В 1942 году, когда еще не был ясен исход войны, по личному поручению Сталина было принято решение о начале работ по созданию представительского автомобиля для высшего руководства СССР. Эта задача была поставлена московскому заводу ЗИС, имевшему хорошую производству базу и опыт при создании модели ЗиС-101.

Учитывая особые симпатии вождя к американским Паккардам, было решено за образец взять американскую модель лимузина. Из США были доставлены несколько автомобилей-прототипов 1941 года. Это были два "Кадиллака" моделей "67" и "75", "Крайслер Империал" и три "Паккарда" (два небольших "Клипера" с автоматической трансмиссией и один гигантский "Паккард 180). По совету начальника охраны Сталина генерала Власика выбор сделал на самoм устаревшем и тяжеловесном привезенном автомобиле - лимузине "Паккард 180".


Главный конструктор Московского автозавода Борис Фиттермана по этому поводу записал: «…Сверху требовали: автомобиль должен быть близок к «Паккарду»! Генерал Власик – руководитель Гаража особого назначения (ГОН) утверждал, что Иосиф Виссарионович любит «Паккарды», и это должно быть учтено при проектировании. Но «Паккарды» 1941-42 годов были уже не теми, которые «нравились» Сталину. Те – большие и тяжёлые машины с двенадцатицилиндровыми двигателями и полудеревянными кузовами сходили со сцены. Однако из США были получены в качестве помощи от Рузвельта и прибыли на завод два «Кадиллака» 1942 года моделей «67» и»75» и три «Паккарда», два из которых были относительно небольшими «клиперами» -- машинами современного дизайна, нацеленными на будущее. Но генерал Власик настоял на том, что за основу нужно взять третью машину – «Паккард» серии 180 с восьмиместным туристическим кузовом». В то же время существует версия, что выбор на «Паккарде 180» был сделан не случайно, а после проработки конструкций всех отобранных автомобилей и проведённого их сравнительного анализа.


Автомобиль, получивший название ЗИС-110, внешне чем-то напоминал Паккард, однако сходство это было общее. Общее руководство всеми работами по созданию автомобиля ЗИС-110 было поручено заместителю главного конструктора по легковым автомобилям Андрею Островцеву, специально приглашённому на ЗИС для создания этого лимузина. Именно благодаря усилиям Островцева и художника Германа была создана оригинальная модель, а не слепая копия американского Паккарда. ЗИС-110 был полностью разработан в Советском Союзе. В отличие от американского прототипа у него не было подножек и запасных колес в крыльях.

20 сентября 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял и утвердил образец нового легкового автомобиля. За 10 месяцев на заводе были подготовлены необходимые чертежи, разработана технология, подготовлена требуемая оснастка и оборудование. 20 июля 1945 года началась сборка первого опытного образца автомобиля ЗИС-110. К концу 1945 года на московском автозаводе был возведен специализированный цех N5 для сборки отечественных лимузинов. Первая серия из 5 автомобилей ЗИС-110 была выпущена в августе 1945 года. В 1946 году ЗИС 110 прошел государственные испытания. 8 апреля 1947 новый шестиметровый семиместный правительственный автомобиль был представлен в Кремле руководителям страны. После этого началось серийное производство. За создание ЗИС-110 конструкторам А. Н. Островцеву, Б. М. Фиттерману, Л. Н. Гусеву, А. П. Зигелю в июне 1946 года была присвоена Сталинская премия.


По сравнению с кузовными штампами для изготовления деталей автомобиля ЗИС-101, кузовные штампы для ЗИС-110 решили делать самостоятельно. С этой целью на заводе были изготовлены кузовные штампы из цинкоалюминиевого сплава. Они были литые, а не штампованные,поэтому обладали большей долговечностью при мелкосерийном производстве и не требовали больших затрат металла, были несколько дешевле, и самое главное, требовали меньше трудозатрат.

Автомобиль оснащался рядным 8-цилиндровым 4-тактным нижнеклапанным двигателем модели ЗИС-110, рабочим объёмом 6002 см³ и мощностью 140 л.с. при 3600 об/мин. До того, как в 1950 году появились грузовики ЯАЗ-210 со 165-сильным дизелем двигатель автомобиля ЗИС-110 был самым мощным среди отечественных автомобилей. Едва тронувшись с места на первой передаче можно было сразу переключаться на третью. Двигатель отличался исключительной плавностью и бесшумностью работы. Впервые в практике советского автомобилестроения двигатель имел гидротолкатели клапанов и привод распредвала бесшумной пластинчатой цепью Морзе (ранее такая устанавливалась на автомобили Русско-Балтийского завода). Двигатель ЗИС-110 работал настолько бесшумно, что лишь по индикаторной лампочке на приборной панели можно было определить работающий мотор.

