Двигатель современного автомобиля - это сложный агрегат, в котором присутствуют разные составные части и узлы. Его исправная работа зависит от многих факторов, при этом свечи зажигания играют здесь не последнюю роль. Вот почему важно знать, какими параметрами следует руководствоваться и что учитывать, чтобы правильно подобрать эту деталь для автомобиля и исключить ошибки.

Основные характеристики свечей зажигания

Современный рынок запчастей не испытывает недостатка в свечах зажигания. Предложений много, они разнятся по цене, производителю и основным характеристикам.

Проще всего купить такие же модели, какие поставил производитель, но они не всегда могут быть в наличии у продавца. Тогда появляется проблема - как подобрать аналог.

Знаете ли вы? Патент на свечу зажигания был получен 7 января 1902 года компанией Bosch. С тех пор принцип её действия и основная конструкция не изменялись, улучшались только рабочие характеристики.

Свечи зажигания поставляют многие производители. Наиболее известными являются:

  • Германия: Bosch, Beru;
  • США: Champion, Аutolite, ACDelco;
  • Япония: NGK, Denso, HKT;
  • Корея: Besfits;
  • Италия: Magneti Marelli;
  • Великобритания: Goodwill;
  • Чехия: Brisk;
  • Швейцария: Finwhale;
  • Франция: Valeo, Eyquem.

Чтобы правильно подобрать свечи, нужно руководствоваться такими основными критериями:

  • габаритные и соединительные размеры или тип корпуса;
  • параметр калильного числа;
  • искровой промежуток;
  • тепловые характеристики;
  • количество электродов;
  • материал исполнения.

Габаритные размеры свечи подразумевают:
  • длину;
  • диаметр;
  • шаг резьбы для монтажа с двигателем;
  • размер гаечного ключа, при помощи которого производится установка.

Распространённые размеры под ключ - 16 мм и 21 мм. Стандартный диаметр резьбы - 14 мм, но существуют модели с величиной этого параметра 10–12 мм. По длине резьбы свечи делятся на короткие (12 мм), средние (19–20 мм) и длинные (25 мм).

Важно! Внимательно подбирайте свечу зажигания по размерам. Слишком короткая не войдёт в гнездо двигателя и будет находиться далеко от камеры сгорания, а слишком длинная станет выступать из него, попадёт под удар поршня и выведет из строя мотор.

Это одна из ключевых характеристик, которая указывает на тепловые свойства свечи зажигания (на её температурный режим). Параметр выражается в числовом значении, и чем выше это число, тем лучше показатели работы детали для высокотемпературных условий работы. +400...+850 °С - это оптимальный диапазон рабочих температур.

Если показатель ниже, то не будет производиться самоочистка и сажа будет активно наслаиваться, а если превысит предел, то произойдёт калильное зажигание - воспламенение от раскалённой поверхности, которое чревато детонацией двигателя, прогоранием поршней и клапанов.
По величине калильного числа свечи классифицируют как:

  • горячие - 11–14, используются для двигателей с низкой степенью сжатия, рассчитанные на низкооктановые виды топлива и спокойную езду;
  • средние - 17–19, подходят для подавляющего числа современных автомобилей;
  • холодные - 20 и выше, предназначены для двигателей с высокой компрессией, которые используют высокооктановое топливо, т. е. для тюнингованных, класса премиум и гоночных автомобилей.
Таким образом, выбор свечи по калильному числу является подбором этой детали по двигателю. Однако такой параметр свечей зажигания, как искровой промежуток (зазор между центральным и боковым электродами), также зависит от типа мотора:
  • для карбюраторных - 0,7–0,85 мм;
  • для инжекторов - 1,0–1,13 мм.
Чем больше значение зазора, тем лучшее воспламенение у воздушно-топливной смеси.

Важно! Если искровой промежуток больше необходимого, то в работе автомобиля обнаружатся пропуски зажигания и увеличение топливного расхода. При недостаточном искровом промежутке хуже воспламеняется топливо и увеличивается вероятность «заливания» свечи.

Электроды свечей также влияют на их классификацию и выбор автолюбителя. Их калибруют по таким группам:

  • одноэлектродные с единственным центральным электродом;
  • многоэлектродные, где кроме центрального, присутствуют в конструкции несколько боковых (3–4 штуки), такие изделия имеют больший ресурс.
При эксплуатации свечи обязаны выдерживать высокие нагрузки: электрические, тепловые, химические, механические. Исходя из этого, подбираются материалы, которые позволяют детали выполнять свою функцию. При этом больше всего изнашиваются электроды. Производители постоянно работают над улучшением конструкции и используют разные сплавы для их изготовления. Популярны сплавы железа, никеля, хрома, титана в различных комбинациях.
Лучшую мощность искрового разряда и длительный срок службы обеспечивают платиновые и иридиевые экземпляры. Стоимость их выше стандартных моделей, но преимущества работы при холодном запуске двигателя, высокой проводимости, экономии горючего на 10% и в несколько раз большем сроке эксплуатации обуславливает их растущую популярность и необходимость для двигателей сложных конструкций, например, GTI, D4 и других.

Знаете ли вы? Самые дорогостоящие электроды ставятся в свечи для гоночных автомобилей, в состав их сплавов входят палладий и золото.

Другие особенности при подборе свечей зажигания

Сложность подбора свечей зажигания для конкретной марки автомобиля обусловлена отсутствием единой маркировки на эту запчасть. Каждый производитель маркирует деталь так, как считает нужным. Мало того, даже в рамках одной страны нет одинакового буквенно-цифрового обозначения.
Однако основные условия маркировки соблюдают все:

