В понедельник стала известна окончательная судьба нашумевшего автомобильного проекта бизнесмена Михаила Прохорова «Ё-мобиль». О том, что задуманная им идея народного автомобиля фактически потерпела крах, «Газета.Ru» со ссылкой на свои источники в компании сообщала еще в феврале. Оставалось неясным, какая судьба ждет материальные и интеллектуальные активы, созданные в рамках проекта на его начальном этапе.
В итоге вся конструкторская документация, а также исключительные права на уникальные разработки кузова и шасси «Ё-мобиля» группа ОНЭКСИМ, которая владела 85% акций дочерней структуры «Ё-Авто», продала ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ)».
Амбициозный проект доступного российского гибридного автомобиля был продан за символическую сумму €1. Недостроенный завод под Санкт-Петербургом, на котором должны были производиться «Ё-мобили», также продадут.
В ОНЭКСИМе продажу нашумевшего актива объяснили тем, что окончательно поняли, что выпуск «Ё-мобиля» не будет рентабельным. Реальная продажная цена машины с учетом рыночной конъюнктуры, по расчетам, составила бы примерно 1 млн руб., хотя первоначально планировалось, что стоимость автомобиля не будет превышать 400 тыс. руб.
Между тем ранее в «Ё-Авто» отмечали, что уникальные разработки, а именно суперконденсаторы и электрическую трансмиссию, могут продать одной из зарубежных компаний.
Конкретные предложения по приобретению технологий, по словам руководителей проекта, поступали от иностранных фирм, но в ОНЭКСИМе принципиально решили оставить все наработки в России.
НАМИ был выбран не случайно: еще одна дочерняя компания, «Ё-Инжиниринг», ранее уже имела совместные с институтом проекты, к примеру по разработке платформы для автомобилей правительственного проекта «Кортеж» и проектированию электрического двигателя для гибридной модификации Lada Granta. Кроме того, НАМИ занимался технической экспертизой «Ё-мобиля».
Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе НАМИ, поскольку передача прав на технологии «Ё-мобиля» состоялась совсем недавно, в институте еще нет четкого понимания того, как именно эти разработки будут применяться.
Тем не менее в НАМИ уверены, что ни одно из технических решений не пропадет даром и все они будут успешно использоваться на благо российской автомобильной промышленности.
Стоит отметить, что в окружении Михаила Прохорова в понедельник поспешили откреститься от получившего скандальную известность проекта. По словам пресс-секретаря бизнесмена Татьяны Кособоковой, он вышел из группы ОНЭКСИМ еще в 2011 году в связи с выборами в .
«Соответственно, все проекты компании ОНЭКСИМ непосредственного отношения к не имеют. Он не занимается оперативным управлением и не принимает решений. Тем не менее проект «Ё-мобиль» мы не считаем провальным, это самая крупная венчурная (рисковая) инвестиция, проведенная в России за последние годы. Как венчурный проект «Ё-мобиль» свою функцию выполнил», — заявила Кособокова.
Сам проект стартовал еще в апреле 2010 года, когда Прохоров объявил о разработке народного автомобиля. В декабре того же года он представил три образца будущего автомобиля в трех вариантах кузова — фургон, кросс-купе, хетчбэк. В 201 году начался сбор предзаявок на будущий автомобиль: их число в общей сложности превысило 200 тыс. Производство машин должно было начаться в 2012-м, однако неоднократно переносилось вплоть до 2014 года.
Проект «Ё-мобиля» для Прохорова был важен с точки зрения налаживания отношений с государством, что как раз и подтверждается безвозмездной передачей всей документации по проекту государственной организации НАМИ, считает президент Института национальной стратегии .
«Этот проект был завязан на политических амбициях Прохорова, но как к политической фигуре никто к нему сегодня серьезно не относится, поэтому и терять ему сейчас в этом плане особо нечего, — заявил «Газете.Ru» Ремизов. —
В то же время Прохоров никогда не был автором бизнес-проектов в промышленной сфере, поэтому никаких особых ожиданий у государства и у бизнеса, связанных с его деятельностью, не было и нет».
