Введение утилизационного сбора на спецтехнику наносит серьезный вред импортерам и производителям, так как заставляет повышать стоимость продукции в 1,5 раза. Соответственно, у потенциальных клиентов снижается покупательная способность. Впервые утилизационный сбор на спецтехнику был утвержден в феврале 2016 года. В этом году он также остается актуальным. Данное постановление действует не только на спецтехнику, но и на прицепы, легковые и грузовые автомобили, снегоходы и прочее. Размеры сборов являются различными и могут составлять от 10% за новую технику и до 200%, если ей уже более трех лет.

Правительством был принят утилизационный сбор на спецтехнику 2018, чтобы повысить конкурентоспособность местного производства и заместить импорт. Больше всего это затронуло дорожно-строительную технику и сельскохозяйственную. На рынке происходил спад спроса на отечественную продукцию из данной сферы и сбор должен был его повысить.

Таким образом, если дело касается новых изделий, не бывших в эксплуатации, то ситуация на рынке изменится незначительно, так как суммы вырастут всего на 5-10 процентов. Но для покупки б/у спецтехники все стало намного хуже, так как по различным подсчетам стоимость может вырасти в два раза, что сделает покупку нерациональной. Если приложить к данной ситуации значительное падение курса рубля за последнее время, то проблемы становятся более серьезным. По данным за прошлый год, доля импортной техники составила около 30%. В основном она поставлялась из Германии и Соединенных Штатов Америки. Но если рассматривать долю по тракторам, то в основном их поставляли из Белоруссии и Казахстана.

Закон постановление

Официальное постановление, которое было утверждено правительством на 1 января 2018 года, было принято еще 11 мая 2016 года. Это было постановление 401, которое освобождает технику от утилизационного сбора, если ее масса составляет менее 10 тонн. Если срок службы техники был менее трех лет, то минимальная сумма составляет 150 тысяч рублей взноса. Размер утилизационного сбора на спецтехнику 2018, при условии ее работы более трех лет, может доходить выше миллиона, в зависимости от массы и мощности силового агрегата. Таможенные органы в последствие получили дополнительное распоряжение, что с полуприцепов сбор не должен взыматься.

Преимущества

Несмотря на то, что нововведения поставили покупателей в сложную ситуацию, по мнению правительства это принесет ряд преимуществ в отрасль в целом:

  • В первую очередь, утилизационный сбор на спецтехнику 2016 сбавит интерес покупателей к зарубежной продукции и переключит внимание на отечественную, что приведет к ее большему развитию;
  • Уменьшит количество техники бывшей в употреблении, которая обладает небольшим остаточным ресурсом и требует утилизации в скором времени;
  • Снизит загрязнение окружающей среды;
  • Пополнит бюджет государства новыми поступлениями.

Недостатки

Но в большинстве случаев пользователи видят здесь недостатки. Среди основных из них такие как:

  • Повышение стоимости спецтехники зарубежного производства;
  • Требуется покупать теперь оборудование отечественного производства, что не обладает столь широким выбором и показателями качества, или новое зарубежное, которое дороже обходится;
  • Становится трудно обновлять парк спецтехники и развиваться в данной сфере.

Расчет и пример расчета утилизационного сбора

На данный момент базовой ставкой для сбора является 150 тысяч рублей. Здесь еще требуется учитывать коэффициента расчета, которые зависят от веса машины и мощности ее двигателя. К примеру, если рассчитывать утилизационный сбор в 2018 на спецтехнику, такую как зерноуборочный комбайн, мощность двигателя которого составляет 255-325 лошадиных сил, то помимо основной стоимости потребуется заплатить еще 975 тысяч рублей. Для техники помельче данный взнос будет не столь большим. Для трактора мощность до 220 лошадиных сил сумма достигает 450 тысяч рублей. В то же время для бульдозера в 30 тонн дополнительно придется вложить 1 200 000 рублей.

Сейчас на некоторых сайтах можно встретить таможенный калькулятор, который поможет вам максимально точно определить ставки утилизационного сбора на спецтехнику. Ведь они зависят от параметров самого оборудования, поэтому на основе главных данных можно рассчитать значение автоматически. Масса, объемы, мощность двигателя и прочие параметры учитываются по актуальным тарифам, что обеспечивает в итоге максимально достоверный результат. Естественно, что при прохождении таможни может учитываться больше нюансов, но сумма в итоге будет приблизительно одинаковой.

