ВАЗ-2121 «Нива» - советский и российский внедорожник малого класса с передним расположением двигателя и постоянным полным приводом. Производится на заводе в Тольятти с 1977 года и по настоящее время. С 2006 года называется «Lada 4x4». Кузов у базовой модели в виде 3-х дверного «универсала». Существует удлиненная версия автомобиля под названием ВАЗ-2131 или «Lada 4x4 5D» с кузовом 5-ти дверный «универсал».

История модели

Идея создания автомобиля повышенной проходимости для жителей сельской местности появилась в 1969 году. На тот момент уже существовали прототипы автомобилей Иж-14 и Москвич-415, но в серийное производство они на были запущены. В 1970 году Алексей Косыгин (председатель Совета министров СССР) поставил задачу перед автопроизводителями на создание комфортабельного внедорожника.

С 1971 года начались технические советы по выбору концепции нового автомобиля, а в 1972 году был изготовлен первый опытный образец. Автомобиль сразу делали максимально унифицированным с другими «Жигулями». Внешний дизайн был похож на обычную легковушку, а салон почти полностью идентичен . В 1972 году созданы несколько прототипов для ходовых испытаний под названием ВАЗ-Э2121, а в 1973 году началась подготовка к серийному производству.

Для масштабных дорожных испытаний в 1974 году выпустили 15 автомобилей, а в 1975 году еще 50. До начала массового производства их испытывали как на полигонах, так и на дорогах страны, включая автопробег до Урала и по Предуралью. Для сравнения внедорожных и комфортабельных характеристик автомобиль испытывался в сравнении с отечественным УАЗ-496 и британским Range Rover . В 1975 году был подписан приказ о начале производства.

В 1977 году мощность конвейера составляла 25 тыс. автомобилей в год, затем 70 тыс. в год, а к 1981 году мощность составляла 70 тыс. в год. Около 80% продукции в то время отправляли на экспорт. В СССР автомобиль не пользовался большим спросом из-за высокой цены, большого расхода топлива и малогабаритности салона. После снижения цены в 1985 году «Нива» постепенно стала завоевывать отечественный рынок. По состоянию на 2013 год было произведено около 2 миллионов автомобилей.

Характеристики автомобиля

Кузов «Нивы» 3-х или 5-ти дверный «универсал», с 4-х или 5-ти ступенчатой трансмиссией и постоянным полным приводом, работающим через расположенную посередине автомобиля двухступенчатую раздаточную коробку, а также возможностью блокировки межосевого дифференциала. Блокировки межколесного дифференциала нет. Дорожный просвет (клиренс) составляет 220 мм, что вместе с короткими свесами кузова делает автомобиль очень проходимым по бездорожью.

Сначала на автомобиль устанавливали рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель от объемом 1,6 литра и мощностью 80 л.с. и крутящий момент 116 Н·м. На следующую модификацию ВАЗ-21213 устанавливали карбюраторный двигатель объемом 1,7 литра мощностью 82 л.с. и крутящим моментом 126 Н·м.

В 1979 году «Ниве» был присвоен Государственный знак качества СССР. В 1978 году автомобиль был признан лучшим в своем классе на международной выставке в чешском городе Брно.

Основные модификации ВАЗ-2121

  • ВАЗ-2121 «Нива» - базовая модель с двигателем объемом 1,6 литра мощностью 80 л. с. В 1976 году была выпущена опытная партия этих автомобилей;
  • ВАЗ-21211 «Нива» - первая промышленная модификация советского внедорожника (1977-1987);
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) - экспортная модификация с двигателем объемом 1,3 литра мощностью 69 л. с. Производилась с 1978 года;
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) - экспортная модификация с правым рулем;
  • ВАЗ-21213 - с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой, более мощным двигателем объемом 1,7 литра мощностью 82 л. с. с карбюратором «Солекс», бесконтактной системой зажигания и 5-ступенчатой МКПП. Также был обновлен салон и панель приборов;
  • ВАЗ-21214 (Lada 4x4) - модификация модели ВАЗ-21213 с двигателем объемом 1,7 литра мощностью 83 л. с. с центральным впрыском топлива.
  • Lada 4x4M - обновленный вариант Lada 4x4. Изменения происходили за период 2009-2011 годов. Обновили светотехнические приборы, обивка салона, трансмиссию и заднюю подвеску. Гидроусилитель руля на всех моделях. Часть комплектующих унифицирована с автомобилем Chevrolet Niva ;
  • ВАЗ-21215 - экспортная версия с дизельным мотором Peugeot XUD 9SD (1999-2007);
  • ВАЗ-21216 - экспортный вариант ВАЗ-21213 с правым рулем и карбюраторным двигателем;
  • ВАЗ-21217 - экспортный вариант модели ВАЗ-21213, с двигателем объемом 1,6 литра;
  • ВАЗ-21219 - переходная модификация с кузовом, салоном и подвеской от ВАЗ-2121, двигателем объемом 1,7 литра и трансмиссией от ВАЗ-21213 (1993-1994);
  • ВАЗ-2121Б - бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121 (1992-1993);
  • ВАЗ-2121Ф - экспортный коммерческий автомобиль на базе ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа «фургонет» (задняя часть салона в виде грузового отсека);
  • Lada 4x4 «Рысь» - мелкосерийная модель автомобиля Lada 4×4 для охотников;
  • Lada 4x4 Urban - от Lada 4x4 отличается бамперами, решеткой радиатора, рулем, наличием кондиционера, зеркала с электроприводом и стеклоподъемники с электроприводом. Выпускается с октября 2014;
  • Lada 4x4 Fora (ВАЗ-212180 «Фора») - мелкосерийная удлиненная на 30 см версия модели 21213 (1996-2011);
  • Lada 4x4 Force (ВАЗ-212182 «Форс») - бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218;
  • Lada 4x4 Landole (ВАЗ-212183 «Ландоле») - автомобиль с открытым кузовом;
  • ВАЗ-2129 «Кедр» - мелкосерийная удлиненная на 50 см модель на базе стандартного ВАЗ-21213 и стал основой пятидверной модели ВАЗ-2131;
  • ВАЗ-2129 «Утилитер» - коммерческая модификация «Кедра» без заднего сидения и зарешеченными задними боковыми окнами;
  • ВАЗ-2130 «Кедр 2» - мелкосерийная модификация ВАЗ-2129 с измененной планировкой салона (1993-1994);
  • ВАЗ-2131 (Lada 4x4 5D) - удлиненная на 50 см пятидверная модель на основе ВАЗ-21213 (21214). Выпускалась в Опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа (1995-2015), а затем производство перенесли на основной конвейер. На 2016 год произведено уже свыше 150 тыс. ВАЗ-2131, что делает его вторым по популярности в семействе классической «Нивы»;
  • ВАЗ-2131 СП (-05, -45) - санитарный автомобиль на базе ВАЗ-2131 с увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой крышей;
  • ВАЗ-2131-02 (-22, -42) - «гражданская» пятидверная версия санитарной модели ВАЗ-2131-05 с обычным пятиместным салоном.

