Тормозная система требует к себе всегда повышенного внимания, ведь от этого напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Именно поэтому следует регулярно проводить полный осмотр на предмет выявления неполадок и неисправностей. Каждый автомобилист должен знать, как определить износ тормозных дисков, так как они наравне с колодками являются важнейшим элементом всей тормозной системы в целом.

Почему необходимо уделять этому компоненту внимание

Дело в том, что в процессе эксплуатации диски и колодки подвергаются довольно высокой нагрузке. В связи с этим они изнашиваются и теряют свои первоначальные свойства, что в свою очередь значительно снижает надёжность и безопасность. Каждый владелец любого транспортного средства обязан правильно оценивать состояние тормозной системы в целом и ресурс дисков в частности.

В среднем "срок жизни" дисков и колодок составляет около 100-150 тысяч километров. Но всё равно лучше самому знать, как определить износ тормозных дисков.

Особенности работы

Конечно, любой специалист скажет, что в этом случае лучше всего отправить автомобиль в мастерскую и тщательно проверить всё на стенде. Но удовольствие это не из дешёвых, к тому же, на это просто не хватает времени.

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую. Именно поэтому диски сильно нагреваются, а высокая температура, как известно, достаточно отрицательно действует на металл и различные механизмы. На этот случай разработчики используют различные методы охлаждения, как правило, основанные на вентиляции холодным воздухом через специальную перфорацию.

Но в любом случае лучше точно знать, как определить износ тормозных дисков, особенно если он чрезмерный.

На долговечность тормозной системы влияет несколько факторов:

    Качество самих дисков;

    Качество тормозных колодок;

    Стиль вождения.

"Левые" запчасти никогда не отличались надёжностью и долговечностью, поэтому желание сэкономить порой оборачивается лишними тратами, а то и угрозой для жизни и здоровья.

Агрессивный стиль вождения в городских условиях - с резкими разгонами и торможениями на светофорах - также негативно сказывается на состоянии дисков и колодок. Срок службы со 150 тысяч километров вполне может сократиться до 30-40 тысяч. Так что, по мере возможности, лучше проявлять аккуратность.

Диагностика состояния тормозных дисков

В некоторых случаях водитель может самостоятельно и без использования специальных инструментов определить состояние тормозной системы, в первую очередь по своим личным ощущениям.

Какие факторы помогают определить износ тормозной системы?

    Вибрации, скрежет, рывки, посторонние шумы во время торможения;

    Появление заметных выемок и трещин непосредственно на самом диске.

Если вы замечаете нечто подобное, то это говорит о том, что с тормозной системой вашего автомобиля не всё в порядке, следовательно, необходимо принять меры.

Процесс торможения транспортного средства должен быть спокойным и ровным. Если в этот момент слышатся шумы, а машину начинает дёргать или разворачивать, то это говорит о неисправностях.

Если ещё и при визуальном осмотре обнаружены те или иные неисправности и проблемы, то тогда вообще не стоит откладывать в долгий ящик ремонт.

Чтобы окончательно во всём убедиться, следует провести специальные измерения.

Для этого возьмите штангенциркуль и проверьте толщину тормозного диска. После этого сравните с изначальными и рекомендуемыми параметрами. Найти их можно в руководстве пользователя автомобиля, либо даже в интернете на сайте производителя. Как правило, там же указывается примерный срок службы, так что можно понять, насколько эффективно у вас работает тормозная система.

    Разница в толщине нового и изношенного диска не должна превышать 2-3 мм.

    Размер трещин и сколов не должен быть больше 0,01 мм.

В противном случае можно смело говорить о значительном износе тормозных дисков. Соответственно, тормозная система не может считаться надёжной.

Как устранить неисправности

Если всё же отклонения от нормы не слишком значительные, то стоит попробовать восстановить тормозной диск и продлить ему жизнь.

Избавиться от мелких буртиков и выемок поможет проточка на специальном оборудовании. В принципе можно попробовать проделать это даже с помощью обычного напильника, но это довольно сложно и не слишком надёжно. Суть проточки заключается в том, что с обеих сторон снимается тонкая (одинаковой толщины) полоска металла, фактически она просто стачивается. После этого диск получает обновлённую ровную поверхность.

