Когда задумываешься об автомобильном путешествии, первым делом хочется найти машину поновее, провести технический осмотр и обслужить её, предусмотреть нюансы на случай поломки. Это в идеале.

Первая дальняя поездка на автомобиле в жизни автора случилась в 2012 году на пассажирском сиденье ВАЗ-2106, выпущенного с конвейера в далёком 1980-м. Да, автомобиль сломался спустя 700 километров. На ремонт пришлось потратить сутки и два с лишним миллиона рублей. Правда, белорусских. Мы были готовы к худшему, потому порадовались, что «жигули» встали посреди Минска, а не в лесу, и наши планы от этого обстоятельства изменились несущественно.

В 2017 году ехать по путёвке, в рамках которой за тебя уже всё решили, неинтересно. Под рукой , машина и желание увидеть новые места, за плечами - несколько вдохновляющих роуд-муви. Нет повода не сесть в машину, чтобы поехать куда глаза глядят.

Машина хороша тем, что можно в любой момент остановиться и выйти подышать свежим воздухом или посетить интересную достопримечательность, до которой нельзя доехать на общественном транспорте. Каждый день можно корректировать маршрут и выбирать, куда ехать дальше, по рекомендациям местных жителей. Можно переждать плохую погоду или сразу поехать туда, где будет солнечно, можно менять путь согласно новым обстоятельствам, выбирая оптимальный маршрут. К тому же ездить на одной машине дешевле, чем покупать билеты.

Команда путешественников «Градусы открытий» однажды поступила радикально. Парни поехали на машине без спланированного маршрута. Каждый день на их странице «ВКонтакте» публиковался опрос, в котором подписчики определяли, в какой город компания поедет на следующий день. Экспедицию назвали «Географический рандом».

Но восторженные путешественники редко говорят о том, какие проблемы подстерегают их в пути. Лайфхакер восполняет этот пробел.

1. Планируйте маршрут заранее

Когда станет известно, сколько дней и денег вы готовы потратить на поездку, определите цель: проехать интересный маршрут или скорее добраться до места назначения, какие места вы хотите увидеть и так далее. Возьмите карту и отметьте опорные точки, куда поехать, после чего соедините их в маршрут, по возможности выбирая дороги большего значения.

2. Сопоставьте свои ожидания

Несколько человек в одной машине - несколько взглядов на путешествие. Кто-то быстро утомляется и не любит компании незнакомых людей, другие едут только для того, чтобы провести время с местными. Уровень бытового комфорта всем нужен разный. Финансовые возможности тоже неодинаковы. Договаривайтесь «на берегу».

3. Адекватно воспринимайте расстояния

И не льстите себе. После 800 километров за рулем вы, может быть, захотите лечь спать, а не идти гулять. Не ставьте рекордов, а лучше заложите пару лишних часов на дорогу.


Когда готовишься, надо закладывать время на непредвиденные остановки, которые обязательно будут, как бы идеально всё ни складывалось. Не стоит переоценивать себя, лучше меньше проехать, но больше посмотреть.

Мы, когда к «Броску» готовились, накидали список из 100+ достопримечательностей, в итоге успели посмотреть, дай бог, половину, и то не всё детально. Где-то хотелось провести больше времени, но у нас был график и мы его придерживались, поэтому надо было ехать дальше.

Изначально планировали уложиться в 60 дней, потом стали рисовать маршрут и растянули до 75, а по факту вышло 80 дней. И всё равно мало. Всегда будет мало, всегда хочется больше.

Никита Жоров, участник экспедиции «Бросок на восток» и команды «Градусы открытий»

500 километров будет оптимальным расстоянием на день пути при условии удовлетворительной дороги и раннего выезда. Если придётся, проезжайте и 800 километров, но следующий день тогда оставьте на знакомство с местом назначения. Нахождение в одном салоне двух водителей увеличивает возможности экипажа, но время обмануть не удастся.