Крах Marussia Motors
Помимо «Ё-мобиля» НАМИ в ближайшее время пополнится еще одним участником правительственного проекта «Кортеж» — компанией шоумена и гонщика Marussia Motors.
Как стало известно в понедельник, из-за отсутствия финансирования и прекращения выплаты заработной платы из компании массово увольняются сотрудники.
Практически весь состав конструкторского бюро компании переходит в НАМИ, чтобы продолжить работу над «Кортежем».
Как рассказал «Газете.Ru» один из уволившихся сотрудников компании, проблемы начались еще летом 2013 года — тогда всех сотрудников отправили в неоплачиваемый отпуск. С тех пор в компании, известной своими концептуальными спорткарами, были постоянные перебои с зарплатой, а за последние два месяца уволившихся инженеров так и не рассчитали.
Примерно в это же время, летом прошлого года, по словам источника, все договоренности о подготовке производства автомобилей Marussia на финском предприятии Valmet Automotive были прекращены.
«Нас никто не увольнял — просто перестали платить зарплату и отказались что-либо обещать. Никто не объяснил нам, что происходит с компанией, какие проблемы с финансированием — сам Фоменко вообще ни слова не сказал.
Сейчас в конструкторском бюро осталось семь человек, а было примерно пятьдесят», — рассказал бывший инженер Marussia Motors.
«Не исключено, что Marussia Motors будет продана вместе с командой гонок «Формула-1». Однако продолжать разработку спорткаров новой команде будет очень тяжело: им придется начинать все практически с нуля», — предположил собеседник.
По его словам, на то, чтобы завершить разработку модели B2 и запустить ее в серийное производство, компании было необходимо еще два-три года.
За все время существования проекта в Росcии было продано всего четыре автомобиля. За границей, насколько мне известно, ни модель B1, ни B2 так никто и купил. В общей сложности было произведено около 20-30 опытных тестовых экземпляров.
Что до проекта «Кортеж», то в Marussia Motors в последние месяцы велась работа над созданием автомобилей, но дальше эскизов дело не продвинулось.
Схожая судьба постигла и еще один амбициозный проект бюджетного автомобиля — «Мишка», который курировал известный шахматист . О старте проекта, который предусматривал производство машин стоимостью 200 тыс. руб., стало известно еще в 2003 году. Автомобили «Мишка» якобы даже получили сертификацию. Однако начиная с 2011 года никаких заявлений о судьбе «Мишки» не было. На данный момент проект фактически не закрыт, но ни о каких разработках или подготовке к запуску в производство речь не идет, сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом проекта.
Большая часть сотрудников конструкторского бюро компании собираются продолжить работу над «Кортежем» уже в НАМИ. Однако комментировать трудоустройство инженеров и дизайнеров, покинувших Marussia Motors, в НАМИ в понедельник наотрез отказались.
Компания «ё-АВТО» опубликовала первые изображения своего «Ё-кроссовера 2013». Именно на нем Михаил Прохоров прибыл на Международный экономический форум в Северной столице. По предварительным данным к концу этого года планируется выпустить пилотную партию машин объемом 400 экземпляров. Сборка «Ё-кроссовера» будет производиться под Петербургом, на заводе в Марьино. По итогам отладки автомобиль начнет производиться массово.
Фото Ё-мобиль 2013 года
Технические характеристики
На сегодняшний день «Ё-кроссовер» — полноприводный автомобиль, созданный на пространственной стальной раме с кузовом из пластика и полипропилена. Силовая установка сочетает двигатель объемом 1,4 литра, мехатронные модули с встроенными электромоторами и блок суперконденсаторов. ДВС способен работать на бензине и газе.
Клиренс (дорожный просвет) у кроссовера под передним подрамником составляет 210 мм.
фото сбоку
зеленого цвета
Из-за довольно небольших габаритов автомобиля, вместить одновременно запасное колесо и газовый баллон инженерам не удалось, поэтому в случае приобретения «Ё-мобиля 2013» перед покупателем будет стоять дилемма, так как нужно выбрать что-то одно. Также стоит отметить необычное решение относительно задних стекол: они не опускаются, вентиляция салона происходит за счет приоткрывающихся форточек.
