После Первой мировой войны автомобили уверенно вошли в арсеналы всех армий, эффективно заменив конные подразделения и гужевой транспорт Одновременно с преимуществами этого вида техники проявились и его недостатки. Так. военные всего мира заговорили об унификации армейских автопарков. Они хотели иметь универсальное шасси, способное с небольшими переделками перевозить пехотные подразделения, использоваться в качестве пулеметного автомобиля, служить передвижной радиостанцией, легким штабным или санитарным фургоном, буксировщиком артиллерии и шасси для бронеавтомобиля.

США в годы Второй мировой войны не стали создавать машину «на все случаи жизни», а стандартизировали сразу два образца – лёгкий джип Willys MB («Виллис») и относительно тяжелый Dodge Т214 («Додж 3’4»),

Поставлялись эти машины практически во все страны мира. По мере износа их меняли на аналогичные модели, например. MB-на джип М151.

Однако со временем американские военные пришпи к выводу, что «виллис» не идеален: он тесен для перевозки бойцов с полной выкладкой, маломощен для буксировки артиллерии, совершенно не подходит для бронирования И заметили это не только в США все больше стран для своих армий стали закупать британские, немецкие или японские джипы.

В конце 1970-х американская армия объявила, что собирается заменить армейский джип М151 автомобилем нового проекта. На автомобильном рынке забрезжил военный заказ объемом порядка 60 млн. долл. и даже более. В 1979 г. Пентагон объявил конкурс на создание многоцелевого армейского автомобиля ХМ966, участвовать в котором приглашались компании из США и других стран. Оговаривалась высокая универсальность машины, возможность вооружения крупнокалиберным пулеметом или ракетной установкой «Стингер». Требования к проходимости были высоки: дорожный просвет – 410 мм, способность движения по 60% уклонам и 40% косогорам, преодоление вертикальных препятствий до 0.46 м и водных преград глубиной до 0.76 м.

Опытные образцы автомобиля разных фирм были готовы к концу 1979 г. и испытывал ись до середины 1980 г в Невадском испытательном центре. Из всех претендентов контракты на изготовление опытных партий для проведения сравнительных испытаний получили фирмы и компании AM General. Chrysler Defense и Teledyne Continental. Армейское тестирование началось в апреле 1982 г. Оно состояло из полигонных испытаний на проходимость и долговечность, проверок в действующей армии в полевых условиях и тестов в условиях пустынь, джунглей, гор и прибрежных дюн

Точка в конкурсе была поставлена 22 марта 1983 г., когда командование объявило, что выбран образец компании AM General. С ней заключили контракт на поставку 55 тыс. автомобилей в течение поспедующих пяти лет. Сумма сделки составляла $1.2 млрд.. что стало рекордом за многолетнюю историю сотрудничества военного ведомства с поставщиками колёсных транспортных средств Вскоре компания получила подряд на изготовление ещё 15 тыс. внедорожников, что увеличило сумму контракта до S1.6 млрд. Оптовая цена одного HMMWV была в пределах 21 -23 тысяч долларов.

В ходе испытаний AM General назвала свою машину Hummer («Хаммер»). перефразировав аббревиатуру официального названия – HMMWV, и зарегистрировала название как торговую марку В апреле 1983-го началось переоборудование завода в Мишаваке (штат Индиана) под их производство. Серийный выпуск автомобилей под индексом М998 стартовал в январе 1985 г. и в сентябре первая партия автомобилей поступила в 9-ю моторизованную пехотную дивизию армии США. В 1989 г. был заключен еще один контракт на поставку 33 тыс. единиц в течение пяти лет HMMWV стал отправной точкой для модернизации всего автомобильного парка американской армии, заменив не только джипы «Форд» М151. но и целый ряд других автомобилей.

КОНСТРУКЦИЯ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ HMMWV

Рама и кузов. Основой шасси автомобиля «Хаммер» является несущая рама с продольными балками коробчатого сечения. выполненными из низкоуглеродистой стали. Кузов из алюминиевых листов значительно уменьшил массу машины и одновременно повысил антикоррозионную стойкость На армейский вариант модепи давалась 15-летняя гарантия против сквозной коррозии.

Кузов соединялся с рамой посредством резиновых подушек. Дверные и оконные проймы сделаны «по линейке». Несмотря на то. что автомобиль компоновался по ка-потной схеме, двигатель ощутимо смещён назад Это оправдывалось обеспечением удачной «развесовки» по осям У «Хамме-ра» она идеапьна: 51% массы приходится на переднюю ось и 49% – на заднюю

Повышению проходимости способствовало гпадкое днище.

Капот машины – из стекловолоконного композита. Лобовое стекло – плоское, но чтобы повысить жёсткость всего проёма, конструкторам пришлось разделить его пополам массивной стойкой.

Вся задняя часть кузова с ребристым металлическим полом отдана под грузовое пространство.

Автомобиль имеет два топливных бака, причём в дань армейским требованиям, независимых друг от друга.

Снаружи кузов окрашен в один из восьми цветов специальной эмалью CARC, противостоящей воздействию химически агрессивной среды.

Двигатель. На «Хаммере» первых выпусков устанавливался 6,2-литровый 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. Позднее на нём стали использовать 8-цилиндровый V-образный дизель General Motors («Дженерал Моторс») жидкостного охлаждения мощностью 130 л.с. Решение ставить на машину дизельный двигатель принималось под давлением военных, так как дизельное топливо менее огнеопасно.

Спереди под капотом машины размещают дизель, радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы двигателя и трансмиссии, радиатор гидроусилителя рулевого управления. Все без исключения агрегаты автомобиля имеют централизованную систему вентиляции: сапуны коробки передач, раздаточной коробки и редукторов мостов составляют единую пневмома-гистраль, сообщающуюся с воздушным фильтром двигателя.

