Чтобы узнать, трактор к какой категории относится согласно отечественным нормам, необходимо разобраться в классификации машин по тяговым характеристикам и типу прав, предусмотренных для той или иной техники. Ключевым параметром является тяговое усилие. При этом учитывается вид почвы и условия эксплуатации агрегата. Вполне естественно, что трактор по рыхлому и сырому грунту сможет транспортировать меньший груз, чем по сухой и твердой поверхности.

Критерии

Для аграрного самоходного транспорта предусмотрены следующие аспекты, влияющие на максимальное усилие:

  • Разновидность почвы - стерня колосовых растений.
  • Процент влажности грунта - до 30 процентов.
  • Твердость поверхности - нормальная.
  • Процент пробуксовки для колесных моделей 4*2/4*4 и гусеничных вариантов - 16/14/3%.

Классификация

Легкий и тяжелый, гусеничный или колесный трактор к какой категории относится? Как правило, тяговое усилие обозначается цифрой, измеряемой в тонно-силах. Реже встречаются классы, отмеченные мощностью в килоньютонах. Для сравнения, 10 тс приравниваются к 1 кН. То есть если техника имеет маркировку 14 кН, то она относится к категории 1,4 сильных машин.

Современная классификация по отечественным стандартам предусматривает 17 классов самоходной техники в плане тяги. Начинается маркировка от садовых либо огородных мотоблоков и заканчивается особо мощной гусеничной техникой. Ниже рассмотрим эти разновидности подробнее, чтобы понять, к какой категории транспортных средств относится трактор того либо иного типа.


Подразделение по группам

Условно данную технику можно разделить на несколько групп, а именно:

  1. Мини-тракторы относятся к классу 0,2-0,4. Машины предназначены для обработки небольших площадей, для эксплуатации с дополнительными прицепными или навесными устройствами. Кроме того, машины могут использоваться для транспортировки грузов.
  2. Универсальный трактор к какой категории относится? Принято считать, что подобные агрегаты причисляются к категории 0,6-2,0. Техника предназначена для широкого спектра сельскохозяйственных работ, в том числе пахоты, посева, обработки, полива, возделывания культур, а также их транспортировки в места складирования.
  3. Машины общего назначения представлены категорией 3-7. Они задействуются для выполнения энергоемких манипуляций (очистка территории от снега, культивация, вспахивание, мелиорация, перевозка грузов). Используется данная категория на больших участках.
  4. Специальная техника, которая может иметь определенное направление по обработке конкретной культуры. Например, овощеводческие, хлопкообрабатывающие модификации и трактора, используемые при переработке, сборе свеклы и других корнеплодов.
  5. Агрегаты на самоходных шасси используются преимущественно в качестве малых машин в хозяйственных сферах, имеют фронтальную раму.

Класс 0,2-0,9

Начнем по порядку. К категории 0,2 относятся следующие машины:

  • МТЗ-82, «Беларус-112».
  • «Уссуриец», КМЗ-012, «Уралец Т-02».
  • Китайские модификации типа «Фотон ТЕ-244», «Чери», «Донг Фенг».
  • Японские модели «Митцубиси», «Кубота», «Исеки».

Эти машины используются для работы на малых участках в качестве мотоблоков и транспортеров, с возможностью применения прицепного и навесного оборудования.


Категория 0,4 не получила особого распространения на отечественном рынке. Популярным представителем этого класса является машина ХТЗ-7 и китайский аналог от фирмы «Джинма». Универсальными характеристиками обладают машины 0,6 класса. Они востребованы в различных сферах народного хозяйства, выпускаются на Владимирском тракторном заводе, в Белоруссии и на китайских предприятиях. Если ответить на вопрос о том, к какой категории относится трактор Т-25, можно сказать, что он причислен как раз к рассматриваемой группе и пользуется популярностью при работе на полях и в коммунальной отрасли.

Что касается 0,9 класса, такие машины также считаются универсальными, применяются для аграрных и коммунальных работ, а также в некоторых других сферах. Особо яркие представители: ЛТЗ-55, ВТЗ-45, ТТЗ-80, Т-40.

