В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84). Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.010-75. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.011-89. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020-82. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021-75. Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90). Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83. Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82. Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82. Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94). Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1461-75. Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88). Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517-85. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 3122-67. Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85). Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6356-75. Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 16350-80. Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей
ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93). Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
ГОСТ 22254-92. Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
ГОСТ Р 8.580-2001. Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов
ГОСТ Р 51069-97. Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
ГОСТ Р 51947-2002. Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ Р 52709-2007 Топливо дизельное. Определение цетанового числа
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атомосферном давлении
ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра.
ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний.
ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив
ГОСТ Р ЕН 12916-2008 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции
ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объёма
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны
ГОСТ Р 54283-2010 Топлива моторные. Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив, находящихся в обращении на территории Российской Федерации
(Измененная редакция, Изм. № 1) .
ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции.
П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемясячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

- У нас зимой в кедах даже студенты не ходят!

Почтальон Печкин

Вместо пролога

В пластмассовую канистру? Нет, нельзя!

Мы были к этому готовы. Вручили заправщику вместо пластиковой канистры металлическую, а сами пошли беседовать с начальством: если запрещают наливать в пластик, то почему торгуют пластиковыми канистрами?

Местный начальник оказался сдержанным. Мол, торгуем, но эти канистры предназначены только для хранения. Кто запретил? Нам показывают документ: Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003 года № 226). Введены в действие 1 ноября 2001 года. Тогда какой-то функционер из-за якобы электризации пластика действительно запретил «выдачу нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару». И неведомо ему, что давным-давно делают из пластмассы. Причем и для заправки бензином, не говоря уже о дизельном топливе. Ведь солярку просто так не поджечь, даже если очень постараться. И кто дал указание вытащить из нафталина это странное распоряжение?

Более того, тот же заправщик подбежал к нам и… самолично помог перелить заправленную солярку из металлической канистры в пластиковую! Ведь в приказе не сказано, что этого делать нельзя. Еще одно доказательство того, что Россия непобедима!

Ладно, будем считать это прологом нашей экспертизы. Проверим, что ждет владельцев дизельных машин, заправившихся в начале зимы (пробы мы брали в середине декабря). Причем специально выискивать откровенный «левак» не будем - прокатимся вдоль федеральной трассы на юг от столицы и соберем дизтопливо с .

Справочники для пятиклассников

Никаких топливных проблем на территории России с 1 января 2016 года быть не должно по определению. Мы уже рассказывали, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 повелел исключительно топливо класса К5. А разве «пятиклассники» могут замерзнуть? К тому же дизелеводов оберегают сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 - топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 - остальные.

Однако… Пусть в отеле хоть пять парикмахерских на каждом этаже - это не сделает его пятизвездочным. Так и здесь. Требования к зимним соляркам есть, но кто мешает продавцу торговать чем-то попроще? Громкие фразы про сезонность применения топлива у нас носят рекомендательный характер.

Проверим, замерзает ли топливо «пятого класса». Для справки: температура помутнения зимней солярки для умеренной климатической зоны должна быть не выше -22 ºС. А потому ни одно из купленных дизтоплив не имеет ни малейшего права потерять прозрачность даже в обычном морозильнике, а тем более - замерзнуть.

Приходилось ли вам сталкиваться с замерзающим дизтопливом?

(Данные , который проводился на сайте www..)

НАША СПРАВКА

Все дизтоплива мы закупали в середине декабря 2016 года.

Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами - помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.

Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.

Температура застывания - температура, при которой топливо теряет подвижность; обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.

Из жидкого в твердое

Мы посетили 17 заправочных станций. Не в честь наступившего года - так случайно получилось. Однако «взятие зимнего» все-таки породило смуту в умах: вместо сплошных плюсиков наша таблица запестрела минусами. На половине из купленных солярок в Великий Устюг не доехать!

Разброс цен сумасшедший: от 28 рублей на 106‑м километре Симферопольской трассы до 36 рублей 92 копеек на расположенной поблизости заправке Лукойла.

Нужно признать, что никто из акул рынка в бытовом морозильнике не потонул. Идеальной оказалась солярка Shell, которая при -30 ºС даже не помутнела. Роснефть и ВР выступили нормально, но при -30 ºС эти дизтоплива все-таки немного потеряли прозрачность. То же относится к Лукойлу: при максимальном охлаждении солярка сохранила работоспособность, хотя и немного помутнела.

