Borgward - это западногерманская автомобилестроительная компания, существовавшая с 1929 по 1961 год

    Borgward — это западногерманская автомобилестроительная компания, существовавшая с 1929 по 1961 год. Компания была основана Карлом Боргвардом (Carl F. W. Borgward) и располагалась в Бремене. Borgward group выпускала автомобили под марками Borgward, Hansa, Goliath и Lloyd.

История Borgward

    Карл Боргвард был тринадцатым ребенком в семье торговца углем. Свою карьеру он начал слесарем, но со временем стал инженером. В 1919 году, стал совладельцем фирмы, которая выпускала обода колес. Позже фирма занялась производством радиаторов и крыльев для автомобилей компании, находящейся в Бремене, Hansa-Lloyd. Все это время молодой Карл Боргвард не прекращал мечтать о производстве своих собственных автомобилей. После того, как один из механиков его завода предложил реализовать идею трехколесной самоходной тележки, появилась и машинка, которую назвали «блитц-кар». Авто имело две лошадиные силы, но передвигалось самостоятельно, и Карл Боргвард в целях рекламы своей продукции путешествовал на ней по всей Германии. Несмотря на то, что крупные бизнесмены смотрели на Боргварда свысока, дела компании шли хорошо. Когда его бывшие клиенты, в частности, компания Hansa-Lloyd переживала финансовые трудности, Карл Боргвард скупал ее акции. Так в 1930 году к собственности Боргварда присоединились, помимо Hansa-Lloyd, фирмы Goliath и Hansa. После столь существенного расширения своего дела модельный ряд автомобилей Borgward вырос от трехколесной самоходной тележки до комфортабельных машин высокого класса Hansa 1100 и 1700 (уже в послевоенные годы). До начала второй мировой войны компания предлагала автомобили, оснащенные двигателями с рабочим объемом до 3,5 литров. Послевоенные машины Borgward Hansa обладали несущим кузовом и оснащались 4-цилиндровым двигателем с рабочим объемом в 1,5 литра. В 1949 году увидела свет модель, которую Карл Боргвард сконструировал после тщательного изучения последних американских новинок. Это был автомобиль Borgward-1500 . В 1952 году была выпущена модель Hansa 1800, которая производилась и с дизельным двигателем. Затем появился седан Hansa 2400. Модели 1949-1952 годов отличались современным дизайном, придуманным также самим Богвардом.
    Наиболее знаменитый автомобиль компании Borgward был выпущен в 1954 году. Это была модель Isabella - результат работы 34 конструкторов, оснащенная рядным 4-цилиндровым двигателем объемом в 1,5 литра. Диаметр цилиндра мотора этого автомобиля составлял 75 мм, а ход поршня - 84,5 мм. Isabella также оснащалась механической 4-ступенчатой коробкой передач и независимой подвеской всех колес. Кузов модели мог быть седаном, кабриолетом производства Doich, спортивным купе или даже грузопассажирским. Максимальная скорость, которую мог развить автомобиль Isabella, составляла 145 километров в час. Как и дизайн предыдущих моделей, за свой внешний вид модель Isabella должна благодарить основателя компании - Карла Боргварда. По выходным дням, закрываясь в своем собственном гараже, инженер и владелец крупной корпорации лепил макет нового автомобиля. Только за первый год существования было продано около 11 тысяч экземпляров модели Isabella. Большое количество экземпляров Borgward Isabella экспортировалось в Японию, США и Южную Америку. Эта модель пользовалась большим спросом несколько лет еще и благодаря тому, что ежегодно менялась отделка машины, которую разрабатывал профессиональный стилист Роберт Эрнандес. В связи с невысокой стоимостью автомобиля Isabella, прибыль компании была не очень большой, а средств для обновления оборудования предприятия очень не хватало, ведь качество машин со временем стало ухудшаться. Но на предложения конкурентов выкупить часть компании Карл Боргвард отвечал отказом. В 1960 году появилась последняя модель автомобиля, выпущенного на заводе компании Borgward, - Р-100. Машина была оснащена 6-цилиндровым двигателем с рабочим объемом 2,2 литра, при этом мощность двигателя автомобиля составляла 100 лошадиных сил. Но у компании начались неблагоприятные времена, которые сказались и на здоровье основателя. В 1961 фирма Borgward была объявлена банкротом, а спустя два года Карл Боргвард скоропостижно скончался. Последняя модель концерна, Borgward Р-100, выпускалась в Мексике вплоть до 1971 года автомобилестроительной компанией Fanasa.