Класс 1,4 и 2

Изучая вопрос о том, к какой категории относится трактор, перейдем к более мощным модификациям. Категория 1,4 причислена к самым массовым в аграрной отрасли, жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве. В этот перечень входят МТЗ-52, «Беларус-82», ЛТЗ-95 и некоторые другие машины отечественного производства и их зарубежные аналоги.

Второй класс в большинстве своем относится к гусеничным моделям. Это обусловлено возрастанием нагрузки и тяговых потребностей. Кроме того, в эту категорию входит несколько современных колесных вариаций. Часто используемые представители данной категории: ЛТЗ-155, Т-70, Т-54В, «Беларус-122», «Джон Гир», Deutz Agrofarm 430, CASE IH Maxxum 125.

Более мощные представители

Например, ДТ-75. Этот трактор к какой категории относится? Как и его сородич под индексом 175, машина причислена к третьему классу. Применяется техника при добыче руды и других полезных ископаемых, а также в аграрной сфере. К представителям этой группы также можно отнести: «Агромаш-90», «Джон Гир-6»,» Нью Холанд», «Беларус-1523».


Четвертый класс тракторов представлен несколькими колесными и гусеничными вариантами. Среди них: «Беларус -2022/2103», ХТЗ-181, АТМ-3180, седьмая серия от американского производителя «Джон Гир», а также обновленная версия «Нью Холанд».

Пятая категория техники оснащается полным приводом и гусеницами либо протекторами с широким, глубоким рисунком. Машины применяются в разнообразном спектре аграрной сферы, а также выполняют функцию тягача при передвижении по бездорожью. Среди пятого класса наиболее востребованными являются марки: «Беларус-2522/3022», «Кировец», «Магнум», Т-250/501.

К какой категории относится трактор К-700?

Далее рассмотрим самую мощную по тяговым характеристикам группу. К шестому классу относятся гусеничные машины Т-100М, Т-130, а также колесные модели К-700/744. Тракторы успешно решают задачи повышенной сложности в аграрной, строительной, коммунальной и добычной отрасли в различных климатических зонах. Зарубежные модификации в этом сегменте представлены маркой Case (IH -430/480/530).

Седьмая категория включает в себя машины с наиболее мощными и энергонасыщенными показателями. Машины используют для обработки любого грунта и других сложных работ. Эта техника производится ограниченными сериями. Среди представителей отмечают отечественные марки Terrion АТМ-7360 и УДМ-5К-02, а также зарубежные аналоги типа Buhler Versatile, New Holland, John Deere. Эти машины относятся к группе самых мощных вариантов, которые выпускаются серийно.


Права тракториста

Какие трактора относятся к категории «Д»? Фото машины, представленной выше, свидетельствует, что техника для права управления требует квалификации «Д». Однако прежде чем рассмотреть эту модель, следует изучить основные правила, которые позволяют получить права тракториста.

Форма получения документов регламентирована службой Государственного технического надзора. Это обеспечивает единое оформление прав, которые представляют собой карточку, заполненную с двух сторон. На лицевой части представлены сведения о личности владельца, фотография и подпись. С обратной стороны имеется информация о классе используемой техники, а также право допуска к управлению машиной.

В принципе, права на управление трактором имеют схожесть с аналогичными водительскими документами для обычных транспортных средств, однако отличаются категориями и колером бланка. Основанием для выдачи таких прав служит подтверждение прохождения специальных курсов, выдаваемое по окончании теоретических и практических занятий.

Этот документ не является безусловным разрешением на управление техникой, а представляет собой определенный допуск к специальному экзамену в директиве Гостехнадзора. Без специального удостоверения допускается управление техникой, мощность которой не превышает четырех киловатт. Стоит отметить, что при несоблюдении установленного регламента за нарушения процедуры вождения спецтехники ответственность несет не только водитель, но и его работодатель.

Разновидности документации на управление техникой

Какие трактора относятся к категории «Е», «Д» и другим? На этот вопрос можно ответить, изучив основные группы, предусмотренные в этом классе машин.


