(раздел создан с использованием материалов сайта автошколадома.рф )

Прежде чем начать разговор о манёвре «Разворот», сначала ещё несколько слов о манёвре «Поворот».

Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускает отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Это же самое можно сказать иначе:

Если поворот из соответствующего крайнего положения на проезжей части невозможен (по разным уважительным причинам), разрешается осуществлять его из другого положения (не с крайней полосы), но ответственность за безопасность полностью ложится на водителя, совершающего такой поворот.

Если сейчас поворачивать направо, держась как можно правее, то прицеп проедет по тротуару.

А это совершенно не допустимо.


В этом случае Правила разрешили водителям поворачивать не из крайнего правого положения на проезжей части.

Конечно же, смещаясь влево, водитель обязан сначала включить левые «повортники» или даже «аварийку».


До перекрёстка это дорога с односторонним движением, а крайнее левое положение на такой дороге – на левой полосе.

Если сейчас поворачивать налево из крайнего левого положения на проезжей части, то при завершении поворота прицеп обязательно проедет по встречке. А за это можно лишиться прав.


В этом случае Правила тоже разрешили водителям поворачивать не из крайнего левого положения на проезжей части данного направления.

И, конечно же, смещаясь вправо, водитель обязан сначала включить правые «повортники» или даже «аварийку».

И, конечно же, перед этим необходимо оценить ситуацию на дороге и ни в коем случае не создать никому помеху для движения.

Речь идёт только о поворотах, о развороте говорится в следующем пункте Правил.

Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Здесь говорится только о развороте вне перекрёстка, и ни слова о развороте на перекрёстке. Получается, что разворот на перекрёстке регламентирован единственным, уже знакомым нам требованием Правил.

Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

То есть на любом перекрёстке всегда и везде разворот (в отличие от поворота) разрешён только из крайнего левого положения на проезжей части данного направления!

При этом Правила не содержат никаких требований к самой траектории разворота. И, следовательно, при завершении разворота можно заезжать на любую свободную полосу.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такая задачка. Имейте в виду, в данном случае правильный ответ – «Только по А». И вот почему.


В данном случае ваша дорога имеет разделительную полосу, и поэтому разворот по траектории Б невольно сопряжён с кратковременным движением по встречной полосе пересекаемой дороги. А за это - лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Обращаю ваше внимание на отрезок линии 1.1, нанесённый на перекрестке. Эта разметка дополнительно подсказывает водителям, что на данном перекрёстке надо разворачиваться по траектории А.

А вот на таком перекрестке (без разделительной полосы на вашей дороге)


разворот по любой из показанных траекторий – это только разворот и ничего более.

А разворот (как манёвр) Правилами не запрещён.

На перекрёстках всем транспортным средствам разворот разрешён только с крайней левой полосы!

Это если слева нет трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.


На этом перекрёстке нет никаких знаков или разметки, предписывающих иной порядок движения. И, следовательно, водители обязаны разворачиваться с трамвайных путей.


На этом перекрёстке есть знак, предписывающий иной порядок движения. И этот знак диктует:

Движение прямо разрешается с двух полос, а поворот налево и разворот - с крайней левой полосы.

До сих пор речь шла о развороте на перекрёстке. Что касается разворота вне перекрёстка, то здесь дело обстоит следующим образом.


Во всех случаях, когда ширина дороги достаточна, разворот должен производиться с крайнего левого положения на проезжей части данного направления.


А при наличии слева трамвайных путей на одном уровне с проезжей частью разворот должен производиться с трамвайных путей попутного направления.


Более того, Правила разрешают разворот даже с обочины, если ширина проезжей части недостаточна.

Само собой, в двух последних случаях водители обязаны уступать дорогу не только встречным транспортным средствам, но и тем, кто двигается в попутном направлении.

В Правилах всё это прописано следующим образом.

При повороте налево или развороте вне перекрёстка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Ну, а теперь самое главное – где разворот запрещён. Разворот может быть запрещён или разметкой, или знаками, или Правилами.

Разворот запрещается:

На пешеходных переходах;

В тоннелях;

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

На железнодорожных переездах;

В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

В местах остановок маршрутных транспортных средств.

1. Разворот запрещён на пешеходных переходах.

Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта. А при наличии пешеходов на проезжей части Правила запретили здесь и обгон.

Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения. Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны.


Пешеходный переход может быть выделен только разметкой.


Пешеходный переход может быть выделен только знаками.

