в Избранное в Избранном из Избранного 0

Сокрушительный разгром Франции в 1940 году наложил на ВС этой страны того периода печать «неудачников» и «пораженцах». Если же речь идет о технике, то сразу натыкаемся на распространенные мнения о «одноместных башнях», «сложных конструкциях», «коротких пушках», «распыленности танк ов» и т.п. Все так, но кто начинает разбираться более внимательно, пытаясь взглянуть на ситуацию непредвзято, вскоре убеждается, что в тридцатые годы французы сумели создать целый ряд передовых образцов военной техники. Здесь речь пойдет об одной из таких машин, справедливо считающейся лучшим БТР начального периода Второй Мировой войны - Lorraine 37L/38L/39L.

В 1935 году французская армия разработала технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру пехотных и танк овых подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не менее 500 кг нагрузки в грузовом отсеке и до 1000 кг на прицепе. Первыми свою машину показали инженеры фирмы Lorraine de Dietrich – в апреле 1937 года прототип Lorraine 37L был готов. Транспортер оказался простым и надежным. Клепаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм, двигатель Delahaye 103ТТ, расположенный в передней части, имел 70 л.с., а открытый грузовой отсек имел грузоподъемность до 800 кг (при использовании специального прицепа грузоподъемность возрастала до 1900 кг).

Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения (интересно, что такая схема ходовой будет применена на новом французском среднем танк е НS-41). Емкости бака (144 литров) хватало на 140 км хода. БТР Lorraine обладал неплохими тактико-техническими характеристиками: эффективной защитой, прочной ходовой, достаточной проходимостью. Вооружение на 37L не устанавливалось, хотя в дальнейшем предлагалось вооружить его 7,5-мм пулеметом.

После успешных испытаний было заказано всего 100 серийных Lorraine 37L, хотя потребность в подобных машинах была очень велика. Вскоре планировали выйти на темп 70 машин в месяц. Всего же за год впуска до остановки производства летом 1940 было изготовлено 378 экземпляров транспортеров 37L. Они поступали на вооружение французских танк овых частей: на отдельный танк овый батальон полагалось 12 «Лоррейнов», столько же на легкую танк овую бригаду, на батальон танк ов В1 – 18 машин, а на эскадрон кавалерийских танк ов S-35 или Н-35 – по 3. Таким образом, потребности войск на 1 марта 1940 года составляли 695 БТР сопровождения танк ов (в конце концов, заказы достигли количества 1012 экземпляров). Они, в первую очередь, предназначались для сопровождения танк овых частей в прорывах. Двигаясь со скоростью в 35 км/ч. и буксируя бронированные цистерны, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танк и боеприпасами и топливом.

Кроме транспортера на этой же начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты – Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes). Корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Теперь он мог перевозить до 1000 кг груза или 4 солдат в грузовом отсеке, а в прицепе можно было разместить еще 6 человека – всего 12 человек с водителем и пассажиром кабины. В основном эта модификация использовалась для перевозки отделения мотопехоты или расчета буксируемой 25-мм противотанк овой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц 38L (были вооружены батальоны моторизованной мотопехоты из 1-й и 2-й бронетанк овых дивизий).

Lorraine 37L

Lorraine 38 L VBCP

Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танк овых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик – составив 10 единиц. Кстати изготавливался и «урезанный» вариант «Лоррейна» - как замена Renault UE2. Нехватка мощностей для производства полноценных машин не позволила запустить их в серийное производство.

Lorraine 37L с 2 тележками.

После разгрома Франции в 1940 году большая часть «Лоррейнов» досталась немцам в качестве трофеев, и поначалу использовались по прямому назначению. Интересно, что немцы даже не пытались восстановить производство Lorraine 37L/38L для своих нужды – видимо «не вписывались в концепцию танк овых войск вермахта» (хотя французы продолжали помаленьку впускать гражданский вариант транспортеров). Когда же обозначились первые проблемы в ходе восточной компании и обнаружилась нехватка мобильных противотанк овых средств, вспомнили о французах. Так из 330 трофейных «Лоррейнов» соорудили 179 противотанк овых САУ оснащенных 75-мм пушкой (Sd.Kfz.135 или «Marder I»), 12 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 94 САУ с гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1). Плюс 30 машин артиллерийских наблюдателей, а также несколько транспортеров амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper. Хотя масса этих САУ увеличилась практически в двое, основные характеристики остались на уровне оригинальной машины, что говорит о надежности и запасе прочности французских транспортеров. Но немецкие переделки это уже совсем другая история.

«Marder I»

Машина артиллерийских разведчиков на базе Lorraine 37L

После окончания франко-германской войны в вооруженных силах Франции Lorraine 37L/38L осталось всего пару десятков. Меж тем необходимость подобных машин осознавалась после поражения гораздо острее. В ноябре 1940 года было принято решение возобновить производство БТР в варианте Lorraine 39L (благо немецкие ограничения на них не распространялись). Первый прототип 39L был разработан в 1940 году, незадолго до падения Франции. Теперь это был полноценный бронетранспортер без всяких нелепых буксируемых тележек. Закрытая рубка была существенно увеличена и теперь вмещала 2 человека экипажа и 8 драгун. Именно этот вариант и был запущен в производство.

