Отопителем необходим для качественной работы печки автомобиля в зимний период времени. Только при условии нормального функционирования системы отопления водителю и пассажиру будет максимально комфортно. Даже в самых современных моделях отечественных автомобилей система отопления является одной из наиболее уязвимых частей. Выход из строя компонентов происходит очень часто. Летом обычно водители закрывают глаза на неисправности, но вот с наступлением первых холодов необходимо принимать меры по исправлению.

Прежде чем приступать к ремонту, необходимо провести диагностику, чтобы понять, какой конкретно компонент в отопительной системе сломался. Самый простой способ — обратиться на станцию техобслуживания, где опытный автослесарь вам поможет в поиске неисправностей. Конечно, придется отдать кругленькую сумму за диагностику. Но на отечественных автомобилях все ремонтные работы можно произвести самостоятельно, чтобы автономный отопитель заработал, как положено.

Особенности блока управления

Очень часто при неработающей печке оказывается, что неисправность кроется в блоке управления. Инжекторные автомобили ВАЗ-2110, например, уже с завода идут с микроконтроллерными системами автоматического управления отоплением. Если вдруг отказывается работать один или несколько режимов вентилятора, то неисправность кроется в блоке управления.

При помощи электронной системы внутри салона всегда будет поддерживаться температура, которую задаст водитель. Конечно, летом охлаждаться воздух не будет. Зато зимой печка прекрасно прогреет воздух в салоне. На автомобилях ВАЗ-2110, выпущенных до 2003 года, устанавливается печка старого образца. На них блок управления отопителем (2110) имеет иную конструкцию и не заменяется новыми приборами.

Правая рукоятка управления

Электронный блок состоит из микроконтроллера, на который подаются сигналы от рукояток на передней панели. Правый переключатель необходим для того, чтобы задать нужную скорость вращения вентилятора. В печке устанавливается резистор, при помощи которого происходит регулировка частоты вращения двигателя. Если на вашем автомобиле установлена печка старого образца, то там стоит несколько сопротивлений, которые предназначены для регулировки скорости вращения. А вот печки нового образца комплектуются модифицированными сопротивлениями.

Левая рукоятка управления

Рукоятка, расположенная слева, необходима для выбора температурного режима в автомобиле. В зависимости от того, в каком положении находится рукоятка, подается на электропривод заслонки сигнал о том, какую температуру необходимо установить. Микроконтроллер корректирует положение задвижки. Регулятор позволяет устанавливать температуру от 16 до 30 градусов Цельсия.

На автомобилях до 2003 года выпуска устанавливались печки, у которых были контроллеры с четырьмя и пятью позициями. На данный момент вы их вряд ли встретите в продаже, так как изделия сняли с производства. Перед тем как покупать запасные части, необходимые для ремонта, проверьте, какая конкретно система управления отопителем установлена на вашем автомобиле.

Как провести диагностику системы

Модуль системы управления расположен в центральной консоли. Выполнить ремонт электронного блока управления отопителем можно, но только при условии, если у вас имеются хотя бы общие познания в электротехнике. Самый простой способ проверить исправность устройства - это установить вместо него заведомо исправный (позаимствовать от автомобиля с таким же отопителем). Перед заменой блоков обязательно отсоедините от аккумуляторной батареи минусовую клемму - это позволит избежать появления короткого замыкания в цепях питания.

Иных способов диагностики не предусмотрено, можно только визуально оценить состояние. Если имеются повреждения корпуса или платы, то прибор работать не сможет нормально. Малейшее повреждение печатного монтажа приводит к тому, что вся система управления перестает работать, заданная температура не поддерживается на нужном уровне.

Демонтаж устройства

Чтобы снять прибор, нужно выполнить следующие действия:

  1. Извлеките кнопки, расположенные на печке по бокам.
  2. Переведите оба регулятора в позиции, соответствующие «0» (до упора против часовой стрелки).
  3. Теперь необходимо аккуратно вытянуть модуль.
  4. Как только появятся колодки подключения проводов, аккуратно отключите их.

Старайтесь при проведении работ не повредить провода, иначе даже новый, полностью исправный блок управления отопителем не сможет нормально функционировать. Установка производится в обратной последовательности.

Причем можно только подключить провода и проверить работоспособность всей системы с новым прибором. Если отопитель все равно не работает, то придется искать неисправность в других компонентах печки автомобиля.

