Современный ритм жизни диктует необходимость постоянного движения. Чтобы все успевать - надо много двигаться. Без автомобиля в этой спешке просто не обойтись, ведь надо вовремя приезжать на работу, покупать продукты в супермаркете, забирать детей из садика… Но что делать, если вы не прирожденный автомобилист? Если вас пугают ускорения, перестроения, парковка? вождения автомобиля? В этом материале мы хотели бы дать вам несколько полезных советов о том, как преодолеть неуверенность за рулем.

Автомобиль по поводу и без

Прежде всего, необходима практика вождения. Без нее просто никуда. Профессиональные водители рекомендуют садиться за руль каждый раз, когда вы хотите куда-либо съездить. Помните, как героиня известного фильма произнесла крылатую фразу: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» Так вот: вы должны, как «не наш человек», ездить на машине и в булочную, и в супермаркет, и в садик - словом, даже туда, куда вы могли просто пройтись. Так вы быстрее освоитесь за рулем, а страх постепенно уйдет.

Инструктор не нужен

Как правило, лица, желающие научиться ездить на автомобиле, нанимают инструктора (либо в его роли выступает супруг, реже супруга). Крепкими нервами и должной выдержкой такой учитель редко обладает, заставляя еще больше нервничать и путать педали. Поэтому лучше отказаться от таких нервных и критикующих наставников. Как преодолеть страх вождения автомобиля - вы сами сможете разобраться.

Если вы едете на машине впервые, выберите время с наименее интенсивным движением. Лучше всего, чтобы это была суббота или утро воскресенья. Перед поездкой хорошо выспитесь. За рулем вы должны быть бодрым и отдохнувшим. Усталость ни в коем случае не должна отвлекать вас от поездки. В выходные дни улицы будут наименее загружены, а значит, вы сможете неоднократно проехать по сложным, на ваш взгляд, участкам дороги. В следующий раз даже при условии более интенсивного движения вы уже не будете испытывать прежнего страха. Но при этом не преувеличивайте свои силы и не выезжайте ночью или в условиях пониженной видимости.

И снова практика

В идеале перед тем как самостоятельно сесть за руль, лучше пройти краткие курсы вождения автомобиля. Но даже в этом случае ваша поездка должна проходить в условиях хорошего освещения и сухого дорожного покрытия. Обычно вождение машины у новичков сопряжено с невероятным психологическим давлением. Не исключено, что уже после первой поездки вы поддадитесь панике и второй раз за руль не сядете. Но не опускайте руки. Подобное бывает у многих начинающих водителей.

Причина этого в том, что вы пока еще не слишком уверены в своих силах. Пройдет совсем немного времени, и вы сами будете рассказывать другим о том, вождения начнет доставлять вам невероятное удовольствие. Конечно, в первое время раскованно вы себя чувствовать не будете. Яркие впечатления вам будет доставлять то, на что опытные водители давно перестали обращать внимание. Внимательно следите за своим психологическим состоянием. Если вы устали, перенапряжены - остановитесь и отдохните. А в случае, если автомобиль заглох, и вам сигналят сзади, не нервничайте. Спокойно старайтесь завести машину. Можно много говорить о том, как преодолеть страх вождения автомобиля. Лучший способ здесь - это постоянная и еще раз практика.

Почему люди боятся садиться за руль автомобиля. Что вызывает страх вождения и в каких видах он проявляется. Эффективные способы справиться с боязнью водить авто и стать уверенным водителем.

Содержание статьи:

Страх водить машину - это чувство, которое мешает довольно большому количеству людей присоединиться к многомиллионной армии автолюбителей. Есть статистические данные, подтверждающие, что немало индивидов по этой причине так и не садится за руль даже после окончания курсов вождения. Давайте рассмотрим, почему они отказываются от такой необходимой сегодня свободы передвижения и есть ли у них шансы изменить свою точку зрения.

Причины возникновения страха водить машину


Если рассматривать страх как понятие, то эта базовая эмоция несет в себе очень важную функцию. Она сигнализирует об опасности и запускает механизм цепной реакции самосохранения: мозг, получив тревожный сигнал, активизирует выработку надпочечниками гормонов стресса - адреналина и норадреналина, которые и «встряхивают» весь организм.