Технические характеристики Borgward

    Кузов: седан
    Кол-во дверей: 4
    Количество мест: 5
    Объем бака: 8.8 л
    Клиренс: 171 мм
    Колесная база: 2600 мм
    Длина: 4460 мм
    Ширина: 1620 мм
    Высота: 1560 мм
    Колесная база: 2600 мм
    Собственная масса: 1120 кг
    Тип двигателя: рядный
    Рабочий объем: 1498 куб.см.
    Кол-во цилиндров: 4
    Кол-во клапанов на цилиндр: 2
    Кол-во передач на механике: 4
    Привод: передний
    Максимальная скорость: 109 км/ч
    Тип топлива: АИ-92
    Расход топлива смешанный цикл: 6.2 л./100км

Описание Borgward

    Расширением линейки моделей в направлении «верхне-среднего» класса бременская фирма Borgward сочла возможным озаботиться лишь к 1952 году, — до тех пор эту зону внутреннего рынка Западной Германии делили между собою Opel Kapitan и Mercedes 220. Обе машины отличались консервативным внешним решением, поскольку «донашивали» довоенные кузова, — и на их фоне новинка из Бремена выглядела авангардно. Создатели машины Borgward Hansa 2400 определенно оглядывались на Победу, которая первой сочетала в себе оба ведущих стилистических нововведения послевоенной эпохи: гладкобортный кузов и покатый верх. Разумеется, пониженный профиль в известной мере затруднял доступ в салон, — но немцы сумели выйти из положения, навесив все четыре двери против хода машины вразрез с тогдашней общепринятой практикой. Вход и выход такие двери действительно облегчают, — другое дело, что с точки зрения безопасности седоков они весьма далеки от идеала: если откажет дверной замок, внезапно распахнувшуюся дверь набегающим воздушным потоком вполне может и оторвать, а ремней безопасности в начале пятидесятых годов автомобилям не полагалось. Шестицилиндровую силовую установку для нового «большого Боргварда» получили путем добавления «лишней» пары цилиндров к серийному рядному мотору от существующей модели Hansa 1800. Ход поршней в 81,5 мм при диаметре цилиндров 78 мм давал рабочий объем 2337 куб. см, чего со степенью сжатия 6,9:1 хватало для достижения отдачи в 82 л.с. при 4500 оборотах в минуту. Трехступенчатая механическая трансмиссия, использовавшаяся на ранних образцах автомобиля, с 1953 года уступила место четырехступенчатой, а впоследствии покупателям стали предлагать и «автомат», — но за отдельную плату в размере 850 тогдашних марок, а не в качестве стандартной комплектации. Массивному (1440 кг) автомобилю требовались эффективные тормоза, — и на модели Borgward Hansa 2400 была применена система с гидроусилителем, для своего времени весьма совершенная технически. Кузов машины помимо эффектных линий обладал еще и некоторыми специфическими изюминками. Так, форточки-«ветровики» на передних дверях не поворачивались, а опускались точно так же, как стекла боковых окон, — для чего на внутренней поверхности дверей имелись отдельные вращающиеся рукоятки. В массивной хромированной решетке радиоприемника, занимавшей центральное положение на передней панели, были упрятаны две симметрично расположенные пепельницы, выдвигавшиеся в рабочее положение легким нажимом пальца на соответствующий участок решетки. Запасное колесо располагалось под полом просторного багажного отделения, и доступ к нему осуществлялся через откидную среднюю секцию заднего бампера. Крышка багажника имела не одну защелку, а две, — каждая со своей поворотной ручкой. Салон был обит добротным габардином, и передний диван ничуть не уступал по своей комфортабельности заднему, — на том и на другом свободно умещались по три человека в ряд. Любители прокатиться с ветерком могли заказать для своей машины Borgward Hansa 2400 сдвижную мягкую крышу от фирмы Golde — это была довольно популярная опция. Автомобиль получился довольно-таки дорогим, — исходная отпускная цена на него составляла 12950 марок, на добрую тысячу больше, чем тогда просили за упомянутый ранее «двухсот двадцатый» Mercedes.

