На рынке

Другое

ЗАЗ-1102 «Таврия» - переднеприводный микролитражный автомобиль особо малого класса второй группы (сегмент «А+») с кузовом трёхдверный «хетчбэк », серийно выпускавшийся на советском , позднее - украинском Запорожском автомобильном заводе с 1988 по 2007 год, а модели на её платформе производились до начала 2011 года.

Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» стал основой для целой линейки автомобилей, представляющих собой как непосредственно модификации базовой модели (более 40 различных вариантов), так и самостоятельные модели на её платформе, как то: «пятидверный лифтбек » ЗАЗ-1103 «Славута», «пятидверный универсал » ЗАЗ-1105 «Дана» и коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up». В 2007 году производство ЗАЗ-1102 «Таврия» было прекращено, производство ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-11055 «Pick-Up» продолжалось. Кузов последнего серийного автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» был сварен 14 января 2011 года, а 15 января на ЗАЗе начался демонтаж оборудования и производственных линий в связи с планируемым переносом модели проекта T250 с FSO в Запорожье.

История

В конце шестидесятых КБ завода «Коммунар» (ЗАЗ) в инициативном порядке начало разработку переднеприводного автомобиля малого класса под девизом «Перспектива» для замены «Запорожца» ЗАЗ-966 , используя экспериментальные наработки НАМИ (прототип НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).

В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.

После изготовления опытной партии и начала процесса «доводки» автомобиля, Минавтопром кардинально поменял задание, заставив КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель «Форд Фиеста» образца 1976 года, с целью превзойти его по характеристикам, - несмотря на сугубо отрицательную оценку этой модели коллективом завода. Испытатель Иван Павлович Кошкин вспоминал :

Задание на разработку и далее продолжало меняться - Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода , привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство.

Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года, стоимость автомашины составляла 5100 рублей . Одновременно со стандартным вариантом, был начат выпуск ЗАЗ-1102 в комплектации "люкс", которая отличалась увеличенной до 155 км/ч максимальной скоростью (вместо 145 км/ч в стандартном варианте), установкой магнитолы, двухкамерного карбюратора типа "солекс" (вместо однокамерного) и окраской кузова металлизированной эмалью; стоимость ЗАЗ-1102 в комплектации "люкс" составляла 5300 рублей .

В то время «Таврия» позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик для западного рынка, в котором водитель заправляет «Таврию» из своей зажигалки. Этот ролик завоевал в Каннах «Бронзового льва» в номинации «торговая реклама».

Руководство завода несколько раз (в 2006 и 2007 годах) заявляло о скором снятии модели с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с кузовом хэтчбек была завершен в 2007 году, хотя отдельные экземпляры дособирали ещё до осени 2009 года. В конце января 2011 года с конвейера сошел последний автомобиль модели ЗАЗ-1103 «Славута», который был продан с интернет-аукциона 11 февраля 2011 года за 47 020 грн.

Прямым наследником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza . «ЗАЗ-Славута» и всё семейство «Таврия» - последние чисто-украинские автомобили.

Технические характеристики

Основные технические и габаритные характеристики
Параметр 1102 «Таврия» 1103 «Славута» 1105 «Дана»
Тип кузова хэтчбек 3 дв. лифтбек 5 дв. универсал 5 дв.
Количество мест, чел 5 5 5
Масса снаряженного автомобиля, кг 745 790 790
Полная масса автомобиля, кг 1145 1190 1190
Габаритные размеры, мм длина 3708 3980 3825
ширина 1554 1578 1554
высота 1410 1425 1453
Минимальный дорожный просвет, мм 162 160 160
Динамические и топливные характеристики
Параметр 1102 «Таврия» 1103 «Славута»
Объем двигателя, л. 1.1 1.2 1.3 1.1 1.2 1.3
Мощность двигателя, л.с. 53 58 63 53 58 63
Максимальная скорость, км/ч 145 158 165 145 147 157
Разгон до 100 км/ч, сек 16.2 15.9 15.5 17.5 17.4 16
Расход топлива по трассе при скорости 90 км/ч, л/100 км 4.6 5.3 5.4 4.6 5.6 5.6
Расход топлива в городском цикле, л/100 км 6.9 7.3 7.5 7.9 8.6 8.0

На автомобили ЗАЗ-110х в разное время устанавливались разнообразные двигатели МеМЗ со схожими параметрами, поэтому данные, которые занесены в таблицы, следует считать ориентировочными.

На практике «летний» расход топлива 6-6,5/7-8, за городом и в городе соответственно. Зимний расход немного увеличивается за счет необходимости более длительного прогрева. При этом для карбюраторных моделей он может доходить до 10л, что не является каким-то отклонением от нормы, а может быть всего лишь следствием специально повышенных, для этого времени года, оборотов.11 12

Конструкция автомобиля и её особенности

Двери

имеют замки с вильчатым ротором и штырьевым фиксатором на кузове. Дверь задка снабжена замком для запирания снаружи, откидывается вверх на внутренних петлях и удерживается в открытом положении двумя газонаполненными телескопическими упорами.

Система смазки

комбинированная - под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел; разбрызгиванием масла - цилиндры и механизм газораспределения . Шестерёнчатый масляный насос с шестернями внутреннего зацепления, маслоприёмником и редукционным клапаном расположен на переднем торце блока цилиндров, приводится от коленчатого вала.

Система питания

Карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой, автономной системой холостого хода, сетчатым фильтром на входе топлива. Воздухоочиститель со сменным фильтрующим элементом. Топливный насос диафрагменный, с сетчатым фильтром и рычагом ручной подкачки топлива.

Система вентиляции картера

замкнута через воздухоочиститель и карбюратор.

Система охлаждения

жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком, заполнена специальной незамерзающей жидкостью ТОСОЛ-А40М или ТОСОЛ-А65М. Термостат с твёрдым наполнителем ТС103-06. Начало открытия клапана при 87±2 °C; полное открытие при 102 °C.

Насос центробежный, приводится плоскозубчатым ремнём от коленчатого вала.

Электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя (с электродвигателем типа 191.3730 мощностью 40 Вт или типа 121.3780 мощностью 90 Вт или ВБИЕ.523712.002 мощностью 40 Вт) закреплён в кожухе радиатора, включается автоматически термовыключателем, находящимся в нижнем бачке радиатора при достижении температуры 96 °C.

Система зажигания

батарейная, номинальное напряжение 12 вольт, бесконтактная; имеет датчик-распределитель типа 5308.3706 или 5301.3706 с датчиком Холла , центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания с приводом от распределительного вала, коммутатор типа 3620.3734 и катушку зажигания типа 27.3705

Свечи зажигания А17ДВ-10 или А17ДВР с резьбой М14×1,25-6Е длиной ввёртной части 18 мм. Начальная установка угла опережения зажигания (5° до ВМТ хода сжатия) устанавливается по меткам на шкиве коленчатого вала и защитной крышке привода механизма газораспределения.

Система выпуска газов

настроенная, с резонатором и глушителем. Выхлопной патрубок расположен сзади, слева.