Автомобиль был довольно тяжёлым: его снаряжённая масса была 2575 кг. Он мог развивать максимальную скорость 140 км/час и являлся в те годы самым быстроходным советским автомобилем. С места скорость 100 км/час ЗИС-110 набирал за 28 с. Автомобиль, оснащённый двигателем большого объёма, и имевший большую массу, потреблял топлива 27,5 л на 100 км пробега, даже при минимально достижимом расходе горючего на скорости 45 км/час он равнялся 18,5 л. Такому расходу соответствовал бензобак ёмкостью 80 л. Выделялся ЗИС-110 и своими габаритами: длина – 6000 мм, ширина – 1960 мм, высота – 1730 мм, база – 3760 мм.

Впервые отечественный автомобиль был оснащен системой кондиционирования и радиоприемником. Кондиционер располагался в багажнике, а охлажденный воздух подавался через задние стойки. Спидометр имел трехцветную подсветку, которая менялась в зависимости от скорости движения. При скорости до 60 км/ч он имел зеленую подсветку, от 60 до 120 км/ч желтую, при скорости более 120 км/ч – красную подсветку.


Всего, с 1945 по 1958 годы, было изготовлено 2089 автомобилей ЗИС-110. Автомобили ЗИС-110 были предназначены в первую очередь для обслуживания высших партийных и государственных учреждений, но использовались также для работы в качестве «скорой помощи» и такси. Правительственный автомобиль ЗИС-110 не предназначался для продажи в частные руки.

Двигатель: 140л.с./3600об/мин, рядный 8-цил., 4-тактный 6005 см3
Степень сжатия: 6,85:1
Диаметр цилиндра/ход поршня: 90/118мм
Сцепление: однодисковое сухое
Длина: 6000мм, ширина: 1960мм, высота: 1730мм
База: 3760мм
Колея передних колёс: 1520мм
Колея задних колёс: 1600мм
Дорожный просвет обеих мостов: 210мм
Радиус поворота: 7,4м
Коробка передач: 3-скоростная + задний ход
Масса: 2575 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч
Размер шин: 7,50x16 дюймов
Ёмкость топливного бака: 80 л
Расход топлива: 23 л/100км

На базе ЗИС-110 было создано несколько модификаций:

ЗИС-110Б
* ЗИС-110А - автомобиль скорой медицинской помощи,
* ЗИС-110Б - фаэтон со складной матерчатой крышей, выпускался с 1949 по 1957 год,
* ЗИС-110В - кабриолет со складным электрическим тентом и стеклами, опускавшимися вместе с рамками, построен в 3 экземплярах
* ЗИС-115 - автомобиль с бронезащитой,
* ЗИС-110Ш - экспериментальный полноприводный автомобиль. Было создано 4 экземпляра: 2 на шасси Dodge WC51 и 2 на базе отечественных агрегатов. Впоследствии все 4 машины были уничтожены, дав начало модели 110П.
* ЗИС-110П - полноприводный автомобиль.
* ЗИС-110Ш - штабной автомобиль,
* ЗИС-110И - поздняя модификация с двигателем и коробкой-автоматом от ГАЗ-13. Переделывался на ремонтных базах согласно официально распространяемой инструкции с завода ЗИЛ.


В настоящее время подарок Сталина стоит в Ломаковском автомотомузее в Москве.

Еще один ЗИС-110 в 1949 году Сталин подарил молодому тогда руководителю Северной Кореи Ким Ир Сену. Любопытна последующая история с этим автомобилем. Во время Корейской войны и стремительного отступления северян автомобиль был брошен и достался противнику. Неведомыми путями впоследствии сталинский подарок очутился в США, где как предмет коллекционирования переходил из одних рук в другие. Однако, власти Южной Кореи приложили максимум усилий по поиску и последующему выкупу лимузина. В 1982 году автомобиль вновь оказался в Корее и в настоящее время находится в музее авиации и космонавтики недалеко от южнокорейского города Сачхон. Еще одна деталь, в 1996 году лимузину вернули первоначальный цвет, черный, вместо красно-оливкового, который был у него в Америке.

ЗИС-110 - послевоенный 7-местный автомобиль представительского класса, который сменил на конвейере Завода имени Сталина автомобиль ЗИС-101 . Автомобиль предназначался для перевозки руководителей высшего ранга, его производство началось в 1945 году и продолжалось в течение 13 лет. В 1956 году после того как завод получил имя И.А. Лихачева, автомобиль переименовали, теперь он стал называться ЗИЛ-110. За все время было выпущено 2072 экземпляра автомобилей ЗИС-110.

Руководителем всеми работами по созданию нового автомобиля стал Андрей Островцов, за основу был взят американский «Паккард 180» (Packard 180) потому что эта марка автомобилей больше всего нравилась И.В. Сталину. Островцов совместно с художником Германом создали внешний вид будущего лимузина. В результате автомобиль действительно напоминал «Паккард», но имела большие габариты, рамное шасси. Двигатель очень сильно напоминал тот, что стоял на 180-ом Паккарде, это был рядный нижнеклапанный 8-цилиндровый мотор, который, кстати, был менее совершенен технически, нежели верхнеклапанный устанавливаемый на ЗИС-101.

