На велофорумах часто обсуждают контактные педали, их плюсы и минусы. Кто-то ездит исключительно в "контактах", а кто-то является их ярым противником. Про контактные педали существует много мифов, часть из которых правдивы, а часть не очень. Итак, что же это такое, контакты?

Что такое контактные педали?

Как и практически все технические новинки, контактные педали пришли из велоспорта. Уже очень давно было замечено, что педалирование (вращение педалей) становится более эффективным, если нога надежно закреплена в педали. И это понятно, в этом случае спортсмен может не только нажимать на педаль сверху, но и тянуть её вверх, заметно увеличивая таким образом скорость велосипеда.

Изначально ноги в педалях закрепляли при помощи специальных ремешков - туклипсов. Именно педали с туклипсами являются прообразом современных контактных педалей. К слову, педали с туклипсами широко используются и сейчас: например, в фиксед гир велосипедах , а также в трековых гонках.

Современные же контактные педали представляют собой специальный замок, в который встегивается ответная часть, закрепленная на специальной велообуви. Таким образом, по сравнению с туклипсами достигается лучшая фиксация ноги, комфорт велосипедиста (ремень не перетягивает ногу), удобство посадки (не надо затягивать ремень) и обеспечивается безопасность при падении (продуман механизм отстегивания). Однако, в этом случае требуется использовать специальную велообувь.

Вопреки расхожему мнению, велообувь для использования совместно с контактными педалями можно подобрать на любой вкус и цвет. В продаже есть и ботинки для шоссейных гонок, и для кросс-кантри, и даже ботинки для активного отдыха. Последние с виду практически невозможно отличить от обычных. Суть велообуви для контактов в том, что к подошве крепится специальная металлическая пластина (шип), которая и застегивается в педали. Обычно велообувь продается без шипа, а сам шип идет в комплекте с педалями.

Типы контактных педалей

В настоящее время в магазинах можно найти различные системы контактных педалей. Для горного велосипеда наиболее распространены SPD и Crank Brothers. SPD разработана компанией Shimano и занимает подавляющее большинство рынка. Для этого типа контактов велообувь, шипы и педали выпускают различные фирмы: Shimano, BBB, Author, Wellgo, Scott и другие. А вот под систему Crank Brothers выпускает запчасти только одноименная компания, если не считать подделки. Именно поэтому самые бюджетные модели педалей системы SPD можно купить практически втрое дешевле аналогичных моделей от Crank Brothers.

Для шоссейных же велосипедов существуют специальные серии, наиболее удовлетворяющие требованиям профессиональных спортсменов. Однако, многие любители используют SPD на шоссейных велосипедах ввиду относительно низкой стоимости.

Многие считают, что все время ездить в контактах и постоянно одевать велотуфли очень неудобно. А проехаться в обычных ботинках на велосипеде с контактными педалями вряд ли получится. Да и в ряде случаев безопаснее передвигаться без использования контактов. Именно поэтому многие производители стали выпускать контактные педали с интегрированной платформой. Такие педали можно использовать и как обычные "топталки", и как контакты.

Плюсы контактных педалей

Главными преимуществами контактных педалей перед обычными "топталками" являются:

  • правильное, эффективное педалирование;
  • безопасность - нога не соскользнет с педали;
  • развитие большего числа мышц за счет правильного педалирования.

А если говорить не формально, то к плюсам также можно добавить:

  • полный контроль над велосипедом;
  • правильное и удобное положение ноги на педали;
  • отсутствие просьб "дай прокатиться" (не работает при использовании контактов с платформами);
  • другие ощущения от катания.

Минусы контактных педалей

  • необходимо учиться быстро выстегиваться из педали, что первое время непросто;
  • цена;
  • необходимость покупать специальную велообувь.

Мифы о контактных педалях

  • В контактах можно очень серьезно упасть и получить травму.
    Главный и, наверное, самый страшный миф о контактах, который и заставляет многих воздержаться от покупки. На самом деле очень серьезно упасть можно и при использовании обычных педалей. Если же говорить о контактах, то они отстегиваются при повороте ноги, поэтому при падениях на скорости обычно проблем не возникает. Однако, первое время действительно нужно привыкнуть отстегивать ногу при остановке велосипеда, и именно на первых этапах могут быть обидные и глупые падения в момент, когда велосипед уже остановился, а велосипедист еще не отстегнулся от педали.
  • В велообуви нельзя ходить.
    Второй миф. И он справедлив по отношению к шоссейным велотуфлям со специальной пластмассовой или карбоновой колодкой. Что же касается велообуви для кросс-кантри ли велообуви для активного отдыха - то в ней ходить практически также удобно, как и в обычных кроссовках.
  • Очень сложно учиться выстегиваться из педалей.
    И еще один миф. Быстро выстегиваться можно научиться уже в первый день катания. Это совсем не сложно.
  • Контакты не стоят своих денег.
    Тренировка или прогулка с использованием контактных педалей - совсем другой уровень. Это можно сравнить со сменой старого дешевого велосипеда на новейшую дорогую модель известного бренда. Вот только понять это можно исключительно попробовав.

