1. Фары. 2. Подфарники. 3. Боковые указатели поворота. 4. Аккумуляторная батарея 5. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. 6. Реле включения ближнего света фар ваз 2101. 7. Реле включения дальнего света фар. 8. Генератор ваз 2101. 9. Стартер ваз 2101. 10. Подкапотная лампа. 11. Свечи зажигания ваз 2101. 12. Датчик контрольной лампы давления масла. 13. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 14. Звуковые сигналы ваз 2101. 15. Распределитель зажигания. 16. Электродвигатель стеклоочистителя ваз 2101. 17. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости. 18. Катушка зажигания ваз 2101. 19. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. 20. Регулятор напряжения ваз 2101. 21. Электродвигатель отопителя ваз 2101. 22. Лампа освещения вещевого ящика. 23. Добавочный резистор электродвигателя отопителя. 24. Штепсельная розетка для переносной лампы. 25. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. 26. Выключатель сигнала торможения. 27. Реле-прерыватель указателей поворота ваз 2101. 28. Выключатель света заднего хода. 29. Блок предохранителей. 30. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза. 31. Реле стеклоочистителя ваз 2101. 32. Переключатель электродвигателя отопителя ваз 2101. 33. Прикуриватель. 34. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей. 35. Выключатели плафонов, расположенный в стойках передних дверей. 36. Плафоны. 37. Выключатель зажигания ваз 2101. 38. Панель приборов ваз 2101. 39. Указатель температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 40. Контрольная лампа дальнего света фар 41. Контрольная лампа наружного освещения. 42. Контрольная лампа указателей поворота ваз 2101. 43. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. 44. Контрольная лампа давления масла ваз 2101. 45. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. 46. Указатель уровня топлива ваз 2101. 47. Контрольная лампа резерва топлива. 48. Лампа освещения панели приборов. 49. Переключатель света фар. 50. Переключатель указателей поворота ваз 2101. 51. Выключатель звукового сигнала. 52. Выключатель омывателя ветрового стекла. 53. Переключатель стеклоочистителя. 54. Выключатель наружного освещения. 55. Выключатель освещения приборов. 56. Датчик указателя уровня и резерва топлива. 57. Лампа освещения багажника. 58. Задние фонари ваз 2101. 59. Фонарь освещения номерного знака. 60. Фонарь света заднего хода.

Второй вариант электрооборудования ВАЗ 2101

1 - боковой указатель УП140 поворота с трубчатой лампой (4 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета.
2 - передний габаритный фонарь ПФ140 (подфарник) с двухнитевой лампой (5 + 21 Вт) для обозначения габарита и указания поворота.
3 - датчик ММ120 контрольной лампы о падении давления масла в двигателе ВАЗ 2101.
4 - датчик ТМ106 электрического указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе.
5 - фара ФП40 с двухнитевой лампой (45+40 Вт) дальнего и ближнего света.
6 - катушка зажигания Б117.
7 - прерыватель-распределитель зажигания Р125 с центробежным регулятором опережения зажигания и октан-корректором.
8 - электрические звуковые сигналы высокого и низкого тона С305 и С304.
9 - свеча зажигания А7.5ХС или А7.5БС с резьбой М14Х1.25.
10 - подкапотная лампа ПД140 с кнопочным включением.
11 - электрический стартер СТ221 (1,77 л. с.) со смешанным возбуждением.
12 - электромагнитное тяговое реле включения стартера.
13 - генератор переменного тока Г221 (500 Вт, 42 А) со встроенным кремниевым выпрямителем.
14 - аккумуляторная батарея 6-СТ-55 ЭМ.
15 - автоматический, двухступенчатый, электромагнитный регулятор напряжения РР380.
16 - реле РС702 контрольной лампы сигнализации о прекращении зарядки аккумуляторной батареи.
17 - резистор (добавочное сопротивление - 1 Ом) электродвигателя вентилятора отопителя.
18 - электродвигатель МЭ240 вентилятора отопителя.
19 - реле-прерыватель РС492 контрольной лампы сигнализации о включении ручного тормоза.
20 - электромагнитное реле РС514 стеклоочистителя ВАЗ 2101.
21 - электродвигатель МЭ241 (МЭ241А) стеклоочистителя СЛ191.
22 - реле-прерыватель РС491 указателей поворота ВАЗ 2101.
23 - включатель ВК412 сигнала торможения.
24 - блок плавких предохранителей ПРИ 2 (девять вставок по 8 А и одна - 16 А).
25 - лампа ЛВ211 освещения вещевого ящика.
26 - лампа (4 Вт) освещения гнезда прикуривателя.
27 - электроприкуриватель ПТ10.
28 - трехпозиционный переключатель ВК408 электродвигателя отопителя.
29 - включатель ВКЗЗЗ (замок) зажигания и стартера или ВК347 с противоугонным устройством.
30 - трехпозиционный переключатель стеклоочистителя.
31 - включатель освещения щитка приборов.
32 - включатель наружного освещения.
33 - включатель (кнопка) звукового сигнала.
34 - переключатель П135 света фар и световой сигнализации миганием света.
35 - переключатель П135 указателей поворота.
36 - щиток (комбинация) контрольных приборов КП191.
37 - патрон ПС500 переносной лампы.
38 - включатель ВК409 контрольной лампы ручного тормоза.
39 - датчик БМ150 уровня и запаса топлива в баке.
40 - кнопочный выключательВК407 плафона передней двери.
41 - кнопочный выключатель плафона задней двери.
42 - плафон ПК140 с трубчатой лампой (5 Вт) освещения салона автомобиля.
43 - лампа ЛБ218(4 Вт) освещения багажника.
44 - фонарь ФП141 освещения номерного знака с двумя лампами (по 5 Вт).
45 - стоп-сигнал торможения и габаритный фонарь с двухнитевой лампой стоп-сигнала (21 Вт) и обозначения габарита (5 Вт) с рассеивателем красного цвета.
46 - задний фонарь П140.
47 - задний указатель поворота с лампой 21 Вт с рассеивателем оранжевого цвета.

В автомобилях ВАЗ 2101 электросхема включает в себя карты соединений систем освещения, поворотных огней и стеклоочистки. Схемы традиционных «копеек» от 21013 отличаются использованием разных силовых агрегатов с различными объемами цилиндров.

