Тормозная система требует к себе всегда повышенного внимания, ведь от этого напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Именно поэтому следует регулярно проводить полный осмотр на предмет выявления неполадок и неисправностей. Каждый автомобилист должен знать, как определить износ тормозных дисков, так как они наравне с колодками являются важнейшим элементом всей тормозной системы в целом.

Почему необходимо уделять этому компоненту внимание

Дело в том, что в процессе эксплуатации диски и колодки подвергаются довольно высокой нагрузке. В связи с этим они изнашиваются и теряют свои первоначальные свойства, что в свою очередь значительно снижает надёжность и безопасность. Каждый владелец любого транспортного средства обязан правильно оценивать состояние тормозной системы в целом и ресурс дисков в частности.

В среднем "срок жизни" дисков и колодок составляет около 100-150 тысяч километров. Но всё равно лучше самому знать, как определить износ тормозных дисков.

Особенности работы

Конечно, любой специалист скажет, что в этом случае лучше всего отправить автомобиль в мастерскую и тщательно проверить всё на стенде. Но удовольствие это не из дешёвых, к тому же, на это просто не хватает времени.

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую. Именно поэтому диски сильно нагреваются, а высокая температура, как известно, достаточно отрицательно действует на металл и различные механизмы. На этот случай разработчики используют различные методы охлаждения, как правило, основанные на вентиляции холодным воздухом через специальную перфорацию.

Но в любом случае лучше точно знать, как определить износ тормозных дисков, особенно если он чрезмерный.

На долговечность тормозной системы влияет несколько факторов:

"Левые" запчасти никогда не отличались надёжностью и долговечностью, поэтому желание сэкономить порой оборачивается лишними тратами, а то и угрозой для жизни и здоровья.

Агрессивный стиль вождения в городских условиях - с резкими разгонами и торможениями на светофорах - также негативно сказывается на состоянии дисков и колодок. Срок службы со 150 тысяч километров вполне может сократиться до 30-40 тысяч. Так что, по мере возможности, лучше проявлять аккуратность.

Диагностика состояния тормозных дисков

В некоторых случаях водитель может самостоятельно и без использования специальных инструментов определить состояние тормозной системы, в первую очередь по своим личным ощущениям.

Какие факторы помогают определить износ тормозной системы?

    Вибрации, скрежет, рывки, посторонние шумы во время торможения;

    Появление заметных выемок и трещин непосредственно на самом диске.

Если вы замечаете нечто подобное, то это говорит о том, что с тормозной системой вашего автомобиля не всё в порядке, следовательно, необходимо принять меры.

Процесс торможения транспортного средства должен быть спокойным и ровным. Если в этот момент слышатся шумы, а машину начинает дёргать или разворачивать, то это говорит о неисправностях.

Если ещё и при визуальном осмотре обнаружены те или иные неисправности и проблемы, то тогда вообще не стоит откладывать в долгий ящик ремонт.

Чтобы окончательно во всём убедиться, следует провести специальные измерения.

Для этого возьмите штангенциркуль и проверьте толщину тормозного диска. После этого сравните с изначальными и рекомендуемыми параметрами. Найти их можно в руководстве пользователя автомобиля, либо даже в интернете на сайте производителя. Как правило, там же указывается примерный срок службы, так что можно понять, насколько эффективно у вас работает тормозная система.

    Разница в толщине нового и изношенного диска не должна превышать 2-3 мм.

    Размер трещин и сколов не должен быть больше 0,01 мм.

В противном случае можно смело говорить о значительном износе тормозных дисков. Соответственно, тормозная система не может считаться надёжной.

Как устранить неисправности

Если всё же отклонения от нормы не слишком значительные, то стоит попробовать восстановить тормозной диск и продлить ему жизнь.

Избавиться от мелких буртиков и выемок поможет проточка на специальном оборудовании. В принципе можно попробовать проделать это даже с помощью обычного напильника, но это довольно сложно и не слишком надёжно. Суть проточки заключается в том, что с обеих сторон снимается тонкая (одинаковой толщины) полоска металла, фактически она просто стачивается. После этого диск получает обновлённую ровную поверхность.

Однако не стоит забывать и о том, что продлить срок службы тормозной системы может и изменение своего стиля вождения на более спокойный. Но при чрезмерном износе всё равно следует заменить диски и колодки, не стоит подвергать себя и своих близких опасности из-за желания сэкономить!

Видео

В следующем видеоматериале вы наглядно увидите, как определить износ тормозных дисков:

Если диски очень износились либо на их образовались трещинкы, то безупречным решением будет их подмена. Геометрические конфигурации и образовавшиеся шероховатости на рабочей поверхности диска просто можно вернуть, прибегнув при всем этом к механической обработке (проточка на токарном оборудовании). При всем этом снимать диск совершенно не непременно.

При обнаружении неглубоких трещинок на рабочей поверхности диска их можно поначалу удалить средством проточки. Но где уверенность в том, что данные манипуляции приведут к хорошему результату. В этом случае у вас нет полной убежденности в отсутствии микротрещин, которые вы не в состоянии увидеть. Так что поменять либо восстанавливать повреждённый диск - решение чисто личное.

Также не стоит увлекаться восстановлением дисков тормозов. Толщина изношенного диска, допустимая при эксплуатации, величина подчинённая регламенту производителя. Эти значения вы сможете отыскать в каталогах и особых инструкциях.

