Высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство (HMMWV или Хаммер) представляет собой армейский полноприводный вездеход, созданный компанией AM General. Практически, он потеснил джипы, такие как M151 1/4 тонный, M561 «Gama Goat», их санитарный модификации M718A1 и M792, CUCV и легкие грузовики. Вначале машина использовалась американскими военными, но в дальнейшем её приобрели многие другие страны и организации, даже в качестве гражданской версии.

На HMMWV установлена независимая подвеска и портальная ступица шестерни, схожая с портальным мостом, которая создает клиренс 40 см. Машина имеет дисковые тормоза на все 4 колеса и независимую подвеску на сдвоенных параллельных А-образных рычагах. Дисковые тормоза не устанавливаются на колеса, как у традиционных автомобилей, а крепятся снаружи каждого дифференциала. Передние и задние дифференциалы представлены Torsen типом, а центральные дифференциалы являются регулируемыми с возможностью блокировки. Имеется, по меньшей мере, 17 видов HMMWV, состоящих на службе вооруженных сил США. Например, транспортно-десантная, платформа для автоматического оружия, скорая помощь (4 носилочных раненых, либо 8 амбулаторных), платформа для установки M220 TOW, основной транспортер для гаубиц M119 Howitzer, платформа для установки ЗРК M1097 Avenger, перевозка системы связи MRQ-12 для вызова средств поддержки с воздуха, бронированный вариант для перевозки электрооборудования S250 и другие. Хаммер способен преодолевать глубину брода 76 см, либо 1,5 метра с комплектом элементов, устанавливаемых на автомобиль для переправы вброд.

Нестандартное оборудование включает лебёдку (максимальная нагрузка 2700 кг) и дополнительное бронирование. Модификации M1025/M1026 и M1043/M1044 имеют комплект вооружения, включающий гранатометы MK19, тяжелый пулемет M2, пулеметы M240G/B и M249 SAW. Новейший вариант HMMWV — M1114 с повышенным бронированием также оборудуются подобным вооружением. Кроме того, некоторые машины M1114 и M1116 повышенной защищенности и модели бронетранспортёра M1117 имеют единую орудийную систему с дистанционным управлением (CROWS), которая позволяет стрелку работать за пределами машины, и/либо устанавливается мобильная стрелково-детектирующая система “Бумеранг”. Последние усовершенствования включают разработку модели M1151 , которая вероятно очень скоро потеснит все другие версии. Замена модификаций M1114, M1116 и более ранних бронированных моделей на один вариант HMMWV преследует своей целью снизить расходы по текущему обслуживанию.


Иллюстрация.

История

В 1970-х годах Соединенные Штаты пришли к выводу, что милитаризированные гражданские грузовики не удовлетворяют требованиям военных. В 1977 году, компания Ламборджини разработала модель Cheetah, удовлетворяющую требованиям спецификации военных. В 1979 году, армия составила окончательный вариант описания изобретения для высокомобильного многоцелевого колёсного транспортного средства, или HMMWV. В июле того же года, компания AM General (дочерняя компания корпорации American Motors) начала предварительные работы, и менее чем за год, выпустила первый прототип, пошедший на испытания под именем M998. В 1980 году были созданы другие машины, включая модели M1025 и M1026. Всего в 1980 году было произведено свыше 500 автомобилей.

В июне 1981 года, армия заключила с AM General контракт на разработку несколько большего количества прототипов для прохождения других испытаний, назначенных правительством США. Позднее компания заключила контракт на производство 55000 автомобилей до 1985 года. Форт Льюис, Вашингтон, и 9-ая пехотная дивизия имели испытательные стенды HMMWV для их апробации в рамках новой концепции противостояния российским частям моторизованной пехоты. Тренировочный Центр в Якима; Вашингтон, являлся основным полигоном для испытания HMMWV в период с 1985 по декабрь 1991 год, когда моторизированная концепция была отменена, а дивизия расформирована. В 1989 году Хаммеры были впервые испытаны при проведении операции “Just Cause” во время вторжения американских войск в Панаму.

Вездеходы Humvee стали основным средством передвижения войск США повсюду в мире. Свыше 10000 машин поступили на службу коалиционным войскам при проведении операции “Свобода Ирака”, американской интервенции в 2003 году.

Боевое применение
Первоначально, HMMWV рассматривался в качестве средства доставки пехоты к линии фронта, но не как боевая машина. Подобно предшествующим джипам, основная модель Хаммера не имела бронирования или защиты против ядерного, биологического и химического . Тем не менее, потери были относительно низкими в традиционных операциях, таких как “Буря в пустыне”. Машины и экипажи понесли значительные потери и ущерб, вследствие городских стычек, в боях за Могадишо. Хотя HMMWV никогда не создавался для обеспечения защиты против пуль от стрелкового оружия, более разрушительного пулеметного огня и реактивных гранат, живучесть шасси позволяла основной части экипажей возвращаться невредимыми. Тем не менее, с появлением асимметричного противостояния и конфликтов низкой интенсивности, Хаммер начал испытывать прессинг в уличных боях, на которые он не был рассчитан.

После Сомали, военные осознали необходимость в более защищенной машине HMMWV, и компания AM General разработала модель M1114, имеющую бронирование от огня стрелкового оружия. Штучное производство данных автомобилей началось в 1996 году, когда они ограниченно применялись на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Эта модификация была усовершенствована до M998 с более крупным, мощным двигателем с турбонаддувом, кондиционированием воздуха и усиленной подвеской. Более того, она получила полное бронирование пассажирского пространства, за счет стальных пластин и пуленепробиваемых стекол. С возрастанием случаев прямых атак и партизанской войны в Ираке, AM General перевела свои производственные мощности на выпуск именно этих машин.

