Производство: Martorelli SrI.

Начало выпуска: 1973 год.

Впервые граждане бывших союзных республик узнали о связи Ульяновского автозавода с итальянской фамилией Марторелли в 1975-м. Тогда на страницах советской прессы появилась информация о "469-х", участвующих в международном пробеге по Сахаре, который был организован той самой семьей Марторелли для привлечения внимания других итальянцев к диковинным внедорожникам Страны Советов.

Вдобавок УАЗы стали оснащать иностранными силовыми агрегатами (устанавливали их в Уляновске). Всего в линейке Марторелли было четыре модели, из которых наиболее доступным авто считался UAZ-Explorer с родным бензиновым УМЗ-451М (2 500 см3, 75 л.с.). Остальные же – UAZ-Marathon с дизелем Peugeot XD2 (2 500 см3, 76 л.с.), UAZ-Dakar с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM (2 400 см3, 100 л.с.), UAZ-Racing с бензиновым двигателем FIAT (2 000 см3, 112 л.с.) – были значительно дороже.

За 26 лет плодотворного сотрудничества предприимчивых братьев Марторелли с Ульяновским заводом в Южной Европе было продано более 6,6 тысячи доработанных УАЗов, часть из которых в начале 90-х были привезены в Россию как изделия иностранного производства.

УАЗ-3907 "Ягуар"

Производство: УАЗ.

Показ: 1983 год.

Отмеченный госпремией в 1983 году автомобиль-амфибия УАЗ-3907 "Ягуар", созданный на базе модели 469, во время испытаний, проводимых с 1980-го, поражал воображение. Он был способен передвигаться по воде со скоростью 8-10 км/ч, плыть с двадцатью одним человеком на борту (по конструкции салон был рассчитан на семерых), поворачивать на воде без водяного руля (при помощи передних колес), двигаться по суше со скоростью 100 км/ч, работать при температуре с огромным интервалом (от +45°, до −47°), буксировать прицеп массой до 0,75 т… И невзирая на возросшую массу иметь отличную проходимость благодаря плоскому днищу. При всем этом "Ягуар" был похож на обычный автомобиль повышенной проходимости, а не на помесь моторной лодки с представителем колесной династии.

С 1986 года по отдельному договору с КГБ для пограничников была начата разработка модификации с установкой шести пар лыж, которая во время испытаний так же показала отличные результаты. Печальным во всей этой истории был только конец. В 1990-м по причине отсутствия обещанного финансирования проект свернули. Всего на свет появилось 14 уникальных амфибий.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

УАЗ-31512 TRUCK ЛЛД

Производство: "ЛЛД-авто", Москва.

Начало выпуска: 1994 год.

В 1993 году посетители Московского международного автосалона увидели автомобили, которые сразу же окрестили "русскими Марторелли". Это были УАЗы-31512, прошедшие подготовку на первом частном автозаводе России, организованном братьями Лариными и их друзьями. Уровень проделанных работ, в результате которых ульяновские "вездепроходимцы" заметно преобразились, был на высоте, к тому же основная часть всех используемых материалов была отечественного производства.

Однако больший интерес привлекла модель этой же фирмы, которую представили годом позже на том же месте. Речь идет о четырехместном пикапе УАЗ-31512 TRUCK ЛЛД. Его создателям пришлось сделать следующее: базу обычного УАЗа увеличить на 650 мм, в задней части нарастить боковые панели, в пакеты задних рессор добавить по одному коренному листу, а тыльную стенку кабины сделать вертикальной (из пластика).

В результате получился привлекательный пикап с посадочной формулой 2+2 (так указал производитель) и грузовой платформой длиною 1,7 метра, способной вместить 2,5 куба груза. К сожалению, все, что касалось тормозов, узлов и агрегатов шасси, не подверглось изменению или замене на более подходящее, хотя это было возможно. Причиной столь странного шага стала высокая стоимость машин из-за того, что изначально УАЗы закупались не на самом предприятии в Ульяновске, а у обычных дилеров, которые хорошо накручивали цену.

