Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Согласно положению п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик может предусмотреть закупку товара бывшего в употреблении, ремонте или восстановленного товара.

Как закупить товар бывший в употреблении и обосновать такую закупку?

Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ допускает закупку не нового товара. Но, в свою очередь, Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо особенностей закупки не нового товара. И почему именно заказчику необходимо для обеспечения своих нужд закупить товар, который был в употреблении, описывать не обязательно. То есть к такому объекту закупки (товару) применяются те же нормы статьи 31 Закона № 44-ФЗ, что и к новому. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, то есть описание, определение отличительных свойств, качеств такого объекта, и.т.д. Кроме того указывается, что товар, необходимый к поставке может быть не новым.

Как заказчику закупить автотранспорт

Заказчики ограничены в выборе иностранного автотранспорта. Читайте в рекомендации, какой иностранный автотранспорт нельзя закупать и какие документы требовать от участников. Кроме того, в материале найдете правила нормирования, а также случаи, когда их применять и кому.

Какой иностранный автотранспорт закупать нельзя

Заказчикам запрещено закупать иностранный автотранспорт из перечня, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656, далее - Постановление № 656. Запрет распространяется на всех заказчиков без исключения (п. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Применяйте запрет, даже если закупаете автотранспорт, бывший в употреблении. Исключение - легковые автомобили с кодами ОКВЭД 29.10.21.000, 29.10.22.000, 29.10.23.000. Если объект закупки попадает под перечисленные коды и вы закупаете подержанный автомобиль, не устанавливайте запрет на иностранный товар в документации о процедуре. Это связано с тем, что коды легкового автотранспорта в Постановлении № 656 сопровождаются словами «новые». Следовательно, заказчики, которые закупают автомобили с пробегом, вправе не применять запрет (п. 14-16 Перечня, утвержденного Постановлением № 656).

Как убедиться, что участник предлагает не иностранный товар

Когда закупаете автотранспорт из перечня № 656, потребуйте от участников акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России. Документ подтверждает, что товар отвечает условиям, запретам и ограничениям, которые заказчик установил в документации.

Если заказчик закупает автотранспорт электронным аукционом, участник должен представить акт экспертизы во второй части заявки. Об этом сказано в пункте 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик проводит запрос котировок, нельзя требовать акт экспертизы в составе котировочной заявки. В то же время законом не запрещено установить в котировочной документации такое требование:
«…поставщик должен представить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России вместе с товаром в составе сопроводительной документации…».
Такой вывод следует из части 4 статьи 73 Закона № 44-ФЗ.

Допустим, заказчик установил в документации, что участник обязан представить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России. Тогда заявку участника, который не выполнил требование, нужно отклонить. Такого мнения придерживаются сотрудники ФАС России. Пример - решение Архангельского УФАС России от 20 февраля 2016 г. по делу № 55мз-16.

Если участник вместо акта экспертизы Торгово-промышленной палаты России приложил к заявке сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, заказчик также вправе отклонить предложение (решение ФАС России от 28 августа 2015 г. по делу № К-1045/15).

Установите требование о том, что участник должен представить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России, четко. Например, напишите так:
«…соответствием товара вышеизложенным требованиям является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (см. Положение о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение 2 к приказу ТПП России от 25 августа 2014 г. № 64)). Участник закупки в составе заявки должен представить указанный акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации».
Не ссылайтесь только на Постановление № 656 или на пункты аукционной документации. Иначе есть вероятность, что ФАС России примет сторону участника (решение ФАС России от 28 сентября 2016 г. № КГОЗ-422/16).

Внимание: работнику контрактной службы, контрактному управляющему, который не установит запрет из Постановления № 656, грозит штраф в размере 3000 руб.

Административная ответственность предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Когда учитывать правила нормирования

Правила нормирования должны учитывать заказчики, которые закупают:

  • легковые автомобили;
  • средства автотранспортные для перевозки 10 человек и более;
  • средства автотранспортные грузовые.

Это связано с тем, что перечисленный выше автотранспорт входит в обязательный перечень продукции из приложения 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927, далее - Обязательный перечень № 927.

К каким заказчикам относится Обязательный перечень

Обязательный перечень № 927 должны соблюдать:

  • федеральные государственные органы;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами России, их территориальные органы и подведомственные им казенные и бюджетные учреждения.