Разработки Borgward

    Blitzkarren
    Первым разработанным Карлом автомобилем стал небольшой трёхколёсный фургон Blitzkarren, оснащенный двигателем мощностью 2 л. с. (1,5 кВт), имевший успех на рынке. Он был популярен у ограниченных бюджетом небольших фирм как компактный развозной грузовик, а также использовался почтовыми службами.
    Hansa Lloyd
    В 1929 году Боргвард становится директором Hansa Lloyd AG и разрабатывает Hansa Konsul. В феврале 1937 года выпущен новый Hansa Borgward 2000, переименованный в 1939 году в Borgward 2000. За моделью 2000 последовала 2300, остававшаяся в производстве до 1942 года. После окончания Второй мировой войны компания представила Borgward Hansa 1500. Одним из главных инженеров Borgward с 1938 по 1952 год являлся Хьюберт М. Мейнгаст.
    Isabella и P100
    В 1954 году началось производство модели Borgward Isabella. Она стала самой популярной моделью компании и выпускалась до конца её существования. В 1959 году добавлена модификация Borgward P100 с пневматической подвеской.
    Спортивные автомобили
    В конце 1950-х годов Borgward выпускала спортивные автомобили с 16-клапанными двигателями объёмом 1500 см³, успешные в заездах Formula Two.
    Финансовые проблемы
    Несмотря на то, что Borgward привнес многие технические инновации в германском автомобилестроении, такие, как пневматическая подвеска и автоматическая коробка передач, компании становилось все труднее конкурировать с такими крупными производителями, как Opel и VW, постоянно снижавшими цены. Borgward несла высокие расходы на поддержание четырех независимых небольших компаний, что затрудняло разработку совместной продукции и обмен комплектующими.
    Прекращение существования
    В 1961 году Borgward прекратил свое существования в связи с банкротством, однако активы были выплачены кредиторам в полном объеме. В 1963 году техническое оборудование для производства Borgward Isabella и P100 было продано в Мексику. Карл Боргвард скончался в июне 1963 года, спустя два года после краха компании. Германский журнал «Der Spiegel» писал в 1965 году, что компания, получив в свое время небольшую помощь, смогла бы преодолеть свои финансовые трудности. Учитывая, что активы были выплачены в полном объеме, ликвидация, возможно, была ненужной.
    Производство в Мексике
    В августе 1967 года началось производство автомобилей в Мексике, организованное предпринимателем Грегорио Рамирезом Гонсалезом. В Мексике производство прекратилось в 1970 году.

Модели Borgward

    Легковые автомобили
    Borgward 2000
    Borgward 2300
    Borgward Hansa 1500
    Borgward Hansa 1800
    Borgward Hansa 1800 D
    Borgward Hansa 2400
    Borgward Isabella
    Borgward P100
    Borgward 230
    Грузовые автомобили
    Borgward B 611
    Borgward B 622
    Borgward B 655
    Borgward B 1000
    Borgward B 1000Z
    Borgward B 1250
    Borgward B 1500
    Borgward B 1500F
    Borgward B 2000
    Borgward B 2500
    Borgward B 3000
    Borgward B 4000
    Borgward B 4500
    Borgward B 522
    Borgward B 533
    Borgward B 544
    Borgward B 555