Модификации
В ответ на уязвимость HMMWV при проведении операции в Ираке, для модели M998 был создан комплект “повышенное бронирование” («Up-Armor»). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели, и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от баллистических угроз и простейших самодельных взрывных устройств.

Хотя некоторые части данного комплекта стали доступны до вторжения в 2003 году, они не поступили в достаточном количестве для всех машин. В результате, для своей безопасности американские солдаты часто навешивали импровизированное дополнительное бронирование из обрезков материалов, известное как “броня деревенщины” (hillbilly armor) или “фермерская броня”. Тогда как данные самоделки несколько обезопасили от баллистических угроз, в тоже время, они утяжеляли машину, смещали её центр тяжести, снижали ускорение, управляемость, надежность, реагирование при торможении, и срок службы, вследствие перенапряжения цепи привода и подвески. Кроме того, большинство автомашин Хаммер и другой техники, использующейся при вторжении в Ирак, имели боевые идентификационные панели, для исключения дружественного огня. Они монтировались на капот между ветрозащитным экраном и облицовкой радиатора, а также на дверях со стороны водителя и переднего пассажира с вырезкой, позволяющей добраться до дверной ручки.

В декабре 2004 года, Министр обороны Дональд Рамсфелд подвергся критике со стороны солдат и их семей, которая заключалась в недостаточной защищенности вездеходов Хаммер. Рамсфелд указал на то, что перед войной броневые комплекты были произведены в небольшом количестве. С началом активного противостояния американских войск и иракских партизан, начало производиться больше комлектов защиты, хотя, вероятно, не так много как хотелось бы. Более того, разрабатывались усовершенствованные комплекты. Тем не менее, в то время как данная защита являлась эффективной против всех типов атак, она весила около 680-1,000 кг и привносила такие же неудобства, как и самодельная броня. В отличие от схожих по размерам гражданских грузовых вездеходов, которые обычно имеют задние сдвоенные колеса для снижения покачивания, Хаммер обладает одинарными задними колесами, благодаря независимой задней подвеске.

Бронирование на большинстве машин “повышенного бронирования” устойчивы против боковых угроз, когда взрыв распространяется во все стороны, однако обнаруживается минимальная защита от разрывов мин со стороны днища, таких как . Кумулятивная струя также способна пробить защиту, вызывая ранения.

Полевые комплекты бронирования включает “Комплект бронирования для улучшения выживаемости” (Armor Survivability Kit — ASK), FRAG 5, FRAG 6, а также усовершенствованную версию для машины M1151.

ASK был впервые опробован в октябре 2003 года и имел массу 450 кг. Вариант компании Armor Holdings был легче, и увеличивал массу машины лишь на 340 кг. Опробованный в январе 2005 года комплект Marine Armor Kit (MAK) обеспечивал лучшую защищенность, чем у модификации M1114, но также приводил к увеличению массы. FRAG 5 является последним полевым комплектом, обеспечивающим наилучшую защищенность, однако может быть неэффективен против кумулятивных угроз. FRAG 6, созданный с целью устранения данного недостатка, находится в разработке. Тем не менее, надежное бронирование комплектом FRAG 5 было достигнуто большой ценой. Свыше 450 кг брони установлено на автомобиль HMMWV, а его ширина возросла на 61 см. Ко всему, дверям для открытия и закрытия требуются вспомогательное механическое устройство.


Иллюстрация.


Иллюстрация.
Другой недостаток HMMWV “повышенной защищенности” прослеживается во время атак или аварий, когда тяжелые бронированные двери стремятся закрыться, оставив солдат внутри. В результате, Хаммер соединен с дверями на специальные крючки, и любая техника может легко оторвать двери от машины. Более того, компанией BAE Systems в настоящее время разработаны и испытаны в полевых условиях окна аварийного выхода, которые используются на машинах M1114 с 450 кг комплектом защиты.


Иллюстрация.

Член экипажа, управляющей вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым. В ответ, многие вездеходы, совместно с основным оружием, оборудуются щитом или башней, что схоже с бронетранспортером M113, который в таком виде впервые применялся во Вьетнаме. Американские военные сейчас оценивают новую форму защиты, разработанную BAE Systems, а также системы, созданные для оперативных частей армии. Новое сиденье стрелка защищено 46-61 см стальными пластинами с пуленепробиваемыми стеклами. Более того, некоторые HMMWV оборудуются орудийной системой с дистанционным управлением (CROWS), которая подключена к пулемету для управления с заднего сиденья, что позволяет вести огонь без вылазки из машины. Антиснайперская система Бумеранг также устанавливается на некоторые HMMWV в Ираке, и дает возможность немедленно определять местоположение стреляющего партизана.

Очередной слабостью Хаммера является его размер, который ограничил применение данной машины в Афганистане, потому что он был слишком крупным для большинства видов воздушного транспорта. Размеры также ограничивают возможности ручной буксировки вездехода. Кроме того, войска в Боснии обнаружили широкие автомобильные колеи при возникновении помехи, когда две машины Хаммер не смогли разъехаться по узкой горной дороге.


Иллюстрация. HMMWV, оборудованный ракетами «земля-воздух» CATM-120C, Рейтеон.

Альтернативы
Страны в Европе и Северной Африке имеют на службе ряд различных бронированных машин, как колесных, так и гусенечных, а некоторые даже строят внутри США компании, например, Cadillac Gage, которая создает технику, более специфичную для конфликтов низкой интенсивности. Эта бронетехника является более защищенной против огня стрелкового оружия; некоторые грузовики даже имеют V-образное дно для рассеивания взрывной волны.

