Правила перевозки баллонов с техническими газами

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

    "Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997).

    "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76).

    "Правила дорожного движения" (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что "Перевозка... опасных грузов... осуществляется в соответствии со специальными правилами".

    "Кодекс РФ об административных правонарушениях", статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде "административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда".

В соответствии с п.п.3 п.1.2 "Действие Правил не распространяется на... перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза". Там же разъяснено, что "Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)". Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ , устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 "Положения ДОПОГ не применяются... к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки".
Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий - изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 ).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А - нейтральные и О - окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) - ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под "единицей" здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа. Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:

класс

объем

количество

баллон 40л

до 24 штук включительно

Кислород

баллон 40л

до 24 штук включительно

баллон 21кг/50л

до 15 штук включительно

П А М Я Т К А
по самостоятельной перевозке газовых 50-л. баллонов личным транспортом (подручными средствами)

1.Информация о газе

1.1. Наполнение баллонов производится сжиженными газами ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления».
1.2. Физико-химические свойства сжиженных углеводородных газов:
- пожаро- и взрывоопасные;
- в смеси с воздухом образуют взрывоопасные смеси (от 2 до 10% к объему помещения);
- пары газа скапливаются в низких и непроветриваемых местах;
- небольшое количество паров газа в воздухе вызывает кислородное голодание, а при значительных концентрациях – удушье;
- при неполном сгорании газа выделяется угарный газ, вдыхание которого может привести к отравлению.

2. Получение баллона на предприятии газового хозяйства

2.1. При получении баллонов со сжиженным газом абонент обязан:
- проверить исправность полученного баллона, наличие на баллоне паспортных данных, установленных надписей, окраски;
- проверить укомплектованность баллона заглушкой.

3. Транспортировка баллона и требования к автотранспорту

3.1. Перевозка одиночных баллонов в автомашинах (подручных средствах) должна производиться с предохранительными колпаками и с применением устройств (приспособлений), предохраняющих баллон от ударов и перемещений. В качестве таких устройств могут применяться деревянные бруски с гнездами, резиновые кольца и веревочные крепления.
3.2. Баллоны с газом запрещено перевозить совместно с продовольственными легковоспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а также в салоне легкового автомобиля.
3.3. Во время транспортировки баллона не разрешается оставлять автомобиль (подручное средство) без присмотра, курить.
3.4. Запрещается останавливать автомобиль (подручное средство) с баллоном возле мест с открытым огнем.
3.5. При перевозке баллона со сжиженным газом необходимо соблюдать допустимые скорости, в соответствии с «Правилами дорожного движения в РФ» резко не тормозить.
3.6. Погрузку и выгрузку баллона осуществлять осторожно, без резких ударов – при надетом колпаке. Запрещается опускать баллон на колпак.

4. В случае утечки газа из баллона и невозможности дальнейшей его транспортировки, необходимо:

Отогнать машину (подручное средство) с учетом направления ветра на расстояние, не ближе 100 метров от жилых, общественных и производственных зданий, но не в низину; убедиться в отсутствии огня;
- снять баллон с автомобиля (подручного средства), отогнать автомобиль на 100 метров от места стравливания газа и заглушить двигатель;
- в лежачем положении периодически открытием баллона (штуцер вентиля направлять по ветру от себя) освободить баллон от газа. Дождаться полного рассеивания стравленного газа. Неисправный баллон вернуть на пункт выдачи баллонов.

Все резервуары со сжатыми, растворенными и сжиженными газами, к которым относятся кислород, ацетилен, пропан-бутан и др., классифицируются как опасные грузы. Поэтому перевозка газовых баллонов должна производиться согласно правил и норм, установленных правительством РФ.

Какие документы регламентируют перевозку газа автотранспортом

На сегодняшний день транспортировка газа в России регулируется несколькими нормативными документами. В первую очередь, это Приказ Минтранса №73 (08.09.95), который, по мнению экспертов, уже устарел, поскольку противоречит многим современным требованиям к автомобилям и дорожным условиям. Второй норматив – это Постановление Правительства РФ №272 (15.04.11), где в п. 3 раздела «Общие положения» прописано, что перевозка опасных видов груза в пригородном, городском и международном сообщениях должна производиться согласно приложений A, B Европейского соглашения о транспортировке опасных грузов (ДОПОГ).

