FAQ для Начинающих:

1.
Вопрос: В чем смысл тюнинга?
Ответ: Представим что двигатель это насос по перекачке воздуха. Каждый заводской двигатель имеет свой объем и свои особенности конструкции. Для примера возмём 2 двигателя, это 8кл. двигатель 2111 и 16кл. двигатель 2112. Если снять логи с каждого из этих двигателей и проанализировать их, то мы увидим что 16кл. двигатель 2112 потребляет больше воздуха чем 8кл. 2111, может быть не во всем диапазоне оборотов, но по крайней мере на высоких оборотах дв.2112 потребляет больше воздуха. Соответственно автомобиль с дв.2112 будет быстрее ехать и быстрее разгоняться. Потому что у дв.2112 большее потребление воздуха (4 клапана на цилиндр), вместо 2-х у дв.2111. Таким образом когда мы ставим тюнинг железки, распредвалы, ресивер, дроссель, прямоточный выпуск, растачиваем каналы ГБЦ, увеличиваем объем двигателя или ставим турбину мы тем самым добиваемся 2-х факторов, это более большего потребления воздуха двигателем и более лучшей пропускной способности. Чем больше двигатель потребляет воздуха тем выше его мощность и момент. Для примера заводской 16кл. двигатель 2112 потребляет около 320 кг воздуха/час, турбированный уже около 900 кг воздуха/час.
Итог: больше воздуха>больше мощности, меньше воздуха>меньше мощности.

2.
Вопрос: Зачем после тюнинга надо калибровать прошивку?
Ответ: У каждого заводского инжекторного автомобиля в электронный блок управления записана прошивка, которая была откалибрована в соответствии с конфигурацией двигателя. Т.е прошивка была откалибрована в соответствии с объемом двигателя, параметрами распредилительных валов, фазой распредилительных валов, конструкцией ресивера, конструкцией дроссельного узла, выпускной системы, производительностью форсунок и т.д. Двигателем управляет прошивка, углом опережения зажигания, составом смеси, хол. ходом и тд. И когда мы ставим скажем тюнинг распредвалы и ресивер, мы тем самым кардинально меняем систему впуска и систему газораспределения двигателя. Таким образом после тюнинга мы получили новые динамические характеристики двигателя, это требует новой калибровки прошивки, под нашу новую конфигурацию двигателя. Потому что заводская прошивка была настроена на заводскую конфигурацию, и на новой тюнинг конфигурации она не будет правильно работать. Будут рывки и провалы в движении, авто не будет развивать максимальной мощности и максимальной скорости, хол. ход будет не стабильным. Кроме того работа двигателя на не настроенной прошивке может вызвать продолжительную детонацию, это прогар клапанов, раскол поршней, повреждение шатунов и стенок цилиндров, в общем в лучшем случае ремонт двигателя в худшем его замена.
Итог: прежде чем тюнить авто, надо найти настройщика или самому обладать хотя бы начальным уровнем знаний. И конечно иметь оборудование для калибровки прошивки. В идеале любая установка тюнинг железки на двигатель, например прямоточного выпуска ТРЕБУЕТ новой калибровки прошивки.

3.
Вопрос: Какое оборудование мне нужно для калибровки прошивки?
Ответ: Когда мы нафаршировали двигатель кучей нестандартного железа, распредвалы, ресивер, выпуск и тд., мы выполнили только 50% работы. Нихрена все это никуда не поедет без калибровки прошивки. Остальные 50% это настройка всего этого фарша) Так вот, для этого нужна система, которая позволит нам все это дело настроить. Под словом система я имею ввиду инженерый блок управления двигателя и проводка к нему до датчиков двигателя. Инженерный блок управления отличается от обычного тем, что на инженернике можно калибровать прошивку в режиме реального времени, этот режим называется онлайн. Т.е. едите вы за рулем, а настройщик в это время сидит рядом с вами с ноутбуком, подключившись через адаптер к вашему эбу и калибрует прошивку получая данные в реальном времени, такие как состав смеси, угол опережения зажигания, температуру впускного воздуха и тд. и соответственно также изменяет эти параметры в реальном времени. Систем для калибровки прошивки в режиме онлайн масса, это январь, корвет, мегасквирт, инвент и тд. Суть у них одна, настраивать прошивки в режиме онлайн. Далее, одного инженерника мало, нужен еще широкополосный датчик кислорода чтобы видеть состав смеси в выпускном коллекторе. Обычного заводского датчика кислорода будет мало, он видит лишь состав смеси равной 14.7, это означает что чтобы сжечь одну часть бензина, нужно 14.7 частей воздуха, а шдк видит смесь от 10 до 20, как раз таки в этом диапазоне смеси работают 99% двигателей. Для всего этого оборудования нужна прошивка и программы, которые позволят нам все это дело настроить, без программ любое оборудование куча бесполезного металла и пластика. Как правило всегда при покупке оборудования в комплекте идут программы и прошивки, либо продаются отдельно. Это минимальный набор настройщика. Существует еще масса устройств для облегчения настройки прошивки, в частности датчик ЕГТ который вкручивается в выпускной коллектор и позволяет видеть температуру выхлопных газов, это нужно для настройки зажигания.
Итог: для калибровки онлайн нужны, инженерный блок с проводкой, шдк, набор кабелей для подключения/перепрошивки блока, программное обеспечение и прошивки. Ну и знания всего этого дела)