Однако не стоит забывать и о том, что продлить срок службы тормозной системы может и изменение своего стиля вождения на более спокойный. Но при чрезмерном износе всё равно следует заменить диски и колодки, не стоит подвергать себя и своих близких опасности из-за желания сэкономить!

Видео

В следующем видеоматериале вы наглядно увидите, как определить износ тормозных дисков:

Тормозной диск является одним из основных компонентов тормозов и должен по умолчанию всегда быть только технически исправным.

На тормозной диск постоянно прикладывается большая нагрузка, как механическая, так и температурная. Так в момент нажатия педали тормоза к диску с большим усилием прижимаются колодки, вызывая его износ по мере эксплуатации.

В точке же соприкосновения колодки с диском нагрев может достигать свыше 350 градусов, что также отрицательно сказывается на рабочей поверхности диска.

Разберем в этой статье отчего происходит быстрый износ тормозных дисков и каковы причины его износа.

1.Тормозные колодки


Иногда даже на новых автомобилях после непродолжительной эксплуатации автовладельцы замечают появившуюся кромку на рабочей поверхности тормозного диска.

Причиной быстрого износа рабочей поверхности диска являютсятормозные Дело в том, что в качестве наполнителя для увеличения срока эксплуатации колодок в его накладки добавляется наполнитель.

В большинстве колодок различных уважающих себя компаний используется наполнитель в виде опилок из мягкого металла, например, меди. Так как твердость меди на порядок ниже твердости материала тормозного диска, то происходит износ накладок колодок, а сам диск имеет минимальный износ.

Недобросовестные производители «левых» колодок используют в качестве наполнителя опилки металла, не обращая внимания на их твердость. Медь стоит дорого, а стальные опилки с металлообрабатывающих предприятий обходятся производителю колодок практически даром.

В случаях, когда твердость опилок является выше твердости материала тормозного диска, то происходит его интенсивный износ.

Поэтому, при приобретении тормозных колодок необходимо отдавать предпочтение проверенным брендам, не «экономя» на стоимости, покупая «левый» товар. Приобретение и установка новых тормозных дисков с лихвой перекроют подобную «экономию».

Плюс к этому жесткие колодки не столь эффективны при торможении, что отрицательно сказывается на безопасности движения.

Интенсивный износ дисков вызывают и изношенные до предела тормозные колодки, когда уже железо начинает тереться о железо.

2.Тормозной суппорт


Следующей причиной быстрого износа тормозного диска является неисправный . Происходит следующее. В момент торможения, благодаря гидравлике, поршень/поршни суппорта выдавливаются из цилиндра и толкаю перед собой колодки в направлении к тормозному диску.

При исправном суппорте после торможения поршни возвращаются в цилиндры суппорта отпуская колодки от тормозного диска. Если же суппорт неисправен, это может быть выражено в заедании скобы в направляющих, либо заедание поршня в цилиндре, то колодки не полностью отпускаются от диска. Это вызывает повышенный нагрев и быстрый износ как колодок, так и тормозных дисков.

Суппорт необходимо снять и заменить все его элементы с повышенным износом. В большинстве случаев преждевременный отказ суппорта вызван разрывом защитных чехлов направляющих пальцев, либо пыльников поршня/поршней.

3.Тормозной диск


Оригинальный тормозной диск, как, впрочем, и реплика от известных производителей имеет на торце обозначения его основных параметров: диаметр, мак и мин толщина и пр. Если же на диске вообще нет каких – либо обозначений, то это явно «левый» товар, выпущенный с нарушением технологии. Как правило подобные изделия выпускаются из любого имеющегося металла и без какой-либо защитной обработки.

Подобные диски быстро изнашиваются, склонны к перегреву и как следствие деформации, что выражается в итоге в биении руля. Эксплуатации авто с такими тормозными дисками, как затратная, так и не безопасная.

Поэтому всегда рекомендуется требовать у продавца сертификаты качества продукции, если товар качественный, то все документы будут предоставлены, если же их нет, то подобный товар лучше не приобретать, чтобы не купить проблему за собственные деньги.

4.Колесная ступица

Износу диска может способствовать и разбитый подшипник ступицы, когда наблюдается биение тормозного диска. В этих случаях тормозные колодки не могут прижаться к диску всей поверхностью и работают как-бы ступеньками, что еще и снижает эффективность торможения в целом.