Представлены они ниже в списке:

  1. Класс «А» дает право на управление транспортными средствами, которые не предназначены для дорог общего пользования. К этой группе относятся снегоболотоходы, квадроциклы, складская техника и подобные механизмы.
  2. Категория «В» выдается водителям, получившим право на управление средствами на колесах или гусеницах, мощность которых не превышает 34 конских силы (25,7 кВт).
  3. Получив класс «С», оператор может управлять тракторами мощностью до 150 «лошадок».
  4. Категория «Д» - разрешение на работу с агрегатами от 150 лошадиных сил и выше, преимущественно на колесном ходу.
  5. Класс «Е» - управление гусеничной техникой мощностью свыше 24,7 кВт.
  6. Категория F позволяет использовать аграрные тяжелые самоходные машины.

Разряды

Какие трактора относятся к категории «Д» и другим классам, рассмотрено выше. Однако существуют еще и разряды, регулирующие допуск оператора к управлению разными видами техники. Если выделить эти категории отдельно, их можно рассредоточить следующим образом:

  1. Второй разряд позволяет управлять специальной техникой под надзором опытного наставника. Кроме того, машинист может ремонтировать погрузочные и навесные приспособления для тракторов.
  2. Аккумуляторными погрузчиками и другими грузоподъемными механизмами может управлять оператор с третьим разрядом. Также он имеет допуск к проведению погрузочно-разгрузочных работ и штабелирования различного рода грузов.
  3. Четвертый разряд позволяет управлять техникой мощностью свыше 100 лошадиных сил, которая используется в аграрной сфере, промышленности и строительстве. Эта категория предусматривает возможность проведения самостоятельного ремонта и обслуживания машины.
  4. Пятый разряд подразумевает возможность управления и обслуживания бульдозеров, экскаваторов и прочей тяжелой техники.
  5. Оператор с шестым разрядом может управлять аналогичными машинами, мощность которых превышает 200 лошадиных сил.


Итог

Управление трактором требует особых навыков. Права на управление подобными механизмами подразделяются на несколько категорий, которые описаны выше. Игнорирование правил может привести к аварии или непредвиденным последствиям. Из этого следует, что управление рассматриваемыми машинами требует соответствующей подготовки и особого внимания.

Чем сложнее и разнообразнее современная техника, тем больших знаний и навыков она требует и даже удостоверение тракториста машиниста нового образца сильно отличается по требованиям от предыдущей редакции. Изменения начали действовать с 13 ноября 2011 года, но с новыми правилами появились и новые вопросы. Вместе с обновленной процедурой получения прав, Правила допуска к эксплуатации тракторов и самоходной техники изменили классификацию транспорта, появились новые термины и более расширенная классификация.

Самоходная машина, что это по определению

Как известно, автомобильные водительские права не позволяют управлять не только трактором, но и менее сложной техникой, квадрициклом, к примеру. А мотоциклетные права не разрешают ездить на квадроцикле. К специальной технике тем более нужна особая подготовка. Отсюда и начинаются изменения в Правилах, поскольку техника усложняется и её разновидностей становится все больше и больше. Если до 2011 года удостоверение машиниста давали, опираясь на такую классификацию:

  • В категорию A входил мототранспорт, который не был предназначен для эксплуатации на обычных дорогах, только по пересеченной местности. Без каких-либо оговорок и уточнений.
  • Под категорией B подразумевалась гусеничная и колёсная техника с мотором не мощнее 25,7 кBт.
  • К категории C относился спецтранспорт на колёсном ходу с мотором мощностью от 25,7 до 77,2 кBт.
  • Техника на колёсном ходу мощнее 77,2 кBт относилась к категории D.
  • Гусеничная техника, оборудованная мотором не мощнее 25,7 кBт причислялась к категории Е.
  • Категория F включала в себя все самоходные машины только сельскохозяйственного назначения.

