- У нас зимой в кедах даже студенты не ходят!

Почтальон Печкин

Вместо пролога

В пластмассовую канистру? Нет, нельзя!

Мы были к этому готовы. Вручили заправщику вместо пластиковой канистры металлическую, а сами пошли беседовать с начальством: если запрещают наливать в пластик, то почему торгуют пластиковыми канистрами?

Местный начальник оказался сдержанным. Мол, торгуем, но эти канистры предназначены только для хранения. Кто запретил? Нам показывают документ: Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003 года № 226). Введены в действие 1 ноября 2001 года. Тогда какой-то функционер из-за якобы электризации пластика действительно запретил «выдачу нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару». И неведомо ему, что давным-давно делают из пластмассы. Причем и для заправки бензином, не говоря уже о дизельном топливе. Ведь солярку просто так не поджечь, даже если очень постараться. И кто дал указание вытащить из нафталина это странное распоряжение?

Более того, тот же заправщик подбежал к нам и… самолично помог перелить заправленную солярку из металлической канистры в пластиковую! Ведь в приказе не сказано, что этого делать нельзя. Еще одно доказательство того, что Россия непобедима!

Ладно, будем считать это прологом нашей экспертизы. Проверим, что ждет владельцев дизельных машин, заправившихся в начале зимы (пробы мы брали в середине декабря). Причем специально выискивать откровенный «левак» не будем - прокатимся вдоль федеральной трассы на юг от столицы и соберем дизтопливо с .

Справочники для пятиклассников

Никаких топливных проблем на территории России с 1 января 2016 года быть не должно по определению. Мы уже рассказывали, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 повелел исключительно топливо класса К5. А разве «пятиклассники» могут замерзнуть? К тому же дизелеводов оберегают сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 - топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 - остальные.

Однако… Пусть в отеле хоть пять парикмахерских на каждом этаже - это не сделает его пятизвездочным. Так и здесь. Требования к зимним соляркам есть, но кто мешает продавцу торговать чем-то попроще? Громкие фразы про сезонность применения топлива у нас носят рекомендательный характер.

Проверим, замерзает ли топливо «пятого класса». Для справки: температура помутнения зимней солярки для умеренной климатической зоны должна быть не выше -22 ºС. А потому ни одно из купленных дизтоплив не имеет ни малейшего права потерять прозрачность даже в обычном морозильнике, а тем более - замерзнуть.

Приходилось ли вам сталкиваться с замерзающим дизтопливом?

(Данные , который проводился на сайте www..)

НАША СПРАВКА

Все дизтоплива мы закупали в середине декабря 2016 года.

Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами - помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.

Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.

Температура застывания - температура, при которой топливо теряет подвижность; обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.

Из жидкого в твердое

Мы посетили 17 заправочных станций. Не в честь наступившего года - так случайно получилось. Однако «взятие зимнего» все-таки породило смуту в умах: вместо сплошных плюсиков наша таблица запестрела минусами. На половине из купленных солярок в Великий Устюг не доехать!

Разброс цен сумасшедший: от 28 рублей на 106‑м километре Симферопольской трассы до 36 рублей 92 копеек на расположенной поблизости заправке Лукойла.

Нужно признать, что никто из акул рынка в бытовом морозильнике не потонул. Идеальной оказалась солярка Shell, которая при -30 ºС даже не помутнела. Роснефть и ВР выступили нормально, но при -30 ºС эти дизтоплива все-таки немного потеряли прозрачность. То же относится к Лукойлу: при максимальном охлаждении солярка сохранила работоспособность, хотя и немного помутнела.

На каждой АЗС мы оформили протокол взятия пробы. С фотосъемкой кое-где возникали проблемы: к примеру, на месте забора одного из образцов на нас набросилась работница заправки: мол, кто разрешил фотографировать частную собственность? Ее беспокойство, впрочем, вполне объяснимо: взятое там «зимнее ДТ» на морозе быстро превратилось в булыжник. Чтобы это не произошло в баке вашего автомобиля, вновь повторяем: заезжайте только на АЗС проверенных брендов.

Остальное - лотерея, и далеко не беспро­игрышная. И еще совет: в период массового перехода АЗС с летней солярки на зимнюю, если , во время заправки заливайте в бак для подстраховки антигель. Тогда морозным утром гарантированно заведете двигатель.

Итоги нашей проверки мы свели в таблицу. Примечательно, что на всех АЗС, которые мы посетили, были доступны паспорта качества на продаваемые дизтоплива.