Вот уже прошло 40 лет с момента схода с конвейера этого шедевра советского автомобилестроения. Это было блестящее конструкторское решение для того времени. Ни один полноприводный автомобиль в мире не обладал такими качествами, какими наделили Ниву инженеры Волжского автомобильного завода. В наше время в любом современном «паркетнике» используются те же принципы, что были заложены в Ниву в 1977 году: постоянный полный привод, несущий кузов, пружинная подвеска, высокий дорожный просвет и короткая колёсная база.

Автомобиль стал пользоваться спросом не только на территории Советского Союза, но и во всём мире. Как следствие, вырос спрос на различные модификации под каждую страну. С ростом популярности выросла потребность и в индивидуальности (ведь многие не хотят ездить на такой же Ниве, как у других). Поэтому доработки нужно было делать не только в отношении двигателя и внутренних элементов, но и кузова, который также неоднократно подвергался тюнингу.

Количество модификаций Нивы росло с каждым годом, и на данный момент уже не сложно сбиться со счёта. В этом обзоре мы расскажем вам обо всех вариантах и модификациях автомобилей с мировым признанием и многолетней историей, гордо именуемых Нивами. И начнём обзор, конечно же, с самой первой сошедшей с конвейера Нивы.

Первый выпуск Нивы (ВАЗ-2121)

Нива, торжественно покинувшая ворота Волжского автозавода 5 апреля 1977 года, заложила основу всем последующим модификациям. Автомобиль имел короткую трёхдверную базу, пружинную подвеску с независимой передней осью, постоянный полный привод и герметичный кузов. Все эти качества в последствии не изменились и до сих пор используются в мировом автомобилестроении. Салон автомобиля был более чем комфортабелен и мог бы посоперничать со многими иностранными конкурентами. Выбором цветовых исполнений в то время особо никто не озадачивался, поэтому автомобиль выпускался в единственном цвете с названием «Охра Золотистая». На первых Нивах устанавливался карбюраторный двигатель объёмом 1,6 литра и мощностью 80 л.с., а также четырёхступенчатая коробка передач.

Самая экономичная Нива (ВАЗ-21211)

Данная модель была разработана специально для экспорта в страны, где стоимость бензина вынуждала делать выбор в пользу более экономичных автомобилей. Рабочий объём двигателя на данной модификации составлял 1,3 литра при мощности в 69 лошадиных сил, что не могло не повлиять на динамические характеристики и тяговитость при движении по бездорожью. Как следствие слабого двигателя и высокой массы, упала проходимость, что было недопустимо для Нивы. Всё это стало причиной того, что достаточного спроса на данную модификацию Нивы не возникло. Но, несмотря на это, автомобили экспортировались за границу небольшими партиями, преимущественно в Европу.

Самая мощная Нива (Lada 4×4 Niva Poch)

Данная модификация стала продуктом стараний французских инженеров, задачей которых было модернизировать Ниву под раллийные спортивные мероприятия. И, надо сказать, у них неплохо получилось – ведь данная модель даже успела поучаствовать в знаменитом «Париж-Дакар». На Niva Poch устанавливался облегчённый неметаллический капот и колёсные диски от фирмы Porche. Но самое интересное располагалось под капотом – вместо 4 цилиндров там поместилось 6 довольно больших цилиндров, суммарный рабочий объём которых составил 3,5 литра. При этом мощность, которую они выдавали, составляла 310 «лошадок», что являлось очень впечатляющим результатом для тех лет. Этих моделей было построено 8 штук.