В этом случае зона пешеходного перехода – это расстояние между знаками.


Пешеходный переход может быть выделен одновременно и разметкой и знаками.

В этом случае зона пешеходного перехода – это расстояние между внешними границами разметки.


Иногда приходится видеть такую картинку.

Водитель медленно двигается по левой полосе, высматривая место для разворота. И вот она – удача! На пешеходном переходе сдвоенная сплошная линия разметки терпит разрыв. И водитель, святая простота, разворачивается на пешеходном переходе.

В зоне пешеходного перехода разворот запрещён категорически!

    Разворот запрещён в тоннелях.


Какой водитель рискнёт разворачиваться в тоннеле? Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.

3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.

Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий. Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.


Мост соединяет два берега реки (или пролива, или оврага).


Путепровод – это тот же мост, только у него помимо проезжей части ещё есть железнодорожные пути.


А эстакада – это элемент многоуровневой дорожной развязки.

4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.

Железнодорожный переезд – это зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда запрещён. Но какова протяжённость этой зоны? Где именно запрещён разворот?


Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.

До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён.


Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки:

«Однопутная дорога»

или

«Многопутная дорога».

В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками.

    Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.




На рисунке оценить на глаз, есть ли тут 100 метров до поворота, затруднительно. И никто вам этого не предлагает. Сейчас вас спрашивают, знаете ли вы, на каком расстоянии до первого поворота устанавливается эта комбинация знаков на дороге вне населённого пункта.

Надеюсь, вы ещё не забыли – от знаков до поворота 150-300 м. Так что смело разворачивайтесь.

В некоторое смущение может ввести второй ответ – «Да, но только в светлое время суток». Действительно, ночью дорогу тоже не видно на 100 метров. И вообще, о какой видимости идёт речь? Об ограниченной? О недостаточной? О тёмном времени суток? Или имеется в виду и то, и другое, и третье?


Сейчас дорогу тоже не видно на 100 метров, и разворот в условиях недостаточной видимости может иметь те же последствия, что и в условиях ограниченной видимости.

Ну, так что же теперь, в дождь, в снег, в туман вообще нельзя нигде развернуться? И ночью на неосвещённых участках дорог, пока не рассветёт, водителю разрешается движение только в одном направлении? В том, в котором его застали сумерки?

Прочитаем ещё раз внимательно, что написано в Правилах – Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

Здесь не сказано, что разворот запрещён в условиях с видимостью дороги менее 100 м. Здесь сказано, что разворот запрещён в местах с видимостью дороги менее 100 м. А, значит, Правила имели в виду рельеф местности, то есть именно ограниченную видимость.

Хотя, с другой стороны, то, что мы видим на рисунке, тоже ведь можно назвать «местом с видимостью дороги менее 100 метров».

Данное требование Правил сформулировано недостаточно ясно и может трактоваться разными людьми по-разному. Решайте сами, какая трактовка вам представляется единственно верной.

6. Разворот запрещён в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Обозначенные остановки автобуса, троллейбуса, трамвая – это всё места, где возможно появление пешеходов на проезжей части. Поэтому, так же как и на пешеходном переходе, Правила запретили здесь разворот, движение задним ходом и стоянку транспорта. Остановку, правда, разрешили, но только для посадки или высадки пассажиров и только, когда это не создаёт помех маршрутным ТС.

Получается, что место остановки маршрутного ТС – это тоже зона с особым режимом движения. Но тогда водителям надо знать протяжённость этой зоны! Где начинают действовать все эти ограничения, и где заканчивается их действие.


В принципе, у устроителей дорожного движения есть возможность указывать протяжённость зоны остановки маршрутных ТС с помощью таблички 8.2.1 «Зона действия». Такая возможность содержится в ГОСТе Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Но такой комбинации знаков нигде не встречается.

При этом в Правилах о зоне остановки маршрутных ТС – ни слова! Везде и всюду речь только о месте остановки маршрутных ТС. Единственная подсказка содержится в Разделе 12.

Правила. Раздел 12.

Остановка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при её отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств).

Ну, что же, вполне чёткий ориентир. Именно эти 15 м и будем использовать для определения границ зоны остановки маршрутного ТС.


водители присвоили название «гребёнка», и в дальнейшем мы будем пользоваться этим названием наряду с «зеброй».

Именно в этой зоне, которую каждый водитель должен мысленно определить на проезжей части, ориентируясь на собственный глазомер, и запрещён разворот.

