Практически каждый автолюбитель слышал о различных присадках в двигатель, которые изменяют и улучшают свойства моторного масла, создают защитный слой на деталях, уменьшают трение и износ. Как обещают производители, после использования таких продуктов двигатель становится чище, увеличивается , происходит снижение шума во время работы мотора, снижение трения обеспечивает экономию топлива и т.д.

Отметим, что среди наиболее известных и распространенных составов отмечена молибденовая присадка в двигатель. Еще в продаже имеются и моторные масла различных брендов, которые отличаются от аналогов тем, что сразу имеют в своем составе молибден. По заверениям изготовителей такое моторное масло с молибденом является смазочной жидкостью, которая наилучшим образом защищает двигатель благодаря сбалансированному пакету присадок в комплексе с молибденовой добавкой.

Однако на практике воители разделились на два лагеря. Одни полностью довольны присадкой с молибденом и молибденовыми маслами, отмечают заявленные плюсы в виде увеличенного ресурса, снижения шума во время работы двигателя и т.д. С другой стороны, некоторые автолюбители и опытные механики настоятельно не рекомендуют использовать такие молибденовые масла и отдельные присадки с молибденом по целому ряду причин.

В этой статье мы поговорим о том, как работает присадка в двигатель молибден, какие преимущества обеспечивает использование такой добавки, а также какой вред молибден может причинить двигателю и в каких случаях.

Читайте в этой статье

Немного истории

Защитные свойства дисульфида молибдена (MoS2) известны давно. Еще во время Второй мировой войны немцы активно использовали эту добавку в масло на своей технике. Особенно такая смазка прижилась на танках.

В случае повреждений танкового двигателя и утечки масла силовой агрегат был способен некоторое время дальше работать благодаря молибденовому защитному слою. Это нередко позволяло выйти из боя и добраться до места ремонта своим ходом.

Также американские военные использовали масло с молибденом в различных агрегатах и узлах. Например, подобные смазки применялись для вертолетов во время Вьетнамской войны. Если возникала аварийная протечка масла, поврежденный агрегат продолжал работать без масла, позволяя пилоту оставаться в воздухе и выиграть время, чтобы посадить машину.

Дисульфид молибдена в двигатель и масла с органическим молибденом

Казалось бы, средство имеет сплошные плюсы. Однако после применения масел и присадок с молибденом сегодня можно столкнуться как с положительными отзывами, так и с отрицательными. Давайте подробнее разбираться, что представляет собой указанная добавка.

Начнем с того, что молибденовые присадки можно разделить на два типа:

  • присадки с дисульфидом молибдена;
  • добавки с органическим молибденом;

Дисульфид молибдена в составе смазки образует на металлических поверхностях деталей особый защитный слой, который снижает трение. Многочисленные опыты и практическая эксплуатация подтвердили однозначную эффективность такой добавки в различных агрегатах (редукторы, лебедки и т.д.)

Идем далее. С учетом постоянно растущих требований к маслам производители добавляют в свои продукты различные антифрикционные пакеты компонентов для повышения энергоэффективности смазок и улучшения защиты от износа.

Указанные добавки могут быть жидкими или твердыми, в состав могут входить эстеры, молибденовые добавки, керамические компоненты или графит. Молибден является давно и хорошо известной противозадирной и противоизносной присадкой в моторное масло, похож по принципу действия на графитовые компоненты, имеет слоистую пластинчатую структуру.

Если точнее, молекулярная структура дисульфида молибдена представляет собой прочную связь 1 атома молибдена с 2 атомами серы. Атомы серы по размеру приближены к атомам металла. В результате сера обеспечивает высокие адгезионные свойства, прикрепляясь к поверхности нагруженных деталей.

Итак, связь серы и молекул молибдена прочная, а соединение между молекулами серы слабое. В результате получается, что трущиеся поверхности активно покрываются защитным слоем из молекул молибдена, при этом указанные молекулы свободно скользят по отношению друг к другу.

В итоге металлические поверхности не контактируют между собой, исключается трение и перегрев, уменьшается износ деталей. Также молибден в составе масла стабилен, то есть постоянно находится во взвешенном состоянии, не оседая на поверхностях. Еще образуемая молибденовая пленка отличается малой толщиной, она не способна уменьшить расчетные зазоры в двигателе и нарушить свободную подачу масла к нагруженным парам.