Благодаря такому решению при форсировании водных преград внутри агрегатов постоянно поддерживается атмосферное давление.

Трансмиссия. На стандартном армейском «Хаммере» устанавливается автоматическая трёхскоростная коробка передач с гидротрансформатором – усиленный вариант обычной коробки для лёгких грузовиков. Применение «автомата», опять-таки в военных цепях, позволяет управлять автомобилем даже серьёзно раненому водителю.

Раздаточная коробка – двухскоростная, с постоянным приводом на оба моста.

Привод машины – полный постоянный, с автоматической блокировкой межосевого дифференциала. Рукоятка раздаточной коробки имеет три основных положения: Н – обычная езда, HL – высшая передача с заблокированным межосевым дифференциалом, L – низшая передача с заблокированным межосевым дифференциалом. Режимы автоматической коробки передач: D – автоматически переключающий передачи с «1-й» по «3-ю» или принудительный: «2-я» или «1-я», Lo – понижающая передача и «нейтраль». Трансмиссия управляется двумя рычагами: один обслуживает коробку передач, а второй – переключает режимы раздаточной коробки и межосевого дифференциала.

В зависимости от дорожных условий и желания водителя «Хаммер» может двигаться в штатном режиме, с заблокированным межосевым дифференциалом и включённой понижающей передачей. В последнем случае дифференциал блокируется принудительно. Осевые гипоидные редукторы с установленными в них дифференциалами повышенного трения жёстко прикреплены к раме, через них момент передаётся на колёсные редукторы планетарного типа.

Принцип работы механического самоблокирующегося дифференциала Torsen («Торсен») был запатентован в 1958 г. инженером Верном Глезманом. В 1982 г. патент выкупила швейцарская фирма Gleason Corporation («Глисон корпорейшин»), которая и наладила серийное производство таких дифференциалов. Впервые их применили в 1983 г. на «хаммерах», а с 1986-го также начали устанавливать на машинах Audi («Ауди»), с 1997 г. – и на Volkswagen Passat («Фольксваген Пассат»).

С помощью новой трансмиссии возможно было достижение основных целей: снижение нагрузки на межколёсные дифференциалы, увеличение эффективности торможения и, самое главное, усиление крутящего момента, точнее, – реализация его на колёсах с максимальным значением. Это позволило машине буксировать прицеп с полной массой до 3,8 т.

Подвеска автомобиля – полностью независимая, на двойных (А-образных) поперечных рычагах. Рычаги и многие другие детали передней и задней подвесок взаимозаменяемы. Конструкция задней подвески повторяет переднюю с той лишь разницей, что пружины вынесены из рычагов назад.

Глядя на независимую подвеску «Хаммера», сомнений в её прочности и надёжности возникает: толстые рычаги, могучие сайлентблоки, пружины, больше похожие на вагонные, чем на автомобильные. Конструкторам удалось увеличить дорожный просвет до 400 мм, убрав повыше редукторы, спрятав практически внутрь корпуса все жизненно важные системы, вплоть до выхлопной трубы, последняя часть которой прошла внутри левой колёсной арки.

Тормоза – вентилируемые дисковые. Постановка антиблокировочной системы (АБС) не предусматривалась. Для уменьшения абразивного износа от дорожной грязи тормоза расположили вблизи картера дифференциала.

Стояночный тормоз – дисковый трансмиссионный.

Шины. На колёсах машины монтируются вездеходные широкопрофильные шины низкого давления GoodYear («Гудиер») -прочие внедорожники о таких дорогих покрышках даже не мечтают.

Имеется также система встроенного компрессора с централизованной системой подкачки шин. На приборном щитке водителя для включения системы управления находится специальный тумблер переключения, действующий на компрессоры колёс либо передней, либо задней оси; можно приспустить или подкачать колёса только спереди или только сзади. Диапазон регулировки – от 0,7 до 2,45 атм. Если давление в шинах падает ниже 0,55 атм., на панели загорается красный предупреждающий индикатор.

Внутри покрышек на диски надеваются специальные резиновые бандажи, которые позволяют на спущенных шинах проехать около 50 км со скоростью до 50 км/ч.

Фары, подфарники и габариты. Фары переднего света, подфарники и указатели поворотов размещаются в специальных углублениях корпуса. Они не выступают за габарит кузова и имеют минимальную возможность повреждения. Существует одна особенность: указатели поворотов не начинают работать, пока не включаются габаритные огни.

Приборы, переключатели. Слева вверху на приборной панели находится рукоятка запуска, заменяющая ключ; ниже – комбинация рукояток управления светотехникой, ближний-дальний свет переключается ножной кнопкой.

Переключатель поворотов – примитивный, напоминающий рычажки 1950-х гг. Для включения аварийной сигнализации этот рычаг необходимо до упора повернуть по часовой стрелке.

Четыре стрелочных указателя на панели информируют водителя о работе важнейших систем машины. Один из них показывает температуру масла в гидротрансформаторе, что встречается очень редко.

Рулевую колонку возможно перемещать вверх-вниз, устанавливая в удобное для водителя положение, в зависимости, например, от его роста. Руль имеет толстый пластмассовый обод и хорошо держится в руках.

На полу под ногами находились только две педали. Наличие автоматической коробки передач сделало ненужной педаль сцепления.

Кабина. Салон машины получился весьма вместительным, хотя водительское место и место переднего пассажира разделяет широкий кожух двигателя, частично заходящий в салон. В задней части салона – два сиденья, расположенные по бортам, между ними – узкая подсадная скамейка.

Водитель сидит очень близко к левому борту, практически упираясь локтем в дверь; с правой стороны его ограничивает горб кожуха. Все приборы и органы управления располагаются удобно и находятся от водителя на расстоянии вытянутой руки.