Наш эксперимент может воспроизвести каждый желающий в любом регионе страны. Залейте подозрительное ДТ в подходящий стаканчик (закрытый, конечно же, - запах-то не самый приятный) и определите до утра в морозильную камеру. Замерзнет - пришлите нам фото (того, во что превратилась солярка) и координаты АЗС. 

Данные опубликуем на сайте, чтобы оградить других автолюбителей от плохого топлива. В одиночку мы не в состоянии проверить АЗС по всей стране, а вместе с вами - справимся.

Вместо эпилога

Выводов мы сделали несколько. Во‑первых, на нашем топливном рынке по-прежнему анархия. Если в Германии водитель спокойно заправляется на любой АЗС, то у нас так поступать просто неразумно. Особенно зимой, особенно на дизельной машине.

Во‑вторых, нужно шарахаться от АЗС с неожиданно низкими ценами. Зимой экспериментировать с топливом - себе дороже.

В‑третьих, не слушайте тех, кто кивает на потепления. Дескать, сегодня всего минус десять, так что и летняя солярка сойдет. А если ночью мороз? А если нужно ехать за город? Или того дальше, например в Великий Устюг? Зимой нужно заливать только зимнее дизтопливо - не надеясь на авось.

Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ Р 55475

Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурах

Место и время заправки (по чеку) Обозначение топлива (по чеку) Цена на момент закупки, руб. Температура, ºС Комментарии
˗20 ˗25 ˗30
ООО «Шелл нефть», АЗС 11072, Варшавское шоссе, 206а, с. 1 ДТ-З-К5 36,19 + + + прозрачная, как вода, жидкость
АО «РН-Москва», Варшавское шоссе, вл. 266, стр. 1 (ВР) ДТ ULT-З-К5 36,19 + + +
ООО «Саган», МАЗС № 2, Симферопольское шоссе, 9 ДТ-Е-К5 35,18 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС жидкость расслоилась
ООО «Нефтегазовая компания „Интеройл“, МАЗС-1 ДТ-З-К5 34,80 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС превратилось в кисель
ООО „Оптима Юнион“, Подольский р-н, Домодедовское шоссе, 49а ДТ-Л-К5 30,00 ˗/+ ˗/+ ˗ помутнело уже при ˗20 ºС, после чего превратилось в кисель
ООО „Трэйдмаркет“, 40-й км а/д Москва ˗ Харьков не указано 34,00 ˗/+ ˗/+ ˗ при ˗30 ºС утратило текучесть
АО „РН-Москва“, Подольский р-н, Лаговское с/п, вблизи д. Гривно ДТ-З-К5 35,00 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ООО „Компания Трасса“, АЗС
№ 48, 55-й км автодороги „Крым“ ДТ-З-К5 35,29 + +/˗ +/˗ при ˗30 ºС топливо расслоилось
ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 30,90 + ˗ ˗ при ˗20 ºС сильно загустело, а при ˗30 ºС окаменело
ООО „Лаки Стар“ ДТ-Е-К5 30,90 ˗/+ ˗/+ ˗ уже при ˗20 ºС топливо расслоилось
ИП Беляков А.Д. ДТ-евр-К5 33,70 +/ ˗ ˗/+ ˗ расслоение начиная с ˗20 ºС
ООО „АЗС-Сервис“, АЗС № 19, Симферопольское шоссе, 106-й км, с. Липицы ДТ-Е 28,00 ˗/+ ˗/+ ˗ желе, превратившееся при ˗30 ºС в глыбу
ООО „НефтеПромСервис“,
АЗС № 18 (Лукойл) ДТ-З-К5 ЭКТО 36,92 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ИП Сироткин А.А. ДТ-Е-К5 32,70 + +/˗ ˗ замерзло до состояния камня при ˗30 ºС
ООО „Серпуховнефте­продуктсервис“, АЗС 25 ДИЗ.К5 35,50 + +/˗ ˗/+ помутнело довольно быстро, но сохранило текучесть; расслоилось при ˗30 ºС
ООО „В-93“ ДТ-Е К5 33,70 ˗/+ ˗/+ ˗ расслоилось почти сразу, постепенно превращаясь в густой кисель
ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 32,20 + ˗/+ ˗ при ˗25 ºС сильно загустело, при ˗30 ºС замерзло

Примечания: + - замечаний нет; +/ - - дизтопливо еще годно к эксплуатации; - /+ - дизтопливо уже негодно к эксплуатации; - - дизтопливо полностью утратило текучесть.