[ Скрыть ]

Электросхема ВАЗ-2101

Первая часть общей карты подключений для ВАЗ 2101 Вторая часть общей карты подключений для ВАЗ 2101

Описание элементов, отмеченных на изображении автомобильной схемы:

  1. Передние оптические приборы.
  2. Подфарники.
  3. Фары боковых поворотов.
  4. Аккумулятор автомобиля.
  5. Реле контрольного светового индикатора заряда АКБ (аккумулятора).
  6. Генераторное устройство, использующийся для создания электроэнергии при пущенном моторе.
  7. Стартерный механизм.
  8. Источник света, использующийся для освещения подкапотного пространства.
  9. Свечи зажигания с подсоединенными высоковольтными кабелями.
  10. Датчик лампочки вычисления уровня давления смазочного вещества в ДВС. Устанавливается в пространстве под капотом.
  11. Датчик указателя величины температуры антифриза в системе охлаждения силового агрегата.
  12. Звуковой сигнал автомобиля.
  13. Распределительный механизм системы зажигания или трамблер.
  14. Электромотор системы стеклоочистки.
  15. Датчик определения объема тормозной жидкости.
  16. Катушка зажигания.
  17. Регуляторное устройство уровня напряжения в электросети автомобиля.
  18. Переключатель системы стеклоочистки, для изменения скорости движения дворников. Устройство устанавливается в насосе обмыва лобового стекла.
  19. Электродвигатель системы отопления.
  20. Световой индикатор освещения бардачка.
  21. Добавочное резисторное устройство электромотора системы отопления.
  22. Розетка для включения переносной лампы.
  23. Переключательный механизм светового индикатора рычага стояночного тормоза.
  24. Выключатель стоповых сигналов.
  25. Переключатель лампочки освещения заднего хода.
  26. Пластиковый блок с предохранителями автомобиля.
  27. Прерывательное реле индикатора ручного тормоза.
  28. Реле системы стеклоочистки.
  29. Выключатель электродвигателя печки.
  30. Прикуриватель.
  31. Переключатели плафонов, расположенных в задних стойках.
  32. Идентичные осветительные приборы, имеющиеся в стойках передних дверей.
  33. Источники освещения салона.
  34. Замок зажигания.
  35. Приборная панель автомобиля.
  36. Температурный регулятор хладагента.
  37. Контрольная лампочка дальнего освещения оптики.
  38. Индикатор внешнего освещения транспортного средства.
  39. Контрольная лампочка поворотных указателей.
  40. Контрольный световой индикатор заряда АКБ.
  41. Контрольный индикатор определения давления масла в системе смазки.
  42. Световой источник активации ручного тормоза, а также определения уровня тормозной жидкости.
  43. Контроллер уровня горючего в баке.
  44. Световой индикатор резерва горючего.
  45. Лампочка освещения контрольного щитка автомобиля.
  46. Переключательное устройство звукового сигнала.
  47. Переключатель света в световых приборах.
  48. Переключательное устройство поворотных указателей.
  49. Кнопка для включения и деактивации внешнего света фар.
  50. Переключатель освещения в контрольном щитке.
  51. Выключательное устройство системы стеклоочистки.
  52. Датчик уровня горючего в баке, а также его резерва.
  53. Лампа освещения багажного отсека.
  54. Задние осветительные приборы автомобиля.
  55. Лампы для освещения заднего номера.
  56. Лампочки, расположенные в фонарях заднего хода.
  57. Последние две позиции имеются только в автомобилях ВАЗ 2102. Это штепсельные разъемы заднего жгута с кабелями, а также плафон освещения задней части салона.

Питание бортовой сети осуществляется от аккумулятора и генераторной установки. АКБ задействован при отключенном двигателе, а генератор предназначен для восстановления заряда батареи и питания оборудования во время езды.

Уровень напряжения в электросети ВАЗ 2101 составляет 12 вольт.

Схема активации внешнего освещения

Карту включения системы наружных световых приборов можно посмотреть в этом подразделе.

Карта подключения элементов для внешнего освещения

Описание компонентов:

  1. Контакты в цоколях для подключения лампочек в передние фары.
  2. Подкапотный источник освещения.
  3. Генераторный агрегат.
  4. Переключатель освещения для заднего хода автомобиля.
  5. Предохранительный модуль.
  6. Контрольная лампочка внешнего света в щитке приборов.
  7. Осветительная лампочка бардачка.
  8. Лампы освещения панели приборов.
  9. Штепсельный выход для подсоединения переносной лампочки.
  10. Переключатель света в контрольной комбинации.
  11. Выключатель внешнего освещения.
  12. Кнопка стоповых сигналов.
  13. Замок зажигания автомобиля.
  14. Переключатели на осветительных устройствах, установленных в стойках дверей спереди.
  15. Выключатели в задних стойках.
  16. Осветительные устройства.
  17. Лампа багажного отсека.
  18. Задняя оптика.
  19. Лампа в плафоне номера машины.
  20. Лампа активации освещения при движении задним ходом.

Схема активации поворотов

Схема включения поворотных огней

Описание компонентов схемы:

  1. Подфарники автомобиля.
  2. Боковые поворотные огни.
  3. Аккумулятор.
  4. Генераторное устройство.
  5. Замок зажигания.
  6. Модуль с предохранительными элементами, отвечающими за защиту электрооборудования и цепей.
  7. Прерывательное реле системы указателей поворотов.
  8. Датчик активации поворотных огней.
  9. Переключательное устройство поворотных фар.
  10. Задние оптические устройства.

Электросхема активации системы стеклоочистки

Карта соединений на схеме включения стеклоочистительного узла

Схема приборов и устройств с обозначением деталей для системы стеклоочистки:

  1. Генераторное устройство.
  2. АКБ автомобиля.
  3. Замок зажигания.
  4. Переключатель системы стеклоочистки.
  5. Реле стеклоочистительного устройства.
  6. Моторедуктор дворников.
  7. Термобиметаллическое предохранительное устройство.
  8. Переключатель системы стеклоочистки. Устройство располагается в насосном механизме омывателя лобового стекла.
  9. Предохранительный модуль.
  10. Разъем А — порядок условной нумерации контактных элементов в колодках реле, а также моторедукторного устройства системы стеклоочистки.

Электросхема ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013

Первая часть карты соединений электропроводки для моделей ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 Вторая часть карты соединений электропроводки для моделей ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013

Детальная электросхема проводки данных моделей волжского автозавода включает в себя следующие элементы:

  1. Передняя оптика автомобиля.
  2. Поворотные фары, установленные спереди.
  3. Боковые поворотные оптические устройства.
  4. Батарея.
  5. Реле контрольного светового индикатора фиксации разряда АКБ.
  6. Реле активации ближнего освещения оптики.
  7. Реле активации дальнего освещения оптики.
  8. Генераторный узел.
  9. Стартерный механизм.
  10. Источник света под капотом машины.
  11. Свечи, установленные под капотом.
  12. Датчик давления моторного масла.
  13. Датчик определения объема антифриза.
  14. Звуковые сигналы.
  15. Распределительный механизм — трамблер.
  16. Моторедукторный узел системы стеклоочистки.
  17. Лампочка определения уровня «тормозухи».
  18. Катушка зажигания.
  19. Электромотор системы очищения лобового стекла.
  20. Регуляторное устройство уровня напряжения в бортовой сети.
  21. Электродвигатель для включения и управления режимами печки.
  22. Световой индикатор для освещения пространства в бардачке.
  23. Добавочный резисторный элемент электрического мотора отопительной системы.
  24. Штепсельная розетка для переносной лампочки.
  25. Выключатель индикатора стояночного тормоза.
  26. Переключатель тормозных сигналов.
  27. Прерывательное реле поворотных указателей.
  28. Переключательный механизм для управления системой освещения при движении задним ходом.
  29. Монтажный блок с предохранительными элементами.
  30. Прерывательное устройство контрольного светового индикатора стояночного тормоза.
  31. Реле системы стеклоочистки.
  32. Рычаг в салоне авто для изменения режимов работы отопительного узла.
  33. Прикуриватель.
  34. Переключательные устройства осветительных приборов, установленных в стойках задних дверей.
  35. Переключатели плафонов, расположенных в стойках передних дверей.
  36. Осветительные приборы салона автомобиля.
  37. Замок зажигания.
  38. Контрольный щиток.
  39. Датчик определения температуры хладагента в системе охлаждения.
  40. Лампочка активации дальнего освещения оптики.
  41. Лампочка обозначения внешних осветительных приборов.
  42. Лампочка на контрольном щитке поворотных огней.
  43. Контрольный световой источник заряда АКБ.
  44. Лампочка определения давления моторной жидкости.
  45. Лампа ручного тормоза, а также уровня тормозной жидкости.
  46. Контроллер выявления объема горючего в баке.
  47. Лампочка определения резерва топлива.
  48. Осветительное устройство приборной панели.
  49. Переключательный механизм для включения лампочек головного освещения.
  50. Переключатель поворотных огней.
  51. Кнопка активации звукового сигнала.
  52. Выключатель обмыва ветрового стекла.
  53. Рычаг для переключения интенсивности работы системы стеклоочистки.
  54. Выключательный механизм наружного света машины.
  55. Кнопка света в контрольном щитке.
  56. Датчик объема топлива и его резерва в баке.
  57. Осветительное устройство багажного отсека.
  58. Задняя оптика.
  59. Осветительные приборы заднего номера авто.
  60. Фара освещения дороги при движении задним ходом.

Электросхема ВАЗ-21015

Первая часть карты для инжекторной версии ВАЗ 21115 Вторая часть карты для инжекторной версии ВАЗ 21115 Третья часть схемы для инжекторной версии ВАЗ 21115 Четвертая часть схемы для инжекторной версии ВАЗ 21115

Описание элементов для 21015 инжектор:

  1. Модуль с передней оптикой.
  2. Моторедукторные устройства для очистки фонарей.
  3. Противотуманные фары.
  4. Контроллер определения температуры воздуха в окружающей среде.
  5. Звуковые сигналы автомобиля.
  6. Переключатель индикатора света под капотом.
  7. Двигатель управления вентилятором системы охлаждения.
  8. Генераторный узел автомобиля.
  9. Контроллер сигнализатора нехватки смазочного вещества в ДВС.
  10. Регулятор объема омывательной жидкости в бачке.
  11. Датчик определения износа колодок, установленных на передних дисках.
  12. Контактные элементы проводников, соединяющихся с общим насосным устройством системы обмыва окон.
  13. Насосный механизм лобового стекла автомобиля.
  14. Насос для подачи жидкости через форсунки на переднюю оптику.
  15. Контактные элементы проводников для соединения с насосным устройством омывательной системы заднего стекла.
  16. Контроллер сигнализатора недостаточного давления смазочного вещества.
  17. Лампа для освещения моторного отсека.
  18. Контакт на кабелях для подключения к колодке проводов системы управления двигателем. Этот контакт может использоваться для подключения к колодке зажигания, если автомобиль оборудован карбюраторным силовым агрегатом.
  19. Моторедукторный узел очистки ветрового стекла.
  20. Стартерный механизм транспортного средства.
  21. Колодка для подключения.
  22. Регулятор температуры двигателя.
  23. Переключательное устройство оптических приборов заднего хода.
  24. Контроллер сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости.
  25. АКБ автомобиля.
  26. Контроллер сигнализирующего устройства недостаточного уровня хладагента.
  27. Реле включения ПТФ.
  28. Модуль с предохранительными устройствами.
  29. Переключательное устройство стоповых огней.
  30. Штепсельная розетка для активации дополнительной лампочки.
  31. Осветительное устройство подсветки шкалы гидравлического корректора освещения оптики.
  32. Переключатель светового источника сигнализатора ручного тормоза.
  33. Разъем для подсоединения переносной лампочки.
  34. Переключатель осветительных приборов контрольного щитка.
  35. Подрулевой переключатель.
  36. Кнопка управления аварийной сигналкой.
  37. Реле системы прогрева передних сидений.
  38. Замок зажигания автомобиля.
  39. Предохранитель линии задних ПТФ.
  40. Предохранительное устройство цепи компонентов прогрева передних кресел.
  41. Предохранитель электрической цепи блокировки дверных замков.
  42. Световой индикатор подсветки в передней пепельнице.
  43. Реле активации системы зажигания.
  44. Прикуриватель.
  45. Осветительное устройство бардачка.
  46. Выключатель освещения бардачка.
  47. Электромотор вентилятора вентиляционной системы.
  48. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя.
  49. Выключатель вентилятора печки ВАЗ.
  50. Световой индикатор подсветки переключателя отопительной системы.
  51. Лампочка подсветки ручек для управления печкой на центральной консоли.
  52. Моторедукторные устройства электрических стеклоподъемников.
  53. Кнопка ЭСП, расположенного в передней двери справа.
  54. Моторедукторные устройства системы блокирования замков, установленных в передних дверях.
  55. Электропроводники для соединения с передней колонкой, установленной справа.
  56. Моторедукторные устройства для блокирования замков, расположенных в задних дверях.
  57. Кабеля, предназначенные для подключения к заднему правому динамику.
  58. Модуль управления блокировкой дверных замков в автомобиле.
  59. Проводники, предназначенные для подключения к автомагнитоле.
  60. Переключатель очистительных устройств на передней оптике.
  61. Кнопка управления системой прогрева заднего стекла.
  62. Реле активации задних противотуманных оптических устройств.
  63. Разъем, предназначенный для соединения с системой прогрева переднего пассажирского кресла.
  64. Выключатель оптических устройств в задних противотуманных фарах.
  65. Переключатель системы прогрева переднего пассажирского кресла.
  66. Кнопка для управления системой противотуманных фонарей.
  67. Переключательное устройство световых источников внешнего освещения.
  68. Кнопка для управления системой обогрева переднего левого сиденья.
  69. Разъем, предназначенный для соединения с системой обогрева водительского кресла.
  70. Проводники, предназначенные для подключения к переднему левому динамику.
  71. Кнопка для управления электростеклоподъемником, расположенным в водительской двери. Используется для поднятия стекла.
  72. Переключатель стеклоподъемника, установленного в двери водителя. Применяется для опускания стекла.
  73. Проводники, предназначенные для соединения с левой задней колонкой.
  74. Боковые поворотные указатели.
  75. Переключатель осветительного устройства, установленного на стойке передней двери.
  76. Аналогичный механизм, расположенный в стойке задней двери.
  77. Световой источник.
  78. Источник индивидуального освещения в салоне.
  79. Разъем для соединения со жгутом кабелей электрического топливного насоса.
  80. Переключатель для активации и отключения источника освещения багажного отделения.
  81. Приборная панель автомобиля.
  82. Источник освещения багажного отсека.
  83. Модуль индикации бортовой системы контроля.
  84. Маршрутный компьютер автомобиля.
  85. Разъем, предназначенный для подключения к проводам системы управления силовым агрегатом.
  86. Задняя внешняя оптика автомобиля.
  87. Внутренние осветительные приборы, расположенные сзади.
  88. Штекер для соединения с системой прогрева заднего стекла.
  89. Осветительные устройства заднего номерного знака.
  90. Дополнительный стоп-сигнал, установленный в спойлере.