Вертикальные лобовые стёкла из двух одинаковых секций – совершенно плоские. Если вдруг разобьётся левое, на его место можно поставить имеющее точно такую же форму правое стекло и затем продолжать движение.

На корпусе установлены большие боковые зеркала; зеркало заднего вида, наоборот, оказалось слишком маленьким, как, впрочем, и заднее стекло салона.

Управляемость и проходимость автомобиля. «Хаммер», по мнению специалистов, весьма удобен в управлении. Руль -лёгкий, не нужно работать рычагом коробки передач. Впечатляет динамика разгона и торможения для машины такой массы. Однако автомобиль слишком чувствителен к порывам бокового ветра, уводящим его с прямого пути.

Проходимость вне дорожного покрытия, по просёлку, пересечённой местности -выше всяких похвал. Тяги двигателя и степени увеличения крутящего момента гидротрансформатором вполне хватает и при высокой передаче. Во время переезда из колеи в колею даже с буксованием в глине хорошо работают межколёсные блокировки – все колёса вращаются одновременно.

Клиренс машины – высокий: до 400 мм. Коробка передач вместе с раздаточной коробкой спрятаны в туннеле, глубоко вдающемся в салон.

Рулевое управление, редукторы, топливный бак – всё защищено от ударов о грунт. Кузов практически не выходит за габариты колёсной базы. Передний его свес совсем отсутствует, а расположение задней балки позволяет автомобилю съезжать с большого уступа без риска зацепиться кормой или, наоборот, въезжать на вертикальную стенку высотой 0,6 метра.

Демультипликатор, все редукторы, стартёр и лебёдка машины выполнены герметичными, вследствие чего она спокойно преодолевает водоёмы глубиной до 0,76 м. Кроме того, на машине может просто монтироваться комплект оборудования, выводящий воздухозаборник и выхлопную трубу на уровень крыши. В таком варианте глубина преодолеваемого брода возрастает до 1,52 метра.

Автомобиль преодолевет подъём в 60% и не боится бокового уклона в 40%, уверенно проходит по снежному покрову гпубиной до 0,6 метра.

Дополнительная броня. В броневой защите «хаммеров» используются композиционные материалы с применением кевлара. Бронированные модели оборудуются пулестойким ветровым стеклом и такими же – на дверях, причём последние могут подниматься и опускаться. Броня, однако, предохраняет лишь от огня стрелкового оружия и осколков. Для более уверенной защиты от огня противника на машины навешивают дополнительный комплект из броневых пластин.

1 – капот; 2 – крышка воздухозаборника двигателя; 3 – радиостанция AN/GRC-1660; 4 – укладка разобранного станка пулемёта М60/7,62 mm; 5 – регулируемая платформа пулемётчика (в походном положении станок М60 закреплён на ней); 6 – индивидуальные приборы ночного зрения (2 шт.); 7 – ручные гранаты; 8 – патроны к пулемёту М60; 9 – пулемётный прицел ночного видения AN-TVS-5; 10 – транспортное положение пулемёта М60 (в разобранном состоянии); И – гнездо крепления антенны; 12 – свёрнутая маскировочная сеть; 13 – сложенный трёхопорный пулемётный станок М2; 14 – телефон А-312/РТ; 15 – канистра с водой; 16 – индивидуальный прицел ночного видения AN/PVS-4; 17 – огнетушитель

Основное отличие, по которому можно отличить бронированный «Хаммер», -ппоские снаружи двери. Небронированные машины имеют на них Х-образные вы-штамповки.

Модификации и модернизации

Изначально модельный ряд HMMWV AM General составлял шесть базовых моделей. Потом армейский «Хаммер» стал выпускаться в 15-й базовых модификациях: две – общего назначения, две – для транспортировки кузовов-контейнеров, восемь -транспортёры лёгкого вооружения и три – в качестве санитарных машин. Главными отличиями модификаций являются уровень бронирования кузова (небронированный, со встроенной бронёй, с усиленным бронированием) и наличие или отсутствие лебёдки.

Основной армейской версией является модель М998 (Cargo/Troop Carier) – транспортёр пехоты и грузовик. Его снаряжённая масса составляет 2360 кг, полезная нагрузка – 1250 – 1635 кг. Когда в 1991 г. военные потребовали увеличить грузоподъёмность, AM General усилила раму, опорные площадки пружин, заменила задние пружины на бопее жёсткие, усилила амортизаторы. В результате при увеличении снаряжённой массы на 182 кг полезная нагрузка возросла до двух тонн. В начале 1994 г. прошла следующая модернизация (А1), заключавшаяся в переделке интерьера, схемы электропитания, изменении передаточных чисел трансмиссии, установке новых задних полуосей и переходе на колёса большего размера. Усовершенствование 1995 г. (А2) стало более кардинальным: мотор заменили на 6,5-литровый дизель (170 л.е., 393 Нм), коробку передач – на четырёхдиапазонную с электронным управлением, установили центральную систему регулирования давления в шинах.

Дальнейшее развитие версии А2 привело к появлению варианта – ECV (Expanded Capability Vehicle), способному нести полезную нагрузку 2406 кг. Были модифицированы дифференциалы, тормоза, полуоси, колёса и рама. Для соответствия тягово-динамическим требованиям был установлен 6,5-литровый турбодизель (V8, 190 л.е., 522 Нм).

На серийных образцах автомобиля могут устанавливаться следующие виды оружия: противотанковый ракетный комплекс BGM-71A TOW, 40-мм автоматический гранатомёт Mk.19, 12,7-мм пулемёт «Браунинг» М2НВ и 7,62-мм пулемёт М60. В ходе боевых действий в аравийской пустыне в 1991 г. был опробован самоходный зенитный комплекс «Авенджер», оснащённый ракетами FIM-92A «Стингер». Испытывалась также машина, вооружённая 25-мм автоматической пушкой.