фото салона
Презентация новинки отечественного автопрома вероятно состоится в начале июля.
Видео
Тест-драйв и обзор автомобиля (видео):
Цена
Поставка автомобилей по заказам запланирована на конец зиму 2015 года. Цена «Ё-мобиля 2013» будет находиться в диапазоне от 350 до 450 тысяч рублей.
26/02/2014
Автомобильная эпопея Михаила Прохорова, судя по всему, подходит к концу. Производство «Ё-мобиля» - первого российского гибрида, в который миллиардер вложил около 150 миллионов евро, - откладывается на неопределенный срок. Все работы на заводе «Ё-авто» (он находится в индустриальном парке в Марьино), скорее всего, были прекращены еще весной прошлого года.
К орреспондент «МК» в Питере» проникла на завод Прохорова и увидела пустой пыльный цех, несколько ящиков с нераспакованным оборудованием и два грязных «Ё-мобиля», сиротливо стоящих в углу.
И пусть весь мир подождет
Громкая история «Ё-мобиля» началась еще в 2010 году. Тогда Михаил Прохоров (глава группы «Онэксим», владеющий 51 процентом фирмы «Ё-авто») впервые заявил о создании инновационного «народного» автомобиля, цена которого не превысит 450 тысяч рублей. И ему поверили. На официальном сайте «Ё-мобиля» даже появилась система предзаказа: посетители могли записаться на покупку машины после того, как она будет запущена в серию. К слову, таких предзаказов на сегодняшний день оформлено уже больше 214 тысяч.
«Ё-мобиль» появится в декабре 2013 года, как мы и обещали, — клялся будущим покупателям Михаил Прохоров еще в 2011 году. — У меня очень сильная команда, и все, что я заявлял в бизнесе, будет доведено до конца».
Свое обещание миллиардер не выполнил. Сначала сроки серийного производства автомобиля сдвинулись на 2014 год, потом — на начало 2015-го. Последний раз Прохорова с «Ё-мобилем» видели в июне прошлого года на Петербургом экономическом форуме: миллиардер тогда гордо позировал за рулем кроссовера. С тех пор о судьбе «Ё-мобиля» ничего не было известно.
Все изменилось 20 февраля, когда председатель городского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейскин коротко сообщил: «Они обещали выйти на серийное производство в начале 2015 года, думаю, эти планы откладываются на неопределенный срок. Я думаю, есть очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат».
После этого основатели «Ё-авто» как в воду канули. А телефоны петербургского отделения компании «Яровит-моторс» (владеет 49 процентами акций «Ё-авто») и вовсе оказались выключенными.
— Мы уже второй день пытаемся дозвониться до инвестора — «Яровит-моторс», но пока все безрезультатно, — рассказали в пресс-службе городского Комитета по промышленной политике и инновациям. — Те телефоны, по которым мы с ними связывались, сейчас не работают. Ну, что здесь можно сказать, делаем выводы...
Генеральный директор «Ё-авто» Андрей Гинзбург, до которого корреспонденту «МК» в Питере» все-таки удалось дозвониться, был немногословен и грустен:
— Я думаю так: пусть тот, кто распространил эту информацию, и комментирует ее дальше. Мы вообще молчали, ничего не говорили. Могу сказать только одно: завод на сегодняшний день пока достраивается.
— Когда он достроится?
— Я не хочу это обсуждать.
— А какие работы на заводе сейчас ведутся?
— Я это тоже не хочу обсуждать...
«Я Прохорова на заводе не видел»
Индустриальный парк Марьино Петродворцового района. Возле оранжевого административного здания «Ё-авто» тихо и безлюдно. Наконец, из будки выглядывает сонный охранник.
— Про «Ё-мобиль» пришли узнать? Ну, не вы первая... До вас тут мужчина интересовался, когда сможет купить автомобиль. Так и ушел ни с чем. Строительство завода ведь приостановлено. Говорят, до июня. Нет финансирования... Да вы сходите на территорию завода, посмотрите сами, что тут происходит.