А теперь обращаем ваше внимание на то, что для двигателей внутреннего сгорания, как правило, использование дисульфида молибдена не рекомендуется самими изготовителями ДВС, так и опытными автомеханиками. Дело в том, что масло с дисульфидом молибдена является смесью, а не химическим раствором.

Другими словами, в такой смазке содержатся твердые частицы дисульфида молибдена, причем размер указанных частиц достаточно большой. В процессе работы мотора такие частицы оказываются не только на поверхности нагруженных трущихся деталей, но и в тех участках, где их нахождение может причинить вред.

В качестве примера можно отметить и канавки. Как показывает практика, масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур в двигателе способствуют быстрой закоксовке колец и их залеганию.

В результате нарушается работа , газы из камеры сгорания прорываются в картер, масло быстро стареет и окисляется, коксование двигателя усиливается. По этой причине смазку с дисульфидом молибдена или похожие присадки в двигателе лучше не использовать.

Что касается альтернативы, среди современных разработок в сфере энергосберегающих молибденовых масел с пониженной вязкостью (0W20, 0W30 и т.п.) можно встретить продукты с использованием органического молибдена. Указанная антифрикционная присадка является эффективным модификатором трения, который хорошо растворяется в моторном масле.

При этом сохранены главные защитные свойства. Это позволяет использовать масла с низкой высокотемпературной вязкостью без риска появления задиров и других дефектов на поверхностях нагруженных деталей.

Простыми словами, после выхода на рабочие температуры маловязкие смазки сильно разжижаются и формируют тонкую масляную пленку. Органический молибден в составе таких смазок позволяет избежать износа. Сами масла с органическим молибденом отличаются от других продуктов на рынке ГСМ благодаря характерному зеленоватому оттенку.

Еще добавим, что уменьшить трение сегодня можно не только молибденом. Как уже было сказано, аналогичного эффекта добиваются посредством использования синтетических эфиров (эстеров). Указанные элементы также надежно «цепляются» за поверхность, в результате чего формируется тонкая и одновременно прочная защитная пленка.

Более того, указанная пленка весьма стабильна даже в условиях высокого нагрева. Что касается самой защитной пленки после применения молибдена, слой формируется не постоянно. После того, как пленка сформировалась, дальнейшее образование происходит по мере износа имеющегося слоя.

Однако такого эффекта можно достичь только при условии того, что масло с молибденом находится в двигателе постоянно. Если использовать смазку с молибденом только периодически, тогда защитная пленка изнашивается, то есть нельзя говорить о дальнейшем сохранении антифрикционных и противоизносных свойств.

Минусы использования моторных масел с молибденом на практике

Как отмечают эксперты и опытные механики, если раньше можно было говорить о какой-либо пользе, то сегодня использование молибдена не оправдано по отношению к двигателю.

Дело в том, что ранее моторные масла не имели в своем составе активного пакета моющих присадок. Однако за последние годы ситуация сильно изменилась. Продукты последних поколений содержат много кальция, щелочи и т.д.

Если просто, присадки с кальцием вступают в реакцию с молибденом, причем это происходит раньше того момента, когда молибден успеет создать защитную пленку на поверхности деталей из металла.

Результатом такой реакции становится большая по размеру молекула, а скопление таких молекул оседает на масляном фильтре, загрязняя его. Получается, добавлять в современные масла дисульфид молибдена нежелательно. Прежде всего, моющие присадки в базовом масле вступают в реакцию с добавкой и «срабатываются», затем загрязняется фильтр, далее быстро прогрессирует и общее загрязнение двигателя.

Еще стоит добавить, что использование смазок с молибденом в двигателе предполагает особые требования к интервалу регламентной замены. Другими словами, такое масло лучше менять как можно раньше. Более того, если «перекатать» на такой смазке, тогда последствия для мотора могут оказаться очень тяжелыми.

Причина заключается в том, что продуктами окисления дисульфида молибдена является окись молибдена и сера. Молибденовая окись имеет абразивные свойства, а сера вызывает коррозию. Для примера можно рассмотреть ШРУС, где молибденовые смазки используются достаточно активно.

Частой ситуацией является то, что в пыльнике ШРУСа появилась небольшая трещина и ШРУС быстро захрустел. Важно понимать, через маленькую трещину большое количество грязи попадать к узлу не может, однако элемент все равно выходит из строя. Так вот, поломка происходит не из-за грязи, а по причине того, что через трещину начинает попадать воздух.