4.
Вопрос: С чего начать тюнинг, что сделать в первую очередь?
Ответ: Прежде чем тюнинговать свою тачку нужно перейти на систему позволяющая настроить прошивку в режиме онлайн. Под словом система имеется ввиду электронный блок управления. Например если у вас на авто с завода идет блок управления бош 7.9.7, то прежде чем тюнить свою тачку нужно заменить этот блок на Январь 7.2, если у вас блок бош 7.9.7 или 7.9.7+ то просто покупаем Январь 7.2 и ставим его т.к. проводка между этими 3-мя блоками взаимозаменяемая. Если у вас блок скажем м74 с электронной педалью газа, то здесь нужно произвести эти же действия, установить эбу Январь 7.2 или 5.1 но с заменой проводки, потому что проводка от м74 не подходит к любому из Январей. Т.к любой из Январей не поддерживает е-газ, то соответственно нужно будет перейти на механический дроссель, да и вообще е-газ это сплошная головная боль, от него больше гемороя чем пользы. Когда вы перейдете на любой из эбу Январь, уже можно ставить тюнинг железки. Первым что нужно сделать это установить выпускную систему паук 4-1 или 4-2-1 или вставку вместо катализатора, тем самым вы дадите лучше дышать двигателю, это сыграет огромную роль в дальнейшем тюнинге. А потом когда у вас уже будет конфигурация двигателя по серьезнее, вы без труда сможете обратиться практически к любому настройщику чтоб он вам настроил прошивку. При этом эбу Январь у вас может быть обычный(заводской, не инженерный), когда настройщик настроит вам прошивку на своем инженерном эбу эта прошивка будет прекрасно работать на вашем заводском эбу. Правильно настроенная прошивка при тюнинге это залог успеха. Скачивая уже готовые прошивки на просторах интернета для тюнинг конфигурации двигателя, вы совершаете ошибку и занимаетесь онанизмом, машина может будет ехать но не так как она должна ехать. Будет дерготня, рывки и провалы во время движения, увеличенный расход. Прошивка настраивается индивидуально для каждого двигателя это еще один залог успеха. Бесплатный халявный сыр бывает только в мышеловке. А хороший и вкусный сыр покупается за средства.
Итог: сначало переходим на эбу Январь 5.1/7.2, потом ставим выпуск паук, а потом уже распредвалы/ресивер/дроссель и на последок четыре турбины, на каждый цилиндр)


Спасибо за статью

С недавнего времени стало распространенным управление транспортом с помощью электроники. Тогда же и появилось понятие чип-тюнинга. Эта процедура интересует многих владельцев авто, ведь с её помощью можно полностью поменять характер любой машины. Где сделать чип тюнинг можно будет узнать в этой статье.

Что такое чип-тюнинг? Где его делают? Эти и другие вопросы вызывают повышенное внимание водителей автомобилей.

Чип-тюнинг можно определить как способ изменения режима контроля за движением авто при помощи коррекции программ управления. Основная цель проведения чип-тюнинга - полностью модернизировать систему управления двигателем и увеличить его мощность. Но и это не все, на что способен чип-тюнинг. Где делают такую процедуру, можно узнать в автосервисе.

Возникает вопрос: почему производителей автомобилей сразу не выпускают модели с высокой мощностью? На это у них есть причины. Один из вариантов - это уменьгение выброса в атмосферу углекислого газа путём снижения работоспособности двигателя. В качестве примера можно взять Ssang Yong Actyon с мощностью двигателя в 175 лошадиных сил, который работает на дизельном топливе, и его аналог - та же модель авто, только со 149 лошадиными силами. Хотя двигатели этих автомобилей не имеют значительных отличий.

На каких моторах можно делать чип-тюнинг?

Не желательно проводить данную процедуру, если у автомобиля имеется атмосферный двигатель. Все просто: у таких моторов мощность получится увеличить только лишь до 7%. На практике такая разница не будет заметна.

Процесс прошивки двигателя осложняется тем, что блок управления работой мотора имеет крепкую связь с остальными важными системами и трансмиссией. Вот почему корректировка работы двигателя может отрицательно повлиять на функционировании коробки передач. Не менее важное значение имеет уровень профессионализма мастера, от которого зависят перемены в характере авто и сохранность его первоначальных характеристик.