К серийному производству ЗИС-110 утвердили 20 октября 1944 года, сборка первой партии стартовала через 10 месяцев. В августе 1945 года первый экземпляр автомобиля отправился в испытательный пробег. В 1958 году автомобиль ЗИС-110 был снят с производства, на этом его история подошла к концу.

Дизайн и конструкция

Кузов автомобиля ЗИС-110 , можно сказать, был спроектирован заново, обусловлено это тем, что был предусмотрен его бронированный вариант, а внутри дверей «Паккарда» и так едва помещались механизмы гидравлических стеклоподъемников, а если их еще и усилить бронелистами, то о стеклоподъемниках можно было вообще забыть. В результате кузов приобрел более престижный вид, напоминающий наиболее передовые модели американской корпорации General Motors, такие как Buick и Cadillac.

Вся декоративная отделка, оперение кузова, оформление и оборудование салона были выполнены в стиле «Паккарда», но взаимозаменяемых деталей не было. Таким образом, ЗИС-110 не являлся точной копией американца, а получился вполне оригинальным, как внешне, так и технически.

В качестве силового агрегата на ЗИС-110 установили рядный нижнеклапанный 8-цилиндровый двигатель, рабочим объемом 6002 см3 и мощностью 140 лошадиных сил, на тот момент это был самый мощный двигатель серийных автомобилей. Двигатель обладал исключительной плавностью и бесшумностью работы. Двигатель настолько тихо работал, что конструкторами было принято решение вывести контрольную лампу на панель приборов, сигнализирующую о работающем двигателе, по которой можно было определить заведена ли машина или нет. Коробка передач, как и у предыдущей модели (ЗИС-101) была механической, 3-ступенчатой, с рычагом переключения передач расположенном на рулевой колонке.

ЗИС-110 стал первым в СССР автомобилем с независимой подвеской передних колес и герметизированной системой охлаждения двигателя. Шасси автомобиля было оснащено стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади. Тормоза с гидроприводом появились впервые после грузовика АМО-2 .

Комфорт в салоне обеспечивали две новинки: кондиционер и радиоприемник, которые ранее не применялись на советских автомобилях. Кондиционер располагался в багажнике, а прохладный воздух поступал в салон сквозь задние стойки. Кроме кондиционера и радиоприемника автомобиль оснащался гидравлическими стеклоподъемниками. На приборной панели присутствовал спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, масляный манометр, контрольные лампы левых и правых указателей поворота (красные), дальнего света (синяя), зажигания (зеленая). Спидометр, а точнее его стрелка имела трехцветную подсветку, которая меняла свое свечение в зависимости от скорости движения: на скорости до 60 км/ч включалась зеленая подсветка, от 60 до 120 км/ч — желтая, свыше 120 км/ч — красная.

Модификации

ЗИС-110А

Автомобиль для нужд скорой медицинской помощи

ЗИС-110Б

Автомобиль с кузовом типа «фаэтон» («кабриолет») со складной матерчатой крышей. ЗИС-110Б выпускали с 1949 по 1957 год. 3 экземпляра были отправлены в Чехию для парадов.

Данный автомобиль, выпущенный всего в трех экземплярах с кузовом типа кабриолет со складным электрическим тентом и стеклами, опускавшимися вместе с рамками, такой же конструкцией крыши и стекол обладала «Чайка» .

ЗИС-115

Бронированный автомобиль предназначался исключительно для обслуживания И.В. Сталина и его ближайшего окружения. Автомобиль комплектовался пуленепробиваемыми стеклами толщиной 75 мм, а вес одной двери составлял 300 кг. В качестве стеклоподъемников использовались гидравлические домкраты, вмонтированные в двери автомобиля. Масса бронированного автомобиля была почти втрое больше чем у стандартного ЗИС-110 и составляла 7500 кг (2575 у ЗИС-110). Внешне от 110-го 1150-й ЗИС отличался дополнительной (третьей) фарой дальнего света и более выпуклыми колпаками, скрывавшими усиленные ступицы колес.

ЗИС-110Ш

Под таким индексом было выпущено 4 экспериментальных полноприводных автомобилей, причем 2 из них были построены на шасси Dodge WC51, другие 2 на отечественных агрегатах. Позднее эти автомобили были уничтожены дав начало модели 110П. Позднее под таким индексом выпускали штабные автомобили.

ЗИС-110П

Мелкосерийный полноприводный автомобиль.

ЗИС-110И

Поздняя модификация с двигателем и автоматической коробкой передач от автомобиля ГАЗ-13 «Чайка».

Полноприводный лимузин для партэлиты - ЗИС-110П

Огромный помпезный лимузин в глубокой глинистой колее выглядит комично, если не сказать диковато. Интересно, как зиловские испытатели (народ бывалый и ироничный) относились к этой затее? Впрочем, какие бы чувства они ни испытывали, азарт наверняка присутствовал: такого автомобиля еще не было! И, по сути, уже не будет…

Считается, что работы по созданию полноприводной модификации 110-го начали исключительно по просьбе военных. Версия вполне достоверная. Представить главного командора страны товарища Сталина и его ближайших соратников в путешествии по бездорожью куда-нибудь в колхоз не смог бы даже самый смелый фантаст. А вот генералы и маршалы, хорошо знавшие, что такое фронтовые дороги, но предпочитавшие ездить в чем-нибудь посолиднее и покомфортнее Willys и «козлика», вполне могли инициировать создание необычного автомобиля. Если принять эту версию, индекс 110Ш действительно можно расшифровать как «штабной».

