СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать механическую коробку передач с автомобиля:

Повышенный (по сравнению с привычным) шум;

Затрудненное переключение передач;

Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;

Утечка масла через уплотнения и прокладки.

Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.

Автоматическую коробку передач снимают практически по тем же причинам, по которым снимают механическую коробку, за исключением необходимости замены сцепления и маховика, которые в этом случае отсутствуют.

Приемы снятия и установки механической и автоматической коробок передач практически одинаковы, они описаны на примере механической коробки передач. Различие состоит в размерах и количестве тросов привода управления коробкой передач и в наличии у автоматической коробки передач шлангов гидросистемы, соединяющих коробку с радиатором охлаждения.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь в том, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода выключения сцепления, ослабление крепления коробки и пр.).

Коробка передач довольно тяжелая и имеет неудобную для удерживания форму, поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 14», «на 17», отвертка с плоским лезвием, пассатижи. Работа выполняется на подъемнике.

1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.

2. Снимите аккумуляторную батарею (см. «Снятие и установка аккумуляторной батареи» ).

3. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра» ).

4. Снимите полку аккумуляторной батареи (см. ).

5. Снимите кронштейн крепления воздушного фильтра (см. «Замена левой опоры подвески силового агрегата» ).

6. Снимите брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя» ).

7. Слейте масло из коробки передач, если снимаете коробку для замены.

8. Отсоедините от коробки передач приводы передних колес (см. «Снятие и установка приводов передних колес» ).

9. Поддев отверткой, извлеките пружинный фиксатор колодки жгута проводов датчика скорости…

10. …и отсоедините колодку от датчика.

11. Отсоедините колодку жгута проводов от выключателя света заднего хода.

12. Отстегнув отверткой фиксатор…

13. …снимите с кронштейна на коробке передач держатель моторного жгута…

14. …и отведите жгут в сторону.

15. Выверните болт крепления к коробке передач кронштейна трубопровода гидропривода выключения сцепления.

16. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления…

17. …и отведите в сторону рабочий цилиндр, не отсоединяя от него трубопровод гидропривода выключения сцепления.

18. Выверните два болта крепления усилителя картера сцепления к коробке передач…

19. …четыре болта крепления усилителя к блоку цилиндров двигателя…

20. …и снимите усилитель.

21. Выверните два болта крепления передней нижней крышки картера сцепления…

22. …и снимите крышку.

23. Снимите дополнительный нейтрализатор отработавших газов (см. «Замена дополнительного нейтрализатора» ).

ПРИМЕЧАНИЕ

Снимать дополнительный нейтрализатор нужно потому, что его приемная труба мешает установить опору под двигатель при отсоединении опор силового агрегата и снятии коробки передач. Если вы фиксируете двигатель в вывешенном положении с помощью траверсы, установленной в моторном отсеке, снимать дополнительный нейтрализатор не требуется.

24. Выньте шплинты крепления тросов переключения и выбора передач из отверстий пальцев рычагов механизма переключения передач…

25. …снимите плоские шайбы…

26. …и отсоедините тросы от рычагов.

27. Выверните два болта крепления к коробке передач поддерживающего кронштейна тросов…

28. …и отведите тросы вместе с кронштейном в сторону.

29. Выверните болты крепления и снимите с картера сцепления стартер, не отсоединяя от него провода (см. «Снятие и установка стартера» ). Отведите стартер в сторону и закрепите любым способом, чтобы он не мешал дальнейшей работе.

30. Установите под двигатель надежную опору или вывесите его с помощью грузоподъемного механизма.

31. Аналогичную опору установите под коробку передач.

32. Отсоедините от кронштейна коробки передач переднюю опору силового агрегата и снимите защитный брус в сборе с опорой (см. «Замена передней опоры силового агрегата и защитного бруса» ).

33. Отсоедините заднюю опору силового агрегата от кронштейна коробки передач, отвернув гайку болта ее крепления к кронштейну и вынув болт (см. «Замена задней опоры подвески силового агрегата и кронштейна ее крепления к силовому агрегату» ).

34. Снимите заднюю опору, отсоединив ее от кузова (см.

Левым верхним болтом крепления коробки передач закреплен «массовый» провод. При обратной сборке не забудьте установить провод на прежнее место.

37. …затем левый…

38. …и правый нижние болты.

39. Придерживая коробку, уберите опору.

Немного опустите заднюю часть коробки передач настолько, чтобы ее шпильки вышли из отверстий кронштейна левой опоры силового агрегата. Сдвиньте коробку передач максимально назад (первичный вал должен выйти из сцепления) и выньте коробку из-под автомобиля.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.

40. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки подшипника выключения сцепления тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки.

Проверьте, как отцентрирован ведомый диск сцепления с помощью специальной оправки (см. «Снятие и установка сцепления» ).

