В 2016 году объем вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 5 293 236 единиц (+6%), а в декабре он снизился относительно того же месяца 2015 года на 0,7%,до 440 754 шт., сообщает агентство «Автостат» .

В декабре прошлого года на российском авторынке подержанных автомобилей традиционно лидировала Lada - всего было продано 119 626 шт. (-8,7%). На второй строчке - Toyota с результатом 50 656 шт . (+0,6%), в десятку наиболее популярных брендов вошли также Nissan - 23611 шт. (+4,3%), Chevrolet - 18978 шт. (+0,8%), Hyundai - 18952 шт . (+7,6%), Ford - 17278 шт. (+1,3%), Volkswagen - 16653 шт. (+4,3%),Kia - 15343 шт. (+10%), Renault - 14372 шт. (+3%) и Mitsubishi - 13971 шт. (-0,1%).

Отрицательную динамику в ведущей десятке показали лишь Lada и Mitsubishi . На рынке б/у автомобилей в последнем месяце прошлого года особенно выросли продажи у марок: Lifan - плюс 34,1% (1415 проданных машин), Geely - плюс 17,4% (1047 шт.), Land Rover - плюс 17% (2749 шт.), Citroen - плюс 12,3% (2364 шт.) и Skoda - плюс 11,9% (6741 шт.).

Топ-10 моделей рынка б/у автомобилей выстроился следующим образом (декабрь, 2016 г.):

  • Lada 2114 - 13542 шт. (-4,7%)
  • Lada 2107 - 11 303 шт. (-16,1%)
  • Ford Focus - 11 032 шт. (+1,6%)
  • Lada 2110 - 10 473 шт. (-13,2%)
  • Lada 2170 - 8828 шт. (+4,3%)
  • Lada 4x4 - 8585 шт. (-8,7%)
  • Toyota Corolla - 8566 шт. (-6,5%)
  • Lada 2112 - 7590 шт. (-11,2%)
  • Lada 2115 - 7313 шт. (-10,2%)
  • Toyota Camry - 6299 шт. (+13,4%).

На рынке автомобилей с пробегом наибольший рост в декабре прошлого года продемонстрировали Lada 2190 (+34,9%) и Hyundai Solaris (+32,8%). Самую сильную отрицательную динамику рынка (более 10%) в декабре показали уже снятые с производства вазовские модели: Lada 2106 (-24,4%; 4428 шт.), Lada 2109 (-24,4%; 6087 шт.), Lada 21099 (-17,4%; 5231 шт.), Lada 2107 (-16,1%; 11 303 шт.) и Lada 2110 (-13,2%; 10 473 шт.).

  • Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей, согласно , в 2016 году просел на 11%, до 1 425 791 шт., в декабре падение составило 1% (145 668 шт.).
  • Недавно статистку через интернет за последний квартал прошедшего года предоставил сайт автомобильных объявлений «Avito Авто». Согласно этому исследованию, спрос (количество запрошенных контактов по объявлениям) на подержанные легковые автомобили с октября по декабрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 18%.

Топ-40 марок легковых автомобилей с пробегом в России за периоды декабрь 2016/2015 гг. и январь-декабрь 2016/2015 гг.

Марка Декабрь 2016 Декабрь 2015 Изм. % 2016 2015 Изм. %
1 LADA 119 626 131 010 ˗8,7 1 445 382 1 499 847 ˗3,6
2 TOYOTA 50 656 50 340 0,6 590 056 534 590 10,4
3 NISSAN 23 611 22 639 4,3 276 024 248 302 11,2
4 CHEVROLET 18 978 18 868 0,6 221 919 197 068 12,6
5 HYUNDAI 18 952 17 620 7,6 219 367 183 440 19,6
6 FORD 17 278 17 062 1,3 202 797 186 001 9,0
7 VOLKSWAGEN 16 636 15 953 4,3 189 379 165 763 14,3
8 KIA 15 343 13 943 10,0 175 586 141 442 24,1
9 RENAULT 14 372 13 960 3,0 160 579 143 925 11,6
10 MITSUBISHI 13 971 13 985 ˗0,1 162 805 152 294 6,9
11 HONDA 11 337 11 360 ˗0,2 135 362 128 090 5,7
12 MERCEDES 11 076 10 127 9,4 123 961 109 627 13,1
13 BMW 10 146 9 140 11,0 113 755 103 533 9,9
14 OPEL 9 881 9 610 2,8 120 565 109 809 9,8
15 MAZDA 9 641 9 740 ˗1,0 117 696 107 849 9,1
16 DAEWOO 8 967 9 709 ˗7,6 117 526 115 610 1,7
17 AUDI 8 765 8 435 3,9 98 558 91 088 8,2
18 SKODA 6 741 6 022 11,9 75 309 63 335 18,9
19 УАЗ 4 295 4 255 0,9 45 059 46 120 ˗2,3
20 SUBARU 4 141 3 996 3,6 46 462 43 080 7,9
21 LEXUS 4 134 3 753 10,2 46 554 38 139 22,1
22 PEUGEOT 4 115 4 034 2,0 51 720 46 684 10,8
23 SUZUKI 3 934 4 245 ˗7,3 49 000 46 802 4,7
24 GAZ 3 813 5 153 ˗26,0 51 935 63 224 ˗17,9
25 VOLVO 2 933 2 750 6,7 33 205 31 365 5,9
26 LAND ROVER 2 749 2 349 17,0 28 709 25 409 13,0
27 CITROEN 2 364 2 106 12,3 28 191 24 178 16,6
28 OKA 1 953 2 365 ˗17,4 27 747 32 721 ˗15,2
29 CHERY 1 893 1 739 8,9 22 341 19 029 17,4
30 SSANGYONG 1 799 1 699 5,9 20 421 17 241 18,4
31 INFINITI 1 737 1 574 10,4 19 561 17 080 14,5
32 LIFAN 1 415 1 055 34,1 14 398 10 852 32,7
33 GREAT WALL 1 212 1 113 8,9 12 300 10 667 15,3
34 GEELY 1 047 892 17,4 10 899 8 174 33,3
35 ZAZ 988 1 049 ˗5,8 12 708 12 742 ˗0,3
36 FIAT 879 900 ˗2,3 10 623 10 159 4,6
37 PORSCHE 813 738 10,2 9 477 8 552 10,8
38 JEEP 769 764 0,7 8 390 7 792 7,7
39 DAIHATSU 681 677 0,6 8 309 8 193 1,4
40 DODGE 631 657 ˗4,0 8 017 7 849 2,1
Всего по России 440 754 443 836 ˗0,7 5 193 236 4 897 800 6,0

