ЗАЖИГАНИЕ ЗИЛ-130, ЗИЛ-433360

На автомобиле ЗИЛ-433360 установлена контактно-транзисторная система зажигания. Схема системы зажигания показана на рис. 9-16.

В систему зажигания входят катушка зажигания Б114-Б, распределитель 46.3706, транзисторный коммутатор ТК102А, добавочный двухсекционный резистор СЭ-107, провода высокого напряжения, свечи А11 с помехоподавляющими резисторами СЭ-110, а также выключатель зажигания ВК-350.


Зажигание ЗИЛ-130

Катушка зажигания

Транзисторный коммутатор

Распределитель зажигания

Разборка распределителя

Свечи зажигания

Катушка зажигания Б114-Б


Основные данные технической характеристики приведены ниже.

Номинальное напряжение 12

Обмотка низкого напряжения: диаметр проволоки, мм 1,25…1,33

число витков 179…182

сопротивление при температуре 20 °С, ом 0,42

Обмотка высокого напряжения: диаметр проволоки, мм 0,06

число витков 41000…41700

сопротивление при температуре 20 °С, ом 223000

Дополнительное сопротивление: диаметр проволоки, мм 0,7

сопротивление при температуре 20 \°С, ом 1,04

Габаритные размеры катушки зажигания, мм:

длина 156

ширина 68,5

высота 82

Катушка зажигания находится на переднем щите кабины. Она имеет два вывода обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за правильностью присоединения проводов.

К выводу «К» надо подсоединить провода от одноименного вывода коммутатора; к выводу без обозначения — провод от коммутатора.

Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо. На катушке зажигания Б114-Б имеется надпись «Только для транзисторной системы».

Обмотки катушки зажигания на искрообразование проверяют на стенде. Отсутствие искрообразования или неустойчивая искра свидетельствуют о наличии неисправности в обмотке катушки. Для выяснения состояния обмоток (витковое замыкание первичной обмотки) производят замер их сопротивления, которое должно соответствовать данным технической характеристики.

Неисправности в обмотках катушек зажигания чаще всего проявляются в результате их перегрева, который происходит при неразомкнутой первичной цепи, оставленной на неработающем двигателе при не выключенном зажигании. В этом случае катушка зажигания может нагреваться до 120 °С и выше. Катушка зажигания не разбирается и в случае выхода из строя заменяется.

Добавочный резистор, состоящий из двух последовательно соединенных резисторов, установлен рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером один из резисторов последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, чем достигается увеличение напряжения в момент пуска.

Необходимо следить за правильностью подсоединений проводов к выводам добавочного резистора: к выводу ВК должен быть присоединен провод от стартера;- к выводу ВК-Б от выключателя зажигания; а к выводу К — от вывода транзисторного коммутатора. При замене спиралей добавочный резистор снимают с автомобиля.


Рис.9-17. Распределитель

1- валик; 2- пластина; 3- фильц; 4- бегунок; 5- крышка; 6- -контактный уголек; 7- пружина контакта; 8- контакт; 9- защелка крышки; 10- центробежный регулятор; 11 — болт крепления верхней пластины к корпусу; 12- пластины октан корректора; 13- эксцентрик; 14- рычажок; 15- винт крепления прерывателя; 16- контакты прерывателя; 17- вывод низкого напряжения; 18- фильц для смазывания кулачки; 19-вакуумный регулятор; 20 — регулировочные гайки октан-корректора


Транзисторный коммутатор

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора).

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля. Следует иметь в виду, что транзисторный коммутатор может работать только при температуре окружающей среды не выше 70 °С и не ниже минус 60 °С.

Транзисторный коммутатор в условиях эксплуатации не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется на новый.

При проверке работоспособности приборов контактно транзисторной системы зажигания разомкните контакты распределителя 4. (см. рис.9-16), включите зажигание и проверьте напряжение. При исправных электропроводах и исправных приборах напряжение на клеммах добавочного резистора 2 катушки зажигания и на клемме «Р» транзисторного коммутатора должно иметь следующие пределы:

  1. На клемме добавочного резистора «Б» 12,0…12‚2 В, на клемме «ВК» — 9 В, на клемме «К» — 7…8 В.
  2. На клеммах катушки зажигания — 7…8 В.
  3. На клемме «Р» — транзисторного коммутатора — 3…4 В.

Если провода и приборы исправны, а на клемме «Р» транзисторного коммутатора напряжения нет, то это будет свидетельствовать, что транзисторный коммутатор неисправен и его следует заменить.

«В том случае, когда нет в наличии запасного транзисторного коммутатора, систему зажигания можно перевести на не транзисторную, установив конденсатор и катушку, зажигания Б 114-Б на Б13 с его добавочным сопротивлением.

Распределитель зажигания

Распределитель зажигания (рис.9-17) восьмиискровой, работает совместно с катушкой зажигания Б 114-Б предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам.

Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе щунтирующего конденсатора.

Основные данные технической характеристики распределителя зажигания приведены ниже.

Угол замкнутого состояния контактов прерывателя, 30

Усилие прижатия контактов, Н (гс) 5…6.5 (500…600)

Характеристика центробежного автомата:

Угол опережения по валику распределителя (градус) при частоте вращения (мин-1):

500 0.. .2

1000 4…5 .,65

1400 и более 8..10

Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания:

Угол опережения по валику распределители (градус) при разряжении (МПа (мм рт. ст.):

0,013 (100) о…1

0,023 (175) 1…3

0,042 (325) 5…7

0,053 (400) 7…9


Рис.9-18. Узлы и детали распределителя зажигания

1 — фильц; 2 — замочное кольцо; 3 и 9 — плоские шайбы; 4 — кулачок прерывателя; 5 и 8 — пружины пластин регулятора; 6 — пластины регулятора; 7 -ишак; 10 — пружина контакта; 11 - контакт; 12 — крышка; 13 - ротор; 14 — пружинная пластина бегунка; 15 - защелка крышки: 16 – рычажок прерывателя; 17 – корпус распределителя; 18 — кронштейн пружины; 19 — подвижный диск; 20 направляющая втулка; 21 – регулировочные гайки октан корректора; 22 - нижняя пластина октан-корректора; 23 - верхняя пластина октан-корректора; 24 — болт крещения пластин; 25 — штифт; 26 — хвостовик вала; 27 — втулка валика; 28 – масленка для смазывания кулачка; 29 — крышка фильца; 30 — кронштейн ‹: неподвижным контактом; 31 — провод первичной цепи; 32 и 33 — изоляторы; 34 — клейма низкого напряжения; 35 — шайба изолятора клеммы; 36 — фильц; 37 — вакуумный регулятор; 38 — пробка; 39 - пружина.