4. Доверяйте картам с осторожностью

В выборе между бумажной картой и мобильным сервисом при определении пути следования в приоритете должен быть последний. Но и электронные карты могут ошибаться. Выбирая между «Яндекс.Картами», Google Maps, Maps.me и другими, остановитесь на сервисе с наиболее актуальными базами, а лучше скачайте два разных приложения и сохраните карту интересующей вас местности, чтобы не зависеть от качества связи. Во время проезда по незнакомым городам, особенно в других странах, лучше воспользоваться навигатором, чем гадать по знакам, куда повернуть.

5. Будьте готовы к внезапным проблемам и вероятности преждевременного возвращения

Держите под рукой запасное колесо, трос, огнетушитель, домкрат, светоотражающий жилет и набор инструментов, проведите техобслуживание перед выездом.

Даже опытные и аккуратные водители иногда попадают в ДТП. Аптечка в машине лежит как раз для таких случаев, а не для проверок сотрудниками ГИБДД.

О наличии хронических заболеваний у кого-нибудь в компании должны знать все, чтобы вызвать «скорую» или оказать первую помощь.

6. Ночлег тоже планируйте заранее

В каждой точке маршрута, где вы планируете останавливаться на сутки и более, найдите приемлемый вариант ночлега до начала поездки. В пути ещё будет возможность изменить своё решение. Метапоисковики предполагают бесплатное бронирование или отмену брони.

Для компании из нескольких человек лучше поискать хостел или квартиру, чем отель. Одно помещение на несколько человек обойдётся дешевле, чем два-три номера на двоих. Не забывайте и про , хотя, если вы им не пользовались ранее, быстро найти ночлег, тем более на несколько человек, можно не надеяться.

И да, положите в багажник палатку и походные спальные принадлежности. Но располагаться на ночь прямо у оживлённой дороги не надо.

7. Разные страны - разные условия

Даже внутри Евросоюза правила проезда по местным дорогам сильно отличаются. Изучите особенности ПДД каждой страны посещения и не забудьте про возможную оплату проезда. В Австрии, Швейцарии и Чехии для этого используют виньетки, а в Польше и Италии есть платные трассы с турникетами и оплатой на въезде.

Внести коррективы в поездку может и режим труда и отдыха. Кафе, кемпинги и гостевые дома могут быть закрыты из-за особенностей расписания или переполнены.

8. Путешествуйте налегке

Самый очевидный совет для собравшихся в любое путешествие, кроме путешествия на автомобиле.

«Все своё вожу с собой» - ненужный принцип, из-за следования которому некоторые ездят нагруженными до крыши. Одежды берите столько, сколько вы бы взяли с собой в самолёт или автобус, еды - чуть больше. Исключение - походные принадлежности. Кто знает, в какой глуши придётся остановиться?

Здравый смысл подсказывает, что современная машина доставит меньше проблем, будет комфортнее и не сломается в дороге. Если у вас есть выбор, стоит поехать на менее изношенном авто, но, если выбора нет, не беда. Проблема старых автомобилей преувеличена теми, кто на них не ездит.

Средство передвижения должно пройти следующие стадии подготовки:

  • техническое обслуживание двигателя и ходовой части, устранение неполадок;
  • проверка уровня жидкостей и их долив, замена масла в двигателе и коробке передач при необходимости;
  • проверка запасного колеса;
  • экипировка набором инструментов, запасным маслом, тормозной и охлаждающей жидкостями, ремнями ГРМ и генератора, аптечкой, буксировочным тросом, домкратом, фонариком, насосом или компрессором, огнетушителем, светоотражающим жилетом и знаком аварийной остановки.

Для поездки нужен актуальный набор автомобильных документов, страховка и, если вы едете за рубеж, зелёная карта. Для подтверждения водительских прав в странах, присоединившихся к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, достаточно иметь при себе национальное водительское удостоверение. В этот перечень входит большинство стран Европы и бывшего СССР, всего около 80 государств (можно посмотреть в «Википедии »).

Бытовой райдер

Может показаться, что в машине хватит места для всех вещей, которые вы захотите взять с собой. Это иллюзия: при большом количестве хлама отыскать нужную вещь станет сложнее и всегда есть риск, что вы захотите купить в поездке габаритный предмет, но не уложите его в багажник.