Как провести разборку устройства

Если при диагностике оказалось, что неисправен блок управления отопителем ВАЗ-2110, значит, можно попробовать его отремонтировать. Конечно, лучше всего установить новый элемент. Но стоимость его довольно высокая, а неисправности в схеме прибора обычно очень простые. Вам необходимо только иметь базовые познания в электротехнике, а также уметь пользоваться паяльником и мультиметром. Перед началом работы обязательно нужно разобрать блок управления.

Так как уже демонтировали блок, осталось только отсоединить переднюю крышку, на которой находятся регуляторы. После этого необходимо отсоединить специально накладку из стекла. Далее отверткой выкрутите два винта, которые находятся на передней панели. Еще один расположен на задней. Затем аккуратно снимаете верхнюю крышку блока управления. Старайтесь не навредить контактам и деталям, расположенным внутри устройства.

Проверка элементов схемы

Внутри корпуса вы найдете печатную плату, на которой располагаются перемычки, контакты, резисторы, микроконтроллер, конденсаторы. Именно они отвечают за нормальную работоспособность всех систем отопления. Из таких же элементов состоит и блок управления отопителем ГАЗ-3110. Могут быть такие поломки:

  1. Внимательно рассмотрите все элементы, чтобы обнаружить поломки. Очень часто под действием высокой температуры нагревается печатная плата, из-за этого отсоединяются контакты.
  2. Вполне возможно, что для ремонта достаточно будет только пропаять места соединений.
  3. Внимательно рассмотрите дорожки, по которым подается питание на электрическую схему. Если на ней имеются повреждения, которые рассматриваются невооружённым взглядом, то следует исправить эту проблему.
  4. В том случае, если имеются повреждения конденсаторов или резисторов, нужно установить на их место новые. Чтобы узнать их параметры, нужно воспользоваться литературой, которая описывает более подробно схему блока управления отопителем.
  5. Если видимых повреждений нет, то необходимо при помощи мультиметра проверить работоспособность всех резисторов в схеме, а также соединение элементов. Другими словами, вам потребуется просто прозвонить все дорожки.
  6. После устранения всех поломок, которые были выявлены, необходимо подключить изделие к питанию. Затем переведите мультиметр в режим измерения напряжения. Проверьте по контрольным точкам на плате наличие питания.

После ремонта блока необходимо собрать его в обратной последовательности и установить на место. После подключения питания к аккумуляторной батарее проверьте работоспособность всей системы. Если она не восстановилась, то придётся произвести замену блока управления отопителем.

Как произвести регулировку микроконтроллера

Предусмотрено, что он должен прогревать салон до температуры, которую задаст водитель, не более чем 15 минут. Причём допустимое отклонение - менее 2 градусов Цельсия. Водитель выставляет при помощи ручки необходимую температуру. Для проверки правильной работы системы отопления необходимо воспользоваться ртутным или цифровым комнатным термометром. Установите необходимую температуру, после чего включите отопление.

Следите за тем, какие показания выдает В случае если через 15 минут в салоне не будет достигнута заданная температура, потребуется производить регулировку контроллера. Процедура довольно простая: необходимо просто вытянуть весь модуль, после чего вращать ручку регулятора температуры до максимума, затем в обратную сторону. После этой несложной манипуляции необходимо установить прибор на место. Проверьте, правильно ли работает блок управления отопителем салона.

Заслонки отопителя

Проверьте, как работают заслонки в печке. Если во время переключения температурного режима имеются посторонние звуки, то обязательно проверьте, правильно ли работают заслонки. В том случае, когда внутрь салона извне поступает без проблем холодный воздух, а горячий не проходит, то, скорее всего, проблема кроется в нижней заслонке.

Если же горячий воздух поступает внутрь салона нормально, а холодный не проходит, то неисправность в верхней заслонке. На всех автомобилях десятой модели очень часто выходят из строя заслонки, так как они изготовлены из пластика. Под действием температуры этот пластик деформируется, в результате чего заслонки перестают двигаться. Намного лучше будет установить вместо штатных заслонок алюминиевые, они устойчивы к перепадам температуры.

Заключение

Самостоятельно выполнить мелкий ремонт электронного блока можно, но если имеются малейшие познания в электротехнике. Также желательно продиагностировать все электроприводы и состояние заслонок. Нередко оказывается, что горячий воздух не поступает в отопитель салона автомобиля по причине неисправного фильтра: внутрь попала листва или иные предметы. Внимательно следите за состоянием своего автомобиля и старайтесь своевременно менять все фильтрующие элементы. Только в этом случае будет полностью автономным отопитель, не потребуется ваше вмешательство при эксплуатации.