При эксплуатации поверхность дисков изнашивается неравномерно. Потому при подмене тормозных колодок нужно произвести проточку рабочей поверхности диска. Сделать это нужно во всех случаях. Исключением является одновременная подмена колодок и дисков.

Износ дисков тормозов влечёт за собой повышение шума и снижение плавности торможения. Попадание накладки в зазор меж диском и колодкой, также внедрение накладок не подабающего свойства приводит к образованию задиров и достаточно глубочайших рисок на рабочей поверхности диска. Это в своё время приводит к резвому износу дисков. В большинстве случаев такие диски уже не подлежат восстановлению. Их нужно будет поменять.

При установке нового диска следует направить внимание на его качество и процент износа ступицы колеса. Последнее важно для старенькых автомобилей либо машин со значимым пробегом. Возможно окажется, что суммарная величина биения неприемлимо велика. Для устранения этих проблем можно пользоваться всё той же проточкой. При всем этом диск с автомобиля снимать не непременно.

Нужно с завидной регулярностью смотреть за состоянием краёв диска тормоза. При соприкосновении с поверхностью колодок будет издаваться противный звук. В особенности осязаемо это на маленькой скорости. Если колодка новенькая - вы услышите писк. Если колодка изношена - насладитесь «приятным» скрежетом.

О первых признаках неравномерного износа диска тормоза гласит появление вибрации, появляющейся в момент торможения. В данном случае вам также придётся прибегнуть к проточке.

При резком снижении температуры происходит деформация диска. Его начинает скоробливать. Произойти это может в случае преодоления глубочайшей лужи, объехать которую не представляется вероятным. Колесо погружается в прохладную воду, диск при всем этом имеет большую температуру. В момент погружения происходит резкое остывание диска, что влечёт за собой повышение биения рабочей поверхности. При достижении величины биения критичной отметки (0,1-0,15 мм), при торможении чувствуется приметная вибрация руля и педали тормоза. Эксплуатировать тормозную систему становится нереально, если величина биения превосходит обозначенные значения.

Разглядим варианты восстановления дисков.

1. Можно провести обработку на токарном станке. Но это не идеальный вариант. Обработать сразу обе стороны диска не выйдет. В процессе проточки приходится поворачивать диск, чтоб обработать обе поверхности. Безупречного диска при всем этом не получится, потому диск вам всё равно придётся поменять.

2. Средством специального оборудования, может быть, провести более высококачественное восстановление. Диск тормоза обрабатывается с обеих сторон сразу. Параллельность дисковых плоскостей и точность обработки обеспечивается оковём внедрения особых резцов. Масса обрабатывающего станка порядка 600 — 800 кг. Этот факт содействует исключению вибрации резцов при работе. В свою очередь отсутствие вибрации увеличивает точность ремонта.

Снятый диск, естественно, обработать легче, но нет никакой убежденности, что снизится величина биения. Ведь восстановление диска - это половина дела. Нужно учесть состояние ступицы. Она может быть заржавевшей либо деформированной. Также предпосылкой может быть износ установочных плоскостей (восстановлению не подлежит). Если сложить все эти факты воедино, то, вроде бы отлично не был восстановлен диск, биение не пропадет. Также следует направить ваше внимание на то, что не у всех автомобилей процесс снятия дисков является лёгким делом.

В неких случаях обработку дисков тормозов создают, не снимая с автомобиля, на особых станках. Проделав нужные предварительные мероприятия, передвижной станок устанавливают таким макаром, чтоб резцы симметрично обрабатывали обе стороны диска. Таковой метод проточки диска позволяет понизить величину биения до минимума. Перед проведением восстановительных работ нужно убедиться в исправности всех узлов, задействованных в момент торможения. По мере надобности изношенные узлы подменяют либо регулируют.

Вводя в эксплуатацию восстановленные диски, рекомендуется поменять тормозные колодки. Это существенно уменьшит время приработки диска и колодки, а торможение будет более действенным. Эти факты с лихвой окупят дополнительные вещественные издержки автолюбителя.

Любая проточка существенно уменьшает срок службы диска тормоза. Потому восстанавливать его рекомендуется исключительно в последнем случае.

Из-за трения, которое появляется в момент торможения, температура дисков может возрасти до 500 0 С. Прогрев диска происходит неравномерно. Наивысшая температура достигается на участке конкретного контакта с фрикционными насадками колодок. При повышении температуры происходит изменение толщины диска по окружности. Эти факты приводят к проскальзыванию колодок. Водителю приходится посильнее давить на педаль тормоза, а это приводит к появлению вибрации кузова автомобиля и педали.

Если вы не пользуетесь автомобилем в зимнее время, то после «зимовки» нужно провести «вешнюю обкатку», что поможет вернуть действенное функционирование тормозов.

Исправная тормозная система - залог вашего безопасного передвижения. Не экономьте на тормозах, следите за состоянием деталей. Помните, что в процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются не только тормозные колодки, но и диски.

Рабочие площади тормозных дисков со временем деформируются, что может привести к ухудшению качества контакта поверхностей дисков и колодок. В результате водителю сложнее остановить автомобиль на дороге, а значит, повышается вероятность попадания в аварию.

