Если в ВАЗ 2109 не работает печка, это приводит к неудобствам в эксплуатации авто, особенно в зимнее время. Знание устройства отопительной системы, а также причин неисправностей позволит разобраться в проблеме и выполнить ремент печи самостоятельно.

[ Скрыть ]

Схема устройства печки ВАЗ 2109

Печь в автомобиле ВАЗ 2109 состоит из следующих конструктивных элементов:

  • 1 — скоба, предназначенная для фиксации кожухов отопительного узла;
  • 2 — заслонка, использующаяся для управления режимами печки;
  • 3 — левая часть корпуса печки;
  • 4 — тяга заслонки, предназначенной для обогрева ног;
  • 5 — уплотнительный элемент радиаторного устройства;
  • 6 — сам радиаторный узел;
  • 7 — уплотнительный элемент отопительного узла;
  • 8 — электрический моторчик, предназначенный для активации и отключения системы;
  • 9 — кожухи вентилирующего устройства;
  • 10 — рабочее колесо вентилятора;
  • 11 — заслонка системы обогрева;
  • 12 — воздуховод, по которому осуществляется подача воздуха для обдува лобового стекла;
  • 13 — воздуховод, использующийся для обогрева бокового сопла;
  • 14 — само боковое сопло;
  • 15 — заслонка для управления центральным соплом;
  • 16 — толкательное устройство для лопаток;
  • 17 — ось лопатки;
  • 18 — непосредственно лопатка;
  • 19 — рычаг управления, предназначенный для перекрытия центрального сопла;
  • 20 — тяга заслонки, предназначенной для прогрева лобового стекла;
  • 21 — рычаг, использующийся для регулировки направления потока воздуха;
  • 22 — рычаг для управления подогревом воздушного потока, устанавливается в салоне машины;
  • 23 — рычаг для подачи воздушного потока для ;
  • 24 — рычажок для подачи воздушного потока в ноги пассажиров и водителя;
  • 25 — кронштейн рычагов управления отопителем;
  • 26 — скоба, использующаяся для фиксации оболочки тяги;
  • 27 — непосредственно сама тяга управления краником;
  • 28 — тяга управления заслонки отопительного узла;
  • 29 — заслонка, предназначенная для направления воздушного потока на обогрев ног;
  • 30 — оси рычагов управления системой прогрева воздушного потока;
  • 31 — стяжной винтовой хомутик;
  • 32 — клапан краника отопительного устройства;
  • 33 — корпус краника радиаторного устройства;
  • 34 — рычаг управления клапаном;
  • 35 — патрубки, предназначенные для соединения краника с радиаторным устройством печки ВАЗ 2109;
  • 36 — воздуховод внутренней вентиляционной системы;
  • 37 — технологические окна, по которым воздушный поток подается на ноги пассажиров, сидящих сзади;
  • 38 — краник отопительной системы;
  • 39 — технологическое окно, по которому воздушный поток подается на ноги водителя;
  • 40 — облицовка центральной стойки;
  • 41 — внутренняя поверхность центральной стойки;
  • 42 — воздуходув вытяжной вентиляционной системы;
  • 43 — декоративная обивка центральной стойки;
  • 44 — пластиковая облицовка дефлектора вытяжной вентиляционной системы;
  • 45 — прорезиненый клапан;
  • 46 — корпус дефлекторного устройства;
  • 47 — сам дефлектор;
  • 48 — отопительный узел (I);
  • 49 — схема функционирования печки на ВАЗ 2109 (II);
  • 50 — краник отопительного устройства (III);
  • 51 — вытяжная (IV).
Схема устройства отопительного узла

Отопительный узел включает в себя два пластиковых кожуха, соединенных друг с другом посредством скоб. В качестве уплотнения используется жгут, который устанавливается в пазы кожухов. Вентилирующее устройство, предназначенное для принудительной подачи воздушного потока в салон, фиксируется посредством двух болтиков на верхней части печки. На ВАЗ 2109 общая конструкция узла выполнена так, что владелец машины может демонтировать вентилирующее устройство со стороны подкапотного отсека мотора.

На кожухи вентилирующего устройства устанавливается электрический моторчик. На валу этого узла монтируется рабочее колесо вентилятора, который может функционировать в одном из трех режимов. Это обеспечивается благодаря двум спиралям резисторного устройства. Дополнительный резисторный элемент применяется для получения необходимой частоты вращения колеса вентилятора, он фиксируется в технологическое отверстие кожуха отопителя. Резисторная деталь подогрева фиксируется к правому кожуху посредством трех болтов.

Этот элемент состоит из:

  • двух рядов магистралей;
  • пластины охлаждения;
  • двух бачков, выполненных из пластмассы.

Кран отопительной системы состоит из корпуса и двух пар шлангов, подключается к охладительной системе посредством резиновых магистралей. При помощи насосного устройства выполняется циркуляция антифриза. На подводящем патрубке в кранике располагается пластинчатый клапан, в котором имеется отверстие для хладагента. Сам рычажок подключается к рукоятке, предназначенной для управления подогревом воздушного потока. Когда рукоятка поворачивается, в клапане открывается шланг, позволяющий антифризу попадать в радиаторный узел.