Примерно в 500 метрах от административного здания находится цех по сборке «Ё-мобилей». Вокруг непроходимая грязь, в которой застыли экскаваторы, тут же валяются проржавевшие трубы, железные листы.
— Потерялись? — спрашивает меня проходящий мимо рабочий. Я отвечаю заранее заготовленной легендой: хочу купить «Ё-мобиль», пришла узнать, когда будет начало продаж. Рабочий секунду недоуменно смотрит на меня, а потом разражается смехом:
— Девушка, да вы еще наивность не утратили! Какой «Ё-мобиль»? Вы что, не видите, здесь ничего нет: только коробка цеха да грязь. А строительство заморожено как минимум года на два. Так что купите себе лучше какую-нибудь другую машину. Надежнее будет...
Отсмеявшись, рабочий уходит, а я через неприметную маленькую дверь захожу в сам цех. Внутри — пусто.
Лишь в дальней части помещения под защитной пленкой высится какая-то конструкция. Пока я ее рассматриваю, ко мне подходит мужчина в спецодежде.
Мужчину в спецодежде зовут Андрей, и на строительстве завода «Ё-авто» он работает уже три года.
— А Прохоров приезжал посмотреть, как идут дела на его заводе?
— Я на эту стройку пришел, когда здесь было чистое поле. И за все это время ни разу не видел Прохорова... У нас ходят слухи, что он хочет продать этот завод, а производство машин перенести в Японию... Так что, я думаю, «Ё-мобилей» вы здесь никогда не увидите.
Впрочем, строитель Андрей оказался не прав: «Ё-мобили» на заводе все-таки есть. В самом дальнем углу цеха под защитной пленкой корреспондент «МК» в Питере» нашла два грязных, пыльных наноавтомобиля: «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт».
По словам рабочих, около года назад их зачем-то привезли из Белоруссии. Но завести так и не смогли... А потом, видимо, просто забыли о них. С тех пор чудо-машины так и пылятся на «замороженном» заводе «Ё-авто» — предприятии, которое к 2018 году должно выпускать 40 тысяч авто в год.
Нелепая идея или пиар-проект?
Крах амбициозного проекта Прохорова нисколько не удивил профессионалов авторынка. Генеральный директор компании «Технология маркет» Виктор Становской (двигатели пилотных «Ё-мобилей» оснастили шестеренками, разработанными на его предприятии) уверен, что проект миллиардера с самого начала был обречен на неудачу.
— У нас в стране в принципе нет машиностроения. Некому делать запчасти для «Ё-мобилей»! — считает Виктор Становской. — Конечно, несколько комплектов запчастей для пары авто можно изготовить. Но для массового производства «Ё-мобилей» нам нужны заводы. Может быть, Прохоров в какой-то момент это понял и одумался. А вообще, мне кажется, чтобы «Ё-мобиль» все-таки запустили в производство, проект должен возглавить другой человек. Не Прохоров. Он сам не потянет.
И правда, разработчики хотели без заводов создать с нуля инновационный гибридный автомобиль, который, кроме двигателя внутреннего сгорания, имел бы еще и электромотор. Более того, машину планировали оснастить не простыми поршневыми двигателями, а роторно-лопастными. Они меньше по размеру и более дешевы в серийном производстве. Правда, еще ни один автомобиль в мире ими пока не оснащен. Кузов «Ё-мобиля» хотели сделать из сверхлегкого, прочного и антикоррозийного материала — армированного полипропилена, а внутренности нашпиговать «умной» техникой.
— Мировые концерны бьются над этой задачей десятилетиями, а мы за несколько лет захотели создать совершенно новое авто по революционной цене, — говорит главный редактор профессионального журнала «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов. — Плюс разработкой инновационного автомобиля занялась компания, которая никакого опыта в данной сфере не имела. То есть изначально сама идея выглядела нелепой.
Если производить инновационные автомобили в России пока невозможно, зачем тогда Прохоров почти пять лет упорно пытался это делать? Управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков считает, что, возможно, миллиардер и не собирался выпускать «Ё-мобиль».
