Отчет о путешествии на машине по Европе в 2017 году. Поездка Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция и Испания (Каталония).

Предисловие

Каждый год в сентябре я уезжаю на месяц отдыхать. Раньше машины не было, и приходилось путешествовать с кем-то за компанию. В этом году был приобретен Volvo V70 (2005 года), и мне подвернулась интересная задача — отвезти знакомого из России в солнечную Андалусию (Andalucia, Испания). Еще у одного знакомого был отпуск, ему хотелось куда-нибудь к морю, так как в наших краях лето прошло мимо. Поэтому я решил рискнуть и проверить автомобиль в деле.

Подготовка к автопутешествию по Европе

Для построения маршрута и вообще навигации пользовались несколькими сервисами:

  1. сайт — для получения общей информации, расчета расстояния и топлива.
  2. Via Michelin и его приложение для Android — лучший вариант для поездкок по Европе.
  3. Google Maps.
  4. Waze.

По итогу чаще использовался Waze — он всегда был включен на смартфоне штурмана для отслеживания скоростных радаров и полиции, которые встречались на пути. Также пользовались картами Google — для поиска попутных заправок, стоянок, закусочных и отзывов к ним.

Via Michelin помог с планированием расходов. На сайте мы ввели данные автомобиля (модель, тип двигателя, топливо, пробег) и выбрали один из предлагаемых маршрутов от Таллина до Малаги. По расчету сервиса нас ждали 47 часов за рулем и маршрут протяженностью более 4000 км (). Ожидаемые расходы на платные трассы и дизельное топливо составили 527 евро (около 36 000 рублей). Вариант "поехать по бесплатной дороге" не рассматривали, потому что хотелось достичь конечной точки максимально быстро, что позволило бы в итоге сэкономить время (отпуск все-таки) и деньги на ночлегах и еде.

Так как тщательно подготовится к путешествию у нас не было времени (спонтанность — наше кредо), мы создали общий чат в одном из мессенджеров, в который отправили подробный список того, что необходимо сделать и взять в поездку. Там числились необходимые карты, канистра воды и многое другое.

В итоге, в канал скидывалась полезная информация (необходимые телефоны, адреса) и даже советы товарищей. Так как в дороге не всегда стабильное соединение с интернетом, этот канал стал существенной поддержкой в пути. Удобно, когда к информации имеют одновременный доступ все заинтересованные лица.

Таллин - Сувалки

Первые сутки.

Утром первого дня у нас было свободное время до обеда, так как один из попутчиков заканчивал свой последний перед отпуском рабочий день. Светило солнце, было тепло и мы отправились на прогулку по старому городу.

Конечно, мы не могли не подняться на смотровую площадку Кохтуотса, с которой открывается отличный вид на старый город и виден шпиль церкви Святого Олафа. Когда-то это было самое высокое сооружение в мире, а сейчас только в центре Таллина.

Улочки старого города

Мы успели прогуляться и вокруг старого города, когда наш приятель к нам присоединился и мы отправились в путь.

Обычно мы заправляемся на АЗС Olerex или Statoil, который в этом году стал называться Circle K. По пути мы залили полный бак на Olerex, это обошлось примерно в 80 евро (около 5 500 рублей). Средняя цена на дизель в Эстонии составляет 1,16 евро/л.

Перед Ригой мы съехали к заливу в районе Салацгрива, чтобы размяться и вдохнуть морского воздуха — впереди долгая дорога к теплым средиземноморским волнам.

Дороги в Латвии не сильно отличаются от Эстонских, но местами, например, перед Ригой, многие водители двигались почти по обочине.

Дороги и обочины Латвии

Первая ночевка нас ждала в Польше у границы, в маленьком отельчике, который мы забронировали по телефону. Отель Jasionowy Gai нам посоветовали друзья.

Мы планировали переночевать там и, не дожидаясь завтрака, уехать, поэтому в Литве заехали в супермаркет Rimi за едой. В машине у нас был походный холодильник на 12В, но в Рими очень удачный отдел готовый еды.

В ночи мы добрались до местечка Сувалки. В отеле нас встретил хозяин Анджей и три его очаровательных собаки. Номер за 35 евро был очень уютным: отдельный вход со двора, обогреватель, кухня, 4 кровати, душевая. В душевой для гостей были подготовлены индивидуальные наборы для душа.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что кухня подошла бы для более длительной остановки. Здесь был чайник, холодильник, плита, столовые приборы, кастрюльки, сковорода, чашки, наборы чая и кофе, соль, сахар и даже тостер. Это место оставило приятное впечатление.

Отдохнувшие и довольные мы отправились в дальнейший путь.

В городе заехали на почту и купили местную SIM-карту для мобильного интернета (документов не требуется). Мы выбрали стартовый пакет одного из местных операторов за 5 злотых (это около 80 рублей) — 5 ГБ мобильного интернета.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: 80 евро (5500 рублей) за 70 литров.

Сувалки - Берлин - Кассель

Вторые сутки.

Польские дороги

Раньше, лет 5 назад, дорога от Литвы до Варшавы была ужасной. Здесь не первый год ведутся ремонтные работы, и есть надежда на лучшее. Сегодня этот участок представляет собой дорогу по одной полосе на каждую сторону без обочин.

Начиная с Варшавы, дороги просторные и с хорошим покрытием, можно ехать смело, но даже на хороших дорогах случаются аварии.

После Варшавы через Лодзь и Познань мы держали путь на Берлин — по прошлому опыту именно в этом направлении были отличные дороги.

Здесь бы вжать газу, да вот беда, что-то случилось с машиной — появилась вибрация, которая на определенных скоростях усиливалась. Ехать быстро было страшно, медленно ехать было еще страшнее, так как стоял сильный гул и вся машина чуть ли не ходуном ходила. Появились мысли заехать на сход-развал, но автосервисы как на зло не встречались нам по пути.

Уже темнело, мы не успевали найти работающий сервис, но верили в лучшее, так как "мы же только вчера у своих механиков все проверили". Что ж, позвонили механикам и описали проблему. Они сказали, что все должно быть все хорошо. Что ж, была ни была, едем на Берлин!

Погуглили варианты ночлега в Берлине (спасибо польской симке) и нашли место в центре города, которое называлос ("Изи Лоджез") или Scube Park Columbia ("Скубе Парк Колумбиа"). Это было чуть ли не единственное место за 54 евро, доступное для бронирования в ту ночь, да еще и в центре города.

Перед границей с Германией мы хотели заправиться, но сильно удивились ценнику на дизель — стоимость топливао составляла почти 1,30 евро/л. Погуглилили цены на дизель в Европе и поняли — последняя перед границей польская заправка просто нагло пользовалась своим положением, так как средний чек на литр дизеля в Польше составляет 1 евро. Топлива нам должно было хватить до Берлина, поэтому мы проехали последнюю польскую заправочную станцию.

Кстати, по поводу центов. В Польше нам часто озвучивали цены в кронах или злотых. У одного из нас была российская карточка Сбербанка, он ей расплачивался, но выбирал платеж в долларах, потому что карточка MasterCard. Позже мы узнали, что было бы выгоднее выбирать платеж в кронах.

Когда мы добрались до Easy Lodges, нас ждал неприятный сюрприз. Мы оказались на открытой территории, похожей на парк с деревянными боксами в форме кубиков, у которых все стены глухие, кроме стеклянного фасада с дверью. Сквозь стекло мы смогли разглядеть убранство некоторых номеров. В основном это 2 или 3 кровати в два яруса, столик, шторка и торшер. И все. Так как мы прибыли в темное время суток, фотографии не могли бы передать весь местный колорит — территория не освещалась. Но фото этих лоджез можно найти в интернете, мы потом их увидели, когда оставляли свой недовольный отзыв. Туалет, душ? Это все находилось где-то у входа на территорию, недалеко от ресепшн, на котором никого из сотрудников не оказалось, но висела записка с пожеланиями приятного отдыха и списком фамилий тех, кого ждали в период "позднего чекина". Наша фамилия там тоже была, а напротив был указан номер лоджии.

Поздний чекин от Easy Lodges

Нашли свою фамилию и пошли искать номер. Надо заметить, что без фонаря найти его мы бы не смогли. Когда мы отыскали его, расстроились еще больше — ключей не было, номер закрыт, про нас похоже видимо забыли. Любопытства ради мы заглянули в номера из списка — всех ждали ключи на кровати или столе. По телефону больше никто не отвечал, а у ресепшн толпились вновь прибывшие озадаченные туристы. Что же делать? Несколько минут на раздумья и решение: едем дальше и ищем ночлег.

Отели в Берлине готовы были открыть свои двери минимум за 115 евро за ночь, не считая стоимости парковки. Парковку на стоянке одного из отеля нам предложили за 25 евро за ночь. Покружив еще немного по городу, мы заехали на заправку, залили бак и поехали вперед по нашему маршруту к Испании.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: $77 (4110 рублей) за 56 литров.
  • Платные дороги (польские): 47,90 злотых (762 рубля).

