ВАЗ-2103, описание, история, характеристики
Автомобиль ВАЗ-2103
ВАЗ-2103 изначально создан на базе Fiat 124, со значительными изменениями, как по кузову, так и по ходовой. Итальянцы предлагали взять за основу для автомобиля "Люкс” класса Fiat 125, однако советское руководство учитывало себестоимость производства автомобилей. Чем больше унифицированных деталей, - тем дешевле автомобиль в производстве. Так унификация деталей ВАЗ 2101 и ВАЗ 2103 составляла более 70%.Первая партия автомобилей ВАЗ 2103 была выпущена в 1972 году, первая партия - это 1500 автомобилей. Салон был точно таким же, как и у ВАЗ-2101, приборная панель так же от "ноль первой".
А в 1973 году уже началась выпускаться полноценная модель ВАЗ-2103.
На то время автомобиль действительно был очень красив, динамичен и комфортабельным.
На панели приборов появился тахометр - это было впервые на отечественных автомобилях.
Была улучшена шумоизоляция, благодаря ковровому покрытию пола.
Двигатель позволял достигать скорости 100 км/час за 16 секунд. Сегодня это кажется очень слабым показателям, однако на то время, это был великолепный показатель динамики.
Автомобиль выпускался с 1972 по 1984 год, всего было выпущено 1 304 899 автомобилей этой модели.
Среди недостатков, которые можно отметить сегодня - это очень неудобные сиденья с низкими спинками. Однако об этом можно говорить сейчас, тогда сравнивать было не с чем.
Так же у автомобиля был достаточно низкий клиренс в 170 мм, хотя сейчас иномарки имеют и более низкий клиренс, однако качество дорог тогда было все же хуже чем сейчас.
Салон ВАЗ 2103
Модификации ВАЗ-2103:ВАЗ-21031 — с 1975 года, переходная модель на ВАЗ-2106, с двигателем ВАЗ-2106 (1600 куб см 80 л.с.)
ВАЗ-21032 — годы выпуска: 1973—1981, экспортная модель с правосторонним расположением руля.
ВАЗ-21033 — годы выпуска: 1977—1983, с двигателем ВАЗ-21011 (1300 кубических сантиметров 69 л.с.)
ВАЗ-21035 — годы выпуска 1973—1981, экспортная модель с двигателем ВАЗ-2101 (1200 куб см 64 л.с.)
Технические характиеристики автомобиля ВАЗ-2103:
Модификация автомобиля ВАЗ |
|||
Вместимость | |||
Плезная масса, кг. | |||
Собственная масса (полностью заправлен. и снаряж. без полезн. нагр.) кг. | |||
Максимальная скорость (на высшей передаче с водителем и одним пассажиром), км/ч. | |||
Время разгона до 100 км/ч, сек | |||
Наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса, м. | |||
Максимальный подъем (с полной нагрузкой, без разгона на первой передаче), % | |||
Тормозной путь (с полной загрузкой, при скорости 80 км/ч), не более м. | |||
Клиренс (с полной нагрузкой), мм. | |||
Расход топлива на 100 км. при скорости 90 км/ч., л. | |||
Двигатель (модель) | |||
Диаметр цилиндра, мм. | |||
Ход поршня, мм. | |||
Рабочий объем цилиндров, л. | |||
Наминальная мощность по ГОСТ 14846-81, кВт | |||
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, в мин. | |||
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846-81, Н*м | |||
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, в мин. | |||
Степень сжатия | |||
Передаточное число коробки передач: | |||
I | |||
II | |||
III | |||
IV | |||
Задний ход | |||
Поередаточное число главной передачи | |||
Колеса (размер) |
ВАЗ 2103, равно как и ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102, создавался совместно с автопроизводителем Fiat. И представлял собой люксовую версию, причём как по техническим характеристикам, так и по комфортности для водителя и пассажиров.
Автомобили ВАЗ 2103 создавались на – как машины для массового народного потребления и долгое время оправдывали своё звание самых комфортабельных и надёжных. Первые автомобили сошли с конвейера в конце 1972-начале 1973 года, и уже в декабре 1973 года получили государственный «Знак Качества».
Характеристики двигателя
Двигатель «трёшки» имел мощность в 77 лошадиных сил, и объёмом составлял полтора литра. Действительно сильный и исключительно продуктивный, ВАЗ 2103 представлял собой самую значительную новинку своего времени. Тем более, что максимальная скорость, которую автомобиль мог развивать (150 км/ч) на тот момент была близка к фантастической. Достаточно сказать, что за 12 лет нахождения этой модели на конвейере она практически не перерабатывалась. Единственным более-менее серьёзным элементом модернизации можно считать установленный в 1976 году новый, шестёрочный карбюратор, который можно было корректировать в соответствии с качеством заливаемого топлива. Впоследствии работы по модернизации седана класса «люкс», каковым изначально планировался ВАЗ 2103 привели не к модернизации «трёшки», но к появлению ВАЗ 2106.
