Вы ставите свой автомобиль во дворе, и его вдруг эвакуировали, тогда эта статья для вас, ведь с подобным может столкнуться каждый автолюбитель. Мы спросили автоинструкторов , в каких случаях ГИБДД имеет право забирать автомобиль на штрафстоянку , и вот, что они нам рассказали.

Дело из жизни

Машина была припаркована во дворе дома, где живет ее владелец, и где он прописан, в течение нескольких месяцев. Авто требует ремонта, то есть не на ходу, а вот его внешний вид вполне нормальный. Казалось бы, машина никому не мешает, да и при обучении вождению нас учат, что парковаться нельзя на газоне, а во дворе, где есть место, пожалуйста. Но в нашей истории не все так гладко. Несколько жильцов вышеуказанного дома написали жалобу, чтобы это авто эвакуировали. Есть ли у этих граждан такое право?

Права, может быть, и нет, но это довольно распространенный случай. Ведь данную ситуацию, точнее закон по данному вопросу, можно трактовать двусмысленно, чем и пользуются сотрудники ГИБДД .

Если вы не хотите «доставать» авто со штрафстоянки , то следует точно знать свои законные права, но и не забывать об обязанностях.

Когда машину могут эвакуировать?

Помните, что инспектор имеет право сесть за руль чужого авто лишь с разрешения его владельца или же придется вызывать специальный транспорт. К основаниям для транспортировки ТС на штрафстоянку относят следующее:

  • алкогольное опьянение автомобилиста;
  • у водителя нет на авто документов или ВУ (даже если он оставил их дома);
  • неисправность авто из-за чего ее нельзя использовать;
  • нахождение автомобиля в неположенном месте.

«Капкан у обочины»

Акция под таким названием стала очень популярной. Ее цель — борьба с произволом, и автолюбители вместо молчаливого согласия все чаще отстаивают свои права. В пример можно привести случай с Евгением Выродовым, учителем физики одной из московских школ. Преподаватель, по заявлению службы перемещения ТС, должен заплатить 700 000 рублей за то, что его машина «Ока» находилась на спецстоянке 1,5 года. В трехмесячный срок Выродов не обращался с жалобами, да и попросту не знал об эвакуации своей «Оки». В связи с данным вопросом в поддержку Выродова было решено провести массовую акцию у здания столичной мэрии.

Как говорят юристы, автолюбители должны отстаивать свои законные права и интересы, ведь большинство эвакуаций машин в России просто незаконны.

Часто можно увидеть, как эвакуация автомобиля происходит на глазах его изумленного владельца. Хотя закон гласит, что задержание авто и его дальнейшее перемещение возможны, когда владелец ТС отсутствует.

Кстати, при эвакуации машины, как и мотоцикла или грузовика, должны присутствовать понятые. Как правило, это второй инспектор или водитель эвакуатора. Бывает, что в протокол об эвакуации вписывают «мертвых душ», то есть выдуманных лиц.

Водитель эвакуатора имеет право заявить, что протокол незаконный или недействителен, если при эвакуации не присутствуют двое понятых. Однако на практике такое случается редко.

Нарушения закона при эвакуации

Заметим, что ТС должно быть эвакуировано только тогда, когда оно препятствует полноценному движению других ТС. Чаще всего эвакуацию проводят для галочки, то есть «цепляют» те машины, которые проще загрузить на эвакуатор. Если авто было эвакуировано незаконно, то водителю нужно написать жалобу в районный суд. Однако жалоба должна быть подана не позднее 3-х месяцев после факта эвакуации. Что касается ГИБДД, то они должны доказать, что ТС действительно создавал помеху, для чего, как правило, прикладывают фотографии с мобильника. Кстати, фото с сотового телефона не могут быть достоверным доказательством, о чем автомобилисты должны знать.

Если автомобилист доказал свою правоту, то деньги за штрафстоянку ему обязаны вернуть. Помимо этого можно требовать компенсацию и возмещение морального ущерба.

Видеоматериал о том, за что могут эвакуировать машину:

Учите законы и будьте внимательны!