  • монтажные размеры (диаметр и длина резьбовой части);
  • значение калильного числа;
  • наличие встроенного резистора;
  • положение теплового конуса.
Таблица обозначений в маркировке популярных производителей
Параметры NGK Bosch Brisk Российские свечи зажигания
Длина резьбы A - 18 мм B - 14 мм C - 10 мм D – 12 мм E - 8 мм G - 12 мм J - 12 мм AB - 18 мм BC - 14 мм BK - 14 мм DC - 12 мм А - 12,7 мм, нормальное положение искры В - 12,7 мм, выдвинутое положение С - 19 мм, нормальное положение D - 19 мм, выдвинутое положение DT - 19 мм, выдвинутое положение искры и три электрода массы L - 19 мм, далеко выдвинутое положение искры A - 19 мм B - 19 мм D - 19 мм E - 26,5 мм F - 11,2 мм G - 17,5 мм H - 11,2 мм J - 9,5 мм K - 9,5 мм L - 19 мм N - 12,7 мм P - 9,5 мм R - 25 мм U - 7,8 мм NA - 12,7 мм T - 12,7 мм M - 26,5 мм S - 9,5 мм C - 26,5 мм Нет букв - 12 мм
Размер металлического корпуса F - 14x19 G - 14x19 J - 12x19 K - 12x19 M - 12x19 T - 10x19 W - М14х1,25 F - М14х1,5 с плоским уплотнительным седлом и SW16 М - резьба М18 с плоским седлом уплотнения и SW25 Н - М14х1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16 D - М18х1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21 A - M10 x1 B - M12x1,25 D - M14x1,25 E - М18x1,25 F - M18x1,5 G - M14x1,25 H - M14x1,25 J - M14x1,25 K - M14x1,25 L - M14x1,25 N - M14x1,25 P - M14x1,25 R - M14x1,25 U - M14x1,25 NA - M10x1 T - M10x1 M - M12x1,25 S - M10x1 C - M10x1 A - М14х1,25
Материал электродов I - центральный электрод из иридия

P - центральный электрод из платины

Z - увеличенный зазор

PZ - центральный электрод из платины и увеличенный зазор

IZ - центральный электрод из иридия и увеличенный зазор

V - центральный электрод из золота-палладия

W - центральный электрод из вольфрама

VX - центральный электрод из платины и особый боковой электрод

С - сплав никеля и меди S - серебряный средний электрод Р - платиновый средний электрод О - стандартная свеча с усиленным средним электродом С - сердечник из меди

E - центральный и боковой электроды, легированные иттрием с медной сердцевиной

S - центральный электрод из серебра

P - центральный электрод с контактом из платины

PP - центральный и боковой электроды из платины

PY - центральный электрод с платиновым контактом, боковой легирован иттрием

IR - иридиевый контакт на центральном электроде

Без букв - стандартный сердечник

М - медный сердечник

Дополнительные параметры R - с резистором

C - боковой электрод (земля) с низким углом

F - конусное седло

G - центральный электрод из тонкого никелевого сплава

GV - центральный электрод особой конструкции из золота-палладия

J - 2 удлинённых боковых (земля) электрода

K - 2 боковых электрода

M - 2 боковых электрода для роторного двигателя Mazda или длины изолятора 18,5 мм

T - 3 боковых электрода

Q - 4 боковых электрода

U - полуповерхностный разряд

X - зазор для увеличения производительности

Y - центральный электрод с V-образной выемкой

R - свеча имеет сопротивление для подавления радиопомех R - защитное сопротивление

X - защитное сопротивление от угара электрода

Y - вынесенный изолятор

L - особо вынесенный изолятор

D - вынесенный изолятор и 2 боковых электрода

T - вынесенный изолятор и 3 боковых электрода

G - не вынесенный электрод и сплошной электрод по периметру

LG - особо вынесенный изолятор и сплошной электрод по периметру

Z - 2 вспомогательных электрода на изоляторе и сплошной по периметру

TX - 1 вспомогательный электрод на изоляторе и 3 боковых

LT - особо вынесенный изолятор и 3 боковых электрода

К - опорная поверхность коническая

В - тепловой конус изолятора выступает из корпуса внутрь камеры сгорания

class="table-bordered">

По марке автомобиля

Выбор свечей зажигания, как и остальных запасных частей автомобиля, следует начинать с технических характеристик на авто. Их можно найти в технической документации автомобиля, где производитель всегда указывает комплектующие и предоставляет варианты их замены. С другой стороны, бренды, выпускающие свечи, тоже конструируют их не для единичной серии, а стараются выполнить модель унифицированной для разных марок машин.
Кроме этого, на рынке появляются новые предложения, но их не будет в списке рекомендованных в вашем техническом руководстве. Если по каким-то причинам вас не устраивают те свечи, которые установлены сейчас, или они уже отработали свой ресурс и требуется их замена, можно ознакомиться с доступным ассортиментом, если реализовать поиск по марке автомобиля. Для этого понадобятся дополнительные сведения:

  • модель машины;
  • тип и объём двигателя;
  • год выпуска;
  • модификация (если есть).

Поиск можно осуществлять:

  • по каталогам автопроизводителей;
  • по каталогам производителей свечей;
  • онлайн на специализированных ресурсах;
  • онлайн на сайтах крупных интернет-магазинов.

По заводскому номеру автомобиля

Поиск запасных частей по заводскому номеру необходим только тогда, когда нужна полная идентификация характеристик автомобиля. Такая необходимость может возникнуть, если модификация машины очень редкая и производитель выпустил её ограниченной партией. Для относительно новых моделей такой вариант подбора также возможен, особенно если машина покупалась не в автосалоне. Так, новый владелец может достоверно убедиться, что под капотом у него установлены свечи, которые соответствуют заявленным характеристикам конкретной модели автомобиля.
Подбор по применим в полной мере ко всем автобрендам. Методология поиска по VIN весьма похожа на запросы для поисковой системы в интернете. В индивидуальном коде автомобиля зашифрованы технические данные, которые тесно переплетаются со спецификациями запасных частей. Если автовладелец не знает или не уверен в технических параметрах машины, искомую свечу можно найти с исключительной точностью.

Поиск по вин-коду можно проводить несколькими способами:

  • в специализированных сервисах по поиску запасных частей (задаётся заводской номер машины);
  • на поисковых онлайн-ресурсах в интернет-магазинах;
  • по каталогу или поиску в специализированных сервисных центрах.

Непродуманный подход к приобретению свечей зажигания способен привести к серьёзной поломке автомобиля.
Вот несколько правил подбора, которые уберегут вас от ошибок:

  1. Технические характеристики вашей машины - это главный критерий выбора. По марке автомобиля, VIN-коду, типу и объёму двигателя определите те изделия, которые будут актуальны.
  2. Не стремитесь к покупке дорогих платиновых или иридиевых свечей, если вы водитель бюджетной машины с карбюраторным двигателем или совершаете только поездки по городу на небольшие расстояния. Эти модели перспективны на других типах автомобилей, поэтому на вашем они не раскроют своих преимуществ. Выберите что-нибудь среднее по цене/качеству.
  3. Следуйте рекомендациям производителя авто по интервалу замены свечей зажигания. Если вам нужно производить замену каждые 40 тыс. км, то покупать модель с ресурсом пробега в 100 тыс. км не имеет смысла.
  4. Всегда производите замену всего комплекта одновременно, в противном случае вы обеспечите себе подтраивание двигателя через небольшой промежуток времени.
  5. Продукция известных брендов должна быть предпочтительнее товара малознакомых производителей.
  6. Убедитесь, что на упаковке изделия упоминается ваша модель автомобиля.
  7. Остерегайтесь подделок. Прежде чем приобрести новые свечи, осмотрите упаковку на предмет целостности, не постесняйтесь вскрыть её при продавце и проверить чёткий отпечаток маркировки производителя, качество резьбы, соосность электродов, цельность и однородность покрытия керамического изолятора (2 половинки - подделка). Корпус должен быть матовым.
  8. Воспользуйтесь прибором для проверки, если он имеется в торговой точке. Испытание - это не работа в реальных условиях, но откровенный брак выявит.

