Обгон можно отнести к самым сложным маневрам, и, прежде чем приступить к его выполнению, нужно взвесить все “за” и “против”. Он требует наибольшей концентрации внимания в оценке ДТС (дорожно-транспортной ситуации), прогнозировании развития событий, выработке стратегии и принятии решения.

Хрестоматийные истины ПДД

В Правилах дорожного движения термин “обгон” трактуется как опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обратите внимание на слово “движущихся”. Если опережаемое транспортное средство неподвижно, то маневр будет называться объездом.

Обгон оправдан только тогда, когда дорожные условия, возможности автомобиля и интенсивность движения позволяют обгоняющему после этого маневра продолжать движение с более высокой скоростью, а идущие впереди с меньшей скоростью транспортные средства мешают этому.

На дорогах сплошь и рядом можно наблюдать обгоны, совершаемые без необходимости, просто так, ради утверждения превосходства своего автомобиля. Зачастую они выполняются с нарушением ПДД и дают не экономию времени, а преимущество всего лишь в несколько метров дорожного полотна.

ОБГОН НЕ НУЖЕН, если заведомо известно, что после его выполнения обгоняющему нужно будет остановиться или свернуть на другую дорогу.

В ОБГОНЕ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ, если идущее впереди транспортное средство едет достаточно быстро и, чтобы его обогнать, нужно выезжать на полосу встречного движения, развив максимальную скорость.

К ОБГОНУ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ только при условии хорошей видимости дороги на всем протяжении участка предполагаемого маневра. Хотя правила не запрещают обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой, НЕ СЛЕДУЕТ ОБГОНЯТЬ ПЕРЕД ПЕРЕКРЕСТКОМ, особенно когда второстепенная дорога примыкает слева. Есть вероятность выезда на главную дорогу автомобиля, поворачивающего направо.

НЕЛЬЗЯ ОБГОНЯТЬ, “СИДЯ НА ХВОСТЕ” У ВЕДУЩЕГО. Дорога впереди за ним, особенно за фургоном, не просматривается, а там могут быть встречные транспортные средства.

НЕДОПУСТИМ ОБГОН ПО ПРАВОЙ ОБОЧИНЕ. Такое случается, когда движение по узкой дороге задерживается создавшейся пробкой или медленно ползущим грузовиком. Самые нетерпеливые, особенно этим грешат владельцы джипов, набирают скорость и резко берут вправо. Хорошо, если обочина пуста, а вдруг там стоит грузовик или дорожная техника? В последнее время такие аварии стали очень частыми, а их последствия весьма тяжелые.

ПРАВИЛАМИ ОБГОН ЗАПРЕЩЕН:

В действительности оговорок и условий для безопасного выполнения обгона значительно больше - они различны для каждой дорожной ситуации, но в любом случае нельзя пренебрегать главным правилом обгона: не уверен - не обгоняй.

Правила безопасного выполнения обгона

Рассмотрим правила, которых следует придерживаться при обгоне, на примере типичной и в то же время самой опасной разновидности обгона - обгона на узкой дороге с выездом на встречную полосу движения и движущимся навстречу автомобилем. В этом “коллективном танце” как минимум три участника движения - обгоняемый, обгоняющий (вы) и встречный водители (автомобили). Почему “как минимум”? Потому что впереди обгоняемого автомобиля может двигаться другое транспортное средство, так же как и позади встречного, и позади вашего (обгоняющего).

Чтобы рассмотреть действия при обгоне, целесообразно разделить его осуществление на три фазы.

Первая - начало обгона с перестроением на встречную полосу.

Вторая - движение по встречной полосе.

Третья - перестроение на ранее занимаемую полосу.

На первой фазе необходимо выполнить следующие задачи.

Оценить ДТС. А именно: оценить количество, расположение и скорость движения участников ДТС, зону видимости, состояние дорожного покрытия, запас мощности вашего автомобиля и прочее. Для этого необходимо посмотреть в зеркала заднего вида (зная о существовании “мертвых зон”), переместиться как можно левее (в своей полосе движения), чтобы заглянуть за впереди идущий транспорт, а также оценить видимость дороги. Понаблюдать за впереди идущим автомобилем - если он снижает скорость, то, возможно, впереди имеется какое-либо препятствие, которое видно только ему одному.

Принять решение об обгоне. Основным условием безопасного обгона является обоснованная уверенность в том, что это можно сделать, не подвергая себя и пассажиров опасности. В ситуации “кажется, успею” лучше не рисковать и никогда не надеяться на “авось”.