Разборка распределителя

Для разборки распределителя зажигания необходимо:

очистить распределитель, поступивший в ремонт от грязи, пыли и масляных пятен;

отвернуть один болт 24 (рис.9-18)крепления пластин октан корректора к корпусу распределителя, снять обе пластины 22 и 23 с корпуса в сборе с регулировочными винтами и кольцевой прокладкой между пластинами. Снять крышку 12, отстегнув обе защелки 15 крышки, снять ротор 1З и произвести дальнейшую разборку;

для снятия вакуумного регулятора 37 необходимо отвернуть два винта крепления его к корпусу 17 распределителя. Отвернуть один винт крепления тяги к подвижному диску 19, одновременно отсоединить один конец провода массы (перемычки). Отсоединить тягу от оси подвижного диска и снять вакуумный регулятор;

для снятия рычажка 16 прерывателя надо ослабить винт крепления клеммы провода первичной цепи и пружины, снять замочное кольцо рычажка, провод и рычажок прерывателя в сборе с пружиной;

Для снятия клеммы 34 первичной цепи надо отвернуть гайку крепления провода, отсоединить провод, снять внутренний изолятор 32 и вынуть из корпуса винт-клемму с наружным изолятором 33;

для снятия пластины с неподвижным контактом прерывателя необходимо отвернуть один винт крепления пластины к диску и снять пластину с оси при помощи отвертки;

для снятия подвижного и неподвижного дисков с подшипником в сборе отвернуть два винта крепления дисков к корпусу, при этом отсоединить провод массы, затем снять два держателя дисков и вынуть из корпуса распределителя оба диска в сборе с подшипником (рис.9-19). Шариковый подшипник, находящийся на диске следует опрессовывать только в случае его замены, так как он завальцован на нижней обойме диска;


Рис.9-19. Подвижный и неподвижный диски в сборе с подшипником вакуумного регулятора опережения зажигания

на подвижном диске в разжимном кронштейне установлен фетровый фильц, который при необходимости снимают, промывают и снова устанавливают на место.

Для разборки центробежного регулятора опережения зажигания нужно вынуть фильц (рис.9-20,а) из полости оси кулачка с помощью металлического острого стержня, вынуть замочное кольцо 7 крепления кулачки с помощью плоскогубцев (рис.9-20‚б), снять с валика упорную шайбу и кулачок 2в сборе с пластиной (рис.9-20,в).

Для снятия пластин (грузиков) 8 центробежного регулятора надо снять две опорные плоские шайбы с валика с помощью плоскогубцев, снять по две шайбы с ограничительных пальцев 5, снять со штифтов 6 две ограничительные пружины 4 плоскогубцами и снять с осей нижней пластины обе пластины (грузики) 3 регулятора. На рис.9-20,г показан в сборе центробежный регулятор опережения зажигания распределителя, а на рис. 9-20,д — валик В сборе с нижней пластиной.


Для снятия валика и выпрессовки втулок из корпуса распределителя нужно вывернуть масленку 28 (см. рис.9-18) и установить корпус 17 на верстак, подложив под муфту пустотелую металлическую подставку, выбить штифт 25 крепления муфты. Снять с конца валика муфту, плоскую упорную шайбу и вынуть из корпуса валик 7 в сборе с нижней пластиной, жестко укрепленной на нем. Выпрессовать втулки 27 валика из корпуса.

Проверка деталей распределителя зажигания

Осмотреть контакты на рычажке и неподвижной стойке прерывателя зажигания.

Если имеется износ и сильное подгорание контактов, необходимо рычажок и стойку неподвижного контакта заменить. Если контакты имеют небольшое окисление и подгорание, их следует зачистить.

При контактно-транзисторной системе зажигания через контакты прерывателя проходит только ток управления транзистора, а не полный ток катушки зажигания, поэтому почти полностью устраняются подгорание и эрозия контактов, и их не нужно зачищать.

В то же время необходимо особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как сила тока, проходящего через них, мала, и при наличии пленки окиси или масла контакты не проводят ток, поэтому их надо промыть бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, контакты нужно зачистить, т.е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием, не допуская съема металла, так как в результате этого сокращается срок службы контактов.


Рис.9-20. Разборка центробежного регулятора опережения зажигания прерывателя-распределителя 46.3706:

а- корпус с центробежным регулятором в сборе; б — снятие замочного кольца; в — корпус со снятым кулачком прерывателя; г — центробежный регулятор; д - валик в сборе с нижней властной; 1- фильц; 2 — кулачок; 3 — пластины (грузики); 4 — ограничительные пружины; 5 – ограничительные пальцы; 6 — штифты; 7 — замочное кольцо: 8 - пластина кулачка.

Сборка распределителя зажигания

Для установки валика распределителя необходимо запрессовать втулки 27 (см. рис.9-18) в корпус с натягом 0,05…0‚2мм и подогнать их по диаметр у валика с помощью развертки. Вставить валик в сборе, показанный на рис. 9-19,е в корпус, надев на него верхнюю упорную шайбу и муфту привода и закрепить ее штифтом, расклепав концы.

Валик во втулках корпуса должен вращаться свободно, без заеданий и заклинивания.

Для установки центробежного регулятора нужно установить на осях нижней подвижной пластины (грузики) см. рис.9-20‚ регулятора и соединить их ограничительными пружинами 4.Надеть на валик распределителя одну упорную шайбу, а на ограничительные пальцы 5 подвижных пластин (грузиков) по две плоских шайбы. Установить кулачок 2 со втулкой на валик распределителя в сборе с верхней подвижной пластиной 8, прорези которой направить на пальцы 5 пластин (грузиков) центробежного регулятора. Установить упорную шайбу на конец валика распределителя и закрепить кулачок прерывателя на валике замочным кольцом 7. После этого пропитать фетровый фильц 1 (см. рис.9-20‚а) маслом и вставить его в полость кулачка.

Установка и крепление прерывателя на подвижном диске могут быть произведены до установки дисков в корпус распределителя, а также тогда, когда подвижный диск установлен и закреплен в корпусе распределителя, что чаще встречается на практике.

Установить в корпус не подвижный и подвижный диски в сборе с подшипником и закрепить их двумя винтами с пружинными шайбами.

Установить клемму первичной цепи с изоляторами, присоединить к ней один конец провода и закрепить гайкой.

Установить пластину с не подвижными контактом на ось рычажка прерывателя, при этом в вильчатый конец пластины должен войти эксцентрик для регулировки зазора контактов, после чего надо предварительно закрепить пластину винтом.

Затем установить на ось рычажок прерывателя с ленточной пружиной в сборе, подсоединить ее к винту крепления и зажать винтом, после чего закрепить провод первичной цепи.

Установить вакуумный регулятор, надев его тяп на ось подвижного диска, закрепить корпус вакуумного регулятора двумя винтами, предварительно вставив в него пружину, регулировочные шайбы и закрепить гайкой с уплотнительной шайбой. Вакуумный регулятор устанавливается так, чтобы его тяга повернула подвижной диск в его крайнее положение, соответсвующее позднему зажиганию.