Топ-25 моделей легковых автомобилей с пробегом в России за периоды декабрь 2016/2015 гг. и январь-декабрь 2016/2015 гг.

Модель Декабрь 2016 Декабрь 2015 Изм. % 2016 2015 Изм. %
1 LADA 2114 13 542 14 203 ˗4,7 156 815 156 623 0,1
2 LADA 2107 11 303 13 476 ˗16,1 145 771 165 123 ˗11,7
3 FORD FOCUS 11 032 10 858 1,6 129 253 117 370 10,1
4 LADA 2110 10 473 12 066 ˗13,2 124 559 134 861 ˗7,6
5 LADA 2170 8 828 8 461 4,3 99 451 88 775 12,0
6 LADA 4X4 8 585 9 398 ˗8,7 98 337 98 699 ˗0,4
7 TOYOTA COROLLA 8 566 9 157 ˗6,5 103 756 96 248 7,8
8 LADA 2112 7 590 8 552 ˗11,2 90 496 94 350 ˗4,1
9 LADA 2115 7 313 8 146 ˗10,2 87 907 90 098 ˗2,4
10 TOYOTA CAMRY 6 299 5 556 13,4 71 106 55 925 27,2
11 CHEVROLET NIVA 6 296 6 379 ˗1,3 67 924 60 222 12,8
12 LADA 2109 6 087 8 043 ˗24,3 81 090 98 200 ˗17,4
13 RENAULT LOGAN 6 068 6 237 ˗2,7 67 986 63 651 6,8
14 HYUNDAI SOLARIS 5 792 4 363 32,8 62 405 40 588 53,8
15 DAEWOO NEXIA 5 355 5 738 ˗6,7 66 626 66 183 0,7
16 LADA 21099 5 231 6 330 ˗17,4 65 267 78 080 ˗16,4
17 LADA 2190 5 185 3 845 34,9 52 647 36 300 45,0
18 VOLKSWAGEN PASSAT 4 953 5 042 ˗1,8 57 758 54 455 6,1
19 OPEL ASTRA 4 952 4 670 6,0 60 289 52 009 15,9
20 KIA RIO 4 873 4 132 17,9 53 366 39 562 34,9
21 LADA 2172 4 562 4 651 ˗1,9 52 978 48 404 9,5
22 MITSUBISHI LANCER 4 490 4 530 ˗0,9 55 788 51 690 7,9
23 LADA 2106 4 428 5 861 ˗24,4 63 786 80 820 ˗21,1
24 SKODA OCTAVIA 3 817 3 401 12,2 42 065 35 276 19,3
25 VOLKSWAGEN POLO 3 494 2 972 17,6 37 751 27 599 36,8
Всего по России 440 754 443 836 ˗0,7 5 193 236 4 897 800 6,0

Подержанные автомобили в России являются одним из главных источников приобретения транспорта для населения. Многие не могут позволить себе новое авто, другие хотят за свои деньги приобрести более интересный класс транспорта. Поэтому рынок подержанных машин остается довольно важным и привлекательным. Несмотря на это, вторичный рынок все еще опасен и достаточно сложен. Есть как положительные, так и негативные стороны приобретения б/у машины с рук или даже у дилера. Существуют способы обмана, продажи машин после утопления в реках или озерах, завышения стоимости и смотки пробега. Сферу обмана в этой отрасли невозможно победить, ее просто нужно принять как факт. То, что вас будут пытаться обмануть при продаже подержанной машины, является неоспоримым фактом. Даже если продавцом будет близкий друг, не всегда можно надеяться на исключительно правдивую историю транспортного средства.