Пользователь Petro Popyk рассказал о замене проводки на автомобилях ВАЗ и о нюансах, которые надо учитывать при выполнении этой задачи.

Характеристика предохранителей по номинальному току и цепи, за которую они отвечают

Электросхема ВАЗ 2101 включает в себя предохранительный модуль, располагающийся под контрольным щитком. Он скрыт защитной крышкой, на внутренней стороне которой нанесена схема с обозначением всех компонентов и электроцепей.

Схема предохранительных устройств Расположение модуля в салоне

Подробное описание элементов и устройств, за которые они отвечают, приведено в таблице.

Номер устройства Описание защищаемых цепей
1

Предназначается для защиты:

  • электроцепи звукового сигнала;
  • системы освещения салона автомобиля;
  • штепсельной розетки;
  • прикуривательного устройства;
  • стоповых огней в задних осветительных устройствах.
2

Используется для защиты:

  • передних стеклоочистительных устройств с реле;
  • электрического моторчика отопительной системы;
  • омывательного устройства лобового стекла.
3 Данный предохранитель предназначается для защиты левого осветительного источника дальнего освещения, а также контрольного индикатора активации
4 Защита электроцепи дальнего освещения в правом осветительном приборе
5 Предохранитель лампочки ближнего освещения в левой фаре
6 Элемент защиты электроцепи светового источника ближнего света в правом фонаре
7

Предназначается для защиты нескольких электроцепей:

  • габаритных осветительных приборов, в частности, левого подфарника, правой задней фары и контрольного индикатора на «приборке»;
  • системы освещения багажного отсека;
  • осветительного устройства номерного знака;
  • системы освещения приборной панели.
8

Используется для защиты трех линий:

  • подкапотного осветительного устройства;
  • правого подфарника габаритных фонарей, а также левой задней фары;
  • системы освещения прикуривателя.
9

Предназначен для защиты электроцепей:

  • датчика определения температуры хладагента;
  • контроллера уровня горючего с индикатором резерва;
  • контрольного индикатора давления моторной жидкости, активации ручного тормоза, уровня тормозной жидкости, заряда аккумулятора;
  • поворотные указатели, а также световые индикаторы на приборке, отвечающие за них;
  • фара освещения заднего хода;
  • система освещения бардачка.
10 Предназначен для защиты электроцепи регуляторного устройства напряжения, а также обмотки возбуждения генераторного агрегата.

Если выходит из строя электрооборудование, автовладельцу необходимо в первую очередь проверить целостность предохранителей.

Видео «Как поменять блок предохранителей в ВАЗ 2101»

Пользователь Ramanych подробно показал процедуру замены колодки с предохранительными устройствами на отечественной «копейке».

Обширная территория Советского Союза тормозила техническое и социальное развитие страны. В открытой продаже отсутствовало необходимое количество легковых автомобилей для всех, кто мечтал о личном транспорте. Для удовлетворения спроса руководство страны приняло оригинальное решение: в качестве прообраза отечественного транспортного средства выбрана модель Fiat 124, как лучшего автомобиля 1967 года. Первая версия легковой машины именовалась ВАЗ 2101. Конструкция модели, основанная на дизайне итальянских инженеров Fiat, уже на стадии производства удостоилась международной премии «Золотой Меркурий» за вклад в развитие общества.

Схема электрооборудования ВАЗ 2101

Компактный седан ВАЗ 2101 отличается от итальянского собрата доработанной конструкцией под условия жёстких гравийных дорог. Для надёжной эксплуатации «копейки» инженеры подвергли преобразованиям трансмиссию, ходовую часть, тормозные барабаны и усилили корзину сцепления. Электрическое оборудование первой модели Волжского автомобильного завода сохранили от оригинала, так как оно соответствовало требованиям и техническим условиям эксплуатации.

Схема проводки ВАЗ 2101 (карбюратор)

Инженеры первых «Жигулей» использовали стандартную однопроводную схему подключения потребителей электрической энергии. Ко всем приборам, датчикам и лампам подходит «плюсовой» провод с рабочим напряжением 12 В. Второй «минусовой» провод от аккумулятора и генератора соединяет потребителей тока через металлический кузов автомобиля.

Состав системы электрооборудования

Основные элементы:

  • источники электроэнергии;
  • потребители тока;
  • реле и выключатели.

Из этого перечня выделяют широкий комплекс основных источников и потребителей тока:

  1. Система питания с аккумулятором, генератором и регулятором напряжения.
  2. Система запуска мотора электрическим стартером.
  3. Система зажигания, сочетающая несколько элементов: катушка зажигания, контактный прерыватель, коммутатор, свечи и свечные провода.
  4. Освещение с лампами, выключателями и реле.
  5. Контрольные лампы на панели приборов и датчики.
  6. Прочее электрооборудование: омыватель стёкол, стеклоочистители, электродвигатель отопителя и звуковой сигнал.

Номера позиций элементов электрической цепи на общей схеме ВАЗ 2101:

  1. Фары.
  2. Передние указатели поворота.
  3. Боковые указатели поворота.
  4. Аккумуляторная батарея.
  5. Реле контрольной лампы заряда аккумулятора.
  6. Реле включения ближнего света фар.
  7. Реле включения дальнего света фар.
  8. Генератор.
  9. Стартер.
  10. Подкапотная лампа.
  11. Свечи зажигания.
  12. Звуковые сигналы.
  13. Распределитель зажигания.
  14. Моторедуктор стеклоочистителя.
  15. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости.
  16. Катушка зажигания.
  17. Электродвигатель омывателя ветрового стекла.
  18. Регулятор напряжения.
  19. Электродвигатель отопителя.
  20. Лампа освещения вещевого ящика.
  21. Добавочный резистор электродвигателя отопителя.
  22. Штепсельная розетка для переносной лампы.
  23. Выключатель сигнала торможения.
  24. Реле-прерыватель указателей поворота.
  25. Выключатель света заднего хода.
  26. Блок предохранителей.
  27. Реле стеклоочистителя.
  28. Переключатель электродвигателя отопителя.
  29. Прикуриватель.
  30. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей.
  31. Выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей.
  32. Плафоны.
  33. Выключатель зажигания.
  34. Комбинация приборов.
  35. Контрольная лампа дальнего света фар.
  36. Контрольная лампа наружного освещения.
  37. Контрольная лампа указателей поворота.
  38. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
  39. Указатель уровня топлива.
  40. Лампа освещения комбинации приборов.
  41. Переключатель света фар.
  42. Переключатель указателей поворота.
  43. Выключатель звукового сигнала.
  44. Выключатель омывателя ветрового стекла.
  45. Переключатель стеклоочистителя.
  46. Выключатель наружного освещения.
  47. Выключатель освещения приборов.
  48. Лампа освещения багажника.
  49. Задние фонари.
  50. Фонарь освещения номерного знака.
  51. Фонарь света заднего хода.

