Алексей В. решил обогнать пару грузовиков. Возвращаясь в свою полосу, не уложился буквально в пару метров, что подтверждается записью с видеорегистратора.

Причем на ролике видно, что знак «Обгон запрещен» установлен ближе, чем начинается разметка 1.11.

Понятно, что у Алексея была возможность перестроиться и раньше. Тем не менее возвращение в свою полосу произошло уже за знаком, причем линию разметки 1.11 Алексей пересекал со стороны прерывистой.

Буквально тут же автомобиль Алексея был остановлен инспектором ДПС, который обвинил водителя в нарушении ПДД, а именно в выезде на встречную полосу в зоне действия знака «Обгон запрещен». В результате был выписан штраф 5000 рублей.

Вот и спрашивает он, а правильно ли его наказали? Ведь вернулся он в свою полосу через прерывистую.

На мой взгляд, наказание обоснованное. Ведь Алексей вернулся в свою полосу уже в зоне действия знака «Обгон запрещен». Ссылка на то, что запрещающий знак установлен раньше, чем появилась разметка 1.11, не поможет. ПДД говорят, что при противоречии дорожных знаков и линии горизонтальной разметки приоритет отдается именно знаку. А если бы его не было?

Разрешает ли разметка

С одной стороны, в ПДД говорится, что линию дорожной разметки 1.11 (разделяющую транспортные потоки противоположных направлений) можно пересекать со стороны прерывистой. При этом в ПДД нигде не говорится, что речь идет лишь о тех транспортных средствах, у которых прерывистая находится слева по ходу движения.

Видимо, разработчики ПДД не предполагали, что на дороге может возникнуть такая ситуация, когда водитель, завершая обгон, будет перестраиваться на свою полосу через линию 1.11.

Сразу скажу, что судебная практика неоднозначная. Так, Верховный суд в своем постановлении от 24 октября 2006 г. № 18 указал, что движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожной разметки 1.11 наказывается по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Другими словами, это «встречка» со штрафом 5000 рублей или лишением права управления на 4–6 месяцев. Но ведь и здесь судебная инстанция исходит из тех данных, когда водитель пересек сначала сплошную линию разметки 1.11 и двигается по встречной полосе. А если он двигается так, как Алексей?

В феврале 2012 г. Постановлением Верховного Суда (ПВС) было принято решение рекомендовать мировым судьям не лишать ВУ водителей, которые начали обгон на прерывистой линии разметки, а закончили его через сплошную.

Ключевое слово здесь – рекомендовать. Прошу заметить, что постановление это не носит законодательный характер и по причине этой судьи не станут ревностно исполнять данное решение. Козырять в суде постановлением ВС дело безнадежное.

Единственная «зацепка» в этом случае – нанесение разметки не по ГОСТу.

После остановки вас инспектором ДПС обязательно убедиться в наличии линии горизонтальной разметки 1.6 – это линия приближения к «сплошной». Представляет собой прерывистую линию, у которой, длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними.

- Если она отсутствует – это нарушение ГОСТ 52289, а значит нет состава нарушения.

Разъяснить инспектору, что с вменяемым нарушением не согласны, так как, из-за отсутствия линии разметки 1.6 вы не могли знать о приближении сплошной линии.

- Если инспектор «глух» к вашим доводам – потребовать составить протокол

- Потребовать составить схему нарушения (проследить правильность составления)

- Заявить инспектору, что его действия вы будете обжаловать через прокуратуру

Сфотографировать место перехода, прерывистой линии, в сплошную линию разметки. По возможности привязать к «километровому» столбику.

В протоколе написать: «С нарушением не согласен. Отсутствует линия разметки 1.6, что является нарушением ГОСТ 52289-2004. Тем самым, о приближении линии 1.1, я проинформирован не был. Имею видеозапись с регистратора движения. Требую помощи адвоката».

В 10-ти дневный срок отправляем заявление в суд

Если линия 1.6 присутствовала.

То единственный способ обезопасить ваши права это применение статьи 2.7 КоАП «Крайняя необходимость». Тогда на основании статьи 28.9 КоАП дело должны прекратить еще в ГАИ. Но там главенствует план по лишениям, а не нормы закона. Скорее всего это пригодится уже только на суде. Привлеките помощь адвоката.

Под понятие крайняя необходимость попадает такой случай: как избежание ДТП. Вариантов может быть несколько. Рассмотрим один из примеров, когда вас не пишут на видео. Сторонний автомобиль, который выезжает со второстепенной дороги, резко встраивается перед вами в ряд. Дабы избежать неминуемого столкновения вы принимаете влево и оказываетесь на стороне встречного движения. Возвращаетесь обратно уже через сплошную линию разметки.

- В протоколе так и указать:

«Предотвращая ДТП, вынужденно совершил выезд на сторону встречного движения (статья 2.7 КоАП). Требую помощи адвоката».

Подробно описать ситуацию можно на отдельном листе бумаги, но не забудьте пометить в графе «объяснение», что к протоколу прилагается уже в жалобе.