Lorraine 39L VBCP

Первоначально выпуск наладили в неоккупированной зоне на заводе компании Fouga в Безье. Довоенные объемы производства в 30 машин были достигнуты весной 1941 года. К тому времени производство возобновила и фирма Lorraine (Люневиль) – к концу 1941 года собиралось уже сотня БТР в месяц. Кроме того был запущен новый завод в Bagnères-de-Bigorre (Atelier de Bagnères). Машины охотно брали во французские легкие моторизованные дивизии – так удалось существенно повысить мобильность и устойчивость в бою их моторизованных драгун. Малые размеры 39L в сочетании с разумно скомпонованной броней – 9 мм для передней и боковых бронеплит, 6 мм для верхних и нижних плит и 12-мм для литой закругленной носовой части – обеспечили БТР небольшой вес: всего 6 тонн. Учитывая это, подвеска оказалась не перегруженной, очень надежной и, что немало важно, простой в изготовлении. Шесть больших колес объединенных в три тележки обеспечивали низкое давление на грунт и хорошее распределение веса.

Lorraine 39L VBCP

К началу 1941 года на вооружение была принята новая модель бронетранспортера – Lorraine 41L. Корпус БТР значительно расширили – практически до 2 м – что объяснятся, в первую очередь, необходимостью разместить более мощный двигатель. Последний представлял собой новый 125-сильный бензиновый Panhard, который обеспечил машине максимальную скорость в 55 км/ч. Была также увеличена и длинна корпуса (на 42 см), что позволило увеличить вместимость десантного отсека, а также разместить дополнительный 100 литровый бак. Теперь с наличным запасом топлива Lorraine 41L мог преодолеть 210 км по дороге и примерно 140 км по бездорожью. С последним БТР справлялся великолепно (удельное давление на грунт в два раза меньше чем у Т-34), а для компенсации возросшего веса была увеличена ширина гусениц.

Для усиления защищенности механика-водителя, который размещался перед двигателем, лобовая бронеплита была доведена до 16-мм, тогда как борта, верх и низ корпуса остались неизменными. При этом высота машины была увеличена для того что бы полностью закрывать броней десант в сидячем положении. У ставшего боле просторным ДО крыши не было, зато в передней части теперь была установлена турель для 7,5-мм пулемета. Второй такой пулемет можно было укрепить на специальных шкворневых держателях в задней части корпуса. Кроме того драгуны могли вести огонь из личного оружия через закрывающиеся щели в броне. В состав штатного вооружения (без учета личного вооружения перевозимого десанта) входили также 10 гранат, 10 противотанк овых мин, которые хранились на специальных полках-стеллажах, расположенных на переборке между двигателем и отделение десанта. Кроме механика-водителя БТР вмещал полное отделение: командира (рядом с водителем) и 8 солдат в ДО. Покидать десантное отделение предлагалось через двойные двери в задней части корпуса или просто через борта. Командир бронетранспортера мог воспользоваться радиостанцией КВ, которая обеспечивала внешнюю двустороннюю связь на дальность до 10 км.

Ходовые испытания прототипа Lorraine 41L продемонстрировали отличные характеристики машины. Увеличилась скорость, динамика и проходимость БТР, при этом ходовая не была перегружена и допускала размещение в десантном отделении до 1 т. груза без потери основных ТТХ. «Лоррейн» хорошо чувствовал себя на бездорожье, преодолевал траншеи до 140 см и мог подняться под уклон в 50%. Сохранилась возможность использования бронированного гусеничного прицепа с двумя опорными катками с каждой стороны в виде 565 литрового топливного бака или открытой тележки, воды и грузоподъемностью 700 кг. Lorraine 41L без особых проблем буксировал две такие тележки. Интересно, что бронированный бак снабжался насосом Vulcano, способный перекачать все 565 литров топлива за 12 минут.

После испытаний Lorraine 41L сразу же был поставлен на поток, заменив модификацию 39L на всех производственных линиях. Его предполагалось использовать для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Единственным серьезным усовершенствованием по сравнению с прототипом стала установка перископических смотровых приборов механику-водителю и командиру. Новый БТР остался прост в производстве (особенно после введения сварки корпуса) и очень быстро завоевал популярность в войсках.

Сокрушительный разгром Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века наложил на ВС данной страны того периода печать «неудачников» и «пораженцах». В случае если же речь заходит о технике, то сходу натыкаемся на распространенные мнения о «одноместных башнях», «сложных конструкциях», «маленьких пушках», «распыленности танков» и т.п.

Все так, но кто начинает разбираться более пристально, пробуя посмотреть на обстановку непредвзято, скоро убеждается, что в тридцатые годы французы сумели создать множество передовых образцов бронетехники. Тут обращение отправится об одной из таких автомобилей, справедливо считающейся лучшим БТР начального периода Второй мировой — Lorraine 37L/38L/39L.

В 1935 году армия Франции создала технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру пехотных и танковых подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не меньше 500 кг нагрузки в грузовом отсеке и до 1000 кг на прицепе. Первыми свой автомобиль продемонстрировали инженеры компании Lorraine de Dietrich – в апреле 1937 года прототип Lorraine 37L готовься.

Транспортер был несложным и надежным. Клепаный корпус планировал из броневых страниц толщиной 9-12 мм, двигатель Delahaye 103ТТ, расположенный в передней части, имел 70 л.с., а открытый грузовой отсек имел грузоподъемность до 800 кг (при применении особого прицепа грузоподъемность возрастала до 1900 кг).

Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из вертикального блока и листовых рессор с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего размещения (Примечательно, что такая схема ходовой будет применена на новом французском среднем танке НS-41). Емкости бака (144 литров) хватало на 140 км хода.

БТР Lorraine владел хорошими тактико-техническими чертями: действенной защитой, прочной ходовой, достаточной проходимостью. Оружие на 37L не устанавливалось, не смотря на то, что в будущем предлагалось вооружить его 7,5-мм пулеметом.

По окончании успешных опробований было заказано всего 100 серийных Lorraine 37L, не смотря на то, что потребность в аналогичных автомобилях была весьма громадна. Скоро собирались выйти на темп 70 автомобилей в месяц. Всего же за год впуска до остановки производства летом 1940 было произведено 378 экземпляров транспортеров 37L.