Праворукая Нива (ВАЗ-21212)

Существовал также экспортный вариант и для стран с левосторонним движением. Это был единственный советский автомобиль, который был экспортирован в Японию. До и после данной поставки (поставлена была одна небольшая партия) советских автомобилей на территории этой страны не наблюдалось. Больше всего экземпляров данной модели было экспортировано в Англию. В наше время уже сложно встретить «праворукую ниву» — если только у ценителей ретро-автомобилей. Технические характеристики этой модели не отличались от базовой версии. Использовался всё тот же 1,6-литровый двигатель и 4-ступенчатая механическая коробка передач.

Данная модель была разработана по заказу минобороны исключительно для оснащения армии СССР. В качестве базы использовалась та же ВАЗ-2121, металлическую крышу которой заменили тканевым тентом. Автомобиль имел 2 бензобака и оснащался 1,3 литровым двигателем. Система охлаждения была серьёзно доработана, чтобы в подкапотное пространство попадало меньше воды и больше воздуха. Бампера были сконструированы так, чтобы любой военный автомобиль мог без повреждений мог протолкнуть Ниву в случае, если та застряла в грязи или на воде. Помимо этого, в автомобиль была добавлена лебёдка, обычно используемая на «УАЗиках». Амфибия развивала скорость чуть более 4 км/час при перемещении по воде.

Возможно, многие сейчас будут удивлены, но на Нивах действительно устанавливали дизельные двигатели. Это происходило в конце второго и начале третьего тысячелетия. Эта версия Нивы не была рассчитана на отечественный рынок и производилась исключительно для экспорта. Дизельные двигатели с индексом XUD9SD были позаимствованы у французского автогиганта Peugeot. Помимо двигателя, автомобиль получил также ряд изменений в кузове. Было добавлено немало пластика поверх привычного кузова, а задняя дверь, обеспечивающая доступ в багажник, была удлинена до уровня бампера для обеспечения комфортной погрузки. В связи с удлинением двери, задние фонари пришлось сделать вертикальными.

Водородные элементы в составе этого автомобиля создавали электричество, которое действовало уже на электромоторы. Как вы понимаете, классификация по экологическим нормам допускала возможность эксплуатации автомобиля в абсолютно любой стране, ведь этот автомобиль не шумел и не тратил привычное топливо. К сожалению, данная модель так и не начала серийно выпускаться. Автомобиль был представлен в 2001 году, чем его история и закончилась – остались лишь фотографии. Будем надеяться, что в ближайшем будущем отечественный производитель начнёт выпускать машины с подобными установками серийно.

Этот вариант Нивы был создан в 1992 году, поскольку следствием перестройки стало начало становления новой банковской системы, что в свою очередь породило спрос на данный тип автомобилей. Закупать дорогостоящие бронированные иномарки могли себе позволить единицы предприятий, работающих в банковской сфере. Поэтому тольяттинский гигант взял на себя функцию снабжения российских банков бронированными Нивами. Кузов стал пуленепробиваемым, а в углах боковых стёкол располагались специальные бойницы, рассчитанные на оборонительные действия в случае нападения злоумышленников, которых, кстати, в 90-е годы было не мало.

Такая нива была разработана специально для экспорта в страны дальнего зарубежья, где такой тип кузова пользовался большим спросом. Задняя часть автомобиля была фактически превращена в грузовой отсек – стёкла заменили металлическими вставками, а задний ряд сидений попросту отсутствовал. Внутри фургона располагались удерживающие крепления для грузов. Помимо этого, для безопасности, в автомобилях устанавливались специальные перекладины, защищающие водителя и пассажира от смещения груза вперёд при торможении. В общем то вышел неплохой вариант, но такая Нива заметно проигрывает в конкурентной борьбе со многими подобными автомобилям – это связано с тем, что коммерческим автомобилям не нужны её внедорожные качества, которые только добавляют затрат на эксплуатацию и обслуживание.

Нива-кабриолет (Lada Niva Cabrio)

Для создания этой модификации применялись немецкие инженерные умы. И первое, до чего эти умы догадались – это полностью срезать крышу. Всё правильно – «УАЗик» с брезентом, почему бы и Ниве не повторить этот опыт. Колёсные арки были расширены и красиво выступали в стороны. Передние арки плавно перетекали в передний бампер, а задние огни «переехали» в корпус заднего бампера – всё это добавило к внешности немало преимуществ. Поскольку кузов Нивы – несущий, то решить проблему его деформации пришлось интеграцией металлической трубы в основу кузова. Так что теперь вы знаете, что некоторые Нивы имели интегрированную раму.

Не обошлось и без модификации для путешественников, которая состояла из двух независимых частей – передняя часть автомобиля представляла собой пикап, сделанный из короткобазной Нивы. Поверх этого пикапа укладывалась и затягивалась двумя креплениями вторая часть, собственно и состоящая из комнаты с окнами и дверью. Данная часть имела одну колёсную ось, абсолютно идентичную колёсной базе любых других Нив. Поскольку автомобиль был достаточно большим, на передние крылья для безопасности прикручивались большие зеркала. Таких моделей было изготовлено около 2 единиц. В связи с распадом СССР производство данной Нивы прекратилось.