Это положение регулируют путем передвижения корпуса вакуумного регулятора относительно корпуса распределителя, повертывая его вокруг за счет овальных отверстий корпуса вакуумного регулятора. Если этого будет недостаточно, необходимо регулировать шайбами, которые установлены между торцами пружины вакуумного регулятора и торцом штуцера. Точную регулировку выполняют на приборе.


Рис.9-21. Регулировка прерывателя-распределителя

а - вид сверху; б — регулировка зазора контактов; с — проверка упругости пружины динамометром; 1 — кулачок; 2 — регулировочный эксцентрик; З -пластина; 4- ось; 5 — рычажок; 6 — пружина; 7 и 8 — винты; 9 и 10 — контакты; 11 — изолятор; 12 — фетровый фильц; 13 — клемма; 14 — щуп; 15 — отвертка; 16 — динамометр; 17 - пластины спин-корректора; 18 — регулировочные гайки; 19 — вакуумный регулятор

Установить на корпус распределителя пластины октан корректора и закрепить их.

При сборке распределителя необходимо смазать чистым маслом для двигателя ось рычажка прерывателя, кулачок прерывателя и ось кулачка.

Кроме того, необходимо смазать консистентной смазкой втулки валика через масленку, ввернутую в корпус распределителя

Регулировку зазора между контактами прерывателя можно производить на распределителе, снятом с двигателя или установленном на нем. Проверку упругости пружины прерывателя и регулировку регуляторов опережения зажигания следует производить только на распределителе, снятом с двигателя.

Для регулировки зазора в контактах прерывателя надо установить кулачок (рис. 9- 21) в положение, при котором контакты максимально раздвинуты, и замерить величину выступов кулачка.

При регулировке зазора надо ослабить винт 8 крепления пластины 3 с неподвижным контактом 10 и, вращая отверткой регулировочный эксцентрик 2, установить по щупу 14 толщиной 0,35 мм, затем затянуть винт 8 и снова проверить величину зазора чистым щупом, предварительно протерев его смоченной в бензине тряпкой.

Зазор между контактами прерывателя должен быть равен 0,3…0,4 мм.

После регулировки зазора необходимо проверить упругость пружины 6 рычажка 5 прерывателя. Слабая пружина может вызывать перебои в зажигании при работе двигателя

на большой частоте вращения двигателя, а сильная пружина с большёй упругостью - ускоренный износ контактов распределителя и выступов кулачка. Упругость пружины проверяют динамометром 16, концом которого захватывают за рычажок 5 и натягивают до момента появления зазора (разрыва) в контактах. Усилие в этот момент должно составлять 500…650 гс.

Проверка центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания может быть проведена только на приборе, имеющем искровой разрядник, привод от электродвигателя с переменной частотой вращения якоря и вакуумный насос с вакуум манометром.

Шкалу октан-корректора устанавливают в зависимости от октанового числа бензина, на котором работает двигатель. Точность установки опережения зажигания определяют по шкале октан-корректора и осуществляют регулировочными гайками 18.

Установку распределителя зажигания на двигатель см главу «Двигатель».

Свечи зажигания

Свечи зажигания не разборные, с резьбой М14х1‚25, типа АН с помехоподавляющими резисторами СЭПО (рис.9-22). Нормальную и бесперебойную работу свечи зажигания можно получить в случае, когда нижняя часть изолятора имеет температуру нагрева 500…600 °С. При таком тепловом режиме наилучшим образом происходит самоочищение юбки изолятора свечи от копоти и нагара.

Если температура юбочки изолятора снижается до 450 °С, на ней происходит отложение нагара, это вызывает утечку тока на «массу» и двигатель начинает работать с перебоями. Отложению нагара на юбочке изолятора способствуют продолжительная работа двигателя на холостом ходу на малой частоте вращения коленчатого вала, а также длительное движение автомобиля на малой скорости на четвертой или пятой Передачах.


При закопченных свечах, когда на юбочках изоляторов копоть сухая, пуск холодного двигателя становится затрудненным; при увлажнении поверхности юбочки изолятора топливом пуск двигателя невозможен.

При температуре нижней части изолятора 750 °С наступает «калильное» зажигание, то есть воспламенение смеси происходит от раскаленной свечи, а не от искры, своевременно поданной к ее электродам.

Неисправные свечи, снятые с автомобиля подвергают проверке и очистке. При наружном осмотре выявляют выкрашивание изоляторов, видные трещины или поломку электродов. Такие свечи следует заменить.

Очистку и проверку свечей зажигания производят на приборе модели 514-2М (рис.9-23).

Для очистки свечу 10 ввертывают в отверстие с уплотнителем, где под действием сжатого воздуха и частиц песка происходит очистка свечи в течение 5.. .10 с. 1 — провод высокого напряжения; 2 — втулка наконечника; 3 – контакт наконечника; 4 - наконечник свечи; 5 — изолятор свечи; 6 – внутреннее уплотнительное кольцо; 7 — корпус свечи; 8 — уплотнительное кольцо; 9 Центральный электрод; 10 — боковой электрод


Рис.9-22. Свечи зажигания:

1 — провод высокого напряжения; 2 — втулка наконечника; 3 – контакт наконечника; 4- наконечник свечи; 5- изолятор свечи; 6- внутреннее уплотнительное кольцо; 7- корпус свечи; 8- уплотнительное кольцо; 9- центральный электрод; 10- боковой электрод

После этого свечу вывертывают, обдувают в гнезде 8 сжатым воздухом, проверяют зазор между электродами свечи и при необходимости подгибают боковой электрод для получения зазора определенной величины. Зазор должен быть 0,5.. .,0 6 мм.

Перед проверкой зазора необходимо зачистить центральный и боковой электроды свечи.

Испытание свечей производят под давлением 0 8…0 9 МПа (8..9 кгс/см2)‚ контролируемым манометром 6. Для испытания свечу 28 ввертывают с уплотнением в гнездо и соединяют проводом 26 с катушкой зажигания, расположенной внутри корпуса прибора. Ток включают контактной кнопкой 24 и ведут наблюдение за работой свечей зажигания через глазок камеры 1, при этом в исправной свече искра должна появляться без перебоев. Для сравнительной оценки искры во второе гнездо ввертывают контрольную свечу 27.

Перебои в искрообразовании, отсутствие искры, искренне через трещины в изоляторе будут указывать на неисправность свечи и на необходимость ее отбраковки.

Перебои в искрообразовании и отсутствие искры при одновременном наличии искры на контрольной свече указывают на неисправность свечи и в первую очередь на неправильный зазор между электродами.