Они поступали на вооружение французских танковых частей: на отдельный танковый батальон надеялось 12 «Лоррейнов», столько же на легкую танковую бригаду, на батальон танков В1 – 18 автомобилей, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 либо Н-35 – по 3. Так, потребности армий на 1 марта 1940 года составляли 695 БТР сопровождения танков (в итоге, заказы достигли количества 1012 экземпляров). Они, первым делом, предназначались для сопровождения танковых частей в прорывах. Двигаясь со скоростью в 35 км/ч. и буксируя бронированные цистерны, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танки топливом и боеприпасами.

Не считая транспортера на данной же начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты – Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes). Корпус был существенно переделан, увеличившись по высоте для более экипажа и комфортного размещения солдат. Кроме этого был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Сейчас он имел возможность перевозить до 1000 кг груза либо 4 солдат в грузовом отсеке, а в прицепе возможно было разместить еще 6 человека – всего 12 человек с пассажиром и водителем кабины.

По большей части эта модификация употреблялась для перевозки отделения мотопехоты либо расчета буксируемой 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было выстроено 130 единиц 38L (были вооружены батальоны моторизованной мотопехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий).

Lorraine 38L VBCP

Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину начальников танковых рот, дивизий и батальонов. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) либо ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Неспециализированный количество выпуска Lorraine 38L РС был мал – составив 10 единиц.

Кстати изготавливался и «урезанный» вариант «Лоррейна» — как замена Renault UE2. Дефицит мощностей для производства полноценных автомобилей не разрешила запустить их в серийное производство.

Lorraine 37L с 2 тележками.

По окончании разгрома Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века большинство «Лоррейнов» досталась немцам в качестве трофеев, и сначала употреблялись по прямому назначению. Примечательно, что немцы кроме того не пробовали вернуть производство Lorraine 37L/38L для собственных потребности – по всей видимости «не вписывались в концепцию танковых армий вермахта» (не смотря на то, что французы продолжали помаленьку впускать гражданский вариант транспортеров).

В то время, когда же обозначились первые неприятности на протяжении восточной компании и обнаружилась дефицит мобильных противотанковых средств, отыскали в памяти о французах. Так из 330 трофейных «Лоррейнов» соорудили 179 противотанковых САУ оснащенных 75-мм пушкой (Sd.Kfz.135 либо «Marder I»), 12 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 94 САУ с гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1). Плюс 30 автомобилей артиллерийских наблюдателей, и пара снаряжения и транспортёров амуниции Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper.

Не смотря на то, что масса этих САУ увеличилась фактически в двое, главные характеристики остались на уровне уникальной автомобили, что говорит о надежности и запасе прочности французских транспортеров. Но германские переделки это уже совсем вторая история.

Машина артиллерийских разведчиков на базе Lorraine 37L

По окончании окончания франко-германской войны в вооруженных силах Франции Lorraine 37L/38L осталось всего несколько десятков. Меж тем необходимость аналогичных автомобилей осознавалась по окончании поражения значительно острее. В ноябре 1940 года было решено возобновить производство БТР в варианте Lorraine 39L (благо германские ограничения на них не распространялись). Первый прототип 39L был создан в первой половине 40-ых годов двадцатого века, незадолго до падения Франции.

Сейчас это был полноценный БТР без всяких нелепых буксируемых тележек. Закрытая рубка была значительно увеличена и сейчас вмещала 2 драгун и человека 8 экипажа. Этот вариант и был запущен в производство.

Lorraine 39L VBCP

Первоначально выпуск наладили в неоккупированной территории на заводе компании Fouga в Безье. Довоенные количества производства в 30 автомобилей были достигнуты весной 1941 года. К тому времени производство возобновила и компания Lorraine (Люневиль) – к концу 1941 года планировало уже сотня БТР в месяц.

Помимо этого был запущен новый завод в Bagneres-de-Bigorre (Atelier de Bagneres). Автомобили с радостью брали во французские легкие моторизованные дивизии – так удалось значительно повысить устойчивость и мобильность в сражении их моторизованных драгун. Малые размеры 39L в сочетании с разумно скомпонованной броней – 9 мм для передней и боковых бронеплит, 6 мм для верхних и нижних плит и 12-мм для литой закругленной носовой части – обеспечили БТР маленькой вес: всего 6 тысячь киллограм.

Учитывая это, подвеска была не перегруженной, весьма надежной и, что много принципиально важно, простой в изготовлении. Шесть громадных колес объединенных в три тележки снабжали низкое давление на хорошее распределение и грунт веса.

Lorraine 39L VBCP

К началу 1941 года на вооружение была принята новая модель БТР – Lorraine 41L. Корпус БТР существенно расширили – фактически до двух метров – что объяснятся, первым делом, необходимостью разместить более замечательный двигатель. Последний воображал собой новый 125-сильный бензиновый Panhard, что обеспечил машине большую скорость в 55 км/ч.

Была кроме этого увеличена и долга корпуса (на 42 см), что разрешило расширить вместимость десантного отсека, и разместить дополнительный 100 литровый бак. Сейчас с наличным запасом горючего Lorraine 41L имел возможность преодолеть 210 км по дороге и приблизительно 140 км по распутью. С последним БТР справлялся великолепно (удельное давление на грунт вдвое меньше чем у Т-34), а для компенсации возросшего веса была увеличена ширина гусениц.