В 2016 году значительных инициатив правительства по поводу смены правил регистрации и прочих деталей не планируется. Вторичный рынок автомобилей значительно вырос, поэтому никаких новых налогов государство придумывать не осмелится. А вот снять часть таможенных пошлин может. Но об этом мы поговорим в заключительной части текста. Пока давайте посмотрим на состояние рынка подержанных автомобилей, поговорим об изменения за последние годы. Скорее всего, вы увидите положительную динамику в этом сегменте, так как продажи на вторичном рынке значительно растут. Это один из главных показателей того, что сфера развивается достаточно правильно и без особых сложностей. Впрочем, проблемы остаются фирменными, пусть мы и научились закрывать на них глаза.

Основные тенденции улучшения рынка вторичных машин в 2016 году

Можно смело сказать, что в 2016 году рынок вторичных автомобилей для потенциального покупателя стал лояльнее и проще. Не так давно оттенили таможенные пошлины и ввозные сборы для электромобилей. Это сделало покупку транспорта с отличными технологиями более доступной. Тем не менее, продажи машин на электротяге пока не слишком активно растут. Ставки налогов на другие транспортные средства оставляют без изменений, равно как и простоту регистрации подержанных автомобилей внедрили и не меняют. Улучшается и ценовая атмосфера. Пока весь рынок нового транспорта значительно растет в цене из-за недавних скачков курса доллара в России, вторичный рынок остается стабильным. Преимущества покупки подержанного авто в 2016 году очевидны:

  • вы можете приобрести на самом деле качественный автомобиль за небольшие деньги, если подойдете к вопросу подбора со всей серьезностью и с помощью специалиста;
  • ассортимент предложений просто невероятный, в любом ценовом диапазоне есть десятки, сотни и даже тысячи авто, которые могут вам понравиться и подойти по критериям;
  • существует множество сайтов, готовых предоставить вам бесплатный подбор объявлений по нужным параметрам, машины доступны во всех регионах нашей страны;
  • есть возможность снизить стоимость транспорта при осмотре, потребовав у владельца скидку для устранения найденных проблем или просто в качестве бонуса к покупке;
  • можно очень просто проверить любой покупаемый автомобиль в сети СТО, есть даже услуги мастеров для подбора машины прямо на автомобильном рынке при осмотре;
  • никаких дополнительных налогов, сборов и оплат платить не придется, разве что демократичная сумма денег за постановку машины на учет (от 850 до 3000 рублей).

Существуют и более тонкие и незаметные выгоды. К примеру, на вторичном рынке комплектация автомобиля практически не влияет на стоимость. Иногда смотрят на двигатели и коробки, определяя стоимость, но главным определением будет цена такой же машины в базовом исполнении. Поэтому высокие технологии и прекрасное наполнение автомобиля ничего не стоят. Для продавца этот факт печальный, а вот для покупателя - возможность найти идеальное авто за очень демократичные деньги. Вот такие интересные возможности стали поводом для постоянного роста продаж подержанной техники. Сегодня ценовая разница между новыми и б/у автомобилями значительно увеличивается. Ведь с начала 2016 года практически все дилеры и производители подняли стоимость своей продукции в России.

Недостатки покупки машины на рынке б/у транспорта в 2016

Как и во все предыдущие годы, сегодня есть определенная опасность в приобретении автомобиля, который уже был в употреблении. Это риски покупки не очень качественного авто, которое начнет постоянно требовать затрат на ремонт и восстановление. Также стоит заметить определенные риски в юридическом смысле. С введением новых правил регистрации пару лет назад начало увеличиваться количество мошенников. Вам сегодня могут продать автомобиль-близнец, угнанный транспорт с поддельными документами, арестованное авто или залоговое имущество. Учитывая, что продажа требует только договора и подписи в ПТС, проверки приходится проводить самостоятельно. Чтобы избежать всех трудностей, достаточно следовать таким правилам:

  • всегда проверяйте техническое состояние автомобиля перед покупкой, если для вас важна надежность, так вы сможете получить скидку на устранение найденных неполадок;
  • не отпускайте продавца сразу же после подписания договора и ПТС, возьмите его с собой в ГИБДД и пройдите всю процедуру переоформления вместе, это будет гарантией;
  • если нет возможности вместе приехать в ГИБДД, проведите проверку автомобиля по VIN-коду, внимательно осмотрите места инсталляции номеров кузова, двигателя и прочих;
  • при осмотре машины не думайте о ее будущей эксплуатации, а ищите все существующие проблемы и неполадки, все это придется устранять за ваш счет в будущем;
  • откажитесь от покупки машины, если вы сомневаетесь в ее юридической чистоте или исправности, деньги вам в будущем никто не вернет, вы сами несете ответственность;
  • есть риски купить кредитное авто, поэтому лучше всего сразу проверять машину в базах по кодам и номерам, это можно сделать платно или бесплатно на специальных сервисах в интернете.

