Пока силовая установка автомобиля бездействует, питание бортовой сети осуществляется от внешнего источника питания – автомобильной аккумуляторной батареи. Также посредством электроэнергии аккумулятора производится и сам запуск силовой установки.

Любой автомобилист должен знать как и чем зарядить аккумулятор своего автомобиля

Необходимость правильной зарядки автомобильного аккумулятора

Но аккумуляторная батарея энергию для запитывания сети не вырабатывает, она лишь хранит ее в себе, при надобности отдает, после чего восстанавливает свой заряд от .

Цикличность заряда-разряда идет не на пользу самой батарее, со временем ее заряд уменьшается, то есть батарея потихоньку разряжается, полностью восстановить количество энергии от генератора не удается, в конечном итоге заряда батареи уже не будет хватать для запуска мотора. В таком случае остро встает вопрос: как зарядить аккумулятор автомобиля. Производится данная операция зарядными устройствами. Но перед описанием процесса зарядки аккумулятор, разберемся, какие бывают аккумуляторы на машинах, их основные параметры, которые учитываются при подзарядке, виды зарядных устройств, принцип их функционирования, правила зарядки автомобильного аккумулятора и что не следует делать при выполнении операции.

Видео: Взрыв аккумулятора

Все АКБ конструктивно схожи. Имеется набор пластин, которые играют роль электродов, одни – положительных, другие — отрицательных. Чтобы между пластинами происходила химическая реакция, в результате которой выделяется электроэнергия, пространство между пластинами заполняется электролитом. В зависимости от вида АКБ в качестве электролита выступает либо раствор кислоты с водой, либо раствор щелочи с водой.

Виды аккумуляторных батарей

На автомобилях применяются аккумуляторы следующих видов: кислотные, щелочные и гелевые. Есть еще один вид батареи – литий-ионных, но в силу своих особенностей данные АКБ не могут запустить двигатель, поэтому в авто они применяются пока только, как дополнительный элемент питания.

Так устроен аккумулятор автомобиля

У кислотных батарей электроды выполнены из свинца, в котором имеются дополнительные примеси. Свинец, как материал электродов, используется потому, что этот материал имеет хорошую энергоемкость и может за малый промежуток времени выдать токи больших значений. Электролитом у этих АКБ выступает раствор кислоты. Это самые распространенные батареи, которые применяются на автомобиле.

У щелочных батарей установлены не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные пластины. А пространство между ними заполнено раствором едкого калия. Эти АКБ на легковых авто применяются не часто, поскольку сила тока у них ниже, чем у кислотных.

Появились сравнительно недавно. По сути, этот тот же кислотный аккумулятор, только у него электролит приведен в желеобразное состояние. Эти АКБ являются перспективными, но ряд технологических особенностей данных батарей не позволяет их широко использовать, да и стоят они не солидно.

Помимо этого АКБ делятся еще на обслуживаемые и необслуживаемые. Кислотные аккумуляторы бывают только обслуживаемыми. А все потому, что при химической реакции часть воды из раствора испаряется. Для того чтобы электролит имел соответствующую плотность, периодически нужно проверять состояние электролита и при надобности доливать воду.

Вода для доливки в аккумулятор используется только дистиллированная.

Необслуживаемыми являются гелевые АКБ. Они имеют герметичный корпус. При химической реакции вода у них не испаряется. Поэтому и доливки не требует.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора

В дальнейшем будем рассматривать правильную зарядку аккумулятора на примере распространенных кислотных АКБ. Но пока пройдемся по зарядным устройствам.

Зарядное устройство для аккумулятора

Любое зарядное устройство – это преобразователь электроенергии. Самая простая схема зарядного устройства (ЗУ) – это трансформатор понижающий и диодный мост. Принцип работы таков: переменное напряжение сети 220 В, проходя через трансформатор и диодный мост, преобразуется в постоянное напряжение в 14-15 В, которое требуется для зарядки АКБ.

Часто в конструкцию зарядного устройства включают дополнительные контрольные датчики – амперметры и вольтметры, регуляторы напряжения и силы тока, предохранители. Хотя есть и ЗУ, у которых сила тока и напряжение для каждого АКБ подбираются в автоматическом режиме.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Особенности зарядки аккумулятора автомобиля

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует учесть несколько параметров для зарядки аккумулятора.

  • Самой оптимальной силой тока для зарядки аккумулятора является показатель в 10% от номинальной энергоемкости АКБ. То есть, при показателе энергоемкости батареи в 60 Ач сила тока должна не превышать 6 А.
  • Оптимальное напряжение на клеммах ЗУ — это +10% от номинального напряжения полностью заряженной батареи. Для примера, у полностью заряженного аккумулятора напряжение на клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения — это 1,26 В, добавляем его к 12,6 В и получаем оптимальное напряжение в 13,86 В.
  • Провести быструю зарядку батареи возможно. Выполняется такая зарядка токами больших значений – 20-30 А. Но такая зарядка повреждает батарею, поэтому от такой зарядки лучше воздержаться.
  • При зарядке гелевого аккумулятора важно не превышать критического для такого АКБ напряжения, которое обычно составляет 14,2 В.

