Реферат на тему:
Неустрашимый (эсминец)
ЭМ проекта 41 «Неустрашимый» | ||
---|---|---|
ЭМ проекта 41 «Неустрашимый», Нева, 1973 год | ||
Основная информация | ||
Тип | Эскадренный миноносец | |
Государство флага | СССР | |
Принадлежность | Балтийский флот | |
Верфь | № 190 им. Жданова (Санкт-Петербург) |
|
Заказан к постройке | 15 марта 1950 года | |
Строительство начато | 5 июля 1950 года | |
Спущен на воду | 29 января 1951 года | |
Введён в эксплуатацию | 31 января 1955 года | |
Выведен из состава флота | 24 февраля 1974 года | |
Современный статус | Разделан на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | стандартное 3 010 т полное 3 830 т |
|
Длина | 133,83 м | |
Ширина | 13,57 м | |
Осадка | 4,42 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 ГТЗА ТВ-8 | |
Мощность | 64 200 л. с. 47 187 кВт |
|
Скорость | максимальная 33,55 узлов экономичная 17,9 узлов |
|
Дальность плавания | 5 210 миль на 14,0 узлах |
|
Экипаж | 305 (в т. ч. 19 офицеров) |
|
Вооружение | ||
Навигационное вооружение | НРЛС «Нептун» | |
Радиолокационное вооружение | РЛС «Фут-Н» и «Риф-1» | |
Артиллерийское вооружение | 2x2 СМ-2-1 4х4 СМ-20-ЗИФ |
|
Противолодочное вооружение | 2 РБУ-2500 | |
Торпедно-минное вооружение | 2х5 ПТА-53-56 КБ «Краб» |
Эскадренный миноносец «Неустрашимый» - единственный корабль проекта 41, также известного как тип «Неустрашимый» (код НАТО - «Tallinn»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в начале 1950-х годах. Впоследствии был модернизирован.
История
15 марта 1950 года ЭМ «Неустрашимый» был зачислен в списки кораблей ВМФ, и 5 июля 1950 года, под заводским номером 614, заложен на Петербургжском заводе им. Жданова по проекту 41 .
29 января 1951 года ЭМ «Неустрашимый» был спущен на воду, а в строй вступил 31 января 1955 года. 26 июля он был зачислен в состав 4-го ВМФ, а с 24 декабря входил в состав Краснознамённого Балтийского флота .
В периоды с 21 мая 1962 года по 23 декабря 1963 года и с 10 октября 1967 года по 6 января 1969 года прошел в Лиепае капитальный ремонт .
25 января 1974 года «Неустрашимый» был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а 22 февраля разоружен и исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 12 марта - расформирован, и впоследствии разделан на металл на базе «Главвторчермета» в Ленинграде .
Примечания
- 1 2 Казачков Р. № 190 Северная судостроительная верфь, г. Ленинград - navycollection.narod.ru/fleets/Russia/STN_by_R_Kazachkov/STN190.html . Каталог стапельных (заводских) номеров кораблей и судов ВМФ СССР и России . Военно-Морская коллекция.
- Эскадренный миноносец пр. 41 "Неустрашимый" - navsource.narod.ru/photos/03/431/index.html . Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.
- Эскадренный миноносец «Неустрашимый» - www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/05_em_41/0_41.htm . Боевые корабли СССР и России 1945-2005 гг. . Проект Атрина - www.atrinaflot.narod.ru/.
- Бережной С. Эсминец “Неустрашимый” (проект 41) - www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1995_01/21.htm // «Морская коллекция» : Журнал. - 1995. - № 1.
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 18.07.11 17:33:35
Похожие рефераты:
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НЕУСТРАШИМЫЙ» ПРОЕКТА 41
DESTROYER «NEUSTRASHIMUI» PROJECT 41
Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 14 июня 1947 года. Разработка поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро). Главным конструктором был назначен Никитин В. А., а группу наблюдения от ВМФ СССР возглавлял инженер-капитан 2-го ранга Янчевский М. А. Эскизное проектирование длилось год. 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совета Министров СССР. 28 августа 1949 года был утверждён технический проект.
Назначение: Охранение кораблей и судов на переходе морем. Нанесение торпедных и артиллерийских ударов по кораблям и транспортам противника в составе соединений. Подавление противодесантной обороны противника при высадке десантов. Постановка активных и оборонительных минных заграждений.
Особенности проекта
Качественно новый этап отечественного надводного кораблестроения:
гладкопалубный корпус;
минимальное количество надстроек и отсутствие иллюминаторов в корпусе (требования ПАЗ);
двухвальная экономичная ГЭУ эшелонного типа с повышенными параметрами пара (до 64 кг/см2);
ЭЭС, впервые на эсминцах, выполнена на трехфазном переменном токе 220В И 50 Гц.