В результате под воздействием кислорода начинает распадаться дисульфид молибдена. Также через порванный пыльник проникает и влага, вступая в реакцию с серой в составе дисульфида молибдена и образуя серную кислоту.

Получается, кислота разъедает металл, а окись молибдена, которая похожа на абразив, быстро изнашивает деталь. Несложно догадаться, что аналогичная ситуация может произойти и с двигателем, причем цена его ремонт по сравнению со стоимостью замены ШРУСа просто несопоставима.

Подведем итоги

Как видно, хотя дисульфид молибдена является отличным модификатором трения и способен выдерживать очень большие нагрузки в узлах трения, заливать молибден в двигатель не рекомендуется.

Также некоторые специалисты указывают на то, что в развитых странах изготовление масел с молибденом облагается дополнительным налогом. Если же изучить допуски автопроизводителей, указанные присадки не прошли необходимого лицензирования, так как показатели сульфатной зольности после их использования не соответствуют допустимым нормам.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что современные масла уже имеют в своем составе готовый и полностью сбалансированный пакет активных противоизносных, моющих, противозадирных, энергосберегающих и других присадок. Получается, в дополнительном использовании молибдена для двигателя нет практической необходимости.

Читайте также

Использование противоизносных, противодымных и других присадок для уменьшения расхода масла. Плюсы и минусы после применения присадки в двигатель.

  • Защитные и восстановительные присадки для двигателя: принцип действия. В каких случаях используются присадки в масло, чего ожидать после использования.
  • Автомобиль - это уже не роскошь, а средство передвижения. Причем ассортимент этой продукции время от времени расширяется новинками. Следовательно, рынок автозапчастей тоже пополняется новыми деталями и расходными материалами, к которым относится моторное масло. Составы таких масел играют важную роль, поскольку оказывают непосредственное влияние на некоторые узлы и агрегаты автомобиля, позволяя им работать как можно дольше. Ассортимент этого продукта довольно широк и среди всех смазочных материалов особого внимания удостаивается масло с молибденом.

    Вокруг средства, в котором содержится дисульфид молибдена, ходит множество споров. Нам как сторонним наблюдателям стоит выяснить, на чем основывают свои подозрения противники, и чем масло привлекает своих почитателей.

    Два лагеря - сторонники и противники

    Народ в отношении сразу разделился на два лагеря. Одним оно не по вкусу, другие наоборот его хвалят и чуть ли не воспевают оды. Обычно сторонники опираются на факты научных исследований лабораторий. Выводы противников базируются на своих источниках, в качестве которых обычно выступает какой-нибудь «авторитетный» консультант автомагазина с ограниченными знаниями, но с большим желанием что-либо продать. Также они придают значение советам от малограмотного механика любителя.

    Официальным учреждениям в этом плане верить хочется больше. Но не будем забегать далеко вперед и начнем, так сказать, свое расследование касательно того, что за продукт такой - масло с молибденом.

    Дисульфид молибдена

    Прежде всего, стоит разобраться, что это за зверь такой. Молекула дисульфида молибдена представляет собой соединение одного атома металла с двумя атомами серы - MoS 2 . Серебристо-черное вещество встречается в природе как минерал молибденит, что является основной рудой для молибдена. Добывается при помощи разных методик:

    • открытый способ;
    • метод бокового обрушения.

    Как смазывающий материал соединение знакомо людям еще с XVI века. Внешний вид MoS 2 напоминает графит, поэтому дисульфид молибдена до самого XVIII века не могли отличить от него.

    Соединение MoS 2 имеет гексагональную кристаллическую решетку и обладает отличной адгезией по отношению к металлическим поверхностям. Путем полирования или распыления материал наносится на поршни, подшипники, клапаны.

    Применение дисульфида молибдена актуально для систем, которые работают в условиях малого содержания O 2 . Помимо этого, его можно использовать и при повышенных температурах с включением кислорода.

    Небольшая историческая справка

    Любой владелец транспортного средства, вне зависимости от того сколько оно стоит, всегда задавался вопросом, какое масло лучше подойдет для его автомобиля. Также важно знать, с какой периодичностью менять смазочный материал. И в процессе выбора наталкивался на такое средство, как масло с молибденом. А возможно, кто-либо и вовсе не слышал про этот автомобильный продукт.

    На самом деле соединение MoS 2 стали применять еще с 50-х годов, поначалу в самолетостроении. Жидкость, в которой присутствовал дисперсионный порошок (разновидность дисульфида молибдена), добавлялась в масло. Полученный смазочный материал заливался в авиационные двигатели американских истребителей военного назначения.