Берлин - Лион - Ллорет де Мар

Третьи сутки.

Германия, где-то за Касселем

После заправки в Берлине на территории Германии мы сделали еще пару остановок на заправках в районе Касселя (Kassel, Hessen) и Баден-Вюртемберга (Baden-Württemberg). Всю дорогу лил дождь, машина грохотала, это отбивало желание останавливаться где-то еще. Но даже при пасмурной погоде леса и горы манили нас, а значит, мы обязательно вернемся, чтобы прогуляться по парку Вильгельмсхёе (Wilhelmshöhe) и лесам Шварцвальда (Schwarzwald).

В целом, впечатления о дороге на территории Германии положительные. Ночная дорога была утомительна: на трассе велись работы, всю правую полосу занимали бесконечные ряды грузовиков, которые ехали со скоростью не более 80 км/ч. Всю ночь лил дождь, поэтому и мы ехали почти на ощупь со скоростью грузовиков.

В районе 11 утра мы остановились перекусить и размяться. Мы оказались на заправке Tank&Rast в районе Фрайбурга.

Немецкие заправки отличаются от остальных тем, что за поход в туалет принято платить 70 центов. И неважно, залил ты топливо или нет. Платить обязаны все, кроме детей и инвалидов.

Туалеты за 70 центов

На входе в туалет стоят турникеты. Оплатить можно наличными или картой. Для детей и инвалидов предусмотрен бесплатный проход. Тем, кто оплатил проход, выдается ваучер на скидку в 50 центов, которым можно воспользоваться тут же на заправке.

К слову, один братвурст (поджаренная сосиска) с картошкой стоит 6,99 евро (по нынешнему курсу чуть меньше 500 рублей). Стоимость дизельного топлива: 1,229 евро/л.

Магниты по 10 евро

Бесплатные туалеты можно найти на специальных площадках для отдыха, которые довольно часто встречаются вдоль дороги. На них можно остановиться и вздремнуть.

Дорога на Францию

Пересечение границ между странами в Евросоюзе происходит незаметно: едешь по трассе под 120 км/ч (или быстрее), и только указатели позволяют понять, что ты уже не в Германии, а во Франции. Мы ехали почти без остановок через Бургундию и Рону, ближе к югу. Пейзаж заметно изменился, густые леса сменили поля и замки, бесконечные дожди уступили солнцу.

Французские поля

После дождя

Трасса А9

Ближе к югу

Франция вблизи Ним

В районе Aire d"ambrussum мы остановились заправиться и подкрепиться. Заправки BP оказались самыми "прожорливыми", стоимость дизельного топлива составляла 1,389 евро/л.

Шоколадки по 1,35 евро за штуку

К 2 часам ночи мы добрались в Ллорет де Мар. Именно добрались, так как машина безотлагательно требовала посещение сервиса.

В Лорет де Мар мы уже бывали, поэтому заранее забронировали знакомый по первым посещениям Испании отель "Роял Ин". Его сотрудники очень приветливые и говорят по-русски. Отель находится в центре города, рядом с пляжем. Адекватная цена в 50 евро за ночь в чистом и уютном номере, состоящим из двух изолированных комнат, — что еще нужно для счастья? Раньше, правда, мы могли сделать предбронь по телефону, в этом году нас настоятельно просили произвести бронирование через интернет.

Итак, мы припарковались на городской парковке недалеко от Hollywood disco и отправились в отель.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: 177 евро (12 000 рублей) за 140 литров.
  • Платные дороги (563 км во Франции): 62 евро (4 215 рублей).

Четвертые сутки.

Утром на ресепшн первым делом мы узнали адрес и контакты автосервиса. Он оказался в пешей доступности от стоянки на пересечении улиц Vila de Blanes и Avenida del Rieral. Местный механик дал понять, что придется ждать не меньше недели. Мы поникли — такого поворота событий никто не ожидал.

Не зная, что делать, мы отправились в местную сеть супермаркетов — Mercadona — чтобы купить местного свежевыжатого апельсинового сока. В каждой "Меркадоне" во фруктовом отделе стоит аппарат для приготовления сока. Вы берете с аппарата пластиковую бутылку, ставите ее на подставку, рядом с которой есть рычаг, удерживаете его в положении вниз, и аппарат выжимает сок. Что-то завораживающее в этом процессе есть.

Зарядившись витамином С, пошли в кофейню Garnier, в которой взяли по кофе с сэндвичем и стали обдумывать план спасения нас и Вольво. Вдруг вспомнили, что рядом с парковкой был еще один автосервис. Направились к нему.

Итак, суббота, полчаса до сиесты, мы в сервисе Euromaster.

Сервис Euromaster

Машину быстро осмотрели и обнадежили, что замена ШРУСа займет час. Единственная сложность — найти до конца дня тот самый ШРУС, который подойдет нам.

Вскрытие показало

Расплескалось масло из лопнувшего пыльника

Договорились встретиться с мастерами после сиесты.

После сиесты ситуация не изменилась — в сиесту же никто не работает, поэтому времени до конца рабочего дня оставалось катастрофически мало. Надо было найти этот ШРУС, иначе мы рисковали застрять в Ллорете до понедельника или вторника. Мы остались в сервисе и активно стали принимать участие в поисках: просили ребят из мастерской показать нам картинку детали и по VIN-номеру дать точное описание того, что нужно найти.

В сервисе нам на счастье нашелся русскоговорящий механик, который помог с объяснением. Мы стали обзванивать всех знакомых, которые связаны с автосервисами и проживали в Каталонии. Наконец пришли хорошие новости, ШРУС найден, его привезут в мастерскую утром, так что до обеда мы уже сможем уехать из Ллорета. Чтобы вы понимали, воскресенье для испанцев — это святое! Очень редко кто-то работает в воскресенье, как правило, местные уезжают куда-нибудь на природу или просто отдыхают с семьей дома. Так что нам несказанно повезло.

А вот с отелем не повезло. "Роял Ин" мы не успели забронировать, пришлось искать альтернативу. С помощью Booking.com, ориентируясь на отзывы и бюджет в 50-60 евро в сутки, мы нашли апарт-отель AR Niu Dor . На ресепшн нас встретили две девушки: одна испанка, другая русская (русскоговорящие в Лорете попадались нам в каждом заведении). Они попросили оставить залог в 120 евро и по 2 евро с человека за комплект белья и полотенца. Дали на подпись бумагу, в которой нас обязывали не ломать мебель, не оставлять окурки (хотя мы просили номер для некурящих), не кричать после 23 часов, вынести после себя мусор и так далее.

В ответ на такое гостеприимство мы попросили проверить наш номер, за который нас просили оставить залог и подписать бумагу. Сотрудница отеля, неловко улыбаясь, показала нам более чем скромный номер, мебель в котором была немного расшатана. Как раскладывался диван, она не знала.

Изучаем диван

Вообще, мы не привередливые, и нам хотелось просто переночевать, но атмосфера отеля была угнетающей. Как бы то ни было, до следующего утра мы были предоставлены сами себе. Поэтому оставили наше убежище и пошли любоваться видами Ллорета.

На улицах играют в мяч

Центр Ллорета

Растения разрисовывают городские стены

Улицы Ллорета

Балконы Каталонии

Море было по ощущениям градусов 20, не больше. Мы проголодались и наведались в пиццерию.

Здесь готовят итальянскую пиццу в печи

Вернулись мы с прогулки к 22 часам, чтобы выспаться. Но отель оказался прибежищем молодежи, которая спешила получить максимум впечатлений от алкоголя. У нас под окнами в соседних номерах сверху и снизу всю ночь играла музыка. К 8 утра этот шум сменил гул мопедов и машин под окнами. До 10 утра мы должны были покинуть номер.

Это место никак не соответствовало оценкам на Booking. На прощание на наши комментарии и отзыв получили ответ от сотрудницы-испанки: "Это не отель, а апартаменты". Что ж, не будем зацикливаться, едем дальше.

Hola, Андалусия!

Пятые сутки.

Мы отправились в Меркадону за соком и присели в кафе рядом с сервисом в ожидании машины. Уже в 11:30 мы поблагодарили местных механиков за ремонт и продолжили путь на юг — от цели нас отделяли последние 800 км, а машинка радовала отсутствием вибрации и скрежета.

Перед Валенсией мы завернули к пляжу рядом с Меркадоной, по традиции взяли апельсиновый фреш, который был заметно слаще, чем в Ллорете. На берегу перекусили, искупались в море, вода была очень приятная, градуса 24, пляжи чистые и людей немного.

Освежившись, мы помчали по испанской автостраде к финишу. Дороги в Испании отличные (имею ввиду скоростные трассы), платить приходится за отсутствие светофоров, несколько полос и скорость в среднем 180-220 км/ч.