Армия приобретает специальную технику, в частности, M1117 Бронированную охранную машину в ограниченном количестве приобрели для использования корпусом военной полиции (United States Army Military Police Corps). В 2007 году, корпус морской пехоты США докладывал о намерении заменить HMMWV в Ираке на MRAP («Фугасозащищенные») броневики, потому что наблюдались большие потери Хаммеров. Они выдали контракт на приобретение нескольких тысяч таких машин, включающих International MaxxPro, BAE OMC RG-31, BAE RG-33 и Caiman, и Force Protection Cougar, которых так не хватает военным для проведения разминирования. Тяжелые модели боевых машин пехоты могут также использоваться в качестве патрульных. К сожалению, некоторые MRAP, как известно, часто застревают или опрокидываются вследствие высокого расположения центра тяжести и слишком большого размера, по сравнению с HMMWV.

Версии

M56 – Дымовая Машина Койот
M707 — HMMWV
M966 — HMMWV, оборудованный противотанковым комплексом TOW
M996 — Санитарный вариант с двухместной кабиной, бронированный
M997 — Санитарный вариант с четырехместной кабиной, бронированный
M998 — грузовик
M998 — HMMWV Avenger
M1025 — Бронированная машина с вооружением
M1026 — Бронированная машина с вооружением и лебедкой
M1035 — Санитарный вариант с четырёхдверной кабиной и мягким тентом
M1036 – Бронированная с комплексом TOW и лебедкой
M1037 — Вариант для перевозки электрооборудования
S250
M1038 – Грузовик с лебедкой
M1042 — Вариант для перевозки электрооборудования
S250 с лебёдкой
M1043 – Машина “повышенной защищенности” с вооружением
M1044 — Машина “повышенной защищенности” с вооружением и лебёдкой
M1045 — Машина “повышенной защищенности” с противотанковым комплексом TOW
M1046 — Машина “повышенной защищенности” с противотанковым комплексом TOW и лебёдкой
M1069 – Тягач для 105-мм пушки M119
M1097 – Тяжелый HMMWV
M1097 — Heavy HMMWV Avenger
M1109 – Машина “повышенной защищенности” с вооружением
ZEUS-HLONS (HMMWV Laser Ordnance Neutralization System) — лазерная артиллерийская система нейтрализации
Ground Mobility Vehicle — Наземная мобильная машина
IMETS – Интегрированная метеорологическая система


Иллюстрация.
ZEUS-HLONS (HMMWV Laser Ordnance Neutralization System) — лазерная артиллерийская система нейтрализации

Расширенные харктеристики
M1113 – был выбран американской армией за его A2 шасси. В настоящий момент, шасси ECV используется на специальных машинах и машинах связи.

В течение 1995 года, стартовало производство M1114, основанное на усовершенствованных шасси ECV. M1114 отвечала требованиям военных для разведки, полиции и машин разминирования с модернизированным вариантом баллистической защиты. M1114 обеспечивает защиту от 7,62 мм бронебойных пуль, 155 мм артиллерийских снарядов воздушного подрыва и взрыва 16 фунтовой (5,5 кг) противотанковой мины. ВВС США опробовали ряд машин до того как отметили M1116, специально созданную для удовлетворения требованиям военно-воздушных сил. Особенности M1116 заключаются в увеличении грузового пространства, бронирование башни стрелка и усиление внутреннего отопления и системы кондиционирования воздуха. Модификации M1114 и M1116 получили броню от компании “O”Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Company”, Фэрфилд, Огайо.

M1114 — Машина “повышенной защищенности” с вооружением
M1116 — HMMWV “повышенной защищенности”
M1123 – Тяжелый вариант Хаммера
M1121 – Бронированная машина с противотанковым комплексом TOW
M1145 — HMMWV “повышенной защищенности”
M1151 – HMMWV, способный оборудоваться комплектом “повышенной защищенности”
M1152 — HMMWV, способный оборудоваться комплектом “повышенной защищенности”
Packhorse (“вьючная лошадь”) – приспособление для полуприцепа, которое переводит M1097 в тягач.
Скорпион – Вариант, оборудованный 82-мм автоматическим минометом 2Б9 «Василек». Это тяжелое шасси HMMWV с установленным 82-мм автоматическим минометом 2Б9 «Василек» введено для обеспечения большей защищенности солдат в боевой зоне. Данная разработка инженеров Арсенала в Пикатинни относится к 2004 году. Миномет может вести одиночный или автоматический огонь, при использовании обойм на 4 мины. Дистанция прямого огня прямой наводкой составляет 1 км, а непрямой – 4 км. Используется, в частности, для уничтожения придорожных бомб с безопасного расстояния.

Иллюстрация.
– прототип, разработанный компанией TPI Composites из Род-Айленда и AM General. Целью создания данной версии являлось снижения массы машины, что позволит снабдить её более тяжелым бронированием и обеспечит требуемую подвижность.
——
en.wikipedia.org/wiki/High_Mobility_Multipurpose_Wheeled_Vehicle

Не секрет, что Тигр, российский армейский бронеавтомобиль, появился на свет в качестве ответа на американский Хаммер. Вернее, на HMMWV, высокомобильное мультифункциональное колесное транспортное средство, созданное американской компанией AM General еще в конце 70-х.

История Хаммера

В начале 80-х Хамви приняли на вооружение. А широкую известность автомобиль получил во время войны в Персидском заливе. Быстро выяснилось, что Хамви плохо защищены и от пулевых выстрелов, и от взрывов мин и гранат - так что конструкторам пришлось разрабатывать дополнительную бронезащиту. Еще быстрее американцы наладили выпуск гражданской версии под маркой Hummer. Естественно, без брони, но с улучшенной отделкой. Позже эти машины стали именовать H1, так как появились H2 и H3, отдаленно напоминающие первый Хаммер стилистикой, хорошей проходимостью и внушительной ценой.