Так или иначе, но в 1949-м на заводе имени «отца народов» задались целью создать на базе гордости и флагмана советского автопрома - лимузина ЗИС110 - полноприводный автомобиль повышенной проходимости.

Конструкторы особо не мудрствовали: использовали агрегаты лендлизовского Dodge WC, у нас больше известного как «додж-три четверти». Кстати, колея его задних колес была всего на 50 мм шире, чем у стандартного 110-го, а передних - на 150 мм. Раздаточная коробка не имела понижающей передачи. Чтобы тяжелый автомобиль сохранил достойную динамику, на него поставили форсированный 162-сильный мотор с увеличенной степенью сжатия и двумя карбюраторами от бронированного ЗИС-115. От него же применили радиатор системы охлаждения и шины 7.50-17. Впрочем, шины с точки зрения проходимости были никакие. Вспомнили об импортных «злых» 9.0016, в больших количествах поставляемых по ленд-лизу.

Два лимузина с клиренсом 226 мм отправили на испытания. Разумеется, вылезло немало недостатков. Оказалось, что уплотнители кузова, вроде бы прилично работающие в обычной жизни, на бездорожье пропускают грязь и пыль. Но, главное, экстремальных нагрузок не выдерживали рессоры и амортизаторы, плохо работало рулевое управление. В общем, стало ясно, что «малой кровью» толковый автомобиль не создать. И, судя по сохранившимся свидетельствам, работы приостановили. По крайней мере следующие сведения о необычном проекте относятся уже к иному времени.

Новая эпоха - сверхновые задачи

Новый руководитель страны заметно отличался от предыдущего - он куда чаще выезжал из Кремля и, главное, не только на дачи, а и в народ. Новая эпоха подразумевала даже публичное появление руководителя страны и его гостей в открытых (!) автомобилях - невиданное дело!

В 1956-м на испытания вышел ЗИЛ110П - изрядно модернизированный продолжатель штабного дела. Изменили раму, поставили масляный радиатор (на бездорожье двигатель, естественно, грелся). Главное - создали оригинальную независимую пружинную переднюю подвеску на треугольных рычагах. Обе подвески имели стабилизаторы. Применили отечественную раздаточную коробку ГАЗ-62. Существовал вариант и без демультипликатора, как ЗИС-110Ш. Но понижающая передача - 1,96 - разумеется, улучшала внедорожные возможности автомобиля. В коробке передач увеличили передаточные числа первой и второй ступеней. Развесовка по осям лимузина массой 3155 кг получилась близкой к идеальной: 49 на 51%. Радиус поворота шестиметрового монстра с базой 3780 мм - 9,56 м против 7,40 м у стандартного автомобиля.

Поскольку на шоссе машина расходовала около 30 л/100 км, а на бездорожье, по данным испытаний, - до 67 л (!), инженеры с трудом пристроили бак на 113 л вместо штатного 80литрового.

Интересно, что впервые в СССР о полноприводном автомобиле заговорили с точки зрения не только проходимости, но и управляемости. Да и в мире о машинах с формулой 4х4 в этом ключе пока не писали. Говоря о «повышенной устойчивости», инженеры в заводском отчете приводили в пример «заснеженную или грязную обочину», на которую можно практически безбоязненно «направлять автомобиль». В общем-то, «заснеженности» и грязи у нас хватает по сей день и не только на обочинах.

Автомобиль признали пригодным к эксплуатации. Освоение целинных земель было как раз в разгаре…

Пенсионер союзного значения

Количество выпущенных ЗИС-110П доподлинно неизвестно. Иногда называют даже 47 экземпляров. Куда вероятнее то, что построили три (один лимузин и два фаэтона), ну, может, чуть больше машин. Карьера модели была недолгой - она ушла в отставку, как и другой «пенсионер союзного значения». До этого машина появляласьтаки в кортеже непоседливого первого секретаря ЦК. Но после ухода Хрущева поездки в глубинку высших руководителей партии стали редкими, а если и случались, то ради такого случая местное начальство все равно укладывало несколько километров хорошего асфальта. Да и основные модели завод теперь уже имени Лихачева делал совсем другие и не в тех количествах. Представьте себе ЗИЛ-111 с полным приводом! Вот уж чудо!

Один из самых дорогих раритетов

ЗИС-110П - шедевр, опередивший время? Отчасти, но скорее все-таки технический курьез, забавный уникум, мало пригодный не только к серийному производству, но и к по-настоящему интенсивной эксплуатации.