Дорога на юг

Перед Малагой был последний платный участок дороги, но мы попали под акцию, и после полуночи она была бесплатной — чудесный бонус для позднего прибытия.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: 120 евро (8 150 рублей) за 100 литров.
  • Платные дороги: 41 евро (2800 рублей).

Заключение

Дорога на юг, если не считать длительной остановки в Ллорете, заняла бы у нас 4 суток. Для осенней вылазки такой марафон оправдан — на юге погода приятнее, а центральную Европу мы еще обязательно посетим весной, и это будет более спланированное путешествие.

В этот раз дорога с учетом ремонта машины обошлась нам в примерно в 1000 евро. Пообщавшись с местными механиками, мы узнали, что Volvo или Honda не очень популярны в Испании, поэтому детали на них найти сложно, и они могут обойтись в кругленькую сумму (мы за замену ШРУСа были вынуждены отдать 415 евро).

Если забыть про потери, то мы точно не пожалели, что приехали на Коста дель Соль. В сентябре солнце приятно греет, не обжигая, вода приятная, людей мало. Можно проводить время "тюленьчиками" на пляже или изучить окрестности. Если вы выберетесь в столь дальнее автопутешествие, запланируйте его на более длительный срок, хотя бы на месяц.

Вид на порт Малаги с крепости Алькасаба

Горы

Замок Фуенхиролы со стороны пляжа и "лодочки" для барбекю

По выходным на пляж приезжают местные и готовят сосиcки-гриль, рыбу, мясо, пьют пиво, сангрию, веселятся, болтают, слушают музыку, некоторые поют и танцуют — в общем, отдыхают.

Местные пляжи бесплатны и оборудованы душами и туалетами. За деньги только топчаны и зонтики — в районе 6-7 евро на весь день.

Михас

Марбейя, аллея Сальвадора Дали

Севилья

Тарифа

И

Улицы Испании

Пора прощаться...

До новых встреч!

Автомобилист должен быть готов к тому, что на пересечение границы он может потратить от получаса до нескольких часов в зависимости от загруженности КПП и наличия вещей, которые надо декларировать. Нужно иметь в виду, что если путешественник едет с маленьким ребенком (до трех лет) через Белоруссию, он может сократить время прохождения границы. «В законодательстве страны есть прямое указание, что при пересечении границы с детьми до трех лет вы имеете право на прохождение границы без очереди», — говорит руководитель отдела судебной работы юридического департамента УК «Авилон»Татьяна Максимова.

При поездке через Финляндию время прохождения границы можно оптимизировать, воспользовавшись поездом с автомобильной платформой, который ходит по маршруту Москва — Хельсинки. Поездку с машиной на поезде Роман Бобылев считает более комфортной, так как таможенный досмотр и проверку документов можно пройти прямо во время поездки. Стоимость перевозки — от €210 в зависимости от веса. С августа 2013 года на эту сумму можно получить скидку, которая зависит от количества пассажиров, типа вагона, в который взят билет, а также наличия детей от шести до 17 лет. Чем дороже пассажирский билет, тем больше можно сэкономить (до 50%).

Перевозка автомобилей в поезде Москва — Хельсинки ​ (Фото: finnish.ru)

Какие документы оформлять

Отправляясь за границу, автопутешественник должен собрать пакет документов, необходимых любому туристу. К ним относятся: виза, загранпаспорт, медицинская страховка. «Как правило, автопутешественники — это люди, которые едут в Европу уже не первый раз, и у многих из них есть открытая шенгенская виза», — говорит Роман Бобылев.

Если действующей визы нет, для ее оформления турист должен предоставить в визовый центр помимо стандартных брони отеля, справки о доходах и медстраховки несколько дополнительных бумаг. Речь идет о документах на машину, международном полисе ОСАГО («Зеленая карта»), а также маршрутном листе будущего путешествия. «Оформлять визу нужно либо в ту страну, где человек планирует провести больше времени (для этого нужен маршрут поездки), либо в страну въезда», — поясняет председатель Всероссийского объединения туристов Дмитрий Давыденко.

На многих форумах, посвященных автопутешествиям, советуют оформить международные водительские права (госпошлина за оформление составляет 1600 руб). «В странах, присоединившихся к Венской конвенции дорожного движения, признают российские права. В странах, подписавших только Женевскую конвенцию о дорожном движении, можно водить автомобиль только с международным удостоверением», — говорит руководитель Kaminsky Driving Academy Александр Каминский. К последним, по его словам, относятся Албания, Андорра, Ирландия, Исландия, Нидерланды, Кипр, Мальта, Турция.

Однако Роман Бобылев говорит, что для посещения большинства стран Европы, независимо от того, к какой конвенции они присоединились, достаточно будет иметь на руках национальное удостоверение. Главное, чтобы данные водителя дублировались на латинице.

Страховка на случай ДТП

Чтобы пересечь границу, автопутешественник должен иметь «Зеленую карту». «Международный полис страхования гражданской ответственности является обязательным условием въезда на территорию стран Европы и других, включая страны СНГ. Это международное ОСАГО», — говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Минимальный срок действия договора страхования «Зеленая карта» — 15 дней. Также можно приобрести договор на один месяц и далее помесячно вплоть до одного года. Страховые тарифы по российским «Зеленым картам» устанавливаются Российским союзом автостраховщиков (РСА) и зависят от срока страхования, типа транспортного средства и территории покрытия («Все страны системы» либо «Белоруссия, Украина, Молдавия и Азербайджан»). Стаж и возраст водителя на цену полиса не влияют. По состоянию на 15 ноября 2017 года стоимость страховки на 15 дней для легкового автомобиля составляет 2,32 тыс. руб., на год — 21,07 тыс. руб.

Если за время путешествия автовладелец станет участником ДТП и будет признан его виновником, то возмещение ущерба ляжет на страховую компанию, говорит Денис Макаров. А чтобы получить компенсацию, если путешественник является пострадавшей стороной, он должен самостоятельно обращаться в страховую компанию виновника аварии. Средние суммы возмещения ущерба зависят от страны, где произошло ДТП. «Так, по имуществу размер средней выплаты составляет €1,5 тыс. для Белоруссии, €5 тыс. для остальных стран системы; а по жизни и здоровью — €10 тыс. для Белоруссии, Украины, Молдавии, € 38 тыс. для остальных стран», — пояснили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).


Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Если страховка у виновника аварии отсутствует или его личность не установлена, нужно обратиться в местное бюро «Зеленой карты» за информацией о возможности получения выплаты из гарантийного фонда страны ДТП. Контактные телефоны указаны на оборотной стороне полиса.

Некоторые страховые компании могут расширить зону покрытия действующего полиса каско на территорию других стран. Но «Зеленую карту» полис каско заменить не сможет, так как не страхует ответственность водителя.

К каким тратам готовиться​

По мнению Романа Бобылева, путешествие на машине нельзя назвать экономным вариантом, так как в дороге туристу приходится совершать много трат, в первую очередь для обслуживания автомобиля. Самой дорогой статьей расхода многие путешественники считают топливо. По данным сайта autotraveler.ru , по состоянию на ноябрь 2017 года бензин АИ-95 среди зарубежных стран дешевле всего в Белоруссии (€0,54 за литр). Из стран ЕС в пятерку стран с самым дешевым бензином входят Македония, Румыния, Польша, Болгария, Андорра: здесь литр 95-го бензина стоит от €1,06 до 1,12. Самые дорогие — Португалия, Нидерланды, Исландия, Италия, Норвегия (€1,54-1,71 за литр). В России сейчас средняя цена бензина АИ-95 на АЗС составляет €0,59. Стоимость дизеля, которая в России составляет €,56 за литр, в Европе варьируется от €0,88 (Македония) до €1,61 (Норвегия).

Платные дороги — еще один страх неопытных путешественников. Требования оплаты проезда разнятся. «Например, во Франции нужно будет платить за проезд на пропускных пунктах, в Чехии и еще некоторых странах — покупать на лобовое стекло специальную наклейку (виньетку), с которой можно будет ездить в течение определенного промежутка времени», — говорит генеральный директор «АвтоСпецЦентр KIA Каширка» Сергей Ворновский.


Виньетка используется в девяти странах Европы: Австрии, Болгарии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии. Купить ее можно на большинстве заправок, в магазинах или специальных будках вдоль трасс. Период, на который можно приобрести виньетку, и ее цена различаются в зависимости от страны. Но в среднем недельный «пропуск» стоит €10, на месяц — около €20. За отсутствие виньетки предусмотрен штраф, который достигает €250 в некоторых странах. Но платные трассы зачастую можно объехать по более живописным бесплатным дорогам.