ТОП-10 лучших свечей зажигания


Старайтесь подбирать свечи зажигания, исходя из рекомендаций производителей автомобилей или их специализированных сервисных центров. В этом случае можно быть уверенными, что для вашей машины будут выбраны оптимальные технические параметры и лучшее предложение от производителей, которое оправдает ваши ожидания от покупки.

Владельцы автомобилей с карбюраторными или инжекторными двигателями знают, насколько важно регулярно следить за состоянием свечей зажигания, а в случае необходимости заменять их. Ведь именно свечи зажигания обеспечивают корректный старт мотора и его стабильную работу. В предыдущих статьях мы рассмотрели, как осуществить подбор свечей зажигания, а также, подробно описали ключевые характеристики изделий. Темой сегодняшней статьи будет маркировка свечей зажигания и данная информация поможет автовладельцам правильно , соответственно с конкретными характеристиками силового агрегата, выбирать свечи зажигания . Остановимся на изделиях самых известных производителей, которые могут использоваться для автомобилей российских и зарубежных брендов.

Сегодня в продаже представлены СЗ отечественных и зарубежных производителей, поэтому у автомобилистов практически не возникает проблем с их выбором.

Свеча зажигания

Единственное, что может стать небольшим препятствием это существующие различия изделий. А отличительные характеристики свечей зажигания таковы:

  1. Компания-производитель — Bosch, Denso, Champion, NGK и другие.
  2. Конструкционные особенности — один или несколько электродов.
  3. Калильное значение .
  4. Зазор у электродов – точка, где собственно и происходит воспламенение рабочей смеси.
  5. Материал электродов – легированная сталь с никелем/марганцем, медь, иридий, платина.
  6. Соединительные размеры свечей зажигания – длина/шаг резьбового элемента, параметры шестигранника (определяют параметры ключа, используемого при монтаже/демонтаже).

Иначе говоря, без определенных знаний выбрать свечи не так-то просто . Конечно, существует вариант, взять в магазин свечи, уже установленные в автомобиле, но это не всегда бывает удобно. Ниже нами будет дана расшифровка маркировок наиболее популярных у автовладельцев свечей зажигания, а также таблицы их взаимозаменяемости, что поможет выбрать правильный образец в случае отсутствия прописанных производителем СЗ. Так, например, на вазовскую «пятерку» ставятся российские свечи А-17-ДВ, при этом их можно заменить изделиями других производителей: L 15 Y (Brisk), BP 6 ES (NGK), W 7 DC (Bosch) либо 64 (Autolite). В принципе, это одно и то же изделие, отличающееся только маркировкой. А что значат наносимые на свечи зажигания отметки и как в них сориентироваться – поговорим далее.


Таблица калильных значений

Отечественные устройства

Российские искрообразователи для всех видов транспорта удовлетворяют международному регламенту ИСО-МС-1919 , что допускает их заменимость импортными аналогами по ключевым характеристикам. Помимо этого, маркирование продукции, изготовленной российскими предприятиями, предусмотрено регламентом ОСТ-37.003.081 . Расшифровывать маркировку отечественных устройств следует по буквенно-цифровым символам.

Читаем обозначение российских СЗ

Итак, параметры резьбы на корпусе обозначены первым буквенным символом «А», который скрывает параметры M14х1.25 — значение, отличающее свечи зажигания типа «стандарт». Маркирование устройств символом M предполагает параметры резьбы M18х1.5 (ключ для монтажа/демонтажа 27).

За буквенным символом следует цифровой, указывающий калильный показатель — чем больше данной значение, тем более низкий температурный режим необходим для образования искры. Калильный показатель отечественных свечей располагается в интервале 8-26. Наиболее распространены свечи с показателями 11/14/17. Маркирование СЗ по калильному значению разделяет изделия на «холодные», устанавливаемые на моторы с высокой мощностью или «горячие».


Маркировка российских свечей

Рассмотрим пример того, какие значения вносятся в маркировку СЗ российского производства . Возьмем изделие, маркированное кодом А 17 ДВ – это свеча, имеющая классическую резьбу, калильный показатель 17, длину резьбы (Д) 9мм (если это значение меньше, то символ в маркировке не проставляется), символом B обычно обозначают изолятор с выступающим тепловым наконечником.

Если в маркировке изделия содержится буквенный символ P (А17 ДВР), это означает, что головной электрод оснащен резистором, подавляющим помехи. Буквенный символ M указывает на применение медных материалов с высокой жаропрочностью, что способствует созданию оболочки на головном элементе.

В обозначении АУ 17 ДВРМ буквенный символ У указывает на увеличенный размер шестигранника (16мм вместо 14). При еще большем размере шестигранника (19мм) – в маркировку проставляется буквенный символ M – AM 17 B.

Примеры возможных обозначений отечественных изделий с расшифровкой

А 11 - базовое изделие, имеющее резьбу M14х1.25, шестигранник 20.8мм, калильный показатель 11, длину резьбы 12.7мм, тепловой конус не выступающий, без резистора, головной электрод из жаропрочного материала.

А 11 Р - аналог предыдущего образца, имеющий встроенный резистор.


Параметры свечей зажигания

А 17 ДВ - изделие базового типа с резьбой M14х1.25, шестигранник 20.8мм, калильное значение 17, величина резьбы 19мм, имеется тепловой выступающий конус, без резистора, головной электрод из жаропрочного сплава.

А 17 ДВ-10 - изделие, аналогичное предыдущему образцу (А 17 ДВ), у которого увеличен искровой зазор (0.7мм – в базовой конструкции это значение 0.5мм).