В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС

Разъяснение:

Существенной зацепкой, в данной ситуации, может стать отсутствие линии горизонтальной разметки 1.6. Это линия приближения к разметке 1.1. Участок прерывистой линии, протяженностью 3-6 метров, в расчет не берем. Так обозначают возможность совершить поворот налево или разворот. Внесем ясность в расшифровку этих номеров.

Приложение №2 к ПДД (ГОСТ 51256-99) гласит:

Линия разметки 1.6 это прерывистая линия, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними. Предупреждает о приближении к сплошной линии

Линия разметки 1.1 – это сплошная (непрерывная) линия

Согласно требованию приложения ПДД №2, сплошную линию 1.1 пересекать и наезжать на неё, категорически запрещается. В момент выезда на встречную полосу, ПДД вы не нарушили, так как присутствовала прерывистая линия разметки. Тут весьма важный момент - случае отсутствия разметки 1.6 «Приближение к сплошной линии» вы не могли знать, что разметка «прерывистая линия» перейдет в сплошную. Значит, в ваших действиях состава правонарушения нет. Нет и повода для наказания.

ГОСТ 52289-2004, пункт 6.2.8. гласит, что между «прерывистой» (1.5) и «сплошной» (1.1) линиями разметки за городом должно быть не менее 100 метров разметки «приближение к сплошной линии» (1.6), а в городе – не менее 50 метров. На скорости 90 км/ч эти 100 метров закончатся в течение 4 секунд, на скорости 120 км/ч – 3 секунды. У вас минимальное время, чтобы завершить маневр.

Очень часто, начав обгон на разрешенной прерывистой линии разметки, водитель понимает, что придется или экстренно тормозить, находясь на встречной, и перестраиваться обратно в свой ряд, или заканчивать маневр обгона, но уже на сплошной линии разметки.
Предположим, что водитель все-таки не успел завершить маневр на прерывистой и, закончив его уже на сплошной, вырулил на свою полосу, при этом сразу же был остановлен инспектором ДПС. Итак, водителю вменяется нарушение ПДД, влекущее за собой, согласно ч. 4 статьи 12.15, лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Но не надо спешить что-либо подписывать и давать объяснения - пусть инспектор составляет бумаги, которые он считает нужным, а вы займитесь изучением дорожной обстановки. Это важно сделать сразу, особенно когда маневр был совершен на трассе, поскольку в противном случае вам придется возвращаться на это место, а оно может находиться от вашего места проживания очень далеко.

Во-первых, нужно сделать фотографии данного участка (можно даже с помощью мобильного телефона - этого вполне достаточно). В поле зрения объектива камеры должно попасть все : дорога, разметка, знаки, автомобиль ДПС, ваша машина. Не забудьте также сделать фотографию, на которой начало сплошной линии разметки будет дублироваться знаком «Обгон запрещен ».
Во-вторых, четко установите место совершения вменяемого правонарушения и место нанесения разметки. Найдите ближайший километровый столбик и шагами определите, какая разметка на каком участке нанесена - ведь инспектор в существе нарушения не будет указывать, что вы начали обгон на разрешенном участке и закончили в месте, где это запрещено ПДД. В протоколе вы увидите банальную фразу: «Совершил обгон с выездом на полосу встречного движения».
В-третьих, в протоколе не обязательно указывать , согласны вы с нарушением или нет. Не пишите, как вы заехали на сплошную линию разметки и сколько ехали по встречной полосе, а отразите все произведенные вами замеры и упомяните о наличии фотографий.

Такое рвение с вашей стороны намекнет инспектору о юридической грамотности, что само по себе редкость, поэтому многие инспекторы предпочитают не связываться с умным водителем, отпуская его со словами: «Больше не нарушайте».
Что делать, если все соответствует ГОСТу и придраться просто не к чему? В таком случае необходимо вспомнить о п. 11.4 ПДД, обязывающем водителя вернуться на свою полосу после совершения обгона. Никаких ссылок на разметку в данном пункте правил нет, следовательно, возврат, который вы осуществили в качестве вынужденной меры на сплошной , соответствовал безопасности дорожного движения ПДД. В данном случае следует сослаться на статью 2.1 КоАП «Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Все, что можно было сделать для возврата на свою полосу, - это применить экстренное торможение и в худшем случае вклиниться, допустим, в идущую колонну автомобилей, чем создать аварийную ситуацию и общественную опасность.
По ч. 4 статьи 12.15 КоАП могут привлечь, если вы завершили маневр обгона в зоне действия дорожного знака «Обгон запрещен». Позиция защиты в таком случае будет идентичной описанной выше, за исключением одного дополнительного нюанса. Знак «Обгон запрещен» запрещает обгон всех транспортных средств, но подразумевает под собой начало совершения такого маневра , а не его процесс или завершение. Тем более что знак мог быть попросту не виден, например из-за грузового автомобиля, который вы обгоняли.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png