В 2015 году в силу вступили поправки к ПДД, которые установили, что за обгон на пешеходном переходе штраф водителю грозит весьма солидный. На такое решение законодателей натолкнула красноречивая статистика за 2015 год, согласно которой чаще всего наезды на пешеходов совершаются именно после обгона. Этот маневр — не единственное «табу» для водителей, оказывающихся возле «зебры»; разворачиваться и останавливаться на разметке тоже запрещено законом.


Обогнал на переходе – что грозит?

Согласно пункту 11.4 ПДД, обгонять другие ТС на переходах запрещено – даже если пешеходов поблизости и не видно. До 2015 года такого безусловного запрета не существовало – обгон был разрешён в отсутствие людей, переходивших дорогу.

Приведённое правило кажется совершенно однозначным, однако даже здесь российское законодательство оставляет водителям «лазейки». Автомобилистам стоит обратить внимание на ст. 12.15 Административного Кодекса, которая ни слова не говорит о пешеходных переходах, но зато точно определяет маневр обгона. Согласно этой статье, об обгоне можно толковать, только если автомобиль, выполняющий маневр, выезжает на «встречку». Если же машина движется только по своей полосе, автомобилист выполняет опережение.

Разобраться в терминах очень важно, ведь за опережение наказания не следует.

Обгон на пешеходном переходе карается так же, как и . Нарушителю грозит одно из двух.

  1. Штраф за «зебру» величиной в 5000 рублей.
  2. Лишение прав на срок до 6 месяцев.

Если водитель совершит аналогичное правонарушение в течение года с момента первого, он утратит водительское удостоверение уже на целых 12 месяцев.

Разворот и остановка на пешеходном переходе

Пункт 8.11 ПДД воспрещает производить разворот на пешеходном переходе. Штраф за это нарушение следует такой же, как и за разворот на мостах, в тоннелях и ж/д переездах – всего 500 рублей, согласно ст. 12.14 КоАП под названием «Нарушение правил маневрирования».

Обратите внимание, что инспекторы ГИБДД могут «кивать» на другую статью Административного Кодекса — 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками и разметкой…». Штраф за пешеходный переход по этой статье куда выше – от 1 тыс. до 1.5 тыс. рублей. Однако в данном случае она неприменима. Сотрудники дорожной полиции в курсе этого – скорее всего, они рассчитывают «подзаработать» на юридической безграмотности автомобилиста.

Остановку на «зебре» запрещает другой пункт Правил Дорожного Движения – 12.4. К слову, ставить машину нельзя не только непосредственно на разметке, но и ближе, чем за 5 метров перед ней. Где же можно останавливаться? Вот несколько вариантов.

  1. Сразу после «зебры». Преодолев разметку, 5 метров отсчитывать не нужно.
  2. За 5 и более метров до пешеходного перехода.
  3. Сразу перед переходом – если авто движется по левой полосе двухполосной дороги.

Штраф за остановку на пешеходном переходе, согласно ст. 12.19 КоАП, равен 1000 рублей. Часть 6 той же статьи содержит оговорку, которая едва ли обрадует жителей мегаполисов: в городах федерального значения (коими являются Москва и Санкт-Петербург) штраф за парковку на пешеходном переходе достигает целых 3000 рублей! Сократить размер штрафа вполовину водитель сможет, если не будет тянуть с его уплатой и перечислит деньги в течение 20 дней с момента нарушения.

Водители-«хитрецы» часто пытаются использовать силу терминологии, дабы избежать материального наказания за стоянку на «зебре». Всё дело в том, что ПДД запрещают только остановку, а про стоянку ни слова не говорят.

Стоянка длится более 5 минут и не связана с высадкой пассажиров или с погрузкой / выгрузкой вещей.

Отличная попытка, но результата не будет! Остановка — более общее понятие, чем стоянка, поэтому там, где запрещено первое, второе тоже недопустимо.

Не уступил пешеходу – что будет?

С 2013 года в ПДД (ст. 14.1 и 14.2) поменялись некоторые формулировки. Изменения кажутся весьма незначительными, однако они напрямую влияют на то, как автомобилист обязан вести себя, находясь перед «зеброй».

Вместо «пропустить пешехода» в Правилах теперь фигурирует «уступить дорогу».