Наличие печки в любом автомобиле является обязательным, особенно, если речь идет о транспортных средствах, использующихся на территории стран бывшего СССР. Если в жару работоспособность отопительной системы не так важна, то с приходом холодов без печки использовать авто практически невозможно. Какие функции выполняет в системе отопителя радиатор, какие неисправности характерны для печки и как их устранить — ответы вы найдете в этой статье.

[ Скрыть ]

Особенности устройства печки

В зависимости от модели транспортного средства, конструкция системы отопления может быть разной.

Типичная печка, в целом, имеет сравнительно простое устройство:

  • радиаторное устройство, которое соединено с охладительной системой;
  • вентилятор печки, предназначенный для обдува радиаторного узла;
  • резистор вентилятора;
  • насос печки;
  • системы патрубков и воздуходувов, которые используются для подачи прогретого воздушного потока в салон авто;
  • крана отопителя;
  • мотора отопительной системы, выполняющего функцию запуска узла;
  • блока управления отопителем, расположенного на центральной консоли авто в салоне и предназначенного для управления регулировкой режимов работы.

Практически все элементы системы, в том числе электрокран и двигатель печки, обычно располагаются под центральной консолью салона транспортного средства. В некоторых авто часть составляющих узлов находится в подкапотном пространстве.

Принцип работы

К радиаторному устройству подключены два патрубка, по которым в него поступает расходный материал — антифриз. Вещество циркулирует по системам отопления, а также охлаждения мотора при помощи насосного устройства. После того, как мотор прогревается до рабочей температуры, происходит обмен теплом — хладагент охлаждает силовой агрегат, забирая у него тепло, после чего горячая охлаждающая жидкость поступает в радиаторный узел.

Последний разогревается по принципу нагрева обычной бытовой батареи, после чего вентилирующее устройство передает холодный воздушный поток через него. В результате опять осуществляется теплообмен — радиаторный узел передает тепло воздушному потоку, который, в свою очередь, охлаждает устройство (автор видео — Олег Краснощеков).

В итоге теплый воздушный поток поступает в салон автомобиля, а охлажденный хладагент вновь поступает в силовой агрегат и производит его охлаждение. Данный вариант отопительной системы считается одним из наиболее распространенных, а также эффективных. Чтобы в период холодов автомобильный салон должны образом прогревался, из отопителя должен выходить воздушный поток температурной примерно 30 градусов. Мощность работы печки, а также направление воздуха — на ноги, в лицо, на лобовое и боковые стекла — водитель может регулировать с помощью управляющего модуля, расположенного на торпеде. Если вы не будете пускать обдув на лобовое стекло, то оно начнет запотевать, при этом в салон может попадать грязь извне.

Сама по себе печка представляет собой дополнительный радиаторный узел. В том случае, если мотор машины не прогрет до необходимой температуры, то при активации отопителя будет осуществляться дополнительное охлаждение. В результате это приведет к образованию коррозийных процессов на корпусе радиаторного механизма, а силовой агрегат придется прогревать дольше. Помимо этого, возрастет и влажность воздуха, что приведет к запотеванию стекол. Именно поэтому отопительная система должна включаться только тогда, когда двигатель прогреется не менее, чем до 50 градусов, а лучше — до рабочей температуры, то есть примерно до 90 градусов (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Возможные неисправности

Для диагностики отопителя следует просто включить агрегат и оценить — эффективно ли он работает или нет. Если эффективность работы снижена либо же в салоне авто появились следы подтеков охлаждающей жидкости, то узел нуждается в более тщательной диагностике и ремонте.

Какие неисправности характерны для отопителя:

  1. Выход из строя управляющего модуля, расположенного на торпеде. Возможно, произошло механическое повреждение элементов управления, в результате чего отопитель не может работать в разных режимах.
  2. Вышел из строя радиатор отопителя салона. При поломке этот узел, как правило, начинает течь, что способствует образованию лужи в салоне авто, под передними ковриками (обычно под пассажирским).
  3. Потек электрический или механический краник отопителя. Эта неисправность также способствует утечке рабочей жидкости, проблема решается путем замены детали.
  4. Выход из строя электродвигателя. Если моторчик по каким-то причинам ломается, то, как можно понять, работа устройства будет невозможной. Как правило, электромотор ремонту не подлежит, поэтому его нужно менять в сборе.
  5. Выход из строя температурного контроллера, который, как правило, расположен в салоне. Этот датчик необходим для автоматической активации отопительного устройства.
  6. Еще одной причиной, по которой узел будет работать не эффективно, является утечка охлаждающей жидкости. Если утечка не связана с поломкой радиатор или крана, то скорей всего, причиной являются изношенные шланги. Перед добавлением антифриза следует заменить износившиеся патрубки.