Процедура управления отопительным узлом выполняется посредством рычагов, расположенных в салоне на центральной консоли. Их фиксация осуществляется на осях пластикового кронштейна. Рычаг управления системой обогрева воздействует на рукоятку краника посредством тяги, а также на рычаг приводного устройства. Когда заслонка привода перемещается в правую сторону, она открывается. Это позволяет воздушному потоку вентилирующего устройства поступать на радиаторный узел.

Канал Автоэлектрика ВЧ представил ролик о схеме, устройстве и принципе действия отопительного узла на автомобилях ВАЗ 2109.

Как самостоятельно снять и разобрать печку ВАЗ 2109?

Если печка перестала работать, то ее придется ремонтировать, для решения проблемы надо выполнить демонтаж и разбор устройства:

  1. Производится слив хладагента из силового агрегата машины, при выполнении задачи надо открыть краник отопления. Под сливное отверстие устанавливается емкость. После слива выполняется разбор центральной консоли, демонтируется воздуходув внутренней системы вентиляции.
  2. При помощи отвертки с крестовым наконечником выкручиваются саморезы, которые фиксируют к консоли кронштейн рычагов управления печкой. После этого кронштейн вместе с тягами отводится вниз.
  3. Отключается штекер от выключательного устройства электрического мотора вентилятора. Производится демонтаж рычага управления устройством.
  4. Чтобы произвести снятие переключательного механизма, с помощью пинцета надо открутить пластмассовую гайку. Она фиксирует к кронштейну переключатель. После этого узел демонтируется.
  5. Извлекается патрон со световым индикатором подсветки управляющего устройства печи. С использованием отвертки скоба фиксации к кронштейну оболочки тяги освобождается. Сама тяга демонтируется из ручки приводного устройства заслонки. Аналогичным образом выполняется демонтаж оставшихся тяг управления.
  6. Чтобы снять печку, надо разобрать центральную консоль. От радиаторного устройства отключаются магистрали. Саму печку можно демонтировать с радиаторным узлом. Скоба, которая фиксирует тягу заслонки системы прогрева лобового стекла, отсоединяется от кожуха печки. Производится демонтаж тяги с ручкой заслонки.
  7. При помощи головки на 10 надо открутить 4 фиксирующих гайки, которые крепят кожух печки к кузову. Открутив гайку, расположенную спереди слева, производится снятие со шпильки клеммы кабеля массы электромотора вентилирующего устройства.
  8. Производится отключение разъемов от резисторного устройства. Также отсоединяются электроцепи моторчика вентилятора. Отопительный узел демонтируется вместе с вентилирующим устройством.
  9. С использованием отвертки с крестовым лезвием выкручиваются болты, фиксирующие вентилирующее устройство к печи. Вентилятор демонтируется.
  10. Той же отверткой откручивается саморез, фиксирующие резисторный элемент электрического мотора. Затем выкручивается еще три самореза, расположенные на левой крышке печки. Крышка демонтируется.
  11. Затем семь защелок, фиксирующие две части кожуха друг к другу, освобождаются. При помощи крестовой отвертки саморез, который крепит две части корпуса, откручивается. Этот элемент располагается справа в небольшом углублении.
  12. Канцелярским ножом разрезается уплотнительный элемент от плоскости штекера. Две части корпуса отопительного узла разделяются.
  13. Ручка заслонки обогревательной системы лобового стекла выводится из отверстия внешнего рычага приводного устройства. Выполняется демонтаж заслонки.
  14. При помощи пинцета или плоскогубцев сжимаются усики фиксирующего устройства. Производится снятие ручки привода заслонки, использующейся для обогрева ног. Заслонка демонтируется. Аналогично снимается заслонка управления отопителем. Дальнейшая процедура сборки устройства производится в обратном порядке.

Неисправности печки ВАЗ 2109

Все причины проблем, связанные с работой системы отопления ВАЗ 2109, можно исправить самостоятельно.

Проблемы в работе отопительного узла могут быть связаны с:

  • поломкой термостата;
  • появлением воздушной пробки в системе отопления;
  • засорением радиаторного устройства;
  • поломкой помпы;
  • падением уровня хладагента;
  • поломкой краника.

Поломка в термостате

О выходе из строя термостата в печке ВЗ 2109 может сообщить нестабильная работа отопительного узла в целом. Температура двигателя будет резко падать или увеличиваться, что приведет к перегреву силового агрегата.

Для диагностики термостата надо завести ДВС и потрогать нижнюю магистраль под устройством. Она должна быть холодной и нагреваться по мере прогрева силового агрегата.

Как самостоятельно заменить термостат?

Замена устройства выполняется так:

  1. Открывается капот, выкручивается крышка расширительного резервуара с антифризом.
  2. Под сливное отверстие подставляется емкость, выкручивается крышка и сливается хладагент из радиаторного устройства.
  3. Затяжка хомутов ослабляется, для этого используется отвертка.
  4. Три патрубка с хладагентом отсоединяются от корпуса термостата.
  5. Затем ослабляется затяжка хомутика и устройство демонтируется вместе с магистралью. От термостата надо отсоединить короткий патрубок.
  6. Устройство опускается в воду, которую надо заранее подогреть примерно до 80 градусов. При нагреве жидкость надо перемешивать. Для определения температуры используется термометр.
  7. Когда температура воды поднимается примерно до 87 градусов, клапан устройства должен открыться. Если он не открывается, то термостат подлежит замене. Процедура монтажа устройства выполняется в обратной последовательности.