Главный парадокс заключается в том, что постановление №272 выходит из федерального закона №259, который распространяется на лица, оказывающие транспортные услуги, например перевозку газовых баллонов. То есть при наличии договора на оказание таких услуг следует руководствоваться постановлением №272, а при отсутствии подобного договора (к примеру, необходимо перевезти емкость из одного склада в другой собственным автомобилем) – старым приказом №73. Хотя в своих разъяснительных письмах Минтранс делает акцент на том, что во всех ситуациях приоритетом пользуется ДОПОГ и перемещение газовых резервуаров не должно противоречить данному соглашению.

Перевозка опасного груза — газа — компанией Промтехгаз

Вышеизложенные нормативные требования по большому счету относятся к юридическим лицам – компаниям, которые занимаются транспортировкой газонаполненных резервуаров. Для частных лиц ДОПОГ делает исключение, согласно которому положения, указанные в данном документе, не применяются, если перевозимые газовые емкости упакованы для розничной реализации и предназначаются для личного потребления, применения в быту, организации досуга и занятий спортом.

То есть сотрудник ДПС не имеет права применить какие-либо санкции к частному лицу, перевозимому на своем автомобиле баллон с газом, который предназначен для собственных нужд. При этом количество и общий объем резервуаров никак не регламентированы. Претензии могут быть лишь в случае несоблюдения условий безопасного перемещения подобных сосудов.

Многие люди перевозят газовые баллоны в прицепах к легковым автомобилям

Меры для безопасной перевозки газонаполненных резервуаров

  • Наполненные газом сосуды необходимо располагать в автомобиле в горизонтальном положении.
  • На каждую емкость накручиваются колпаки, предотвращающие ее разгерметизацию.
  • Между баллонами должны находиться прокладки: деревянные бруски со специальными гнездами, резиновые кольца или другие материалы, защищающие корпус резервуара от ударов. В качестве прокладок запрещается применять легковоспламеняющиеся материалы (сено, солому и т.п.).
  • Автомобиль должен оснащаться двумя огнетушителями (порошковыми или углекислотными) объемом не меньше 2-х литров.

Купить пропан-бутан в баллонах можно в компании «Промтехгаз», которая предоставляет качественную газовую продукцию как для предприятий, так и для частных лиц.

Сколько баллонов можно возить?

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза .

А зачастую можно без проблем возить существенно больше! Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами.

Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения [ , ] это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ , устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 "Положения ДОПОГ не применяются … к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки".

Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий - изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 ).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ . Негорючие, неядовитые газы (группы А - нейтральные и О - окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) - ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под "единицей" здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа. Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:

Газ

Класс

Объем

Количество

Азот

40-л баллон

до 24 штук включительно

Аргон

40-л баллон

до 24 штук включительно

Ацетилен

5кг/40л баллон

до 18 штук включительно

Гелий

40-л баллон

до 24 штук включительно

Кислород

40-л баллон

до 24 штук включительно

Пропан

21кг/50л баллон

до 15 штук включительно

Углекислота

24кг/40л баллонн

до 41 штук включительно

Углекислота

19 кг/40л баллон

до 52 штук включительно

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ "Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма … количества веществ и изделий транспортной категории "2", помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории "3" не должна превышать 1000".

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?

Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572

Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов гласит: "совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)". Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение. Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 ), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно… В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый.

Необходимость в транспортировке газобаллонов в личном легковом автомобиле – распространенное в нашей стране явление. Сжатый газ в емкостях-баллонах используется в дачных хозяйствах, на частных строительных объектах и пр. И поэтому вопрос о том, насколько законна перевозка газовых баллонов в легковом автомобиле человеком, не имеющим на это специального разрешения, и на каких условиях это допустимо делать, неизменно актуален. При этом дело тут не только в неприятной перспективе быть наказанным за несоблюдение законодательства, но и в рисках создания водителем аварийных ситуаций на дороге.