В статье использовано изображение all-machine.ru

Комментарии

Анна Колесниченко

19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.

Туманное прошлое

Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.

Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.

Главный спорный вопрос касается момента начала эвакуации. А точнее, когда наступает та секунда, после которой вернуть себе машину прямо на месте нарушения уже нельзя? Существовавший в законе пробел по этому вопросу лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.

Два золотых правила

С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.

До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? Эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предвидел такую ситуацию.

Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.

То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.

Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.

Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.

Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.

Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона (абзац 1 статьи 20 Приказа МВД от 02.03.2009 №185). Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы ).

Частные случаи

Забытые права

Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.

Машина зарегистрирована за границей

В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.

Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и без всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.

Машина стоит на месте для инвалидов

Наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.

Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.

Знак «Работает эвакуатор»

Но главную новинку закона, друзья, я оставила нам «на сладкое». Хорошие новости для водителей: мало того, что «утащить» машину смогут только при наличии особого знака, вас еще и обязаны об этом заранее предупредить!

Согласно дополнению к статье 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не позднее чем за 20 дней до установки ряда дорожных знаков или нанесения разметки граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование должно осуществляться посредством интернет-ресурсов и/или информационных табло, размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки.

Правда, законом не определено, где же искать эту информацию. Конечно, вполне вероятно, что дело ограничится повсеместной установкой знаков с эвакуатором, а информирование будет выполнено в виде публикации пресс-релизов на сайте какого-нибудь городского комитета или департамента.

Что не сделано?

Одна из спорных ситуаций касается установки знаков «Остановка запрещена». Вспомните: сколько есть тихих улиц, где остановка запрещена по неведомой причине! И сколько есть загруженных мест, где такой знак явно просится, но его не ставят год за годом… Хорошо бы иметь внятную мотивацию, при каких условиях запрет на парковку необходим.

Второй явно упущенный момент касается разнообразных организаций, которые по своему желанию и при наличии административного ресурса могут спокойно перегораживать проезжую часть «столбиками» и «заборчиками», не давая парковаться «простым смертным». Сейчас эти загородки считаются частной собственностью, которую нельзя изъять просто так.

В общем, законодателю еще есть над чем работать, но положительная динамика наметилась. Для тех же, кто хочет разобраться во всех тонкостях процедуры эвакуации, мы приготовили сравнительную таблицу изменений.

P.S.: помимо «эвакуационных» моментов пакет поправок содержит еще и норму, устанавливающую штраф за езду без шлема на мопеде, по аналогии с мотоциклом, так что «скутеристы» потихоньку включаются в правовое поле.

Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2015 № 143-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения, касающихся вопросов эвакуации автомобилей:

Во многих случаях, когда водитель нарушает ПДД, его машину забирают на штрафстоянку. Сейчас тема штрафстоянок актуальна как никогда. Так, остановка под запрещающим знаком является одним из распространенных правонарушений, при котором авто обязательно эвакуируют при отсутствии водителя.

В последние месяцы участились случаи, когда в спальных районах высаживается группа инспекторов ГИБДД с камерами в руках, которые начинают устраивать фотоссесию всех машин, стоящих не по правилам. После чего присылают на дом «письма счастья». Либо приезжает эшелон эвакуаторов, которые начинают активно забирать на штрафстоянку друг за другом неправильно припаркованные машины.

Рассмотрим более подробно законно ли это, а также в каких случаях ГИБДД могут забирать на штрафстоянку машины.

Полиция может забирать машины только на основании статьи 27.13 части 1, а именно при наличии тех нарушений, которые туда включены. Итак, на штрафстоянку могут забрать только в следующих случаях:

  • У водителя нет с собой документов, которые дают право ездить на машине, а именно свидетельства о регистрации или паспорта ТС.
  • Если у машины выявлена хотя бы одна неисправность из установленного перечня, на основании которого нельзя на ней ездить. Неисправность может быть следующей: нарушены тормоза машины, неправильно отрегулировано рулевое управление колес, а также проблемы с работой фар, а именно не тот цвет или режим работы.
  • В случае, если водитель пьяный или отказывается пройти проверку на содержание и наличие спирта в крови.
  • Если у водителя уже ранее забрали права и в данный момент он их лишен, а также, если у него вообще их нет, т.е. он не проходил обучение в автошколе.
  • В случаях, когда , остановки или стоянки машин, в результате которых создаются пробки и препятствия для свободного движения пешеходов. Стоит отметить, что инспектор полиции имеет право только тогда, когда в ней никого нет.