Рис.9-23. Схема прибора модели 514-2М для очистки и про верки свечей зажигания:

1- глазок камеры для проверки свечей зажигания на искрообразование; 2 — резиновая мембрана; 3 — регулировочный винт. 4 — регулировочный винт клапана подачи воздуха в пескоструйную камеру для очистки свечи; 5 — регулировочный винт клапана подачи воздуха в гнездо для обдува свечи; б — манометр; 7 — шланг подвода воздуха от компрессора к прибору; 8 — гнездо для общин свечи; 9 — рабочее сопло; 10 — свеча, устанавливаемая дня пескоструйной очистки; 11 – сменная резиновая манжета для установки свечи при ее очистке; 12 – корпус пескоструйной камеры; 13 — центральный электрод разрядника; 14 — песок, применяемый для очистки свечей; 15 — вторичная обмотка индукционной катушки; 16 — контактная пластина, соединяющая вторичную обмотку с «массой»; 17 — первичная обмотка индукционной катушки; 18 — карболитовый корпус индукционной катушек 19 — металлический кожух катушки; 20 — конденсатор; 21 – подвижный контакт прерывателя; 22 — неподвижный (регулировочный) контакт прерывателя; 23 провод, подводящий ток к прибору; 24 — кнопка включения индукционной катушки; 25 — соединительный провод (перемычка); 26 — провод высокого напряжения; 27 - контрольная свеча: 28 ‹ проверяемая свеча; 29 — корпус воздушной камеры прибора

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Страница 1 из 2

Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях. Схема системы зажигания показана на рис. 1.

Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей СН-307В проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, выключателя зажигания ВКЗ50 и добавочного резистора СЭЗ26, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.

Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.

(рис. 2) экранированная, герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.

Добавочный резистор (рис 3) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах. Нихромовая спираль 3 смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.

Концы спирали соединены с выводными клеммами 1, укрепленными на изоляционных втулках 2, установленных в металлическом дне корпуса. При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора)

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающей среды не выше 70˚ С и не ниже минус 60° С.

В условиях эксплуатации он не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется.

Для проверки работоспособности коммутатора на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)

Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменяя частоту вращения датчика-распределителя от 20 до 1600 мин -1 , можно наблюдать устойчивое искрообразование на разрядниках.

При использовании генератора вместо датчика на генераторе устанавливается выходное напряжение синусоидальной формы амплитудой 2 - 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разряднике, подключенном непосредственно к катушке зажигания.

Отсутствие искрообразования указывает на неисправность коммутатора, который необходимо заменить.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Обычная система зажигания

Для автомобиля ЗИЛ-130 была принята обычная система батарейного зажигания, включающая следующие аппараты: распределитель Р-4В, катушку зажигания Б-13 и свечи А-15Б.

Аппараты зажигания, принятые для установки на автомобиле ЗИЛ-130, имели следующие конструктивные особенности, обеспечивающие их надежность. Высоковольтные детали распределителя (крышка и бегунок) изготовлены из новой пластмассы с минеральным наполнителем вместо древесной муки, применявшейся ранее. Крышки имеют развитую ребристую поверхность, что значительно уменьшает возможность поверхностного электрического разряда даже при значительном увлажнении. Прерывательный механизм снабжен рычажной малоинерционной системой особой конструкции. Параллельно контактам прерывателя включен малогабаритный самовосстанавливающийся конденсатор, который даже в случае многократных пробоев полностью сохраняет работоспособность.

Для шарикоподшипника пластины прерывателя применена литиевая смазка, значительно увеличивающая его срок службы, а для мембраны вакуумного регулятора опережения зажигания в качестве материала использован обрезиненный капрон, обеспечивающий высокую долговечность регулятора.

Повышена чистота обработки валика и вкладышей для увеличения износостойкости. На валике сделана маслоотгонная канавка, препятствующая попаданию масла из двигателя в полость прерывателя. Изменена конструкция изоляторов вывода низкого

напряжения, для которых применен пластичный термопласт, вместо хрупкой термореактивной пластмассы.

На двигателе ЗИЛ-130 устанавливается катушка зажигания Б-13, имеющая наилучшие для двигателей ЭИЛ-130 характеристики. Принципиально новое в этой катушке - выполнение изоляции обмоток вместо применяемой ранее пропитки обмоток и заливки их компаундом, обмотки катушки помещены в герметичный корпус и залиты трансформаторным маслом. Это исключает наличие пузырьков воздуха между витками обмоток, кроме того, трансформаторное масло, улучшая отвод тепла, одновременно служит диэлектриком, который не подвержен окислению и не сохнет.

Крышка катушки Б-13 изготовляется из улучшенной высоковольтной пластмассы с минеральным наполнителем; кроме того, установка внутренней изоляционной втулки на выступающую часть сердечника устранила возможность появления внутренних электрических перекрытий.

Применение ввертываемого вывода повысило надежность крепления высоковольтного провода.

Экспериментальные и доводочные работы по системе зажигания включали выбор характеристики регулятора опережения зажигания; тепловой характеристики свечи зажигания; характеристик катушки зажигания; емкости конденсатора прерывателя; уточнение положения октан-корректора; проведение эксплуатационных и стендовых испытаний, а также повышение надежности аппаратов.

Характеристики регуляторов опережения зажигания определяют при испытании двигателей.

Свечи зажигания. Предварительный выбор свечей зажигания проводился при моторных испытаниях свечей А16У, А14У, А11У, А15Б, А13Б. Зазор между электродами свечей зажигания был установлен 0,65-0,7 мм. Калильные числа их по шкале Бош, измеренные на установке НИИавтоприборов, приведены ниже:

Свеча зажигания............А16У А14У А11У А15Б А13Б

Калильное число. .. .........135 145 165 160 180

Свечи зажигания испытывали на лабораторных образцах двигателей ЗИЛ-130 на топливе с октановым числом 76 при полной мощности (n = 3200 об/мин) и холостом ходе (n = 400 об/мин). На режиме полной мощности двигатели работали с каждой свечой зажигания в течение 10 мин. Для ужесточения режимов работы двигателя испытания проводились при температуре охлаждающей воды и масла 90° С и при более раннем угле опережения зажигания. Продолжительность испытаний на режиме холостого хода составляла 2 ч при температуре охлаждающей воды и масла 18-20° С.

Ниже приведено снижение мощности двигателя в результате появления калильного зажигания при полностью открытой

Дроссельной заслонке и различных свечах зажигания:

Свеча зажигания .... А16У А14У A 11У А15Б А13Б

Снижение мощности в % 13 1,6 1,4 1,2 1,2

Таким образом наибольшее снижение мощности наблюдается при работе двигателя со свечами А16У.

После испытаний двигателя на холостом ходу все свечи зажигания имели слабый налет копоти и стендовые испытания не позволили выбрать тип свечи по этому параметру.

По верхнему пределу тепловой характеристики выбиралась свеча зажигания, не дающая калильного зажигания и имеющая наименьшее калильное число. Так как свечи зажигания А14У и А11У имели тальковое уплотнение и герметичность их была недостаточно надежна, то для дальнейших испытаний была оставлена свеча зажигания А15Б; она выдержала испытания и была принята к установке на двигатели ЗИЛ-130.