О процессе замены термостата рассказал пользователь Сергей Серж.

Образование воздушной пробки

Появление воздушной пробки в охладительной системе приведет к перегреву мотора. Также ее образование может стать причиной неработоспособности печки — в зимнее время года отопитель не будет греть.

Как решить эту проблему?

Решить проблему появление воздушной пробки можно так:

  1. Откручивается крышка радиатора.
  2. По очереди рукой надо продавить на верхнюю и нижнюю трубки, подключенные к термостату.
  3. Если после этих действий уровень антифриза в радиаторном устройстве снизился, то воздушная пробка вышла из системы. Если нет, действия повторяются.
  4. Затем отсоединяется нижняя магистраль отопительного узла, этот патрубок располагается за силовым агрегатом. Если после отключения из него не стал выходить хладагент, то надо запустить мотор и подождать, пока начнется течь.
  5. Затем магистраль подсоединяется обратно.
  6. Если машина оборудована карбюраторным мотором, то через него проходит хладагент, использующийся для подогрева горючей смеси. В этом месте иногда собирается воздух. Поэтому выполняется демонтаж правой магистрали, и запускается мотор. Надо подождать, пока жидкость не выйдет из системы.
  7. После выполнения этих действий все патрубки подсоединяются обратно, закручивается крышка радиаторного устройства. Выполняется контрольная поездка, надо проехать около 5 км.

Канал Koztas рассказал об удалении воздушной пробки из охладительной системы на примере модели ВАЗ 21099.

Засорение радиатора

При длительной эксплуатации радиаторный узел может засориться. Это приведет к появлению накипи и осадка на устройстве, в результате чего отопитель будет функционировать некорректно.

Как диагностировать проблему и устранить ее?

Определить проблему можно визуально — на радиаторном узле будут явно видны следы загрязнений. Иногда грязь собирается внутри, в таких случаях требуется промывка устройства. Действия по очистке выполняются на остывшем агрегате. Для этого потребуется керхер, позволяющий подать поток воды под высоким давлением. Это эффективно удалит грязь, но действовать надо аккуратно, чтобы не повредить устройство.

Но этой проблемы можно избежать, правильно отрегулировав работу оборудования. Для промывки радиаторного устройства используется насадка «варио». При использовании максимальных оборотов промывку надо выполнять на расстоянии примерно 40-50 см. Для очистки допускается применение компрессорного устройства. Принцип чистки аналогичен, только вместо потока воды на узел подается воздух.

Александр Волошанин подробно рассказал о процедуре промывки радиаторных устройств на авто.

Возможен вариант удаления загрязнений с помощью мыльного раствора и строительной кисти. Кисточкой надо водить вдоль направления креплений, установленных на радиаторе. Не менее эффективный вариант — использовать специальные химические средства для чистки. Жидкость наносится на узел, после чего надо подождать определенное время. Затем средство смывается водой.

Чтобы выполнить очистку внутренних поверхностей устройства, надо открутить пробку и удалить хладагент из радиатора. Затем в узел направляется поток воды, а после его заполнения она сливается, процедура повторяется несколько раз. Если из устройства выходит много загрязнений, то для внутренней очистки также потребуются моющие средства.

Нерабочая помпа

Помпа представляет собой водяной насос отопительной системы. Если в ВАЗ 2109 не работает печка, то проблема может заключаться именно в насосе. Сама помпа располагается в моторном отсеке под крышкой ГРМ.

Как заменить помпу своими руками?

  1. Производится слив хладагента из системы. Перед выполнением задачи ГРМ надо правильно выставить по меткам, чтобы поршень цилиндра 1 располагался в положении верхней мертвой точки.
  2. Затем выкручивается три винта, которые фиксируют крышку кожуха механизма. Они располагаются справа от силового агрегата.
  3. Кожух демонтируется, для этого его надо отвести в левую сторону до конца и вытянуть через верх.
  4. Гаечным ключом откручивается натяжитель ремешка ГРМ, после чего устройство демонтируется.
  5. Ремешок скидывается и остается висеть только на коленвале. Затем выкручивается звезда распределительного вала, при выполнении задачи ее надо удерживать от прокручивания. Звезда демонтируется и отводится в сторону.
  6. Откручивается 1 гайка и 4 винта, которые фиксируют внутреннюю металлическую крышку. Сама крышка отводится в сторону и извлекается.
  7. Так можно получить доступ к помпе. С помощью отвертки это устройство поддевается. Корпус отсоединяется от БЦ силового агрегата.
  8. Сам водяной насос находится близко к корпусу машины, поэтому при демонтаже могут возникнуть трудности. Просто так извлечь насос не получится. Для выполнения задачи потребуется отвести силовой агрегат в сторону либо приподнять его часть на домкрат. Поднятие двигателя выполняется до момента, пока автовладелец не сможет беспрепятственно извлечь помпу.
  9. После извлечения водяного насоса место его установки очищается от остатков уплотнительного элемента. Производится установка новой помпы, дальнейшие действия по монтажу выполняются в обратной последовательности. При установке надо поставить новую прокладку.

Каналом Различные видеоролики представлено руководство по замене водяного насоса печки на автомобиле ВАЗ 2109.