Для усиления защищенности механика-водителя, что размещался перед двигателем, лобовая бронеплита была доведена до 16-мм, в то время как борта, верх и низ корпуса остались неизменными. Наряду с этим высота автомобили была увеличена для того что бы всецело закрывать броней десант в сидячем положении. У ставшего боле просторным ДО крыши не было, но в передней части сейчас была установлена турель для 7,5-мм пулемета.

Второй таковой пулемет возможно было укрепить на особых шкворневых держателях в задней части корпуса. Помимо этого драгуны имели возможность вести пламя из личного оружия через закрывающиеся щели в броне. В состав штатного оружия (не учитывая личного оружия транспортируемого десанта) входили кроме этого 10 гранат, 10 противотанковых мин, каковые хранились на особых полках-стеллажах, расположенных на переборке между двигателем и отделение десанта.

Не считая механика-водителя БТР вмещал полное отделение: начальника (рядом с водителем) и 8 солдат в ДО. Покидать десантное отделение предлагалось через двойные двери в задней части корпуса либо легко через борта. Начальник БТР имел возможность воспользоваться радиостанцией КВ, которая снабжала внешнюю двустороннюю сообщение на дальность до десяти километров.

Ходовые опробования прототипа Lorraine 41L показали хорошие характеристики автомобили. Увеличилась скорость, проходимость и динамика БТР, наряду с этим ходовая не была перегружена и допускала размещение в десантном отделении до 1 т. груза без утраты главных ТТХ. «Лоррейн» прекрасно ощущал себя на распутье, преодолевал траншеи до 140 см и мог встать под уклон в 50%.

Сохранилась возможность применения бронированного гусеничного прицепа с двумя опорными катками с каждой стороны в виде 565 литрового топливного бака либо открытой тележки, воды и грузоподъемностью 700 кг. Lorraine 41L без особенных неприятностей буксировал две такие тележки. Примечательно, что бронированный бак снабжался насосом Vulcano, талантливый перекачать все 565 литров топлива за 12 мин..

По окончании опробований Lorraine 41L сразу же был поставлен на поток, заменив модификацию 39L на всех производственных линиях. Его предполагалось применять для перевозки пехоты на поле боя, боевого охранения и ведения разведки, и для буксировки артиллерийских совокупностей, других грузов и транспортирования боеприпасов. Единственным важным усовершенствованием если сравнивать с прототипом стала установка перископических смотровых устройств механику-командиру и водителю.

Новый БТР остался несложен в производстве (особенно по окончании введения сварки корпуса) и весьма скоро завоевал популярность в армиях.

Финиш 1 части.

Юлия Тимошенко расплакалась в прямом эфире

Серийный французский бронетранспортер Lorraine 37L был разработан в 1937 году, машина предназначалась для обеспечения бронетанковых и подвижных частей всех уровней, а также перевозки мотопехоты.

Lorraine 37L и Lorraine 38L представляли собой гусеничный бронетранспортер без вооружения с бронированным помещением для экипажа и полубронированным, открытым сверху отсеком для десанта и груза. Машины производились во Франции серийно с 1938 по 1940 год, всего было собрано 618 бронетранспортеров в четырех основных модификациях.

Боковые проекции бронетранспортеров Lorraine 37L и Lorraine 38L Сокрушительный разгром Франции в 1940 году наложил на вооруженные силы этой страны того периода несмываемую печать «пораженцев» и «неудачников». А если говорить о французской боевой технике, то сразу же встречаются распространенные мнения о «сложности конструкции», «одноместных башнях», «короткоствольных орудиях», «распыленности танков» и так далее. Все это действительно было, но при внимательном рассмотрении можно увидеть, что в середине 1930-х годов во Франции все-таки удалось создать несколько передовых образцов военной техники. И бронетранспортеры Lorraine 37L/38L можно было отнести к лучшим в своем классе именно в начальный период Второй мировой войны, когда немецкие БТР «Ганомаг» еще не были такими массовыми.

Решение о создании бронированного гусеничного транспорта для перевозки пехоты и грузов было принято французским армейским командованием в конце 1936 года. Он призван был заменить бронетранспортер Renault UE. В соответствии с выданным тактико-техническим заданием боевая машина не должна была быть тяжелее 2600 кг и в состоянии транспортировать не менее 500 кг груза в грузовом отсеке и до 1000 кг – в прицепе. Собственные проекты под выданные требования в 1936-1937 годах разработали 5 французских фирм. Первой справились с заданием в компании Lorraine de Dietrich, которая ранее специализировалась на выпуске локомотивов. Уже 23 апреля 1937 года специалисты данной фирмы представили военным прототип бронетранспортера Lorraine 37 (который в будущем получил название «короткая версия»). Уже 16 апреля 1937 года военные объявили новый конкурс – на разработку бронированного гусеничного транспортера, предназначенного для перевозки грузов в танковых частях.

Май 1940 года, разбитая колонна французской бронетехники. На переднем плане бронетранспортёр Lorraine 38L, справа в кювете его прицеп. Так как в транспортере Lorraine 37 изначально был заложен значительный резерв для дальнейшей модернизации, его конструкторы смогли быстро разработать новый образец Lorraine 37L (получил известность как «длинная версия»). Ходовая часть «короткой» модели бронетранспортера состояла из двух тележек с двумя катками с каждого борта, а ходовая часть «длинной» модели – из трех тележек с двумя катками на каждый борт. Так специалисты компании Lorraine представили на конкурс сразу два прототипа, которые были унифицированы между собой, такой ход был также неоспоримым конкурсным преимуществом.