АУ 17 ДВРМ - элемент базового типа, резьба M14х1.25, шестигранник 16мм, калильное значение 17, размер резьбы 19мм, тепловой конус выступает из корпуса, с резистором и головным электродом в жаропрочной оболочке, выполненным из медного сплава.

Импортные устройства

На импортные СЗ обозначения наносят по аналогии с российскими , но с использованием других буквенно-цифровых символов, что может ввести автовладельцев в некоторое заблуждение. Хотя, в целях упрощения выбора на упаковку наносится информация о том, на каких ТС они могут использоваться. Кроме того, маркировку импортных устройств можно расшифровать по специальным таблицам заменяемости. Но остановимся на образцах, наиболее востребованных у автовладельцев, более подробно. Рассмотрим для примера маркировку устройств ведущих брендов.


Ассортимент импортных свечей

Свечи NGK

Предприятие NGK (Япония) называют лидером по выпуску СЗ . Его изделия признаны максимально качественными и надёжными. Маркируются свечи NGK таким образом:

  • отечественные устройства А 11 являются аналогом изделий B 4 H;
  • А 17 ДВР заменяются на BPR 6 ES.

Расшифровывается маркировка изделий NGK довольно просто. В частности, В4Н:

  • буквенный символ В прописывает диаметр и шаговый показатель резьбы, в данном случае это М14х1.25, другие возможные обозначения А/С/D/J;
  • цифровой символ 4 указывает калильное значение — этот показатель варьируется в интервале 2-11;
  • буквенный символ Н обозначает величину резьбы (12.7мм).

Маркировка свечей NGK

Обозначение BPR 6 ES указывает, что это изделие, оснащенное стандартной резьбой, проекционным изолятором (Р), в наличии резистор (R), калильный коэффициент 6, размер резьбы 17.5мм (Е), символ S говорит об индивидуальных свойствах изделия.

Наличие цифрового символа в конце (обычно через дефис) указывает, что у электродов имеется зазор такой величины.

Искрообразователи Bosch

Продукция компании Bosch не нуждается в представлении . Допустим, артикул WR 7DC имеет такую расшифровку:

  • символ W – резьба со стандартными параметрами (14);
  • символ R – наличие резистора, препятствующего помехам;
  • цифровой символ 7 — калильное значение;
  • буква D — величина резьбы (19мм);
  • буква С – электрод из медного сплава, другие возможные обозначения – O (обычный сплав), S (серебряный элемент), P (платиновый).

Изделия маркировкой WR 7DC являются аналогом отечественных свечей А 17 ДВР, которые работают с двигателями вазовских машин.


Маркировка свечей Bosch

Чешские устройства Brisk

Предприятие с 35-го года прошлого столетия выпускает СЗ, которые пользуются неизменным спросом у наших автомобилистов.

Артикул на свечах этого производителя, например, DOR 15 YC имеет следующую расшифровку :

  • буквой D обозначается резьба размера «стандарт» (1.25мм), ориентированная под ключ 14, с размером корпуса 19мм;
  • буквенный символ О указывает на специальную конструкцию изделия, выполненную по регламенту ISO;
  • буквой R обозначено наличие резистора, а символом Х обозначается способность сопротивления электродов к формированию нагара;
  • цифра 15 – это калильный показатель, который может варьироваться в интервале 8-19 (при этом индекс 13 производителем не проставляется);
  • буквой Y обозначен выступающий разрядник;
  • символ С указывает на головной электрод выполненный из меди;
  • 1 (мм) — зазор у электродов.

Свечи Brisk

Устройства Beru

Производителем Beru (Германия) выпускаются свечи и прочие комплектующие премиум-качества. Изделия маркируются, например, как 14 R-7 DU, что расшифровывается так:

  • 14 – размер резьбы (14×1.25мм);
  • R – имеется резистор;
  • 7 – калильный коэффициент (интервал 7-13);
  • D – величина резьбы (19мм) с прокладкой-уплотнителем под конус;
  • U – головной электрод из сплава медь+никель.

На примере другого обозначения – 14 F-7 DTUO – поясним, что маркирование несколько изменяется: значения величин СЗ — стандарт, причем гайка меньше установочного пространства (F), может применяться только в «маломощных» моторах с уплотнителем (Т), головной элемент изделия усилен (О).


Свечи Beru

Устройства Denso

Эта компания маркирует свои изделия так – SK 16 PR-A 11, что расшифровывается следующим образом:

  • S – головной электрод диаметром 0.7мм из иридия, электрод с боку оснащен платиновой накладкой;
  • K — диаметр шестигранника;
  • 16 — калильный коэффициент;
  • Р – выступающий на 1.5мм головной электрод;
  • R – есть резистор;
  • A — параметр конкретно для этой модификации СЗ;
  • 11 — размер зазора.

Отметим, что буквенные обозначения на устройствах Denso могут изменяться в зависимости от серии изделия.


Свечи Denso

Устройства Champion

Изделия этого бренда подписаны по аналогии с другими свечами . Например, обозначение RN 9 BYC 4 это:

  • R — наличие резистора (при указании символа Е – изделие оснащено экраном, O- проволочным резистором);
  • N – стандартная величина резьбы (10мм);
  • 9 — калильное значение (интервал 1-25);
  • BYC – головной электрод из меди с двумя боковыми элементами (изделия конструкции «стандарт» маркируется символом А);
  • 4 — зазор у электродов.

Свечи Champion

Виды свечей

Стандартные изделия - это двухэлектродные свечи, оснащенные боковым и головным электродами. Сегодня подобные экземпляры более распространены и ставятся на отечественные машины . Также востребованы изделия с несколькими электродами, отличающиеся числом боковых элементов. Период работы таких изделий гораздо больше, чем у стандартных СЗ, при этом на него не влияет калильный показатель. Реже встречаются изделия факельной и форкамерной конструкции, поскольку они устанавливаются не на всех двигателях.

Период работы

Бренд и модификация СЗ влияют на период работы свечей. Например, устройства из никеля отработают примерно 30000 км. Изделия из платины эксплуатируются намного больший срок — ориентировочно 80 тыс. км.

Изделия из иридия , в зависимости от конструктивных особенностей электродов, «живут» и 70000, и 120000 км. На сопротивление СЗ не влияет использованный при их производстве металл.

Электроды из платины/иридия устойчивы к образованию нагаров, поэтому воспламенение рабочей смеси происходит лучше.