В период пика (1994-1995 гг.) предприятие "ЛЛД-авто" выпускало до 40 машин ежемесячно, но во второй половине 90-х спрос на доработанные УАЗы стал резко падать, и в конечном итоге первый частный автозавод прекратил свое существование.

ШЗСА-3939

Производитель: ОАО "ШЗСА", Шумерля (Чувашия).

Начало выпуска: 1994 год.

С переходом на рыночную экономику вновь образовавшиеся государства захлестнула волна преступности. Организованным бандитским группировкам не давали покоя денежные обороты отдельных лиц, компаний и предприятий. Участились налеты на места, где к определенному времени скапливалось большое количество налички. Но особой популярностью пользовались нападения на инкассаторов, у которых на тот момент были еще обычные автомобили. Такая ситуация не могла долго продолжаться – требовались специализированные передвижные средства, оборудованные броней.

Первую попытку создать бронеавтомобиль собственными силами осуществил Шумерлинский завод спецавтомобилей, представив публике модель 3939. Основой для броневика послужил УАЗ 31512, которому совместно с "заводом корпусов" изготовили одежду, призванную защитить ценное содержимое. Кузов был перекроен от начала до конца, с УАЗом его роднит только скос нижней части на водительской двери.

Вопреки убеждениям многих, из высокопрочной бронелистовой стали в ШЗСА-3939 был выполнен только грузопассажирский отсек, а не весь автомобиль. Стилизованный под броню капот сделали для того, чтобы издали отпугивать любителей легкой наживы.

Информации о ШЗСА-3939 немного. Известно, что производство продолжалось вторую половину девяностых, большая часть выпущенных машин уже вышли из употребления и стоят "на приколе" по дворам. Отдельные экземпляры были переделаны под боевые для военных операций в Чечне, а увидеть броневик воочию может любой желающий – он стоит в качестве памятника перед зданием объединения "Росинкас" в Волгограде.

НАМИ – УАЗ 469 "Егерь"

Производство: НАМИ, Москва.

Показ: 1998 год.

Что может быть проходимее, чем УАЗ? Только УАЗ на шинах низкого давления! Ведь, как известно, большие и мягкие колеса обеспечивают максимальную площадь сцепления с поверхностью. "Егерь" − это одна из множеств версий УАЗа с такой ходовой частью.

В основе его конструкции лежал серийный УАЗ 469 с увеличенными колесными арками, дополнительными порогами и редукторными шинами со сверхнизким давлением производства НПФ ТРЭКОЛ, слегка доработанными в НАМИ. На роль основного донора ульяновский внедорожник был выбран неспроста.

Конструкция его шасси требовала наименьшей доработки, а это экономия времени и средств. Спустя год вездеход, подготовленный для езды по мягкому грунту, заболоченным территориям, снежной целине, а также преодолению водных преград вплавь, был показан публике. А еще год спустя НПФ ТРЭКОЛ представил самостоятельную, но очень похожую разработку по этому направлению – ТРЭКОЛ 39041, в основе которой также серийный УАЗ. Производство машины продолжается до сих пор.

УАЗ-3159 "Барс"

Производство: УАЗ.

Начало выпуска: 1999 год.

"Ленд Ровер стал дорогим и престижным, Гелендеваген тоже. А чем УАЗик хуже?" – подумали на заводе и сделали длиннобазную модификацию УАЗ-3153. Еще немного погодя появилась его "люксовая" модификация – "Барс".

Для того чтобы сделать из новой модели конкурентоспособный автомобиль, растянутый кузов наделили пластиковыми накладками, установили под пороги подножки, сделали форточки сдвижными, заднюю дверь распашной, в крышу врезали люк… и это только видимые изменения.

Под капотом был установлен 16-клапанный двигатель нового поколения – ЗМЗ-409 с электронным впрыском топлива. За счет применения редукторных мостов, совмещенных с передней пружинной и задней малолистовой рессорной подвесками удалось увеличить на 80 мм дорожный просвет и на 165 мм колею. Ко всему прочему, УАЗ комплектовался гидроусилителем руля и пятиступенчатой коробкой передач.

