Известен всем, кто хоть раз сталкивался с ремонтом этого популярного ГАЗона. Но сам двигатель – V-образная восьмерка, объемом 4,2 литра, не является «слабым местом» грузовика. Просто некачественная сборка, отсутствие необходимых смазочных материалов и надежда на «русский авось», свели на нет его достоинства.

То, что последний «газон» сошел с конвейера более двадцати лет назад, заставляет вспомнить о ремонте. И ремонт блока цилиндров с полной разборкой мотора – обязательное условие. Основываясь на том, что порядок работы цилиндров ГАЗ 53 – 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8, сохранился и у приемника – модели ГАЗ 3307, можно смело говорить об удачности компоновки. Сам блок, равно, как две головки, были алюминиевыми, что благотворно сказалось на весе агрегата.

Ремонт мотора (конечно если он не совсем «убит») не будет ни сложным, ни разорительным. Только необходимо под рукой держать памятку или сохранить в голове порядок работы цилиндров ГАЗ 53, иначе, если промахнетесь, восстанавливать будет уже нечего. До сих пор выпускаются запчасти для ЗМЗ-53 (а именно он ставился на ГАЗ-53). «Доноры», брошенные прежними хозяевами. Наконец, просто «советские» запасные части, оставшиеся в различных АТП и на Ремонтных базах, делают оправданным капитальный ремонт двигателя. И ремонт этот не будет сложным, а необходимые для этого инструменты, есть везде.

Но помимо ремонта двигателя, рассматривайте и его замену. Ведь современный дизель не только легко впишется в грузовик, но и в дальнейшем сэкономит немало средств при эксплуатации. Но это будет уже не старый добрый «газик», с его плюсами и минусами.

И хоть «прожорливый» мотор в XXI веке для среднетоннажного грузовика – не лучший выбор, немало «старичков» – ГАЗ-53– бегают по дорогам и перевозят немало грузов. По дорогам не лучшего качества и заправляются топливом неизвестного происхождения. И не один десяток лет.

Каждый автолюбитель знает, что система зажигания в любом авто нужна для воспламенения горючей смеси в моторе. Не исключением являются и грузовые автомобили ГАЗ. В этой статье мы предлагаем узнать, какой порядок зажигания ГАЗ-53, с какими неисправностями может столкнуться автолюбитель и как производится его настройка.

Чтобы знать, как правильно происходит регулировка и настройка системы, рекомендуем в первую очередь ознакомиться с устройством. Грузовики ГАЗ-53 оснащаются бесконтактной СЗ.

Такая БСЗ является батарейной, поскольку в ней содержатся источники тока, в частности, речь идет о:

  • батарее АКБ;
  • самой катушке;
  • коммутаторном устройстве;
  • прерывателе-распределителе;
  • свечи;
  • элементе резисторе;
  • выключатель СЗ.

Тюнингованный грузовик ГАЗ-53

Любая СЗ грузовика ГАЗ включает в себя две цепи: высоко- и низковольтную.

Основные составляющие низковольтной сети такие:

  1. Аккумулятор на 12 вольт.
  2. Кабеля АКБ с клеммами. Данные кабеля являются многожильными и характеризуются большим сечением.
  3. Непосредственно замок, выполняющий функцию подачи питания на цепь.
  4. Бесконтактная схема на ГАЗ оснащается прибором прерывателя распределителя зажигания, монтируемым в трамблере. В том случае, если система будет контактной, то функцию данного компонента исполняет шкив трамблера, а также контакты. Кроме того, вместо прерывателя иногда монтируется датчик Холла.
  5. Коммутатор, предназначенный для обеспечения стабильного функционирования силового агрегата.
  6. Сопротивление, предназначенное для обеспечения нормального запуска мотора и разгрузки работы катушки зажигания ГАЗ при работе силового агрегата на высоких оборотах. Благодаря этому компоненту катушка не может перегреваться.
  7. Первичная обмотка.

Что касается вторичного участка, то в его состав входят такие компоненты:

  • вторичная обмотка;
  • распределительный элемент, в состав которого входят шкив, крышка, а также бегунок;
  • высоковольтные провода, передающие сигнал на свечки;
  • свечки.

При активации замка на первичном участке в конструкции прерывателя начинает образовываться магнитное поле. Когда вал трамблера крутится, то на данном участке цепи ток прерывается, соответственно, образованное поле пропадает. В это время в обмотке вторичной цепи начинает появляться сигнал, который впоследствии расходится по цилиндрам.


Электросхема СЗ транспортного средства ГАЗ-53

Поломки системы

По каким причинам происходят сбои в работе устройства:

  1. Поломки коммутатора, который либо ломается, либо очень греется. Такая поломка считается «болезнью» для данных машин, об этом пишут водители в своих отзывах. Из-за перегрева перестает подаваться искра, а это приводит к тому, что мотор завести не получается. Только когда коммутатор остынет, мотор можно будет завести.
  2. Пробивающиеся высоковольтники. В том случае, если кабель плохо установленный в крышке, силовой агрегат может функционировать некорректно. Если осмотреть ДВС в темноте, можно увидеть пробивающий кабель за счет появления искр.
  3. Проблемы в функционировании прерывателя-распределителя, в частности, речь идет о подгорании его крышки. Следует отметить, что этот компонент конструкции иногда подгорает в том месте, где установлен уголь с пружиной. При проверке желательно обратить внимание состояние крышки 0 любые трещины и повреждения должны отсутствовать.
  4. Еще одной проблемой является подгорание контактов бегунка на трамблере.
  5. Проблемы в работе диафрагмы на вакуумном регуляторе - она может пропускать. Из-за этого мощность двигателя будет снижена, а если вы нажмете резко на газ, то машина как бы начнет «захлебываться».
  6. Перегревается непосредственно катушки. Такой тип поломки, как правило, свидетельствует о неработоспособностью катушки, иногда это может быть связано с коммутатором.
  7. Выход из строя свечей.

Распределительный элемент для ГАЗ-53

Самостоятельная регулировка

Если зажигание позднее, проблему можно решить своими силами. Чтобы произвести регулировку привода распределителя необходимо правильно установить и выставить метки.

Установка привода осуществляется следующим образом:

  1. Для начала следует устанавливать поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Коленвал проворачивается до того времени, пока не будут совмещены метки на его шкиве с меткой верхней точки.
  2. После коленвал проворачивается до того момента, когда метки на шкиве не будут совмещены с меткой 9 на указателе.
  3. Далее, следует ослабить винт фиксации верхней пластины корректора к прерывателю. Необходимо осуществить подключение контрольной лампы к клемме прерывателя и масса. Зажигание активируется, после чего корпус прерывателя проворачивается против стрелки часовой до тех пор, пока лампа не начнет гореть
  4. Далее, необходимо затянуть винт фиксации прерывателя и поставить ротор с крышкой. На участке пластины ротора подключается провод к свече первого цилиндра. Все остальные кабеля необходимо подключить к свечам по стрелке часов, при этом соблюдая порядок функционирования самих цилиндров. То есть первый, пятый, четвертый, второй, шестой, третий, седьмой и восьмой. Выставляя правильно зажигание, следует провернуть коленвал таким образом, чтобы метка на его валу не доходила до центральной метки на самом указателе ВМТ (автор видео - Наиль Порошин).

Часто бывает такое, что даже после проведения регулировки электронной СЗ мотор все равно перегревается. Силовой агрегат теряет тягу, начинает возрастать расход бензина, могут иметь место перебои в работе двигателя.

