Пятая серия бензиновых двигателей от Тойота берет свое начало с 1987 года, когда японский автоконцерн представил новую линейку моторов из 3 модификаций: 5A-F, 5A-FE и 5A-FHE. Далее в статье речь пойдет о том, какое масло необходимо заливать в агрегат с индексом FE и в каком количестве.

1.5-литровый двигатель 5A-FE являет собой модернизацию силовой установки 5А-F и является, по сути, его вторым поколением. Среди особенностей новинки производитель отмечает улучшенную систему топливного впрыска – инжекторную EFI, а также прилично увеличенную мощность. Последнее стало возможным благодаря оснащению мотора двумя распредвалами, когда один приводит в движение 2 выпускных клапана, а второй – 2 впускных (схема Double OverHead Camshaft – по 4 клапана на цилиндр). По сравнению с предшественником, цилиндры имеют меньший диаметр (78.7мм против 81мм). В разное время с 1990 по 2006 годы двигателем комплектовались разные модели: Тойота Карина, Корона, Королла, Спринтер, Виос и Солуна. Он зарекомендовал себя как надежный и довольно ремонтопригодный агрегат, чье техобслуживание в финансовом плане почти не ощутимо.

Как и все моторы, 5А-FE не лишен и некоторых недостатков. К примеру, это огромный расход масла после 300 тысяч пробега, а также критичные провалы на средних оборотах. Последнее может быть связано не только с дефектами зажигания или системы питания, но и с качеством бензина на российских автозаправках. Среди прочих проблем эксплуатации владельцы отмечают регулировку зазоров в клапанах впуска, фиксацию пальцев поршней, а также быстрый износ постели распредвала. Тем не менее, согласно статистике количество обращений в СТО с целью проведения капитального ремонта мотора значительно ниже, чем у прочих движков той же категории (автомобили классов С и D). А при необходимости замены агрегата, японскую версию можно без проблем найти на отечественном рынке по доступной цене.

Двигатель Toyota 5A-F/FE/FHE 1.5 л. 85, 100, 105 и 120 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 10W-30, 15W-40, 20W-50
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3.0 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Силовой агрегат 5A- FE разрабатывался на базе известной тойотовской серии 4А. по сути, этот мотор получен простым уменьшением диаметра цилиндров до 78.7 мм и получения общего литража 1,5. Все преимущества и недостатки прародителя 5A- FE скрупулезно принял в наследство – и продолжает выпускаться до сих пор (с 1987 года). Это сугубо «гражданский» двигатель, не предназначенный для гонок и каких-либо спортивных достижений. Мотором 5A- FE в разные годы комплектуются Toyota (Corolla , Corona , Carina , Touring , Vios , Sprinter , Tercel ) и FAW Xiali Weizhi .

Некоторые характеристики 5A-FE


Двигатель 5A fe купить можно в двух вариантах: карбюратор или инжектор. Это рядный чугунный мотор на 4 цилиндра со степенью сжатия 9,6-9,8. Различные модификации мотора имели существенную разницу по мощности, оборотистости и тяге. Все моторы работают на Аи-92 и отличаются довольно небольшим расходом – порядка 5,0 литров в смешанном цикле. Основные модификации двигателя :

    5А- F – это карбюраторный агрегат, уменьшенная версия 4A, которая производилась всего 3 года (1987-1990). Развивает мощность до 85 «лошадей».

    5A-FE – усовершенствованная версия 5А- F, получившая электронный впрыск и мощность 105 л.с. Выпускался с 1987 по 2006 для комплектации автомобилей Toyota; сейчас этот мотор устанавливается на китайские машины FAW.

    5A-FHE – на этом двигателе используются принципиально новые распредвалы, доработанная ГБЦ, изменены впуск-выпуск. Мотор мощностью 120 л.с. изготавливался в 1989-1999 только для японского рынка.

В принципе, неплохой недорогой двигатель, вполне ремонтопригодный. Найти бу двигатель 5A fe с хорошим ресурсом реально, он спокойно выхаживает 300 тысяч и больше, если вовремя менять масло, лить нормальный бензин и регулярно обслуживать автомобиль.

Характерные болячки

Многие из них – следствие возраста, а не конструктивные просчеты разработчиков, но владельцам от этого не легче. Итак, с чем придется столкнуться, установив 5A- FE на машину:

    Высокий расход из-за лямбда зонда (замена решает вопрос). Причина также может быть в форсунках или датчике абсолютного давления.