— Мне кажется, что «Ё-мобиль» — это в большей степени проект в области пиара, нежели в области производства машин, — считает Новиков. — Возможно, у создателей «Ё-авто» просто не было задачи открыть новое автомобильное производство. Не исключено, что сам проект был затеян только ради того, чтобы создать позитив на автомобильном рынке и заставить людей покупать отечественные машины.
— В 2010-2011 годах проект строился на одних обещаниях, которые опережали действительность. На всю страну тогда трубили: ура, мы создали роторный мотор! А с ним тогда были одни проблемы, — признается первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич. — Все это было просто пиаром, который в какой-то момент принес пользу Михаилу Прохорову. Но сейчас я понимаю, в этой истории с «Ё-мобилем» он больше проиграл, чем выиграл.
«Они обманули ожидания россиян»
Идеолог и первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич в эксклюзивном интервью «МК» в Питере» рассказал, почему он еще в 2011 году ушел из проекта
— В мае 2009 года владелец холдинга «Яровит» и мой давний знакомый Андрей Бирюков предложил мне создать концепцию современного городского автомобиля. Вместе с петербургским дизайнером Виктором Пунтусом и известным кастомайзером (тот, кто собирает и модернизирует автомобили, мотоциклы. — Ред.) Юрием Шифом мы стали думать над этим. Через 4 месяца появился «философско-инженерный» труд — проект автомобиля будущего, который был бы эффективен и экономичен как в производстве, так и в использовании. Именно этот проект был «на ура» воспринят Михаилом Прохоровым. Конечно, он не вдавался в детали, не анализировал. Он просто сказал: да, классная идея, давайте попробуем что-то сделать.
— Каким вы тогда видели «Ё-мобиль»?
— Мы понимали, что тягаться с автомобильными монстрами, ныне делящими рынок, никому не под силу. Даже Прохорову. Поэтому решили сконструировать абсолютно новое транспортное средство, которое изменило бы психологию пользователя. Предполагалось, что в машине будет максимум технологических современных фишек, пусть даже в ущерб дизайну и отделке. Например, мультимедийная система с выходом в Интернет. Мы хотели сделать машину-гаджет. Даже разработали идею коллективного использования нового автомобиля: человек заводит его кредитной картой, едет до места назначения и оставляет там, затем им может воспользоваться уже кто-то другой. От этой концепции руководство «Ё-авто» потом отказалось. А жаль. Через год после того, как эта идея пришла к нам в голову, появилась новость, что в немецком городе Ульм 300 автомобилей Smart стали работать по такой же схеме.
— От каких еще идей отказались руководители «Ё-авто»?
— Я изначально предлагал сделать дизайн автомобиля радикальным. Наша машина должна была выделяться из общего потока автомобилей. Так в свое время поступил все тот же Smart. Но в какой-то момент руководство «Ё-авто» решило идти по пути копирования известных брендов: давайте возьмем что-то от дизайна одного автомобиля, что-то — от другого. И вот, у нас есть «Ё-кроссовер». Но это неправильно, это повторение! Если представить себе, что подготовка к производству «Ё-мобиля» начнется прямо сейчас, он выйдет на российские дороги только через два-три года. Но тогда машина с этим дизайном уже морально устареет! Она не сможет конкурировать с известными брендами, у которых дизайн автомобилей нарисован на 10 лет вперед! Но и это не все. Изначально мы планировали делать кузов «Ё-мобиля» из дешевого армированного полипропилена. Уже после того, как я ушел из «Ё-авто», это направление зашло в тупик. А все из-за американского поставщика кузовов, который не исполнил обязательства по контракту. Как потом оказалось, компания имела очень плохую репутацию на рынке. Сразу это, видимо, нельзя было выяснить! В итоге от полипропиленового кузова в «Ё-мобиле» вообще решили отказаться. Вместо этого сделали стальной каркас с пластмассовыми панелями. А где-то полгода назад «Тойота» представила машину с полипропиленовым кузовом, сделанным абсолютно по тем же технологиям, которые мы нашли в 2010 году…
Отказались и от использования роторного мотора. А ведь у нас были опытные образцы, пусть мы с ними и намучились… Но вместо того, чтобы продолжать эту работу, исправлять какие-то ошибки, просто плюнули и взяли обычный мотор от Fiat прошлого века и сделали тяп-ляп. Главное, чтобы машина выезжала на презентации. А тем временем в США уже запускают в производство такие двигатели. А начали они работу параллельно с нами — примерно в 2009 году… Вот и получается, что практически все наши передовые идеи и попытки разработать что-то новое плавненько свернулись. И вся оригинальность проекта «Ё-мобиль» исчезла... Мы скатились к обычной машинке. В начале 2011 года я окончательно убедился, что проект идет не туда. Я не захотел, чтобы мое имя ассоциировалось с «Ё-мобилем», и написал заявление об уходе из проекта.