Работа электрических систем зависит от контакта источников и потребителей тока между собой. Плотный контакт обеспечивают быстроразъёмные штекеры на концах проводов. Максимальное прилегание контактных групп исключает проникновение воды и влаги. Ответственные точки присоединения проводов к аккумуляторной батарее, кузову, генератору и стартеру зажимаются гайками. Надёжное соединение исключает окисление контактов.

Источники напряжения

В общей цепи электрических элементов аккумулятор и генератор - это основные источники напряжения в автомобиле. Без аккумулятора не заведётся двигатель, без генератора перестанут работать все источники освещения и электрические приборы.

Работа всех систем начинается с аккумуляторной батареи. При повороте ключа мощный поток энергии протекает по проводам от аккумулятора до тягового реле стартера и по кузову, используемому в качестве «массы» электрической схемы.

При включении стартер потребляет значительную силу тока. Не следует длительно удерживать ключ в положении «стартер». Это исключит разряд аккумулятора.

После запуска двигателя ток от генератора питает прочих потребителей. Напряжение тока, выдаваемого генератором, зависит от числа оборотов коленвала, сила тока - от количества включённых потребителей. Для поддержания требуемых параметров тока установлен регулятор напряжения.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения генератора:

  1. Аккумулятор.
  2. Обмотка ротора генератора.
  3. Генератор.
  4. Обмотка статора генератора.
  5. Выпрямительный блок генератора.
  6. Регулятор напряжения.
  7. Дополнительные резисторы.
  8. Термокомпенсирующий резистор.
  9. Дроссель.
  10. Выключатель зажигания.
  11. Блок предохранителей.
  12. Контрольная лампа заряда.
  13. Реле контрольной лампы заряда.

При неисправности стартера запуск двигателя невозможен. Обойти это повреждение в системе ВАЗ 2101 можно, если придать достаточное вращательное ускорение коленвалу путём ручного проворачивания, скатившись с пригорка или разогнавшись при помощи другой машины.

Ранние модели включали кривошип (в народе «кривой стартер»), позволяющий завести двигатель путём ручного вращения коленвала, если батарея разрядилась.

Кстати, автора этого текста не один раз выручал «кривой стартер» в зимний период. Летом мощности аккумулятора с лихвой хватает для проворачивания коленвала. Зимой же, когда на улице температура -30 0 С, прежде чем заводить автомобиль, я рукояткой прокручивал двигатель. А если вывесить колесо и включить передачу, то можно провернуть коробку передач и разогнать застывшее трансмиссионное масло. После недельной стоянки на морозе автомобиль с небольшим натягом запускался самостоятельно без посторонней помощи.

Видео: заводим ВАЗ 2101 без стартера

Система зажигания

Следующие по значимости электрические приборы - это катушка зажигания и распределитель с роторным прерывателем контактов. Эти устройства содержат наиболее нагруженные контакты в устройстве ВАЗ 2101. При неплотном соприкосновении контактов высоковольтных проводов в катушке зажигания и распределителе происходит рост сопротивления и обгорание контактов. Провода передают импульсы высокого напряжения, поэтому снаружи они изолированы пластиковой изоляцией.

Большая часть электрических приборов в устройстве ВАЗ 2101 включается поворотом ключа в замке зажигания. Функция выключателя зажигания заключается во включении и отключении конкретных электрических цепей и запуске двигателя. Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:

  • плафон салона;
  • звуковой сигнал;
  • прикуриватель;
  • стоп-сигнал.

Таблица: перечень включаемых цепей при разном положении ключа в замке зажигания ВАЗ 2101

Для оперативного управления ВАЗ 2101 снабжён контрольно-измерительными приборами. Их надёжная работа обеспечивает водителя информацией о состоянии автомобиля.

Комбинация панели приборов содержит отдельные индикаторы с широкими стрелками, на шкалах присутствуют цветовые зоны для выделения пограничных режимов. Показания индикаторов выдерживают вибрацию, сохраняя стабильное положение. Внутреннее устройство приборов малочувствительно к изменениям напряжения.

Схема проводки ВАЗ 2101 (инжектор)

Классическая система карбюраторного питания имела широкое распространение в автомобильных кругах российского производства. Простота устройства карбюраторных систем и минимальное количество датчиков обеспечивали доступные настройки разных режимов работы двигателя для любого автолюбителя. Например, карбюратор модели «Солекс» вполне удовлетворял требованиям автовладельцев при разгоне и стабильном движении. Отсутствие технических разработок и дорогие зарубежные детали для систем впрыска топлива долгое время не позволяли специалистам завода осуществить переход на инжекторную подачу топлива. Поэтому ВАЗ 2101 в условиях завода с инжектором не выпускался.

Но, прогресс и тем более зарубежные покупатели требовали наличия «инжектора». Электронная система исключала недостатки механического управления зажиганием и карбюраторной подачи топлива. Много позже, модели с электронным зажиганием и одноточечной системой впрыска от General Motors выпускались на экспорт в комплектации с двигателем 1,7 л.

Электронный блок управления собирает информацию от датчиков и контролирует работу исполнительных механизмов для оптимальной работы мотора при заданном уровне параметров

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме с моновпрыском:

  1. Электровентилятор системы охлаждения.
  2. Монтажный блок.
  3. Регулятор холостого хода.
  4. Контроллер.
  5. Октан-потенциометр.
  6. Свечи зажигания.
  7. Модуль зажигания.
  8. Датчик положения коленчатого вала.
  9. Электробензонасос с датчиком уровня топлива.
  10. Тахометр.
  11. Контрольная лампа CHECK ENGINE.
  12. Реле зажигания.
  13. Датчик скорости.
  14. Колодка диагностики.
  15. Форсунка.
  16. Клапан продувки адсорбера.
  17. Предохранитель системы впрыска.
  18. Предохранитель системы впрыска.
  19. Реле зажигания системы впрыска.
  20. Реле включения электробензонасоса.
  21. Реле электроподогревателя впускной трубы.
  22. Электроподогреватель впускной трубы.
  23. Предохранитель подогревателя впускной трубы.
  24. Датчик кислорода.
  25. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
  26. Датчик положения дроссельной заслонки.
  27. Датчик температуры воздуха.
  28. Датчик абсолютного давления.

Автолюбителям, желающим самостоятельно оборудовать транспортное средство ВАЗ 2101 инжекторной системой подачи топлива, следует понимать сложность процесса работы и необходимость материальных затрат. Для ускорения процесса замены карбюратора на инжектор стоит приобрести полный комплект впрыска топлива для классических автомобилей ВАЗ со всей проводкой, контроллером, адсорбером и иными деталями. Чтобы не мудрить с заменой деталей лучше приобрести комплект головки блока цилиндров от ВАЗ 21214 в сборе.

Видео: инжектор на ВАЗ 2101 своими руками

Подкапотная проводка

Электрическая схема культового автомобиля отличается простым размещением и надёжной эксплуатацией. Провода подключаются к соответствующим датчикам, приборам и узлам. Плотность соединения обеспечивают удобные быстроразъёмные штекерные соединения.