Фотогалерея «Основные неисправности»

Особенности эксплуатации и ремонта печки

Поскольку основным элементом любого отопительного узла является электромотор, предлагаем ознакомиться с процессом его замены на примере автомобиля ВАЗ 2110.

Как поменять электродвигатель своими руками:

  1. В первую очередь следует , затем произвести демонтаж жабо.
  2. Само жабо следует отодвинуть в сторону, а затем, используя отвертку с крестовым наконечником, открутить три самореза.
  3. Сделав это, вы можете отсоединить провода от имеющего электродвигателя.
  4. Теперь вам остается только извлечь из посадочного места старый моторедуктор и произвести его замену на новое устройство. Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности.

Что касается основных особенностей эксплуатации, то для того, чтобы не допустить поломок в работе отопителя, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

  1. Если ваше транспортное средство оснащено кондиционером, то лучше всего его включать в сырую погоду, поскольку кондер позволяет убрать влагу из салона.
  2. Никогда и ничем не заграждайте воздуходувы, через которые подается воздушный поток в салон, в частности, речь идет о соплах, которые расположены в нижней части и используются для обдува ног.
  3. В холодное время года стекла транспортного средства должны быть тщательно очищены от влаги, а также загрязнений.
  4. Кроме того, в период морозов специалисты рекомендуют использовать два положения регулировки печки. Если нужно быстро осушить лобовое стекло, то включается конкретно обдув стекла. А когда вы начинаете движение, то лучше всего активировать режим обдува ног.

Воздушные отопители Webasto применяются для прогрева салонов легковых автомобилей, внедорожников, кабин грузового транспорта, салонов автобусов и грузовых отсеков в холодное время года. В качестве топлива используется бензин или дизель непосредственно с топливного бака автомобиля. В зависимости от объема обогреваемого салона или грузового отсека подбирается отопители Webasto Air Top различной мощности.

Отбор по параметрам

Тип топлива
бензин дизель

Мощность
2.0 кВт 4.0 кВт 5.5 кВт

Напряжение
12 вольт 24 вольт


Webasto Air Top 2000 STC (бензин)

Обновленная модель отопителя мощностью 2 кВт. Новинка оснащена малошумным насосом и цифровым интерфейсом W-BUS. Отопитель идеально подойдет для установки в салон бензиновых внедорожников и микроавтобусов.

193 2.0 бензин 12В

Webasto Air Top 2000 STC (дизель)

Обновленная модель воздушного отопителя мощностью 2 кВт для дизельных автомобилей. Подходит для прогрева салона внедорожников, микроавтобусов и кабин грузовиков.

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

Цена с установкой:* 34900 руб.

192 2.0 дизель 12В 24В

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

169 4.0 бензин 12В

Webasto Air Top Evo 40 (дизель)

Дизельный отопитель Webasto Air Top Evo 40 предназначен для установки в кабины грузовиков, средних автобусов, катеров и спецтехники. Мощность отопителя составляет до 4 кВт.

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

Цена с установкой:* 72070 руб.

155 4.0 дизель 12В 24В

Webasto Air Top Evo 55 (бензин)

Бензиновый воздушный отопитель Webasto Air Top Evo 55 обладает достаточной мощностью для прогрева помещений большого объема. Отопитель может использоваться для прогрева больших грузовых отсеков коммерческого транспорта или судов.

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

170 5.5 бензин 12В

Webasto Air Top Evo 55 (дизель)

Данная модель выпущена на замену хорошо зарекомендовавшей себя Air Top Evo 5500. Новинка обладает еще более низкими показателями шумности и более высокой производительностью. Мощность данного воздушного отопителя в форсированном режиме до 5,5 кВт.

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

Цена с установкой:* 86800 руб.

156 5.5 дизель 12В 24В

Webasto Air Top 2000 ST (бензин)

Air Top 2000 ST - одна из самых популярных моделей среди салонных отопителей для бензиновых внедорожников и микроавтобусов. Благодаря использованию самых современных технологий, работа отопителя не создает практически никакого шума.