В армиях по всему миру

Сейчас автомобили «Хаммер» служат в армии и Морском корпусе США, в спасательных и пожарных службах, геологической разведке, разнообразных правительственных учреждениях. Эти машины используются в армиях множества стран, а португальская фирма Uro и швейцарская MOWAG наладили серийное производство копий американского внедорожника для нужд вооружённых сил своих стран. Выпускаются армейские «хаммеры» и в Китае.

В печати сообщалось о следующих объёмах поставок «хаммеров» за рубеж: Албания (более 300 шт.); Алжир (более 200 шт.); Афганистан (более 2700 шт.); Болгария (50 шт.); Грузия (12 шт.); Греция (500 шт. + выпуск по лицензии в Греции); Дания (30 шт.); Египет (более 3890 шт.); Израиль (более 2000 шт.); Ирак (более 3960 шт.); Иран (10-20 шт., переданные Францией); Колумбия (более 400 шт.); Ливан (285 -300 шт.); Македония (56 шт.); Марокко (650 шт.); Мексика (более 3638 шт.); Филиппины (300 шт.); Хорватия (12 шт.); Чили (более 200 шт.); Эквадор (около 30 шт.). Нет точных количественных данных, но машины этого типа используются также войсками Аргентины, Боснии и Герцеговины, Доминиканской Республики, Йемена, Латвии, Литвы, Люксембурга и Панамы.

Многие страны стремятся закупать «хаммеры» третьего поколения М1165, выпускаемые с 2006 г. Их приобрели Испания (более 150 шт.); Польша (217 шт.); Словения (30 шт.); Румыния (8, в планах 50 – 100 шт.); Украина (10 шт., получены у США в ходе миротворческих миссий). Машины третьего поколения используют в армиях Венесуэлы, Зимбабве, Португалии, Саудовской Аравии, Сербии, Словакии, Тайваня, Турции и Таиланда.

В октябре 2009 г. в СМИ появились сообщения, что Министерство обороны РФ рассматривало возможность приобретения 3000 единиц HMMWV. Цену за них запросили 190 тыс. долл. (очевидно, что это автомобили с пробегом).

Проблемы армейского «Хаммера»

Долгое время военный «Хаммер» позиционировался как самый лучший, быстрый и неуязвимый армейский автомобиль. И лишь под конец службы американцы вынуждены были признать – эти машины бессильны даже против старого советского оружия и самодельных партизанских мин.

Война в Ираке для США стала одновременно полигоном для испытания военной техники. Начиная операцию в Ираке, американцы и не подозревали, с чем им придётся столкнуться уже после победы. Сегодня военнослужащим коалиции приходится иметь дело не с солдатами и устаревшей бронетехникой армии Саддама, а с партизанами, вооружёнными гранатомётами и минами.

С определённой вероятностью спастись во время взрыва мины и при попадании в машину кумулятивного выстрела из РПГ можно, пересев из внутренних отсеков транспортёра на «броню». При попадании кумулятивный боеприпас выпускает мощную струю раскалённой газово-металлической смеси, которая прожигает сталь, создавая внутри избыточное давление, несущее смерть экипажу.

Ещё хуже дело обстоит с защитой от мин: даже новейшая, хорошо бронированная машина М1114 «держит» взрыв пятикилограммовой мины – если та взрывается под передними колёсами, и всего полтора килограмма – если она сработает под днищем в задней части. Броня выдерживает взрывную волну от 155-миллиметрового снаряда, взорвавшегося в нескольких метрах от автомобиля, или обстрел из автомата пулями калибра 7,62 миллиметра.

Пулемётов и гранатомётов у иракских партизан предостаточно, потому самым страшным для американских солдат заданием остается патрулирование вне военной базы на «хаммерах».

При взрыве мощного фугаса те, кто находится «на броне», чаще всего получают сильнейшую контузию, а зачастую и гибнут. Экипажу приходится ещё хуже – его от взрывного устройства защищает лишь относительно тонкое бронированное днище.

Получается, что самой уязвимой машиной в Ираке является внедорожник HMMWV. В 2003 г. в операции против правительства Саддама Хусейна принимали участие 10 тыс. автомобилей. В дальнейшем это число удвоилось. И большинство из автомобилей не несло никакой брони. По мнению американской газеты New York Times, эта машина, спроектированная в самый разгар «холодной войны», не отвечает не только современным требованиям – она изначально не соответствовала условиям любого театра боевых действий.

Коробчатый кузов и полное отсутствие бронезащиты делают «Хаммер» стальным гробом на колёсах – обзор из узких окон плохой, а сама машина – цель крупная и уязвимая.

В рамках программы по улучшению защиты «хаммеров» появился вариант М1114, но и он не стал решением проблемы.

Информация, попадающая в прессу, свидетельствует о том, что американцы в Ираке спасаются от кумулятивных боеприпасов, снимая двери со своих автомобилей. Однако при этом находящиеся внутри солдаты остаются открытыми для автоматчиков.

У «Хаммера» без дверей есть ещё одно преимущество – открытый внедорожник позволяет лучше видеть то, что происходит вокруг и вести огонь из стрелкового оружия. Американцы, затратив немало средств, создали антиснайперский вариант автомобиля, на мониторе в кабине которого в случае выстрела высвечивается местоположение стрелка, но не слышно, чтобы такие весьма дорогие машины массово поступали в войска, да и от мин микрофоны не предохраняют.

