Наверное, многие из нас хоть раз оказывались в такой ситуации. Самый лучший вариант - приобрести автомобиль у знакомых. Так известна и история авто, и то, какой был уход, и все болячки транспортного средства. Но если машину не получается купить у знакомых, приходит мысль обратить свой взор на вторичный рынок. В это понятие, как нам известно, входят сайты объявлений, ну и, конечно, городские авторынки.
К слову, вслед за повышением цены на новые автомобили повысили стоимость и хозяева авто на вторичном рынке. Тенденцию эту больше можно было заметить в 2015 году в небольших городах. Москва и Питер так сильно цены не поднимали. А вот регионы спешили за долларом. В среднем в 2015 году автомобили на вторичном рынке подорожали на 15%. Это, конечно, меньше, чем рост цен на новые тачки, который составил до 30%, но всё же существенно. Сегодня остаётся только уповать на прогноз аналитиков. Сохранится ли тенденция в 2016 году?
Почём авто?
Несомненно, в условиях роста доллара и падения рубля покупка нового авто из салона стала делом уж очень затратным. Цены подскочили до небес. А потому автолюбители больше обращают внимание на подержанные авто. Правда, в 2016 году всё может измениться. Ведь уже в году ушедшем вторичный рынок отреагировал на повышение цен стремительно. И что касается прогноза на 2016 год, аналитики утверждают, что повышение стоимости больше всего ожидается в сегменте автомобилей б/у. Правда, составить прогноз на грядущий год по поводу этого сегмента сложнее всего. Ведь цену на подержанные авто выставляет продавец, и цены эти не регулируются.
Повышение цен неизбежно
Возможен торг!
2016 год или 2020-й, рынок остаётся рынком. Он на то и рынок, что всегда можно торговаться. Даже автосалоны скидывают цены в этом году на модели прошлого года. Что уж тут говорить о тех, кто продаёт из рук в руки. И точный прогноз составить о вторичном рынке сложно. Как мы уже успели заметить, в этом году всё продолжает дорожать. Никто и не ждал, что 2016 будет годом простым. Продукты, бензин, даже проезд в общественном транспорте. Что же тогда делать в этом году людям, пусть и б/у авто? Конечно, другого выхода нет. Именно поднимать цены.
Но! Плюс здесь всё же есть. Ведь практически во всех случаях возможен торг. А продавец, усмотрев в покупателе твёрдое намерение , конечно, уступит. Так, можно попросить скидки и в 5, и в 50 тысяч от цены. К слову, мало кто, наверное, решится в 2016 году менять автомобили. Настолько неизвестно, что всё-таки будет завтра. Накопить на новое авто с учётом роста безработицы будет непросто, а кредит брать в такой ситуации тоже не совсем разумно.
Всегда можно договориться на взаимовыгодных условиях
Каковы прогнозы?
Что касается дилеров, 35% из них считают, что число продаж автомобилей в 2016 году начнёт расти. Другие надеются, что произойдёт возрождение отрасли в 2017-м. Ну а большинство всё же рассчитывает на хороший исход только после 2017 года.
У экспертов на этот год ожидания довольно пессимистичные. Прогноз более 60% снижения продаж дают почти 40% экспертов. Остальные утверждают, что снижение составит 40%.
Многие эксперты уверены в снижении продаж
Прогноз некоторых экспертов гласит, что в 2016 году негативные тенденции будут нарастать. И 2016 год может стать для российского авторынка самым худшим за последние 10 лет. При этом автолюбители не только всё реже , но и экономят на обслуживании уже имеющихся машин.
Время покажет
Конечно, предсказать, каким будет 2016 год, как и составить точный прогноз, практически невозможно. Никто не знал, что в 2015 году упадут на 33%. Оживления рынка в начале года никто не прогнозирует, да и не ждёт. Да и в ближайшие несколько месяцев ситуация также не изменится. Но всё же стоит надеяться на лучшее!
Экономическая нестабильность приводит к снижению покупательской способности и возрастанию интереса к более дешевому сегменту авторынка. По итогам 2016 года объем проданных автомобилей с пробегом составил свыше 5 млн. единиц техники. Данный показатель на 6% выше прошлогоднего.