История Тигра

В конце 90-х арабы из фирмы Bin Jabr Group Ltd (BJG) объявили тендер на 60 миллионов долларов США на создание автомобиля, подобного Хамви. Заказчиком был иорданский король Абдула II, не жаловавший ни американцев, ни их машины. Тендер выиграла ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ), дочерняя фирма Горьковского автозавода. Три опытных образца разработали и представили заказчику в рекордный срок, показав на Международной выставке вооружения lDEX-2001 под названием Tiger HMTV.

Такую стремительность отчасти можно объяснить тем, что горьковчане (они же нижегородцы) использовали узлы давно освоенных бронетранспортеров и спецавтомобиля Водник.

В июне 2005 года арабы начали производить аналогичные бронеавтомобили Nimr, с турбодизелем MTU 6R 106 мощностью 325 л.с. и трансмиссией Allison LCT 1000 - той же марки, кстати, что у Хамви. А к производству Тигров приступил Арзамасский машиностроительный завод. Сначала их оснащали дизельными двигателями Cummins B-180, В-205 и B-215. Позже стали ставить ярославский турбодизель ЯМЗ-5347-10. Коробка передач - механическая 5-ступенчатая. Именно такой силовой агрегат стоит сейчас на модернизированных Тиграх, впервые показанных миру на параде 9 Мая 2016 года.

Чей двигатель мощнее?

И Хамви, и Тигр - это в первую очередь платформы, на которых могут стоять разные кузова и различное вооружение. Вариантов множество. Так что сравним машины по основным техническим характеристикам. Начнем с того же силового агрегата. На Хамви установлен Detroit Diesel V8 объемом 6,5 литров. Он развивает 195 л.с. при 3400 об/мин и 581 Нм при 1700 об/мин. Комплектуется гидромеханической автоматической 4-ступенчатой коробкой передач. У Тигра АКП предусмотрена только в гражданских версиях. Спор же, что лучше для армейской техники - механика или автомат, бесконечен.

Ярославский дизель меньше детройтского по объему, 4,4 литра, но чуть мощнее. Он развивает 158 кВт (215 л.с.) при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент меньше, 470 Нм, но приходится уже на 1000 об/мин. Хамви заметно легче, его масса 4672 кг. Масса бронированного Тигра - 6880 кг.

Чья машина быстрее?

И Хамви, и Тигр могут развивать до 140 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 17–20 секунд, так что тут паритет.

Чей двигатель экономичнее?

Детройтский дизель явно экономичнее - с ним Хамви требуется от 16 до 23 литров на 100 километров. Аппетит Тигра только разгорается на 25. Реальный же средний расход топлива - около 30 л на 100 км. В Тигре два бака емкостью по 70 литров. А у Хамви бак на 25 американских галлонов (94,63 л). Так что по запасу хода преимущества нет ни у нашей машины, ни у американской.

Чей салон вместительнее?

Стандартный экипаж Хамви - четыре бойца в салоне и пулеметчик в люке. Больше не помещается из-за огромного центрального тоннеля и скошенной задней части крыши. У Тигра крыша плоская и распашные двери сзади. Если в Тигре установлены индивидуальные сиденья (креслами не назовешь), его стандартный экипаж - 6 человек, а с местами вдоль бортов он может быть и 9-местным. И это серьезное преимущество.

Чья бронезащита лучше?

Главное то, что Тигр сразу создавался как броневик. Кузов сваривается из термообработанных стальных листов толщиной 5 или 7 мм, обеспечивающих уровень баллистической защиты по 3-му и 5-му классам соответственно. Специалисты говорят, что Тигр выдерживает взрыв 600 г тротила под днищем.

Бронезащиту для Хамви разрабатывали после того, как он был принят на вооружение, и первые броневики оказались беспомощными в пустынях, садясь по брюхо в песок.

Чья геометрическая проходимость лучше?

Важно, что многие элементы ходовой части Тигра взяты от БТР-80. Как, например, межколесные самоблокирующиеся дифференциалы, подвеска на сдвоенных поперечных рычагах, централизованная система подкачки колес. Есть раздаточная коробка с блокировкой центрального дифференциала. Ход подвески Тигра поражает воображение - 300 мм. Дорожный просвет - 400 мм. Угол въезда - 36°, съезда - 45°. Колесная база - 3300 мм. Габаритная длина - 5700, ширина - 2400. Такая же высота.

При той же величине колесной базы, как у Тигра, Хамви чуть компактнее. Его длина - 4930 мм, ширина - 2310 мм, высота - 1990 мм. Дорожный просвет американца чуть больше - 17,2 дюйма (430 мм). Угол въезда заметно больше, почти 49°. Но угол съезда уже 37°. То есть на твердом покрытии Хаммер может застрять из-за заднего свеса. У Тигра этой проблемы нет.

Стандартный Тигр может преодолевать броды глубиной до 1,2 метра. Хамви - до 30 дюймов (76 см), а со шноркелем - до 1,5 метров. Здесь американец вроде бы круче, но что такое в реальности эта разница? Пошел побыстрее, поднял волну побольше - двигатель и захлебнулся. Кроме того, у нас есть стандартная русская смекалка. У американцев - вера в высшие силы и доллар. Кстати о нем.

Чья машина дешевле?

Стоимость армейского Тигра оценивается в 60–100 тыс. долларов, гражданской версии - 90–150 тысяч. А первые 55 тысяч Хамви были куплены у AM General за 1,2 миллиарда долларов США. То есть каждая машина стоила всего 22 тыс. долларов. Впрочем, стоимость гражданских версий, тем более с эксклюзивной отделкой, сопоставима с тигровской.