Испытание свечей зажигания на искрообразование производится на специальной установке, состоящей из камеры со штуцером, через который подается сжатый воздух, с резьбовым отверстием для свечи и смотровыми окнами для наблюдения за искрообразованием, источника постоянного тока с напряжением 12 В, стандартной системы зажигания, разрядников, включенных параллельно испытуемым свечам зажигания, выпрямителя и соединительных проводов. Длина проводов, соединяющих распределитель с испытываемыми свечами зажигания, не должна превышать 1 м.

При проверке на бесперебойность пскрообразования давление в камере устанавливается равным 9 кгс/см2, а зазор между иглами разрядника 16 мм. Частота вращения валика распределителя равна 500 об/мин. На центральном электроде свечи зажигания полярность импульса должна быть отрицательной. Искрообразование свечи зажигания считается бесперебойным, если при визуальном наблюдении искры между ее электродами проскакивают бесперебойно. Допускается появление одиночных искр на электродах разрядника, но не более 10 за 30 с.

Испытание на герметичность свечи зажигания производится иа той же установке, только без подключения высокого напряжения. Давление в камере в этом случае равно 10 кгс/см2. Продолжительность проверки 30 с. В состоянии поставки свеча зажигания должна быть герметичной. В процессе эксплуатации допускается просачивание воздуха по соединениям свечи до 10 см3/мин.

При определении негерметичности свечу зажигания погружают в стакан с жидкостью (бензин БР-1 «галоша») так, чтобы ее уровень был выше изолятора свечи. Количество просачивае-мого воздуха измеряют с помощью пьезометрической трубки.

Термостойкость свечи зажигания проверяют, нагревая ее ввертную часть в течение 10 мин при температуре 700° С в муфельной или тигельной электрической печи. Испытуемые свечи зажигания устанавливают в отверстие пластины толщиной, равной длине ввертной части свечи. Пластина состоит из двух стальных листов каждый толщиной 1,5 мм и асбестовой прокладки между ними. Диаметр отверстий под свечу зажигания на 0,5 мм больше диаметра ее ввертной части. Пластину до установки свечей зажигания прогревают вместе с электропечью. Температуру печи замеряют при помощи термопары, расположенной в центре пластины и опущенной на 50 мм ниже ее.

Изоляторы свечи зажигания на электрическую прочность проверяли на испытательной установке модели ТУ-235, которая представляет собой высоковольтный трансформатор с переменным коэффициентом трансформации. Вторичное напряжение трансформатора достигает 60 кВ. Проверка электрической прочности производится в трансформаторном масле, имеющем пробивное напряжение не ниже 40 кВ. Электрод, накладываемый на внешнюю поверхность пояска изолятора свечи зажигания с охватом фасок, должен быть из алюминиевой фольги толщиной 0,01 мм. Напряжение прикладывается между электродом из алюминиевой фольги и центральным электродом.

Изолятор должен выдерживать эффективное напряжение 18 кВ в течение 30 с. Напряжение увеличивается плавно со скоростью 1-2 кВ в секунду.

Распределитель . Предложенная заводом на основании испытаний двигателей характеристика центробежного регулятора опережения зажигания была несколько уточнена заводом АТЭ-2 применительно к действующему технологическому процессу. Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, а также бесперебойность пскрообразованпя проверяли на специальном стенде. Распределитель крепится на стойке и его вал при помощи переходной муфты соединяется с электродвигателем постоянного тока, частоту вращения которого можно плавно менять от 0 до 3000 об/мин. С соединительной муфтой связан вращающийся диск, в двух прорезях которого расположены специальные неоновые лампы, включенные в электронную схему. Задающие импульсы снимаются с контактов прерывателя, конденсатор при этом должен быть отключен. Схема может работать в двух режимах: с подачей импульса на неоновые лампы в момент размыкания или в момент замыкания контактов прерывателя. Вспышка неоновых ламп фиксируется по поворотному лимбу и указывает угол опережения зажигания. Цена деления лимба 1°.

Стенд имеет устройство для создания вакуума при проверке вакуумного регулятора опережения зажигания и игольчатые разрядники для проверки бесперебойности ценообразования.

В процессе заводских испытаний, а также в начале эксплуа-

тадии был отмечен повышенный износ контактов прерывателя. Для уменьшения этого износа были проведены испытания распределителей с конденсаторами емкостью 0,2 мкФ, применявшимися в то время, и емкостью 0,3 мкФ. Испытания показали, что при увеличении емкости конденсатора до 0,3 мкФ уменьшается износ контактов, а вторичное напряжение снижается примерно на 0,2 кВ. При дальнейшем увеличении емкости конденсатора износ контактов возрастает.

Катушка зажигания . При выборе катушки зажигания, имеющей наилучшие характеристики применительно к двигателю

ЗИЛ-130, сравнивались три катушки Б-13, Б-7А и Б-1. Были измерены емкости проводов высокого напряжения и прочих элементов вторичной цепи, а также пробивные напряжения непосредственно на двигателе при различных зазорах между электродами и вторичные напряжения, развиваемые различными катушками зажигания при работе с распределителем Р-4В. Ниже приведена емкость проводов к свече зажигания каждого цилиндра (в пкФ):

Цилиндр........................... .1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й

Емкость провода к свече............55 45 43 23 45 40 27 23

Пробивные напряжения (см. табл. 79) измеряли с помощью

Шарового разрядника с кварцевой лампой при провертывании холодного двигателя и при его работе на режиме полной мощности с минимальными углами опережения зажигания.

79. Пробивные напряжения свечей зажигания (в кВ)

Зазор в све­чах зажига­ния в мм

Режим пуска при п

в об/мин

Рабочий режим при п в об/мин

80

150

500

1000

1500

1600

12,5

13,1

13,8

13,4

13,8

14,3

11,2

10,3

13,6

14,1

14,5

12,7

11,8

Вторичное напряжение, развиваемое катушками Б-13, Б-7А и Б-1 при работе с распределителем Р-4В в рабочем диапазоне, замеряли разрядником с кварцевой лампой при напряжении питания 12 В (табл. 80). Вторичное напряжение, развиваемое этими же катушками при пуске двигателя, измеряли при напряжении питания 8 В и закороченных добавочных резисторах.

Для оценки работы системы зажигания были вычислены коэффициент эксплуатации Ка, показывающий относительное уменьшение напряжения, которое катушка может развить на автомобиле, по сравнению с напряжением, полученным в лабо-

раторных условиях, и коэффициент запаса Ks, показывающий запас напряжения катушки по отношению к пробивному напряжению.

Коэффициент запаса катушек зажигания дан в табл. 81.