Лидирующее положение в списке владельцев подержанных авто занимают жители Москвы и области. Б/у автотехнику приобрело более 630 000 москвичей, что составило 12% общего числа покупателей вторичного парка автомобилей. Следующим в рейтинге идет Краснодарский край, где было продано 247 000 авто. За ним расположился Санкт-Петербург (190 000 единиц) и Ростов (158300 машин).
По сведениям портала «Автопоиск» автомобили с пробегом сегодня покупают по цене 300000-45000000 рублей. В то время, как стоимость новых моделей находится в пределах 1000000-65000000 рублей в зависимости от бренда и комплектации.
Приоритетные марки подержанных автомобилей
Исходя из статистических данных по предложениям частных владельцев, можно выделить тройку наиболее популярных отечественных моделей авто на вторичном рынке 2016 года:
- Lada Granta (246 шт.) - 150000-470000 руб.
- Lada Priora (171 шт.) - 200000-510000 руб.
- Lada Largus (143 шт.) - 230000-670000 руб.
Среди иномарок больше всего предложений по продаже личного транспорта было опубликовано владельцами авто таких моделей:
- Ford Focus (2476 шт.) - 400000-1300000 руб.
- Hyundai Solaris (1680 шт.) - 385000-925000 руб.
- Toyota Camry (910 шт.) - 150000-1900000 руб.
Перетасовки среди лидеров б/у сегмента
Как сообщают корреспонденты информационного агентства «ТАСС», классические модели ВАЗ начнут терять свои позиции.
На смену классическим представителям российского производства придут новые модификации, включая популярный отечественный автомобиль Lada Granta. Среди иномарок вперед вырываются подержанные Hyundai Solaris . Именно эти машины были лидерами первичного авторынка несколько лет назад. В ближайшее время произойдет закономерная смена первых владельцев, что позволит желающим купить подержанный автомобиль, потратив меньшую сумму, чем при покупке аналога в автосалоне.
ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Товары и услуги подлежат обязательной сертификации
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в марте 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 437,1 тыс. единиц, что на 13,1% больше, чем годом ранее. При этом по итогам первого квартала нынешнего года объем вторичного рынка достиг 1,12 млн единиц, показав рост на 6,1%.
Лидером рынка легковых автомобилей с пробегом по-прежнему остается отечественная LADA, на долю которой приходится порядка 30% от общего объема. Объем рынка подержанных автомобилей LADA в марте чуть вырос (+0,2% до 125,9 тыс. шт.), но за три месяца еще демонстрирует небольшое снижение (-3,9% до 312,6 тыс. шт.). Между тем первую тройку лидеров среди моделей образуют представители именно этой отечественной марки: LADA 2114, LADA 2107 и LADA 2110. Кроме того, в ТОП-10 находятся еще пять вазовских моделей.
Лучшей среди иномарок все также является Toyota, чей показатель в марте достиг 49,4 тыс. экземпляров (+22,4%). С начала 2016 года объем рынка японского бренда составил 129,3 тыс. единиц (+10,5%). При этом в десятку лидеров среди моделей входит и Toyota Corolla. Самым же продаваемым иностранным автомобилем остается Ford Focus, который сохраняет четвертое место в общем зачете.
Рыночное падение в первый весенний месяц показывают российские бренды - GAZ (-17,7%), УАЗ (-3,4%), OKA (-18,2%) и Moskvich (-22,6%). В то же время остальные марки находятся в «плюсе», причем лучше других ситуация обстоит у китайской Geely (+55,3%).
В марте наиболее сильное падение среди представленных моделей зафиксировано у «классических» LADA 2106 и LADA 2105 (на уровне 20%), а наибольший рост - у Hyundai Solaris, LADA 2190 Granta и KIA Rio (более 50%). Как отмечают аналитики агентства «АВТОСТАТ», эти три модели уже несколько лет подряд входят в число лидеров первичного рынка и теперь массово выходят на вторичный рынок.