Многие знаменитости в Америке купили себе Хаммеры, один из главных фанатов марки - Арнольд Шварценеггер. У него как минимум три машины этой марки. Два армейских Хамви, цвета хаки и песочный. В прошлом году появился еще один Хаммер, красный. Он построен для кинозвезды австрийской фирмой Kreisel Electric, и это электромобиль с парой моторов на каждой оси. Ведь «австрийский дуб» при всей своей брутальности известен еще и как защитник окружающей среды, борец за экологию. Это, впрочем, не мешает Арни держать в гараже помимо Хаммеров несколько бензиновых суперкаров.

Наши тоже не прочь приобрести Тигров - скажем, братья Михалковы, Никита и Андрей. О первом говорят, что у него несколько таких машин (для поездок на охоту), а второй избавился от внедорожника, решив, что он плохо подходит для мирной жизни. Среди владельцев Тигра числился Валерий Шанцев, бывший губернатор Нижегородской области, и Владимир Жириновский, бессменный лидер ЛДПР. Подаренный на 60-летие синий Тигр он спустя восемь лет владения отправил на войну в Луганск. Вскоре его начали показывать украинские СМИ с искореженным то ли от взрыва, то ли от переворота кузовом.В тендере на оснащение американской армии новыми машинами участвовала и компания AM General, создавшая HMMWV. Их новая разработка называется BRV-O JLTV. И она подозрительно похожа на наш Тигр, только в песочной окраске.

В тендере на оснащение американской армии новыми машинами участвовала и компания AM General, создавшая HMMWV. Их новая разработка называется BRV-O JLTV. И она подозрительно похожа на наш Тигр, только в песочной окраске.


В тендере на замену устаревших Хамви участвовала и AM General. Они представили на конкурс разработку BRV-O JLTV, с большим внутренним пространством и усиленной защитой днища… Но американским военным понадобились машины уже другого класса, с новыми возможностями. У Oshkosh L-ATV намного больше полезная нагрузка и вместимость, кроме базовой защиты предусмотрена дополнительная, которую можно ставить в полевых условиях, как когда-то на Хамви. Подвеска адаптивная, и дорожный просвет достигает полуметра. Кроме того, машина может служить электрогенератором.

У нас тоже создают и испытывают новые броневики, но подробностей про них меньше. Гонка вооружений продолжается. Но хочется верить, что, если наши машины и столкнутся с американскими, то только в подобном заочном сравнении.

Чуть меньше тридцати лет в американской армии отслужил легендарный бронеавтомобиль «Хаммер». Сейчас ему на смену идет экономный армейский внедорожник «FED Alpha».


Департамент бронетанковой и автомобильной техники Министерства обороны США заключил договор с английской компанией «Ricardo» на проектирование и проведение полевых испытаний военного малогабаритного внедорожника «FED Alpha».

Представители компании «Ricardo» рассказывают, что бронеавтомобиль уже прошел все ранее запланированные испытания и в ближайшее время сможет поступить на вооружение армии США. Лучше всего «FED Alpha» приспособлен для проведения боевых операций в городе, поскольку обладает прекрасной маневренностью. Новый внедорожник можно будет увидеть вживую на ежегодной выставке военной техники в Вашингтоне с 10 по 12 октября.

В июле этого года создатели внедорожника показывали его в течение двух дней военным чиновникам из Пентагона. Чуть позже «FED Alpha» прошел тестирование на полигоне Абердин (штат Мэриленд). По результатам тестов броневик был оценен довольно таки высоко. Проект носит название «FED» (Fuel Efficient Ground Vehicle Demonstrator). Разработчики утверждают, что этот автомобиль спроектирован для нескольких целей. В первую очередь (судя даже по названию) – это увеличение экономии горючего в бою, а также снижение зависимости армии США от поставок нефти.

Следующим шагом для бронеавтомобиля «FED Alpha» будет его полная проверка в боевых условиях. Он примет участие в самых разнообразных боевых тестированиях, а именно в конвоировании, боях в городских условиях и боях местного значения на пересеченной местности и так далее.

Конструкционные особенности автомобиля заключаются в следующем: большая часть кузова выполнена из алюминия. Разработчики при этом не забыли о вспомогательных элементах, которые улучшают жесткость кузова. Главный акцент сделан, прежде всего, на экономичности броневика. «FED Alpha» снабжен дизельным турбодвигателем семейства «Cummins». Коробка передач – шестиступенчатая и автоматическая. В трансмиссии присутствует специально разработанные для этих целей элементы, которые вместе с покрытием на шестернях обязаны снижать трение. Вместе с тем, интегрирован стартер-генератор мощностью 20 кВт, который отвечает за питание дополнительного военного оборудования и бортовых приборов.

Как рассказывают разработчики, в салоне бронеавтомобиля помещен специальный монитор, который следит за уровнем расхода горючего и вместе с тем еще и подсказывает о предусмотренных мерах для его понижения. Навряд ли у водителя будет время обращать на него внимание в ходе реальных боевых операций.

На бампере расположены светодиодные фары. Для повышения экономичности своего детища разработчики, кроме всего прочего, использовали такие компоненты:
– на экономичный режим работы настроен двигатель «Cummins I4»;
– специально для «FED Alpha» используются шины «Goodyear Fuel Max» с низким сопротивлением качению;
– компанией «Alcoa Defence» разработана легкая алюминиевая структура кузова, броня и защита от разрывных снарядов под днищем броневика;
– как уже отмечалось выше, для трансмиссии использованы специальные материалы с низким коэффициентом трения, которые снижают потерю энергии;
– педаль акселератора оборудована обратной связью, в оснащение входит дисплей экономичности, который позволяет шоферу автомобиля следить за расходом горючего;

– 6-ступенчатая автоматическая коробка передач «Aisin».