Расслоение топлива эквивалентно его негодности, поскольку топливный насос не сможет прокачать густые фракции.

Разнообразную информацию о зимней эксплуатации вы найдете в подборке статей из журнала «За рулем» «Автомобиль и зима: советы, мифы, тесты».

Дизельное топливо - это достаточно старый, но по-прежнему востребованный вид топлива для поршневых И если раньше область его применения была ограничена из-за низкого качества и токсичных продуктов сгорания, то сейчас все больше легковых автомобилей оснащаются дизельными двигателями, и ученые работают над тем, чтобы повысить эксплуатационные характеристики и сделать дизельное топливо экологически безопасным.

Что такое дизельное топливо

Дизельное топливо - это тяжелые фракции нефти, основой которых являются углеводороды с высокой - 200-350°С - температурой кипения. Используется в качестве топлива в дизельных двигателях и газодизелях.

Почему именно в дизельных? Потому что в отличие от бензиновых двигателей, в которых смесь бензина с воздухом поджигается от искры, в дизельном поршневом двигателе топливо самовоспламеняется при сильном сжатии.

Внешне дизельное топливо - это прозрачная, с большей вязкостью, чем у бензина, жидкость, цвет которой может быть и желтым, и коричневым разных оттенков. На цвет влияют смолы в составе топлива.

При сгорании любое топливо производит энергию. Дизельное топливо, кроме этой главной задачи, выполняет еще несколько немаловажных функций в работе двигателя. Оно смазывает в топливных форсунках и насосах трущиеся поверхности, охлаждает стенки камеры сгорания и регулирует параметры выхлопа на двигателях.

Морские и речные суда, тепловозы, военная и грузовые автомобили - практически весь тяжелый транспорт работает на дизельных двигателях.

Последние десятилетия популярным в развитых странах Европы становится легковой автомобиль, который работает на дизельном топливе. Расход топлива на 40 % в дизельном двигателе меньше, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов больше, чем в бензиновом.

Это экономичное в эксплуатации и по стоимости топливо. Оно используется в дизельных электрогенераторах стационарных и в котлах автономных отопительных систем.

Соляровое масло, которое в народе называют просто соляркой, является остаточным дизельным топливом с высокой вязкостью и температурой кипения до 400°С. Этот вид топлива используется для низкооборотных двигателей на водном и железнодорожном транспорте, тракторах. Кроме того, солярой пропитывают кожу в кожевенной промышленности. Соляровое масло входит в состав смазачно-охлаждающей жидкости при обработке металлов резанием и закалочной жидкости при их термической обработке.

Основные характеристики

Цетановое число (главный параметр дизельного топлива) характеризует воспламеняемость топлива. Оно определяет период задержки горения рабочей смеси, то есть время, которое проходит между впрыском топлива в цилиндр и началом его горения. Чем меньше этот промежуток времени, тем цетановое число выше, и длительность прогрева двигателя меньше. Правда, при этом увеличивается дымность выхлопа, которая становится критичной при цетановом числе выше 55.

Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики

От зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.

Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы.

О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.

Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.

До 2015 года дизтопливо в российских стандартах разделялось по видам. В государственном стандарте, введенном в действие в январе 2015 года, разделение совпадает с разделением на экологические классы в соответствии с европейским стандартом и происходит в зависимости от содержания серы в топливе. Содержание серы не более 350, 50 и 10 мг/кг соответствует виду I, виду II и виду III по устаревшему и экологическим классам К3, К4 и К5 по новому государственному стандарту соответственно.

Не рекомендуется использовать топливо, в котором высокие показатели содержания серы, так как при этом увеличиваются вредные выбросы в атмосферу, ускоряется коррозия и износ элементов топливной системы, соответственно, увеличиваются расходы на частую замену фильтров и масла.

Как правило, улучшение одних свойств приводит к ухудшению других. Понижение содержания серы - это уменьшение смазывающих свойств дизтоплива. Поэтому для сохранения одной из главных функций в топливо добавляют различные присадки.

Сорта дизтоплива

Сорта дизельного топлива отличаются по температуре, ниже которой топливо использовать нельзя. В качестве критерия используется предельная температура фильтруемости. Причем по сортам разбивается летнее и межсезонное дизтопливо с этим показателем не ниже -20°С.

Сорт А характеризуется температурой не ниже 5°С выше нуля. Для каждого следующего сорта B, C, D, E и F показатель снижается на 5°С.