Контактные педали - очень удобная и полезная для велосипедиста вещь. Маст хэв.

Если вы хотите купить педали для велосипеда, то скорей всего:

  1. Переходите на контактные педали со стандартных плоских.
  2. Покупаете педали для нового , которые обычно продаются без педалей.
  3. Меняете одни контактные педали на другие.

В этой статье мы расскажем как правильно выбрать велосипедные педали.

Кому нужны контактные педали?

Если вы ездите со стандартными плоскими педалями, то вы наверное замечали велосипедистов, у которых ноги надёжно прикреплены к педалям. Станут ли контактные педали правильным выбором для и вас? Не бойтесь пробовать новое — велосипедная обувь и контактные педали являются непременным атрибутом каждого велосипедиста, который хочет повысить эффективность и снизить усталость от езды на велосипеде.

Чтобы зафиксировать ногу на педали, кроме контактных педалей к ним также требуется специальная велообувь. Так называемая «контактная» комбинация обуви и педалей позволяет получить максимальный контроль над велосипедом и свести к минимуму потери энергии при педалировании.

Сначала вы можете купить что-то одно — велообувь или педали. Только перед покупкой помните о их совместимости. Дополнительно можете ознакомиться со статьей о .

История контактных педалей.

В качестве альтернативы обычным плоским педалям первыми появились педали с туклипсами и ремешками, которые были единственным способом . Уже позже появились контактные педали или по-английски — clipless pedals (бесклипсовые). В этих педалях крепление такое же, как и у лыж — туклипсы отсутствуют — они напрямую контактируют с обувью.

Перед тем, как начать ездить с контактными педалями, необходимо пройти краткий курс обучение. Советы по использованию контактных педалей читайте далее в статье.

Виды велосипедных педалей.

Краткий обзор основных характеристик педалей:

Давайте рассмотрим эти варианты более подробно.

Плоские педали.

Наверное на вашем первом велосипеде были «плоские педали». У них широкая поверхность, на которую удобно опираться ногами. Эти педали нельзя использовать с обувью, предназначенной для езды с контактными педалями.

Тем не менее технологии идут вперёд и плоские педали также претерпели изменения. В новых версиях используются лёгкие материалы, герметичные подшипники, защищённые от влаги и грязи, и даже сменные шипы, улучшающие сцепление с педалью.

Многие велосипедисты, практикующие , предпочитают плоские педали в комбинации со специально спроектированной обувью. Такая комбинация обеспечивает эффективное сцепление и контроль, а в случае аварии позволяет легко высвободить ноги. Конечно и контактные педали во время аварии легко расцепляются, но обычные плоские педали придают вам больше уверенности, что помогает избежать падений.

Туклипсы с ремешками.

Туклипсы представляют из себя небольшие крепления, устанавливающиеся на переднюю часть платформы педали и окружающие носок ноги. Они позволяют, как давить на педаль, так и тянуть педаль вверх, что по сути удваивает эффективность педалирования. Добавление регулируемого ремешка, который продевается через верхнюю и нижнюю часть клипсы и охватывает подъём свода стопы, создаёт лёгкую, доступную и надёжную систему крепления.

Использование туклипсов требует балансировки педали, так как под весом системы педаль старается перевернуться вверх ногами. Чтобы высвободить ногу из туклипса, просто потяните её назад.

Комбинированные педали, одновременно используемые в качестве контактных и бесконтактных.

Такие гибридные педали сочетают в себе удобство обычных плоских педалей и эффективность контактных педалей. Они могут стать отличным вариантом для всех, кто планирует перейти на контактные педали. При выборе педалей для велосипеда большинство думают, что контактные педали нужно использовать постоянно или вообще отказаться от них, но гибридные педали позволяют ездить на велосипеде в обычной обуви, не используя контакты.

Типы контактных педалей.

Контактные педали являются самым совершенным вариантом контактных систем. Принцип работы контактной педали состоит в удержании небольшого пластикового или металлического крепления на подошве велообуви в подпружиненной «клипсе», установленной на поверхности педали.

Преимущества контактных педалей:

  • максимально эффективное вращение педалей — энергия на педали передаётся, как при движении педали вниз, так и вверх;
  • высокий уровень контроля при запрыгивании на бордюры и при ;
  • высокий уровень безопасности — ноги не соскользнут с педалей при преодолении препятствий или во время дождя или снегопада.

Наиболее универсальными контактными педалями для являются педали с клеммами на два отверстия . Эти контактные педали могут использоваться на всех типах велосипедов: шоссейных, горных, и городских. Более углубленный вариант крепления в сочетании со специальной велообувью позволяет легче и тише ходить пешком.