Снижение уровня антифриза

В результате падения уровня рабочей жидкости отопительный узел не сможет выполнять свои функции. Особенно если эта проблема случилась зимой, печка просто не будет греть. Утечка антифриза чревата перегревом ДВС.

Как устранить эту проблему?

Для устранения проблемы выполняются следующие действия:

  1. Производится тщательная диагностика всех составляющих компонентов системы охлаждения. Если хладагента не хватает, вероятнее всего, проблема заключается в его утечке в результате механического повреждения одной из деталей. Поломке могут быть подвержены термостат, расширительный бачок, радиатор, со временем изнашиваются патрубки системы, через них тоже может происходить утечка. О повреждении радиатора сообщит лужа в салоне автомобиля, в районе переднего пассажирского кресла. Все поврежденные компоненты подлежат замене.
  2. Не всегда проблему можно определить визуально. К примеру, если пробита прокладка ГБЦ, то антифриз будет уходить в двигатель, из-за этого его уровень будет снижаться. Надо убедиться, что в моторной жидкости нет следов хладагента, а в охлаждающем веществе — жирных следов смазки.
  3. Иногда утечка происходит через сливную пробку, если на ней изнашивается уплотнитель. Для решения проблемы этот элемент подлежит замене.
  4. После того как проблема будет решена, в системе возобновляется объем жидкости до нормы.

Подробно о поиске места утечки хладагента рассказал пользователь Сергей Серж.

Неисправность крана печки

Чаще всего наши соотечественники сталкиваются с проблемой поломки краника радиаторного устройства. Решить такую неисправность можно только путем замены детали.

Как заменить кран печки на ВАЗ 2109 своими руками?

Чтобы поменять устройство, из системы охлаждения надо слить весь хладагент. Потребуется демонтаж радиаторного узла.

Какие инструменты потребуются для проведения замены?

Заменять устройство надо после подбора всех компонентов:

  • новый кран, лучше использовать керамическое либо шаровое устройство;
  • набор уплотнительных резинок и прокладок, обычно входит в комплектацию крана;
  • средство WD-40;
  • строительная щетка по металлу;
  • комплект торцевых и накидных ключей;
  • две отвертки с разными наконечниками;
  • силиконовый герметик;
  • емкость для сбора хладагента;
  • новая охлаждающая жидкость.
Инструкция по замене крана печки

Руководство по ремонту:

  1. Машина загоняется на яму, под колеса ставятся опоры. Выполняется натяжка рычага стояночного тормоза.
  2. Под радиаторный узел подставляется емкость, на устройстве выкручивается пробка, выполняется слив хладагента.
  3. После слива хладагента надо ослабить хомуты, фиксирующие магистрали от мотора к кранику печки. С помощью щетки выполняется зачистка резьбовых соединений. С использованием средства WD-40 производится обработка соединительных мест и их очистка. Без этого возникнут сложности в демонтаже краника.
  4. Хомуты полностью выкручиваются с помощью отвертки.
  5. По очереди производится отсоединение магистралей. Из них может выходить хладагент, поэтому под патрубки желательно подставить емкость.
  6. В салоне машины производится демонтаж накладки центральной консоли. При необходимости отсоединяются магистрали. Но их необязательно снимать, если они целые и их замена не требуется. Внутри магистралей может остаться часть хладагента.
  7. Из-под днища машины откручиваются гайки, которые крепят кран. Для этого потребуется торцевой ключ на 10.
  8. В салоне авто надо потянуть на себя краник и произвести демонтаж пружинного крепления. Затем от него отключается трос управления.
  9. Выполняется демонтаж старого устройства. Перед установкой нового краника производится подсоединение тросика. Затем новый кран закручивается на корпусе авто. Процедура сборки выполняется в обратном порядке.
  10. При соединении магистрали надо пользоваться силиконовым герметиком. Это позволит снизить вероятность образования течи через соединительные места. В конце закручивается пробка сливного отверстия. В завершение систему надо заправить новым хладагентом.

При замене крана печки на автомобиле ВАЗ 2109 нельзя использовать старые уплотнители.

Подробное руководство по замене краника представлено каналом Овер 9000.

Что делать, если из печки дует холодный воздух?

Если отопительный узел не греет, это может быть связано с описанными выше неисправностями. Но иногда причина кроется в работе электродвигателя отопительной системы. Решение проблемы заключается в замене устройства.

Последовательность действий при ремонте устройства

Процедура замены выполняется так:

  1. В моторном отсеке открываются пять винтов, которые фиксируют пластмассовую накладку, расположенную под лобовым стеклом. Затем она демонтируется.
  2. Производится снятие уплотнительной резинки моторного отсека.
  3. Демонтируется пластиковый кожух, расположенный посредине под лобовым стеклом. За этой накладкой располагается электромотор печки. По бокам от устройства располагается два винта, их надо выкрутить.
  4. Следующие действия производятся в салоне. Надо просунуть руку под центральную консоль со стороны водителя. Нащупав штекер положительного проводника, его нужно отключить — это провод питания моторчика. Действовать из моторного отсека нельзя, поскольку к самому электродвигателю проводники припаяны.
  5. Здесь же, под центральной консолью, располагается отрицательный проводник. Он фиксируется с помощью гайки, для ее откручивания потребуется время. Гайку надо нащупать рукой, а затем ключом трещоткой и головкой открутить. Из салона электроцепи проталкиваются через уплотнительный элемент в отверстие между подкапотным пространством и салоном.
  6. Затем электродвигатель системы отопления проворачивается под разными углами, чтобы его можно было снять. Устройство извлекается с правой стороны, если смотреть по ходу движения машины. Из моторного отсека электромоторчик демонтируется и меняется на новый.