Модель вышла крайне приметной, ведь кузов заметно видоизменён под багги-стайл: двери отсутствуют, вместо крыши изогнутая конструкция из металлических труб, на передней части автомобиля кенгурятник. Машина также оснащена гидроусилителем руля. Помимо всего прочего, добавлена масса различных обвесов (в том числе дополнительный воздухозаборник на поверхности капота) и пластиковые накладки по всему кузову. Данный автомобиль предназначен исключительно для летнего времени года. Если машину уменьшить раза в полтора, то получится полноценный квадроцикл с круглым рулём и небольшой крышей от дождя (или, опять же, – Багги).

Транспортная система Советского Союза была в значительной степени «заточена» под хозяйственную деятельность страны. С автомобилями, предназначенными для перевозки грузов или людей, все было понятно. А вот легковая машина для личного пользования, да чтобы радовала глаз, соответствовала, если хотите, модным тенденциям и при этом была бы достаточно надежной – таких моделей долгое время было совсем немного. И, без сомнения, одна из них – это ВАЗ 2121 «Нива».

На фото: ВАЗ 2Э2121, опытный образец, 1973 г

Полный привод - дешевле

Уже к концу 60-х стало понятно, что нужно срочно конструировать автомобиль повышенной проходимости, причем для нужд простого населения. В эти годы уже производились полноприводные легковые УАЗы, но их даже для нужд армии не хватало, так что для большинства автолюбителей такая машина оставалась несбыточной мечтой. И вот, в 1970 году тогдашний председатель совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трем автогигантам – АЗЛК, АвтоВАЗу и Ижмашу – создать, как он выразился, автомобиль «для села». И ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов.

Сначала конструкторы думали взять за основу обычные «Жигули», увеличить у автомобиля дорожный просвет и оснастить полным приводом, но потом решили сделать принципиально новую машину «с нуля». Получился первый в мире комфортный внедорожник малого класса. Интересно, что за рубежом джипы, в основном, имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию и весьма скромный интерьер.

1 / 2

2 / 2

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1975 г

Наши разработчики все сделали наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, кузов – несущий, а салон комфортабельный и красивый. Впрочем, мало кто знает, что полноприводной первую «Ниву» сделали не только для большей устойчивости на дороге, но еще и потому, что так получалось дешевле, ведь для оптимизации затрат на производство использовались уже готовые ВАЗовские агрегаты.

«Полноприводный Фиат»

Первые ходовые прототипы появились в 1972 году. Их испытывали на Урале и в Средней Азии, сравнивали с британскими автомобилями, такими, как Land Rover и Range Rover, а также с нашим 469-м УАЗом. Программы тестов были разными – как «легковыми», так и «внедорожными». По сравнению с конкурентами, «Нива» хуже чувствовала себя на затяжных труднопроходимых участках, но зато короткие ухабистые отрезки преодолевала так динамично, что испытатели даже термин специальный придумали – «пролетаемость».

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1976 г

А чтобы на тесты нового массового внедорожника не очень-то обращали внимание любопытные, на прототипах были эмблемы несуществующей марки Formika, а «по секрету» всем говорили, что испытывают новый румынский полноприводный «Фиат». Очень многие, разумеется, в это поверили и передавали этот слух из уст в уста как случайно добытую сенсацию.

И автомобиль как-то сразу получился таким удачным, что откладывать его серийное производство в долгий ящик не стали. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписали в 75-м году, а в 76-м начался его выпуск. Как это было принято в те времена, событие приурочили к очередному съезду партии. Сначала выпускали 25 тысяч машин в год, потом – 50 тысяч, потом – 70. И почти сразу же автомобиль начали отправлять на экспорт, причем огромными партиями – до 80 процентов от всех выпущенных моделей! К слову, «Нива» была единственной советской машиной, которая активно продавалась в Японии.

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", 1977г

За рубежом наша «Нива» стоила весьма недешево, чего, кстати, не скажешь о других советских авто, которые шли на продажу в дальние и не очень дальние страны. Комплектация у экспортных моделей всегда была на порядок лучше, чем у машин для внутреннего рынка. У них были и панорамные зеркала, и расширенные диски, и специальная резина. И даже задние дворники там имелись, тогда как на первых отечественных автомобилях их обычно не было. Если добавить к этому люки, необычные решетки радиатора, лебедки, защиту фар, кенгурятники, подножки, противотуманки и прочие дополнительные детали конструкции, то становится понятно, отчего наша «Нива» стала легендарной за рубежом.

Ее оценили по достоинству и в странах Бенилюкса, и в Великобритании. В Германии на покупку «Нивы» записывались в очередь, как на «Мерседес». Один австрийский автомобильный журнал писал по этому поводу: «Русские внимательно проанализировали рынок и точно попали в пустующую нишу». И с погодой, что называется, повезло: в 79-м на Европу обрушились небывалые снегопады. Не привыкшие к таким капризам природы владельцы элегантных легковых авто, да, впрочем, даже и тяжелых джипов, буксовавших в этих сугробах, смотрели на сверхпроходимую «Ниву» с завистью. А нашему внедорожнику все было нипочем.