Это основные критерии, учитывающиеся для того, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Перейдем непосредственно к тому, как зарядить аккумулятор автомобиля.

Подготовительные работы

Вначале нужно убедиться, что аккумулятор действительно разряжен. Для этого его нужно извлечь из ниши в автомобиле. Помимо естественного разряда батареи из-за его эксплуатации, причиной разряда может быть повреждение корпуса АКБ, в результате чего электролит вытек и химическая реакция в нем не проходит. Поэтому после извлечения его нужно отчистить от пыли, грязи и следует внимательно осмотреть корпус аккумулятора. Если трещина имеется и через нее вытек электролит – такой АКБ дальше использовать нельзя.

Определить, разряжена ли аккумуляторная батарея, можно по цветовому индикатору, который часто устанавливают на крышке корпуса. Цвета в индикаторе могут быть разные, поэтому следует обратить внимание на наклейку с пояснением, которая обычно наклеена рядом с индикатором.

Проверить состояние заряда батареи можно и по напряжению на клеммах. Для этого можно воспользоваться обычным тестером. При разряженной батарее напряжение будет ниже номинального.

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует также проверить электролит. Через заливные пробки можно проследить за состоянием и количеством электролита, в нормальном состоянии электролит должен быть чистым, прозрачным и не иметь примесей, а уровень его должен быть выше пластин. При меньшем уровне – нужно долить дистиллята.

Следует проверить и вентиляционное отверстие в крышке АКБ. Оно не должно быть забито, иначе испарениям не будет выхода.

Как зарядить аккумулятор автомобиля? Процесс зарядки

Далее можно выполнить непосредственно зарядку батареи. Важным моментом является испарение электролита при подзарядке, поэтому не стоит это делать в жилом здании. Также сначала подключают зарядное устройство к батарее, а уже потом в сеть. Внимательно нужно отнестись к правильности подключения ЗУ к батарее, иначе при неправильном подключении выйдут из строя предохранители зарядного устройства.

Видео: Как зарядить автомобильный аккумулятор

Процесс зарядки аккумулятора зарядным устройством производится двумя методами :

  1. при первом методе зарядка производится при постоянном значении напряжения, обычно это значение 14-16 В. А сила тока – величина изменяемая. В начале зарядки сила тока большая, может достигать 25-30 А, но по мере зарядки сила тока снижается.
  2. при втором методе сила тока является постоянной, а напряжение меняется. Данный метод более сложный, и нужно полностью знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор таким зарядом.

Заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, у которого используется метод постоянного напряжения – несложно. Достаточно выставить регулятором силу тока на уровне 10% от энергоемкости батарей. По мере подзарядки сила тока будет падать. Сигналом того, что батарея полностью восстановила заряд, будет опускание стрелки амперметра до «0». Обычно на полную подзарядку с такой силой тока уходит 10-13 часов.

Подзарядка устройством методом постоянного тока сложнее, и нужно знать, как подзарядить аккумулятор автомобиля таким ЗУ. Поскольку у данного устройства задается параметр силы тока, то вначале зарядки задается сила тока в размере 10% от энергоемкости. При такой силе тока АКБ заряжается до показателя напряжения в 14 В, после чего следует понизить силу тока наполовину и заряжать таким током до показателя напряжения в 15 В, после чего еще следует понизить вдвое ток. Сигналом полной зарядки АКБ будет удержание показателя напряжения на одном уровне в индикаторе на протяжении часа.

Проверка напряжения аккумулятора

После зарядки, если есть возможность, проверить напряжение на клеммах АКБ путем применения нагрузочной вилки. Если же ее нет, убедиться в полном заряде аккумулятора можно, установив ее на автомобиль. Заряженная батарея должна «бодро» крутить стартер и запускать силовую установку. В принципе, вот и все, что нужно и важно знать для зарядки аккумулятора своего автомобиля.

Знание того, как зарядить аккумулятор автомобиля, пригодится в жизни каждого автолюбителя. Тем не менее, сперва необходимо определить модель акб, чтобы подобрать наиболее подходящий способ зарядки.

Чтобы узнать, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля, можно отыскать нужную информацию в руководстве по его эксплуатации, но, как правило, последовательность действий для каждого фактически такая же. К примеру, если необходима зарядка свинцового акб, то без источника выпрямленного (постоянного) тока не обойтись. Здесь подойдет любой бесперебойник, в функционал которого включена функция регулировки напряжения. Таким образом, зарядное устройство, подходящее для зарядки акб на 12 В, способно достичь напряжения примерно до 16,5 В, так как иначе современные разновидности батарей не получится зарядить по максимуму.

Аккумулятор может быть представлен несколькими видами. К примеру, в бытовой технике чаще всего используют ионный акб. В его состав входит литий в виде трех классов катодный материалов. Такую батарею используют в ноутбуках и мобильных телефонах. Тот же гелевый акб подходит для источников постоянного питания. Чтобы решить вопрос, касающийся того, как зарядить гелевый аккумулятор, достаточно знать о его особенностях. Для этого необходимо специальный зарядный прибор. Тот же щелочной вариант используют в автомобилях. Необходимо знать, к какому типу батареи относится ваша, прежде чем зарядить ее. То, как зарядить автомобильный аккумулятор, рассмотрим ниже.