Видео «Руководство по демонтажу моторчика печки»

Пользователь Коп Карельских Земель представил подробное руководство по демонтажу электродвигателя отопительной системы на ВАЗ 2109.

Купите новую исправную крышку расширительного бачка и перед установкой хорошенько смажьте её клапан силиконовой смазкой. Хомуты протяните. Проверить наличие повреждений у шлангов не получится. Дырочка окажется там, где вы её никак не увидите. Можно заменить патрубки при очередной смене антифриза примерно после пяти лет эксплуатации.

Ещё один путь поступления воздуха, это сальник помпы. Понятно, что вы не станете менять помпу, только из подозрения, что она слегка течёт. Но обязательно поменяйте, при замене ремня привода газораспределительного механизма. Если этого не сделать, то течь антифриза со временем только усилится, настолько, что будет вымываться смазка из подшипника. Если подшипник помпы – шариковый, то противный скрип, все же, вынудит вас заменить помпу. Роликовый подшипник может заклинить и разрушить корпус помпы.

Кроме поступления воздуха в систему охлаждения, происходит его удаление. Для этого в каждом двигателе есть специальное приспособление – пароотводная трубка. В автомобиле Калина пароотводная трубка соединяет радиатор и расширительный бачок. Когда температура близка к кипению, пузырьки водяного пара и воздуха всплывают в верхнюю часть радиатора и потоком охлаждающей жидкости выносятся в расширительный бачок.

Летом, когда термостат открыт продолжительное время, никакие пузыри не задержатся в системе надолго. Все меняется, когда температура наружного воздуха падает. Отводить на радиатор охлаждения нужно гораздо меньше тепла, а теплоотдача происходит гораздо эффективнее. Термостат открывается ненадолго, и пузырьки воздуха путешествуют с потоком, пока не попадут в, сравнительно спокойный, радиатор отопителя. Впрочем, стоит прибавить оборотов, и циркуляция через печку появляется вновь.

Когда автомобиль попадает в пробку, антифриз в системе охлаждения, прогревается весь. Термостат опять открывается на продолжительный срок. Весь воздух выходит. Утепляя радиатор охлаждения, мы затрудняем охлаждение антифриза в радиаторе и следовательно увеличиваем время открытия термостата. То есть удаление воздуха станет лучше. В качестве приятного бонуса, вы обнаружите то, что двигатель медленнее остывает.

Утепляя радиатор, не забывайте, что рассеивать тепло он все же должен. При включении вентилятора температура должна падать, поэтому закрывайте радиатор не весь.

Удаление воздушной пробки

Как вы теперь понимаете, специально удалять воздушную пробку нет необходимости. Воздух должен удаляться сам, при открытии термостата. Если же вы хотите обязательно это сделать, есть несложные способы.

Если есть подогрев дросселя, то он будет самой высокой точкой системы охлаждения. Поэтому можно сделать так. Снимите один из шлангов подогрева. Попросите помощника подуть в бачок. Под действием повышенного давления уровень охлаждающей жидкости в бачке упадёт, а в остальной системе охлаждения поднимется. Как только антифриз потечёт, надевайте шланг на штуцер.

Если после прокачки системы охлаждения печка дует холодным воздухом есть смысл попробовать дать большие обороты двигателя, что бы увеличить обороты помпы и дать большее давление в патрубках, возможно только тогда продавит воздушную пробку.

На некоторых моделях автомобилей после замены радиатора печки требуется устанавливать специальное оборудование для прокачки антифриза, так как своими силами прокачать и выгнать весь воздух сильно затруднительно.

Можно прогреть двигатель на месте до включения вентилятора охлаждения. Заезжать при этом на горку необязательно, но будет полезно.

Конечно, это не все возможные проблемы с печкой .

  • Может сломаться и потечь краник или оборваться тяга управления заслонками.
  • Может перегореть резистор печки, и вентилятор будет работать только на максимальной скорости.
  • Неисправность системы тросиков и заслонок на печке
  • Закоксовался радиатор печки
  • Забит
  • уровень охлаждающей жидкости слишком низкий
  • и находится постоянно в открытом положении

Но все же, воздух в системе охлаждения это половина всех неисправностей с печкой. Причём большая половина.

Видео по проблеме неработающей печки автомобиля

Система охлаждения двигателя автомобиля, принцип действия, неисправности Как заменить радиатор печки Пежо 308, 408 Замена охлаждающей жидкости, антифриз или тосол Греется двигатель, причины перегрева двигателя Радиатор Пежо — снятие и установка, замена радиатора охлаждения

Если не работает печка в автомобиле – это беда зимой. Почему не греет печка – вопрос не сложный. Основных причин неработающей печки в автомобиле может быть несколько.

Самая банальная причина. Легко понять, потому что вы не чувствуете обдува. Радиатор работает, но теплый воздух не нагнетается в салон. Меняйте вентилятор или электронику, которая им управляет. А иногда требуется просто заменить предохранитель, если он перегорел.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

В большинстве современных автомобилях стоят уровни охлаждающей жидкости – поэтому эта причина касается в основном автомобилей прошлых поколений. Бывает, что в радиаторах или патрубках течь. В печку не поступает разогретая жидкость. Поэтому воздух в салон поступает, но он холодный.