Далее происходит внешнее реагирование на ситуацию, которое может проявляться по-разному: кто-то поспешно ретируется, кто-то замирает, кто-то начинает паниковать, а кто-то подавляет свой страх и действует дальше. Конечно, если это страх водить машину, то любой из перечисленных методов реакции может привести к фатальному исходу, но предпочтительным все же считаются активные действия.

Рассматривая возможные причины возникновения страха перед вождением, будет совершенно естественным предположить, что больше поводов бояться автомобиля будет у новичков.

Во-первых, они еще не имеют соответствующих знаний и опыта по сравнению с бывалыми водителями. Поэтому реакция на разнообразные дорожные ситуации у них будет не всегда быстрой и правильной.

Во-вторых, в начале своей водительской карьеры на новичка обрушивается огромное количество новой информации при минимуме времени на принятие решения. То есть там, где начинающий водитель еще думает, его опытный «коллега» делает на уровне рефлексов.

Таким образом, почва для возникновения боязни вождения у новичка благодатная. Однако опыт показывает, что и водители с многолетним стажем также могут испытывать страх перед своим уже знакомым железным другом. Чаще всего - после определенного негативного происшествия (аварии).

Основными предрасполагающими факторами для развития страха вождения являются:

  • Собственный неудачный опыт вождения;
  • Негативный опыт других, услышанный от родных, близких, знакомых или увиденный в реальности, в СМИ;
  • Некорректное поведение инструктора по вождению;
  • Сильная привязка к материальным ценностям;
  • Чрезмерное чувство ответственности к своей жизни и жизни других.

Важно! Страху вождения, как и многим другим фобиям, чаще всего подвержены мнительные, неуверенные в себе, склонные к тревожности люди. Поэтому он не всегда имеет рациональное объяснение и реальную «почву».

Разновидности страха вождения автомобиля

В действительности страх ездить на машине - только «верхушка айсберга». Внутри него прячутся истинные переживания, которые мешают человеку найти общий язык с автомобилем. Исходя из этого, выделяют несколько основных видов страхов, которые и формируют чувство боязни управлять машиной.

Страх попасть в аварийную ситуацию


Страх дорожно-транспортного происшествия - лидер списка фобий, которые не позволяют человеку сполна насладиться всеми преимуществами вождения автомобиля. При этом одни переживают, как бы не покалечиться или не лишиться жизни самому, другие опасаются за жизнь своих пассажиров или пешеходов. Есть категория людей (в основном женская), которые панически боятся сбить на дороге животное.

Подпитывать природное чувство страха умереть могут яркие картинки, которые рисует бурное воображение мнительных людей. Подкидывают масла в огонь и зрелищные ролики в интернете, сюжеты в новостях и телепередачах, статьи в газетах, эмоциональные рассказы других. Конечно, не может не сказаться и собственная травма - увиденная или пережитая авария, смерть или увечье близкого человека в результате ДТП.

Примечательно, что боязнь аварии является не только самой распространенной причиной страха вождения, но и самой сильной - полностью преодолеть страх смерти не могут даже самые опытные водители. Не говоря уже о начинающих автолюбителях и тех, кто только планирует ими стать. Поэтому часть из них даже не пытается найти способ, как перебороть страх водить машину, оставаясь в пассивной роли пассажира.

Страх материального ущерба


Боязнь потерять имущество - еще один из распространенных факторов, которые мешают человеку спокойно чувствовать себя за рулем машины. Сам по себе автомобиль - вещь не дешевая, траты на которую не ограничиваются только покупкой. Эксплуатация транспортного средства также требует немалых материальных затрат, не говоря уже о капитальных ремонтах. Тем более после аварий, да еще и не своего автомобиля, если виновником ДТП окажетесь вы.

Такие ситуативные комбинации в мозге практичного человека могут вырисовывать значительные суммы возможного ущерба, из-за чего он так и не решается овладеть навыками вождения. Есть другой вариант интерпретации боязни материальных потерь, связанных с вождением авто, когда повышенное чувство ответственности не позволяет садиться за руль чужого авто.

В принципе страх материального ущерба и страх смерти можно назвать двумя сторонами одной медали, поскольку они имеют одно общее понятие - потеря, убытки. Поэтому они в той или иной степени присущи всем автолюбителям.