Проблему позволяет решить регулировка угла системы при запущенном ДВС:

  1. Когда силовой агрегат работает на холостых оборотах, нужно добраться до винта фиксации трамблера. С помощью гаечного ключа на 10 его ослабить.
  2. Затем несильно провернуть трамблер в направлении против часовой стрелки. Винт следует зафиксировать.
  3. Нажимая на педаль газа, проверьте приемистость силового агрегата. Если услышите, что силовой агрегат стал детонировать, то есть появился звон, трамблер отодвиньте назад. Практическим методом нужно выставить требуемый угол.
  4. После этого работу силового агрегата необходимо проверить во время езды. Если мотор стал работать в нормальном режиме, можно считать, что процесс регулировки успешно завершен.
Загрузка...

Видео «Установка привода трамблера на ГАЗ»

AvtoZam.com

Каков порядок зажигания на грузовом автомобиле ГАЗ-53: установка и регулировка СЗ своими руками

Система зажигания играет важную роль для ДВС. От бесперебойной работы СЗ зависит своевременность и мощность образования искры и качественное сгорание топливно-горючей смеси. Как настроить правильно порядок зажигания ГАЗ-53, как устроена сама система, какие у нее основные неисправности – говорится в данной статье.

Для того, чтобы ремонтировать и настраивать СЗ на ГАЗ-53, необходимо знать, как она устроена.

На данных грузовиках установлена бесконтактная СЗ, которая состоит из следующих компонент:

  • источник питания – АКБ;
  • коммутатор;
  • провода;
  • дополнительное реле;
  • катушка;
  • прерыватель-распределитель;
  • указатель тока;
  • резисторный элемент;
  • замок зажигания (выключатель).

Зная устройство СЗ, схему подключения ЗЗ и других ее компонентов, а также функции, которые выполняет каждый элемент, можно по признакам определить неполадки и устранить их причину. Все компоненты СЗ можно распределить на группы по выполняемым задачам.

Для нормальной работы ДВС необходимо выполнение следующих условий:

  • мощная искра;
  • соответствие между образованием искры и работой силового агрегата;
  • отсутствие пропусков образования искры.

Вся система электронного зажигания представляет собой две цепи: первичную и вторичную.

В первичную входят такие элементы:

  • АКБ с многожильными кабелями большого сечения;
  • выключатель, подающий питание в цепь;
  • первичная обмотка;
  • прерыватель распределитель, находящийся в трамблере;
  • коммутаторное устройство, обеспечивающее стабильность работы;
  • сопротивление необходимое для успешного запуска двигателя и разгрузки КЗ, исключающее ее перегрев.

Вторичная цепь включает в себя:

  • распределитель;
  • провода для подачи высоковольтного тока;
  • свечи.

Когда первичная цепь получает питание, в прерывателе возникает магнитное поле. Вращения трамблера прерывают ток в этом месте, что приводит к исчезновению магнитного поля. В этот момент на вторичной обмотке возникает сигнал, который переходит на цилиндры.

Фотогалерея

1. Схема контактной СЗ 2. Схема безконтактной СЗ ГАЗ-53 с коммутатором

Успешное искрообразование обеспечивается стабильной работой мотора и появлением достаточного напряжения на электродах. На мощность искры влияют размеры зазоров между электродами и величина поступающего напряжения.

При слабой искре или ее отсутствии увеличивается расход топлива, падает мощность двигателя.

Возможные неисправности СЗ: признаки и причины

Неисправности в СЗ отражаются на мощности силового агрегата, она снижается, и экономичном расходовании горючего.

Можно назвать следующие причины нестабильной работы СЗ на ГАЗ-53:

  1. Перегрев коммутатора или выход его из строя. Когда коммутатор перегревается, исчезает искра и двигатель не запускается. Завести двигатель становится возможным только после того, как он остынет и появится искра. Катушка также подвержена перегреву.
  2. Пробой в высоковольтных проводах. Это происходит, если провод держится недостаточно крепко в крышке трамблера: мотор будет работать нестабильно, с перебоями. Пробой проводов заметен в темноте - проскакивают искры голубого цвета.
  3. Прогорела крышка на прерывателе-распределителе. Обнаружить неисправность можно при визуальном осмотре. Возможно подгорание в месте, где установлен уголок с пружиной. Крышка должна быть без дефектов, не должна иметь выбоин, трещин.
  4. Могут подгореть контакты бегунка трамблера.
  5. Пробой свечей.

Если на вакуумном регуляторе трамблера диафрагма делает пропуски, то наблюдается падение мощности мотора. При этом если резко газовать, то силовой агрегат будет захлебывается и может перегреться. Трамблер выходит из строя редко, чаще всего причиной его поломки является износ по причине выработанного ресурса.

Инструкция по настройке зажигания

Причиной перегрева мотора и падения его мощности может быть позднее зажигание. Это может проявляться хлопками во впускном коллекторе. Поэтому нужно знать, как установить правильно зажигание (автор видео - Наиль Порошин).

Установка выполняется по меткам следующим образом:

  1. Сначала нужно поршень на первом цилиндре выставить в ВМТ и совместить метку указателя установки с меткой на шкиве коленчатого вала.
  2. Далее коленвал нужно поворачивать против движения часовой стрелки до совпадения риски 9 на указателе и метки на его шкиве.
  3. Затем нужно ослабить болт верхней пластины корректора, благодаря которому она крепится к прерывателю.
  4. Далее нужно подключить один провод контрольки к кузову авто (массе) и второй к клемме прерывателя. После включения зажигания прерыватель следует медленно поворачивать до момента, как засветится контролька. Это говорит о том, что контакты начали размыкаться.
  5. Теперь нужно затянуть крепежный болт прерывателя и установить крышку и ротор. На участке, противоположном тому, на котором устанавливалась пластина ротора, нужно присоединить высоковольтный провод к свече на 1-м цилиндре. Оставшиеся провода присоединяются к свечам цилиндров, согласно порядка, в котором они работают: 1-5-4-2-6-3-7-8.

Выставлять момент зажигания ГАЗ-53 нужно точно, так как при отклонениях падает мощность мотора и повышается расход топлива. Кроме того, возможно прогорание клапанов, поршней, пробои в прокладке ГБЦ и другие неполадки, связанные с детонацией.

Поэтому окончательная регулировка выполняется на работающем двигателе, который прогревается до температуры ОЖ в пределах 80 - 90 градусов. При работающем на холостых оборотах двигателе нужно гаечным ключом на «10» ослабить крепеж трамблера, чтобы его можно было провернуть. Слегка провернув трамблер против хода часовой стрелки, затягиваем болт крепления.

Нажимая на газ, как работает силовой агрегат. Если слышен «звон пальцев», то есть возникает детонация, проворачиваем трамблер по часовой стрелке в обратном направлении. Путем проб и ошибок устанавливаем нужный угол опережения.

Проверка делается на движущемся транспортном средстве. При стабильной работе силового агрегата настройка больше не нужна.

Порой трамблер отодвинут в крайнее положение, а регулировки не хватило. В этом случае нужно проконтролировать положение привода трамблера относительно двигателя.