    Плавание или повышение оборотов, «зависание» — это капризничают клапан холостого хода и/или дроссельная заслонка. Их чистка поможет, можно заодно проверить свечи, клапан вентиляции картера.

    Расход масла больше литра на тысячу. В принципе, ничего страшного, но можно поменять кольца и колпачки.

    Стук, который развивается после 100 тыс. пробега – это в отсутствие гидрокомпенсаторов изменились зазоры на клапанах, нужно регулировать.

Контрактный двигатель 5A-fe


Постоянное внимание к мотору напрягает, требует времени и расходов. Агрегат точно не становится моложе, поэтому проблему кардинально поможет решить только более «свежий» контрактный мотор 5A fe.

Мы предлагаем заказать контрактный двигатель 5Afe у нас или приобрести один из моторов, уже имеющихся на складе. Все агрегаты прошли серьезную диагностику, готовы к немедленному использованию, имеют реальные данные о пробеге и моторесурсе, гарантии качества.

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 1

4LM

16 - ТИ

клапанные

20 - ТИ

клапанные

-F

-FE

-F
-FE

7A-FE

Устройство, техническое

обслуживание и ремонт

Модификации этих двигателей

устанавливались на модели:

"COROLLA "
"COROLLA LEVIN"
"COROLLA CERES"
"COROLLA SPACIO"
"SPRINTER"
"SPRINTER CARIB"

"SPRINTER TRUENO"
"SPRINTER MARINO"
"CALDINA "
"CARINA "
"CARINA II"
"CARINA E"
"CORONA"
"MR-2"

-GE
-GE

TOYOTA

ДВИГАТЕЛИ

В руководстве дается подробное пошаговое описание процедур по ремонту и техническому обслужи-

ванию карбюраторных двигателей 4A-F (1.6 л); 5A-F (1.5 л) и двигателей 4A-FE (1.6 л). шестнадцати

и двадцатиклапанных 4А-GЕ(1.6л). 5А-FЕ (1.5л). 7A-FE (1.8 л) с распределенным впрыском топлива.

Издание содержит подробные сведения по ремонту и регулировке карбюраторов и элементов системы

впрыска топлива, зажигания, систем запуска и зарядки, инструкции по использованию системы самодиагно-

стики. а также возможные неисправности и методы их устранения, сопрягаемые размеры основных деталей
и пределы их допустимого износа.

Объем данной информации позволяет использовать руководство при ремонте других модификаций

Двигателей 4А и 5А: 4A-G. 4A-GZE. 4A-GELU. 4A-ELU. 4A-GEU. 4A-FHE и 5A-FHE

Книга предназначена для автовладельцев, персонала СТО и ремонтных мастерских

Общие инструкции

по ремонту

1. Пользуйтесь чехлами на крылья, сиденья и напольными

ковриками, чтобы предохранить автомобиль от загрязне-

ния и повреждений.
2. При разборке укладывайте детали в с о о т в е т с т в у ю щ е м

порядке, чтобы облегчить последующую оборку

3. Соблюдайте следующие правила:

а) Перед выполнением работ с электрооборудованием

отсоедините кабель от отрицательной к л е м м ы аккуму-

ляторной батареи.
б) Если необходимо отсоединить аккумуляторную бата­

рею для контрольной проверки или п р о в е д е н и я ремонт-

ных работ, обязательно в первую очередь отсоединяйте

кабель от отрицательной (-) клеммы, которая соединена

с кузовом автомобиля

в) При проведении сварочных работ, следует отсоеди-

нить аккумуляторную батарею и разъемы электронного

блока управления.

4 Проверить надежность и правильность к р е п л е н и я со­

единительных муфт и штуцеров шлангов и р а з ъ е м о в про-

водов.
5 Детали, не подлежащие повторному п р и м е н е н и ю

а) Обязательно заменяйте разводные ш п л и н т ы, уплот­

нительные прокладки, уплотнительные кольца, масля­

ные уплотнения и т д на новые
б) Детали, не подлежащие повторном/ использованию

помечены на рисунках значком " "

6. Перед проведением работ в покрасочной камере, сле­

дует отсоединить и снять с автомобиля аккумуляторную

батарею и электронный блок управления,
7. В случае необходимости нужно наносить на уплотни­

тельные прокладки герметизирующий состав, ч т о б ы пре­

дотвратить возникновение утечек.

