55 лет назад началось производство ГАЗ-13, самого красивого советского автомобиля. Мы узнали, кто ездил на красной "Чайке", для кого ее переделали в катафалк, почему Брежнев приказал построить лимузин для патриарха и какую обивку ему подарил Карден.

"Чайка" была революционным для советского автопрома автомобилем. На нем впервые в истории ГАЗ были использованы четырехкамерный карбюратор, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподьемники. На поздних версиях ГАЗ-13 появился радиоприемник с автопоиском и выдвижной антенной с электроприводом. Собирали "Чайки" вручную.

Большинство деталей 5,5-литрового двигателя V8 были изготовлены из алюминиевого сплава. Мотор развивал мощность 195 лошадиных сил и легко разгонял 2,5-тонную машину до 160 километров в час. Позже этот двигатель ставили на бронетранспортеры. Трансмиссия у "Чайки" автоматическая, с кнопочным управлением. Кнопок было четыре: нейтраль, движение, тихий и задний ход.

Еще до начала официального выпуска экспериментальный образец ГАЗ-13Э бирюзово-молочного цвета с позолоченной радиаторной решеткой отправили на всемирную выставку EXPO-58 в Брюссель, где экспозиция СССР получила золотую медаль.

Пожарная "Чайка"

Официальным цветом ГАЗ-13, как и всех советских представительских автомобилей, был черный. Помимо выставленного в Бельгии предсерийного образца была собрана еще одна выставочная "Чайка" двухцветного окраса: малиновая с белым. Белый ГАЗ-13 подарили Валентине Терешковой. На красном лимузине самовольно разъезжал начальник пожарной охраны Москвы.

В 1961 году Горьковский завод начал производство кабриолетов ГАЗ-13Б. Автомобиль имел складной тент с электроприводом. Было собрано, по разным данным, от 10 до 20 машин - в них катали по Крыму и черноморскому побережью Кавказа особенно дорогих гостей Советского Союза. В конце 70-х два крымских кабриолета передали министру обороны ГДР Хайнцу Гофману.

Ослобык и дрезина

В отличие от своего предшественника ЗиМа "Чайка" никогда не была товаром народного потребления, не поступала в продажу и не имела розничной цены. Недоступность автомобиля подчеркивала статус тех, кому она полагалась по штату. А полагалась немногим: министрам и первым секретарям обкомов. Ну и выдающимся гражданам, которым автомобили дарило правительство - например, Михаилу Шолохову и Галине Улановой.

Изобретательные советские военные ликвидировали классовое неравенство, наладив на ремонтных заводах производство гибридов из кузова ЗиМ с агрегатами от "Чайки". Такие машины охотно покупало начальство помельче, механики прозвали их "овцебык" и "ослобык". Как минимум одна списанная "Чайка" была переделана в дрезину.

Отслужив свое в правительственных и обкомовских гаражах, лимузины передавались в "Интурист" и ЗАГСы.

Санитарки и катафалки

На рижском заводе микроавтобусов RAF из "Чаек" делали санитарные автомобили для 4-го главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего руководство страны. Машина с индексом ГАЗ-13С имела кузов "универсал", усиленные задние рессоры, синюю мигалку на крыше и спецсвязь в салоне. Всего было построено порядка 20 таких автомобилей.

В 1982 году два санитарных "Чайки" вернули на рижский завод с необычным заданием: переделать их в автомобили для эвакуации набальзамированного тела вождя вьетнамской революции Хо Ши Мина из мавзолея в Ханое в случае китайско-вьетнамской войны. Следовало заварить все боковые окна, кроме передних, а главное, установить в автомобилях: основном и запасном, - кондиционеры.

Задачу рижане выполнили. Правда, отечественный кондиционер весил 300 килограммов и был ненадежен, в "Чайку" поставили более практичный японский. Спецкатафалки самолетом доставили в Ханой и загнали в спецгараж. Там они, по всей видимости, стоят и сейчас.

Патриарший выезд

В 1977 году по личному указанию генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева была изготовлена "Чайка" для патриарха Московского и всея Руси Пимена. На ЗиСе своего предшественника Алексия Первого патриарху ездить было неприлично - собранная в 1949 году машина совсем износилась. А заявка на новый представительский автомобиль для главы Русской православной церкви пылилась в министерстве - времена были атеистические.

Дошло до того, что Пимен ездил на Nissan President, подаренном правительством Японии. Таких автомобилей в Москве было два: у японского посла и патриарха. Когда об этом узнал Брежнев, он сказал: "Патриарх всея Руси в японской машине - это политическая диверсия! Сделать патриарху "Чайку" немедленно!"

Салон от Кардена

История патриаршьей машины была бы неполной без упоминания о ее уникальном салоне. Сделанная для Пимена "Чайка" имела, как и другие автомобили этой модели, обтянутый генеральским сукном интерьер и сиденья из кожзаменителя. В 1979 году в Москву из Франции привезли выставку моды, В составе делегации был Пьер Карден, попросивший аудиенции у русского патриарха. Пимен прислал за модельером автомобиль.