№ | марка | март"16 | март"15 | изм., % | январь-март"16 | январь-март"15 | изм., % |
1. | LADA | 125 924 | 125 627 | 0,2 | 312 563 | 325 083 | -3,9 |
2. | TOYOTA | 49 362 | 40 330 | 22,4 | 129 254 | 116 995 | 10,5 |
3. | NISSAN | 23 057 | 18 596 | 24,0 | 60 004 | 53 483 | 12,2 |
4. | CHEVROLET | 18 710 | 14 983 | 24,9 | 47 862 | 41 120 | 16,4 |
5. | HYUNDAI | 17 767 | 13 667 | 30,0 | 45 281 | 37 605 | 20,4 |
6. | FORD | 16 407 | 14 123 | 16,2 | 42 562 | 39 215 | 8,5 |
7. | VOLKSWAGEN | 15 392 | 12 562 | 22,5 | 39 957 | 34 786 | 14,9 |
8. | KIA | 14 295 | 10 067 | 42,0 | 36 435 | 27 242 | 33,8 |
9. | RENAULT | 13 665 | 10 522 | 29,9 | 34 352 | 28 043 | 22,5 |
10. | MITSUBISHI | 13 479 | 11 990 | 12,4 | 35 397 | 33 737 | 4,9 |
11. | HONDA | 11 325 | 9 935 | 14,0 | 29 164 | 28 813 | 1,2 |
12. | MERCEDES | 10 431 | 8 886 | 17,4 | 27 424 | 24 877 | 10,2 |
13. | DAEWOO | 9 858 | 9 226 | 6,9 | 24 549 | 23 957 | 2,5 |
14. | BMW | 9 696 | 8 345 | 16,2 | 25 156 | 23 723 | 6,0 |
15. | MAZDA | 9 561 | 8 158 | 17,2 | 24 954 | 23 175 | 7,7 |
16. | OPEL | 9 558 | 8 243 | 16,0 | 24 716 | 22 508 | 9,8 |
17. | AUDI | 8 078 | 7 188 | 12,4 | 21 724 | 20 201 | 7,5 |
18. | SKODA | 6 058 | 4 622 | 31,1 | 15 790 | 12 333 | 28,0 |
19. | GAZ | 4 494 | 5 460 | -17,7 | 11 021 | 13 671 | -19,4 |
20. | SUZUKI | 4 347 | 3 562 | 22,0 | 11 121 | 10 151 | 9,6 |
21. | PEUGEOT | 4 169 | 3 575 | 16,6 | 10 750 | 9 757 | 10,2 |
22. | УАЗ | 4 062 | 4 204 | -3,4 | 9 914 | 10 552 | -6,1 |
23. | LEXUS | 3 908 | 2 851 | 37,1 | 10 176 | 8 683 | 17,2 |
24. | SUBARU | 3 807 | 3 339 | 14,0 | 10 352 | 10 180 | 1,7 |
25. | VOLVO | 2 798 | 2 389 | 17,1 | 7 284 | 6 715 | 8,5 |
26. | LAND ROVER | 2 549 | 2 020 | 26,2 | 6 717 | 5 696 | 17,9 |
27. | OKA | 2 334 | 2 855 | -18,2 | 5 363 | 6 643 | -19,3 |
28. | CITROEN | 2 220 | 1 780 | 24,7 | 5 865 | 4 919 | 19,2 |
29. | CHERY | 1 782 | 1 497 | 19,0 | 4 430 | 4 018 | 10,3 |
30. | SSANGYONG | 1 768 | 1 375 | 28,6 | 4 560 | 3 874 | 17,7 |
31. | INFINITI | 1 620 | 1 387 | 16,8 | 4 417 | 4 029 | 9,6 |
32. | GREAT WALL | 1 089 | 835 | 30,4 | 2 684 | 2 291 | 17,2 |
33. | ZAZ | 1 056 | 999 | 5,7 | 2 613 | 2 541 | 2,8 |
34. | LIFAN | 1 036 | 774 | 33,9 | 2 631 | 2 072 | 27,0 |
35. | FIAT | 900 | 806 | 11,7 | 2 302 | 2 122 | 8,5 |
36. | GEELY | 854 | 550 | 55,3 | 2 077 | 1 492 | 39,2 |
37. | PORSCHE | 825 | 657 | 25,6 | 2 146 | 1 956 | 9,7 |
38. | MOSKVICH | 763 | 986 | -22,6 | 1 700 | 2 319 | -26,7 |
39. | JEEP | 756 | 673 | 12,3 | 1 964 | 1 885 | 4,2 |
40. | DODGE | 706 | 674 | 4,7 | 1 756 | 1 923 | -8,7 |
ВСЕГО | 437 144 | 386 561 | 13,1 | 1 115 942 | 1 051 531 | 6,1 |
ТОП-25 МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В РОССИИ В МАРТЕ 2016 ГОДА (шт.)