Свеча накаливания – один из важнейших компонентов дизельного двигателя. В отличие от бензиновых и газовых автомобилей, в которых используются свечи зажигания, в дизельном транспорте топливо зажигается само при соблюдении нескольких условиях. Однако у дизельного топлива есть один серьезный минус: оно густеет. Стоит наступить холодам, как экономичный дизельный агрегат перестает работать – стартовать, имея в системе густую топливную смесь, практически невозможно. На помощь приходят свечи накаливания, регулирующие температуру смеси.

Принцип работы

Работает система так: свеча накаливания прогревает дизельное топливо , которое затем попадает в камеру сгорания, и, смешиваясь с воздухом, сгорает. По сути, разогрев требуется только на старте и еще в течение 3 минут после него. Однако это не означает, что работа свечей по своей сути очень проста.

Нагревающийся элемент свечи (он может быть и в корпусе, и вне его) выходит в камеру сгорания . Поток дизельного топлива не только разогревается, но и турбулизируется, за счет чего происходит его равномерное распределение и ровное горение в камере. Это полезно даже в летнее время, когда особых перепадов температур не наблюдается. В автоматизированных автомобилях свечи накаливания отключаются, когда температура двигателя достигает отметки в 60°C – температура топлива регулируется естественным образом.

Подробнее о конструкции

Свеча накаливания чем-то напоминает спираль для кипячения воды. Наверняка все автолюбители такими пользовались. Хоть на смену им пришли более совершенные устройства, принцип работы многих из них, равно как и свечей накаливания, не изменился : нагревательная спираль из металла с достаточно высоким показателем сопротивления под действием тока раскаляется, быстро прогревая окружающую ее среду. Также имеется регулировочная спираль , которая отвечает за соблюдение температурного режима – горячий металл имеет высокое сопротивление, а значит, в нагревательной спирали не действует слишком большой ток и ее температура остается фиксированной.

Сегодня большая часть свечей имеет колпачок, закрывающий спираль, внутри которого находится также порошок из материала с высокой теплопроводностью (оксид магния ). При этом за счет используемых материалов и наличия регулирующей спирали можно обезопасить изделие от перегорания. Нагревательный элемент достигает температуры 1000°C всего за 2-5 секунд. Если регулятора нет, то разогрев до этой же температуры осуществляется за 10 секунд.

Материалы свечей и системы пуска

Различают свечи накаливания по используемому материалу рабочей части:

  • Металлические . Материалом является сплава железа, никеля, хрома. Внутри корпуса находится уже упомянутый оксид магния;
  • Керамические . Нагреватель сделан из керамики, которая особенно устойчива к перепадам температур. Защитная оболочка изготавливается из особого керамического материала – силиконового нитрита.

Только на керамические свечи можно подавать настолько большой ток, что дизельное топливо будет разогреваться за 2 секунды. По сути, с ними можно запускать двигатель сразу, не ожидая прогрева топлива.

Керамические и металлические свечи имеют различное сопротивление . Его показатель равен 0,5-1,8 Ом, причем у металла это число всегда больше. При этом керамика подразумевает подачу большого тока, так что проиграв в сопротивлении, можно выиграть в силе тока и в итоге все равно получит наибольшую температуру рабочей части.

Сейчас активно используются 3 системы пуска свечей:

  • Super Quick Glow (быстрый пуск/нагрев) – изделие имеет два реле, одно из которых способствует быстрому нагреву в момент запуска мотора (от 2 до 5 секунд), а второе для постоянной работы после запуска;
  • Self-Regular Glow, Auto Glow – (регулируемый, автоматический пуск/нагрев) – реле только одно, отвечающее и за прогрев в момент пуска двигателя и по ходу езды. Металлическая свеча нагревается 4 секунды, тем временем как керамическая – 11 секунд.


Наиболее распространенными в Европе являются керамические свечи накаливания, отвечающие стандартам Евро-5 , Евро-6 . Производители непрестанно улучшают конструкцию, однако автолюбители признают: 2-секундный прогрев не причиняет каких-либо неудобств. Отсюда же рискнем сделать вывод о том, что приоритетными к покупке являются керамические свечи как более надежные и удобные в работе.

Ресурс свечей и причины выхода из строя

По словам экспертов, ясно говорить о ресурсе свечей накаливания очень сложно. Меняют их каждые год-два, в зависимости от качества самого изделия. Если рассуждать о ресурсе свечей опираясь на километраж, можно прийти к следующей закономерности:

  1. Изделия с металлической спиралью становятся непригодными после 50-80 тысяч километров пробега;
  2. Изделия с керамической спиралью служат вдвое дольше металлических – до 160 тысяч километров;
  3. Некоторые японские свечи накаливания для автомобилей премиум-класса могут «отъездить» 240 тысяч километров.

Отметим лишь, что поломка одной свечи особого эффекта на двигатель не окажет. Две рабочие свечи гарантируют работу в теплое время года. Однако во всех случаях желательно менять их целым комплектом , поскольку даже одна нерабочая деталь скажется на консистенции дизельного топлива, и, соответственно, работе двигателя.

Свеча накаливания будет работать достаточно долго при соблюдении следующих условий:

  • Топливные форсунки исправны. Засоренная форсунка не распыляет топливо, а подает его струей прямо на свечу, из-за чего она перегорает;
  • Свеча чистая. Продукты сгорания могут откладываться на рабочей части, из-за чего деталь со временем может замкнуться на «минусе », то есть корпусе автомобиля, и выйти из строя навсегда;
  • Установка была проведена неправильно. Свеча – деталь достаточно нежная. Чрезмерное усилие на ключ ее попросту сломает;
  • Герметичность узлов двигателя. Загрязнение маслом является нередкой причиной выхода из строя многих деталей автомобиля. К примеру, от утечек масло сгорают и свечи зажигания в бензиновых/газовых двигателях.

Исправная деталь чистая, ее наконечник не имеет вздутий. Внешние повреждения обычно говорят о сильной затяжке при монтаже, а обломанный наконечник говорит о проблемах с впрыском топлива. Советуем проверять свечи каждый год на предмет указанных изменений.


Как показывает практика, чаще всего выход из строя происходит из-за неправильного их подбора и следующего за ним перегрева. Этот пункт мы не описали выше просто потому, что для всех потребителей энергии из бортовой электросети автомобиля справедливо правило: всегда выбирайте запчасть, которая удовлетворяет параметрам автомобиля. Если правило не соблюдается, любая свеча выходит из строя очень рано.