Если откорректировать ECU, то сразу нужно будет заняться изменением коробки передач. Процедура эта не из лёгких. Иногда это просто невозможно, например, в случае с BMW 7-series. В данном авто присутствует около 80 блоков, крепко связанных друг с другом.

Стоимость процедуры прошивки

В зависимости от марки автомобиля и от профессионального уровня мастера цена на чип-тюнинг варьируется в пределах 10-25 тыс. рублей. Можно, конечно, сэкономить и откорректировать мотор и за тысячу рублей, вот только эта работа будет кустарного типа. Обратившись в солидное предприятие, где сделать чип-тюнинг можно, надо будет выложить и пару тысяч долларов, а то и больше.

Марка авто также имеет значение. Если, к примеру, прошить “Ниву”, то можно отдать 2000 рублей, за BMW попросят 5000 минимум, а чип-тюнинг спортивного авто обойдётся в несколько тысяч долларов. Подробнее о ценах и методах проведения можно узнать на чип-тюнинг.ru.

Преимущества “чипования” мотора

Говоря о достоинствах прошивки двигателя, следует добавить, что все плюсы и минусы этой процедуры относятся

к субъективному мнению. Ведь для кого-то плюс может показаться минусом и наоборот.

К основным достоинствам чип-тюнинга можно отнести:

  • Заметная экономия расхода топлива;
  • Дополнительные лошадиные силы;
  • Улучшенная динамика движения;
  • Высокая отзывчивость педали газа;
  • Исправление программы и характеристик двигателя.

Положительным сторонам чип-тюнинга не уделяют особого внимания всилу их очевидности и неоспоримости.

Минусы чип-тюнинга

Рассуждая о влиянии прошивки на ресурс двигателя, следует заявить, что никакого положительного воздействия на мотор эта процедура не оказывает. Однако в её проведении нет ничего критичного. Любой мастер, проводящий чип-тюнинг, не может дать никакой гарантии безопасной работы двигателя после корректировки. Поэтому лучше все же обратиться к проверенным специалистам, которые доведут двигатель до пределов безопасности.

Самая важная отрицательная сторона “чипирования” - то, что после него двигатель уже не будет экологичным из-за увеличения выделения выхлопных газов в атмосферу.

Не лишним будет упомянуть и о заводской гарантии, которая автоматически утрачивает действие с момента “чипования” движка. Ведь ни у одного производителя не возникнет желания оплачивать ремонт мотора, который не соответствует начальным показателям. Почти все чип-тюнеры настойчиво убеждают владельцев машин, что никто не сможет увидеть изменения в работе двигателя.

Но ведь изготовитель не может быть столь глупым, чтобы не увидеть разницы? С помощью специальных приборов можно легко определить наличие вмешательства. Даже если отогнать машину в сервис, нужно сначала вернуть двигателю заводские настройки.

Каждый владелец решает для себя, стоит ли заниматься этим, где можно сделать чип-тюнинг и так ли он необходим. При это важно понимать, что прошивка мотора значительно увеличит потенциал водителя. Ведь не от проведённых изменений зависит срок службы двигателя. а от стиля езды и правильного ухода за машиной. Главное - научиться беречь и грамотно эксплуатировать своё авто вне зависимости от вида двигателя, будет ли он перенастроенным или заводским.

Любой автозавод, выпускающий за ворота даже самый недорогой и маломощный автомобиль, вправе утверждать, что машина полностью соответствует всем заявленным техническим характеристикам. Именно по этим критериям потребитель выбирает автомобиль и платит за него деньги, тем самым подтверждая, что его полностью удовлетворяют все параметры автомобиля. Покупать-то никто не заставляет. Нужен мощный полуспортивный автомобиль - выбирай Мицубиси Лансер 9, нужен автомобиль для бездорожья, в таком случае Уаз Патриот в помощь, утилитарный городской седан - Форд Фокус 2 и все вопросы решены. Потребитель доволен, завод процветает, все улыбаются.

Лекарство от тюнинга

Только есть особенная болезнь, заразная и практически неизлечимая, напоминающая тягу к азартным играм. Это тюнинг серийных автомобилей. Для того, чтобы посвятить себя тюнингу, совсем необязательно иметь желание доказать, что можно своими руками сделать лучше, чем на заводе. Инфекций, которые вызывают такую болезнь, достаточно много.

Первая - тотальная бедность. Это касается территории бывшего совка. В условиях металлического гаража, имея в арсенале стандартный набор ключей, сделать из Москвича 412 звезду раллийных трасс - верх находчивости и изобретательности. Второй вирус - азарт. В этом случае страдающий тюнингоманией не остановится ни перед чем, потратит любые деньги, чтобы добавить лишних пару лошадей к скромному табунчику Лада Приора, при этом обязательно подчеркнет это внешними проявлениями неукротимой мощи. Самая тяжелая стадия болезни - профессиональный тюнинг. Эти парни знают об автомобилях все, начиная от кривых крутящего момента до степени влияния нафталина на октановое число бензина. Это уже не лечится, и мы только снимаем перед ними шляпу.