Когда начать применять правила нормирования

Заказчики, которые закупают автотранспорт из Обязательного перечня № 927, должны применять правила нормирования начиная с закупок 2017 года. Ведь план-график на 2016 год заказчики сформировали до того, как вступила в силу статья 19 Закона № 44-ФЗ.

Для бюджетных учреждений правила нормирования и нормативные затраты устанавливает учредитель. Применить правила нормирования заказчикам поможет рекомендация.

Ситуация: как заказчику купить легковой автомобиль в лизинг

Заказчик вправе провести электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или заключить контракт с единственным исполнителем.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если объект закупки включен:

  • в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р;
  • в дополнительный перечень, который устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Об этом сказано в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Договор лизинга входит в группировку кода 64 «Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению». А код 64 входит в аукционный перечень № 471-р. Следовательно, заказчик должен провести аукцион. Однако закупить товары, работы, услуги из аукционного перечня заказчик вправе запросом котировок, запросом предложений или у единственного поставщика. Такое право дает часть 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы обосновать НМЦК , воспользуйтесь методом сопоставимых рыночных цен, поскольку он является приоритетным (ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: заказчик проводит электронный аукцион на поставку автомобиля. Можно ли в техническом задании указать товарный знак автомобиля со словами «или эквивалент»

Нет, нельзя - такого мнения придерживаются специалисты ФАС России. Опишите объект закупки так, чтобы под характеристики подходили автомобили не одной марки. Не указывайте товарный знак автомобиля, в том числе со словами «или эквивалент». Иначе рискуете, что ФАС России отменит закупку или накажет штрафом по части 4.1 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заказчик вправе использовать товарный знак, когда описывает объект закупки, но только если нет другого способа более точно и четко охарактеризовать продукцию. Административная практика показывает, что данное правило не работает, когда заказчик закупает автомобиль (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Например, заказчик включил в аукционную документацию товарный знак: «Поставка легкового автомобиля Toyota Camry (отечественной сборки) или эквивалент». Комиссия УФАС России установила, что под параметры автомобиля Toyota Camry, которые заказчик указал в аукционной документации, не подходили другие марки машин. Наиболее схожие по параметрам с Toyota Camry автомобили Nissan Teana и Honda Accord также не попадали под требования заказчика по параметрам «Объем багажника» и «Расход топлива».

Специалисты антимонопольной службы сделали вывод, что заказчик ограничил количество участников закупки и нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Дагестанского УФАС России от 8 сентября 2014 г. № 478А-2014).

Подобное дело рассмотрела ФАС России. Заказчик не смог доказать, что автомобили марки Kia Ceed Hatchback и Huynday Solaris Hatchback - это эквиваленты машины Lada Kalina Hatchback (извлечение из решения ФАС России от 21 января 2015 г. по делу № К-28/15).

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-361 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 17 февраля 2016 года № Д28и-361

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Данное положение основывается на принципах контрактной системы в сфере закупок, установленных в том числе статьей 12 Закона № 44-ФЗ, и обусловлено необходимостью эффективного осуществления закупок.

Дополнительно сообщаем, что согласно положению пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик может предусмотреть закупку товара бывшего в употреблении, ремонте или восстановленного товара.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию. Университет объявил аукцион на приобретение автомобиля для государственных нужд. Существуют ли ограничения по предельной максимальной сумме для приобретения автомобиля по постановлению Правительства № 927? Или это постановление относится только к чиновникам?

Такие ограничения существуют, но следуйте им начиная с закупок 2017 года, т. к. бюджет и план-график на 2016 год был сформирован ранее, до вступления в силу обязанностей по нормированию ().

Для бюджетного (федерального) учреждения правила нормирования (а также правила определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам и предельные цены на них) и нормативные затраты устанавливается учредителем БУ.

Статья 19 Закона № 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, значит, и обязанность по утверждению нормативных затрат и требований к отдельным видам товаров, работ, услуг уже наступила с 1 января 2016 года. То есть на закупки 2017 года ограничения по предельной максимальной сумме для приобретения автомобиля не учитываются.

Важно

Нормирование в сфере закупок регулируется положениями ст. 19 Закона № 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 утвердило Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельных цен товаров, работ, услуг).