На каждой АЗС мы оформили протокол взятия пробы. С фотосъемкой кое-где возникали проблемы: к примеру, на месте забора одного из образцов на нас набросилась работница заправки: мол, кто разрешил фотографировать частную собственность? Ее беспокойство, впрочем, вполне объяснимо: взятое там «зимнее ДТ» на морозе быстро превратилось в булыжник. Чтобы это не произошло в баке вашего автомобиля, вновь повторяем: заезжайте только на АЗС проверенных брендов.

Остальное - лотерея, и далеко не беспро­игрышная. И еще совет: в период массового перехода АЗС с летней солярки на зимнюю, если , во время заправки заливайте в бак для подстраховки антигель. Тогда морозным утром гарантированно заведете двигатель.

Итоги нашей проверки мы свели в таблицу. Примечательно, что на всех АЗС, которые мы посетили, были доступны паспорта качества на продаваемые дизтоплива.

Наш эксперимент может воспроизвести каждый желающий в любом регионе страны. Залейте подозрительное ДТ в подходящий стаканчик (закрытый, конечно же, - запах-то не самый приятный) и определите до утра в морозильную камеру. Замерзнет - пришлите нам фото (того, во что превратилась солярка) и координаты АЗС. 

Данные опубликуем на сайте, чтобы оградить других автолюбителей от плохого топлива. В одиночку мы не в состоянии проверить АЗС по всей стране, а вместе с вами - справимся.

Вместо эпилога

Выводов мы сделали несколько. Во‑первых, на нашем топливном рынке по-прежнему анархия. Если в Германии водитель спокойно заправляется на любой АЗС, то у нас так поступать просто неразумно. Особенно зимой, особенно на дизельной машине.

Во‑вторых, нужно шарахаться от АЗС с неожиданно низкими ценами. Зимой экспериментировать с топливом - себе дороже.

В‑третьих, не слушайте тех, кто кивает на потепления. Дескать, сегодня всего минус десять, так что и летняя солярка сойдет. А если ночью мороз? А если нужно ехать за город? Или того дальше, например в Великий Устюг? Зимой нужно заливать только зимнее дизтопливо - не надеясь на авось.

Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ Р 55475

Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурах

Место и время заправки (по чеку) Обозначение топлива (по чеку) Цена на момент закупки, руб. Температура, ºС Комментарии
˗20 ˗25 ˗30
ООО «Шелл нефть», АЗС 11072, Варшавское шоссе, 206а, с. 1 ДТ-З-К5 36,19 + + + прозрачная, как вода, жидкость
АО «РН-Москва», Варшавское шоссе, вл. 266, стр. 1 (ВР) ДТ ULT-З-К5 36,19 + + +
ООО «Саган», МАЗС № 2, Симферопольское шоссе, 9 ДТ-Е-К5 35,18 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС жидкость расслоилась
ООО «Нефтегазовая компания „Интеройл“, МАЗС-1 ДТ-З-К5 34,80 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС превратилось в кисель
ООО „Оптима Юнион“, Подольский р-н, Домодедовское шоссе, 49а ДТ-Л-К5 30,00 ˗/+ ˗/+ ˗ помутнело уже при ˗20 ºС, после чего превратилось в кисель
ООО „Трэйдмаркет“, 40-й км а/д Москва ˗ Харьков не указано 34,00 ˗/+ ˗/+ ˗ при ˗30 ºС утратило текучесть
АО „РН-Москва“, Подольский р-н, Лаговское с/п, вблизи д. Гривно ДТ-З-К5 35,00 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ООО „Компания Трасса“, АЗС
№ 48, 55-й км автодороги „Крым“ ДТ-З-К5 35,29 + +/˗ +/˗ при ˗30 ºС топливо расслоилось
ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 30,90 + ˗ ˗ при ˗20 ºС сильно загустело, а при ˗30 ºС окаменело
ООО „Лаки Стар“ ДТ-Е-К5 30,90 ˗/+ ˗/+ ˗ уже при ˗20 ºС топливо расслоилось
ИП Беляков А.Д. ДТ-евр-К5 33,70 +/ ˗ ˗/+ ˗ расслоение начиная с ˗20 ºС
ООО „АЗС-Сервис“, АЗС № 19, Симферопольское шоссе, 106-й км, с. Липицы ДТ-Е 28,00 ˗/+ ˗/+ ˗ желе, превратившееся при ˗30 ºС в глыбу
ООО „НефтеПромСервис“,
АЗС № 18 (Лукойл) ДТ-З-К5 ЭКТО 36,92 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ИП Сироткин А.А. ДТ-Е-К5 32,70 + +/˗ ˗ замерзло до состояния камня при ˗30 ºС
ООО „Серпуховнефте­продуктсервис“, АЗС 25 ДИЗ.К5 35,50 + +/˗ ˗/+ помутнело довольно быстро, но сохранило текучесть; расслоилось при ˗30 ºС
ООО „В-93“ ДТ-Е К5 33,70 ˗/+ ˗/+ ˗ расслоилось почти сразу, постепенно превращаясь в густой кисель
ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 32,20 + ˗/+ ˗ при ˗25 ºС сильно загустело, при ˗30 ºС замерзло