    Это делалось с целью сохранности работоспособности двигателя при пробое картера и потери масла. В случае возникновения такой аварийной ситуации у пилота в запасе было какое-то время, чтобы долететь до ближайшего аэродрома. Все это осуществимо за счет уникальных смазывающих свойств присадки.

    Предприимчивый немец

    В 1955 году предприимчивый гражданин Германии по имени Ханс Хенле выкупил право пользования маркой Liqui Moly и патент присадки с использованием дисульфида молибдена. До этого под данным названием продавалась как раз описанная выше смазочная жидкость.

    Спустя два года в городе Ульм основалась компания под названием Liqui Moly GmbH, именно ей своим рождением обязано масло с молибденом. С этого момента компания наладила производство присадки в моторное масло. Первое время на рынок поставлялись все продукты, в которых присутствовало соединение MoS 2:

    • Kfz-1 - для присадок моторного масла;
    • Kfz-2 - для присадок трансмиссионного масла;
    • Kfz-3 - для производства универсальной смазки;
    • Kfz-4 - для монтажных паст.

    В настоящее время компания имеет богатый ассортимент продукции, поставляемый на автомобильные рынки практически всех стран мира. При этом на территории Германии марка Liqui Moly признана лучшей и удостоилась награды «Лучший бренд в категории смазочных материалов» согласно многим немецким журналам.

    Уникальные свойства

    Молибденит помимо автомобилестроения получил широкое распространение и в металлургии при производстве легированных сталей. Соединение за счет своих химических свойств не растворяется в жидкой среде. Поэтому специалистами Liqui Moly дисульфид молибдена в моторное масло вводится по специальной технологии, которая представляет собой настоящие достижение компании.

    Дисульфид молибдена измельчается до микрочастиц, а затем смешивается с маслом. Однако они не выпадают в осадок, а всегда находятся во взвешенном состоянии. И тут противники заявили бы, что эти частицы будут забивать масляные фильтры! Однако такое предположение в корне неверно, так как размер микрочастиц MoS 2 намного меньше пропускных отверстий любого фильтрующего элемента. В связи с чем, зона контакта трущихся поверхностей деталей всегда находится под надежной защитой.

    Свои свойства моторная присадка не теряет даже при высоких показателях температуры и давления. Помимо двигателя, защищают и другие агрегаты автомобиля:

    • основную коробку переключения передач;
    • раздаточную коробку;
    • планетарный механизм заднего моста;
    • ШРУСы.

    Для планетарных и шестеренчатых передач характерны менее экстремальные условия работы, у двигателя они больше во много раз. Однако и в этих механизмах есть свои особенности - так называемое пятно контакта, где сосредотачивается большое давление. Поэтому использование масла с дисульфидом молибдена с целью существенно снизить коэффициент трения, более чем оправдано.

    Военное назначение

    Применение дисульфида молибдена в ранние годы носило военный характер. Дело в том, что во время вьетнамского конфликта средство использовалось для смазки оружия. Благодаря дисульфиду молибдена пуля легко проходила внутри ствола и меньше деформировалась. А ее баллистические свойства существенно улучшались, что благоприятно сказывалось на точности.

    Американские летчики добавляли молибденовые присадки в трансмиссию вертолетов. Это позволяло при получении повреждений не упасть сразу же камнем, а долететь до базы на ремонт и за пополнением боекомплекта.

    Теперь же дисульфидом молибдена покрываются сами пули в процессе их производства.

    Преимущества масел

    Уникальные свойства соединения MoS 2 наделяют превосходными качествами производимые моторные масла с молибденом. Отзывы это лишний раз подтверждают. Во многом это достигается за счет строения кристаллической решетки, которая состоит из одинаковых по размеру атомов серы и молибдена. Пленка между трущимися поверхностями создается настолько прочной, что ни высокая температура (300-400°C), ни большое давление не смогут ее разрушить.

    Эффективность работы моторного масла можно почувствовать практически моментально после его заливки в двигатель. Механические потери снижаются, что отражается в перемене тональности звука силовой установки.

    В настоящее время одним из поставщиков на автомобильные рынки многих стран мира является известный уже бренд Liqui Moly. Американским институтом нефти подтверждено высокое качество выпускаемой компанией продукции, которое соответствует высоким стандартам по энергосбережению - API EC.