Необходимо просто залить охлаждающую жидкость.

Радиатор печки забился

Такое происходит при залитии в автомобиль разных видов охлаждающих жидкостей, которые друг с другом не совместимы. Это приводит к выпадению осадка, который забивает патрубки радиатора. Или вы заливаете воду, а это приводит к накипи на стенках системы.

Еще радиатор печи может забиться от того, что вы устраняли течь в радиаторе каким-либо герметиком, а его излишки проникли внутрь системы и забили там проходы.

Необходимо прочищать систему или менять радиатор.

Поломался термостат двигателя

В 70% случаев – это причина неработающей печки.

Термостат регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости по кругам охлаждения мотора. Вначале он включает только малый круг, чтобы жидкость быстрее нагрелась. А потом открывает большой. Так исключается возможность резкого перегрева мотора неравномерно разогревающейся жидкостью.

Если термостат выходит из строя, то он может полностью или частично перекрыть малый круг охлаждения, а ждать, когда разогреется большой круг, приходиться очень долго.

Необходима замена термостата.

Поломка помпы двигателя

Помпа – это насос, качающий жидкость по системе. Горячую жидкость от двигателя в радиаторы для охлаждения. А нам – для обогрева салона.

У помпы может порвать ремень от коленвала, либо она сама ломается, и шкив перестает вращаться. А иногда из-за некачественного металла внутреннюю часть помпы может разъедать агрессивными жидкостями. Помпа вращается, но жидкость не гоняет.

При поломке помпы вы можете услышать посвистывание под капотом. Потрогайте шланги до помпы и от нее после работы автомобиля. Если первый горячий, а второй холодный – меняйте помпу, не раздумывая.

Пробитая прокладка головки двигателя

Головка двигателя и сам блок соединяются через прокладку. При ее повреждении жидкость будет уходить в цилиндры и глушитель. Из глушителя будет идти белый густой дым. Нужна срочная замена прокладки.

Статья о том, почему может не греть печка в салоне автомобиля, и как это исправить. Важные советы. В конце статьи - видео о том, почему в машине не греет печка.


Содержание статьи:

Наступают первые морозы, и многие автовладельцы столкнулись с проблемой отопления машины – в салоне печка греет либо слабо, либо не работает совсем. Данная неисправность приносит дискомфорт, поскольку в автомобиле холодно, а также негативно влияет на безопасность движения – стекла замерзают и видимость значительно ухудшается.

Причины некачественной работы печки


Причин, по которой печка работает неудовлетворительно, может быть несколько, рассмотрим основные из них.

Перед началом поиска неисправности необходимо внимательно ознакомиться с устройством и принципом работы системы отопления автомобиля. Устройство отопителя салона на всех машинах практически одинаковое, состоит он из основных элементов:

  • мотор-вентилятор;
  • система воздуховодов;
  • подводящий и отводящий патрубки;
  • теплообменник печки;
  • кран для регулировки подачи охлаждающей жидкости;
  • блок управления работой отопителя;
  • заслонки с механическим или электрическим приводом.
Как правило, причина кроется в одном из этих элементов:

Неисправность блока управления работой отопителя

Неисправный блок управления (контроллер) выявляется нестабильной работой вентилятора в определенных режимах. Некорретно работающий датчик температуры воздуха в салоне машины также может влиять на работу блока – он будет давать неверные команды, и обеспечить комфортную температуру в автомобиле будет невозможно.

Выход из строя крана подачи антифриза

Данная неисправность очень часто встречается в автомобилях российского производства. Происходит механическая выработка или закисание крана, передавливаются или пересыхают уплотнительные резиновые элементы.

В этом случае кран подлежит замене, причем замену желательно производить вместе с радиатором.

Салонный фильтр

Многие автолюбители пренебрежительно относятся к салонному фильтру - его либо никогда не меняет, либо просто выбрасывают. Но не стоит забывать, что забитый салонный фильтр может стать препятствием для поступления теплого воздуха в салон автомобиля.

Неисправность вентилятора

Бывает, что выходит из строя моторчик вентилятора. Это может выражаться в свисте при его работе, постоянном изменении скорости вращения от минимального до максимального и наоборот. При такой поломке радиатор отопителя может быть горячим, но этого будет недостаточно для обогрева салона.

Основные причины такой работы мотора – стирание графитовых щеток коллектора, выход из строя подшипника вала. Если мотор не работает вообще, необходимо проверить предохранитель или реле в электрической цепи питания.

Термостат


Это устройство непосредственно участвует в регулировании кругов циркуляции охлаждающей жидкости. При прогреве двигателя сразу после запуска циркуляция антифриза происходит по малому кругу, в котором участвует рубашка охлаждения двигателя и печной радиатор.

При достижении двигателем рабочей температуры открывается большой круг циркуляции, в который добавляется главный радиатор системы охлаждения.

Неисправный термостат будет непосредственно влиять на температуру в салоне машины. Он имеет два рабочих положения: отрытый и закрытый. Выход его из строя характеризуется заклиниванием в одном из этих положений.