Каждому путешественнику понадобится один комплект верхней одежды и три комплекта нижней. Помимо автомобильной аптечки под рукой необходимо иметь персональную с аспирином, парацетамолом, смектой или другим средством от проблем с пищеварением, лекарствами от аллергии и против кровососущих насекомых. В косметичку положите привычные средства, без которых не обходится ни один день, в большинстве случаев они не занимают много места.

Для ночёвки вне помещений понадобится спальный мешок, туристический коврик и , для самостоятельного приготовления пищи - газовая плитка с одной конфоркой. Это необязательные атрибуты, но они подстрахуют, если что-то пойдёт не так.

Держите в багаже запасную кредитку и немного наличных отдельно от основных кошельков.

То же самое проделайте с копиями всех документов (желательно сделать их цветными).

Багаж должен быть скомпонован и расположен в машине так, чтобы на полную разгрузку требовалось минимум перекладываний и затрачивалось минимум времени.

Планирование маршрута

Kalu Ci / Unsplash.com

Будем исходить из того, что типичное автомобильное путешествие - это не марш-бросок, не марафон и не трофи-экспедиция, а комфортная поездка на машине во время среднестатистического отпуска, на которую может быть затрачено от четырёх дней до двух недель.

Трезво оцените возможности. Водитель с опытом езды на дальние расстояния проедет за день 1 000 километров или больше, если двигаться по скоростной магистрали на две полосы в одну сторону. Но такой темп утомителен и требует разгрузочного дня или второго водителя.

Чтобы определить, сколько требуется проезжать в день, отметьте на карте опорные точки маршрута - города, исторические места или природные объекты, где планируете останавливаться с ночёвкой. После этого определите расстояние и маршрут между этими точками.

Нежелательно останавливаться в одной точке менее чем на сутки.

Переезд свыше 500 километров - небольшое испытание для водителя. К тому же лучше увидеть меньше по дороге, чтобы увидеть больше в месте назначения.

Расскажу о своём опыте. Желание сделать поездку максимально насыщенной смазало впечатления: посетили много городов, а увидели мало.

В Ярославль мы приехали в 16 часов. После суток езды, ночёвки в поле и беглого посещения Углича и Ростова Великого хотелось принять душ, поесть горячего и просто отдохнуть. Гулять вышли не раньше восьми вечера, а спустя четыре часа вернулись спать.

Следующие полдня осматривали город, а ближе к вечеру отправились в Вологду, но не по главной трассе, а через Рыбинск и Пошехонье: хотелось увидеть эти города хотя бы одним глазом. Времени доехать до Вологды засветло не хватало. Мы поехали по очень плохой дороге и вынуждены были в какой-то момент вернуться до предыдущей развилки.

В Вологду попали на следующий день, когда уже было пора возвращаться домой, а это 700 километров. Трёх часов в историческом 300-тысячном городе слишком мало, чтобы ощутить его атмосферу.

Финансовый вопрос

Чем больше путешественников в одной машине, тем дешевле каждому обходится поездка. Правда, планировать маршрут становится сложнее, но если договариваться до старта, то недомолвок и неожиданностей не будет.

Подсчитайте, сколько денег на бензин понадобится, и возьмите на треть больше. При подсчёте исходите из собственного опыта, а не технических показателей расхода. Онлайн-калькуляторы упрощают этот процесс, но не учитывают поворот не туда и последующие блуждания, а депозит на случай перерасхода топлива этот момент учтёт.

Заправочный фонд формируйте вскладчину до поездки, чтобы во время неё не путаться, кто платит. Остаток разделите между собой поровну в конце путешествия.

Заранее определите, где будете размещаться. Для дружеских компаний есть несколько приемлемых способов: мотель, хостел, апартаменты (можно снять через Avito, Airbnb и их аналоги), охраняемый платный кемпинг или ночлег на природе диким способом. Размещение в отеле чаще всего выгодно только семейным парам. подойдёт для одиночного путешественника или пары, в которой хотя бы один имеет прокачанный аккаунт на сайте Couchsurfing.com.