    Это означает, что экономия топлива может составить до 1,5% при умеренном движении автомобиля на прогретом двигателе. В условиях городского движения и при первом пуске мотора процент может быть еще больше.

    Как действует масло?

    Современный автомобиль содержит узлы и агрегаты, в которых немалое количество трущихся деталей. По этой причине они нуждаются в своевременной смазке. А поскольку двигатель работает от сгорания топлива, то трение сопровождается воздействием высокой температуры. Задача любой смазки заключается в снижении силы трения. С ней хорошо справляется моторное масло с молибденом, и отзывы многих владельцев показывают, как изменилось поведение автомобиля в лучшую сторону.

    Трущиеся поверхности только с первого взгляда кажутся идеально гладкими. На деле они имеют некоторую степень шероховатости, просто она измеряется микроскопическими единицами. При касании моторного масла трущихся поверхностей, оно создает на их шероховатостях микроскопический слой пленки, за счет которой и снижается трение. Тонкий слой постоянно обновляется за счет непрерывной подачи смазки давлением. К слову сказать, те же качества у потенциального конкурента - моторного масла "Манол Молибден".

    А так как масло содержит взвешенные твердые частички, хоть и очень маленького размера, то смысл всего сразу понятен. Если все эти микроскопические неровности и поры закрыть каким-нибудь твердым наполнителем, то поверхность станет более гладкой. В результате трение уменьшается, что, в свою очередь, приводит к снижению износа деталей.

    Общественное мнение

    Большинство опытных водителей и специалистов СТО отмечают положительные тенденции в работе моторного масла с молибденовой присадкой. В частности тихая и мягкая работа двигателя. Кроме того, количество расходного материала за все время пользования остается неизменным. Иногда молибден в моторном масле может привести хоть к несущественному, но увеличению компрессии в цилиндрах, что официально зарегистрировано.

    Molibden Benzin

    Однако всемирно известный производитель Liqui Moly не единственный, кто производит высококачественные моторные масла. С недавнего времени уже не избежать достойной конкуренции в лице нефтяного концерна "Маннол". На суд потребителей был выпущен продукт под названием Molibden Benzin 10W40.

    Полусинтетический смазочный материал изготовлен для двигателей, работающих на бензине. Характерной особенностью можно считать полную адаптацию к городским дорожным условиям в режиме «старт-стоп». Продукция прошла тестирование и в целом показала себя с наилучшей стороны. Как отмечают многие Молибден Бензин" по своим характеристикам не уступает продукции Liqui Moly. Но это не значит, что оно превосходит предыдущий товар. Ведь, как показывают другие отзывы, моторное масло "Молибден Бензин" не превосходит аналог по качеству. В этом они держатся на равных.

    Есть одна важная оговорка - масло необходимо заменять через каждые 7000 км пробега. В противном случае неизбежно возникнет окислительная реакция, что негативным образом влияет на работоспособность двигателя.

    Молибденовая присадка является предметом множественных споров. Автомобилисты часто видят подобные добавки на прилавках автомагазинов. Разумеется, консультанты рекламируют их, как лучшую добавку, увеличивающую моторесурс и решающую многие проблемы с мотором. В действительности молибденовая присадка не так хороша, как о ней вам могут рассказывать, но мы поможем во всем разобраться.

    Как функционируют присадки?

    Среди самых распространенных присадок для двигателей можно выделить молибденовые. Кроме того, в продаже можно найти моторные масла многих брендов, отличающиеся от аналогов содержанием молибдена в составе. По словам производителей таких смазочных составов, они еще более эффективно защищают мотор за счет сбалансированного комплекта присадок в составе, в том числе молибдена.

    В реальной жизни все автомобилисты и автомеханики делятся на две категории. Одних в полной мере устраивает присадка на основе молибдена, а также они пользуются молибденовыми маслами. Они отмечают снижение шумности работы мотора и увеличение моторесурса. Другие автомобилисты и механики рекомендуют никогда не заливать эти составы в мотор по многим причинам, о которых будет рассказано далее.

    Принцип действия молибдена

    Когда дисульфид молибдена полностью стабилизируется в смазочном составе, он не оседает на поверхностях деталей мотора или гидрокомпенсаторов. При этом формируется тончайшая пленка, которая не увеличивает зазоры и не нарушает циркуляцию масла в системе. Формирование этой пленки не бесконечно – процесс завершается, когда интенсивность изнашивания и наращивания пленки примерно выравниваются друг относительно друга.