Таблица значений

Код идентификационный Виды и категории самоходных машин Коэффициент расчета
Новые машины Машины более 3 лет
Автогрейдеры
A 01 Автогрейдеры весом менее 10 тонн 3,2 8,5
A 02 Автогрейдеры весом выше 10 тонн, не превышая 14 тонн 4,2 11
A 03 Автогрейдеры весом выше 14, не превышая 17 тонн 6 16,2
A 04 Автогрейдеры весом выше 17 тонн 8 23,7
Бульдозеры
B 01 Бульдозеры весом менее 10 тонн 4 12
B 02 Бульдозеры весом выше 10 тонн, не превышая 24 тонн 7 35
B 03 Бульдозеры весом выше 24 тонн, не превышая 35 тонн 8,4 55
B 04 Бульдозеры весом выше 35 тонн, не превышая 50 тонн 10 70
B 05 Бульдозеры весом выше 50 тонн 15 100
Экскаваторы
C 01 Легкие (массой менее 17 тонн при мощности двигателя менее 170 л.с.) 4 17
C 02 Средние (весом выше 17 тонн и не более 32 тонн при мощности двигателя не более 250 л.с.) 6 25
C 3 Тяжелые (весом выше 32 тонн при мощности двигателя выше, чем 250 л.с.) 8 40,5
Перегружатели колесные
D 01 Легкие (весом менее 15 тонн при мощности до 100 л.с.) 2,5 76,6
D 02 Средние (весом выше 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 3,3 125,3
D 03 Средние (весом выше 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 4 125,3
D 04 Тяжелые (весом выше 22 тонн при мощности двигателя более 150 л.с.) 4,4 160,9

Заключение

С учетом того кто платит утилизационный сбор на спецтехнику, права покупателей стали более ограниченными, так как для покупки старых вещей потребуется значительно больше денег. В то же время, все это должно простимулировать перемены на рынке данной продукции. Частные лица здесь практически не затронуты, если не считать последующего повышения цен на готовую продукцию и строительные услуги за счет ввода сбора, влияющего на себестоимость используемой техники. Больше всего это отобразится на самих компаниях, которые закупают и используют спецтехнику.

Утилизационный сбор начал действовать в России недавно. В связи с этим у граждан возникает масса вопросов: как рассчитать сумму платежа, когда перечислять средства, кто обязан платить и т.д.

Суть сбора

Сбор представляет единовременный платеж в госбюджет, который обязаны вносить граждане при покупке транспортного средства. Норма принята в целях обеспечения безопасности экологической обстановки и охраны здоровья и жизни человека.

Обязанность по уплате сбора установлена Федеральным законом от 28.07.2012 №128 . В тексте документа сказано, что утильсбор нужно вносить за любое импортируемое или произведенное в РФ авто. Правительство составило полную характеристику групп и разновидностей транспортных средств, попадающих под новую норму.

Поступившие в бюджет средства в дальнейшем направляются на утилизацию автомобиля согласно действующим экологическим нормативам.

Кто обязан платить и кто контролирует

Для владельцев транспортных средств взнос является гарантией безвозмездной утилизации автомобиля. Зачисление денег в госбюджет контролируют органы государственной власти:

  • Федеральная таможенная служба – касаемо ввозимых на территорию страны автомобилей;
  • Федеральная налоговая служба – в отношении остальных транспортных средств, в т. ч. выпущенных в Российской Федерации.

Таким образом, сбор взимается только один раз за все время существования авто. Платеж вносит производитель (применимо в отношении российских автомобилей) или один из собственников.

Когда нужно платить

Чаще всего люди при покупке машины в России никакие сборы не уплачивают, так как за них это уже сделал производитель или один из предыдущих владельцев-импортеров (если приобретается авто б/у).

При покупке новой машины в салоне либо самоходного средства (например, квадроцикла) вывод об оплате средств можно сделать по присутствию пометки в ПТС. Об этом говорится пунктах 7-8, 12-18 Постановления №1291, а также пунктах 7-8, 13-20 Постановления №81.

Если утилизационный сбор никогда не уплачивался, нужно обратиться к специалистам налоговой инспекции по месту прописки для подачи расчета суммы платежа по установленной форме. Если машина ввозится из-за рубежа, расчет подается в таможенный орган (Постановления №1291 и №81).

Нужно учитывать то, что пометка о внесении утилизационного сбора отсутствует в ПТС, оформленных на колесные транспортные средства до начала осени 2012 года. На такие автомобили требование об уплате сбора не действует.