Итак, в результате вышеперечисленных правонарушений, машины могут оказаться на штрафстоянке.

Если по какой-либо причине автомобиль в отсутствие водителя погрузили на , то сотрудник полиции должен обязательно соблюдать следующие требования:

  • Составить и оформить документ – протокол задержания с указанным пунктом нарушения ПДД.
  • Оформление протокола должно происходить в обязательном присутствии двух человек – понятых.
  • Должны быть указаны число, время и адрес задержания машины, а также фамилия и звание сотрудника полиции, который забрал на штрафстоянку, и данные присутствующих понятых.

Если при разбирательстве будет выявлено и нарушено одно из обязательных требования задержания, то тогда можно смело обжаловать то, что на штрафстоянку увезли незаконно.

Итак, при оставлении машины в , а также невыполнении ПДД во время движения, следует помнить, что у ДПС будут основания, чтобы забрать авто на штрафстоянку. Выписанный штраф, транспортировку и хранение придется оплачивать из собственного кармана.

При неправильной парковке автомобиля или нарушения ПДД машину могут забрать и отогнать на штрафстоянку. Эвакуация машины - это распространенная практика. Однако не все водители понимают правила принудительного отгона и условия, при которых его можно применять. Давайте разберемся, когда, вообще, законна эвакуация и что делать в том случае, если машину забрали не по правилам.

Когда производится эвакуация машины?

В статье №27 КоАП есть перечень нарушений, которые влекут за собой штраф и последующий вывоз автомобиля нарушителя:

  1. Нахождение за рулем лица, у которого нет прав управления транспортом.
  2. Если у автомобиля проблемы с тормозной системой.
  3. Нахождение за рулем водителя в алкогольном опьянении или в состоянии наркотического воздействия.
  4. Водитель при езде не принимает во внимание дорожные знаки, разметку на дороге.
  5. Остановка автомобиля на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров от него.
  6. Водителем не соблюдены условия транспортировки тяжелого или большого груза.
  7. Водитель перевозит опасный груз неправильно.
  8. Транспортное средство используется как передвижная конструкция для проведения рекламной кампании.

Отметим, что все эти пункты рассматривают конкретные случаи нарушений. Если забирают автомобиль на эвакуаторе, да еще и назначается штраф за эвакуацию машины по другой причине, то это можно считать нарушением и незаконным действием со стороны сотрудников ГИБДД.

Нарушение парковки

И хотя чаще всего автомобили нарушителей эвакуируют из-за стоянки в неположенном месте, не всякое нарушение правил дает право инспекторам изымать машину и переправлять ее на штрафстоянку. Предусмотрен размер выплат и перечень неправильных остановок, при которых автомобиль могут забрать:

  1. Во втором и последующих рядах право парковки имеют только двухколесные транспортные средства без прицепа. В случае парковки других средств владелец будет обязан уплатить штраф в размере 1500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге сумма может достигать 3000 рублей.
  2. Если водитель оставил свой автомобиль на трамвайных путях либо в месте, где автомобиль мешает движению других транспортных средств, то его могут вполне законно забрать эвакуационные службы. Водителю дополнительно придется заплатить штраф 1500 рублей либо 3000 в Москве.
  3. Автомобилисту, который оставил машину в тоннеле, придется заплатить 2000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге за это полагается штраф в размере 3000 рублей.
  4. Стоянка на пешеходном переходе и на расстоянии до 5 метров от него также запрещена. Владельцу транспортного средства придется заплатить одну тысячу рублей штрафа (3 тысячи для Москвы и Санкт-Петербурга). Также его машина может быть эвакуирована и отправлена на штрафплощадку. То же самое наказание возможно при
  5. Нельзя оставлять автомобиль на расстоянии менее 15 метров до За это также полагается эвакуация и 1000 рублей штрафа.
  6. Если машина припаркована таким образом, что мешает другим водителям, то за это полагается взыскание в размере 2000 рублей (3000 для Москвы и Санкт-Петербурга).
  7. Если водитель оставил машину под то ему придется заплатить 1500 рублей штрафа.