Примером может служить дизельное топливо ЕВРО, сорт С, вид II и III или в новой версии экологических классов К4 и К5 с температурой фильтруемости до пяти градусов ниже нуля и содержанием серы не больше 50 и 10 миллиграмм на один килограмм топлива.

Классы дизтоплива

Деление на классы дизельного топлива для зимы или холодного климата происходит не только по температуре фильтруемости, второй характеристикой является температура помутнения.

В зимнем и арктическом дизельном топливе при низких температурах начинается кристаллизация парафина, которая ухудшает характеристики.

Класс дизельного топлива

Предельная температура фильтруемости, °С

Температура помутнения, °С

Если в обозначении дизтоплива после обозначения ДТ стоит не буква, а цифра, значит, это топливо зимнее или арктическое.

Марки дизтоплива

По физико-химическим и условиям применения дизельное топливо подразделяют на четыре типа, которые маркируются заглавными буквами алфавита:

Летнее (Л), к которому относятся сорта топлива А, В, С, D с предельной температурой фильтруемости от +5 до -10°С. Это дизтопливо можно использовать при температурах не ниже 0°С.

Межсезонное (Е), сортов Е и F, с температурой до -15 и -20°С, соответственно используется осенью, когда температура воздуха колеблется в пределах от +5 до -5°С.

Зимнее (З), которое делится на классы с 0 по 3 и температурой фильтруемости в диапазоне от -20 до -38°С и применяется при температуре воздуха не ниже минус 20°С.

Арктическое (А) топливо класса 4 с предельной температурой фильтруемости минус 44°С и температурой окружающей среды до минус 50°С (в документах отрицательное значение часто сопровождается словом «минус», а не значком во избежание неточностей).

Маркировка топлива

Марки дизельного топлива включают наименование (ДТ), сорт или класс в зависимости от условий применения и экологический класс. То есть в марке указываются только два параметра: содержание серы и предельная температура фильтруемости.

Сегодня можно встретить обозначения и новые, и устаревшие, например, ДТ зимнее ЕВРО 5 сорт F, что расшифровывается как зимнее дизельное топливо с содержанием серы не более 50 мг/кг и предельной температурой фильтруемости до минус 20°С, то есть наиболее используемое в условиях российской зимы с высокими требованиями по экологичности топливо.

До сих пор попадается и такая маркировка Л-0,2-62, то есть топливо летнее высшего сорта с указанием количества серы (200 мг/кг) и температуры вспышки 62°С. Температура вспышки основным показателем не является, но при равных прочих характеристиках лучшим в целях пожарной безопасности считается топливо с более высокой температурой.

Как хранить дизельное топливо

Для обычного потребителя, имеющего личное авто с дизельным двигателем, вопрос хранения дизельного топлива не стоит.

А вот для где топливо покупается оптом и достаточно долго хранится, проблема хранения очень актуальна.

Хранение дизельного топлива возможно при температуре 20°С в течение года и при температуре выше 30 0 C от полугода до года в герметичных емкостях, защищенных от прямого попадания солнечного света.

При хранении топливо не должно контактировать с медью, латунью или цинком, чтобы топливо не засорялось продуктами химических реакций с этими металлами. Кроме того, оно должно быть защищено от попадания влаги и пыли и не должно иметь присадок, которые могут распадаться при хранении. Например, в виды дизельного топлива с высоким классом экологичности добавляют присадки для увеличения смазывающих характеристик, которые разлагаются очень быстро.

Эффективность этого топлива высока, сфера его применения неуклонно растет. Появляются новые марки дизельного топлива и новые источники его получения. Сейчас уже есть новые разработки, и дизельное топливо производится не только из нефти. Может быть, будущее принадлежит дизельному топливу из растительных масел.

Дизтопливо представляет собой нефтепродукт, который сегодня широко используется в качестве основного вида горючего для дизельных . Такие моторы устанавливаются на тяжелую сельскохозяйственную и другую технику, суда, грузовики, легковые автомобили и т.д.