Признаки износа тормозных дисков:

1. Увеличение тормозного пути.
2. Сильный шум при торможении.
3. Вибрация при торможении.
4. Увеличение расхода топлива (связанное с расходами на сопротивление автомобиля разводу колодок при биении диска).
5. Деформированная поверхность дисков (появление «волн» и трещин).

Изношенные диски следует либо заменить, либо проточить. Проточка - это обработка поверхностей дисков с целью устранения деформаций. Данная операция выполняется мастерами практически в любой автомастерской и позволит вам значительно сэкономить средства.

Поврежденные тормозные диски можно отремонтировать при помощи проточки, в том случае если:

  • Толщина диска находится в пределах нормы (после проточки толщина для невентилируемых дисков должна быть не менее 8 мм, для вентилируемых - не менее 5 мм)
  • Отсутствуют глубокие трещины.

Технологии проточки дисков

Проточка тормозных дисков осуществляется двумя способами:

  • Со снятием тормозных дисков.
  • Без демонтажа при помощи портативной установки по проточке дисков.

Второй вариант предпочтительней ввиду экономии времени и увеличения точности работы. Не забывайте, что проточку дисков можно удачно совместить с заменой изношенных тормозных колодок.

Автомобиль – средство повышенной опасности. Выезжать на дорогу водитель должен на технически исправной машине. Это – аксиома, об этом говорят Правила Дорожного Движения (раздел 2, пункт 2.3.1). Из-за дефектов авто в 2017 году погибло в России около 1 000 человек, травмы различной тяжести получили примерно 9 000 соотечественников. Большая часть подобных ДТП произошла по вине тормозной системы, которая была не в совершенном состоянии.

Как работает тормозная система автомобиля?

Вначале немного теории. Тормозная система необходима в любом транспортном средстве для изменения скорости движения машины, совершения маневров исходя из ситуации на дороге, остановки.

Несмотря на обилие марок, которые предлагает потребителям современное автомобилестроение, принцип ее работы одинаковый для всех. Она состоит из:

  • педали;
  • главного тормозного цилиндра;
  • соединительной арматуры (трубок);
  • рабочих цилиндров, расположенных на обеих осях машины;
  • усилителя.

Водитель, нажимая на педаль в салоне, через поршень главного цилиндра оказывает давление на тормозную жидкость, которая поступает в систему. Она воздействует на рабочие цилиндры, которые приводят в действие устройства торможения.

При отпущенной педали происходит обратная работа: «тормозуха», как ее называют водители, возвращается в главный цилиндр и бачок, а колеса становятся свободными.

Механизмы торможения

Они подразделяются на два вида: барабанного типа и дисковые. Первый тип изобрел знаменитый француз Луи Рено, основатель марки Renault, в 1902 году. В этом же году Уильям Ланчестер с берегов Британии запатентовал дисковую систему. Она не пользовалась популярностью по причине ужасного скрипа, который издавали медные колодки при контакте с диском.

Дисковый вариант в современном обличии появился значительно позже: в 1953 году их установила на «Ягуар» фирма British Girling.

Барабанные тормоза. Состоят из самого барабана, металлической чаши, закрепленной на ступице, одного или двух цилиндров, пружин, колодок. При нажатии на педаль, последние расходятся, прижимаются к округлой поверхности барабана, вращающегося вместе с колесом, происходит торможение.

Вся нагрузка от трения двух компонентов системы приходится на фрикционные накладки, которые приклеены или приклепаны к металлическому корпусу колодок.

Такие механизмы в современном автомобилестроении считаются менее эффективными, поэтому сейчас они устанавливаются в основном на коммерческом транспорте, на задних колесах некоторых марок легковых автомобилей.

Дисковые тормоза

Система состоит из идеально гладкого чугунного диска, расположенного на ступице, суппорта, в котором стоят две колодки, одного или двух рабочих цилиндров. Сам суппорт прикреплен непосредственно к подвеске авто.

При торможении устройство приводит в движение гидравлика, которая и обеспечивает тесный контакт фрикционных накладок колодок и диска.

В чем преимущество дисковой системы?

Объясним, почему производители современных автомобилей предпочитают такие устройства:

  1. Более стабильное торможение. Площадь контактируемого пятна в барабанном виде больше, чем в дисковом. Однако поршни не в состоянии равномерно прижать колодки, что сказывается на качестве процесса. Колодки в системе с диском прижимают его с обеих сторон, обеспечивая оперативную остановку колеса.
  2. Дисковые тормоза меньше по размеру и по весу. Температурный режим их работы значительно ниже. В этом «виноваты» вентиляционные отверстия в диске, небольшие размеры участка соприкосновения деталей. В результате они меньше перегреваются, делая торможение более эффективным.
  3. Фрикционные накладки расположены внутри барабанного устройства. Вся пыль от трения попадает на контактируемую поверхность, что также мешает качественному замедлению автомобиля.
  4. Дисковые тормоза удобны: их проще обслуживать.

Современная промышленность выпускает диски обычного вида и вентилируемые. Последние обеспечивают обдув воздухом через отверстия, что позволяет снизить рабочую температуру. Они шире обычных по толщине, стоят дороже, но имеют больший эксплуатационный ресурс.

Разобравшись с принципом работы системы, перейдем к основной теме обзора.