Такой автомобиль, по сути, мог появиться лишь в то время и в том месте. Он дитя своей страны и своей эпохи и, естественно, дорог поклонникам истории отечественного автопрома. В том числе и в прямом смысле. Говоря о стоимости оставшихся в живых полноприводных гигантов, называют такие суммы, что они повергли бы в ступор даже самых обеспеченных граждан великого и могучего Союза…

Технические характеристики
Масса снаряженная, кг 3155
Длина/ширина/высота, мм 6026/2075/1763
Колесная база, мм 3780
Колея спереди/сзади, мм 1658/1670
Дорожный просвет, мм 235
Размерность шин 7,50–17
ДВИГАТЕЛЬ
Тип, расп. и кол-во цилиндров Бензиновый, R8
Рабочий объем, см 3 6007
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин 162/119,1 при 3500
Крутящий момент, Нм 395
Коробка передач Механическая, 3-ступ.,
Раздаточная коробка 2-ступенчатая
Тип полного привода Подключаемый
Максимальная скорость, км/ч Н.д.
Расход топлива, л/100 км 30–60

В поисках соответствий

Найти аналоги ЗИС-110П в мировом автопроме действительно практически невозможно. Разве что довоенные Ford на полноприводном шасси фирмы Marmon-Herrington. Такой испытывали в Горьком еще до войны. Впрочем, это все-таки штабной седан, а не представительский лимузин.

Парадный трехосный Mercedes -Benz G4, на одном из которых неоднократно выезжал в свет Гитлер, не был полноприводным, как и аналогичные модели других европейских компаний. Получается, что ближайший родственник ЗИС110П - Audi V8 - версия хорошо известной у нас «селедки» Audi 100. Солидный седан с мотором V8 делали и в полноприводном варианте Quattro. Но, конечно же, впрямую сравнивать ЗИС и Audi нельзя: это модели совершенно разных времен и концепций…


текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото: из архива автора

Теперь у вас появилась уникальная возможность стать обладателем модели первого послевоенного лимузина советской эпохи – ЗИС-110. С каждым выпуском коллекции «ЗИС-110» вы будете получать новые элементы для сборки модели и журнал об автомобиле и истории завода.
Издательство ДеАгостини .


Правительственный лимузин ЗИС-110 – флагман гаража особого назначения, возивший Сталина, Микояна и Ким Ир Сена. Четырехтонный бронированный гигант, впервые оснащенный кондиционером и радио. Вы легко соберете его великолепную копию в масштабе 1:8.

Модель

Модель этого культового автомобиля выполнена в масштабе 1:8. Имеет открывающиеся двери, поворачивающиеся передние колеса, светящиеся фары и работающие стоп сигналы. Модель удивит вас множеством подвижных деталей, оригинальной символикой и высоким качеством исполнения.

  • Точная копия оригинала
  • Металлические детали
  • Открывающиеся двери
  • Светящиеся фары
  • Масштаб 1:8

Размер модели

  • Длина – 75 см.
  • Ширина – 24,5 см.
  • Высота – 21,6 см.

Шаг за шагом вы соберете легенду советского автопрома, модель автомобиля ЗИС-110. С каждым номером коллекции вы будете получать комплект деталей, и сможете сразу начать сборку того или иного узла автомобиля!

На каждом этапе работы вам помогут инструкции и пошаговые схемы в журнале. А также видеоинструкции с наглядной демонстрацией сборки всех узлов модели. Ссылки на видеоинструкции вы сможете найти на нашем форуме.
Все инструменты необходимые для сборки модели будут прилагаться к коллекции в качестве подарка.

Журнал

Журнал «ЗИС-110» расскажет историю Московского автозавода и историю Гаража Особого Назначения, обслуживающего первых лиц государства.

Вы узнаете обо всех автомобилях советских вождей и познакомитесь с наиболее значимыми автомобилями АМО, ЗИС и ЗИЛ. Журнал содержит краткие исторические справки и технические характеристики автомобилей, а также красочные иллюстрации и архивные фотографии.

График выхода

№1 – Детали для сборки + DVD-диск – 05.01.2016
№2 – Детали для сборки + Постер со схематичным изображением элементов модели – 19.01.2016
№3 – Детали для сборки + Наклейки с логотипом коллекции – 26.01.2016
№4 – Детали для сборки – 02.02.2016
№5 – Детали для сборки – 09.02.2016

Сколько выпусков

Всего запланировано – 120 выпусков .

Видео

Презентация модели

Сборка модели ЗИС-110

Форум


ЗИС-110: ДЛЯ ПАРТИИ И НАРОДА


Величественный, вызывающий чувство уважения (а в свое время - трепета и страха), такой же "усатый", как и давший ему путевку в жизнь "великий вождь товарищ Сталин", "русский паккард" - в послевоенные годы был воплощением смелых инженерных решений и невиданного для советского автопрома уровня комфорта и безопасности. Сейчас этот автомобиль - вожделенная мечта многих коллекционеров.