Примечания: + - замечаний нет; +/ - - дизтопливо еще годно к эксплуатации; - /+ - дизтопливо уже негодно к эксплуатации; - - дизтопливо полностью утратило текучесть.

Расслоение топлива эквивалентно его негодности, поскольку топливный насос не сможет прокачать густые фракции.

Разнообразную информацию о зимней эксплуатации вы найдете в подборке статей из журнала «За рулем» «Автомобиль и зима: советы, мифы, тесты».

Дизельное топливо по популярности уступает бензину, но продолжает использоваться в двигателях самых разных типов. При этом обладает множество неоспоримых достоинств перед другими видами топлива. Имеются определенные особенности дизеля. В первую очередь это касается классификации.

Ранее дизельное топливо чаще использовалось для заправки двигателей тракторов, а также аналогичной техники. Причиной тому является более низки расход топлива на каждый мотто-час, потери мощности по сравнению с бензиновыми двигателями незначительные. Ещё одна причина распространенности дизельных моторов – экологическая и пожарная безопасность. Так как взрывы, возгорания газового оборудования происходят на порядок чаще.

Дизельное топливо является продуктом нефтяной промышленности. Появление его стало следствием возникновения необходимости двигателей максимально эффективных и, в то же время, достаточно мощных. Рудольф Дизель, чьим именем называется данный вид топлива, не является первооткрывателем. Двигатель, работающим на солярке, был разработан ещё в 1860 году. Но по ряду причин использование его не имело экономического смысла.

В то же время на рубеже XIX и XX веков германии срочно потребовались моторы, работающие на более дешевом топливе, альтернативном бензину и светильному газу. Решением стало изобретение Рудольфа Дизеля, который доработал ранее уже разработанную другим ученым конструкцию. Изначально дизельный генератор, ставший прообразом современного дизельного двигателя, имел всего 2 цилиндра. В дальнейшем было добавлено ещё 2.

Существует несколько альтернативных названий дизельного топлива. Одно из таковых – солярка. Произошло данное слово от немецкого Solarol – солнечное масло. Ранее именно так и называли утяжеленную фракцию нефти, получаемую в результате переработки. Именно она является первым вариантом топлива этого вида. С течением стандарты, устанавливаемые к дизелю, претерпели серьезные изменения. В каждом стране в XX веке были разработаны собственные стандарты классификации дизельного топлива.

Например, в Советском союзе долгое время действовал ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51. Официальное обозначение дизельного топлива было «соляровое масло». Применялось оно для заправки среднеоборотных двигателей – от 600 до 1000 об/мин. «Солярка» того времени не могла быть использована в быстроходных двигателях, её состав и свойства достаточно существенно отличатся от современно дизельного топлива.

Основные параметры

Все виды дизельного топлива можно разделить на две основные категории:

  • для быстроходных двигателей;
  • для тихоходных двигателей.

Дистиллятное маловязкое масло подразумевает заливку в двигателя автомобилей. Имеющее более высокую вязкость топливо заливают обычно в различные тихоходные машины. Это трактора, тихоходные речные суда и многое другое.

Важно перед заливкой топлива в конкретную технику убедиться в соответствии его свойств необходимым стандартам. В противном случае камера сгорания будет повреждена, мотор попросту может выйти из строя. Что приведет к необходимости его капитального ремонта.