Кое-где, например в Австрии, Германии, Италии и Норвегии, взимают еще и плату за проезд некоторых мостов и тоннелей. За один из самых дорогих вариантов — проезд по Монбланскому тоннелю между Италией и Францией — придется заплатить пошлину от €42,4 в одну сторону (при въезде с французской стороны) и €43,1 (при въезде с итальянской).

«Есть специальные программы, в том числе и в интернете и в гаджетах, которые позволяют просчитать приблизительные затраты на бензин, исходя из расстояний. Указав километраж, расход бензина на 100 км, а также стоимость топлива, вы получите ориентировочную сумму, которую необходимо заложить в предстоящее путешествие», — советует Александр Каминский​.

Сергей Ворновский напоминает, что платные дороги есть далеко не во всех странах Шенгенской зоны. Например, бесплатно можно перемещаться по Германии, Голландии, Дании, Финляндии, Швеции и Бельгии.


Фото: Андрей Кекяляйнен / Lori

Еще одним пунктом расходов может стать плата за парковку (может составлять от €0,5 до 2,5 за час), если нет бесплатной. Можно сэкономить, изучив парковочную схему городов, где планируются остановки. Во многих городах есть перехватывающие парковки на въезде с низкими тарифами и бесплатным проездом на общественном транспорте от парковки до центра города и обратно.

Советы от путешественников

Огнетушитель, трос, запасной комплект лампочек для фар, жилет со светоотражающими полосками, провода для «прикуривания», противооткатный упор, запаска, набор инструментов — этот комплект, по мнению опытных путешественников, лучше держать с собой в багажнике автомобиля.

«Я также советую возить с собой хотя бы одну запасную канистру жидкости для омывателя стекла и жидкость для мытья стекол с пульверизатором. Это особенно полезно летом, когда после каждого перегона машины приходится оттирать сотни разбитых об лобовое стекло насекомых», — говорит Александр Каминский.

По его словам, многие возят с собой канистру с топливом, так как в некоторых странах заправки находятся на большом расстоянии друг от друга. «Например, в Скандинавии порой просто можно проехать несколько сотен километров и не встретить ни одной заправки», — говорит он.

Также бывалые автопутешественники советуют уточнить, в каких странах можно ездить на шипованной резине, если речь заходит о зимней поездке. В большинстве стран шипы разрешены в период с ноября по март. Цепи должны применяться, если на это указывает соответствующий дорожный знак. В этом случае шины с шипами также должны быть оборудованы цепями. В Болгарии, Боснии и Герцоговине, Черногории, Чехии, Хорватии, Словении, Словакии, Сербии, Румынии, Португалии, Польше, Македонии и Германии шипы запрещены, однако в зимний период в багажнике транспортного средства обязательно должны лежать цепи противоскольжения и лопата.

Также в Европе запрещены антирадары. За наличие такого устройства в машине можно получить штраф (примерно €100) прямо на границе.

Сегодня все больше наших соотечественников решает самостоятельно отправиться в Европу на машине. На первый взгляд кажется, что это достаточно просто: взял отпуск, загрузил багажник - и вперед, навстречу приключениям. На самом же деле подобное путешествие требует серьезной подготовки. Так, необходимо не только позаботиться о наличии у вас документов, которые могут потребоваться заграницей, но и проверить исправность своего авто, а также тщательно разработать маршрут. Итак, сегодня мы предлагаем детальнее разобраться в том, как отправиться в самостоятельное путешествие по Европе на собственном авто. Для этого мы рассмотрим основные моменты, которым стоит уделить повышенное внимание при планировании поездки.

Разрабатываем маршрут: на машине по Европе

Прежде всего, вам необходимо обдумать примерный план поездки, а затем уже тщательно разработать все его детали. Разумеется, в этом деле каждый волен руководствоваться своими предпочтениями, а также финансовыми возможностями. Однако мы дадим основные рекомендации. Прежде всего, не стоит закладывать чересчур длинные переезды в ваш маршрут: на машине по Европе ездить хоть и приятно, но весьма утомительно. В результате, желая охватить как можно больше городов и стран за время отпуска, вы будете сильно уставать, вследствие чего придется тратить больше времени на отдых, нежели на прогулки и осмотр достопримечательностей. Кроме того, планируя время, которое вы проведете в пути, обязательно учитывайте остановки на перекусы и т. д.

Навигация

Планируя путешествие на машине по Европе, желательно воспользоваться сервисом "Карты Гугл" или же навигатором, с помощью которого можно проложить маршрут в соответствии с теми или иными введенными параметрами (к примеру, исключив платные дороги). Если ваш автомобиль не оснащен штатным GPS, то рекомендуем приобрести его, тем более что цена на эти приспособления сегодня является общедоступной. А когда вы окажетесь в совершенно незнакомой стране, где люди говорят на непонятном вам языке, этот маленький прибор может стать для вас настоящей палочкой-выручалочкой. Ведь он не только покажет вам дорогу, предупредит о допустимом скоростном режиме, но и проинформирует о ближайших АЗС, банкоматах и кафе. На бумажные карты лучше не рассчитывать, хотя кинуть парочку в бардачок на всякий случай можно.

Бронирование отелей

Собираясь в Европу на машине, следует заранее позаботиться о резервировании номеров в гостиницах, где вы будете останавливаться в вашем путешествии. Для подбора и бронирования подходящих отелей очень удобно пользоваться популярными сайтами. Обратите внимание на то, взимает ли понравившаяся вам гостиница предоплату. Ведь при подаче документов на шенгенскую визу посольство, скорее всего, потребует от вас подтверждения стопроцентной предоплаты номеров в отелях на весь период вашей поездки. Также постарайтесь выяснить, имеется ли у гостиниц, где вы планируете останавливаться, собственный паркинг. Не расстраивайтесь, даже если он является платным. По прибытии желательно припарковать машину возле отеля и отправляться для осмотра достопримечательностей пешком, на общественном транспорте или такси. Ехать в центр города на собственном авто имеет смысл лишь в том случае, если вы точно уверены, что сможете найти для него стоянку. Дело в том, что ситуация с паркингами во всех более-менее крупных и популярных у туристов европейских городах обстоит довольно плохо. К тому же это удовольствие является далеко не дешевым. Если же вы не сможете найти паркинг и оставите машину в неположенном месте, то будьте уверены, что на вас наложат немалый штраф, а возможно, даже отвезут железного коня на штрафстоянку.

В Европу на машине: документы

После того как вы разработали план поездки, забронировали отели и получили соответствующие визы на всех участников путешествия, стоит вспомнить и о других необходимых документах. Так, отправляясь в Европу на машине, обязательно возьмите с собой загранпаспорт с действующей визой, медицинскую страховку (стоит она недорого, но в случае чрезвычайной ситуации сэкономит вам кругленькую сумму, ведь медицинские услуги в европейских странах отнюдь не дешевы), международную страховку на автомобиль (Green Card), документы на транспортное средство (техпаспорт и при необходимости заверенную доверенность), водительское удостоверение.

Помимо этого, желательно иметь с собой распечатанные подтверждения бронирования гостиниц, копии страниц своего паспорта с проставленными визами, международное водительское удостоверение. Далее предлагаем подробнее остановиться на страховке на автомобиль и международном водительском удостоверении, так как эти вопросы зачастую вызывают множество вопросов у людей, планирующих отправиться в Европу на машине.

Международная страховка на транспортное средство

Большинству эта страховка известна по своему английскому названию - Green Card. «Зеленая карта» является своего рода аналогом привычного нам ОСАГО, действующего на территории всех европейских государств (за редким исключением). Данный полис страхует гражданскую ответственность водителя. Таким образом, выплату по нему получает пострадавшая в дорожно-транспортном происшествии сторона в соответствии с законодательством государства, где случилась авария.

Что касается стоимости «Зеленой карты», то она является одинаковой во всех страховых компаниях и регулируется Министерством финансов РФ. На стоимость полиса влияет три фактора: срок его действия (минимальный - 15 дней, максимальный - 12 месяцев), тип транспортного средства и территория использования. В среднем «Зеленая карта» на 15 дней обойдется вам в полторы тысячи рублей.

Международное водительское удостоверение

Многие путешественники уверены, что им требуются международные права для поездки в Европу. Под этим термином понимается международное водительское удостоверение (или МВУ), представляющее собой перевод национального водительского удостоверения и подтверждающее ваше право на управление автомобилем той или иной категории. На территории России МВУ имеет право выдавать лишь ГИБДД. Имейте в виду, что международное водительское удостоверение является действительным только в паре с национальными правами.