8. Тщательно соблюдайте все технические у с л о в и я в от-

ношении величин момента затяжки резьбовых соедине-

ний. Обязательно следует пользоваться д и н а м о м е т р и ч е ­

ским ключом.
9. В зависимости от характера производимого р е м о н т а

может потребоваться применение специальных м а т е р и а ­

лов и специального инструмента для т е х н и ч е с к о г о о б с л у ­

живания и ремонта.

10. При замене перегоревших предохранителей нужно I

проследить, чтобы новый плавкий предохранитель был I

рассчитан на соответствующую силу тока. ЗАПРЕЩАЕТ¬

СЯ превышать это номинальное значение т о к а и л и встав­

лять предохранитель более низкого номинала.

11. При поддомкрачивании автомобиля и у с т а н о в к е его на

опоры должны соблюдаться соответствующие меры пре-

досторожности. Нужно проследить за т е м, ч т о б ы поднятие

автомобиля и установка под него опор п р о и з в о д и л и с ь в

предназначенных для этого местах

а) Если автомобиль должен быть п о д д о м к р а ч е н только

спереди или сзади, нужно проследить, ч т о б ы колеса

противоположной оси были надежно з а б л о к и р о в а н ы с

целью обеспечения безопасности

б) Сразу же после поддомкрачивания а в т о м о б и л я нужно

обязательно установить его на подставки. К р а й н е опас­

но производить какие-либо работы на а в т о м о б и л е, в ы ­

вешенном только на одном домкрате

Внимание:

Продолжительный и часто повторяющийся контакт

масла с кожей, вызывает ее сухость, раздражение и

дерматиты, а в отдельных случая ж отработанное

масло может вызвать рак кожи.

При замене масла во избежание контакта с ним ре­

комендуется использовать маслостойкие перчатки.

При мытье рук используйте мыло и воду, не рекомен­

дуется использовать бензин, смывки и растворители

Отработанное масло и использованные фильтры

должны собираться в специально подготовленные ем­

кости.

Сокращения и услов­

ные обозначения

Сокращения

AT автоматическая коробка передач
EFI электронная система впрыска топлива

EGR система рециркуляции отработавших газов

Ех..кроме

Lean Bum система с изменяемой геометрией

впускного коллектора (или система

сгорания обедненных смесей)

МТ..механическая коробка передач

OFF выключено
ОN включено

PCV система принудительной вентиляции картера

А/С кондиционер воздуха
АКПП... автоматическая коробка передач
ВМТ...верхняя мертвая точка
ВП впускной

ВЫП... выпускной

грм газораспределительный механизм

КПП...коробка переключения передач

кр. кроме

МЗ. момент затяжки

МКПП... механическая коробка передач

НМТ нижняя мертвая точка

ОГ. отработавших газов

Т/В топливовоздушной смеси

шт штук (количество)

Эл.М. Э/М электромагнитный клапан

Условные обозначения

... деталь, не подлежащая повторному

использованию

* нанесите анаэробный клей-герметик

THREE BONO 1324 (или эквивалентный)

на два или три витка резьбы на конце болта

Идентификация

Номер двигателя

Номер двигателя выбит на блоке цилиндров, место рас­

положения номера показано на соответствующем рисунке

стрелкой

Двигатель - механическая часть

Описание двигателей

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE,

7A-FE и 4A-GE

Двигатели 4A-F. 5A-F, 4A-FE. 5A-FE.

Б и 4A-GE (АЕ92. AW11 и АТ160) -

4-х цилиндровые, рядные, с четырьмя

клапанами на каждый цилиндр (два -

впускных и два - выпускных), с двумя

распределительными валами верхнего

расположения. Двигатели 4A-GE

(АЕ101. АЕ111) отличаются установкой

пяти клапанов на каждый цилиндр (три

впускных два выпускных)

В их конструкции и компоновке много

общего, поэтому их описание прово­

дится параллельно с указанием кон­

структивных особенностей каждого

типа двигателя.

Двигатели 4A-GE (АЕ101, АЕ111) с

пятью клапанами на цилиндр.

Двигатели 4A-F. 5A-F - карбюратор­

ные. Все остальные двигатели имеют

систему распределенного впрыска то­

плива с электронным управлением

Двигатели 4A-FE для моделей АЕ101

и АТ190 выполняются в трех вариан­

тах, которые отличаются друг от друга

в основном конструкцией впускной и

выпускной систем:

Серийный вариант с 3-х компо­

нентным каталитическим нейтрали­

затором отработавших газов.

Серийный вариант без 3-х компо­

нентного каталитического нейтрали­

затора отработавших газов (этот

вариант также применяется на мо­

делях АЕ92. АЕ95. АТ171 и АТ180).