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

Товар
отсутствует

34 2.0 бензин 12В none

Webasto Air Top 2000 ST (дизель)

Дизельный воздушный отопитель Webasto Air Top 2000 ST идеально подходит для больших дизельный внедорожников и микроавтобусов. Также данный отопитель может использоваться для подогрева кабин коммерческого транспорта в холодное время года.

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

Товар
отсутствует

46 2.0 дизель 12В 24В none

Webasto Air Top Evo 3900 (бензин)

Мощность бензинового воздушного отопителя Webasto Air Top Evo 3900 достигает 3.9 кВт в час, чего уже достаточно для прогрева среднего размера автобуса или грузового отсека небольшого грузовика.

*отопитель укомплектован терморегулятором Webasto, стоимость оборудования с установкой может варьироваться в зависимости от марки автомобиля.

Товар
отсутствует

35 4.0 бензин 12В none

Webasto Air Top Evo 3900 (дизель)

Дизельный Webasto Air Top Evo 3900 обладает почти в два раза большей мощностью по сравнению с предыдущей моделью отопителя. При достаточно малом потреблении топлива, воздушный отопитель выдает мощность до 3.9 кВт.

В каждом автомобиле есть одна важная деталь, обеспечивающая комфорт — отопитель, или попросту говоря, печка. Тепло для отопления салона отбирается от двигателя с помощью радиатора отопителя — об этой детали, ее назначении, устройстве и работе, а также о неисправностях и ремонте читайте в данной статье.

Устройство отопителя (печки) салона автомобиля

Первые автомобили предлагали своим водителям минимум комфорта — в те далекие времена сама возможность перемещаться без помощи лошадей была в новинку, и о комфорте думать не приходилось. Но с течением времени автомобили становились совершеннее, и инженеры стали уделять внимание не только техническим характеристикам транспортных средств, но и вопросам комфорта водителя и пассажиров. Поэтому сначала машины обзавелись закрытыми кузовами, защищающими от непогоды, а позднее — отопительными приборами, которые обеспечивали комфорт при езде в холодное время года.

Современный автомобиль представить без печки (отопителя) уже невозможно, особенно если автомобиль эксплуатируется в России. Наличие отопителя стало стандартом, эта функция на большинстве автомобилей предлагается по умолчанию.

На сегодняшний день в легковых и грузовых автомобилях, а также в небольших автобусах (ПАЗ, старых ЛАЗ и им подобных) используются отопители, отбирающие тепло от двигателя, и именно об этих наиболее распространенных печках пойдет речь дальше. В городских автобусах с задним расположением двигателя для обогрева салона чаще используются электрические отопители — здесь мы о них говорить не будем.

Типичный отопитель имеет несложную конструкцию. Он состоит из радиатора, соединенного с системой охлаждения двигателя, вентилятора, обеспечивающего обдув радиатора, системы воздуховодов, обеспечивающих подачу нагретого воздуха в салон, и ряда приборов управления и контроля. Компоненты отопителя устанавливаются под передней панелью салона автомобиля, либо, если речь идет об автобусе, в моторном отсеке.

Работает отопитель следующим образом. Охлаждающая жидкость из водяной рубашки двигателя поступает в радиатор отопителя, нагревая его. Тепло от радиатора отбирается потоком воздуха, который создается вентилятором. Далее этот поток нагретого воздуха по воздуховодам поступает в салон. Управление печкой производится изменением частоты вращения вентилятора, положением заслонки подачи на радиатор наружного воздуха, положением заслонок и жалюзи в воздуховодах под передней панелью и в салоне.

Основным компонентом автомобильного отопителя является радиатор.

Назначение радиатора отопителя и его место в системе обогрева салона

— это обычный теплообменник, который обеспечивает передачу тепла от теплоносителя к окружающему воздуху. Данный радиатор аналогичен основному радиатору системы охлаждения двигателя, он имеет ту же схему подключения и принцип работы.

Для функционирования отопителя необходим постоянный нагрев радиатора — это достигается его подключением к жидкостной системе охлаждения двигателя. Радиатор отопителя подключается к системе параллельно основному радиатору, для этого в выпускном патрубке двигателя или корпусе термостата, а также в подводящей трубе помпы предусмотрены специальные штуцеры — к ним присоединяются шланги для подачи и отвода охлаждающей жидкости.