Радикальные изменения в классификации техники коснулась в основном первой категории, категории А, в остальных же изменились только мощностные параметры, что вполне естественно, поскольку техника постоянно развивается и её мощность постоянно растёт. Расшифровка новой классификации, действительной с 2011 года, представляет собой более четкое описание типов машин:

  • Категория А, в неё входит автомототранспорт, который не предназначен для эксплуатации в условиях автодорог общего пользования или же с паспортной максималкой 50 км/ч и меньше. Эту технику разбили на четыре подкатегории:
    • АI - фактически она дублирует старую категорию A, к ней относят снегoходы, квадроциклы и прочую внедорожную мототехнику.
    • В категорию AII вошла техника на пневматическом ходу с разрешенным весом не более 3,5 т. При этом посадочных мест в салоне должно быть не более восьми, не считая водителя. По сути перечень этого транспорта повторяет автомобильную категорию В, единственная разница в том, что эти машины предназначены только для езды по бездорожью. Примером может стать любой внедорожник, поставленный на шины низкого давления.
    • Категория AIII - это аналог категории C для автомобилей, то есть, это грузовой транспорт с разрешенной массой больше 3,5 т и адаптированный к передвижению по пересеченной местности - грузовые снегоходы, болотоходы на колёсах низкого давления.
    • Техника категории AIV - это пассажирский транспорт с количеством сидячих мест на борту больше восьми, не считая места шофера. Так же, как и все, что относится к категории А, они предназначены только для передвижения вне дорог общественного пользования.

Видеосюжет спецоперации по выявлению недобросовестных трактористов

  • Категория B подразумевает не только колёсный, но и гусеничный транспорт с силовым агрегатом мощностью 25,7 кBт. Как правило, это двух- и четырехтактные трактора, чаще всего используемые коммунальными службами и в сельском хозяйстве (трактор Т25 и его китайские аналоги).
  • В категорию C входят трактора на колёсном ходу, у которых мотор имеет мощность от 25,7 до 110,3 кВт.
  • Изменения в категории D коснулись только мощности двигателей. Теперь сюда относятся трактора и спецтехника на пневмоходу с моторами мощнее 110,3 кВт.
  • Категория Е осталась без изменений - это гусеничная техника с двигателями, мощность которых превышает 25,7 кВт.

Изменения не затронули довольно широкую группу техники категории F, это любая специальная сельскохозяйственная техника, не важно, какой мощности и предназначения.

Таким образом, в новой классификации транспорта навели порядок и более чётко разграничили типы специальной и внедорожной техники. Естественно, изменения 2011 года затронули и процедуру сдачи на права на трактор, появилось и удостоверение тракториста машиниста нового образца. Особенно это коснулось прав тракториста категории A.

Новые права, новые нюансы

Для начала, изменения в порядке получения тракторных прав коснулись возраста, когда можно получить удостоверение машиниста. Если раньше минимальный порог для категории A составлял 16 лет, для категории D 18 лет, а все остальные права на трактор можно было получить в 17 лет, то с 2011 года возрастные рамки были изменены. Категория AI может быть выдана с 16 лет, удостоверение машиниста AII и AIII теперь доступно с 19 лет, а управлять пассажирским внедорожным транспортом категории AIV можно только при достижении 22-x. Возрастной порог для остальных типов транспорта остался прежним.

Есть ещё один важный нюанс, который появился только в 2015 году - с декабря самоподготовка к процедуре получения удостоверения тракториста-машиниста стала невозможной.

Претенденту на тракторные права AI и B теперь надо проходить обязательное обучение в профильных школах по специальным программам, разработанным для овладения умением управлять техникой определенного предназначения.

Следовательно, для сдачи госэкзаменов самостоятельно подготовиться не получится.


Появилось ограничение, касающееся временных прав тракториста. До 2015 года ограничений срока действия временных прав не было. Теперь для прохождения производственной практики выдают временные права, срок действия которых составил два месяца. Кроме этого, из Правил исключили такое понятие, как временное разрешение на управление. Водить такую технику можно только тогда, когда на руках есть удостоверение тракториста-машиниста, в отдельных случаях можно воспользоваться временным удостоверением.

Как получить тракторное удостоверение

Процедура получения тракторных прав во многом сходна с ситуацией, когда нужно получить водительское удостоверение на автомобиль - необходимо пройти специальную профильную подготовку в организации, которая имеет гослицензию на ведение такой деятельности. Причём отсутствие лицензии у организации не даёт права курсанту сдавать экзамены в Гостехнадзоре. Как и в случае с автомобилями, учащийся сдаёт два комплекса экзаменов - внутренний, в школе, и финальный, в Гостехнадзоре.