Для того, чтобы быть уверенным в исправном состоянии всех элементов тормозов рекомендуется периодически проходить диагностику тормозной системы.

Тормоза в автомобиле - это безопасность вас и ваших близких. Именно поэтому каждый водитель должен знать, как определить износ тормозов, чтобы вовремя провести техническое обслуживание.


Тормозные системы бывают разные (дисковые и барабанные), в них могут изнашиваться разные детали (колодки, диски, барабаны), поэтому в данной статье описаны методы обнаружения проблем во всех возможных случаях.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза являются более современными и эффективными, но требуют более частой замены тормозных колодок.

Признаки износа тормозных колодок

О важности хорошей работы тормозной системы можно говорить очень и очень много. В самой системе есть множество деталей, которые могут выйти из строя: вакуумный усилитель, трубопроводы и шланги, главный тормозной цилиндр и многое другое. Все это требует внимания и своевременного обслуживания, мы же пока поговорим исключительно об износе главных расходных комплектующих.

Биение при резком торможении . На изношенных тормозных колодках видно, что процесс износа происходит неравномерно. Изношенная тормозная колодка шумит, а при резком торможении по всему кузову расходятся ощутимые вибрации. Конечно, подобное поведение тормозной системы может проявляться и при износе тормозного диска, поэтому важно провести диагностику всех элементов. Износ тормозных дисков более подробно описан ниже.

Неадекватная реакция автомобиля на торможении . Только что установленные тормозные колодки требуют небольшой притирки, чтобы они полностью прилегали к тормозным дискам и обеспечивали максимально эффективное торможение. С новыми колодками процесс торможения предсказуемый, а вот с изношенными торможение может происходить слабо или излишне резко. В первом случае не хватает тормозного усилия из-за слишком тонких колодок, во втором колодки стерлись полностью, поэтому происходит соприкосновение тормозного диска и суппорта - это приводит к трению металла о металл.

Металлическая стружка в тормозной пыли на колесных дисках . Образование пыли от колодок на колпаке колеса - это нормально, если в пыли нет никаких металлических примесей. А вот небольшие вкрапления металлической стружки - это явный признак того, что пора менять колодки, так как она царапает диск. Отметим, что данный метод контроля износа тормозов не подходит для вентилируемых тормозов и при использовании легкосплавных колесных дисков.

Определяем уровень износа:

Чтобы точно определить износ лучше всего использовать визуальный осмотр. Это долго, требует снятия всех колес, но дает четкий ответ на вопрос: пора менять тормозные колодки или нет. Осмотр можно произвести через специальное отверстие в суппорте.


Современные автомобили имеют специальные датчики, которые вовремя оповестят водителя о грядущей смене колодок. Обычно сигнальная лампочка срабатывает немного заранее.

Также могут использоваться простые и эффективные механические индикаторы износа.


Оптимально задумываться о смене тормозных колодок тогда, когда их толщина сократиться в два раза или дойдет до рекомендуемого производителем уровня.

Признаки износа тормозного диска

Тормозная колодка является главным «расходником» в дисковой систем тормозов, но это не значит, что тормозной диск прослужит вечно. Он точно также стирается со временем, хотя этот процесс и может происходить многие годы.

Определить износ тормозного диска можно по поведению автомобиля во время торможения:

  • Вибрации на руле и кузове автомобиля;
  • Скрежет спереди, в зоне передних колес;
  • Рывки;
  • Посторонние шумы.

А также при визуальном осмотре:

  • Искривление тормозного диска;
  • Наличие заметных выемок;
  • Наличие трещин.

Причины износа тормозных дисков могут быть самые разные. Самое банальное - это долгий срок службы, когда диск равномерно изнашивается и постепенно начинает крошиться и разрушаться по краям из-за очень маленькой остаточной толщины.



Диск может стачиваться неравномерно, если вовремя не заменить тормозные колодки. Тогда металлические элементы колодки и суппорта начинают касаться во время торможений и оставлять глубокие борозды на диске.

Диск может искривится из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Самая распространенная причина - это перегрев тормозного диска в следствии долгих и интенсивных торможений. Яркий пример - затяжные спуски, которые начинающие водители проезжают «на тормозах» и допускают перегрев дисков.