Важно отметить, что радиатор отопителя включен в первый (малый) контур системы охлаждения двигателя, в то время, как основной радиатор охлаждения двигателя находится во втором (большом) контуре. То есть, при запуске холодного двигателя теплоноситель проходит только по водяной рубашке двигателя и радиатору отопителя, но не поступает в основной радиатор. Такое подключение дает возможность обогревать салон сразу после запуска двигателя.

Как и в основном радиаторе системы охлаждения, в радиаторе отопителя предусмотрена возможность подключения пароотводящей трубки, соединенной с расширительным бачком. Через данную трубку от радиатора отопителя отводится перегретая вода и пар в случае чрезмерного роста температуры.

Кстати, а почему нельзя обогревать салон автомобиля тем теплом, что выделяется на основном радиаторе охлаждения двигателя? Ведь это тепло — даровое, и оно бесполезно уходит в атмосферу, хотя можно было бы использовать для отопления. Все дело в том, что воздух, проходящий через основной радиатор, загрязнен пылью и различными примесями, и его подача в салон будет наносить вред. Наличие отдельного отопителя со своим радиатором и вентилятором позволяет использовать фильтр для очистки воздуха, а также легко регулировать температуру воздуха и интенсивность его нагрева. Все это можно было бы реализовать и на основе радиатора охлаждения двигателя, однако такой отопитель имел бы более сложную конструкцию и меньшую эффективность работы.

Типы радиаторов отопителя

Все радиаторы отопителя можно разделить на несколько типов по ряду характеристик.

По материалу изготовления существует два типа радиаторов:

Алюминиевые;
. Медные.

Радиаторы из меди — это классическое решение, которое сегодня используется все реже. Дело в том, что медный радиатор имеет гораздо более высокую стоимость, а большинство современных автомобилей проектируются и производятся исходя из соображений достижения минимальной себестоимости. Однако медные радиаторы имеют два неоспоримых преимущества — они обладают лучшей теплоотдачей и легко поддаются ремонту (при возникновении утечки такой радиатор можно запаять даже в домашних условиях).

Алюминиевые радиаторы обладают гораздо более доступной стоимостью, а также имеют низкий вес. Однако радиаторы из алюминия хуже противостоят механическим повреждениям и крайне сложно поддаются ремонту — восстановить его можно только с применением специального инструмента и расходных материалов. Поэтому иногда проще купить новый алюминиевый радиатор, чем ремонтировать старый.

По форме трубок радиаторы делятся на два вида:

С круглыми трубками;
. С плоскими (сплющенными) трубками.

Радиаторы с круглыми трубками наиболее просты в изготовлении и имеют низкую стоимость, однако они обладают относительно небольшой площадью поверхности, а значит, и меньшей эффективностью. Поэтому в таких радиаторах зачастую применяются специальные меры для повышения их КПД (например — установка завихрителей).

Радиаторы с плоскими трубками имеют большую площадь поверхности и, как следствие, лучшую эффективность работы. Однако это достигается усложнением и удорожанием конструкции.

Наконец, радиаторы отопителя можно разделить на две группы по плотности установки трубок:

Двухрядные радиаторы;
. Трехрядные радиаторы.

В двухрядных радиаторах трубки, как понятно из названия, установлены в два ряда, в трехрядных — в три ряда. Двухрядные радиаторы имеют меньшие габариты (небольшую толщину), однако за счет меньшего объема подводимая охлаждающая жидкость успевает отдать меньше тепла за единицу времени. В трехрядных радиаторах единовременно находится больше охлаждающей жидкости, которая проходит более длинный путь, поэтому они работаю эффективнее.

Все радиаторы отопителя, независимо от типа и назначения, имеют принципиально одинаковое устройство.

Устройство и работа радиатора отопителя

Основу радиатора печки составляет теплообменник — система параллельно установленных трубок, связанных рядом поперечных пластин (или ребер). Пластины образуют так называемые соты, имеющее большую площадь поверхности, что необходимо для более эффективного отвода тепла. Количество трубок и пластин, их взаимное расположение и плотность выбираются таким образом, чтобы обеспечивать максимально эффективную отдачу тепла при минимальном сопротивлении проходящего через всю эту конструкцию воздуха.