В 1973-1974 годах для седанов ВАЗ уже использовали как двигатели объёмом в 1,2 и 1,5 литров, так и более мощные – 1,3 и 1,6 литров.
Трансмиссия автомобиля
Механическая коробка переключения передач ВАЗ 2103 была взята практически полностью от лицензионной версии Fiat-124 Speciale. Впрочем, абсолютное большинство узлов этого отечественного седана отличались именно этим – исключительной похожестью на оригинал производства Fiat.
Тормозная система и усилитель руля
Размер шин
Размеры
По сравнению с предшественником, ВАЗ 2103 стал более комфортным: например, расстояние от водительского сиденья до потолка выросло на 1,5 см – до 86 сантиметров, что сделало более удобной эксплуатацию автомобиля высокорослым водителям.
Динамика
Улучшенные динамические характеристики кузова ВАЗ 2103 позволили ускорить набор скорости (теперь вожделенных 100 км/ч) можно было достичь всего за 19 секунд.
Расход топлива
ВАЗ 2103 - четырехдверный классический седан Волжского автомобильного завода.
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию "Жигулей" - ВАЗ-2103, которая многими воспринималась как совершенно новая, более мощная и комфортабельная модель. Естественно, для абсолютного большинства населения - гораздо более престижная и дорогая. На деле это была лишь модификация "Люкс", полностью соответствующая FIAT 124 Speciale 1968 года, конструкцию которой переработали аналогично тому, как базовый FIAT 124 превратился в ВАЗ-2101. Освоение ее производства предусматривалось соглашением с концерном FIAT несколько позже базовых моделей, а для ее комплектации предусматривался 1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью 77 л.с.
В 1972 году также началось производство модели ВАЗ 21035, которая внешне полностью идентична ВАЗ 2103, но с двигателем ВАЗ 2101. Начало производства ВАЗ 21033, внешне полностью идентичного ВАЗ 2103, но с двигателем ВАЗ 21011, состоялось в 1977 году.
До появления на рынке более престижной ВАЗ-2106 и некоторое время после того "2103" шла нарасхват и заслуженно считалась самой комфортабельной и динамичной. Ее популярность в конце 1970-х была даже больше, чем недавно появившихся "шестерки" и "Нивы", которые считали неоправданно "усложненными", дорогими и вообще пижонскими. Ныне же рейтинг этих автомобилей упал донельзя: так, например, ВАЗ-2103 в последние годы практически не угоняют. Это вполне объяснимо, так как последние вазовские "трешки" прекратили собирать полтора десятилетия назад!
Хотя отличия в отделке салона "трешки" от "копейки" довольно значительные, тем не менее задний ряд сидений этого седана не стал просторнее, но пространство над головой в сравнении с ВАЗ-2101 увеличено на 15 мм (за счет иной конструкции сидений), а расстояние от потолка до сидения составляет 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и тахометр, совершенно другая - "богатая". Сиденья и обивка салона отличаются от ВАЗ-2101, что было круто для 1970-х, но последующая "шестерка" в этом плане действительно смотрелась более выигрышно. Как и все классические седаны, Жигулям модели ВАЗ-2103 присущи те же недостатки, как то: неудобства погрузки багажа из-за высокой задней панели, маленький "бардачок" без подсветки, слабый свет в салоне и т.д. С точки зрения современной эргономики отличия от "копейки" представляются смехотворными. До 1980 года насос омывателя стекла был ножного типа.
Дерматиновые сиденья с низкими спинками даже подголовниками не оснащали, а салон фактически ни разу не модернизировали, и к концу производства (1984 год) он значительно устарел, точнее стал "немодным". Хотя надо признать, качество сборки в те времена было повыше: например, величина зазоров кузовных панелей и подгонка дверей нареканий не вызывали. Базовый 77-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь на этом седане скорость в 100 км/ч за 19 с. На экспортные модификации ВАЗ-21033 и ВАЗ-21035 монтировали соответственно 1,3-литровые двигатели ВАЗ-21011 мощностью 69 л.с. или совсем нединамичный, но "экономичный" 64-сильный мотор ВАЗ-2101, шумы от которого и от встречного потока воздуха просто шокировали. В последнее десятилетие некоторое количество таких маломощных модификаций реэкспортировали обратно в Россию.