Портил все дело только салон, который, невзирая на попытки его облагородить, оставался ужасным (твердый формованный пластик, тканевая обивка дверных панелей и т.д.). К тому же детали постоянно отваливались. Вырастить из УАЗа "Гелик" не получилось. За девять лет, что "Барс" находился в производственной программе Ульяновского завода, своих владельцев нашли только 10 тыс. длиннобазных экземпляров.

УАЗ-3150 "Шалун"

Производство: УАЗ.

Показ: 1999 год.

Хоть "Шалун" и не стал серийным, он успел засветиться в одной из неофициальных модификаций к игре GTA: San Andreas

Если есть длиннобазная версия, так значит, должна быть и короткобазная! Если пытаться угождать клиентам, жаждущим солидности, то можно попробовать "достучаться" и до молодежи… Очевидно, такой логикой руководствовались на УАЗе.

"Шалун" – это открытый "спортивно-развлекательный" вариант УАЗ-31512 с уменьшенной на 380 мм базой, оснащенный мощными хромированными дугами безопасности, легкоснимаемым тентом и четырьмя удобными креслами. Под его капотом предлагалось устанавливать два двигателя: УМЗ-4213.10 (2.9 литра) и ЗМЗ-409 (2.7 литра), способные придать автомобилю неплохую динамику (по сравнению с серийными моделями).

Впрочем, избавление от лишних сантиметров и килограммов позитивно влияло не только на максимальную скорость и время разгона, вследствие этих изменений у внедорожника улучшились маневренность и проходимость. Наряду с гражданской версией был представлен армейский вариант, днище и двигатель которого были закрыты бронелистами.

Увы, на момент премьерного показа потребительский рынок не был готов к появлению отечественного конкурента американскому Jeep Wrangler, в принципе не пользующегося огромной популярностью в России. Всего было собрано шесть экземпляров укороченного УАЗа с открытым верхом, пять из которых были проданы.

Скорпион-1

Производство: корпорация "Защита".

Начало выпуска: 2003 год.

То, что УАЗ 469 разрабатывали первым делом для армии, никогда не было секретом. Долгие годы этот автомобиль являлся основным командирским транспортом на территории СССР, а затем и всего постсоветского пространства. Сказать, что машина устарела, значит не сказать ничего.

Однако вносить серьезные конструктивные изменения в производственном масштабе не так-то легко – требуются годы и немалые вложения. В результате подсуетились предприятия помельче, в числе которых оказалась корпорация "Защита" со своим проектом "Скорпион-1". Окинув беглым взором их автомобиль, увидеть что-то странное не удается – обычный УАЗ 31512, разве что трехдверный. А присмотревшись…

Для того чтобы решить проблему нехватки свободного места, кузов внедорожника расширили путем разреза вдоль и вваривания 270-миллиметровой вставки. Поработали над "барсовскими мостами", дабы увеличить колею. Избавились от задних дверей, но расширили передние. В результате получился уникальный автомобиль, превосходящий серийный УАЗ по возможности дооборудования (скрытое бронирование, установка крупнокалиберных стрелковых автоматических орудий) без потерь пространства для личного состава.

Проверить правдивость этого сложно, хотя вероятность, что подобное испытание могло иметь место и УАЗ показал неплохие результаты, всё же существует. Но даже несмотря на это, гусеничная лента была и будет оставаться эффективнее любых колес (за исключением колес с низким давлением) в условиях и тяжелого климата.

Об этом прекрасно знал доцент кафедры "Автомобили и тракторы" Нижегородского государственного технического университета А.Аникин, который в 2003 году создал снегоболотоход "Ухтыш" на гусеничном ходу.

Конструкция представляет из себя герметичный стальной корпус с уазовскими агрегатами, на который установили кузов, разрезанный вдоль чуть ниже линии излома кузовных панелей. Салон визуально остался без изменений за исключением рогатого штурвала на месте руля.