Карден выразил восхищение внешностью "Чайки" и умолчал про ее неказистый интерьер. После того, как выставка вернулась во Францию, патриарх получил от Кардена посылку. В ней оказался драп цвета сливочного мороженого и записка с указанием, как его раскроить. Так Пимен стал ездить на машине от Брежнева с интерьером от Кардена. Сейчас этот уникальный автомобиль выставлен в столичном музее.

И создание коллекций отечественных и иностранных классических автомобилей;

  • полная реставрация автомобилей ГАЗ 13 Чайка и ГАЗ 14 Чайка, текущий ремонт и сервисное обслуживание;
  • комплектация автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 недостающими запасными частями, изготовление утраченных оригинальных элементов;
  • техническая модернизация советских классических автомобилей и надлежащее оформление необходимых документов.
  • В 1957 году Горьковский автомобильный завод разработал новую модель легкового автомобиля представительского класса с заводским индексом ГАЗ 13 и названием "Чайка". Эта машина была создана с применением множества новейших для советской автопромышленности технологических решений и пришла на смену устаревшей к тому времени конструкции ГАЗ-12 «ЗИМ» .

    Среди новаторских технических решений стоит отметить в первую очередь двухрядный V-образный восьми цилиндровый двигатель, рабочий объем которого составлял 5,5 литра, а мощность внушительные 195 л.с. С этим мотором автомобиль с общей массой около трех тонн легко разгонялся до 160 км/ч и расходовал 20 литров бензина на сто километров пути.

    Силовой агрегат оказался настолько удачным, что с незначительными изменениями использовался как на грузовых автомобилях, так и на бронетранспортерах. Среди новинок и автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), и гидроусилитель рулевого управления, и вакуумный усилитель тормозов. Всего с 1959 года по 1981 свет увидело чуть более 3100 автомобилей, среди которых несколько особых модификаций: ГАЗ-13С - санитарный универсал и ГАЗ-13Б - кабриолет. Наследником модели ГАЗ 13 является ГАЗ 14. Автомобиль также не был массовым и собирался вручную. Всего за период с 1976 по 1989 было собрано 1 120 автомобилей ГАЗ-14 всех модификаций.

    Видеоролик об одной из ГАЗ 13 "Чайка", побывавшей в мастерской компании:

    Предоставляем Вашему вниманию перечень работ по реставрации ГАЗ 13, выполняемых компанией "Антикварные Автомобили", при проведении ремонтно-восстановительных работ с автомобилями ГАЗ 13 "Чайка" и ГАЗ 14 "Чайка". По этим данным Вы можете получить представление об объемах работ. Для составления детализированной сметы необходим осмотр Вашего транспортного средства, дефектовка и диагностика систем автомобиля, а также согласование технического задания. По результату этих предварительных действий Вы получите смету и наглядный график выполнения работ.

    Перечень выполняемых работ выполняемых компанией "Антикварные Автомобили" при реставрации автомобилей ГАЗ 13:

    1. Полная разборка автомобиля
    2. Дефектовка, диагностика деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
    3. Мойка и чистка деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
    4. Очистка и работы по восстановлению кузова и кузовных деталей
    5. Ремонт и восстановление рамы автомобиля
    6. Капитальный ремонт и восстановление двигателя
    7. Стендовые испытания двигателя
    8. Капитальный ремонт и восстановление коробки передач
    9. Капитальный ремонт и восстановление ходовой части
    10. Капитальный ремонт и восстановление трансмиссии
    11. Капитальный ремонт и восстановление механизмов управления
    12. Ремонт и восстановление электрооборудования
    13. Ремонт и восстановление (реставрация) интерьера салона
    14. Ремонт и восстановление тентов, механизмов кабриолетов
    15. Гальванические работы по восстановлению комплектов деталей
    16. Полная окраска сборочных единиц
    17. Полная окраска кузова и кузовных деталей
    18. Сборка автомобиля
    19. Антикоррозионная обработка автомобиля
    20. Регулировка и настройка всех систем автомобиля
    21. Обкатка автомобиля

    На все выполненные работы предоставляется гарантия . Осуществляется дальнейшее техническое и послегарантийное обслуживание автомобилей.

    Сократить расходы на реставрацию автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" возможно по нескольким позициям:

    1. На первое место стоит поставить грамотный выбор исходного объекта для реставрации. От состояния автомобиля во многом зависит количество нормо-часов арматурных, жестяно-сварочных и стапельных работ. Комплектность машины также играет существенную роль. Кроме того стоит обратить внимание на состояние хромированных деталей. Мы готовы осуществить подбор автомобиля или предложить готовые варианты.
    2. Вместо лужения деталей при ремонте кузова Чайки можно использовать немецкие современные защитные составы для цинкования деталей. Оцинкованный кузов автомобиля будет надежно защищен от ржавчины и коррозии на длительный срок.
    3. В связи с тем, что количество автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 "Чайка" весьма ограничено, а популярность этого автомобиля велика - сегодня наблюдается ажиотаж и высокие цены на запчасти для автомобиля. В процессе работы мы создали собственный склад запчастей и обменный фонд. Благодаря этому удается отказаться от услуг посредников и перекупщиков, а наши доверители в свою очередь получают возможность скомплектовать машину необходимыми деталями со значительной экономией.