Для поиска всех типов платного размещения пользуйтесь метапоисковиками, например Booking.com или Trivago. На них можно найти акции, скидки и промокоды, предоставляемые как гостиницей, так и самим сервисом.

Перед пересечением государственной границы позаботьтесь о том, чтобы на руках было немного валюты страны пребывания, даже если предпочитаете расплачиваться картой.

Психологический аспект


Simon Schmitt / Unsplash.com

Отлично, если каждый путешественник знает, чего ждать от попутчика. Совместный быт в поездке требует доверия, взаимопонимания и поиска компромиссов.

Основатель экспедиционного проекта Dream Roads Константин Перфильев утверждает, что в каждом совместном путешествии должен быть руководитель. Организаторов может быть несколько, но координировать действия должен один человек - опытный путешественник, к которому в вопросах техники и тактики остальные прислушиваются. Даже если водитель везёт всех на своей машине, ему придётся смириться, что руководить процессом будет, вероятно, кто-то другой.

В компании не должно быть слабого звена, которое внезапно захочет домой или отдыхать вопреки намеченным заранее планам. Если путешествие спонтанное, это тоже не повод расслабиться, лёжа на диване в хостеле или играя в волейбол после завтрака в кемпинге, когда пора выезжать.

Итог

  • Автомобиль необязательно должен быть новым. Главное, чтобы он был надёжным и прошёл техническое обслуживание.
  • На всякий случай проверяйте возможность пользоваться российским водительским удостоверением в стране пребывания, держите документы в порядке и сделайте их копии.
  • Не перегружайте багажник. Представьте, что вы едете без машины.
  • Если план поездки очень насыщен, лучше проведите его генерализацию: уберите лишние промежуточные пункты, чтобы оставить больше времени на главное и интересное.
  • Берите денег на бензин больше, чем требуется, и заранее позаботьтесь о наличии валюты страны пребывания, если едете за рубеж.
  • Чтобы избежать конфликтов, договаривайтесь обо всём заранее и выберите руководителя поездки.

Отправляясь в путешествие, возьми в два раза меньше вещей и в два раза больше денег.

Народная мудрость.

Как это ни прискорбно звучит для настоящих автолюбителей, но прежде всего следует ответить на такой вопрос. Не быстрее (или удобнее) ли запланированный путь проделать на поезде или самолете? Ну а тем, кого муза дальних странствий зовет именно за руль, предназначены следующие рекомендации.

Прошли времена, когда, собираясь, например, из Москвы , автолюбитель брал с собой комплект свечей, ремень вентилятора, распределитель зажигания, полуось и, по совету бывалых, подвязывал к заднему бамперу коренной лист рессоры. Ныне список значительно короче, но все равно, учитывая качество нашего придорожного сервиса и расстояния между очагами цивилизации, кое-чем я бы все же посоветовал .

Что взять с собой:

  • Проверьте наличие документов всех участников пробега, а также документы на автомобиль, деньги, банковские карты.
  • Запасные очки с диоптриями (если нужны) и темные очки
  • Навигатор с закачанными картами на весь маршрут или карты в смартфоне, желательно работающие без доступа к Сети.
  • Зарядку для смартфона. Расход энергии в условиях редкой установки сотовых вышек возрастает.
  • . Устройство - как подстеленная соломка. Дай бог, не пригодится, но может спасти от финансовых потерь и даже тюрьмы. Ведь в N-ской губернии свидетели скорее найдутся у вашего оппонента, если он местный житель.
  • Проверьте аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки.
  • Лекарства. Помимо официальной аптечки следует взять запас индивидуальных лекарств, которые нужно принимать именно вам.
  • Предметы гигиены.
  • Средство для с ветрового стекла. Вещь крайне важная, ведь порой, влетев в облако насекомых, продолжать путь нельзя из-за полного отсутствия видимости.
  • Запас воды, не менее 5 л. И в радиатор, в крайнем случае, долить, и как омывайка летом сойдет, и руки помыть.
  • Запас омывайки - зимой. Лучше использовать проверенную незамерзайку, взятую с собой, чем перехватить банку на обочине, которая замерзнет при температуре ниже минус пяти.
  • Небольшой сухой паек в виде галет, питательных батончиков. , чай или кофе в термосе либо энергетические напитки.
  • Проверьте запаску, и буксирную проушину.
  • Жилет со светоотражающими полосками - требование новое и в дальней дороге полезное.
  • Неплохо иметь запас , буксирный трос, ветошь.
  • Лампы для фар и габаритных огней, без которых в темное время суток.
  • Проверьте наличие секретки от колес. Возьмите с собой хотя бы пару запасных колесных болтов или гаек.
  • Фонарик светодиодный со свежими батарейками.
  • Компрессор для шин.
  • Канистра с 5 литрами топлива.
  • Присадка для повышения октанового или цетанового числа топлива.
  • Подушка для пассажира и водителя.
  • Удобная легкая обувь.
  • Запаситесь приятной музыкой или захватывающей аудиокнигой, «медляк» не берите - заснете.

Манера поведения

  • Отдохните .
  • Из мегаполиса оптимально выезжать рано утром.
  • Периодически отдыхайте, «беспосадочный перелет» не должен быть дольше 4 часов.
  • Не пытайтесь бороться со сном. Отдохните, а лучше поспите. Лучше приехать на час позже, чем не доехать совсем.
  • Заправляйтесь на брендовых заправках, не доводя до пустого бака.
  • Все дела старайтесь совмещать с этими же заправками, чтобы не делать лишних остановок.
  • Соблюдайте ПДД: беседа с дольше и дороже, чем рискованный обгон.
  • Не зная местных особенностей, вы скорее попадете в лапы инспектора, да и они больше любят иногородних: те спешат, а значит, зачастую платят на месте.
  • Слишком частые остановки невыгодны: обогнали колонну грузовиков с большим трудом и остановились сделать фото, а та же колонна уже опять впереди.
  • Заранее планируйте ночлег, не дожидаясь глубокой ночи, когда доехать и 20 км до мотеля уже невероятно трудно.

Выводы

Конечно, путешествия на современном, мощном, скоростном и комфортабельном автомобиле с - не чета поездкам в прошлом веке. Дороги постепенно становятся лучше, но все же еще недотягивают до современного уровня. И качество дорожного покрытия, и периодически вылезающие колонны сельхозтехники, и неторопливые местные жители на допотопных Москвичах и Жигулях - все это удлиняет дорогу и делает ее менее безопасной. Добавляют стрессов расплодившиеся камеры, да и сотрудники ДПС не дремлют. Поэтому путешествие на автомобиле, как и прежде, остается серьезным мероприятием, к которому нужно подготовиться как следует.

Расскажите в комментариях об интересных случаях в путешествиях, когда правильная подготовка помогла или, наоборот, когда были проблемы из-за отсутствия самого элементарного снаряжения.

Чаще всего любители автомобильного туризма арендуют машину на месте, и вполне понятно, почему. На собственном автомобиле особенно далеко не уедешь, если только не доставлять его к месту начала путешествия – а это дорого, и оправданно разве что в случае какой-то внедорожной экспедиции.

Мы же поговорим не о подобном экстриме, а о простом туризме. Естественно, в первую очередь разговор пойдёт о Европе, как наиболее популярном направлении автотуризма. Конечно, кто-то может собраться из России и на юг, или, к примеру, с Дальнего Востока в Китай – но общие советы подойдут в любом случае, а более специфические – тема отдельного разговора. Восток, как известно, дело тонкое.

Рациональная причина может быть только одна: потому, что это ваш собственный автомобиль. Вы к нему привыкли, вы в нём уверены (в отличие от прокатных авто), он хорошо приспособлен именно для ваших нужд.

Некоторые предпочитают ехать на собственно автомобиле потому, что он довольно дорогой – а машину аналогичного класса, в отличие от дешёвых моделей, арендовать довольно проблематично, даже в Европе.