Перед тем как подзарядить акб, необходимо предоставить ему возможность достичь комнатной температуры. Чтобы аккумулятор полноценно зарядился, он не должен быть холодным, так как химические реакции в нем не любят чересчур низкую температуру. В холодном состоянии он не только плохо «отдает» заряд, но и плохо «принимает» его, так как все химические реакции в нем из-за низких температур соответственно замедляются. Кроме того, во время подзарядки в пластинах акб «рождаются» механические напряжения и низкая температура может привести к их разрушению, что станет результатом полной поломки батареи.

Если автомобиль нуждается в зарядке, то следует помнить, что он находится под воздействием постоянного напряжения во время эксплуатации самого транспортного средства. Это – результат того, что полностью зарядить такую батарею фактически невозможно. Также, чем ниже температура окружающей среды, в которой эксплуатируется машина, тем хуже эффективность подзарядки. Чтобы зарядить ее батарею полноценно, придется учесть эту особенность.

К примеру, зимой вряд ли удастся достигнуть больше, чем семидесяти процентов заряженности. Очень важно хотя бы раз в месяц проводить профилактическую подзарядку. Если вы не знаете, где зарядить аккумулятор автомобиля, то ключевым фактором в выборе места должна быть положительная температура. И все-таки, как зарядить автомобильный аккумулятор, и главное, где? Вполне подойдет комната с приемлемой температурой, так как зимой в гараже вряд ли будет такая же. Любой автомобиль требует должного ухода за своим акб.

Плотность является не менее важной характеристикой. Этот показатель у полностью заряженных акб составляет 1,28

±0,01 г/см³, у разряженных наполовину – 1,20±0,01 г/см³ и у полностью разряженных – 1,10±0,01 г/см³. Важно помнить, что плотность электролита должна быть равной в каждой банке между собой, в противном случае существует риск наличия короткого замыкания. То, как правильно зарядить аккумулятор, предусматривает использования ареометра для предварительного измерения плотности.

Инструкция зарядки

После того, как батарея достигнет комнатной температуры, нужно открутить его пробки, чтобы не только проветрить банки, но и измерить плотность электролита внутри. Нормой плотности считается показатель 1,29 г/см³.

После этого нужно проверить сам уровень электролита в банках, который должен быть одинаковым в каждой, но на полторы сантиметра выше уровня самих пластин. В случае слишком низкого уровня следует долить дистиллированной воды. Делают это прежде чем зарядить акб, так как во время его зарядки нельзя доливать воду в электролит.

Только после измерительного этапа приступают к подсоединению клемм. Чтобы правильно это сделать, нужно присоединить положительную клемму зарядного прибора к положительному выводу акб, а отрицательную – к отрицательному выводу. Конечно, батареи сегодняшнего дня зачастую имеют соответственную защиту от неправильного подключения, но не нужно рисковать.

Все, что нужно сделать дальше – это включить прибор в розетку и установить такую силу тока, которая равна одной десятой емкости подзаряжаемого аккумулятора. Чтобы его успешно зарядить, понадобиться примерно десять часов и в течение этого времени необходимо понижать силу подаваемого тока по мере того, как будет расти напряжение в самих клеммах. Таким образом, аккумулятор будет заряжаться намного качественней и газовыделение будет снижено.

В целом, существует два основных способа зарядки. Первым считается заряд при постоянстве тока, а вторым – заряд при постоянстве напряжения. И тот, и иной способ одинаково влияет на долговечность акб, поэтому выбор должен зависеть от определенных факторов.

При постоянстве тока

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля бесперебойным током? Для этого необходимо обзавестись специальным прибором регулирования, чтобы поддерживать отношение силы тока к емкости акб. При использовании данного способа соблюдается постоянная величина тока, которая равна десятой части энергии, которую может вместить батарея. Подзарядка может длиться до двадцати часов. Тем не менее, чтобы зарядить аккумулятор в домашних условиях таким образом, необходим тщательный контроль процесса каждые два часа в целях регулировать зарядный ток и газовыделение.

Автомобильный акб нуждается в последовательном снижении силы подаваемого тока параллельно с тем, как растет напряжение заряда. Это положительно сказывается на качестве подзарядки и газовыделении. К примеру, когда значение напряжения составляет 14,4 В, то силу тока уменьшают фактически вдвое. Заряжая батарею емкостью 60 А\ч, ток должен составлять не 6 А, как вначале процесса, а уже 3 А. После уменьшения вновь выжидают момент появления характерного газовыделения.

Знание того, как зарядить автомобильный аккумулятор нового поколения, тоже важное. В таких акб нет отверстий для вливания воды, поэтому, когда напряжение вырастет до 15 В, желательно еще раз уменьшить силу тока вдвое. Признаками того, что процесс завершен, является неизменность напряжения и тока на заряде в течении пары часов.

При постоянстве напряжения

Чтобы понимать, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор способом постоянного напряжения, достаточно знать тот факт, что уровень заряда акб под конец процесса зависит только от величины напряжения заряда, предоставляемого зарядным прибором. К примеру, за сутки постоянной зарядки под напряжением 14,4 В, зарядить акб на двенадцать вольт удастся только на 85% максимум. Если же напряжение равно пятнадцати В, то уровень конечного заряда достигнет 90%. Если же 16 В, то заряд составит 97%. Таким образом, для стопроцентной зарядки потребуется напряжение не менее 16,3 В.