№ | модель | март"16 | март"15 | изм., % | январь-март"16 | январь-март"15 | изм., % |
1. | LADA 2114 | 13 501 | 12 596 | 7,2 | 34 194 | 33 710 | 1,4 |
2. | LADA 2107 | 12 807 | 14 126 | -9,3 | 31 200 | 35 347 | -11,7 |
3. | LADA 2110 | 10 956 | 11 226 | -2,4 | 27 572 | 29 815 | -7,5 |
4. | FORD FOCUS | 10 242 | 8 603 | 19,1 | 26 766 | 24 127 | 10,9 |
5. | LADA 4X4 | 9 207 | 8 562 | 7,5 | 22 772 | 22 713 | 0,3 |
6. | TOYOTA COROLLA | 8 567 | 7 068 | 21,2 | 22 443 | 20 248 | 10,8 |
7. | LADA 2170 | 8 473 | 7 153 | 18,5 | 21 683 | 19 383 | 11,9 |
8. | LADA 2112 | 7 826 | 7 883 | -0,7 | 19 870 | 21 059 | -5,7 |
9. | LADA 2115 | 7 510 | 7 440 | 0,9 | 18 854 | 19 502 | -3,3 |
10. | LADA 2109 | 7 396 | 8 685 | -14,8 | 18 183 | 22 385 | -18,8 |
11. | LADA 21099 | 5 993 | 7 076 | -15,3 | 14 940 | 18 009 | -17,0 |
12. | CHEVROLET NIVA | 5 911 | 4 754 | 24,3 | 15 556 | 13 464 | 15,5 |
13. | RENAULT LOGAN | 5 881 | 4 781 | 23,0 | 14 668 | 12 279 | 19,5 |
14. | DAEWOO NEXIA | 5 752 | 5 387 | 6,8 | 14 454 | 14 217 | 1,7 |
15. | TOYOTA CAMRY | 5 709 | 4 227 | 35,1 | 15 019 | 12 317 | 21,9 |
16. | LADA 2106 | 5 561 | 7 002 | -20,6 | 13 067 | 16 923 | -22,8 |
17. | VOLKSWAGEN PASSAT | 4 814 | 4 423 | 8,8 | 12 302 | 12 207 | 0,8 |
18. | HYUNDAI SOLARIS | 4 755 | 2 678 | 77,6 | 11 859 | 6 655 | 78,2 |
19. | OPEL ASTRA | 4 597 | 3 661 | 25,6 | 12 053 | 10 332 | 16,7 |
20. | MITSUBISHI LANCER | 4 461 | 4 082 | 9,3 | 11 611 | 11 425 | 1,6 |
21. | LADA 2172 | 4 357 | 3 678 | 18,5 | 11 122 | 10 338 | 7,6 |
22. | LADA 2190 | 4 230 | 2 564 | 65,0 | 10 538 | 6 388 | 65,0 |
23. | KIA RIO | 4 142 | 2 592 | 59,8 | 10 715 | 6 597 | 62,4 |
24. | DAEWOO MATIZ | 3 624 | 3 302 | 9,8 | 8 799 | 8 386 | 4,9 |
25. | LADA 2105 | 3 533 | 4 386 | -19,4 | 8 579 | 10 443 | -17,9 |
ВСЕГО | 437 144 | 386 561 | 13,1 | 1 115942 | 1 051 531 | 6,1 |
Всем привет! В сегодняшнем обзоре я расскажу вам какие машины хорошо продаются на вторичном рынке в России в настоящее время.