Перед присоединением приводов передних колес к коробке передач замените новыми стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. В противном случае есть вероятность отсоединения приводов от коробки передач во время движения.

41. Залейте масло в коробку передач.

Для начала запаситесь ключами на «10», «13», «17», «19» и большой отверткой с плоским лезвием. Автомобиль на подъемник или смотровую яму. Капот зафиксируйте. Снимите клеммы с аккумулятора и слейте масло из коробки, снимите стартер.

Далее по пунктам:

  1. Трос привода сцепления отсоединяем от вилки включения и вынимаем из кронштейна.
  2. Отгибаем фиксатор и отсоединяем колодку жгута от датчика скорости.
  3. Ключом на «10» выворачиваем болты крепления передней крышки картера.
  4. Снимаем крышку картера.
  5. Двигатель ставим на надежную опору или вывешиваем.
  6. Заднюю опору силового агрегата снимаем.
  7. Отсоединяем колодку жгута проводов выключателя света на заднем ходу, отжав фиксатор.
  8. Ключом на «10» выворачиваем болт, который фиксирует корпус шарнира привода переключения на штоке.
  9. ягу выбора отсоединяем от штока вместе с шарниром.
  10. Ключом на «17» выворачиваем болты крепления кронштейна реактивной тяги.
  11. Приводы колес снимаем. Правый можно полностью не снимать. Просто отсоединяем его от коробки и отводим в сторону, но только после снятия крышки картера сцепления. Оба привода не отсоединяйте сразу, если придется, то ставьте на место первого заглушку.
  12. Под коробку ставим надежную опору.
  13. Ключом на «19» отворачиваем два болта крепления коробки к двигателю.
  14. Тем же ключом отворачиваем гайку правого нижнего крепления коробки к двигателю.
  15. Тем же ключом выворачиваем болт левого нижнего крепления коробки к двигателю.
  16. Сдвигаем коробку максимально назад. Первичный вал должен из сцепления выйти. Убираем опору, придерживая коробку, и вынимаем ее. Не ставьте вал на лепестки нажимной пружины во избежание их повреждения.
  17. Собираем в обратном порядке.
  18. При необходимости восстановите начальную установку троса привода выключения сцепления и отрегулируйте привод управления коробкой передач.
  19. Заливаем масло в коробку передач.

Вам понадобится

  • - крестообразная отвертка;
  • - головка на "10";
  • - ключ "Torx T-30";
  • - емкость объемом не менее 3,5 литров;
  • - накидной ключ или головка на "17";
  • - нож;
  • - головка на "13";
  • - головка на "15";
  • - ключ на "17";
  • - головка на "30";
  • - два домкрата;
  • - монтажная лопатка;
  • - накидной ключ на "13";
  • - шлицевая отвертка;
  • - головка на "19";
  • - регулируемый упор;
  • - удлинители для головок;
  • - направляющая шпилька М12х1,25 длиной 80 мм (с пропиленным шлицем под отвертку).

Инструкция

Отсоедините клемму провода от "минусового" вывода аккумуляторной батареи. Затем необходимо снять брызговик силового агрегата (по-другому называют "защита двигателя"), если он у вас установлен.

С каждой стороны защиты двигателя открутите крестообразной отверткой по 2 самореза крепления к брызговику грязезащитных щитков моторного отсека. Затем головкой на "10" отверните 2 болта заднего крепления защиты (по одному с каждой стороны). Теперь, придерживая защиту двигателя, открутите головкой на "10" 5 гаек переднего крепления. Снимите защиту.

Снимите правый грязезащитный щиток моторного отсека. Для этого крестообразной отверткой отверните саморез крепления щитка к подкрылку. Ключом "Torx T-30" открутите 2 самореза крепления щитка к кузову. Снимите грязезащитный щиток.

Слейте масло с коробки передач. Лучше эту операцию делать на прогретой коробке передач. Подставьте емкость объемом не менее 3,5 литров под сливное отверстие и накидным ключом или головкой на "17" отверните пробку сливного отверстия. После окончания слива масла закрутите пробку обратно.

Переходите к снятию воздушного фильтра. Снимите провода, идущие от системы управления двигателем к датчику массового расхода воздуха. Затем ослабьте затяжку хомута крепления и снимите с патрубка датчика массового расхода воздуха шланг подвода воздуха к дроссельному узлу. Затем отсоедините рукав воздухозаборника с патрубка в нижней части корпуса воздушного фильтра. При наличии новых резиновых опор воздушного фильтра возьмите нож и срежьте старые опоры, крепящие фильтр. Если же новых опор нет, то аккуратно вытащите опоры из мест крепления (3 штуки).