Делаем выбор правильно

Свечи накала выбираются исходя из характеристик двигателя автомобиля и его электронного блока. Проще всего вести поиски, имея VIN-код транспортного средства . Можно обойтись и без него, руководствуясь следующими данными:

  1. Марка вашего авто;
  2. Объем двигателя;
  3. Год выпуска;
  4. Тип кузова.

Из основных характеристик изделия нужно обращать внимание на следующее:

  • Диаметр , шаг резьбы , а также размер под ключ ;
  • Линейный размер рабочей части;
  • Тип подключения . Могут быть два полюса или один. Если полюс один, то свеча выводится на корпус автомобиля. Двухполюсные подключаются к отдельному проводу;
  • Номинальное напряжение ;
  • Скорость , с которой происходит нагрев. Электроника автомобиля «подогнана» под определенную скорость нагрева;
  • Материал свечи . Исходит из предыдущего пункта. Быстро греющимися являются керамические свечи, но если время нагрева, которое зафиксировано в управляющем электронном узле, равняется, скажем, 25 секундам, даже керамика окажется непригодной.

По сути, в выборе вы должны опираться на геометрию, марку производителя авто, характеристики двигателя и ЭБУ. Скрупулезным должен быть выбор свечи для автомобиля, в автоматике которого нет датчика нагрева. Ситуация для владельцев новых автомобилей без модификаций проще: сразу берите OEM-запчасть или близкий к ней аналог.

Разбираемся с керамикой

Владельцы современных дизельных автомобилей во многих случаях могут вместо износившихся металлических свечей накаливания поставить керамические. Переплатив, они получают целый набор «бонусов». А именно:

  • Возможность начать езду почти сразу после запуска мотора. Способствует этому сверхбыстрый нагрев;
  • Практически вечный ресурс свечи накала, особенно если она была произведена одной из фирм, о которых мы поговорим позже;
  • Близкая к нулю вероятность выжечь нагревательную спираль.


Здесь можно провести аналогию с иридиевыми свечами зажигания, используемыми в бензиновых и газовых двигателях. Цена кусается, но появляется возможность сэкономить для себя то, что в денежный эквивалент перевести очень трудно: собственные нервы. Качественное керамическое изделие или не меняют вообще, или от силы один раз за весь жизненный цикл автомобиля. Разумеется, если за ним ухаживать должным образом. Тогда вам, скорее всего, вообще не придется проверять свечи на предмет нагара и механических повреждений – поставил и забыл.

Краткий экскурс по брендам

Как уже было сказано, оригинальные свечи являются приоритетными. Вы купите именно то, что подойдет вашему транспорту.

Ощутимо сэкономить можно купив свечи японских брендов Denso и NGK или немецкого Beru . Все три варианта очень хороши. Особенно радуют изделия NGK – эта компания производит самые совершенные детали для систем зажигания, причем значительная их часть поставляется прямо на заводы крупных автоконцернов.

Нельзя не обратить внимание также на американскую фирму Champion и немецкую Bosch . Это однозначные призеры «зрительских симпатий », ведь их продукция составляют большую часть рынка свечей накала в России и Украине.

Также если вы решили сэкономить обратите внимание на датскую фирму JP Group и польскую Maxgear – их продукция уступает таковой от вышеперечисленных брендов, но соответствует всем стандартам качества. Лучший вариант для неновых дизельных автомобилей.

Можно ли экономить на подделке

Запомните : покупка поддельных свечей накаливания по факту оказывается дороже, чем покупка оригинальных. Такие изделия не обеспечивают качественный нагрев топлива, быстро выходят из строя и могут повредить вашему мотору.

Дабы не купить поддельную свечу, лучше лишний раз воспользоваться благами нашего времени. Найдите оригинальную свечу и сфотографируйте ее. Наверняка на вашем авто уже стоит такая, а значит, далеко идти не придется. Сравнив потенциальную покупку с фото, можно быстро вычислить фальсификат:

  • Металл оригинальной запчасти хорошо обработан : нет сколов, заусениц, плохо проработанных деталей, как-то некачественной гравировки и т.п.;
  • Размеры обеих деталей идентичны.

Также не забывайте изучать упаковку . Крупные фирмы тратят немалые деньги на материалы и дизайн упаковок. На упаковке с оригинальной свечой всегда можно найти информацию об изделии, проверочные коды, причем все хорошо пропечатано и не содержит в себе ошибок.

Как проверить изделие

Для проверки нужен только вольтметр, омметр, а лучше мультиметр в соответствующем режиме работы. Свечи накала при этом выкручивать не надо. Теперь можно изучить свечу даже с отключенным от бортовой электросети автомобиля аккумулятором. Подсоедините минусовой щуп к корпусу раме авто или блоку двигателя, а плюсовой к электроду. Наблюдайте за показаниями. Сопротивление нерабочего изделия очень мало, но оно все-таки есть. Если показаний нет , свеча неисправна.


Существует и другой вариант. Свечу нужно демонтировать, подключить к ней провод, и этот же провод подсоединить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Корпус свечи соединяется другим проводом с минусовой клеммой вашего аккумулятора. Спустя считанные секунды свеча начнет раскаляться. Если нагревается вся поверхность элемента, то поводов для беспокойства нет. Раскалился только кончик элемента – придется менять всю свечу.

Также в некоторых инструкциях описан способ проверки, которые заключается в наблюдении за элементами через отверстия, которые предназначены для форсунок. Если их выкрутить, можно увидеть раскаленные от нагрева штифты во время работы свечей. Проблемной здесь является та, что не горит так же ярко, как и остальные, или не горит вовсе.

Вывод

Свечи зажигания не относятся к той категории запчастей, которые требуют частой и дорогостоящей замены. Купить и поменять их можно самостоятельно. Причем, если вы приобрели качественную японскую свечу, о проблемах с ней можно будет забыть очень надолго. Частые замены указывают или на подделку, или на возможные неполадки двигателя. Во втором случае без помощи работников СТО обойтись будет сложно. Мы же рекомендуем не экономить на своем транспорте и покупать для него самое лучшее. Экономия, как ни странно, здесь очень сомнительна.

Свеча накаливания, или калильная свеча - важная деталь дизельного двигателя, облегчающая его холодный пуск. Основное отличие от свечи зажигания представлено отсутствием искры, поэтому конструктивно свеча накаливания является обычным электронагревательным элементом.