Перевозка пропана, кислорода, а также аргона и некоторых других газов в сжатом виде в легковом автомобиле допускается. Но существует немало оговорок, которые при этом следует соблюсти. Связано это с тем, что сжатый кислород, как и прочие газы, находясь под высоким давлением, представляет собой груз, относящийся к категории опасных. Законодательно право на такие перевозки зафиксировано в и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957).

Эти документы позволяют определить, сколько газовых баллонов можно перевозить без разрешения в зависимости от категории их содержимого. А в разъяснении, изданном Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (№ 13/2–121 от 26.07.2006) конкретизируется возможность осуществлять перевозку аргона сжатого, ацетилена растворенного, кислорода сжатого и пропана, находящихся в баллонах емкостью по 50 л. без соблюдения требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Положительный или отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли перевозить газовый баллон в легковом автомобиле, зависит от целого ряда факторов. Таковыми являются: содержимое газобаллона, «соседство», в котором ему придется находиться в процессе транспортировки, размещение и фиксация газобаллонов в автомобиле и др. Имеется свод правил, регламентирующих возможность перевозки в каждом конкретном случае.

Правила перевозки газовых баллонов

Прежде чем думать, как перевезти газовый баллон в легковом автомобиле, нужно убедиться в исправности его самого и позаботиться о том, чтобы избежать подозрений в нарушении закона со стороны сотрудников ГИБДД. Для этого после заправки емкости сжатым газом ее нужно обязательно проверять на герметичность. А на каждый заправленный газобаллон необходимо нанести маркировку в виде надписи, содержащей название транспортируемого газа и знаки его опасности. Основные правила транспортировки газовых баллонов заключаются в следующем:

  • перед началом перевозки полагается проверить на исправность целостность баллона с газом, его заглушек и арматуры;
  • перевозка газовых баллонов автомобильным транспортом допустима исключительно в багажнике ТС, но не в салоне;
  • в багажнике автомобиля каждую емкость со сжатым газом следует жестко фиксировать так, чтобы избежать возможности ее перемещения. Использовать для этого допустимо веревочные крепления, деревянные бруски с гнездами соответствующих размеров, резиновые кольца. Выбор в пользу того или иного средства крепления должен в первую очередь зависеть от качества дорожного покрытия;
  • расположение газобаллонов в автомобиле должно быть горизонтальным, каждый их ряд может состоять не более чем из 3 единиц. Общее количество емкостей (и их масса) не должно превышать предельно допустимую грузоподъемность автомобиля. Направление расположения вентилей газобаллонов – в сторону салона;
  • в багажнике не должны находиться предметы, перемещение которых в процессе движения автомобиля может привести к ударам по баллонам с газом;
  • вместе с газобаллонами в багажнике автомобиля запрещено транспортировать взрывчатые и/или легковоспламеняющиеся объекты.

Дополнительные ограничения, которые необходимо соблюдать, чтобы не допустить :

  • запрещено превышать предельно допустимую норму для наполнения баллона сжатым газом;
  • не рекомендуется перевозить газобаллоны в жаркие летние дни, поскольку сжатые газы могут реагировать на чрезмерное повышение температуры снаружи емкостей;
  • нельзя курить в непосредственной близости от автомобиля, загруженного баллонами со сжатым газом;
  • запрещено останавливать транспортное средство возле мест возгорания объектов (т. е. открытого пламени).

Все без исключения баллоны со сжатым воздухом или более опасным сжиженным газом, согласно современному законодательству, относятся к категории достаточно опасных перевозимых грузов. Чтобы грамотно была осуществлена перевозка кислородных баллонов автотранспортом, нормативы должны быть соблюдены в обязательном порядке. Говоря иными словами, для максимального уровня безопасности, в процессе транспортировки необходимо опираться на перечень правил, условий и норм.

Основные правила

Во всех без исключения кислородных емкостях находится сжатый газ, потому груз такого плана относится к категории опасных. Хранение, эксплуатация, перевозка и доставка кислородных баллонов автотранспортом должна проводиться по правилам. При организации грамотной перевозки важно обратить внимание на наличие специальной сопроводительной документации, в распоряжении должны находиться специальные разрешительные документы ДОПОГ. Кроме того, есть определенные требования к водителям, которые должны обладать определенным профессиональным уровнем. Емкости для кислорода, как категория опасного груза, должны быть особым образом промаркированы.