Массовым "Ухтыш" не стал, но конструкция была признана в целом весьма удачной и успешной, и еще несколько лет машину собирали на Заводе вездеходных машин и продавали по цене под 1 млн рублей.

В итоге получился вездеход для переброски личного состава, чья верхняя составляющая не только украсила самый массовый советский полноприводный грузовой автомобиль, но и позволила сидящим внутри людям чувствовать себя гораздо комфортнее, нежели в бортовом кузове.

В конце 50-х годов специалисты Ульяновского автомобильного завода начали разработку нового внедорожника, который по задумке должен был сменить, начинающий устаревать полноприводный автомобиль ГАЗ-69 (УАЗ-69). В результате появился опытный внедорожник УАЗ-460 не вошедший в серийное производство, но послуживший основой для создания легендарного УАЗ-469 .

Первый опытный образец УАЗ-460 был выпущен в 1958 году, он имел полностью независимую подвеску, однако позднее от нее отказались. Осенью 1960 года появился новый прототип внедорожника УАЗ-460. Автомобиль по общей конструкции был похож на ГАЗ-69, получил открытый 4-дверный кузов, зависимую рессорную подвеску и лонжеронную раму. В качестве силового агрегата на УАЗ-460 установили новый двигатель ГАЗ-21 объемом 2,5 литра и мощностью 70 лошадиных сил.

УАЗ-460 планировали поставлять военным в качестве замены ГАЗ-69, однако из-за недостатка дорожного просвета Министерство обороны такой вариант не устроил, так как автомобиль по техническим показателям находился на одном уровне с ГАЗ-69, зачем же тогда изобретать колесо заново. Для решения проблемы с недостаточным клиренсом автомобиль получил дополнительные колесные редукторы в ступицах колес, которые позволяли значительно поднять мосты и кузов над дорогой (клиренс возрос с 210 до 300 мм). Кстати в гражданском исполнении редукторы не устанавливали. В результате манипуляций с редукторами появился второй, так называемый военный вариант УАЗ-460Б , он отличался габаритами, клиренсом и двигателем увеличенной до 75 лошадиных сил мощности.

Внедорожники УАЗ-460 и военная модификация УАЗ-460Б выпускались в двух исполнениях: 4-дверный, 7 местный пассажирский открытого типа с брезентовым верхом и откидным задним бортом и 2-дверный грузопассажирским, задний борт так же откидывался (Если задний борт считать дверью, то кузов был 3 и 5-дверный). Решетка радиатора П-образная, на подобие той, что устанавливали на УАЗ-452. В левой части автомобиля, с водительской стороны была установлена фара-искатель

Испытания прототипов проходили несколько лет, начиная с 1961 года. В 1964 год испытания были полностью окончены. Автомобиль не был рекомендован к серийному производству, после всех доработок модели и исправлений выявленных недостатков в 1972 году был выпущен новый внедорожник УАЗ-469 который, наконец, и заменил ГАЗ-69.

Интересный факт, в то время пока завод УАЗ собирал и испытывал 460-е внедорожники, за ходом процесса следили специалисты Китайской Народной Республики и в 1965 году спроектировали и поставили на конвейер свой внедорожник Beijing BJ212 , его внешний вид почти в точности повторяет УАЗ-460, но все же отличается передней частью кузова.

К 1960 году со всей очевидностью стало ясно, что ГАЗ-69 с его малой энерговооруженностью, недостаточным клиренсом и двумя разновидностями кузова не отвечает требованиям армии.

Взявшись за создание принципиально нового армейского вездехода, молодое ульяновское предприятие, до тех пор не имевшее серьезного опыта разработки такой техники, необходимого проектно-конструкторского потенциала и крупных производственных мощностей, попало в затруднительную ситуацию. В результате буквально интуитивным путем было построено несколько прототипов разной конструкции, испытанных на заводе, в пробегах и на полигоне 21 НИИИ, а процесс постановки окончательного образца на конвейер занял непозволительно долгое время – более 10 лет, затормозив переход Советской Армии на новую легкую автотехнику. Все эти огромные проблемы быстро отошли на второй план, когда из заводских ворот стали выходить серийные машины УАЗ-469, наводнившие вооруженные силы и народное хозяйство прочными и практичными легкими вездеходами. Но это случилось потом, в 1972 году, а в конце 1950-х были совсем другие прототипы, коим было суждено превратиться в « »!

