Внимание! Рассмотренный в данной статье нормативный документ утратил силу. Если Вы хотите получить актуальную информацию по расчету утилизационного сбора, то рекомендую Вам изучить эту статью:

Добрый день, уважаемый читатель.

В одной из предшествующих статей на рассматривалось . Там же я упоминал, что многие вопросы, касающиеся утилизационного сбора, не регламентированы федеральным законом.

Уплата утилизационного сбора

6. Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в российских рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства.

Информация о номере счета для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и размещается на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В предшествующей статье я рассказывал о лицах, которые являются плательщиками утилизационного сбора и о случаях, в которых лица могут быть освобождены от уплаты этого сбора.

Здесь же отмечу, что лица, которые обязаны уплатить утилизационный сбор, должны сделать это самостоятельно. При этом сумма сбора должна быть переведена на соответствующий счет Федерального казначейства (оплату нужно производить с помощью банковского перевода). При этом сам номер счета Вы можете узнать на официальном сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru).

На всякий случай в рамках этой статьи я приведу реквизиты для уплаты утилизационного сбора, однако обращаю Ваше внимание, что со временем они могут измениться (последнее обновление - 5 сентября 2012 года):

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 года №870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" ФТС России сообщает реквизиты для уплаты с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора:

банк получателя – ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701,

БИК 044501002,

счет № 40101810800000002901,

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России),

ИНН 7730176610,

КПП 773001001,

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

(104) – показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор"),

(107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

Еще раз подчеркиваю, что актуальность реквизитов следует проверять на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

Подтверждение уплаты утилизационного сбора

Итак, следующий пункт, на который я хочу обратить Ваше внимание, регламентирует подтверждение уплаты утилизационного сбора:

8. Для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:

а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам;

б) копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Следует заметить, что плательщик утилизационного сбора должен самостоятельно рассчитать его размер, самостоятельно оплатить сбор через банк и самостоятельно предоставить необходимые документы в соответствующий таможенный орган. О правильном расчете размера утилизационного сбора мы поговорим чуть позже.

Только после совершения всех вышеперечисленных действий, а также после проведения соответствующих проверок, в паспорте транспортного средства делается отметка об уплате утилизационного сбора:

9. После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" для последующей выдачи паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Итак, чтобы уплатить утилизационный сбор, необходимо для начала правильно рассчитать его размер. Для этого следует воспользоваться следующим приложением:

Порядок расчета размера утилизационного сбора :

1. Определите . Для легковых автомобилей категория - M1.

2. Следует найти подпункт таблицы, соответствующий категории транспортных средств. Для категории М1 это подпункт I.

3. В соответствии со сноской (номер 4 или 5) нужно выяснить размер базовой ставки для расчета утилизационного сбора. Для категории М1 - 20 000 рублей.

4. В таблице следует найти коэффициент расчета утилизационного сбора (в соответствии с характеристиками Вашего автомобиля).

5. Перемножьте базовую ставку (из пункта 3) и коэффициент (из пункта 4). Это и будет размер утилизационного сбора.

Давайте рассмотрим вышеперечисленный алгоритм на конкретном примере . Пусть необходимо оплатить утилизационный сбор за автомобиль Ауди А6, выпущенный в 2002 году, имеющий объем двигателя 2,6 литра и ввозимый физическим лицом для личного пользования:

2. Подпункт таблицы - I.

3. Базовая ставка - 20 000 рублей.

4. Коэффициент - 0,15.

5. Размер утилизационного сбора - 20 000 * 0,15 = 3 000 рублей.

Отмечу, что если бы автомобиль ввозился не физическим лицом, либо не для личного пользования, то размер утилизационного сбора составил бы 20 000 * 16,12 = 322 400 рублей.

Для информации приведу минимальный и максимальный размеры утилизационного сбора.

Минимальный: 20 000 * 0,1 = 2 000 рублей.
Максимальный: 150 000 * 40 = 6 000 000 рублей.

