ЛАЗ - история марки:

В мае 1945 года было основано украинское автомобилестроительное предприятие ЛАЗ (Львовский автобусный завод). На протяжении десяти лет завод занимался выпуском автолавок, автокранов, автомобильных прицепов. А в 1956 году был выпущен первый экспериментальный автобус ЛАЗ-695. С тех пор начался их серийный выпуск. Заводом были закуплены образцы новейших европейских автобусов, таких как Неоплан, Мерседес и Магирус. Все эти модели были тщательно изучены, испытаны и после чего в конце 1955 года появилась конструкция первого львовского автобуса. Модель основывалась на конструкции автобуса «Мерседес Бенц 321», а экстерьер ЛАЗ частично взял у автобуса Магирус TR-120.

Начиная с 60-х годов ХХ века и по сегодняшний день, ЛАЗ считается основным производителем автобусов, которые обслуживают и космодром Байконур и Центр подготовки космонавтов Ю. А. Гагарина. Начиная с 1994 года «Львовский автобусный завод» является Открытым Акционерным Обществом, акции которого принадлежат Фонду госимущества Украины. В тот же год завод начал производить троллейбусы ЛАЗ-52522. В 2001 году заводу был присвоен статус частного предприятия с коллективной формой собственности. С 2002 года завод выпускает четыре новые модели автобусов: особенно большие городские автобусы ЛАЗ-Ф291, а также пригородные и туристические Лайнер 9,10, 12. В 2003 году свет увидел полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208, который стал совершенно новой моделью и носил название НЕОЛАЗ. Через год были выпущены еще две новые модели НЕОЛАЗа, которые предназначаются для использования в аэропортах, а также в городах. Все модели данных автобусов имеют двигатели Ярославского моторного завода, что в России, немецкой фирмы Deutz и венгерские задние мосты Raba.

На 2007 год производство холдинговой компании «ЛАЗ», в состав которой входят еще несколько заводов Украины, насчитывало 471 единицу троллейбусов и автобусов. В марте 2010 года компания совместно с Кабинетом министров Украины подписала меморандум о производстве еще 500 троллейбусов и 1500 автобусов для тех городов, которые принимают евро-2012.

Статья о возможности возобновления производства автобусов ЛАЗ в Украине - история предприятия, модели, надежды на возрождение бренда. В конце статьи - видео о редких моделях ЛАЗ.


Содержание статьи:

Руководство Львовского автобусного завода опубликовало информацию о том, что на предприятии возобновлены производственные работы. Как сообщает начальник департамента продаж готовой продукции группы City Transport Group А.Бондаренко, в состав которой включён ЛАЗ, в сборочных цехах завода уже собраны первые восемь автобусов.

Собранные транспортные средства проданы с помощью дилерской компании. На данный момент руководство завода занято подбором персонала и поиском дилерских организаций для налаживания долгосрочного сотрудничества.


На сегодняшний день на официальном сайте Львовского автомобильного завода представлена изменённая и обновлённая линейка производимых транспортных средств. Открывает её «Легенда 695» - знаменитый ЛАЗ-695, который в результате рестайлинга обзавёлся системой климат-контроля, двигателем Yuchai и немецкой рессорной подвеской ZF SACHS с компенсирующими пружинами и амортизаторами. Внешне изменённый 695 напоминает ЛАЗовские разработки «Лайнер-10» и «Лайнер-9».

Кроме того, стоит отметить демонстрирующийся в списке моделей ЛАЗ А 152 – низкопольный десятиметровый пассажирский транспорт, рассчитанный на 74 человека и оборудованный рампой для колясок, а также две модификации хорошо известной разработки с ровным полом ЛАЗ А183: F0 и N1, обе с системой видеонаблюдения и климат-контролем.

Прочие модели в линейке:

  • ЛАЗ модели А191 для пригородных транспортных сообщений;
  • троллейбус модели Е183;
  • двухсекционный троллейбус модели Е303 с асинхронным двигателем;
  • автобус-«гармошка» повышенной пассажировместимости А292;
  • машина скорой помощи на базе модели NeoLAZ со 100% автономным оснащением электропитанием передвижной клиники.
Обращает на себя внимание тот факт, что все новые модели автотранспорта оснащены качественными и надёжными, зарекомендовавшими себя импортными двигателями.