Тормозной диск может перегреться из-за экстремальных условий торможения

Определяем уровень износа:

  • Снимаем колесо;
  • Замеряем толщину диска.

Допускается износ тормозного диска не более, чем на 2-3 мм по сравнению с новым. Для тормозных систем разных автомобилей оптимальная толщина нового диска разная. Конкретные значения допустимого износа указываются на самом диске в цифрах и могут дублироваться специальными канавками, которые наглядно показывают предельный износ.

Барабанные тормоза

Барабанные тормоза менее эффективны, по сравнению с дисковыми, но они отличаются меньшей ценой, низкой стоимостью обслуживания и большим сроком работы без замены «расходников».
На современных легковых автомобилях тормоза данного типа используются исключительно на задней оси.

Износ тормозной колодки

При плавном торможении даже изношенные тормозные колодки барабанного тормоза могут не проявлять себя, так как они меньше участвуют в процессе торможения. А вот при резком торможении автомобиль может начать замедляться неожиданно слабо.

Чтобы определить уровень износа колодки:

  • Снимите колесо;
  • Снимите тормозной барабан;
  • Замерьте толщину тормозной колодки.


Толщина колодки должна быть не менее половины от толщины новой колодки. При необходимости, выполните замену.

Износа тормозного барабана

Выполняя замер износа тормозной колодки барабанных тормозов, вы уже демонтировали барабан. Осталось только замерить его внутренний диаметр, он должен быть не более допустимого производителем (при износе внутренний диаметр барабана увеличивается).


При необходимости, выполните замену барабана.

Причины износа тормозов

Согласно современным правилам контроля технического состояния транспортных средств, тормозные колодки дисковых тормозов необходимо менять один раз в 10 000 километров пробега. Но эта цифра не может быть единым стандартом для всех, так как износ «расходников» сильно зависит от стиля вождения.

Если тормозить плавно и не часто (пробег в основном по трассе), то менять колодки можно после 20 000 километров пробега. Напротив, если вы часто и резко тормозите (агрессивный стиль вождения в городе), то колодки могут сточиться уже после 5 000 километров пробега.

Немаловажным фактором являются качественные характеристики самих колодок. Некоторые производители откровенно экономят на сырье. У одного и того же производителя могут быть несколько моделей колодок - более дорогие и дешевые, более мягкие и жесткие.

Все индивидуально, поэтому важно время от времени контролировать износ тормозов.

Исправная тормозная система - залог вашего безопасного передвижения. Не экономьте на тормозах, следите за состоянием деталей. Помните, что в процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются не только тормозные колодки, но и диски.

Рабочие площади тормозных дисков со временем деформируются, что может привести к ухудшению качества контакта поверхностей дисков и колодок. В результате водителю сложнее остановить автомобиль на дороге, а значит, повышается вероятность попадания в аварию.

Признаки износа тормозных дисков:

1. Увеличение тормозного пути.
2. Сильный шум при торможении.
3. Вибрация при торможении.
4. Увеличение расхода топлива (связанное с расходами на сопротивление автомобиля разводу колодок при биении диска).
5. Деформированная поверхность дисков (появление «волн» и трещин).

Изношенные диски следует либо заменить, либо проточить. Проточка - это обработка поверхностей дисков с целью устранения деформаций. Данная операция выполняется мастерами практически в любой автомастерской и позволит вам значительно сэкономить средства.

Поврежденные тормозные диски можно отремонтировать при помощи проточки, в том случае если:

  • Толщина диска находится в пределах нормы (после проточки толщина для невентилируемых дисков должна быть не менее 8 мм, для вентилируемых - не менее 5 мм)
  • Отсутствуют глубокие трещины.

Технологии проточки дисков

Проточка тормозных дисков осуществляется двумя способами:

  • Со снятием тормозных дисков.
  • Без демонтажа при помощи портативной установки по проточке дисков.

Второй вариант предпочтительней ввиду экономии времени и увеличения точности работы. Не забывайте, что проточку дисков можно удачно совместить с заменой изношенных тормозных колодок.

Тормозные диски , так же как и тормозные колодки - это те части тормозной системы, которые более всего подвергаются износу. В связи с этим каждому автовладельцу надо владеть элементарными знаниями о том, когда пора срочно менять. Ведь при дальнейшей эксплуатации автомобиля с неисправной тормозной системой, в частности с изношенными дисками и колодками риск несвоевременной остановки значительно вырастает, что может привести к весьма печальным последствиям.