81. Коэффициент запаса катушек зажигания

Зазор в свече зажигания в мм

Пуск

двигателя

Режим максималь­ного пробивного напряжения (п=500 об/мнн)

Режим макси­мальной частоты вращения

Катушка зажигания Б-13

1,85

1,605

2,57

1,79

1,405

1,95

1,76

1,24

1,56

Катушка зажигания Б-1


Зажигание батарейное, контактно-транзисторное. Схема включения приборов зажигания показана на .

В систему зажигания входят катушка зажигания, распределитель, транзисторный коммутатор, добавочное двухсекционное сопротивление, провода высокого напряжения, свечи, а также выключатель зажигания.

Катушка зажигания находится под капотом на переднем щите кабины. Она имеет два выводных зажима обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за правильностью присоединения проводов. К выводу „К" () надо подсоединить провода от одноименных выводов коммутатора и добавочного сопротивления, к выводу без маркировки - провод от коммутатора.

Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо. На хомуте катушки зажигания Б114-Б имеется надпись „Только для транзисторной системы".

Добавочное сопротивление, состоящее из двух последовательно соединенных сопротивлений, установлено рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером одно из сопротивлений последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, чем достигается увеличение напряжения в момент пуска.

Необходимо следить за правильностью подсоединений проводов к выводам добавочного сопротивления: к выводу „ВК" должен быть присоединен провод от стартера, к выводу „ВК-Б" - провод от выключателя системы зажигания, а к выводу „К" - провод от вывода катушки зажигания.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Установлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных.

В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него. Положение I - включен вывод „КЗ" (зажигание) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II - включены выводы „КЗ" (зажигание) и „СТ" (стартер) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II нефиксированное; возврат в положение I осуществляется пружиной после снятия усилия с ключа.

Распределитель () восьмиискровой, работает совместно с катушкой зажигания Б114-Б, предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам.

Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора. На корпусе распределителя Р137 прикреплена фирменная табличка с надписью „Только для транзисторной системы зажигания".

Если по каким-либо причинам распределитель зажигания должен быть на автомобиле заменен, то вместо распределителя Р137 можно использовать также распределители Р4-В или Р4-В2, сняв с них предварительно конденсатор.

При контактно-транзисторной системе зажигания контакты прерывателя нагружены только током управления транзистора, а не полным током катушки зажигания, поэтому почти полностью устраняется подгорание и эрозия контактов и их не нужно зачищать абразивом.

Следует особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как ток, разрываемый ими, весьма мал и при контактах, покрытых пленкой масла или окиси, он не сможет пробить пленку.

При замасливании контактов необходимо их промывать чистым бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то контакты нужно „засветлить", т. е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой, не допуская при этом съема металла, так как это сокращает срок службы контактов.

Провода высокого напряжения марки ПВВ, идущие от распределителя к свечам, имеют изоляцию из полихлорвинилового пластиката и металлическую жилу.

В наконечниках проводов со стороны свечей предусмотрены демпфирующие сопротивления (8000-12 000 Ом).

Свечи зажигания неразборные, с резьбой М14Х1.25 мм.

Не следует допускать продолжительной работы двигателя на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и длительного движения автомобиля с небольшой скоростью на пятой передаче, так как при этом юбочка изолятора свечи покрывается копотью, возникают перебои в работе свечи (при последующих пусках холодного двигателя) и поверхность изолятора увлажняется топливом.

При закопченных свечах (когда на юбочках изолятора копоть сухая) пуск холодного двигателя затрудняется; при увлажненной топливом поверхности изолятора пуск двигателя невозможен.

Исправная работа свечей в большой степени зависит от теплового состояния двигателя. При низкой температуре воздуха двигатель нужно утеплять (использовать утеплительный капот, закрывать жалюзи радиатора).

После пуска холодного двигателя не следует сразу трогать автомобиль с места, так как при недостаточном прогреве свечей могут появиться перебои в их работе.

При движении автомобиля после продолжительной стоянки перед переходом на высшие передачи нужно применять длительные разгоны.

Свечи работают с перебоями при несоблюдении правил пуска двигателя или когда во время движения допускают обогащение рабочей смеси топливом путем прикрытия воздушной заслонки карбюратора.

При появлении перебоев в работе свечей нужно прочистить их и проверить зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,85-1 мм (при эксплуатации зимой рекомендуется уменьшить зазор до 0,6-0,7 мм).

Чтобы отрегулировать зазор между электродами, надо подгибать только боковой электрод. При подгибании центрального электрода разрушается изолятор свечи.

Неисправная работа свечей - одна из причин разжижения масла в картере двигателя. При обнаружении разжиженного масла его необходимо заменить, а свечи проверить и устранить неисправность.

При техническом обслуживании автомобиля необходимо выполнять следующее:

1. Проверять крепление проводов к аппаратам зажигания.

2. Очищать от грязи и масла поверхности распределителя, катушки, свечей, проводов и особенно клеммы проводов.

3. Так как контактно-транзисторная система зажигания развивает более высокое вторичное напряжение, чем стандартная, следует тщательно следить за чистотой внутренней и внешней поверхностей крышки распределителя во избежание образования перекрытий между выводами высокого напряжения. Нужно протирать крышку снаружи и внутри чистой тряпкой, смоченной в бензине, а также протирать электроды крышки, ротор и пластину прерывателя.

4. Проверять и в случае необходимости регулировать зазор между контактами прерывателя, который должен быть равен 0,3-0,4 мм.

Зазор необходимо регулировать в следующем порядке: повернуть валик распределителя так, чтобы установился наибольший зазор между контактами; ослабить винт, крепящий стойку неподвижного контакта; повернуть отверткой эксцентрик так, чтобы в зазор между контактами плотно входил щуп толщиной 0,35 мм, не отжимая рычажок; затянуть винт; проверить зазор чистым щупом, предварительно протерев его смоченной в бензине тряпочкой.

Во избежание поломки ребер, центрирующих крышку распределителя в корпусе, необходимо при снятии крышки освобождать обе пружинные защелки, крепящие ее. Крышку нельзя перекашивать.

5. Заливать (в сроки, указанные в таблице смазки) во втулку кулачка, в ось рычага прерывателя, на фильц смазки кулачка масло, применяемое для двигателя. Для смазки валика распределителя нужно проворачивать крышку колпачковой масленки, заполненной консистентной смазкой, на 1/2 оборота.

Слишком обильная смазка втулки, кулачка и оси рычага прерывателя вредна, так как возможно забрызгивание контактов маслом, что вызывает образование нагара на контактах и перебои в зажигании.

6. Через одно ТО-2 или в случае возникновения перебоев в работе системы зажигания осмотреть свечи. При наличии нагара очистить их, проверить и отрегулировать зазор между электродами, подтягивая боковой электрод.