Пропускать пешехода – это значит останавливать машину, как только человек вступает на «зебру». Формулировка «уступить дорогу» требует от водителя тормозить только тогда, когда продолжение движения машины заставит пешехода изменить траекторию и скорость хода. Проще говоря, автомобилист не имеет права вынуждать пешехода преодолевать разметку бегом. Однако если тот далеко, «зебру» можно и пересечь – нарушения не будет.

Правила стали более лояльными по отношению к автомобилистам, но и штрафы при этом выросли. Штраф, если не уступил пешеходу на пешеходном переходе, с 2013 года составляет 1500 рублей. И это только если нет пострадавших. Если же следствием нарушения станет наезд на пешехода, речь будет идти о совсем других мерах наказания. В частности, гибель человека на «зебре» может привести невнимательного автомобилиста за решетку на 7 лет.

Вместо того, чтобы разбираться в тонкостях и формулировках автомобильного законодательства, водителю проще пропускать всех пешеходов, находящихся вблизи «зебры», и не затевать каких-либо маневров, если неподалеку располагается разметка.

Штрафы за обгон на пешеходном переходе, разворот и остановку на «зебре» невелики, однако получить один из них – удовольствие сомнительное. Помнить нужно и о том, что подобные нарушения могут привести к человеческим жертвам – тогда уже материальным взысканием водитель не обойдётся, в лучшем случае ему придётся попрощаться с правами.

Каждый водитель постоянно сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо развернуться. Безусловно, причины у всех разные – кто-то понимает, что ошибся с выбором маршрута, и желает поехать назад, а другой автолюбитель просто не может попасть в нужное место без использования разворота. Поговорим о том, как следует вести себя, чтобы осуществить маневр максимально безопасно и не получить штраф от сотрудника ГИБДД.

Как правильно разворачиваться – техника выполнения

Опытные водители обычно выполняют разворот практически на автомате, порой даже не задумываясь о последовательности действий. Однако новичков волнует все: выбор места, скорость, положение в полосе, дорожные знаки и разметка, то есть алгоритм в целом. Если говорить о технике выполнения разворота, то автомобилистам следует учитывать следующие моменты:

  • Убедитесь, что разворот в выбранном месте ничем не противоречит правилам дорожного движения.
  • Важно адекватно оценивать обстановку, поэтому предполагается, что водителю необходимо хорошо видеть дорогу хотя бы на 100 метров вперед и назад. Вблизи участка дорожного полотна, где вы решили разворачиваться, не должно быть поворотов, изломов и всего того, что может помешать вам просматривать дорогу в обе стороны.
  • Собираясь развернуться, не забудьте уведомить об этом других участников движения – включите левый указатель поворота.
  • Если вы собираетесь выполнить разворот на перекрестке, то нужно занять крайнее левое положение, причем сделать это заблаговременно, а не в последний момент.
  • Если вы планируете разворачиваться вне пересечения дорог, то маневр можно осуществить в несколько приемов в зависимости от ситуации.
  • Смотрите в зеркала – лучше лишний раз убедиться, что вы не мешаете другим транспортным средствам, а другие машины не создают помех вам. Пропускайте встречный транспорт. Снизьте скорость, не торопитесь.
  • Во время непосредственного выполнения разворота главным будет правильное управление автомобилем – быстро, но плавно вращайте руль методом перехвата. Многие новички судорожно перебирают руль, не зная, за какое место схватить, и просто не успевают его вовремя докрутить. Помните, что при развороте начинает вращение правая рука, а левая – помогает.
  • Как только вы развернулись, выравнивайте руль, плавно прибавляйте скорость и выключайте левый поворотник.
  • Некоторые считают, что при развороте на перекрестке достаточно перед маневром перестроиться в левую полосу и ехать по ее центру, но это совсем не так – вы и в полосе должны сместиться максимально влево, только из такого положения по ПДД можно разворачиваться.

Важно: на дороге с двусторонним движением, где для езды в каждую сторону предназначена только одна полоса, а сами полосы разделены прерывистой линией, возможна такая неприятная ситуация: водители, едущие в том же направлении, что и машина, решающая выполнить разворот, могут не понять, зачем она начала сбавлять скорость, и пойти на обгон. Поэтому, если вы собираетесь развернуться, то заранее включите поворотник и убедитесь, что вас никто не собирается обогнать.

Где можно разворачиваться по правилам дорожного движения?