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Так, с 1 января 2016 года было введено ограничение на предоставление услуг организациями, находящимися в юрисдикции Турции. Особенности предоставления преференций Согласно постановлению правительства № 925 от 16.09.2016 г. устанавливаются преференции в отношении товаров российского производства при проведении государственных закупок. Такие же преимущества предоставляются и участникам, предложившим к поставке товары белорусского и казахстанского производства. Рассмотрение и оценка заявок, предлагающих к поставке товары российского производства, проводится по предложенной участником цене, сниженной на 15%. Если такая заявка признается победившей, то договор заключается по цене, изначально предложенной участником. Такое правило действует для тех процедур, которые не предполагают торгов. Рассмотрим пример: На участие в закупке поданы 2 заявки.

Изменения порядка применения национального режима по № 44-фз

Внимание

Для того чтобы можно было определить соответствие заявки предъявляемым требованиям, в ней должна быть указана страна происхождения товара. В противном случае заявка подлежит отклонению. Полный перечень товаров, для которых применяется национальных режим, определяется постановлениями правительства РФ.


С какой целью вводится национальный режим Внедрение национального режима проведения закупок преследует следующие цели:
  1. Обеспечение безопасности станы и поддержание оборонной способности.
  2. Защита конституционного строя.
  3. Стимулирование развития внутреннего рынка.
  4. Поддержание национальной экономики.
  5. Поддержка российских производителей.

Применение национального режима может преследовать цель, предотвратить участие в закупках стран, потерявших доверие правительства.

Импортозамещение в действии, или как не нарушить правила национального режима

Учитывать:

  1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
  2. Дополнительные требования (ПП № 325 от 23.03.2017).
  3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

Продукция для нужд обороны и безопасности

  1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности установлен до 16.01.2019.
  2. В п. 4 предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга. Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).

Мебель Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС.
Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов.

Как не нарушить правила национального режима

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3 статьи 14 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Как готовиться к закупкам с применением национального режима?

Тенденции развития экономики нашей страны направлены на предоставление преимущества российским производителям. Для того чтобы отечественные товары получали преференции перед иностранными разработан национальный режим осуществления государственных закупок.
Его особенности прописаны в статье 14 44-ФЗ. Что такое национальный режим закупок и когда он применяется Согласно пункту 1 14 статьи 44-ФЗ национальный режим применяется к товарам, произведенным на территории иностранных государств. Все мероприятия, проводимые в рамках такого режима можно разделить на три большие группы:

  1. Запрет на допуск товаров к поставке в рамках государственных контрактов.
    Он применяется к продукции машиностроения, легкой промышленности, а также программному обеспечению и товарам, имеющим оборонное значение.

Статья 14. применение национального режима при осуществлении закупок

Легкая промышленность В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика. Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Машиностроение Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат о происхождении ЕАЭС.

Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009. Программное обеспечение Исключения - на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.

Инфо

Материалы по теме Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ Ограничения устанавливаются на допуск: При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран - членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.


Важно

Пример. В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта - 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс.


рублей – 15% = 68 тыс. рублей. Материалы по теме Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС.

Документы при закупке автомобилей по 44 ap национальный режим

Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной. Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.

Документы при закупке автомобилей по 44 фз национальный режим

Страна происхождения подтверждается:

  • сертификатом ЕАЭС;
  • подтверждением о производстве МПТ (ПП № 719 от 17.07.2015);
  • заключением о производстве МПТ (ПП № 550 от 10.05.2017).

Условия допуска Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений. При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847).

Национальный режим В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.

Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Поэтому национальный режим в госзакупках - это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее - Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком. Пример. Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна - член ЕАЭС), другой - тракторы из Германии.

Цена, предложенная первым поставщиком, - 1 млн. рублей, вторым - 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.
Если заявка была признана соответствующей ошибочно, наступает административная ответственность. Как правильно составить заявку В случае применения национального режима осуществления закупки заказчик прописывает в документации требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям статьи 14 44-ФЗ.


При этом должен быть прописан конкретный перечень необходимых документов. Если его нет, то достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия.

При этом в первой части заявки обязательно должна быть прописана страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара. Применение национального режима осуществления закупок позволяет российским производителям получить преимущество перед российскими компаниями.

Главное правильно составить заявку.

Если организации необходимо провести тендеры на автомобили или их техническое обслуживание по 44 ФЗ, то ответственный специалист заказчика должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь ему надлежит корректно определить . Затем контрактный управляющий организации-заказчика рассчитывает начальную максимальную цену контракта и предстоящий тендер авто. Далее необходимо выбрать соответствующий способ определения поставщика, подготовить закупочную документацию и составить подробное . После тщательной подготовки заказчиком проводятся непосредственно закупки авто в соответствии с 44 ФЗ, ремонт автомобиля либо закупки технического обслуживания. Разберем каждый этап подробно.