    Дизайн внутреннего пространства и интерьера салона играет важную роль при восстановлении автомобиля ГАЗ 13. Т.к. множество автомобилей "Чайка" ремонтируются с целью пополнения парка арендных и прокатных автомобилей, важным вопросом является отделка машины. Хотите Вы оригинальный заводской интерьер или желаете получить индивидуальный - мы всегда найдем подходящий вариант:

    Работы по реставрации ГАЗ 13:

    Продается ГАЗ 13А - автомобиль с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями выпускался по спецзаказам Министерства обороны СССР. Лимузин с индексом ГАЗ-13А производился в исчезающе-малых объемах (по заводским данным не более 12 штук). Машина прошла полный цикл работ по ремонту, обкатана и готова к эксплуатации. На автомобиль предоставляется гарантия.

    Отзыв о реставрации и ремонте автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" в мастерской компании:

    Компания "Антикварные Автомобили": машина Вашей мечты - наша работа!
    Познакомиться с другими выполненными работами Вы можете на этой странице .
    Получить консультацию по ремонту и реставрации Вашего автомобиля Вы можете по телефону:

    В 1959 году на свет появилась "Чайка" - наследница знаменитого ГАЗ-12 ЗиМ. Автомобиль, созданный словно в другой, параллельной реальности, ярко выбивался из однообразного транспортного потока тех лет, состоявшего из Волг и Москвичей. Автомобиль заставлял сворачивать головы, словно длинноногая красотка, а если где-то останавливался - тут же привлекал внимание десятков зевак. Привлекал, потому что не мог не привлечь. Ведь не случайно "Чайку" называют самой красивой машиной Советского Союза....


    Решение о создании "Чайки" назрело в середине пятидесятых годов, когда стало понятно, что ЗиМ, стартовавший в производстве сразу после войны - уже безнадежно устарел. Тяжелый, высокий автомобиль на фоне своих стремительных и приземистых американских собратьев смотрелся уже откровенным анахронизмом. Меж тем, поначалу конструкторы планировали лишь модернизировать ЗиМ - так появился автомобиль ГАЗ-12В "Чайка". Несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, ЗиМ не убавил в весе и не стал современнее - возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к созданию нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев (автор стайлинга ГАЗ-21), который оказался так же и "крестным отцом" ЗиЛа-111 и, что объясняет схожесть двух моделей.
    Попытка осовременить ЗиМ. ГАЗ-12В, 1955 г.


    Однако после многочисленных опытов коллектив приходит к выводу, что сделать ЗиМ современнее уже не удастся. Начиная с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам "Чайка" и "Стрела", однако нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро. В это же время на ЗиЛе начинается работа по аналогичному проекту. Тогда они ещё значительно отличались друг от друга. Первые наброски проекта под названием "Москва" являли собой весьма тяжеловесный и консервативный облик, ничем не похожий на привычный нам стремительный силуэт последующего "стоодиннадцатого" ЗиЛа

    Проект автомобиля ЗиЛ "Москва".


    В 1956 году НАМИ закупает для всестороннего исследования несколько образцов американских автомобилей Паккард и Империал. В их числе Packard Caribbean и Packard Patrician, оба 1956 модельного года. Существует легенда о проведении в НАМИ закрытой выставки только для членов коммунистической партии (безпартийный советский житель мог "не выдержать" культурного шока от столкновения с заокеанским авто), после которой часть автомобилей была передана на ГАЗ, а часть - на ЗИЛ для всестороннего исследования. Так или иначе, Паккарды попадают на Горьковский Завод.

    Packard Caribbean

    Packard Patrician


    Именно Паккарду "Чайки" обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и "зубастой" решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля - буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной копией Паккарда, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у "изучаемых" образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.Оригинальными являлись и так называемые "сложенные крылья", образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией "аэро" стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем.

    Специалист КБ завода за созданием макета будущей Чайки. Обратите внимание на задний план. Через десятилетие эти макеты превратятся в "двадцать-четвертую" Волгу.


    Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала, что как-то на одной из экскурсий
    спросили Лебедева (дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев - прим. автора):
    - А почему автомобиль назвали "Чайка"?
    на что Лебедев ответил:
    - Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор
    выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.
    Однако, в официальной Автоэкспортовской брошюре опубликовали более красивую версию: "Горьковчане - жители города,
    стоящего на Волге, - часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки, И когда встал
    вопрос о том, как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане автомобилестроители выбрали ей
    имя «Чайка»."
    Первые опытные образцы автомобиля несколько отличались от последующих. В частности, на фотографиях заметен необычный
    стилистический элемент - накапотная фигурка чайки. На серийные автомобилях от неё отказались, видимо, из соображений
    безопасности для пешеходов, как это было со второй серией "двадцать-первой Волги".