    Такое происходит из-за постоянного применения молибденовых присадок для моторного масла или при работе мотора на масле с содержанием молибдена. После прекращения использования молибдена и возврата на обычной масло сформированная молибденом пленка начнет стираться и вероятность появления задиров повысится, а детали начнут активнее изнашиваться.

    Современные хорошие масла имеют в своем составе противозадирные присадки и обладают износостойкими свойствами. Добавки дисульфида молибдена в масла (в том числе на основе лития) могут образовывать противоударные слои повторно.

    Молибденовые присадки применяются не только в качестве добавок для масел, но и для решения других задач, а именно:

    • на производствах, требующих выдерживания воздействия температур до 400 градусов;
    • при смазывании определенных производственных материалов;
    • в качестве добавок в пластические массы, чтобы повысить их плотность.

    Чем же плохи молибденовые добавки?

    Присадки с молибденом, предназначенные для моторных масел и образующиеся за счет них слои на металлических деталях, уменьшают степень трения. Тесты доказывают, что подобные добавки для масел эффективно работают в разных промышленных агрегатах типа редукторов или лебедок с цилиндрическими зубьями. В случае с высокооборотистыми бензиновыми моторами все не так однозначно.

    Моторное масло, в составе которого есть дисульфид молибдена, представляет собой физическую, а не химическую смесь. Фракции твердых частичек достаточно большие, а при работе мотора они проникают не только на трущиеся поверхности, но и в нежелательные места – к поршневым кольцам.

    В паре цилиндра и компрессионного кольца нет нагрузок, превышающих порог сваривания и задиров, а скорости остаются на уровне, при котором антифрикционные качества дисульфида проигрывают граничному слою минерального масла без посторонних включений.

    Масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур зачастую приводят к закоксовыванию или отложению продуктов сгорания на кольцах. Это негативно сказывается на работе цилиндропоршневой группы. В результате этого возникает прорыв газов в масло через поршневые кольца, а это приводит к высокотемпературным нагрузкам и появлению большого количества отложений. Данным фактом объясняется, почему моторные масла с молибденом не рекомендованы серьезными автопроизводителями.

    Снижения коэффициента трения сегодня можно достичь с помощью особых синтетических добавок, а не молибденом. Например, существуют эстеры – продукты, сравнимые с касторовым маслом. В последние годы его частично используют даже в гоночных машинах. У эстеров высокая адгезионная способности и они формируют прочную смазочную пленку. К преимуществам синтетических масел относят их хорошую термическую стабильность.

    Другие аргументы против молибдена

    В составе многих моторных масел присутствует такие присадки, как дисульфид молибдена и тефлон. Удельный вес первого составляет пять единиц и у него хорошая структура для смазывания. Молекулы молибдена движутся относительно друг друга, подобно листам бумаги. Графит обладает круглой формой, а у молибдена она пластинчатая. Применение молибдена могло бы быть оправдано, если бы в мотор заливались примитивные масла без присадок с моющими свойствами.

    В Германии во Вторую мировую дисульфид молибдена применяли в танковых войсках. При утечке масла мотор мог некоторое время функционировать за счет молибденовых отложений. Военный США при вьетнамской войне смазывали молибденовыми составами вертолетные трансмиссии, что обеспечивало возможность аварийной посадки.

    Современные моторные жидкости содержат кальций. Кальциевые присадки способны на реакции и атакуют молибден до соприкосновения с металлом. Это приводит к формированию крупных молекул, оседающих в фильтре. Если бы в маслах не было кальция и к чистоте мотора не предъявляли такие высокие требования, дисульфид молибдена по сей день пользовался бы высоким спросом. При его применении истрачиваются кальциевые присадки, которые поддерживают мотор в чистоте. Также их применение приводит к засорению фильтра и загрязнению мотора.

    Например, молибденовые присадки от производителя Ликви Моли можно с успехом использовать в старых отечественных маслах невысокого качеств, в которых нет кальция и цинка. Маркетологи Ликви Моли оперируют старой информацией, не заостряя внимание клиентов на том, что современные масла имеют хорошие пакеты присадок. Следовательно, они практически обманывают клиентов.

    Стоит ли использовать молибденовые присадки?

    Несмотря на то, что молибденовые присадки в масло обладают определенными преимуществами, они не так хороши. Дисульфид молибдена действительно считаются неплохими модификаторами трения и выдерживают высокие нагрузки в узлах трения, однако заливать подобные добавки в мотор все же не следует.