Rорпус ЭМ «Неустрашимый» впервые в истории отечественного надводногокораблестроения был выполнен гладкопалубным, с небольшой седловатостью в средней части. Кромеодной носовой надстройки, котельных кожухов на верхней палубе и оружия, других надстроек не было. Вкорпусе почти отсутствовали иллюминаторы, в результате чего «Неустрашимый» в максимально возможнойстепени отвечал требованиям противоатомной защиты.
Одной из особенностью проекта 41, в дальнейшем использованной в других проектах, является главнаяэнергетическая установка (ГЭУ). Двухвальная ГЭУ размещалась в двух независимых автономных отсеках. Вкаждом отсеке, образующем эшелон, размещался один из главных турбозубчатых аг¬регатов (ГТЗА) типа ТВ-8проектной мощностью 33 000 л. с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами.Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку, вырабатывали парповышенных параметров с давлением до 64 кг/см².
Такая ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность,пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты. Кроме того, на экономическихходах расход топлива оказался на 20 % ниже, чем у ЭМ проекта 30-бис.
Начиная с проекта 41, электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена натрехфазном переменном токе 220 В в 50 Гц.
В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1. Каждая башня располагала собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б». Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия длиной 58 калибров монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не допускали. Конечно по сравнению с полностью закрытыми башнями пр.30-бис это был шаг назад. Причина этого заключалась в увлечении общей стабилизацией башен универсальной артиллерии и невозможности в приемлемых габаритах обеспечить это для полностью закрытых башен. Подобная стабилизация оказалась бесперспективной и развития не получила. Данные для стрельбы орудий вырабатывала РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 и дальномером ЗДМС-4, данные обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Зенитная артиллерия включала четыре стабилизированных спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автоматы СМ-16 управлялись либо с местного поста, либо от приборов МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Автоматы 4М-120 управлялись только вручную. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами, и в целом оно было полностью идентичным таковому, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр.68-бис. На минных рельсах на верхней палубе могли размещаться до 48 морских мин КБ или же 48 минных защитников ГМЗ. Кроме того, имелось шесть бомбометов БМБ-2 (по три на борт). Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н», надводных целей «Риф» и ГАС «Пегас».
Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1947 г.
Эскизный проект: 1948 г.
Технический проект: 1949 г.
Рабочий проект: 1950 г.
Начало сдачи головного заказа: 1951 г.
Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском кораблестроительном заводе № 190 НКСП (Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности) им. А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объёмных, полуобъёмных и плоских секций. 29 января 1951 года «Неустрашимый» был спущен га воду. 26 января 1952 года – вышел на заводские ходовые испытания.
К времени ввода в строй эсминца проекта 41 руководство Минсудпрома охладело к этому проекту. Появились претензии к его слишком большому водоизмещению, что стало считаться неприемлимым при крупносерийном строительстве. Было предложено снизить водоизмещение на 30%. Решением Политбюро в апреле 1951 г. решено было ограничиться строительством только одного корабля и перейти на уменьшенный ва¬риант с сохранением того же вооружения. При этом согласились на уменьшение дальности плавания на 30% и автономности до десяти суток.
Было решено считать пр. 41 «Неустрашимый» опытным кораблем, разработать эсминец меньшего водоизмещения.
Единственный корабль этого проекта – «Неустрашимый» – вошёл в состав 4-го ВМФ 26 июля 1955 г. В том же году после реорганизации флотов, 24 января был переведён в состав Балтфлота. 25 января 1974 г. эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а впоследствии сдан на слом.
Следующим эсминцем в СССР стал корабль проекта 56, который проектировало тоже ЦКБ-53 и он практически сохранил основное вооружение ЭМ «Неустрашимый».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение
Стандартное: 3 010 т.
Полное: 3 830 т.
Длина наибольшая: 128 м
Ширина наибольшая: 12,6 м
Осадка при полном водоизмещении: 4,1 м
Энергетическая установка:
Главная энергетическая установка котлотурбинная, суммарной мощностью 66 000 л.с. 2 ГТЗА ТВ-8 (2 х 33 000 л.с.), 4 главных котла КВ-41
Скорость полного хода: 36 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 14,2 уз
Дальность плавания: 3 500 миль
Автономность по запасам провизии: 20 суток
Комплектация: 305 человек
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское: 2 – 130 мм спаренные палубнобашенные установки СМ-2-1
c радиолокационными дальномерами «Штаг-Б»;
2 – 45 мм счетверенные зенитные установки СМ-20-ЗИФ;
2 – 20 мм счетверенные зенитные установки.
Торпедное: 2 – ПТА 533 мм.
Радиотехническое: Радиолокационные средства управления стрельбой зенитной артиллерии «Фут-Б»;
РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500;
РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф»;
ГЛС «Пегас».