    • Кузов
      Автомобиль был запущен в производство с кузовами 2 и 4-дверный седан. Полностью стальной кузов располагался на несущей раме, сходной с Ford 1949 года. Крылья полностью интегрировались в кузов, а пассажирский салон занимал всю ширину кузова. В то время, как Opel и Mercedes Benz по-прежнему выпускают основанные на устаревшей довоенной конструкции автомобили, Hansa имела два ряда сидений спереди с сзади, позволяя перевозить шестерых пассажиров. Багажник имел отдельную крышку, а навесной капот мог открываться как с левой, так и с правой стороны в случае необходимости. Hansa использовала объединенные в единый блок задние фонари в американском стиле.
      Дизайн трехспицевого рулевого колеса напоминал ранние Porsche и обеспечивал максимальный обзор приборной панели. Кроме того, на рулевой колонке располагался рычаг переключения передач. Наряду с двухместным «спортивным» кабриолетом также существовали модели с кузовами 2-дверный универсал и 4-дверный пятиместный кабриолет. Кабриолеты выпускались компанией «Hebmüller» в Вюльфрате до мая 1952 года.
      Двигатель, трансмиссия и шасси
      Первоначально Hansa использовала 4-цилиндровый OHV—двигатель объемом 1498 см³ и мощностью 48 л. с. (35 кВт). В 1952 году мощность двигателя была увеличена до 52 л. с. (38 кВт). «Спортивные» кабриолеты оснащались более мощной версией этого двигателя — 66 л. с. (49 кВт). Впускной коллектор двигателя находился сверху, рядом с карбюратором. Коробка переключения передач — механическая трехступенчатая. Подвеска — независимая. Задние колеса располагались на качающейся оси, поддерживаемые пружинами с гидравлическими амортизаторами. Все четыре колеса связывались гидравлической системой с ножным тормозом, а механический ручной тормоз работал на задние колеса.
      Увеличение мощности
      В 1952 году введена модификация Borgward Hansa 1800 с 4-цилиндровым двигателем 1758 см³ (60 л. с., 44 кВт) и 4-ступенчатой коробкой передач с синхронизированными высшими передачами. Передние указатели поворота переместились в верхнюю часть передних крыльев. 2 и 4-дверные седаны дополнились универсалами и кабриолетами. В следующем году добавлена версия Hansa 1800 с дизельным двигателем той же мощности, что и у бензиновых собратьев, но с выходной мощностью 42 л. с. (31 кВт).
      Дизельный седан 1800 был протестирован британским журналом The Motor в 1954 году. По результатам теста максимальная скорость составляла 109 км/ч и разгонялся с 80 км/ч за 27,9 секунд. Расход топлива составлял 6,19 л на 100 км. Стоимость машины составляла £1493 в Великобритании.

    Закрыть

Компания Borgward на автосалоне в Шанхае объявила, что собирается начать продажи своих автомобилей в России. Речь идет прежде всего о , который выпускается на заводе в пригороде Пекина и продается в Китае с июля прошлого года. Однако этой весной Borgward представил и более компактный (на заглавном фото), который вот-вот выйдет на китайский рынок - и который в перспективе тоже должен попасть в Россию.

По данным Авторевю, фирма уже начала процесс сертификации автомобилей в нашей стране, однако генеральный директор Ульрих Волкер во время интервью в Шанхае подтвердил лишь то, что сейчас идет изучение российского рынка и формирование стратегии продвижения. По словам Волкера, Borgward относит себя к сегменту «доступного премиума», а конкурентами на глобальном уровне в первую очередь видит Volkswagen. Правда, очертить ценовой сегмент глава компании отказался. В России Borgward сперва планирует продавать только импортные машины, но если объем продаж будет уверенно расти, то компания начнет работу по локализации.

Borgward BXi7 с электромотором

Напомним, что Borgward - это немецкий бренд, который был основан в 1919 году, однако в 1961-м фирма разорилась и была возрождена только в мае 2015 года. За проектом второго рождения стоит китайская компания Foton, которая входит в концерн BAIC и занимается выпуском коммерческих автомобилей, но в 2010 году начала разработку пассажирских машин, пригласив менеджеров, инженеров и дизайнеров из фирм Mercedes, BMW и Porsche.

Однако лишь в 2013-м Foton заключил соглашение о покупке бренда с Кристианом Боргвардом, который владел правами на имя Borgward и почти десять лет искал возможности возродить семейную марку. Еще спустя два года компания была зарегистрирована в Штутгарте как немецкое предприятие и устроила свой дебют на .

С 2016 года главным дизайнером стал бывший стилист Mini Андерс Варминг, однако модели BX7 и BX5, разумеется, были закончены до его прихода, при участии Эйнара Херейде, бывшего шеф-дизайнера фирмы Saab и автора автомобилей Saab 900 второго поколения и Saab 9-5. В разработке платформы Borgward сотрудничал с глобальными подрядчиками: двухлитровую турбочетверку помогла создать фирма FEV, преселективный «робот» и полный привод - марки BorgWarner, а электромеханический вариатор для гибридных версий - Aisin.