Справедливости ради следует отметить, что путешествие на машине в Европу в большинстве случаев не требует наличия у водителя МВУ. Вполне достаточно иметь с собой национальное водительское удостоверение. Однако в государствах, подписавших только Женевскую конвенцию о дорожном движении, принятую в 1949 году, с вас и сегодня могут потребовать международные права. На территории Европы такими странами являются Албания, Ирландия, Андорра, Исландия, Мальта, Кипр, Турция и Нидерланды. Конечно, требование о наличии МВУ в большинстве случаев является чисто формальным, и местные полицейские нечасто наказывают иностранных водителей за отсутствие этого документа. Однако для того, чтобы не переживать лишний раз и оградить себя от возможных проблем, лучше потратить немного времени и Тем более что эта процедура занимает всего 20 минут (в Москве) и обойдется в среднем в одну тысячу рублей.

Готовим свое авто в дальнюю дорогу

Хочется сказать, что если на повестке дня стоит поездка на автомобиле в Европу, то вопрос подготовки вашего железного коня должен быть одним из первостепенных. Обязательно вспомните, что вы хотели подремонтировать в своей машине и все откладывали на потом. Также посмотрите, когда по плану должно проводиться следующее ТО. И если до него остается совсем мало времени, то лучше сделать его заранее. Как бы то ни было, диагностика будет отнюдь не лишней, ведь далеко не все проблемы авто можно выявить при внешнем осмотре.

После того как вы убедились, что ваш железный конь полностью технически исправен, и что поездка в Европу на машине не закончится на одном из СТО, можно начинать потихоньку укомплектовывать его всем необходимым. Так, для въезда на территорию Евросоюза в вашем автомобиле должна иметься аптечка европейского образца, знак аварийной остановки, огнетушитель, а также Причем эти предметы не только являются необходимыми в экстренных ситуациях. Их наличие также могут проверить и полицейские на границе.

Мы разобрались с необходимыми предметами. Теперь поговорим о необязательных, но весьма желательных вещах, которые нужно иметь с собой, отправляясь в дальнее путешествие на машине. Так, совсем не помешает положить в багажник компрессор для подкачки шин. Также проверьте, в каком состоянии находится ваша запаска или «докатка». Если вы планируете поездку в осенне-зимнее время, то имейте в виду, что использовать шипованную резину в Европе запрещено.

Не упустите из вида и буксировочный трос. Конечно, в случае чего можно воспользоваться эвакуатором, однако чаще всего гораздо проще отбуксировать заглохшую машину, особенно если вы отправляетесь в путешествие компанией на нескольких автомобилях. Желательно захватить и все жизненно необходимые для вашей машины жидкости на долив. Ведь это в случае чего может помочь вам добраться до ближайшего сервиса, а может быть, и до России, что серьезно сэкономит расходы на ремонт. Кроме того, возьмите с собой набор основных инструментов: пассатижи, гаечные ключи и отвертки. Также нелишними будут скотч и изолента. Все эти предметы не займут много места в багажнике, но в некоторых ситуациях могут оказаться буквально незаменимыми.

Пересечение границы

Итак, любая поездка в Европу начинается с пересечения границы. Поскольку цена на бензин за рубежом достаточно высока, рекомендуем заправить полный бак еще на территории СНГ. На границе с Евросоюзом у вас могут записать количество литров в баке, однако переживать об этом не стоит, и денег в виде пошлины за это с вас никто не возьмет.

При общении с пограничниками и таможенниками ведите себя корректно и вежливо. Выполняйте все просьбы, исходящие с их стороны. Так, они могут попросить вас открыть багажник, капот или показать содержимое сумок. Наверняка пограничник спросит о цели вашей поездки. Не стоит выдумывать какие-то небылицы, отвечайте как есть.

Если на вашем автомобиле затонированы передние стекла, то имейте в виду, что это может вызвать проблемы на границе. Дело в том, что в Европе подобная тонировка запрещена. Может дойти и до того, что вас попросят снять пленку, что бывает довольно непросто, особенно в зимнее время. Однако если даже вы благополучно въедете на территорию Евросоюза с затонированными стеклами, то не стоит обольщаться и думать, что все проблемы позади. Ведь вас запросто может остановить первый попавшийся полицейский. И уже в этом случае вы не только будете вынуждены избавляться от тонировки, но и заплатите довольно приличный штраф.

По европейским дорогам

Итак, вы успешно преодолели все формальности, и ваш железный конь резво накручивает первые километры по дорогам Евросоюза. Но расслабляться и здесь не стоит. Прежде всего рекомендуется сразу оплатить проезд по автобанам. В Венгрии, и Австрии нужно приобрести стикер, который следует прикрепить на лобовое стекло. Он будет означать, что вы оплатили проезд по автобанам. Стоимость стикера может варьироваться в зависимости от страны, но в среднем он будет стоить порядка 15 евро.

Теперь для того, чтобы поездка на авто в Европу принесла вам исключительно положительные эмоции, остается лишь тщательно соблюдать все правила дорожного движения. Перед въездом в каждую страну, входящую в вы увидите информационный щит с указанием скоростных ограничений для города, загородных дорог и автострад. Очень важно запомнить эти цифры и не превышать их. Ведь даже на несколько километров в час может обернуться минимальным штрафом от 30 евро. За более серьезные нарушения штраф может составлять несколько сотен, а то и тысяч евро! Причем избежать наказания вряд ли удастся, так как на всех дорогах имеется современное оборудование видеофиксации. Если же вас остановит полицейский, то даже не пытайтесь дать ему взятку. Мало того, что он денег не возьмет, так еще и может привлечь вас к ответственности за попытку подкупа должностного лица.

Однако совершая путешествие на машине по Европе и концентрируясь на соблюдении скоростного режима на европейских дорогах, не следует забывать и о других ПДД. Так, очень внимательно следите за знаками, светофорами и разметкой. К слову, последняя в большинстве случаев нанесена очень грамотно и способна не то что не запутать, а, напротив, помочь водителю правильно пересечь развязку или перекресток. Конечно, как правило, первые километры по дорогам Европы сопровождаются легким стрессом у наших водителей. Однако постепенно вы войдете во вкус и очень удивитесь манере вождения наших соотечественников после возвращения домой.

Стоимость путешествия на автомобиле

Наивно полагать, что туристические поездки в Европу на личном автомобиле обходятся значительно дешевле, нежели при путешествии самолетом. Поэтому расходная часть является немаловажным пунктом в планировании вашего отпуска. Предлагаем вкратце выяснить, во сколько же может обойтись путешествие в Европу на собственном "железном коне" и какие статьи расхода должен включать ваш бюджет.

  1. Расходы на оформление необходимых документов на водителя и автомобиль. Этот пункт подразумевает покупку «Зеленой карты» и при необходимости оформление МВУ. Обойдется это приблизительно в 2500 рублей.
  2. Расходы на медицинскую страховку и оформление В среднем оформление этих документов обойдется в 4 тысячи рублей на человека.
  3. Расходы на подготовку авто к дороге. Здесь все зависит от марки вашей машины и ее технического состояния. Также в этот пункт мы включим приобретение навигатора. Так, хороший прибор с загруженными картами Европы обойдется приблизительно в 8 тысяч рублей.
  4. Расходы на бензин вы сможете рассчитать, лишь имея на руках окончательный план поездки. В среднем, если вы поедете по маршруту Москва - Варшава - Берлин - Брюссель - Париж, вам придется потратить порядка 18 тысяч рублей. Не забудьте заложить в бюджет покупку бензина и для обратного пути.
  5. Расходы на платные дороги и парковки. Здесь все будет зависеть исключительно от страны, куда вы держите путь, а также от того, планируете ли вы оставлять авто на парковке отеля и гулять по городу пешком, или же всюду хотите передвигаться на своем "железном коне".
  6. Расходы на проживание, питание и развлечения. Здесь все является сугубо индивидуальным. Ведь кто-то не против пожить и в дешевых отелях вдали от центра, а кому-то непременно необходимы 4- и 5-звездочные гостиницы в самом сердце города. То же касается и питания с развлечениями.

История о том, что совершенно не страшно бросить все, сдать квартиру на лето, уехать на машине через всю Европу.

…Когда в свои неполные 30 мы сообщили родителям, что собираемся уволиться с работы и уехать на все лето на море, они, схватившись за голову, сообщили нам, что мы ломаем свою жизнь.

Никого не послушав, мы распрощались со всеми обязательствами, сдали квартиру на лето милой паре друзей, собрали вещи и отправились в путь.

Сегодня мы расскажем вам всю полезную информацию для путешественников: на какие красоты стоит полюбоваться по дороге, почему надо обязательно бронировать апартаменты заранее (например, на сервисе TravelRent ) и вообще, уверим вас в том, что автомобильные путешествия – это невероятно весело.

Несколько тезисов для начала:

  • Гринкарта - международное ОСАГО на ваш автомобиль, в который надо внести все страны, через которые вы поедете. В том числе Белоруссию, в которой штраф за отсутствие страховки составляет 300 $. Наша страховка перестает действовать при выезде из страны. Оформляется в любой страховой компании. Также не забудьте узнать, можно ли сделать расширение КАСКО (мало ли что).
  • Виньетка - небольшая цветная наклейка на лобовое стекло автомобиля, свидетельствующая об уплате соответствующего налога. Применяется в некоторых европейских странах (покупали в каждой стране, показывали полиции 1 раз в Венгрии). Продаются на границе или на первой же заправке после ее пересечения.