Существенно улучшились характеристики надёжности и безопасности, повысился уровень комфорта автобусных салонов. Все модели в полной мере отвечают мировым стандартам пассажирского транспорта.

Взгляд в историю


В период существования Союза Советских Социалистических Республик ЛАЗ являлся крупнейшим изготовителем пассажирских транспортных средств не только в стране, но и в странах так называемого социалистического лагеря.

Окончание Великой Отечественной войны стало отправной точкой в развитии нового бурного периода в формировании советского автомобилестроения. Союз остро нуждался в новом городском пассажирском транспорте, и Львов был выбран одним из центров для технического проектирования и производства пассажирских автобусов.


Указ об основании предприятия был подписан 21 мая 1945 года. Первая очередь мощностей была построена за десять лет. Уже в 1955 году Львовский автомобильный завод приступил к проектным работам по созданию своей первой модели транспорта, а спустя всего год после начала проектировочных работ представил на суд специалистов и общественности свою первую городскую машину – ставший впоследствии знаменитым ЛАЗ 695.

Несколько позже из сборочных цехов завода стали выезжать «Туристы» (ЛАЗ 699), автобусы для городских перевозок пассажиров ЛАЗ 42021, автобусы повышенной пассажировместимости ЛАЗ 52521.

В 60-х годах двадцатого века на базе кузовов 695 модели завод стал производить троллейбусы. В скором времени эстафета их выпуска была передана в Одесский автомобилестроительный завод, а сами троллейбусы получили наименование ОдАз 695Т.


В 1967 году автобусы ЛАЗа были представлены на 18-й Международной неделе автобусов, которая традиционно проходила в Ницце. Разработки львовян пользовались потрясающим успехом. Автобус модификации ЛАЗ 699А получил наивысшую награду форума – Гран-при.

Спустя всего два года была выпущена модель ЛАЗ 360. Это было принципиально новое решение для того времени – низкопольная по всей длине модель. Уровень пола автобуса над дорожным покрытием составлял всего 36 сантиметров, что существенно облегчало посадку и высадку пассажиров.


Стоит отметить, что даже ведущие производители за пределами СССР в то время низкопольных моделей автобусов не выпускали.

В поисках конструкторского решения разработчики избавились от традиционной рамы - её несущие функции перенесли непосредственно на кузов и усилили его боковины, которые стали напоминать ферму моста. Чтобы избежать необходимости тянуть тоннель карданного вала к задним колёсам автобуса, конструкторы предложили сделать автобус переднеприводным.

Передний привод для нагруженного автобуса оказался не слишком удачной идеей, но все остальные конструкторские находки оказались более чем востребованными.

В 1970 году разработчики ЛАЗа порадовали новой моделью – ЛАЗ 360 , в котором была реализована электрическая трансмиссия: мотор, смонтированный в задней части автобуса, активизировал работу генератора, а тот, в свою очередь, активизировал тяговые электромоторы. Модель имела четыре оси, что позволило добиться отличной развесовки.

В 80-е годы прошлого века ЛАЗ возглавил список самых крупных предприятий по производству автобусов на планете. В то время на заводе работало больше 8000 человек и ежегодно выпускалось около 15 тысяч автобусов.


Завод по праву гордился тем, что именно ЛАЗу было поручено изготовить партию специально разработанных пассажирских транспортных средств для обслуживания Гагаринского центра подготовки космонавтов и космодрома Байконур. Модели ЛАЗ 5255П и 5255П1 были спроектированы и выполнены специально для условий Байконура : они создавались с герметизированным салоном для защиты от пыли и оснащались кондиционерами, тепловым экраном на крыше и атермальными стёклами для снижения температуры в пассажирском салоне.

Недавние события


В начале 21 века хозяином ЛАЗа стал печально известный бизнесмен из России Чуркин. При нём Львовский автобусный завод освоил выпуск современных моделей низкопольных автобусов и троллейбусов, но, к сожалению, в этот период финансовое состояние завода стало стремительно ухудшаться. Удивляться не приходится – на рубеже 21 века многие производственные объединения и предприятия испытывали серьёзные трудности на рынке. Не миновала сия чаша и ЛАЗ.

Неоднократные попытки руководства завода на российском рынке как на наиболее перспективном и крупном потребителе автомобильного пассажирского транспорта оказались неуспешными.