Самый явный и достаточно убедительный знак в необходимости замены тормозных колодок либо дисков - это сигнал индикатора, который загорается на приборной панели, ведь большинство современных автомобилей оснащены датчиком износа этих самых элементов тормозной системы. Ни в коем случае нельзя пренебрегать и игнорировать такой загоревшийся сигнал!

Как же определить износ тормозных колодок, дисков если индикатора износа тормозных колодок, дисков нет или если вы чувствуете, что с вашими тормозами что-то не в порядке?

Рассмотрим признаки износа тормозных дисков и тормозных колодок, на основании которых можно приблизительно определить износ. Естественно, такие признаки износа тормозных колодок и дисков будут приблизительными, так как точно определить изношены ли диски и колодки возможно только при их внимательном осмотре либо при осмотре специалистами на сервисе.

Большинство производителей тормозных колодок оснащают тормозные колодки индикаторами износа в виде металлической полоски, которая установлена под фрикционным материалом. При эксплуатации фрикционный материал стирается до степени, когда его присутствие имеется, но торможение становится менее эффективным, будет называть его начальной степенью износа. При такой начальной степени износа проявляется индикатор и начинает издавать звуки, похожие на скрежет либо скрип вследствие соприкосновения с металлом диска. В случае, когда тормозные колодки не оснащены таким индикаторов скрип и скрежет уже появляются когда наступает последняя стадия износа, в таком случае эксплуатация автомобиля - угроза безопасности водителя, пассажиров, пешеходов и остальных участников дорожного движения.

Также, признаком износа тормозных колодок и дисков может говорить увеличение усилия при нажатии на педаль тормоза и увеличение тормозного пути.

Почему быстро износились тормозные колодки и диски?

Быстрый износ тормозных колодок и дисков может произойти в случае, например, попадания между ними каких-либо частиц: песок, грязь, мелкие камушки и т.д., в результате чего может произойти их частичное разрушение, неровности и трещины. И если вы почувствуете едва заметную вибрацию, биение педали тормоза при нажатии одной из причин возможно стало попадание туда вышеупомянутых частиц. Однако,вибрация и биение могла появиться и в результате нарушения работы тормозных цилиндров, износе , суппорта, а также, при деформации диска.

Еще одним признаком быстрого износа одной колодки, может быть занос автомобиля при торможении в ту или иную сторону, а при резком торможении с большой скорости возможно раскручивание даже на сухом и ровном асфальте.

Если я нажал на педаль, а она обратно не вернулась.

Если во время торможения вы нажимаете на педаль, а она обратно не возвращается - это свидетельство того, что возможно ваши тормозные колодки пригорели к тормозному диску. Это происходит вследствие воздействия при торможении высокой температуры на тормозную колодку и тормозной диск, чего бы не случилось при наличии достаточного количества фрикционного материала.

Если вдруг Вы начали подозревать, чувствовать, слышать биение, звуки, скрежет, писк, свист, занос и т.д. - это не паранойя - произведите лишний раз осмотр тормозной системы самостоятельно либо на автостанции.

Когда мне точно надо менять тормозные колодки и тормозные диски?


Достаточно явными признаками износа тормозных дисков и колодок могут быть признаки, обнаруженные только при их осмотре:

Толщина накладки тормозной колодки стала ниже допустимой, что также может проявиться в виде просветов металла индикатора;

Трещины, сколы, выщербоины, лущение фрикционного материала колодки, вообщем все дефекты, которые могут быть обнаружены на тормозной колодке;

Тормозной диск, а точнее толщина, а еще точнее его рабочая поверхность стала ниже допустимой;

Тормозной диск треснул;

На тормозном диске обнаружен выступающий бортик по наружному краю диска;

На тормозном диске появились глубокие царапины либо сколы;

Обнаружена деформация или перекос диска, не равномерная, волнистая поверхность.

Конечно же, для того чтобы избежать появления вышеуказанных признаков, необходимо использовать тормозные колодки, тормозные диски, а также другие элементы тормозной системы, специально рекомендованные произведителем Вашего автомобиля.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png