Выполняется проверка на неработающем моторе:

  1. Сначала выставляются метки на переднем шкиве коленвала. Они должны совпадать на 1-м и 6-м цилиндрах. Чтобы не совершить ошибку, лучше снять крышку клапанов с первых 4-х цилиндров и проверить клапана. При правильном положении меток клапана в 1-м цилиндре будут свободными.
  2. Сняв трамблер осматриваем, как установлен привод. Если он расположен параллельно мотору, то необходима его замена или ремонт, регулировка, в этом случае, не поможет.
  3. Если положение привода неправильное, нужно открутить гайку крепления и снять деталь.
  4. После того, как привод будет полностью установлен на свое место, нужно проверить, чтобы канавка под трамблер шла параллельно ДВС (по ходу движения машины), а небольшой участок втулки на трамблере смотрел на 4-й и 8-й цилиндры (в сторону водителя). Опытным путем нужно добиться правильного положения привода распределителя.

Заключение

Следует выполнять настройку зажигания до тех пор, пока при значительной нагрузке на силовой агрегат двигателя будет появляться лишь небольшая детонация. Если выставлено раннее зажигание, это грозит пробоем прокладки ГБЦ и прогоранием клапанов и поршней. Если искра проскакивает позже, то увеличивается расход горючего, и возможен перегрев мотора. Точная установка выполняется с помощью стробоскопа.

avtoklema.com

Установка зажигания

Трамблер автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (24.3706) (рис.1) представляет собой генератор, который вырабатывает импульсы напряжения для управления транзисторным коммутатором и для распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам зажигания.

Трамблер ГАЗ-53, ГАЗ-3307 автоматически регулирует момент зажигания в зависимости от оборотов двигателя и от нагрузки. Автоматическая регулировка момента зажигания в зависимости от оборотов осуществляется центробежным регулятором, а от нагрузки - вакуумным автоматом.

Рис.1. Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307

1 - корпус; 2 - масленка; 3 - грузик центробежного автомата: 4 - пружина вакуумного автомата; 5 - регулировочная шайба; 6 - вакуумный автомат; 7 - диафрагма; 8 - магнитопровод ротора; 9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; 11 - крышка; 12 - помехоподавигельный резистор; 13 - центральный вывод; 14 - центральный контакт-резистор; 15 - бегунок; 16 - фильц; 17 - полуэкран; 18 - винт; 19 - обмотка статора; 20 - статор; 21 - магнитопровод обмотки статора; 22-опора статора; 23 - шариковый подшипник; 24 - пружина центробежного автомата; 25 - упорный шариковый подшипник (на части датчиков устанавливается упорная шайба); 26 - втулка; 27 - валик; 28 - октан-корректор; 29 - упорная шайба; 30 - штифт; 31 - шип валика

В корпусе 1 в двух втулках 26 установлен валик 27. На верхней части вала смонтирован центробежный регулятор с ротором 10, на котором установлен магнит 9. На верхней части ротора установлен бегунок 15. В корпусе расположен статор 20, который крепится к опоре 22 с подшипником 23. Сверху корпус закрыт крышкой 11, в которой имеются выводы для проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания.

Вал 27 распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 приводится во вращение от шестерни распределительного вала. Центробежный регулятор опережения зажигания трамблера ГАЗ-53 автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от скорости вращения распределительного вала двигателя.

Несоответствие углов опережения зажигания числу оборотов обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности двигателя, а также увеличение расхода топлива. Вакуумный регулятор опережения зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель.

Ручная регулировка (при установке зажигания) осуществляется поворотом трамблера ГАЗ-53 в корпусе привода. Для поворота необходимо отпустить болт крепления трамблера. Поворот корпуса распределителя зажигания на одно деление шкалы соответствует изменению угла опережения на 4° (по углу поворота коленчатого вала).

Установка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Для установки зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 при снятых с двигателя трамблере и его приводе необходимо:

Установить коленчатый вал в положение в.м.т. конца хода сжатия в первом цилиндре(по меткам на шкиве коленчатого вала и передней крышки блока цилиндра); поставить привод распределителя на двигатель; - установить распределитель зажигания (трамблер)ГАЗ-53; ГАЗ-3307 на двигатель и провода высокого напряжения; установить момент зажигания по меткам на трамблере.

Порядок присоединения проводов высокого напряжения от трамблера к свечам ГАЗ-53 показан на рис.2.

Рис.2.Порядок присоединения проводов к свечам распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

А - перед автомобиля

Установка момента зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 производится после установки распределителя на место в следующем порядке:

  1. Установить коленчатый вал в положение, при котором он перейдет на 4° в.м.т. конца хода сжатия в первом цилиндре, что соответствует положению указателя против четвертой риски на шкиве коленчатого вала;
  2. Ослабить гайку крепления держателя привода распределителя зажигания;
  3. Снять крышку трамблера ГАЗ-53. Нажать пальцем на бегунок против его вращения (для устранения зазора в приводе), осторожно повернуть корпус распределителя (трамблера) до совмещения красных меток на роторе и статоре и в этом положении закрепить гайку держателя привода.

Установка момента зажигания автомобиля ГАЗ-53, ГАЗ-3307 должна выполняться с большой точностью. Наличие даже небольшой неточности вызывает повышенный расход топлива, падение мощности двигателя. Кроме этого, могут быть случаи пробоя прокладки головки цилиндров, прогорание поршней, клапанов и других явлений, вызываемых детонацией. Поэтому доводка момента зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 производится на дороге при движении.

Делается это таким образом: двигатель прогревается до температуры жидкости в системе охлаждения 80 - 90 °С. Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 25 км/ч, резко нажать до отказа на педаль дроссельных заслонок и дать машине разгон до 60 км/ч. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, исчезающая при скорости 45- 50 км/ч, то установка момента зажигания выполнена правильно.

При сильной детонации повернуть корпус распределителя зажигания ГАЗ-5, ГАЗ-33073 на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке (каждое деление шкалы соответствует повороту коленчатого вала на угол 4°). При полном отсутствии детонации повернуть корпус датчика-распределителя на одно деление против часовой стрелки. После корректировки момента зажигания проверить его правильность, прослушивая двигатель при движении автомобиля.

Всегда следует регулировать установку зажигания автомобиля ГАЗ-53, ГАЗ-3307, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую детонацию. При раннем зажигании, когда слышна сильная детонация, может быть пробита прокладка головки блока и могут прогореть клапаны и поршни. При позднем зажигании резко растет расход топлива, и двигатель перегревается. Более точную установку зажигания производят с помощью стробоскопа.

Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий "Ремонт ГАЗ". Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.

Для добавления комментариев нужна регистриция

gaz3307.ru

Установка зажигания автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Система зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 - батарейная, бесконтактная транзисторная с напряжением в первичной цепи 12В, состоит из источников электрического тока, катушки зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, выключателя зажигания и проводов низкого и высокого напряжения.