В 2010-х годах наиболее удачным можно считать только получение заказа под «Евро-2012». После завершения производства транспорта под этот заказ работы на Львовском автомобильном заводе практически остановились, выставленные тендеры на производство транспорта с тех пор не приносили существенных результатов.

В 2014 году ЛАЗ заинтересовался вопросом участия в тендере на производство и поставку пассажирского транспорта для сочинской Олимпиады и выдвинул свои предложения, чтобы получить контракт. К сожалению, в силу ряда объективных причин соглашение так и не было достигнуто. Спустя год так же потерпела крах попытка договориться с властями Каира о производстве и поставке более трёхсот автобусов. С тех пор завод разрушался, людей увольняли, оборудование распродавалось за коммунальные долги.

В 2013 году численность сотрудников завода составляла всего 300 человек, которых отправили в бессрочный отпуск без выплаты денежных средств. В 2014 году завод полностью остановился. В марте 2015 года новостные ленты облетело сообщение о том, что заводское оборудование ЛАЗа выставлено на аукцион.


В свете описанных событий возникает закономерный вопрос - нужен ли Украине ЛАЗ? Реалии рыночной экономики демонстрируют нехитрую истину: если производство не востребовано, оно умирает. Но если проанализировать состояние автобусного парка страны, выводы будут неутешительные: автобусы в большинстве своём старые, не соответствующие европейским стандартам безопасности и требованиям экологических нормативов.

Следует отметить, что здесь не имеется в виду автотранспорт крупных городов - там ситуация с обеспечением пассажирским транспортом более-менее удовлетворительная. А вот в небольших населённых пунктах, которых по стране подавляющее большинство, ситуация совершенно иная.

Исходя из этого, напрашивается вывод, совершенно противоположный тому, который диктуют постулаты развития экономических процессов в бизнесе. ЛАЗ Украине нужен, причём нужен «вчера»: транспортный автопарк пора обновлять, и обновлять ускоренными темпами.


В ситуации с ЛАЗом важна и такая составляющая, как проектные наработки завода. В активе Львовского автомобильного – десятки удачных решений и уникальных конструкторских находок, которые составляют творческое наследие нескольких поколений конструкторов. Если грамотно использовать это наследие, есть неплохой шанс завоевать не только отечественный, но и зарубежный рынок.

Новая надежда


Мэрия Львова неоднократно строила планы по восстановлению завода. На протяжении многих десятилетий это предприятие входило в состав так называемых градообразующих предприятий города, что делало его ценным для экономики Львова.

В феврале 2018 года был опубликован проект, согласно которому депутаты мэрии признавали целесообразным восстановление завода и давали согласие на выкуп производственных зданий. Постановление также предусматривало, что мэрия Львова должна изыскать средства для того, чтобы выкупить здания и сооружения ЛАЗа для восстановления его работы.

На время публикации проекта ЛАЗ уже долгое время бездействовал. Все сколько-нибудь значительные тендеры первой половины 2018 года либо проходили без участия завода, либо первенство завоёвывали заводы по производству автотранспорта Богдан или МАЗ.


Единственным исключением можно назвать выступление предприятия на «Сити Транспорт 2017» , где конструкторы предприятия продемонстрировали участникам форума автобус с двигателем на газовом топливе.

В июне 2018 года пришла обнадёживающая новость: два завода, специализировавшиеся на создании автобусов марки ЛАЗ, вновь приступили к производству автотранспорта. Львовский автобусный завод и Днепровский автобусный завод, входящие в группу City Transport Group, собрали восемь новых автобусов. По словам представителей руководства, продано три модели А191 и пять моделей А183.

Подобные новости вселяют надежду на то, что ЛАЗ наконец-то нашёл опору и будет медленно, но неуклонно восстанавливаться после пережитого кризиса. Без сомнения, за годы неудач и бездействия предприятие утратило значительную часть производственных мощностей. Но главное, утрачены бесценные кадры – конструкторы, технологи, квалифицированные рабочие - все те специалисты, которые трудились на заводе и были вынуждены уйти с него, чтобы прокормить свои семьи в период, когда на заводе не платили заработную плату. Сумеет ли руководство ЛАЗа восстановить все утраченные ресурсы – совсем не праздный вопрос.