Сцепление

однодисковое, сухое, диафрагментной нажимной пружиной. Привод включения сцепления механический, тросовый.

Коробка передач

механическая, двухвальная, трёхходовая с пятью передачами вперёд и одной назад, все шестерни (кроме шестерён заднего хода) косозубые с синхронизаторами. Переключение передач - дистанционное, рычагом и механизмом, установленным в туннеле пола кузова.

Передаточные числа

Передача передняя 3,454 вторая 2,056 третья 1,333 четвёртая 0,969 пятая 0,828 Задний ход 3,358 Главная передача

цилиндрическая, косозубая. Передаточное число - 3,875

Дифференциал

конический, с двумя сателлитами.

Привод колёс

валы с шарнирами равных угловых скоростей . Левый вал короче, чем правый.

Передняя подвеска

независимая, типа «качающаяся свеча» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двухстороннего действия.

Задняя подвеска

независимая с продольными рычагами, стабилизирующей поперечной и цилиндрическими пружинами с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.

Рулевое управление

реечное, с противоугонным устройством. Рулевой механизм соединяется с поворотными стойками боковыми тягами. Рулевой вал разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.

Колёса

дисковые, штампованные, крепятся тремя гайками; размер обода 4J×13. Запасное колесо размещается в моторном отсеке.

Шины

радиальные, сверхнизкопрофильные, бескамерные с камерами размером 155/70 R13 модели БЛ-85.

Тормозная система

гидравлическая двухконтурная, состоящая из двух независимых систем для торможения передних и задних колёс по диагонали (левое переднее - правое заднее, правое переднее - левое заднее).

Передние тормоза - дисковые, имеют плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок тормозных колодок.

Задние тормоза - барабанные, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок тормозных колодок.

Стояночный тормоз - ручной, с тросовым приводом на колодки задних колёс от рычага, расположенного на туннеле пола между передними сидениями.

Аккумуляторная батарея

типа 6СТ-44А, необслуживаемая.

Наружное освещение и световая сигнализация

  • фары с галогенными лампами, встроенными габаритными огнями, регуляторами наклона в зависимости от загрузки автомобиля, передние указатели поворотов с оранжевыми рассеивателями
  • задние фонари, включающие в себя габаритные огни и противотуманные фонари с красными рассеивателями, указатели поворота с оранжевыми рассеивателями, фонари заднего хода и освещения номерного знака с белыми рассеивателями, боковые указатели поворотов с жёлтыми рассеивателями.
  • Салон освещается плафоном, установленном над проёмом двери водителя.
Оборудование кузова
  • панель приборов: спидометр со счётчиком пройденого пути, измерительные приборы и контрольные лампы,
  • пепельница на панели приборов и на обиваках боковин,
  • ящик для мелких вещей,
  • противосолнечные козырьки,
  • отопитель,
  • очистители и омыватели переднего и задних стёкол
  • наружное и внутренние зеркала,
  • поручни с крючками,
  • ремни безопасности двух типов - передние с инерционными катушками - передних и задних сидений,
  • полка для мелких вещей за спинкой запасного сидения закрывающая одновременно багажное отделение,
  • передний и задний пластмассовый бамперы,
  • передние и задние проушины для буксировки автомобиля,
  • фартуки задних колёс,
  • грязезащитные брызговики двигателя.

Автомобиль может быть использован для работы с прицепом, имеющим тягово-сцепное устройство шарового типа по ОСТ 37.001.096-77, для установки которогов конструкции задних лонжеронов автомобиля предусмотренны по два отверстия диаметром 11 мм с каждой стороны.

Полная масса буксируемого прицепа:

  • не оборудованного тормозами - 250 кг,
  • оборудованного тормозами - 500 кг.

Тягово-сцепное устройство и переходные устройства для подключения электрооборудования прицепа в комплект автомобиля не входят.

Модельный ряд

  • ЗАЗ-110216 - отличается от ЗАЗ-110206 изменённой панелью приборов, рулевым колесом с четырьма спицами, двухрычажным переключателем под рулевым колесом и дополнительным оборудованием, повышающим комфортабельность и безопасность автомобиля.
  • ЗАЗ-11024 - грузопассажирский вариант легкового автомобиля с остекленным кузовом типа «универсал ».
  • ЗАЗ-11026 - коммерческий вариант легкового автомобиля с неостекленным кузовом типа «фургон» на базе «универсала ».
  • ЗАЗ-1122 модификацией автомобиля ЗАЗ-11206 или ЗАЗ-11216 отличающейся от базовой модели установкой двигателя ВАЗ-2108 вместо МеМЗ-245.
  • ЗАЗ-1140 является модификацией базовой модели ЗАЗ-110206 с установленным двигателем Фиат-903.

За всё время производства автомобили семейства ЗАЗ-110х производились в десятках конфигураций. Использовалось несколько двигателей объёмом от 1,1 до 1,3 литров (карбюраторные и инжекторные), разные интерьеры, праворульные варианты, варианты с вакуумным усилителем тормозов и без него, несколько вариантов с кузовом «фургон » и т. д. Несколько особняком стоит модификация «Таврии» с двигателем FIAT 903 мощностью 45 л.с. и 5-ступенчатой КПП. Малая мощность, дороговизна запасных частей и трудности с их поиском не оправдывали низкий расход топлива, поэтому такой мотор - редкость. Не меньшая редкость и мелкосерийно выпускаемая версия с двигателем ВАЗ-2108. Таких машин было продано совсем немного и почти все предлагаемые на вторичном рынке «Тавровосьмёрки» (кроме двигателя и КПП также обязательна установка подвески от 2108) переделаны владельцами самостоятельно.

Также, после начала на ЗАЗ поизводства автомобиля Chevrolet Lanos на Славуту стали ставить некоторые элементы оформления от Chevrolet Lanos - например, cиденья и тканевые вставки в двери.

Соответсвие коммерческих названий заводским индексам моделей:

Название в торговой сети Заводской (конструкторский) индекс модели
«База» 110206 0000010 32
«Стандарт» (для Украины) 110206 0000010 33
«Стандарт» 110206 0000010 35
«Стандарт» двиг. 1,1 л (срвт) 110206 0000010 40
«Стандарт» двиг 1,1 л (срвт) без требований токсичности 110206 0000010 43
«Cтандарт» двиг. 1,2 л 110207 0000010
«Стандарт» двиг. 1,2 л (для России) 110207 0000010 01
«Стандарт» 1,2 л с ГБО 110207 0000010 70
«Люкс» 110216 0000010 35
«Люкс» система «Сименс» требования Евро 110216 0000010 40
«Люкс» двиг.1,1 л (срвт) без требований токсичности 110216 0000010 41
«Люкс» двиг. 1,2 л 110217 0000010
«Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль 110217 0000010 36
«Люкс» двиг. 1,2 л с ГБО 110217 0000010 75
«Люкс» двиг. 1,3 л 110218 0000010
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) 110218 0000010 40
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности 110218 0000010 41
«Тюнинг Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности 110218 0000010 48
Фургон грузопасажирский 11024 00000010
Фургон грузопасаж. двиг. 1,2 л 110247 0000010
Фургон грузопасаж. двиг. 1,2 л правосторонний руль 110247 0000010 36
Фургон грузовой 110260 0000010
Фургон грузовой (для Сирии) 110260 0000010 30
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. 1102670 000010
Фургон грузовой, двиг.1,2 л. правосторонний руль 110267 0000010 36
Для инвалидов 110270 0000010
Для инвалидов 110280 0000010
Для инвалидов 110280 0000010 01
Для инвалидов 110290 0000010

ЗАЗ-110240 «Таврия» - грузопассажирская модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. Ее мелкосерийное производство было начато в 1991 году под именем ЗАЗ-11024 и продолжалось до 1997 года на базе ЗАЗ-110206. Для увеличения полезного объема багажника было найдено интересное решение - вместо задних дверей установили крышку кофигурация, что увеличивает объем багажника. Снаряженная масса автомобиля возросла на 33 кг по сравнению с базовым хэтчбеком. Пассажирский складной задний диван был сохранен.