Существенно различается процесс получения обозначенных выше типов топлива. Дистиллятное включает в себя очищенные соответствующим образом фракции керосинового типа. Применяется прямая перегонка – это позволяет сделать сгорание топлива максимально быстрым. В то же время топливо высокой вязкости включает в себя смесь мазута, а также керосиново-газойлиевых фракций.

В зависимости от различных факторов теплота сгорания топлива обоих типов может варьироваться. В среднем данный показатель составляет приблизительно 42 624 кДж/кг. Существует общий стандарт, которому должно соответствовать все без исключения дизельное топливо на сегодняшний день. Он обозначается как ГОСТ 32511-2013. Обязательным к применению он стал относительно недавно – 01.01.15 г.

Обязательно перед выпуском в продажу проводится отбор дизельного топлива на его пробу. При анализе параметров перечень некоторых характеристик должен находиться в пределах нормы. В противном случае в продажу такого типа топлива выпускать будет попросту недопустимо. К основным моментам относится:

  • вязкость, содержание жидкостей;
  • воспламеняемость;
  • содержание серы.

Вязкость и содержание воды

Исходя из данной характеристики устанавливают два основных вида топлива – зимнее и летнее. Основным параметром, в соответствии с которым осуществляется разделение на классы, является предельная температура фильтруемости, а также температура помутнения и застывания.

Важно помнить, что необходимо выбирать определенный тип солярки для заливки в определенный сезон. Нередки случаи, что использование несоответствующего типа солярки приводило к застыванию её в топливопроводе. Как следствие – имеет место невозможность эксплуатации техники в нормальном режиме.

Возможно использовать летнее дизельное топливо только при температуре более чем -100С. В противном случае будет иметь место не замерзание, но более высокая вязкость. Что приводит к негативным последствиям – проблема в работе двигателя или же невозможность его запуска. В некоторых транспортных средствах используется специальный подогрев для топлива. Это позволяет использовать любой вид солярки вне зависимости от времени года, окружающей температуры.

Ещё одной серьезной проблемой является факт наличия воды в топливе. Так как вода существенно тяжелее солярки, она начинает постепенно скапливаться в нижней части топливного резервуара. Как следствие – возможно образование водяной пробки в топливной системе автомобиля, иной техники. Подобное препятствует нормальной работе двигателя. Именно поэтому установлены основные стандарты касательно кинематической вязкости дизельного топлива. Данный показатель различается для летней/зимней солярки:

  • для летнего вида при температуре +200С и более – более 3сСт;
  • для зимнего вида – более 1.8 Сст;
  • для особой разновидности (арктической) – более 1.5 Сст.

Данный стандарт устанавливается ГОСТ 305-82 от 1982 года. Одним из обязательных условий соответствия данному стандарту является полное отсутствие воды в топливной смеси. Именно за счет этого возможно использование в обозначенных условиях эксплуатации.

Воспламеняемость

Одной из самых важных характеристик является цетановое число. Под данным показателем подразумевают возможность солярки возгораться при возникновении определенных условий в камере сгорания. Стандартым определяются ASTM D613. Для дизельного топлива температура вспышки устанавливается на уровне +7000С, определяется ASTM D93. Температура перегонки для солярки должна опять же укладываться в определенные стандарты – не менее 2000С и не более 3500С.

Количество серы в составе

Одной из самых важных характеристик, на основании которой типы топлива делятся на стандарты Евро 1-5 – это определенное количество серы на единицу объема. Под серой в рассматриваемом случае понимается наличие определенных соединений данного вещества. В перечень учитываемых при определении категорий входит:

  • меркаптан;
  • тиофен;
  • тиофан;
  • дисульфид;
  • сульфид.

В то же время элементарная сера, обозначенная в таблице Менделеева, как таковая не учитывается при определении стандартов. В соответствии с настоящими наиболее современными стандартами, применяемыми в Штате Калифорния и Европе, количество сернистых соединений на единицу объема не должно превышать 0.001 %. Это составляет приблизительно 10 ppm.

Многие автопроизводители говорят о том, что снижение количества сернистых соединений в солярке приводит к снижению его смазывающих качеств. Что приводит к более быстрому износу двигателя. Но данная позиция не является однозначной. На данный момент времени современная солярка включает дополнительные присадки, которые осуществляют смазку двигателя.