Подготовиться к обгону. Посмотреть еще раз в зеркала заднего вида. Включить нужную передачу (в зависимости от запаса мощности вашего автомобиля), выбрать безопасную дистанцию (чем больше габариты обгоняемого автомобиля, тем больше должна быть дистанция), включить левый указатель поворота, начать перестроение.

НА ВТОРОЙ ФАЗЕ важно придерживаться следующих правил.

Удостовериться, что водитель обгоняемого автомобиля вас видит. В случае необходимости применить световой или звуковой сигнал.

Контролировать ДТС. А именно: контролировать расстояние до приближающегося встречного автомобиля, следить за обочиной и прочее.

Выбирать оптимальную интенсивность разгона, так как существует такое правило: как можно меньшее время находиться на полосе встречного движения.

Быть всегда начеку. В случае быстрого, непредвиденного изменения ДТС быть готовым к своевременному принятию решения о возвращении на исходную позицию или о продолжении обгона.

НА ТРЕТЬЕЙ ФАЗЕ обгона необходимо придерживаться следующих правил.

Не “подрезать” обгоняемый автомобиль. Для этого следует смотреть в правое зеркало заднего вида - как только будет виден капот обгоняемого автомобиля, можно начать перестроение в свою полосу движения.

Включать правый указатель поворота лишь при возвращении на свою полосу движения (пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должен работать левый указатель поворота).

Всегда оценивайте свои возможности исходя из наихудшего стечения обстоятельств при обгоне. Например, при обгоне даже на пустой дороге всегда следует ожидать появления встречного автомобиля. А при наличии встречного автомобиля всегда нужно предполагать возможность его обгона другим встречным автомобилем.

Не начинайте обгон ради обгона, сначала подумайте, даст ли это какой-либо выигрыш. Есть хорошая поговорка на этот счет: “Не торопись, а то успеешь”.

- “Не путайтесь под ногами”, ведь хорошего водителя на дороге не видно.

В заключение следует отметить, что никогда не удается составить полный перечень правил и нюансов для обгона, как и для любого другого момента управления автомобилем. Даже этот неполный перечень основных рекомендаций, изложенный в данной статье, сложно будет удержать в голове, да этого и не нужно. В процессе управления автомобилем у водителя вырабатывается ситуационное мышление, когда на подсознательном уровне происходят сбор и оценка полученной информации для принятия правильного решения.