Уже в самом ближайшем будущем американская армия получит в свое распоряжение новый броневик «FED Alpha». Дело за малым – провести все предварительные испытания.

Война во Вьетнаме выявила множество недостатков у внедорожника, находившегося на вооружении американской армии в то время. Малая проходимость и грузоподъемность, слабая защита от пуль и осколков мин и снарядов - вот далеко не полный перечень того, что было выявлено у АМ General М151, наследника легендарного «Виллиса».

В 1970 году Пентагон объявил конкурс на создание легкого автомобиля, призванного выполнять различные оперативно-тактические задачи. Основной задачей, которая была поставлена перед участниками конкурса, стала необходимость исправить все недочеты, найденные у стоявшей на вооружении версии легкого военного внедорожника. В конкурсе участвовала компания "American Motors General Corporation", которая представила автомобиль HMMWV – «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Так как данное название оказалось слишком сложным для произнесения и запоминания, в дальнейшем его изменили на «Хамви» ("Humvee").


Сейчас выпускается пятнадцать модификаций «Хаммера». Построенные на одном шасси, они также используют один и тот же двигатель и трансмиссию. Особенностью же автомобилей стало применение модульных элементов, 44 вида которых взаимозаменяемы и позволяют собрать джипы с самыми различными сферами применения. Легкость их установки позволяет уже в полевых условиях собрать из одной модификации другую. Разнообразно и устанавливаемое на «Хаммерах» вооружение. Машина может нести на себе и станковый пулемет, и ракетную установку. Широкое распространение получили внедорожники с установленным ракетным комплексом «Тоу». После принятия «Хаммера» на вооружение автопарк американской армии смог избавиться от огромного количества разных видов легких автомобилей и грузовиков.

В данный момент на вооружении американской армии стоят следующие модификации легендарного внедорожника:

Перевозка личного состава и грузов - М1038 и М998;

Транспортировка вооружения (устанавливаются пулеметы, легкие пушки и системы ракетного ) - М966, М1045,М1036, М1046,М1026, М1025, М1043, М1044;

Санитарные автомобили - М996, M1035, М997;

Машины штаба и связи - М1042, М1037;

Тягач М119, гаубицы калибра 105 мм - M1069, в 1994 году заменен на M1097 с увеличенной до двух тонн грузоподъемностью.

Засветившись во множестве репортажей, которые освещали операцию «Буря в пустыне», после ее завершения джип приобрел удивительную популярность у населения. Маркетологи из AM General не смогли упустить такую возможность. В 1992 году свет увидела гражданская версия джипа, рекламным слоганом которой стало - "высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация" («Hummer»).

Гражданской версии досталась только ходовая часть и силуэт. В салоне появились мягкие кресла, кондиционер и масса других удобств, недоступных в военной версии. Был заменен и двигатель, теперь вместо дизеля «Хаммер» оснащался бензиновым мотором.
Теперь даже военную модификацию в репортажах называли именно «Хаммер», несмотря на то, что за ней сохранилось прежнее обозначение – «Хамви».

Принятый на вооружение в тридцати странах мира, «Хаммер» впечатляет своими техническими характеристиками. Даже с простреленными колесами, благодаря системе контроля давления, он может двигаться со скоростью до 50 км/ч. Знаменитый низкий и широкий силуэт придает ему высокую устойчивость. Парапеты высотой до 60 см, подъемы в 60 градусов, 40 градусов бокового наклона – все это переносится им без особых затруднений. А с использованием спецкомплекта для размещения воздухозаборника и выхлопной системы на крыше он может преодолевать вброд водные преграды глубиной до полутора метров. А внешняя подвеска позволяет с легкостью перебросить его на большие расстояния с использованием вертолетов СН-35 и СН-47 "Чинук".

Производится «Хаммер» в США и в Португалии и Швейцарии по лицензии.

Р оняя на клавиатуру слёзы невозможности на 100% использовать колоссальный внедорожный потенциал этого автомобиля, расскажу, в чём HMMWV выигрывает у российского “Тигра”, чего у него общего с Land Rover Defender и Rolls-Royce Silver Seraph, и почему по итогам теста я понял, что гражданский Hummer H1 нравится мне даже больше, чем его армейский сородич.

Хамви, батя Хаммера

Признаться, словосочетание «армейский Хаммер» в заголовке я использовал просто для того, чтобы читателя не смутило буквенное сочетание HMMWV, и все поняли, о чём идёт речь. На самом же деле всё наоборот...

HMMWV расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», а полностью “по фамилии-имени-отчеству” его зовут AM General HMMWV M998. Но поскольку американцы страсть как не любят аббревиатуры, по жизни стремятся к простоте и вместо внушающих хтонический ужас ГБУЗ МИАЦ предпочитают писать просто Clinic, то в повседневной жизни автомобиль называют созвучным Humvee, то есть «Хамви».

Производят эти машины с 1984 года и по сей день на заводе компании AM General в городе Мишока, штат Индиана. Здесь же с 1992-го по 2006-й выпускали Hummer H1 – гражданскую версию «Хамви», которая имела такую же трансмиссию и ходовую, но более удобный интерьер и выбор моторов, в том числе бензиновых, коих на HMMWV никогда не ставили. В 1999 году права на бренд Hummer продали General Motors. Появившийся в 2002 году Hummer H2, ставший затем популярным у рэперов в цепях и сутенёров в мехах, выпускался там же, в Мишоке, но технически к Humvee не имел вообще никакого отношения - это машина на «тележке» GMT820, сугубо бензиновая и гораздо более «асфальтовая».