Зачем нужно знать степень износа деталей тормозной системы?

Износ любого другого узла или детали приводит машину в нерабочее состояние. Если изнашивается компонент тормозной системы, это может привести к серьезным последствиям: угрозе жизни участников дорожного движения, серьезным повреждениям транспортных средств, попавших в аварию.

Наибольшая нагрузка при движении автомобиля выпадает на диски, фрикционные накладки колодок, барабаны. От постоянного контакта со своим партнером по системе, работы при высоком температурном режиме, некорректной эксплуатации машины водителем они стираются.

Производители устанавливают максимальное допустимое значение толщины изделия, при достижении которого эксплуатация машины запрещена. Эти параметры прописываются в сервисных книжках по обслуживанию автомобилей.

Чем опасен износ деталей тормозной системы свыше допустимого значения?

Разберем подобный случай износа на примере диска этого узла. В популярном среди отечественных автолюбителей Renault Megane 2 он имеет толщину 22 мм. Минимальный показатель диска – 19,8 мм. Дальнейшая эксплуатация машины может привести к серьезным неприятностям. Тонкое изделие может не выдержать нагрузки при работе, треснуть, развалиться и заблокировать колесо. В результате: серьезное ДТП и тяжкие последствия.

Важно! Регулярно проверяя состояние устройства в автосервисе или самостоятельно, можно избежать несчастного случая.

Какие факторы влияют на износ?

Изнашиваемость компонентов тормозной системы зависит от многих факторов:

  • некачественный материал, используемый производителем;
  • установка любого элемента: колодки, диска или барабана ранее производилась неправильно;
  • агрессивная манера вождения владельца автомобиля.

Перечисленные причины касаются всех деталей системы тормозов. Расскажем, как можно избежать подобных факторов, и существенно увеличить срок их эксплуатации.

Важно! Покупать детали необходимо у проверенных производителей.

Контрафактного товара на рынке предостаточно. Дешевая стоимость изделия должна указать автолюбителю, что запчасть может быть произведена из низкосортного сырья. Сэкономить в этом случае не получится: ее срок службы может быстро закончиться.

Важно! Замену всех элементов тормозов необходимо проводить у квалифицированных специалистов на СТО.

Их опыт и современное ремонтное оборудование – гарант установки. Ремонт в соседнем гараже или в «левых» сервисах опасен неверной установкой и расходами на ремонт, приобретением новых запчастей, созданием аварийной ситуации.

Важно! Движение на автомобиле должно быть спокойным, без чередования резких ускорений, спортивных стартов на светофоре и экстремального торможения.

Перечисленные действия приводят к повышению температурного режима для деталей, созданию запредельных нагрузок. Результат – их износ, выход из строя.

Рассмотрим по отдельности каждый элемент системы.

Износ тормозных дисков

В современном автомобилестроении около 90% всех выпускаемых машин оснащены дисковой тормозной системой. Материалом для большинства дисков служит соединение железа и стали называемое чугуном.

Для спорткаров диски производятся из легкого, но дорогого карбонового материала. Они надежны при высоких температурных режимах спортивных гонок, но менее эффективны при обычном движении на городских магистралях.

Чугун – прекрасный износоустойчивый материал. По своей структуре обладает хорошими фрикционными свойствами, отличается повышенной прочностью, которая сохраняется с повышением T°. Существенным плюсом для производителей и потребителей подобной продукции является его относительно невысокая стоимость.

Однако даже такой стойкий материал изнашивается. Перечислим эти причины:

  • некорректная манера вождения;
  • дешевое, низкосортное железо, которое применяется при выпуске диска;
  • плохое состояние дорог;
  • работа при высоких температурах, плохое охлаждение;
  • выработка естественного ресурса.

В результате его толщина стирается до минимальных размеров.

Как определить износ тормозных дисков?

Чтобы не перейти границу допустимого значения, нужно обязательно отслеживать ширину детали.

Это можно определить следующим образом:

  1. На автомобилях современного поколения устанавливаются датчики износа диска, которые дают информацию при достижении минимального показателя.
  2. Регулярно проводить визуальный осмотр узла. Замер проводить при помощи линейки или штангенциркуля. Удобно проверять толщину при замене колодок, которые меняются чаще диска.
  3. Заводом — изготовителем на торцевых сторонах выбиваются цифровые отметки, которые показывают номинальную и допустимую толщину.

Кроме этих факторов обращает внимание автолюбителя на то, что с диском не все в порядке, сам автомобиль, меняющий манеру движения.

Кроме износа есть еще причины для его срочной замены: это повреждения. На идеально гладкой, отшлифованной поверхности появляются канавки, бороздки, шероховатости, заусеницы. Эти дефекты появляются часто по вине напарника по системе: колодок, которые также обладают способностью стираться. Их несвоевременная замена приводит к выводу из строя диска.

Также деталь может изменить конфигурацию: при интенсивной работе от высоких температур она может искривиться, изменить форму. Изделие также получает повреждение от механической деформации, произошедшей, например, во время аварии, наезде на бордюр или какое –либо другое препятствие.