Обгонять придется по-новому
Изучить поправки, вносимые в Правила дорожного движения, должны даже автомобилисты с многолетним опытом вождения.
Новые пункты Правил вступят в силу только в ноябре, а у большинства автолюбителей уже появились вопросы, на которые придется искать ответы либо загодя – в беседах с представителями ГИБДД, либо задним числом – готовясь к судебному разбирательству. Дело в том, что в скором времени изменится не только дефиниция самого термина «обгон», но и психология водителя, любящего покататься «с ветерком».
Раньше правилами упорядочивались любые перестроения, не связанные с необходимостью занять крайний ряд для поворота или разворота. А обгоном считалось «опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы» (п. 1.2 ПДД). Строго говоря, движение по кривой, напоминающей синусоиду, не приветствовалось, но и не запрещалось за исключением тех участков дороги, где обгон запрещен дорожным знаком. Ведь любая попытка маневра, связанного с опережением автомобиля, находящегося перед тобой, приравнивалась именно к обгону.
Теперь «опережение» – это совсем иное понятие, предусматривающее «движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства». Однако раньше было совершенно ясно, что при «опережении» каждое ТС движется по своей полосе. А в новой редакции вообще не уточняется, всегда ли можно перестраиваться из одной полосы в другую и, как часто это можно делать.
Все, что не запрещено, разрешается. Однако так подумает далеко не каждый автолюбитель, а только тот, кто любит активно маневрировать в потоке машин. При этом он будет обязан соблюдать правила перестроения, чтобы не задеть другие машины и не мешать их движению. А вот для кого новый пункт – индульгенция от всех грехов, так это для водителей автомобилей со спецсигналами. Они будут мотаться из одной полосы в другую, выискивая небольшие щелочки, куда можно пролезть.
Но вернемся к тому понятию «обгон», которое теперь будет трактоваться как «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)».
Согласно п. 11.1. ПДД, «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения». Небольшая коррекция этой нормы ничего в ней не изменила, она всем понятна и в комментарии не нуждается.
Однако теперь частью обгона является и возвращение в свою полосу. И, следовательно, надо учитывать не только отсутствие встречных ТС, но и возможность так «вклиниться» в поток попутных машин, чтобы им не пришлось внезапно тормозить из-за вашего маневра.
Итак, если две стороны дороги разделены отбойником, обгон вообще невозможен. Если на дороге с двусторонним движением, имеющей четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД), то нарушение этого правила неминуемо ведет к лишению прав. Если же обгон совершен не по правилам, но там, где он в принципе не запрещен, то можно отделаться не столь серьезным наказанием. Порой даже предупреждением.
Так, например, п. 11.2. запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди или сзади, само начало обгон. Значит ли это, что обгонять тихоходное ТС следует по одному, или все-таки можно опережать его сплошным потоком (конечно, если встречных машин не наблюдается)?
Нельзя обгонять и транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, если оно подало сигнал поворота налево. Понятно, что это опасно. Но непонятно, как же действовать обгоняющему, если спереди водитель включил левый «поворотник» уже после того, как обгон начался. Ведь сзади идущее ТС уже выехало на «встречку», а впереди идущее – начало поворот практически сразу после подачи сигнала. Кто кому должен уступить дорогу?
Ответ на этот вопрос находим в п. 11.3. – водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями. То есть ради одного идущего на обгон все, кто хочет повернуть налево, должны остановиться. И это правильно, ведь их скорость и так снижена перед маневром.
Обгон также запрещен и в ситуациях, описываемых пунктом 11.4. Здесь имеются важные дополнения ПДД. Как и раньше, нельзя обгонять: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Теперь запрет действует также на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
Кроме того, фразу о запрете обгона «в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью» дополнили важным моментом – на опасных поворотах. Это значит, что предупреждающие знаки 1.11.1, 1.11.2, 1.12.1, 1.12.2 и 1.29 автоматически становятся запрещающими. В зоне действия этих знаков обгон запрещен независимо от указаний дорожной разметки, перед которой знаки имеют теперь приоритет.
И наконец, хотелось бы еще напомнить, что в зоне действия запрещающего знака 3.20. «Обгон запрещен» можно обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесных мотоциклы без коляски. В зоне действия некоторых других знаков, в том числе предупреждающих об опасном повороте, таких послаблений нет. Или о них просто забыли, что кажется вполне возможным.
Будем надеяться, что активное обсуждение новых положений ПДД даст их авторам возможность исправить некоторые не совсем ясные пункты еще до вступления их в силу.

Каждый водитель независимо от его опыта вождения знает, что обгон - не только самый сложный, но и наиболее опасный маневр. Именно неправильно выполняемый обгон является зачастую причиной ДТП, отличающихся тяжкими и трагическими последствиями. Ошибок при обгоне может быть множество, начиная от неадекватной оценки водителем возможностей своего транспортного средства и игнорирования дорожных знаков и заканчивая банальным непредсказуемым поведением обгоняющего водителя. При обгоне важно не только действовать в соответствии с ПДД, но быть уверенным в принимаемых решениях.

Что учитывается при обгоне

При обгоне водитель транспортного средства должен максимально адекватно и точно оценить комплекс важнейших внешних параметров и условий. Например, следует четко представлять расстояние до обгоняемого и встречного транспорта, скорость этих автомобилей, ширину проезжей части, технические характеристики своего авто, в том числе его возможности по быстрому набору скорости, и др.

Часто причиной серьезного ДТП является не только неправильная оценка всех обозначенных факторов и условий, а излишняя самоуверенность водителя обгоняющего транспортного средства, которая заставляет его идти на сознательный, абсолютно неоправданный риск. К сожалению, страдают в созданных аварийных ситуациях лихачами не только они сами, но и те водители транспортных средств, которые соблюдают ПДД, а также пешеходы.

Перед обгоном постарайтесь правильно оценить имеющееся перед вашим авто свободное пространство, чтобы его хватило для выполнения намеченного маневра. Не забудьте также учесть мощность двигателя вашей машины и степень ее загрузки.

Подготовка к обгону и где обгон запрещен

Перед началом обгона водителю необходимо удостовериться, что выполняемый им маневр не создаст опасных ситуаций как лично для него, так и для прочих участников движения, то есть для других водителей и пешеходов. Прежде всего, удостоверьтесь, что в данном месте нет сплошной осевой линии разметки дороги, которую пересекать категорически запрещено, или запрещающих обгон дорожных знаков.