Конструкция педалей с двумя отверстиями часто называется системой «SPD» (сокращение от Shimano Pedaling Dynamics). Shimano была одной из первых компаний, которая начала развивать данную систему и на сегодняшний день продолжает оставаться лидером на рынке. Другие производители, такие как Crank Brothers" Candy и Time"s ATAC, разработали похожие системы, работающие на тех же принципах.

Как на горных, так и на шоссейных велосипедах винты проходят через два отверстия, прикрепляя клеммы к двум дорожкам или выемкам на нижней части совместимой велообуви. Это позволяет перемещать клеммы вперёд и назад, чтобы добиться необходимого угла и положения для обеспечения максимального комфорта и простоты зацепления педали.

В идеальном варианте клемма должна располагаться прямо под подъёмом свода стопы. Поэкспериментируйте с местом размещения клеммы, чтобы найти свою оптимальную позицию, в которой вы сможете легко сцепляться с педалью и в которой вам будет максимально удобно вращать педали. Боковая или «поворотная» настройка клеммы позволяет подстраиваться под разные стили педалирования: одни велосипедисты предпочитает вращать педали носками вовнутрь, другие — наружу, а третьи — прямо.

На шоссейных велосипедах чаще всего используются контактные педали с клеммами на три отверстия , которые часто также называют «Look» (в честь компании, которая их разработала). Эти клеммы больше по размеру, изготавливаются из пластика и сильнее выступают из подошвы велосипедной обуви, чем аналогичные клеммы на два отверстия. Другие компании также разработали контактные педали с клеммами на три отверстия, например, Shimano SPD-SL.

К преимуществам таких контактных педалей следует отнести более равномерное распределение нагрузки на педаль — из-за больших размеров клеммы. Таким образом снижается давление в точках контакта с педалью и обеспечивается более надёжное сцепление во время высоких нагрузок, характерных для шоссейного велосипеда. Если вы предпочитаете более спокойный стиль езды на велосипеде, то вам лучше выбрать контактные педали с клеммами на два отверстия, которые позволяют легче ходить в велообуви, а также садиться и слезать с велосипеда.

Варианты размещения и количество шипов:

Два шипа: Shimano SPD, горные контактные педали Crank Bros., Time.

Три шипа: Shimano SPD-SL, шоссейные контактные педали Look, Time.

Четыре шипа: некоторые шоссейные педали Speedplay и Time.

Опции контактных педалей.

Степени свободы педалей.

И последнее, про что стоит рассказать — степени свободы педалей. Когда вы встёгиваетесь в контактную педаль, то шип блокируется в механизме педали и прочно удерживается на месте. Степень свободы педали обозначает максимальный угол, на который вы можете повернуть ногу, пристёгнутую в педаль. В некоторых контактных педалях нога жестко зафиксирована под определённым углом, а другие педали позволяют настроить степень люфта. По мере приобретения опыта езды с контактными педалями, вы сможете более точно их отрегулировать исходя из личных предпочтений.

Если у вас имеются какие либо проблемы с коленным суставом, то вам обязательно следует использовать контактные педали со степенями свободы.

Клеммы со множественными способами расстыковки.

Большинство контактных педалей отсоединяются движением в сторону. Так называемые клеммы с множественными способами расстыковки отличаются только тем, что процесс расцепления происходит немного легче и несколькими способами — движением пятки наружу, внутрь или вверх. То есть в эксплуатации они несколько проще за аналоги, которые расцепляются только в сторону. Других отличий практически нет.

Перед тем, как купить велообувь, обязательно убедитесь, что она совместима с выбранной вами моделью контактных педалей.

Как ездить с контактными педалями.

Перед тем, с контактными педалями, потребуется немного попрактиковаться. Чтобы выстегнуть велоботинок из педали, просто отведите или поверните пятку в сторону от велосипеда. В определённой точке клемма должна расцепиться и нога высвободится из педали. Это движение легко запоминается, но сначала вы должны хорошо попрактиковаться, чтобы выработалась мускульная память и уверенность в этом процессе.

Практиковаться использовать контактные педали лучше всего на ровном газоне, так как в процессе обучения вы скорей всего несколько раз упадёте. Мягкая поверхность поможет избежать серьёзных травм. Также потренироваться сцепляться и расцепляться с контактными педалями можно на велотренажёре или просто попросить друга подержать вашего велосипеда, пока вы будете практиковаться.

Чтобы выработать мускульную память, вам потребуется выполнить данное упражнение 50 - 60 раз (с каждой педалью). После этого вы сможете встёгиваться и выстёгиваться из контактных педалей даже не задумываясь об этом.

Совместимость креплений.

Шипы прикручены к подошве велоботинка. Чтобы гарантировать безопасное сцепление и расцепление, шипы должны точно соответствовать клеммам педалей. Поэтому шипы обычно поставляются с педалями, а не с обувью.