    Также иногда специалисты отмечают, что в развитых странах производство масел с присадками на основе молибдена облагаются налогами. Если изучить допуски производителей, указываемые присадки не проходят лицензирования. Дело в том, что после их применения параметр сульфатной зольности перестает соответствовать нормам.

    С учетом всего этого можно сделать вывод, что при использовании современных масел присадки с молибденом совершенно бесполезны. В хороших смазочных составах уже есть все необходимые компоненты, а молибден может только навредить мотору.


    Содержание Дисульфид молибдена в порошке

    На сегодняшний день существует множество как положительных, так и отрицательных отзывов автолюбителей об использовании в моторных маслах специальных добавок, в которых присутствует дисульфид молибдена. Попробуем понять, что же собой представляют молибденовые присадки в моторное масло, и какую функцию они выполняют при добавлении в смазочные материалы.

    Сегодня ужесточаются требования к производителям двигателей и к изготовителям рецептов смазочных масел.

    Использование модификаторов трения, при помощи которых в участках повреждений масляной пленки создаются антифрикционные слои, представляет собой один из вариантов обеспечения наличия энергосберегающих качеств у моторных масел.

    Дисульфид молибдена представляет собой классическую противоизносную и противозадирную присадку для смазок и масел. Все компании, производящие моторные масла, в любом случае включают в состав своей продукции различные антифрикционные твердые или жидкие компоненты, такие как эстеры, керамика, дисульфид молибдена, графит и другие.

    Принцип действия этих средств

    Малорастворимые присадки из молибдена в моторное масло действуют по принципу, схожему с графитовыми добавками и основанному на пластинчатой слоистой структуре добавок. В состав молекул дисульфида молибдена MoS2 входит один атом молибдена, с которым прочно связаны два атома серы, размеры которых можно сопоставить с размерами атомов металлов, что позволяет сере прочно закрепляется на металлических поверхностях трущихся деталей (поршней или подшипников). Соединение молибдена с серой является достаточно крепким, тогда как соединение частиц серы в близлежащих молекулах является, напротив, слабым.

    В результате добавления дисульфида молибдена в смазочный материал происходит покрытие обеих трущихся металлических поверхностей защитным слоем, состоящим из молекул данного вещества, свободно скользящих по отношению друг к другу. Это позволяет исключить прямой контакт металлов между собой, значительно уменьшить трение и перегревание деталей на участках, где оно присутствует, особенно – в случае экстремальных нагрузок, что существенно снижает изнашивание металлических деталей.

    Молибденовая добавка

    Стабилизация дисульфида молибдена происходит в моторных маслах достаточно хорошо, что обеспечивает поддержание взвешенного состояния вещества в течение всего срока службы, предотвращая самопроизвольное оседание на поверхности двигателей, включая гидрокомпенсаторы. Защитная пленка данного вещества обладает ничтожно малой толщиной по сравнению с рабочими зазорами мотора, что позволяет ей не поддерживать свободу циркуляции масла.

    О том, какими характеристиками обладает молибденовая присадка в двигатель, мнения водителей сильно разнятся. Одни считают, что молибденов дисульфид вызывает только отличные качества и улучшает работу мотора в целом, другие – что добавление его в смазочные материалы уменьшает срок службы мотора. Так как же действует молибденовая присадка, добавляемая в моторные масла?

    Молибденовая присадка вызывает только отличные качества и улучшает работу мотора.

    Положительные качества молибдена

    Современные требования для автомобильных выбросов в атмосферу и для эффективности топливного потребления становятся все более высокими. Они касаются производителей как масел, так и автомобилей. Для улучшения этих качеств и воссоздания антифрикционных слоев в местах, где нарушена масляная пленка, используют дисульфид молибдена.

    При использовании молибденовой присадки снижается возникновение задиров в двигателе.

    Молибденовые присадки обладают такими качествами:

    • сведение к минимуму возникновения задиров в двигателе;
    • придание смазочных и износостойких качеств маслу.

    Антифрикционные соединения добавляются во многие современные масла. Молибден благоприятно вступает в соединение с серой, что позволяет плотно прикрепиться к поршню или другой трущейся детали, добавляя тем самым смазочных свойств и увеличивая пленочный слой в двигателе.

    Доказано, что при наличии дисульфида молибдена в масляном составе металлические поверхности элементов движка снижают вероятность трения и полностью исключают контакт металла с другими деталями.