Всю систему электрической проводки можно разделить на шесть пучков проводов:

  • передний;
  • задний;
  • правый и левый;
  • пучки фар и боковых указателей поворота;
  • провода аккумуляторной батареи;
  • провода панели приборов.

К подкапотной проводке можно отнести передний пучок проводов, провода для указателей поворота и аккумулятора. В моторном отсеке расположены основные датчики и приборы:

  • аккумулятор;
  • стартер;
  • генератор;
  • модуль зажигания;
  • высоковольтные провода и свечи зажигания.

В качестве питающего органа для этих приборов служат самые толстые провода, соединяющие кузов автомобиля с аккумуляторной батареей и двигателем. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при запуске двигателя. Для предохранения электрических соединений от воды и грязи провода снабжены резиновыми наконечниками. Для исключения разброса и перепутывания все провода собраны в жгуты и разделены на отдельные пучки, которые проще заменить при необходимости.

Жгут обмотан липкой лентой и закреплён на корпусе, что исключает свободное свисание и захватывание отдельных проводов подвижными частями силового агрегата. В месте расположения конкретного прибора или датчика жгут разделяется на самостоятельные нити. Жгуты обеспечивают определённый порядок подключения приборов, который отражён в электрической схеме.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения фар ВАЗ 2101:

  1. Фара.
  2. Аккумулятор.
  3. Генератор.
  4. Блок предохранителей.
  5. Переключатель света фар.
  6. Выключатель.
  7. Замок зажигания.
  8. Сигнализатор включения дальнего света.

Защёлки на пластиковых колодках штепсельных разъёмов обеспечивают надёжное соединение, предотвращая случайную потерю контакта от вибрации.

Жгут проводов в салоне

Передний жгут проводов, расположенный в моторном отсеке, является основным в системе электрического обеспечения. В салон автомобиля передний пучок проходит через технологическое отверстие с уплотнителем под панелью приборов. Электрическая система передней части соединяется с проводами панели приборов, блоком предохранителей, переключателями и зажиганием. В этой части салона основные электрические цепи защищены предохранителями.

Блок предохранителей расположен слева от руля. За блоком на кронштейне закреплены вспомогательные реле. От исправного функционирования электрических приборов и реле зависит надёжная работа ВАЗ 2101. Плавкие предохранители защищают электрические цепи ВАЗ 2101 от короткого замыкания.

Перечень электрических узлов, защищаемых предохранителями:

  1. Звуковой сигнал, лампы стоп-сигналов, плафоны внутри салона, прикуриватель, розетка переносной лампы (16 А).
  2. Электродвигатель отопления, реле стеклоочистителя, двигатель омывателя ветрового стекла (8 А).
  3. Дальний свет левой фары, контрольная лампа дальнего света (8 А).
  4. Дальний свет правой фары (8 А).
  5. Ближний свет левой фары (8 А).
  6. Ближний свет правой фары (8 А).
  7. Габаритный свет левого подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, контрольная лампа габаритов, лампа подсветки панели приборов, фонарь подсветки номерного знака, лампа освещения внутри багажника (8 А).
  8. Габаритный свет правого подфарника, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа прикуривателя, лампа освещения моторного отсека (8 А).
  9. Датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик уровня топлива и контрольная лампа резерва, лампа давления масла, лампа стояночного тормоза и указатель уровня тормозной жидкости, лампа уровня заряда аккумулятора, указатели поворотов и их контрольная лампа, фонарь освещения заднего хода, лампа вещевого отделения («бардачок») (8 А).
  10. Генератор (обмотка возбуждения), регулятор напряжения (8 А).

Видео: замена старого блока предохранителей ВАЗ 2101 на современный аналог

Коммутация приборов в салоне выполнена низковольтными проводами с эластичной масло- и бензостойкой изоляцией. Для облегчения поиска неисправностей изоляция проводов выполнена в разной цветовой гамме. Для большего различия на поверхность изоляции наносят спиральные и продольные полоски, чтобы исключить в жгутах наличие двух проводов одинаковой расцветки .

На рулевой колонке расположены контакты переключателей указателя поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала. В условиях сборочного цеха контакты этих переключателей смазаны специальной токопроводящей смазкой, удалять которую при ремонте запрещается. Смазка уменьшает трение и предотвращает окисление контактов и вероятное искрение.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения указателей поворота:

  1. Подфарники.
  2. Боковые указатели поворота.
  3. Аккумулятор.
  4. Генератор.
  5. Замок зажигания.
  6. Блок предохранителей.
  7. Реле-прерыватель.
  8. Сигнализатор включения.
  9. Переключатель.
  10. Задние фонари.

Прерывистый сигнал поворотников определяется реле-прерывателем. Соединение с «массой» обеспечивают провода чёрного цвета, соединения с «плюсом» - розовые или оранжевые провода. В салоне автомобиля провода соединяют:

  • панель приборов и подсветку индикаторов;
  • пучки фар;
  • указатели поворота;
  • освещение в салоне;
  • стеклоочиститель;
  • ножной омыватель ветрового стекла.

По левой стороне салоне под ковриками проходит задний жгут проводов. От него отходит нить к выключателю плафона в стойке двери и выключателю лампы стояночного тормоза. Ответвление к правому плафону проходит за задней балкой по полу кузова, там же расположены провода, соединяющие датчик указателя уровня и резерва топлива. Провода в пучке закреплены липкой лентой к полу.

Замена проводки самостоятельно

При многочисленных проблемах в электрической системе автомобиля, следует задуматься о полной замене проводки, а не отдельных участков. При прокладывании новых проводов не рекомендуется объединять в один жгут провода низкого напряжения с высоковольтными. Надёжное крепление к корпусу исключит пережатие проводов и повреждение изоляции. Соответствующие штепсельные колодки обеспечат плотный контакт, что исключит возникновение пробоя и окисления.

Замену проводки самостоятельно по силам осуществить автолюбителю, имеющим поверхностные знания об электрике.

Причины замены

От степени значимости причины зависит объём работы:

  • сбои в работе осветительных приборов;
  • перебои в работе электроники;
  • значительное окисление контактов;
  • частое отсутствие тока в проводах;
  • разряд аккумулятора;
  • многочисленные повреждения изоляции проводов;
  • множество скруток.

Для замены части электрической проводки в салоне необходимо подготовить:

  • схему подключения электрических узлов;
  • провода с различным сечением и цветной изоляцией;
  • изоленту;
  • соединительные колодки;
  • клеммы для проводов;
  • обжимные клещи.

Этапы замены

До начала работ следует зарисовать расположение проводов и распиновку колодок.

Замену проводки следует проводить в соответствии с правилами безопасности и электрической схемой:

  1. Отключить аккумулятор.
  2. Снять декоративные пластиковые элементы в салоне.
  3. Определить место прохождения требуемого пучка проводов.
  4. Отметить на схеме провода подлежащие замене.
  5. Отсоединить колодки и аккуратно, не дёргая, извлечь старые провода.
  6. Уложить новые провода.
  7. Подключить колодки.
  8. Убедиться в расположении проводов согласно схеме.
  9. Установить декоративные элементы.
  10. Подключить аккумулятор.