    Опытный "ГАЗ-13". Обращает на себя внимание накапотная фигура, иные указатели поворотов, отсутствие "противотуманок" под основными фарами.

    Цветная фотография, позволяющая судить о колористической схеме опытного экземпляра

    В 1957 году опытная партия из 9 "Чаек" (различные источники называют разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску (бежевый с красным или бежевый с салатовым)


    По иронии судьбы для рекламных проспектов привлекали красивых молодых девушек. Однако ни одна из них даже гипотетически не могла приобрести данный автомобиль, т.к. он так и не поступил в свободную продажу до развала СССР.1958 год становится звездным часом для Чайки. Она участвует в экспозиции советского стенда на первой послевоенной всемирной Выставке в Брюсселе. Советский стенд тогда произвел фурор и был признан лучшим, а всего за время выставки его посетило 30 миллионов человек. Конечно, это не означает, что горьковские автомобили автоматически были признаны лучшими в мире. Хотя бы потому, что выставка была не профильной, да и американцы свои авто не привезли. Однако, Диплом был безусловным признанием достижений советской конструкторской школы.

    Диплом Гран-При ЭКСПО`58. Автомобильную часть экспозиции Советского Союза представляли: ГАЗ-13, ГАЗ-21, ГАЗ-52, ЗиЛ-110, Москвич-402.


    После выставки в Брюсселе опытный образец украшал собой павильон "Машиностроение" на ВДНХ,В 1959 году уже другой экземпляр в качестве "нашего ответа Чемберлену" экспонировался на советской выставке в Нью-Йорке вместе с ГАЗ-21 "Волга". Надо сказать, что советские автомобили вызвали не меньший интерес у американцев, чем штатовские автомобили на аналогичной выставке в Москве.

    Американцы изучают "Чайку".

    "Чайка" в качестве "шоу-стоппера" на одной из европейских выставок. (После Брюсселя машина посетила Брно, Будапешт, Женеву, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико) Судя по всему, на фото именно Женева.


    В 1959 году Чайка выходит на "серийное производство". Машина считается автомобилем первого класса, высшего в то время - ЗИЛ -111. До сих пор точно не известно количество выпущенных Чаек. Называется цифра от 1000 до 3000 экземпляров. Связано такое расхождение с любопытным способом капремонта, имевшем место на заводе. На старое шасси устанавливали абсолютно новый, с иголочки, кузов и снова запускали "в плаванье". Зачастую, в ходе такого ремонта от старого автомобиля оставались лишь мосты, однако по документам она проходила "отремонтированной"...

    Завораживающая картина...


    Не трудно представить, что сразу после официального представления населению, в высших эшелонах власти за "Чайку" разразилась настоящая война. Ведь объем производства предшественника ГАЗ-12 составлял несколько десятков тысяч и ЗиМ был весьма распространенным номенклатурным и "общественным" автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и подобная ситуация сразу образовала целый пласт "обиженных" чиновников. Однако, военные нашли свой выход из положения: на одном из оборонных заводов к кузову Чайки приваривалась передняя и задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе "Ослобык". Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев, соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.

    "Ослобык"

    Стандартный ГАЗ-12 ЗиМ


    Как уже отмечалось выше, "Чайка" со своими скромными объемами производства и распределительной системой никогда не попадала на розничный рынок. После двух капремонтов автомобиль вообще полагалось утилизировать. Лишь в семидесятых годах Брежнев разрешил зарабатывать на ГАЗ-13 деньги - машины передавались в ЗАГСы, где любой желающий за 50 рублей мог взять представительский автомобиль на прокат через систему "Трансагенства". "Волга" при этом стоила 25 рублей. Так что сдача лимузинов в аренду - изобретение сорокалетней давности.

    "Двойняшки" "чайка" и ЗиЛ возле ЗАГСа.

    Помимо ЗАГСов, "Чайки" обслуживали Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звезд, посещающих СССР. автомобиль даже имелся в распоряжении Спасо-Хаус в Москве (посольство США)

    Софи Лорен на Васильевском спуске. Позади автомобиля - мечты стандартный автопарк "обычных" граждан - Москвичи.