Среди всех видов доработок автомобиля, самый сложный и наукоемкий процесс - доводка двигателя. Борьба за каждый миллиграмм веса поршня, за каждую сотую атмосферы давления наддува. Здесь не идет речь ни о каком гаражном тюнинге и драчевых напильниках. Здесь нужен только высокотехнологичный подход с серьезной базой знаний, но говорить мы будем об овеянном мифами чип-тюнинге для начинающих.

Видеоролик о чип-тюнинге программатора своими руками

Базовые понятия чип-тюнинга, или есть ли смысл

Несоответствие позиций завода-изготовителя и владельца автомобиля очевидно. Мы хотим от двигателя максимальной мощности и крутящего момента, минимального расхода топлива, огромного ресурса. И чтобы все сразу, по максимуму, малыми вложениями. Разработчики программного обеспечения для управления электроникой автомобильного двигателя видят ситуацию несколько по-другому. Для них идеальный двигатель - это тот, который соответствует установленным нормам выброса токсичных газов, работает стабильно и мягко на всех режимах, при этом потребляя минимум топлива. Хоть в одном мы сошлись с производителем. Инженеры-разработчики не зря получают свою зарплату. У них за плечами огромный массив знаний, опыт и все инструменты для реализации любой задачи. Оспаривать их компетентность можно только в единичных случаях.

Электронный блок управления (ЭБУ) работой двигателя содержит в себе прописанные программно все возможные алгоритмы работы систем подачи топлива, дозировки воздуха, ограничения оборотов и крутящего момента. Все это собрано в запоминающем устройстве и воспринимается, как закон, не подлежащий пересмотру. Каждый режим работы мотора проверен в заводских лабораторных условиях, и любое, малейшее изменение в настройках этого алгоритма приводит к некорректной работе всех существующих систем. Чип-тюнинг своими руками как раз и нацелен на изменение этих характеристик, особенно касающихся мощности и расхода топлива.

На фото ЭБУ Январь 7.2 — электронный блок управления работой двигателя

Чип-тюнинг может затронуть такие важные процессы и настройки:

  • изменение мощности двигателя;
  • изменение угла опережения зажигания;
  • количество впрыскиваемого топлива;
  • время впрыскивания;
  • количество воздуха во впускной системе;
  • дезактивацию или изменение работы системы контроля токсичности выхлопных газов.

Еще есть что перечислять, но этого, пожалуй, достаточно, чтобы понять, какую роль может сыграть неумелое вмешательство в тонко организованную и выверенную систему управления двигателем.

Чип-тюнинг двигателя с турбиной

Чип-тюнинг в некоторых случаях может быть единственным методом коррекции параметров мотора. Взять хотя бы двигатели с турбонаддувом. Никакими иными способами повлиять на работу турбины просто невозможно. Механизм наддува регулируется только программными средствами, программой и контролируется. В большинстве случаев будет достаточно просто изменить характеристики турбины, а они уже повлияют и на крутящий момент, и на режим оборотов, в котором достигается максимальная мощность.

В этом случае нет никакой необходимости вносить изменения в алгоритм управления топливной системой, потому что двигатель в обязательном порядке имеет расходомер воздуха, который установит потребление кислорода и скорректирует подачу топлива оптимальным образом. Но это только в том случае, если мы не вносили изменений в объем двигателя и в регулировку фаз газораспределения. В противном случае того топлива, которое подает форсунка, будет просто не хватать для нормальной работы цилиндра. Тогда нужно менять форсунки на более производительные. Это же относится и к механизму газораспределения. Вот именно поэтому смехотворно выглядит установка самопальных турбин на ВАЗовские моторы, которые и близко не рассчитаны на такие режимы работы. Нормальной корректной отдачи от такой турбины ждать не стоит, и уж тем более «валить» от этого восьмерка не будет.

Правильный чип-тюнинг своими руками, или магическая кнопка АвтоВАЗа

Для любителей поковыряться в электронике под капотом, ВАЗ предусмотрел отличную возможность реализации такой тяги. Блок управления Январь 7.2, который установлен на Лада Калина, ВАЗ 2115, Лада Приора, Шевроле Нива и ВАЗ 2107 с инжекторным мотором, имеет теперь несколько степеней регулировки. Для изменения настроек совсем необязательно подключаться к компьютеру и хирургическим методом вносить изменения в программы настройки вручную.

Дело в том, что в какой-то момент обнаружились лишние килобайты в объеме оперативной памяти Января. Установленных с завода 128 килобайт вполне хватило для того, чтобы запрограммировать блок управления двумя дополнительными режимами. На опционально устанавливаемый программатор Январь прописали на базе стандартного режима алгоритмы Спорт и Эконом.