Классификация солярки в СССР

В соответствии с ГОСТ 305-82 солярка в Советском Союзе делилась на 3 основные категории:

  • летняя;
  • зимняя;
  • арктическая.

Под летней понималась солярка, использование которой рекомендовалось при температуре не ниже 00С. Температура вспышки устанавливалась на уровне л-0 или же 2-40. Под зимней понималась солярка, использование которой допускалось вплоть до -200С. В то же время не налагалось каких-либо ограничений на использование такой зимней солярки в летнее время года. Фактически, она являлась универсальной.

Солярка арктического типа – самая дорогая в производстве, использование её допускается при температуре до -500С. Требования к данному типу топлива устанавливаются максимально высокие.

Классификация дизельного топлива по видам

В Европейском союзе ещё с 1993 года используется специальная система стандартов, применяемая к дизельному топливу. Обозначается такой стандарт как EN-590. В соответствии с данным стандартом устанавливаются основные требования к количество содержащейся серы, а также иным характеристикам топлива. Самый первый стандарт обозначался как Евро-1. На данный момент действительным является стандарт Евро-5.

Стандарт этого типа позволяет классифицировать топлива температурным и климатическим зонам использования. Например, Class A-F подразумевает использование при температуре от +5 до -200С. Отдельные критерии существуют для температур отрицательных.

На территории Российской Федерации сразу от советских стандартов классификации решили перейти на европейский. На данный момент действительным является ГОСТ-Р 52369-2005. По своим параметрам он соответствует характеристикам установленным для EN-590.

Распределение осуществляется в зависимости от количество содержащейся серы:

  • вид №1 – менее 350 мг/кг;
  • вид №2 – менее 50 мг/кг;
  • вид №3 – менее 10 мг/кг.

Классификация дизельного топлива по классам

Также осуществляется разделение топлива этого типа на отдельные сорта в зависимости от использования в определенном климате. Главным критерием является предельная температура фильтруемости. Разделение на сорта осуществляется следующим образом:

  • СОРТ А – при температуре более +50С;
  • СОРТ В – при температуре более 00С;
  • СОРТ С – более -50С;
  • СОРТ D – более -100С и так далее.

Стандарты в ней устанавливаются максимально жесткие, так как невыполнение их приводит к проблемам с топливной системой при достижении окружающим воздухом достаточно низкой температуры.

Сегодня по классам разбивка осуществляется следующим образом:

  • Класс 0 – использование от -200С;
  • Класс 1 – от -260С;
  • Класс 2 – от -320С;
  • Класс 3 – от -380С;
  • Класс 4 – от -440С.

Существует специальная маркировка, применяемая на территории Таможенного союза такими странами, как Россия, Беларусь и Казахстан. Прежде, чем приступить к использованию такого топлива, стоит внимательно ознакомиться с требованиями климатического характера в определенном регионе. Использование несоответствующего может привести к серьезным неприятностям. Вплоть до выхода из строя двигателя в некоторых случаях. Подобные ситуации также имеют место.

Итог

На территории Москвы и Московской области относительно недавно перешли на стандарт топлива Евро-5. Именно по этой причине качество как солярки, так и бензина в данном регионе на порядок выше, чем в остальных. Выполнение данных стандартов топлива устанавливаются федеральным законодательством. Именно поэтому все без исключения компании-производители (Лукойл, Башнефть и другие) обязаны соблюдать устанавливаемые требования.

Контроль топлива на соответствие стандартам осуществляется на государственном уровне. При этом существует большое количество самых разных сортов, типов солярки. При наличии таковой возможности стоит заранее ознакомиться с этой информацией.



Сорта дизельного топлива.

ГОСТ Р 52368-2005 “Топливо дизельное Евро. Технические условия” предусматривает выпуск современного дизельного топлива для умеренного, холодного и арктического климата 6 сортов, 5 классов и 3 х видов. Данный ГОСТ унифицирован с европейским стандартом EN590 и соответствует требованиям к двигателям Евро-3, Евро-4 и Евро-5.

1. Умеренный климат.

Сорта топлива 6 наименований (A,B,C,D,E и F) экологических классов топлива К4 и К5 (обозначение по техническому регламенту Таможенного союза) предусмотрены для умеренного климата , характеризуются предельной температурой фильтруемости (таблица 1). В таблице приведены данные для 4 и 5 экологических классов топлива.