Признаки износа и повреждения тормозного диска

Симптомы износа и повреждения можно определить по следующим признакам:

  • при торможении появляются посторонние звуки: гул, свист, скрежет и т. д;
  • ухудшается управляемость машиной: ее может увести в сторону при торможении;
  • при нажатии на педаль тормоза ощущается биение;
  • возможна небольшая вибрация кузова;
  • срабатывает автоматическая блокировка при нажатии на педаль.

При обнаружении подобных симптомов необходимо обратиться в автосервис для замены этих деталей тормозной системы.

Большой сложности в подобной операции нет. Однако, при отсутствии навыков в ремонте авто и соответствующих инструментов, лучше обратиться к мастерам технического центра. Неправильно установленный диск только добавит негатива: ухудшится торможение, деталь быстро выйдет из строя, а также могут сломаться другие компоненты системы.

При замене следует придерживаться следующих правил:

  1. Меняются сразу оба диска на оси для обеспечения равномерного торможения авто.
  2. Вместе с новыми изделиями нужно устанавливать «свежие» колодки. На старых, даже недавно установленных, фрикционный материал принял форму стоявшего неисправного диска. Своими неровностями он повредит поверхность детали, что сократит срок его эксплуатации.
  3. Приобретать следует продукцию одного производителя. Учитывая однородность материала, детали быстрее притрутся друг к другу.
  4. Размер нового изделия должен соответствовать параметрам, которые рекомендуют производители автомобиля.

Для притирки новых колодок и дисков потребуется некоторое время. В этот период эксперты советуют водить машину более аккуратно.

Какой допустимый и максимальный износ тормозных дисков?

Производители разных марок указывают различные параметры исходя из технических характеристик своего автомобиля: массы, динамических показателей и т. д. На практике эта цифра не является константой.

У автолюбителя, который водит машину согласно всем рекомендациям, трудовой ресурс диска равен 60-80 тыс. км пробега. Для тех, кто регулярно передвигается по «горбатым» и заводненным дорогам, не снижая скорости, резко тормозит через каждые сто метров, время ремонта придет значительно быстрее.

Производитель дисков в техническом паспорте на изделие указывает его параметры. Поясним цифровые показатели на примере диска для популярного бренда «Рено», и не менее востребованной его модели у отечественных таксистов и садоводов Logan.

В техническом паспорте изделия известной компании Bosch указано, что простой диск на переднюю ось для «Логана» имеет:

  • номинальную толщину 12 мм;
  • минимальную 10,6 мм.

Вентилируемые изделия «Бош» обладают следующими значениями: 17,7 – допустимая минимальная толщина и 20,6 мм – ширина новой детали.

Износ тормозных колодок

Обусловим, что в этом разделе речь пойдет об устройствах для дисковой системы тормозов, как о наиболее востребованном устройстве.

Эта деталь считается расходным материалом. Она выходит из строя гораздо чаще остальных компонентов тормозной системы. Подобная периодичность обусловлена большими нагрузками, которые испытывает колодка автомобиля. Деталь выполняется из корпуса и фрикционной накладки.

Материалы для колодок

Сейчас промышленность предлагает потребителям несколько вариантов материалов для основания тормозных колодок. Рассмотрим вкратце каждый из них.

Колодки из металлокерамики. Эффективные, малошумные при любой, даже сырой погоде. Не зависят от высоких температур. Коэффициент трения при работе практически остается без изменения.

Керамический материал. Наиболее действенный и дорогой вид. Устанавливают на спорткарах. Их не пугает критический температурный режим. Они не оказывают пагубного влияния на диски, сохраняя при этом высокий показатель силы трения. Имеют длительный срок службы. Малоэффективны для обычных автомашин. Для нормальной работы таких деталей, их нужно прогреть перед началом движения.

Комбинированные, состоящие из металла (до 65%) и органики. Наиболее востребованные у автолюбителей по причине демократичной стоимости и хороших технических характеристик. По износостойкости и шумовыделению они уступают предыдущим видам, менее эффективны при низких температурах.

Органические. Выпускают из графита, углерода, стекла, резины, смол, которые сочетаются с присадочными добавками. Их преимущество – издают сравнительно мало шума. В остальных показателях уступают предыдущим.

Состав фрикционной накладки

Она состоит из следующих частей:

  1. Абразив, формирует фрикционный материал между контактируемыми деталями, усиливает коэффициент трения.
  2. Модификатор, сделан из графита или меди, ответственный за создание силы трения.
  3. Усилитель силы трения, основной износоустойчивый элемент.
  4. Заполнитель, образует структуру изделия, заполняет пространство между слоями.
  5. Клеевые составляющие, выполненные из феноло-альдегидного полимерного материала.

Каждый производитель при выпуске закладывает свои пропорции этих составляющих. Их значение является коммерческой тайной.

Любой вид колодок имеет свой коэффициент трения, который классифицируется по стандартам SAE. В основном в автомобилестроении используются изделия класса E, имеющие показатель 0,25-0,35. Более износоустойчивые колодки для машин элитного класса, спортивных болидов имеют следующие коэффициенты и обозначения:

  • F – 0,35-0,45;
  • G – 0,45-0,55;
  • H – 0,55-0,8.

Износ этих деталей можно определить по характерным симптомам.

Признаки износа

Причинами износа являются те же самые факторы, что были перечислены для дисков.

Важно! Смену колодок нужно проводить еще в том случае, если на их поверхности появились масляные пятна, которые будут препятствовать нормальному торможению. Также необходима замена при отслоении накладки от корпуса изделия.