Для сдачи финального экзамена необходимо предоставить:

  • Заполненный бланк заявления.
  • Документ, удостоверяющий личность гражданина РФ.
  • Медсправку, форма №8.
  • Диплом или его аналог, подтверждающий успешное завершение обучения.
  • Если экзамены сдаются с целью получения новой категории, то необходимо предоставить удостоверение машиниста.
  • Матовые фотографии 3х4.
  • Квитанцию об уплате госпошлины (400 рублей).

Вместе с документами необходимо заполнить и сдать бланк персональной карточки. Её выдают прямо перед экзаменом. После этого экзамены проходят в три этапа:

  1. Теоретический экзамен на проверку знаний ПДД и теории, касающейся эксплуатации тракторов и самоходных машин. Если у курсанта есть водительские права на автомобиль, то экзамен на знание ПДД можно не сдавать.
  2. Практический экзамен. Как и в случае с автомобилями, кандидат проходит экзамен сначала на закрытой площадке, после успешной сдачи автодрома его допускают к практическому экзамену в реальных условиях работы техники.
  3. Экзамен по знанию основ оказания первой медицинской помощи.

После успешной сдачи экзаменов кандидат предъявляет заполненный бланк экзаменационной карты, платит 500 рублей за картонные права или 2 тысячи за пластиковые и получает на руки удостоверение тракториста-машиниста нового образца.

  • Новости
  • Практикум

Дакар-2017 может пройти без команды КАМАЗ-мастер

Российская команда «КАМАЗ-мастер» на сегодняшний момент является одним из самых мощных ралли-рейдовых коллективов планеты: с 2013 по 2015 годы сине-белые грузовики трижды брали золото марафона «Дакар», а в этом году экипаж под руководством Айрата Мардеева стал вторым. Однако, как сообщил агентству ТАСС директор НП «КАМАЗ-Автоспорт» Владимир...

Финал Volkswagen Polo Cup — шансы есть у пятерых

В 2016 году финальный этап Volkswagen Polo Cup вновь пройдет в рамках решающего раунда Кубка России по ралли. На этот раз точки над «i» в сезоне расставит «Cupper Псков» - гонка, которая стартует и финиширует прямо у стен кремля древнего города. Причем организаторы готовят сюрприз: в пятницу, 30 сентября, спортсмены...

Volkswagen получил Шнобелевскую премию

Пародийная награда за самые сомнительные достижения науки, известная как Шнобелевская премия (Ig Nobel Prize), была вручена в Гарвардском университете в США, сообщает «Интерфакс». Компания Volkswagen стала победителем конкурса по химии. Шнобелевская премия была вручена за оборудование, которое снижало уровень вредных выбросов при подключении аппаратуры для тестирования. Именно...

Глава Volkswagen: компенсация за дизельгейт утопит компанию

Главный исполнительный директор Volkswagen AG Маттиас Мюллер заявил, что европейские автомобилисты, машины которых затронул «дизельгейта», не получат таких компенсаций, которые полагаются автовладельцам США, сообщает Interfax. На прошлой неделе Volkswagen согласовал с регуляторами США и автовладельцами выплаты на сумму более $15 млрд. По условиям соглашения, немецкий концерн будет либо...

В России предложили ввести штраф для водителей 1 млн рублей

По словам Канаева, в агрессивном вождении кроется серьезная опасность, что такому примеру последует большое количество других водителей. Чтобы этого избежать, закон должен предусматривать наказание для лихачей в виде крупного штрафа, по мнению главы ФАР, - до 1 млн рублей, сообщает «Интерфакс». Поводом для высказывания Канаева послужил широко обсуждаемый...

У Lada Priora появится спецверсия за полмиллиона рублей

На прошлой неделе АвтоВАЗ сообщил, что флагманские модели Vesta и XRAY получат специальные версии, посвящённые грядущему 50-летию автогинанта. А теперь стало известно, что юбилейное исполнение также подготовлено для машины из «старой линейки» - седана Priora. У седана (в других типах кузова автомобиль больше не выпускается) появятся «белая» и «чёрная» спецверсии - ...