Справа и слева к теплообменнику монтируется три бачка — впускной, выпускной и бачок возврата. Впускной бачок соединен с впускным патрубком, в него подается горячая охлаждающая жидкость от двигателя и распределяется по трубкам теплообменника. Выпускной бачок собирает жидкость, прошедшую по всем трубкам, и выводит ее в выпускной патрубок. Бачок возврата необходим для разворота потока охлаждающей жидкости, прошедшей через первый ряд трубок теплообменника, и направления ее во второй ряд трубок.

В двухрядных радиаторах предусмотрен один впускной и один выпускной бачок, они расположены с одной стороны теплообменника, так как охлаждающая жидкость проходит через первый ряд трубок и возвращается через второй. Бачок возврата в таком радиаторе один, он установлен с обратной стороны от впускного и выпускного бачков.

В трехрядных радиаторах также по одному впускному и выпускному бачку, и два бачка возврата (так как здесь поток жидкости дважды меняет свое направление). При этом впускной и выпускной бачки расположены с противоположных сторон теплообменника, рядом с ними находятся и бачки возврата.

Именно расположение бачков и патрубков помогает быстро различать двухрядные и трехрядные радиаторы:

У двухрядных впускной и выпускной патрубки находятся с одной стороны теплообменника;
. У трехрядных впускной и выпускной патрубки расположены с противоположных сторон теплообменника.

В радиаторах с круглыми трубками теплообменника есть еще одна деталь — турбулизаторы (или завихрители), улучшающие теплообмен между охлаждающей жидкостью и стенками трубок при работе двигателя на холостом ходу. Турбулизаторы представляют собой пластиковые спирали, вставленные внутрь трубок (их за характерную форму часто называют лапшой). Благодаря турбулизаторам, в потоке жидкости образуются завихрения (турбулентные потоки), значительно увеличивающие объем жидкости, контактирующей с внутренними стенками трубок. В среднем, завихрители на треть повышают эффективность работы печки на холостом ходу двигателя, однако на более высоких оборотах эти детали практически не улучшаю работу радиатора.

Радиатор отопителя устроен крайне просто, однако и в нем могут возникать различные неисправности.

Неисправности радиаторов и способы их устранения

Для радиаторов отопителя характерны три типа неисправностей:

Засорение каналов;
. Утечка;
. Засорение сот.

Наиболее серьезной неисправностью является утечка, возникшая вследствие механического повреждения (из-за удара или вибраций) или коррозии. Наиболее часто утечка возникает в местах соединения (припайки) трубок теплообменника к бачкам, однако трещины или пробоины могут возникать в трубках, бачках, в месте соединения патрубка с бачком и т.д.

Если утечка возникла в медном радиаторе, то проблема решается быстро и с небольшими затратами — радиатор необходимо просто снять и запаять. Если же потек алюминиевый радиатор, то в большинстве случаев (особенно есть речь идет об отечественном автомобиле) проще и дешевле купить новый радиатор. Алюминиевый радиатор можно запаять или заварить, но стоимость этой работы может быть равноценна покупке нового радиатора, а утечка может вскоре возобновиться.

Засорение каналов радиатора происходит не сразу, а постепенно, и нередко радиатор быстрее успевает потечь, чем засориться до полной непроходимости. О засорении радиатора свидетельствует ухудшение работы отопителя без каких-либо изменений со стороны других компонентов — вентилятора, заслонок и т.д. Отложения на внутренних стенках трубок теплообменника не дают жидкости полностью отдать тепло, а также снижают объем жидкости, проходящий через радиатор за единицу времени. Эту проблему можно попробовать решить с помощью специальных средств для очистки системы охлаждения двигателя, однако они не всегда работают с достаточной эффективностью. Поэтому, как и в случае утечки, засорившийся радиатор проще заменить.

Наиболее просто решается проблема с внешним засорением радиатора. Несмотря на наличие салонного фильтра, на радиаторе с течением времени осаждается пыль и иные загрязнения, которые уменьшают проходимость сот и площадь ребер. Также засорение сот может происходить вследствие неграмотного применения чистящих средств для отопителя, либо при использовании некачественных средств данного типа. Неисправность устраняется простой чисткой радиатора, однако в большинстве автомобилей проведение этой несложной операции может потребовать немалых затрат времени и сил — обычно радиатор расположен в труднодоступном месте, и чтобы подобраться к нему, приходится практически полностью разбирать переднюю панель (торпедо) и снимать множество деталей.

Таким образом, в большинстве случаев автовладельцу приходится покупать и ставить новый радиатор отопителя. И здесь очень важно не ошибиться с выбором.