Зенитный комплекс “Авенджер” на машине M1037 с ракетами “Стингер”

Как сказал один американский солдат, который проходит службу в Ираке, «каждый раз, когда мы выезжаем за ворота базы, мы молимся».

Итак, что же получается в итоге? С одной стороны, «Хаммер» стал революционным шагом в изменении автопарка американской армии. Вне боевых действий машина действительно хороша. С другой стороны, создать лёгкий универсальный автомобиль-бронетранспортёр американцам также не удалось.

Суровая практика состоит в том, что на дорогах последних военных конфликтов армии практически всего мира передвигаются в основном на четырёх автомобилях – Hummer, Mercedes G-Klasse, Land Rover Defender и нашем УАЗе.

Л. КАЩЕЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

HMMWV (сокращение от англ. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», Humvee, Хамви) - американский армейский вездеход повышенной проходимости, стоящий на вооружении множества стран мира.

Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию.

История создания


Конкурс на «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство» Пентагон объявил в 1979 году. В июле того же года к участию в конкурсе был допущен AM General. Также в конкурсе участвовали Chrysler Defense и Teledyne Continental (c машиной Lamborghini Cheetah). Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 года прошёл первые испытания в пустыне Невада на полигоне «Nevada Automotive Test Center». К началу 1981 года каждый образец прошёл около 17 000 миль. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний в 22 марта 1983 года с AM General был заключен контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение 5 лет. Оптовая цена составила около $22 000. Серийное производство началось в январе 1985 года на заводе компании AM General в штате Индиана.

HMMWV заменил не только джипы М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова. В роли силового агрегата первоначально выступал бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель Chevrolet рабочим объёмом 5737 см³, но вскоре его заменили на более тяговитый и экономичный дизельный Detroit Diesel, а в 1996 году появилась его версия с турбонаддувом.

После начала войны в Персидском заливе многие небедные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. Почти сразу же название поменяли на более агрессивное - HUMMER. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Описание


Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение - M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л, мощностью 160 л.с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л.с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80T имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.


M-998 (базовое шасси, отрытый кузов)


M-996 (санитарный вариант с двухместной кабиной)


M-997 (санитарный вариант с четырёхместной кабиной)


M-966 (вариант с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный)

На заглавной фотографии – первый многоцелевой прототип ХМ998 образца 1982 года – будущий всемирно известный Хамви.


Машина M1165A1 третьего поколения для выполнения спецопераций

Предтечи

История автомобилей Humvee уходит корнями в начало 1970-х годов, когда ужесточившиеся требования НАТО привели к переводу проектно-конструкторских работ на создание более эффективных, мощных и солидных армейских автомобилей с колесной формулой 4х4 и пониженным центром тяжести. Со временем Хамви заменили сразу несколько традиционных видов военных машин и стали наиболее распространенными в мире легкими боевыми автомобилями. На сегодня в общей сложности выпущено 230 тысяч машин Хамви, которые состоят на вооружении 60 стран мира.

За право разработки будущего Хамви боролись несколько известных американских компаний, но в 1982 году сравнительно небольшая фирма AM General Corporation (AMG) из города Саут Бенд неожиданно выиграла огромный государственный заказ на «многоцелевое высокомобильное колесное транспортное средство» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Из этого длинного наименования сформировалась не менее сложная аббревиатура HMMWV, которую не привыкшие к длинным буквенным сочетаниям американцы превратили в более благозвучное имя Humvee (Хамви). Кстати, вопреки расхожему мифу, знакомое нам имя Hummer появилось вовсе не с появлением гражданской версии в 1992 году - оно было в ходу еще в начале 80-х, когда строили первые прототипы машины, что легко подтверждается фотографиями. Но вернемся к истории…

Для мощного американского военно-автомобильного комплекса выход на сцену второстепенной фирмы AM General, не имевшей опыта в этой области, вовсе не оказался неожиданностью и объяснялся очень просто: в 1978 году у компании FMC она приобрела лицензию на легкую заднемоторную армейскую машину и на ее базе построила собственный бронеавтомобиль ХМ966.


Первый блин вышел комом: прототип оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. Затем конструкторы AM General сами разработали и в 1980-м представили многоцелевой прототип ХМ998 с небронированным кузовом, в основу которого легла конструкция другой конкурентной машины Chrysler EMV с 160-сильным дизелем Deutz переднего расположения. К февралю следующего года он прошел испытания с пробегом 11 тысяч километров.


По их результатам и в соответствии с новым техническим заданием военного ведомства в 1982 году автомобиль доработали, а потом первые 11 прототипов вновь поступили на испытания.

Новая машина получила внешность, хорошо знакомую по всем следующим и современным Хамви и Хаммерам, и снабжалась закрытым четырехдверным алюминиевым кузовом с мягким верхом, короткой грузовой платформой с покатой крышкой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора. Она получила американский 130-сильный силовой агрегат Detroit Diesel и гидромеханическую коробку передач, но не имела лебедки. Проведя долгие сравнительные испытания, в марте 1983-го военное ведомство подписало с AM General договор на сумму 1,2 миллиарда долларов, предусматривавший поставку 55 тысяч машин в течение пяти лет.


Окончательный предсерийный вариант автомобиля HMMWV M998 Hummer (обратите внимание на буквы на бампере!). 1984 год

Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но летом 1984 года решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку прототипа Hummer и переоборудовать для его серийного производства бывший автобусный завод в штате Индиана. Сборку обновленных машин организовали там в начале 1985-го и до конца года изготовили 11,5 тысяч автомобилей Humvee. Они сразу же стали поступать в сухопутные силы США, национальную гвардию, ВМФ и полицию в нескольких исполнениях, доведенных вскоре до 20 основных версий.