Чтобы создать связку контактных педалей и совместимой велообуви, вам необходимо купить:

  1. контактную обувь с отверстиями, которые должны соответствовать приобретаемому типу шипов;
  2. совместимые крепления и педали (продаются вместе), также их можно приобрести отдельно, чтобы заменить в случае износа.

Для безопасного использования контактных педалей шипы на велоботинке должны располагаться в требуемых местах. Из-за неверного расположения клемм или неправильно подобранного усилия расцепления могут возникать боли в коленном суставе. Если у вас имеются какие-либо вопросы, то можете обратиться за помощью к веломеханику в своём местном веломагазине.

Техническое обслуживание педалей.

Обслуживание контактных педалей.

Если стыковка и расстыковка педалей происходит с большими трудностями, то сперва поищите видимые признаки повреждения. Если вы ничего не обнаружили, то наверное ваши контактные педали следует просто почистить и смазать. Хорошенько почистите педали тёплой водой, уберите грязь и различные осколки. Дайте педалям время обсохнуть и нанесите немного смазки на клеммы. На двусторонних системах не забудьте смазать другую сторону. Если у вас остались другие вопросы, то можете обратиться за помощью к веломеханику в своём местном веломагазине.

Если у вас нет набора специальных щёток для чистки, то для этой цели отлично подойдёт старая зубная щётка.

Обслуживание туклипсов.

Туклипсы практически не нуждаются в . Разве что иногда наносите небольшое количество смазки на ремешок туклипсов. Также периодически проверяйте количество натяжение гаек, которые могут раскручиваться сами по себе.

Часто задаваемые вопросы по велосипедным педалям.

Что лучше купить в первую очередь: обувь или педали?

Не имеет никакого значения. Обычно в первую очередь покупается обувь, но всё же сначала необходимо определиться с педалями и их желаемыми характеристиками. Выбор педалей для велосипеда зависит от вашего стиля езды и типа велосипеда. Выбор велосипедной обуви основывается на их совместимости с педалями, удобстве, цене и их характерных особенностях.

Существуют ли контактные педали для новичков, которыми легче пользоваться, чем остальными?

В большинстве контактных педалей используется одинаковый принцип работы. Они оснащены пружиной с регулируемым натяжением, что позволяет облегчить процесс сцепления с педалями. Новичкам лучше купить двусторонние контактные педали, с которыми легче управляться, так как они позволяют сцепляться с любой стороной педали. Кроме того большинство предпочитают педали с большими платформами, чтобы на них было легко стоять, если во время начала езды не успели сцепиться с педалями.

Чтобы установить педали на велосипед нужно просто открутить старые педали и прикрутить новые?

Да. В большинстве случаев вам потребуется только специальный ключ для педалей или разводной ключ. Характерной особенностью педалей является наличие резьбы, противоположной направлению вращения педалей, чтобы они не раскручивались во время езды. Чтобы ослабить педаль, поместите ключ на ось рукояткой вверх. Возьмите в одну руку кривошип, а другой рукой захватите ключ и крутите им в строну заднего колеса. Оси новых педалей помечаются буквами L и R, что даёт возможность определить какая педаль с какой стороны должна находится — справа или слева (когда вы сидите на велосипеде). Далее просто закрутите педали рукой и докрутите ключом. При необходимости можете обратиться за помощью к веломеханику в местном веломагазине.

Почему цена контактных педалей колеблется в диапазоне от 50 долларов до 300 долларов и выше? Чем они отличаются?

В дорогих контактных педалях используются лёгкие, современные и прочные материалы, подшипники с большим сроком эксплуатации, уделяется большое внимание внешнему виду. Если вы редко катаетесь на велосипеде, то вам будет достаточно купить недорогие педали. Если же вы ездите на велосипеде довольно часто и в сложных условиях, то в долгосрочной перспективе более выгодным приобретением могут оказаться более дорогие педали.

Когда следует менять клеммы?

Клеммы следует заменить, если они износились до такой степени, что происходит спонтанное расцепление с педалями. Также клеммы подлежат замене, если они повреждены или имеют трещины, так как в этом случае они будут плохо работать или могут даже сломаться в самый неподходящий момент. Если вы заядлый велосипедист, то скорей всего вам придётся менять клеммы достаточно часто — примерно один раз в год. Велосипедистам, которые ездят на велосипеде не очень часто, одних клемм хватит примерно на пять лет.

Как мне найти подходящие для клеммы для замены?

Найти подходящие клеммы довольно просто. Клеммы соответствуют педалям. Поэтому, прежде чем отправиться в магазин за новыми клеммами, определите какая именно модель педалей установлена на вашем велосипеде. Часто каждой педали соответствует только один подходящий вариант клемм. Если вы не знаете как определить модель ваших педалей, то можете взять свою велообувь и обратиться за помощью к механику в веломагазине, либо же просто сфотографируйте педаль и клеммы и отправьте фото специалисту, который разбирается в контактных педалях.