  • Если термостат заклинило в открытом положении, то это становится понятно по температуре охлаждающей жидкости. При езде на высоких передачах она будет ниже нормы, соответственно, температура воздуха в машине будет низкой. При езде на низких передачах с частыми остановками и разгонами температура жидкости будет нормальной.
  • При заклинивании термостата в закрытом положении температура охлаждающей жидкости будет в норме, если ездить на 4-й и 5-й передачах. Но езда в городском режиме вызовет повышение температуры антифриза, поднимется и температура воздуха внутри автомобиля. Но из-за высокой температуры охлаждающей жидкости возможен перегрев двигателя, что чревато выходом его из строя.

Забит теплообменник отопителя

Со временем внутри радиатора образуются отложения, состоящие из грязи и посторонних примесей, так или иначе присутствующих в системе охлаждения. Также причиной таких наростов в патрубках может быть сам антифриз, если он некачественный.

Также внутренние полости теплообменника могут забиваться из-за неправильного смешивания антифриза. Например, категорически запрещено к антифризу марки G13 добавлять G11. Образовавшийся осадок вскоре выведет из строя радиатор.

Кроме того, снаружи теплообменник может забиваться пылью, грязью, насекомыми, опавшей листвой.

Завоздушенная система охлаждения

Если в систему охлаждения мотора машины попал воздух, печка не сможет полноценно выполнять свою функцию.

Воздух может попадать из-за негерметичности головки блока цилиндров, которая устраняется путем установки новой прокладки.

Завоздушить систему можно и выполняя техническое обслуживание автомобиля, когда меняется охлаждающая жидкость. Рекомендации по развоздушиванию системы охлаждения можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.


Следует также проверить и уровень антифриза. Если в системе его недостаточно, радиатор печки не сможет прогреться до необходимой температуры. В салон воздух будет поступать, но он будет либо чуть теплый, либо холодный.

В этом случае необходимо довести антифриз до нормы, залив его в расширительный бачок. Если уровень вновь снижается – проверить все шланги и патрубки на наличие течи.

Следует также осмотреть основной радиатор и печной. При наличии течи радиатор меняется. Хотя в продаже имеется большой ассортимент специальных герметиков для радиаторов, не рекомендуется их использовать, поскольку надежность таких средств обычно низкая.

Неисправная помпа

Помпа (водяной насос) предназначена для принудительной циркуляции антифриза по системе охлаждения двигателя, в том числе для обеспечения работы печки.

Помпа – это металлический цилиндр, внутри которого установлена крыльчатка, насаженная на шкив. При вращении шкива крыльчатка проталкивает жидкость от блока двигателя по патрубкам к радиаторам.

Помпа обычно приводится во вращение через ременной передачу, хотя иногда встречается и электрический привод.

Основные неисправности помпы:

  • Износ внутренней части крыльчатки. Плохое качество металла либо агрессивное воздействие охлаждающей жидкости приводят к тому, что при фактическом вращении шкива помпы циркуляция антифриза очень слабая, соответственно, печка работать не будет.
  • Обрыв ремня от коленчатого вала двигателя. В этом случае вращение помпы будет невозможно – в результате печка не работает, а двигатель перегревается.
  • Механическое заклинивание. Помпа просто не вращается, циркуляции антифриза нет.
При всех этих поломках поможет только замена. Причем «умирающую» помпу можно диагностировать по характерному свисту под капотом при работающем двигателе и по температуре шлангов: если шланг до помпы горячий, а после нее холодный, то следует произвести замену, не дожидаясь ее полного выхода из строя.

Профилактика работы печки в салоне


Чтобы печка не подвела в самое неподходящее время, необходимо соблюдать простые правила:
  • Качественный антифриз. От его свойств зависит работа не только печки, но и двигателя. Необходимо использовать только хороший антифриз и регулярно производить его замену согласно требованиям производителя авто.
  • Чистый радиатор. Снаружи грязь и насекомых на радиаторе можно устранить с помощью пылесоса. Внутренние полости можно очистить с помощью специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя.
  • Салонный фильтр. Грязный салонный фильтр ухудшает не только интенсивность нагрева салона, но и в целом систему вентиляции и кондиционирования. А поскольку в забитом фильтре часто содержится пыльца различных растений, то езда в такой машине для аллергиков может закончится обострением заболевания.

Когда считать работу печки ненормальной

Считается, что если на улице -25 градусов, то исправно действующая система отопления должна обеспечивать температуру не менее +16 градусов снизу салона и +10 у его потолка. Если эти значения ниже, то печка неисправна.

Следует помнить, что чем больше лет автомобилю, тем больше внимания следует уделять обслуживанию системы отопления. Соблюдение всех вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет поддерживать ее в исправном состоянии, независимо от года выпуска и марки машины.

Видео о том, почему не греет печка в салоне автомобиля:

Система отопления в автомобиле обеспечивает быстрый прогрев салона, поддержание комфортных температур во время эксплуатации транспорта. В летний период печка используется крайне редко, поэтому большая часть неполадок выявляется с наступлением холодов.

Встречаются электрические и механические поломки, при которых система перестает подавать теплый воздух.

Чтобы определить, почему не работает печка в автомобиле, причины неисправности, необходимо провести диагностику, что по силам каждому автолюбителю.

Встречаются разные причины, приводящие к тому, что отопитель плохо функционирует, не дует теплым воздухом. Чаще всего это неисправности радиатора, но не исключены проблемы с иными элементами.