Страх утраты контроля


Немало людей не решается управлять автомобилем из-за страха не справиться с ним в какой-то определенной ситуации. Кто-то боится заглохнуть на перекрестке или оживленной трассе, кого-то пугают встречный транспорт и пешеходы, переходящие дорогу.

Есть люди, которые боятся растеряться в автомобильном потоке или не справиться с управлением во время непогоды (ливня, снегопада, гололеда). Многих отталкивает от самостоятельного вождения перспектива внезапной поломки авто.

При этом одних пугает собственная беспомощность, а других - нежелание выглядеть глупо или нелепо в глазах других (попутчиков, водителей других авто, пешеходов и т.д.). В последнем случае бояться чьего-то осуждения или насмешки действительно глупо, поскольку водителями не рождаются - ими становятся. Абсолютно все когда-то были новичками в вождении и совершали ошибки.

Чаще всего в основе такой боязни лежит отсутствие навыков вождения и чувства габаритов автомобиля, а также достаточных знаний о его устройстве. Поэтому самым лучшим способом побороть страх водить машину в этом случае будет практика и время.

Боязнь автомобиля как такового


Есть люди, которые боятся машину в принципе, отождествляя ее с живым агрессивным существом. Они наделяют железного зверя неуправляемым характером, подчинить который человеку не под силу. И именно страх перед этим неуправляемым «чудовищем» делает невозможным содружество человека и авто априори. По мнению людей с таким убеждением, в отношениях «человек-машина» главным является автомобиль.

Такая фобия относится к иррациональным, поскольку все мы знаем, что авто - это механизм, который создан человеком и им же управляется. Хотя большинство владельцев не отрицает тот факт, что их авто имеют свой характер. Но, скорее, капризный, чем агрессивный.

Важно! Очень редко препятствием для спокойного вождения автомобилем выступает только один из вышеперечисленных видов страха. Чаще они идут в комплексе, разбиваясь по значимости.

Способы преодоления страха вождения


Практика показывает, что опытному водителю преодолеть возникнувшие «по поводу» страхи гораздо легче, чем новичку, у которого эти страхи, по большому счету, только «в проекте». Но есть несколько проверенных способов, как свести эти переживания до минимума и найти взаимопонимание со своим авто.

Самые эффективные методы, как избавиться от страха водить машину:

  1. Определенность целей . Прежде чем вступать в борьбу со своим страхом за право свободного вождения, разберитесь со своей мотивацией. Если вы хотите водить машину только потому, что этого хотят или требуют другие (родители, супруг или супруга, близкий человек, работодатель), или просто из желания быть не хуже других, задумайтесь над необходимостью таких мероприятий. В действительности вы либо еще не готовы для управления авто, либо вам это вообще не нужно. Если же ваши цели имеют четкую конкретику (получить хорошую работу, имея права, расширить сферу путешествий, получить независимость и комфортность перемещения и т.д.), шансов перебороть свою фобию и осуществить задуманное гораздо больше.
  2. Практика, практика и еще раз практика . Вождение - это навык, который вырабатывается со временем. Помните, что еще не родился тот человек, который смог бы сразу освоить все тонкости вождения до автоматизма и одновременно контролировать ситуацию на дороге, дорожные знаки, приборы, переключение скоростей и действия педалями. Все это осваивается постепенно, шаг за шагом. Таким образом, чем больше времени вы потратите на освоение этих навыков, тем быстрее почувствуете уверенность за рулем. А значит, у вашего страха будет меньше пищи для роста. Главный совет - будьте настойчивыми и последовательными. Начинайте с автодрома, затем переходите на пригородные трассы. После того как вы почувствуете в себе уверенность расширять ареалы своих возможностей, выезжайте на освоение вечерних малооживленных городских дорог. И только после этого можно пробовать нырять в дневную суету городских автомобильных потоков.
  3. Теоретическая подготовка . Чтобы не растеряться посреди дороги из-за поломки авто, учите его строение и основные возможные неполадки. Знание механики автомобиля - верный способ стать увереннее в обращении с ним. Если вы будете знать и понимать, что и как происходит после того или иного вашего движения или манипуляции, то и поводов нервничать у вас будет намного меньше. Конечно, знания автомеханика дано освоить не всем, но вот самые часто встречающиеся ситуации запомнить можно. Не забывайте правило: «Осведомлен - значит, вооружен». Поэтому изучите самые распространенные для новичков проблемы: трогание с места, торможение, соблюдение дистанции, рядности, ощущение габаритов авто, движение в потоке с другой скоростью и т.п. Не игнорируйте необходимость знания правил дорожного движения. Постарайтесь не просто запомнить их механически, а понять логику этих инструкций. Несмотря на то, что многие уверяют в их бесполезности в условиях городских джунглей, эти правила спасли многие жизни и спасут не меньше. Не ленитесь изучать и запоминать маршруты - это придаст вам большей уверенности на дороге.
  4. Помощь опытного водителя . Если вы хотите подружиться со своим автомобилем, но все еще чувствуете в себе неуверенность во время вождения, не стесняйтесь привлекать к поездкам более опытного в этом деле человека. Во-первых, он сможет подсказать правильное решение в трудной для вас ситуации. Во-вторых, даже ощущение того, что вы в авто не одни - уже придает уверенности. Только выбирайте на роль штурмана человека, который не только имеет опыт вождения, но и отличается спокойным, терпеливым характером. Поскольку известны случаи, когда нервный взрывной «инструктор» надолго отбивал желание садиться за руль.
  5. Дополнительные курсы вождения . Если в вашем окружении нет надежного опытного «второго» водителя или вы настроены именно на профессиональную помощь - запишитесь на курсы экстремального или контраварийного вождения. Можно также просто договориться с инструктором о дополнительных уроках вождения. Чем больше нюансов поведения за рулем в нестандартных ситуациях вы будете знать, тем меньше будет поводов для волнений.
  6. «Маркировка» . Для тех, кто только осваивает навыки вождения, есть специальный знак «Начинающий водитель». Для неуверенных в себе девушек-водителей есть знак «Туфелька». Установите такой знак в своем авто - и остальные водители будут более внимательными и терпеливыми по отношению к вам.
Как избавиться от страха водить машину - смотрите на видео:


Страх вождения авто - не редкость. Его испытывают многие начинающие водители и даже некоторые опытные автолюбители. Но далеко не все из них разрешают этому страху лишать себя удовольствия от вождения. Поэтому, если вы боитесь водить машину, найдите причину своего страха и смело устраняйте эту помеху на пути к свободе передвижения.

Статья о том, как преодолеть страх вождения. Автофобия – что это такое, чего конкретно вы боитесь, и как с этим справляться. Практические советы психологов и упражнения дыхательной ауторегуляции.

Реалии современного мира диктуют новые условия жизни для людей. Сегодня все реже можно встретить жителя мегаполиса, который не имеет своего автомобиля.

Но как влиться в этот мощный поток стройных рядов? Как перебороть в себе страх вождения, нажать на педаль и наконец-таки поехать навстречу ветру? Попробуем разобраться в этой тонкой психологической проблеме.

Причины паники за рулем

Страх – это чувство, которое вырабатывается инстинктом самосохранения. Когда человек видит и осознает опасность, в его кровь выбрасываются гормоны адреналина, которые воздействуют на его общее состояние.

У некоторых людей страх проявляется в чрезмерно возбужденном состоянии, другие же наоборот, испытывают пониженную эмоциональность, у них значительно снижается реакция. Согласитесь, это довольно опасно на дороге, поэтому с такого рода страхами можно и нужно бороться.

Чего боимся

Для того, чтобы победить страх, нужно посмотреть ему в глаза. Чего именно вы боитесь?

  1. Боязнь потерять управление . Часто люди, а в особенности женщины, испытывают страх потерять контроль над автомобилем. Им кажется, что машина – это зверь, который может перестать слушаться своего водителя и поведет себя непредсказуемо. Для преодоления такого чувства нужно тщательно изучить механизм работы автомобиля и убедиться, что это всего лишь машина, которая находится под ВАШИМ управлением.
  2. Боязнь совершения ДТП . Это абсолютно нормальное чувство, которое наблюдается не только у новичков, но и у бывалых шоферов. Чтобы почувствовать себя более уверенно на дороге, нужно больше практиковаться. Если езда на автомобиле доставляет вам удовольствие, то уже через несколько месяцев приятные эмоции перекроют негативные, страх перед вождением машины постепенно исчезнет.
  3. Страх повредить свое или чужое авто. Боязнь потерпеть материальные убытки – это тоже абсолютно нормальная ситуация. Ведь вы, возможно, копили на машину не один месяц и причинение ущерба совсем не входило в ваши планы. Если вы впервые садитесь за руль, приобретите дешевую подержанную машину. В случае царапин и других мелких повреждений ее будет не так жалко. И еще, сразу оформляйте страховку. В случае непредвиденных ситуаций, выплаты покроют стоимость ремонта.
  4. Боязнь причинения вреда людям – пешеходам и пассажирам. Это действительно острое чувство, справиться с которым вам поможет практика и полный контроль над ситуацией. Не отвлекайтесь на дороге, учитесь прогнозировать ситуацию, соблюдайте дистанцию и ПДД. Если вы подъезжаете к пешеходному переходу, сбавьте скорость, даже если на нем никого нет.