Свечи накала используются в дизельных двигателях внутреннего сгорания с целью нагрева воздушных масс в цилиндрах до момента запуска. Работоспособная калильная свеча заметно увеличивает ресурс силовых агрегатов и предотвращает чрезмерные нагрузки, возникающие при запуске двигателя в холодное время года. Запуск и прогрев дизеля сменяется распылением топлива, подающегося через форсунки, а контакт со свечой способствует улучшению процесса подготовки топливной смеси.

ВАЖНО: Запуск дизеля в холодных погодных условиях и дальнейшая стабильная работа двигателя напрямую зависят от работоспособности свечей накаливания.

Особенности принципа работы

Стандартная свеча накаливания – электронагревательный элемент погружного типа со спиральным резистором. Внутри камеры сгорания располагается стержневая часть свечи, а её конец находится на границе рабочей топливной смеси. При повороте ключа и включении стартера, свеча накаливания подключается в автоматическом режиме, а на приборном щитке загорается лампочка-индикатор. В процессе нагрева калильной свечи до высоких температурных показателей, происходит прогрев камеры сгорания и поступающих воздушных масс.

Пяти секунд свечного накала, в условиях непрогретого состояния, хватает исключительно для самостоятельного разогрева элемента, а проблема нагрева воздуха в этом случае обусловлена поступающими извне холодными воздушными массами. Основной задачей нагрева свечи накаливания является топливный подогрев до оптимальных показателей, необходимых для воспламенения от компрессии. Как только температурный режим повышается до заданного уровня – индикаторная лампочка на панели сразу гаснет, но подача напряжения на свечу сохраняется.

В момент двигательного запуска впрыскиваемое через форсунки топливо сильно нагревается и в процессе смешивания с воздушными массами легко испаряется, а компрессия позволяет топливо-воздушной смеси самовоспламеняться. Неисправность свечных элементов сопровождается отсутствием такого воспламенения, поэтому дизельный двигатель заводится не сразу, или может вообще не завестись. В условиях заведенного двигателя, свечам накала отводится второстепенная роль элемента системы топливного распыления и улучшения подготавливаемой рабочей смеси.

ВАЖНО: Свеча накаливания – твердое тело, отличающееся очень хорошими показателями теплопроводности, а конструктивные особенности и материал такого элемента дизеля напрямую зависят от типовых характеристик двигателя, параметров напряжения и сопротивления, уровня нагрева и некоторых других важных критериев.

Виды и их устройство

Выделяется несколько основных видов калильных свечей для моторов дизельного типа:

  • открытые элементы, отличающиеся отсутствием на спирали защитного чехла;
  • закрытые или штифтовые свечи накаливания с защитной оболочкой и керамическим порошком в виде оксида магния.

Второй вариант имеет хорошие показатели тепловой отдачи, а теплообменные процессы на защищенной поверхности обеспечиваются подбором спирального сопротивления. Расположение свечи внутри дизеля таково, что топливо попадает непосредственно на нагретую свечную часть, поэтому элементы штифтового типа обладают лучшей прочностью и не окисляются, а также гарантированно долговечны. Для изготовления спирали используются никель, а стандартное основание выполняется на основе железо-хромо-никелевого сплава.

В зависимости от используемого для рабочей части материала, свечи накала могут быть:

  • металлическими, с наличием «начинки» из оксида магния. При производстве применяются железо-кобальтовые или железо-хром-алюминиевые сплавы;
  • керамического типа. Нагревательный элемент, выполненный из высокопрочной керамики, обладает особой устойчивостью к температурным перепадам. Для изготовления защитной оболочки применяется особый керамический материал в виде силиконового нитрита.

Керамический свечной элемент рассчитан на очень большие токовые показатели, что позволяет дизельному топливу разогреваться за пару секунд. Оба варианта могут использоваться при разных показателях сопротивления – от 0,5 до 1,8 Ом.

ВАЖНО: Свечи накаливания открытого типа – достаточно редкий в настоящее время вариант, массово применяемый исключительно на дизельных двигателях старого типа (Mersedes).

Как проверить свечи накала

Самостоятельно проверить работоспособность свечей накала можно несколькими способами, с участием двигателя или без него. Тестирование после демонтажа свечей осуществляется омметром или вольтметром в режиме напряжения. Для проверки, свеча подключается к аккумулятору – при этом «плюс» выводится на клемму, а «минус» – на свечной корпус. У исправного элемента наблюдается быстрый нагрев, сопровождающийся заметным свечением.

Не менее удобным и информативным является вариант тестирования работоспособности демонтированного элемента на шине, куда свечи устанавливаются концами вверх. В этом случае «масса» замыкается проводами с большим сечением на корпусе всех элементов.

ВАЖНО: При необходимости, проверка работоспособности калильных свечей может быть выполнена посредством отверстий форсунок, штифты которых после выкручивания элементов раскаляются в процессе нагрева, что свидетельствует об их исправном состоянии.

Правила выбора калильной свечи

Выбор свечей накала базируется на характеристиках автомобильного двигателя и технических параметрах электронного блока, что определяется:

  • маркой автотранспортного средства;
  • объемом дизельного двигателя;
  • годом выпуска автомобиля;
  • типом кузова.

Особое внимание при выборе необходимо уделять основным характеристикам свечи накала, представленным:

  • диаметром, шагом резьбы;
  • размерами под ключ;
  • линейным размером рабочей части;
  • типом подключения и количеством полюсов;
  • показателями номинального напряжения;
  • скоростью нагрева;
  • материалом изготовления свечи.

Особенно востребованными являются три пусковые системы свечей:

  • Suреr Quiсk Glоw с быстрым срабатыванием пуска/нагрева – элемент обладает парой реле для быстрого нагрева при запуске мотора и последующей постоянной работы;
  • Sеlf-Rеgulаr Glоw и Аuto Glоw с регулируемым, автоматическим срабатыванием пуска/нагрева – элемент имеет единичное реле, которое отвечает за пусковой прогрев и последующую работоспособность.

Наибольшее распространение получили керамические калильные свечи стандарта Евро-5 и Евро-6 с улучшенной конструкцией и максимально быстрым прогревом.

Самостоятельная замена

Технология и этапы самостоятельной замены свечей накала на дизеле:

  • дать автомобильному двигателю полностью остыть;
  • открыть капот, после чего снять кожух;
  • отсоединить провод с минусовой клеммы;
  • демонтировать впускной коллектор;
  • произвести визуальный осмотр и определить место расположения форсунок;
  • открутить фиксирующие крепежи;
  • снять кабельные наконечники;
  • выполнить очистку отверстий форкамеры;
  • прочистить свечные каналы;
  • нанести на канавки смазочный состав;
  • специальным ключом выкрутить свечи накала;
  • динамометрическим ключом заменить неисправные элементы;
  • надеть наконечники свечных проводов, после чего зафиксировать гайки;
  • убедиться в оптимальной плотности установки элементов;
  • подсоединить аккумуляторный провод-«минус».