Сохранив величину дорожного просвета - 170 мм под картером задней оси, автомобиль за счет более низкой, нежели у "Москвича", "осадки" кузова на неровной грунтовой дороге цепляет коллектором выхлопной трубы все бугры и "гребенки". При этом поведение на дороге типично для "классики": машина ведет себя не совсем корректно - "мягкая" подвеска и, как следствие, смазанная обратная реакция "руля" затрудняют управление на полной скорости на скользкой дороге. Изменение электрики в связи с меняющейся технологией пришлось на 1977 год, когда начали устанавливать новые клеммы и соединения электропроводки. Несколько модернизаций претерпел карбюратор. Первую - в 1974 году, когда его конструкцию лишь слегка пересмотрели, а в 1976-м добавили винт качества. В 1980 году стали устанавливать карбюратор типа "Озон" модели 2107.
Найти родные запасные части к "трешке" довольно трудно (особенно хромированную облицовку радиатора и бамперы с хромированными "клыками"), но тем не менее по причине высокой степени унификации и благодаря тому, что слесари автосервиса хорошо знают конструкцию, автомобиль можно без особых проблем переукомплектовать взаимозаменяемыми узлами и агрегатами от самой распространенной модели - ВАЗ-2106.
ВАЗ-2103 «Жигули», как и прежние модели Волжского автозавода, является прототипом итальянского Fiat 124. В третьей модели был установлен полуторалитровый двигатель, с мощностью 71 л.с. «Тройка» стала намного мощнее предыдущих моделей, что позволило ей смело конкурировать с зарубежными автомобилями. При максимальной скорости в 152 км/ч, 2103 разгонялась до 100 км/ч за 17 сек.
Многие считали ВАЗ-2103 более престижным и дорогим. Если сравнивать данную модель со своей предшественницей «копейкой», то «тройка» - более новый, мощный и комфортабельный вариант. Салон стал более удобным и красивым, высота внутри авто увеличилась на 1.5 см, приборная панель обрела совершенно иной вид - установлены тахометр и часы, на полу появились толстые тканевые ковры, улучшен вид и шумоизоляция. Основной материал отделки - пластик, он использовался для багажника и салона, что позволило скрыть металлические конструкции.
В течение 12 лет автозавод выпустил почти полтора миллиона «троек», которые пользовались огромной популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом.
Технические данные ВАЗ 2103
Двигатель |
|||
Длина, мм |
|||
Ширина, мм |
|||
Высота, мм |
|||
Колесная база, мм |
|||
Колея передняя, мм |
|||
Колея задняя, мм |
|||
Клиренс, мм |
|||
Объем багажника максимальный, л |
|||
Тип кузова/кол-во дверей |
|||
Расположение двигателя |
Спереди, продольно |
||
Объем двигателя, см3 |
|||
Тип цилиндра |
|||
Количество цилиндров |
|||
Ход поршня, мм |
|||
Диаметр цилиндра, мм |
|||
Cтепень сжатия |
|||
Количество клапанов на цилиндр |
|||
Система питания |
Карбюратор |
||
Мощность, л.с./об. мин. |
|||
Крутящий момент |
|||
Тип топлива |
|||
Тип КПП / кол-во передач |
|||
Тип передней подвески |
Двойной поперечный рычаг |
||
Тип задней подвески |
Винтовая пружина |
||
Тип рулевого управления |
|||
Диаметр разворота, м |
|||
Объем топливного бака, л |
|||
Максимальная скорость, км/ч |
|||
Снаряженная масса автомобиля, кг |
|||
Допустимая полная масса, кг |
|||
Время разгона (0-100 км/ч), с |
|||
Расход топлива в загородном цикле, л |
Модификации ВАЗ-2103
- ВАЗ-21031 - 1975, предшественница модели ВАЗ-2106, мелкосерийная с двигателем ВАЗ-2106 (1,6 л; 80 л. с.);
- ВАЗ-21032 - 1973-1981, для экспорта в страны с левосторонним движением;
- ВАЗ-2103 - 1977-1983 Lada 1500S Automatic с автоматической коробкой передач, на этой модели применялся 3-диапазонный "автомат" 3L30 (TH180) производства General Motors (делалась она во Франции с 1969 по 1998 год на заводе американской компании в Страсбурге) и оснащался карбюраторным двигателем от ВАЗ-2105 объемом 1,3 литра (мотор укомплектован итальянским карбюратором Weber). Этим занимались импортёры/дилеры советских машин в странах Западной Европы. В данном случае - голландский дистрибьютор;
- ВАЗ-21033 - 1977-1983, с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л; 69 л. с.);
- ВАЗ-21035 - 1973-1981, экспортная с двигателем ВАЗ-2101 (1,2 л; 64 л. с.).