Как преодолеть страх вождения автомобиля

  1. Неукоснительно соблюдайте правила дорожного движения. В этом случае риск попасть в ДТП значительно снижается.
  2. Будьте уверены в себе и своих действиях. Постарайтесь настроиться на позитивную волну, почувствуйте, что это новый этап вашей жизни, который вы непременно преодолеете.
  3. Посмотрите вокруг . На дороге тысячи, миллионы людей. Все они разные. Неужели вы глупее или слабее их? Конечно же нет. Каждый, кто сейчас водит машину, когда-то начинал и ошибался. И у вас все получится.

Дыхательная ауторегуляция

Когда человек спокоен, его дыхание ровное, ритмичное, медленное и глубокое. Когда же наступает стрессовая ситуация, дыхание учащается, становится быстрым и прерывистым. Но этот принцип действует и в обратном направлении.

Если вы усилием воли начнете дышать глубоко и медленно, то ваше эмоциональное состояние постепенно придет в норму.

Для регуляции дыхания есть один проверенный способ. Вдох должен быть максимально глубоким, а выдох медленным. Вдыхать воздух нужно через нос, а выдыхать через рот. Спина должна быть прямой и ровной.

Также можно снять мышечное напряжение:

  • пожать плечами;
  • покрутить головой;
  • немного расслабить мышцы лица – покорчить разные гримасы.

Чтобы не потерять контроль над дорогой при вождении, для выполнения дыхательных упражнений нужно остановиться у обочины на некоторое время.

Практика

Если говорить по факту, то окончательно побороть страх вождения поможет только достаточный опыт и постоянная практика. Она осуществляется в несколько этапов:

  1. Педально-рулевые тренажеры . Эти симуляторы позволяют ознакомиться с первичными навыками вождения и избавиться от комплексов и скованности. Уже после нескольких часов работы на тренажере новичок адаптируется к водительскому месту, приобретает начальную сноровку в работе с педалями, рулем и коробкой передач. Это отличное подспорье для тех, кто не можете даже сесть за руль и тронуться с места. Симулятор поможет также адаптироваться и в сложных ситуациях – в час пик, ночное время или опасных погодных условиях. После таких тренировок сесть за руль настоящего автомобиля будет намного легче.
  2. Автодром . Это специальный полигон, который предназначен для учебной езды. Он оснащен условными дорожками, боксом и другими элементами для тренировки. Для сдачи экзамена вам понадобится выполнить ряд заданий. Все это позволяет приобрести уверенность и навыки, чтобы ездить по городским улицам.
  3. Езда в городе . Поначалу с вами будет инструктор, который поможет вам ориентироваться среди большого потока машин. Он будет давать советы и рекомендации.

Даже после того, как вы получите права, нужно постоянно практиковаться и стараться не выезжать на слишком оживленные улицы и магистрали.

По мере того, как ваши действия будут становиться автоматическими, уверенность в себе и собственных силах будет расти с каждым днем. И уже через несколько месяцев вы не вспомните о своих фобиях.

  1. Перед тем, как сесть за руль вспомните, как вы мечтали водить машину, вспомните, для чего вам это нужно. Сконцентрируйтесь, будьте предельно внимательны и осторожны. Настройтесь на позитив – ваша мечта сбывается!
  2. Для успокоения можно наклеить на заднее стекло автомобиля значок «У». Это подскажет другим участникам дорожного движения, что за рулем начинающий водитель. Они будут помогать, пропускать и менее остро реагировать на ваши ошибки. Конечно, это относится не ко всем участникам движения, но большинство водителей все-таки лояльны, особенно к женщине. Ведь все когда-то учились и начинали с нуля.
  3. Не обращайте внимание на ругающихся и неадекватных водителей. Ели вы соблюдаете ПДД, правда на вашей стороне. Не поддавайтесь на провокации.
  4. Чтобы добраться до дома или работы, выбирайте путь с меньшим потоком машин. Старайтесь поначалу не выезжать в дорогу в час пик. Если предстоит междугородний переезд, предварительно изучите дорогу с помощью навигатора.