    В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георигию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Автомобиль, Терешковой, кстати, был единственной машиной, окрашенной в белый цвет. Все Чайки покидали ворота завода исключительно черными. Сказать что либо про Фиделя Кастро сложно, однако утверждение, что "Чайки" принадлежали нашим именитым соотечественникам - неверно. "Чайки" просто были прикреплены к ним и обслуживались, например, Московской автобазой №12 (позже Первый Автокомбинат). Автомобиль же Жукова являлся, по сути, заменой устаревшему ЗиСа-110. Поэтому в привычном нам понимании, "Чайка" никогда ни кому ни принадлежала, только обслуживала. Причины, побудившие руководство страны запретить продажу машины, называются разными. Коллекционер Дмитрий Долматовский, в частности, считает, что это было банальным разделением на "начальников" и "дураков". Есть и другое объяснение: розничная цена "Чайки" составила бы 17 500 рублей, что при цене на Волгу в 5 500 рублей, было просто астрономической суммой. Заботясь о так называемом "социальном равенстве", руководство решило машину в розницу вообще не пускать. Впрочем, реальную цену, "Чайка" все-так обрела. В зависимости от целостности экземпляра, называются суммы от 15 до 60 тысяч долларов. Вопреки ещё одному расхожему мифу, львиная доля выпущенных "Чаек" была седанами, а не лимузинами. Кузов не имел стеклянной перегородки, зато оснащался двумя откидывающимися сидениями. Лимузин с индексом ГАЗ-13А выпускался в исчезающе-малых объемах. Ещё одной модификацией был ГАЗ-13Б - фаэтон. Он часто использовался для парадов и приемов именитых гостей.

    Кроме того, латвийскй завод РАФ штучно выпускал эмбюленсы скорой помощи на базе "Чаек". Они были лишены цветографических схем и мигалок, однако оснащены оборудованным салоном со всем необходимым. Так как автомобили выпускались индивидуально, они не имели какой-либо маркировки и отличались друг от друга внешне.

    На базе списанных Чаек создавались и киносъемочные автомобили: задняя часть крыши срезалась а на её месте устанавливался кронштейн для камеры. Машина имела отличную плавность хода, динамику и позволяла качественно снимать "дорожные" сцены.


    Впрочем, сама "Чайка" тоже побывала актрисой, в том числе американского кинематографа. В известном фильме по тематике Холодной Войны "Огненный лис" с Клинтом Иствудом, Чайка играет роль автомобиля агентов КГБ. Пикантность ситуации придает факт, что на Чайке за главным героем осуществляется "скрытое наблюдение". Надо быть очень далеким от советских реалий человеком, что бы представить, как выглядела бы такая "слежка" в СССР начала восьмидесятых, наводненном Жигулями и "двадцать-четвертыми" Волгами.

    Кадр из фильма "Огненный Лис", 1982 год.


    Побывала "Чайка" и на тесте передачи Top Gear. Несмотря на безусловный профессионализм Джереми Кларксона, ожидать от убежденного антикоммуниста положительных оценок советского автомобиля не приходится. В ходе теста эксцентричный эксперт умудрился сломать коробку передач...

    Кадр из передачи Top Gear


    В 1961 году предпринимается попытка модернизировать "Чайку": она получает новый передок, сдвоенные по моде тех лет фары, иные бампера. Однако в серию машина так и не пошла. Существуют версия, что тем самым завод "наказали" за попытку соперничества с ЗиЛом, выпускающим сходный по стайлингу автомобиль более высокого "номенклатурного" класса. Чайка так и осталась неизменной внешне до конца производства, а вот ЗиЛ-111 в 1962 году получил осовремененную мордочку, задние фонари, литеру "Г" в названии и выпускался до 1966 года.

    Проект модернизации "Чайки" ГАЗ-13.


    Разумеется, с таким примечательным автомобилем связано множество интересных историй. Вот лишь некоторые из них.
    Вопреки, регламенту, Начальник пожарной охраны Москвы обладал собственной "Чайкой" и во время крупных пожаров его
    ярко-красный автомобиль, снабженный спецсвязью, можно было заметить поблизости от места происшествия. Более того,
    существовали даже железнодорожные дрезины на базе отслуживших свое машин.
    В коллекции автомобильного музея Дмитрия Долматовского находится уникальная, последняя из выпущенных "Чаек". По
    легенде, она была подарена патриарху Пимену после известия о том, что он пересел на японский автомобиль Ниссан
    Президент (взамен устаревшего ЗиС-110). Возмущенный Брежнев отдал приказ немедленно собрать экземпляр для патриарха.
    Однако, на этом приключения автомобиля не закончились. В конце семидесятых Москву посетил знаменитый Пьер Карден,
    пожелавший увидеться с Пименом. Личная "Чайка" Патриарха Кардену очень понравилась и через несколько месяцев в адрес
    Патриархии пришла посылка с запиской и выкройками. Кадрен рассудил, что не чета такому представительскому автомобилю
    иметь такой "бедный" салон и выслал драп цвета крем-брюле...
    В 1977 году на смену именитому автомобилю приходит наследница - ГАЗ-14. Несмотря на современную конструкцию, ещё
    больший комфорт для пассажиров и техническую новизну, этой машине не суждено было занять место предшественницы в
    сердцах людей. Строгий, безликий "кирпичный" образ, являющийся симбиозом американских дредноутов и Мерседеса, сильно
    диссонировал с летящим, воздушным и роскошным стайлингом предыдущей машины.
    Вступая в противоречие с "суеверной" цифрой в собственном названии, Чайка прожила долгую и счастливую "конвейерную"
    жизнь. Обслуживая сильных мира сего, украшая собой многочисленные фестивали, выставки, а порой и незабываемые
    свадебные мгновения в жизни соотечественников, "Чайка", покачиваясь на плавной подвеске, переехала в двадцать-первый
    век, где стала уже по-настоящему раритетным и любимым автомобилем. ГАЗ-13 был сто-процентным отражением эпохи
    избыточных размеров, автомобильной роскоши, хрома и аэро-стиля. К ушедшим временам едва ли стоит относиться с
    сожалением, однако, глядя на вытянутые хвостовые "плавники" Чайки становится как-то особенно обидно, что таких
    Автомобилей с большой буквы наша страна больше не выпускает...