При подписании договора между СССР и заводом Фиат было оговорено, что итальянцы представят документацию и технические проекты двух автомобилей. Автомобилем номер один стала легендарная «копейка». В то время, когда первая машина уже находилась на конвейере, между фиатовцами и представителями Волжского Автозавода велись переговоры по поводу автомобиля № 2.
В качестве такой машины итальянские конструкторы предлагали создать автомобиль, принципиально отличавшийся от ВАЗ 2101 как по характеристикам, так и по внешним данным. За прототип предолежено было взять Fiat 125 .
По началу такое предложено было одобрено советской стороной. Но когда технические данные и конструкция автомобиля были изучены досканально, делу дали «красный свет». Дело в том, что машина № 2 очень сильно отличалась от машины № 1 (Fiat 124). Чтобы поставить такую машину на поток, необходимо было наладить выпуск новых деталей, что было крайне проблематично, т.к. мощности завода не позволяли этого сделать. В результате советской стороной было принято решение о выпуске автомобиля, схожего по внешним данным с Fiat 125, а по конструктивным особенностям с ВАЗ 2101 . Так в 1972 году на конвейере автозавода в Тольятти появилась ВАЗ 2103 или как ее называли — «тройка».
ВАЗ 2103 стал самым динамичным автомобилем тех лет, выпускаемых в СССР. Его оснащали 72-сильным бензиновым двигателем, который разгонял автомобиль до 100 км/ч за 17 секунд. Этот показатель позволял сравнивать технические характеристики ВАЗ 2103 с характеристиками иностранных автомобилей тех лет в данном классе.
Отличия были и в отделке салона. Приборная панель теперь имела часы и наследие фиатовских разработок для спортивных автомобилей — тахометр. Расстояние над головой водителя было увеличено на 1,5 см. На полу появился толстый тканевый ковер, который улучшал не только нешний вид, но и шумоизоляцию автомобиля. В салоне появились пластиковые накладки, благодаря которым «голого» металла почти не осталось.
В различных комплектациях автомобиль ВАЗ 2103 выпускался до 1983 года. Всего за 12 лет было выпущено около 1,3 млн автомобилей. Достаточно долгое время «тройка» считалась самой надежной, комфортной, стильной и динамичной моделью АвтоВАЗа.
Технические данные ВАЗ 2103
Двигатель | 1.2л, 8-кл. | 1.3л, 8-кл. | 1.5л, 8-кл. |
---|---|---|---|
Длина, мм | 4116 | 4116 | 4116 |
Ширина, мм | 1611 | 1611 | 1611 |
Высота, мм | 1440 | 1440 | 1440 |
Колесная база, мм | 2424 | 2424 | 2424 |
Колея передняя, мм | 1365 | 1365 | 1365 |
Колея задняя, мм | 1321 | 1321 | 1321 |
Клиренс, мм | 170 | 170 | 170 |
Объем багажника максимальный, л | 400 | 400 | 400 |
Тип кузова/кол-во дверей | Седан/4 | ||
Расположение двигателя | Спереди, продольно | ||
Объем двигателя, см 3 | 1198 | 1295 | 1458 |
Тип цилиндра | Рядный | ||
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Ход поршня, мм | 66 | 66 | 80 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 | 79 | 76 |
Cтепень сжатия | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 | 2 | 2 |
Система питания | Карбюратор | ||
Мощность, л.с./об. мин. | 64/5600 | 70/5600 | 72.5/5600 |
Крутящий момент | 85/3400 | 93/3400 | 104/3400 |
Тип топлива | АИ-80 | АИ-92 | АИ-92 |
Привод | Задний | Задний | Задний |
Тип КПП / кол-во передач | МКПП/4 | МКПП/4 | МКПП/4 |
Передаточное отношение главной пары | 4,11 | 4,1 | 4,1 |
Тип передней подвески | Двойной поперечный рычаг | ||
Тип задней подвески | Винтовая пружина | ||
Тип рулевого управления | Червячный редуктор | ||
Диаметр разворота, м | 9,9 | 9,9 | 9,9 |
Объем топливного бака, л | 39 | 39 | 39 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 | 143 | 150 |
Снаряженная масса автомобиля, кг | 965 | 965 | 965 |
Допустимая полная масса, кг | 1430 | 1430 | 1430 |
Шины | 175/70 R13 | 175/70 R13 | 175/70 R13 |
Время разгона (0-100 км/ч), с | 23 | 21 | 19 |
Расход топлива в загородном цикле, л | 8,2 | 8,3 | 8,4 |