При замене проводки на панели приборов следует руководствоваться схемой подключения.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме контрольных приборов:

  1. Датчик контрольной лампы давления масла.
  2. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
  3. Датчик указателя уровня и резерва топлива.
  4. Контрольная лампа резерва топлива.
  5. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости.
  6. Контрольная лампа давления масла.
  7. Указатель уровня топлива.
  8. Комбинация приборов.
  9. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
  10. Блок предохранителей.
  11. Выключатель зажигания.
  12. Генератор.
  13. Аккумуляторная батарея.
  14. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза.
  15. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.
  16. Датчик уровня тормозной жидкости.

Чтобы избежать значительной путаницы в проводах и нудного выявления повреждений, стоит задуматься о приобретении комплекта жгута проводов для данной модели со всеми колодками, штекерами и коннекторами.

Видео: замена проводки и монтаж панели приборов от ВАЗ 2106

Неисправности электрики ВАЗ 2101

Статистический анализ выявленных неисправностей утверждает, что 40% отказов карбюраторных двигателей приходится на комплексную работу системы зажигания.
Отказ электрооборудования определяется визуально, наличием напряжения на соответствующих контактах: ток либо есть, либо его нет. Неполадки невозможно определить заранее: по стуку, скрипу или увеличенному зазору. В случае неисправности вероятно возникновение короткого замыкания в проводке и узлах электрооборудования. Появление возможной неисправности можно выявить по нагретым проводам и оплавленной изоляции.

Аккумулятор является потенциальным источником пожарной опасности. Расположение батареи 6 СТ-55 П в подкапотном пространстве ВАЗ 2101 соседствует с выхлопным коллектором, поэтому возможен нагрев банки аккумулятора с клеммой «+», что приведёт к «кипению» электролита. Установка асбестовой защиты между аккумулятором и выпускным коллектором исключит выкипание электролита.

Автолюбителю стоит понимать, что работа потребителей электричества зависит от надёжного крепления генератора и стартера к корпусу двигателя. Отсутствие одного болта или недостаточный момент затягивания гайки приведёт к деформации валов, заеданию и поломке щёток.

Неисправность генератора

Неполадки в работе генератора выражаются в недостаточной мощности электрического тока. При этом падает напряжение и загорается контрольная лампа. Повреждение генератора влечёт за собой разряд аккумулятора. Обгорание коллектора и износ щёток исправляются водителем самостоятельно путём замены щёток и зачисткой коллектора шлифовальной шкуркой. Замыкание обмоток статора ремонту не подлежит.

Таблица: вероятные неисправности генератора

Неисправность Причина неисправности Способ устранения
Не горит лампа контрольного заряда
  1. Перегорела лампа.
  2. Обрыв цепи.
  3. Замыкание обмотки.
  1. Заменить.
  2. Проверить соединение.
  3. Заменить неисправную деталь.
Периодически загорается лампа
  1. Проскальзывает ремень привода.
  2. Повреждено реле сигнализатора.
  3. Обрыв цепи питания.
  4. Износ щёток.
  5. Замыкание в обмотке.
  1. Отрегулировать натяжение.
  2. Заменить реле.
  3. Восстановить соединение.
  4. Заменить щёткодержатель со щётками.
  5. Заменить ротор.
Недостаточный заряд аккумулятора
  1. Проскальзывает ремень.
  2. Окислены клеммы.
  3. Неисправен аккумулятор.
  4. Неисправен регулятор напряжения.
  1. Отрегулировать натяжение.
  2. Зачистить выводы и контакты.
  3. Заменить батарею.
  4. Заменить регулятор.
Повышенный шум при работе генератора
  1. Ослабло крепление шкива.
  2. Повреждены подшипники.
  3. Скрип щёток.
  1. Подтянуть гайку.
  2. Заменить деталь.
  3. Зачистить место прилегания щёток в направляющих тряпкой, смоченной в бензине.

Порядок проверки неисправного генератора

Когда на работающем двигателе горит лампа контрольного заряда аккумулятора следует произвести элементарные манипуляции на проверку генератора:

  1. Открыть капот.
  2. Одной рукой увеличить обороты двигателя, нажимая на рычаг дроссельной заслонки.
  3. Другой рукой снять провод с клеммы «--» аккумулятора на две секунды, предварительно ослабив крепление.
  4. При неработающем генераторе двигатель заглохнет. Это означает, что все потребители питаются от аккумулятора.

При необходимости движения на ВАЗ 2101 без генератора надо вынуть предохранитель № 10 и отсоединить чёрный провод реле контрольной лампы заряда аккумулятора на штекере «30/51». Система зажигания будет работать при падении напряжения до 7 В. При этом не стоит пользоваться освещением, тормозом и указателями поворота. При включении стоп-сигналов заглохнет двигатель.

При неисправном генераторе нормально заряженный аккумулятор позволяет проехать до 200 км.

«Минус» аккумулятора подключается к кузову, а «плюс» – к контакту «30» генератора. Ошибочное обратное подключение вызовет повышенный ток и повредит генератор

На первые модели ВАЗ 2101 устанавливался электромагнитный регулятор напряжения РР-380. В настоящее время эта модификация регулятора снята с производства, в случае замены устанавливаются современные аналоги. Регулятор не подлежит регулировке при эксплуатации. Для проверки его функционирования следует использовать вольтметр. Простая процедура предоставит информацию о его соответствии заявленным характеристикам корректировки напряжения в бортовой системе:

  1. Запустить двигатель.
  2. Выключить всех потребителей тока.
  3. Вольтметром замерить напряжение на клеммах аккумулятора.
  4. Нормальной работе регулятора соответствует напряжение 14,2 В.

Неисправность стартера

Стартер обеспечивает начальное вращение коленвала. Простота его устройства не отрицает факт значимости в работе общей системы автомобиля. Изделие подвержено загрязнениям и износу деталей. Большая тяговая сила отражается на состоянии крепёжных соединений и контактных групп.

Таблица: вероятные неисправности стартера

Неисправность Причина неисправности Способ устранения
Стартер не работает
  1. Разряжен аккумулятор.
  2. Обрыв в замке зажигания.
  3. Отсутствие контакта в цепи питания.
  4. Отсутствие контакта на щётках.
  5. Обрыв обмотки.
  6. Неисправно реле.
  1. Зарядить батарею.
  2. Устранить неисправность.
  3. Проверить соединение, зачистить контакты.
  4. Очистить место прилегания щёток.
  5. Заменить стартер.
  6. Заменить реле.
Стартер слабо вращает двигатель
  1. Низкая окружающая температура (зима).
  2. Окисление контактов на батарее.
  3. Разряжен аккумулятор.
  4. Плохой контакт в электрической цепи.
  5. Обгорание контактов реле.
  6. Плохой контакт щёток.
  1. Прогреть двигатель.
  2. Зачистить.
  3. Зарядить батарею.
  4. Восстановить контакт.
  5. Заменить реле.
  6. Заменить щётки.
Стартер работает, коленвал не вращается
  1. Пробуксовка привода втягивающего реле.
  2. Тугое перемещение привода.
  1. Заменить привод.
  2. Очистить вал.
При включении слышны щелчки
  1. Обрыв цепи удерживающей обмотки.
  2. Разряжена батарея.
  3. Окислены провода.
  1. Заменить реле.
  2. Зарядить аккумулятор.
  3. Проверить соединения.