Следующий шаг - снятие стартера. Головкой на "13" отверните гайку крепления наконечника провода стартера, соединенного с "плюсовым" выводом аккумулятора и снимите наконечник провода с контактного болта. Затем отсоедините рукой провод управления тяговым реле (или втягивающим реле) и головкой на "15" открутите две гайки крепления стартера. Снимите стартер.

Отсоедините трос привода выключения сцепления от вилки механизма выключения сцепления и кронштейна на коробке передач. В моторном отсеке потянув трос сцепления вперед, вытащите поводок с тросом из паза рычага вилки выключения сцепления. Затем ключом на "17" открутите на несколько оборотов гайку крепления переднего наконечника оболочки троса к кронштейну на коробке передач, удерживая оболочку за шестигранник другим ключом того же размера. Теперь вынимайте наконечник троса из кронштейна на коробке передач.

Найдите на коробке передач колодку проводов выключателя света заднего хода и отсоедините провода от него. Затем отсоедините провода системы управления двигателем от датчика скорости.

Головкой на "10" открутите три болта крепления нижней крышки картера сцепления и снимите его.

Переходите к снятию приводов передних колес. Отверните гайку подшипника передней ступицы с двух передних колес с помощью головки на "30". Вывесьте переднюю часть автомобиля с помощью двух домкратов и снимите передние колеса штатным колесным ключом или головкой на "17".

Накидным ключом на "17" открутите 2 болта крепления к поворотному кулаку. Отведите поворотный кулак со стойкой в сторону и выводите хвостовик корпуса наружного ШРУС . Расположите привод на растяжке и с помощью монтажной лопатки вытолкните корпус внутреннего шарнира привода из коробки передач и снимите его. Со вторым приводом выполните аналогичные операции.

Ослабьте накидным ключом на "13" гайку стяжного болта хомута крепления тяги управления к хвостовику шарнира штока переключателя передач. Шлицевой отверткой разожмите хомут и сдвиньте его по тяге. Теперь снимите тягу управления с хвостовика шарнира штока переключателя передач.

С помощью головки на "17" и головки на "19" отверните два болта крепления кронштейна реактивной тяги и отведите кронштейн с тягой от коробки передач.

Установите регулируемый упор под поддон картера двигателя. Возьмите головку на "15" с удлинителем и ослабьте гайку верхней стяжки подушки опоры. Внизу автомобиля головкой на "17" с удлинителем открутите гайку крепления левой опоры двигателя к кронштейну коробки передач и снимите шайбу. Теперь головкой на "13" с удлинителем открутите 2 болта крепления опоры к кузову и снимите ее.

Теперь головкой на "13" открутите гайку крепления кронштейна жгута проводов и отведите кронштейн жгута проводов от коробки передач.

Возьмите головку на "19" и открутите 4 болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Отведите коробку передач от двигателя, выводя первичный вал коробки из ступицы ведомого диска сцепления, и снимите коробку.
Установка коробки передач выполняется в обратной последовательности.

Когда мой автомобиль был уже с большим пробегом, так как я работал в службе такси, коробка передач со временем стала плохо работать. В один прекрасный день передачи вообще перестали включатся и было решено заменить старую КПП на новую. Сегодня я Вам расскажу, как правильно снять коробку передач на ВАЗ 21099 своими руками.

Перед тем, как Вы приступите к снятию кпп с автомобиля, рекомендую отсоединить провод от минусовой клемы аккумуляторной батареи. Так же не забудьте слить масло с коробки передач, как это делать смотрите .

Чтобы Вам было удобно, пригласите друга помочь в ремонте.

Снятие коробки передач на ВАЗ 21099

1. Первым делом отверните болты крепления и снимите защиту картера.

2. Отверните болт и отсоедините провод “массы” от картера сцепления.

3. Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода сцепления.

4. Снимите наконечник троса с рычага привода сцепления.

5. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.

6. Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера.

7. Отверните три гайки (третья с другой стороны стартера) крепления и снимите стартер.

8. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.

9. Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра.

10. Отсоедините колодку с проводом от выключателя света заднего хода.

11. Ослабьте затяжку гайки крепления растяжки к рычагу подвески.

12. Отверните гайку крепления растяжки к кронштейну или три болта крепления кронштейна к кузову и разведите левую и правую растяжки в стороны.

13. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.

14. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.

15. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.

16. Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.

17. Выдавите монтировкой хвостовик одного из внутренних ШРУСов привода передних колес из коробки передач и отведите его в сторону.

18. Вставьте вместо него технологическую заглушку (например, старый внутренний ШРУС). После этого отсоедините второй ШРУС.

19. Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления.

20. Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.

21. Положите на фланцы крыльев в районе опор передних стоек подходящие деревянные опорные бруски и установите на них брус для вывешивания двигателя. Брус должен опираться только на фланцы крыльев!