Рис.1. Схема системы зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

А - к стартеру; 1 - катушка зажигания; 2 - первичная обмотка; 3 - вторичная обмотка; 4 - аккумуляторная батарея; 5 - указатель тока; 6 - дополнительное реле стартера; 7 - добавочный резистор; 8 - выключатель зажигания и стартера; 9 - помехоподавительный резистор; 10 - свеча зажигания; 11 - распределитель-датчик; 12 - помехоподавительный резистор бегунка; 13 - обмотка распределителя; 14 - постоянный магнит; 15 - коммутатор; R1- резистор МЛТ-8,2кОм;R2 - резистор МЛТ-1, R3 - резистор МЛТ; R4 - резистор МЛТ-82 кОм; R5 - резистор МЛТ-62 Ом; R6 - резистор МЛТ-200 Ом; R7, R8 - резисторы МЛТ-47кОм;С2 - конденсатор К73-17-250В-0Д; СЗ - конденсатор К73-17-4008-1; С4, С5- конденсаторы К73-17-250В-0.047 мкФ; С6 - конденсатор К50-29-160В-10; С7 - конденсатор КЛ-2-И20-500В-1000; VI - диодыКДЮ2БилиКД4 521А; V2 - диоды КД209А или КД212А; V3 - транзистор КТ 848 А; V4, V5 - транзисторы КТ630Б или КТ653Б; V7 - диод 102Б Надежная и экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной работы системы зажигания ГАЗ-53. Для устранения радиопомех, вызываемых системой зажигания, провода высокого напряжения имеют распределенное сопротивление, а наконечники свечей- подавительные резисторы. Схема системы зажигания показана на рис.1.

Техническая характеристика системы зажигания автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Порядок зажигания ГАЗ-53 - 1 - 5 - 4 - 2-6 - 3 -7 - 8 Тип распределителя зажигания (трамблер) - 24.3706 Частота вращения валика распределителя в 1 мин с бесперебойным искра-образованием при работе с катушкой зажигания Б116 на трехэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм, мин-1 - 20 - 2300 Направление вращения валика распределителя зажигания (трамблер) ГАЗ-53 - по часовой стрелке Катушка зажигания ГАЗ-53 - Б116 Свечи зажигания - А11 Величина искрового промежутка в свечах, мм - 0,8 - 0,95 Добавочный резистор - 14.3729 Коммутатор - 13.3734 или 13.3734-01 Наконечник свечи - 35.3707200 Сопротивление наконечника, кОм - 4 - 7 Катушка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (Б 116) служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Катушка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (Б 116) представляет собой трансформатор, на железном сердечнике которого намотаны вторичная, а сверху ее первичная обмотки. Сердечник с обмотками установлен в герметичном стальном корпусе, наполненном маслом и закрытом высоковольтной пластмассовой крышкой. Сопротивление обмоток при температуре 15 - 35°С: первичной 0,43 Ом, вторичной 13 000 - 13 400 Ом.

Техническое обслуживание зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Для предохранения от возможного пробоя пластмассовой крышки катушку необходимо очистить от грязи, пыли и масла, проверить надежность крепления проводов высокого и низкого напряжений. При неработающем двигателе нельзя оставлять включенным зажигание во избежание перегрева катушки, приводящего к выходу ее из строя. Применение других типов катушек зажигания недопустимо. Причинами неисправности катушки зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 могут быть: пробой изоляции; междувитковое замыкание; сколы и трещины пластмассовой крышки; прогар крышки, катушки зажигания из-за недосыла высоковольтного провода в гнездо. В обмотках катушки зажигания дефекты чаще всего появляются из-за их перегрева и работе с увеличенными зазорами свечей. Перегрев происходит главным образом при включенном зажигании и незаведенном двигателе. Прежде чем снять катушку зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 для замены, следует убедиться в исправности и надежности присоединения проводов к выводам катушки. Проверять катушку следует на специальном стенде совместно с транзисторным коммутатором, добавочным резистором и распределителем. Исправная катушка зажигания ГАЗ-53 должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на трехэлектродном игольчатом разряднике с искровым зазором в 7 мм от 20 до 2300 мин"1 валика-распределителя и окружающей температуре 25°С. Если катушка не удовлетворяет этим требованиям, ее следует заменить.

Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Трамблер автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (24.3706) (рис.2) представляет собой генератор, который вырабатывает импульсы напряжения для управления транзисторным коммутатором и для распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам зажигания. Трамблер ГАЗ-53, ГАЗ-3307 автоматически регулирует момент зажигания в зависимости от оборотов двигателя и от нагрузки. Автоматическая регулировка момента зажигания в зависимости от оборотов осуществляется центробежным регулятором, а от нагрузки - вакуумным автоматом.

Рис.2. Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307

1 - корпус; 2 - масленка; 3 - грузик центробежного автомата: 4 - пружина вакуумного автомата; 5 - регулировочная шайба; 6 - вакуумный автомат; 7 - диафрагма; 8 - магнитопровод ротора; 9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; 11 - крышка; 12 - помехоподавигельный резистор; 13 - центральный вывод; 14 - центральный контакт-резистор; 15 - бегунок; 16 - фильц; 17 - полуэкран; 18 - винт; 19 - обмотка статора; 20 - статор; 21 - магнитопровод обмотки статора; 22-опора статора; 23 - шариковый подшипник; 24 - пружина центробежного автомата; 25 - упорный шариковый подшипник (на части датчиков устанавливается упорная шайба); 26 - втулка; 27 - валик; 28 - октан-корректор; 29 - упорная шайба; 30 - штифт; 31 - шип валика В корпусе 1 в двух втулках 26 установлен валик 27. На верхней части вала смонтирован центробежный регулятор с ротором 10, на котором установлен магнит 9. На верхней части ротора установлен бегунок 15. В корпусе расположен статор 20, который крепится к опоре 22 с подшипником 23. Сверху корпус закрыт крышкой 11, в которой имеются выводы для проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания. Вал 27 распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 приводится во вращение от шестерни распределительного вала. Центробежный регулятор опережения зажигания трамблера ГАЗ-53 автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от скорости вращения распределительного вала двигателя. Несоответствие углов опережения зажигания числу оборотов обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности двигателя, а также увеличение расхода топлива. Вакуумный регулятор опережения зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель.

Ручная регулировка (при установке зажигания) осуществляется поворотом трамблера ГАЗ-53 в корпусе привода. Для поворота необходимо отпустить болт крепления трамблера.

Для стабильной, экономичной работы двигателя большое значение имеет правильная . Для полного сгарения топлива искровой разряд в свече зажигания должен быть раньше верхней мёртвой точки поршня цилиндра, так как нужно время для сгорания топлива. Угол поворота коленвала от момента возникновения искрового разряда до верхней мёртвой точки называется углом опережения зажигания.

Установка системы зажигания.

Для пуска двигателя достаточно установить зажигание в момент прохождения поршнем верхней мёртвой точки или близкой к этому моменту. Установка системы зажигания требуется при снятии трамблёра на автомобилях ВАЗ и снятия привода трамблёра на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК и др.

Способы установки зажигания.

При установки систему зажигания есть два способа.

Первый способ установки зажигания.

Первый способ подходит ко всем двигателям с контактной или бесконтактной системой зажигания. Для установки выкручивается свеча первого цилиндра, а отверстие затыкается пальцем (при установке с помощником) или не тугой пробкой из бумаги или другого материала. После этого проворачивается двигатель заводной рукояткой, а при её отсутствии поднятым ведущим колесом при включенной передаче. Повышение давления в цилиндре под пальцем или выбивание пробки означает движение поршня вверх при такте сжатия.

После определения такта сжатия надо совместить метки верхней мёртвой точки. Расположение меток индивидуально для каждого двигателя. Для двигателей , ГАЗ-402 мети располагаются на шкиве коленвала и передней крышке, у двигателей ГАЗ-52, ГАЗ-66 расположены на маховике и кожухе моховика.

После установки верхней мёртвой точки надо установить трамблёр таким образом, что бы бегунок был направлен на вывод первого цилиндра крышки трамблёра. При установке системы зажигания ГАЗ, УЗМИ с бесконтактным трамблёром, надо совместить метку на якоре трамблёра со стрелкой на статоре.