Второй раз данная модель была поставлена ​​на конвейер в 1999 году и изготавливалась на базе "Таврии-Нова". Эти модели комплектовались двигателем МеМЗ-245 с рабочим объемом 1,1 л, а с 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110247, оснащенная двигателем МеМЗ-2457 рабочим объемом 1,2 л.

Кроме того, выпускалась экспортная модификация ЗАЗ-110246 с расположенными справа органами рулевого управления (для стран с левосторонним движением). Также следует отметить создание примерно в 1993 году санитарной модификации, которая, однако, в серию не пошла

ЗАЗ-110260 «Таврия» - грузовая модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. В отличие от аналогичного по назначению грузопассажирского ЗАЗ-110240, данная модель имела заглушены боковые окна за первым рядом сидений, сиденья располагались только спереди (соответственно, пассажировместимость составляла 2 человека), а кабина была отделена от грузового отсека решеткой. Грузоподъемность ЗАЗ-110260 составляла 290 кг. Эта модель выпускалась, как и ЗАЗ-110240, сначала в 1992-1997 годах на базе ЗАЗ-110206, а затем, с 1999 года - на базе "Таврии-Нова". С 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110267, оснащенная двигателем МеМЗ-2457 с рабочим объемом 1,2 л.

Существовала модификация ЗАЗ-110260-30. Ее отличия от комплектации ЗАЗ-110260 заключались в кузове с отверстием в крыше под антенну. Устанавливался электродвигатель вентилятора радиатора повышенной мощности 90 Вт с датчиком включения вентилятора при низкой температуре. Кроме этого, передний и задний бамперы комплектовались заглушками; устанавливались декоративные колесные колпаки от люксовой модификации "Таврии". Также от люксовой модификации сюда перекочевали панель приборов "Люкс", обивка двери задка, пластмассовая облицовка радиатора. Под капотом устанавливалась подкапотная лампа, а в салоне - дверные выключатели плафона освещения салона.

Автомобили «таврического» ряда

С 1994 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» - модификации с кузовом «универсал ». Тогда же была представлена и модель ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом «лифтбек », однако её серийное производство началось только в 1999 году. Примерно тогда же «Таврию» на конвейере начала сменять «Таврия Нова» - модификация созданная совместно с Daewoo , направленная на устранение выявленных недостатков и улучшения технико-эксплуатационных показателей (всего в количестве свыше 700). На «Таврия Нова» была произведена косметическая модернизация решетки радиатора, фар головного света и задних фонарей, а также начали применяться новые декоративыне колпаки на колёсных дисках размерности 4,5J с бескамерными шинами, на задней двери был установлен третий стоп-сигнал. Для повышения надежности автомобиля и повышения уровня пассивной безопасности были усилены несущие и технологические элементы кузова, что позволило снизить уровень шума в салоне. В тот же период был снят с производства универсал ЗАЗ-1105 «Дана».

ЗАЗ-1103 «Славута» (кузов «пятидверный лифтбек »)

Основная статья: ЗАЗ-1103 «Славута»

ЗАЗ-1105 «Дана» (кузов «пятидверный универсал »)

ЗАЗ-11055 «Pick-Up»

Основная статья: ЗАЗ-11055 «Pick-Up»

Для справки, указаны цены в автосалонах Украины по состоянию на август 2007 года (переведённые в доллары США).

Модификации ЗАЗ 1102

ЗАЗ 1102 1.1

ЗАЗ 1102 1.2

ЗАЗ 1102 1.3

Одноклассники ЗАЗ 1102 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников...

Отзывы владельцев ЗАЗ 1102

ЗАЗ 1102 Таврия, 1995 г

Довелось как-то пару лет поездить на «Таврия» ЗАЗ 1102, 1995 г.в., 1,1 л, с не люксовым салоном. Что сказать, машина «сырая», но если учесть, что ее спроектировали еще в конце 70-х, задолго до «Самар», то сами понимаете, насколько передовым был этот аппарат. Двигатель у «Таврии» слабый, но учитывая вес машины, при умеренной загрузке тянет хорошо. При правильной настройке системы питания и нормальной езде может брать всего по 5 литров 92-го бензина. Карбюратор постоянно забивается, но это поправимо. Подвеска у ЗАЗ 1102 хоть и мягкая, но некомфортная. Хороший клиренс для наших бровок и ям. По любому снегу и бездорожью пролезала на «ура», где Жигули и иномарки давно отвисали (главное - на «брюхо» не посадить). Серьезный минус - конструкция колесных ступиц. Мало того, что никакие титановые диски не поставишь, так штатные еще и хлипкие, удары не держат вообще. Кузов слабенький, надо обязательно «антикор» и подкрылки. Гидроусилителя руля нет. Еле установил вакуумный усилитель тормозов. Плохое качество всех штатных шлангов, резинок и «пластмассок» - китайцы и то лучше делают.

В салоне ЗАЗ 1102 все просто до безобразия: начиная от панели приборов (без тахометра) и заканчивая гремящей пластмассой и маленьким «бардачком». Подгонка критики не выдерживает, сиденья без малейшего намека на комфорт, под нормальным по весу водителем вообще долго не живут. В машине не было даже элементарного подогрева заднего стекла (это при наших-то зимах). Правда, багажник вместительный, особенно при сложенных задних сиденьях. Самая проблемная вещь в ЗАЗ 1102, по-моему, это электрика. Просто какое-то проклятие: как не одно, так другое. Отсюда пропажа искры, перегрев летом, неработающие лампочки, разрядка аккумулятора. Ездил также на еще одной «Таврии» 98 года, 1,2 л, «Люкс». Отличалась незначительно: только рулевым колесом, панелью приборов, салоном, наличием гидрокорректора фар («умершего» после первой же зимы), ремнями с натяжителями, да и все. Чуть резвее, интереснее внутри, но в целом та же конструкция. Запчасти по сравнению с иномарками «копеечные», но есть проблема: нужно знать места, где продают качественные, иначе придется регулярно «загорать» под машиной. Советую на этом не экономить - себе дороже. В целом, обычная машина, без излишеств. Минусов хватает, но и плюсы тоже есть, и немало. Дешевая и резвая, не подведет, если нормально следить и вовремя все менять. Не так, конечно, как в иномарке, что ездишь и даже не заглядываешь, но и чтобы ломалась постоянно - я бы не сказал. Если кто будет брать - рекомендую ЗАЗ 1102 для всех начинающих водителей, тех, кто хочет научиться разбираться с технической частью, где там что и как это самому подстроить, а не просто быть «пользователем».