Прелесть этой системы в том, что блок может управляться прямо из кабины. Для этого не обязательно владеть глубокими познаниями в автомобильной электронике. Режимы меняются простым нажатием кнопки. Регулировки спортивного режима подразумевают ограничение оборотов только на 6500, а вентилятор радиатора включается при достижении антифризом температуры в 101˚С. При этом холостые обороты выставлены на 900 об/мин, а потребление топлива составляет 1 л/ч. В экономичном режиме обороты отсекаются с 6200 об/мин, а ХХ понижен до 750 об/мин. Конечно, стендовые замеры мощности показали довольно серьезный прирост. Вот он, инженерный подход - спортивная программа дала увеличение мощности на 10,7 л.с., а экономичная на 8,5 силы. По поводу расхода топлива особенно обольщаться не стоит, особенно в городе. Но в эксплуатации динамика автомобиля вырастает заметно, особенно в спортивном режиме. Цена такого тюнингованного Января - около 8 тысяч, что вполне приемлемо.

Не стоит думать, что тюнинг-лаборатории совсем забыли о владельцах более резвых авто. Наподобие нашего Января, продаются устройства, которые меняют характеристики двигателей Хендай Акцент, последних Фольксваген Пассат, Рено Логан. Такие программаторы разработаны для тех автомобилей, в которых нет нужды менять полностью прошивку и перепрограммировать всю систему управления. Для них достаточно просто внести коррективы в контроллер впрыска топлива. Greddy, HKS, Hypertec - основные игроки на этом рынке. Для более мощных автомобилей, БМВ Е34 7-й серии, Субару Импреза, Мицубиси Ланцер Эволюшн алгоритм могут изменить приборы Apexi и Greddy, а для среднеразмерных популярных у нас седанов Дэу Нексия 1.5, Шевроле Ланос 1.5, Шевроле Круз, Лачетти, с задачей по программированию топливной системы справляются устройства Crane, Electromotive и HKS. Цена такого внедрения - около 300 долларов, но эта игрушка способна менять не только настройки впрыска, но и грамотно распоряжаться углом опережения зажигания, вплоть до того, что можно задать определенное количество искрообразований за фазу.

Перед тем, как закатывать рукава и пытаться сделать чип-тюнинг своими руками, стоит досконально выучить работу чипируемого двигателя и точно знать, чего от него можно ждать, а на что надеяться не стоит. Только таким образом грамотная доводка мотора программными средствами даст результаты.

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Автомобили Datsun стали дороже сразу на 30 тысяч рублей

Сразу отметим, что подорожание не коснулось машин, собранных в прошлом году. Прошлогодние седан on-DO и хэтчбек mi-DO в базовых версиях по-прежнему предлагаются за 406 и 462 тысячи рублей соответственно. Что касается автомобилей 2016 года выпуска, то теперь on-DO не купить дешевле, чем за 436 тысяч рублей, а за mi-DO дилеры отныне просят 492 тысячи...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Видео дня. Что такое настоящие сельские гонки?

Как правило, белорусские водители отличаются законопослушностью и размеренной манерой езды. Однако и среди них встречаются и такие, кто способен удивить не только местных гаишников. На прошлой неделе «Авто Mail.Ru» писал, как в Брестской области погоню с патрульным автомобилем устроил… пьяный пенсионер на мотоблоке. Затем мы публиковали видео преследования нетрезвого гомельчанина, ...

Suzuki SX4 пережил рестайлинг (фото)

Отныне в Европе автомобиль редлагается только с турбированными двигателями: бензиновыми литровым (112 л.с.) и 1,4-литровым (140 л.с.) агрегатами, а также 1,6-литровым турбодизелем, развивающем 120 лошадиных сил. До модернизации автомобиль предлагался также с 1,6-литровым 120-сильным атмосферным бензиновым мотором, однако в России этот агрегат будет сохранен. Кроме этого, после...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Самых дорогостоящие машины в мире

Безусловно, любой человек хотя бы один раз задавался вопросом, какая же самая дорогая машина в мире. И даже не получив ответа, мог только вообразить себе, что же представляет собой самый дорогой автомобиль в мире. Возможно, некоторые думают, что это мощный, ...

Самые дешевые автомобили в мире

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.

Как обменять старый автомобиль на новый В марте 2010 года в нашей стране стартовала программа утилизации старых автомобилей, согласно которой любой автовладелец может поменять свою старую машину на новую, получив от государства в лице МинПромТорга финансовую помощь в размере 50 ...

Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а...

Автомобили для настоящих мужчин

Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...

Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka

Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству он является легковым универсалом, однако...

Надёжность машин по рейтингу

Для чего служат рейтинги надёжности? Будем честными друг с другом, почти каждый автолюбитель часто думает: самая надежная машина – моя, и мне она не доставляет много хлопот различными поломками. Однако, это просто субъективное мнение каждого автовладельца. Приобретая автомобиль, мы в...