Несмотря на наличие определенных недостатков в покупке подержанного автомобиля, можно смело заявить, что инструментов для покупателя сегодня существует очень много. Если вы проведете исследования машины, изучите ее состояние и поймете, почему стоит или не стоит ее покупать, то никогда не разочаруетесь в приобретении. А в этом смысле 2016 год предлагает дополнительные сюрпризы. В частности, новые приборы для измерения толщины ЛКП, прекрасные специалисты с выездными услугами, расширение возможностей СТО. Все это лишь начало развития сферы осмотра подержанных машин. Поэтому вы можете смело довериться специалистам и найти для себя наиболее подходящую машину.

Перспективы развития рынка подержанных машин в России

Первый вопрос, который задают многие потенциальные покупатели машин, следующий: когда наконец снимут таможенные пошлины на ввоз подержанных автомобилей? Ответ достаточно просто - в скором времени пошлины будут сняты. Но при этом есть одно важное ограничение. С 2016 года в Россию нельзя ввозить транспорт, который не соответствует экологическому стандарту ЕВРО-5. Поэтому авто старше 2010 года ввезти не получится. А разница в цене между этими автомобилями в России и в Европе очень низкая. Получить какие-либо выгоды это не позволит. Тем не менее, снятие пошлин принесет несколько новых особенностей развития рынка:

  • интеграция с пространством западной части континента в смысле продаж подержанных автомобилей, что в перспективе сильно снизит цены на б/у транспорт на рынке;
  • налаживание соседских отношений с Финляндией и Литвой для расширения возможностей временного пользования дешевыми автомобилями на европейских номерах;
  • либерализация рынка, снижение количества бумажек и справок для перерегистрации, снижение давления ГИБДД на дорогах в связи с документами на автомобили;
  • определенные изменения, которые сделают такие показатели, как номер двигателя и некоторых других деталей автомобиля бесполезными и неважными при продаже;
  • легализация импорта подержанных запчастей из Японии и Европы, что значительно снизит стоимость не только деталей, но и автомобилей на вторичном рынке;
  • повышение стоимости новых автомобилей по курсу и увеличение привлекательности вторичного рынка на этом основании, что станет дополнительным толчком к развитию.

Все это лишь рассуждения, но именно так продвигалось развитие очень либеральных и продуманных рынков подержанных автомобилей в США и Европе, а также в Японии. Можно равняться на инициативы этих стран, которые десяток лет назад испытывали те самые проблемы, с которыми сегодня боремся мы. Несмотря на определенные ошибки, они достигли нужного результата и получили необходимые условия развития этого важного рынка. Впрочем, российское правительство видит этот процесс по-своему. Пока не слишком ясно, по какому пути будет двигаться этот рынок, набирающий популярность и растущий с каждым годом все больше. О ценах на бюджетные авто в Германии можете узнать из следующего видео:

Подводим итоги

Несмотря на естественный рост рынка подержанных автомобилей, государство не спешит принимать революционные инициативы. Некоторые изменения в законе смогли бы обеспечить дополнительный приток денег. Другие идеи принесли бы комфорт в жизнь российских семей. Жизнь без автомобиля в некоторых регионах просто невозможна, а заработать на это самое авто оказывается непросто. Поэтому государство должно приложить свои усилия и волю для решения данной ситуации. Пока инициативы в виде утилизации машин оказались неперспективными. Правительство организовало данную схему очень странно и сегодня признает неэффективность программы. Поэтому ждем новых предложений.

Одной из задач нововведений на рынке вторичного транспорта является очищение улиц и трасс от старых машин. Это угроза экологической безопасности, ужасные риски на дорогах, отсутствие систем безопасности пассажиров и водителей. Такие машины пора запретить, но пока на них ездит 20 процентов населения, сделать это невозможно. Все должно прийти к тому, что автомобиль старше 7-12 лет должен отправляться на утилизацию, а это означает предельное снижение его стоимости перед достижением данного возраста. Именно так сегодня происходит в Европе. А как вы видите развитие вторичного рынка автомобилей в России?

А также прогнозы на год говорят о том, что в наше время автомобиль - действительно роскошь, нежели средство передвижения. Из-за кризиса дорожают также услуги автосервиса и бензин, что делает эксплуатацию очень накладной. По курсу доллара автомобили почти не поднялись в цене, чего нельзя сказать о рублях - из-за санкций российский рынок терпит упадок.

Почему дорожают машины

Экономический кризис, который происходит сейчас в России - причина подорожания не только автомобилей, но и продуктов питания, услуг, недвижимости и прочего. Водители, которые откладывали средства до «падения» рубля буквально за несколько месяцев поняли, что их накопления стали в 2 раза меньше относительно доллара. Теперь старой прежней суммы может не хватить даже на приобретение подержанной машины.

Как известно, именно курс рубля к доллару во многом определяет стоимость транспортных средств. Первое повышение цен произошло ещё в 2014 году, когда многие, несмотря на прогнозы экспертов, продолжили откладывать средства на автомобиль получше. Теперь, к сожалению, этих средств может не хватить даже на компактную бюджетную модель. Представителям рынка всё же удалось частично перенести «падение» рубля на 2015 год.