Разработка нового джипа началась уже в 1959 году, когда УАЗ только разворачивал массовое производство машины ГАЗ-69, уже начинающей морально устаревать и отставать от мировых аналогов. Конструкторские поиски в итоге материализовались в опытные образцы внедорожников: УАЗ-460 и УАЗ-470.

Старая школа джипостроения: УАЗ-460

В 1960 году появился прототип УАЗ-460. Он имел рамную основу с открытым 4-дверным кузовом, по общей конструкции сходный с ГАЗ-69. На УАЗ-460, предусматривалась установка нового 2.5-литрового верхнеклапанного мотора мощностью 70 л.с. (от «ГАЗ-21»), 3-ступенчатой коробки передач и зависимой рессорной подвески. Таким образом, был взят курс на простейшую по конструкции машину без отклонений от компоновочной схемы, заложенной американской конструкторской школой еще в 1940 году (Виллис).

Из-за недостаточного дорожного просвета (210 мм) военные УАЗ-460 не приняли. Автомобиль по своим тактико-техническим показателям находился на одном уровне с ГАЗ-69.

Для решения проблемы недостаточного клиренса была предложена схема с дополнительными колесными редукторами в ступицах колес, позволявшими значительно поднять мосты и кузов над поверхностью дороги.

Так появился второй прототип - 460Б с характерной угловатой функциональной внешностью и открытым 3-дверным тентованным кузовом. Он был выполнен на шасси малотоннажного «УАЗ-450» с тем же 70-сильным мотором «М-21» и зависимой рессорной подвеской, но уже оснащался колесными редукторами. Использование колесных редукторов позволило увеличить дорожный просвет до 300 мм, что наилучшим образом сказалось на геометрической проходимости внедорожника Еще большей проходимости можно было достич установкой блокировки на уаз .

В 1962 – 1963 годах эти машины проходили испытания с разными кузовами – 4-дверным 7-местным пассажирским и 2-дверным грузопассажирским, причем, на последних версиях мощность возросла до 75 л.с.

В 1964 году, как развитие прототипов 460 и 460Б, впервые появился более солидный, прочный и несколько увеличенный в размерах автомобиль с колесными редукторами и повышенными тактико-техническими данными, который был унифицирован с будущим грузовым семейством «УАЗ-452» и получил знакомый индекс УАЗ-469.

Технические характеристики УАЗ-460:

Модель 460
Тип кузова 2-дверный с тентом и откидным задним бортом
Число мест 4
Длина, мм 3 960
Ширина, мм 1 770
Высота, мм 1 870
Колесная база, мм 2 300
Дорожный просвет, мм 210
Масса снаряженная, кг 1 540
1 990
Тип привода полный (подключаемый)
Раздатка 2-ст.
Коробка передач 3-ст. мех.
Тип двигателя карб.
Система охлаждения жидкостная
Объем двигателя, л. 2.445
Число цилиндров 4 (рядный)
Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) 70 (4000)
160 (2200)
Макс. скорость, км/ч 100
Модель 460Б
Тип кузова 2-дверный с тентом и откидным задним бортом 4-дверный с тентом и откидным задним бортом
Число мест 5
Длина, мм 4 000
Ширина, мм 1 790
Высота, мм 1 890
Колесная база, мм 2 380
Дорожный просвет, мм 300
Масса снаряженная, кг 1650
2100
Тип привода полный (подключаемый)
Раздатка 2-ст.
Коробка передач 3-ст. мех
Тип двигателя карб.
Система охлаждения жидкостная
Объем двигателя, л. 2.445
Число цилиндров 4 (рядный)
Мощность двигателя, л.с. 75 (4000)
Крутящий момент, Н*м (об./мин.) 167 (2200)
Макс. скорость, км/ч 110


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png