Читайте в этой статье

Отличия марок ДТ

Производство солярки предполагает соответствие готового продукта различным маркам, классам и стандартам по окончании процесса переработки. По этой причине характеристики дизтоплива отличаются. Существуют три базовых марки дизельного топлива (сокращенно ДТ):

  • летняя солярка (ДТЛ);
  • зимнее дизтопливо (ДТЗ);
  • арктический дизель (ДТА);

Ключевыми характеристиками, благодаря которым солярку относят к одной или другой марке, являются:

  1. температурный диапазон использования;
  2. температура вспышки дизельного топлива;
  3. температура застывания солярки;

По ГОСТу ДТЛ рассчитано для использования с учетом минимальной наружной температуры от 0 градусов Цельсия. Летний дизель застывает при -10°С. ДТЗ применяется от -20°С до -30°С, а также с учетом добавок, входящих в его состав (для холодных зон или регионов с умеренным климатом). Температура застывания для данной марки солярки составляет -35°С или -45°С. ДТА используется при -50°С. Его температура застывания составляет внушительные -55°С.

В зависимости от марки дизтоплива отличается и содержание серы в определенном объеме солярки. В летнем топливе допускается до 0.2% от установленного объема, в зимнем ДТ этот показатель повышается до 0.5%, арктический дизель допускает содержание до 0.4%. Наличие серы в солярке положительно влияет на смазывающие свойства топлива, но сернистость ограничивают в целях снижения токсичности отработавших газов.

Общими параметрами всех марок ДТ выступает цетановое число дизельного топлива. Данная характеристика является условной и затрагивает способность воспламенения солярки. Цетановое число ДТ не должно быть ниже 45% сравнительно с чистым цетаном. Сравнение значений производится методом испытаний топлива и такого 100% цетана.

Также в любой марке ДТ не должен присутствовать сероводород, вода, щелочь, кислоты и примеси, которые не позволяют безопасно использовать такое топливо в двигателе. Солярка не должна вызывать коррозию медных элементов согласно стандартам по ГОСТ.

Также ДТЛ, ДТЗ и ДТА отличаются по для каждой марки. Во время перегонки нефти для изготовления летнего дизеля процесс протекает при температуре не выше 360°С, зимний дизель перегоняют с нагревом до 340°С, ДТА греют не выше 330°С. Повышение температуры перегонки означает то, что плотность дизельного топлива будет выше, а это приведет к повышению температуры застывания горючего.

Разница в цене на солярку

ДТЛ стоит до 20% дешевле сравнительно с зимним дизтопливом и до 30% по сравнению со стоимостью ДТА. . Такое горючее быстро густеет и парафинизируется, что может вывести топливную аппаратуру дизельного ДВС из строя. Зимний или арктический дизель летом вполне можно использовать, но отдача от мотора в этом случае снижается, увеличивается токсичность выхлопа. Также стоит учитывать разницу в цене ДТЛ и ДТЗ.

Дизельное топливо отличается по цене не только благодаря особенностям изготовления. Также на стоимость марок ДТ влияют пакеты разных присадок и добавок, которые используются для улучшения его эксплуатационных сезонных показателей и свойств.

Такие присадки позволяют дополнительно снизить температуру застывания ДТ, повысить цетановое число, уменьшить токсичность выхлопа в результате сгорания и т.д. Добавление так называемых противоизносных присадок улучшает смазку и увеличивает , а также и других элементов топливной аппаратуры.

Биодизель

Отдельного внимания заслуживает появление инновационной технологии производства ДТ из растительных масел. Такое топливо отличается экологичностью, так как полный его распад наступает за 30 дней после попадания в воду или почвенный слой. Это происходит без вреда для окружающей среды.

Биодизель имеет цетановое число до 58%, температуру воспламенения около 100°С, хорошую смазывающую способность. Совокупность этих характеристик позволяет говорить об увеличении ресурса дизельного мотора, облегчении транспортировки такого вида ДТ, снижении рисков взрыва или пожара.

Биодизель изготавливают аналогично солярке (с учетом эксплуатации при разных наружных температурах). В Европе существуют три вида биодизеля: летний, для межсезонья и регионов с умеренным климатом, а также зимний биодизель.

Указанный вид топлива для лета можно использовать от 0°С, промежуточная марка подразумевает эксплуатацию до -10°С, на зимнем биодизеле можно ездить до — 20°С. В процессе производства биодизеля для межсезонья и зимы также могут использоваться различные присадки, которые изначально разрабатываются для улучшения свойств биодизельного топлива.

Читайте также

Что будет, если случайно заправить бензином дизельный автомобиль. Возможные последствия для мотора и дизельной топливной аппаратуры после заправки бензином.