В связи с неплатёжеспособностью россиян, многие зарубежные автоцентры на территории страны прекратили свою работу. Оставшиеся же значительно подняли цены. Количество покупателей в кризис малое - их едва хватает, чтобы дилерам не работать в убыток. Ремонт и заправка автомобилей также стали проблемой. Теперь за починку, как и любые другие услуги, нужно платить в полтора-два раза больше. Цены же на бензин растут ещё быстрее, что не совсем понятно, ведь стоимость падает.

Ситуация на валютном рынке оказывает влияние на цены автомобилей

Часть водителей, которые собирались приобрести новую машину, стремятся сделать это как можно быстрее. Остальные же уверены, что через некоторое время курс стабилизируется и цены упадут. К сожалению, даже Центральный банк не может дать ответа в этой ситуации. Помимо последствий финансового кризиса, на стоимость автомобилей также влияет плата за импорт, которая поднимется с отметки 37 рублей за лошадиную силу до 41 рубля, а также ещё на 30% в 2017 году.

На сколько подорожали автомобили в 2015 году

Модели российского производства

Водители, которые собирались приобрести новый автомобиль, даже не думали, на сколько поднимется цена на отечественную продукцию. Автолюбители рассчитывали на то, что российские машины не будут дорожать и станут для них запасным вариантом. Так или иначе, в начале года цены на подорожали на 5–12%, что на практике показывает печальные результаты - даже машины за полмиллиона рублей стали дороже как минимум на 25 тысяч рублей.

В марте 2015 года произошёл очередной скачок цен, что привело к подорожанию ещё на 10–45 тысяч. Это коснулось только тех автомобилей, которые были выпущены в 2015 году, так как производителям нужно было получить прибыль. Так, Lada Largus, которая подорожала больше всех, стала стоить не 412 тысяч рублей, а 457.

Помимо ВАЗ, подорожали и остальные марки. УАЗ, например, поднял цены трижды за год. Линейка Hunter стала дороже на 8,1%, Patriot - на 7,7%, а Pickup - на 14,1%. В среднем отечественные автомобили подорожали на 13%.

УАЗ также повышают цены

В 2015 году существенно сократились продажи наших автомобилей - примерно на 30%. Учитывая, что их производство не обходится без применения импортных технологий и агрегатов, цены также подвержены изменениям вслед за курсом рубля к доллару.

Зарубежные автомобили

По сравнению с ростом цен на российские модели, иномарки подорожали намного сильнее. Ещё в начале года продукция зарубежных компаний стала дороже на 15–25%. Средний показатель составил 21% - и это только за 2015 год, без учёта 2014.

Подержанные модели

заявили, что увеличат цены, если рубль продолжит девальвацию, так как обеспеченные покупатели почти не подвержены кризису, а, значит, спрос будет. Аналогичным образом поступят Mercedes, если евро будет укрепляться к рублю. Компании, выпускающие бюджетные модели, в ближайшее время цены повышать не собираются. В отличие от дилеров, им это не выгодно. Большинство дилеров будет удерживать цены до осени 2016 года - это будет первая волна за год.

Часть российских компаний открыто заявила, что замораживает производство - им невыгодно работать в таких условиях. Многие заводы сокращают количество рабочих мест, увеличивая нагрузку на оставшихся сотрудников. Автолюбители могли заметить, что предложение популярных линеек на рынке стало меньше - объёмы производства сокращаются. Крупные компании всё же допускают, что им придётся повысить цены на всю продукцию.

Вторичный авторынок, который активно рос на протяжении первого полугодия, с июля резко снизил темпы роста , а в сентябре и вовсе достиг нулевой отметки. Так, за первый осенний месяц россияне купили 461,5 тыс. автомобилей с пробегом (-0,1%), согласно данным агентства «Автостат». Таким образом, спрос на подержанные машины ушел в небольшой минус впервые после семи месяцев роста. В целом за январь-сентябрь владельцев сменили 3 млн 835 б/у авто, что на 7,4% больше по сравнению с прошлым годом.


Как отмечают эксперты «Avito Авто», российский авторынок зависит от макроэкономических показателей, прежде всего - от курса национальной валюты. Как правило, после каждого падения рубля потребители в течение месяца приобретают автомобили, ожидая скачка цен. В 2016 году курс рубля стабилизировался, и темпы роста вторичного рынка тоже замедлились.

«На российский авторынок возвращается сезонность, которая была потеряна после обвала рубля в конце 2014 года. В прошлом году не пришла „автовесна“, к лету-осени многие потенциальные покупатели переключились на автомобили с пробегом, продажи которых стали активно расти. Пропала сезонность, а сейчас все возвращается на свои места», - рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Действительно, рынок новых автомобилей в сентябре заметно снизил темпы падения, тогда как в предыдущие месяцы кривая продаж неумолимо ползла вниз. Однако участники отрасли не спешат говорить о начавшейся стабилизации спроса, а сентябрьское оживление среди покупателей связывают, скорее, со слухами о прекращении программ господдержки . Возможно, последний шанс приобрести новый автомобиль с хорошей скидкой привлек немало потребителей с вторичного рынка.