Таблица 1.

Сорт топлива Экологический класс по ТР ТС Предельная температура фильтруемости, °С, не выше Содержание серы, мг/кг, не более Цетановое число, не менее
К4 (вид II)
К5 (вид III)
К4 (вид II)
К5 (вид III)
К4 (вид II)
К5 (вид III)
К4 (вид II)
К5 (вид III)
К4 (вид II)
К5 (вид III)
К4 (вид II)
К5 (вид III)

Сорта А, В, С относятся к летним, сорта D , E , F – к переходным.

Температура фильтруемости обозначает ту температуру, ниже которой дизтопливо не проходит через стандартный фильтр с необходимым расходом.

2. Холодный и арктический климат.

2.1. Дизельное топливо для этих климатических зон по ГОСТ Р 52368-2005 выпускается по классам 5-и значений (0, 1, 2, 3, 4), характеризующихся предельной температурой фильтруемости, температурой помутнения и другими показателями (таблица 2).

Таблица 2.

Показатели Классы зимнего топлива
Предельная температура фильтруемости, °С
Температура помутнения, °С, не выше
Цетановое число, не менее
Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /с
Плотность при 15°С, кг/м 3 800-840
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 30

2.2. Согласно таблицы 1 ГОСТ Р 52368-2005 и приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза зимнее дизельное топливо классифицируется следующим образом (таблица 3).

Таблица 3.

2.3. Пример записи продукции при заказе и в технической документации по ГОСТ Р 52368-2005:

«Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009)

— Сорт А (В, С, D, Е, F), вид I (вид II, вид III);
— класс 0 (1, 2, 3, 4) , вид I (вид II, вид III)».

Автотранс-консультант.ру.

Маркировка указывает на тип дизельного топлива, географическую область применения и сезонность, а также наглядно показывает уровень его экологичности.

В 2011 году на территории Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь был принят технический регламент ТР ТС 013/2011, регламентирующего способ обозначения дизельного топлива, маркировка которого обозначается в виде трех групп знаков:

  • В первой группе знаков указывается принадлежность к виду дизельного топлива: ДТ.
  • Во второй группе указывается сезонность топлива:
  1. Летнее (без определения температуры фильтруемости) – Л;
  2. Межсезонное (-15°С) – Е;
  3. Зимнее (-20°С) – З;
  4. Арктическое (-38°С) – А.
  • В третьей группе обозначается экологический класс, характеризующийся количественным показателем содержания серы:
    1. К2 (не более 500мг/кг);
    2. К3 (не более 350мг/кг) – соответствие с вид I (ГОСТ Р 52368-2005);
    3. К4 (не более 50мг/кг) – соответствие с вид II (ГОСТ Р 52368-2005);
    4. К5 (не более 10мг/кг) – соответствие с вид III (ГОСТ Р 52368-2005).

    В результате на рынке Российской Федерации появилось два действующих документа, регламентирующих обозначение дизельного топлива.

    1 июля 2014 года на территории РФ начал действовать ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» для видов топлива, предназначенных к применению в условиях холодного климата, изготовленных методом каталитической депарафинизации.

    Маркировка топлива по данному стандарту состоит из четырех групп знаков. Первая группа – принадлежность к типу дизтоплива (ДТ). Вторая группа обозначает сезонность – арктическая или зимняя. Третья группа – экологический класс (К3, К4 и К5) соответствует экологическому классу ТР ТС 013/2011. Четвертая группа обозначает минимальную температуру фильтруемости дизельного топлива, знак отрицательной температуры обозначается как «минус».

    Данный стандарт не отменяет действия ГОСТ Р 52368-2005.

    Необходимо указать, что с 01.01.2016 года на территории Российской Федерации дизельное топливо ниже экологического класса К5(вид III) запрещено к выпуску и обращению.

    В настоящее время маркировка дизтоплива дает информацию о количестве серы и температуре использования, остальная информация приводится в паспорте качества.