— Кто конкретно принимал решение отказаться от этих инновационных идей?
— Решения принимали руководители проекта и представители инвестора. Но вы поймите, руководство «Онэксима» — дилетанты в машиностроении. Пустить им пыль в глаза, убедить в чем-то не составляло труда. Главное — надо было делать это уверенным тоном. В результате получилось то, что мы сейчас имеем. В этой ситуации мне жаль не Прохорова с Бирюковым и даже не себя. Мне жаль сотни тысяч россиян, которые в очередной раз поверили, что в стране можно сделать что-то инновационное, и которые были жестоко обмануты в своих ожиданиях.
Статья-рассуждение о том, почему провалилась идея о создании «Ё-мобиля», что привело к краху производства модели. В конце статьи - видео, где Жириновский рассказывает о поломке своего «Ё-мобиля».
Содержание статьи:
Один из четырех российских гибридных автомобилей пришел в негодность. У «Ё-мобиля», созданного бизнесменом Михаилом Прохоровым и подаренного политику Владимиру Жириновскому, по словам владельца, осыпался аккумулятор. По всей видимости, короткая история единственного бюджетного, «народного», невероятно эффективного автомобиля закончилась, так толком и не начавшись. Уже сейчас заводское производство в Марьино, в которое Прохоров вложил 150 миллионов евро, стоит заброшенным, а последние передвижения на нем были замечены аж весной 2016 года.
Вначале было слово
Гениальная идея начать революционное автомобильное производство посетила бизнесмена и политика Михаила Прохорова в далеком 2010 году. Амбиции отца-основателя были таковы, что на официальном сайте «Ё-мобиля» сразу же была доступна функция предварительного заказа будущего автомобиля. Желающих опробовать новинку набралось поразительно много - 214 тысяч, а выпуск первых моделей был назначен на 2013 год.
Однако несмотря на заявленную мощную команду профессионалов ни в 2013 году, ни даже в 2014 году российское общество не увидело обещанную диковинку. Наконец, летом 2016 года гордый «отец» впервые сел за руль своего детища на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Затем была PR-компания, реклама высоких технологий, выбранных для оснащения автомобиля, и несколько показов экспериментального образца, ставших первыми и последними появлениями «Ё-мобиля» на широкой публике.
А 2016 год начался с заявления Комитета по промышленной политике и инновациям о том, что все инвесторы и основатели «Ё-авто» и «Яровит-моторс» бесследно исчезли.
А был ли мальчик?
Если пройтись по территории индустриального парка Марьино, куда охранники пускают весьма охотно, удручающее впечатление производит бесхозность, опустение и непроходимая грязь. Охранник уверенно заявляет, что все строительство заморожено, по слухам, на пару лет, но, скорее всего, навсегда.
Производственный цех «Ё-мобиля» представляет собой пустую коробку без какого-либо наполнения: заброшенное помещение да ржавые трубы. Редкие рабочие, оставшиеся тут после то ли после не начатой, то ли не законченной стройки, показывают прикрытые ветошью коробки. В них немецкий пресс, на котором планировалось создавать корпус машины, и ни разу не видевшие света запчасти. Оборудования должно было быть намного больше, но оно почему-то так и не было доставлено из Германии и Америки. Зато в углу пылятся «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт», которые даже не смогли завестись. Вот такой апокалиптический вид имеет предприятие, обещавшее к 2018 году спускать с конвейера по 40 тысяч машин в год.