«Многие покупатели одновременно ставят на разные чаши весов новый и подержанный автомобиль . И возобновившийся спрос на новые машины негативно отразится на динамике вторички. Программы господдержки, скидки и спецпредложения стимулируют продажи новых авто. Вслед за падением спроса на автомобили с пробегом мы будем наблюдать коррекцию цен, однако на большие скидки рассчитывать не стоит, так как наблюдается скудность предложений», - комментирует Денис Еременко.

Впрочем, ситуация на рынке новых автомобилей вряд ли сможет кардинально измениться в ближайшей перспективе: цены на автомобили растут, а покупательная способность населения все еще падает, говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов. По его мнению, в случае продолжения падения продаж новых машин в 2017 году вторичный авторынок будет по-прежнему показывать рост, переманивая клиентов и усиливая падение сегмента новых авто.

Согласно совместному прогнозу PwC и «Avito Авто» , по итогам 2016 года продажи автомобилей с пробегом вырастут на 7% до 5,3 млн единиц и в следующем году сохранят положительную динамику. Рынок новых машин в этом году сократится на 14% и составит 1,3 млн штук, а в 2017 году замедлит падение. Таким образом, на один проданный новый автомобиль сейчас приходится 4,1 проданных подержанных машины. Позитивную динамику вторичного авторынка эксперты связывают, прежде всего, с колоссальной разницей цен между новыми авто и машинами с пробегом. В 2016 году средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 43,7% до 1 млн 404 тыс. рублей, тогда как подержанные машины подорожали в среднем на 13,2% до 380 тыс. рублей . Однако со временем цены на последние тоже вырастут, и это приведет к тому, что соотношение новых и б/у авто будет дрейфовать в сторону стандартных для развитых рынков 2–2,5.

Иномарки не первой свежести

В отличие от рынка новых автомобилей, на вторичке наблюдается падение продаж отечественных машин, а драйверами спроса являются иномарки . Во многом это обусловлено снижением продаж автомобилей Lada и УАЗ на первичном рынке в прошлые годы, в то время как иномарочный парк увеличивался, и теперь это соотношение отражается на структуре продаж бэушек. Так, Лады, которые в силу огромного автопарка и своей дешевизны традиционно лидируют по объему реализации, по итогам января-сентября показали снижение на 3%, гласят данные «Автостата». На 16,7% ушли в минус ГАЗы, на 2,7% сократился спрос на вседорожники УАЗ. В то же время продажи самых популярных подержанных иномарок Toyota и Nissan увеличились на 12,6%, а самую значительную положительную динамику в январе-сентябре показали корейские Hyundai (+22,1%) и Kia (+28,3%), а также китайские Lifan (+30,9%) и Geely (+36%) .

25 наиболее продаваемых моделей подержанных автомобилей в России (данные «Автостата»)

Модель Сентябрь 2016 г. Изм., % Январь-сентябрь 2016 г. Изм., %
1. Lada 2114 13 659 -6,8 115 588 1,2
2. Lada 2107 12 519 -16,4 109 640 -10,7
3. Ford Focus 11 738 -0,3 94 969 12,6
4. Lada 2110 10 992 -10,1 92 107 -6,8
5. Toyota Corolla 9 191 1,7 77 450 10,9
6. Lada 2170 8 873 6,1 72 725 13,5
7. Lada 4x4 8 630 -4,1 71 565 1
8. Lada 2112 8 092 -5,9 66 711 -3,8
9. Lada 2115 7 782 -5,4 64 734 -1,6
10. Lada 2109 7 005 -20,6 61 229 -17
11. Toyota Camry 6 327 24,6 52 277 30,6
12. Hyundai Solaris 6 065 51,4 44 599 59,6
13. Daewoo Nexia 6 023 -2,3 49 652 2,1
14. Chevrolet Niva 5 853 6,1 48 528 16
15. Renault Logan 5 825 -2,7 49 425 7,8
16. Opel Astra 5 611 6,2 44 494 18,1
17. Lada 2106 5 557 -24,3 48 816 -20,7
18. Lada 21099 5 494 -20,3 49 084 -16,4
19. Volkswagen Passat 5 266 3,4 42 693 8
20. Mitsubishi Lancer 4 980 3,7 41 482 10,5
21. Kia Rio 4 939 23,2 38 530 39,7
22. Lada 2190 4 816 28,4 37 670 48,2
23. Lada 2172 4 694 1,5 38 810 11,2
24. Daewoo Matiz 4 223 -3,1 33 751 5,5
25. Skoda Octavia 3 798 8,3 30 462 21,3

Как отмечают эксперты «Avito Авто», сейчас в структуре авторынка новых и подержанных машин существует перекос: в продажах новых машин значительно выше доля SUV по сравнению со вторичным рынком, в продажах подержанных авто - доля сегментов B и С, на которые приходится львиная доля отечественных марок. Но рано или поздно проданные новые SUV поступают на вторичный рынок , и их доля неизбежно растет, а доля сегментов B+C снижается, и спрос на отечественные авто вместе с ними.