Предмет заказа

Для того чтобы провести вышеуказанные тендеры — транспорт, ТО или ремонт, — заказчику необходимо определиться с объектом госзаказа. Согласно действующему законодательству в области регулирования контрактной системы, организация-заказчик не вправе ограничивать конкуренцию среди участников торгов путем указания конкретной марки автотранспортного средства, даже если приведено слово .

Исключением являются только ситуации, при которых легковой транспорт не является предметом контракта, а лишь используется при оказании конкретных работ или услуг.

Закупка автомобилей по 44 ФЗ должна производиться в строгом соответствии со статьей 33, а именно п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Таким образом, предмет заказа должен иметь объективный характер. При его описании нужно учесть

Нормирование

Любая проводимая закупка транспортных средств должна быть нормирована организацией-заказчиком (ст. 19 44-ФЗ). Если заказчик является бюджетным учреждением, то правила нормирования для него устанавливает вышестоящий орган или учредитель.

Каждая закупка автомобиля в 2019 году должна проводиться с ограничениями по предельной НМЦК. В соответствии с ПП РФ № 927 от 02.09.2015, при приобретении автомобилей необходимо руководствоваться следующими требованиями-ограничениями:

  • ценовое — до 2,5 миллионов рублей;
  • ограничение по мощности — до 200 лошадиных сил.

Таким образом, закупка транспорта не должна проводиться с учетом излишних потребительских свойств. Применяя положения 44 ФЗ о нормировании, организации-заказчики избегают приобретения

Порядок нормирования для заказчиков, действующих на федеральном уровне, регламентирует ПП РФ № 479 от 19.05.2015. Посредством правительственного постановления вводятся федеральные перечни конкретизированного формата, в том числе и по легковым автомобилям с нормированием стоимостных, мощностных и составных характеристик авто.

Выбор способа определения поставщика

Закупка легкового автомобиля или его обслуживания должна производиться в соответствии с 44 ФЗ, поэтому заказчик может осуществить госзаказ как конкурентными способами, так и у единственного поставщика в том случае, если стоимость заказа не превышает 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) либо 400 000 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93).

В том случае, если закупаются товары и услуги без возможности торговать цену единицы продукции, то исключается проведение запроса котировок, так как победителем ЗК признается участник с наименьшим ценовым предложением (ч. 1 ст. 72 44-ФЗ). Если участнику необходимо провести торги по ремонту и техническому обслуживанию ТС, то ему надлежит воспользоваться электронным аукционом (с учетом положений ч. 5 ст. 68 44-ФЗ) либо провести запрос котировок следующим образом:

  • рассчитать максимальное количество услуг и запасных частей на основании установленных ЛБО и среднерыночной цены за единицу продукции;
  • определить максимальный объем запчастей в извещении;
  • в проекте контракта отметить условия о том, что услуги по ТО будут проводиться в соответствии с заявками заказчика и что услуги, не определенные в извещении, не оказываются, не принимаются и не оплачиваются.

Закупочная документация

Разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства. Заказчик должен установить единые (ст. 31 44-ФЗ), которые являются исчерпывающими.

Для того чтобы корректно составить закупочную документацию и техническое задание, необходимо учитывать ряд следующих положений:

  1. Организация-заказчик должна предоставлять преимущество российскому производству при проведении госзакупок в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 44-ФЗ. Согласно , устанавливается запрет на допуск легковых автомобилей, происходящих из иностранных государств, которые закупаются для обеспечения нужд заказчика.
  2. При определении объекта закупки не допускается отсылка к конкретным товарным знакам и наименованиям.
  3. Если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2008 от 07.04.2017).
  4. Если закупаются услуги по ремонту и ТО легкового автомобиля, объем которых заранее просчитать нельзя, то заказчик должен руководствоваться условиями п. 2 ст. 42 и частей 5 и 17 ст. 68 44-ФЗ. В извещении должны быть указаны НМЦК и общая начальная цена и материалов, а также перечень всех запчастей, которые могут понадобиться при исполнении контракта. При закупочных процедурах снижается общая цена, а не НМЦК.
  5. При закупке услуг по ТО не допускается указание конкретного места оказания услуг, так как это условие ограничивает конкуренцию и нарушает требования и п. 2 ст. 42 44-ФЗ. Для соблюдения законодательных норм надлежит указывать границы территориального округа либо расстояние в километрах (Письмо Минэкономразвития № Д28и-699 от 20.02.2017).