Поездка в Европу на автомобиле

Мы выезжали из Москвы в 11 утра в пятницу и нашим первым пунктом назначения был Минск.

Мы не бронировали ночлег заранее, решили останавливаться по ходу движения, где понравится. В целом, план прекрасный, однако пару раз мы пожалели о своем решении. Но поскольку дорога – это полная свобода от всего, в том числе и от интернета, мы уже не могли отступить от намеченного пути.

В то время я еще не работала в компании TravelRent и вообще мало понимала в самостоятельных путешествиях. Многие люди предпочитают отдых в SpaLuxuryResortBeach и т.д., но поверьте – ничто не сравнится с ночью в мини-отеле, когда утром хозяин варит тебе кофе, а его жена готовит завтрак, а потом они рассказывают вам про интересные места их города, которых нет в путеводителе, и даже учат готовить блюда национальной кухни. Вот это – настоящее путешествие, которое сложно себе представить в отеле!

Путь до Минска со всеми остановками составил около 7 часов; город встретил нас дожем и ветром, поэтому прогуляться по городу не получилось. Мы заехали поужинать и отправились на ночлег.





Наутро мы отправились в Польшу. Про границу в Бресте ходят слухи, что там можно провести целый день, поэтому мы рискнули и поехали на границу в городе Слоним и преодолели ее за полтора часа, попав в Белосток.

Польша – сказочная! Облака, деревушки и леса, как на открытке. Надо сказать, что мы поехали очень длинной дорогой через населенные пункты, поэтому сполна насладились пейзажем.



За 170 км до Кракова мы остановились на ночевку в мотеле Igus, где нас поселили в замечательный номер с ремонтом, халатами, банными принадлежностями и завтраком, но даже тут я поняла, что апартаменты были бы лучше: мы остались без ужина, ресторан отеля уже не работал, на заправке купили какой-то вредной еды, а ведь многие хозяева предлагают за небольшую дополнительную плату приготовить ужин, который будет ждать ваc на плите. Более того, останавливаясь где понравится, довольно сложно запланировать бюджет, так как цены везде очень разные и предсказать, сколько будет стоить ночлег (тем более, не ориентируясь в местной валюте) практически невозможно.



Кстати, поляки в нетуристической зоне плохо говорят на английском, зато из-за схожести языков вы можете попробовать изъясняться на русском. Например, когда мы хотели оплатить завтрак, официантка ответила нам: «в цене покоев» – и мы ее прекрасно поняли.

Весь следующий день мы гуляли по Кракову. Оставили машину на охраняемой парковке около центра и направились в самое сердце города. Попали на большую торговую площадь Рынок, где со стародавних времен ничего не изменилось: здесь и по сей день идет активная торговля. В наш приезд проходил фестиваль цветов, и на всей территории были расставлены телеги с красивейшими растениями.

Входили мы через Флорианские ворота – все, что осталось от стен, окружавших город. Когда-то давно через них хотели пустить трамвай, но, проложив пути, поняли, что по высоте он не пройдет.

После прогулки мы сели обедать в одном из ресторанов на площади. В Кракове не стоит бояться слишком дорогих, на первый взгляд, ресторанов: там все равно дешевле, чем, например, в аналогичном ресторане в Москве. Мы доверились официанту и выбрали блюда национальной кухни. Из самого запомнившегося советуем суп в хлебе и мясо, запеченное в соленых огурцах.

Весь обед (примерно из пяти блюд) обошелся в 1200 рублей.


Следующим по плану городом был Будапешт.

Словакию мы проехали за 3 часа, хотя о ее природе тоже хочется упомянуть: наш путь лежал через горную дорогу, по обеим сторонам которой прыгают зайцы и бегают куницы, а вода в горной реке абсолютно прозрачная.

К поездке в Будапешт мы опять не подготовились – просто встали на трассу Польша-Венгрия и приехали в столицу, наивно полагая, что там-то мы без проблем найдём ночлег. Но все пошло не по плану: в отличие от Польши, где на каждом шагу отели, мотели и мини-гостиницы, тут – ничего, кроме красивейший больших отелей, с ценой за ночь от 200 евро и совершенно непонятными указателями по всему городу на венгерском языке.

Венгрия – это страна в самом центре Европейского союза, в которой вы едва ли встретите указатели на английском, а сам язык не похож ни на один другой. Неподготовленному туристу будет сложно разобраться в написанных знаках, оплате парковки, заказе еды в ресторане и т.д.

Найдя небольшой отель, уже там от портье мы узнали, что в Будапеште конец мая - высокий сезон, и найти номер у нас едва ли получится.

В час ночи мы выехали на трассу Венгрия – Сербия и начали искать мотель. Спустя два часа мы все же нашли единственный свободный номер, очень чистый и большой, со всем необходимым. Наутро мы полчаса пытались объяснить, что мы хотим на завтрак, пока официантка не принесла нам наконец меню с картинками. Теперь у нас дома частенько готовится «венгерская яичница» с копчеными колбасками и помидором.


На выезде из мотеля у нас первый (и последний) раз проверили виньетку.

На этом наши венгерские приключения не закончились: на таможне мужчина в форме забрал у нас все документы и удалился на час. В это время рядом с нами останавливали европейские машины, говорили им: «Будапешт» и выдавали листы А4. Мы сделали вывод, что это штрафы за превышение скорости, которые можно оплатить только в столице (250 км от границы).

Но всё закончилось хорошо: нам отдали документы, улыбнулись и, судя по интонации, пожелали счастливого пути.

Мы въехали в Сербию.



После венгерской таможни отношение сербов нас покорило: для нас открыли отдельный пропускной пункт, поулыбались, спросили, как дела в России, пожелали прекрасной дороги. Мы сразу заехали на заправку и встретили там нашего соотечественника, живущего в Сербии.

Он был очень удивлен, увидев русских на машине с московскими номерами, так как тот год был первым, когда путешественники поехали этим маршрутом.

По пути туда мы не останавливались на ночлег в Сербии, торопились быстрее попасть домой в Болгарию. Сербская кухня заслуживает отдельного внимания: она очень сытная, в ней присутствует множество блюд из мяса и овощей. Вообще, сербы очень любят поесть: в одной порции столько еды, сколько мы вполне могли бы подать на семейном ужине для четырех человек.

Сербы обижаются, когда что-то не съедено, искренне не понимают, почему мы считаем такое количество еды слишком большим для одного человека, но при этом они очень радушны, гостеприимны, общительны и всех вокруг пытаются накормить.

Отведав запеченной говядины со свежеприготовленными лепешками и шопским салатом, мы отправились в Болгарию. (О пребывании Екатерины в Болгарии можно почитать тут.)


В Софию мы въехали глубокой ночью, остановились на ночлег в весьма второсортном мотеле.

По пути в Москву мы точно знали, что пролетим Венгрию насквозь, а вот по Сербии обязательно поездим и погуляем. Мы остановились на озере Палич, что в 10 километрах от границы с Венгрией. Там сказочно красиво, множество развлечений типа велосипедов, лодок, парка со множеством редких деревьев и птиц, и свежего воздуха, из-за чего там великолепно спится.


Если у вас будет время и желание погулять по Белграду, то остановиться можно в этих апартаментах.






После трех дней на озере мы решили, что пора домой. Стартовав в 10 километрах от Венгерской границы, мы проехали Венгрию и Словакию на одном дыхании.

Еще один важный момент: сразу после границы вам предложат купить виньетку, при этом венгры продают сразу комплект из двух, включая словацкую, и заплатить за них придется не 20 евро (по 10 каждая), а 30. И как мы не пытались объяснить, что хотим одну, что купим словацкую позже, нам дали 2 и не оставили вариантов. Уже в Словакии мы поняли, что всё-таки купить ее было правильным решением: мы не смогли найти пункты продажи после Венгрии.

Остановились на ночлег в Польше и, проснувшись, сразу поехали на границу. Настойчивый навигатор повез нас на границу Домачево. Там было очень много машин, но мы прошли относительно быстро: за 3 часа.

Совет : не перепутайте очередь с быстрым проездом через границу с той, где люди оформляют Tax Free на европейские покупки, автомобили и т.д. Мы - перепутали, и в течение часа слушали увлекательный диалог таможенника с российским гражданином, который приобрел автомобиль и был намерен вернуть НДС не только на авто, но и на колеса. Таможенник был озабочен наличием тех самых вторых колес. Наш соотечественник, покраснев от злости, объяснял, что те единственные колеса, которые у него есть, установлены на машине. После часа тщетных выяснений и доводов таможенника о том, что колеса являются частью автомобиля и отдельным налогом не облагаются, нас все-таки пропустили и мы въехали в Белоруссию.