Напоследок, перед тем как сесть за руль, скажем пару слов о критике HMMWV. Множество российских авторов статей на военную тематику с некой долей язвительности припоминают Хамви жертвы во время военных операций США в Ираке и Афганистане в 2000-е. И делают из этого вывод, что машина показала себя недостаточно защищённой и в боевых условиях полностью провалилась.


Тут надо сделать пояснение. Базовая версия Хамви вообще не имеет никакого бронирования, и главное его амплуа - вездеходное. Бронированные версии HMMWV существуют, но производили их в относительно небольших количествах. Все 80-е и 90-е годы, когда армия США принимала участие в более-менее “традиционных” военных конфликтах с фронтом и тылом - в Панаме, Персидском заливе и Сомали, к машинам было не так много претензий. Критика в американской прессе, затем подхваченная нашими “экспертами”, началась в 2000-х, когда незащищённые HMMWV отправили в Афганистан и Ирак.




Фото: commons.wikimedia.org/wiki/Humvee

Хамви стали лёгкой добычей для боевиков, атакующих из засады: без брони были уязвимы для обычного стрелкового оружия, а бронированных единиц банально не хватало. Кроме того, не только Хамви, а любая (!) машина с плоским небронированным днищем смертельно опасна для водителя и пассажиров в случае подрыва на мине.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Учитывая затяжной характер конфликтов современности и вовлечение в них формально гражданского населения, трудно отличимого от участников экстремистских группировок, с 2007 года, уже более 10 лет, армию постепенно пересаживают на MRAP - более тяжёлые бронированные автомобили защищённого класса с V-образным днищем, рассеивающим взрывную волну.

В общем, ошибки в стратегии и тактике оставим на совести американских офицеров, огульную критику Humvee - на совести самих критиков, и отдадим должное инженерам, сделавшим большой, лёгкий, невероятно проходимый и надёжный автомобиль.

Сержант на гражданке

Что роднит Хамви с Дефендером? Правильно: кубизм форм, который в американском внедорожнике доведён даже не до абсолюта, а до абсурда. А ещё - широкое использование алюминия! Да, пусть это и армейская техника, однако облегчение конструкции - это рост и проходимости, и грузоподъёмности. Так что каркас кузова алюминиевый, кожух двигателя - стеклопластиковый, а двери вообще брезентовые легкосъёмные, с простейшими пластиковыми замками на пружинах и “окнами” на молниях.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4



Поездка на Хамви - сплошной аттракцион, который начинается с первой минуты. Затворив за собой лёгкую «калитку», оглядываем спартанскую обстановку, окрашенную в цвет кузова, и приступаем к процедуре запуска, которая достойна того, чтобы записать о ней короткое видео.

Если закрыть глаза, можно представить себе, что ты в Камазе. Акустическое сходство легко объяснить: так же, как и на татарском грузовике, у Хамви под капотом - дизельный V8, который даёт не только характерное урчание, переходящее в рёв по мере подъёма оборотов, но и «восьмёрочные» обертона, столь приятные моему уху.


Мотор от Detroit Diesel - воплощение олдскула. Наддува нет, ТНВД механический, впрыск непрямой через вихрекамеры, единственный распредвал в развале блока и привод клапанов через толкатели-пушроды. Отдача - 185 сил при 3 600 об/мин и 447 Нм при 2 100 об/мин. Работает всё это очень громко и ощутимо воняет соляркой. Коробка - только автоматическая, 4-ступенчатая GM 4L80E, максимально выносливая и предназначенная для грузовиков, автобусов, бронетранспортёров, а также тяжёлых лимузинов Rolls-Royce.

Педаль газа на Хамви нужно давить полной стопой, от души. Поскольку дизель «моментный», а трансмиссия «короткая» (суммарное передаточное число трансмиссии - 5,24:1!), то сильно быстро наше «высокомобильное транспортное средство» всё равно не поедет. Но в потоке удержится.

Эти кадры я писал буквально в первые минуты поездки, а затем довольно быстро освоился с габаритами. На самом деле, чувствовать габариты на Хамви не сложнее, чем на любом другом автомобиле. В определённом смысле даже проще! Передний край отлично виден благодаря торчащей решётке «кенгурятника».

Как ведёт себя ходовая на неровностях? Ну, в общем-то, предсказуемо. Рычаги подвески, которыми можно при желании забивать корабельные гвозди (но лучше не стоит), вместе с пружинами и амортизаторами прекрасно изолируют раму от вибраций и колебаний разной амплитуды. А вот кузов скрипит, крышки ящиков под задними сиденьями бряцают… Вся эта какофония несколько портит впечатление.


Управляется Хамви сравнительно легко - рулевое управление с редуктором и трапецией имеет ГУР, и усилие на нём неплохо сбалансировано. Маневрирование в ограниченном пространстве и на малых скоростях не нужно превращать в состязание по арм-реслингу: крутить маленькую тонкую баранку можно одной правой (можно и левой, но не очень удобно тянуться) - спасибо владельцу за установленную рукоятку, именуемую в среде отечественных газелистов “грибком”.


Кстати, в это трудно поверить, но диаметр разворота от стены до стены у американского вездехода весьма скромный - всего 25 футов, то есть 7,62 метра (очень удивился такому значению - с рулеткой не мерил, но перепроверил по ряду источников: везде такая цифра - прим.авт.). Для сравнения, у Toyota Land Cruiser 200 это 11,8 метра, а у Renault Logan - 10,7.


При этом и на достаточно высоких по меркам HMMWV скоростях в рулевом нет ни люфтов, ни ощущения, что руль живёт своей жизнью, сообщаясь с колёсами постольку поскольку. Можно отметить, что «ноль пустоват», но не буду - не та категория техники. Главное, что ездить можно без ощущения ущербности как по открытым широким грунтовкам, так и по узким извилистым дорожкам гламурных предместий Лос-Анджелеса.