  • Черный цвет выхлопа дизельного двигателя. Сажа из выхлопной трубы дизеля, причины неполного сгорания топлива. Определение основных неисправностей.
  • Дизельное топливо по популярности уступает бензину, но продолжает использоваться в двигателях самых разных типов. При этом обладает множество неоспоримых достоинств перед другими видами топлива. Имеются определенные особенности дизеля. В первую очередь это касается классификации.

    Ранее дизельное топливо чаще использовалось для заправки двигателей тракторов, а также аналогичной техники. Причиной тому является более низки расход топлива на каждый мотто-час, потери мощности по сравнению с бензиновыми двигателями незначительные. Ещё одна причина распространенности дизельных моторов – экологическая и пожарная безопасность. Так как взрывы, возгорания газового оборудования происходят на порядок чаще.

    Дизельное топливо является продуктом нефтяной промышленности. Появление его стало следствием возникновения необходимости двигателей максимально эффективных и, в то же время, достаточно мощных. Рудольф Дизель, чьим именем называется данный вид топлива, не является первооткрывателем. Двигатель, работающим на солярке, был разработан ещё в 1860 году. Но по ряду причин использование его не имело экономического смысла.

    В то же время на рубеже XIX и XX веков германии срочно потребовались моторы, работающие на более дешевом топливе, альтернативном бензину и светильному газу. Решением стало изобретение Рудольфа Дизеля, который доработал ранее уже разработанную другим ученым конструкцию. Изначально дизельный генератор, ставший прообразом современного дизельного двигателя, имел всего 2 цилиндра. В дальнейшем было добавлено ещё 2.

    Существует несколько альтернативных названий дизельного топлива. Одно из таковых – солярка. Произошло данное слово от немецкого Solarol – солнечное масло. Ранее именно так и называли утяжеленную фракцию нефти, получаемую в результате переработки. Именно она является первым вариантом топлива этого вида. С течением стандарты, устанавливаемые к дизелю, претерпели серьезные изменения. В каждом стране в XX веке были разработаны собственные стандарты классификации дизельного топлива.

    Например, в Советском союзе долгое время действовал ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51. Официальное обозначение дизельного топлива было «соляровое масло». Применялось оно для заправки среднеоборотных двигателей – от 600 до 1000 об/мин. «Солярка» того времени не могла быть использована в быстроходных двигателях, её состав и свойства достаточно существенно отличатся от современно дизельного топлива.

    Основные параметры

    Все виды дизельного топлива можно разделить на две основные категории:

    • для быстроходных двигателей;
    • для тихоходных двигателей.

    Дистиллятное маловязкое масло подразумевает заливку в двигателя автомобилей. Имеющее более высокую вязкость топливо заливают обычно в различные тихоходные машины. Это трактора, тихоходные речные суда и многое другое.

    Важно перед заливкой топлива в конкретную технику убедиться в соответствии его свойств необходимым стандартам. В противном случае камера сгорания будет повреждена, мотор попросту может выйти из строя. Что приведет к необходимости его капитального ремонта.

    Существенно различается процесс получения обозначенных выше типов топлива. Дистиллятное включает в себя очищенные соответствующим образом фракции керосинового типа. Применяется прямая перегонка – это позволяет сделать сгорание топлива максимально быстрым. В то же время топливо высокой вязкости включает в себя смесь мазута, а также керосиново-газойлиевых фракций.

    В зависимости от различных факторов теплота сгорания топлива обоих типов может варьироваться. В среднем данный показатель составляет приблизительно 42 624 кДж/кг. Существует общий стандарт, которому должно соответствовать все без исключения дизельное топливо на сегодняшний день. Он обозначается как ГОСТ 32511-2013. Обязательным к применению он стал относительно недавно – 01.01.15 г.

    Обязательно перед выпуском в продажу проводится отбор дизельного топлива на его пробу. При анализе параметров перечень некоторых характеристик должен находиться в пределах нормы. В противном случае в продажу такого типа топлива выпускать будет попросту недопустимо. К основным моментам относится:

    • вязкость, содержание жидкостей;
    • воспламеняемость;
    • содержание серы.

    Вязкость и содержание воды

    Исходя из данной характеристики устанавливают два основных вида топлива – зимнее и летнее. Основным параметром, в соответствии с которым осуществляется разделение на классы, является предельная температура фильтруемости, а также температура помутнения и застывания.

    Важно помнить, что необходимо выбирать определенный тип солярки для заливки в определенный сезон. Нередки случаи, что использование несоответствующего типа солярки приводило к застыванию её в топливопроводе. Как следствие – имеет место невозможность эксплуатации техники в нормальном режиме.