Так или иначе, ехать вы решили на собственном транспорте. Что нужно учитывать?

Маршрут: не только по суше

В Европе довольно хорошо развито паромное сообщение – поэтому не спешите исключать из своего маршрута точки, отделённые от его основной части водными преградами. Паромное сообщение чрезвычайно развито на Балтийском и Северном морях, но вполне часто встречаются и в южной части Европы.

Зачастую добраться куда-то морем вместе со своим автомобилем – и дешевле, и быстрее, чем в объезд. Так что изучите подобные возможности в интересующем вас регионе. Ходят паромы быстро, стоят недорого, и весьма комфортабельны.

Насколько удобно будет в этой местности на вашем автомобиле?

Банально, но подумать об этом многие забывают. К примеру, если вы предполагает поездки по европейским городам – то столь актуальный в Москве большой внедорожник будет там крайне неудобен. Узкие улицы, мало места для парковки, да и вообще – вы будете выглядеть диковато.

С другой стороны, даже в Европе немало сложных дорог, и, если ваша цель – природные красоты, но городская малолитражка может и подвести. Возможно, лучше всё-таки взять напрокат что-то более подходящее.

Или, к примеру, на немецких автобанах, имея автомобиль с двигателем менее 1,6 литра, вы будете чувствовать себя крайне неуютно – ехать нужно быстро.

Формальности на границе

Внимательно изучите этот вопрос заранее.

Страховка в Европе потребуется обязательно, да и не только в Европе. Без неё вас могут просто не пропустить, а если и пустят – возможные проблемы вам не нужны. Можно обзавестись страховкой заранее, но, в случае чего – к вашим услугам многочисленные пункты её оформления вблизи границ с Евросоюзом. Без полиса не останетесь.

Обратите внимание на техническое состояние машины : европейские пограничники предъявляют к нему весьма жёсткие и чётко прописанные требования. Если что-то не так – уболтать их не получится, и не надейтесь. Детали нужно уточнить непосредственно перед поездкой, поскольку правила могут меняться – но даже с трещиной в лобовом стекле, которая может долгое время совсем не беспокоить в России, вы рискуете никуда не уехать. Не говоря уж о более серьёзных проблемах вроде неработающей электрики. Да и соответствие экологическим стандартам – важный момент.

Есть и другие нюансы – например, у финнов чётко указаны даты перехода на летнюю и зимнюю резину, и их придётся придерживаться вне зависимости от реальной погоды.

Топливо

Бензин в Европе – дорогой, а в Азии – как правило, некачественный. Эти два тезиса – основа для серьёзных размышлений.

Действительно серьёзных: прожорливая машина в Европе может стать основной статьёй расхода, а чуткая к качеству топлива – элементарно сломаться после сомнительной заправки в Азии.

Ещё один совет может показаться вам смешным, но на самом деле вопрос — очень серьёзный. Убедитесь, что знаете, как нужный вам тип топлива называется в стране, куда вы едете. Думаете, в этом вопросе всё просто? А вот и нет.

Как вы думаете, что такое gasolio и gasoleo на итальянском и испанском языках? Бензин, по аналогии с английским gasoline? Как бы не так – это подвид дизельного топлива. Последствия ошибки любой автомобилист представляет себе во всех красках.

Нарушения

Введение платной парковки в Москве и видеофиксация нарушений с рассылкой «писем счастья» постепенно учат ездить и парковаться по правилам. Но учат медленно.

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению. Собственно, и сами мы относили себя к этой же категории автопутешественников, поскольку на сегодняшний день проехали только один подобный маршрут: из Кемерово в Краснодар, в конце декабря прошлого года. Около 4300 км.

Первое – ваш автомобиль. Он должен быть исправен. Сроки регламентных работ по ТО не должны маячить прямо перед глазами, а всякие посторонние «сверчки», постукивания, сбрендившие датчики и прочие вестники грядущего ремонта должны быть локализованы, определены, оценены и главное – ликвидированы.

