для легковых авто и внедорожников с МКПП смазку с маркировкой TE-ML 1 и TE-ML 2.

Несмотря на то, что смазка GL-5 имеет лучшие характеристики в сравнении с маслом GL-4, она не пригодна для механических КПП с синхронизаторами по ряду причин:

  • серо-фосфорных присадок здесь больше – 6,5% вместо 4%;
  • синхронизаторы изготовлены из медьсодержащих сплавов;
  • в присутствии серы эти сплавы корродируют.

В переднеприводных машинах главная передача находится внутри коробки КПП, поэтому конструкторам пришлось выбирать между задирами шестерен главной передачи и коррозией синхронизаторов, поэтому в мануалах авто французских производителей в МКПП заливается масло GL-5, а остальные считают наилучшим вариантом, все GL-4.

Внимание: Синтетическое масло обычно имеет двойную спецификацию API, поэтому может применяется в редукторах трансмиссии без вышеуказанных проблем выбора.

Периодичность замены смазки

В отличие от двигателя коробка передач расположена в труднодоступном месте машины, поэтому ежедневный контроль уровня и цвета смазки невозможен – никто не будет снимать колесо перед каждой поездкой, поэтому информация, нужно ли менять масло, должна основываться на следующих факторах:

  • для МКПП принят интервал 7 лет эксплуатации либо пробег 100000 км (зависит от того, что наступит раньше);
  • для городского цикла рекомендуется снизить эти показатели на 30%;
  • указанный регламент – 70000 км пробега или 6,5 лет эксплуатации – действителен только для синтетического масла с максимальным сроком службы;
  • при использовании полусинтетики менять масло в МКПП следует почаще – через 50000 км пробега;
  • минеральную смазку необходимо менять каждые 40000 км пробега авто.

Внимание: При покупке новой отечественной легковой машины информация, как заменить масло в коробке КПП, актуальна в этот же день. Так как с конвейера ВАЗ сходит с минеральным маслом, которое лучше поменять на полусинтетику сразу же.

Диагностика уровня смазки

Ввиду использования неодинаковых зубчатых передач (планетарные, цилиндрические, конические) уровень масла в МКПП получается разным.

Производители КПП облегчили пользователям задачу, как проверить уровень масла:

  • в пробку заливного отверстия либо встраивается щуп, либо горловина находится на уровне масляного зеркала;
  • сливная пробка оснащена магнитом, собирающим металлическую стружку;
  • дно картера имеет уклон в сторону сливного отверстия, однако авто должно стоять горизонтально, а смазка льется через воронку.

Определившись, какое масло лить по вязкости и температурному режиму эксплуатации, можно поменять смазку в гараже самостоятельно. В эксплуатационном руководстве указано количество масла. Алгоритм, как проверить уровень смазки в коробке КПП, предельно простой:

  • двигатель нужно прогреть, затем остудить в течение 3 часов после поездки;
  • установить машину горизонтально;
  • очистить корпус редуктора возле заливной пробки и открутить ее ключом.

Нормой считается уровень по нижней кромке заливного отверстия, во всех остальных случаях пользователь льет его внутрь до тех пор, пока смазка не начнет выливаться обратно.

Замена масла в механической КПП

После пробега 30 – 70 тысяч километров, когда менять масло следует по рекомендациям производителя, необходимо купить смазку в нужном количестве и запастись емкостью для слива отработки. Основными нюансами являются:

  • менять масло в механической коробке передач следует на разогретом двигателе, чтобы увеличить скорость вытекания ГСМ из сливной горловины;
  • самое лучшее масло, разбавленное некоторым количеством оставшейся внутри картера смазки, прослужит значительно меньше, поскольку потеряет заявленные характеристики;
  • для доступа к сливному отверстию обычно демонтируется переднее колесо со стороны водителя, машина вывешивается на домкрате;
  • примерно зная, сколько лили масла производители, можно избежать перелива.

При замене отработанной рабочей среды хорошим маслом улучшится переключение передач, исчезнет посторонний шум.

Когда нужен долив масла?

В инструкции по эксплуатации авто указано, как часто менять масло в зависимости от его состава. Однако при ремонте некоторых узлов и агрегатов, относящихся к трансмиссии машины, приходится снимать коробку передач. В мануалах большинства производителей указан слив масла при демонтаже КПП, поэтому после обратной заливки смазки после установки коробки на место может потребоваться долив некоторого количества трансмиссионной смазки.

Изменяется срок замены масла в зависимости от факторов:

  • стиль вождения – при неправильном включении передач увеличивается механический износ шестерен и количество стружки в картере, соответственно;
  • цикл вождения – городской режим считается самым нагруженным для всех узлов трансмиссии.

Зная, как проверить масло на цвет, следует делать это периодически, не дожидаясь сроков замены по регламенту ТО. Например, масло с одинаковой маркировкой, но от разных производителей, будет иметь неодинаковый эксплуатационный ресурс.

Таким образом, в коробки МКПП заливается только трансмиссионное масло. Данное руководство поможет подобрать вязкость для переднеприводного авто и отечественной «классики» в зависимости от температурного диапазона региона эксплуатации.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png