    Сравнительная таблица характеристик различных марок дизельного топлива

    Марка Границы кипения, °С Сера, % не более Температура применения, °С Температура помутнения, °С Температура застывания, °С Температура вспышки в закрытом тигле, °С Кинематическая вязкость, Ст (сантистокс) Цетановое число
    ДТЛ-0,5-40 (summer diesel L-0,5-40) 180÷360 0,5 0 -10 -5 +40 3÷6 -
    ДТЛ-0,2-40 (summer diesel L-0,2-40) 180÷360 0,2 0 -10 -5 +40 3÷6 -
    А-0,2 (arcticdiesel A-0,2) для тепловозных и судовых двигателей 180÷360 0,2 -50 - -55 +35 - -
    ДТЛ-0,5-62 (summer diesel L-0,5-62) 180÷360 0,5 0 -10 -5 +62 3÷6 -
    ДТЛ-0,2-62 (summer diesel L-0,2-62) 180÷360 0,2 0 -10 -5 +62 3÷6 -
    А-0,4 (arcticdiesel A-0,4) 180÷360 0,4 -50 - -55 +30 - -
    А-0,2 (arcticdiesel A-0,2) для автотракторных дизелей 180÷360 0,2 -50 - -55 +30 - -
    arctic diesel ecologicaly safe 180÷360 0,05 (0,1) -50 - -55 +30 - -
    ДЗп winter diesel DZp 180÷360 0,2 -15 -5 -35 +40 3÷6 -
    ДТ ДЛЭЧ diesel (summer ecologicaly safe) 180÷360 0,2-0,5 -15 -5 -35 +62 3÷6 -
    ДТ ДЛЭ summer diesel (export grade) 180÷360 0,2 0 -5 -10 +65 3÷6 -
    ДТДЗЭ winter diesel (export grade) 180÷360 0,2 -30 - - +60 2,7÷6 -
    3-0,5 минус 35 winter diesel Z-0,5 minus 35 180÷360 0,5 -20 -25 -35 +65 3÷6 -
    3-0,2 минус 35 winter diesel Z-0,2 minus 35 180÷360 0,2 -20 -25 -35 +65 3÷6 -
    3-0,5 минус 35 winter diesel Z-0,5 minus 45 180÷360 0,5 -30 -35 -45 +65 3÷6 -
    3-0,2 минус 35 winter diesel Z-0,2 minus 45 180÷360 0,2 -30 -35 -45 +65 3÷6 -
    gasoilmotuer 180÷360 0,3 - - - - 48
    lowsulphur №2 oil 180÷360 0,05 - - - +54 - 40÷45
    gasoilJapan-A 180÷360 0,5 - -5 (Л) -10 (З) - - - 45
    gasoilJapan-A 180÷360 0,5 - -5 (Л) -10 (З) - - - 50
    gasoil Singapore regular 0,5pct 180÷360 0,5 - 6÷15 - 1,8÷5,5 - 48
    gasoil Singapore regular 1pct 180÷360 0,5 - 6÷15 - 1,8÷5,5 - 48

    В настоящее время также можно встретить запросы с устаревшей маркировкой дизельного топлива.

    Ранее существовал стандарт маркировки ГОСТ 305-82 (дата введения: 01.01.83, в настоящее время устарел). Маркировка дизельного топлива зависела от сезонности с обязательным указанием максимально возможного процентного содержания серы. Сезонность топлива обозначалась литерами, обозначая летнее «Л» (фильтруемость до 0°С), зимнее «З» (-20°С) или арктическое «А» (-50°С) топливо. Максимально допустимое процентное содержание серы регламентировалось в пределах 0,2;0,4 или 0,5 процента. В маркировке летней марки топлива должна была указываться температура вспышки, в маркировке зимних должно было быть указание температуры застывания. При маркировании зимнего топлива в целях исключения ошибок при чтении маркировки знак отрицательного числа не мог обозначаться знаком «–», обозначение делалось словом «минус» или «minus».

    На смену устаревшего стандарта в 2005 году был принят к исполнению стандарт ГОСТ 52368-2005, действовавший до 2014 года. Данный государственный стандарт действовал на территории Российской федерации. Регламент принимал европейский тип классификации дизельного топлива EN 590, более известного под названием ЕВРО-5.В данном стандарте ограничивалось содержание массовой доли серы:

    • Вид I – максимальное содержание серы до 350 мг/кг;
    • Вид II – до 50 мг/кг;
    • Вид III – до 10 мг/кг.

    Также дизельное топливо по данному стандарту классифицировалось по климатическим зонам. В качестве классификатора принималась температура фильтруемости топлива, при котором топливо уже не может течь по топливным магистралям.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png