Дотянуться до мечты
Первый конструктор гибрида Александр Синкевич очень удручен тем, в какое русло свернула неплохая изначально идея. Задуманный проект предлагал автомобиль действительно дешевый, экономичный, практичный и при этом очень эффективный.
Естественно, российская автомобильная промышленность никогда не сможет соперничать с мировыми автомобильными лидерами, поэтому акцент «Ё-мобиля» делался на уникальность. Он должен был стать принципиально новым транспортным средством с простым дизайном, но с богатым наполнением. Предполагалось сделать следующее:
- Машину-гаджет коллективного использования, которая заводилась бы с помощью кредитной карты. Затем ее можно было бы оставить в определенном месте после использования, чтобы ей воспользовался другой человек.
- Радикальный дизайн с кузовом из армированного полипропилена.
- Роторный двигатель.
Постепенно рассеялась идея нового, эксклюзивного дизайна, и «Ё-мобиль» стал получать какие-то черты от одного популярного бренда, какие-то от другого. То есть при более чем неторопливых темпах производства пока хотя бы один автомобиль будет готов к выпуску, он уже морально устареет по многим параметрам. Что фактически и произошло с «Ё-кроссовером». Ведь в крупных автоконцернах будущие дизайны автомобилей расписаны на несколько лет вперед. И снова по иронии судьбы буквально через полгода «Тойота» презентовала новый автомобиль, имеющий тот самый полипропиленовый кузов, от которого отказались российские новаторы.
Аналогичная история произошла и с роторным двигателем. Хотя инженеры уже имели некоторые наработки, которые можно было бы развить дальше, они не стали мучиться с исправлением ошибок и что-то дорабатывать, взяв привычный двигатель от «Фиата». А тем временем Америка запустила производство роторных моторов…
Вот так постепенно инновационная задумка скатилась к обычной, наспех и кустарно произведенной машинке.
Сказка - ложь, да в ней намек
Автомобильных экспертов не удивил провал грандиозного проекта, они изначально были уверены в неудаче. 150 миллионов для столь амбициозного плана – это ничто по сравнению с многомиллиардными вливаниями мировых автомобильных монстров.
В случае «Ё-мобиля» полные профаны в, говоря откровенно, технически отсталой стране хотели с нуля воплотить гениальную идею.
И двигатель внутреннего сгорания дополнить электромотором, и поршневые двигатели заменить более дешевыми роторно-лопастными, и легкий, антикоррозийный кузов заполнить самой умной техникой. То есть, сделать все то, над чем десятилетиями бьются лучшие мировые умы, за пару лет. Один лишь роторно-лопастной двигатель является чем-то из области научной фантастики. Практически невозможно сконструировать поршни таким образом, чтобы заставить их вращаться. Хотя инженеры компании Прохорова даже создали красивую 3-D картинку подобного двигателя, на чем и успокоились.
Дело не только в двигателе или электронной начинке. Дело в том, что никакую вершину нельзя покорить с наскока. Все серьезные автомобильные концерны имеют свои исследовательские лаборатории, научные центры, испытательные площадки. А на что рассчитывали основатели «Ё-авто»? Где собирались доводить до ума ходовую часть, на каких полигонах или тренировочных трассах? Где заниматься продувкой аэродинамики, которую нельзя доверить исключительно компьютерам. Николай Фоменко уже совершил такую ошибку с Marussia Motors, в чем горько убедился на «Формуле-1».
Гипотетически сказка с богатым принцем, озолотившим бедных инженеров и создавшим чудо чудное, вполне может стать реальностью. Ведь удалось же это Элону Маску с его «Теслой», пользующейся колоссальным спросом при далеко не малой цене. Россия всегда славилась гениальными умами и трудолюбивыми людьми, но на голом энтузиазме далеко не уедешь. Принц должен постоянно, ежегодно вкладывать и вкладывать в свое детище еще многие миллионы к стартовому взносу, чтобы получить идеальный продукт.