Экспортный хит

«Ниву» продавали более чем в ста странах мира, а собирали в шести: в латиноамериканских Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, а также в Греции и даже в Канаде. В Австрии на протяжении нескольких лет эта машина занимала 90 процентов внедорожного сегмента рынка, а особенно полюбили ее, говорят, во Франции и в Англии: там и клубы любителей «Нивы» есть, и даже журналы про нее издают почитатели.

«Нива» и экстрим

Разумеется, как и УАЗ в свое время, «Нива» одержала немало выдающихся побед. Вот, например, в 1998 году на ней удалось вскарабкаться на Эверест. Конечно, не на самую вершину, но испытатели вполне успешно и самостоятельно добрались до базового лагеря, а он был на высоте 5 200 метров. Потом, годом позже, этот рекорд был побит еще на полкилометра – в Гималаях, на Тибетском плато: 5726 метров. К слову, англичане тоже отправили в горы свой знаменитый Land Rover, и он даже достиг на Эльбрусе отметки в 5642 метра, правда, заехал туда далеко не сам, а его втащили тросами и лебедками. Потом «Нива» достигла самой высокой точки священной японской горы Фудзияма. Потом, все в том же 98-м, наш внедорожник покорил Северный полюс. Это было и вовсе феерично: «Ниву» спустили на арктические льды с помощью парашюта, и она там завелась и доехала до условной крайней точки Земли.

Обыкновенная советская «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде. Ее привезли нашим полярникам в далеком 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил порядка 12 000 километров, но можно вообразить себе, в каких условиях! Ведь ни дорог, ни тепла в Антарктиде нет - только снег. Красная «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое использовалось для связи между станциями.

На фото: Lada 4x4 Niva, ралли Париж-Дакар, 1981

На фоне всего этого блестящие выступления советского вездехода в марафонах вроде «Париж-Дакар» или, скажем, «Ралли Туниса», или «Алжирского ралли» кажутся уже чем-то само собой разумеющимся. «Нива» выиграла в африканском ралли «Атлас» 84-го года, а тогда из 120 стартовавших машин до финиша вообще дошла лишь треть. А потом, в 86-м, советские гонщики взяли все три призовых места на австралийском «Вин-Сафари». К слову, это мероприятие участники вообще иначе, как издевательством над людьми и техникой и не называли.

Спецверсии и модернизация

Среди интересных разработок стоит отметить плавающую «Ниву», предназначенную для нужд армии. Ее успешно испытывали, но проект так и остался проектом. Зато посетители военного автомобильного музея в Рязани могут увидеть этот прототип. Еще один интересный экспериментальный образец был сделан в виде микрогрузовика и назывался «Капрал». А самая неожиданная разработка была сделана для цирка Юрия Никулина. Эту «Ниву» могли водить… медведи. Машина была открытой и элементарной в управлении, и такой номер в цирковой программе действительно существовал.

Экспортные партии «Нивы» стали теперь небольшими. Это модификация ВАЗ 21215 с дизельным двигателем от Peugeot. Она адаптирована под современные экологические стандарты, ну а зарубежные фирмы нет-нет да и создадут на ее базе какой-нибудь кабриолет, пикап или даже спортивно-гоночную машину.

Ну а с 2009 года выходит рестайлинговая версия Chevrolet Niva, дизайн которой разрабатывали итальянцы. В народе ее все так же ласково зовут «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и хотя инженеры из GM внесли в ее конструкцию более тысячи мелких изменений, да и внешне она стала совсем другой, но все-таки немало внутри осталось и от старой доброй «Нивы», так что это по-прежнему довольно патриотичная машина.

Фактически, «Нива» стала родоначальником нового, очень нужного класса автомобилей. И уже одного этого оказалось достаточно, чтобы за рубежом нас и наш автопром начали уважать еще больше.

Компактный внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» с несущим кузовом по праву считается самой оригинальной и удачной разработкой отечественной автомобильной промышленности. В конце 70-х «Нива» произвела на мировом рынке настоящую сенсацию уникальным для своего времени сочетанием легкового комфорта и высокой проходимости при более чем конкурентоспособной цене (правда, только за рубежами СССР). Завидная даже для многих современных аналогов проходимость была достигнута благодаря постоянному полному приводу, блокируемому межосевому дифференциалу и демультипликатору в трансмиссии, а также удачной развесовке по осям. При этом силовой агрегат был взят от массовой модели «Жигулей » ВАЗ-2106 , а «раздатка» соединялась с коробкой передач промежуточным карданным валом. Для стран с льготным налогообложением малолитражек выпускали версию ВАЗ-21211 с 1,3-литровым двигателем «21011».

Многие зарубежные тюнинговые фирмы предлагали для «Нивы» удачные комплекты пластиковой обвески и другие виды доводки, например, отнюдь не лишнюю, дополнительную звукоизоляцию. Некоторые делали на ее базе даже пикапы. Кстати, с 90-х годов «Нива » - один из любимых объектов и для российских тюнинговых мастерских. По конструкции ВАЗ-2121 был максимально унифицирован с «Жигулями » (по силовому агрегату и многим элементам салона - с моделью ВАЗ-2106 ), но это оказалось не совсем оправданно, особенно в отношении отдельной раздаточной коробки, соединенной со стандартной «жигулевской» КП коротким карданным валом. При отсутствии взаимной сбалансированности этих агрегатов, трансмиссия ужасно шумит. Этот узел стал «ахиллесовой пятой» модели.