Если все действия выполнены правильно и нет неисправности других систем, двигатель должен завестись.

Второй способ установки зажигания.

Для четырёх цилиндровых двигателей можно не определять такт сжатия для первого цилиндра, но при этом надо учитывать, что при установке меток верхней мёртвой точки такт сжатия может быть в первом или четвёртом цилиндре.

При установке трамблёра в этом случае, сначала устанавливаются метки верхней мёртвой точки, как описано в первом случае и так же как в первом случае устанавливается на место трамблёр.

Если при попытке пуска двигателя он не заведётся, то надо «развернуть» провода на крышке трамблёра. Для этого надо поменять местами провода первого цилиндра с четверым цилиндром и соответственно поменять местами провода второго и третьего цилиндра.

Регулировка зажигания.

После пуска двигателя надо отрегулировать угол опережения зажигания. Существует два способа регулировки, при помощи стробоскопа и на слух при движении.

При регулировке зажигания при помощи стробоскопа контролируется момент возникновение искрового разряда и совмещение меток верхней мёртвой точки цилиндра. Установка момента зажигания стробоскопом является точной, но рассчитано на эталонный двигатель и качественный бензин. Поэтому, как показала практика, лучше устанавливать момент зажигания на слух при движении автомобиля.

Для установки на слух на прямом ровном участке дороги при скорости 40 км/час. производится резкое нажатие на педаль газа. При резком нажатии должен быть слышен непродолжительный металлический стук в двигателе. Обычно в этом случае говорят «Стук поршневых пальцев», но на самом деле это стук юбки поршня о стенки цилиндра при движении поршня вверх когда произошло сгорание топлива и давление на дно поршня избыточное.

Если стук отсутствует зажигание позднее, при продолжительном стуке раннее. Эта регулировка рекомендуется после каждой дозаправки, ввиду несоответствия фактического октанового числа заявленному.

admin 05/05/2011

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» "Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

Установка зажигания необходима для правильного соединения распределителя с приводом от двигателя и со свечами зажигания для того, чтобы искра в цилиндры двигателя подавалась в нужные моменты.

Установка зажигания включает следующие основные операции:
1) установку поршня первого цилиндра двигателя в в. м. т. конца такта сжатия, что определяется через отверстие вывернутой свечи по давлению в цилиндре;
2) установку прерывателя на начало размыкания контактов;
3) соединение проводов от распределителя к свечам в соответствии с порядком работы двигателя.

При правильной установке распределителя на двигателе последовательность операций при установке зажигания, применяемая, например, на автомобилях ЗИЛ -130, следующая:
1. Поворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить при такте сжатия в первом цилиндре отверстие на шкиве коленчатого вала с риской 9° на указателе установки зажигания, закрепленном на датчике ограничителя числа оборотов.
2. Отпустить болты крепления пластин октан-корректора к блоку и вращением регулировочных винтов установить стрелку октан-корректора против середины шкалы (0) и туго завернуть болты. Ослабить винт крепления верхней пластины к корпусу распределителя. Отсоединить трубку вакуумного регулятора.
3. Проворачивать корпус распределителя против вращения валика до начала размыкания контактов прерывателя, устранив предварительно зазор в приводе кулачка прерывателя, и затянуть в этом положении винт крепления верхней пластины к корпусу распределителя. Начало размыкания контактов прерывателя можно точно определить включением параллельно контактам электрической лампы (например, подкапотной). При замкнутых контактах и включенном зажигании лампа не горит, а при размыкании контактов зажигается.
4. Поставить крышку распределителя на корпус и соединить провод, к электроду которого подошла разносная пластина ротора распределителя, со свечой первого цилиндра; остальные провода соединить в соответствии с направлением вращения ротора и порядком работы двигателя. Присоединить трубку вакуумного регулятора.
5. Проверить установку зажигания при движении автомобиля и уточнить регулировку гайками октан-корректора.

Зажигание должно быть установлено возможно более ранним, но без признаков детонаций в двигателе при нормальных нагрузках и плавном их возрастании. На прогретом двигателе при движении на прямой передаче при резком полном открытии дроссельной заслонки разгон груженого автомобиля от скорости 20—25 до 50 км/ч (т. е. при резкой перегрузке двигателя) должен сопровождаться появлением ощутимой детонации. Если детонации совершенно не наблюдается, надо увеличить угол опережения зажигания, а при усиленной детонации уменьшить его.

В случае, если распределитель был снят с двигателя, то при обратной его установке необходимо соблюдать определенные правила, характерные для каждой модели двигателя и излагаемые. в заводских инструкциях, чтобы обеспечить правильное положение распределителя на двигателе и правильное соединение его вала с приводным валом.

На автомобилях других марок установку зажигания проводят в аналогичной последовательности.

Необходимое положение поршня первого цилиндра при этом определяется по соответствующим меткам: например, у автомобиля «Волга», ГАЗ -БЗА , ГАЗ -66 и «Чайка» — совмещением соответствующей метки шкива коленчатого вала с указателем; у автомобиля «Москвич-408» — совмещением метки МЗ на маховике (запрессованный шарик) с указателем на картере сцепления; у автомобилей ЗИЛ -164А для установки зажигания имеется установочный палец на крышке распределительных шестерен и т. д.

Момент зажигания рабочей смеси устанавливают при сборке двигателя, после повторной установки распределителя, снимавшегося для осмотра, регулировки или ремонта, а также при нарушении работы двигателя из-за неисправности системы зажигания. Если зажигание на двигателе будет установлено неправильно, то снизятся его мощность и экономичность.

Рассмотрим последовательность установки зажигания на двигателе автомобиля ЗИЛ -130. Основные моменты при установке зажигания являются общими для всех карбюраторных двигателей. Предположим, что распределитель был снят. Тогда для правильной установки зажигания выполняют следующее:
— проверяют зазор между контактами прерывателя (0,35—0,45 мм) и, если необходимо, регулируют его; совмещают указатель октан-корректора с риской 0 на нижней пластине;
— вывертывают свечу зажигания первого цилиндра и закрывают отверстие этой свечи бумагой или пальцем; повертывая коленчатый вал, по давлению в цилиндре определяют такт сжатия;
— устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (схема /) при такте сжатия (отверстие на шкиве коленчатого вала должно совпадать с меткой в. м. т. на указателе);
— повертывают валик привода распределителя в сборе так, чтобы паз был параллелен риске, нанесенной на верхнем фланце, и смещен к переднему концу двигателя (схема ///);
— вставляют привод распределителя в гнездо блока, расположив перед этим отверстия в нижнем фланце над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса к блоку;
— в установленном на место приводе распределителя располагают паз на валике параллельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса привода;
— повертывая коленчатый вал на два оборота, установить шкив с контрольным отверстием против риски на указателе (схема II); поставить на место распределитель так, чтобы пластины октан-корректора были направлены вверх (ротор с электродом находится против клеммы на крышке распределителя, от которой идет провод к свече зажигания первого цилиндра);
— включают зажигание и осторожно повертывают корпус распределителя против часовой стрелки до момента размыкания контактов прерывателя, который определяют по проскакиванию искры от центрального провода катушки зажигания на корпус или по включению контрольной лампы, присоединенной параллельно контактам прерывателя (один провод от лампы присоединяют к корпусу, а другой — к клемме низкого напряжения); затягивают болт крепления пластины октан-корректора к распределителю;
— присоединяют трубку к вакуумному регулятору, устанавливают на место крышку и распределяют провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя (1—5—4—2—6—3—7—8); провода пронумерованы по часовой стрелке; при распределении проводов высокого напряжения по свечам зажигания обращают внимание на направление вращения ротора.