К сожалению, многие русские бизнесмены привыкли делать деньги быстро, им претят такие понятия, как «долгосрочные инвестиции».
Вот вложить в строительство недвижимости один миллион, а через пару лет продать ее за три – это доступно их пониманию. А отдать миллиарды в новую, неосвоенную отрасль и надеться, что хотя бы лет через 20 они окупятся, это не про российских олигархов.
Но все же есть и положительные моменты от аферы или же мечты под названием «Ё-мобиль». Гражданам России очень тяжело дался кризис 2008 года, а проект Прохорова вселил в них почти детскую веру - в то, что наша страна еще что-то умеет, в то, что мы снова станем великими. Одна лишь идея заставила людей поверить в отечественный автопром и отправиться в салоны за новыми автомобилями.
Статистика говорит, что после объявления о создании гибридного автомобиля продажи российских машин возросли с 1,7 миллионов в 2009 году до 2,3 миллионов в 2010 году. Кстати, сыграла на руку «Ё-Мобиля» и широкая реклама «Маруси», тоже громко заявлявшей о возрождении из пепла нашего автопрома.
Выиграл ли что-то Михаил Прохоров от этой нашумевшей истории или проиграл, русским людям он на несколько лет подарил надежду на светлое технологическое будущее нашей страны.
Жириновский - о поломке своего «Ё-мобиля», смотрим:
Все модели Ё-мобиль 2019 года: модельный ряд автомобилей , цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев Ё-мобиль, история марки E-mobil, обзор моделей Ё-мобиль, видео тест драйвы, архив моделей E-mobil. Также вы здесь найдете скидки и горячие предложения от официальных дилеров Ё-мобиль.
Архив моделей марки E-mobil
История марки E-auto / Ё-авто
Ё-мобиль – проект гибридного автомобиля, серийное производство которого планировалось организовать в сентябре 2012 года в Ленинградской области в Марьино. Разработка Ё-мобиля производилась инженерами компании ЯРОВИТ Моторс и конструкторами группы Михаила Прохорова. Это должен был быть первый гибридный российский автомобиль, в котором на газово-бензиновом топливе работает роторно-лопастной двигатель. По замыслу конструкторов уникальный двигатель передает вращающий момент на электрический генератор и далее на электрическую трансмиссию и емкостный накопитель энергии (суперконденсатор). Бензин - АИ-92, а в качестве газа допустимо использовать сжиженный природный метан или пропанобутановую смесь.
Планировалось, что при работе на газе двигатель Ё-мобиля по выбросу токсических отходов будет удовлетворять условиям Евро-5. Привод - на переднюю ось или на обе оси, при этом на ось устанавливается один электродвигатель мощностью 20 л.с. При работе на роторно-лопастном двигателе запас хода составляет 1100 км, при поездке только на суперконденсаторе - 2 км. На Ё-мобиле планировалось установить уникальную компьютерную систему, которая управляет всем электрооборудованием и делает минимальным количество проводов в автомобиле. На приборной панели Ё-мобиля смонтированы сенсорное управление и электронное табло. Изготовленный из композитных и полимерных материалов кузов автомобиля должен хорошо поглощать энергию удара при дорожных авариях.
В 2012 году были обнародованы первые изображения интерьера Ё-кроссовера. Спустя год Михаил Прохоров представил публике «живую» предсерийную версию Ё-мобиля. Всего на выставке показано 5 концептуальных вариантов автомобиля с поршневыми двигателями 1.4 л производства FIAT. Зимой 2014 года из за нехватки финансирования проект «Ё-мобиль» отложен на неопределённое время, а 7 апреля этого же года проект полностью закрыли, а все технические наработки переданы в Государственный научный центр НАМИ. В декабре 2014 года инициатор проекта Михаил Прохоров передал лидеру ЛДПР В. Жириновскому электроавтомобиль, получивший название Ё-Crossback EV. Всего было выпущено 4 такие модели, их конструкция заметно отличалась от прежних версий Ё-мобиля. На этом история проекта закончилась.