Поначалу сила тока может превышать даже 50 А, но это значение напрямую зависит от сопротивления батареи (ее емкости). Все же, желательно, чтобы максимальное значение не превышало 25 А. Чтобы полностью зарядить батарею таким способом, понадобится не менее суток.

Прочие способы

Если вы знаете, как зарядить аккумулятор лягушкой, то это также неплохой вариант.
Для этого акб необходимо зажать в лапках таким образом, чтобы контакты зарядки оказались на его «плюсе» и «минусе». Лучше всего выбрать лягушку, которая автоматически определяет полярность. Светодиод зарядного прибора должен гореть зеленым и только тогда можно включать его в розетку. То, как зарядить гелевый аккумулятор, предусматривает наличие специального зарядного прибора.

В целом, такие акб являются очень эффективными, хотя и стоят немало. В первую очередь, устройство должно обладать температурной компенсацией и выносным датчиком температурных условий. Зарядка должно сопровождаться определенным напряжением и обычно для гелевых батарей оно составляет 14,2 В. Впрочем, знание того, как зарядить гелевый аккумулятор, созвучно со знаниями о зарядке иных батарей. Это нетрудное дело, но оно требует учета всех нюансов. И если речь идет о зарядке акб машины, то важен вопрос, где зарядить аккумулятор автомобиля. Впрочем, температурные условия приблизительно равны для всех видов батарей.

Видео “Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор”

Посмотрев данное видео, вы получите много информации о том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Всем известно, что любой автомобильный аккумулятор время от времени нуждается в зарядке. Необходимость срочной подзарядки батарей с помощью подходящего им устройства часто возникает в холодное время года, когда АКБ тратит больше своих внутренних ресурсов на стартовые пуски. В связи с этим нужно всегда точно знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля , чтобы батарея работала как можно дольше и не произошла ее разрядка раньше положенного времени по причине неправильной эксплуатации.

Причины скорой разрядки АКБ

Водителям-новичкам не помешает знать о нескольких популярных причинах того, почему аккумулятор может быстро разрядиться:

  • Как уже было сказано, в холодное время года батарее приходится тратить гораздо больше энергии на пусковые токи при старте .
  • В условиях коротких поездок по городу генератор автомобиля не успевает подпитывать батарею.
  • Любой автомобилист не застрахован от забывчивости. К сожалению, достаточно один раз не выключить на ночь фары для того, чтобы почти полностью разрядить АКБ (за этим рекомендуется тщательно следить во избежание быстрой разрядки аккумулятора).
  • С тарые, «бывалые» батареи, безусловно, держат уровень емкости слабее . У них она намного меньше, чем у новых и более мощных аналогов, и разряжаются они быстрее - порой независимо от условий поездок.

Общие рекомендации по подготовке автомобильного аккумулятора к зарядке

Сейчас в продаже можно встретить разные виды автомобильных батарей. Есть средний по цене и удобный в использовании усовершенствованного плана типа . Наиболее популярными в последнее время становятся с электролитом, заключенным в пластины из стекловолокна. Ну и конечно, самыми дорогими, но при этом наиболее безопасными и долгими в эксплуатации считаются .

Однако форма, в которую помещен электролитический состав батареи автомобиля, не является главным критерием того, каким образом следует правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Процесс зарядки АКБ обычно выстраивается по определенной схеме, стандартной для автомобильных аккумуляторов любой разновидности. Главное - знать точный алгоритм действий и соблюдать определенную технику безопасности в случае, если вы имеете дело с батареями и с наиболее подходящими для них зарядными устройствами.

Вынимаем батарею

Если возникает необходимость, допускается заряжать батарею без снятия ее с автомобиля. Но лучше всего поставить аккумулятор на зарядку, предварительно вынув его из машины. Заодно не будет лишним, если вы проведете «генеральную уборку» подкапотного пространства и проверите, нет ли утечки жидкости из батареи (если речь идет о свинцово-кислотной АКБ).

Вынимая из машины аккумулятор, внутри которого находится опасная химическая жидкость, и проверяя подкапотное пространство, не забудьте надеть на руки резиновые перчатки во избежание попадания на открытые участки тела. Если это все же произойдет, обработайте кожу щелочным содовым раствором. Вспомните школьный курс химии: щелочь - это лучший антидот кислоты .

Обращаем внимание на клеммы

Также перед снятием батареи из машины проверьте и состояние клемм автомобиля, насколько сильное имеется окисление. Если на клеммах вы увидите налет белого цвета, это и есть окисление, бороться с которым на современном этапе можно уже не дедовскими способами, а с помощью применения специальных смазок.

Кстати, если вам кажется, что емкость аккумулятора падает, а видимых причин именно в батарее для этого нет, проверьте автомобильные клеммы. Скорее всего, вы обнаружите на них тот самый толстый слой белого налета, из-за которого контакт между аккумулятором и бортовым электрообеспечением автомобиля становится слабым. Часто именно окисленные клеммы мешают полноценной подаче тока.