Городской пассажирский транспорт нуждается в регулярном обновлении парка, и, безусловно, отечественное производство финансово гораздо предпочтительней, чем зарубежные закупки автотранспорта. Более того, история завода наглядно демонстрирует, что автобусы производства ЛАЗ отлично справлялись и на зарубежных рынках, так что если завод будет восстановлен в полном объёме, ему вполне по силам будет выигрывать и международные тендеры на производство и поставку техники.

По словам А.Бондаренко, восстановительные работы на ЛАЗе начаты в феврале 2018 года. Это небыстрый и отнюдь не дешёвый процесс, но уже полученные результаты и перспективы обнадёживают. В 2008 году завод был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как предприятие, выпустившее за время своего существования самое большое количество пассажирских транспортных средств в мире. Возможно, блюстители рекордов поторопились, и им придётся ещё не раз переписать эту страницу, фиксируя всё большее количество автобусов, несущих на себе логотип ЛАЗ.

Видео про редкие автобусы ЛАЗ:

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 25 октября 2018

Сегодня немногие помнят обтекаемые, с огромной площадью остекления и характерным горбом воздухозаборника, автобусы с литерой Л, на передней панели. А ведь это были первые в СССР автобусы, с задним расположением двигателя Львов, или как в последствии их правильно называли Львiв.


Сегодня завод ЛАЗ объявлен банкротом и о его продукции все забыли, а ведь когда-то он был законодателем моды в Союзе. Началось же все в 1945 году, когда 21 мая во Львове началось строительство автосборочного предприятия. Правда, производились на его мощностях вовсе не городские или туристические автобусы, а автокраны и, не поверите, электромобили НАМИ-750. Первый же опытный образец городского транспорта увидел свет в 1956-м году, он выехал из ворот завода в честь ХХ съезда КПСС, да именно того, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина. За то, что этот экземпляр ЛАЗ вообще появился, нужно благодарить Виктора Васильевича Осепчугова, он сумел собрать во Львове команду из молодых и амбициозных инженеров, которые решили придумать и сделать автобус нового типа. Не знаю как, но, несмотря на косность вышестоящего начальства, им это удалось, а может всему причиной стала «хрущевская оттепель» и ослабление гаек, что сразу сказалось на творческом потенциале людей. Как бы то ни было, но ЛАЗ с индексом 695 и приставкой Опытный, появился. Это был первый, отечественный автобус, с задним расположением мотора, рессорно-пружинной подвеской, она позволяла одинаково управлять машиной вне зависимости от того загружена она или нет, и необычайной конструкцией крыши. Верхняя ее часть была выполнена из цветного оргстекла.


За год конструкторское бюро создаст аж семь таких образцов. Методом проб и ошибок инженеры вычислят, что перегрева мотора можно избежать лишь при помощи дополнительного воздухозаборника, и именно он появится в задней части машины и будет напоминать горб. Что движок стоит установить мощнее, и это будет только что появившаяся восьмерка от ЗИЛ-130. К Фестивалю молодежи и студентов в Москве даже изготовят специальную партию городских автобусов, в особой двухцветной ливрее и калориферным отоплением салона. К 1963-му появится модификация ЛАЗ-695 Ж, это первый отечественный автобус с гидротрасформаторной коробкой, говоря простым языком с автоматом. «Львовский» даже для армии поработал. Министерство обороны сделало заказ на предприятии. Помимо другого салона, там можно было поярусно размещать носилки, и зеленого цвета кузова машина получила специальный погрузочный отсек. В передней части откидывалась дверь, через которую можно было загружать раненых. Первый космонавт в мире, Юрий Гагарин также ехал на старт, на специальной версии ЛАЗа-695. Потом эти автобусы провожали космических пилотов в дорогу еще не один раз. В 1969 появилась очередная версия машины ЛАЗ-695 М, они лишилась характерного «горба» и крыша у нее стала совершенно плоской.


В таком виде «Львов» простоял на конвейере до 1974, когда его сменил образец с новым кузовом. Индекс менять не стали, просто добавили к цифрам очередную букву, на этот раз «Н». Ей суждено было стать самой массовой машиной завода. Практически без изменений этот автобус простоял на конвейере вплоть до 2006 года. Увы, позднее предприятие оказалось никому не нужным и сегодня цеха Львовского автобусного завода пустуют, впрочем, как и цеха многих крупнейших производителей СССР. Они попросту не выдержали конкуренции, а может их новые хозяева просто не смогли ими управлять.