Все перечисленные случаи остановки транспорта вызывают затруднения для других водителей или пешеходов. Кроме того, они создают опасность на дорогах (как в случае со стоянкой автомобиля вблизи пешеходного перехода или в тоннеле). Поэтому отгон транспортного средства на штрафстоянку является правовым действием. Отдельно стоит упомянуть про знаки эвакуации машины, которые могут ставиться под знаком запрета остановки и стоянки. Остановившись в таком месте, можно практически гарантированно обеспечить отгон своего транспорта.

Иногда водитель видит, как его машину пытаются эвакуировать. Он может успеть на место нарушения до того момента, как автомобиль погрузят. В таком случае можно просто перегнать автомобиль в правильное место, но это не избавит от штрафа.

Порядок и правила эвакуации машин

Перед тем как автомобиль забирают, сотрудник ГИБДД должен составить и предъявить протокол о задержании транспорта. Он составляется в двух экземплярах с подписями обеих сторон ‒ служащим полиции и участником происшествия. При этом должны присутствовать свидетели, а в случае отсутствия таковых сам процесс должен быть снят на видео.

Проверка протокола

В документе должно быть указано время, место и причина отгона, а также статья из КоАП, которая и послужила основанием для проведения эвакуации. В протоколе прописывается должность сотрудника, его имя, фамилия, а также данные владельца автомобиля или водителя. Водитель имеет право потребовать от служащего ГИБДД перечислить в документе все вещи, которые находятся в салоне на момент эвакуации машины. К тому же можно описать повреждения и неисправности автомобиля, которые есть на данный момент.

Опечатка автомобиля

После того как документ будет оформлен, на транспортном средстве опечатываются все места доступа к машине (капот, двери, багажник). С этого момента ответственность за сохранность автомобиля возлагается на плечи специализированных организаций. В том случае, если будут какие-то новые повреждения на машине после возвращения ее к хозяину, то последний имеет право потребовать возмещение ущерба с компании, которая занималась перевозкой.

Стоимость эвакуации

Мы выяснили, во сколько штраф за отгон машину обойдется хозяину. Однако отдельно придется платить за услугу эвакуации автомобиля. Но цены зависят региона и местных властей. В Москве цены следующие:

  1. Машины категорий A и B (это мотоциклы и автомобили с двигателем мощностью до 80 лошадиных сил) эвакуируют за 3 тысячи рублей.
  2. Автомобили категории B с моторами мощностью 80-250 лошадиных сил уберут за 5 тысяч рублей.
  3. Машины категории B с моторами мощностью свыше 250 лошадиных сил эвакуируют за 7 тысяч рублей.
  4. Также забрать могут и машины категории D стандартных размеров. Стоимость эвакуации в данном случае может составить 27 тысяч рублей.

Также стоит учитывать и стоянку автомобиля на штрафплощадке. В среднем стоимость хранения автомобиля стандартного размера составляет 500 рублей в сутки. Водителям крупногабаритного транспорта придется заплатить 1000 рублей.

Незаконная эвакуация

Машина подлежит отгону на штрафплощадку в том случае, если своим присутствием мешает передвижению других автомобилей. Бывают случаи, когда автомобиль отгоняют с места, где нет никаких запрещающих знаков. В этом случае водитель может судиться и выиграть. На обжалование действий инспекторов владельцу машины дается 3 месяца.

Часто в суде сотрудники ГИБДД предоставляют снимки с мобильного телефона в качестве доказательств. Однако это слабые улики против автомобилиста.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png