ВЫСШИЙ КЛАСС - ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ЭЛИТЫ


История производства советских автомобилей представительского класса начинается с небольшой партии (6 шт.) машин марки "Ленинград-1" или "Л-1", которая сошла с конвейера ленинградского завода "Красный Путиловец" в 1933 г. Прототипом "Л-1" послужил американский Buick 32-90. Планировалось собрать 2000 экземпляров этих автомобилей, но после выпуска небольшой партии, завод переключился на производство тракторов и средних танков. Для своего времени автомобиль содержал множество прогрессивных технических новшеств. Достаточно назвать некоторые из них: вакуумные усилители приводов тормозов и сцепления, синхронизаторы в коробке передач, термостат, верхнеклапанный двигатель, гидравлические амортизаторы, жесткость которых регулировалась водителем со своего места.




Копированию зарубежных моделей авто способствовала определенная изолированность автопромышленности СССР: поставки машин на внешний рынок были невелики, а импортировавшие их страны не относились к развитым капиталистическим государствам. Немаловажную роль играли и жесткие сроки, отводившиеся на проектирование и подготовку производства новых автомобилей. Так, копирование чужой конструкции позволяло существенно сократить подготовительный цикл.


Модель ЗИС-101, которая выпускалась с 1936 по 1941 год, была второй попыткой обеспечить высшее руководство страны отечественными автомобилями представительского класса. Конструкция двигателя и компоновка кузова были вновь скопированы с Buick, но остальные агрегаты разрабатывали советские конструкторы. Для производства автомобиля кузовные чертежи и штампы были заказаны у американ-ской фирмы, там же изготовлены и первые кузова. После одобрения высшего руководства СССР и самого Сталина, ЗИС-101 поступил в серийное производство. Однако члены политбюро и сам "вождь" продолжали в большинстве случаев использовать для своих разъездов заграничные лимузины. А на ЗИС-101 ездили в основном обкомовские и горкомов-ские чиновники, представители художественной и научной элиты. Кроме того, автомобиль использовали в качестве такси, "скорой помощи", автомобиля сопровождения кортежей, а также продавали передовикам стахановского движения и лауреатам государственных премий.

ОТ ЧЕРТЕЖЕЙ К ПРОТОТИПУ


Более мощный и комфортабельный представительский автомобиль ЗИС-110 на Заводе им. Сталина начали разрабатывать в сентябре 1942 г. Новый лимузин ЗИС-110 проектировался по американскому образцу - Packard 180, который выпускался до 1942 г. Машины внешне очень похожи, но при этом ЗИС-110 не является полной копией американца. Известный автомобильный историк и инженер Л. Шугуров считает, что при проектировании за основу был взят также Buick Limited.

Выбор в качестве основы авто марки Packard, возможно, обусловлен тем, что c конца 30-х годов и вплоть до самой смерти Сталин пользовался подарком Рузвельта - 12-цилиндровым бронированным лимузином Packard Twin Six. Броня этой машины спасла Сталина в 1942 г. во время покушения на него на Красной площади. Тогда дезертировавший из Красной армии Савелий Дмитриев сделал восемь выстрелов из пистолета по машине Сталина. Бронированные стекла и кузов выдержали стрельбу. Как показали испытания, двойная броня, доработанная на ЗиС, выдержала бы даже выстрел 30-милиметрового кумулятивного снаряда. Именно таким снарядом, выпущенным из запрятанного в рукаве портативного устройства, диверсанты собирались осуществить другое покушение на Сталина, которое организовывали немецкие спецслужбы. Чекистам удалось предотвратить эту попытку. Возможно, после таких событий у Сталина появилось особое отношение к марке Packard, да и высочайший уровень комфорта этих машин ему удалось прочувствовать лично.

Выполнение правительственного задания - создание отечественного авто- мобиля представительского класса ЗИС-110 - было поручено Андрею Николаевичу Островцеву (1902-1988), который пришел на должность заместителя главного конструктора ЗиС в 1942 г. До этого А. Н. Островцев успел поработать главным конструктором автомобильного отдела НАМИ и в той же должности - на заводе КИМ (впоследствии - АЗЛК).

Для ЗИС-110 уже не заказывали штампы за границей, как для ЗИС-101. Вместо привычных фрезерованных стальных штампов изготовили литые цинко-алюминиевые. Они оказались дешевле в изготовлении, а также отличались небольшим сроком службы.

К такому решению пришли в связи с тем, что ЗИС-110 не планировалось выпускать в большом количестве. В очень короткие сроки, за 10 месяцев, была осуществлена подготовка к производству - разработаны чертежи, изготовлено оборудование, спроектированы технологические процессы. Такая же подготовка к выпуску ЗИС-101 заняла полтора года.

20 сентября 1944 г. правительством были одобрены первые прототипы ЗИС-110. В 1945 г. началась сборка первой партии.




Основное предназначение ЗИС-110 с открытым кузовом (ЗИС-110Б) - участие в парадах на Красной площади. Именно эта машина сменила традиционных коней, став первым советским парадным автомобилем.