На этот раз у нас были забронированы апартаменты в Минске, но глубокой ночью мы не рискнули ехать по темной трассе и решили остановиться в Гродно. Нас встретила гостеприимная гостиница «Турист», в которой в тот вечер гуляли свадьбу. Хочу заметить, что трехзвездочная гостиница (правда, с парковкой и завтраком) обошлась в полтора раза дороже отеля в Сербии, в два раза дороже гостиницы в Польше и в два с половиной дороже мотеля в Венгрии. Впрочем, завтрак в лучших советских традициях нас очень порадовал: мы прямо вернулись в детство.

Недостаток в Гродно оказался один: в городе нет круглосуточных магазинов, поэтому в виде ужина пришлось довольствоваться крекерами с заправки.

Важная и полезная для туристов информация

  • В общей сложности поездка в одну сторону год назад составила 30 000 рублей. Сюда входит всё: бензин, ночевки, еда, сувениры.
  • Не забудьте приобрести Гринкарту (международное ОСАГО) и расширить КАСКО для вашего автомобиля.
  • В каждой стране, где требуется покупка виньетки – не экономьте, вы никогда не знаете, за каким кустом стоят полицейские.
  • Из обязательных вещей в машине всегда должны быть два жилета со светоотражателями, аптечка и наклейка вашей страны. Это иногда проверяют на таможне.
  • Обязательно изучите правила ввоза и вывоза продуктов питания, алкоголя и т.д. Например, в Польшу на автомобиле можно ввести две пачки сигарет, хотя вывести из России можно 200 штук на человека. При нас у людей всё отобрали и выписали штраф.
  • Бронируйте жилье заранее, будь то гостиница или апартаменты. Иногда это сложно сделать на месте, особенно ночью и не зная местного языка.
  • Если вы планируете ехать через Венгрию, купите разговорник. Это не шутка!
  • Пробуйте по пути блюда местной кухни, при этом не в туристических местах. Во многих странах на протяжении всего пути меняется и еда. Когда ты прилетаешь на самолете в конкретный город, а не едешь через всю страну, то ты отдыхаешь как турист. Когда ты едешь на машине – ты можешь изучить весь колорит страны.

И самое главное – отправляясь в автомобильное путешествие, никого и ничего не бойтесь. В Европе все приспособлено для любителей дорог: частые заправки, на некоторых бесплатный кофе, почти на каждом шагу закусочные с горячими обедами и мотели.

Могу сказать, что после нашей авантюры мы ничего не потеряли, сейчас оба занимаемся любимым делом и точно поняли, что не надо бояться рисковать

Интересных вам путешествий!


Дайджест Квартблога

Подготовка к отпуску: привести в порядок дела, собрать чемодан, подготовить документы и не забыть билеты - в суматохе мы иногда забываем о некоторых вещах, которые обязательно нужно сделать перед долгим отсутствием.

16 советов и идей, которые позволят вам уехать из дома с чистой совестью.

Компактный ретро или вместительный современный? Как выбрать хороший чемодан? Узнайте, какой чемодан будет наилучшим выбором именно для вас.

Удивительные здания и интерьеры, в которых продаются книги.

Как украсить квартиру, чтобы она напоминала о приятных летних приключениях.

Текст и фото: Екатерина Игнатова

На момент принятия решения о грандиозном туре у нас имелся небольшой опыт поездок по российским городам. Начинали мы с Суздаля, потом расширили географию, доехали до Ростова Великого, Углича, Ярославля. Гордостью нашей и вершиной был Петербург (с Великом Новгородом в придачу). Наверное, так бы и шло дальше, мы поговаривали о Пскове и Прибалтике, но тут вмешался случай…
В общем, сидела я как-то в Интернете, с увлечением читала разные отчеты о путешествиях в Европу на машине, и набрела на один любопытнейший. Ребята, молодожены, съездили своим ходом в Италию, и очень живо всё описали, приложив немыслимой красоты фотки. Вот они-то и решили всё! Я показала их мужу и капкан захлопнулся! Первая же фраза была «Так поехали!» Правда, Италию пришлось отмести сразу, она для уже продвинутых путешественников. А мы, как чайники, отважились лишь на самый краешек Европы – Польшу, Чехию и Австрию. С однодневным выездом в Германию (Дрезден).

С момента первой фразы до дня выезда прошло долгих 10 месяцев, во время которых я тщательным образом собирала информацию, читая тонны отзывов на разных ресурсах. Самые интересные зачитывала Вадику, и мы замечательно проводили время, обсуждая, смеясь, и представляя наш будущий вояж.
А ещё целых 10 месяцев я вспоминала школьный английский, взяв Вадика в соученики. Он сопротивлялся, конечно, но как говорится – куда денешься с подводной лодки? :)
Наконец, в мае мы впервые самостоятельно подготовили и подали документы в чешский визовый центр. И без проблем получили визы на руки. Ура! С этого момента мне уже ни о чем не думалось, плохо спалось и хотелось одного – немедленно ехать!

Маршрут путешествия по Европе на машине по дням

Наш евротур выглядел так:

19 июня – Москва-Брест 1067 км, ночёвка в Бресте.
20 июня – Переход границы в Домачево, путь до Кракова 415 км, ночёвка в Кракове.
21 июня – Краков - Прага 536 км.
22 июня – Прага.
23 июня – Выезд в Карловы Вары 126 км.
24 июня – Прага.
25 июня – Выезд в Германию, Дрезден 148 км.
26 июня – Прага.
27 июня – Переезд Прага – Ческий Крумлов 175 км.
28 июня – Ческий Крумлов.
29 июня – Выезд в Зальцбург, с проездом мимо 3-х австрийских озёр, возвращение в Крумлов, за день получилось около 400 км.
30 июня – Переезд Ческий Крумлов – Вена 208 км.
1 июля – Вена
2 июля - Вена – Краков 468 км, ночевка в Кракове.
3 июля – Краков – Словатыче 415 км, переход границы в Домачево. Ночевка в Бресте.
4 июля – Брест – Москва 1067 км.

Карта. Города, где жили и которые посещали :

Гостиницы

Отели бронировали через Букинг (кроме белорусской). Советовать не советовать наши отели - трудно сказать. У каждого свои предпочтения и требования к жилью. Но напишу названия и мнение в двух словах.
В Бресте выбор не велик, поэтому остановились на том, что показалось самым приемлемым. Гостиница «Энергия», 2-комнатный Твин 3.450р. Дороговато, но в целом нам понравилось. Собственная большая охраняемая стоянка, шаговая доступность до местного Арбата, где много кафешек и мест для отдыха.
В Кракове ночевали в апартаментах Kubik-Studio . Это частная квартира на первом этаже старинного дома с высокими потолками. Настолько высокими, что кровать двухъярусная, на неё надо взбираться по лестнице, а потом следить, чтобы не набить шишек, стучась головой об потолок. Цена за ночь 3.347 р. До центра совсем рядом, парковка около дома. Нормально в общем, но без восторгов.
А вот апартаменты Happy Prague Apartments в Праге нас порадовали. Дом XIV века, но внутри все комфортно. Расположение прекрасное – до Карлова моста 5 минут. Хозяин общительный, говорит немного по-русски, сыплет комплиментами (даром, что итальянец). Машину ставили во внутренний дворик, заплатили за 6 ночей 31.199 руб.


Отель Garni Villa Beatika в Чески-Крумлове приятно удивил. Это 3-х этажная небольшая вилла, где каждый номер именной и оформлен в стилистике своего владельца – мировой звезды. Нам достался № 9 Джон Леннон, а соседом оказался Фредди Меркури. Но больше всего поразил вид с балкона. Он просто невероятный! В общем нам очень повезло, и когда мы уезжали, сказали, что их отель достоин твёрдой 10-ки. Заплатили за 3 ночи 10.746 руб.


Ну, и гостиничный апогей – отель Am Parkring в Вене . Выбирал его Вадик, поставив себе задачу найти что-то особенное, и ему это удалось! Отель единственный имеет вид на собор св. Стефана, и когда стоишь на балконе, захватывает дух от панорамы города, он буквально у ног! А так как красота редко бывает дешевой, нам пришлось раскошелиться на люкс, и за 2 ночи отдать 27.617 руб. Но скажу честно – оно того стоило!