Каждый водитель понимает, что нельзя взять и просто развернуться посередине дороги, руководствуясь сиюминутным желанием. К поиску места следует подойти очень ответственно, учитывая рекомендации, данные в ПДД. Как правило, доступны два пути:

  • развернуться на перекрестке – по правилам дорожного движения перед маневром водитель должен занять крайнее левое положение, то есть делать разворот следует от центра проезжей части;
  • выполнить разворот вне границ перекрестка, например, не доезжая до него – по умолчанию разрешается развернуться, если это не запрещено соответствующими знаками, дорожной разметкой или каким-либо пунктом правил.

Важно: если дорога узкая, а вам необходимо развернуться вне перекрестка, то ПДД допускают выполнение маневра с использованием обочины, то есть справа. Главное, помнить, что в таком случае вы обязаны пропустить как встречку, так и машины, едущие в попутном направлении.

В ситуации, когда вы движетесь по дороге, по центру которой расположены трамвайные пути попутного направления, знайте – разворачиваться нужно именно с них, если знаками не предписано иное.

Где запрещен разворот?

Определившись с тем, где разворачиваться правомерно, поговорим о местах, где выполнение такого маневра недопустимо из-за возможности создать аварийную ситуацию. Итак, запрещены развороты:

  1. На пешеходном переходе, или зебре. Причем стоит учитывать, что до перехода и после него выполнение маневра возможно. Как узнать границы пешеходного перехода, если нет зебры или она незаметна, например, зимой? Ориентируйтесь на знаки, обычно их два (на противоположных сторонах дороги) – расстояние между знаками как раз и определяет местоположение зебры.
  2. Логично, что замкнутость пространства и низкая освещенность не позволяют водителям разворачиваться в тоннелях.
  3. На мостах, эстакадах и пространстве под ними, путепроводах – запрет связан с тем, что обычно подобные сооружения ограничивают зону видимости – водители просто не могут правильно оценить обстановку.
  4. На остановках общественного и маршрутного транспорта, так как они всегда характеризуются большим скоплением людей, что не позволит автомобилистам развернуться там безопасно. Помните, что разворачиваться нельзя на протяжении 15 метров в обе стороны от знака остановки или разметки (желтая зигзагообразная линия).
  5. На ж/д переездах – потенциально опасных участках дороги, требующих повышенной концентрации внимания. Запрет начинается от места, где установлены шлагбаумы или соответствующие дорожные знаки.
  6. Если дорога плохо просматривается хотя бы в одном направлении, то есть видимость меньше 100 метров.

Запрещающие и разрешающие знаки

Безусловно, знание ПДД значительно облегчит жизнь водителям, так как, запомнив соответствующие знаки, вы будете хорошо ориентироваться в ситуации и быстро принимать решения о возможности или невозможности разворота.

Какие знаки разрешают разворот?

Что не запрещено ПДД, автоматически считается разрешенным, поэтому рассмотрим знаки, которые не делают разворот невозможным, но чаще всего вызывают у водителей сложности.

  • Предписывающие знаки говорят водителям, в каком направлении следует ехать, причем надо знать: если возможен поворот налево, то и развернуться вы имеете полное право, главное, ехать по крайней левой полосе (Рисунок 1).
  • Первые два знака указывают направление движения по полосам – можно развернуться, так как поворот налево разрешен. Второй и третий знаки определяют конкретное место или зону для выполнения разворота (Рисунок 2).


  • Самый сложный для автолюбителей случай – знаки запрещают поворот налево. Можно ли развернуться? Да, движение в обратном направлении допустимо (Рисунок 3).

Важно: руководствоваться необходимо теми знаками, которые установлены непосредственно перед пересечением дорог.

Какие знаки запрещают разворот?

Если вы при движении по дороге увидели представленные ниже дорожные знаки или разметку, то помните, что разворачиваться в их зоне действия недопустимо.

  • Определяют, что в данном месте пешеходы переходят дорогу (Рисунок 4).


  • Указывает на въезд в тоннель (Рисунок 5).
  • Обозначают границы ж/д переездов (Рисунок 6).


  • Предупреждают о плохой видимости дорожного полотна (Рисунок 7).




  • Запрещают разворот, указывают направление движения (Рисунок 9).


  • Двойная или одинарная сплошная линия (Рисунок 10).


Как развернуться на дороге с оживленным движением?

У большинства начинающих автолюбителей разворот (как на перекрестке, так и вне пересечения дорог) вызывает страх из-за интенсивности потока встречных и попутных машин. Что же пугает неопытных водителей? Некоторые боятся, что им не хватит места для маневра и придется двигаться задним ходом, создавая тем самым пробку. Масло в огонь подливают другие нетерпеливые водители, которые, увидев подобную ситуацию, начинают сигналить и возмущенно жестикулировать. Другие просто не могут подловить момент, когда не будет помех.