Кроссовер Renault для России: производство началось

В торжественной церемонии, посвященной запуску производства Renault Kaptur, принял участие заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович. Он первым провел тест-драйв нового полноприводного Renault Kaptur и остался доволен автомобилем. Как уже рассказывал «Авто Mail.Ru», Renault Kaptur - это кроссовер, построенный на базе модели Duster. От европейского кроссовера с аналогичным...

Шелковый путь: G-Energy Team вышла на третье место

Российская команда G-Energy Team на автомобиле Mini по итогам шести этапов гонки занимает третье место в общем зачете. Владимир Васильев и Константин Жильцов потратили на преодоление спецучастков 11 часов 16 минут 25 секунд. Они уступают лидеру ралли-рейда 9 минут и 50 секунд, что по меркам ралли-марафонов совсем немного. ...

Lifan X60: теперь — с новым дизайном

Пожалуй, именно китайские компании следует признать чемпионами мира по частоте обновления своих моделей. Взять, например, Lifan. Недавно «Авто Mail.Ru» рассказывал про седан Solano, который, дебютировав в 2008 году, пережил уже вторую за свою жизнь модернизацию. Теперь китайцы решили обновить другой бестселлер - кроссовер X60, ...

Китайский седан Qoros 3 стал электрическим

Внешне от своего бензинового собрата электроседан отличается новой радиаторной решеткой, бамперами, псевдовнедорожным пластиковым обвесом и шильдиками EV на переднем и заднем бампере. В салоне и вовсе одно изменение - металлический диск-селектор, занявший место рычага КПП. Электромобиль весит 1750 кг, на «полном баке» может проехать до 350 километров и разгоняется до 160 ...

Они появились в результате генетического моделирования, они синтетические, как одноразовый стаканчик, они практически бесполезные, как пекинесы, но их любят и ждут. Те, кто хочет боевую собаку, заводят себе бультерьера, кому нужна спортивная и стройная, отдают предпочтение афганским борзым, кому нужна...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

Самых дорогостоящие машины в мире

Самых дорогостоящие машины в мире

Безусловно, любой человек хотя бы один раз задавался вопросом, какая же самая дорогая машина в мире. И даже не получив ответа, мог только вообразить себе, что же представляет собой самый дорогой автомобиль в мире. Возможно, некоторые думают, что это мощный, ...Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Какие машины угоняют в Москве чаще всего?

Какие машины угоняют в Москве чаще всего?

За последний 2017 год самые угоняемые машины в Москве – это Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. Абсолютный лидер среди угнанных машин – это седан Camry. Он занимает «высокое» положение даже, невзирая на то, что...

ЧТО нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит?, как долго взять авто в кредит.

ЧТО нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит?, как долго взять авто в кредит.

Что нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит? Покупка автомобиля, а особенно за счет кредитных средств, является далеко не самым дешевым удовольствием. Помимо основной суммы кредита, достигающей нескольких сотен тысяч рублей, приходится еще выплачивать банку проценты, причем немалые. В перечень...

Центральные фигуры Местные гаишники не показывают никакой реакции на новый «Гольф». По наблюдениям, им куда больше нравится броская «Хонда» (по всей видимости, редкая на Украине). К тому же традиционные пропорции «Фольксвагена» настолько удачно прячут обновленную кузовную платформу, что обывателю трудно...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

О том, где и как получить водительское удостоверение тракториста-машиниста, когда и для чего это требуется, идет речь в этой статье. Надо отметить, что удостоверение тракториста-машиниста является единственным основанием допуска к управлению самоходными машинами. А к самоходным машинам, в свою очередь, относятся дорожно-строительные машины, тракторы и другие безрельсовые механические наземные транспортные средства, имеющие независимый привод. Они снабжены двигателем внутреннего сгорания с объемом более 50 куб. см или электродвигателем, максимальная мощность которого больше 4 кВт.

Пригодится данный материал и для любителей активного отдыха, которые любят передвигаться на квадроциклах и снегоходах. Для управления такой техникой нужно получать не водительское удостоверение, а удостоверение тракториста-машиниста.