Официальный сайт: www.laz.ua
Штаб-квартира: Украина


ЛАЗ - ЗАО «Львовский Автобусный Завод»

13 апреля 1945 года было принято правительственное постановление о создании во Львове автосборочного завода, а 21 мая определены меры по его строительству.

В 1949 году Постановлением Совмина СССР будущему заводу предписывается освоить производство электромобилей и автобусов, а сам завод с этого момента назван «Львовским автобусным заводом имени 50-летия СССР». Ещё до окончания строительства, в этом же году, налаживается производство запасных частей для автокранов, сборка которых велась на соседнем заводе автопогрузчиков.

ЛАЗ занимал в СССР нишу производителя автобусов среднего и большого класса для пригородных, междугородных и туристических перевозок. Он стал лидером производства автобусов в Советском Союзе.

Позже Совнарком вернулся к развитию оборонной промышленности, и определил программу ЛАЗа так: 3 000 трехтонных автомобильных кранов АК-32, производство которых передавалось из Днепропетровска, 2 000 автобусов ЗИС-155 и 1 000 электромобилей в год.

На заводе полностью осваивают производство автомобильных кранов на шасси ЗИС-150.

В 1953 году, после постановления правительства "О дальнейшем развитии советской торговли", заводу поручили производство автомобилей-фургонов (ЛАЗ-150Ф) и прицепов (ЛАЗ-712; ЛАЗ-729; ЛАЗ-742Б; 1-АПМ-3), а также производство прицепов-автолавок. К 1955 г. ассортимент ЛАЗовской продукции заметно расширился. Основой по-прежнему были автокраны, производство которых за 5 лет удвоилось. Помимо этого, завод делал хлебные прицепы, шасси для прицепов, прицепы, запасные части.

На расширенном заседании технического совета завода 17 августа 1955 г. была определена техническая политика и разработан типаж Львовских автобусов на основании потребностей народного хозяйства и прогнозов развития автобусного транспорта. Он предусматривал выпуск автобусов средней вместимости, приспособленных для советских условий производства и эксплуатации.

Параллельно со строительством нового завода и освоением на нём производства прицепов и автокранов, шла организация конструкторского коллектива под руководством В.В.Осепчугова. Первоначально на Львовском автобусном заводе планировалось производство автобуса ЗИС-155, но такая перспектива не устраивала молодой колектив КБ. Осепчугов буквально заразил молодых конструкторов, только что покинувших институтские аудитории, своей "автобусной болезнью"./

Инициатива по созданию собственной модели автобуса на ЛАЗе была поддержена "в верхах" и для ЛАЗа были закуплены образцы самых современных европейских автобусов: Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса "Мерседес Бенц 321", а внешние стилистические решения были подсмотрены у западногерманского автобуса "Магирус".

На Львовском автобусе впервые в СССР была применена компоновка с продольным расположением двигателя сзади и несущее основание (кузов ЛАЗ-695 имел силовое основание, которое представляло собой пространственную ферму из труб прямоугольного сечения; с основанием жестко связан каркас кузова). Новшеством являлась зависимая рессорно-пружинная подвеска колес, разработанная совместно со специалистами НАМИ. Жесткость подвески с увеличением нагрузки росла, в результате независимо от нагрузки создавались комфортабельные условия для пассажиров. Это обстоятельство завоевало высокую репутацию машинам ЛАЗ.

В 1967 году при Львовском автобусном заводе создано Головное союзное конструкторское бюро (ГСКБ).

В этом же году Одна из моделей львовских машин была удостоена в Брюсселе Гран-при в номинации «Лучший европейский автобус». В 1969 году ЛАЗ получает Гран-при в Ницце. Здесь же ему вручают золотую медаль за лучшую конструкцию кузова автобуса, а водителю - золото за лучшее вождение (инженер-испытатель С. Борим). Также были вручены приз Президента Франции и два Больших приза отличия.

Лучшие в СССР – так оценивались автобусы, произведённые «Львовским автобусным заводом». Надёжный в эксплуатации, неприхотливый в обслуживании, обладающий высокой проходимостью, комфортабельный «ЛАЗ» можно было видеть практически во всех климатических зонах Бывшего Союза.