Всем привет! Буквально недели две назад Саня приобрел себе туклипсы и именно это стало причиной написания статьи про контактные педали 🙂 Многие не понимают смысл контактных педалей или туклипсов, многие понимают и думают, что они подходят только для спортсменов. Сейчас постараемся развеять все мысли и домыслы.

Так как все познается в сравнении, мы будем рассматривать контактные педали, а потом сравнивать их с туклипсами. Поехали!

Дорогие ли контактные педали? Конечно же, что вопрос цены для каждого свой. Но за 100 долларов можно купить вполне нормальный комплект педалей и обуви. Туклипсы же стоят от 10 долларов.

Удобно ли ходить в вело-обуви? Смотря в какой. Кроссовки для контактных педалей из разряда «шоссе» действительно не удобны для передвижения пешком – у них большой зацеп. А вот мтб педали гораздо удобнее и не составит труда в таких кроссовках прогуляться по очередной достопримечательности на пути, или пойти в магазин.

Существует и специальные кроссы для контактных педалей, в которых можно совершать даже пешеходные походы, так что задумайтесь! По поводу туклипсов проще – они не капризны к обуви, в чем хочешь в том и катай.

Действительно ли эффективны контактные педали? Да, и однозначно! Но для этого нужно освоить технику кругового педалирования. Если Вам кажется, что все просто, мы Вам скажем, что все не просто! Но с все придет.

Если падать, то, как убрать ногу с педалей, говорят в туклипсах легче вынуть ногу? Все относительно. Любые контактные педали могут легко освободить Вашу ногу, если она находиться в положении, не таком как при педалировании.

В туклипсах, если Вы выедите на трасу и потуже затяните лямки, высунуть ногу будет сложнее. К тому же опыт всех наших друзей с контактами уверяем – большинство всегда успевали освободить ногу с контактной педали. Боятся нечего.

Чем полезны контактные педали для туристов? Все очень просто – при выездах на большие подъемы, при вкручивании на , при вкручивании с баулами. Во всех этих и еще многих мелких случаях контактные педали сделают Вашу жизнь проще. К тому же, есть несколько знакомых, у которых были повреждены связки на коленах. Вопреки всему, именно езда в контактных педалях сняла лишнюю нагрузку на определенную связку. Конечно же, что все индивидуально.

А теперь несколько слов по факту:

— если Вы не так часто катаетесь на велосипеде (до 1000 километров в месяц) контактные педали не нужны.

— если Вы ездите на велосипеде постоянно в новом стиле одежды, конечно же, лучше задуматься о туклипсах. Но туклипсы имеют свои особенности тоже, о которых мы расскажем позже.

— не стоит покупать первые контактные педали высокого уровня. Обратите внимание на самые простые. Если Вам использование контактных педалей придется по душе, тогда уже купите что-то получше. А старые педали с удовольствием купит тот, кто только собирается использовать их.

— бытуют мнение, что если Вы владелец шоссейного велосипеда, значит, и контактные педали должны устанавливать только шоссейные. Но, как мы писали выше, они немного неудобные в ходьбе, именно поэтому нет ничего плохого, дабы поставить на шоссейный велосипед — мтб педали. И еще, не слушайте тех, кто будет осуждать. Самое главное – это получение максимальной эффективности при максимальном комфорте!

В скором времени мы снимем соответствующие видео обзоры, именно поэтому подписывайтесь на рассылку и следите за нами в социальных сетях. Удачи на дорогах!

Вопрос про выбор педалей для начинающих велосипедистов и не только встаёт довольно часто. Однако до сих пор нет какого-то вразумительного и доступного ответа, чтобы не возникало никаких сомнений. Да и вообще, что такое контактные педали, для каких целей их используют, какие из них лучше и какие бывают - это одни из основных вопросов, которые задают неопытные начинающие велосипедисты. Много вопросов стоит изучить и много аспектов учесть, чтобы выбрать подходящий вариант педалей.

Педали — это очень важный элемент велосипеда

В общем своём понятии контактные педали для велосипеда представляют собой определённое приспособление, с помощью которого фиксируется нога на педали. Благодаря этому обувь спортсмена соединяется с педалью и образуется один целый крутящий механизм.

Из истории

Изначально велосипедные педали были представлены простыми ровными площадками, имеющими по центру ось вращения. Вращение было предусмотрено для того, чтобы нога на этой самой площадке оставалась всегда в одной плоскости. В противном случае нога попросту будет сваливаться и её нужно будет всегда подставлять на педаль. Подобные педали и по сей день используются в прогулочных и детских велосипедах , а ещё в таких велосипедах, в которых уровень мощности педалирования не играет никакой значимой роли, а также особое значение имеет свобода поведения ноги на платформе.

Добиться эффективного педалирования, то есть мощности, которую можно развить крутя обычные педали-платформы, не удастся, так как нога при энергичной работе будет постоянно слетать. Нужно будет постоянно подстраиваться и ставить ногу на платформу. Движения ног, при котором движутся оба элемента, напоминают топот ног, вверх-вниз. Именно за подобное движение простые педали-платформы называют «топталками».