Несмотря на некоторую угловатость внешнего вида, конструкция бронетранспортера оказалась довольно успешной. Клепаный корпус изготавливался из бронелистов толщиной от 9 до 12 мм. В передней части машины находилось отделение управления, а грузо-десантный отсек, который больше всего напоминал рубку коробкообразной формы без крыши, находился в корме корпуса. Открытый грузовой отсек обеспечивал грузоподъемность на уровне 800 кг, но при использовании вместе с транспортером специально созданного прицепа грузоподъемность увеличивалась до 1900 кг. На бронетранспортере устанавливался карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Dela Науе 103 ТТ рабочим объемом 2130 кубических сантиметров, развивавший мощность 70 л.с. при 2700 оборотах в минуту. Двигатель был расположен практически ровно посередине корпуса транспортера. Используемая трансмиссия была механической и состояла из пятискоростной коробки передач и блокируемого дифференциала Cletrac. Ходовая часть транспортера (применительно на один борт) состояла из 6 опорных катков, которые были попарно сблокированы в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую из тележек, трех поддерживающих роликов и ведущего колеса, расположенного спереди. Емкости топливного бака в 144 литра хватало на 140 км хода по шоссе. При этом бронетранспортеры отличались неплохими тактико-техническими характеристиками: прочной ходовой частью, достаточной проходимостью, эффективной противопульной защитой. Вооружение на них не устанавливалось, но в дальнейшем французы собирались поставить на них 7,5-мм пулемет. Недостаток в виде отсутствия на транспортерах вооружения «исправили» в дальнейшем уже немцы.

Lorraine 38L VBCP Первый этап испытаний новой боевой машины стартовал 28 апреля 1937 года и продолжался до 10 июня. После проведения испытаний бронетранспортер был возвращен на завод, где выявленные недостатки машины были устранены. Хотя масса получившегося транспортера практически в два раза превышала изначально заданную военными, армейская комиссия в Венсенне смирилась с этим, поняв, что нельзя создать транспортер требуемой грузоподъемности без увеличения его собственной массы. Второй этап испытаний, который продлился с 8 по 23 августа, фактически был уже приемочным. 25 августа опытный образец Lorraine 37L передали пехотной комиссии в Мормелоне для оценки тактических качеств новой машины. В конце 1937 года обе представленных военным версии были окончательно приняты на вооружение.

С этого момента и берет свое начало служба бронетранспортеров семейства Lorraine сначала в армии Франции, а затем и в вермахте. При этом необходимо отметить, что службу несли лишь бронетранспортеры «длинной» версии. Французские военные довольно быстро поняли, что лучше отказаться от использования двух унифицированных транспортеров в пользу единой машины. При этом заказ на выпуск 100 бронетранспортеров в «короткой» версии был отменен. Несмотря на ограниченный период серийного производства (1938-1940), бронетранспортер успели выпустить в четырех основных версиях.

На вооружение французских танковых частей первые бронетранспортеры Lorraine 37L начали поступать лишь в конце 1939 года. Хотя первоначально ими планировалось заменить Renault UE, фактические все «лорейны» использовались с ними вместе, дополнив уже имеющийся парк машин. К примеру, на отдельный танковый батальон по штату полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон тяжелых танков В1 – 18 таких машин, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 или Н-3 по три транспортера. До начала гитлеровского вторжения закончить комплектование французских танковых подразделений так и не удалось. Однако во время активной фазы боевых действий в мае-июне 1940 года «лорейны» использовались тремя французскими бронетанковыми дивизиями (1-я, 2-я и 3-я DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM), а также отдельными танковыми батальонами.

Брошенные в городе Lorraine 37L с цистернами для горючего Бронетранспортеры Lorraine 37L из состава бронетанковых дивизий и механизированных соединений активно использовались весной 1940 года во время битвы за Францию для обеспечения и снабжения бронетанковых частей. В первую очередь они и предназначались для снабжения танковых частей в прорывах. Двигаясь по шоссе со скоростью до 37 км/ч и буксируя цистерны с топливом, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танки горючим и боеприпасами. Практически половина из всех машин этой модификации была потеряна французами во время боевых действий мая-июня 1940 года.

Почти сразу же после принятия на вооружение на базе бронетранспортера «лорейн» начали производить модификацию, предназначенную для транспортировки моторизованной пехоты – Lorraine 38L. Корпус данной машины был существенно переделан. Он увеличился по высоте для более комфортного размещения экипажа и солдат десанта. Помимо этого доработке подвергся прицеп, который специально приспособили для перевозки солдат. Таких машин было собрано 100 штук.

Следующей модификацией стал бронетранспортер Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), который мог перевозить до 6 солдат или 1000 кг груза в грузо-десантном отсеке, в прицепе можно было дополнительно разместить еще 4 солдат. Масса данной машины выросла до 5460 кг. Главным образом данная модификация применялась для буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета и перевозки их расчета. Всего удалось собрать 130 бронетранспортеров этой модификации, которые с марта 1940 года начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из состава 1-й и 2-й бронетанковых дивизий (по 48 машин в каждом батальоне). В мае того же года 20 таких бронетранспортеров получил 16-й батальон моторизованный пехоты из состава 3-й бронетанковой дивизии.

Последней серийной модификацией машины, которую успели выпустить во Франции до ее оккупации немцами, стал Lorraine 38L РС. Это была командирская версия бронетранспортера, которая предназначалась для командиров танковых рот, батальонов и дивизий. Машина была выпущена очень ограниченной серией – всего 10 единиц. В зависимости от уровня управления транспортеры оснащались радиостанцией ER-55 (рота/батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Таким образом, всего во Франции до ее оккупации немцами были выпущено 618 бронетранспортеров Lorraine: 378 машин в версии 37L, 100 в версии 38L, 130 – 38L VBCP и 10 – 38L PC. Поражение Франции стало настоящей катастрофой, особенно для ее армии, которая понесла тяжелые материальные и людские потери, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть оставшихся на ходу транспортеров Lorraine в качестве трофеев досталась немцам, которые сначала использовали эти машины по прямому назначению. Однако после начала войны против Советского Союза, немцы начали ощущать острую нехватку мобильных противотанковых средств и мобильной артиллерии. В период с июля по август 1942 года все находящиеся на ходу бронетранспортеры Lorraine 37L и Lorraine 38L, которые находились в распоряжении вермахта, были переоборудованы в самоходные установки с использованием оригинальной ходовой части и элементов бронирования корпуса. Переоборудование осуществлялось на заводе компании «Альфред Беккер» в Крефельде. Так в истории французских бронетранспортеров была открыта совершенно новая страница.