Установку зажигания проверяют при движении автомобиля и корректируют с использованием октан-корректора после каждой регулировки зазоров между контактами прерывателя, а также в зависимости от сорта применяемого топлива. При правильно установленном зажигании во время движения автомобиля по горизонтальной дороге с хорошим покрытием на прямой передаче с определенной скоростью (25 км/ч для автомобиля ГАЭ -53А; 30 км/ч для автомобиля ЗИЛ -130; 30—35 км/ч для автомобиля ГАЗ -24 «Волга») резкое (до отказа) нажатие на педаль управления дроссельной заслонкой вызывает увеличение скорости до 60 км/ч и сопровождается слабыми, быстро исчезающими детонационными стуками. Если стуки отсутствуют, то угол опережения зажигания увеличивают, а если стуки сильные, то уменьшают. Перед проверкой установки зажигания двигатель прогревают до тех пор, пока температура жидкости в системе охлаждения не достигнет 80—90 °С.

Система зажигания играет важную роль для ДВС. От бесперебойной работы СЗ зависит своевременность и мощность образования искры и качественное сгорание топливно-горючей смеси. Как настроить правильно порядок зажигания ГАЗ-53, как устроена сама система, какие у нее основные неисправности – говорится в данной статье.

Устройство системы зажигания ГАЗ-53

Для того, чтобы ремонтировать и настраивать СЗ на ГАЗ-53, необходимо знать, как она устроена.

На данных грузовиках установлена бесконтактная СЗ, которая состоит из следующих компонент:

  • источник питания – АКБ;
  • коммутатор;
  • провода;
  • дополнительное реле;
  • катушка;
  • прерыватель-распределитель;
  • указатель тока;
  • резисторный элемент;
  • замок зажигания (выключатель).

Зная устройство СЗ, схему подключения ЗЗ и других ее компонентов, а также функции, которые выполняет каждый элемент, можно по признакам определить неполадки и устранить их причину. Все компоненты СЗ можно распределить на группы по выполняемым задачам.

Для нормальной работы ДВС необходимо выполнение следующих условий:

  • мощная искра;
  • соответствие между образованием искры и работой силового агрегата;
  • отсутствие пропусков образования искры.

Вся система электронного зажигания представляет собой две цепи: первичную и вторичную.

В первичную входят такие элементы:

  • АКБ с многожильными кабелями большого сечения;
  • выключатель, подающий питание в цепь;
  • первичная обмотка;
  • прерыватель распределитель, находящийся в трамблере;
  • коммутаторное устройство, обеспечивающее стабильность работы;
  • сопротивление необходимое для успешного запуска двигателя и разгрузки КЗ, исключающее ее перегрев.

Вторичная цепь включает в себя:

  • распределитель;
  • провода для подачи высоковольтного тока;
  • свечи.

Когда первичная цепь получает питание, в прерывателе возникает магнитное поле. Вращения трамблера прерывают ток в этом месте, что приводит к исчезновению магнитного поля. В этот момент на вторичной обмотке возникает сигнал, который переходит на цилиндры.

Фотогалерея

Успешное искрообразование обеспечивается стабильной работой мотора и появлением достаточного напряжения на электродах. На мощность искры влияют размеры зазоров между электродами и величина поступающего напряжения.

При слабой искре или ее отсутствии увеличивается расход топлива, падает мощность двигателя.

Возможные неисправности СЗ: признаки и причины

Неисправности в СЗ отражаются на мощности силового агрегата, она снижается, и экономичном расходовании горючего.

Можно назвать следующие причины нестабильной работы СЗ на ГАЗ-53:

  1. Перегрев коммутатора или выход его из строя. Когда коммутатор перегревается, исчезает искра и двигатель не запускается. Завести двигатель становится возможным только после того, как он остынет и появится искра. Катушка также подвержена перегреву.
  2. Пробой в высоковольтных проводах. Это происходит, если провод держится недостаточно крепко в крышке трамблера: мотор будет работать нестабильно, с перебоями. Пробой проводов заметен в темноте - проскакивают искры голубого цвета.
  3. Прогорела крышка на прерывателе-распределителе. Обнаружить неисправность можно при визуальном осмотре. Возможно подгорание в месте, где установлен уголок с пружиной. Крышка должна быть без дефектов, не должна иметь выбоин, трещин.
  4. Могут подгореть контакты бегунка трамблера.
  5. Пробой свечей.

Если на вакуумном регуляторе трамблера диафрагма делает пропуски, то наблюдается падение мощности мотора. При этом если резко газовать, то силовой агрегат будет захлебывается и может перегреться. Трамблер выходит из строя редко, чаще всего причиной его поломки является износ по причине выработанного ресурса.

Инструкция по настройке зажигания

Причиной перегрева мотора и падения его мощности может быть позднее зажигание. Это может проявляться хлопками во впускном коллекторе. Поэтому нужно знать, как установить правильно зажигание (автор видео - Наиль Порошин).

Установка выполняется по меткам следующим образом:

  1. Сначала нужно поршень на первом цилиндре выставить в ВМТ и совместить метку указателя установки с меткой на шкиве коленчатого вала.
  2. Далее коленвал нужно поворачивать против движения часовой стрелки до совпадения риски 9 на указателе и метки на его шкиве.
  3. Затем нужно ослабить болт верхней пластины корректора, благодаря которому она крепится к прерывателю.
  4. Далее нужно подключить один провод контрольки к кузову авто (массе) и второй к клемме прерывателя. После включения зажигания прерыватель следует медленно поворачивать до момента, как засветится контролька. Это говорит о том, что контакты начали размыкаться.
  5. Теперь нужно затянуть крепежный болт прерывателя и установить крышку и ротор. На участке, противоположном тому, на котором устанавливалась пластина ротора, нужно присоединить высоковольтный провод к свече на 1-м цилиндре. Оставшиеся провода присоединяются к свечам цилиндров, согласно порядка, в котором они работают: 1-5-4-2-6-3-7-8.

Выставлять момент зажигания ГАЗ-53 нужно точно, так как при отклонениях падает мощность мотора и повышается расход топлива. Кроме того, возможно прогорание клапанов, поршней, пробои в прокладке ГБЦ и другие неполадки, связанные с детонацией.

Поэтому окончательная регулировка выполняется на работающем двигателе, который прогревается до температуры ОЖ в пределах 80 - 90 градусов. При работающем на холостых оборотах двигателе нужно гаечным ключом на «10» ослабить крепеж трамблера, чтобы его можно было провернуть. Слегка провернув трамблер против хода часовой стрелки, затягиваем болт крепления.

Нажимая на газ, как работает силовой агрегат. Если слышен «звон пальцев», то есть возникает детонация, проворачиваем трамблер по часовой стрелке в обратном направлении. Путем проб и ошибок устанавливаем нужный угол опережения.

Проверка делается на движущемся транспортном средстве. При стабильной работе силового агрегата настройка больше не нужна.

Порой трамблер отодвинут в крайнее положение, а регулировки не хватило. В этом случае нужно проконтролировать положение привода трамблера относительно двигателя.