Освобождение от уплаты

Случаи, когда вносить средства не нужно, определены законодательством (пункт 6 статьи 24.1 ФЗ №89 , Письмо ФНС России №СД-4-3/5250@ , Постановление Правительства РФ №81):

  • транспортные средства импортируются на территорию РФ как индивидуальное имущество граждан, являющихся участниками государственной программы переселения в Россию соотечественников, живущих за границей, либо признанных в соответствии с законом беженцами или вынужденными переселенцами;
  • автомобиль выпущен более 30 лет назад и не эксплуатируется в коммерческих целях, имеет «родной» кузов, двигатель и раму, восстановлен или сохранен в изначальном состоянии (категории и виды определены российскими органами власти);
  • транспортные средства, не входящие в перечень разновидностей колесных ТС и прицепов к ним, утвержденный ;
  • транспортные средства, не входящие в Перечень разновидностей колесных ТС и прицепов к ним, утвержденный Постановлением №81 ;
  • прицепы к колесным ТС, выпущенные и поступившие в обращение до 10 октября 2016 года;
  • транспортные средства, находящиеся в собственности дипломатических и консульских представительств, международных организацией, а также сотрудников перечисленных учреждений и их родственников.

На бланке ПТС автомобилей, в отношении которых сбор не взимается, ставится пометка с основанием неуплаты (пункт 5 статьи 24.1 ФЗ №89 , Постановления № 1291 и №81).

Сумма сбора

Сумма платежа определяется по формуле:

УБ = БС * К, где

УБ – утилизационный сбор, БС – базовая ставка, К – коэффициент определения платежа в соответствии с перечнем сумм утильсбора, введенным Постановлением Правительства РФ №1291 .

Базовая ставка рассчитывается исходя из принадлежности транспортного средства к определенной группе:

  • легковые некоммерческие авто – 33 000 рублей;
  • используемые в коммерческих целях легковые и грузовые авто, а также автобусы – 150 000 рублей.

Расчетный коэффициент зависит от года производства транспортного средства и его характеристик:

  • габаритов;
  • объема двигателя;
  • массы.

Уплата при импорте авто

Сумму сбора рассчитывается как произведение базовой ставки и расчетного коэффициента, установленных Правительством РФ. Базовая ставка для легковых авто составляет 33 000 рублей, коэффициент для новых машин с моторами до 1 литра составляет 1,65.

Таким образом, если машина новая, владелец уплачивает:

33 000 * 1,65 = 54 450 руб.

Заплатить утильсбор, взимаемый таможней или налоговой, можно при помощи электронных платежных средств (терминалы, банкоматы), через интернет или в отделении банка. После внесения средств в таможенный орган или ИФНС подаются документы :

  • заполненный расчет сбора;
  • платежные квитанции.

В таможне после завершения процедуры оформления выдается ПТС, в котором будет стоять отметка об уплате утильсбора. Также владелец получает приходный ордер.

Последствия и возврат

Транспортное средство не может быть поставлено на учет без уплаты сбора . Даже если на руках будет иметься ПТС, автомобиль все равно будет расцениваться как не прошедший регистрацию в определенном законом порядке.

Ездить на таком авто можно только в течение 20 дней, т. е. согласно ПДД на протяжении срока действия транзитного номера. Далее автовладельцу грозит административная ответственность: за управление незарегистрированным ТС накладывается штраф до 800 рублей . При вторичном нарушении водитель лишается прав на срок до трех месяцев .

Если на протяжении трех лет после оплаты сбора и внесения соответствующей записи в ПТС выявлен факт неуплаты или оплаты неполной суммы, таможенная служба в течение 10 дней с момента обнаружения направляет плательщику уведомление о необходимости перечисления средств. В уведомлении обязательно указываются основания для доначисления.

Если деньги не уплачиваются в течение 20 дней с момента получения извещения от таможни, доначисленная сумма платежа взыскивается через суд.

Случаи ошибочного перечисления средств, например, когда сбор уже уплачивался прежним автовладельцем, встречаются редко, но, тем не менее, возникают. В данной ситуации нужно обратиться в учреждение, принявшее платеж:

  • налоговую инспекцию (если машина произведена в России);
  • таможню (авто ввезено из другой страны).

Деньги можно вернуть на основании поданного заявления . Бланк заявления на возврат излишне выплаченных средств в отношении колесных ТС можно получить у сотрудников налоговой и таможенной службы. Вместе с заявлением подаются:

  • паспорт заявителя (оригинал, ксерокопии основных страниц);
  • паспорт ТС (оригинал, ксерокопия);
  • квитанция об уплате средств (приходно-кассовый ордер, платежное поручение);
  • бумага, подтверждающая ошибочность взыскания платежа.