Вариант двигателя с системой

сгорания обедненных смесей; этот

вариант двигателя может также

иметь впускную систему с изменяе­

мой геометрией или с дополнитель­

ным дросселированием перед впу­

скными клапанами.

Двигатель 5A-FE (модель АЕ110 с

нейтрализатором) аналогичен двига­

телю 4A-FE (для моделей АЕ101 и

АТ190), но отличается от него разме­

рами цилиндро-поршневой группы.

Двигатель 7A-FE (модели АЕ93. АЕ102,

АЕ103 и АТ200) имеет небольшие кон­

структивные отличия от 4A-FE (для мо­

делей АЕ101 и АТ190), которые будут

указаны по ходу изложения.

Двигатель 4A-GE (модели АЕ92, АЕ101,

АЕ111, AW11 и АТ160) также имеет ряд

конструктивных отличий, которые будут

отмечены по ходу изложения

Двигатели имеют нумерацию цилинд­

ров, начинающуюся со стороны, про­

тивоположной отбору мощности. Ко­

ленчатый вал - полноопорный с 5-ю

коренными подшипниками. Вкладыши

подшипников выполнены на основе

сплава алюминия и установлены в

расточках картера двигателя и крышек

коренных подшипников. Сверления,

выполненные в коленчатом валу, слу­

жат для подачи масла к шатунным

подшипникам, стержням шатунов,

поршням и другим деталям.

Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.

Головка блока цилиндров, отлитая из

алюминиевого сплава, имеет попе­

речные и расположенные с противо­

положных сторон впускные и выпуск­

ные патрубки, скомпонованные с шат­

ровыми камерами сгорания Свечи

зажигания расположены в центр»

мер сгорания.

В двигателе 4A-F используется тради­

ционная конструкция впускного кол­

лектора с 4-мя отдельными патрубка­

ми, которые объединяются в один ка­

нал под фланцем крепления карбюра­

тора. Впускной коллектор имеет жид­

костный подогрев, который упучшает

приемистость двигателя, особенно в

процессе его прогрева.

Впускной коллектор двигателей 4А-

FE, 5A-FE имеет 4 независимых пат­

рубка одинаковой длины, которые с

одной стороны объединяются общей

впускной воздушной камерой

(резонатором), а с другой - стыкуются

с впускными каналами головки блока

цилиндров. Впускной коллектор двига­

теля 4A-GE имеет 8 таких патрубков.

каждый из которых подходит к своему

впускному клапану. Сочетание длины

впускных патрубков с фазами газо­

распределения двигателя позволяет

испопьзовать явление инерционного

наддува для повышения крутящего

момента на низких и средних частотах

вращения двигателя.

Выпускные и впускные клапаны сопря­

гаются с пружинами, имеющими не­

равномерный шаг навивки.

Распределительный вал выпускных

клапанов двигателей 4A-F, 4A-FE, 5А-

F. 5A-FE, 7A-FE приводится во вра­

щение от коленчатого вала с помо­

щью плоскозубчатого ремня, а рас­

пределительный вал впускных клапа­

нов приводится во вращение от рас­

пределительного вала выпускных кла­

панов с помощью шестеренной пере­

дачи. В двигателе 4A-GE оба распре­

делительных вала (впускных и выпу­

скных клапанов) приводятся во вра­

щение от одного и того же плоскозуб­

чатого ремня. Распределительные

валы имеют 5 опор, расположенных

между толкателями клапанов каждого

цилиндра; одна из этих опор располо­

жена на переднем конце головки бло­

ка цилиндров. Смазка опор и кулачков

распределительных валов, а также

приводных шестерен (дпя двигателей

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE). осуществ­

ляется потоком масла, поступающим

по масляному каналу, просверленно­

му в центре распределительного вала.

Регулировка зазора в клапанах осу­

ществляется с помощью регулировоч­

ных шайб, расположенных между ку­

лачками и толкателями клапанов (у

двадцатиклапанных двигателей 4А-

GE регулировочные проставки распо­

ложены между толкателем и стержнем

клапана).

Пластиковый защитный кожух ремня

привода распределительного вала со­

стоит из 3-х частей. Сервисное отвер­

стие для регулировки натяжения рем­

ня привода распределительного вала

расположено в кожухе №1 (двигатели

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или

в кожухе №2 (двигатель 4A-GE).

Поршни изготовлены из высокотемпе­

ратурного алюминиевого сплава

днищах поршней выполнены углубле-

Двигатели 4A-GE (АЕ101, АЕ111) с

пятью клапанами на цилиндр.