При ввертывании свечей в те гнезда, доступ к которым не вполне свободен, для обеспечения правильного направления резьбовой части целесообразно использовать ключ. Для этого свечу вставляют в ключ и слегка заклинивают в нем кусочком дерева (хотя бы спичкой), чтобы она не выпала из ключа. После того как свеча ввернута в гнездо и затянута, ключ с нее снимают. Момент затяжки свечи 3,2-3,8 кгс-м (32-38 Н-м).

7. Катушка зажигания, добавочное сопротивление и транзисторный коммутатор не нуждаются в специальном уходе. В процессе эксплуатации по мере необходимости надо протирать пластмассовую крышку катушки и оребренную поверхность корпуса коммутатора, а также следить за исправностью проводки и надежностью крепления наконечников к зажимам катушки, сопротивления и коммутатора.

8. Следует также проверять надежность фиксации проводов высокого напряжения в гнездах крышки распределителя и катушки зажигания, особенно центрального провода, идущего от катушки к распределителю.

Транзистор и большинство других узлов транзисторного коммутатора залиты эпоксидной смолой, поэтому коммутатор разборке и ремонту не подлежит.

При возникновении каких-либо неисправностей в работе системы зажигания нельзя менять местами провода, присоединенные к коммутатору или к сопротивлению.

В момент пуска двигателя одна из секций добавочного сопротивления замыкается накоротко, так как питание к коммутатору подается в это время по проводу, соединяющему вывод „КЗ" тягового реле стартера со средним выводом „ВК" добавочного сопротивления. Этим компенсируется снижение напряжения на аккумуляторной батарее во время пуска двигателя из-за заряда ее током большой силы (это снижение напряжения особенно заметно зимой при пуске непрогретого двигателя). В случае короткого замыкания в проводе или при неисправности контактной системы тягового реле одна из секций сопротивления СЭ107 имеет большую силу тока; сопротивление перегревается и может перегореть.

Если сопротивление или его вывод „ВК" сильно перегреется, надо отсоединить провод от сопротивления и обмотать наконечник этого провода изоляционной лентой. Присоединить провод можно только после тщательной проверки всей цепи и устранения неисправности, вызывавшей большой нагрев сопротивления.

Если сопротивление СЭ107 (или одна из его секций) перегорело, нельзя допускать движения автомобиля с перемычкой, замыкающей накоротко сгоревшую часть сопротивления, так как при этом может выйти из строя транзисторный коммутатор.

При большом вторичном напряжении, развиваемом контактно-транзисторной системой зажигания, увеличение зазора в свечах (даже до 2 мм) не вызывает перебоев в работе зажигания. Однако в этом случае изоляционные детали высокого напряжения системы (крышка распределителя и катушки зажигания, изоляция вторичной обмотки катушки и т. п.) длительное время оказываются под повышенным напряжением и выходят преждевременно из строя. Поэтому необходимо проверять и в случае необходимости регулировать зазоры в свечах, устанавливая рекомендованный инструкцией зазор (0,85-1 мм).

Предупреждения:

1. Нельзя оставлять зажигание включенным при неработающем двигателе.

2. Нельзя разбирать транзисторный коммутатор.

3. Нельзя менять местами провода, подключенные к коммутатору или сопротивлению.

4. Нельзя замыкать накоротко сопротивление или его части перемычками.

5. Необходимо поддерживать нормальный зазор в свечах зажигания.

6. Необходимо следить за правильностью включения аккумуляторной батареи на автомобиле.

Установка зажигания при сборке двигателя или на двигателе, с которого снимался привод распределителя

Установку зажигания () необходимо производить в следующем порядке:

1. Вывернуть свечу первого цилиндра (номера цилиндров отлиты на впускной трубе).
2. Установить поршень первого цилиндра перед в.м.т. хода сжатия, для чего:

Закрыть отверстие для свечи бумажной пробкой и провернуть коленчатый вал до выталкивания пробки;

Продолжая медленно поворачивать коленчатый вал, совместить метка 2 на шкиве коленчатого вала с риской у цифры 9 (опережение зажигания 9° до в.м.т.) на выступе указателя 1 установки зажигания.

3. Расположить паз на верхнем торце вала привода распределителя () так, чтобы он находился на одной линии
с рисками 3 на верхнем фланце 4 корпуса привода распределителя.

4. Вставить привод распределителя в гнездо в блоке цилиндров, обеспечивая к началу зацепления шестерен соосность
отверстий под болты в нижнем фланце 2 корпуса привода и резьбовых отверстий в блоке. После установки привода распредели
теля в блок угол между пазом на валу привода и линией, проходящей через отверстия на верхнем фланце, не должен превышать
±15°, а паз должен быть смещен к передней части двигателя.

Если угол отклонения паза превышает ±15°, то следует переставить шестерню привода распределителя на один зуб относительно шестерни на распределительном валу, что обеспечит после установки привода в блок величину угла в заданных пределах. Если при установке привода распределителя между его нижним фланцем и блоком остается зазор (что свидетельствует о несовпадении выступа на нижнем конце вала привода с пазом на валу масляного насоса), то необходимо провернуть коленчатый вал на два оборота, одновременно надавливая на корпус привода распределителя.

После установки привода в блок следует удостовериться в совпадении метки 2 () на шкиве коленчатого вала с риской у цифры 9 на указателе 1 установки зажигания, расположении паза в пределах угла ±15° и в его смещении к передней части двигателя. Выполнив перечисленные условия, привод необходимо закрепить.

5. Совместить указательную стрелку верхней пластины 12 () октан-корректора с риской 0 шкалы на нижней пластине 22 и это положение зафиксировать гайками 20.

6. Ослабить затяжку болта 11 крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора так, чтобы корпус распределителя провертывался относительно пластины с некоторым усилием, и расположить болт посередине овальной прорези. Снять крышку и установить распределитель в гнездо привода так, чтобы вакуум-регулятор был направлен вперед (электрод ротора должен находиться под контактом первого цилиндра на крышке распределителя и над зажимом вывода низкого напряжения на корпусе распределителя). При данном положении деталей проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя.

7. Установить момент зажигания по началу размыкания контактов, которое можно определить при помощи контрольной лампы напряжением 12 В (сила света лампы не более 1,5 св), присоединенной к выводу низкого напряжения распределителя и массе корпуса.

Для установки момента зажигания следует:

а) включить зажигание;

б) медленно поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до положения замкнутого состояния контактов прерывателя;

в) медленно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до момента загорания контрольной лампы. При этом
для устранения всех зазоров в сочленениях привода распределителя следует отжимать ротор также в направлении против часовой стрелки.

В момент загорания контрольной лампы вращение корпуса прекратить и мелом отметить взаимное расположение корпуса распределителя и верхней пластины октан-корректора.

Правильность установки момента зажигания проверить повторным выполнением пунктов а и б и в случае совпадения меловых отметок осторожно вынуть распределитель из гнезда привода, затянуть болт крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора (не нарушая взаимного расположения меловых отметок) , и вновь вставить распределитель в гнездо привода.