В 90-х, с прекращением дефицита ряда запчастей, «Нива » стала самым доступным отечественным внедорожником. У завода открылась возможность создавать на базе «Нивы » различные, востребованные рынком модификации, а также заняться модернизацией базовой модели.

Так, в 1993 году появилась переходная версия ВАЗ-21219 со старым кузовом и более мощным и тяговитым 1,7-литровым карбюраторным двигателем «21213» оснащенным бесконтактной системой зажигания. КП оснастили повышающей 5-й передачей (правда, не на все машины его устанавливали), передаточные числа главных пар были изменены с 4,3 до 4,1 и 3,9, что уменьшило расход топлива. Кроме того, между «раздаткой» и основной КП начали устанавливать вал со ШРУСом от «Оки », что несколько уменьшило шум и вибрации. В 1994 году «Нива » ВАЗ-21213 получила модернизированный кузов с третьей дверью, доходящей до бампера и квадратными фонарями взамен прямоугольных от «шестерки». В обновленном салоне появилась современная панель приборов типа «2108», а также измененные передние сиденья. Другую промежуточную версию со старым 1,6-литровым двигателем обозначили как ВАЗ-21217 , а экспортную версию с дизелем Peugeot - 21215. Даже такая половинчатая модернизация позволила «Ниве » успешно дожить до XXI века. Но время берет свое и современным требованиям по пассивной безопасности «Нива » удовлетворяет уже с трудом, впрочем, экспортную версию все же смогли довести до норм EURO III по безопасности и выбросам вредных веществ. Кстати, посадка-высадка на складываемое целиком заднее сиденье весьма затруднительна, да и багажник откровенно маловат для многоцелевого автомобиля.

В 90-х на экспорт производили версию 21214-36 с двигателем, оснащенным центральным впрыском и каталитическим нейтрализатором. Затем мотор модернизировали под распределенный впрыск и начали поставлять и на внутренний рынок (без нейтрализатора).

Тольяттинская фирма ПСА «Бронто» с 1995 года делает малыми сериями на базе «Нивы» удлиненный по базе на 300 мм инкассаторский броневик ВАЗ-212182 «Форс» и его «гражданскую» версию ВАЗ-212180 «Фора» . Эти модели отличаются комфортабельностью и плавностью хода практически при той же проходимости и маневренности. Еще более длинные (на 500 мм) пятидверные универсалы и пикапы на базе «Нивы » делает ОПП «ВАЗа» и несколько небольших тольяттинских фирм (см. ).

«Нива» не рассчитана на постоянную езду по бездорожью, и при этом не очень удобна для городской эксплуатации из-за повышенного расхода топлива, «тяжелого» руля (без гидроусилителя) и шумной трансмиссии. Впрочем, ее конкурентоспособная цена, относительная дешевизна запчастей и простота ремонта привлекают внимание даже к подержанным экземплярам «Нивы».

Одно время судьба «Нивы » была под вопросом в связи с организацией СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ» по производству Chevrolet Niva . По соглашению с американцами производство старой модели должно было прекратиться к 2006 году, но в связи с пересмотром соглашения у « » теперь есть возможность производить Lada Niva (так с 2005 года официально именуется «Нива»). Кроме того, ее CKD-комплекты с 2003 года поставляют на новый сборочный завод «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорск (Казахстан), на украинский «ЛуАЗ» и несколько сборочных предприятий в Южной Америке.

ВАЗ-2121-21214 (Lada Niva ) - один из самых популярных на отечественном рынке внедорожников, даже у новых машин практически нет конкурентов по соотношению «цена+качество+проходимость», а умеренно подержанные (от года до трех) - вообще вне конкуренции. Все специфические проблемы данной модели хорошо известны ремонтникам (правда, далеко не всегда успешно лечатся), запчасти достаточно дешевы и распространены не меньше, чем для «Жигулей ». При покупке надо тщательно осматривать кузов и шасси на предмет интенсивной эксплуатации. Если автомобиль часто использовали на бездорожье или в качестве тягача, от такой покупки лучше отказаться. При прочих равных лучше выбрать автомобиль с менее шумной «раздаткой».

Возможные проблемы
Двигатель:

  • Ненадежное крепление корпуса воздушного фильтра.
  • Течи радиатора.

Трансмиссия:

  • Разрыв пыльников ШРУСов.
  • Износ дисков сцепления (20-30 тыс. км) и муфты третьей передачи.
  • Биение карданного вала, износ крестовин и подшипников приводных валов (после 50 тыс. км).
  • Не надежный и дефицитный ШРУС от «Оки» в приводе «раздатки» (с 1993 г.).
  • Износ подшипников КП и муфты третьей передачи (45-50 тыс. км).
  • Течь масла через сальник редуктора заднего моста.