Автомобильный гигант Toyota в 1987 году начал работу над выпуском новой линейки силовых агрегатов, устанавливаемых на легковые автомобили. Она получила маркировку «5A». В данной статье мы разберем двигатель 5A FE . В течение всего периода производства, который составил 12 лет, силовая установка выпускалась в трех типах модификации.

Они получили следующие названия:

  • первое поколение — 5A-F;
  • второе поколение — 5A-FE;
  • третье поколение — 5A-FHE.

Первое поколение

Силовой агрегат с индексом 5A-F, отличается наличием газораспределительного механизма, в конструкции которого предусмотрена установка 4 клапанов на 1 цилиндр по схеме DOHC. Другими словами, в двигателе установлены два распределительных вала, осуществляющих движение своего ряда клапанов.

Данная система позволяет одному распределительному валу двигать впускные клапана, а другому – выпускные. С помощью толкателей клапана приводятся в движение. Благодаря системе DOHC, двигатели линейки Toyota 5A имеют высокие показатели мощности.

Поколение второе

Двигатель 5A-FE – это усовершенствованная версия 5A-FE. Большой модификации коснулась система, отвечающая за впрыск топливной смеси. Конечный результат показал, что в двигатель установили электронную инжекторную систему впрыска топлива, под названием EFI — Electronic Fuel Injection.

Модель Тип кузова Период выпуска Рынок производства
Carina AT170 1990–1992 Японский
Carina AT192 1992–1996 Японский
Carina AT212 1996–2001 Японский
Corolla AE91 1989–1992 Японский
Corolla AE100 1991–2001 Японский
Corolla AE110 1995–2000 Японский
Corolla Ceres AE100 1992–1998 Японский
Corona AT170 1989–1992 Японский
Soluna AL50 1996–2003 Азиатский
Sprinter AE91 1989–1992 Японский
Sprinter AE100 1991–1995 Японский
Sprinter AE110 1995–2000 Японский
Sprinter Marino AE100 1992–1998 Японский
Vios AXP42 2002–2006 Китайский

Благодаря высокому качеству исполнения конструкции, данный мотор считается очень удачным. Также он хорошо подвергается ремонтным работам. Найти запасные части на данную силовую установку не является проблемой. Выпуск автомобилей совместного японско-китайского предприятия Toyota и Tianjin FAW Xiali, производится с данными силовыми установками под капотом, по сей день. Их ставят на малолитражные автомобили, такие как Vela и Weizhi.

Как поживает мотор в России?

Большинство отечественных владельцев автотранспортных средств Toyota, под капотом которых располагается модификация двигателя, под названием 5A-FE, оставляют положительные оценки эксплуатационных характеристик 5A-FE. Они утверждают, что значения ресурса двигателя в среднем составляет 300 тыс. км. Дальнейшая эксплуатация автомобиля сопровождается увеличением расхода масленой жидкости. Замену маслосъемных колпачков следует осуществить, когда пробег составит 200 000 км. Последующие подобные операции необходимо осуществлять с периодичностью в 100 000 км.

Множество владельцев Toyota, силовая установка которых называется 5A-FE, сталкивались с проблемой, которая ощущалась в провалах тяги, при движении на средней частоте вращения коленчатого вала. Это возникает при использовании некачественного российского топлива, либо наличии проблем в системах питания и зажигания.

Минусы мотора

Процесс эксплуатации силовых установок 5A-FE не обходится без возникновения недостатков

  1. Постели, установленные на распределительных валах, имеют предрасположенность к повышенному износу.
  2. Фиксированный тип поршневых пальцев.
  3. Возникновения сложностей при регулировке зазоров впускных клапанов.

Несмотря на это, осуществление капитального ремонта данного мотора производится редко.

Если необходимо произвести замену моторной установки, достаточно легко осуществить покупку контрактного двигателя 5A-FE. Состояние большинства их них неплохое, а цена является приемлемой.

Стоит отметить, что японские контрактные двигатели не эксплуатировали на территории Российской федерации. Японские производители, являются лидерами в плане быстроты, с которой производится обновление модельных рядов автотранспортных средств. Это позволяет компаниям, занимающимся разборкой запасных частей, осуществлять покупку автомобилей. В которых установлены двигатели с изрядным запасом ресурса эксплуатации.

Предлагаем вашему вниманию прайс на контрактный двигатель(без пробега по РФ)5A FE



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png