    Выставка автомобильных раритетов в Одессе.

    К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы - соперники в атомной теме и освоении космоса - стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.

    В Нью-Йорке, в частности, представили Чайку ГАЗ‑13 (серийное производство машины начали в январе, а впервые ее показали за рубежом в 1958 году, в Брюсселе). Конечно, на американскую публику советский представительский седан не произвел большого впечатления, тем более что откровенно напоминал Packard 1955 года. Но американское влияние тогда коснулось практически всех производителей. А в Европе автомобилей класса Чайки почти никто и не делал, разве что Rolls-Royce да французская фирма Facel .

    Для СССР Чайка, наряду с главным «членовозом» ЗИЛ‑111, была действительно революционной машиной. Она разительно отличалась от ЗИМа, попытки модернизировать который и привели к созданию совершенно нового автомобиля. Правда, «птица» на решетке радиатора впервые появилась еще на опытном образце модернизированного ГАЗ‑12 ЗИМ , но ничего другого ГАЗ‑13 от предшественника не унаследовал. Зато обзавелся двигателем V8 мощностью 195 л.с. (на прототипе стоял 180‑сильный мотор), автоматической коробкой передач с кнопочным переключением, усилителями рулевого управления и тормозов, электростеклоподъемниками. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х‑образной раме. Вот только кондиционера, в отличие от американских аналогов, ГАЗ-13 не имел.

    Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены - началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому - новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.

    СЕМЬЯ КРЫЛАТЫХ

    Прототипы ГАЗ‑13 появились в 1958 году, серийное производство стартовало в начале 1959‑го. Автомобиль оснащали двигателем V8 (5,53 л, 195 л.с.) и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость - 160 км/ч.

    Помимо стандартных седанов в небольших количествах делали лимузины ГАЗ‑13А с внутренней перегородкой, кабриолеты ГАЗ‑13Б, санитарные универсалы для обслуживания высокопоставленных пациентов ГАЗ‑13С, которые изготавливал завод РАФ. Стро­или и кинооператорские автомобили с массивной площадкой перед передним бампером и съемным тентом над задней частью крыши. Такие машины, в частности, производили в Чернигове, на заводе «Кинотехника». Всего до апреля 1981 года ­собрали 3179 автомобилей.

    ГАЗ‑13С

    ГАЗ‑13Б

    Знак почета

    Низким баритоном урчит огромная «восьмерка». Нажимаю кнопку с буквой Д - и ощущаю легкий толчок: включилась первая. Осторожно отпускаю педаль тормоза… Разгон Чайки не поражает стремительностью: 195 сил на две с лишним тонны снаряженной массы - это по нынешним меркам немного. Но ход машина набирает уверенно. А спортивного разгона от огромного седана никто и не требовал, особенно от этого.

    Ездовыми повадками Чайка вполне логично напоминает американских ровесников. Машина мягко демпфирует любые неровности, заметно кренится в поворотах, но при аккуратном рулении старательно и, главное, умело обеспечивает пассажирам комфорт. Водителю, конечно, тоже, но он, хоть и сидит на таком же массивном мягком диване и оперирует всего двумя педалями, всё же работает. Вписывать длиннющий седан в повороты непросто, особенно с непривычки. Производительность насоса усилителя рулевого управления зависит от оборотов двигателя - на малых руль заметно тяжелее, чем на высоких. В какой-то момент руль словно «подкусывает», и вдруг он неожиданно становится легким. Тормоза довольно эффективны, а педаль тугая и требует привыкания.

    Но главное не это. Основное отличие от американских аналогов состоит в том, что Чайка с ее строгим салоном, отделанным серым, цвета офицерской парадной шинели времен СССР, сукном, совершенно не располагает к легкомыслию, навеваемому автомобилями производства США.