Техника безопасности

Перед тем как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, позаботьтесь о его хорошей очистке. Не допускайте случайного попадания пылевых и грязевых частиц внутрь электролитической жидкости батареи. В помещении, где будет проводиться зарядка аккумулятора (неважно, гараж, жилая комната, либо иное место) не должно быть газовых плит и повышенной огнеопасности. Проветривание следует обеспечить наиболее оптимальное.

Даже при условиях зарядки максимально безопасной гелевой батареи старайтесь соблюдать одни и те же правила и подстраховывайте себя лишний раз. Безусловно, гелевые батареи считаются вариантом с минимальным риском. Но если, например, в корпусе такой АКБ будет хотя бы небольшой дефект, незаметный простому глазу, «утечка» опасных химических веществ тоже возможна.

Каким образом нужно проводить правильную зарядку автомобильного аккумулятора

На практике имеется два ведущих способа для того, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля 60 Ач, а также батареи другой емкости:

  1. Есть метод, когда напряжение всегда является неизменной величиной , а показатели тока при этом нужно регулировать вручную . Каким напряжением при этом нужно заряжать автомобильный аккумулятор? Безопасный показатель - 14,4 В.
  2. Также имеется и метод, когда постоянной величиной , наоборот, является ток . Этот способ более сложен и отличается «многоступенчатостью» - уровень напряжения нужно менять, как минимум, два раза во время всего процесса зарядки .

Оба метода одинаково хороши, если всегда быть в курсе того, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Перед осуществлением процесса зарядки важно понимать, какого вида ваш аккумулятор. Если он свинцово-кислотный, не забудьте перед началом его зарядки выкрутить защитные пробки с «банок», чтобы дать воде и прочим химическим веществам свободно испаряться .

Если вы - обладатель гелевого аккумулятора, перед зарядкой осмотрите его вентиляционные отверстия и проверьте, нет ли в них грязи или пыли . После этого можете приступать к процессу зарядки.

Метод регулировки показателей тока является наиболее простым. Поэтому его мы и рассмотрим наиболее подробно, в качестве наиболее подходящего примера.

Правильная зарядка автомобильного аккумулятора устройством с регулятором показателей тока должна проводиться следующим образом:

  • Наденьте резиновые или другие технические перчатки . Если даже аккумулятор не кислотный, а гелевый, остерегаться следует не столько кислоты, сколько удара током.
  • Подключите к аккумуляторной батарее подходящее к ней ЗУ .
  • Одним из главных условий того, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, является четкое знание принципа полярности : подведите «крокодилы» зарядника к батарее, строго ее соблюдая. Обычно красный провод означает плюсовой полюс , который надевается на плюсовую сторону АКБ, а черный - минус , и надеваем его на клемму со знаком «минус».
  • Получив питание от батареи, устройство загорается и начинает работать . Теперь выставляем уровень тока заряда. Важно знать, что уровень тока , поступаемого к АКБ, должен всегда составлять 10% от емкости батареи , обозначенной на ее корпусе. К примеру: на корпусе батареи указана емкость 60 Ач (60 ампер-часов). В данном случае, нужные 10 процентов будут равняться 6 амперам.
  • Выставляем параметры тока и только теперь, когда все параметры выставлены, подключаем электрическую цепь к сети.
  • Если требуется зарядить полностью разряженный аккумулятор , может понадобиться до 24 ч асов .
  • Внимательно следите за процессом , заряжать АКБ не следует, оставляя ее надолго без должного присмотра.
  • Ближе к концу зарядки . Это нормально и не должно вызывать опасений.
  • Когда процесс зарядки будет близиться к концу, показатели тока будут уменьшаться и, в конечном итоге, опустятся до нуля.
  • После окончания зарядки дождитесь, пока аккумулятор перестанет кипеть , и только потом закрывайте пробки «банок» обратно. Но это относится только к кислотным АКБ. У гелевого аккумулятора никаких манипуляций с пробками на «банках» проводить не нужно.
  • В машину устанавливайте только «остывший» аккумулятор . Не торопитесь, дайте ему время «отстояться».

Если зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, в котором установлен индикатор, сигнализирующий об уровне зарядки аккумуляторной батареи, в конце процесса ЗУ обязательно должно дать сигнал об окончании изменением индикаторного цвета. Если речь идет, например, об отечественных ЗУ типа «Орион», оснащенных светодиодными лампочками, все источники света должны погаснуть, когда зарядка аккумулятора будет полностью завершена.

Если речь идет о том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор с наполнителем в виде геля, немаловажно знать о том, что потенциально опасный порог цифр U при процессе зарядки будет составлять 14,2 В . Гелевые аккумуляторы заряжаются только с помощью устройств, где можно выставить соответствующие показатели уровня U - не больше указанной цифры.

Также «между делом» никогда не помешает время от времени проверять уровень напряжения на аккумуляторных клеммах для того, чтобы точно знать о том, нуждается ли он в зарядке. Проверка проводится очень просто: мультиметром, вольтметром или тестером.