    Возможно использовать летнее дизельное топливо только при температуре более чем -100С. В противном случае будет иметь место не замерзание, но более высокая вязкость. Что приводит к негативным последствиям – проблема в работе двигателя или же невозможность его запуска. В некоторых транспортных средствах используется специальный подогрев для топлива. Это позволяет использовать любой вид солярки вне зависимости от времени года, окружающей температуры.

    Ещё одной серьезной проблемой является факт наличия воды в топливе. Так как вода существенно тяжелее солярки, она начинает постепенно скапливаться в нижней части топливного резервуара. Как следствие – возможно образование водяной пробки в топливной системе автомобиля, иной техники. Подобное препятствует нормальной работе двигателя. Именно поэтому установлены основные стандарты касательно кинематической вязкости дизельного топлива. Данный показатель различается для летней/зимней солярки:

    • для летнего вида при температуре +200С и более – более 3сСт;
    • для зимнего вида – более 1.8 Сст;
    • для особой разновидности (арктической) – более 1.5 Сст.

    Данный стандарт устанавливается ГОСТ 305-82 от 1982 года. Одним из обязательных условий соответствия данному стандарту является полное отсутствие воды в топливной смеси. Именно за счет этого возможно использование в обозначенных условиях эксплуатации.

    Воспламеняемость

    Одной из самых важных характеристик является цетановое число. Под данным показателем подразумевают возможность солярки возгораться при возникновении определенных условий в камере сгорания. Стандартым определяются ASTM D613. Для дизельного топлива температура вспышки устанавливается на уровне +7000С, определяется ASTM D93. Температура перегонки для солярки должна опять же укладываться в определенные стандарты – не менее 2000С и не более 3500С.

    Количество серы в составе

    Одной из самых важных характеристик, на основании которой типы топлива делятся на стандарты Евро 1-5 – это определенное количество серы на единицу объема. Под серой в рассматриваемом случае понимается наличие определенных соединений данного вещества. В перечень учитываемых при определении категорий входит:

    • меркаптан;
    • тиофен;
    • тиофан;
    • дисульфид;
    • сульфид.

    В то же время элементарная сера, обозначенная в таблице Менделеева, как таковая не учитывается при определении стандартов. В соответствии с настоящими наиболее современными стандартами, применяемыми в Штате Калифорния и Европе, количество сернистых соединений на единицу объема не должно превышать 0.001 %. Это составляет приблизительно 10 ppm.

    Многие автопроизводители говорят о том, что снижение количества сернистых соединений в солярке приводит к снижению его смазывающих качеств. Что приводит к более быстрому износу двигателя. Но данная позиция не является однозначной. На данный момент времени современная солярка включает дополнительные присадки, которые осуществляют смазку двигателя.

    Классификация солярки в СССР

    В соответствии с ГОСТ 305-82 солярка в Советском Союзе делилась на 3 основные категории:

    • летняя;
    • зимняя;
    • арктическая.

    Под летней понималась солярка, использование которой рекомендовалось при температуре не ниже 00С. Температура вспышки устанавливалась на уровне л-0 или же 2-40. Под зимней понималась солярка, использование которой допускалось вплоть до -200С. В то же время не налагалось каких-либо ограничений на использование такой зимней солярки в летнее время года. Фактически, она являлась универсальной.

    Солярка арктического типа – самая дорогая в производстве, использование её допускается при температуре до -500С. Требования к данному типу топлива устанавливаются максимально высокие.

    Классификация дизельного топлива по видам

    В Европейском союзе ещё с 1993 года используется специальная система стандартов, применяемая к дизельному топливу. Обозначается такой стандарт как EN-590. В соответствии с данным стандартом устанавливаются основные требования к количество содержащейся серы, а также иным характеристикам топлива. Самый первый стандарт обозначался как Евро-1. На данный момент действительным является стандарт Евро-5.

    Стандарт этого типа позволяет классифицировать топлива температурным и климатическим зонам использования. Например, Class A-F подразумевает использование при температуре от +5 до -200С. Отдельные критерии существуют для температур отрицательных.

    На территории Российской Федерации сразу от советских стандартов классификации решили перейти на европейский. На данный момент действительным является ГОСТ-Р 52369-2005. По своим параметрам он соответствует характеристикам установленным для EN-590.

    Распределение осуществляется в зависимости от количество содержащейся серы:

    • вид №1 – менее 350 мг/кг;
    • вид №2 – менее 50 мг/кг;
    • вид №3 – менее 10 мг/кг.