22. Прицепите двигатель за рым к брусу длинным болтом с крюком. Для этого также можно воспользоваться прочной веревкой или проволокой. (Для удобства фотографирования капот снят).

Для исправной работы любого автомобиля необходимо регулярно следить за его техсостоянием. Порой нужно снять коробку передач, например, при капитальном ремонте самой КПП, замене в ней сальников или если она мешает добраться до каких-либо деталей при ремонте машины. В статье описано, как снять коробку на ВАЗ 2109, а также прилагается видео, в котором можно увидеть все этапы процесса.

[ Скрыть ]

Пошаговая инструкция

Водители, которые не хотят возиться со своим автомобилем пользуются услугами СТО. Процедура снятия коробки переключения передач может быть выполнена своими руками. Правда, для ее проведения понадобится помощник.

Что понадобится?

Для проведения работ с КПП автомобиль нужно загнать на смотровую яму, поднять с помощью подъемника или установить на эстакаду. Перед тем как начать процесс снятия КПП с ВАЗ 2109 необходимо слить из нее масло.

Для снятия коробки передач потребуется:

  • набор ключей;
  • монтировка;
  • для слива масла емкость объемом около 5 литров.

Этапы

Процедура снятия коробки переключения передач на ВАЗ 2109 включает следующие этапы:

  1. Перед проведением работ автомобиль нужно обесточить — отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
  2. Далее снимается защита с картера двигателя. Для этого откручиваются винты, с помощью которых она крепится к кузову.
  3. Провод «массы» нужно снять со шпильки путем открутив удерживающий его болт.
  4. Далее освобождаем трос привода сцепления путем ослабления гаек на наконечнике тросика привода сцепления. А затем снимаем его с рычага сцепления.
  5. Следующий этап — отсоединение от стартера колодки, подводящей питающие провода.
  6. Далее следует отвернуть гайку и снять силовой кабель, идущий к аккумулятору, со шпильки.
  7. Для отсоединения стартера от корзины сцепления откручиваются три крепежные гайки.

    Аккуратно потянув стартер на себя, необходимо извлечь его из-под капота.

  8. Для выполнения дальнейших работ нужно переместиться под автомобиль. Отсоединяется тяга привода переключения скоростей от наконечника шарнира путем ослабления затяжки хомута.
  9. Затем отсоединяется датчик заднего хода.
  10. Открутив крепежную гайку, отсоединяют трос от привода спидометра.
  11. Следующий этап — работа с растяжками. Снимать их не нужно, достаточно просто ослабить гайки их крепления к рычагам подвески.
  12. Затем, отворачиваются болты крепления кронштейна к кузову машины или гайка, благодаря которой крепятся растяжки к кронштейну, растяжки нужно развести в стороны, чтобы они не мешали.
  13. Далее вынимается шплинт гайки, с помощью которой крепится шаровая к поворотному рычагу и откручивается крепежная гайка шаровой.
  14. Теперь с помощью съемника выпрессовывают палец шарового шарнира из поворотного рычага стойки.
  15. Затем отсоединяются рулевые наконечники от поворотных кулачков.
  16. На следующем этапе, используя небольшую монтировку в качестве рычага, нужно упереться одним из ее концов в шарнир привода и вытолкнуть гранату из коробки.
  17. Сняв привод, на его место нужно установить техзаглушку, можно воспользоваться старой гранатой. Теперь можно приступать к снятию второго. Если не поставить заглушку и начать снимать второй привод, то могут сместиться шестерни дифференциала, находящиеся внутри коробки, которые потом будет сложно установить из-за того, что хвостовики гранат не смогут попасть на свои места.
  18. Далее откручиваются крепежные болты и снимается щиток.

    После этого следует ослабить винты и гайку, благодаря которым скреплены картер сцепления и блок цилиндров.

  19. На следующем шаге фиксируется двигатель в подвешенном состоянии. Это необходимо сделать, так как при снятии КПП ВАЗ 2109 отворачиваются крепежные болты опор силового агрегата. Для этого на передние крылья устанавливается надежный деревянный брус, на котором будет висеть двигатель. Предварительно на крылья следует настелить материал для защиты лакокрасочного покрытия, а под брус подложить опорные бруски из дерева в районе опор передних стоек.
  20. Далее с помощью прочной веревки или проволоки подвешивается двигатель.

    Подвешиваем двигатель Откручиваем крепеж левой опоры

  21. Отвернув гайку, следует вынуть болт левой опоры двигателя.
  22. Затем отворачивают крепленые гайки мотора к КПП и снимают опору.
  23. Далее необходимо окончательно отвернуть все крепежные элементы с другой стороны коробки передач. Затем следует снять коробку с автомобиля, потянув ее на себя. При этом нужно действовать аккуратно, чтобы не поломать корзину сцепления.

Процедура снятия своими руками завершен. Далее можно продолжать ремонтные работы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png