Если напряжение находится в пределах 12,4-12,8 В - это показатель U нормально заряженной батареи . Если U при замерах ниже 12 В , батарея заряжена на 70% , что тоже является еще неплохим показателем. О 50% разрядке говорят в том случае, если U около 11,8 В . Если же напряжение меньше 11,6 вольт , аккумулятор разряжен почти полностью , и его придется подзарядить в ближайшее время.

Чтобы не разрядить аккумулятор преждевременно, не забывайте выключать фары и магнитолу, следите за состоянием бортовой системы вашей машины.

Если соблюдать определенные правила техники безопасности и знать элементарные основы о том, что такое напряжение и ток, можно быстро научиться правильной зарядке аккумулятора автомобиля самостоятельно. Кроме этого, внимательное и бережное отношение к ресурсам батареи поможет водителю как можно реже попадать в такие ситуации, когда АКБ разрядится быстро и внезапно.

Если задать подобный вопрос любому, кто имеет хоть какое-то понятие об автомобиле и АКБ, можно получить самую подробную консультацию. Почему-то многие считают, что данный вопрос настолько пустяковый, что даже стыдно этого не знать. Однако статистика свидетельствует, что больше половины батарей не выдерживают заявленного Производителем срока службы и их приходится преждевременно заменять на новые.

И основная причина – в неправильной зарядке в течение эксплуатационного периода. Разберемся, как все-таки заряжать аккумулятор, причем делать это ПРАВИЛЬНО.

Сразу проясним один момент. Считается, что если генератор автомобиля работает без сбоев, а машина используется регулярно, то этого вполне достаточно, чтобы поддерживать должный уровень заряда АКБ. Такое мнение в корне неверно, и вот почему. Генератор по своим техническим характеристикам не в состоянии обеспечить 100-процентную зарядку, то есть, батарея все время будет заряжена частично, что ощутимо сокращает срок ее эксплуатации.

Снять АКБ с автомобиля

Нередко автолюбители этим пренебрегают и производят зарядку аккумулятора, не снимая его с машины. А зря, и вот почему.

Во-первых , аккумулятор нуждается в систематическом осмотре, причем со всех сторон, а не только сверху. Возможно расплескивание электролита (появится коррозия рамы «посадочного» гнезда), трещина в корпусе (результат постоянной вибрации и ненадежной фиксации по месту расположения).

Во-вторых , изделие обязательно следует очищать от грязи, пыли. Дело в том, что образующийся на корпусе, между клеммами «налет» является токопроводящим, значит, повышается степень саморазряда АКБ, что отрицательно влияет на срок ее пригодности.

Поэтому, прежде чем ставить аккумулятор на зарядку, его следует обслужить. Скопившуюся грязь, в которой присутствует кислота, хорошо собирать тампоном, смоченным в слабом растворе соды. Если происходит пенообразование, то это свидетельствует о том, что не вся кислота с поверхности корпуса удалена.

Кстати, клеммы также нуждаются в периодическом обслуживании, так как свинец окисляется, а, следовательно, требуется больший ток при запуске двигателя, что приводит к повышенному разряду батареи.

Если все-таки зарядка АКБ производится по месту установки, то подходящие (сетевые) провода с его клемм нужно обязательно снять.

Вывернуть пробки на банках

О необходимости их обслуживания также забывать не стоит. В центре каждой находится маленькое сквозное отверстие, через которое выводятся продукты газообразования, которое происходит в процессе работы. Если оно забито грязью, то скопившийся газ может просто разорвать корпус.

Кроме того, необходимо убедиться в соответствии уровня электролита норме. При необходимости – долить воды (дистиллированной).

Подсоединить клеммы зарядного устройства

Здесь нужно обратить внимание на соответствие полярности. «Плюсовая» соединяется с «+» батареи, «минусовая» – с «–».

Процесс зарядки

Это во многом зависит от типа устройства. Однако многие автолюбители предпочитают производить ее в ручном режиме. Ток выставляется максимальный (в зависимости от номинальной емкости АКБ), а по мере снижения напряжения его добавляют.

Следует сразу оговорить, что многое зависит от того, как АКБ эксплуатируется, до какой степени разряжается, как часто владелец ставит его на подзарядку именно от внешнего устройства. Оказывает влияние и «качество» работы генератора автомобиля.

Наиболее оптимальным считается режим зарядки небольшими токами. Об этом – чуть ниже. Остается добавить, что необходимо систематически контролировать данный процесс. Иногда автолюбитель просто ставит АКБ на зарядку и уходит на несколько часов. Это чревато тем, что аккумулятор может зарядиться раньше (и начнется процесс перезаряда) или вообще «сбросить» ток до минимума. Потом придется его увеличивать и еще ждать, когда произойдет полный заряд.

После того, что мы теперь знаем, можно ответить и на некоторые распространенные вопросы, которые возникают у начинающих автолюбителей.

Как узнать, что АКБ полностью зарядилась?

Напряжение на ее клеммах может быть разным (от 14,5 до 16,1 В). Это зависит от многих составляющих (плотности электролита, емкости и ряда других). Главный критерий – постоянство выходного напряжения на ее выводах при продолжающемся процессе заряда в течение 1 часа. Измеряется любым типом вольтметра, независимо от его класса точности.

Можно ли делать зарядку при отрицательной температуре воздуха?