Что касается динамики цен, наибольший рост стоимости показывают преимущественно автомобили возрастом 6–7 лет, а также до 3-х лет. К примеру, автомобили Toyota 2009–2010 года выпуска предлагаются в среднем за 964 тыс. рублей, за последний год подорожав в среднем на 33%. Значительный рост стоимости зафиксирован и у автомобилей Hyundai аналогичного возраста - их средний ценник увеличился на 28% и составил 517,9 тыс. рублей, говорят в «Avito Авто». Модели BMW, бывшие в эксплуатации до трех лет, прибавили в цене 28% и сегодня стоят в среднем 2 млн 463 тыс. 800 рублей. «С осени 2014 года стоимость новых „немцев“ поднялась на 30%, примерно в таких же цифрах мы наблюдаем рост их цены на вторичке. Сегодня можно продать BMW, купленный в 2014–2015 годах, по цене покупки нового. Это уникальная ситуация на автомобильном рынке», - констатирует Денис Еременко.

А вот машины старше семи лет в некоторых случаях даже подешевели. Так, средняя стоимость автомобилей Chevrolet снизилась на 18% до 248,6 тыс. рублей, а Daewoo - на 2%, хотя они и без того являются наиболее доступными на рынке со средним ценником в 101,5 тыс. рублей. «Покупатели знают, что эти марки ушли с российского рынка, вот и стали меньше их покупать, боясь, к примеру, остаться без запчастей», - отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев. В основном же машины этого возраста все-таки выросли в цене - от 1,3% (Lada) до 14% (Audi). Дорожали автомобили и всех остальных возрастных групп.

По словам Артема Самородова, цены на автомобили с пробегом зависят от цен на новые машины , но реагируют с задержкой на 2–3 месяца, и это в большей степени относится к дилерскому сегменту. Что касается автомобилей постарше, то они «зависают» где-то в диапазоне 400–600 тысяч, и на них колебания ценообразования на новые машины не оказывают серьезного влияния. В этом сегменте действуют свои суровые правила - реальный спрос, объективное состояние, эксплуатационные характеристики.

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в марте 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 437,1 тыс. единиц, что на 13,1% больше, чем годом ранее. При этом по итогам первого квартала нынешнего года объем вторичного рынка достиг 1,12 млн единиц, показав рост на 6,1%.

Лидером рынка легковых автомобилей с пробегом по-прежнему остается отечественная LADA, на долю которой приходится порядка 30% от общего объема. Объем рынка подержанных автомобилей LADA в марте чуть вырос (+0,2% до 125,9 тыс. шт.), но за три месяца еще демонстрирует небольшое снижение (-3,9% до 312,6 тыс. шт.). Между тем первую тройку лидеров среди моделей образуют представители именно этой отечественной марки: LADA 2114, LADA 2107 и LADA 2110. Кроме того, в ТОП-10 находятся еще пять вазовских моделей.

Лучшей среди иномарок все также является Toyota, чей показатель в марте достиг 49,4 тыс. экземпляров (+22,4%). С начала 2016 года объем рынка японского бренда составил 129,3 тыс. единиц (+10,5%). При этом в десятку лидеров среди моделей входит и Toyota Corolla. Самым же продаваемым иностранным автомобилем остается Ford Focus, который сохраняет четвертое место в общем зачете.

Рыночное падение в первый весенний месяц показывают российские бренды - GAZ (-17,7%), УАЗ (-3,4%), OKA (-18,2%) и Moskvich (-22,6%). В то же время остальные марки находятся в «плюсе», причем лучше других ситуация обстоит у китайской Geely (+55,3%).

В марте наиболее сильное падение среди представленных моделей зафиксировано у «классических» LADA 2106 и LADA 2105 (на уровне 20%), а наибольший рост - у Hyundai Solaris, LADA 2190 Granta и KIA Rio (более 50%). Как отмечают аналитики агентства «АВТОСТАТ», эти три модели уже несколько лет подряд входят в число лидеров первичного рынка и теперь массово выходят на вторичный рынок.