На заключительном этапе работ осуществляется установка впускного коллектора и тестовый запуск двигателя. Стабильная работа мотора свидетельствует о правильной замене калильных свечей.

Маркировка, наносимая на свечи зажигания NGK, содержит важную информацию об особенностях свечей, их свойствах и функциях.

На каждой свече из ассортимента NGK, а также на упаковке нанесена комбинация букв и цифр, дающая необходимую информацию о свече: калильное число, размеры, тип резьбы, величину межэлектродного зазора, сведения о материалах, а также конструктивные особенности.

NGK использует 2 стандартных кодировки для маркировки своих свечей. Существуют, также, некоторые специальные обозначения.

Первая стандартная надпись содержит 7 параметров, обозначенных на примере:

B P R 5 E S -11

1. Диаметр резьбы / Шестигранник
A — 18 мм / 25,4 мм
B — 14 мм / 20,8 мм
C — 10 мм / 16,0 мм
D — 12 мм / 18,0 мм
E — 8 мм / 13,0 мм
AB — 18 мм / 20,8 мм
BC — 14 мм / 16,0 мм
BK — 14 мм / 16,0 мм
DC — 12 мм / 16,0 мм

2. Структура
P — с выступающим изолятором
M — компактная свеча
U — тип с поверхностным разрядом или дополнительным искровым зазором

3. Помехоподавляющий резистор
R — с резистором
Z — с индуктивным резистором

4. Калильное число

5. Длина резьбы
E — 19 мм
EH — 19 мм (общая длина), с частично нарезанной резьбой 12,7 мм
H — 12,7 мм
L — 11,2 мм
F — коническая плотная посадка (A-F — 10,9 мм; B-F — 11,2 мм; B-EF — 17,5 мм; BM-F — 7,8 мм)
пустой — компактная свеча (BM, BPM, CM — 9,5 мм)

6. Конструктивные особенности
B — неподвижная контактная гайка SAE (CR8EB)
CM, CS — наклонно выполненный боковой электрод, компактный тип (длина изолятора: 18,5 мм)
G — гоночная свеча зажигания
GV — гоночная свеча зажигания (центральный электрод специального V-типа из сплава золота и палладия)
I, IX — иридиевый электрод
J — 2 боковых электрода специальной формы (удлиненные, наклонно выполненные)
K — 2 боковых электрода
-L — промежуточное калильное число
-LM — компактный тип (длина изолятора: 14,5 мм), используется для газонокосилок
N — специальный боковой электрод
P — платиновый электрод
Q — 4 боковых электрода
S — стандартный тип (центральный электрод: 2,5 мм)
T — 3 боковых электрода
U — тип с полуповерхностным разрядом
VX — платиновая свеча зажигания
Y — центральный электрод с V-образной насечкой
Z — специальная конструкция (центральный электрод: 2,9 мм)

7. Межэлектродный зазор

-8 — 0,8 мм
-9 — 0,9 мм
-10 — 1,0 мм
-11 — 1,1 мм
-13 — 1,3 мм
-14 — 1,4 мм
-15 — 1,5 мм

Вторая стандартная надпись содержит 6 параметров, обозначенных на примере:

P F R 5 A -11

1. Тип свечи зажигания
D — свеча с повышенной надёжностью зажигания, с особо тонким электродом
I — иридиевая свеча
L — удлинённая резьбовая часть
P — платиновая свеча
S — свеча с повышенной надёжностью зажигания, квадратная платиновая вставка
Z — Свеча с выступающим искровым зазором

Указанные выше обозначения могут быть комбинированными, например: ILFR…, PLZFR…
Наличие буквы «L» приоритетно по отношению ко всем другим буквам, обозначающим длину.
Например:
свеча с уплотнительным кольцом: FR5AP-11 (длина резьбы 19.0 мм); LFR5AP-11 (длина резьбы 26.5 мм)
свеча с конической плотной посадкой: РТR5С-13 (длина резьбы 17,5 мм); PLTR6A-10G (длина резьбы 25.0 мм)

2. Диаметр, длина резьбы, тип уплотнения / Шестигранник
KA — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 14,0
KB — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 14,0 Bi-Hex
MA — 10 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 14,0
NA — 12 мм, 17,5 мм, коническая плотная посадка / 14,0
F — 14 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
G — 14 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 20,8
J — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 18,0
K — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
L — 10 мм, 12,7 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
M — 10 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
T — 14 мм, 17,5 мм, коническая плотная посадка / 16,0
U — 14 мм, 11,2 мм, коническая плотная посадка / 16,0
W — 18 мм, 10,9 мм, коническая плотная посадка / 20,8
X — 14 мм, 9,5 мм, уплотнительное кольцо / 20,8
Y — 14 мм, 11,2 мм, коническая плотная посадка /16,0

3. Помехоподавляющий резистор
R — с резистором

4. Калильное число
от 2 (аналог «9» у DENSO) — горячие свечи, медленно рассеивают теплоту, изолятор и электроды нагреваются сильнее
до 10 (аналог «31» у DENSO) — холодные свечи, быстро рассеивают теплоту, изолятор и электроды нагреваются слабее

5. Конструктивные особенности
A, B, C… — специальные характеристики
I — иридиевый электрод
P — платиновый электрод

Z — специальная конструкция (центральный электрод: 2,9 мм)

7. Межэлектродный зазор
пустой — стандартный зазор (мотоцикл: 0,7-0,8 мм, автомобиль: 0,8-0,9 мм)
-7 — 0,7 мм
-9 — 0,9 мм
-10 — 1,0 мм
-11 — 1,1 мм
-13 — 1,3 мм
-14 — 1,4 мм
-15 — 1,5 мм
-A — без уплотнительного кольца
-D — специальное покрытие металлического корпуса
-E — специальное сопротивление
-G — боковой электрод с медным сердечником
-H — специальная резьба
-J — 2 боковых электрода
-K — защищенный от вибрации боковой электрод
-N — специальный боковой электрод
-Q — 4 боковых электрода
-S — специальное уплотнительное кольцо
-T — 3 боковых электрода



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png