Да, так как электролит с должной плотностью никогда не замерзает. Пример – машина эксплуатируется не только летом, но и зимой, и, тем не менее, подзарядка от генератора не прерывается.

Нужно ли при зарядке от внешнего источника отсоединять АКБ от бортовой сети?

Обязательно. Довольно часто аккумулятор ставят на зарядку, не снимая его с места установки. Но здесь нужно учесть, что к сети, даже при выключенном зажигании и «массе», может быть подключено какое-либо электронное устройство. В современных моделях автомобилей столько различных особенностей инженерных решений, что всего предусмотреть невозможно, тем более что не все Производители подробно расписывают в документации на «авто» подобные нюансы. Поэтому лучше не рисковать и перестраховаться, иначе больший, чем положено, «вольтаж» зарядного устройства может что-то вывести из строя.

Как часто нужно подзаряжать АКБ, если она снята с машины?

Многие автолюбители не эксплуатируют своих «железных коней» в зимний период. Рачительный хозяин на это время снимает батарею и хранит ее отдельно, в теплом помещении. Но любое устройство, характеризующееся таким параметром, как электрическая емкость, постепенно саморазряжается.

Естественно, что электролит начинает реагировать на низкие температуры, и в разряженном состоянии, в холодном помещении, банки могут просто перемерзнуть. Такая АКБ восстановлению уже не подлежит. Кстати, именно поэтому необходимо на зиму ее снимать и ставить в «тепло». Рекомендации по периодичности подзарядки разные. Чтобы не ошибиться, ее следует делать примерно раз в 3 месяца (при условии, что хранение АКБ производится при плюсовой температуре).

Если аккумулятор с машины не снимается, а она не эксплуатируется, то заряжать нужно чаще – раз в 1,5 – 2 месяца. Это объясняется тем, что возможно повышение тока саморазряда через бортовую сеть. А если провода с клемм и сняты, но в гараже холодно, то не реже 1 раза в 2 недели. Так надежнее.

Какой выставлять ток и сколько времени заряжать?

Есть такой критерий, который применим ко всем типам АКБ – величина зарядного тока составляет 10% от номинала емкости изделия. Самые распространенные АКБ – на 45 А/ч (для легковых авто). Следовательно, оптимальный ток заряда – 4,5 А. Если разрядка полная, то не менее 12 – 15 часов. В остальных случаях – до полной зарядки. Как определить, указано выше.

Так как степень разреженности определить «на глазок» невозможно, то если АКБ разряжена не полностью, специалисты рекомендуют использовать «щадящий» режим, то есть выставлять ток раза в 2 меньше расчетного (например, вместо 4,5 А ставить 2,5). Естественно, что времени на заряд потребуется больше, но и срок службы изделия при этом увеличивается.

Иногда для сокращения времени заряда автолюбители специально дают повышенный ток. Да, так АКБ зарядится быстрее. Но при этом в расчет не принимается то, что химические процессы, происходящие при этом, начинают протекать интенсивнее, а это влечет повышение температуры электролита. Перегрев же АКБ существенно снижает срок ее годности.

Автолюбители со стажем предпочитают такую «технологию» – ток примерно пол-ампера, и пускай «стоит». Хоть и дольше, зато для аккумулятора вполне безопасно. При этом зарядка достигается 100-процентная.

Остается добавить, что если не допускать систематического разряда АКБ до критического минимума (10,5 В), то изделие будет надежно служить не только 5 гарантированных лет, но и больше. Нормальная плотность электролита в пределах нормы составляет 1,25 – 1, 27; напряжение на выводах – в зависимости от типа АКБ.

Гарантия работы нового аккумулятора 1-2 года, а общий срок эксплуатации при должном уходе за АКБ – 5 лет. Одним из важнейших условий долговечности аккумуляторной батареи является подзарядка от внешнего источника энергии. Основная задача АКБ – запуск двигателя. Дальнейшая работа электрооборудования автомобиля обеспечивается генератором, который заряжает и АКБ, но не может ее зарядить на 100%. Причина в реле-регуляторе, который ограничивает напряжение зарядки аккумулятора 14, 1В. Для полноценной, 100%- ой зарядки АКБ, требуется напряжение в 14,5 В.

Важно! Ресурс аккумулятора ограничен количеством циклов «зарядка – разрядка» и подверженностью к естественному саморазряду, поэтому проведение профилактической подзарядки с помощью зарядного устройства – обязательное условие длительной и безотказной работы АКБ.

Периодичность профилактической подзарядки аккумулятора 1—2 раза в год или в зависимости от степени зарядки АКБ.

Как определить уровень разрядки аккумуляторной батареи?

Ареометром.

Это устаревший, но точный и быстрый способ проверки работоспособности аккумулятора. Применяется только для обслуживаемых батарей, то есть имеющих пробки для доступа к электролиту.

Опускаем перпендикулярно ареометр последовательно в каждую банку АКБ и замеряем плотность.

Аккумулятор исправен и полностью заряжен, если плотность электролита 1,28 г/см3 при температуре 25⁰С. Если плотность ниже этого значения, то необходима зарядка АКБ от внешнего источника.

Вольтметром или мультиметром.

Подсоединить вольтметр к клеммам АКБ и сравнить полученные показания с данными таблицы.