Решение о возврате денег или об отказе в возмещении принимается органом исполнительной власти в течение 30 дней.

Сроки обращения за оформлением возврата составляют три года со дня осуществления перевода. Деньги возмещаются посредством банковского перевода на лицевой счет заявителя.

На что обратить внимание

При покупке автомобиля нужно внимательно изучить ПТС . Пометка об уплате взноса заносится в раздел «особые отметки». Отсутствие записи возможно в следующих случаях :

  • документ на отечественное авто выдан до 1 сентября 2012 года либо ввоз машины из-за границы осуществлен до указанной даты (обязанность по уплате сбора на такие ТС не распространяется);
  • иностранный автомобиль куплен за границей и в дальнейшем самостоятельно ввезен в Россию.

Обязанность по внесению платежа несет покупатель как лицо, осуществившее ввоз машины на территорию РФ.

При покупке нужно обратить внимание на то, что в ПТС на авто, в отношении которого средства не взимаются, также должна стоять пометка. Она содержит основания для освобождения от сбора .

Если паспорт на отечественный автомобиль был оформлен в период с начала осени 2012 года и до конца 2013 года, в документе вместо пометки об уплате может стоять другая запись – о возложении обязанностей по утилизации .

При этом нужно удостовериться, что на момент оформления ПТС компания-производитель не была исключена из реестра предприятий, принявших обязанность по утилизации своей продукции. С этой информацией можно ознакомиться на официальном сайте Министерства промышленности и торговли РФ http://minpromtorg.gov.ru/ . Особое внимание необходимо уделить графе «дата исключения из реестра».

Отсутствие в ПТС отметки о внесении платежа без законных оснований может говорить только об одном: прежний собственник как-то избежал прохождения процедуры (скорее всего незаконным путем). Это означает, что обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя. В таком случае можно либо отказаться от совершения сделки, либо попробовать уменьшить цену на авто.

Если в ПТС стоит пометка с освобождением от уплаты, нужно самостоятельно посчитать сумму платежа и сделать перечисление.

О том, что такое утилизационный сбор, для чего он был введен, кто его уплачивает, а кто от уплаты освобожден, мы рассказывали в нашей . О том, как рассчитать утилизационный сбор, расскажем в этом материале.

Утилизационный сбор: калькулятор

Алгоритм калькулятора утилизационного сбора в России в отношении конкретного транспортного средства, самоходной машины или прицепов к ним можно представить в виде формулы:

УС = БС * К

где УС - размер утилизационного сбора;

БС - базовая ставка;

К — коэффициент расчета размера утилизационного сбора.

Величина базовой ставки составляет:

20 000 рублей в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории M 1 , в т.ч. повышенной проходимости категории G, а также в отношении специальных и специализированных транспортных средств указанной категории (такие виды транспортных средств приведены в Разделе I Перечня колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291;

150 000 рублей в отношении иных транспортных средств и прицепов к ним, приведенных в Перечне колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, а также в отношении самоходных машин, перечисленных в Перечне , утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81.

Коэффициенты расчета размера утилизационного сбора зависят от вида и категории транспортного средства или самоходной машины, а также от их возраста и приведены:

  • в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним - в Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291;
  • в отношении самоходных машин и прицепов к ним - в Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81.

Обращаем внимание, что расчет утилизационного сбора для физических лиц аналогичен порядку расчета утилизационного сбора для юридических лиц. Но коэффициенты расчета размера утилизационного сбора могут отличаться.

Расчет утилизационного сбора 2018: примеры

Покажем на примерах, как рассчитывается утилизационный сбор.

Вид, категория транспортного средства, самоходной машины, прицепа Базовая ставка, руб. Коэффициент расчета размера утилизационного сбора Сумма утилизационного сбора, руб.
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой (произведенные на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска) 20 000 1,42 28 400
(20 000 * 1,42)
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см (с даты выпуска прошло более 3 лет) 15,69 313 800
(20 000 * 15,69)
Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (произведенные на базе шасси транспортных средств 2018 года выпуска) 150 000 2,79 418 500
(150 000 * 2,79)
Полуприцепы (с даты выпуска прошло более 3 лет) 8,05 1 207 500
(150 000 * 8,05)
Новые бульдозеры массой не более 10 тонн 10 1 500 000
(150 000 * 10)
Квадроциклы с объемом двигателя не более 299 куб. см (с даты выпуска прошло более 3 лет) 0,7 105 000
(150 000 * 0,7)
Новые комбайны кормоуборочные мощностью силовой установки не более 295 л.с. 5 750 000
(150 000 * 5)

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png