Достоинства : расход топлива. Резвая. Проедет почти везде. Дешевая в обслуживании. ГАИ не останавливает. Неинтересна угонщикам.

Недостатки : слабый ручник. Убожеская конструкция колесных дисков. Проблемная проводка и резинки. Нет уважения на дороге. Трудно найти хорошие запчасти.

Иван, Курск

ЗАЗ 1102 Таврия, 1998 г

Автомобиль «Таврия» куплен в 2000 году. До этого машина стояла два года на стендах в западной Украине - продавалась, но никто не брал. И тут к 2000 году их уценили до смешной суммы - 1700 долларов или на тот момент 9700 гривен (40 тыс. руб.). Поскольку у меня вариантов не было никаких, кроме этого авто, а колеса для семьи из 4 человек очень нужны - купил «Таврию». Можно было покупать и подержанные автомобили, но покупать 15-летнюю иномарку или 10-летнюю отечественную - это лотерея с выигрышем в 0.1%. ЗАЗ 1102 красного цвета, импортная краска, достаточно красивая, когда новая. Хоть автомобиль и примитивный, но достоинства у него есть, перечислю в хаотичном порядке: экономичная, город/шоссе (лето) 6,7-4,8; город/шоссе (зима) - 7,8 - 5,0. Может и больше скушать, это как ездить. У меня манера езды теперь очень вальяжная, я стараюсь никуда не спешить, особенно после заноса зимой на скорости 100 км/ч, когда объезжал две ямы, которые шли одна за другой. Вместительная - в ЗАЗ 1102 столько всего можно запихнуть, если разложить задние сиденья - диву даешься. Переезжал осенью, пришлось использовать в качестве грузового транспорта. Так рядом на 2106 что-то накручивали на багажник, что-то еле запихивали в салон. В «Таврии» при погрузке - простор для творчества.

Удобная для езды в городе. Хороший обзор. Достаточно удобные передние сиденья и у водителя нормально расположены ноги на педалях, в отличие от «классики». Ночью - нормальное освещение. Устойчивый к коррозии кузов. Высокий дорожный просвет. На пересеченной местности, а также в небольшие наводнения - уверенно себя чувствую. Что не понравилось: двигатель на ЗАЗ 1102 при температуре больше 80 градусов становится вялым, медлительным, в салоне появляется запах масла. В пробках часто сильно нагревается. Машина очень жесткая. «Летели» передние стойки один раз и опять их надо менять. На 35 тыс. км уже гудят подшипники. Один менял на переднем колесе, но он снова требует внимания. Сейчас на спидометре 38 тыс. км. Гремит рулевая рейка, тоже новая. Вообще с качеством запчастей полный караул. Единственное, что в них есть положительного - это дешевизна. Замена передних стоек, тормозных накладок, регулировка развала, регулировка тормозов - до 80 долларов с запчастями. Панель приборов изготовлена из низкокачественного материала. Боюсь даже назвать это пластиком. В салоне ЗАЗ 1102 все время «сверчки», очень много «сверчков».

Достоинства : если все исправно - доставит Вас из точки «А» в точку «В». Крепкий к коррозии кузов. Удобные передние сиденья, по сравнению с классическими Вазами. Удобное расположение педалей. Экономичная.

Недостатки : жесткая, как корыто. Мелкие неполадки отравляют жизнь. Зимой или жарко или холодно - без вариантов.

Павел, Калуга

ЗАЗ 1102 Таврия, 2003 г

Купил подержанный автомобиль, с пробегом 43 тыс. км в 2005 году. За год прошел еще 65 тысяч. Сейчас на спидометре 108 тыс. км. Это второй автомобиль этой марки, которым я владею. Первая «Таврия» была 98 г.в, так называемая «корейка», на которой я прошел 168 тысяч км., а затем продал в надежные, цепкие руки перекупщика. Действительно, биение руля на скорости от 100 до 120 км в час, а также биение при торможении передних тормозных дисков колес - это, наверное, конструктивная особенность автомобиля, которую устранить невозможно. По двигателю машина достаточно динамична, надежна, при соблюдении двух основных правил: первое - это бензин марки не ниже 95-го, второе - хорошее полусинтетическое масло. Качество ЗАЗ 1102 заметно улучшилось с 98 года. Это видно из общения с братьями по несчастью на СТО, которым «посчастливилось» владеть автомобилями до 98 г.в., а также из вышеупомянутых отзывов. Ходовая у ЗАЗ 1102 достаточно надежна, что вызывает удивление. Учитывая постоянное биение передних колес, шаровые и наконечники я поменял на 89 тыс. км, а стойки живут и доселе. Диск сцепления пришлось поменять сразу при покупке, т.к. прежний хозяин его «убил» (за 43 тысячи это у него был уже второй диск). У меня диск сцепления прошел 65 тыс. км и пройдет еще, думаю, тысяч 20.

Достоинства : маневренность. Динамичность.

Недостатки : ненадежные тормоза. Слабый кузов. Безопасность.

Михаил, Ставрополь

ЗАЗ 1102 Таврия, 1999 г

После Москвича захотелось чего-нибудь с расходом поменьше. В бюджет попадала либо убитая «восьмерка» либо Таврия. Решил брать ее. Стоила она смешные 23 тыс. (пятый «айфон» дороже стоит), но была на ходу, ездила каждый день. Из косяков был разбит бампер, фара, да чуть помято заднее крыло. На учете меня завернули, сказав иди покупай. Ну да ладно. Бампер 500 руб., фара 200. Нормально. Хотел прокатать и отбалансировать диск, подкатил домкрат, что-то затрещало – дырка. Машина не гнилая. По правде сказать, сгнила только водительская сторона, справа терпимо, сзади вообще все нормально, даже «мовиль» сохранился. Всего на все ремонты было потрачено около 10 тыс. Расход по городу около 6-8 литров, так много, потому что давил в «тапок», если не давить, то в 6 можно спокойно укладываться. По трассе ЗАЗ 1102 Таврия ест на скорости 100 км/ч около 5 литров. Заливаю 12 литров, хватает на 25 км по городу и 150 по трассе. В управлении легкая, руль крутить легко, резина стоит «Белшина» всесезонка. Двигатель довольно резвый, до 60-ти примерно 5 секунд. Так же на машине стояло: подогрев сидений, двигателя и помпа от ГАЗели. В машине жара, а наличие подогрева двигателя позволяло мне не беспокоиться за зимние запуски. Ходовая ЗАЗ 1102 Таврия довольно приличная, на трассе не сдувает и не кидает, однако колеса это просто нечто, гнутся от любой ямки, где у нас в городе их можно прокатать, я так и не нашел. Правил кувалдой. После регулировки клапанов на «слух», поехал за 150 км в деревню, в середине пути в двигателе, что-то щелкнуло, тяга ухудшилась, решил не тормозить и доехал так. Оказалось, прогорел выпускной клапан в 3-м цилиндре. В деревне естественно клапанов не нашлось. На 3-х горшках поехал обратно. И доехал же. По приезду купил запчастей на 5000 руб., сделал головку, делал сам кстати, отрегулировал клапана на этот раз с щупом и по книжке, машина поехала и больше проблем не доставляла. По сравнению с Москвичем, ЗАЗ 1102 Таврия не ломалась вообще. Но постепенно усиливающийся дефицит запчастей (было только 2 ларька на главном авторынке города) и состояние кузова (не было порогов, и пола у водителя) решено было продать.