Удачи на дорогах!

В данной статье мы рассмотрим что такое утилизационный сбор. Узнаем кто его платит. Какие нужны документы. Разберемся в налоговых ставках и сроках уплаты.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Кого считают плательщиком сбора

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

Как администрируется утилизационный сбор

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Кто освобождён от утилизационного сбора

  • переселенцы (беженцы, ввозящие в РФ свои автомобили, а также россияне, проживающие за границей);
  • дипломаты, обладающие соответствующим иммунитетом и члены семьи;
  • собственники ретроавтомобилей (ТС старше 30 лет), сохранившие или самостоятельно восстановившие их оригинальную комплектацию.

В последнем случае требуется дополнительное соблюдение 2 условий. Во-первых, владелец обязан использовать машину только для личных нужд, во-вторых, на авто должны быть установлены «родные» кузов и двигатель.

Однако необходимо принять во внимание, что освобождение от уплаты распространяется только на действующих владельцев ТС. Покупателям, приобретающим машины у перечисленных выше категорий граждан, придётся исполнить свою обязанность по уплате утилизационного сбора.

Кому придётся платить сбор самостоятельно

Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.

  • иномарок, ввезённых из-за рубежа;
  • машин, ранее принадлежавших льготникам;
  • авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.

В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.

Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Пример самостоятельного расчёта сбора

Граждане, планирующие приобрести подержанное авто, нередко задаются вопросом: как достоверно определить размер УС. Чтобы узнать, сколько денег придётся перечислить в бюджет, следует внимательно изучить соответствующие нормативные документы и верно определить тип транспортного средства.

Рассчитывать сумму платежа владельцу ТС придётся самостоятельно. Поясним на конкретном примере, как правильно это сделать. Для подсчёта следует воспользоваться простой формулой:

УС = базовая ставка соответствующего ТС * поправочный коэффициент

Предположим, физическим лицом приобретается подержанная иномарка возрастом 4 года, мощность двигателя – 1,6 куб. см, снаряженная масса – до 2,5 т. Утилизационный сбор ранее не уплачивался: в ПТС нет соответствующий пометок. УС = 20 6000 руб. * 8,26 = 165 200 руб.

Следовательно, гражданину при покупке такого автомобиля придётся перечислить в бюджет УС в размере 165 200 рублей.

Юридическим лицам приходится платить заметно больше, поскольку базовые ставки для них выше. Кроме того, введены повышающие коэффициенты. Так, например, за покупку за рубежом подержанной легковушки старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л. придётся заплатить УС в размере 702 000 руб.

Сроки и порядок оплаты сбора

Конкретные сроки, в течение которых необходимо перечислить в бюджет суммы УС, законодательством не определены. Гражданин может перечислить рассматриваемый сбор практически в любом российском банке. Там же можно взять образец платёжного документа со всеми значимыми реквизитами.

Юридическим лицам следует уплатить сумму рассматриваемого сбора со своего расчётного счета. Реквизиты получателя средств можно узнать либо на официальном сайте ФНС России, либо на портале Федеральной таможенной службы.

Реквизиты для уплаты сбора

В таблице указаны реквизиты для уплаты:

Получатель Вид ТС КБК
ФНС России Колёсные ТС 18211208000012000120
ФНС России Самоходные машины, прицепы к ним 18211208000016000120
ФТС России Колёсные ТС, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000011000120
ФТС России Колёсные ТС, ввозимые из Беларуси 15311208000013000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000015000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, ввозимые из Беларуси 15311208000017000120

После перечисления средств необходимо получить в банке платёжный документ с соответствующей отметкой. Его покупателю придётся предъявить сотрудникам ГИБДД при постановке ТС на регистрационный учёт.

Ответственность за неуплату УС

На сегодняшний день штрафных санкций по этому основанию нет. Однако они и не нужны: ведь без отметки об уплате сбора ТС просто невозможно поставить на учёт.