Выполняется проверка на неработающем моторе:

  1. Сначала выставляются метки на переднем шкиве коленвала. Они должны совпадать на 1-м и 6-м цилиндрах. Чтобы не совершить ошибку, лучше снять крышку клапанов с первых 4-х цилиндров и проверить клапана. При правильном положении меток клапана в 1-м цилиндре будут свободными.
  2. Сняв трамблер осматриваем, как установлен привод. Если он расположен параллельно мотору, то необходима его замена или ремонт, регулировка, в этом случае, не поможет.
  3. Если положение привода неправильное, нужно открутить гайку крепления и снять деталь.
  4. После того, как привод будет полностью установлен на свое место, нужно проверить, чтобы канавка под трамблер шла параллельно ДВС (по ходу движения машины), а небольшой участок втулки на трамблере смотрел на 4-й и 8-й цилиндры (в сторону водителя). Опытным путем нужно добиться правильного положения привода распределителя.

Заключение

Следует выполнять настройку зажигания до тех пор, пока при значительной нагрузке на силовой агрегат двигателя будет появляться лишь небольшая детонация. Если выставлено раннее зажигание, это грозит пробоем прокладки ГБЦ и прогоранием клапанов и поршней. Если искра проскакивает позже, то увеличивается расход горючего, и возможен перегрев мотора. Точная установка выполняется с помощью стробоскопа.

Видео «Настройка зажигания по лампочке»

Как выставить зажигание по лампочке, демонстрирует следующий ролик (автор видео - Наиль Порошин).

Как правильно произвести регулировку зажигания в автомобиле ВАЗ 2109? Самые популярные и эффективные методы регулировки описаны в этой статье.

Какие бывают виды систем зажигания в УАЗ и в чем заключается принцип их работы? Как правильно отрегулировать зажигание своими руками? Читайте здесь.

В каких случаях требуется регулировка угла опережения зажигания на ВАЗ 216? Как самостоятельно выставить зажигание на шестерке? Узнайте в этой статье!

Как правильно выставить зажигание на ЗИЛ 130? В статье рассматриваются виды зажигания, основные неисправности, дается инструкция по настройке зажигания.

Какие бывают виды катушек зажигания для автомобиля? Как произвести диагностику работоспособности катушки искрой и мультиметром? Читайте в этой статье.

ГАЗ-53 один из немногих грузовиков, которым Россия может гордиться. Все системы ГАЗ-53 отвечают всем требованиям, предъявляемым к грузовикам, предназначенных для эксплуатации на дорогах всех типов. Единственная система, с которой могут быть связаны некоторые проблемы – это зажигание автомобиля.

Грузовик самосвал на базе ГАЗ 53

На ГАЗ-53 установлена бесконтактная транзисторная система зажигания, первичная цепь которой выдает напряжение 12 вольт. Система зажигания считается батарейной, состоящей из источников электрического тока, которым может выступать аккумуляторная батарея, катушки зажигания, коммутатора, датчика-распределителя, и другого электрооборудования газ 53, которое чаще всего и вызывает проблемы, так как его необходимо настраивать, свечей с наконечниками, добавочного резистора, выключателя зажигания проводов низкого и высокого напряжения.

на чертеже показана полная схема системы зажигания ГАЗ-53

Система зажигания является одной из самых важных систем в автомобиле, так как именно от ее исправной работы зависит работа двигателя, а также расход топлива всего автомобиля. Для подавления радиопомех, которые создают провода высокого напряжения и наконечники свеч, на первых установлены распределенное сопротивление, а на вторых - подавительные резисторы.

В системе зажигания установлена катушка марки Б 116, предназначение которой преобразовывать ток низкого напряжения в высокое напряжение.

В свою очередь катушка состоит из трансформатора, в который вмонтирован железный сердечник. На этот сердечник сверху намотана первичная обмотка, а под ней вторичная. Сам трансформатор является стальным корпусом, который герметично закрыт, внутри него вместе с сердечником залито масло.
Для обслуживания этого трансформатора предусмотрена пластмассовая крышка, которая способна выдержать воздействие высокого напряжения.

Первые грузовые автомобили ГАЗ 53 имели контактно-транзисторную систему зажигания, затем она стала бесконтактной электронной. Так как контактная (или контактно-транзисторная) система уже безнадежно устарела, будем рассматривать бесконтактную систему. Система зажигания ГАЗ 53 состоит из низковольтной и высоковольтной цепи. В низковольтную цепь входит:

  1. Аккумуляторная батарея. В батарее параллельно между собой соединены шесть банок по 2 вольта, в общей сложности получается 12 вольт. На ГАЗ 53 стандартно устанавливается аккумулятор 6СТ-75 емкостью 75 а/ч.
  2. Аккумуляторные провода с клеммами. Провода многожильные и имеют большое сечение.
  3. Замок зажигания. Служит для подачи питания в низковольтную цепь. В самом крайнем левом положении (по часовой стрелке) замыкаются контакты на втягивающем реле стартера, и двигатель стартером приводится в движение.
  4. Прерыватель. В ГАЗ 53 он находится в трамблере. В контактном зажигании роль прерывателя выполняли кулачковый вал трамблера и контакты зажигания, в более современном варианте роль прерывателя выполняет датчик Холла.
  5. Коммутатор. Обеспечивает стабильную работу прерывателя.
  6. Вариатор (сопротивление). Обеспечивает стабильный запуск двигателя и разгружает работу катушки зажигания на больших оборотах ДВС. За счет вариатора катушка не перегревается. На более современных вариантах системы вариатор был убран (в модели газ 3307), а роль вариатора стал выполнять дополнительный транзистор, находящийся в схеме нового коммутатора.
  7. Первичная обмотка катушки зажигания (КЗ). Имеет небольшое количество витков и относительно толстый медный провод.

Проверка катушки зажигания мультиметром

Во вторичной (высоковольтной) цепи присутствуют следующие элементы:

  1. Вторичная обмотка КЗ. Имеет большое количество витков и тонкий медный провод.
  2. Распределитель зажигания ГАЗ 53. Распределительная часть трамблера состоит из вала, крышки распределителя и бегунка.
  3. Высоковольтные провода и наконечники. По ним высоковольтный импульс поступает на свечи зажигания.
  4. Свечи зажигания.

При включении зажигания поворотом ключа в замке в первичной цепи в прерывателе создается магнитное поле. При вращении вала трамблера ток в первичной цепи прерывается и магнитное поле исчезает. В этот момент в обмотке вторичной цепи возникает высоковольтный импульс, который распределяется по цилиндрам.

Неисправности в системе ведут к перебоям в работе двигателя, в некоторых случаях ДВС не запускается.

Так выглядит замок зажигания в автомобиле газ 53

Сам трамблер выходит из строя нечасто и обычно отрабатывает свой положенный ресурс.

Если двигатель не развивает мощность и греется больше нормы, одной из причин такого явления может быть позднее зажигание.

При этом еще в карбюраторе (впускном коллекторе) могут наблюдаться хлопки. Для устранения данной проблемы необходимо выставить зажигание, сделать его пораньше. Можно выставлять его и по метке, по стробоскопу, но практика показывает, что угол опережения зажигания получается недостаточным. Почему-то «дедовские» методы более эффективны и во многих случаях действуют наверняка.

Поршень первого цилиндра устанавливают в в.м.т. в конце такта сжатия. Коленчатый вал поворачивают до совмещения метки на шкиве коленчатого вала (отверстие) с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, укрепленного на крышке датчика ограничителя максимальных оборотов.