Более продвинутый способ постановки ноги и саму конструкцию получили новые педали, называющиеся «туклипсы». В переводе с английского clip - зажим, toe - носок ноги. Это, по сути, та же педаль, но имеющая дополнительное стремя на месте постановки обувного носка. А также есть дополнительный небольшой ремень, который стягивает ногу в середине стопы. Таким образом, началась новая эра педалей с наличием крепления для ног.

Ввиду появления нового крепления нога практически полностью фиксировалась к этому элементу велосипеда и при езде оставалось только топтать ногами сверху и подтягивать ногу в исходное верхнее положение. Ногой тянуть педаль вниз не рекомендуется, так как можно запросто её вытянуть из зафиксированного стремени. В итоге вместо одного рабочего направления сверху вниз получается сразу три направления. Это существенно повышает и интенсивность езды и эффективность работы ног.


Однако, даже невзирая на всю простоту туклипсов, их нельзя отнести к удобным элементам управления. Их основной минус - уходит много времени, чтобы вставить ногу в стремя и зафиксировать её. Очень часто она переворачивается вниз рамкой, что ещё больше затягивает время снаряжения. Ещё одно важное упущение разработчиков - при падении спортсмена его нога следует за велосипедом, так как высвободиться быстро не получается. Нужно расслабить лямки и только потом доставать ногу. Это всё может обернуться очень серьёзными травмами для коленного и тазобедренного сустава. Именно из-за этого туклипсы принято считать самыми небезопасными крутящими элементами в велосипедах.

Следующее эволюционное поколение получило название контактных педалей (clipless pedals - педали без зажимов). Среди любителей велоагрегатов они получили простое и понятное название - контакты. Вся соль этих педалей заключается в наличие не только платформы, но ещё и специального шипа, который удерживает подошву обуви на поверхности педали. Процедура крепления следующая: шип «устанавливается» на подошву обуви, а на педали для него есть специальный паз, который защёлкивается при наличии шипа.

Паз представлен в виде подпружиненной рамки, которая не препятствует отщёлкиванию шипа при повороте стопы. Иными словами, контакты сделаны таким образом, что при повороте ноги на педали происходит высвобождение шипа и без проблем нога освобождается. Это очень важно при падении или при быстром соскоке с велосипеда.

И также при большом усилии нога высвобождается не только в сторону, но и просто движением вверх. Усилие это настраиваемое, то есть можно самостоятельно настроить жёсткость подпружиненной рамки.

Есть разновидность педалей, которые самостоятельно выстреливают при определённых условиях. Их очень часто называют автоматическими, или же автоматами.

В плане безопасности топталки имеют наибольшую безопасность, а среди контактных педалей самые безопасные - это контакты-автоматы.

Для чего нужны контактные педали

Эффективное педалирование и высокая мощность

Контактные педали устроены таким образом, что каждая нога вращает одну педаль по полному кругу, независимо от другой. Таким образом, воздействие на педаль идёт в каждой точке окружности, которую описывает элемент. Подобное педалирование называется круговым. Принцип работы заключается в эффективном притяжении в обратном направлении педали, а также регулируемом давлении вниз. Это реализовано благодаря закреплённому в платформе шипу. Разница педалирования на топтунах и на контактах отличается по эффективности на 30–40 процентов. При этом мышцы-сгибатели также получают нагрузку и идёт более равномерное напряжение на ноги.

Велосипед находится под большим контролем

При преодолении сложнейших скоростных поворотов, препятствий и каких-то преград значительно уменьшается риск потерять педаль. Например, чтобы перепрыгнуть лежащую трубу или бордюр, нужно сделать движение вперёд и согнуть при этом ноги. Велосипед поднимется вслед за ногами, и преграда будет преодолена.

При использовании подобных элементов в гонках на пересечённой местности эти педали имеют ещё большее значение. Там могут быть участки с тряской, прыжками, рывками и водными преградами. Контролировать велосипед и оставаться на педалях в этом случае наиболее приоритетная задача.

Во время трекинговых и шоссейных гонок очень большое значение имеют резкие и мощные рывки, во время которых можно легко потерять управление над велосипедом или спрыгнуть с педалей. Тут также имеют преимущество контакты.


При обычном катании на топталках усилие всегда направлено в одну сторону - сверху вниз. Это сопоставимо с нагрузкой на сустав колена при приседании на одной ноге. Даже не нагрузка направлена в коленный сустав, а она через него проходит, при этом происходит сильнейшее напряжение в нём. При использовании контактов нагрузка распределяется более-менее равномерно, так как движение возникает не только от надавливания на педаль, но ещё и от её притяжения вверх. Это создаёт своеобразный противовес разгибающей нагрузке и сказывается положительным образом на длительном нормальном функционировании сустава.