Достоинства : легкая в управлении. Резвый двигатель.

Недостатки : дефицит запчастей.

Дмитрий, Омск

ЗАЗ 1102 Таврия, 1994 г

Это моя первая собственная машина, до этого учился и ездил на разных отечественных машинах, поэтому попытаюсь нарисовать приблизительный портрет этой ЗАЗ 1102 Таврия. Сначала с плюсов - у машины очень легкий руль, нет никаких усилителей и они там не нужны. На вид прикольная, молодежная, как ни как купе, из дали от 2108 не отличишь, коробка 5 ступеней, очень радует, 140 хорошо идет при 1,1 литра, не большой расход топлива, спереди место в салоне много. Двери закрываются намного тише, чем на Классике, мелочь, но приятно. Теперь минусы. Начнем с колес, 3-х болтовые обода, просто так не найдешь, не отбалансируешь, и вид ужасный. Размер покрышек тоже не радует, 170 на 55 - ни туда, ни сюда, тормоза ужасные, без «вакуумника», в городе страшновато. Еще ее слабости - это сцепление, ремень ГРМ, коробка очень интересна, и почему-то 5 передача «поменяны» с задней, без привычки не удобно. На трассе скорость выше 100 и ее начинает сдувать, скудная приборная панель, нет тахометра и в темное время плохо освещается, подсветка родная никуда не годная, с запчастями туго, только на заказ и то не везде. О сервисах можно забыть. В целом машина не плохая, но для тех кто сможет ее разобрать и собрать сам.

Достоинства : нет налога на нее. Небольшой расход топлива. Передний привод. Дешевая.

Недостатки : слабое сцепление. Ремень ГРМ. Тормоза. С запчастями туго.

Сергей, Саранск

ЗАЗ 1102 Таврия, 2000 г

У меня это не первая ЗАЗ 1102 Таврия - и не случайно, потому что если брать наш еще советский автопром да еще за такие деньги, то, по-моему, для понимающего человека лучше и быть не может машины, конечно девчонок на ней не покатать, но в хозяйстве и в повседневной жизни эта машина выше всяких похвал. Речь идет о хорошем не гнилом и технически исправном авто а не конструкторе за 2 рубля. Что понравилось: та же восьмерка, по сути, только даже с меньшей массой. Родного двигателя ЗАЗ 1102 Таврия хватает за глаза. Надежный передний привод. На самом деле просторный салон (больше чем в Ниве). Лифтбэк - можно грузить длинномеры без ущерба и наличия багажника на крыше. Заводится в морозы отлично. Печка супер. Проходимая, так как весит очень мало. По трассе идет отлично. Не ест не масло, да и бензин кушает минимально. Салон в полулюксовых моделях не убогий. Лучше классики Жигулей по любому, а уж про Оку и не говорю. Все из деталей в наличии и недорого. Надежна по двигателю (если лить хорошее масло и бензин будет ходить очень долго). Кузов ЗАЗ 1102 Таврия не гниет - не то, что 41-е Москвичи. Маневренная и, что самое главное, ее не так жалко - нервных расстройств не будет. Из минусов: нет «вакуумника» на тормозах, да и задние тормоза для вида только.

Достоинства : смотрите отзыв.

Недостатки : смотрите отзыв.

Роман, Тула

ЗАЗ 1102 Таврия, 1991 г

Купил ЗАЗ 1102 Таврия 1991 года выпуска за 4500 рублей, пробег минимум 122 тыс. км. Взял только из жадности, потому что кузов был совершенно не гнилой. Ездить на таком я не собирался, я не бедный человек, на новую машину у меня денег хватит, короче бес попутал. Хозяин сказал, что ест масло и электрику делать надо, но я уже к тому моменту решился и мне было все равно. Но любопытство победило: поставил аккумулятор, повернул ключ - и она завелась. Поменял термостат, просмотрел контакты, и прошел техосмотр безо всяких взяток, правда, с третьего раза, из-за ручника - задние барабаны неравномерно сточились. С тех пор проехал уже 10 тысяч, я в Москву на работу езжу за 150 км, был уже в Тульской и Ярославской областях. Была одна поломка - обрыв ремня ГРМ, обошлась мне вместе с эвакуатором в 3000 рублей. Почему-то через 3 тысячи перестало уходить масло, совсем не уходило, на 7 тысяче опять начало уходить, чудеса. Расход топлива 6-7 литров в смешанном режиме. Скорость 145, на новой риге разогнался за компанию со всеми. Тормоза туже, чем на «Зубиле», но вполне хватает. Разгоняется вяло, может после ремонта движка забегает. Нормальные люди как купят машину, так сразу сигнализацию ставят, а я первым делом выкинул ключи от всех замков, скоро еще замок зажигания выкину. Никакую другую машину я уже покупать не хочу, буду ездить, пока эта не сломается. Когда стою в московской пробке - люди бросают такие презрительные взгляды. А я про себя усмехаюсь, глядя на «крутых», которые за свои «тачки» возможно и расплатиться-то не смогут до конца жизни.

Достоинства : дешевизна запчастей. Неугоняемость. Средняя скорость выше, чем на "восьмерке".

Недостатки : специфическая коробка передач. Маленькие зеркала. Неудобные сиденья.

Александр, Кольчугино

ЗАЗ-1102 «Таврия» - легковой переднеприводной автомобиль с кузовом типа седан. Серийно выпускался на Запорожском автомобильном заводе в 1988 - 2007 годах. Первый переднеприводной автомобиль ЗАЗа и вместе с тем единственный, выпускавшийся в эпоху СССР.

История

В конце шестидесятых КБ завода «Коммунар» (ЗАЗ) в инициативном порядке начало разработку переднеприводного автомобиля малого класса под девизом «Перспектива» для замены «Запорожца» ЗАЗ-966 , используя экспериментальные наработки НАМИ (прототип НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).

В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.

После изготовления опытной партии и начала процесса «доводки» автомобиля, Минавтопром кардинально поменял задание, заставив КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель «Форд Фиеста» образца 1976 года, с целью превзойти его по характеристикам, - несмоторя на сугубо отрицательную оценку этой модели коллективом завода. Испытатель Иван Павлович Кошкин вспоминал:

«ЗАЗ-1102» - вариант 1970 года


Прототип 1973 года


Вариант с кузовом седан. 1973 г.