Водить автомобиль совсем не сложно. Со временем придет опыт, который доведет ваши действия до автоматизма. Вы уже не будете испытывать страх вождения, езда на автомобиле будет такой же простой и элементарной, как ходьба или езда на велосипеде.

Видео: Говорит психолог

Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх

Берегись автомобиля?

Стать «вечным пассажиром» или преодолеть страх вождения ? Теперь у вас есть выбор.

Она умоляла 19-летнего внука не садиться за руль нового мотоцикла - у того барахлило заднее колесо. Воображение рисовало ей всякие ужасы, а память как назло подкидывала картинки с разных ДТП, когда-то увиденных по ТВ. Сердце ныло, и она попросила внука проверить новый мотоцикл в сервисе, прежде чем обкатывать. Однако горячая кровь парня бурлила и требовала адреналина. Наскоро успокоив заботливую бабулю, он оседлал свою «обновку» и укатил в ночь. Эта ночь стоила ему ноги.

Бабушка - известная актриса Галина Польских - никогда не забудет то утро, когда ей сообщили, что внук в реанимации. И, наверное, никогда не простит себя за то, что не удержала его, несмотря на свои нехорошие предчувствия. Ее внук Филипп гонял на новом мотоцикле всю ночь, а под утро, уже возвращаясь домой, не справился с управлением и на большой скорости врезался в отбойник. Сейчас, два года спустя, он уже практически привык к протезу и заново осваивает мотоцикл. Смелости этому парню не занимать, чего не скажешь о людях, у которых один вид машины или мотоцикла вызывает неконтролируемый приступ ужаса - страха перед вождением.

Страх и ужас на колесах


Отцу моего друга когда-то в юности цыганка нагадала смерть от автомобиля. Страх водить машину победил, несмотря на то, что он вырос в семье профессионального шофера. За руль он так и не сел, до конца жизни проездив на велосипеде. До конца жизни в буквальном смысле: его сбил грузовик, когда он на своем велосипеде ехал в магазин за хлебом. Предсказание мистическим образом сбылось, однако эта трагическая гибель стала результатом рокового стечения обстоятельств, не имеющего никакого отношения к вождению.

Цыганки в наше время перепрофилировались и предсказывают лишь прибыль и удачу, за такие предсказания лучше «ручку золотят». И смертью от автомобиля уже никого не отпугивают от баранки. Однако, несмотря на ежегодно растущее количество автомобилистов, число тех, кто испытывает страх перед вождением автомобиля и не решается сесть в водительское кресло, не уменьшается.

Актриса Марина Александрова столкнулась со страхом вождения, сев за руль своего первого автомобиля. «Я до сих пор волнуюсь, когда сажусь за руль. Каждый день как экзамен», - сказала она в одном из интервью после покупки машины. Сейчас она довольно уверенно водит, но перестала ли она бояться? Избавилась ли от страха вождения автомобиля?

Звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова вполне уверенно водила машину до тех пор, пока не попала в серьезную аварию. Сейчас актриса ездит с водителем, преодолеть страх вождения у нее пока не получается…

Сотни подобных историй о страхе перед вождением можно найти на сайтах автолюбителей из серии «за рулем», «автоледи», «автошкола онлайн» и т. д. «Муж называет женщин за рулем мартышками, а потом удивляется, почему я боюсь водить…», «Когда сажусь за руль, ноги становятся ватными, а во рту пересыхает; страшно, даже когда инструктор рядом», «Завожу двигатель, а сердце у самой бьется так, как будто сейчас из груди выскочит», «Права у меня уже несколько лет, но реального опыта вождения, может, с месяц наберется. Неудобно признаваться, но… просто тупо страшно», «Каждый урок вождения заканчивается истерикой, наверное, брошу это дело». Грустные истории побежденных страхом водить машину.