Расстегнул молнию на брезентовой двери, откинул прозрачную секцию-"окно", высунул локоть навстречу набегающему потоку воздуха, и вперёд - ловить “лайки” прохожих и водителей, которые на светофорах интересуются, “как оно”. Отлично, друг! Сам кайфую!


На дальняк на этой машине поехать, конечно, можно, но впечатления от поездки будут специфическими. Про шум я уже говорил - его много. Расход, по моим примерным замерам, составляет никак не меньше 20 литров на 100 км, плюс очень, даже слишком хорошо, чувствуется скорость. На 50 км/ч, на которых обычная гражданская машина плывёт, едва слышно шурша шинами, Хамви будто осуществляет операцию «буря и натиск». Превышать допустимые ограничения совершенно не хочется. Однажды на трассе попробовал разогнаться до 100 км/ч - это предел по спидометру. Показалось, что запас ещё есть, но от такой поездки недолго и оглохнуть.


Правда, уже после тест-драйва я осознал, что кое-чего НЕ слышал. А именно - характерного для отечественной техники воя мостов, ни при наборе скорости, ни при сбросе газа. А ведь редукторов только в мостах тут аж шесть!

Кроме того, на Хамви есть своего рода «армейский круиз-контроль». Работает он примерно так:

Категорически не понравились сиденья. Регулировка исключительно по высоте в трёх фиксированных положениях - это ладно. Но почему такие короткие подушка и спинка? Спина у меня начала ныть буквально через полчаса езды. Думаю, что чисто технические возможности улучшить удобство водителя имелись, однако армейская логика работает иначе. Видимо, стоит сказать спасибо за то, что сидеть нужно не на деревянной лавке, а хотя бы на слое мягкой набивки.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В приближенных к боевым

Как я уже говорил в самом начале, довольно долго я пытался найти более-менее приличное бездорожье, чтобы сделать эффектные кадры с попыткой вывесить колёса и видео с подъёмами на гору... Затея эта не удалась: максимум, что удалось найти в не в меру цивилизованной Калифорнии - это вот такой грунтовый бугор.


А почему, собственно, я так стремился отыскать оффроуд? Дело в том, что трансмиссия и ходовая часть у Хамви прямо-таки просятся в максимально дикое место. Судите сами:

На этом моменте скептический читатель, сощурясь и отведя голову чуть в сторону, скажет: минуточку, позвольте! Ведь портальные мосты с тремя редукторами - это вовсе не изобретение AM General. Наш отечественный УАЗ-3151 имел такие же, называемые «военными», причём купить машину с ними можно было в салоне у дилера. Ещё портальными мостами могут похвастаться немецкие вездеходы Mercedes-Benz Unimog, австрийские Puch Pinzgauer, шведские Volvo C303 Laplander, чешские полноприводные грузовики Tatra, советско-украинские ЛуАЗ-969 и не только.

Но только у Humvee и Toyota Mega Cruiser (а также, возможно, у каких-то других, более редких машин) мосты «гибкие» - то есть, крутящий момент передаётся от “осевого” на колёсные редукторы через полуоси с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Что, собственно, позволяет установить на автомобиль независимую подвеску, улучшая управляемость и проходимость.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Естественно, все три дифференциала здесь блокируемые, поэтому Хамви может передвигаться, пока хотя бы одно колесо имеет сцепление с твёрдой поверхностью. Правда, принудительно блокируется только межосевой дифф, а в мостах - «самоблоки» типа Torsen с ограниченным распределением момента (были версии с тремя принудительными, но у нас - стандартная).


Показатели геометрической проходимости обещают поистине чумовые впечатления. Например, угол въезда составляет 47 градусов, высота вертикального препятствия, на которое он гарантированно заберётся - 45 сантиметров. Тут главное, чтобы хватило смелости у водителя!


Здесь скептический читатель опять должен усмехнуться в усы и спросить: далеко ли уедет ваш тяжёлый Хамви по мягкому грунту или снегу? И тут сюрприз: снаряжённая масса армейского вездехода - меньше, чем у обычного Toyota Land Cruiser 200! HMMWV в зависимости от модификации тянет на 2,36-2,67 тонны, а «крузак» - на 2,4-2,72. Но как, Холмс? Во многом благодаря облегчённой конструкции, о которой мы говорили в начале. Новый Land Rover Discovery, который также имеет алюминиевый кузов, с дизельным мотором, скажем, весит ненамного меньше - 2,23 тонны.

Ну а если сравнивать с военными автомобилями, то упомянутый выше Toyota Mega Cruiser с 4-цилиндровым дизельком - это 2,9 тонны, а отечественный «Тигр» (ГАЗ-2975) даже в небронированном варианте весит аж 5,3. Вот уж на чём в поле я бы заезжать даже не рискнул...


В общем, цифры и факты таковы, что хочется бросить всё и отправиться на поиски приключений подальше от лос-анджелесской частной собственности. Например, куда-нибудь в район Большого Каньона в Аризоне, где мы в прошлом году тестировали всё тот же . Там 30-летний старина Хамви задал бы жару новобранцам… Заношу подобную поездку в свой “список мечт”. И делаю пометку, что выбирать лучше всё же гражданский вариант Hummer H1, где такая же выдающаяся ходовая и трансмиссия, зато можно выбрать турбодизель помощнее, а в салоне есть более-менее нормальные сиденья и кондиционер. Хотя чего греха таить, в спартанском армейском исполнении, которое едет “с шумом и пылью”, есть своё нерациональное очарование.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png