Чтобы найти первопричину, нужно понять, как работает печка:

  1. После запуска мотор начинает прогреваться, а вместе с ним и охлаждающая жидкость – антифриз.
  2. Разогретый антифриз поступает в радиатор печки, где происходит теплообмен, предполагающий нагрев воздушных масс, поступающих с улицы.
  3. Теплый воздух подается в салон по воздуховодам.

Пока двигатель не прогрелся, система не может обеспечить подачу теплых воздушных масс в салон.

Причины, по которым печка не работает, основные неисправности:

  1. Низкий уровень охлаждающей жидкости в системе. Это может быть связано с редким обслуживанием или утечками в результате повреждения элементов системы – прокладок, шлангов. Доливку антифриза, проверку узлов, замену поврежденных составляющих стоит проводить после остывания двигателя.
  2. Завоздушивание системы препятствует нормальной работе. Здесь нужно выпустить воздух, попавший извне.
  3. Загрязнение, возникшее из-за внутренней коррозии, также нарушает процесс циркуляции рабочего состава. Для устранения проблемы требуется промывка.
  4. Выход из строя термостата приводит к тому, что отопитель перестает нормально функционировать. Само устройство выполнено в виде клапана. Его работа зависит от температуры рабочей жидкости в системе. Когда двигатель только прогревается, клапан закрыт, а при достижении оптимальной температуры – открывается, и антифриз начинает двигаться по большому кругу. Иногда термостат заклинивает, он перестает открываться. Тогда печка работает, но не греет, возникает угроза перегрева мотора. Для устранения дефекта потребуется замена элемента.
  5. Неисправность вентилятора определяется тем, что печка перестает дуть. Полное отсутствие потока воздуха возникает, когда вентилятор сгорает, нарушается подача питания, возникает проблема с переключателем, реле. Не исключается и сильное загрязнение, повреждение проводки.
  6. Неполадки датчика температуры делают невозможной нормальную эксплуатацию системы отопления. Нужно проверить контроллер, подав на него напряжение 1,2 В.
  7. Проблемы с блоком управления приводят к нарушениям в работе отопителя, заслонок. В случае неисправности требуется замена.
  8. Выход из строя заслонок приводит к тому, что дует только холодный или горячий воздух, что также сказывается на уровне комфорта.

Процесс устранения неисправностей зависит от устройства системы отопления на конкретном авто.

Обеспечивая своевременное обслуживание, очистку радиатора, легко предотвратить развитие многих неполадок.

Еще одной проблемой является нарушение работы переключателя. Сам механизм управления включает несколько элементов. Это регуляторы температуры, режимов работы, распределения воздушных масс, включается и рычаг, обеспечивающий переключение заслонки.

Если не работает регулировка печки, необходимо изучить основные причины развития неполадок.

Возможные причины:

  1. Тросик регулятора переключения выходит из строя. Тогда он двигается нормально только в одном направлении, не дотягивая до другой стороны.
  2. Резкое включение, выключение приводит к механической поломке. Требуется замена переключателя.
  3. Неполадки, связанные с терморезистором, проявляются в виде одного режима работы. Например, отопитель может функционировать только на 4 скорости. Здесь потребуется установка нового элемента.
  4. Поломка температурного датчика нарушает работу системы. Для устранения дефекта требуется замена.
  5. Проблемы с проводкой – нарушение целостности подключения сказывается на работе системы регулировки. Ремонт предполагает восстановление провода.

Как отремонтировать переключатель режимов, заменить неисправные детали:

  • работа начинается с отключения минусовой клеммы, снятия узла и разборки;
  • необходимо изъять , отключить питание;
  • далее, демонтируется рычаг переключения заслонки, регулятор температуры, распределения потоков;
  • сняв заглушки внизу, легко открутить винты, что даст возможность демонтировать консоль;
  • в задней части легко обнаружить разъемы питания, их нужно отключить.

После выполнения таких манипуляций, можно приступать к устранению дефекта, в зависимости от обнаруженной поломки.

Сборка выполняется в обратном порядке.

Отдельно стоит выделить ситуации, когда не работает второе положение печки. Если не функционирует только одна скорость, проблема кроется в резисторе, его контактах, пружинах, проводах. Деталь располагается под панелью в области педали газа в правой части.

Что делать для устранения проблемы – нужно заменить устройство или проверить провода, которые иногда спадают, перегорают.

Почему не работает моторчик печки?

Неработающий вентилятор на автомобиле встречается довольно часто. Выделяется множество причин, влияющих на работоспособность устройства. Основной элемент, обеспечивающий работу вентилятора – это моторчик.

Нарушения в работе моторчика возникают в таких случаях:

  1. Перегорает предохранитель. Это может быть связано с естественным выходом из строя или же коротким замыканием.
  2. Повреждение, окисление контактов сопровождается перебоями. Иногда достаточно пошевелить их.
  3. Реле зажигания существенно влияет на работу отопителя. В случае неисправности нужна замена.
  4. Если перестал работать мотор печки, возможно, он перегорел. Встречается плохой контакт массы, залипание щеток.

Чтобы автомобиль был комфортным транспортным средством, и его отопитель всегда работал исправно, нужно плавно переключать механизмы управления, следить за уровнем антифриза, контролировать состояние, целостность системы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png