Да что там истории из интернета, я сама из этой невидимой миру армии «боящихся»! Водить всегда было страшновато, а после аварии страх перед вождением стал просто неконтролируемым. И как тут побороть страх вождения автомобиля? В итоге машина осталась ржаветь в гараже, а я начала превозносить перед знакомыми автомобилистами преимущества общественного транспорта.

Попытки преодолеть себя были неудачными до тех пор, пока я не узнала психологию вождения, то есть откуда «растут ноги» у этого страха.

Запах зрительного страха

Ведь что такое автомобиль? Как говорят на всех без исключения курсах вождения, «транспортное средство - это источник повышенной опасности». Напряженное движение, безбашенные мотоциклисты, скользкая дорога после дождя, наглые лихачи с купленными правами, перебегающие дорогу пешеходы, не знающие прав «гастарбайтеры» на старых «ГАЗельках», собственная неопытность и боязнь впасть в ступор в нештатной ситуации - тут есть от чего поддаться панике. А тут еще СМИ с завидной регулярностью тиражируют информацию о ДТП, часто страшных и кровавых. При этом журналисты и блогеры в погоне за читаемостью и рейтингами не брезгуют ничем, публикуя шокирующие фотографии с мест аварий. Как тут перебороть страх перед вождением автомобиля?

Впечатлительным и эмоциональным людям достаточно прочитать одну такую заметку, и воображение начинает услужливо рисовать страшные картинки, зачастую подначивая примерить ситуацию на себя и своих близких… Что говорится на тренинге «Системно-векторная психология» о страхе вождения автомобиля, кто ему больше подвержен? Подобная впечатлительность - удел людей со , которым свойственна самая интенсивная эмоциональная амплитуда. Только способен практически мгновенно «упасть» из счастья в отчаяние или, например, скакнуть из меланхолии в эйфорию. Как говорила одна моя коллега: «Ты то плачешь, то смеешься - сходи щитовидку проверь».

В случае со зрительным вектором щитовидная железа ни при чем. Сам по себе эмоционально насыщенный вектор в случае стрессов, фрустрации или неразвитости способен сделать своего обладателя по-настоящему истеричным без каких-либо нарушений эндокринной системы.

Чтобы перебороть страх перед вождением автомобиля, как и проявления любого другого страха, нужно понимать особенности зрительного вектора. Страх - одна из самых сильных зрительных эмоций. В любом проблемном состоянии вектора он может превратиться в навязчивое состояние. «Запах страха» инспирирован зрительниками. Когда они боятся, их состояние ощущается окружающими чуть ли не на физическом уровне.

Кстати, на эту тему немецкими учеными в 2009 году в Университете Генриха Гейне (Дюссельдорф) было проведено целое научное исследование. Основой исследования стал простой эксперимент: участникам давали понюхать специальные подушечки с образцами пота студентов. Один комплект - с потом студентов, собранным перед сложным экзаменом, второй комплект - с потом студентов из спортзала. Добровольцы, рискнувшие понюхать, разницы между запахами не почувствовали. Однако томограф, который в это время обследовал их мозг, зафиксировал, что «предэкзаменационные» подушечки вызвали повышенную активность участков мозга, отвечающих за эмоции, и в частности за сочувствие и сопереживание. Это реальный факт, зафиксированный документально.

В состоянии страха, в том числе страха перед вождением автомобиля, организм человека вырабатывает особые феромоны, которые транслируют его состояние в окружающий мир. У зрительника эти феромоны самые «кричащие». Такова природа зрительного вектора, обусловленная его архетипичной ролью - в древности люди со зрительным вектором охраняли человеческую стаю, раньше всех замечая опасность и своим сильным испугом передавая мгновенный сигнал опасности остальным.

И именно у зрительников самый сильный страх смерти, ведь даже успев предупредить стаю о надвигающейся опасности, большинство древних охранников не успевали спастись и погибали в пасти хищников или первыми попадали под смертельные удары врагов.

Глубоко укоренившийся в обладателях зрительного вектора страх смерти чаще всего проявляется через различные фобии и навязчивые страхи, в том числе через страх вождения автомобиля. Ведь за рулем постоянно существует риск сбить кого-то, попасть в аварию, погибнуть самому или ненамеренно погубить своих пассажиров. И даже если вероятность этого риска меньше тысячной доли процента, для многих зрительников страх вождения автомобиля вполне реален, практически осязаем.