Иерархия моделей простая: BX7 выступает аналогом Audi Q5, почти идентичен ему по размерам и оснащается турбомотором 2.0 (221 л.с.). С июля прошлого года в Китае удалось продать 30 тысяч таких автомобилей - не самый выдающийся результат. Но Borgward возлагает надежды на более компактный BX5 c турбомотором 1.8 (190 л.с.) - это одноклассник таких гольф-кроссоверов, как Volkswаgen Tiguan или Hyundai Tucson. Кроме того, на основе BX5 создан и купеобразный кроссовер (он пока не добрался до конвейера), а в разработке находятся еще две платформы - для укороченного кроссовера и для электромобиля, который будет представлен через год.

Скромный результат на внутреннем рынке стимулирует Borgward к активности на экспортном фронте: по словам Ульриха Волкера, на данный момент процесс сертификации автомобилей запущен почти в 30 странах. Россия в списке приоритетов не на первом месте: Волкер пояснил, что сейчас фирма сконцентрирована на запуске продаж в странах Ближнего Востока и уже подписан контракт с импортером в Катаре. Следующий по приоритетности рынок - Южная Америка, а в 2018 году Borgward начнет строительство завода в Германии. Таким образом, появления в России следует ожидать не раньше следующего года.

К:Компании, упразднённые в 1961 году





История

Blitzkarren

Первым разработанным Карлом автомобилем стал небольшой трёхколёсный фургон Blitzkarren , оснащённый двигателем мощностью 2 л. с. (1,5 кВт), имевший успех на рынке. Он был популярен у ограниченных бюджетом небольших фирм как компактный развозной грузовик , а также использовался почтовыми службами.

Hansa Lloyd

В 1929 году Боргвард становится директором Hansa Lloyd AG и разрабатывает Hansa Konsul. В феврале 1937 года выпущен новый Hansa Borgward 2000, переименованный в 1939 году в Borgward 2000 . За моделью 2000 последовала 2300, остававшаяся в производстве до 1942 года . После окончания Второй мировой войны компания представила Borgward Hansa 1500. Одним из главных инженеров Borgward с по 1952 год являлся Хьюберт М. Мейнгаст (Hubert M. Meingast ).

Isabella и P100

В 1954 году началось производство модели Borgward Isabella . Она стала самой популярной моделью компании и выпускалась до конца её существования. В 1959 году добавлена модификация Borgward P100 с пневматической подвеской.

Спортивные автомобили

В конце 1950-х годов Borgward выпускала спортивные автомобили с 16-клапанными двигателями объёмом 1500 см³, успешные в заездах Formula Two (некоторые машины участвовали и в в 1961 году).

Финансовые проблемы

Несмотря на то, что Borgward привнёс многие технические инновации в германском автомобилестроении, такие, как пневматическая подвеска и автоматическая коробка передач , компании становилось всё труднее конкурировать с такими крупными производителями, как Opel и , постоянно снижавшими цены. Borgward несла высокие расходы на поддержание четырёх независимых небольших компаний, что затрудняло разработку совместной продукции и обмен комплектующими. Также, многие машины страдали от частых проблем качества. Например, переднеприводный Lloyd Arabella с двигателем водяного охлаждения являлся технически совершенной моделью, но испытывал проблемы с протечками воды и коробкой передач.

Прекращение существования

Производство в Мексике

Модели

Легковые автомобили

  • Borgward 2000 (1938–1939)
  • Borgward 2300 (1939–1942)
  • Borgward Hansa 1500 (1949−1952)
  • Borgward Hansa 1800 (1952−1954)
  • Borgward Hansa 1800 D (1953–1954)
  • Borgward Hansa 2400 (1952–1958)
  • Borgward Isabella (1954–1961)
  • Borgward P100 (1959–1961)
  • Borgward 230 (1967−1970)

Грузовые автомобили (послевоенные)