Перейдем к признакам неисправностей, которые тоже в некоторых пунктах повторяются с симптомами подобных дефектов диска:

  • при нажатии педали тормоза появляется шум, писк. Самым опасным звуком является металлический скрежет, говорящий водителю о том, что фрикционная накладка стерлась до минимума. В этом случае может повредиться более дорогостоящий диск, а сама колодка – развалиться и прекратить свое действие;
  • увеличивается рабочий ход педали, система срабатывает с опозданием, тормозной путь становится длиннее;
  • при резкой остановке машину кидает в стороны, она идет «юзом»;
  • возрастает потребление тормозной жидкости;
  • на приборной панели появляется информация об износе;
  • стирание толщины фрикционной накладки доходит до минимального уровня.

Встречаются в практике случаи, когда колодки «умирают» тихо, без перечисленных симптомов. Поэтому необходимо проводить регулярный осмотр этого узла автомобиля, чтобы вовремя заметить критический рубеж.

Как определить износ тормозных колодок?

Есть два метода: заняться замерами самостоятельно, вооружившись штангенциркулем или линейкой, или поехать в сервис. В первом случае придется потратить время на снятие всех колес. Детали осмотреть визуально: через окошко суппорта или, если возникли сомнения – замерить инструментом.

Попутно следует обследовать весь узел. В случае неравномерного стирания фрикционных накладок нужно проверить работу механизма. Возможно, что не работают направляющие.

Следы пыли колодки не должны напугать автолюбителя. Это – обычное явление при работе. Если в районе контакта имеются мелкие частицы железной стружки, то нужно срочно заняться ремонтом. Колодка начала негативно воздействовать на диск.

Какой максимальный и допустимый износ тормозных колодок?

Также, как и для диска, производитель декларирует свои значения.

Нельзя менять колодки при достижении определенного километража в пробеге. Установка новых изделий производится только после визуального осмотра детали.

Изделия могут пройти 10 тыс. км и развалиться от нагрузки, которую создает для них сам водитель своей манерой движения, а могут пройти и 30 тыс. км.

Показатели допустимого и максимального износа указываются производителем в сопроводительных документах на товар. Для легковых авто минимальный показатель толщины фрикционного материала составляет 1,5- 2,5 мм.

Пример. Фрикционные накладки оригинальных тормозных колодок на автомобиле популярного южнокорейского производителя Kia Seed в первоначальном состоянии имеют толщину 11 мм.

Важно! По мере стирания материала накладки и достижения показателя 2 мм, движение следует прекратить и провести замену.

Чтобы обеспечить равномерное торможение автомобиля на любой поверхности дорожного покрытия необходимо:

  • производить замену обеих пар колодок на оси;
  • приобретать продукцию производителя, выпускающего уже установленный на машине диск;
  • покупать товар у надежных поставщиков.

Востребованность этой продукции привлекает внимание продавцов «левого» товара, который по качеству заметно уступает оригинальному или сделанному по лицензии производителя.

Важно! Характерными признаками «левого» товара является дешевая стоимость, невзрачная упаковка, отсутствие информации о заводе – изготовителе. При покупке необходимо помнить о важности компонентов тормозной системы. Дешево – хорошо не бывает.

Сэкономить средства в этом случае не получится.

Износ тормозных барабанов

Несмотря на то, что эра барабанных тормозов подходит к концу, некоторые производители продолжают их установку на автомобили. Их привлекают следующие очевидные достоинства:

  • низкая стоимость;
  • удобство в обслуживании;
  • защита корпусом барабана деталей от загрязнения;
  • длительный рабочий ресурс, который превышает срок эксплуатации дисковой системы примерно в два раза.

Несмотря на солидность конструкции, это устройство также изнашивается.

Признаки износа барабанного тормоза

Причинами могут стать знакомые факторы:

  • выработка естественного ресурса деталей;
  • некачественный материал;
  • небрежная установка горе-мастерами во время предыдущего ремонта;
  • участие в ДТП;
  • экстремальная манера вождения владельца транспортного средства.

Если подобная неисправность в дисковой системы торможения дает явно о себе знать, то износ деталей барабанного тормоза можно заметить не сразу. Тем не менее она также снижает эффективность работы системы, особенно на сырой дороге.

Расскажем об этих симптомах:

  1. Увеличивается рабочий ход педали, чтобы затормозить приходится предпринимать повторное нажатие. Это становится заметно при движении задним ходом.
  2. Тормозной путь становится длиннее.
  3. Появляется звук скрежета металла, издаваемый колодками при контакте с барабаном.
  4. При торможении нога водителя ощущает вибрацию педали.
  5. Замедление движения происходит неравномерно, рывками.

Барабанные тормоза хотя и испытывают меньшие нагрузки, чем их передние собратья по системе, длительное нахождение в рабочих условиях дает о себе знать. Конструкция защищает детали узла барабанной чашей, однако влажность, химические реагенты, которыми посыпают дороги в зимнее время, оказывают негативное влияние на материалы.

Помимо износа барабана и колодок, разрушаются резиновые манжеты тормозного цилиндра. Как следствие – происходит утечка технической жидкости, в него попадает воздух. Все эти причины ухудшают качество торможения.