Из 330 трофейных «лорейнов», которые имелись в вермахте, 179 были переоборудованы в ПТ-САУ с 75-мм орудием (Sd.Kfz.135 или «Marder I»), 94 в САУ со 150-мм гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1) и 12 в САУ со 105-мм гаубицей leFH18. Помимо этого 30 транспортеров стали машинами артиллерийских наблюдателей, а несколько переоборудовали в транспортеры амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper. Хотя в рамках модернизации масса машин возрастала практически в два раза, основные характеристики самоходок остались на уровне оригинальных моделей, что еще раз доказывало надежность и заложенный во французских машинах запас прочности.

Marder I Все созданные немцами самоходные артиллерийские установки на базе французских бронетранспортеров Lorraine, конструктивно были схожи между собой и различались типом артиллерийских систем, устанавливавшихся в бронированной рубке коробчатой формы, которая находилась в корме корпуса. Так на противотанковой самоходке Marder I бронелисты толщиной от 5 до 12 мм были расположены под небольшими углами наклона. В качестве основного вооружения была выбрана 75-мм противотанковая пушка 7,5 cm Pak40/1 L/46, которая оснащалась оптическим прицелом ZF 3x8. По вертикали орудие наводилось в диапазоне от -5 до +22 градусов, по горизонтали – 64 градуса. Для защиты от вражеской пехоты на самоходке устанавливался 7,92-мм пулемет MG34. Полный возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов к пушке и 600 патронов к пулемету.

Хотя масса такой ПТ-САУ выросла до 8 тонн, это не оказало критического влияния на проходимость машины. Экипаж самоходки состоял из 5 человек (механик-водитель, командир, наводчик, заряжающий и радист). Наличие в экипаже радиста, который обслуживал радиостанцию FuG5, было своего рода визитной карточкой бронетехники Германии, в то время как в армиях стран антигитлеровской коалиции функции радиста в экипаже часто выполнял командир. Главным образом, противотанковые самоходки «Marder I» применялись немецкими противотанковыми соединениями на Западном фронте. Во Франции на момент высадки там союзников в июне 1944 года, имелась 131 такая ПТ-САУ. Все они приняли активное участие в боях в Нормандии.

Самоходные артиллерийские установки на базе «лорейна» повторяли противотанковый вариант, за исключением того, что на них ставилось более мощное артиллерийское вооружение – 10,5 cm leFH 18/4 и 15 cm sFH 13/1. Стимулом к появлению этих машин стала острая потребность вермахта в повышении мобильности своих частей тяжелой полевой артиллерии. В единственном экземпляре немцы также испытали опытную модификацию 12.2cm Kanone ® auf Geschutzwagen Lorraine (f). На этой машине они установили трофейную советскую гаубицу М-30. К сожалению, о проведении испытаний данной боевой машины, как и возможном ее использовании в боях, ничего не известно. Однако есть упоминания о том, что летом 1944 года она использовалась на фронте в качестве САУ поддержки во время боев во Франции, а в сентябре того же года была захвачена в Бургундии на брошенном немцами бронепоезде.

Sd.Kfz.135/1 со 150-мм гаубицей leFH13 В то же время САУ на базе бронетранспортеров «Lorraine», вооруженные 150-мм орудиями, активно использовались немцами в Северной Африке в составе 21-й танковой дивизии, а также для учебных целей во Франции. После начала высадки войск союзников в Нормандии эти машины из учебных частей начали активно использовать в боях с ними. Одна уцелевшая самоходка данного типа сегодня выставлена в экспозиции музея Абердинского испытательного полигона американской армии.

Источники информации.

В 1935 г. французская армия предъявила технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру, который должен был заменить самый массовый, но далеко не самый удачную Chenillette Modele 31 (у нас эту машину принято именовать танкеткой Renault UE). В первую очередь эта машина создавалась для пехотных подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не менее 500 кг нагрузки в грузовом отсеке транспортера и до 1000 кг на прицепе. Под эти требования в 1936-1937 гг. сразу пять фирм разработали собственные проекты транспортеров.

Первой с заданием справилась фирма Lorraine de Dietrich, ранее специализировавшаяся на производстве локомотивов, представившая 23 апреля 1937 г. первый прототип своей машины Lorraine 37L. Несмотря на некоторую угловатость конструкция транспортера оказалась успешной. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили в корме. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.

Модификация 37L

На транспортере устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Dela Науе 103 ТТ, мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см, который разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения.

Вооружение на 37L не устанавливалось, но впоследствии немцы "исправили” этот недостаток.

Первый этап испытаний начался 28 апреля и продолжался до 10 июня 1937 г., после чего прототип вернули на завод для устранения выявленных недостатков. Хотя масса 37L намного превышала заданную почти в два раза, армейская комиссия в Венсенне (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что невозможно создать транспортер требуемой грузоподъёмности без увеличения его собственного веса. Второй этап, прошедший с 8 по 23 августа, фактически оказался приёмочным, а 25 августа опытный образец 37L передали Пехотной Комиссии (Commission de l"Infanterie) в Мормелоне для оценки его тактических качеств.