Источники: www.severnoe.com, Литинский Д. Ю. Снова проект 41 «Суперэсмицы Советского флота»: Специальный выпуск альманаха «Тайфун», archive.is, cmboat.ru и др.
Эскадренные миноносцы проекта 41 (типа «Неустрашимый») |
|
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | стандартное 3 010 полное 3 830 т |
Длина | 133,83 |
Ширина | 13,57 м |
Осадка | 4,42 м |
Двигатели | 2 ГТЗА ТВ-8 |
Мощность | 64 200 л. с. 47 187 кВт |
Скорость хода | максимальная 33,55 узлов экономичная 17,9 узлов |
Дальность плавания | 5210 миль на 17,9 узлах |
Автономность плавания | 20 суток |
Экипаж | 305 (в том числе 19 офицеров) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | РЛС «Нептун » |
Радиолокационное вооружение | РЛС «Фут-Н » РЛС «Риф-1» |
Артиллерия | 2 × 2 130 мм СМ-2-1 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 45 мм СМ-16 2 × 4 25 мм 4М-120 |
Противолодочное вооружение | 6 БМБ-2 |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 5 ПТА-53-41 |
История проектирования
Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 14 июня 1947 года. Разработка поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро). Главным конструктором был назначен Никитин В. А. , а группу наблюдения от ВМФ СССР возглавлял инженер-капитан 2-го ранга Янчевский М. А. Эскизное проектирование длилось год. 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совета Министров СССР. 28 августа 1949 года был утверждён технический проект. Одновременно решили: «В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии».
История строительства
Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском кораблестроительном заводе № 190 НКСП (Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности) им. А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объёмных, полуобъёмных и плоских секций. 29 января 1951 года «Неустрашимый» был спущен на воду. 26 января 1952 года - вышел на заводские ходовые испытания.
Конструкция
Корпус
Согласно проекту 41 «Неустрашимый» имел стандартное водоизмещение 3010 тонн (полное - 3830 т). Наибольшая длина корпуса - 133,83 метра, ширина - 13,57 м, осадка - 4,42 м. Корпус зсминца впервые в истории отечественного надводного кораблестроения был выполнен гладкопалубным, с небольшой седловатостью в средней части . Кроме одной носовой надстройки, котельных кожухов и тамбуров других конструкций на верхней палубе (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), в результате чего «Неустрашимый» в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы и стабилизированный пост наводки орудий были защищены броней толщиной от 8-10 до 20 мм .
Энергетическая установка
Одной из особенностью эсминцев проекта 41, в дальнейшем использованной в других проектах, являлась главная энергетическая установка (ГЭУ) . Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, размещался один из главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л. с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку, вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см². Такая ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты. Кроме того, на экономических ходах расход топлива оказался на 20 % ниже, чем у ЭМ проекта 30-бис .
Начиная с эсминцев проекта 41, электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена на трехфазном переменном токе 220 в 50 Гц . Источником электроэнергии служили 2 турбогенератора мощностью по 400 кВт, 2 дизель-генератора по 200 кВт и стояночный турбогенератор на 100 кВт.
Вооружение
Изначально «Неустрашимый» был оснащен тремя артиллерийскими комплексами :
- Две двухорудийные 130-мм установки СМ-2-1 с РЛС управления огнём «Якорь-М »;
- Четыре четырёхствольных стабилизированных спаренных 45-мм орудия СМ-16 с РЛС управления огнём «Фут-Б»;
- Два четырёхствольных 25-мм автомата 4М-120.
Так же имелось шесть бомбомётов БМБ-2 и два бомбосбрасывателя на 105 глубинных бомб .
В ходе эксплуатации было решено заменить СМ-16 на счетверённые 45-мм СМ-20-ЗИФ , вместо бомбомётов были установлены две реактивные бомбомётные установки РБУ-2500 «Смерч», а 25-мм автоматы сняты вообще .
В качестве торпедного вооружения на «Неустрашимом» были установлены два 533-мм торпедных аппарата (ТА) ПТА-53-41. Минное вооружение составляли мины КБ «Краб» (до 48 штук ).
Радиоэлектронное вооружение составляли:
- Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Планшет-41»;
- РЛС обнаружения надводных целей «Риф-1»;
- РЛС обнаружения воздушных «Фут-Н »;
- Навигационная РЛС «Нептун »;
- Гидроакустическая станция (ГАС) «Пегас»;
- Командно-дальномерные посты СПН-500;
- аппаратура радиотехнического госопознавания;
- другое оборудование.
Схема преемственности проекта
Преемственность проектов эсминцев СССР
|
1969 | ||||||||||||||||
1967 | |||||||||||||||||
1965 | |||||||||||||||||
1963 | |||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
1961 | ||||||||||||||||
|
1959 | ||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
1957 | ||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|