Болт крепления распределителя к пластине можно затянуть, не вынимая распределитель из гнезда привода, если применить специальный ключ с укороченной рукояткой.

8. Установить на распределитель его крышку и присоединить провода высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком зажигания цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8), учитывая, что ротор распределителя вращается по часовой стрелке.

Момент зажигания в двигателях, с которых снимали распределитель, но не снимали его привод, следует устанавливать в соответствии с указанием пп. 1-3, 6-8.

Установку зажигания на двигателе необходимо уточнять с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) следующим образом:

1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью 30 км/ч.

2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч; при этом надо прислушиваться к работе двигателя.

3. При сильной детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указательную стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком „ -".

4. При полном отсутствии детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком „ + ".

В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.

Каждое деление на шкале октан-корректора соответствует изменению угла опережения зажигания в цилиндре, равному 4°.

На автомобиле ЗИЛ-131 установлена экранированная, герметизированная, бесконтактно-транзисторная система зажигания.

Система зажигания состоит: аккумуляторная батарея, включатель зажигания, катушка зажигания, дополнительное сопротивление, распределитель зажигания, транзисторный коммутатор, электромагнитный датчик, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания.

Распределитель Р-351 герметизированный, экранированный, восьми искровой, с центробежным регулятором опережения зажигания, бесконтактный. Распределитель предназначен для управления работой коммутатора и распределения импульсов высокого напряжения по цилинд­рам двигателя в необходимой последовательности.

Для плавной регулировка угла опережения зажигания в зависи­мости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состо­ящий из двух пластин, одна, из которых прикреплена болтом к корпусу распределителя, а другая – двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров).

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса.

Рис.3. Схема системы зажигания ЗИЛ-131.

1-аккумуляторная батарея. 2-включатель зажигания. 3- добавочный резистор. 4-транзисторный коммутатор. 5- катушка зажигания. 6-свеча зажигания. 7-распределитель зажигания.

Распределитель имеет датчик импульсов для управления моментом искрообразования системы зажигания.

Основными элементами датчика являются статор и ротор. Статор представляет собой обмотку, включенную в специальный корпус, а ротор- постоянный магнит с восемью парами полюсов.

Ротор получает вращение от вала распределителя через центробежный регулятор.

Катушка зажигания Б-118 герметичная, экранированная, прикреплена к щиту каби­ны под распределителем.

Катушка зажигания Б118 пред­назначена для работы только с транзисторным коммутатором ТК-200. Применение катушек других типов недопустимо.

Сердечник набран из тонких листов электротехнической стали. Обмотки низкого и высокого напряжения залиты маслом. Катушка представляет собой повыша­ющий трансформатор, первичная обмотка которого содержит 260 вит­ков провода ПЭЛ диаметром 1,04 мм, а вторичная - 30.000 витков провода той же марки диаметром 0,06 мм. Обмотки катушек между собой не соеди­няется, один конец вторичной обмотки выведен на корпус ("массу"), поэтому при установке катушки очень важно обеспечить надежный контакт ее корпуса с шасси автомобиля.

Поверх вторичной обмотки выполнена первичная, чем обеспечивается лучший отвод тепла от катушки.

Коммутатор транзисторный ТК-200 предназначен для необходимо­го усиления и коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Транзисторный коммутатор собран на кремниевых тран­зисторах типа п-р-п и имеет четыре экранированных штепсельных разъема (КЗ, Д и два ВК) и один клеммный зажим, с помощью которых подключается в цепь системы зажигания.

Вибратор аварийный РС331 включается в работу только в ава­рийном режиме при неисправном коммутаторе. Для этого присоединя­ют провод от разъема КЗ коммутатора на разъем КЗ вибратора.

Принцип работы системы зажигания с аварийным вибратором.

При включении замка зажигания в неподвижном коленчатом вале от положительного полюса аккумуляторной батареи будет протекать постоянный ток через фильтр радиопомех, добавочный резистор, разъем ВК-12 транзисторного коммутатора, первичную обмотку катуш­ки зажигания, обмотку и замкнутые контакты вибратора на отрица­тельный вывод аккумуляторной батареи. Под действием силы магнит­ного поля, созданного током в обмотке вибратора, якорь, преодоле­вая усилие пружины, размыкает контакты вибратора. Размыкание при­водит к прерыванию тока и изменению магнитного потока в первичной обмотке катушки зажигания, что наводит во вторичной обмотке импульс высокого напряжения, который подается обычным распреде­лительным устройством на свечи зажигания в необходимой последо­вательности. Частота размыкания контактов вибратора 250...400 Гц, что обеспечивает бесперебойную работу двигателя до 2000 об/мин, коленчатого вала.

Свечи зажигания СН307-В экранированные, герметизированные, имеют резьбу М14х1,25 на ввертной части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18х1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входит уплотнительная резиновая втулка I, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая изоляционная втулка 2 экрана и керамический вкладыш 3 со встроенным а него демпфирующим сопро­тивлением от 1000 до 7000 Ом. Это сопротивление предназначено для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5-0,65 мм.

Свеча, является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вторичного напря­жения. Подгорание электродов вызывает увеличение пробойного напря­жения искрового промежутка свечи. Пробойное напряжение в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в результате чего возникают перебои зажигания.

Провода высокого напряжения марки ПЗС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных нержавеющих проволочек. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги с внутренним диамет­ром 8 мм на, участке от свечей до сборных коллекторов и с внутрен­ним диаметром 22 мм от коллекторов до распределителя.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Уста­новлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных, В положении 0 все включено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него.

Положение I - включен зажим КЗ (зажигание) поворотом ключа по ходу часовой стрелки.

Положение II - включены зажим КЗ (зажигание) и СТ (стартер) поворотомключа по ходу часовой стрелки. Положение II не фиксиро­ванное, возврат в положение I осуществляется пружиной после сня­тия усилия с ключа.

Добавочный резистор СЭ-326 включен последовательно с первичной обмоткой катушка зажигания. Поэтому к первичной обмотке приложено напряжение, меньше напряжения сети на величину падения напряжения на добавочном резисторе (около 4 В). Такой режим работы для катуш­ки зажигания является номинальным. Однако для надежного пуска двигателя необходимо увеличить напряжение между электродами свечей, для этого добавочный резистор при включении стартера замыкается накоротко, вследствие чего увеличивается напряжение на первичной обмотке катушки зажигания и между электродами свечей. Такой режим работы должен быть кратковременным, а поэтому необходимо следить за четкой работой контактов, замыкающих добавочный резистор. Добавочный резистор не герметичен и поэтому его крепят выше уровня преодолеваемого автомобилем брода.

Добавочный резистор СЭ-326 отличается от добавочного резистора СЭ-102 только тем, что сопротивление его равно 0,6 Ом.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png