В период с 1969 по 1973 г. было выпущено несколько опытных образцов автобусов ЛАЗ-696 и ЛАЗ-698. В 1974 г. завод должен был выпустить первую промышленную партию, но этого не произошло. Несмотря на то, что новые модели значительно выигрывали у ЛАЗ-695 и были приспособлены к осуществлению пассажироперевозок в крупных городах, в серийное производство они так и не попали. Основную продукцию ЛАЗа продолжали составлять автобусы ЛАЗ-695. Вероятно, сказались массовые закупки венгерских "Икарусов" - Советский Союз, руководствуясь обязательствами перед странами соцлагеря, просто прекратил вести собственные конструкторские разработки автобусов повышенной вместимости.

В 1979 году завершилось сооружение нового головного корпуса завода. Его площадь превышала все другие производственные площади вдвое. Это позволило развернуть выпуск нового городского автобуса ЛАЗ-4202.

В 80-е годы «ЛАЗ» стал самым крупным производителем автобусов в Европе. Здесь могли выпускать до 15 тыс. машин ежегодно.

1981 год. С конвейера сошел 200-тысячный автобус.

1984 год. С конвейера сошел 250-тысячный автобус.Начат выпуск среднего пригородного автобуса с дизельным двигателем ЛАЗ-42021.

1986 год. Начат выпуск автобуса ЛАЗ-695НГ с применением газового топлива.

1988 год. За год выпущено рекордное количество автобусов - 14646 штук. м 1991 год. Начат выпуск новых междугородных автобусов ЛАЗ-42071.

В 1992 году начат серийный выпуск модели ЛАЗ-5252.

В 1994 году на базе предприятия было создано ОАО "Львовский автобусный завод".

После 1991 года, объёмы производства автобусов на ЛАЗе сильно сократились. Если в 1989 году на «ЛАЗе» было выпущено 14200 машин, то в 1999-м – всего 234, то есть в 60 (!) раз меньше. В этот период предпринимались многочисленные и почти безрезультатные попытки разработать и предложить потребителям новые версии базовых автобусов.

В октябре 2001 года контрольный пакет акций «ЛАЗа» (70,41%) на конкурсной основе приобрело украинско-российское ОАО «Сил-Авто». Завод достался победителю в тяжелом состоянии: весь I квартал предприятие простояло. К концу года было выпущено всего 514 машин – то есть на 45% меньше, чем в предыдущем, 2000-м (969 единиц).

Началась работа по обновлению продукции и снятию с производства устаревших моделей ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699 (с июля 2002-го года). В мае 2002 года на Киевском международном автосалоне было представлено семейство обновлённых автобусов. Предприятие перешло на выпуск унифицированных 9-, 10- и 12-метровых автобусов («Лайнер-9», «Лайнер-10» и «Лайнер-12»), и большей частью автобусы поставлялись в Россию и Казахстан. Кроме того, предприятие выпускает сочлененный автобус А-291 особо большого класса, прошедший успешные испытания в Украине и России.

В конце 2002-го Кабинет министров Украины подписал постановление о возможности создания компании ЗАО Львовский Автомобильный Завод. Специализация предприятия – производство автобусов, троллейбусов, а также грузовых и специальных автомобилей.

З августа 2003 года ОАО "Львовский автобусный завод" стал одним из основателей ЗАО "Львовский автомобильный завод".

В декабре 2003 г. ЗАО "Львовский автомобильный завод" получило международный сертификат TUV CERT на систему управления качеством и сертификат УкрСЕПРО.

В мае 2004 были представлены городской низкопольный автобус ЛАЗ-А183 "Сити" и перонный ЛАЗ-АХ183 "Аэропорт".

7 июня 2006 года ЗАО “ЛАЗ” был переименован в «Завод коммунального транспорта». Впервые на "ЛАЗе" для разработки конструкции и изготовления конструкторской и технической документации были использованы лицензионные пакеты трехмерного моделирования "3-D" от соответствующих мировых производителей программного обеспечения. Впервые было проведено обновление технологических процессов и производственного оборудования не после, а перед созданием новой модели.

Cегодня автобусный завод сохраняет за собой статус одного из лидеров по производству пассажирских лайнеров на территории бывшего СССР.