Классификация педалей

По своему назначению

Детские или прогулочные

Это наиболее примитивные педали, которым не предъявляются никакие требования по КПД педалирования, а также требования по надёжности фиксации стопы. Основное их предназначение - размеренное катание в парках или по хорошим дорогам с небольшой скоростью. Практически на всех подобных велосипедах используются топталки.

Для экстремальной езды

Настоящий вид элементов представлен в основном в таких дисциплинах, как фрирайд и даунхилл, BMX и все виды трюковых дисциплин. Здесь конструкция представлена в виде платформы без дополнительных фиксаций, но имеющей увеличенную площадку под ногу. На площадке, как правило, есть масса небольших неровностей (шипов), которые противостоят скольжению обуви. Контакты в таком случае совершенно не оправданы, так как нет возможности быстрого соскока и выполнения каких-либо трюков в воздухе.

Элементы для горного катания

Для маунтинбайка применяются строго контакты и автоматы. Они установлены также на большинстве профессиональных горных велосипедов, а также на великах для кросс-кантри. Иногда в прогулочных практикуется установка подобных аксессуаров. Сюда выбираются компактные конструкции, которые позволяют быстро застегнуться и высвободиться. Именно за счёт компактности есть возможность использовать их в грязи - они не забиваются.

Маунтинбайковский шип сам по себе небольшой и плоский. Его можно использовать и при ходьбе, так как он не мешает и не чувствуется стопой. На специальной «горной» обуви протектор очень высокий, что позволяет нормально без скольжения передвигаться по воде и грязи.

Педали для шоссейных велосипедов

В шоссейниках используются контактные и автоматические аксессуары. Ввиду редкого попадания грязи они выполнены максимально удобно для постановки ноги, не обращая внимания на возможные заклинивания. Максимальная ширина и чёткая фиксация - это про шоссейные педали. Очень часто педали выполнены односторонними, так как длина рамки может достигать около трети длины стопы. А вот шип тоже имеет свои особенности. Он выполнен либо из композита, либо из пластика и имеет ширину всей стопы обуви. Именно из-за этого ходить в подобной обуви очень сложно.

По виду конструкции

Платформы

Как говорилось ранее, иначе они называются топталки. Это наиболее простой и доступный вариант педалей, которые имеют плоскую структуру площадки.

Контактные односторонние

Это педали, которые имеют одностороннюю конструкцию, и встегнуться в них можно только с одной стороны. Это сугубо шоссейные педали.


Контактные односторонние с платформой

Это наиболее универсальные педали. С одной стороны они имеют площадку обычной педали, с другой - это односторонняя маунтинбайковская педаль. Именно это и делает подобные педали очень универсальными. Кататься с ними можно и в кроссовках, и в специальной контактной обуви. В продаже они представлены как туристические.

Контактные двухсторонние элементы

Настоящий вид велосипедных аксессуаров выполнен в виде контактной платформы с небольшой рамкой для закрепления шипа. Рамка есть на обеих сторонах площадки. Подобная конструкция может быть полезна в момент соревнований, когда нет большого количества времени на переворачивание площадок нужной стороной. Фиксаторы с каждой стороны выполнены как независимые механизмы, и, если один выходит из строя - второй остаётся действующим. Подобные элементы активно используются в маунтинбайкинге.

Контактные шарниры с дополнительной опорой

Маунтинбайковские контакты - как односторонние, так и двусторонние - имеют дополнительно увеличенную площадку для устойчивой постановки и фиксации ноги. Они имеют широкое применение в туристических поездках и горных экстремальных прогулках. При этом лучше всего использовать специфическую обувь с мягкой подошвой. Такой вид аксессуаров используется также и при горных скоростных спусках на велосипедах.

Туклипсы

Как говорилось ранее, это отдельный вид педалей, представленных в виде платформы со специальным стременем для фиксации носка, а также с ремнём, стягивающим стопу и педаль.

Классификация по положению шипа

Шип расположен в подошве ботинка

Это одна из наиболее распространённых конструкций, когда рамка имеет специальный механизм, фиксирующий шип на подошве. Этот так называемый шип вкручивается в подошву и представляет собой своеобразный болт.

Шип расположен на самой платформе

Сегодня существуют и такие модели, однако их абсолютное меньшинство. Их конструкция обратна конструкции платформы с шипом на ботинке. Применяются подобные модели в шоссейных велогонках и выпускаются только считаным количеством фирм-производителей.

Классификация по качеству фиксации

Жёсткая фиксация (fixed)

После застёгивания ботинка полностью отсутствует люфт и какие-то лишние свободные движения. Подобное крепление используется в шоссейных гонках.

Свободная фиксация (float)

После закрепления ноги можно совершать некоторые движения по разным направлениям. Двигать можно не только взад-вперёд, но ещё и немного по сторонам.