Первый серийный Хамви с четырехместным кузовом и брезентовыми дверями

Базовый грузопассажирский автомобиль М998 первого поколения, получивший официальную заводскую марку HMMWV, предлагался в открытом или закрытом четырехместном исполнении, а также как пикап с двухместной кабиной и задним кузовом с надставными бортами и продольными скамьями для доставки восьми военнослужащих с личным оружием. Идентичный вариант М1038 с четырехтонной лебедкой работал также в сцепе с одноосным войсковым прицепом М116А2. Их главным внешним отличием от прототипов была передняя штампованная облицовка с семью короткими вертикальными воздухозаборными отверстиями.


Техника

Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с., автоматическая трехпозиционная коробка передач Hydra-Matic и двухступенчатая раздаточная с блокируемым межосевым дифференциалом, но без механизма отключения переднего моста.



Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами подвешивались на двойных поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Хамви получили оригинальную централизованную систему вентиляции агрегатов трансмиссии, рулевой механизм Saginaw с гидроусилителем и 24-вольтное электрооборудование. Базовая модель М998 имела полезную нагрузку 1,1 т и снаряженную массу 2,3 т.


Модификации

Для своего времени Хамви считался высшим достижением американской военной индустрии. Со временем на его основе было создано обширное семейство разнообразных модификаций, рассчитанных на выполнение широкого круга военных задач и приспособленных для доставки транспортными самолетами и вертолетами. Крыши большинства закрытых корпусов были приспособлены для установки пулеметов разного калибра, 25-мм зенитных пушек, 40-мм гранатометов и даже ракетных систем.

Унифицированные с базовым исполнением транспортеры вооружения М966 и М1025 без лебедок снабжались полностью закрытыми четырехдверными кузовами с усиленным каркасом для установки на крыше мощного оружия.



Их варианты М1026 и М1036 отличались только наличием передних барабанных лебедок. Соответствовавшие им версии М1043/М1045 и М1044/М1046 оборудовали дополнительной легкой бронезащитой корпусов и жизненно важных узлов автомобиля.



Для транспортировки сменных армейских мини-контейнеров служили специальные низкорамные шасси М1037 и М1042. В начале 1990-х годов для перевозки более крупных контейнеров или специальных сменных фургонов использовался более мощный автомобиль М998А1 с компонентами от перспективной машины М1097А1.

1 / 2

2 / 2

Гамму санитарных автомобилей возглавлял облегченный открытый вариант М1035 с брезентовым верхом для доставки сидячих раненых или двух человек на носилках.


Две другие версии М966 и М997 были оборудованы закрытыми цельнометаллическими кузовами разной вместимости для перевозки и оказания срочной медицинской помощи в пути двум или четырем лежачим раненым соответственно. Последний наиболее вместительный вариант применялся также под монтаж специального оборудования и служил подвижным командно-штабным пунктом.



Специальный пикап М1059 с оборудованием для постановки маскирующих воздушных завес выполнял функции дымовой машины. Небольшой партией фирма собрала легкие тягачи М1069 для буксировки артиллерийских орудий и прицепных систем. В конце 1980-х она продемонстрировала опытный легкий эвакуатор на шасси М1038, но военные не проявили к нему внимания.



В начале 1990-х было создано перспективное усиленное шасси М1097 с закрытой двухдверной кабиной и лебедкой, служившее для монтажа пусковой зенитной установки Avenger. Ракеты для нее доставляла транспортная машина на модернизированном шасси М998А1.



К началу 1990-х общее количество модификаций первого поколения Хамви достигло 50 вариантов. Все машины имели единый размер колесной базы (3 302 мм), сохранившийся до сих пор, и дорожный просвет – 406 мм. В зависимости от исполнения и комплектации их полная масса колебалась в пределах от 3,5 до 4,5 т. На шоссе они достигали скорости 105 км/ч и имели запас хода 563 км.

Первое семейство Хамви, рассчитанных на службу в вооруженных силах США и стран – членов НАТО, оказалось наиболее эффективным и приемлемым по всем техническим и эксплуатационным параметрам. Однако со временем были приняты более жесткие военные нормативы к армейской автотехнике. Вскоре к ним добавились проблемы с экспортными вариантами, поступавшими в страны Азии, Африки и Южной Америки с особыми дорожными и климатическими условиями.

Так в начале 1990-х постепенно стала назревать более или менее серьезная модернизация Humvee, к тому времени уже прозванных «паркетными» автомобилями. Их недостатки, поначалу казавшиеся мелкими и незначительными, переросли в опасные конструктивные ошибки. К ним относились малая мощность двигателя, повышенная собственная масса, невысокие скорость и запас хода, плохая маневренность и проходимость на местности. Главным же врожденным недостатком оказался низкий уровень защищенности экипажа и жизненно важных агрегатов от воздействия новых видов легкого вооружения и пехотных мин.

Чуть меньше тридцати лет в американской армии отслужил легендарный бронеавтомобиль «Хаммер». Сейчас ему на смену идет экономный армейский внедорожник «FED Alpha».


Департамент бронетанковой и автомобильной техники Министерства обороны США заключил договор с английской компанией «Ricardo» на проектирование и проведение полевых испытаний военного малогабаритного внедорожника «FED Alpha».

Представители компании «Ricardo» рассказывают, что бронеавтомобиль уже прошел все ранее запланированные испытания и в ближайшее время сможет поступить на вооружение армии США. Лучше всего «FED Alpha» приспособлен для проведения боевых операций в городе, поскольку обладает прекрасной маневренностью. Новый внедорожник можно будет увидеть вживую на ежегодной выставке военной техники в Вашингтоне с 10 по 12 октября.