ЛИМУЗИНУ - ЛУЧШИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ


Новый автомобиль обладал рядом конструкционных особенностей. Некоторые из них были впервые применены в советском автомобилестроении. На многочисленные усложнения конструкции инженеры пошли с целью обеспечения плавности хода, бесшумности и комфорта машины, которая в базовой модификации должна была стать лимузином. Так, главная передача заднего моста - гипоидного типа, что позволило избавиться от туннеля в днище машины, который выступал в салон. Кроме того, такая передача создавала меньше шума при работе. Передняя подвеска ЗИС-110 была независимой, задняя - зависимой. Установили зад-ние и передние стабилизаторы поперечной устойчивости. Несущую роль у семиместного автомобиля длиной 6 м и снаряженной массой 2570 кг выполняла рама с Х-образной поперечиной, обладавшая хорошей сопротивляемостью к действию сил скручивания. Для тормозов предусмотрен гидравлический привод.

На ЗИС-110 был установлен самый большой по объему и самый мощный для своего времени среди советских автомобилей двигатель. Рядный восьмицилиндровый карбюраторный силовой агрегат объемом 600 см 3 обеспечивал мощность 140 л.с. при 3600 об./мин и разгонял автомобиль до 140 км/ч. В системе газораспределения были применены гидравлические толкатели клапанов. Распредвал приводился в действие пластинчатой цепью. Двигатель с необычно высокой для советского автомобиля того времени степенью сжатия 6,85 нуждался и в соответствующем бензине, с октановым числом 74. Поэтому в дополнение к уже существовавшему бензину А-66 наладили выпуск бензина А-74. Характеристики двигателя позволили оснастить автомобиль трехступенчатой коробкой передач, управление которой находилось на руле.




Этот автомобиль (фото выше) 1950 г. в. проходил комплексную реставрацию в Автореставрационной мастерской "Молотов гараж" (Россия). Работы закончены в 1999 г., и автомобиль передан в частную коллекцию.

О других работах мастерской можно узнать на корпоративном сайте www.molotovgarage.ru


Как и полагалось лимузину, салон ЗИС-110 в базовой модификации имел опускающуюся стеклянную перегородку, отделявшую водителя от высокопоставленных пассажиров. Пятиместный автомобиль превращался в семиместный при помощи специальных откидных сидений - страпонтенов. Они находились в нишах с задней стороны переднего ряда сидений. Все сиденья ЗИС-110 были набиты гагачьим пухом. На принадлежность автомобиля к высшему классу указывало даже такое новшество, как электрогидравлические стеклоподъемники. Эта система отличалась от современных электрических систем поднимания стекол - в ней стекла поднимались под давлением жидкости. В салоне также устанавливался радиоприемник.

МОДИФИКАЦИИ - ДОСТУПНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ


В 1949 г. появилась бронированная модификация этого лимузина под индексом ЗИС-115. Внешних отличий от базовой модификации было немного - большая противотуманная фара, установленная перед решеткой радиатора, высокопрофильные шины без белых декоративных полос на боковинах, несколько иная форма и стилистика оформления колесных колпаков. Защита кузова, выполненная из стали толщиной 6,3 мм, а также стекла толщиной 75,5 мм существенно утяжелили автомобиль. Теперь его масса превышала 7 т.

В связи с этим потребовалось усиление ходовой, тормозов, петлей дверей, изготовление специальных высокопрофильных шин. Для ЗИС-115 не стали изготавливать специальный двигатель. Использовался форсированный стандартный двигатель ЗИС-110. Благодаря установке двух карбюраторов, увеличенных впускных коллекторов и другим модернизациям, мощность двигателя возросла до 162 л.с. Расход топлива составлял около 27,5 л на 100 км. По различным данным всего было изготовлено 38-45 экземпляров ЗИС-115. Около 20 из них эксплуатировались в Москве. До наших дней сохранилось всего лишь несколько бронированных лимузинов.

В том же 1949 г. появилась и другая модификация - ЗИС-110Б, которая имела два основных вида - с кузовом фаэтон и кабриолет. Автомобиль с базовым кузовом фаэтон оснастили складывающимся вручную тентом и съемными целлулоидными боковыми окнами. В его дверях не было стеклоподъемников. Выпускался до 1954 г. А в 1955 г. появился более сложный в изготовлении кабриолет. Базовый кабриолет оснащался подъемными боковыми стеклянными окнами, обрамленными хромированными рамками. Существовало множество разновидностей ЗИС-110Б, включая гибридные варианты фаэтона и кабриолета. ЗИС-110Б стал первым советским парадным автомобилем, до этого парады на Красной площади принимались на лошадях. Эти автомобили использовались и в качестве такси. Существовали даже "дальнобойные" маршруты такси, такие как Москва-Харьков, Москва-Симферополь. Кабриолеты и фаэтоны, предназначенные для высокопоставленных чиновников, по заказу оснащались такой же одиночной противотуманной фарой, как и у ЗИС-115 (она могла быть установлена как по центру бампера, так и с правой стороны передней стойки лобового стекла), антенной радиоприемника, вынесенной на переднюю левую часть, двумя дополнительными звуковыми спецсигналами, флагштоками и поручнями для парадных автомобилей.