Резина – по сезону. Всё, что предусмотрено регламентом прохождения технического осмотра ТС, в автомобиле так же должно быть. Акцентируем внимание на хорошем тросе, запаске, баллоннике, домкрате и аптечке. Аптечку стоит доукомплектовать средствами от несварения желудка и пищевых отравлений. Прочие лекарственные препараты – на ваше усмотрение. Может пригодиться и мощный фонарь. Наверняка не лишним будет и зарядное устройства для мобильного телефона.

Что касается «расходников» (перегорающие лампочки в фонарях и фарах, другие досадные мелочи вроде небольшого перерасхода масла в двигателе), то кому как не вам знать, чем стоит запастись на дорожку.

Второе – документы. На машину и на право управления авто. Все документы должны быть действующими, не просроченными. Обращаем внимание на медицинскую справку. В повседневной жизни водителя-непрофессионала, да ещё в родном городе о ней как-то забывается, но поверьте – в другом регионе, первый же ДПС-ник в поисках чего-нибудь «этакого» про неё обязательно вспомнит.

Третье. Если у вас ещё нет, то обязательно приобретите автомобильный навигатор с картами от Навител. Вполне рабочие аппараты реально купить за полторы – две тысячи рублей с бесплатной техподдержкой и обновлениями на официальном сайте Навител (ПО и карты). Этим вы сильно облегчите себе жизнь в дороге при условии, что заранее выставите в настройках прокладки маршрута не короткий путь, а быстрый.

Четвёртое. Ваш сотовый оператор должен давать максимально хорошую зону покрытия на маршруте. Тариф подбирайте с посильным роумингом. Запаситесь телефонами всех, кого вспомните. Будет просто отлично, если на маршруте по городам и весям у вас есть родня или хорошие друзья, всегда готовые помочь. Крайне желательно, чтобы вас кто-то «вёл» по маршруту. Постоянно находился на связи, уточнял ваше местоположение, ориентировал (при необходимости) по гостиницам в крупных городах, а то и бронировал номера. Этакий диспетчер. Желательно близкий человек.

Путь-дорожка

Свой маршрут вы должны примерно представлять заранее, хотя бы на уровне крупных городов. Заезжать или не заезжать в них – дело хозяйское. Вокруг большинства областных и краевых центров на вашем пути, наверняка имеются объездные трассы. Внимательно следите за указателями на дорогах и развязках. Навигатор в этом деле хорошее подспорье, только если в настройках не указан «самый короткий» маршрут. В последнем случае он будет уговаривать вас срезать путь через какую-нибудь деревню, или затащить в крупный город (почему-то обязательно в час пик). Как бы там ни было, его работу нужно контролировать в любом случае.

Всех случайностей дороги, всех причуд ремонтников, все засады ДПС предусмотреть нельзя. Поэтому общий совет для движения — внимательно следите за знаками и разметкой, контролируйте скоростной режим. На некоторых дорогах нашей необъятной Родины это просто жизненно необходимо (на Урале, например). Если вы и нарушаете правила, то делайте это осмысленно, в меру, не нарываясь на серьёзные неприятности с ДПС и не создавая угрозы для жизни. Уважайте других участников движения, цените и их жизнь. Это заметно со стороны и окупается помощью на дороге, особенно в случае серьёзной загруженности её фурами.

Время движения выбирайте по себе. Возможно, вы «жаворонок» или «сова». И всё же старайтесь ехать в день. Помните, вы один. И хотя (как я слышал) эпоха дорожного бандитизма канула в лету, статистика упрямо утверждает, что отморозки были, есть и будут, не зависимо от региона. Ехать ночью – увеличивать риск столкновения с ними. Останавливаться где-то на ночлег на трассе в одиночестве – тем более. Даже если у вас имеются некоторые средства убеждения для особо упрямых, и вы умеете ими пользоваться. Не стоит. Вас ждут дома – это главное.

О манере общения с ДПС говорить ничего не будем. Она у каждого своя, в зависимости от склада характера, опыта, знаний ПДД, внутренних инструкций ДПС и т.п.