В июле этого года создатели внедорожника показывали его в течение двух дней военным чиновникам из Пентагона. Чуть позже «FED Alpha» прошел тестирование на полигоне Абердин (штат Мэриленд). По результатам тестов броневик был оценен довольно таки высоко. Проект носит название «FED» (Fuel Efficient Ground Vehicle Demonstrator). Разработчики утверждают, что этот автомобиль спроектирован для нескольких целей. В первую очередь (судя даже по названию) – это увеличение экономии горючего в бою, а также снижение зависимости армии США от поставок нефти.

Следующим шагом для бронеавтомобиля «FED Alpha» будет его полная проверка в боевых условиях. Он примет участие в самых разнообразных боевых тестированиях, а именно в конвоировании, боях в городских условиях и боях местного значения на пересеченной местности и так далее.

Конструкционные особенности автомобиля заключаются в следующем: большая часть кузова выполнена из алюминия. Разработчики при этом не забыли о вспомогательных элементах, которые улучшают жесткость кузова. Главный акцент сделан, прежде всего, на экономичности броневика. «FED Alpha» снабжен дизельным турбодвигателем семейства «Cummins». Коробка передач – шестиступенчатая и автоматическая. В трансмиссии присутствует специально разработанные для этих целей элементы, которые вместе с покрытием на шестернях обязаны снижать трение. Вместе с тем, интегрирован стартер-генератор мощностью 20 кВт, который отвечает за питание дополнительного военного оборудования и бортовых приборов.

Как рассказывают разработчики, в салоне бронеавтомобиля помещен специальный монитор, который следит за уровнем расхода горючего и вместе с тем еще и подсказывает о предусмотренных мерах для его понижения. Навряд ли у водителя будет время обращать на него внимание в ходе реальных боевых операций.

На бампере расположены светодиодные фары. Для повышения экономичности своего детища разработчики, кроме всего прочего, использовали такие компоненты:
– на экономичный режим работы настроен двигатель «Cummins I4»;
– специально для «FED Alpha» используются шины «Goodyear Fuel Max» с низким сопротивлением качению;
– компанией «Alcoa Defence» разработана легкая алюминиевая структура кузова, броня и защита от разрывных снарядов под днищем броневика;
– как уже отмечалось выше, для трансмиссии использованы специальные материалы с низким коэффициентом трения, которые снижают потерю энергии;
– педаль акселератора оборудована обратной связью, в оснащение входит дисплей экономичности, который позволяет шоферу автомобиля следить за расходом горючего;

– 6-ступенчатая автоматическая коробка передач «Aisin».

Уже в самом ближайшем будущем американская армия получит в свое распоряжение новый броневик «FED Alpha». Дело за малым – провести все предварительные испытания.

Не секрет, что Тигр, российский армейский бронеавтомобиль, появился на свет в качестве ответа на американский Хаммер. Вернее, на HMMWV, высокомобильное мультифункциональное колесное транспортное средство, созданное американской компанией AM General еще в конце 70-х.

История Хаммера

В начале 80-х Хамви приняли на вооружение. А широкую известность автомобиль получил во время войны в Персидском заливе. Быстро выяснилось, что Хамви плохо защищены и от пулевых выстрелов, и от взрывов мин и гранат - так что конструкторам пришлось разрабатывать дополнительную бронезащиту. Еще быстрее американцы наладили выпуск гражданской версии под маркой Hummer. Естественно, без брони, но с улучшенной отделкой. Позже эти машины стали именовать H1, так как появились H2 и H3, отдаленно напоминающие первый Хаммер стилистикой, хорошей проходимостью и внушительной ценой.

История Тигра

В конце 90-х арабы из фирмы Bin Jabr Group Ltd (BJG) объявили тендер на 60 миллионов долларов США на создание автомобиля, подобного Хамви. Заказчиком был иорданский король Абдула II, не жаловавший ни американцев, ни их машины. Тендер выиграла ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ), дочерняя фирма Горьковского автозавода. Три опытных образца разработали и представили заказчику в рекордный срок, показав на Международной выставке вооружения lDEX-2001 под названием Tiger HMTV.

Такую стремительность отчасти можно объяснить тем, что горьковчане (они же нижегородцы) использовали узлы давно освоенных бронетранспортеров и спецавтомобиля Водник.

В июне 2005 года арабы начали производить аналогичные бронеавтомобили Nimr, с турбодизелем MTU 6R 106 мощностью 325 л.с. и трансмиссией Allison LCT 1000 - той же марки, кстати, что у Хамви. А к производству Тигров приступил Арзамасский машиностроительный завод. Сначала их оснащали дизельными двигателями Cummins B-180, В-205 и B-215. Позже стали ставить ярославский турбодизель ЯМЗ-5347-10. Коробка передач - механическая 5-ступенчатая. Именно такой силовой агрегат стоит сейчас на модернизированных Тиграх, впервые показанных миру на параде 9 Мая 2016 года.

Чей двигатель мощнее?

И Хамви, и Тигр - это в первую очередь платформы, на которых могут стоять разные кузова и различное вооружение. Вариантов множество. Так что сравним машины по основным техническим характеристикам. Начнем с того же силового агрегата. На Хамви установлен Detroit Diesel V8 объемом 6,5 литров. Он развивает 195 л.с. при 3400 об/мин и 581 Нм при 1700 об/мин. Комплектуется гидромеханической автоматической 4-ступенчатой коробкой передач. У Тигра АКП предусмотрена только в гражданских версиях. Спор же, что лучше для армейской техники - механика или автомат, бесконечен.

Ярославский дизель меньше детройтского по объему, 4,4 литра, но чуть мощнее. Он развивает 158 кВт (215 л.с.) при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент меньше, 470 Нм, но приходится уже на 1000 об/мин. Хамви заметно легче, его масса 4672 кг. Масса бронированного Тигра - 6880 кг.

Чья машина быстрее?