Подобная информация очень востребована в среде перекупщиков авто, и они готовы платить за нее хорошие деньги. Например, в сети «Мониторинг цен на рынке подержанных автомобилей» стоит «всего» 5500 руб. за несколько страниц с парой таблиц формата А4. И люди такие сведения регулярно покупают.
В этой статье я предоставлю вам совершенно бесплатные и актуальные данные на этот счет.
О том, что на дворе кризис и на рынке подержанных автомашин уже несколько лет происходит спад, известно всем. Но кризисы как таковые не отменяют спроса вообще, а только понижают его. Вы же не откажетесь полностью от покупки новой верхней одежды, если с деньгами туго? Конечно нет. Вы просто оптимизируете свои в ней потребности и свой выбор.
Понятно, что рынок автомашин находится в совсем другой весовой категории, но механизмы в нем схожие. Например, с одной стороны, автомобили не являются предметами первой необходимости, а с другой они могут выступать ими условно, когда эта необходимость не главная, но очень существенная. Иными словами, если на «авто как роскошь» спрос может теоретически упасть до нуля, то на «авто как средство передвижения» он будет всегда.
Поэтому во времена рыночного спада спрос на автомобили не исчезает, а только сильно видоизменяется. Многие шустрые автодельцы, умеющие видеть на пару шагов вперед, именно во времена кризиса делают хорошие деньги.
Ниже я привел вам небольшой список причин, по которым некоторые из основной массы людей, никогда не знавших что такое лишние деньги, решают их обменять на автомобиль в тяжелое кризисное время:
- Нужно обязательно – в эту категорию входят люди, работа и заработок которых полностью или частично зависит от наличия одного или нескольких личных авто;
- Очень желательно – это предусмотрительная и осторожная клиентура, копившая деньги на хорошее авто в твердой валюте, и которая понимает, что покупка при кризисном ценовом демпинге (скидках), намного более выгодна, нежели в обычное время;
- Хорошее предложение – на хорошее предложение, которыми щедр кризисный авторынок, могут клюнуть даже те, кто вообще автомобиль менять или покупать не собирался.
И это не единственные категории, образующие спрос на вторичном рынке. Например, если человек не богач, но не беден, и вдруг лишился хорошего авто (авария, кража и т. п.), без которого может запросто обойтись в жизни, то он, в кризис, скорее всего, приобретет какой-нибудь приличный вариант с пробегом, т. к. ходить пешком давно отвык.
Поэтому стабильный спрос на машины в тяжелые времена будет и в бюджетном и в среднеценовом сегменте, а падение рынка – это всего лишь отток малоцелевой и неплатежеспособной клиентуры.
Что покупают сегодня
То, о чем я говорил выше полностью подтверждает рыночная динамика. Смотрите: если два года подряд вторичный рынок легковушек стремительно падал (19,7% 2015 и 21% в 2014 г. соответственно), то начало 2016 г. прошло оптимистичным подъемом продаж. Это говорит о том, что спрос и предложение стабилизируются и, если не будет резких колебаний валюты, спад может смениться постоянным ростом.
Вот, с начала года на конец февраля месяца россиянами было заключено почти 680-и тыс. сделок, что составило оптимистичных 2% роста, причем в этом же феврале продажи увеличились на целых 11%, по сравнению с прошлогодними продажами!
Но нужно учитывать, что год только начался, а автомобильная вторичка отличается скачкообразным спросом, поэтому сегодня радоваться за все кварталы еще рановато.
На какие же автомобили россияне соглашаются тратить свои кровные сегодня? Рынок у нас отчетливо разделен на два основных сегмента:
- Отечественные автомашины;
- Импортные автомашины.
Отечественные автомашины
Востребованные отечественные авто – это исключительно представители семейства концерна «АвтоВАЗ», хотя не вошедшие в первую десятку популярных марок российские «УАЗ» и «ГАЗ Комм» медленно, но уверенно поднимаются в рейтинге – главное, что не опускаются и не стоят на месте, правда ведь?
Проданные в феврале подержанные «Лады» заняли львиную одну треть всего вторичного рынка (103100 единиц) и, примерно, это же количество было продано в феврале прошлого года.