Хотя потребность в машинах такого типа была очень велика, первый заказ на 100 серийных Lorraine 37L (официальное обозначение - Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) был выдан 1939 г. А до этого времени недостающее количество транспортеров компенсировали выпуском улучшенного Renault UE 2. Общее количество выпущенных до июля 1940 г. машин типа 37L составило 378 экземпляров.

С конца 1939 г. транспортеры Lorraine 37L, начали поступать на вооружение французских танковых частей. Ими предполагалось заменить Renault UE, но фактически "лорейны” только дополнили их. Так, на отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон танков В1 - 18, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 и Н-35 по 3. хотя полностью завершить комплектацию танковых подразделений так и не удалось "лоррейны” активно использовались тремя бронетанковыми дивизиями (1e, 2e и 3e DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM) и отдельными танковыми батальонами в период битвы за Францию.

На базе этого транспортера в том же году начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты Lorraine 38L. Его корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей.


38L

Следующая модификация - Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), мог перевозить до 1000 кг груза или 6 солдат в грузовом отсеке, в прицепе можно было разместить ещё 4 человека. Масса транспортера увеличилась до 5460 кг. В основном эта модификация использовалась для перевозки расчета и буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц этой модификации, которая с марта 1940 г. начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно (по 48 машин), а в мае того же года еще 20 "лоррейн” получил 16-й батальон (ВСР) из 3-й DCR.

Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик, составив 10 единиц и поступив на вооружение только 5-го и 17-го танковых батальонов. Впоследствии часть захваченных машин были переоборудованы немцами в тягачи для 7,5 см Pak97/98 (f) и использовалась в Африке в составе 15-й танковой дивизии.

Поражение Франции обернулось для её армии тяжелыми материальными потерями, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть транспортеров "лоррейн” досталась немцам в качестве трофеев и довольно длительное время они использовали их по прямому назначению. Однако, после начала кампании против СССР, обнаружилась острая нехватка мобильных противотанковых средств. Так в истории Lorraine 37L началась абсолютно новая страница.

К началу 1942 г. на службе у вермахта всё ещё числилось не менее 300 "лоррейнов”, которые немцы твёрдо вознамерились переделать во что-нибудь более ценное в военном отношении, чем просто транспортеры. В итоге, после непродолжительных обсуждений, команде инженеров под руководством А.Беккера было выдано распоряжение создать на основе шасси Lorraine 37L целую серию самоходных установок. Первоначальный заказ включал: 60 противотанковых САУ оснащенных 75-мм пушкой, 60 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 40 САУ с гаубицей leFH13. Впрочем, первым появился противотанковый вариант, оснащенный трофейной французской 47-мм пушкой PaK 181 (f), установленной на крыше, вместо кузова, на открытом лафете. Разработка этой САУ, носившей название 4.7cm Pak 181 oder 183 (f) auf Panzerjager Lorraine-S (f), носило больше опытный характер с целью выяснения боевых возможностей шасси.

Гораздо более удачным оказался вариант, имевший полное обозначение 7.5 cm PAK-40/1 auf Lorrainе Geshutzwagen (GW) Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz.135), но более привычным было его полуофициальное название "Marder I”. Чтобы превратить бронированный тягач в самоходное орудие грузовая платформа удалялась, а на её месте устанавливалась массивная, открытая сверху, надстройка. Бронелисты, толщиной от 5 до 12 мм, располагались с небольшими углами наклона, однако это спасало экипаж только от легкого стрелкового оружия. В задней части корпуса устанавливалось 75-мм орудие 7,7cm PaK40/I L/46, оснащенной оптическим прицелом ZF 3x8. Угол наводки по горизонтали составлял 64°, по вертикали от -5° до +22°. Для защиты от пехоты в укладке имелся 7,92-мм пулемет MG34. Полный возимый боекомплект включал 40 выстрелов и 600 патронов. Также была установлена немецкая радиостанция FuG5. Экипаж САУ составил 5 человек. Все эти доработки привели к увеличению массы до 8000 кг, но основные характеристики остались на уровне оригинальной машины.

Всего таким образом было переделано 179 французских тягачей (по другим данным – 170 или 184). В основном самоходки типа "Marder I” использовались подразделениями ПТО на Западном Фронте – в частности во Франции, во время высадки союзников летом 1944 г., имелась 131 САУ, но встречаются также упоминания о применении "мардеров” в Сталинградской битве, на Курской Дуге и в Белоруссии. Однако, по сохранившимся немецким документам можно достаточно точно отследить боевой путь этих САУ. Первым их получил 31-й танковый батальон 31-й пехотной дивизии (Pz. Jg.Abt.31, 31.Inf. Div), провоевав на них с августа 1942 по декабрь 1943 г. Затем "мардеры” поступили на вооружение 2.Kp./Pz. Jg.Abt.35 и 3.Kp./Pz. Jg.Abt.72 (сентябрь 1942-декабрь 1943 гг.), 4.Kp./Pz. Jg.Abt.38 (октябрь 1942-июнь 1943 гг.), 5./Pz. Schnelle-Abt.256 (ноябрь 1942-апрель 1944 гг.) и 1./Pz. Jg.Schn. Abt.206 (январь-декабрь 1943 гг.). Два последних подразделения входили в состав 206-й пехотной дивизии, воевавшей на витебском направлении и сдавшейся в июне 1944 г.