Главное правило выбора нового радиатора отопителя очень простое — нужно использовать только оригинальный радиатор того же типа, что был установлен на автомобиле заводом-производителем. Однако здесь возможны исключения. Например, зачастую вместо алюминиевых радиаторов ставятся медные, что значительно улучшает работу отопителя, повышает его долговечность и ремонтопригодность.

При выборе радиатора нужно обращать внимание на три вещи:

Количество пластин и плотность их установки;
. Прочность пластин;
. В радиаторах с круглыми трубками — наличие или отсутствие завихрителей.

У качественных радиаторов пластин много и установлены они плотно, в низкокачественных радиаторах пластин меньше, а расстояние между ними больше. Сам же пластины в качественных радиаторах имеют высокую прочность, они деформируются только при относительно сильных ударах. В некачественных радиаторах пластины зачастую мнутся от простого надавливания пальцами — легко представить, как ухудшатся характеристики такого радиатора во время его установки и подключения.

Для проверки наличия турбулизаторов нужно потрясти радиатор — если турбулизаторы есть, то они с отчётливым стуком будут биться о стенки трубок. Если же завихрители так себя не обнаруживают, то их может и совсем не быть — такое характерно для самых дешевых радиаторов, зачастую имеющих сомнительное происхождение. Однако такой способ не всегда позволяет узнать правду, сегодня турбулизаторы часто производятся из мягких материалов, и они просто не издают заметного стука при ударе о стенки трубок.

При правильном выборе радиатор отопителя будет обеспечивать салон автомобиля теплом даже в самые сильные морозы без риска поломки. А так как в нашем климате езда без печки зимой чревата самыми серьезными проблемами (в первую очередь — для жизни и здоровья человека), то выбору и покупке радиатора отопителя нужно уделять самое серьезное внимание.

В России всего на 5 % транспортных средств произведена установка автономных отопителей, в то время как на западе автономкой оснащено почти на каждое авто. Заметьте, в этих странах зимы не настолько жёсткие, как в России. Однако люди все же заботятся не только о своей машине, но и о здоровье.

Конечно, когда Вы находитесь в пути, то в салон автомобиля поступает тёплый воздух, но стоит вам остановиться на продолжительное время, выключив мотор, в кабине становится холодно. Высокий расход топлива на холостом ходу и значительный износ двигателя – всё это ещё раз напоминает о необходимости установки автономного автомобильного отопителя.

Немногие из автолюбителей знают, что автомобильные отопители эффективно борются со снижением моторесурса двигателя, который возникает при «холодном запуске». Кроме того, в салоне всегда поддерживается комфортная температура, машина без проблем заводится, а лобовое стекло не покрывается наледью, которую потом сложно счистить.

Итак, вначале следует разобраться в разновидностях автономных отопителей, чтобы выбрать наиболее подходящий, потому как особое значение здесь имеет каждая деталь: конструкция двигателя, частота, место и продолжительность стоянок, режим эксплуатации авто и т.п.

Отопители по виду нагреваемой среды бывают двух видов: жидкостные и воздушные. А также делятся на автономные (дизельные, бензиновые) и неавтономные (от сети 220 В).

  • Жидкостные

    Используются для обогрева салона и мотора. Установка отопителя Вебасто производится непосредственно в контур охлаждения рядом с двигателем, что позволяет эффективно прогреть движок и салон. При этом тёплый воздух поступает по штатным воздуховодам транспортного средства, благодаря чему в салоне всегда поддерживается оптимальная температура.


  • Воздушные

    Предназначены исключительно для прогрева салона автомобиля, водители иногда называют его просто – фен. Эксплуатируются в основном на грузовиках и микроавтобусах. Установка гарантирует комфортное тепло в салоне. Также оборудование отличается низким уровнем шума и небольшим потреблением тока. При установке отопителя Планар на Газель или любой другой коммерческий транспорт имеется возможность заранее запрограммировать время запуска отопителя либо управлять им по телефону (таймер и GSM-модем в комплект не входят).

Впрочем, не стоит забывать и об экономической выгоде при установке автономного отопителя. Сами знаете, что топливо дорожает регулярно, и если водителю неободимо согреться, он вынужден будет держать автомобиль длительное время на холостом ходу, а это достаточно затратно.

Мы предлагаем Вам установку автономных отопителей надежных производителей известных немецких марок: Webasto, Eberspacher. А также российских: Планар, Прамотроник, Бинар.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png