И Хамви, и Тигр могут развивать до 140 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 17–20 секунд, так что тут паритет.

Чей двигатель экономичнее?

Детройтский дизель явно экономичнее - с ним Хамви требуется от 16 до 23 литров на 100 километров. Аппетит Тигра только разгорается на 25. Реальный же средний расход топлива - около 30 л на 100 км. В Тигре два бака емкостью по 70 литров. А у Хамви бак на 25 американских галлонов (94,63 л). Так что по запасу хода преимущества нет ни у нашей машины, ни у американской.

Чей салон вместительнее?

Стандартный экипаж Хамви - четыре бойца в салоне и пулеметчик в люке. Больше не помещается из-за огромного центрального тоннеля и скошенной задней части крыши. У Тигра крыша плоская и распашные двери сзади. Если в Тигре установлены индивидуальные сиденья (креслами не назовешь), его стандартный экипаж - 6 человек, а с местами вдоль бортов он может быть и 9-местным. И это серьезное преимущество.

Чья бронезащита лучше?

Главное то, что Тигр сразу создавался как броневик. Кузов сваривается из термообработанных стальных листов толщиной 5 или 7 мм, обеспечивающих уровень баллистической защиты по 3-му и 5-му классам соответственно. Специалисты говорят, что Тигр выдерживает взрыв 600 г тротила под днищем.

Бронезащиту для Хамви разрабатывали после того, как он был принят на вооружение, и первые броневики оказались беспомощными в пустынях, садясь по брюхо в песок.

Чья геометрическая проходимость лучше?

Важно, что многие элементы ходовой части Тигра взяты от БТР-80. Как, например, межколесные самоблокирующиеся дифференциалы, подвеска на сдвоенных поперечных рычагах, централизованная система подкачки колес. Есть раздаточная коробка с блокировкой центрального дифференциала. Ход подвески Тигра поражает воображение - 300 мм. Дорожный просвет - 400 мм. Угол въезда - 36°, съезда - 45°. Колесная база - 3300 мм. Габаритная длина - 5700, ширина - 2400. Такая же высота.

При той же величине колесной базы, как у Тигра, Хамви чуть компактнее. Его длина - 4930 мм, ширина - 2310 мм, высота - 1990 мм. Дорожный просвет американца чуть больше - 17,2 дюйма (430 мм). Угол въезда заметно больше, почти 49°. Но угол съезда уже 37°. То есть на твердом покрытии Хаммер может застрять из-за заднего свеса. У Тигра этой проблемы нет.

Стандартный Тигр может преодолевать броды глубиной до 1,2 метра. Хамви - до 30 дюймов (76 см), а со шноркелем - до 1,5 метров. Здесь американец вроде бы круче, но что такое в реальности эта разница? Пошел побыстрее, поднял волну побольше - двигатель и захлебнулся. Кроме того, у нас есть стандартная русская смекалка. У американцев - вера в высшие силы и доллар. Кстати о нем.

Чья машина дешевле?

Стоимость армейского Тигра оценивается в 60–100 тыс. долларов, гражданской версии - 90–150 тысяч. А первые 55 тысяч Хамви были куплены у AM General за 1,2 миллиарда долларов США. То есть каждая машина стоила всего 22 тыс. долларов. Впрочем, стоимость гражданских версий, тем более с эксклюзивной отделкой, сопоставима с тигровской.

Многие знаменитости в Америке купили себе Хаммеры, один из главных фанатов марки - Арнольд Шварценеггер. У него как минимум три машины этой марки. Два армейских Хамви, цвета хаки и песочный. В прошлом году появился еще один Хаммер, красный. Он построен для кинозвезды австрийской фирмой Kreisel Electric, и это электромобиль с парой моторов на каждой оси. Ведь «австрийский дуб» при всей своей брутальности известен еще и как защитник окружающей среды, борец за экологию. Это, впрочем, не мешает Арни держать в гараже помимо Хаммеров несколько бензиновых суперкаров.

Наши тоже не прочь приобрести Тигров - скажем, братья Михалковы, Никита и Андрей. О первом говорят, что у него несколько таких машин (для поездок на охоту), а второй избавился от внедорожника, решив, что он плохо подходит для мирной жизни. Среди владельцев Тигра числился Валерий Шанцев, бывший губернатор Нижегородской области, и Владимир Жириновский, бессменный лидер ЛДПР. Подаренный на 60-летие синий Тигр он спустя восемь лет владения отправил на войну в Луганск. Вскоре его начали показывать украинские СМИ с искореженным то ли от взрыва, то ли от переворота кузовом.В тендере на оснащение американской армии новыми машинами участвовала и компания AM General, создавшая HMMWV. Их новая разработка называется BRV-O JLTV. И она подозрительно похожа на наш Тигр, только в песочной окраске.

В тендере на оснащение американской армии новыми машинами участвовала и компания AM General, создавшая HMMWV. Их новая разработка называется BRV-O JLTV. И она подозрительно похожа на наш Тигр, только в песочной окраске.


В тендере на замену устаревших Хамви участвовала и AM General. Они представили на конкурс разработку BRV-O JLTV, с большим внутренним пространством и усиленной защитой днища… Но американским военным понадобились машины уже другого класса, с новыми возможностями. У Oshkosh L-ATV намного больше полезная нагрузка и вместимость, кроме базовой защиты предусмотрена дополнительная, которую можно ставить в полевых условиях, как когда-то на Хамви. Подвеска адаптивная, и дорожный просвет достигает полуметра. Кроме того, машина может служить электрогенератором.

У нас тоже создают и испытывают новые броневики, но подробностей про них меньше. Гонка вооружений продолжается. Но хочется верить, что, если наши машины и столкнутся с американскими, то только в подобном заочном сравнении.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png