В каком возрасте можно получить водительское удостоверение тракториста-машиниста

К сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами и, соответственно, получению удостоверения тракториста — машиниста допускаются граждане от 16 до 22 лет. Зависит это от получаемой категории удостоверения тракториста-машиниста (как и ). Всего таких категорий 9 (А1, А2, А3, А4, В, С, D, E, F). Итак, кандидат в водители для получения удостоверения должен достигнуть:

  • «А1» – 16 лет;
  • «А2» и «А3» – 19 лет;
  • «А4» – 22 года;
  • «В», «С», «Е», «F» – 17 лет;
  • «D» – 18 лет.

Для получения удостоверения тракториста-машиниста категорий «А2», «А3» и «А4» нужно иметь с категориями «B», «С» или С1» соответственно. При этом стаж вождения водителя должен быть более 12 месяцев.

Обучение управлению самоходными машинами

Чтобы получить допуск к экзаменам на право управлять самоходными машинами нужно пройти профессиональную подготовку. Это можно сделать только в учебном специализированном учреждении, которое обладает соответствующей лицензией.

После прохождения курса обучения курсант должен сдать два экзаменационных комплекса: первый принимает комиссия учебного заведения, а второй сдается в региональном подразделении Гостехнадзора.

Документы для допуска к экзаменам машиниста-тракториста

Закончив обучение в учебном заведении в региональное подразделение Гостехнадзора по месту жительства нужно представить документы, необходимые для допуска к экзаменам:

Кроме того, перед сдачей экзамена нужно будет получить и заполнить заявление. Указываются личные данные, реквизиты учебного заведения, категорию самоходной машины, на управление которой претендует кандидат. Не допускаются к экзамену лица, в отношении которых вынесено постановление о (и срок лишения еще не истек), не достигшие установленного возраста, имеющие медицинские противопоказания и т.п.

После рассмотрения документов кандидату назначают дату и время, а также место проведения экзамена.

Порядок сдачи экзамена на удостоверение машиниста-тракториста

Чтобы получить удостоверение машиниста-тракториста необходимо сдать экзамен, который проходит в три этапа: теория, практика и оказание первой медицинской помощи.

Теоретическая часть экзамена призвана проверить знание безопасной эксплуатации самоходных машин и Правил дорожного движения. Неудовлетворительная оценка по любой из этих дисциплин неизбежно ведет к пересдаче, возможной в течение 7 дней. Если у претендента есть водительское удостоверение, то он не сдает теоретический экзамен по ПДД.

На практическом этапе необходимо продемонстрировать навыки вождения. Экзамен проходит в 2 стадии: сначала на специально оборудованном трактородроме, а затем в реальных условиях, которые предназначены для эксплуатации самоходных машин.

Оказание первой медицинской помощи введено относительно недавно, но также очень важно. На этом этапе нужно в теории и на практике (с использованием манекенов) подтвердить свою способность оказать первую помощь пострадавшим в ДТП.

Документы на получение удостоверения тракториста

Сразу же после успешной сдачи всех экзаменов можно получить удостоверение тракториста-машиниста, которое выдается в подразделении Гостехнадзора. Для этого необходимо сдать уполномоченному сотруднику следующие документы:

  • заявление с просьбой о выдаче удостоверения;
  • квитанцию об уплате госпошлины (2 000 рублей за пластиковое и 500 – за бумажное);
  • две фотографии 3×4 см;
  • индивидуальную карточку с отметками о сдаче экзаменов;
  • паспорт гражданина Российской Федерации.

Таким образом, выдача таких документов входит в исключительную компетенцию Гостехнадзора, а не ГИБДД. Водительское удостоверение тракториста-машиниста выдается сроком на 10 лет, после чего подлежит замене.

Начнем с органа, занимающимся приемом экзамена и выдачей удостоверения. Подавляющее из нас большинство знает (даже те, кто не имеет на сегодняшний день водительского удостоверения), что ГИБДД (или ГАИ) отвечает за:

— безопасность дорожного движения;

— снятие и постановку на учет автотранспортных средств;

— замена и выдача водительского удостоверения;

— прием экзаменов на право управления транспортным средством;

ГИБДД входит в структуру Министерства внутренних дел РФ (МВД). Но есть менее знакомое для многих Министерство сельского хозяйства, в структуру которого входит Управление Гостехнадзора, вот оно то и занимается приемом экзаменов и выдачей удостоверения тракториста – машиниста. Более подробно об этом органе смотрите на сайте http://www.chelagro.ru/about/structure/structure.php/1912/

Теперь поймем, что обозначают категории и как выглядят удостоверения:
Образец стандартного водительского удостоверения, размером с обычную пластиковую банковскую карту, куда вписываются все категории, на которые вы сдали экзамен – А, А.1, В, В.1 и т.д.