Подведём итоги

Велоспорт в последнее время становится всё более популярным не только среди спортсменов, но и среди любителей. Множество народу катается для своего удовольствия и здоровья на велосипедах, кто-то совершает вылазки целыми семьями, кто-то выезжает на пикники и рыбалку. В любом случае, независимо от цели поездки, нужно уметь правильно подобрать и обувь, и тем более педали. Благо на сегодняшний день их моделей предостаточно.

Какие преимущества дает фиксация ног на педали велосипеда, зачем она нужна и не грозит ли травмой стопы? Велосообщество разделилось на два лагеря: одни выступают за раздельное существование ездока и педалей, другие - за полный контакт. Итак, контактные педали: брать или не брать? Ответ вы найдете в этой статье.

Что такое «контактные педали»

Первыми фиксировать ногу райдера придумали тренеры гоночных дисциплин в погоне за увеличением скорости и выносливости спортсмена. Сначала появились педали, очень похожие на кавалерийские стремена, с металлическими рамами-туклипсами и ремешками из кожи или ткани. Туклипсы (toe - носок, и clip –зажим) используются до сих пор из-за их относительной дешевизны и ряда других преимуществ. Сегодня они эволюционировали в педали особой конструкции, когда ноги в ботинках встегиваются автоматически, как горнолыжные крепления. «Контакты» используют профессионалы и любители практически во всех велодисциплинах кроме триала, эндуро и некоторых видов даунхилла.

Выбор «контактов»

Главный ориентир в выборе педалей - профориентация велосипеда, стиль катания и степень свободы зафиксированной на педали стопы. Модификации контактных педалей для различных дисциплин отличаются системой встегивания (с одной стороны педали или с двух сторон), площадью опоры ноги (для маунтинбайков она существенно увеличена), расположением контактного шипа (на педали или на обуви) и степенью фиксации (жесткая или свободная). Также существуют гибриды со съемной контактной платформой, позволяющие кататься в велосипедной обуви или без нее. Они рекомендуются тем, кто пока не решается перейти на полноценные «контакты».

Самые распространенные «контакты» для маунтинбайков выпускаются с двумя клеммами под шипы велоботинок. В такой обуви легче ходить, фиксация педалей более свободная, что облегчает встегивание и выстегивание.

При езде на шоссейном байке применяются «контакты» с тремя или четырьмя клеммами, надежно и жестко закрепляющими ногу в велоботинке. Такое сцепление позволяет увеличить площадь давления при педалировании и более равномерно распределить нагрузку. В классическом варианте клеммы должны быть расположены под сводом стопы, но их регулировка позволит выбрать положение, в котором крутить педали будет максимально комфортно. На некоторых педалях есть возможность регулировки люфта, что удобно новичкам, которые только начали привыкать к «контактам».

Безопасность

Один из основных плюсов контактных педалей - снятие нагрузки с коленей. Зафиксированная нога движется в одной плоскости вверх и вниз, не допуская отклонения в сторону, что уберегает от травм связочный аппарат коленного сустава. С «контактами» нога велосипедиста не соскользнет с педали даже на неровных участках трассы. Однако к «контактам» необходимо привыкнуть: поначалу возможны падения из-за несвоевременного выстегивания ног. При езде по пересеченной местности использовать «контакты» не рекомендуется, даже если ездок умеет освобождать ноги мгновенно.

Эффективность тренировок

Даже тот, кто не планирует участвовать в соревнованиях, заметит, что с «контактами» мышцы работают не только при нажатии на педаль, но и в то время, когда нога тянется вверх. Крутить «контакты» значительно легче, чем обычные педали, особенно во время затяжных подъемов. Фиксация ноги обеспечивает более эффективный набор скорости после старта и на финишной прямой, а также облегчает преодоление небольших препятствий без риска, что нога соскользнет. По сравнению с обычными педалями результативность в «контактах» увеличивается до 40%.

Стоимость

Это, пожалуй, самый очевидный минус «контактов»: цена на них значительно выше, чем на обычные педали. Еще один пункт расходов для решивших приобрести контактные педали - обувь. Велоботинки делают легкими, с жесткой негнущейся подошвой для эффективной передачи усилия. Ботинки для катания на шоссейном велосипеде прочно фиксируют ногу на педали большим шипом, они не имеют протектора и совершенно не предполагают прогулок. Ботинки для маунтинбайкеров, напротив, вполне пригодны для хождения по земле - шипы на них более плоские и широкие, а подошва снабжена протектором.

Встегивание и выстегивание

Обычно нога в «контактах» фиксируется в педали одним щелчком. Но при некоторых условиях это движение совершить непросто - «контакты» предпочитают хорошую погоду. Снег или грязь могут забить механизм, и перед встегиванием крепление придется очищать. Выстегиваются «контакты» одним легким движением в сторону, но к нему нужно привыкнуть и довести до автоматизма. Чтобы нога отстегивалась легко, сильно затягивать пружину креплений не рекомендуется - по крайней мере до тех пор пока спортсмен осваивает новые педали.

Справочная статья, основанная на экспертизе автора.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png