    Неудивительно, ведь Чайку нельзя было купить - ее можно было только заслужить. По легенде, несколько машин правительство СССР подарило советским знаменитостям, но тоже, скорее, не как частным лицам, а как живым символам могущества социализма. Небольшое количество «тринадцатых» работало в загсах и Интуристе, где они радовали новобрачных и обслуживали высокопоставленных гостей. Но к подавляющему большинству Чаек в СССР прилагался высококвалифицированный немногословный шофер, «униформа» из непременно серых плаща, пальто, костюма, шляпы и каракулевой шапки, просторная квартира (отнюдь не в хрущёвке) с домработницей в придачу, дача за высоким забором и отдых в привилегированном санатории. Строгость и выдержанность салона Чайки прекрасно гармонировала с огромным кабинетом с массивным столом и дубовыми панелями на стенах, украшенными строгими портретами. Потому-то в этой машине нет места панибратской пестроте, характерной для ее заокеанских ровесников.

    Полетное задание

    Кто бы мог представить, что новинка 1959 года, вполне вписывающаяся, как сказали бы теперь, в тренд автомобильного прогресса рубежа 1950–1960‑х, застрянет во времени, как Челюскин во льдах?

    Новый, относительно молодой лидер СССР, сменивший Никиту Сергеевича, успел состариться и одряхлеть, сменились пяток президентов США. В космос слетал уже не только Гагарин, но и экипажи из нескольких человек. На орбите даже состыковались советский Союз и американский Аполлон. СССР наводнили вполне современные для 1970‑х годов Жигули. Даже Волга и ЗИЛ стали совсем другими, а в Горьком продолжали - вплоть до 1981 года! - неспешно (штук по сто пятьдесят в год) собирать ГАЗ‑13, чей дизайн выглядел уже музейным. Впрочем, и традиционные пассажиры Чаек менялись не сильно. Поэтому-то в те годы я и представить себе не мог, что когда-нибудь так близко познакомлюсь с космически недоступной машиной: посижу и за рулем, и даже на номенклатурном заднем диване. А вот ведь, познакомился!

    Редакция благодарит Андрея и Евгения Жариновых за предоставленный автомобиль.

    ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ

    За несколько десятилетий Чайки сыграли в отечественном кино немало эпизодических, но заметных ролей. Как правило, они возили положительных руководителей большого ранга - штатских и военных, иногда дипломатов. Порой черные машины просто мелькали на улицах, побуждая постовых милиционеров торопливо брать под козырек.

    «Укрощение огня», 1972 год

    «Укрощение огня», 1972 год

    Разработка автомобиля начиналась, когда горьковский автозавод еще носил имя наркома и министра иностранных дел Молотова, поэтому первоначально она называлась М-13. Но вскоре Молотов попал в опалу, и заводское обозначение изменилось на ГАЗ-13 . О том, что у нового автомобиля "несчастливый" индекс, похоже, никто тогда не задумывался - строителям коммунизма не пристало быть суеверными.
    Помимо цифрового индекса, автомобилю присвоили новое имя - "Чайка" . Один из создателей автомобиля Б.Лебедев как-то сказал, что решение так назвать машину вполне символично. Ведь будущий автомобиль, предназначавшийся для обслуживания особо важных персон, должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, и если есть "Волга", то над ней должна парить "Чайка".
    А вот проспекты Всесоюзного объединения "Автоэкспорт" трактовали название несколько иначе: "Горьковчане - жители города, стоящего на великой русской реке Волге, часто любуются красивым стремительным полетом чаек над ее гладью, поэтому, когда встал вопрос о названии новой машины ГАЗ-13, было предложено имя "Чайка".

    Большие представительские автомобили в СССР всегда создавались с оглядкой на Америку, но советская промышленность не могла так же быстро менять модели. В результате нам ЗИМ, созданным по лекалам американской моды 40-х годов, к середине 50-х выглядел уже изрядно устаревшим. Кроме того, за это время возросли требования к мощности мотора, комфортабельности и прочим характеристикам автомобиля.
    Назревал вопрос о замене ЗИМа машиной более высокого класса.

    Для изучения новейших образцов американской автомобильной промышленности в конце 1955 года в Центральном научно-исследовательском институте (НАМИ) закупили два легковым автомобиля: Packard Patrician (на фото справа) и Packard Cabribbean . Машины подверглись всестороннему изучению специалистами НАМИ, конструкторами ГАЗа и ЗИЛа. Вполне понятно, почему новые легковые автомобили представительского класса ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 в Москве и в Горьком оказались столь похожими между собой - и одновременно на Packard .
    После изучения прототипа работа над новым автомобилем в 1956 году началась, что называется, с чистого листа. Ведь, помимо обновления внешности машины, повышения комфортности и улучшения динамических показателей, предстояло избавиться от хронических недостатков ЗИМа. А их было немало: повышенная шумность в задней части салона, высокие усилия на органах управления, слабые тормоза, недолговечность рычажных амортизаторов, слабая передняя подвеска, неэффективное отопление салона, низкая коррозионная стойкость кузова.