Второй по массовости стала модификация со 150-мм гаубицей leFH13, получившей обозначение 15cm sFH 135/1 auf Lorraine Schlepper(f) (Sd.Kfz.135/1). Во многом эта, включая схему бронирования, САУ повторяла противотанковый вариант, за исключением другого орудия, прицела Rblf 36 и радиостанции FuG Spr f. Выпуск корпусов организовали на предприятии фирмы Alkett, а окончательную сборку осуществляли в Париже. Тем временем выяснилось, что под установку столь тяжелого орудия пригодны 78 "лоррейнов”. В июле 1942 г. Кейтель потребовал, чтобы 30 из них переоборудовались в г.Крефельд, а остальные поровну переделать в противотанковые и гаубичные. Всего было построено 94 (по другим данным - 102) экземпляра.

Первоначально планировалось отправить эти САУ в Северную Африку, где экспедиционные силы Роммеля вели тяжелые бои с союзниками. Туда, в конце 1942 г. и было отправлено несколько самоходок, которые направили в состав 21-й танковой дивизии, однако с 1944 г. они воевали исключительно на Западном фронте. На сегодняшний день сохранилось как минимум две САУ этой модификации, выставленных в танковом музее в Абердине (США) в в Эль-Аламейне.

Параллельно с постройкой 150-мм САУ, полным ходом шли работы по её более легкому варианту, оснащенному 105-мм гаубицей 10.5cm leFH18/4 (10.5cm sFH18 (Sf) auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper (f)). От предыдущего варианта она отличалась только типом орудия. В течении 1942 г. было построено 12 таких САУ, хотя некоторые западные источники доводят их число до 24.

В единственном числе осталась опытная модификация 12.2cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine (f). На ней немцы попытались установить трофейную советскую 122-мм гаубицу М-30 (FH 18/40 L/28). К сожалению, об её испытаниях и боевом применении ничего не известно, хотя встречаются упоминания, что эта машина использовалась в качестве САУ поддержки во время боёв во Франции летом 1944 г. и была захвачена в сентябре того же года на немецком бронепоезде, брошенном в Бургундии.

Кроме того, построили 30 машин артиллерийских наблюдателей Groser Funk- & Beobachtungspanzer Lorraine (f), у которых в кормовой части размещались места командира и радиста, а также несколько траснпортера амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper.

История одного из лучших образцов вспомогательной техники периода Второй Мировой войны началась в 1935 г. Тогда французская армия предъявила технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру, который должен был заменить самый массовый, но не самый удачный Chenillette Modele 31 (у нас эту машину принято именовать танкеткой Renault UE). В первую очередь эта машина создавалась для пехотных подразделений. В тактико-техническое задание включили ограничение по массе до 2600 кг, грузоподъемность не менее 500 кг и массу буксируемого прицепа до 1000 кг. Под эти требования в 1936-1937 годах сразу пять фирм разработали собственные проекты транспортеров.

Первой с заданием справилась локомотивостроительная фирма Lorraine de Dietrich, представившая 23 апреля 1937 г. первый прототип своей машины Lorraine 37L. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили сзади. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель Delahауе 103 ТТ разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, имела шесть опорных катков с каждого борта, сблокированных попарно в три тележки. Подвеска состояла из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку. Поддерживающих ролика было три с каждой стороны. Ведущими стали передние звездочки. Вооружение на 37L устанавливал не производитель, а военные своими силами. Прежде всего, это делали немцы с поступавшими в их войска машинами.

Первый этап испытаний начался 28 апреля и продолжался до 10 июня 1937 г., после чего прототип вернули на завод для устранения выявленных недостатков. Хотя масса 37L превышала заданную почти в два раза, армейская комиссия в Венсенне (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что невозможно создать транспортер требуемой грузоподъёмности без увеличения его собственного веса. Второй этап, прошедший с 8 по 23 августа, фактически оказался приёмочным, а 25 августа опытный образец 37L передали Пехотной Комиссии (Commission de l"Infanterie) в Мормелоне для оценки его тактических качеств. Хотя потребность в машинах такого типа была очень велика, первый заказ на 100 серийных Lorraine 37L (официальное обозначение - Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) выдан в 1939 г. А до этого времени недостающее количество транспортеров компенсировали выпуском улучшенного Renault UE 2. Общее количество выпущенных до июля 1940 г. машин типа 37L составило 378 экземпляров. С конца 1939 г. транспортеры Lorraine 37L, начали поступать на вооружение французских танковых частей. Ими предполагалось заменить Renault UE, но фактически «Лорейны» только дополнили их. Так, на отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон танков В1 - 18, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 и Н-35 по 3. хотя полностью завершить комплектацию танковых подразделений так и не удалось «Лоррейны» активно использовались тремя бронетанковыми дивизиями (1e, 2e и 3e DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM) и отдельными танковыми батальонами в период битвы за Францию. На базе этого транспортера в том же году начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты Lorraine 38L. Его корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Следующая модификация - Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), перевозила до 1000 кг груза или 6 солдат.В грузовом отсеке, в прицепе можно было разместить ещё 4 человек. Масса транспортера увеличилась до 5460 кг. В основном эта модификация использовалась для перевозки расчета и буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц этой модификации, которая с марта 1940 г. начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно (по 48 машин), а в мае того же года еще 20 «Лоррейнов» получил 16-й батальон (ВСР) из 3-й DCR.



Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик, составив 10 единиц и поступив на вооружение только 5-го и 17-го танковых батальонов.

Поражение Франции обернулось для её армии тяжелыми материальными потерями, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть транспортеров «Лоррейн» досталась немцам в качестве трофеев и довольно длительное время они использовали их по прямому назначению. Однако после начала кампании против СССР, обнаружилась острая нехватка мобильных противотанковых средств. Так в истории Lorraine 37L началась абсолютно новая страница.

Техническая характеристика



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png