Ходовая часть:

  • Заедание стояночного тормоза.
  • Выход из строя подшипников передних ступиц из-за перетяга при установке.
  • Недолговечные нижние шаровые опоры.
  • Коррозия крестовин карданных шарниров.
  • Коррозия штатных колесных дисков.
  • Повышенный шум от «вездеходных» шин ВлИ-5.
  • Недостаточные сцепные свойства на бездорожье и гололеде«шоссейных» шин ВлИ-10.

Кузов:

  • Отказ крана и самого отопителя (после 45 тыс. км).
  • Тесный задний ряд сидений. Поломка крепления пассажирского сиденья.
  • Непрочное крепление глушителя.
  • Коррозия по шву стыка крыла и передка и вообще по сварным швам.
  • Ненадежные фароочистители.
  • Попадание снега в воздухозаборник отопителя.
  • Неудачная конструкция каркаса передних сидений (21213/ 21214).
  • Прогиб внутренних боковых пластиковых панелей.
  • Плохо работает механизм откидывания передних сидений.
  • Неудобный доступ в багажник на «Форе» из-за наружного расположения«запаски».
  • Рассеиватели фар с галогеновыми лампами растрескиваются при окатывании водой.
  • Повреждение низко расположенных задних фонарейпри погрузке или маневрировании.
  • Коррозия отражателей фар.
  • Ненадежные крепления задней полки.

Страна производства: Россия
Производитель: Россия, ОАО «АВТОВАЗ» (Тольятти)
Кузов: несущий
Тип кузова: хэтчбек
Число дверей: 3
Число мест: 4-5
Тип привода: постоянный полный с демультипликатором, двигатель впереди продольно
Конструкция подвесок: впереди независимая на поперечных рычагах, сзади зависимая пружинная на продольных рычагах с тягой Панара
Габаритные размеры, мм: 3720х1680х1640
Колесная база, мм: 2200
Клиренс, мм: 220
Объем багажного отделения, л: 265/ 980
Снаряженная масса, кг: 1150
Коробка передач: механическая, 4- или 5-ступенчатая
Шины: 185/75 R16

Хронология производства
1977 г. - Начало производства ВАЗ-2121
С 1979 по 1983 г. - ВАЗ-21211
1992 г. - ВАЗ-21219
1994 г. - Модернизация(кузов, интерьер), ВАЗ-21213
С 1993 по 1996 г. - ВАЗ-2121Д и ВАЗ-21215
С 1996 по 2002 г. - ВАЗ-21215-10
1998 г. - ВАЗ-21214

Модификация - ВАЗ-2121

Рабочий объем, л - 1564
Мощность, л.с. - 74,5
Максимальный крутящий момент, Н м - 116

Разгон до 100 км/ч, с - 23,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 10,8/ 13,1

Модификация - ВАЗ-21213
Тип двигателя / число клапанов* - БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1690
Мощность, л.с. - 76
Максимальный крутящий момент, Н м - 123
Максимальная скорость, км/ч - 137
Разгон до 100 км/ч, с - 19,7
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 8,5/ 10,5

Модификация - ВАЗ-21211
Тип двигателя / число клапанов* - БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1290
Мощность, л.с. - 64
Максимальный крутящий момент, Н м - 92

Разгон до 100 км/ч, с - 26,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 10,6/ 12,7

Модификация - ВАЗ-21215 (Peugeot XUD 9L)
Тип двигателя / число клапанов* - Д/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1905
Мощность, л.с. - 69

Максимальная скорость, км/ч - 125
Разгон до 100 км/ч, с - 24,8
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,1/ 8,7

Модификация - ВАЗ-21215-10(Peugeot XUD)
Тип двигателя / число клапанов* - ТД/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1905
Мощность, л.с. - 75
Максимальный крутящий момент, Н м - 132
Максимальная скорость, км/ч - 132
Разгон до 100 км/ч, с - 21,3
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,3/ 11,4

Модификация - ВАЗ-21214
Тип двигателя / число клапанов* - БВ/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1690
Мощность, л.с. - 81
Максимальный крутящий момент, Н м - 130
Максимальная скорость, км/ч - 143
Разгон до 100 км/ч, с - 19,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,6/ 9,8

* БВ - бензиновый, впрыск; БВТ - бензиновый, впрыск, турбонаддув; БК - бензиновый, карбюратор; Д - дизель; ДНВ - дизель с непосредственным впрыском; ДТ - дизель, турбонаддув; ДНВТ - дизель с непосредственным впрыском, турбонаддув; РПД - роторно-поршневой двигатель Ванкеля.

RSS -ленту. Обсуждение закрыто, но Вы можете с Вашего сайта.

С оветский и российский автопром, к великому сожалению, нельзя назвать законодателем в мире автомобильного стиля, технологий и моды. По большей части, наши заводы догоняли своих западных коллег, в лучшем случае – были с ними на одной ступени развития. Однако как минимум один громкий успех с последовавшим признанием и славой по всему миру СССР на свой счет может записать. Речь идет о тольяттинском внедорожнике ВАЗ-2121 «Нива». Появившись на конвейере ровно 40 лет назад, в апреле 1977 года, он стал родоначальником класса комфортабельных «гражданских» полноприводников.