«ЗАЗ-1102» 1974 года


Полноприводный вариант 1976 года

«Фиат-Уно», «Остин-Метро» , и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода, привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство - первые серийные «Таврии» сошли с конвейера лишь в 1988 году.

В то время "Таврия" позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик для западного рынка, в котором водитель заправляет "Таврию" из своей зажигалки.

С 1995 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» - модификации с кузовом «универсал». Тогда же была представлена и модель ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом «лифтбек», однако её серийное производство началось только в 1999 году.

Последняя модификация ЗАЗ-1102 "Таврия Нова" по сообщениям прессы сошла с конвейера 29 декабря 2006 года, однако данная информация требует уточнения - не исключено, что выпуск ЗАЗ-1102 продолжался еще год, до конца 2007 года. Официально, решение о снятии автомобиля с производства было принято после анализа продаж данной модели - после 1 июля 2006 года, когда в Украине вступили в силу нормы токсичности "Евро-2" - продажи ЗАЗ-1102 существенно снизились и потребители стали отдавать предпочтение "Славуте" или Daewoo Sens . Однако, следует повториться, точные даты снятия модели с конвейера требуют уточнения.

Описание модели

Трехдверный четырехместный переднеприводный ЗАЗ-1102 "Таврия" выпускался с 1988 года и был самым дешевым и доступным среди машин аналогичной конструкции, предложенных потребителям примерно в это же время ВАЗом и АЗЛК . В оличие от предыдущих поколений "Запорожцев", автомобиль имел передний привод, поперечно расположенный двигатель водяного охлаждения и кузов типа "хэтчбек" .

В салоне обращает на себя внимание обилие пластмассовых цельноформованных элементов интерьера - потолка, дверных панелей, панелей багажного отделения. Возможно, они были дешевы в производстве и практичны в эксплуатации, но в сочетании со спартанским оформлением водительского места и голыми, окрашенными краской, стойками кузова выглядели предельно дешево и неказисто. Бамперы и облицовка радиатора отформованы из модифицированного полипропилена. Ааналогично выполнена приборная панель.

Для ЗАЗ-1102 был разработан совершенно новый двигатель, который устанавливался поперечно. Его рабочий объем составлял 1,091л , мощность 35,3кВт (48л.с.) при частоте вращения коленвала 5300 об/мин. Максимальный крутящий момент двигателя составляет 78,5Н/м при частоте вращения вала 2500 об/мин. Рекомендуемая марка бензина - АИ-93. Автомобиль оснащался пятиступенчатой коробкой передачая, четвертая и пятая передачи - экономичные (передаточное отношение - меньше единицы). Автомобиль комплектовался диафрагменным сцеплением.

Интересно было решен вопрос размещения запасного колеса - оно надето, словно шляпа, на круглую выпуклую чашку крепления амортизатора передней подвески типа «Мак-Ферсон» . Данное решение было даже защищено авторским свидетельством, благодаря ему полезный объем багажника удалось увеличить до 0,25 куб.м (при разложенном заднем ряде сидений его объем составлял 0,740 куб.м). Под полом багажника над задними колесами размещен 35-литровый бензобак. На автомобиле применена передняя подвеска типа «Мак-Ферсон» , задняя подвеска - независимая, с продольными рычагами, стабилизатором поперечной устойчивости и цилиндрическими пружинами. Рычаги и поперечины образованы единой балкой открытого в центральной части профиля, к которой приварены кронштейны крепления колес. Передние тормоза дисковые, задние - барабанные. Механизм рулевого управления - реечный. Автомобиль в базовом варианте комлектовался бескамерными шинами размером 155/70 SR13. Максимальная скорость ЗАЗ-1102 при полной нагрузке - 132 км/ч, время разгона машины до скорости 100 км/ч - 24 с.

Автомобили первых выпусков имели характерное расположение фар головного света - они были глубоко утоплены в наклонную пластиковую решетку радиатора (на фото в верхнем ряду). У поздних версий (не позднее 1991 года) фары были прикрыты наклонным стеклом, расположенным в одной плоскости с решеткой радиатора (на фото в верхнем ряду). Также такие автомобили стали оснащать измененными передними крыльями - с выпуклой отбортовкой колесной ниши. Автомобили довольно долго выпускали с одним, расположенным слева зеркалом заднего вида. При этом, правое могло устанавливаться, но лишь на люксовых комплектациях.


Автомобили эпохи СССР: ЗАЗ-1102 "Таврия"

За рубежом переднеприводные микролитражки становились все популярнее, и успехи запорожских конструкторов в создании такого автомобиля были очевидны. В результате в 1973 году Запорожский автозавод все-таки получил техническое задание на разработку платформы нового семейства переднеприводных малолитражек. Проекту присвоили индекс "1102" .

Отказ от двухобъемных кузовов в пользу трехобъемных стал роковой ошибкой запорожских конструкторов. Вместо того, чтобы создавать аутентичную микролитражку, дизайнер проекта Юрий Данилов под руководством Стешенко пытался строить уменьшенные переднеприводные копии классических "Жигулей", не стесняясь "цитировать" отдельные элементы экстерьера и интерьера автомобилей ВАЗ.

В 1975 году директор ВАЗа В.Н.Поляков стал министром автомобильной промышленности СССР. Побывав на Запорожском автозаводе, новый министр пришел к выводу, что проект "1102" зашел в тупик. Поскольку успешные тольяттинские наработки по проекту "1101" на ВАЗе в ближайшее время не могли быть востребованы, Поляков решил разом убить двух зайцев: приказом по министерству от 15 апреля 1976 года к работе над перспективной моделью запорожского автозавода подключались специалисты ВАЗа. На деле это означало, что все наработки по ВАЗ-2Э1101 станут базой для дальнейшего совместного конструирования с запорожскими инженерами.

Первое время работа шла параллельно на двух заводах. Ведущим дизайнером по "вазовской линии" был назначен Игорь Гальчинский. В течение 1976 года Гальчинским в сотрудничестве с прикомандированными из Запорожья скульпторами-модельщиками Л.Левитом и В.Расторгуевым был создан полноразмерный макет, а затем и ходовой образец автомобиля: в контексте объединенного проекта он фигурировал как "очередной" ЗАЗ-1102 , а в Тольятти его проиндексировали как ВАЗ-3Э1101 и даже присвоили имя "Ладога" .

Еще до окончания работ по созданию "Ладоги" Гальчинский получил (и принял) предложение возглавить дизайн-центр ЗАпорожского автозавода - "Бюро архитектурного оформления автомобилей". Перебравшись на ЗАЗ, Гальчинский в качестве приданого захватил с собой "Ладогу", весьма напоминавшую Volkwagen Polo (I) , что позволило вывести проект "1102" на финишную прямую.