Автомобили ВАЗ привлекают покупателей не только своей ценой, но и надежностью и большей застрахованностью от курсовых колебаний цен на комплектующие.
Но хорошо продаются только более давние модели вазовской марки, а не ее фавориты.
Импортные автомашины
Среди импортных автомашин наибольшую популярность имеют японские и корейские марки, занявшие шесть мест в первой десятке. Но если посмотреть по моделям, то в первую десятку вошли только «Форд Фокус» и «Тойота Королла», а остальные семь мест заняты «Ладой».
Из этого можно сделать однозначный вывод, что цена – самый главный «архитектор» спроса в кризисные времена. Поэтому тем, кто занимается перепродажей автомашин на сегодня лучше всего сосредоточиться на продукции ВАЗ, а бюджетные «иностранцы» могут быть дополнительными вариантами для сделок.
Для наглядности я приведу два списка марок и моделей автомобилей, которые наиболее всего востребованы на российском вторичном рынке в настоящее время. Именно так вам, если вы занимаетесь перекупкой, нужно определять рыночную конъюнктуру: по двум показателям – марка и модель.
Топ-10 марок авто вторичного рынка в январе-феврале 2016 года (источник ):
- «Лада»
- «Тойота»
- «Ниссан»
- «Шевроле»
- «Хёндай»
- «Форд»
- «Фолькскваген»
- «Киа»
- «Мицубиси»
- «Рено»
А по моделям я приведу вам более расширенный список из 25-и пунктов потому, что это самая важная и востребованная информация для автопродаж, которую можно сразу брать в расчет.
Топ-25 моделей авто вторичного рынка 2015 года ():
- Лада 2107 — 11 366
- Лада Самара (хэтчбек) — 10 689
- Лада 2110 — 9 526
- Ford Focus — 7 622
- Лада 2109 — 7 316
- Лада 4×4 — 7 282
- Лада 2112 — 6 827
- Toyota Corolla — 6 657
- Лада Приора (седан) — 6 252
- Лада Самара (седан) — 6 064
- Лада 21099 — 5 788
- Лада 2106 — 5 249
- Daewoo Nexia — 4 554
- Chevrolet Niva — 4 240
- Toyota Camry — 3 916
- Volkswagen Passat — 3 786
- Renault Logan — 3 764
- Лада Приора (хэтчбек) — 3 354
- Mitsubishi Lancer — 3 345
- Лада 2105 — 3 251
- Opel Astra — 3 233
- Лада 2104 — 2 910
- ГАЗ 3110 (Волга) — 2 792
- Hyundai Solaris — 2 767
- Daewoo Matiz — 2 592
С помощью этих статистических данных вы будете более уверенно ориентироваться на рынке предложений, выбирая модели наиболее востребованные в перепродаже.
- Наиболее комфортная цена на сегодня для большинства покупателей колеблется в пределах 300-400 тыс. руб.
- Учитывайте то, что в последнее время покупатели на первое место ставят цену, а не техническое состояние.
- Обратите внимание, что в последние года постоянно увеличивается спрос на авто с автоматической коробкой передач (АКПП).
Заключение
Из всего вышеизложенного становится ясно, что несмотря на кризисную ситуацию в сфере вторичных автопродаж, этот рынок постепенно оживает. Основными же рычагами, воздействующими на спрос, является цена и ее соотношение к практичности эксплуатации автомобиля в российских условиях.
Вы катаетесь на велосипеде? Это весьма полезный вид транспорта для здоровья который поможет интересно провести время. Посмотрите какие фантастические вещи вытворяет этот парень:
Будьте активны и ведите здоровый образ жизни! На сегодня всё, уважаемая публика. Подписывайтесь на мой блог, делитесь статьями в соцсетях и отписывайтесь в комментариях.
До скорой встречи!
Назад в 2009-й
В 2016 году российский авторынок продолжит падение, заявил на пресс-конференции в четверг председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ЙоргШрайбер. По оценке АЕБ, в текущем году объем продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) составит 1,53 млн штук — это на 4,4% меньше, чем в 2015 году, и вдвое меньше, чем в пиковом 2012 году (2,94 млн). В последний раз так мало автомобилей на российском рынке продавалось в кризисном 2009 году (1,47 млн).