Тип Годы выпуска Тип двигателя, рабочий объём, мощность Грузоподъёмность Всего выпущено
Borgward B 1000 1947-49 4-цил.,1394 cc. 33 л/с 1000 6669
Borgward B 1000Z
Borgward B 1250 1949-52 4-цил., 1498 cc, 48 л/с 1250 12007
Borgward B 1500 /B 511 1952-60 4-цил., 1758 cc, 60 л/с
или дизель 42 л/с
1600 36760 (с B 1500F)
Borgward B 1500F /B 611 1957-61 4-цил 1493 cc 60 л/с
или дизель 1758 cc 42 л/с
1650
Borgward B 2000 1951-59 4-цил., 2337 cc. 82 л/с
или дизель 3308 cc. 60 л/с.
(с 1958 3331 cc. 70 л/с)
2000-2500 11825
Borgward B 2500 /B 522 1954-61 2740 6047
Borgward B 3000 1941-44 и 1948-50 6-цил., 3745 cc, 78 л/с
или дизель 4962 cc, 75 л/с
3400 с бензиновым,
3125 с дизелем
4641
Borgward B 4000 /B 533 /B 544 1950-61 6 цил. дизель 4962 cc. 85 л/с.
с 1952 4962 cc. 95 л/с.
с 1957 4997 cc. 105 л/с
3500 - 4000 7663
Borgward B 4500 /B 555 1953-61 5000 10449
Borgward B 622 1959-61 4-цил. дизель 3321 cc 70 л/с 2850 2487
Borgward B 655 1959-61 5565

Автобусы

  • Borgward B 1250 (Bus 1) (1949–1952)
  • Borgward B 1500 (Bus 10), (с 1952/1953)
  • Borgward B 2000 (с 1951)
  • Borgward B 2500, (с 1954)
  • Borgward B 2500 F (Frontlenker - «COE», «Cab Over Engine»)(1954–1959)
  • Borgward B 3000 (с 1949)
  • Borgward BO 4000 (с 1951)
  • Borgward BO 4500 (с 1952)

Возрождение

В 2016 году были показаны концепты двух новых моделей BX5 и BX6 TS.

Напишите отзыв о статье "Borgward"

Примечания

Ссылки

  • Borgward в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Borgward

Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.
В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.

Германская земля на редкость плодовита: где ни копнешь, обязательно наткнешься на останки какого-нибудь автозавода. Вот и город Бремен отличился не только одноименными музыкантами, но и знатной автомаркой.

Фирма Hansa была основана в 1905 году в рамках повального увлечения выпуском самодвижущихся экипажей. К Первой мировой войне она вполне обжилась с большими дорогими машинами, но после поражения империи приходилось уповать более на грузовики. В 1929 году фирму Hansa-Lloyd AG перекупил сосед — тридцатисемилетний герр Карл Боргвард, сам делавший грузовики под скромным именем Goliath. Новым хитом Боргварда стал трехколесный коммерческий драндулет Blitzkarren. Эта мотоколяска с движком в две лошади сначала пришлась по вкусу мелким лавочникам, а потом была принята на вооружение почтарями (фирма получила централизованный правительственный заказ).

Подоспевшая депрессия сделала «малыша» архиэкономичным, а трехколесное своеобразие — даже стильным.

Дело в том, что схема в три колеса с двигателем сзади вызвала к жизни единый обтекаемый кузов без крыльев, который накрыл все агрегаты машины (возможно, это и вывело Боргварда позже на верный путь). Эта стильность перекочевала и на его четырехколесные первенцы: в тридцатых модельный ряд фирмы пополнился седанами с четырех- и шестицилиндровыми двигателями. Увы, гнутые обширные крылья, сужающийся капот, бусины фар выдавали в «Ганзах-Богвардах» обычных гражданок третьего рейха.

Hansa тихо уступил место бренду Borgward. Вскоре предприятие было почти полностью разрушено во время Второй мировой, но герра Боргварда это не остановило. Он опять «выехал» из коллапса на трехколесных драндулетах (Goliath GD 750). А уже в 1949 году его инженерами была сконструирована новинка 1500. Ее отличал так называемый понтонный кузов, который своей структурой полностью накрывает отдельные части конструкции, а не состоит из ее частей, вывернутых «изнутри наружу», — капота, крыльев, салона. В этом Borgward шел вровень с Mercedes и чуть позади «Победы» В 1953 году появилась модель 2400 с рядной 2,3-литровой «чертверкой».