Как заказать автомобиль из Германии Существует два варианта покупки подержанного немецкого автомобиля. Первый вариант предполагает самостоятельную поездку в Германию, выбор, покупку и перегон. Но этот способ не всем подходит ввиду отсутствия опыта, знаний, времени или желания. Выход – заказать авто...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Наверняка, каждый автовладелец, хоть раз, но мечтал о более мощном автомобиле, мечтал ощутить то, ни с чем несравнимое ощущений силы и скорости. И если раньше, мечта могла осуществиться лишь с покупкой нового авто, то сегодня проблема решается с меньшими затратами, причём, не только финансовыми - чип-тюнинг двигателя – уникальная операция, позволяющая существенно увеличить мощность вашего автомобиля. Поговорим об этом более подробно.

История возникновения

Чип-тюнинг появился в начале 90-х годов прошлого века, в то время, когда наблюдалось бурное развитие компьютерных технологий. Компьютер стал повсеместно использоваться во многих отраслях промышленности, и автопром не был исключением. С тех прошло вот уже много лет, а чип-тюнинг двигателя, не только не утратил своей актуальности, но и существенно повысил свою популярность, став настоящим спасением для многих автовладельцев, мечтающих о мощном и скоростном авто.

Что такое чип-тюнинг

Но что же такое чип-тюнинг? Это особая оптимизация работы двигателя автомобиля, вследствие которой, увеличивается его мощность, причём, без вмешательства в механические компоненты авто.

Современные двигатели оснащены ЭБУ – электронным блоком управления, который, по сути, и управляет работой двигателя, в соответствии с заложенной в него программой. Достаточно лишь слегка модифицировать данное ПО и это сразу же даст ощутимый результат – в первую очередь, улучшится крутящий момент, мощность двигателя и его «приемистость». Кроме этого, тюнинговая прошивка позволяет модернизировать холодный пуск авто, исправить угол опережения зажигания, параметры впрыска топлива, а также деактивировать некоторые системы, которые отвечают за мониторинг токсичности выхлопных газов автомобиля.

Правда, стоит помнить, что проводя чип-тюнинг своими руками или же посредством автосервиса, вы действуете на свой страх и риск, теряя при этом гарантию на автомобиль.

Преимущества использования

Предлагаем вашему вниманию список основных преимуществ, которые даёт подобная оптимизация на вашем авто:

  • Улучшенные показатели ускорения автомобиля;
  • Более высокая скорость движения;
  • Увеличение мощности двигателя на 5-30 процентов, в зависимости от типа используемого двигателя;
  • Более высокая маневренность автомобиля;
  • Улучшение динамики, что позволяет снизить время разгона до 100 км/час;
  • Снижение расхода топлива – до 20 процентов;
  • Улучшение работоспособности бортового комплекса авто.

При этом стоит отметить тот факт, что всё это происходит без прямого вмешательства в работу двигателя и настройки основных узлов авто, а регулировка проводится непосредственно на уровне электронных систем автомобиля.

А есть ли недостатки?

Впрочем, как и везде, здесь присутствуют не только положительные моменты, есть и недостатки. Среди основных из них стоит выделить такие:

  • Увеличение токсичности выхлопных газов – недостаток довольно спорный, поскольку он, как правило, проявляется лишь при некорректно проведённой установке;
  • Сокращение рабочего ресурса двигателя – за всё надо платить и за увеличение мощности в том числе. Чем активнее работает двигатель, тем меньшее время он сможет прослужить;
  • Потеря гарантии – впрочем, если операция проводится официальным дилером, данная проблема решается сама собой.

Выполнение операции своими силами

Проведение данной операции в домашних условиях, является актуальным тогда, когда хочется улучшить свой автомобиль, но нет времени, желания или возможности ждать, когда работа будет проведена в условиях официального сервис-центра. Стоит ли проводить чип-тюнинг своими руками? Каждый отвечает на этот вопрос самостоятельно, советовать здесь бессмысленно и мы этого делать не будем, просто расскажем, что необходимо для проведения чипования двигателя.

Итак, для того, чтобы выполнить операцию, нам понадобится:

  • Прошивка – здесь очень важно выбрать качественную версию , в противном случае, последствия будут самые плачевные;
  • Микросхема – выбор достаточно велик и зависит от желаний автовладельца, а также марки его авто;
  • Панель для микросхемы – аналогично прошивке. Не стоит гнаться за дешёвой копией, лучше взять один раз, но качественный продукт.

Проводя операцию чипования самостоятельно, стоит также помнить, что выполнять её можно исключительно на исправном двигателе, прошедшем регулировку и калибровку.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что грамотный чип-тюнинг способен существенно улучшить параметры работы двигателя авто, сделать его более мощным и экономичным. Выполнение данной операции лучше всё же доверить профессионалам, не только обладающим опытом и знаниями, но и имеющим всё необходимое для работы оборудование.

Чип-тюнинг – почувствуй мощь своего автомобиля.

Панюшкин В.В.