Отдых и ночлег

Зная свой маршрут, возможно, вы заранее запланируете для себя места ночлега и отдыха, но поскольку вы новичок на длинных перегонах (помните?), а скорость движения на отдельных участках трассы угадать нельзя, то общая рекомендация – ориентируйтесь на своё самочувствие. Затёкшая спина и ноги, притупление внимания от долгих и однообразных движения и ландшафта, плохая видимость дороги в зависимости от погодных условий и времени суток, общие усталость и перенапряжение, и, наконец, сонливость – верные признаки. Пора отдохнуть, размяться или освежиться.

Останавливайтесь на специальных местах отдыха или примыканиях. Если уж сильно припекло, можете остановиться на обочине трассы, но обязательно перед стоящей на обочине фурой, особенно ночью или в условиях плохой видимости. Даже если кто и уснёт за рулём или не справится с управлением, сдвинуть такую массу с места нелегко. Тем самым вы хоть немного обезопасите себя от случайности.

Отдохнули, размялись? Вперёд!

Если ночуете прямо на дороге, делайте это на охраняемых стоянках. Нет такой поблизости? Ночуйте на площадках для отдыха, но только там, где есть большое скопление «дальнобоев» и легковушек. В холодное время года становитесь так, чтобы грузовики не «задушили» вас выхлопами на прогреве. Более предпочтительный вариант – мотель. Ориентируйтесь на тот, возле которого большое скопление машин и грузовиков. Значит и условия там приличные, не слишком дорого, и в кафе не отравят.

Идеальный вариант – гостиница в крупном городе, эконом вариант. Вы можете присмотреть такую заранее, но забронировать место с дороги трудновато: кто знает, когда вы туда доберётесь точно? В большинстве случаев – это не проблема, но будет неплохо, если о гостинице позаботится ваш «диспетчер». Если такого нет, придётся справляться самому. При наличии друзей, родственников и т.п., проблема с гостиницей, разумеется, отпадает. Многое в выборе места для ночлега зависит от времени года, ваших привычек и предпочтений, и, конечно, финансовых возможностей.

Несколько слов о борьбе с сонливостью. Тут сколько людей, столько и способов. Некоторые поют во всё горло, некоторые приоткрывают на ходу окно – освежиться зябким, а то и зимним воздухом. Кто-то рекомендует слушать аудиокниги (заменитель говорливого попутчика), кто-то жевать. В качестве тонизирующего, кстати, неплохо идут сухофрукты. Ещё пробовали жевать щепотку чёрного чая, смешанного с сахаром. Весьма специфично, но работает.
Впрочем, хороший сон мало что заменит.

Еда

На 3-5 тыс. километров вы не запасётесь едой (хотя и здесь нет ничего невозможного для человека с интеллектом) и, вероятнее всего, вам придётся питаться в придорожных кафе, мотелях, ресторанчиках. Общий принцип на трассе такой же, как и при выборе ночлега. Где больше всего скопилось дальнобойщиков и прочих машин, там можно подкрепиться. Всё будет наверняка съедобно и приготовлено не из продуктов второй свежести. Оказии могут произойти, но на этот случай вы уже доукомплектовали свою аптечку (лучше, конечно, довезти её до места в целости и сохранности). В крупных городах решить проблему питания проще.

Не обедайте плотно во второй половине дня, не ешьте мясного – будет клонить в сон. Мы для себя выработали такую схему питания. Плотный завтрак, десять-двенадцать часов дороги (максимально я ехал шестнадцать, но последние километры уже на пределе усталости, так делать не надо), ужин на сон грядущий, вопреки рекомендациям диетологов. За рулём почти ничего не ели: жевали сухофрукты, печенье; запивали водой, чаем или кофе. Держались неплохо.

Вот и всё. Мы постарались уделить внимание самым важным моментам подобного путешествия, советам, которым в той или иной мере следовали сами и находим их разумными. Надеюсь, они вам пригодятся, как и нам.
Удачи на дорогах!

Информация о статье

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению.

Советы по подготовке и поездка



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png