Если вы разворачиваетесь вне перекрестка, то в такой ситуации возможны варианты:

  • Разворот с использованием прилегающей территории (например, двор или парковочное место). Рекомендуется выбирать место, находящееся слева, так как выехать потом оттуда направо будет значительно проще. Можно заехать на прилегающую территорию, выехав с нее задним ходом, но это связано с рядом трудностей, если поток машин плотный. Поэтому лучше при возможности развернуться прямо во дворе.
  • Разворот по траектории в виде прямоугольника, то есть развернуться можно, проехав квартал. На трех подряд перекрестках поворачивайте направо, на последнем – налево. Подойдет такой способ только для жителей городов с районами, состоящими из кварталов прямоугольной формы.

Штраф за нарушение правил разворота

Если вы развернулись, нарушив правила, и это было замечено сотрудником ГИБДД или зафиксировано камерой, то будьте готовы заплатить штраф. Основные нарушения выглядят следующим образом:

  • Некоторые водители так торопятся, что забывают сообщать другим участникам дорожного движения о своих действиях и не включают поворотники. Если вы страдаете забывчивостью, то вас может ждать штраф в размере 500 рублей.
  • Если вы развернулись, проигнорировав разметку или дорожные знаки, запрещающие этот маневр, то наказание составит от 1000 до 1500 рублей.
  • Движение с использованием заднего хода в местах, где оно недопустимо (например, на перекрестке), грозит штрафом в 500 рублей.
  • Если вы развернулись из правой полосы, то при обнаружении данного факта вы расстанетесь с 500 рублями.

Сохраните статью в 2 клика:

Таким образом, ПДД довольно четко и ясно информируют водителей, как и где можно разворачиваться. Наказания за невыполнение требований, касающихся разворота, достаточно демократичны, но не стоит думать, что легче заплатить штраф, чем проехать лишний километр и развернуться там, где это разрешают знаки. Игнорируя правила, вы можете стать виновником или участником ДТП.

Согласно статистике, разворот входит в число наиболее аварийно опасных маневров на дороге. Чтобы избежать плачевных последствий в виде ДТП или , нужно четко понимать, в каких местах можно выполнить разворот, а в каких этого делать категорически нельзя.

Где нельзя разворачиваться?

В Правилах дорожного движения указан список мест, на которых нельзя выполнять разворот. К ним относятся:
  • пешеходные переходы,
  • тоннели,
  • мосты, путепроводы и эстакады под ними,
  • ж/д переезды,
  • остановки маршрутных транспортных средств,
  • места, в которых видимость дороги составляет менее 100 м хотя бы в одном направлении.
  • Запомните, что НА ВСЕХ этих местах разворот запрещен, а если вы все-таки решитесь на подобный маневр, вам грозит штраф.

    Где можно разворачиваться?

    В населенных пунктах все разрешенные развороты можно условно разделить на две группы:
  • развороты вне перекрестков,
  • развороты на перекрестках.
  • Вне перекрестка разворачиваться можно через прерывистую линию. При этом место разворота должно отлично просматриваться в обе стороны, а ваш маневр не должен мешать другим участникам движения. В зависимости от ширины проезжей части, развернуться можно в один или несколько приемов.Если у дороги есть прилегающая территория, на ней также можно выполнить разворот, используя движение задним ходом. Прежде чем разворачиваться с прилегающей территории, убедитесь, что это не перекресток, так как движение задним ходом на перекрестке запрещено.Вне перекрестка можно также развернуться через трамвайные пути, если разметка или знаки не запрещают такой маневр. Согласно ПДД, разворачиваться следует только с трамвайных путей попутного направления, не создавая при этом помех трамваям.Выполняя разворот на перекрестке, следует соблюдать несколько простых правил:
  • маневр не должен противоречить требованиям знаков и разметки,
  • вы не должны создавать помех другим участникам движения,
  • при выезде с пересечения ваш автомобиль не должен оказаться на встречной полосе.
  • Чтобы развернуться, можно использовать и перекресток с круговым движением. Чтобы выполнить маневр, следует въехать на перекресток, проехать по кругу и съехать по нужному съезду, чтобы потом двигаться в обратном направлении.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png