Перед снятием стартера для замены или ремонта следует убедиться в отсутствии второстепенных причин, указанных в таблице: разряд аккумулятора, окисление клемм и контактов, обрыв проводов.

Один раз я использовал стартер как движущую силу автомобиля. «Копейка» заглохла посередине дороги. Сломался бензонасос. Чтобы не мешать другим участникам движения решил сдвинуть автомобиль на несколько метров к обочине. Выходить, чтобы толкнуть, побоялся. Поэтому включил вторую передачу и, не нажимая сцепления, повернул ключ на стартер, используя его как электродвигатель. Дёргаясь, машина тронулась. Так, потихоньку съехал на обочину. Производитель не рекомендует использовать стартер для передвижения, но ситуация заставляет.

Прочие неисправности

При обгорании боковых электродов в крышке распределителя зажигания следует произвести их зачистку и припаять пластины для обеспечения оптимального зазора между электродом и контактом ротора. В случае появления трещины на корпусе распределителя от центрального электрода к боковым стоит залить трещину эпоксидным клеем.

Неисправность контрольных ламп в щитке приборов и ламп освещения проявляется не только при перегорании нити накаливания, но и при отсутствии надёжного соединения с «массой». Холодные нити ламп обладают пониженным сопротивлением. В момент включения по нити проходит большой электрический заряд, моментально её разогревая. Любая встряска может привести к обрыву нити из-за пониженной механической прочности. Поэтому фары рекомендуется включать в неподвижном состоянии.

Обгорание контактов происходит по двум причинам:

  1. Несоответствующие параметры тока, протекающего по нитям ламп и через контакты приборов (напряжение, сила тока, сопротивление).
  2. Некорректное соприкосновение контактов.

При работе с электрооборудованием автомобиля следует отсоединять провод с минусовой клеммы аккумулятора.

На момент производства автомобиль ВАЗ 2101 соответствовал принципам комфорта, надёжности, технологичности. Серьёзное внимание при разработке конструкции способствовало снижению затрат при обслуживании в процессе эксплуатации. С точки зрения водителя, модель обладает достойной экономичностью и динамикой. Компактное расположение деталей и наличие приборов контроля облегчают управление и обслуживание. Внедрение новых технологий в электрическую схему автомобиля ВАЗ 2101 представлено сложным комплексом проводов и электрических приборов, работа которых взаимосвязана. Выход из строя одного из приборов и нарушение контакта повлечёт за собой неисправность всей системы.

Электрическая схема на любом транспортном средстве позволяет соединить воедино все . Если в работе оборудования наблюдаются проблемы, первое, что должен проверить автовладелец — это проводку. В этой статье приведена основная информация об электроцепи ВАЗ 2101 — подробная электросхема, а также неисправности системы приведены ниже.

[ Скрыть ]

Что входит в электросхему?

Для начала рассмотрим основные элементы электросхемы и их описание для ВАЗ 21011 или ВАЗ 21013.

Важные компоненты системы электропроводки:

  • аккумуляторная батарея, предназначенная для питания электрооборудования при отключенном двигателе;
  • стартерный узел;
  • генераторное устройство, предназначение которого заключается в питании оборудования и электроприборов авто, а также зарядке аккумулятора во время движения;
  • блок с предохранительными устройствами, позволяющими защитить элементы электрической схемы ВАЗ;
  • выключатель зажигания.

Это только основные элементы электросхемы, общая же схема на ВАЗ включает в себя множество систем:

  • система зажигания;
  • система соединений стартерного узла;
  • система активации оптики, габаритных огней, световой сигнализации и поворотников;
  • стелоочистителя лобового стекла;
  • звуковых сигналов;
  • электромотора отопительного узла;
  • приборная панель.

Распространенные неисправности

Если в работе электрической схемы имеются сбои, машина может вести себя по-разному:

  1. Автомобиль не едет и не заводится. Разумеется, причин такой поломки может быть очень много, начиная от аккумулятора и заканчивая двигателем. Поэтому сначала следует произвести диагностику батареи, трамблера, а также стартерного узла. На практике чаще всего автовладельцы сталкиваются с разрядом аккумулятора, значительно реже ломается генератор, но его также надо проверить.
  2. Автомобиль едет, однако один или несколько компонентов сети функционируют некорректно. Например, не работает головное освещение, дворники, система обогрева заднего стекла. В таком случае сначала производится диагностика блока с предохранительными устройствами для обнаружения сгоревших элементов. Если все предохранители целые, то необходимо прозвонить проводку. Значительно реже выходят из строя потребители — лампочки оптики или приборной панели, система обогрева стекла, электродвигатель дворников и т.д.

Если машина вовсе не заводится, то действовать нужно следующим образом:

  1. Как сказано выше, в первую очередь производится диагностика АКБ — может быть, батарея просто разряжена.
  2. Далее, нужно проверить участок цепи, который идет от катушки зажигания до генератора. Если на этом участке есть обрывы, провода нужно будет заменить, если окислились контакты, то они просто зачищаются, для этого можно использовать строительную железную щетку. Менять контакты нужно в том случае, если они начали осыпаться.
  3. Также нужно проверить свечи — проходит ли через них искра или нет. Для этого нужно вытащить один высоковольтный провод и поднести его к массе — кузову машины или головке блока цилиндров. Когда ключом поворачивается стартер двигателя, между проводом и массой должна появиться искра.
  4. Если искры нет, то проблему нужно искать либо в катушке, либо в свечах. Для проверки катушки нужно будет продиагностировать напряжение на ее выводах. Что касается свечей, то на них не должно быть следов повреждений, а также нагара. О причинах появления нагара и очистке свечей зажигания можно подробно узнать в этой (автор видео — Денис Хафизов).

Меры профилактики

Чтобы схема проводки ВАЗ 2101 всегда работала без сбоев, необходимо руководствоваться определенными мерами профилактики:

  1. В первую очередь, используете только те предохранители, которые соответствуют номиналу. Если гнездо рассчитано на 10 ампер, в него нельзя ставить предохранители на 15А или 20А, это приведет к их ускоренному выходу из строя. Также не нужно ставить менее мощные предохранители, разве что в качестве исключения, чтобы доехать до магазина и купить нужную деталь.
  2. При установке тех или иных девайсов, а также ремонте проводки, проследите за тем, чтобы провода были уложены правильно и не соприкасались с движущимися частями. В противном случае, это может привести к их притиранию и, соответственно, дальнейшей поломке.
  3. Не используйте разветвитель прикуривателя, подключая к нему множество различных гаджетов. Сам прикуриватель рассчитан на определенную мощность, а если вы используете разветвитель на 2 или больше гнезд, нагрузка на устройство увеличивается в разы. Хорошо, если в итоге перегорит предохранитель, вам нужно будет его заменить, однако результатом может быть и замыкание проводки, что может привести к возгоранию.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png