Сегодня ЛАЗ – крупное предприятие, раскинувшееся на площади 70 га. Площадь его корпусов – 280 тыс. м2, из которых 188 тыс. м2 – производственные площади. Предприятие располагает 4 800 единицами отечественного и импортного оборудования, что позволяет делать до 8 050 автобусов и троллейбусов в год – всех типоразмеров и любого назначения.

Новшеством в технологии сборки кузова на ЛАЗе является не сварка, а в первую очередь склейка боковин и стекол салона. Процессы грунтовки, шлифовки и нанесения клея механизированы. Клеящие смеси, герметики и мастики, которые используют при установке панелей и стекол, являются элементами шумозащиты. Резку металла производят на лазерных установках. Благодаря программному управлению она с максимальной точностью и экономией раскраивает металлический лист. Каркас кузова (трубы прямоугольного сечения) фосфатируют, что значительно повышает коррозийную устойчивость. Заводчане дают на свои автобусы десятилетнюю гарантию.

На предприятии функционируют десятки поточно-механических линий, сотни единиц автоматического и полуавтоматического оборудования, станков с ЧПУ. Длина производственного конвейера - 6000 м. Перед выпуском каждый автобус тестируют на уникальной диагностической станции.

Порошковый метод нанесения краски, применяемый в производстве, обеспечивает и высокое качество, и долговечность. Львовские автобусостроители совершили значительный рывок вперед: в короткий срок разработан и запущен в производство новый модельный ряд автобусов. За последние годы с конвейера завода сошли семь совершенно новых моделей: пригородные и туристические Лайнер-10 и Лайнер-12, большой городской автобус ЛАЗ-5252J, сочлененный А-291, полутораэтажный NeoLAZ, большой низкопольный CityLAZ и аэропортовый LAZ SkyBus.

Со дня своего основания ЛАЗ произвел и реализовал более 364 тыс. автобусов. За последние десять лет проданы еще 39 тыс. машин. ЛАЗ вновь становится флагманом автобусостроения, ему теперь тесно в рамках одной Украины, значительная часть продукции идёт на экспорт в Россию.

Мы давно знали, что у завода дела плохи, но чтобы так…

А ведь как хорошо все начиналось. Завод открыли сразу после войны. Начинали с простых прицепов, но после купили несколько экземпляров автобусов производства Mercedes и Neoplan, и уже в 1956 свет увидел знаменитый ЛАЗ695. Этот автобус нельзя было назвать идеальным, но он был очень нужным. И популярным – около 250 тысяч выпущенных экземпляров. И рекордсменом – 46 лет на конвейере (ближайший конкурент – Ikarus 250 выпускался только 28 лет). Машина была очень надежна, ввиду своей простоты. И на момент своего появления была одним из самых красивых автобусов в мире.

ЛАЗ отвозил Юрия Гагарина на стартовую площадку. ЛАЗ снимался в кино. ЛАЗ вез вас в село к бабушке. ЛАЗ служил в армии. ЛАЗ даже возил шведов на матчи их сборной во время Евро 2012.

Проблемы начались в 2001 году, с приходом частного инвестора – братьев Чуркиных, которых “крышевал” посол России в Украине Виктор Черномырдин. Хотя иначе как грабителями их не назовешь. ЛАЗ в 2001 году выпустил 14 600 единиц техники. К началу 2010-х количество выпущенных автобусов стремительно близилось к нулю. Это невзирая на то, что коллектив разрабатывал новые автобусы и троллейбусы, которые вышли не так уж и плохи. И не учитывая факт, что компания постоянно получала дотации правительства.

На сегодняшний день завод представляет из себя руины. 15 апреля должны состоятся торги – за 29 млн грн хотят продать 19 тыс кв. м завода. Туда входят литейный цех, бетонно-растворительный узел, сантехнический цех, ремонтно-механический цех, компрессорная, склад, дерево- и металлообрабатывающий цеха. На момент окончания подачи заявок их количество было равно “0”.

То, что ЛАЗ рушится - не новость. Львовская ОГА пыталась добиться национализации завода уже несколько лет. Там давно заявляли, что предприятие искусственно доводится до банкротства, поэтому его следует вернуть в государственную собственность. Но теперь смысла это делать уже нет.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png