Таблица 1.

Нагрузочной вилкой.

Проверка проводится в два этапа:

  • Без нагрузки.

Показания снимаются, как и обычным вольтметром.

  • Под нагрузкой.

Случается так, что при нормальной степени зарядки, о чем свидетельствует индикатор зеленого цвета, аккумулятор плохо крутит стартер и быстро разряжается. В этом случае АКБ необходимо проверить под нагрузкой, чтобы выяснить ее реальную работоспособность.

Показания снимаются через 5 секунд после включения нагрузки. Если напряжение меньше, чем 10,2 вольт, то АКБ требует зарядки до нормы. Если и после зарядки аккумулятор при повторной проверке под нагрузкой быстро теряет емкость, то его следует заменить на новый.

Важно! Поскольку нагрузочная вилка имеет возможность подключения нагрузки в диапазоне 1-1,4 емкости проверяемого аккумулятора, что является максимальным разрядным током для него, то частые проверки под нагрузкой ухудшают состояние АКБ и могут вывести из строя.

Как правильно выбрать зарядное устройство?

Зарядные устройства предназначены для восстановления рабочих характеристик аккумулятора и бывают двух типов:

  • Простое зарядное устройство (ЗУ).
  • Комбинированное (пуско зарядное устройство ПЗУ)

Помимо возможности зарядки АКБ, такие устройства имеют дополнительную функцию запуска двигателя в случае отказа штатного аккумулятора. Это удобно и практично для автолюбителей, проживающих в регионах с суровыми климатическими условиями.

Порядок выбора зарядного устройства.

1.Выбираем зарядное устройство в соответствии с характеристиками АКБ. Зарядный ток должен быть не менее 10% от емкости аккумулятора. Например, если емкость автомобильной батареи 60 А/ч, то зарядный ток покупаемого устройства – не менее 6А.

2.Определиться с ценой и заводом изготовителем поможет таблица 2.

Таблица 2.

3.Необходимо учесть условия эксплуатации.

Для мягкой зимы и нечастых поездок достаточно приобрести недорогое простое зарядное устройство китайских производителей. Для суровой и продолжительной зимы лучше выбрать зарядное пусковое устройство с функцией BOOST для быстрой подзарядки аккумулятора.

Важно! Режим BOOST используется только в экстренных случаях. Сила тока при форсированной зарядке достигает 70% от номинальной емкости аккумулятора и сокращает срок службы АКБ.

Инструкция по зарядке аккумулятора.

1.Снять аккумулятор, очистить от пыли и грязи.

2.Определиться с местом, где будет происходить зарядка:

  • В квартире или доме.

Важно! При зарядке аккумулятора в домашних условиях соблюдайте осторожность. Испарения электролита содержат токсичные газы (хлористый водород, сернистый газ). Кроме того, выделяемый водород, соединяясь с кислородом, образует гремучую смесь. Во избежание взрыва в помещении, где происходит зарядка АКБ, не курить!

  • Не снимая аккумулятор с автомобиля.

Чтобы не сбились настройки электронного оборудования (климат-контроль, магнитола, сигнализация, показания бортового компьютера), водители заряжают АКБ, не снимая ее с автомашины. В этом случае потребуется теплый, хорошо вентилируемый гараж. В зимних условиях до начала процесса зарядки машина должна выстояться в тепле не менее 6 часов.

Важно! При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. Красный провод «+», а черный – «минус». Если на крышке аккумулятора стерлись значки, то плюсовая клемма больше по размеру в диаметре, чем минусовая.

Как пользоваться автоматическим зарядным устройством, можно посмотреть здесь.

4.Аккумулятор считается заряженным, если напряжение на клеммах, измеряемое вольтметром не изменяется в течение 1 часа и находится в пределах 14,5-16,0 В.

5.В целях безопасности зарядный ток выставляют в два раза меньше расчетного, что удлиняет по времени процесс зарядки.

6.Расчетный ток составляет 10% от емкости заряжаемой АКБ, а напряжение не менее 14,5 В.

Важно! Основной показатель при зарядке для необслуживаемых аккумуляторов это напряжение, а для обслуживаемых – расчетный ток.

1.При работе с электролитом наденьте резиновые перчатки и защитные очки. При попадании на кожу и слизистую оболочку глаз, необходимо пораженные участки промыть водой.

2.Во время зарядки АКБ придерживайтесь правила: чем медленнее, тем лучше!

Но помните, что при большом зарядном токе и длительной (более суток) зарядке возможен взрыв аккумулятора. Как это происходит, и к каким последствиям приводит можно узнать, посмотрев видеоролик.

3.В зимнее время степень заряженности аккумулятора не превышает 70-75%. Полезно заряжать АКБ с помощью зарядного устройства в теплом помещении один раз в месяц.

4.Не допускайте полной разрядки аккумулятора. Если это случилось, а охранная сигнализация не снята, то попасть в машину можно открыв дверь ключом. Для этого необходимо снять пластиковую накладку на ручке водительской двери и вставить ключ в личинку механического замка.

5.Следите за плотностью электролита. В зимнее время при плотности 1,20 г/см3 температура замерзания электролита – 20⁰С.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png