Как поступить, если сбор рассчитан неверно

Несмотря на довольно простой порядок расчёта утилизационного сбора, ошибки при определении его суммы нередки. Если платёж занижен, недостающую сумму следует доплатить в бюджет.

Сложные вопросы

Вопрос №1 . Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?

Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.

Вопрос №2 . Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?

Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.

Вопрос №3 . Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?

Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.

Вопрос №4 . Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?

Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.

Вопрос №5 . К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?

Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.

Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.

Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Что представляет собой утилизационный сбор

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

В каких случаях утилизационный сбор можно не платить

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Расчет размера утилизационного сбора

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года .

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обращать внимание при покупке автомобиля


В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.

Что будет если не уплатить утилизационный сбор

Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.

Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).

Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.

Как вернуть утилизационный сбор

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен. Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.

Такой платеж, как утилизационный сбор на автомобили, введен был несколько лет назад, однако до сих пор владельцы машин сталкиваются с вопросами. Как его платить, кому, и в каком размере? Получится ли самостоятельно посчитать размер сбора? Мы расскажем, для чего взимается этот платеж, и ответим на самые популярные вопросы, связанные с ним.

Итак, что такое утилизационный сбор? В первую очередь отметим документ, который ввел этот платеж. Им является ФЗ «Об отходах производства и потребления», разработанный еще в 1998 году. Статья 24.1 дополнила закон в 2012 году, и если обратиться к ней, то можно понять, что утилизационный сбор является платежом в пользу государства. Взимается он с собственника авто только один раз.

Взнос за утилизацию является некой компенсацией для охраны прав человека и обеспечения экологической безопасности. То есть в дальнейшем фактически эта плата пойдет на утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Кто обязан платить утильсбор

Автовладельцы, предпочитающие приобретать транспорт на территории России, обычно не сталкиваются с необходимостью оплаты каких-либо сумм. Все потому, что за новые машины он вносится самим импортером. Если же автомобиль вышел с конвейера российского автопрома, то эту плату вносит сам завод.

Лица, которые обязаны внести платеж, определены в законе. К ним относятся:

  • лица, которые ввезли ТС из-за рубежа;
  • если собственник, владевший транспортом ранее, не оплатил его самостоятельно.

Ввоз иномарки

Если при покупке авто из линейки отечественного автопрома или же иномарки, но у дилера, утилизационный сбор уже был оплачен и включен в их стоимость, то при самостоятельном ввозе оплатой заниматься нужно уже самостоятельно. Взимается она Федеральной таможенной службой после оформления автомобиля. Деньги вносят после процедуры растаможивания.

Перечень документов, которые нужно при этом предоставить:

  • платежный документ и его копии;
  • уже заполненную форму с рассчитанным утильсбором;
  • копии полученных документов, что ТС соответствует тем данным, которые внесены в предыдущую бумагу;
  • договор купли-продажи;
  • доверенность при необходимости.

Отметка будет поставлена после выполнения 2 условий: поступления на счет ФК денежных средств, а также проверке документов.

Покупка отечественного авто

Если автомобиль приобретается у владельца, который ранее не уплачивал утилизационный сбор, то заниматься этим вопросом нужно уже новому собственнику.

Для начала можно посетить сайт ФНС, чтобы в соответствующем разделе оформить по предоставленной форме расчет утильсбора и сразу записаться на прием.

Явиться лично нужно спустя несколько дней после того, как платеж был внесен. С собой заявитель обязан принести те же документы, что и при самостоятельном ввозе машины через границу. Их перечень можно увидеть выше.

Отметки в ПТС и их особенности

Утилизационный сбор в ПТС – это специальная отметка, которая фиксирует факт его оплаты. При отсутствии подобной отметки машину нельзя будет зарегистрировать в ГИБДД.

Те граждане, кто приобретает ТС без пробега, должны удостовериться в том, что отметка об утилизационном сборе имеется, либо обязаны поставить ее самостоятельно, если ввозят авто сами, а не через дилера. А вот гражданам, приобретающим своего железного коня на вторичном рынке, стоит внимательнее изучить сопроводительную документацию. В ПТС отметка об оплате должна быть в правом краю, в графе, предназначенной для особых отметок. Если есть основания для освобождения от утильсбора, то делают соответствующую запись.