Такая вот особая психология вождения: если, садясь за руль, вы чувствуете панику, у вас налицо один или несколько симптомов страха, которые вы не в силах преодолеть (влажные ладони, слабость в ногах, частое сердцебиение, усиленное потоотделение, холод в груди и прочее), то вас можно поздравить - скорее всего, вы обладатель зрительного вектора! Здесь есть чему порадоваться, ведь именно зрительники дают миру самых тонко чувствующих, эмоционально чувствительных людей, которых неумолимо тянет к прекрасному: артистов, ценителей искусства, людей с горячими сердцами, способными к сопереживанию, любви и милосердию.


Однако склонность к страхам, пугливость, склонность к панике - это, увы, тоже неотъемлемая сторона зрительного вектора, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. Эмоциональная палитра зрительника начинается (но этим не заканчивается) с самой яркой краски, которой, безусловно, является страх. И чем менее развит вектор, чем больше стрессов и напряжения в жизни зрительника, чем сложнее и горше было его детство, тем больше у него шансов заполучить себе какой-нибудь навязчивый страх, а то и несколько…

Выпавшая на нашу долю фобия, заставляющая постоянно думать о том, как преодолеть страх вождения автомобиля, способна сильно осложнить жизнь. Особенно в тех случаях, когда автомобиль является важной составляющей этой жизни. Есть ли выход из этой ситуации? Как применить знания психологии для вождения автомобиля?

Как перестать беспокоиться и начать водить

На сайтах автолюбителей «матерые водилы» часто дают советы боязливым новичкам, которые испытывают «естественный» страх перед вождением. Все эти советы можно условно свести всего к нескольким стандартным рекомендациям, как побороть страх вождения автомобиля:

    Больше занятий с инструктором - рядом с опытным водителем (да еще и с дополнительным комплектом педалей у него под ногами) страх становится меньше.

    Купите машину побольше и помощнее с полным комплектом подушек безопасности и прочих прибамбасов, максимально гарантирующих выживание, «если, не дай бог, что».

    Больше ездить самому, наматывая километры и накапливая опыт. Мол, все страхи от неопытности.

    И, наконец, самый гениальный совет: перестать бояться! Успокоиться, расслабиться, разложить по полочкам свои страхи, внушить себе уверенность, перестать бояться ошибок, а если что - останавливаться и включать аварийку, пока не наступит спокойствие, и прочее и прочее.

Что ж, советы все разумные и дельные: и машина безопасная не помешает, и с инструктором надо заниматься, и километраж собственный накатывать. Никуда не годятся лишь советы из серии «перестаньте бояться». Это все равно что сказать икающему человеку «Перестань икать!» или дрожащему от холода «Не дрожи!». Можно миллион раз садиться за руль и все равно каждый раз трястись от страха и испытывать это отвратительное тянущее чувство пустоты где-то в районе желудка… Увы, зрительный страх смерти не поддается доводам логики.

Кроме того, страх вождения может быть связан не только с нарушениями в зрительном векторе, другие векторы вносят в эту фобию свою лепту, порой делая ее настолько невыносимой, что человек даже и не пытается себя перебороть. «Берегись автомобиля» для него уже не название старой доброй комедии, а пожизненное кредо.

Так как же побороть страх вождения? Может, проще махнуть на него рукой и стать вечным пешеходом? И всю жизнь с завистью смотреть на тех, кто уверенно крутит руль и посмеивается над «нелепыми страхами»? Наверное, это был бы хороший совет для тех, у кого душа уходит в пятки, когда нога давит на педаль газа, если бы не было возможности победить этот страх. Но такая возможность есть, и есть люди, которым удалось избавиться от страха вождения благодаря знаниям, которые даются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».


Жизнь, в которой есть открытые проявления страха, не дает возможности человеку испытать полноценное счастье. Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх.

Как побороть страх вождения автомобиля подскажет тренинг «Системно-векторная психология», который позволяет понять глубинные причины и механизмы возникновения страха. Пройдя курс лекций Юрия Бурлана, вы сможете не только сохранять спокойствие за рулем, но и, наконец, начать получать удовольствие от вождения.

Сила этого знания действительно работает. Проверено на себе.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png