А вот, незнакомое каждому 20 человеку, удостоверение тракториста – машиниста. Теперь про категории:

«А.1» — внедорожные мототранспортные средства.

К ним относятся квадроциклы (не путать с квадрИциклами) и снегоходы, другими словами экстремальная техника, все чаще используемая любителями активного отдыха.

«А.II» — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.

Может быть, встречали в жизни, на картинках, по телевизору, не важно, внедорожники с колесами нестандартно больших размеров, иначе «шины низкого давления»?! Вероятнее всего ДА. Так вот, эти машины тоже имеют свою собственную категорию. Используют эту технику как любители активного отдыха, выезжая в непроходимые места нашей необъятной Родины для охоты и рыбалки, так и организации, занимающиеся (чаще всего) добычей полезных ископаемых — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограмм (за исключением относящихся к категории «А IV»).

Более известны из категории этих машин знаменитые БелАзы, большегрузные самосвалы, работающие на горных разработках, карьерах. Так же в эту категорию попадают некоторые машины, используемые для заправки самолетов на аэродромах и аэропортах (топливозаправщики).

«А.IV» — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест.

Здесь вариантов техники, попадающих под данную категорию не так много. Чаще всего это машины, предназначенные для перевозки людей к местам, удаленных от цивилизации и не имеющих дорог, по которым могут передвигаться обычные транспортные средства. Другими словами – это внедорожные «автобусы».

«В» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт / 35 л.с.

Наконец добрались до самых популярных категорий в удостоверении тракториста – машиниста. Если категории, с которыми мы уже познакомились, встречаются достаточно редко, то с техникой категорий В, С, D, Е, F сталкиваемся гораздо чаще.

Категория В – это гусеничные и колесные (как видно из формулировки) минитрактора, используемые, как правило, для собственного хозяйства. Почему «мини», потому что мощность двигателя слишком мала, для того чтобы устанавливать его на крупные агрегаты – это трактора Т-25, электропогрузчики мощностью двигателя свыше 4 кВт, миниэкскаваторы т.п.

«С» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт / 35 л.с-150 л.с

Самая, что ни на есть, распространенная техника, орудующая на территории любого населенного пункта, будь то мегаполис или небольшой поселок. Всем известные трактора МТЗ-80, 82 (Беларус), Т-40, минипогрузчик МКСМ-800, экскаваторы-погрузчики Terex, JSB, Volvo, Komatsu и др., автогрейдер типа ДЗ-122 – все эти и многие другие машины имеют колесный ход и мощность двигателя не выше 150 л.с. (110,3 кВт), т.е. подходят под категорию «С».

«D» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт / 150 л.с.

Силовые агрегаты (двигатели) мощностью свыше 150 л.с. (свыше 110,3 кВт) устанавливаются, как правило, на массивную тяжелую технику для работы с большими партиями сыпучих материалов, грунта, очистки и строительства дорог. Фронтальные, телескопические погрузчики, автогрейдеры, дорожные катки, экскаваторы, тракторы.

Получить эту категорию можно при условии уже открытых «С» или «Е» соответствующей профессии в удостоверении тракториста – машиниста, т.к. она является повышением квалификации (разряда). На тракторы типа К-700, Т-150, относящихся к категории D, можно обучиться не имея удостоверения.

«Е» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт / 35 л.с.

Вся самоходная техника, которая передвигается на гусеницах, относится к категории Е. Это бульдозеры, экскаваторы, тракторы, бурильно-крановые самоходные машины, асфальтоукладчики, самоходные краны и другая техника на гусеничном ходу.

«F» — самоходные сельскохозяйственные машины.

КОМБАЙНЫ. На эти машины обучают специализированные учебные заведения.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png