Отметка отсутствует обычно у транспортных средств, ввезенных в РФ до 2012 года, то есть до того, как начал действовать соответствующий закон. В подобных случаях никаких обязательств по уплате сбора покупатель нести не будет. Это же правило относится и к отечественным авто, паспорт на которые выдан до указанной даты. Зато в ПТС может быть другая метка, свидетельствующая о приеме обязательств, связанных с тем, что транспорт будет утилизирован надлежащим образом, фирмой-производителем. Их проставляли с сентября 2012 и до конца 2013 года.

При наличии подобной отметки желательно посетить портал Минпромторга для получения информации о том, не исключался ли производитель из реестра компаний, которые принимали на себя обязательства утилизации произведенной продукции.

Если автомобиль новый, но в графе паспорта нет соответствующей отметки, то это повод задуматься: не мог ли владелец как-либо (в том числе и незаконно) избежать процедуры? В таких случаях обязанность оплаты целиком перейдет на плечи покупателя. Несмотря на то, что наказания при уклонении от взносов за утиль не предусмотрено, это повод как минимум запросить скидку.

Расчет платежа

Каков утилизационный сбор? Если что это такое мы разобрались, то теперь необходимо понять, какого размера должен быть платеж. Порядок не только его расчета, но и взимания определен Правительством. На данный момент его размер составляется на основании двух критериев:

  1. Базовая ставка.
  2. Особенности, которое имеет транспортное средство и его характеристики (шасси, масса, дата и т. д.).

Узнать больше информации по коэффициентам и ставкам можно из таблицы:

Из таблицы видно, что для физического лица базовой считается ставка 20 000 рублей (легковой транспорт). Для самых новых моделей вводится коэффициент 0,1, а вот для машин этой категории, но которым больше 3 лет, коэффициент будет 0,15. В случаях, когда бывший владелец каким-либо образом утратил документы, его год выпуска воссоздадут по VIN номеру. Если легковое авто используется для коммерции, то его базовая ставка будет равна автобусам и грузовым ТС – 150 000 рублей.

Сумму пошлины можно рассчитать самостоятельно. Для этого необходимо коэффициент (представлен в таблице выше) умножить на базовую ставку. Размер коэффициента зафиксирован законодательно, а именно его размеры были учтены в Постановлении Правительства №1291.

Освобождение от уплаты сбора

В России существуют и категории лиц, которые не должны вносить утильсбор за транспорт. К ним относятся:

  1. Владельцы ретро автомобилей. Однако только в том случае, если такие машины имеют оригинальную комплектацию или когда таковая была восстановлена. К категории «ретро» относят ТС старше 30 лет. Еще одно условие – авто не должно использоваться в коммерческой сфере.
  2. Дипломаты, а равно члены их семей.
  3. Беженцы либо переселенцы, которые перевозят в РФ свое движимое имущество.

С 2014 года были отменены льготы, позволяющие покупателям ввозить транспорт из любой страны, входящей в Таможенный союз. Соответственно, теперь за данные автомобили тоже необходимо платить взнос.

При покупке ТС у лиц, которые были освобождены от утильсбора под любым из трех описанных выше предлогов, его придется оплачивать уже новому владельцу. В таких случаях внести платеж нужно в Федеральную налоговую службу.

Последствия неуплаты

Чему может быть подвергнут владелец автомобиля, который не внес плату своевременно или вообще не оплачивал сбор за утиль? На данный момент никаких санкций вроде штрафов, ареста имущества или наложения других видов взысканий не предусмотрено. Однако такой транспорт нельзя будет поставить в ГИБДД на учет. Регистрационные действия будут считаться ничтожными даже при наличии ПТС, ведь не был пройден установленный законом порядок учета ТС.