Всё это правила предварительной подготовки к доставке опасного груза. Есть также несколько правил, которые касаются непосредственно процесса транспортировки. Среди утвержденных правил, направленных на такой момент, как перевозка баллонов с кислородом на автомобильном транспорте, можно выделить:

  1. В процессе загрузки баллонов в машину, требуется проследить за тем, чтобы двигатель не был запущен.
  2. Строго запрещено встряхивать баллоны и обращаться с ними халатно.
  3. Баллоны нужно укладывать таким образом, чтобы была полностью устранена возможность их серьезного смещения друг от друга.
  4. Вся партия груза должна быть очень прочно зафиксирована надежными лентами.
  5. В процессе укладки нужно следить за тем, чтобы вентили были направлены в одну сторону.
  6. Если баллоны по диаметру более 30 см, их укладка должна осуществляться строго с поворотом многочисленных защитных клапанов в сторону кабины водителя.
  7. Перевозка и доставка кислородных баллонов должна осуществляться со скоростью не более 60 км в час. При неблагоприятных погодных условиях данный показатель еще больше снижается.
  8. Перевозка изделий одновременно с людьми и иными опасными грузами категорически запрещена.
  9. Транспортировка кислородных емкостей обычными грузовыми автомобилями в летний период должна осуществляться с одновременной защитой груза от прямого попадания солнца.

Это главные требования и правила, которые утверждены законом и перечислены в списке правил ДОПОГ. Тщательное их соблюдение обеспечит высокий уровень безопасности.

Упрощение правил перевозки

В отдельных ситуациях полного соблюдения всех перечисленных выше правил не требуется. Подобное послабление имеет место быть в ситуации, если общий уровень температуры в цистерне или в перевозимых баллонах не больше 20 градусов, а максимальное значение давления составляет 2 бара. Данные правила относятся ко всем видам тары, даже к той, которая относится к элементам комплектации самого авто. Также под указанные правила не подпадает кислород, который присутствует в продуктах питания и в напитках.

Упрощение правил по транспортировке баллонов действует по отношению к тем грузам, номинальный уровень вместимости которых, максимум составляет 1000 литров. В подобной ситуации не требуется проводить специальную маркировку, не нужно заниматься оформлением свидетельств категории ДОПОГ, разрешений и прорабатывать индивидуальный путь следования. Многие транспортные компании, опираясь на данное правило, принимают решение произвести несколько мелких транспортировочных процессов вместо одной крупной.

Важные моменты

Перевозка газа и баллонов с кислородом невозможна без высокого уровня компетентности в организации подобных процессов. Ответственность за транспортировку возлагается, как на водителя, так и на транспортную компанию. Она полностью регламентирована одновременно несколькими законодательными актами и сводами тщательно проработанных правил для перевозки тары.

Важно! Кислород должен перевозиться на автокарах и строго в виде уложенных на дно кузова емкостей. Каждая облагается прокладками.

В качестве прокладок используются бруски дерева, где предварительно прорезываются гнезда, полностью соответствующие размерам перевозимого баллона. Одновременно с этим водители и сотрудники транспортных компаний должны использовать для каждой емкости специальные выполненные из качественной резины кольца. Их толщина должна быть не менее 25 мм. Надевается по два кольца на одну емкость. Все это поможет предотвратить удары кислорода друг о друга.

Подводя итоги

При транспортировке и доставке баллонов с кислородом очень важно соблюдать определенные требования. Это касается не только подготовки транспортного средства и укладки баллонов, но также самого водителя. Перед тем как повести автомобиль, водитель в обязательном порядке проходит тщательное освидетельствование с медицинской точки зрения и получает определенный инструктаж, как проводится перевозка кислородных баллонов обычным автотранспортом по правилам и в соответствии с нормативами. Тщательно проверяется машина для перевозки. Только так можно добиться максимально безопасной транспортировки груза.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png