    Классификация дизельного топлива по классам

    Также осуществляется разделение топлива этого типа на отдельные сорта в зависимости от использования в определенном климате. Главным критерием является предельная температура фильтруемости. Разделение на сорта осуществляется следующим образом:

    • СОРТ А – при температуре более +50С;
    • СОРТ В – при температуре более 00С;
    • СОРТ С – более -50С;
    • СОРТ D – более -100С и так далее.

    Стандарты в ней устанавливаются максимально жесткие, так как невыполнение их приводит к проблемам с топливной системой при достижении окружающим воздухом достаточно низкой температуры.

    Сегодня по классам разбивка осуществляется следующим образом:

    • Класс 0 – использование от -200С;
    • Класс 1 – от -260С;
    • Класс 2 – от -320С;
    • Класс 3 – от -380С;
    • Класс 4 – от -440С.

    Существует специальная маркировка, применяемая на территории Таможенного союза такими странами, как Россия, Беларусь и Казахстан. Прежде, чем приступить к использованию такого топлива, стоит внимательно ознакомиться с требованиями климатического характера в определенном регионе. Использование несоответствующего может привести к серьезным неприятностям. Вплоть до выхода из строя двигателя в некоторых случаях. Подобные ситуации также имеют место.

    Итог

    На территории Москвы и Московской области относительно недавно перешли на стандарт топлива Евро-5. Именно по этой причине качество как солярки, так и бензина в данном регионе на порядок выше, чем в остальных. Выполнение данных стандартов топлива устанавливаются федеральным законодательством. Именно поэтому все без исключения компании-производители (Лукойл, Башнефть и другие) обязаны соблюдать устанавливаемые требования.

    Контроль топлива на соответствие стандартам осуществляется на государственном уровне. При этом существует большое количество самых разных сортов, типов солярки. При наличии таковой возможности стоит заранее ознакомиться с этой информацией.



    Сорта дизельного топлива.

    ГОСТ Р 52368-2005 “Топливо дизельное Евро. Технические условия” предусматривает выпуск современного дизельного топлива для умеренного, холодного и арктического климата 6 сортов, 5 классов и 3 х видов. Данный ГОСТ унифицирован с европейским стандартом EN590 и соответствует требованиям к двигателям Евро-3, Евро-4 и Евро-5.

    1. Умеренный климат.

    Сорта топлива 6 наименований (A,B,C,D,E и F) экологических классов топлива К4 и К5 (обозначение по техническому регламенту Таможенного союза) предусмотрены для умеренного климата , характеризуются предельной температурой фильтруемости (таблица 1). В таблице приведены данные для 4 и 5 экологических классов топлива.

    Таблица 1.

    Сорт топлива Экологический класс по ТР ТС Предельная температура фильтруемости, °С, не выше Содержание серы, мг/кг, не более Цетановое число, не менее
    К4 (вид II)
    К5 (вид III)
    К4 (вид II)
    К5 (вид III)
    К4 (вид II)
    К5 (вид III)
    К4 (вид II)
    К5 (вид III)
    К4 (вид II)
    К5 (вид III)
    К4 (вид II)
    К5 (вид III)

    Сорта А, В, С относятся к летним, сорта D , E , F – к переходным.

    Температура фильтруемости обозначает ту температуру, ниже которой дизтопливо не проходит через стандартный фильтр с необходимым расходом.

    2. Холодный и арктический климат.

    2.1. Дизельное топливо для этих климатических зон по ГОСТ Р 52368-2005 выпускается по классам 5-и значений (0, 1, 2, 3, 4), характеризующихся предельной температурой фильтруемости, температурой помутнения и другими показателями (таблица 2).

    Таблица 2.

    Показатели Классы зимнего топлива
    Предельная температура фильтруемости, °С
    Температура помутнения, °С, не выше
    Цетановое число, не менее
    Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /с
    Плотность при 15°С, кг/м 3 800-840
    Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 30

    2.2. Согласно таблицы 1 ГОСТ Р 52368-2005 и приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза зимнее дизельное топливо классифицируется следующим образом (таблица 3).

    Таблица 3.

    2.3. Пример записи продукции при заказе и в технической документации по ГОСТ Р 52368-2005:

    «Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009)

    — Сорт А (В, С, D, Е, F), вид I (вид II, вид III);
    — класс 0 (1, 2, 3, 4) , вид I (вид II, вид III)».

    Автотранс-консультант.ру.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png