Передвигаться на машине можно будет по закону лишь на протяжении 20 дней, пока действительными будут транзитные номера. Если и дальше продолжать им пользоваться, то подобное уже влечет за собой наказание в виде штрафа, а если такого безответственного водителя остановят еще раз, он рискует лишиться права управления новеньким автомобилем на 3 месяца.

В каких случаях можно вернуть сбор

При ввозе нового авто на российской границе взимают сбор, однако редко, но все же происходят случаи, когда с другого владельца взимают его повторно. Если подобная ситуация произошла с вами, то обратиться для возмещения можно в организацию, получившую денежную сумму, а именно:

  • налоговые органы (отечественный автопром);
  • таможенные органы (ввезенные из-за границы транспортные средства).

Существует специальное , предназначенное для выплаты тех сумм, которые заплатили ошибочно. Бланк можно распечатать сразу или же получить при личном визите в налоговый или таможенный орган.

Для того чтобы этот взнос вернули, потребуется приложить к заявлению следующий перечень документов:

  1. Любой документ, способный подтвердить то, что утильсбор был уплачен (кассовый ордер, чек, платежное поручение, квитанция).
  2. Копии и личный паспорт собственника ТС.
  3. ПТС. Копии тоже нужно предоставить.
  4. Документ, являющийся доказательством взимания ошибочного повторного платежа.

Ответ на свое заявление можно ожидать в течение календарного месяца. Решение может быть не только положительным. Так, в возмещении откажут, если посчитают основания возврата недостаточными. Подобное происходит, когда нет доказательственного документа или он не может быть принят в качестве полноценного доказательства.

Отказать в возвращении утильсбора могут и на основании окончания срока обращения. Подать заявление можно только в течение 3 лет после ошибочной уплаты. Платеж вернут без учета комиссий, его сумма так же не подлежит индексации. Деньги наличными не выдаются, возврат происходит исключительно на предоставленный заявителем банковский счет.

Охрана окружающей среды, а также жизни и здоровья людей от вредного воздействия эксплуатации автотранспорта - важные аспекты обеспечения экологической безопасности.

Для выполнения этой задачи действующее законодательство обязывает покупателей или производителей колесных транспортных средств, ввозимых или произведенных на территории РФ, уплатить утилизационный сбор. Средства, полученные в качестве сбора, в дальнейшем тратятся на утилизацию автомобилей в соответствии с экологическими нормами.

С 1 апреля 2018 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Главным образом, изменения коснуться следующих аспектов:

  • повышение коэффициентов расчета утилизационного сбора;
  • пересмотр перечня транспортных средств, в отношении которых взымается утилизационный сбор;
  • индексация коэффициентов расчета;
  • внесение коэффициентов расчета для ТС 2017 года выпуска;
  • исключение раздела «Прицепы» (добавлен раздел, касающийся прицепов, выпущенных в обращение в РФ категории О4).

Как изменятся ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт будет повышен. Индексация ставок связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысится на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысится. Для электромобилей сбор увеличится на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжают действовать старые коэффициенты

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент будет в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности).

Разумеется, изменение ставок утилизационного сбора вызывает опасения, связанные с ростом цен на легковые и коммерческие авто иностранного производства. Однако многие производители иномарок утверждают, что до конца 2018 года не планируют повышать цены на свои модели. Эту информацию подтвердили представители Hyundai, Nissan, Ford и многие другие.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться . Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора

I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M 1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

свыше 3500 куб. сантиметров

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

18. Автобетоносмесители

IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , M 2 , M 3

24. Шасси колесных транспортных средств категории N 1 полной массой не более 3,5 тонны

25. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

26. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

27. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

28. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

29. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

30. Шасси колесных транспортных средств категории M 2 полной массой не более 5 тонн

31. Шасси колесных транспортных средств категории M 3 полной массой свыше 5 тонн

VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

32. Полные прицепы

23. Полуприцепы

24. Прицепы с центральной осью

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25."

Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png