Образец техзадания на закупку автомобиля

Образец контракта на закупку автомобиля

Прием товаров или услуг

Приемка автомобиля и услуг по ТО осуществляется в строгом соответствии с условиями контракта и технической документации заказа, а также действующего законодательства (ст. 94 44-ФЗ и ст. 513 ГК РФ).

При приемке транспорта заказчику необходимо провести соответствия (ч. 3 ст. 94 44-ФЗ) собственными силами либо путем привлечения сторонних организаций.

Товар или услуги по ТО должны быть поставлены и приняты в сроки и по адресу, которые определены условиями контракта. Сторонами в обязательном порядке подписывается акт приемки-передачи и товарная накладная.

В справочном материале представлена информация об основных особенностях, которые должны учитывать заказчики при осуществлении закупки автотранспортных средств (далее - автомобилей).

Что касается такого вида закупки, как поставка автомобилей, то Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) какие-либо отдельно выделенные требования, запреты не установлены. При этом указанная закупка все же имеет свои особенности. Предлагаем детально ознакомиться с таким уникальными требованиями.

Выбор способа закупки автомобилей и определение начальной (максимальной) цены контракта

Для начала разберемся совместно, каким способом необходимо осуществлять закупку автомобилей.

Чтобы определить способ закупки - следует:

ШАГ 1: Определить код ОКПД2

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) , утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст подгруппе «Автомобили легковые» присвоен код 29.10.2.

ШАГ 2: Проверить, включена ли подгруппа в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р (далее - Аукционный перечень , Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р).

Класс 29, содержащий подгруппу 29.10.2, включен в Аукционный перечень . Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в аукционный перечень, либо запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии соблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Таким образом, заказчик при закупке автомобилей не имеет право проводить различного рода конкурсы (открытые, закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные).

ШАГ 3: Определить начальную (максимальную) цену контракта (далее - НМЦК).

При определении НМЦК необходимо учитывать положения ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ о нормировании закупок.

Соответственно, для определения НМЦК в первую очередь необходимо обратиться к , которым утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций (далее - Правила определения нормативных затрат , Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084).

Согласно п. 93 Правила определения нормативных затрат , затраты на приобретение транспортных средств () определяются по формуле:

где:

- количество i-x транспортных средств в соответствии с нормативами федеральных государственных органов с учетом нормативов обеспечения функций федеральных государственных органов, применяемых при расчете нормативных затрат на приобретение служебного легкового автотранспорта, предусмотренных приложением N 2 к методике , утвержденной Постановлению Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 ;

- цена приобретения i-го транспортного средства в соответствии с нормативами федеральных государственных органов с учетом нормативов обеспечения функций федеральных государственных органов, применяемых при расчете нормативных затрат на приобретение служебного легкового автотранспорта, предусмотренных приложением N 2 к методике , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 .

В приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 установлены максимально возможное количество, а также максимально возможная цена автомобилей и мощность.

Пример (расчет)
Численность сотрудников в учреждении - 320 человек.
Согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 учреждение может закупить не более 1 единицы в расчете на 50 единиц предельной численности.
Соответственно в рассматриваемом расчете максимально возможное количество автомобилей рассчитывается:

Таким образом, учреждение может закупить максимум 6 автомобилей мощностью каждый из них не более 150 лошадиных сил и стоимостью каждого не более 1 млн руб.

Нормативные затраты на приобретение транспортных средств соответственно составляют:

Таким образом, заказчик может закупить в течение года не более 6 автомобилей на общую сумму не более 6 млн руб., т.е. НМЦК не должна превышать указанный порог.

Непосредственно НМЦК определяется стандартными способами, с учетом положений Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) , утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. N 567 .

ШАГ 4: Если НМЦК получилась менее 500 000 руб., заказчик имеет право провести запрос котировок. При этом необходимо уточнить, не израсходованы ли лимиты, установленные ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ . Если НМЦК получилась менее 300 тыс. руб., заказчик имеет право осуществить закупку у единственного поставщика по , при условии что ранее им не был израсходован полностью лимит, установленный этим же п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ . Если НМЦК получилась менее 600 тыс. руб., и заказчик является субъектом, которому разрешено осуществлять закупки согласно , заказчик имеет право осуществить закупку у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , при условии что ранее им не был израсходован полностью лимит, установленный рассматриваемой нормой.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png