В 1957 г. в количестве 3 экз. был выпущен кабриолет ЗИС-Э110В с четырьмя боковыми стеклянными окнами и подъемником тента. Существовали также разновидности кабриолетов: со всеми шестью стеклянными боковыми окнами; с четырьмя стеклянными и двумя задними целлулоидными; с четырьмя стеклянными окнами и без двух задних окошек. Фаэтоны, как и кабриолеты, выпускались с разными вариациями боковых окон: все шесть боковых окон из целлулоида (съемные); четыре боковых окна из целлулоида; два передних боковых окна из стекла и два задних из целлулоида; два передних боковых окна из стекла, четыре задних из целлулоида.




Два отличных экспоната ЗИС хранятся в Музее техники Вадима Задорожного (Россия). В отличие от ЗИС-110Б (верхнее фото), который подвергся комплексной реставрации, бронированный ЗИС-115 попал в Музей в удовлетворительном состоянии, и было решено ограничиться минимальным вмешательством. Этот солидный лимузин выглядит очень впечатляюще...


В 1949 г. в нескольких экземплярах (по различным источникам 2-4 шт.) была выпущена модификация ЗИС-110Ш. Это был полноприводный лимузин, предназначенный, вероятно, не только для выездов партийных "боссов" на отдых - охоту и рыбалку, но и для визитов с инспекцией в труднодоступные сельские районы, где нет дорог с хорошим покрытием. Ходовая, коробка передач, раздаточная коробка для этого автомобиля были позаимствованы у знаменитого ленд-лизовского американского внедорожника Dodge WC51, или, как его еще называли, "Додж три четверти". Использовался форсированный двигатель ЗИС-115.

Существовала полноприводная версия ЗИС-110П, в которой были использованы уже отечественные агрегаты от ГАЗ-63. Существуют противоречивые данные о количестве изготовленных машин. По одним источникам их было изготовлено 47 экз. По другим - всего лишь один лимузин и два фаэтона. На автомобиль устанавливался двигатель ЗИС-115.

В 1949 г. было выпущено 3 экземпляра ЗИС-110М ("модернизированный"). Все три машины отличались друг от друга. Суть же модернизации заключалась в следующем: установлена рама от ЗИС-115, изменена коробка передач, установлена гидромуфта сцепления и шины большего размера.

В период с 1959 по 1962 год велись работы и оформлялась документация на модификацию ЗИС-110И. На ней предполагалась установка автоматической коробки передач и двигателя от ГАЗ-13 "Чайка".

На базе ЗИС-110, как и на базе ЗИС-101, выпускался санитарный автомобиль ЗИС-110А. Он отличался от базового ЗИС-110 внешним оформлением, наличием спецсигналов, измененными салоном и крышкой багажника, которая позволяла загружать носилки в салон автомобиля (по типу "универсал").



Комплексная реставрация фаэтона ЗИС-110Б (фото выше) по заказу частного коллекционера выполнялась в Автореставрационной мастерской "Молотов Гараж" (Россия). Интересно, что для определения типа кузова этого авто запрос отправлялся на завод-изготовитель.


Во многих крупных городах эксплуатировались такси ЗИС-110 с закрытым кузовом. Они имели двухцветную окраску кузова, установленный таксометр и "шашечки" по бортам.

Интересна история единственного ЗИС-110 зеленого цвета, который был выкрашен по приказу самого Сталина. Автомобиль Сталин подарил Патри-арху Московскому и Всея Руси Алексию Первому за помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Уже в наше время в комплектном состоянии - с салоном, не требующим реставрации, родной краской, родными покрышками - Алексий Второй передал автомобиль в Ломаковский автомобильный музей в Москве, где он находится и сейчас.



Этот парадный автомобиль (фото выше) - один из самых редких и уникальных автомобилей эпохи Советского Союза. В нем в качестве эксперимента были применены электрические стеклоподъемники, однако в серийное производство кабриолет с электростеклоподъемниками не пошел.


Сталин дарил лимузины ЗИС также лидерам дружественных соцстран. Так, ЗИС-115 получил в подарок лидер КНДР Ким Ир Сен. Попадаются сведения об участии ЗИСов в парадах в КНДР и в настоящее время. В 1953 г. такой автомобиль был подарен председателю Центрального Комитета Польской Объединенной Рабочей партии Болиславу Беруту.

За годы выпуска модификаций ЗИС-110 (1945-1958 гг.) с конвейера Завода им. Сталина сошло 2089 автомобилей этой марки. ЗИС-110 очень ценится коллекционерами. Особенную ценность представляют бронированные ЗИС-115, полноприводные версии ЗИС-110П и ЗИС-110Ш, которые выпускались малыми партиями, а также настоящие парадные ЗИС-110Б серого цвета, выпущенные лишь в нескольких экземплярах.

За разработку ЗИС-110 группа конструкторов - А. Н. Островцов, Л. Н. Гусев, А. П. Зигель, Б. М. Фиттерман - была удостоена звания лауреатов Сталин-ской премии II степени.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png