    Это означает, что износ при экстремальной езде и перегревание двигателя также исключаются. Ремонт двигателя на компонентном уровне требуется гораздо реже.

    Вернуться к оглавлению

    Как работает дисульфид молибдена?

    Добавки дисульфида молибдена в смазочные жидкости способны образовать повторные противоударные слои.

    Дисульфид молибдена при полноценной стабилизации в смазочном продукте не осаждается самопроизвольно на поверхности элементов двигателя и даже на гидрокомпенсаторах. Образуется очень тонкая пленка MoS2, не переполняющая никоим образом зазоры в движке и не нарушающая масляную циркуляцию в нем. Это пленочное формирование не бесконечно, а заканчивается в тот период, когда показатели скоростей наращивания и изнашивания становятся приблизительно равными.

    Это происходит в результате постоянного использования молибденовых присадок при добавках в смазочную жидкость или использовании масла с содержанием молибденовых элементов в нем. Когда водитель прекращает использование молибдена и переходит на традиционное масло, образованная молибденовая пленка изнашивается, вследствие чего возрастает количество случаев возникновения задиров и детали быстрее изнашиваются.

    Потому современное масло для двигателя обладает противозадирными и износостойкими свойствами. Добавки дисульфида молибдена в смазочные жидкости (в том числе и на литиевой основе) способны образовать повторные противоударные слои.

    Молибденовые присадки как отдельный жидкий материал для добавки в масло становятся все более популярными не только среди автомобилистов, но и:

    • в производстве, требующем выдержки высокой температуры (до 400°С);
    • для смазки некоторых производственных материалов;
    • в качестве добавки в пластические массы для повышения их плотных качеств.

    Вернуться к оглавлению

    Отрицательные качества

    При постоянном использовании данной присадки образуются газовые порывы, усиливается термическая нагрузка и количество отложений.

    Согласно многочисленным исследованиям, данные добавки эффективны для промышленных агрегатов. В высокооборотных двигателях при непрерывном использовании (особенно при недостатке масла) твердые молибденовые частицы могут попадать в область колец для поршней.

    В результате при постоянной работе в условиях высокой температуры могут откладываться продукты сгорания в районе поршневых колец. От этого цилиндро-поршневая группа начинает работать неправильно. Образуются газовые порывы, усиливается термическая нагрузка и, соответственно, количество отложений. Потому некоторые автопроизводители крайне не рекомендуют дисульфид содержащие масляные продукты в качестве базового использования. Но что делать, если водитель желает снизить трение в двигателе?

    Это сложные синтетические эфиры, схожие по физическим свойствам с касторовым маслом. Их использование увеличивает адгезионные способности и улучшает смазочные свойства ввиду образования тонкой, но плотной и стабильной пленки. Очередным достоинством масел с большим содержанием в составе синтетических элементов является стабильная термостойкость и адаптация к чрезмерно высоким температурам.

    Для кратковременного продления срока службы двигателей военной техники использование молибдена очень даже уместно. Так срок службы танковой техники можно продлить при условии полного масляного голодания. Для автомобилей использование молибдена без масла очень вредно.

    Масляные свойства при добавке молибдена быстро утрачиваются.

    Современные масляные продукты в своем составе содержат очень много кальция, который не дает молибдену оседать на металлической поверхности, потому образуются крупные молекулы, концентрирующиеся на масляном фильтре. Это означает, что утрата кальциевых добавок приводит к загрязнению двигателя, хоть и смазочные свойства улучшаются. Потому если у водителя есть желание использовать подобные присадки, масло должно содержать в своем составе повышенное количество кальция. А таких масел пока еще не разработано. В этом случае водитель, стараясь добавить смазке противозадирных свойств, рискует обрести поломку мотора, связанную с сильным загрязнением.

    В любом случае при добавке подобных присадок всегда требуется своевременная замена масла. Долго проездить без замены не получится. Масляные свойства при добавке молибдена быстро утрачиваются. В результате от кислородного воздействия (который образуется из-за распада молибденовых молекул) сначала на ШРУСе рвется пыльник, затем и он сам выходит из строя. При попадании влаги металлические элементы двигателя быстрее изнашиваются и, как следствие, серьезно разрушаются. А использование данного рода смазок для ступичных подшипников опасно.

    Для решения данного вопроса производители смазочных жидкостей выпускают продукты с содержанием специальных синтетических компонентов.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png