Разработку четырехцилиндрового двигателя жидкостного охлаждения для платформы "1102" Мелитопольский моторный завод начал еще в 1975 году, а в 1979-м новый силовой агрегат был испытан и подготовлен к серийному производству. Первые экземпляры ЗАЗ-1102 по плану должны были сойти с конвейера в 1981-м, однако загвоздка заключалась в отсутствии... самого конвейера.

Для выпуска новой микролитражки планировали выстроить новые цеха, а выделенных государством денег едва хватило на то, чтобы вырыть котлован. В 1983 году резко подскочили цены на товары народного потребления, в том числе и на "Запорожцы". В результате спрос на них упал, и "своих" денег у завода практически не стало. Ситуация усугублялась тем, что ВАЗ в это время начал готовить к выпуску свою первую переднеприводную модель - ВАЗ-2108, и львиная доля средств автопрома уходила на освоение этого проекта.

Как следствие, в первой половине 80-х фактически завершенный проект "ЗАЗ-1102" завис. Вопрос о начале производства новой запорожской легковушки был вынесен на Политбюро ЦК КПСС, состоявшееся 14 мая 1985 года: это было одно из первых заседаний Политбюро, на котором в качестве Генерального секретаря ЦК партии председательствовал М.С.Горбачев. В конце концов, было принято решение о начале производства ЗАЗ-1102. После этого пошло финансирования, и дело сдвинулось с мертвой точки.

В 1986 году удалось собрать первые шесть предсерийных автомобилей. Тогда же был объявлен всесоюзный конкурс на лучшее название для машины. Победил вариант "Таврия" . Еще несколько экземпляров по обходным технологиям собрали в 1987-м, и только на следующий год началось серийное производство "Таврий" . Правда, не на новых площадях (их освоили позже) - ветки конвейера поделили с "Запорожцами".

Стоила "Таврия" в то время 1500 руб., столько же, сколько ЛуАЗ-969М. Для сравнения: цена ВАЗ-2108 в 1988 году была 8500 руб., а ЗАЗ-068М - 3900 руб.

Несмотря на то что "Таврия" увидела свет значительно позже, чем предполагалось, и внешне, и конструктивно это была современная машина. В моторном отсеке удалось разместить не только поперечно расположенный новый 51-сильный двигатель жидкостного охлаждения, все необходимые "навесные" девайсы, пятиступенчатую КПП и главную передачу, но и запасное колесо. Объем свободного от запаски багажного отсека составил четверть кубометра - великолепный показатель для автомобилей такого класса. Заднее сиденье легко складывалось, и ровная грузовая площадка увеличивалась в длину на добрых полметра. Под полом багажника горизонтально располагался бензобак.

Благодаря рациональной архитектуре шасси заднее сиденье удалось вписать в пределы колесной базы. Трое взрослых на заднем сиденье чувствовали себя значительно комфортнее, чем в "Запорожце". Задуманная как "бюджетный" автомобиль, "Таврия" оказалась достаточно легкой в управлении. Более того, именно отменная управляемость стала одним из основных достоинств ЗАЗ-1102. Другим "коньком" "Таврии" была ее исключительная экономичность.

Интерьер представлял собой удачный сплав все той же "бюджетности", практичности и элегантности. Цельноформованные пластмассовые элементы - потолок, дверные панели и багажное отделение - смотрелись очень современно.


Схема автомобиля ЗАЗ-1102 "Таврия"

Технические характеристики ЗАЗ-1102 "Таврия"

Число мест 4-5 Масса:
Максимальная скорость 148 км/ч снаряженная 710 кг
Разгон с места до 100 км/ч 17 с полная, в том числе: 1110 кг
Расход топлива при скорости 90 км/ч 4,6 л/100 км на переднюю ось 573 кг
Электрооборудование 12 V на заднюю ось 537 кг
Аккумуляторная батарея 6СТ-44А Дорожные просветы:
Генератор Г222 под картером сцепления 162 мм
Стартер 40.3708 под задней осью 170 мм
Датчик-распределитель 53.013706 Наименьший радиус поворота:
Коммутатор 3620.3734 по оси следа внешнего переднего колеса 5,0 м
Свечи зажигания А17ДВ-10
Размер шин 155/70R13

Подвеска передняя: независимая, типа McPherson, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двустороннего действия

Подвеска задняя: независимая, с продольными рычагами, стабилизирующей поперечиной и цилиндрическими пружинами, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия

Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик, передаточное отношение - 16,4

Тормоза: рабочий - передний дисковый, имеет плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок; задний - барабанный, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок; привод гидравлический, раздельный


стояночный - на задние колеса с механическим приводом

Коробка передач: механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа: I - 3,454; II - 2,056; III - 1,333; IV - 0,969; V - 0,828; задний ход - 3,358

Сцепление: однодисковое, сухое

Главная передача: цилиндрическая, косозубая, передаточное число - 3,588

Судьба этого милого автомобильчика с берегов Днепра непроста, как и доля его родины: всем нравится, везде востребован, да и сам по себе действительно неплох – но с личным счастьем все как-то не складывается…

Проект новой малолитражки – переднеприводной, экономичной и динамичной – был готов в Запорожье еще в 1978-м. Но запустить в производство его долго не могли. Государство не давало денег на освоение новой модели, поскольку в то время все приоритеты был отданы ВАЗу. Ведь после того, как Москвич потерял часть европейских рынков, он один из всего легкового автопрома давал стране весомые валютные поступления. К тому же в Тольятти тогда вовсю работали над собственной переднеприводной моделью, на которую, кстати, тоже тратили немало средств. Напомним, что к проектированию будущей ВАЗ-2108 было привлечено несколько зарубежных инжиниринговых компаний, о которых . К слову, Запорожцы создали свою Таврию самостоятельно, без заграничной помощи.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Чтобы заводское КБ не скучало, пока их готовая к производству новинка ждет своей очереди у конвейера, министерские руководители присылали конструкторам образцы зарубежных малолитражек, до уровня которых нужно было подтянуть новый ЗАЗик. Так, Таврию, вполне современную саму по себе, по воле чиновников поочередно «причесывали» то под Ford Fiesta (1976), то под Austin Metro (1980), за ними в качестве образцов для подражания пошли Peugeot 205 (1983), Fiat Uno (1983) и Renault 5 (1985).

Понятно, что заводчан эти «отвлекающие маневры» союзного министерства не радовали, но они помогали держать перспективную разработку «в тонусе», не давая ей устареть. Когда в 1988 году модель под индексом ЗАЗ-1102 поставили, наконец, на конвейер, она по основным параметрам (весовая дисциплина, удельная мощность, динамика, экономичность) опережала большинство своих европейских конкурентов.

Наследие горбатых

По инерции ЗАЗ-1102 в народе еще какое-то время называли Запорожцем. Тем более, что и одна из главных примет его у Таврии сохранилась – две пассажирские двери. Вторая (и, похоже, последняя) видовая особенность, перешедшая от с – бездисковые колеса, крепящиеся непосредственно к ступице.