Дороги

Они везде от хороших до очень хороших, плохие не встречались. Но скоростной режим лучше соблюдать, и мы старались, как могли. Пока никакие уведомления не приходили (тьфу, тьфу, тьфу). По Польше ехать нуднее всего. Населенные пункты идут один за другим, и пока выберешься на скоростную трассу, измотаешь небольшой клубок нервов… За всё время поездки нас никто не останавливал, засад не встретили, даже в Белоруссии…
Платные дороги есть в Польше, устроены они как наши – подъезжаешь с шлагбауму, оплачиваешь, едешь дальше. А в Чехии и Австрии надо покупать виньетку, желательно не позднее первой заправки после пересечения границы. Они бывают на разное количество дней, и клеятся в разные углы лобового стекла.
Много копий в Интернете ломается по поводу того - нужны международные права или нет. Мы после обдумывания пришли к выводу, что лучше бы их иметь. Дело в том, что если ездить по правилам и не иметь проблем – достаточно национальных прав. Но если, не дай Бог, возникнет дорожная неприятность – права международного образца понадобятся непременно. Надо иметь это ввиду!
Пользовались навигатором Sygic . Работал без сбоев, привозил в точно заданное место, поэтому у нас не было повода ругать его за бестолковость. Для пеших маршрутов всегда брали с собой планшет с картами Maps.me .Перед путешествием скачали карты нужных стран и бродили по городам без опаски. Правда, по собственной вине несколько раз уходили не туда, но быстро возвращались…

Оплачивали покупки картами и наличными. В Москве загодя поменяли немного каждой из валют, и не пожалели. Когда ты ещё слабо ориентируешься в городе, то есть возможность без задержек оплатить парковку, купить воды, заплатить за туалет и т.д.

Ну, а теперь непосредственно поездка.

Программа путешествия по Европе на авто по дням

Выехали из Москвы в 7 утра, и бодренько, на подъеме, за 12 часов проехали 1067 километров. По пути отдыхали и перекусывали на заправках. Соответственно в 7 вечера были в Бресте , и успели ещё поужинать и посмотреть их главную улицу.
Утром, уже готовые к бою, мчались на границу, в Домачево (это 40 километров от Бреста). Прошли и белорусов, и поляков за 1.5 часа, что считается очень неплохо. И счастливые поколесили по Евросоюзу! Даже медленное движение вначале не раздражало, можно было рассматривать жизнь польских городков в деталях. Потом началась трасса, и мы домчали до Кракова. На дорогу ушло 7 часов.

Краков нам очень понравился, всё-таки бывшая столица! Основные достопримечательности – Рыночная площадь, Мариацкий костёл, Площадь Матейки, Барбакан, Флорианская башня, башня Ратуши (куда можно подняться) и, конечно, замок Вавель. Там внутри Кафедральный собор, памятники Костюшко и папе Иоанну - Павлу II.



Вид на Мариацкий костел


В Мариацком костёле мы застали свадьбу.


Флорианская башня

Следующее утро – переезд в Прагу . Километров предстояло ехать больше, но т.к. деревенек уже не было, проехали за 6.5 часов. И тут же приступили к исследованию города. Он, конечно, уникальный! Основные достопримечательности - Староместская площадь, Вацлавская площадь, Карлов мост, Пражский град, Храм Лоретты, Градчаны и пр.












Невероятное эстетическое удовольствие смотреть вокруг, можно снимать каждый дом! И мы гуляли, гуляли, гуляли. Поднялись на все башни, на Ратушу, на собор св. Вита, к Панавскому павильону, откуда открывается вид на мосты Праги. Пробовали национальную кухню - суп в хлебе, вепрево колено. Слушали органный концерт в костёле, катались на кораблике, кормили лебедей. В общем, пребывали в детско-восторженном и радостном состоянии!









Витражи в соборе св.Вита




Ночной Пражский град

Погода вот только была прохладной, и временами шли дожди. Но мы помнили лозунг туристов и от планов не отступались. Выехали на день сначала в Карловы Вары, а затем и в Дрезден.

Карловы Вары нас покорили! Город под стать Праге, красивый, уникальный, с огромной историей. Опять гуляли, не могли нагуляться. На рынке купили фруктов, и огромным аппетитом их потом уплели. Много русских, речь звучит отовсюду, они там лечатся, ходят с кружечками в руках. Основные достопримечательности - это колоннады - Рыночная, Мельничная, Садовая. Храм Марии Магдалены, открытый бассейн Термал с постоянной температурой в 30 гр, сады Дворжака и, конечно, Бехеровка (музей и магазин).








Дрезден после таких красот показался сдержанным, его эстетика совсем другая. Но мы не пожалели, что съездили туда. Тем более путь занял чуть больше 2-х часов. Посмотрели Центр – Альштадт, Театральную площадь, оперный театр, церковь Фрауэнкирхе, замок резиденции, Цвингер – дворцовый комплекс. Правда в картинную галерею не пошли, и Сикстинскую Мадонну не увидели. Ничего, в следующий раз.









Фрауэнкирхе



После Праги был переезд в Крумлов , в ещё одну чешскую жемчужину. Вот уж точно городок – шкатулка. Достопримечательности – Замок, Плащевой мост, Центральная площадь, Ратуша, Чумная колонна и пр. Опять подъем на все вершины и потрясающие виды!
















Из Крумлова выезжали в Зальцбург . Моя особенная мечта! Из-за Моцарта конечно. Я никак не могла оторвать глаз от дома, где он родился, и где его семья прожила 27 лет. Хотелось запомнить, вобрать! И от другого дома, куда семья переехала, и Вольфганг прожил там 7 лет. В городе вообще всё связано с ним – Кафедральный Собор, где его крестили, Старая Резиденция князей, где 6-ти летний Моцарт играл в Зале Советов. Поэтому мы ходили, а я постоянно спрашивала Вадика «А это видел Моцарт, как ты думаешь, а это? Сюда он наверняка ходил, а сюда?». :)










Ещё в Зальцбурге можно подняться на гору Фестунберг, посетить крепость Хоэнзальцбург. Что мы и сделали. Причём подъем начали молодо и резво, а закончили еле плетясь, вспомнив все свои диагнозы. Спустились уже на фуникулёре… Можно посмотреть очень красивый парк «Мирабель», территорию аббатства св. Петра, пройтись по главной улице Гетрайдегассе. И это далеко не всё.











Река Зальцах

Из Зальцбурга в Крумлов решили ехать через озёра. Получался небольшой крюк, но не увидеть такую красоту было просто преступлением! Когда ехали, был уже вечер, мы торопились, боялись, что солнце сядет, и виды будут не так хороши. Но мы успели! Виды были сногсшибательные, они до сих пор стоят в глазах!







Первое озеро – Фушльзе, второе – Вольфгангзе, и третье – Траунзе. На последнем стоит небольшой городок Гмунден с его замком Орт. В Гмундене жил Шуберт, написавший «Аве Марию», глядя на этот самый замок. Мы не удержались, с выражением спели шедевр (благо никого не было рядом), а Вадик сказал, что тоже написал бы «Аве Марию», живя здесь! :)






Ну, и последний пункт программы – Вена . Шикарная, имперская, белая. Мы её полюбили, хотя далеко не всем она нравится. Там огромный список достопримечательностей, обязательных к осмотру. Дворец и парк Бельведер, императорский дворец Хофбург, Оперный театр, Парламент, Собор св. Стефана, церковь Карлскирхе, целый музейный квартал и многое другое. У нас было всего два дня в городе, поэтому мы не пытались объять необъятное, но многое всё же увидели. Остальное в следующие разы.























После Вены дорога снова лежала в Польшу. Добираться до Кракова пришлось около 7 часов, но мы уже были привычные. А под музыку и постоянные разговоры время пролетает незаметно. Краков встретил нас теплом и солнышком, что не могло не радовать. Дошли, наконец, до Вавеля, забрались на нашу 9-ю вершину, и довольные, завершили европейскую программу – минимум.










Какой итог. Везде было просто удивительно хорошо! Никакого негатива вокруг, только доброжелательность и позитив. Много туристов, да. Но мы выбрали популярные места, с этим приходилось считаться…

А дальше - ехали по Польше, переходили границу в Домачево. Перешли за 1 час. Потому что не имели чеков такс-фри, и встали в зелёный коридор. В красном же пришлось бы стоять часа 3, если не больше. Вечером в Бресте успели попасть в . Я была там в школьные годы и очень хотела побывать ещё. Спасибо Вадику, он уже рубился от усталости, но поддержал меня, и мы натоптали ногами ещё километров 10.
Утром был путь домой. Самые последние километры дались непросто, но, как известно, всё заканчивается. И как сказала моя мама, когда я ей позвонила со словами «Мы дома!» - «Слава Богу!».
Всего проехали 5.300 км за 16 дней.

Завершая свой длинный рассказ, хочу сказать, что эта поездка была прекрасна! Она держит нас эмоционально до сих пор. Мы были счастливы все эти дни без перерыва, наши глаза впитали столько красоты, а души столько радости, что хочется делиться ими со всеми! Вадик на работе взбаламутил народ своими рассказами, и теперь все тоже срочно засобирались в путешествие на машине в Европу ! Это ли не награда!?



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png