(«ХиЖ», 2014, №4)

Производство крошечных чипов, дающих жизнь ноутбуку, — одно из самых сложных и изощренных. Оно состоит более чем из трех сотен операций, и один производственный цикл может длиться до нескольких недель. Как выглядит этот процесс в упрощенном виде?

Наносим слой кремния

Первое, что необходимо сделать, - создать на поверхности кремниевой подложки диаметром в 30 см дополнительный слой. Атомы кремния наращивают на подложку методом эпитаксии: они постепенно оседают на кремниевую поверхность из газовой фазы. Процесс протекает в вакууме, ничего лишнего здесь нет, поэтому в результате на поверхности образуется тончайший слой чистейшего кремния с той же кристаллической структурой, что и кремниевая подложка, только еще чище. Иными словами, мы получаем несколько улучшенную подложку.

Наносим защитный слой

Теперь на поверхности подложки надо создать защитный слой, то есть попросту окислить ее, чтобы образовалась тончайшая пленка оксида кремния SiO 2 .

Ее функция очень важна: оксидная пленка в дальнейшем будет мешать электрическому току утекать с пластины. Кстати, в последнее время вместо традиционного диоксида кремния компания Intel стала использовать high-k-диэлектрик на основе оксидов и силикатов гафния, у которых более высокая по сравнению с оксидом кремния диэлектрическая проницаемость k. Слой high-k диэлектрика делают примерно в два раза толще, чем слой обычного SiO 2 , за счет сужения соседних областей, но благодаря этому при сравнимой емкости ток утечки удается уменьшить в сто раз. Это позволяет продолжать миниатюризацию процессоров.

Наносим слой фоторезиста

На защитный слой оксида кремния необходимо нанести фоторезист - полимерный материал, свойства которого изменяются под воздействием излучения. Чаще всего в этой роли выступают полиметакрилаты, арилсульфоэфиры и фенлформальдегидные смолы, которые разрушаются под воздействием ультрафиолета (этот процесс называется фото- литографией). Их наносят на вращающуюся подложку, опрыскивая ее аэрозолем упомянутого вещества. В принципе можно также использовать электронный луч (электронно-лучевую литографию) или мягкое рентгеновское излучение (рентгеновскую литографию), подбирая к ним соответствующие чувствительные вещества. Но мы рассмотрим традиционный процесс фотолитографии.

Облучаем ультрафиолетом

Теперь подложка готова к контакту с ультрафиолетом, но не прямому, а через посредника - фотомаску, которая играет роль трафарета. По сути, фотомаска - это рисунок будущей микросхемы, только увеличенный в несколько раз. Чтобы спроецировать его на поверхность подложки, используют специальные линзы, уменьшающие изображение. Это дает поразительную четкость и точность проекции.

Ультрафиолет, проходя через маску и линзы, проецирует изображение будущей схемы на подложку. На фотомаске будущие рабочие участки интегральной микросхемы прозрачны для ультрафиолета, а пассивные участки - наоборот. В тех местах на подложке, где должны быть расположены активные структурные элементы, облучение разрушает фоторезист. А на пассивных участках разрушение не происходит, потому что туда ультрафиолет не попадает: трафарет он и есть трафарет. Химическая реакция, которая происходит в слое под воздействием ультрафиолета, очень похожа на реакцию в пленке, происходящую во время фотографирования. Разрушенный фоторезист легко растворяется, поэтому убрать с подложки продукты разложения несложно. Кстати, для создания одного процессора бывает необходимо до 30 различных фотомасок, поэтому этап повторяют по мере нанесения слоев друг на друга.

Травим

Итак, рисунок будущей схемы со всеми элементами размером вплоть до нескольких нанометров перенесен на поверхность подложки. Области, где защитный слой разрушился, теперь должны быть вытравлены. При этом пассивные участки не пострадают, поскольку они защищены полимерным слоем фоторезиста, который не разрушился на предыдущей стадии. Облученные области вытравливают либо химическими реагентами, либо физическими методами.

В первом случае, чтобы разрушить слой диоксида кремния, используют составы на основе фтористоводородной кислоты и фторида аммония. Жидкостное травление - дело хорошее, но есть проблема: жидкость так и норовит затечь под слой резиста на соседних пассивных участках. А в результате детали вытравленного рисунка по размеру оказываются больше, чем предусмотрено маской. Поэтому предпочтительнее сухой физический метод - реактивное ионное травление с помощью плазмы. Для каждого материала, подвергаемого сухому травлению, подбирают соответствующий реактивный газ. Так, кремний и его соединения травят хлор- и фторсодержащей плазмой (CCl 4 + Cl 2 + Ar, ClF 3 + Cl 2 , CHF 3 , CF 4 + H 2 , C 2 F 6). Правда, у сухого травления тоже имеется недостаток - меньшая по сравнению с жидкостным травлением селективность. К счастью, на этот случай есть универсальный метод - ионно-лучевое травление. Оно пригодно для любого материала или сочетания материалов и обладает наивысшей среди всех методов травления разрешающей способностью, позволяя получать элементы с размером менее 10 нм.