Дефект пружин, которые раздвигают колодки при работе системы, также частое явление. Они со временем ржавеют, работают неэффективно.

Фрикционный материал барабанных колодок не так быстро уменьшается в размерах по сравнению с дисковым аналогом. При нормальной эксплуатации авто их нужно менять при пробеге 60-70 тыс. км.

Кроме этого, при эксплуатации разрушается сама конструкция: из-за расслоения накладки от корпуса происходит перекос изделия, часто выходят из строя пружины, стойки устройства.

Как определить износ тормозных барабанов?

Для определения значения износа подобного устройства потребуется чуть больше времени, чем для замера деталей дисковых тормозов. Чтобы выполнить подобную операцию нужно обратиться к услугам автосервиса.

Обслуживание выполняется следующим образом:

  1. демонтируется колесо;
  2. снимается барабан;
  3. производятся замеры обоих компонентов системы торможения.

Толщину фрикционной накладки и внутренний диаметр барабана измеряют линейкой или штангельциркулем.

Какой допустимый и максимальный износ тормозных барабанов и колодки?

В снятой чаше с помощью инструментов нужно замерить внутренний диаметр изделия. С увеличением пробега металл стирается, размер становится больше. Производитель устанавливает его максимальное допустимое значение. Они могут быть разными у различных марок. Например, у отечественной «Лады Калины» внутренний диаметр барабана не должен превышать значения 201,5 мм.

На скорость стирания оказывает влияние материал колодки. Если накладка «жесткая», то металл изделия изнашивается быстрее.

Важно! Максимальное значение износа колодок – 1,5-2 мм. Эксплуатация автомобиля на подобных стертых накладках запрещена.

Сложная форма изделия, она выполняется в изогнутом виде под стенки чаши, сокращает ее срок службы: конструкция может развалиться, и замену изделия приходится делать по этой причине.

Если пришло время установки новых деталей, то автолюбителю нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. Чтобы не делать лишнюю работу, нужно сразу заменить барабан, колодки и цилиндры системы.
  2. Замену нужно производить на обоих колесах.
  3. Выбирать изделия одного производителя.

После обслуживания проверить работу тормозной системы на специальном оборудовании в автосервисе, которое покажет ее эффективность.

Краткое резюме

Работе тормозной системы необходимо уделять пристальное внимание: регулярно производить профилактический осмотр, проверять ее состояние. При обнаружении симптомов неисправности немедленно обращаться в сервис.

Для замены важно приобретать качественную продукцию надежных производителей. Ремонт делать у квалифицированных мастеров на СТО, пользующихся хорошей репутацией.

Эти действия не являются перестраховочными. От них зависит жизнь участников дорожного движения.

Дисковые тормозные механизмы иногда приходится менять куда раньше, чем степень износа достигнет критической. Вибрации, появляющиеся на педали при торможении, в сервисе вызывают однозначный вердикт: менять! Реже предлагают проточку дисков. В этом случае можно выбирать между проточкой дисков на машине и на станке. Проточка на машине — это быстро и, очевидно, не слишком качественно, ведь масса ступицы с тормозным диском невелика, подшипники изношены и добиться высокой точности сложно. Совсем другое дело — проточка на станке. Она позволяет добиться куда лучших результатов. Попробуем разобраться вместе со специалистами компании JapanCar, в каком случае стоит делать проточку, какие бывают противопоказания и что можно получить в результате.

Тормозной диск современной легковой машины — деталь достаточно сложная.

У большинства массовых автомобилей она выполнена из чугуна: этот материал отлично подходит для подобной работы.

Передние тормозные диски обычно делают вентилируемыми для более интенсивного охлаждения, это позволяет улучшить работу тормозных механизмов на высоких скоростях, но делает диски более дорогими и менее прочными.

Задние тормозные механизмы у большей части машин не вентилируемые, и диски сплошные, но встречаются и конструкции, усложненные наличием внутреннего барабана для стояночного тормоза. Кстати, тормозные барабаны в тормозных механизмах задних колес тоже все еще встречаются, на бюджетных машинах это распространенный вариант.

Стоимость обычных чугунных тормозных дисков колеблется от тысячи рублей до более чем 25 тыс., но для большинства современных иномарок их цена укладывается в диапазон 2500-7000 рублей. И если в сервисе говорят, что диски износились, то в большинстве случаев их просто заменят на новые, прибавлив к стоимости трудозатраты.

Допустимый предел по износу обычно находится в пределах 1,5-3мм, а ресурса хватает на 40-100 тыс. км в зависимости от материала тормозных колодок, интенсивности эксплуатации и методики торможения. Обидно выбрасывать диски, которые «отходили» меньше половины ресурса? Если запас по износу еще есть, то, возможно, проточка поможет восстановить диск.

Причин для проточки может быть несколько. В первую очередь, это биение диска при торможении. Подобный эффект может вызвать отклонение поверхности от плоскости на 15 и более «соток» — сотых долей миллиметра, или изменение толщины диска более чем на 5 «соток». Причина в большинстве случаев — перегрев, особенно в сочетании с локальным охлаждением, например при попадании воды из лужи.