В действующих ПДД достаточно подробно и ясно прописано, где обгон запрещен. Так такими местами являются:

Регулируемые перекрестки с выездами на полосы встречного движения и нерегулируемые перекрестки при движении автомобиля по неглавной дороге за исключением ситуаций с обгоном 2-хколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенным обгоном справа, обгонов на перекрестках, обеспечивающих круговое движение;

Пешеходные переходы при передвижении по ним пешеходов;

Ж/д переезды и в местах ближе, чем 100 м к ним;

В конце подъемов и на других участках дороги, где водитель имеет ограниченную видимость при выезде на полосу встречного движения.

Когда также следует отказаться от обгона

Если вы увидели, что водитель автомобиля, движущегося спереди, использует указатель левого поворота, откажитесь временно от выполнения маневра по обгону. Не исключен вариант, что этот водитель готовится к повороту влево, выполнению разворота или перестраивается на левую полосу. В противном случае обгон может привести к возникновению аварийной ситуации.

Водитель машины, движущейся спереди, может также включением указателя левого поворота предупреждать тех, кто следует за ним, об опасности впереди, которую вы, находясь сзади, не можете увидеть. Особенно часто так поступают водители транспортных средств, имеющих крупные габариты, в связи с тем, что следующим за ними водителям практически не видно, что происходит впереди на дороге.

На что еще обращают внимание при обгоне

На стандартный обгон водителю чаще всего требуется 6-10 с. Однако это время может быть увеличено, если на дороге имеют место крутые подъемы и повороты.

В обязательном порядке обратите внимание на расстояние между обгоняемым транспортным средством и тем автомобилем, который движется перед ним. Если вы не уверены, что этого расстояния достаточно для завершения маневра, не рискуйте лишний раз. Необдуманные действия в данном случае не только заставят вас вернуться на занимаемое ранее место, но и могут способствовать возникновению ДТП.

Если помех для обгона нет, то предупредите других участников движения о предстоящем маневре включением указателя левого поворота. Это важно еще и для того, чтобы водитель, движущийся за вами и решивший тоже произвести обгон, временно отложил свои намерения.

После начала обгона следует выключить указатель левого поворота. Если вы этого не сделаете, то у водителей, осуществляющих движение за вами, может сложиться ощущение, что организуется разворот или левый поворот.

Особенности перестроения и как закончить обгон

Не следует начинать перестроение вашего автомобиля, если вы в этот момент находитесь очень близко к обгоняемому транспортному средству. Дистанция между машинами должна быть такой, чтобы у вас появилась возможность выполнить перестроение еще до непосредственного сближения с автомобилем, который обгоняется. Это важно, потому что движущееся спереди транспортное средство в тот момент, когда вы организовали набор скорости, может резко затормозить, что при не соблюденной дистанции в большинстве случаев становится причиной ДТП.

После того, как обгон уже завершен, максимально быстро и уверенно организуйте перестроение вашего авто на свою полосу движения, предварительно включив указатель правого поворота. При возврате на полосу обеспечьте необходимую дистанцию между обгоняемым и вашим автомобилем, чтобы случайно не подрезать объект обгона.

Старайтесь производить обгон быстро. Не следует без видимых на то причин долго задерживаться на соседней или встречной полосе. К тому же не оставайтесь в «мертвой зоне», где водитель обгоняемого транспортного средства не видит вас.

Как уже говорилось, при возникновении любых сомнений откажитесь от обгона. Лучше не рисковать и долго жить, чем рисковать и жить мало.

Что должен знать обгоняемый водитель

Правильно себя вести и адекватно оценивать ситуацию должен не только тот, кто обгоняет, но и тот, кого обгоняют. Если вы увидели, что вас хотят обогнать, то не мешайте выполнению маневра и примите вправо.

Бывают ситуации, когда водитель обгоняемого транспортного средства понимает, что обгоняющий водитель не успевает провести маневр и создает опасные условия. В этом случае необходимо включением указателя левого поворота предупредить его об этом.

В то же время категорически запрещено увеличивать свою скорость движения, что может помешать водителю обгоняющего автомобиля закончить запланированный им маневр по обгону, даже, если таким образом вы хотите избежать опасной ситуации. Более того, лучше намеренно увеличить расстояние между вашей машиной и машиной впереди, уменьшая постепенно скорость, чтобы обгон произошел как можно быстрее. Так вы освободите дополнительное место водителю обгоняющего автомобиля для его возврата на свою полосу движения.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png