И стория началась, когда ВАЗ еще не выпустил даже первые товарные «копейки». В кругах высшей власти СССР задумались о том, что стране нужен современный автомобиль для села: с комфортом легковушки и проходимостью армейского внедорожника. Летом 1970 года председатель Совета министров страны Алексей Косыгин дал поручение о разработке трем заводам: АЗЛК, Ижмашу и ВАЗу. Ни о какой рыночной конкуренции в Союзе речь, понятное дело, даже не шла. Победителем должен был оказаться один проект, которому резолюция высокой комиссии открывала дорогу на конвейер.

В ыиграли тольяттинцы со своей «Нивой». Злые языки предпочитали говорить об имевшемся в верхах «лобби» молодого завода. Однако разумнее объяснить выбор сугубо технической стороной дела. Вазовцы предложили принципиально новую, современную конструкцию, которая в то же время использовала узлы уже освоенных моделей «Жигулей». Машины АЗЛК и Ижмаша были архаичнее и являлись производными от аскетичных внедорожников, хотя задание подразумевало, что в качестве исходника нужно было взять легковушку. Кроме того, оба завода не имели достаточных ресурсов для освоения новинки: московский - из-за высокой загрузки, ижевский - из-за отсутствия интереса со стороны Министерства обороны, своего «начальства».

В прочем, на первых порах и «Нива» выглядела далеко не так, как ее знают во всем мире. В середине 1971 года в Тольятти построили два прототипа ВАЗ-Э2121. Они представляли собой простейший кузов в стиле классических армейских полноприводников с откидным ветровым стеклом и мягким верхом. Один из них был окрашен в зеленый цвет, за что и получил ласковое прозвище «крокодил». Любопытной была тестируемая схема трансмиссии. В ней можно было отключать передний или задний мост. То есть автомобиль мог быть передне-, задне- или полноприводным по выбору водителя. Забегая вперед, скажем, что в серию такая разработка не пошла из-за сложности.

И нтересно, что уже на начальном этапе работы над проектом его окружили плотной завесой секретности, хотя результатом должен был стать отнюдь не военный автомобиль. На проходящие испытания машины навесили эмблемы выдуманной марки Formika (в переводе с латыни – «муравей»), а особо любопытным внедорожник представляли «Фиатом» родом из Румынии. Люди охотно верили. Ходит даже такой анекдот: ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прилетев в командировку, прямо в ташкентском аэропорту узнал, что в республике проходит испытания некий новый «Фиат».

П етру Михайловичу Прусову стоило больших трудов убедить высоких чиновников в выборе именно закрытого несущего кузова. Многие, несмотря на формулировку задания, все еще настаивали на постройке облагороженного армейского вездехода, а не «полноприводных «Жигулей». Не менее важную роль в судьбе модели сыграл дизайнер Валерий Семушкин. Он нарисовал «Ниву», какой мы все ее знаем.

З накомые очертания машина приобретает в 1973 году, и до встречи с конвейером изменения носят больше косметический характер. В частности, круглые раздельные передние «надфарники» и указатели поворота в итоге объединили в единый блок; несколько итераций, постепенно увеличиваясь в размерах, претерпели бамперы; задние фонари круглые на первом этапе, позже заменили на детали от ВАЗ-2103, а в окончательном варианте – на ВАЗ-2106. Последнее объясняется просто: на стадии прототипов внедорожника «трешка» уже выпускалась (с 1972 года), а «шестерка» оказалась на конвейере только в 1976-м, то есть всего за год до освоения «Нивы».

С «шестеркой» ВАЗ-2121 роднят не только задние фонари. От седана полноприводник унаследовал иные элементы внешнего декора, отделку салона (практически без изменений) и сердце – двигатель рабочим объемом 1600 «кубиков». Оригинальным был несущий кузов с абсолютно «легковым» дизайном и полноприводная трансмиссия. Тяга на все колеса передается в ней постоянно, а на бездорожье водитель может задействовать понижающий ряд и блокировку межосевого дифференциала. Этой схеме «Нива» верна по сей день.

Е ще один интересный момент из истории модели. Имя «Нива» отлично подходит неприхотливому внедорожнику, созданному для нужд сельской местности. А вот создатель автомобиля Петр Михайлович Прусов как-то рассказал, что это… аббревиатура! Дескать, название дали в честь его детей, Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева, Вадима и Андрея. Так это на самом деле, или же это просто красивая легенда, неизвестно.

С пециально для испытаний «Нивы» был разработан новый ГОСТ. Он стал компиляцией существовавших на тот момент легковой и внедорожной программ. ВАЗ-2121 достойно показал себя на фоне конкурентов: прототипа ИЖ-14, судьба которого на тот момент уже была решена, ЛуАЗа, УАЗа, а также именитых зарубежных «гостей» - Range Rover и Land Rover 88. По итогам испытаний был вынесен вердикт: автомобиль пригоден для постановки на производство и экспорта.

3 1 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Первые 15 предсерийных экземпляров собрали еще в 1974 году, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года в Тольятти сделали 50 машин. Они разошлись по разным регионам страны и эксплуатировались организациями под наблюдением вазовских специалистов. Первая товарная машина покинула конвейер 5 апреля 1977 года, и эту дату принято считать днем рождения «Нивы» - первого в мире по-настоящему комфортабельного и при этом доступного внедорожника.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png