Вероятно, дизайн автомобиля заигрывал с американскими веяниями: обтекаемый объемистый «нос», ниспадающий «хвост». Правда, авто имело архаичную черту — двери открывались вперёд. Машина с 80-сильным двигателем, разгонявшим ее до 150 км/ч, кишела инновациями по части комфорта. Так, запасное колесо располагалось в отсеке под задним сиденьем и доставалось так, что путешественникам, проколовшим колесо на дороге, не нужно было выгружать все чемоданы, чтобы извлечь запаску со дна багажника. Отопление и вентиляция регулировались отдельно для заднего и переднего сиденья. Боковые стекла убирались в дверь от малейшего касания, заднее стекло имело обогрев.

Borgward 2400 среди первых немецких машин получил в качестве опции «автомат».

Любопытно, что вскоре и BMW начал насыщать свои новинки дамскими комфортными нюансами, пытаясь поймать на них немок. Кстати, в то время новый люкс, кроме Mercedes, BMW и Borgward, в Германии тогда никто и не делал. Немцам предлагались «жуки», двухтактные DKW, множество малюток всех мастей, спорткары «Порше», непритязательные «Опели» и, собственно, всё.

В 1955 году Borgward отбросил ниспадающий кузов fastback и решительно перешел на седаны и купе — трехобъемники, оказавшись здесь в первых рядах наравне с итальянцами. Радиатор окончательно стал горизонтальным. Рядом с консервативным фасадом Mercedes это был тоже прорыв. Флагман марки 2400 теперь носил «скромный» титул Pullman Limousine. Но главными хитами стали наследницы модели 1500 — купе Isabella конца 50-х. Обширные, приземистые, очень женственные. С лихим рисунком «птичьего крыла» на боку. С богатыми салоном и цветовой гаммой. С характерным ромбом на радиаторе. Параллельно Borgward делал и карапузы под маркой Lloyd Alexander а-ля Fiat-500. Предлагались грузовики и джипы Goliath. Если по правде, то именно это и держало фирму на плаву, т. к. выпускавшийся до 1959 года Borgward 2400 был произведен числом около тысячи штук.

В то время в имени моделей вновь замелькало Hansa. Любопытно, что имя Hansa апеллировало к Ганзе — древнему союзу североевропейских городов, активно ведшему морскую торговлю. Ганза (а в нее входил и Бремен) хорошо владела морем, но так и не смогла пробиться в океан, когда там открылись новые пути торговли. Боргвард, наоборот, решительно пустился в океаны. Рынок Германии был слаб. После многомиллионных человеческих потерь Второй мировой немецкую продукцию в Европе откровенно недолюбливали. Те же, кто некогда отнесся к немцам лояльно, если и не висели на придорожных столбах, то были далеко отодвинуты от финансовых потоков. До Америки было пока не дотянуться - у Боргварда не было того предвоенного реноме, коим блистали Mercedes и BMW. В итоге, как Volkswagen и DKW, Borgward пошел на край света: Латинская Америка, Южная Африка, Австралия. Эти глухие места сытые и обнаглевшие после войны автопромышленники не баловали новинками.

Там-то вполне продвинутые авто Borgward и стали культом, и именно там до сих пор гнездятся верные клубы их хозяев.

Наконец в 1959 году Borgward вышел с новинкой P100, явно нацеленной на конкуренцию с Mercedes. Машина получила комфортную пневматическую подвеску, которая ее автоматически выравнивала. Эксперименты с подвеской (с гидравлической у Citroen DS, с торсионной у Packard Caribbean) считались тогда хорошим тоном. P100 имела рядную «шестерку», разгонявшую ее до 160 км/ч.

Впрочем, с движками просматривалась и перспектива: в конце 50-х Borgward разработал и новый 16-клапанный двигатель, с которым гонщики активно выходили на «Формулу-2» и иногда «Формулу-1». К дизайну P100 было не придраться - весьма лаконичный фасад с характерным трапециевидным радиатором и стройный силуэт вполне позволял «сделать» многие марки. И все же очарования «Мерседеса» у P100 не получалось — своей правильностью модель напоминала «Опель» «Караван» и «Олимпия-рекорд». Но испортили дело все же не штутгартцы, а кредиторы. Они попытались обанкротить фирму, хотя Боргвард уверял, что все наладит. В итоге он расплатился по счетам, но вынужден был продать оборудование в Мексику. Там P100 делали до 1970-го. Сам предприниматель умер в 1963 году.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png