Подобного эффекта можно добиться и простым удержанием машины на месте с зажатыми тормозами после интенсивного торможения: нарушение теплоотвода в месте контакта с тормозными колодками может обеспечить коробление не меньше, да еще и оставить материал колодок на поверхности, что со временем как раз и приводит к локальному изменению толщины сегмента диска и очень сильной вибрации при торможении. В случае «припекания» тормозных колодок к поверхности диска принесенный материал вызывает заметные изменения в коэффициенте сцепления диска и колодки и в теплоотдаче диска, со множеством негативных последствий.

Аналогичные симптомы будут и в том случае, если нарушается прилегание диска к ступице, например из-за коррозии или перегрева. Неравномерный износ поверхности тоже может стать предпосылкой к проточке, причем хорошо заметный «буртик» по внешнему краю — лишь часть проблемы, куда более неприятной ее составляющей является колебание степени износа диска по диаметру. В этом случае сильно увеличивается время приработки тормозных колодок, уменьшается срок их службы, да и эффективность тормозной системы падает, а вероятность локального перегрева и появления биения диска возрастает. Неисправности такого рода не только снижают комфортность при торможении, но могут в разы увеличивать тормозной путь и влияют на работу систем ABS и ESP, что, в свою очередь, может повлечь за собой очень тяжелые последствия. Движение на машине с «бьющей» педалью недопустимо. В общем, или менять, или точить.

Проточить можно любые чугунные диски, в том числе вентилируемые и с перфорацией. Необходимыми условиями являются лишь достаточная толщина рабочей поверхности диска и отсутствие серьезных повреждений посадочной поверхности. И конечно, отсутствие трещин и каверн. Поскольку диски работают в очень жестких условиях, трещины и коррозия вентиляционных полостей и посадочной поверхности нередки.

Составные диски, к сожалению, точить не берутся, даже если у них рабочая поверхность из чугуна. И тем более обработке не поддаются самые-самые дорогие диски из серийных: металлокерамические и из углеродного волокна. А вот тормозные барабаны можно точить любые — и цельночугунные, и составные (с алюминиевым центром и чугунной рабочей поверхностью), тем более что запас по толщине рабочей поверхности делает проточку крайне эффективным средством восстановления.

Насколько велики типичные изменения геометрии диска? Биение «по плоскости» в 15 сотых миллиметра уже сильно ощущается на педали и заметно снижает эффективность торможения. Для его нейтрализации достаточно снять 30 «сотых», или 0,3 мм толщины, — с учетом допустимого износа в 1,5-3 мм для передних тормозных дисков останется еще немало. Биение по толщине диска ощущается куда сильнее, уже 3-5 сотых разницы в толщине соседних «четвертей» практически не дают нормально замедляться. В этом случае проточка еще более эффективна, ведь величина снимаемого слоя будет в пределах 5-10 сотых долей, что практически не скажется на ресурсе диска, но полностью восстановит эффективность его работы.


К сожалению, больше всего приходится «снимать» в случае с банальным неравномерным износом. Неравномерная твердость материала колодок из-за их неравномерного перегрева и спекания или изначально плохого качества способна вызывать колебания толщины диска по диаметру вплоть до 2-3 мм глубиной. Конечно, при таком износе речи о проточке уже не идет, но если процесс на зашел так далеко, то проточка может восстановить работу тормозного диска, и с новыми колодками он начнет новую жизнь — в пределах остатков своего ресурса, конечно.

Тормозные барабаны тоже часто попадают на проточку, тут основная проблема в глубине износа и появлении «буртика» по внутреннему краю диска — он мешает установке колодок. В силу меньшей точности механизма и усилия на колодках допуски на биение достаточно велики, даже 20-30 сотых долей миллиметра биения по диаметру почти не ощущаются на педали, а вот продольные «волны» поверхности и «буртик» мешают как работе колодки, так и операциям по ее замене.


Часто забывают о том, что многое зависит и от качества посадочной поверхности диска. К сожалению, чугун медленно, но корродирует, а в зоне контакта со сталью ступицы электрохимическая коррозия особенно вероятна. Как итог — нарушение геометрии посадки тормозного диска со временем, особенно после длительного простоя автомобиля в неотапливаемом помещении. Часто достаточно минуты работы корщеткой, но если диск протачивается, то полностью восстанавливается и контактная поверхность, резцом с нее снимается минимальный слой, что восстанавливает геометрию посадочного места.

Работа по восстановлению тормозных дисков проводится на обычном токарном станке. В качестве базовой поверхности диска выступает наружная поверхность внутреннего барабана в точке крепления ступицы. На практике это позволяет с достаточной точностью произвести обработку обеих поверхностей трения тормозного диска, его торцевой поверхности и посадочной плоскости.


Каков итог?

Точность выполнения всех операций — порядка 2-3 «соток», что сравнимо с характеристиками недорогих новых дисков и порой выше, чем точность изготовления откровенно дешевых «безродных» китайских вариантов. Конечно, новый тормозной диск гарантированно имеет больший запас толщины, но проточенный будет отличаться от него только по ресурсу, но не по качеству работы. Если же говорить о финансовой выгоде, то она очевидна: средняя цена полной проточки диска со снятием и установкой — 1500 рублей. Для равномерного торможения оси диски протачиваются парами. В итоге получается, что даже при минимальной цене оригинального диска с установкой проточка обходится почти вдвое дешевле, и при этом не теряются необходимые характеристики механизма.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png