Затем поворачивают коленчатый вал (против часовой стрелки) до совмещения метки на шкиве с риской 9 на указателей датчика ограничителя максимальных оборотов.

После этого ослабляют болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу прерывателя. Присоединяют контрольную лампочку одним проводом к массе, а вторым - к клемме прерывателя. Включают зажигание и медленно поворачивают корпус прерывателя против часовой стрелки до загорания лампочки. Это будет соответствовать началу размыкания контактов.

Затем затягивают болт крепления прерывателя и ставят ротор и крышку распределителя. От сегмента, против которого установилась пластина ротора, присоединяют провод к свече первого цилиндра. Остальные провода соединяют со свечами зажигания по часовой стрелке в порядке работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8 (рисунок ниже).

Устанавливая зажигание у двигателя ГАЗ-53, нужно повернуть коленчатый вал так, чтобы риска на его шкиве не доходила до центральной риски на указателе ВМТ, который крепится к двигателю, на четыре деления.

При слишком раннем или слишком позднем зажигании двигатель перегревается, теряет свою мощность, увеличивается расход топлива и возникают перебои в его работе.

Поправляем угол зажигания на заведенном моторе:

  • Мотор работает на холостых оборотах, добираемся до болта крепления трамблера (ключ на 10) и ослабляем его;
  • Немного поворачиваем трамблер против часовой стрелки, крепим болт;
  • Газуя двигателем, проверяем приемистость двигателя. Если начинают «звенеть пальцы», подвигаем трамблер немного назад, по часовой стрелке. Опытным путем устанавливаем необходимый угол опережения.
  • Проверяем работу двигателя на ходу. Если двигатель газ 53 стал работать нормально, дальнейшая регулировка больше не требуется.

Иногда регулировки не хватает, трамблер против часовой стрелки уже отодвинут до конца. В таком случае нужно проверить установку привода трамблера.

Выполняем операцию следующим образом (на заглушенном моторе):


Но по-настоящему на бензиновых моторах прижилась искровая система зажигания, то есть система, отличительным признаком которой является воспламенение смеси электрическим разрядом, пробивающим воздушный промежуток между электродами свечи зажигания.

Как известно, на грузовых автомобилях применяется такая система электрооборудования, где потребители тока соединяются с источниками лишь единственным проводом (другой провод идет на массу).

Электропроводка ГАЗ 53 в этом плане - не исключение. Узнаем в этой статье, каковы основные отличия этой схемы и проследим цепи питания основных потребителей тока.

В первую очередь отметим, что любая схема электрооборудования автомобиля, в том числе и такого, как ГАЗ 53 оснащена следующими элементами:

  • ГПТ – генератором переменного тока;
  • КТС – системой зажигания контактно-транзисторной;
  • подогревателем пуска;
  • проводкой различного напряжения, соединяющей все элементы в единую схему.

Внимание. Электросхема грузового автомобиля ГАЗ-53 не рассчитана на нестандартные нагрузки.

Поэтому запрещается запускать двигатель, если поврежден кабель, идущий от генератора к регулятору или же если он «искрит».

Оригинальная схема проводки ГАЗ 53

Система зажигания

Рассмотрим для начала систему зажигания. Известно, что она батарейная, с напряжением в цепи 12 В.

Состоит она, кроме того, из следующих компонентов:

  • коммутатора;
  • источников, подающих ток;
  • катушки;
  • резистора (добавочного);
  • распределителя зажигания (трамблера);
  • свечей с их наконечниками;
  • выключателя зажигания;
  • проводки.

Отметим, что четкая работа двигателя напрямую зависит от нормального функционирования системы зажигания. Во избежание радиопомех, вызванных системой зажигания, провода снабжаются распределителем сопротивления (это касается в основном проводов ВН), а наконечники свечей зажигания – подавительными резисторами. (См. также статью Особенности схемы электропроводки ГАЗ.)

Рассмотрим теперь каждый элемент системы зажигания в отдельности и узнаем, как он функционирует.

  • Свечи зажигания на ГАЗ 53 обязательно должны иметь заводской зазор в 0,85 мм. Они должны быть с нихромовым электродом – подойдут А11, А11-1, А10-H и другие. Порядок зажигания видно на фото ниже.

Порядок зажигания свечей

  • Распределитель зажигания применяется в этом автомобиле такой, чтобы частота вращения его валика составляла одну минуту с бесперебойным искрообразованием. Функционирует одновременно с катушкой зажигания. Вращается валик обязательно по часовой стрелке.
  • Катушка зажигания – Б114-Б или Б116 (более усовершенствованная). Формирует импульсы высокого напряжения в системе зажигания автомобиля ГАЗ 53. Имеет номинальное напряжение в 12В и вторичное напряжение – 17кВ.
  • Коммутатор зажигания усиливает сигнал датчика-распределителя и катушки зажигания. (См. также статью Схема электропроводки Газель: как установить самому.)

Примечание. Чтобы соединить все вышеперечисленные детали и агрегаты электрооборудования автомобиля в единую цепь применяются провода низкого напряжения.

Они обязательно должны защищаться полихлорвиниловой изоляцией.

Проводка

Современная проводка ГАЗ 53для замены

Основные правила, которые соблюдаются в работе с проводкой следующие.

  • Тщательное внимание всегда уделяется проводке ГАЗ 53, которая может быть подвержена различным воздействиям. Если нарушится изоляция какого-нибудь провода, то его металлическая составляющая может касаться корпуса автомобиля, тем самым, вызывая короткое замыкание. Не стоит говорить, к чему это приводит (обгорание изоляции, возникновение пожара и т. д.).
  • Важно учитывать тот факт, что провода, насколько бы хорошо они не были изолированы, всегда подвергаются механическим воздействиям при эксплуатации автомобиля. В частности, возможно перетирание проводки об остры кромки частей автомобиля, излишнее провисание и т. п.
  • Кроме того, особое внимание следует уделить чистоте и плотности присоединения проводов к зажимам. Следить необходимо тщательно за тем, чтобы на поверхность проводов не попадали такие смеси, как бензин или масло, способные разрушить изоляцию и сократить срок службы проводов.
  • Обязательно нужно проверять исправность перемычки, расположенные между мотором, рамой и кабиной ГАЗ 53.

Проводка автомобиля ГАЗ-53 настолько важная составляющая, что простая ее модернизация приводит к ощутимым положительным изменениям в работе двигателя. (См. также статью Особенности схемы электропроводки Газель Бизнес.)

Более 4 миллионов экземпляров было выпущено за все время производства

При самостоятельном обслуживании автомобиля, производитель верно подметил возможность ошибок и предусмотрел автоматическую защиту различных элементов от короткого замыкания.

  • Цепь обмотки возбуждения генератора специально защищена реле и разделительным диодом.
  • В процессе функционирования двигателя контакты реле всегда размыкаются.
  • Если происходит обрыв провода или короткое замыкание, ток идущий через реле увеличивается.

Интересное видео в этой статье, фотографии и схемы покажут все наглядно. Способов проверки электропроводки и ее схемы, а также оборудования множество. Естественно, что автопроизводитель предусмотрел защиту основных позиций, но проводить осмотр своими руками, как того требует инструкция, очень важно.

Как известно, цена на подобные услуги на СТО очень высока, и научиться проводить проверку самостоятельно поможет неплохо сэкономить.

Огромное вам спасибо. В инструкции ГАЗ 53 нет обьяснения по монтажу. Теперь мне все понятно.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png