Негативный прогноз АЕБ означает, что российский авторынок будет падать четвертый год подряд начиная с 2013 года. Тогда продажи снизили сь на 5%, до 2,8 млн штук, после чего отрицательная динамика нарастала: в 2014-м падение составило 10,3% (2,5 млн машин), в 2015 году — 35,7% (1,6 млн).
АЕБ не дает прогноза, когда рынок наконец стабилизируется. Продолжение падения продаж автомобилей Шрайбер связал с ослаблением рубля. Девальвация заставляет автопроизводителей поднимать цены на автомобили, а это оказывает давление на спрос, констатировал он. На сколько вырастут цены в 2016 году, Шрайбер сказать затруднился. В 2015 году, по расчетам «Автостата», стоимость новых машин в рублях выросла в среднем на 25%.
В четверг АЕБ также опубликовала итоговые результаты продаж автомобилей в 2015 году. По оценке ассоциации, в прошлом году рынок сократился на 890 тыс. машин, или 35,7%, до 1,6 млн штук. Худшим месяцем года, стал декабрь — по его итогам падение составило 45,7%.
Всего в декабре 2015 года в России было продано почти 147 тыс. легковых автомобилей — на 123,6 тыс. меньше, чем в последнем месяце 2014 года. Несмотря на это, по числу проданных машин декабрь оказался самым успешным для автоторговцев месяцем 2015 года.
АЕБ, впрочем, допускает, что продажи автомобилей могут упасть еще ниже: все будет зависеть от поддержки авторынка правительством. В 2015 году государство стимулировало спрос на автомобили за счет программ утилизации и trade-in, льготного автокредитования и автолизинга. В целом размер господдержки составил 43,3 млрд руб. «Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год — 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора», — подчеркнул в четверг Шрайбер.
В начале декабря вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что в 2016 году правительство может увеличить размер господдержки авторынка до 50 млрд руб. Но пока нет окончательного решения даже о том, будет ли она вообще продлена. Ранее собеседники РБК в правительстве не исключали, что из-за дефицита бюджета господдержка может быть не выделена вовсе.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что падение рынка может оказаться глубже текущего прогноза АЕБ. По базовому прогнозу агентства, снижение продаж с учетом LCV в 2016 году может достигнуть 25%, до 1,2 млн машин. Небольшое падение (до 1,5 млн машин) предполагает даже оптимистичный сценарий «Автостата». Не согласен с оценкой АЕБ и президент крупнейшего российского автопроизводителя, АвтоВАЗа, Бу Андерссон. В интервью РБК он оценил рынок на 2016 год без учета LCV в 1,3 млн легковых автомобилей. На долю LCV традиционно приходится 5-7% продаж, то есть прогноз президента АвтоВАЗа предполагает падение до 1,4 млн штук — на 12,5%.
В прошлом году первоначальные прогнозы АЕБ уже оказывались завышенными — в начале 2015 года ассоциация прогнозировала падение авторынка на 24%, но затем изменила цифру на 36%.
Рынку угрожают низкие цены на нефть и девальвация рубля, считают топ-менеджеры двух автозаводов. По словам одного из них, сейчас цены занижены: большинство иностранных автопроизводителей продают машинокомплекты по курсу на 40-50% ниже рыночного, чтобы сдерживать рост рублевых цен. «Если девальвация продолжится, рано или поздно у иностранцев лопнет терпение. Они либо уйдут с рынка, как это уже сделал General Motors и японские автопроизводители, либо поднимут цены, что приведет к еще большему падению продаж автомобилей», — пояснил собеседник.
Четыре года падения продаж автомобилей — неприятная ситуация для правительства и госбюджета: автопром тянет за огромную цепочку другие отрасли: металлургию, нефтяную отрасль, дорожное хозяйство, отмечает основной владелец калининградского «Автотора» Владимир Щербаков. Поддержка автопрома со стороны государства в виде субсидирования различных программ стимулирования спроса — правильная мера, но она носит временный характер, говорит Щербаков. По его мнению, после нескольких лет непрерывного падения продаж автомобилей нужны более серьезные меры поддержки, например изменение налоговой системы.