    В отличие от ЗИМа с несущим кузовом, новая машина обзавелась своеобразной хребтовой Х-образной рамой без боковых лонжеронов. К ней через резиновые подушки в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску передних колес, входившую тогда в обиход на американских автомобилях, советские конструкторы не решились, поэтому ходовая часть тринадцатой модели имела спереди обычеую независимую подвеску на витых пружинах и продольные полуэллиптические рессоры сзади.
    Впервые в отечественном автомобилестроении "Чайка" оснащалась бескамерными шинами. Наши конструкторы применили и такие непривычные для советских граждан агрегаты, как автоматическая трансмиссия с кнопочным управлением, состоящая из гидротрансформатора и планетарной коробки передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов.
    Нужно ли говорить, что этот набор агрегатов сильно облегчал водителю задачу управления большим, мощным и тяжелым автомобилем.
    Среди особенностей двигателя ГАЗ-13 - алюминиевый блок, гильзы "мокрого" типа, центробежный масляный фильтр, впервые примененный в отечественной автомобильной практике.
    В просторном и комфортабельном салоне "Чайки" свободно размещались семь человек, вдое из них на специальных откидных стульчиках - страпонтенах.
    Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение.
    Впервые на советском легковом автомобиле появились пятидиапазонный радиоприемник с автоматической настройкой и электрическим приводом подъема и опускания антенны, электрические стеклоподъемники в дверях.
    Охватывая взглядом все новшества этой машины, можно утверждать, что с технической точки зрения ГАЗ-13 стал значительным шагом вперед для советского автомобилестроения.

    "Тридцать три"




    Комедия Георгия Данелия с Евгением Леоновым в главной роли. Выйдя на экраны в 1965 году, фильм не продержался в прокате и двух недель. Одна из версий гласит, что причина тому - присутствие в кадре кортежа автомобилей ГАЗ-13 "Чайка" в сопровождении эскорта мотоциклистов. Увидев эту сцену, главный цензор СССР, секретарь ЦК КПСС по идеологии Михаил Суслов обнаружил в ней пародию на встречу космонавтов и приказал убрать "клевету на нашу социалистическую действительность". Режиссер отказался вырезать "неполиткорректные" кадры, в результате чего фильм был снят с широкого проката.



    Случаи, когда "Чайки" попадали в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Хрущева "Чайки" достались революционеру Фиделю Кастро , писателю Михаилу Шолохову , первой женщине-космонавту Валентине Терешковой и балерине Галине Улановой .

    СНАРУЖИ И ВНУТРИ


    Большое влияние на экстерьер и интерьер "Чайки", бесспорно, оказал американский автопром





    На ГАЗ-13 две выхлопные трубы от V-образного двигателя, концы которых спрятаны в торцах заднего бампера

    Восьмицилиндровый V-образный двигатель выглядит очень скромно в подкапотном пространстве. Множество электроприводов и обилие других потребителей электроэнергии на "Чайке" вынудили конструкторов поставить огромный генератор Г-101 Вместо масляного фильтра на машине стоит "вечная" масляная центрифуга: достаточно помыть-почистить - и снова в путь "Гармошка" под капотом "Чайки" не что иное, как вакуумный усилитель привода тормозов

    ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

    Схема автомобиля ГАЗ-13 "Чайка"

    Технические характеристики ГАЗ-13 "Чайка" Масса:
    Число мест 7 снаряженная 2100 кг
    Максимальная скорость 160 км/ч полная 2660 кг
    Время разгона до 100 км/ч 20 сек на переднюю ось 1305 кг
    Расход топлива при скорости 40 км/ч 14 л / 100 км на заднюю ось 1355 кг
    Тормозной путь со скорости 80 км/ч 49 м
    Электрооборудование 12 V Дорожные просветы:
    Аккумуляторная батарея 6СТ-68 под передней осью 180 мм
    Генератор Г-101 под задней осью 210 мм
    Реле-регулятор РР-101
    Стартер СТ-221 Наименьший радиус поворота:
    Прерыватель-распределитель Р-13 по колее переднего наружного колеса 7,3 м
    Свечи зажигания А-9Н-1 по наиболее выступающей части 7,8 м
    Размер шин 8,20-15
    • Подвеска передняя: независимая, рычажная на двух цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические телескопические
    • Подвеска задняя: зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические
    • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, с гидроусилителем, передаточное отношение 18,2
    • Тормоза: рабочий - передние дисковые, задние барабанные, привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на одно переднее и одно заднее колесо, вакуумный усилитель
    • Коробка передач: гидравлический трансформатор, работающий с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач (коэффициент трансформации 2,35)
    • Передаточные числа: I - 2,84; II - 1,62; III - 1,00; задний ход - 2,0
    • Главная передача и ее передаточные числа: одинарная гипоидная - 3,38
    • Карбюратор: К-114
    • Максимальная мощность: 195 л.с. при 4400 об/мин
    • Максимальный крутящий момент: 42 кгс.м при 2200-2500 об/мин


    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png