марка март"16 март"15 изм., % январь-март"16 январь-март"15 изм., %
1. LADA 125 924 125 627 0,2 312 563 325 083 -3,9
2. TOYOTA 49 362 40 330 22,4 129 254 116 995 10,5
3. NISSAN 23 057 18 596 24,0 60 004 53 483 12,2
4. CHEVROLET 18 710 14 983 24,9 47 862 41 120 16,4
5. HYUNDAI 17 767 13 667 30,0 45 281 37 605 20,4
6. FORD 16 407 14 123 16,2 42 562 39 215 8,5
7. VOLKSWAGEN 15 392 12 562 22,5 39 957 34 786 14,9
8. KIA 14 295 10 067 42,0 36 435 27 242 33,8
9. RENAULT 13 665 10 522 29,9 34 352 28 043 22,5
10. MITSUBISHI 13 479 11 990 12,4 35 397 33 737 4,9
11. HONDA 11 325 9 935 14,0 29 164 28 813 1,2
12. MERCEDES 10 431 8 886 17,4 27 424 24 877 10,2
13. DAEWOO 9 858 9 226 6,9 24 549 23 957 2,5
14. BMW 9 696 8 345 16,2 25 156 23 723 6,0
15. MAZDA 9 561 8 158 17,2 24 954 23 175 7,7
16. OPEL 9 558 8 243 16,0 24 716 22 508 9,8
17. AUDI 8 078 7 188 12,4 21 724 20 201 7,5
18. SKODA 6 058 4 622 31,1 15 790 12 333 28,0
19. GAZ 4 494 5 460 -17,7 11 021 13 671 -19,4
20. SUZUKI 4 347 3 562 22,0 11 121 10 151 9,6
21. PEUGEOT 4 169 3 575 16,6 10 750 9 757 10,2
22. УАЗ 4 062 4 204 -3,4 9 914 10 552 -6,1
23. LEXUS 3 908 2 851 37,1 10 176 8 683 17,2
24. SUBARU 3 807 3 339 14,0 10 352 10 180 1,7
25. VOLVO 2 798 2 389 17,1 7 284 6 715 8,5
26. LAND ROVER 2 549 2 020 26,2 6 717 5 696 17,9
27. OKA 2 334 2 855 -18,2 5 363 6 643 -19,3
28. CITROEN 2 220 1 780 24,7 5 865 4 919 19,2
29. CHERY 1 782 1 497 19,0 4 430 4 018 10,3
30. SSANGYONG 1 768 1 375 28,6 4 560 3 874 17,7
31. INFINITI 1 620 1 387 16,8 4 417 4 029 9,6
32. GREAT WALL 1 089 835 30,4 2 684 2 291 17,2
33. ZAZ 1 056 999 5,7 2 613 2 541 2,8
34. LIFAN 1 036 774 33,9 2 631 2 072 27,0
35. FIAT 900 806 11,7 2 302 2 122 8,5
36. GEELY 854 550 55,3 2 077 1 492 39,2
37. PORSCHE 825 657 25,6 2 146 1 956 9,7
38. MOSKVICH 763 986 -22,6 1 700 2 319 -26,7
39. JEEP 756 673 12,3 1 964 1 885 4,2
40. DODGE 706 674 4,7 1 756 1 923 -8,7
ВСЕГО 437 144 386 561 13,1 1 115 942 1 051 531 6,1

ТОП-25 МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В РОССИИ В МАРТЕ 2016 ГОДА (шт.)

модель март"16 март"15 изм., % январь-март"16 январь-март"15 изм., %
1. LADA 2114 13 501 12 596 7,2 34 194 33 710 1,4
2. LADA 2107 12 807 14 126 -9,3 31 200 35 347 -11,7
3. LADA 2110 10 956 11 226 -2,4 27 572 29 815 -7,5
4. FORD FOCUS 10 242 8 603 19,1 26 766 24 127 10,9
5. LADA 4X4 9 207 8 562 7,5 22 772 22 713 0,3
6. TOYOTA COROLLA 8 567 7 068 21,2 22 443 20 248 10,8
7. LADA 2170 8 473 7 153 18,5 21 683 19 383 11,9
8. LADA 2112 7 826 7 883 -0,7 19 870 21 059 -5,7
9. LADA 2115 7 510 7 440 0,9 18 854 19 502 -3,3
10. LADA 2109 7 396 8 685 -14,8 18 183 22 385 -18,8
11. LADA 21099 5 993 7 076 -15,3 14 940 18 009 -17,0
12. CHEVROLET NIVA 5 911 4 754 24,3 15 556 13 464 15,5
13. RENAULT LOGAN 5 881 4 781 23,0 14 668 12 279 19,5
14. DAEWOO NEXIA 5 752 5 387 6,8 14 454 14 217 1,7
15. TOYOTA CAMRY 5 709 4 227 35,1 15 019 12 317 21,9
16. LADA 2106 5 561 7 002 -20,6 13 067 16 923 -22,8
17. VOLKSWAGEN PASSAT 4 814 4 423 8,8 12 302 12 207 0,8
18. HYUNDAI SOLARIS 4 755 2 678 77,6 11 859 6 655 78,2
19. OPEL ASTRA 4 597 3 661 25,6 12 053 10 332 16,7
20. MITSUBISHI LANCER 4 461 4 082 9,3 11 611 11 425 1,6
21. LADA 2172 4 357 3 678 18,5 11 122 10 338 7,6
22. LADA 2190 4 230 2 564 65,0 10 538 6 388 65,0
23. KIA RIO 4 142 2 592 59,8 10 715 6 597 62,4
24. DAEWOO MATIZ 3 624 3 302 9,8 8 799 8 386 4,9
25. LADA 2105 3 533 4 386 -19,4 8 579 10 443 -17,9
ВСЕГО 437 144 386 561 13,1 1 115942 1 051 531 6,1


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png