Легируем

Теперь настало время ионной имплантации. Она позволяет внедрить практически любые химические элементы в необходимом количестве на заданную глубину на протравленных участках, где обнажилась кремниевая подложка. Цель этой операции - изменить тип проводимости и концентрацию носителей в объеме полупроводника для получения нужных свойств, например - требуемой плавности p-n-перехода. Самые распространенные легирующие примеси для кремния - это фосфор, мышьяк (обеспечивают электронную проводимость n-типа) и бор (дырочную проводимость p-типа). Ионы имплантируемых элементов в виде плазмы разгоняют до высоких скоростей электромагнитным полем и бомбардируют ими подложку. Энергичные ионы проникают в незащищенные участки, погружаясь в образец на глубину от нескольких нанометров до нескольких микрометров.

После внедрения ионов фоторезистивный слой удаляют, а полученную конструкцию отжигают при высокой температуре, чтобы восстановилась нарушенная структура полупроводника и ионы лиганда заняли узлы кристаллической решетки. В целом первый слой транзисторов готов.

Делаем окна

Поверх полученного транзистора необходимо нанести изолирующий слой, на котором тем же методом фотолитографии вытравливают три «окна». Через них в дальнейшем будут создаваться контакты с другими транзисторами.

Наносим металл

Теперь всю поверхность пластины покрывают слоем меди с помощью вакуумного напыления. Медные ионы проходят от положительного электрода (анода) к отрицательному электроду (катоду), роль которого играет подложка, и садятся на него, заполняя окна, созданные с помощью травления. Затем поверхность полируют, удаляя лишнюю медь. Металл наносят в несколько этапов, чтобы создать межсоединения (их можно представить как соединительные провода) между отдельными транзисторами.

Раскладка таких межсоединений определяется архитектурой микропроцессора. Таким образом в современных процессорах устанавливаются связи между примерно 20 слоями, формирующими сложную трехмерную схему. Количество слоев может меняться в зависимости от типа процессора.

Тестируем

Наконец наша пластинка готова к тестированию. Главный контролер здесь - зондовые головки на установках автоматической разбраковки пластин. Прикасаясь к пластинкам, они измеряют электрические параметры. Если что не так - помечают бракованные кристаллы, которые затем отбрасывают. Кстати, кристаллом в микроэлектронике называют единичную интегральную микросхему произвольной сложности, размещенную на полупроводниковой пластине.

Режем

Далее пластины разделяют на единичные кристаллы. На одной подложке диаметром 30 см помещается около 150 микросхем размером примерно 2х2 см. Для разделения пластину либо надрезают алмазным резцом или лазерным лучом, а потом разламывают по готовым надрезам, либо сразу разрезают алмазным диском.

Процессор готов !

После этого соединяют контактную площадку, обеспечивающую связь процессора с остальной системой, кристалл и крышку, отводящую тепло от кристалла к кулеру.

Процессор готов! По моим (наверняка очень неточным) прикидкам, на изготовление одного современного процессора, такого, например, как четырехъядерный Intel Core i7, необходимо затратить около месяца работы сверхсовременной фабрики и 150 кВт.ч электроэнергии. При этом масса кремния и химикатов, расходуемых на один кристалл, исчисляется максимум граммами, меди - долями грамма, золота для контактов - миллиграммами, а лигандов вроде фосфора, мышьяка, бора - и того меньше.

Словарик

Для тех, кто рискует запутаться в подложках, чипах, процессорах и кристаллах, приводим маленький словарик терминов.

Подложка - круглая монокристаллическая кремниевая пластина диаметром от 10 до 45 см, на которой выращивают полупроводниковые микросхемы методом эпитаксии.

Кристалл, чип, интегральная микросхема - не связанная с другими часть подложки с выращенной на ней многослойной системой транзисторов, соединенных медными контактами. В дальнейшем используется как основная часть микропроцессора.

Лиганд (легирующая примесь) - в случае полупроводниковых материалов вещество, атомы которого встраиваются в решетку кристалла кремния, изменяя его проводимость.

Процессор, микропроцессор - центральный вычислительный элемент современных компьютеров. Состоит из кристалла, помещенного на контактную площадку и закрытого теплоотводящей крышкой.

Фотомаска - полупрозрачная пластина с рисунком, сквозь который проходит свет при облучении фоторезиста.

Фоторезист - полимерный светочувствительный материал, свойства которого, например растворимость, изменяются после воздействия на него определенного типа излучения.

Эпитаксия - закономерный ориентированный рост одного кристалла на поверхности другого. В данном случае слово «кристалл» употребляется в своем основном значении. Существует множество методов получения упорядоченных кристаллов, основанных на эпитаксиальном наращивании.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png