Главным образом так называемое периферийное крепление применяется ради снижения веса самого колеса. У Таврии этот ресурс использован более полно, поскольку под такое колесо сконструированы и передние тормозные механизмы – их плавающая скоба охватывает тормозной диск не снаружи, а изнутри. Сниженные таким образом на два кг (с каждой стороны!) неподрессоренные массы повышают плавность хода и ресурс деталей ходовой части.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Также перед создателями машины стояла задача убрать запасное колесо из багажника, и тут тоже на руку как раз сыграла его бездисковая конструкция: «запаску» надели на левую чашку подвески под капотом. Правда, позднее оказалось, что при лобовом столкновении это пятое колесо норовит вместе с моторным щитом влезть в салон и травмировать водителя, но в начале 1980-х годов это не было решающим фактором при принятии компоновочных решений.

В остальном Таврия устроена не столь радикально: поперечно расположенный четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 1,1, 1,2 или 1,3 л, механическая пятиступенчатая коробка передач, привод на передние колеса и каноническое для данного класса сочетание подвесок – McPherson спереди и полужесткая балка сзади. Двигатели поначалу были карбюраторными, но в 2003-м появилась система впрыска, которая вскоре стала единственным вариантом.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Тут следует сказать об одном существенном обстоятельстве. Как и предшественники-Запорожцы, Таврия относилась ко второй группе особо малого класса – сегменту B по нынешней классификации. С соответствующим бюджетным уровнем оснащения и отделки.

Между тем советские граждане, избалованные достаточно комфортабельными массовыми четырехдверными седанами АЗЛК, ВАЗа и Ижмаша, никаких классификаций знать не хотели и ждали от нового автомобиля большего – негремучего торпедо, четырех дверей, больших прочных колес, терпимости к перегрузам.

Правда, «Таврюха» подкупала экономичностью и живостью моторчика (до 2000 года он был только 1,1-литровым при 53 л. с.). Завод выпускал десятки тысяч Таврий в год, качество сборки в советские годы было вполне приличным, и новые хэтчбеки брали нарасхват. Но привыкнуть к машине не успели – с развалом Союза в 1991-м производство пошло на спад, а ужасающее качество комплектующих с 1993-го года начало просто убивать репутацию модели.

Новая эпоха

Спас модель приход в Запорожье корейцев. Созданное в 1998 году СП «АвтоЗАЗ-Дэу» подтянуло производственную дисциплину, для повышения качества Таврию модернизировали, внеся 286 технических изменений и прибавив к названию индекс «Нова». Несмотря на моральную «несвежесть», машина, наконец, вступила в пору своего расцвета.

Будучи недорогой и практичной, она нашла себе поклонников в лице молодых семей, жителей глубинки и небогатых владельцев корпоративных автопарков. Машину ругали за малокомфортную подвеску, тугую кулису, плохую шумоизоляцию, мнущиеся на ямах колеса, хронические течи антифриза (устранили в 1998-1999 гг.), вибрацию тормозов (устранили в 2003 г.), но она стала по-настоящему популярной. Большое значение тут сыграла и развитая сервисная сеть, ведь дилерские центры компании «УкрАвто», которой принадлежал ЗАЗ, тогда работали даже в районных центрах независимой Украины, обеспечивая модель Таврия Нова гарантийными обязательствами и оригинальными запчастями.

Компания несколько раз – в 2006 и 2007 годах – объявляла о сворачивании производства ЗАЗ-1102: называлась дата, были выпущены прощальные сувениры, на день остановки «таврического» конвейера приглашали толпы журналистов, но определенный спрос на некоторое время вновь «возрождал» Таврию. Наконец, ее конвейерное производство было прекращено в 2007 году, хотя есть данные о выпуске еще как минимум двух отдельных партий машин – в 2008-м и 2009-м годах, скорее всего, по заказу государственных органов соцобеспечения. Последней каплей в новом снижении спроса стала вновь повысившаяся цена.

Сегодня Таврии откровенно вымирают. Не самый практичный кузов, не самые подходящие грузоподъемность и вместительность, дорогие и некачественные запчасти привели к тому, что машина стала не нужна даже самым небогатым автомобилистам из провинции. Отдаленные селения, пыльные дороги, рынки сельхозпродукции – места, где чаще всего можно встретить эту модель.

Интересно, что низший, стартовый сегмент бюджетных «поповозок» на украинском рынке после ухода Таврии так и остался незакрытым. Располагая теми же 2,5-3,0 тысячами долларов (примерно столько стоила Таврия в ее лучшие времена), местные граждане вынуждены покупать изношенную ВАЗовскую «классику», которая благодаря отсутствию новых ЗАЗ-1102 тут все еще в почете и в цене. Владелец Таврии, которую мы снимали для этого тест-драйва, долго искал себе хорошо сохранившийся экземпляр и в прошлом году выменял ее, почти без пробега, на свою довольно свежую «девятку». Теперь не нарадуется экономичности 1,2-литрового моторчика и ощущению от новой машины. Опробуем ее и мы.

За что боролись

Естественно, что у автомобиля, который «в детстве» столько раз переделывался в стремлении обойти вновь и вновь появляющиеся на рынке иномарки, с эргономикой должно быть все в порядке. Садиться в Таврию вполне удобно, по обзорности вперед вопросов нет, назад – похуже, поскольку большие зеркала ставили только на версию «Люкс». Водительское сиденье по отношению к рулю с педалями отцентровано не совсем точно, но к этому я каждый раз быстро привыкаю. Помнится, у первой Ford Fiesta, к которой чиновники Минавтопрома СССР пытались когда-то приравнять Таврию, руль был еще менее удобным, потому что установлен наискось, как у военного джипа ГАЗ-67.

1 / 10

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10

Торпедо комплектации «Люкс»

На поворот большого грубоватого ключа в замке зажигания (для двери ключ отдельный!) моторчик отзывается быстро и громко. Шум его работы слышен четко, с призвуком салонной пластмассы – например, как в «девятках» последних годов выпуска (кстати, в середине 2000-х тоже собиравшихся на ЗАЗе).

Педали нетугие, взамен ожидаю характерного заедания рычага МКП, но оказывается, что передачи включаются легко – у этого экземпляра Таврии пробег уже за 30 тыс. км и кулиса достаточно «размята». С места машинка берет неожиданно живо. Пробую трогаться снова и снова, и передние колеса легко срываются в буксование на сухом асфальте.

Если не пугаться шума мотора и продолжать давить на педальку, разгон поначалу получается впечатляющий. Отчасти эффект хорошей динамики усиливается задорным звуком мотора, потому что если посмотреть на спидометр, окажется, что едем мы намного медленнее того, что чувствуется. Впрочем, привыкнуть к шуму мотора в салоне можно за полдня, и после этого автомобиль начинает восприниматься более приятным. Главное тут для постоянного пользователя Таврии – не пересаживаться хотя бы временно на что-нибудь более «обесшумленное».

Еще одна сторона инжекторного 1,2-литрового мотора (58 л. с., 90 Нм) – неожиданная эластичность работы. Даже если лениться и переключаться с передачи на передачу пореже, машина все равно продолжает движение в заданном режиме, совершенно уверенно и без рывков – хотя и без особого энтузиазма тоже. И тем не менее – похвально!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png